Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Бережной игорь александрович. выдающийся конструктор авиационно-космической техники, главный конструктор КБ автоматических систем, профессор, доктор физико-математических наук

Об этом загадочном убийстве написаны многочисленные статьи в печатных и электронных СМИ, а в конце 2017 года телеканал «Россия» показал документальный фильм-расследование «Бомба для главного конструктора». Однако никому из авторов этих материалов так и не удалось ответить на главные вопросы: кто же все-таки заказал и убил в феврале 1981 года главного конструктора Куйбышевского конструкторского бюро автоматических систем Минавиапрома СССР (ККБАС) Игоря Александровича Бережного.

Как убили конструктора

Как писало издание «Самарское обозрение», Бережной погиб 4 февраля 1981 года в Москве , где находился в служебной командировке. Из столицы конструктора кто-то попросил привезти лекарства. И когда Бережной сел в машину и открыл коробку, взрыв разнес автомобиль на части. Тело убитого конструктора было настолько обезображено, что покойного хоронили в закрытом гробу. Водителя ученого контузило, больше в результате сработавшего взрывного устройства никто не пострадал.

Кем он был Профессор, доктор наук И. А. Бережной с 1972 года возглавлял ККБАС, которое ранее называлось ОКБ «Шасси самолетов и вертолетов». Как специалиста его ценили такие авиаконструкторы, как А. Туполев, О. Антонов и В. Мясищев. Он был автором свыше 200 научных разработок в области авиастроения. Наибольшую известность конструктору принесла лазерная система посадки самолетов «Глиссада». Однако, как пишет издание «Волжская коммуна», сразу же после убийства Бережного (расследование велось КГБ) в его конструкторском бюро вскрылись многочисленные махинации, в которых фигурировали подчиненные Игоря Александровича. Следователи утверждали, что Бережной не мог не знать об этих преступлениях. Сотрудники секретного КБ, судя по результатам следствия, в больших масштабах присваивали выделяемые для бюро товарно-материальные ценности, главным образом советский дефицит того времени: от мебели и телевизоров до импортной кино- и фотопленки. По данным фактам было возбуждено уголовное дело. Общая сумма нанесенного государству ущерба составила свыше 20 тысяч рублей.

Основные версии покушения

Это убийство называют первым заказным в истории позднего СССР. Бережной занимал высокое положение в Куйбышеве , его прочили в секретари горкома партии. По обвинению в мошенничестве арестовали четверых подчиненных главного конструктора КБ. При задержании один из них успел отравиться, другой воткнул в себя нож, но его откачали. Куйбышевский судья А. А. Щупаков, занимавшийся разбирательством данного дела, уверял в своем интервью «Волжской коммуне», что Бережной явно помогал списывать ценности. По одной из версий, прозвучавшей в фильме «Бомба для главного конструктора» от лица бывших конструкторов, работавших в ККБАС, заказное убийство было связано именно с незаконной деятельностью КБ. В частности, самолеты секретного предприятия часто использовались не по назначению партийной верхушкой Куйбышева, якобы в этой авиатехнике была заинтересована мафия, собиравшаяся перевозить на ней некие грузы.

«Самарское обозрение» приводит и экзотическую гипотезу убийства Бережного, которая связана с любимой бортпроводницей Л. И. Брежнева. Единственный доживший до наших дней фигурант уголовного дела, возбужденного по факту злоупотреблений в ККБАС, В. Нехорошев, получивший условный срок, считает, что Бережного просто показательно убрали, чтобы другие видные советские конструкторы «не высовывались». Якобы системой «Глиссада», разработанной под руководством Игоря Александровича, очень интересовались американцы, и они хотели переманить ученого в США . Противники этой версии утверждают, что ничего особенного в «Глиссаде» не было, более того, ее параметры в свое время публиковала «Правда».

В конечном итоге никто не был обвинен в убийстве И. А. Бережного (с одного из подчиненных главного конструктора, осужденного впоследствии за финансовые махинации в КБ, их сняли). Авторы фильма «Бомба для главного конструктора» запрашивали информацию об уголовном деле, возбужденном по факту убийства, в архивах ФСБ и Генпрокуратуры . Но эти службы сообщили, что никакими материалами они не располагают. Таким образом, вопросы, кто и за что убил главного конструктора в 1981 году, сегодня так и остаются без ответов.

Его не стало более 20 лет назад. Он жил не так, как все, и покинул жизнь по-особому - взлетев на воздух во взорвавшемся автомобиле. Этот взрыв сразу же получил славу первого заказного убийства в СССР. Убийства, правду о котором, может быть, знали лишь сотрудники КГБ, которые так и не ответили на вопрос, за что погиб Игорь Бережной -один из легендарных конструкторов лазерной техники, создатель некогда сверхсекретного конструкторского бюро автоматизированных систем в Зубчаниновке, где, как считала западная разведка, создавалось оружие для звездных войн.

Бережной рос в особую эпоху физиков и лириков, романтиков и поэтов, в то время, когда всем казалось, что до пыльных тропинок далеких планет рукой подать, и что первый, кто увидит далекие звезды, станет гражданин СССР А как же иначе? Иначе получалось, что все усилия гигантской страны летят в трубу Так оно, увы, и было. Но до поры романтика делала свое дело, число "физиков", готовых бороться за прогресс и строить космолеты, росло.

Во внешности Бережного было что-то знакомое по фильмам той эпохи о научной среде: строгий костюм, галстук. Этим он сразу же выделялся из общей студенческой массы, предпочитавшей спортивные куртки и лыжные шаровары.

Он поступил в КуАИ в 1951 году Рассказывают, что студент Бережной не был отличником и лекции посещал далеко не все. Игорь делил предметы на нужные и ненужные. По первым у него, как правило, были пятерки, по интересующим его темам он очень часто выступал с научными докладами. Ненужные предметы сдавал с грехом пополам, а комсомольские и прочие собрания практически не посещал. Хотя позже все-таки вступил в партию и даже получил репутацию убежденного коммуниста. В те годы занять руководящий пост без партбилета было невозможно. Студента Бережного интересовали проблемы строительной механики оболочек - тема, которая была тесно связана с созданием космических летательных аппаратов. Вскоре после поступления в институт он начал работать, сначала на кафедре физики, потом на кафедре прочности летательных аппаратов. Заработанные деньги тратил в основном на книги. Рассказывают, что он их складывал в огромный старинный сундук, который приятели в шутку называли его приданым. Как ни странно, в аспирантуру он поступил не сразу Молодой выпускник КуАИ получил распределение в Воронеж, где пять лет проработал простым инженером в тамошнем филиале КБ Туполева. Будущий учитель Бережного академик Ивлев, известный ученый, специализирующийся по проблемам идеальной пластичности материалов, встретил инженера, пожелавшего поступить в аспирантуру, прохладно. Он предложил Бережному продолжить разговор после того, как тот познакомится с проблемами идеальной пластичности и несколькими разделами высшей математики, как минимум в объеме университетского курса. Инженер явился через два месяца и приятно удивил своими новьми познаниями. Через два года они в соавторстве опубликовали работу о поведении пластических сред в самом престижном научном издании "Доклады Академии наук". Так Бережного заметил патриарх отечественного авиастроения Андрей Николаевич Туполев.

В середине 60-х каждый ведущий авиаконструктор проектировал собственные шасси для самолетов. Хотя многим было ясно, что назрела необходимость унификации. Минавиапром решил создать КБ, которое бы решило эту задачу. Руководителя КБ, которое планировалось организовать в Куйбышеве, долго не могли найти. Никто из потенциальных кандидатов на этот пост - руководителей отделов шасси ведущих КБ - ехать сюда не хотел. Тогда знаменитый конструктор предложил кандидатуру Бережного. Игорю Александровичу был всего 31 год. Ему пришлось создавать новое ОКБ "Шасси самолетов и вертолетов" буквально с нуля.

Он набирал таких же, как и он - молодых, но умеющих работать, готовых, как и он, сидеть до часу ночи над проектом. Кстати, внеурочная работа в КБ поощрялась. Правда, по большей части морально. Рассказывают, что Бережной нередко вызывал молодых конструкторов и подавал им идею, которую те потом доводили до ума. Сам же генератор идей никогда не ставил свою фамилию в списке авторов.

Как менеджер Бережной далеко опередил свое время. Коллеги говорят, что ему удавалось грамотно руководить всеми сторонами жизни предприятия. Считалось, что трудиться в КБАС престижно. В стране уже начиналась эпоха великого дефицита, но сотрудникам выдавались продуктовые пайки - мясо, масло и прочие дефицитные тогда продукты. Благодаря решению руководителя сотрудники получили возможность постоянно отдыхать на юге, куда летали вместе с членами семьи бесплатно на самолете КБ. Благодаря усилиям генерального работники КБ регулярно получали жилье, а рядом с КБАС был построен жилой дом. Видимо, для того, чтобы физики могли заниматься наукой днем и ночью. Несмотря на жесткую манеру руководства, Бережного любили. Он всегда внимательно выслушивал жалобы всех сотрудников, включая и вахтеров, и по мере сил старался решать их проблемы. Но не терпел малейшей неаккуратности. Сотрудники до сих пор вспоминают, что ему нельзя было подавать на подпись бумагу с чуть-чуть помятым уголком. Каждый день начинался с планерки, на которой выдавались специальные карточки с указанием срока сдачи задания. Если срок был упущен, наказание в виде лишения премии или выговора следовало незамедлительно.

Выражаясь современным языком, Бережной придавал большое значение имиджу. Сотрудники до сих пор вспоминают, как во время командировок в Москву он брал с собой аккуратно сложенные сорочки, чтобы каждый день появляться в свежей. Заботился он и об имидже сотрудников. Одно время в КБ было модно играть в домино. Он запретил эту игру как неинтеллектуальную. Сотрудники КБ, по его мнению, должны были играть в теннис. Сам генеральный конструктор любил активный отдых, увлекался подводным плаванием и даже имел разряд мастера спорта. В Москве для занятий дайвингом Бережного и его сотрудников был даже арендован бассейн. Впрочем, сам Бережной сменил это увлечение на более экзотичный по тем временам виндсерфинг, которым занимался на Волге неподалеку от Ширяево, вызывая любопытство сельчан. В этом селе он купил небольшой домик. Позже никто не мог поверить, что руководитель крупного КБ может жить так скромно. Говорят, что по советским временам он неплохо зарабатывал, но никогда не тратил деньги на какие-то предметы роскоши, золото, драгоценности. Единственной его страстью была деревянная утварь с хохломской росписью, которую он коллекционировал.

Всё это время его жизнь оставалась засекреченной. Для "врагов Родины", то есть для человечества за железным занавесом, он просто не существовал. Засекречены были и обстоятельства его гибели, которую посчитали первым заказным убийством в СССР.

Конечно, странные убийства случались и раньше. Достаточно вспомнить судьбу таких партийных руководителей, как Федор Кулаков или Пётр Машеров. Но их гибель была связана с борьбой за власть. Авиаконструктор Бережной не стремился во власть, не был диссидентом. Способ убийства был выбран также не характерный для тех лет. Специалисты из КГБ устраивали автокатастрофы, инсценировали самоубийства, использовали яды, но взрывали. Криминальный предпочитал использовать огнестрельное или холодное оружие, а не взрывчатку. Это произошло в феврале 1981 года. Авиаконструктор приехал в Москву по служебным делам. Как стало известно позже, его попросили привезти из столицы дефицитное лекарство. В назначенном месте водителю передали коробку. Ни у кого из пассажиров - ведущих руководителей КБАС - не возникло ниаких подозрений. Водитель съездил в аэропорт, потом вернулся за Бережным. Игрь Александрович сел в машину и попытался открыть "подарок". Водитель в это время вышел, чтобы протереть лобовое стекло. В этот момент раздался взрыв. Очевидцы рассказывали, что автомобиль развалился, как картонная коробка. Крыша кабины повисла на дереве на уровне 3-го этажа. Водитель получил контузию и долгое время находился в больнице. Тело конструкгора было обезображено. Гроб выставили для прощания в ДК им. Кирова, но открыли его ненадолго. На месте лица сослуживцы увидели лишь восковую маску.

Следствием занялось управление КГБ по Самарской области. Скандальное дело курировал сам тогдашний руководитель КГБ и будущий генсек Юрий Андропов. Первоначально следствие активно разрабатывало бытовую версию. Со временем пришлось признать ее несостоятельность. Отмели в сторону и разговоры об ударе из-за рубежа. Напряженность вокругдела долго не спадала. К журналистам, интересовавшимся причинами гибели, приходили сотрудники КГБ, мать конструктора жаловалась на то, что периодически ей звонили и угрожали. Позже ходили полумифические слухи о том, что эта смерть может быть связана с некими отношениями между конструктором и любимой бортпроводницей Леонида Брежнева. Но слухи так и остались слухами, и до сих пор неизвестно, почему погиб создатель КБАС. Рассказывают, что его мать до конца своих дней мечтала узнатъ правду о смерти сына. Она пережила его на 20 лет, но так и не дождалась ответа.

С потерей Бережного КБАС покатился под откос. Окончательно его добила перестройка, в ходе которой выяснилось, что стране больше не нужны ни физики, ни лирики, ни пыльные тропинки, ни лазеры с перестраиваемой частотой. Помещения на территории бюро опустели, контрольно-следовая полоса постепенно исчезла, ушла " в прошлое и сверхсекретность. Сотрудники КБ, оказавшиеся в тяжелом материальном положении, в большинстве своем покончили с наукой и в лучшем случае занялись ее практическим применением. А вместо строительства лазеров на территории КБ сегодня разливают воду "Капель". По иронии судьбы компанию, занимающуюся этим проектом, возглавляет тоже бывший конструктор лазерных систем.

28 марта 2018 года курсанты 21 курса ВИ (ИТ) посетили музей военной истории «Неизвестная неоконченная война» в храме Иконы «Божией Матери Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице.

Посещение курсантами ВИ(ИТ) военного музея в Скорбященском храме на Шпалерной улице началось с апреля 2017 года. С этого времени экскурсии в этот музей военной истории, организуемые преподавателями кафедры №10 и осуществляемые в рамках курса культурологии, при изучении темы «Военная культура и культура личности военнослужащих», становятся традицией нашего института. Курсанты ВИ(ИТ) приняли участие в более чем десяти мероприятиях (экскурсиях и акциях памяти), проводимых храмом. Только в марте 2018 года музей посетили четыре группы 21 курса и группа офицеров факультета переподготовки и повышения квалификации.

Храм Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находится в трех минутах ходьбы от корпусов ВИ(ИТ), на пересечении улицы Шпалерной и проспекта Чернышевского. С нашим институтом его связывает многое. Здание храма было создано по проекту архитектора Луиджи Руска, создавшего комплекс зданий казарм Кавалергардского корпуса, на месте которых ныне располагается наш институт. Важно и другое: это храм, в котором бережно хранят память о военной истории России, чтят память воинов, отдавших свои жизни за Отечество.

Настоятель храма, протоиерей Вячеслав (Харинов) видит перед собой задачу в сохранении живой памяти о погибших героях и, что особенно важно, в патриотическом просвещении наших современников. “Именно духовность делала наших воинов сильнее врага, сильнее прекрасно вооруженной немецкой армии”, - считает отец Вячеслав.

При храме отцом Вячеславом создан военный музей «Неизвестная неоконченная война», посвященный обороне и блокаде Ленинграда. Основу этого небольшого музея составляют предметы, хранящие живую память о войне. Здесь курсанты могут увидеть подлинные солдатские вещи, подержать их в руках. Это оружие, личные вещи и предметы солдатского быта, письма фронтовиков.

Большинство экспонатов найдены участниками поисковых отрядов в окрестностях Петербурга, в местах, где происходили тяжелейшие и кровопролитнейшие бои Великой Отечественной войны. За каждым из этих экспонатов судьбы людей, история их подвига, героической жизни и смерти.

Экскурсия по храму и музею «Неизвестная неоконченная война» заканчивается по традиции в трапезной храма за чашкой чая. Здесь продолжается беседа отца Вячеслава с курсантами о важных вопросах, актуальных для молодых людей: жизни и смерти, любви и вере, духовной силе человека, служении Родине.

Такие экскурсии имеют важное воспитательное значение: патриотическое воспитание должно быть основано на бережном уважительном отношении к памяти воинов, отдавших свои жизни за Отечество, на чувстве сопричастности к их жизни и подвигу.

Эйхенбаум О.А.

21 апреля 1934 - 1981

выдающийся конструктор авиационно-космической техники, главный конструктор КБ автоматических систем, профессор, доктор физико-математических наук

Биография

Поступил в Куйбышевский авиационный институт в 1951 году. Работал на кафедре физики, затем на кафедре прочности летательных аппаратов.

Убит в феврале 1981 года - взорван в служебном автомобиле во время командировки в Москве. Считается жертвой первого заказного убийства в СССР. Расследованием убийства занималось КГБ и лично Андропов Ю. В. Разультаты расследования неизвестны.

Основные публикации

  • О кручении призматических стержней из идеально пластического материала с учётом микронапряжений // Журнал прикладной механики и технической физики. - 1963. - № 5. - С. 154-157. (совм. с Д. Д. Ивлевым)
  • О влиянии вязкости на механическое поведение упруго-пластических сред // Доклады АН СССР. - 1965. - Т. 163. - № 3. - С. 595-598. (совм с Д. Д. Ивлевым)
  • О диссипативных функциях в теории вязкопластических сред // Проблемы механики сплошной среды (к 60-летию академика В. В. Новожилова). - 1970. - С. 67-70. (совм. с Д. Д. Ивлевым, Е. В. Макаровым)
  • О деформационных моделях теории пластичности и сплошных сред // Прикладная математика и механика. - 1970. - Т. 40. - Вып. 3. - С. 553-557. (совм. с Д. Д. Ивлевым, Е. В. Макаровым)
  • О приобретенной анизотропии пластических тел // Механика сплошной среды и родственные проблемы анализа. Сб. статей, посв. 80-летию академика Н. И. Мусхелишвили . М., 1972. С. 601-605. (совм. с Д. Д. Ивлевым, В. В. Дудукаленко)
  • О построении модели сыпучих сред исходя из определения диссипативной функции // Основы пластичности: Сб. трудов симпозиума. Варшава, 1973. С. 601-605. (совм. с Д. Д. Ивлевым, В. Б. Чадовым)
  • О построении модели сыпучих сред на основе диссипативных функций // Доклады АН СССР. - 1973. - Т. 123. - № 6. (совм. с Д. Д. Ивлевым, В. Б. Чадовым)
  • О некоторых моделях, построенных на основе механизмов упругости, вязкости и пластичности с переменными определяющими параметрами // Известия АН СССР. Механика твердого тела. - 1974. - № 1. (совм. с Д. Д. Ивлевым, Н. В. Герасимовым)
  • О функции нагружения для идеально пластических моделей // Избранные проблемы прикладной механики: Сб. статей, посв. 60-летию академика В. Н. Челомея. М., 1974. С. 113-117. (совм. с Д. Д. Ивлевым, В. И. Цейлером)
  • О построении поверхностей сложных жесткопластических моделей // Механика деформируемых тел и конструкций: Сб. статей. М.: Машиностроение, 1975. С. 62-70. (совм. с Д. Д. Ивлевым, В. И. Цейлером)
  • О течении жидкости с управляемой вязкостью // Доклады АН СССР. - 1975. - Т. 223. - № 3. - С. 582-584. (совм. с Д. Д. Ивлевым, Н. В. Герасимовым, В. И. Цейлером)
  • О некоторых экспериментах со сходящимися кольцевыми волнами на поверхности тяжелой жидкости // Доклады АН СССР. - 1975. - Т. 223. - № 4. - С. 810-811. (совм. с Д. Д. Ивлевым, Р. К. Логвиновой)
  • Об определяющих неравенствах в теории пластичности // Доклады АН СССР. - 1976. - Т. 227. - № 4. - С. 824-826. (совм. с Д. Д. Ивлевым)
  • Диссипативная функция в теории пластичности // Механика деформируемого тела: Межвуз. сб. Куйбышев, 1977. Вып. 3. С. 5-22.
  • Лазер ведет на посадку // Гражданская авиация. - 1978. - № 9. - С. 26-27. (совм. с Д. Д. Ивлевым)
  • Об интегральных неравенствах теории упругопластического тела // Прикладная математика и механика. - 1980. - Т. 44. - № 3. - С. 540-549. (совм. с Д. Д. Ивлевым)
  • Определяющие неравенства в теории упругопластического тела: Тезисы докл. V Всесоюзный съезд по теоретической и прикладной механике. Алма-Ата, 1981. (совм. с Д. Д. Ивлевым)

Это убийство называют первым заказным в истории позднего СССР. Бережной занимал высокое положение в Куйбышеве, его прочили в секретари горкома партии. По обвинению в мошенничестве арестовали четверых подчиненных главного конструктора КБ. При задержании один из них успел отравиться, другой воткнул в себя нож, но его откачали. Куйбышевский судья А.А. Щупаков, занимавшийся разбирательством данного дела, уверял в своем интервью «Волжской коммуне», что Бережной явно помогал списывать ценности. По одной из версий, прозвучавшей в фильме «Бомба для главного конструктора» от лица бывших конструкторов, работавших в ККБАС, заказное убийство было связано именно с незаконной деятельностью КБ. В частности, самолеты секретного предприятия часто использовались не по назначению партийной верхушкой Куйбышева, якобы в этой авиатехнике была заинтересована мафия, собиравшаяся перевозить на ней некие грузы.

«Самарское обозрение» приводит и экзотическую гипотезу убийства Бережного, которая связана с любимой бортпроводницей Л.И. Брежнева. Единственный доживший до наших дней фигурант уголовного дела, возбужденного по факту злоупотреблений в ККБАС, В. Нехорошев, получивший условный срок, считает, что Бережного просто показательно убрали, чтобы другие видные советские конструкторы «не высовывались». Якобы системой «Глиссада», разработанной под руководством Игоря Александровича, очень интересовались американцы, и они хотели переманить ученого в США. Противники этой версии утверждают, что ничего особенного в «Глиссаде» не было, более того, ее параметры в свое время публиковала «Правда».

В конечном итоге никто не был обвинен в убийстве И.А. Бережного (с одного из подчиненных главного конструктора, осужденного впоследствии за финансовые махинации в КБ, их сняли). Авторы фильма «Бомба для главного конструктора» запрашивали информацию об уголовном деле, возбужденном по факту убийства, в архивах ФСБ и Генпрокуратуры. Но эти службы сообщили, что никакими материалами они не располагают. Таким образом, вопросы, кто и за что убил главного конструктора в 1981 году, сегодня так и остаются без ответов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные