Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Черепнин, лев владимирович. Черепнин, Лев Владимирович: биография Смотреть что такое "Черепнин, Лев Владимирович" в других словарях

(1981, посмертно).

Лев Владимирович Черепнин
Дата рождения 30 марта (12 апреля)
Место рождения
Дата смерти 12 июня (1977-06-12 ) (72 года)
Место смерти
Страна
Научная сфера история России , историография
Место работы МГУ , МГИАИ , МГИМО , АОН при ЦК КПСС
Альма-матер МГУ
Учёная степень доктор исторических наук (1947)
Учёное звание академик АН СССР (1972)
Научный руководитель С. В. Бахрушин ,
М. М. Богословский ,
А. И. Яковлев
Известные ученики Я. Е. Водарский ,
А. Д. Горский ,
Б. М. Клосс ,
В. И. Корецкий ,
А. М. Сахаров ,
А. Н. Сахаров ,
Н. В. Синицына
Известен как археограф , медиевист
Награды и премии

Семья

  • Дед - Алексей Иванович Черепнин, агроном и историк, активно участвовал в работе Рязанской архивной комиссии.
  • Отец - Владимир Алексеевич Черепнин, историк и юрист.
  • Мать происходила из семьи священника, умерла при родах.

Образование и учёные степени

В 1948 году деятельность ставшего к тому времени профессором Черепнина была подвергнута резкой критике, на Учёном совете в докладе директора института его труды были объявлены безыдейными, научно-бесплодными и отдающими предпочтение формальным моментам, а не диалектической логике . В он вторично был подвергнут «проработке» - на этот раз на общем собрании сотрудников института - и был вынужден его покинуть.

Исследовательская работа

Профессионально занимался изучением генезиса феодализма у восточных славян , образования и характера Древнерусского государства , периода удельной раздробленности , социально-экономических и политических условий образования и развития Русского централизованного государства , становления сословно-представительной монархии и её перерастания в абсолютную , крестьянских войн XVII-XVIII веков, культуры и общественной мысли России. Автор работ в области историографии и вспомогательных исторических дисциплин. Один из первых советских учёных, начавших разработку теоретических и методологических вопросов источниковедения. Создал научную школу в области медиевистики .

Анализируя процесс централизации Российского государства, находил его экономические и социальные основания в аграрной сфере. Считал, что общий подъём сельского производства в результате значительной внутренней колонизации способствовал изменению, уплотнению сети расселения и типов поселений в сельской местности. В свою очередь, это вело к эволюции отношений собственности в светском и церковном секторах и к укреплению на этой основе социальной базы политического объединения.

Внёс значительный вклад в изучение Земских соборов как сословно-представительных учреждений, в своей монографии, вышедшей в 1978 году , ввёл в оборот новые источники, анализировал деятельность соборов во взаимосвязи с социальным и политическим контекстом, дал наиболее полную сводку по истории Земских соборов и близких к ним представительных собраний. Как специалист по истории Земских соборов Черепнин избирался вице-президентом Международной комиссии по истории представительных и парламентских учреждений.

По его инициативе или при его участии вышли в свет ранее не опубликованные работы российских историков, а также переизданы уже выходившие в свет, но ставшие библиографической редкостью работы. Среди них: «Избранные труды» Б. Д. Грекова в 5 томах (вышло только 4), «Избранные произведения» М. Н. Покровского в 4 книгах, «Научные труды» С. В. Бахрушина в 4 томах, монографии К. В. Базилевича , И. У. Будовница и др. Являлся редактором переиздания «Истории России » С. М. Соловьёва в 15 книгах (1959-1966).

Труды

Основные научные труды:

  • Русские феодальные архивы XIV-XV вв. Ч. 1-2. М., 1948-1951.
  • Черепнин Л. В. Русская палеография. - М. : Издательство политической литературы , 1956. - 616 с. - 8000 экз. (в пер.)
  • Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках: Очерки социально-экономической и политической истории Руси / ; Оформление художника В. Кузякова. - М. : Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз), 1960. - 900 с. - 10 000 экз. (в пер., суперобл.)
  • Древнерусское государство и его международное значение / Авторы:

Краткая биография: Лауреат Государственной премии (1981, посм.). Родился в семье юриста. Мать Черепнина умерла при его родах. Окончил гимназию в Рязани, после чего – в 1921 – 1922 гг. учился в Рязанском педагогическом институте, слушал лекции С. В. Бахрушина, А. И. Яковлева, М. Д. Петрушевского на факультете общественных наук МГУ, куда его не приняли за непролетарское происхождение.

В 1926 – 1929 гг. учился в аспирантуре Института истории РАНИОН, во время учёбы вместе с С.Б. Веселовским участвовал в обработке вотчинного архива Троице-Сергиевой лавры. После окончания аспирантуры работал помощником заведующего отделом рукописей Государственной библиотеки им. В. И. Ленина.

Арестован по «академическому делу» в ноябре 1930 г. и приговорён к 3 г. лишения свободы, заключение отбывал на двинских камнеразработках в Северном крае. После освобождения в 1933 г. нелегально проживал в Москве, подрабатывал в издательствах, Институте истории АН СССР, в 1941 – 1942 гг. – учителем истории в средней школе. В 1942 – 1949 гг. – зав. кабинетом, преподаватель источниковедения Историко-архивного института. 1942 г. - кандидат исторических наук («Древнерусская церковная феодальная вотчина XIV – XVI вв.»), 1944 г. – доцент, 1947 г. – доктор исторических наук («Русские феодальные архивы XIV – XV вв.»), профессор. В 1944 – 1960 гг. преподавал по совместительству в МГУ, в 1946 – 1952 гг. читал курс лекций по истории СССР в МГИМО. С 1946 г. – старший научный сотрудник, с 1951 г. – зав. сектором истории, с 1969 г. – зав. отделом докапиталистических формаций на территории СССР Института истории АН СССР. Помимо научно-преподавательской работы занимался написанием учебных пособий и учебников, публикацией неизданных и переизданием трудов отечественных историков, в т. ч. Б. Д. Грекова, М. Н. Покровского, С. В. Бахрушина, и др. Был редактором переиздания «Истории России» С. М. Соловьёва в 15 книгах (1959 - 1966). Действительный член АН СССР (1972).

Основные труды:

«Русские феодальные архивы XIV – XV вв.» (1948 - 1951),

«Образование Русского централизованного государства в XIV–XV вв.» (1960),

«Исторические взгляды классиков русской литературы» (1968),

«Новгородские берестяные грамоты как исторический источник» (1969),

«Земские соборы Русского государства в XVI - XVII» (1978).

Концепция русского феодализма. Данными историками в 30 – 40-е гг. была создана официальная советская марксистско-ленинская концепция русского феодализма. Во многом её можно считать развитием концепций Н.П. Павлова-Сильванского и М. Н. Покровского (Россия развивается по тем же самым законам, что и Европа, здесь нет принципиального отличия, она проходит те же формации). Основное положение, на котором базировались взгляды данных историков, заключается в признании того, что рабовладельческая формация не является обязательной стадией развития. Восточные славяне, подобно германцам, перешли сразу от родового строя к феодальному, миновав рабовладельческий. По мнению Б. Д. Грекова, процесс перехода у восточных славян продолжался с VI по VIII в. В это время происходило разложение патриархально-общинного строя, возникла частная собственность, на основе которой сформировались классы, как следствие, возникли политические объединения племён, оформившиеся в IX в. в государство. Основным содержанием процесса феодализации, по Б. Д. Грекову, было превращение свободных общинников – смердов в зависимое население, обрабатывающее землю, принадлежавшую феодалам. Рабство не играло значительной роли в жизни Древней Руси. Переход от родового строя к феодальному характеризовался заменой родовых коллективов общественно-территориальной единицей – вервью, от которой отделяются феодалы. Дальнейший процесс развития феодального общества определялся классовой борьбой между феодалами-землевладельцами и крестьянами. Классовый характер и классовый антагонизм древнерусского общества отражался в кодексе древнерусского права – «Русской Правде». М. Н. Тихомиров связывал появление каждой новой части «Русской Правды» с очередным обострением классовой борьбы («Правда Ярославичей» была ответом на крестьянские восстания 1068 – 1071 гг., «Устав Владимира Мономаха» - на городские и сельские движения 1110-х гг., «Сокращённая Правда» - на новгородское восстание 1209 г.).


Периодизация русского феодализма (по Л. В. Черепнину):

1. Раннефеодальный период (IX в. – конец XI в.). Период раннефеодальной монархии.

2. Период развитого феодализма (XII в. – начало XVII в.).

Раздел первый (XII в. – 80-е гг. XV в.). Период феодальной раздробленности и борьбы с татаро-монгольским игом.

Раздел второй (80-е гг. XV в. - начало XVII в.). Период централизованного государства, появления предпосылок создания всероссийского рынка и усиления крепостничества, приведшего к Крестьянской войне под предводительством Болотникова.

3. Период позднего феодализма (начало XVII в. – 1861 г.).

Раздел первый (начало XVII в. – конец XVIII в.). Период складывания и укрепления абсолютизма, нарождения капиталистических отношений и обострения классовой борьбы (Разин, Пугачёв).

Раздел второй (конец XVIII в. – 1861 г.). Период угасания и ликвидации абсолютизма и феодализма.

Фундаментом и основным фактором развития феодальной Руси они считали земледелие, а не торговлю, скотоводство, звероводство и др., которым ими отводилась второстепенная подчинённая роль (придание торговле доминирующего фактора в развитии Русского государства было для них предметом обстоятельной критики В. О. Ключевского, М. Н. Покровского, Н. А. Рожкова). Отсюда – и отводимая ими второстепенная роль варягам. «Варяги в истории Киевского государства играли далеко не главную роль. Они, безусловно, подчинялись производственным отношениям местного общества, составившего Киевское государство» (Б. Д. Греков). Государство на Руси возникло естественно, вне зависимости от скандинавских пришельцев, благодаря развитию феодальных отношений. Основу феодальных отношений, как уже говорилось, составляла феодальная собственность на землю.

Периодизация развития феодальной собственности (по Л. В. Черепнину):

1. Дофеодальный период (VI – VIII вв.).

2. Период установления и развития феодального способа производства (IX в. – начало XII в.). Государство – верховный собственник земли, параллельно формирование феодальной собственности на землю.

3. Период феодальной раздробленности (начало XII в. – конец XV в.). Вотчинная (сеньоральная) система, основанная на товарной ренте.

4. Период образования и укрепления централизованного государства (конец XV в. – начало XVII в.). Поместная система, служащая консолидации феодального сословия. Постепенный переход к денежной ренте и барщине.

5. Период после Крестьянской войны. Вызревание капиталистической формации в феодальной.

  • Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV веках: Очерки социально-экономической и политической истории Руси. Автор: Лев Владимирович Черепнин. Оформление художника В. Кузякова.
    (Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1960. - Академия наук СССР. Институт истории)
    Скан: Skaramusch, OCR, обработка, формат Djv: balik2, 2018
    • КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
      Введение (5).
      Глава I. Историография вопроса образования русского централизованного государства (15).
      Глава II. Предпосылки образования русского централизованного государства в области аграрных отношений (149).
      Глава III. Предпосылки образования русского централизованного государства в развитии городов, товарного производства и обращения (297).
      Глава IV. Начальный период объединения русских земель вокруг Москвы до 80-х годов XIV в. Начало государственной централизации (455).
      Глава V. Объединение русских земель вокруг Москвы и процесс политической централизации в период с 80-х годов XIV в. До середины XV в. (627).
      Глава VI. Образование русского централизованного государства во второй половине XV в. (813).

Аннотация издательства: Монография Л.В. Черепнина представляет собой исследование, посвященное одному из важнейших, но недостаточно изученных вопросов истории России феодального периода - проблеме ликвидации феодальной раздробленности и образования единого Русского государства. Ее основная задача - показать с позиций марксистско-ленинской теории на примере России общие закономерности образования централизованных государств и выяснить конкретные особенности этого процесса в России.
В первых главах работы после обстоятельного историографического обзора дается анализ социально-экономических явлений, подготовлявших объединение Руси и создание централизованного государства. Здесь рассматривается развитие производительных сил в сельском хозяйстве, рост феодального землевладения, эволюция форм феодальной собственности на землю и видов феодальной ренты. Большое внимание уделено положению различных категорий русского крестьянства, формам его эксплуатации землевладельцами и государством и борьбе крестьян с феодально-крепостническим гнетом. Подробно прослежены роль русских городов в процессе создания централизованного государства и участие горожан в народных движениях и политической борьбе этого времени.
В последующих главах автор рассматривает процесс политического объединения русских земель вокруг Москвы как центра складывающегося единого государства и формирование централизованного аппарата власти. Особое внимание уделено классовой борьбе крестьян и горожан в различных княжествах в XIV-XV вв., а также освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига, против наступления литовских феодалов и других иноземных захватчиков.

Зайончковский Петр Андреевич

Ковалевский Петр Евграфович

(1901-1978)

Научное наследие П. Е. Ковалевского больше известно за рубежом, преимущественно во Франции, куда в 1920 г. приехала его семья, эмигрировав из Советской России.

В работах П. Е. Ковалевского всегда присутствовало высокое национальное чувство, гордость за Россию, ее народ. В своей концепции исторического развития России он исходил из ее уникального геополитического положения как государства, синтезировавшего в себе черты Запада и Востока. По его мнению, восточноевропейское положение России обеспечивает равновесие западного и восточного миров. Историческую миссию России он видел в сдерживании наступления Азии на Запад.

Некоторые взгляды П. Е. Ковалевского сродни славянофильству. Он считал, что/ только когда Россия шла своим путем, она добивалась успеха. В историческом развитии России русский язык, культура, как и православная церковь, по мнению П. Е. Ковалевского, всегда выступали как объединяющая сила, и потому проблемы их развития - составная часть его исследовательского метода в изучении истории России.

На каком бы поприще ни работал П. Е. Ковалевский, он был подвижником, стремился показать древние истоки и высокий уровень русской культуры, масштабность истории России, ознакомить с ее достижениями общественность, особенно молодежь.

В этой разнообразной деятельности по пропаганде в Западной Европе исторического пути России несомненная заслуга П. Е. Ковалевского перед Россией.

Сочинения П. Е. Ковалевского

Исторический путь России. Синтез русской истории по новейшим данным науки. 5-е изд. Париж, 1948.

Курс русской истории. Париж, 1948.

Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека. 1920-1970. Париж, 1.971. (доп. вып. 1973).

(1904-1983)

В личности П. А. Зайончковского, одного из талантливых отечественных историков, органично сочетались глубокий и объективный исследователь, внимательный и вдумчивый педагог. Он был избран почетным членом Ассоциации американских историков, стал лауреатом Гарвардской премии Маквейла (1968), членом Британской академии (1973).

Как историк-исследователь он проявлял интерес к проблемам политической истории российского самодержавия второй половины XIX - начала XX в.

В своих научных исследованиях П. А. Зайончковский руководствовался исключительно фактологической достоверностью. Так, вопреки общепринятому мнению о крепостническом характере реформы 1861 г., он в своих выводах подчеркивал ее буржуазный характер.

Его научно-исследовательская и педагогическая деятельность (он преподавал в МГУ им. М. В. Ломоносова) сформировала школу П. А. Зайончковского, которая характеризовалась не только научной добросовестностью, но и демократичностью отношений руководителя и учеников.


Сочинения П. А. Зайончковского

Военные реформы I860-1870 годов в России. М., 1952. Российское самодержавие в конце XIX столетия. М., 1970.

(1905-1977)

Л. В. Черепнин родился 30 марта 1905 г. в Рязани. Становление личности будущего историка пришлось на годы революционных бурь и потрясений. Начав учебу в Рязани, он завершил ее в Ялте, где семья Черепниных застряла до окончания Гражданской войны. Возвратившись в Рязань, Л. В. Черепнин поступает на социально-исторический факультет Института народного образования. Выбор Л. В. Черепнина в пользу профессии историка можно объяснить семейными традициями: историко-филологический факультет Московского университета окончил в 1903 г. его отец, известным краеведом, археологом и нумизматом был его дед.

Осенью 1923 г. Лев Владимирович закончил МГУ и приступил к работе над кандидатской диссертацией. Однако вскоре в судьбе Черепнина происходят трагические перемены: в ноябре 1930 г. он был арестован по сфабрикованному делу и заключен в Бутырскую тюрьму, затем сослан на три года на двинские камнеразработки. После возвращения из лагеря Л. В. Черепнин временно работал в Институте истории, районной средней школе и лишь в 1942 г. был зачислен преподавателем в Московский государственный историко-архивный институт.

В 1942 г. Л. В. Черепнин защитил кандидатскую диссертацию, а спустя пять лет -докторскую под названием "Русские феодальные архивы XIV-XV веков". Эта работа была опубликована двумя книгами, общим объемом около 85 печатных листов. Оригинальность замысла данного исследования состояла в системном описании русского феодального общества и государства в XIV-XV вв. в их динамике посредством детального анализа документальных источников. Такой подход выявил множество разнородных фактов, что заметно обогатило научные представления о политических, юридических и государственных реалиях Руси той эпохи.

И военные, и послевоенные годы поражают интенсивностью, разнообразием трудов Л. В. Черепнина. Каждый год он публикует до десятка и более научных работ - книг, статей, рецензий.

Творчеству Л. В. Черепнина на любом отрезке его жизни присуща удивительная гармоничность. Л. В. Черепнин издает четыре фундаментальные публикации. Это корпус духовных и договорных грамот великих удельных князей XIV- XVI вв. (1950 г.), первая часть владельческого архива митрополичьей кафедры (1951 г.), текст Судебника 1498 года (1952 г.; в коллективном томе судебников XV-XVI вв.) и корпус актов Троице-Сергиева монастыря до начала XVI в. То были классические публикации, заложившие уже не основания, но качественные параметры советской документальной археографии, благодаря чему эта отрасль исторической науки получила мировое признание.

В 1956 г. в условиях хрущевской "оттепели" Л. В. Черепнин был полностью реабилитирован. К этому времени он стал одним из ведущих советских медиевистов в области отечественной истории, главой формирующейся научной школы.

За 25 лет, более половины которых приходится на заключение в лагере и полускитальческое существование, им было опубликовано около 120 научных работ, в том числе двухтомная монография, более десятка фундаментальных публикаций, несколько томов коллективных обобщающих трудов, где ему принадлежат объемные разделы, пять учебников, великое множество статей, докладов, рецензий.

Список трудов Л. В. Черепнина за последние двадцать лет жизни приближается к трем сотням. Впечатление такое, что это плод работы не одного исследователя, а научного центра с чрезвычайно широким по тематике и хронологии кругом интересов.

Крупным вкладом Льва Владимировича в отечественную историографию стали его труды по проблеме образования и развития Русского централизованного государства. Именно за этот цикл работ ему была присуждена Государственная премия СССР.

В 1984 г. в издательстве "Наука" была издана работа Л. В. Черепнина "Отечественные историки XVIII-XX веков. Сборник статей, выступлений, воспоминаний". Автор дает в этой работе блестящие характеристики выдающимся отечественным историкам, таким как: С. М. Соловьев, А. Л. Шлецер, В. О. Ключевский, М. М. Богословский, И. У. Будовкин, Б. Б. Кафенгауз, Н. Н. Воронин, В. Т. Пашуто, М. В. Нечкина, академик Д. С. Лихачев и др. Пожалуй, впервые в отечественной историографии ученому, академику Л. В. Черепнину удалось столь ярко охарактеризовать портреты отечественных историков.

Сочинения Л. В. Черепнина

Русские феодальные архивы XIV-XV вв. Ч. 1. М.; Л., 1948; Ч. 2. М., 1951.

Русская историография до XIX века: Курс лекций. М., 1957.

Образование Русского централизованного государства в XIV--XV веках. Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.

Древнерусское государство и его международное значение (в соавторстве с А. П. Новосельцевым, В. Т. Пашуто и Я. Н. Щаповым). М., 1965.

Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика) (в соавторстве с А. П. Новосельцевым и В. Т. Пашуто). М., 1972.

Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.

Отечественные историки XVIII-XX вв.: Сб. статей, выступлений, воспоминаний. М., 1984.

Л. В. Черепнин родился 30 марта 1905 г. в Рязани. Становление личности будущего историка пришлось на годы революционных бурь и потрясений. Начав учебу в Рязани, он завершил ее в Ялте, где семья Черепниных вынужденно оставалась до окончания Гражданской войны. Возвратившись в Рязань, Л. В. Черепнин поступает на социально-исторический факультет Института народного образования. Выбор Л. В. Черепнина в пользу профессии историка можно объяснить семейными традициями: историко-филологический факультет Московского университета окончил в 1903 г. его отец, известным краеведом, археологом и нумизматом был его дед.

Осенью 1925 г. Лев Владимирович закончил МГУ и приступил к работе над кандидатской диссертацией. Однако вскоре в судьбе Черепнина происходят трагические перемены: в ноябре 1930 г. он был арестован по сфабрикованному делу и заключен в Бутырскую тюрьму, затем сослан на три года на двинские камнеразработки. После возвращения из лагеря Л. В. Черепнин временно работал в Институте истории, районной средней школе и лишь в 1942 г. был зачислен преподавателем в Московский государственный историко-архивный институт.

В 1942 г. Л. В. Черепнин защитил кандидатскую диссертацию, а спустя пять лет - докторскую под названием «Русские феодальные архивы XIV-XV веков». Эта работа была опубликована двумя книгами, общим объемом около 85 печатных листов. Оригинальность замысла данного исследования состояла в системном описании русского феодального общества и государства в XIV-XV вв. в их динамике посредством детального анализа документальных источников. Такой подход выявил множество разнородных фактов, что заметно обогатило научные представления о политических, юридических и государственных реалиях Руси той эпохи.

И военные, и послевоенные годы поражают интенсивностью, разнообразием трудов Л. В. Черепнина. Каждый год он публикует по десять и более научных работ - книг, статей, рецензий.

Творчеству Л. В. Черепнина на любом отрезке его жизни присуща удивительная гармоничность. Л. В. Черепнин издает четыре фундаментальные публикации. Это корпус духовных и договорных грамот великих удельных князей XIV-XVI вв. (1950 г.), первая часть владельческого архива митрополичьей кафедры (1951 г.), текст Судебника 1498 г. (1952 г.; в коллективном томе судебников XV-XVI вв.) и корпус актов Троице-Сергиева монастыря до начала XVI в. То были классические публикации, заложившие уже не основания, но качественные параметры советской документальной археографии, благодаря чему эта отрасль исторической науки получила мировое признание.

В 1956 г. во время хрущевской «оттепели» Л. В. Черепнин был полностью реабилитирован. К этому времени он стал одним из ведущих советских медиевистов в области отечественной истории, главой формирующейся научной школы. За 25 лет, более половины которых приходится на заключение в лагере и полускитальческое существование, им было опубликовано около 120 научных работ, в том числе двухтомная монография, более десятка фундаментальных публикаций, несколько томов коллективных обобщающих трудов, где ему принадлежат объемные разделы, пять учебников, великое множество статей, докладов, рецензий.

Список трудов Л. В. Черепнина за последние 20 лет жизни приближается к трем сотням. Впечатление такое, что это плод работы не одного исследователя, а научного центра с чрезвычайно широким по тематике и хронологии кругом интересов.

Крупным вкладом Льва Владимировича в отечественную историографию стали его труды по проблеме образования и развития русского централизованного государства. Именно за этот цикл работ ему была присуждена Государственная премия СССР.

В 1984 г. в издательстве «Наука» была издана работа Л. В. Черепнина «Отечественные историки XVI11-XX веков. Сборник статей, выступлений, воспоминаний». Автор дает в этой работе блестящие характеристики выдающимся отечественным историкам, таким как: С. М. Соловьев, А. Л. Шлецер, В. О. Ключевский, М. М. Богословский, И. У. Будовкин, Б. Б. Кафенгауз, Н. Н. Воронин, В. Т. Пашуто, М. В. Нечкина, академик Д. С. Лихачев и др. Пожалуй, впервые в отечественной историографии ученому, академику Л. В. Черепнину удалось столь ярко охарактеризовать портреты отечественных историков.

Сочинения Л. В. Черепнина

Русские феодальные архивы XIV-XV вв. Ч. 1. М.; Л., 1948; Ч. 2. М., 1951.

Русская историография до XIX века: курс лекций. М., 1957. Образование Русского централизованного государства в XIV- XV веках. Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М., 1960.

Древнерусское государство и его международное значение (в соавторстве с А. П. Новосельцевым, В. Т. Пашуто и Я. Н. Щаповым). М., 1965.

Пути развития феодализма (Закавказье, Средняя Азия, Русь, Прибалтика) (в соавторстве с А. П. Новосельцевым и В. Т. Пашуто). М., 1972.

Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978.

Отечественные историки XVIII-XX веков: сб. статей, выступлений, воспоминаний. М., 1984.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Православная художественная литература
Православная художественная литература
Старообрядчество и Русская Православная Церковь: От конфронтации к диалогу