Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что означает выход США из Парижского соглашения по климату? Парижское соглашение по климату Парижское соглашение квоты

4 ноября вступает в силу Парижское соглашение по климату. Его инициаторы ждут, что оно будет более успешным, чем Киотский протокол 1997 года. Но для достижения целей соглашения инвестиции в экологию придется утроить

Штаб-квартира ООН (Фото: Reuters/Pixstream)

В чем суть Парижского соглашения?

Парижское соглашение по климату было принято в ходе климатической конференции в Париже в декабре 2015 года и подписано большинством государств мира в апреле 2016 года. Оно (.pdf) придет на смену предыдущему документу, регулировавшему глобальные выбросы вредных веществ, Киотскому протоколу 1997 года. Новый документ начиная с 2020 года будет регулировать выбросы парниковых газов (углекислого, метана, оксидов азота).

При этом текст соглашения не содержит ни абсолютных, ни относительных данных по объемам выбросов, которые та или иная страна должна будет сократить: все будет добровольно, однако произвести это должны будут все страны, подписавшие соглашение, вне зависимости от уровня экономического развития. В документе лишь поставлена общая глобальная цель — до конца XXI века удержать прирост глобальной средней температуры по сравнению с доиндустриальным уровнем ниже двух градусов Цельсия, а также приложить усилия для ограничения роста температуры полутора градусами.

В рамках соглашения развитые страны договорились ежегодно выделять развивающимся экономикам по $100 млрд для реализации экологической политики. К настоящему моменту документ ратифицировали 92 из 197 стран, подписавших соглашение, в том числе Китай, США, Франция, Германия и другие.

Насколько реалистичны цели соглашения?

Цели по ограничению глобального потепления, заявленные в Парижском соглашении, выглядят весьма амбициозными и даже труднореализуемыми. Сейчас готовность государств на тот или иной объем сокращений вредных выбросов отражена в так называемых предполагаемых определяемых на национальном уровне вкладах Intended Nationally Determined Contributions (INDC) — документах, которые почти все страны мира подают в ООН. Они не являются юридически обязывающими. По данным исследования (.pdf) Массачусетского технологического института, с 95-процентной вероятностью до конца века при соблюдении и выполнении нынешних обязательств по сокращению выбросов температура повысится на 3,7 градуса по Цельсию. По самым оптимистичным оценкам (МЭА , Climate Action Tracker), температурный рост составит 2,7 градуса. В докладе Программы ООН по окружающей среде (UNEP) отмечается, что для достижения целей Парижского соглашения необходимо будет сократить выбросы парниковых газов на дополнительные 12-14 гигатонн эквивалента CO2.

Чтобы переломить ситуацию, Парижское соглашение предусматривает пересмотр национальных вкладов по сокращению вредных выбросов раз в пять лет начиная с 2020 года. При этом в документе нет четкого определения механизмов мониторинга сокращения выбросов (лишь отмечается, что реализация положений соглашения должна осуществляться с уважением к национальному суверенитету и не носить карательный характер).

Достижение целевых показателей Парижского соглашения потребует и значительного увеличения инвестиций в экологически чистые технологии. По подсчетам Bank of America Merrill Lynch, чтобы достичь целевых показателей по росту температуры, уже к 2030 году необходимо будет увеличить инвестиции в возобновляемую энергетику более чем в три раза (с текущего уровня $270 млрд до $900 млрд в год).

Что дало предыдущее соглашение?

Главное отличие предыдущего глобального документа по регулированию климата Киотского протокола от Парижского соглашения в том, что развитые экономики брали на себя четкие юридические обязательства по сокращению выбросов вредных веществ. Юридически обязывающий характер соглашения в итоге привел к тому, что сенат США (второй страны в мире по объему вредных выбросов) просто отказался его ратифицировать. В то же время на такие страны, как Индия и Китай, Киотский протокол не налагал юридических обязательств.

