Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анализ и интерпретация результатов исследования. Упражнение «Нарисуй свой страх

Тест: «нарисуй свой страх».

Цель применения теста: - выявление наличия детских страхов у детей дошкольного возраста.

Задача: - на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия, переживаний ребенком своих страхов.

Материал для работы: - лист белой бумаги 20х30, цветные карандаши.

Стимульный материал: Детям было предложено на листах бумаги, цветными карандашами нарисовать то, что они больше всего боятся.

Интерпретация теста.

На основании особенностей изображения можно определить:

а) степень развития изобразительной культуры, примитивность изображения или четкость и выразительность образов;

изящество линий, эмоциональную выразительность;

б) особенности обследуемого во время рисования;

в) особенности наличия страхов, количество их, эмоциональное самочувствие обследуемого при рисовании;

г) особенности внутрисемейных отношений.

Пример заключения

В результате анализа рисунков учащихся были получены следующие данные:

Было обследовано 30 детей и среди них 21% изобразили как объект страха привидения.

Вампиров, акул, страшилищ, мумию изобразили 41 % детей. Войну,танки изобразили 6% , темноту, грозу изобразили 6% , животных - 12% , подростков изобразили 3% , дом- 9% , символические образы (паутина, разбитая ваза с цветами)-6% детей.

Таким образом, мы видим, что страхи, тревожность вызывают у дошкольников образы,возникшие в их сознании под влиянием кинофильмов, средств массовой информации. Особенно следует обратить внимание на ситуацию в доме, в семье у детей, изобразивших дом и символические образы. Дети, изобразившие животных, тоже требуют определенной коррекционной работы. В индивидуальной или групповой беседе родителям каждого ребенка необходимо дать определенные советы, установив, с чем связана тревожность именно его ребенка.

Методика диагностики детских страхов (Захаров)

МЕТОД НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Шкалы: страхи детей, тревожность

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА

Методика предназначена для выявления страхов младших школьников в различных сферах общения и деятельности.

Инструкция к тесту

Ребенку предлагается закончить предложения.

1. Когда я думаю о школе…

2. Когда я иду в школу…

3. Когда звенит звонок…

4. Когда я вижу учителя…

5. Когда у нас контрольная…

6. Когда кончаются уроки…

7. Когда я отвечаю у доски…

8. Когда я получаю двойку…

9. Когда учитель задает вопрос, я…

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

В окончаниях заданных предложений проецируются эмоциональные переживания ребенка.

Цель: выявление количества и группы детских страхов

Процедура проведения: проводится в форме анкеты, ребенку задается вопрос: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

Инструкция для ребенка: “Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…”

Страхи можно разделить на несколько групп:

1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)

2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)

3. Страх смерти (умереть)

4. Животных и сказочных персонажей

5. Кошмарных снов, темноты

6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)

7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Какие страхи преобладают, с чем это связано, интенсивность переживания, методика позволяет провести следующую беседу (почему боишься – глубокое интервью).

Стимульный материал

1. Когда остаешься один?

2. Нападения?

3. Заболеть, заразиться?

4. Умереть? 7

5. Того, что умрут твои родители?

6. Каких-то людей?

7. Мамы или папы?

8. Того, что они тебя накажут?

9. Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ?

10. Опоздать в сад (школу)?

11. Перед тем как заснуть?

12. Страшных снов?

13. Темноты?

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей?

15. Машин, поездов, самолетов?

16. Бури, грозы, урагана, наводнения?

17. Когда очень высоко?

18. Когда очень глубоко?

19. В маленькой тесной комнате, туалете (замкнутом пространстве)?

22. Пожара?

23. Войны?

24. Больших улиц, площадей?

25. Врачей (кроме зубных)?

26. Крови?

27. Уколов?

29. Неожиданных резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет)?”

Анализ результатов

На основе полученных ответов на перечисленные вопросы психолог делает вывод о наличии у детей страхов.

Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на наличие предневротического состояния, невроза или тревожности в характере. Таких детей следует в первую очередь относить к группе риска и проводить с ними специальную коррекционную работу (желательно рекомендовать таким детям проконсультироваться у психоневролога).

В процессе беседы могут быть заданы еще два вопроса о наличии страха сделать что-нибудь не так, неправильно и страха не успеть. Вместе со страхом опоздать (вопрос № 10) подобная триада страхов безошибочно указывает на присутствие в состоянии ребенка социальной тревожности как повышенного фона беспокойства. Это может быть и нормой, но не раньше 8-9 лет и в том случае, если опасения не приобретают навязчивый характер.

Детьми мы все чего-то боялись. Остаться одному, темноты, зубных врачей, пиявок и красных рук, вылезающих по ночам из-под кровати. Взрослея, приобретаем букет совершенно других страхов — одиночества, болезней, безденежья, безработицы. Забываются и красные глаза с антресолей, и тени в полутемном пустом коридоре. Даже к стоматологам заглядываем, хотя и с напряженной струной внутри себя. Но забыты ли детские страхи?

Вопреки разуму

Страх — скорее подарок природы, чем наказание. Это тот инструмент, который помог нашим далеким предкам выжить в дикой природе. Именно страх заставлял их быть внимательными, собранными и аккуратными. Здоровый, мобилизующий, он сигнализирует: «Осторожно! Опасно!» Этот страх контролируем. При необходимости его можно преодолеть с помощью разума, воли или эмоций. В экстремальной или просто незнакомой ситуации мы себе говорим: «Соберись, тряпка!» — и действуем так, как подсказывает опыт и голос рассудка.

Между тем, согласно исследованиям Кэролла Изарда , проведенным в 1971 году, страх — именно та эмоция, которую люди меньше всего хотели бы переживать. Тем не менее страх сопровождает нас всю жизнь и лежит в основе гораздо более сложного и социально обусловленного чувства тревоги, которая, помимо страха, базируется еще и на чувстве вины, стыда и целом калейдоскопе других эмоций.

Помимо мобилизующего, есть еще страх парализующий. Его порождает более сложный спектр эмоций, чем просто боязнь за собственную жизнь. Он социальнее по своей природе, и именно он, в силу своей сложности, чаще всего приводит к образованию фобий — бесконтрольного, немотивированного страха. Это может быть боязнь грозы, темноты или красных резиновых сапог.

Проявления страха — беспокойство, сердцебиение, испарина и дикий выброс адреналина — нередко возникают даже в отсутствие самого стимула: достаточно лишь о нем подумать. Большинство современных психологических школ выводят фобические страхи из детства. Если для того, чтобы заполучить фобию в зрелом возрасте, необходимо пережить действительно жесткий стресс, то в младенчестве, когда ребенок открыт всему, приобрести такой« подарок» довольно просто. Причем фобия может развиться в отношении даже самого безобидного явления или существа. Не обязательно это кто-то действительно страшный, как Баба-яга. Это доказал американский психолог Беррес Скиннер , поставив в начале прошлого века эксперимент по искусственному воспитанию фобии. Восьмимесячному ребенку показывали кролика и одновременно роняли металлический поднос вне поля его зрения. Если до опыта зверь вызывал у малыша живой интерес, то после него — только слезы и истерику. Кролик стал для младенца символом дискомфорта и страха. Надо отдать должное экспериментатору: он не только привил испытуемому фобию, но и впоследствии излечил ее.
, идущие из детства, — это память об опасности, реальной или, в большинстве случаев, мнимой или воображаемой. Многие из них базируются на ошибочной интерпретации событий и в таком же иррациональном виде сопровождают нас всю жизнь. Во многом здесь есть вина взрослых, постоянно ставящих на пути между ребенком и миром сложную систему запретов и правил. «Разве нормальный ребенок не заинтересован в познании мира посредством проб и ошибок, следуя своему любопытству, — пишет в своей книге „Открытие бытия“ американский психолог Ролло Мэй . — И если вы будете чинить ему препятствия в удовлетворении этих потребностей, получите только травматическую реакцию». Он подчеркивает: любопытство к миру в определенном возрасте является гораздо более важной потребностью, чем желание безопасности, во многом переоцененное психологами.

Детский страх может закрепиться и перерасти в фобию« благодаря» действиям родителей, которые не умеют или не хотят разделить чувства ребенка. Они убеждают его, что ничего страшного не происходит, могут злиться, ругать малыша или действовать от противного — сунуть в руку паука или столкнуть с надувного матраса, чтобы научить плавать. Подобные поступки, как правило, и приводят к формированию фобии. «Иногда родители транслируют ребенку собственные страхи: например, переходя улицу и ведя за руку малыша, мать при виде машин, которых она опасается, может инстинктивно сжать его ладонь — и это тоже может повлиять на возникновение страха», — комментирует аналитический психолог Жанна Сергеева.

Что вырастает из детских страхов

Детских страхов, способных в том или ином качестве проявиться у взрослых, — великое множество. Самые распространенные причины появления этих страхов — результаты запугивания(разумеется, с педагогическими целями), нервозность и тревожность взрослых при общении с ребенком, большое количество запретов, сильный испуг, шоковые состояния, конфликтные ситуации в семье, длительные переживания или психические потрясения и т. д. Из такого ассортимента с возрастом произрастает самый непредсказуемый букет.

Степень влияния иррациональных детских страхов на поведение взрослого человека велика. Зачастую они неудобны, сопровождаются смешными ритуалами, заставляют испытывать чувство стыда, и преодолеть их самостоятельно не удается. Самый нелепый вариант — это настоящая« реинкарнация» детских боязней. Днем, среди толпы, мы все солидные зрелые люди. Но стоит оказаться в одиночестве в лесу, ночью в деревне или в пустом городе — как в нас просыпается Ребенок. И мы начинаем бояться привидений, духов, малейшего скрипа, теней, игры света, вороха одежды на стуле, темноты. Далеко не все способны преодолеть этот ужас. Наедине с мирозданием в человеке просыпаются гораздо более древние, отпечатанные на генетическом уровне ощущения — физическое понимание своего масштаба перед лицом вселенной и ощущение беззащитности перед силами природы. Спадает привычная завеса социальной защищенности.

Привидения и монстры часто возникают в детских фантазиях, если в семье существуют проблемы — чья-то болезнь, смерть, о которой ребенку не сказали, угроза развода. Дети словно сгущают витающую в воздухе тревогу, материализуют ее в привидение. И чем ближе монстр к кровати малыша, тем более серьезные переживания он испытывает. Но во взрослом возрасте это привидение, от которого ребенок задыхался, может трансформироваться в клаустрофобию, и тогда, например, человек передвигается по городу на такси или наземном общественном транспорте, потому что в метро ему становится плохо.

Убить дракона

« Детский след» прослеживается и в попытке защититься от иррациональных страхов столь же иррациональным поведением. Из триллера в триллер кочует сюжет, когда жертва убегает по ночной улице от преследователя в свете уличных фонарей, как модель по подиуму, хотя здравый смысл подсказывает держаться более темных участков, где ты менее виден и где легче спрятаться. Однако мрак пугает сильнее, чем конкретный человек с ножом, — мало ли кто там еще прячется.

Точно так же появляется система маленьких ритуалов, призванных охранить и оберечь. И в случае их нарушения мы испытываем внутренний дискомфорт. Логика этих действий посторонним людям непонятна, потому подобного рода нейтрализация страхов может вносить вполне ощутимые неудобства в обыденную жизнь.

Жанна Сергеева рассказывает о прецеденте лечения детского страха: «Родители разрешили сыну защищаться от Бабы-яги, которой он боялся. Малыш спал с игрушечным мечом, а на подоконнике выстроил армию роботов и солдатиков. Когда страх ослаб, мальчик начал рисовать Бабу-ягу, разговаривать о ней, и родители поддерживали его в этом: любую фобию надо не отрицать или стараться задавить, а общаться с ней и понимать ее происхождение. Так вскоре ребенок перестал бояться». Но если у детей ритуальные действия вполне понятны и логичны, то у взрослого такие методы явно вступают в конфликт и с жизненным опытом, и со здравым смыслом.

В зависимости от серьезности, психологической конституции человека и конкретной жизненной ситуации, затаившиеся детские страхи могут вызывать целую гамму проявлений — от милых чудачеств до тяжелых расстройств психики. Что же нам делать со всеми этими« скелетами в шкафу»? Во‑первых, психологи рекомендуют воспитывать в себе Взрослого — ту часть личности, которая отвечает за самостоятельность, ответственность, аналитическое восприятие действительности, принятие и реализацию волевых решений.

Любой иррациональный страх связан с Внутренним Ребенком. И практически все направления психологии работают с детскими фобиями, помогая поднять их со дна памяти и заново переосознать уже в рамках имеющегося жизненного опыта, постепенно принять своих« монстров».

ТЕКСТ: Денис Грачев

психологические упражнения для тренингов

Упражнение «Нарисуй свой страх»

Цель : преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Время : 40 м.

Материалы : цветные карандаши либо фломастеры, бумага А4.

Процедура : Участникам предлагается нарисовать свой страх и ему дать имя. Участники по очереди рассказывают о своих рисунках. Идёт обсуждение. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Вопросы:

  1. Что изображено на рисунке? Расскажи о нём подробнее.
  2. Какие ощущения у тебя возникали во время рисования?
  3. Какой способ избавления от страха ты выбрал? Какой этот страх сейчас?
  4. Какие ощущения у тебя возникали во время «избавления»?
  5. Изменилось ли твоё отношение к данному страху теперь?
19.01.2012
Психолог
Многие дети напрямую просьбу нарисовать свой страх по понятным причинам отвечают отказом, а если не отказываются прямо, то саботируют выполнение задания. Настаивание/уговоры в этом случае приводят к "культивированию" страхов, а не к их изживанию. Для работы со страхами больше подходит картинка страха, которую ребенок сделал НЕ СВОИМИ руками. В легких случаях, когда страх не перешел в невроз Можно применить следующее упражнение.

ВНИМАНИЕ! НЕ ПСИХОЛОГАМ НЕ ПОВТОРЯТЬ!!! Дана только суть упражнения. Применение упражнения требует освоение специальных методик!!!
1. Ребенок рисует себя в "безопасном месте".
2. Обсуждается, что/кто в этом месте есть, а кого/чего нет.
3. У ребенка спрашивается, где его страх.
4. Страх рисуется на отдельном листе.
Далее работа по известным методикам.
Важно, что происходит разделение себя и страха. Тогда страх рисуется более искренне и результат более эффективен.


24.01.2012
Диляра
Очень эффективное упражнение, проверено на практике. Но к сожалению не всем детям легко удается диссоциировать себя от страха. Это одна из "развитых" психзащит. Тогда необходимо проработать сначала способность ребенка к "Диссоциации" на других примерах, а затем рисовать.
03.02.2012
Татьяна,психолог
Когда страхи трансформировались,имеют плотный скрытый характер,хорошо работает техника рисование гуашью на стекле.Предлагается нарисовать что хочешь,плавно входишь, что нравится,что нет и т.д.нюанс в том, что быстро можно стереть,значит быстрый уход,нет тяжести потери,а главное все потихоньку стирается иработаешь с страхом в чистом виде, который при необходимости быстро можно свернуть.Из практики могу сказать это 5-8 арт-терапевтич. занятий.Результат 90-95%,это прием из школы Копытина
08.04.2012
Злой психолог.
И вы серьёзно думаете, что изменив рисунок бессознательное ребенка воспримет это изменение? Бред.
Работа неполная, а лишь начало долгой работы по коррекции фобий и страхов.

03.12.2012
шлюха
ппппппппппппппппппппппппппп как смешно
27.01.2013
7passion-психолог
Как правило многие детки о страхах не говорят или говорят "ничего не боюсь" в этом случае помогает фраза "а когда ты был маленьким, чего боялся" Тут ребенок легко делится тем, что беспокоит. И не стоит бояться говорить с детьми про их страхи, чем чаще они о них говорят, рисуют и т.п., тем быстрее происходит отреагирование накопившихся эмоций и тем легче страх проходит.
15.04.2015 Я когда была маленькой я сначала рисовала свой страх а потом раскрашивала рисунок.Ачерез день не боялась.
09.03.2017
Екатерина
Хорошее упражнение, мне нравится! Самое главное начать, а потом ребенок сам уже научается и неосознанно все свои страхи переносит на свои рисунки и если с ним поговорить и обсудить эти рисунки у ребенка часть проблем уже решается само собой! Я со своим ребенком люблю работать по рисункам)

Все дети в определенном смысле – художники. Каждый ребенок, начиная с 2–3 лет, с увлечением рисует. Изобразительная деятельность для маленького ребенка естественна и приятна, и только к подростковому возрасту тяга к рисованию остается лишь у художественно одаренных детей. Изобразительная деятельность формируется по мере становления психики ребенка и может в известной степени служить показателем его психического развития. В детском рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы и личности малыша.

Рисунки детей отличаются от рисунков взрослых, так как для ребенка рисование является не искусством, а речью. У малыша осознание окружающего происходит быстрее, нежели накопление слов, поэтому рисование дает ему возможность легко выразить то, что он переживает. Поэтому рисунок может дать ценные сведения.

Все дети проходят одни и те же стадии развития рисунка:

Доизобразительный этап

(от 1,5 до 3,5 лет). Это период каракулей, марания, когда ребенку интересен сам процесс оставления следов на бумаге (или другой поверхности) и неважен результат деятельности. Цвет на этом этапе тоже не имеет смыслового значения: малыш пробует, изучает, экспериментирует.

Изобразительный этап

Он более продолжителен и многообразен:

  • Рисунок с примитивной выразительностью (от 3 до 5 лет). Ребенок пытается не просто рисовать, а изобразить что-то – правда, получается у него это очень схематично. Например, изображая человека, малыш рисует «головонога».
  • Схематичный рисунок (6–7 лет). Ребенок начинает различать мимику, движение и эмоции в рисунке.
  • Правдоподобные изображения , когда у ребенка появляются навыки рисования, и рисунок уже теряет свою детскость.

Интерпретация детского рисунка

Работа 5-летнего мальчика вызывает вопросы. Так происходит, когда рисунок, с одной стороны, дает мало диагностической информации по простоте сюжета, а с другой – настораживает определенными моментами. Эта картинка немного не соответствует возрасту ребенка. Рисунок характерен для малыша 3–4 лет (стадия каракулей с элементами схематичного изображения), что может свидетельствовать о возможной задержке психического развития мальчика (но не обязательно!) либо о том, что у него слабо сформированы графические навыки.

С учетом сюжета (мальчик рисовал любимых героев Angry Birds), скорее всего, развитие ребенка не вызывает опасений, и говорить можно лишь о слабой моторике руки и недостаточности навыков рисования. Цветовое оформление рисунка вполне соответствует выбранному сюжету и вполне реалистично.

На картинке мы видим «рожицы» с глазами и ртами – это начальная стадия изображения человека и других живых существ. По формальным характеристикам в рисунке можно выделить «правильное» расположение изображения на листе (в центре), стандартный, средний его размер, что служит признаком нормальной зрительно-пространственной ориентации мальчика. Однако хаотичность линий, сильный нажим при раскрашивании и слабый при основном рисовании контуров – признак возможной эмоциональной неустойчивости ребенка, быстрой смены его состояний (например, периоды активности часто чередуются с периодами вялости). Рисунок небрежен, что может говорить об импульсивности автора, но видно, что ребенок может контролировать свою руку (раскрашивание мало заходит за контур), поэтому вероятнее предположить малую значимость для автора сторонней оценки. Об этом же свидетельствует и низкая детализированность рисунка.

В картинке доминируют темные тона (черный, коричневый, фиолетовый), что может говорить о пониженном настроении. Прорисовка отдельных элементов множественной линией, с сильным нажимом, в разных направлениях характерна для проявлений тревоги. Зачерненные глаза, рот с зубами считаются признаками страха и агрессивных проявлений.

Вывод психолога

Анализируя данный рисунок, можно сделать вывод о недостаточных для 5 лет навыках изобразительной деятельности мальчика и слабой моторике. Судя по рисунку, можно предположить, что у ребенка подвижная нервная система, часто наблюдается смена настроения и поведения, но довольно хороший самоконтроль для его возраста. Его нельзя назвать гиперактивным и неуравновешенным. Вероятно, в тот отрезок жизни, на который пришлось исполнение рисунка, мальчик был встревожен, испытывал чувство страха (возможно, вполне определенного), поэтому защищался – вел себя агрессивно и настороженно. Однако без дополнительных наблюдений за поведением и игрой ребенка сказать это с определенностью не представляется возможным.

Дорогие читатели, ждем рисунки ваших детей по адресу: [email protected] В сопроводительном письме укажите, пожалуйста, имя и возраст ребенка.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Коренные жители хабаровского края
Черно-желто-белый флаг как официальный флаг российской империи
Датский язык был родным для матери