Тот факт, что Китай и США, крупнейшие страны по выбросам парниковых газов, фактически оказались за рамками соглашения, в 2011 году к выходу из Киотского протокола Канады (при этом никакими штрафными санкциями для Оттавы это не обернулось). Подсчеты организации Global Carbon Project показывают, что никаких позитивных последствий в деле сокращения вредных выбросов протокол не принес. На этом фоне достижения России, на которую он налагал юридические обязательства, выглядят значительными: Россия к 2012 году сократила объем вредных выбросов на 31,8% от уровня 1990 года при обязательствах всего лишь не превышать этот уровень.

В отличие от Киотского протокола Парижское соглашение предусматривает сокращение выбросов всеми его участниками вне зависимости от уровня экономического развития.

Насколько серьезна проблема глобального потепления?

В ноябре 2015 года метеорологическая служба Великобритании сообщила, что превышение доиндустриальных уровней среднегодовой температуры приближается к рекордному показателю — один градус по Цельсию. По данным NASA, повышение составило 0,8 градуса. За доиндустриальный уровень принимается средняя температура в 1850-1900 годах.

В 2013 году по итогам встречи Межправительственной группы экспертов по изменению климата (под эгидой ООН) вышел доклад , в котором уверенность, что антропогенные факторы были главными причинами повышения температуры с 1951 года, оценивалась в 95%.

Повышение среднегодовой температуры более чем на два градуса по сравнению с доиндустриальным уровнем может привести, в частности, к засухе и пагубно сказаться на урожаях зерновых. Другие негативные эффекты, которые связывают с глобальным потеплением, — повышение уровня моря, увеличение продолжительности сезонов лесных пожаров, более разрушительные ураганы, таяние льдов и прочее.

Если в научном сообществе уверенность в том, что причиной глобального изменения климата является деятельность человека, близка к абсолютной, этого нельзя сказать о политиках. В частности, противником теории антропогенного характера глобального потепления является кандидат в президенты США от республиканцев Дональд Трамп. В мае он заявлял, что «отменит» участие США в Парижском соглашении в случае своей победы на выборах.

Что будет делать Россия?

Россия, которая по состоянию на 2014 год была четвертой по выбросам вредных веществ, пока не входит в число государств, ратифицировавших соглашение. Документ был подписан Москвой еще полгода назад, в апреле 2016 года, вице-премьером Александром Хлопониным. ​Тогда же он заявил, что вкладом России в Парижское соглашение станет ограничение выбросов парниковых газов к 2030 году до 70% от показателей 1990 года.

Как заявлял в июне ТАСС советник президента России Александр Бедрицкий, ратификация российской стороной может произойти не раньше 2019-2020 годов. Он также отмечал, что российские власти пока не начинали разрабатывать национальную стратегию низкоуглеродного развития, указав, что на работу над документом уйдет как минимум два года. «Наш бизнес, особенно тот, кто поставляет продукцию на экспорт, понимает, что пройдет немного времени и невозможно будет конкурировать на рынке, обладая продукцией, у которой углеродный след больше, чем у другой», — говорил советник президента.

Однако отношение российского бизнеса к Парижскому соглашению оказалось неоднозначным. Еще в декабре 2015 года основной владелец «Русала» Олег Дерипаска в интервью Financial Times назвал Парижское соглашение «галиматьей» и предлагал ввести глобальный налог на углеводороды — от $15 за тонну эквивалента CO2.

На возможные негативные последствия таких мер в июне 2016 года указывал глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. В своем письме Владимиру Путину он отмечал, что Парижское соглашение в России создаст «значимые риски для топливно-энергетического комплекса РФ, имеющего системообразующее значение для экономики». Шохин, в частности, отмечал, что реализация предложения о «налоге на углеводороды» при ставке $15 за тонну эквивалента CO2 обойдется российской экономике до $100 млрд в год, в то время как ущерб от климатических изменений составит 60 млрд руб. в год. По мнению главы РСПП, обязательства по Парижскому соглашению можно выполнить, используя уже существующие инструменты (атомная и возобновляемая энергетика) и не прибегая к дополнительному регулированию сектора ТЭК.

Его ратифицировали более 80 государств, среди которых США, Китай, Индия и большинство стран ЕС.

Россия намерена ратифицировать соглашение не ранее 2019-2020 годов. В настоящее время идёт подготовка соответствующей документации.

Соглашение было принято в декабре прошлого года на 21 Конференции стран—участниц Рамочной конвенции ООН по вопросам изменения климата. Этот договор сменит Киотский протокол, принятый в 1997 году.

Участники Парижского климатического соглашения обязуются:

— принять национальные планы по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу и пересматривать их с целью нанесения меньшего вреда экологии каждые пять лет;

— добиться значительного снижения выбросов парниковых газов и тем самым удержать глобальное потепление на планете в пределах 1,5-2 градусов Цельсия по отношению к средней температуре доиндустриальной эпохи;

— к 2020 году разработать национальные стратегии перехода на «зелёные» технологии и безуглеродную экономику;

— ежегодно выделять в Зелёный климатический фонд $100 млрд для помощи слаборазвитым странам. После 2025 года эта сумма должна быть пересмотрена в сторону увеличения «с учетом потребностей и приоритетов развивающихся стран».

Зачем нужно это Соглашение?

Современные учёные обеспокоены изменением глобальной температуры Земли. В 2015 году они впервые в истории зафиксировали превышение средней температуры планеты более чем на 1° C по сравнению с XIX веком. Годом ранее Всемирная метеорологическая организация сообщила о рекордно высокой концентрации парниковых газов в атмосфере за последние 30 лет.

Из этого климатологи сделали вывод, что именно деятельность человека — сжигание нефти, газа и угля — приводит к парниковому эффекту, который вызывает повышение средней температуры. По оценкам экспертов, чтобы удержать рост температуры в пределах до 2° C, странам необходимо к 2050 году вполовину снизить глобальные выбросы по отношению к уровню 1990 года, а к концу XXI века — сократить их до нуля. Если же государства не начнут всерьёз заниматься проблемой охраны окружающей среды, к 2100 году температура на планете может подняться на 3,7-4,8° С, что приведёт к таянию ледников, образованию тайфунов и другим серьёзным нарушениям экосистемы.

Насколько удалось снизить выбросы углекислого газа?

По данным международного аналитического агентства PwC, с 2000 года Россия в среднем снижала выбросы углекислого газа на 3,6% в год, Великобритания — на 3,3%, Франция — на 2,7%, США — на 2,3%. Среднемировое снижение углеродных выбросов за последние 15 лет составило 1,3%. Однако, этих усилий мало. Чтобы предотвратить необратимые изменения климата, ежегодное снижение выбросов углекислого газа вплоть до 2100 года должно составлять не менее 6,3%.

Парижское соглашение по климату вступило в силу. Россия подписала документ, но не ратифицировала. Почему?

Вступило в силу Парижское соглашение по климату. Оно пришло на смену Киотскому протоколу: страны договорились сокращать выбросы в атмосферу, чтобы избежать экологической катастрофы в будущем. Документ ратифицировали 96 стран, Россия — не в их числе. У Москвы на этот счет свое мнение.

Секретарь ООН по климату Патрисия Эспиноса назвала принятый документ «историческим». По ее словам, это основа для «другого мира». Планета в буквальном смысле накаляется, и страны в силах сдержать потепление в пределах 2 градусов от уровня доиндустриальной эпохи. Если будет выше, то неминуемая катастрофа случится рано или поздно. Парижское соглашение сменит Киотский протокол, действие которого истекает в 2020 году. Разница между документами существенная. Фактически обязательства ограничивать выбросы в атмосферу берут на себя все государства: от США до Анголы, последняя к слову, документ подписала и уже ратифицировала. Другой вопрос, что в цифрах страны не ограничены и вольны снижать выбросы на свое усмотрение.

Андрей Киселев кандидат физико-математических наук «Если вчитаться в его положение, то оно не так много к чему и обязывает подписавшие его страны. То есть каждый выбирает некую свою стратегию, несмотря на то, что вроде бы все согласны. У разных стран совершенно разные представления о том, что и как они будут делать, но самое ужасное заключается в том, что по нынешним оценкам (это признается самим Парижским соглашением), те меры, которые заявлены и должны быть реализованы, абсолютно недостаточны для достижения тех целей, которые прописаны в Парижском соглашении. Разве что расценивать это как нулевое приближение, за ним должны последовать другие действия. Более эффективные».

Россия Парижское соглашение подписала, но еще не ратифицировала. Сперва в стране необходимо принять соответствующие законы. Впрочем, еще летом бизнес призвал Владимира Путина не утверждать документ. В РСПП заявили, что реализация положений негативно отразится на темпах экономического роста. Глава Союза Александр Шохин отмечал, что обязательство довести выбросы в атмосферу ниже уровня 1990 года Россия уже перевыполнила. Координатор программы «Климат и энергетика» Фонда дикой природы Алексей Кокорин считает, что Москва ратифицирует документ, но в более подходящий для этого момент.

Алексей Кокорин координатор программы «Климат и энергетика» Фонда дикой природы «То развитие мировой энергетики, отражением которого является Парижское соглашение, приводит к тому, что ряд отраслей очень связан с большим выбросом парникового газа, конечно, находится под давлением. Прежде всего, угольная энергетика, наши планы экспорта угля, в частности, на азиатский рынок (наверное, надо считать, что они уже должны быть отменены). Это весьма серьезное воздействие на Россию, не зависит от нашей ратификации. Сама ратификация — это политический момент, и, когда наступит нужный момент, я думаю, она будет сделана».

Между тем с 1 ноября все российские автозаправки должны быть оборудованы зарядками для электрокаров. Так власти поддерживают владельцев экологичного транспорта. Однако сейчас в России зарегистрировано всего 722 электромобиля.

Сегодня в пресс-центре ТАСС представители власти, бизнес-сообщества и экологических организаций обсудили возможности и угрозы, которые может принести России ратификация Парижского соглашения по климату. Круглый стол «Парниковый эффект для экономики: первый год Парижского соглашения», состоявшийся в офисе информагентства, помог понять, какие изменения ждут энергобаланс страны после вступления документа в силу. План ратификации Парижского климатического соглашения, напомним, Правительство РФ утвердило в начале ноября, поставив тем самым точку в дискуссии о том, должна ли Россия брать на себя обязательства по снижению выбросов углекислого газа.

Документ предполагает, что до 2020 года будет принята долгосрочная стратегия низкоуглеродного развития страны и будут определены целевые показатели снижения выбросов до 2030 года. Однако с появлением плана не исчезли сомнения, главное из которых – зачем нефтегазовой державе «чистая» энергетика?


01.

Зачем нужно договариваться?

Человечество использует сегодня ресурсы полутора планет Земля. Мировая экономика развивается очень экстенсивно, и многие ресурсы не успевают восстанавливаться. Речь идёт не только об ископаемом топливе, но и о морских системах, рыбных запасах, лесах. Если не изменить такую экономическую модель, рано или поздно мы лишимся ресурсов для жизни.

02.

Можно ли доверять рабочей группе при ООН?

В научный орган под названием «Межправительственная группа экспертов по изменению климата» входит более 10 000 специалистов из самых разных стран, в том числе около 700 – из России. Работа группы основана на научных исследованиях в области климата, проводимых странами – членами ООН, и ежегодных докладах экспертов о климатических изменениях на планете. (В России такие исследования проводят, в частности, Росгидромет, Институт глобального климата и экологии Росгидромета и РАН, старейший в стране институт по проблемам климата «Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова».)

03.

Что было до Парижского соглашения?

С 1997 года действовал Киотский протокол, который связал экономику и экологию, позволив странам торговать квотами на выбросы углекислого газа и инвестировать в проекты по снижению выбросов в других странах. Протокол делил страны на две группы: развитые, с фиксированными обязательствами по снижению выбросов, и развивающиеся – без жёстких обязательств. С 1990-х годов многое изменилось: распался Советский Союз, резко поднялась экономика стран БРИКС и Персидского залива. И хотя страны, которые взяли на себя обязательства снизить выбросы (в том числе Россия), это сделали, глобально выбросы продолжали расти, поскольку возросла роль других стран. Поэтому возникла необходимость заключить новое климатическое соглашение.
Справка:
Парижское соглашение принято в ходе Конференции по климату в Париже 12 декабря 2015 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Документ регулирует меры по снижению уровня выбросов парниковых газов и должен заменить Киотский протокол, действие обязательств по которому истекает в 2020 году. Соглашением предусмотрены обязательства сторон по снижению выбросов, размер которых каждая страна определяет самостоятельно. На текущий момент документ ратифицировали 96 стран. Россия подписала соглашение в апреле 2016 года, но политическое и бизнес-сообщества сомневались в целесообразности его ратификации из-за опасений, что переход на низкоуглеродную стратегию развития негативно скажется на темпах экономического роста.

04.

Чем Парижское соглашение отличается от Киотского протокола?

Киотский протокол предполагал «директивное» распределение квот на выбросы, а Парижское соглашение работает по-другому. Оно задаёт тренд, но не вводит глобальных мер регулирования в виде квот или других ограничений. Каждая страна самостоятельно определяет цифру, на которую может снизить выбросы парниковых газов, а потом из этих данных формируется общая цель. Парижское соглашение предполагает, что страны-участницы разработают меры внутреннего углеродного регулирования – например, низкоуглеродную стратегию или углеродный налог (когда каждый производитель платит некую сумму с каждой тонны сжигаемого топлива).

05.

Какова цель Парижского соглашения?

Общая цель, о которой договорились страны – участники соглашения, – прилагать все усилия, чтобы глобальная температура в мире не поднялась от уровня прединдустриальной эпохи более чем на 2 градуса.

06.

Два градуса – разве это трудно?

Все национальные программы, представленные в Парижском соглашении, предполагают рост глобальной температуры минимум на 3 градуса. Комплекс мер, гарантирующий рост температуры на планете не более чем на 2 градуса, пока не представил никто.

07.

Чем опасно потепление на 2-3 градуса?

При глобальном потеплении на 2 градуса к середине XXI века проблемы с водой будут испытывать 500 млн человек. Если мировая температура вырастет на 3 градуса, эта цифра достигнет 3 млрд.

08.

Зачем России участвовать в Парижском соглашении?

Главная проблема России сегодня – низкая энергоэффективность: потенциал энергосбережения в России составляет 40%. Иначе говоря, наша страна теряет столько энергии, сколько потребляет вся Франция.

09.

Какие минусы могут быть у Парижского соглашения?

По мнению заместителя директора Института проблем естественных монополий , от налога на парниковые выбросы, введение которого предполагает Парижское соглашение (так называемый углеродный налог), пострадают генерирующие компании, чьи ТЭС работают на угле, а также владельцы газомазутных станций – как от самого сбора, так и от роста цен на природный газ. «Действие Парижского соглашения почувствуют на себе и потребители, – сказал Александр Григорьев. – Рост цен на электроэнергию станет следующим неизбежным последствием от введения углеродного сбора. Расчёты ИПЕМ показывают, что при сохранении текущего объёма генерирующих мощностей введение налога на выбросы добавит к стоимости электроэнергии 0,45–0,58 руб/кВт ч, что соответствует росту цены на 19–25% для населения и крупных промышленных потребителей, на 11–14% для малого и среднего бизнеса.

«Целесообразность налогового пути в безуглеродное будущее далеко не однозначна, – соглашается Фёдор Веселов, ведущий научный сотрудник Института энергетики НИУ «Высшая школа экономики». – Часто углеродный налог рассматривают как способ повышения конкурентоспособности низко- и неуглеродной энергетики за счёт удорожания электроэнергии от тепловых станций. Но в условиях объективно более низких внутрироссийских цен газа и угля ставки углеродного налога будут не ниже 50–70 долларов за тонну СО2. Проблемой является и механизм использования налоговых поступлений. Могут ли они быть целевым образом направлены на поддержку технологической перестройки в самой электроэнергетике, формируя обратный механизм снижения стоимости низко- и неуглеродных проектов, и не станут ли способом субсидирования других отраслей или простого увеличения бюджета? Дополнительная налоговая нагрузка будет транслироваться в цену конечной продукции, в том числе и в цену электроэнергии и тепла».

10.

Что происходит в России с точки зрения выбросов СО2?

Россия находится сегодня на пятом месте по объёму выбросов углекислого газа. На первом месте – Китай, на втором – США, на третьем – Индия, на четвёртом – Евросоюз. Такие данные приводит Международное энергетическое агентство в докладе, подготовленном в 2015 году накануне заключения Парижского соглашения. В рамках Киотского протокола России удалось сократить выбросы, но не из-за технологического развития, а в основном по причине закрытия промышленных производств.
В рамках Парижского соглашения Россия заявила о цели сократить выбросы к 2030 году на 25−30% от уровня 1990 года.

11.

Что нужно делать в России для сдерживания вредных выбросов?

Первая мера – это энергоэффективность. Сегодня эксперты говорят о возрождении программы энергоэффективности, и многие ожидают, что в эту сферу придёт больше государственных денег.

Второе направление – развитие возобновляемой энергетики.

Третье – технологии. Аналитики говорят об опасности отставания в развитии технологий, которые так или иначе связаны с возобновляемой энергетикой, с вопросами «умных» сетей, «умных» городов, технологий, прогнозирующих потребление электроэнергии.

12.

Что даёт общественное обсуждение проблем, связанных с климатом?

Понимание опасности и перспектив. Незнание порождает мифы, поэтому так важны популяризация и мнения специалистов. Ответы на некоторые вопросы, связанные с парниковыми выбросами, «Переток» получил от Ангелины Давыдовой, директора Русско-немецкого бюро экологической информации (РНЭИ), признанного эксперта в вопросах климата. Эту лекцию Ангелина прочитала в октябре текущего года Иркутске в рамках проекта «Энергия будущего» компании En+ Group .
Ангелина Давыдова – директор Русско-немецкого бюро экологической информации, научный журналист. С 2008 года является наблюдателем при рабочей группе по вопросам климата при ООН, ведёт активную просветительскую деятельность в этой сфере, сотрудничала с изданиями «Коммерсантъ», «Экология и право», The St. Petersburg Times, The Village и другими.


Было принято 12 декабря 2015 года по итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата (РКООНИК) в Париже.

Соглашение направлено на укрепление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и усилий по искоренению нищеты, в том числе посредством:

— удержания прироста глобальной средней температуры намного ниже 2°С и приложения усилий в целях ограничения роста температуры до 1,5°С, что значительно сократит риски и воздействия изменения климата;

— повышения способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействия развитию при низком уровне выбросов парниковых газов, таким образом, который не ставит под угрозу производство продовольствия;

— приведения финансовых потоков в направлении развития, характеризующегося низким уровнем выбросов и сопротивляемостью к изменению климата .

Парижское соглашение определяет, что конкретные меры по борьбе с изменением климата должны быть нацелены на сокращение выбросов парниковых газов, причем их разработка и осуществление полностью возлагается на национальные правительства.

Соглашение закрепляет и оформляет поворот к новой, низкоуглеродной модели экономического развития на основе постепенного отказа от традиционных технологий добычи, переработки и использования ископаемых ресурсов (прежде всего, углеводородного сырья) в пользу "зеленых" технологий.

К 2020 году государства должны пересмотреть свои национальные стратегии в сфере выбросов СО2 в сторону снижения.

Обязательства стран-участниц Парижского соглашения планируется обновлять каждые пять лет, начиная с 2022 года.

Парижское соглашение, в отличие от Киотского протокола, не предусматривает механизма квот. В Парижском соглашении отсутствуют санкции для стран, не справляющихся с выполнением национальных вкладов. Соглашением всего лишь утверждается создание стимулирующего механизма, который должен поощрять государства и хозяйствующие субъекты за успешное сокращение ими выбросов парниковых газов.

Для реализации программ сдерживания глобального потепления развивающимся странам будет предоставлена финансовая поддержка. Совокупное государственное и частное финансирование развивающихся стран к 2020 году должно достичь 100 миллиардов долларов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные