Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое сенсуализм в философии определение. Значение слова «сенсуализм. Сенсуализм и другие направления

Чтобы понять, какое место занимает сенсуализм в философии, нужно отталкиваться от его базовых понятий и глубины суждений тех, кто посвятил жизнь изучению этого явления. Философы сенсуалисты утверждали, что в разуме может находиться только то, что есть в ощущениях.

Учитывая факт, что современная психология берет много идей из философии, появляется утверждение: если человеку для счастья не хватает эмоций и созерцания, он будет считать их основным принципом жизни. Но так считали и представители других направлений, в том числе противоположных сенсуализму. Их точку зрения также можно считать правильной, исходя из свойств личности конкретного ученого.

Понятие сенсуализма

Существует две теории сенсуализма:

  • идеалистическая;
  • материалистическая.

Источником знания в философии сенсуализма являются различные понятия. Для материалистов - это опыт, восприятие мира, его ощущение на физическом уровне. Для идеалистов - рассуждения, утверждения, идеи, которые часто не имеют никакого отношения к реальному миру - человек просто так считает и уверен в этом. Идеалистический подход также не имеет четкого ответа, почему одни люди получили такой опыт, а другие - другой. Утверждения, основанные на опыте, не могут быть основой правильного мышления.

Противоположностью сенсуализма является реализм. Эмпирическое направление допускает чувственное восприятие, но допускает вмешательство разума. Впервые данные методы разграничил Д. Бэкон, дав оценку каждому.

Понятие «рефлексия» произошло из сенсуализма. Оно заключается в возможности человека выделять определенные моменты из множественных чувственных событий, концентрироваться на них и анализировать, делая выводы. Выводы - работа разума, поэтому чувственное восприятие - это лишь часть возможностей человеческого организма, которую не желательно исключать, но нельзя превозносить, как главную.

Практики опираются на возможности человеческого мозга, находят структуры, которые отвечают за определенные функции, а также выявляют дефекты в поведении и мышлении, связанные с недостаточным развитием какой-либо области головного мозга. В зависимости от того, какая структура доминирует, так человек ведет себя в социуме. За эмоциональность и чувственность отвечает палеокортекс. В психологии его называют мозг млекопитающих.

Недостаток эмоционального восприятия или несдержанность - это нарушения физиологического характера или результат воспитания.

Основные положения

Многие считают философию ненужной наукой только потому, что не видят связи с практической стороной жизни: как можно использовать философские учения с пользой для себя. В философии можно найти косвенный намек на проблему какой-то одной личности. Эти утверждения успешно используют прогрессивные психологи, чтобы понимать, как мыслит человек, на что он ориентируется, насколько однобоко воспринимает ситуацию и реагирует на нее.

Человеческий мозг не понимает разницы между эмоциями, как реакцией на случайное происшествие и эмоциями, вызванными искусственно в ответ на давние события. Следовательно, эмоции нельзя считать основным критерием оценки личности, так как необоснованные страхи вызывают различные психологические отклонения и даже заболевания, не дают человеку жить полноценной жизнью.

Ученые, изучавшие сенсуализм, сходились во мнении по поводу следующих предположений:

  1. В разуме нет ничего - все начинается с ощущений и чувств. Накопленный с помощью ощущений эмоциональный потенциал впоследствии раскрывается в разуме.
  2. Врожденные чувственные навыки не признаются. Ум человека - чистый лист, на который, впоследствии, записывается опыт.
  3. Материальный мир - одновременно источник знания и его аспект.
  4. Разум выполняет промежуточную функцию между чувствами и идеями, выступая в роли классификатора и обоснователя.

Первый и последний пункты подвергались сомнению даже в рамках самого сенсуализма. Отдельные представители склонялись к различным теориям:

  • с помощью разума можно раскрыть чувственный потенциал;
  • с помощью интуиции можно совершить открытие, если быть уверенным в существовании чего-либо неизвестного науке.

Определение предмета с точки зрения сенсуализма

Предмет - источник чувств (ощущений). Есть предмет восприятия, а есть восприятие предмета. В первом случае - это материальная вещь, которую можно потрогать и оценить, во втором - духовный процесс. Они постоянно взаимодействуют. На основе взаимодействия возникает рефлексия - анализ предмета, внутренних ощущений.

Существовала теория, что мир не такой, каким его представляют. Изучаемые предметы и явления не существуют. Данная теория зашла в тупик, поскольку один из органов восприятия - зрение - говорили одно, а чувства - другое. Представления и предположения относительно предметов часто оказывались не верными.

В зависимости от взаимодействия сенсуализма с различными течениями в философии - материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом - видение предмета менялось в материальную, идеологическую или эмпирическую сторону.

Самая древняя теория принадлежит Эпикуру: он считал, что предметы передают образы, которые воспринимаются органами чувств. Истина заключается в ощущениях. Возможно, он имел в виду интуицию - природный талант видеть сущность предметов и людей.

Представители сенсуализма

Самыми первыми учеными, которые изучали чувственность и эмоции, были Эпикур и Протагор. В 19 веке проблемами чувственного восприятия занимался Виктор Кузен - французский ученый философ.

Этьенн Бонно де Кондильяк - французский философ, которому принадлежит разграничение ощущений на осязание и все остальные - обоняние, вкус, слух и зрение. Известен критикой Джона Локка за его попытку связать сенсуализм с рефлексией. По его мнению рефлексия - это не самостоятельное понятие, а результат переработки сознательных действий и размышлений.

Джордж Беркли - представитель сенсуализма в Ирландии 18 века. Его приверженность сенсуализму развивалась под влиянием протеста к реализму и материализму. Основным источником размышлений являлся Джон Локк.

Девид Юм - представитель шотландского просвещения. Считается, что он был первооткрывателем науки психологии еще до ее официального появления. Разумное обоснование вещей без чувственного опыта, Юм считал бесполезным. Новые знания появляются в результате многократного повторения вещей и взаимодействия с ними.

Сенсуализм в философии Новейшего времени

В 20 веке учение о сенсуализме продолжилось в виде учения эмпириокритицизма. Представитель и автор теории - Рихард Авенариус. Вторая волна позитивизма, как еще называют это течение, выбрала своим предметом исследования научное мышление. Главный вопрос - как образуются знания.

Важным предметом стала история науки и возможные ошибки на пути сделанных выводов. Основным врагом своей теории последователи и приверженцы считали метафизику. Пик исследований выпал на начало 20 годов 20 столетия, они были непродолжительными. В России постулаты одно время занимали лидирующие позиции, но были неверно истолкованы, а потому некорректно представлены обществу.

Эрнст Мах - австрийский физик, который исследовал слух и зрение, пытался донести утверждение, что вещи и их свойства - мнимые явления, которые никак не соотносятся друг с другом. Впоследствии, его учение стало отправной точкой возникновения таких учений, как бихевиоризм, неореализм, нейтральный монизм. В России учение Маха было встречено холодно, потому что вожди усмотрели в нем попытку взломать установки партии и процветающий идеализм.

Философия Нового времени - период развития философии в западной Европе в XVII-XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математическогомировоззрения. Этот период иногда называют эпохой научной революции. Иногда в философию Нового времени включают также, полностью или частично, философию XIX века Ключевые фигуры в философии разума, эпистемологии и метафизике семнадцатого и восемнадцатого столетий разделяются на две основные группы: рационалисты и эмпиристы.

Рационали́зм - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму

Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление.

Крупные философы-сенсуалисты:Протагор - древнегреческий философ, один из старших софистов;Эпикур;Джон Локк; Этьен Бонно де Кондильяк.Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения сенсуализма состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи, иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. Сенсуализм сводит все знание к ощущению: разум все своё содержаще получает из ощущений, a ощущение - из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания.

Эмпири́зм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII-XVIII вв. Под опытом в узком смысле этого слова разумеют познани. Но единичное можно понимать как: 1)субъективное ощущение, если речь идёт о внешнем опыте, или как «единичное представление», если речь идёт о внутреннем опыте; 2)восприятие чего-то единичного, что обладает независящим от сознания существованием в виде части внешнего мира и продолжает существовать, помимо сознания и в то время, когда восприятие прерывается.


19)Осн овные идеи философии Просвещения

Идея Просвещения – это идея развития человечества на основе расширяющегося применения разума и связанного с ним нравственного порядка. Просвещение учит человека быть хозяином своих действий, опираться на собственный разум. Вносит перспективную идею: идеалы – не позади, а впереди. Идеал – регулятивная идея. Разрываются бытие и ценность (ценность – идея, ее еще нет). Светлое будущее начинает обожествляться, вытесняя Бога (ценностная альтернатива религии). Бог уже не столь необходим. Становится возможным атеизм. Отсюда – энциклопедизм : словари, журналы, брошюры, нравоучительные романы.
Основные черты просвещения: В философии просвещения в ранг высших ценностей возводится прогресс , который понимается как историческое совершенствование человеческого рода на основе расширяющегося применения разума.
Идея прогресса человеческого рода как ценностная альтернатива религии делает возможным материализм (Дидро, Гольбах, Ламитри, Гельвеций). Церковь (как институт) воспринимается как защитница неразумного, помеха Просвещению: антиклерикализм . Атеизм (Дидро) либо деизм (Вольтер, Руссо).
Теория разумного эгоизма : если человек будет разумно отстаивать свои интересы, то он тем самым будет способствовать прогрессу человеческого рода.
Идея историзма и исторического оптимизма, основанных на убеждении в том, что разум – благотворная сила, определяющая прогресс, ведущая к свободе и братству людей, ко всеобщему счастью. Будущее однообразно для всего человечества, поскольку принципы разума считаются абсолютными, едиными для всех.
Эволюционизм , когда идея развития начинает применяться, к объяснению природы.
Два этапа в эпохе просвещения:
1) Деистическая наиболее систематично разработана Вольтером. В ней соединились материалистические и антиклериканские идеи Французской ф. 16-17 вв. с достижениями англ. философии и естествознания: эмпиризмом Бэкона, сенсуализмом Локка, физикой Ньютона. Философы-деисты внесли крупный вклад в разработку гносеологических и социально-политич. Проблем

2) Со 2-й пол. 40-х гг. 18 в. ведущую роль во Ф. ф. начинает играть атеистический материализм Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха («великих франц. материалистов», по словам Энгельса), явившийся высшей формой развития домарксовского материализма в странах Зап. Европы. С наибольшей полнотой он изложен в «Системе природы» (1770) Гольбаха. Пройдя через деизм как стадию своего филос. развития, великие франц. материалисты отвергли не только теизм, но также пантеизм и деизм. Они выявили наличие двух антагонистич. направлений в истории философии - материализма и идеализма (спиритуализма), связав их истоки с именами Демокрита и Платона, и внесли решающий вклад в конститупрование материализма как цельного атеистич. мировоззрения, противостоящего теологии и идеализму.

Философия эпохи Просвещения неоднородна, в ней присутствуют: материалистическая мировоззренческая ориентация; идеалистическая мировоззренческая ориентация; атеистические взгляды; деистические взгляды.

В статьях словарей и энциклопедий, памфлетах и полемических изданиях широко распространены научные и философские идеи, которые представлены в живой, доходчивой, остроумной форме, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

сенсуализм

(сэ), сенсуализма, мн. нет, м. (от латин. sensualis - чувственный) (филос.). Идеалистическое философское направление, признающее ощущения, чувственные восприятия единственным источником познания.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

сенсуализм

А, м. Философское направление, признающее ощущения вос-приятия единственным источником познания.

прил. сенсуалистический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

сенсуализм

м. Философское направление, признающее ощущения единственным источником познания.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

сенсуализм

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - восприятие, чувство) направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

Сенсуализм

(франц. sensualisme, от лат. sensus ≈ восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств.

В истории философии определяются противостоящие друг другу материалистического и идеалистического направления С. Материалистический С. усматривает в чувственной деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств ≈ отражение этого мира. Идеалистический С. видит в чувственной деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в С. Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистического С. была сформулирована Эпикуром. Более умеренный С., состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определённых условиях, был разработан стоицизмом, к которому восходит классическая формула С.: нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах.

Видными представителями материалистического С. в 17 в. являлись П. Гассенди, Т. Гоббс и Дж. Локк. Последний, исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувственного опыта всё содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.

Непоследовательность локковского С. была использована Дж. Беркли, который полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал С. идеалистически. Однако берклеанский субъективно-идеалистический С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятельность которого, согласно Беркли, определяет возникновение всех идей человеческого духа. Субъективно-идеалистический сенсуализм Д. Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистического феноменализма, который составляет основу таких направлений буржуазной философии 19≈20 вв., как позитивизм , эмпириокритицизм , неопозитивизм .

Виднейшими представителями материалистического С. были французские материалисты 18 в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах. Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, они связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром как их источником. Материалистический сенсуализм Л. Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии конца 18 ≈ начала 19 вв., утверждал непосредственную достоверность чувственного познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что чувственность составляет только исходный пункт познания, сложный процесс которого с необходимостью включает в себя деятельность рассудка и разума. Однако С. французских материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания.

Диалектический материализм, исходя из признания общественно-практической природы познания, связывает воедино чувственную и рациональную формы познания, раскрывает диалектику их взаимодействия.

Лит. см. при статьях Ощущение, Отражение, Теория познания.

В. В. Соколов.

Википедия

Сенсуализм

Сенсуализм (от, - восприятие , чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия - основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление.

Крупные философы-сенсуалисты:

  • Протагор - древнегреческий философ, один из старших софистов.
  • Эпикур
  • Джон Локк
  • Этьен Бонно де Кондильяк

Термин сенсуализм во всеобщее употребление ввёл Кузен, который в своей «Histoire générale de la philosophie» противополагает сенсуализм идеализму и, следовательно, обозначает этим термином направление, которое теперь принято называть материализмом. Это значение термина сенсуализм не удержалось. Сенсуализмом принято теперь называть известное направление в решении гносеологических вопросов, противоположное интеллектуализму или рационализму. Основные воззрения сенсуализма состоят в следующем. Он отрицает врожденные идеи (Condillac, «Essai sur l’origine des connaissance humaines», I, гл. 2, § 9), иначе говоря, признает за разумом лишь производное, не первоначальное значение. Сенсуализм сводит все знание к ощущению: разум все своё содержание получает из ощущений («Nihil est in intellectu quod non ante fuerit in sensu»), a ощущение - из опыта; таким образом, внешний мир является источником и критерием познания. В этом пункте заключается и сходство, и различие сенсуализма с материализмом. Оба направления утверждают, что источник всего нашего познания - внешний мир, но внешний мир понимается ими совершенно различно. Материализм верит в полное или частичное тождество содержания ощущений с качествами предмета, чего сенсуализм не признает. Кондильяк в своём «Traité des sensations» (гл. I, § 2) заявляет, что статуя, одаренная обонянием, испытывает лишь чисто субъективное состояние, когда обоняет запах розы («les odeurs ne sont à son égard que ses propres modifications ou manières d"être»). В вопросе об отношении ощущений к качествам предмета Кондильяк вовсе воздерживается от суждения, считая этот вопрос праздным («Tr. d. S.», 4-я часть, гл. 5, примеч. к § 1). Таким образом, сенсуализм отнюдь не ведёт к материализму; напротив того, из него легче вывести субъективизм. Это роднит сенсуализм с субъективным идеализмом (например, Фихте); различие между ними заключается лишь в понимании деятельности субъекта. Для субъективного идеализма сущность сознания состоит в синтетической деятельности разума, и ощущение есть лишь одна и притом низшая ступень этой деятельности; для сенсуализма, наоборот, в ощущении и состоит вся деятельность сознания, из него выводится мышление («La sensation enveloppe toutes les facultés de l’ame» - «Traite des Sens.», I, гл. 7, § 2). Кратко эту мысль выражает Гельвеций в словах: «juger, c’est sentir». Из такого отождествления мышления с ощущением следует, что никаких особых законов мысли нет. История образования ощущений, которую подробно изложил Кондильяк в своём «Traité des Sens.», рассказывает, как из ощущений сами собой образуются память, внимание и мышление и каким образом создаётся иллюзия самостоятельных духовных процессов, независимых от ощущения; в действительности необходимость мысли есть не что иное, как привычка или ассоциация, ставшая в силу частого повторения неразрывной. Всякое знание всегда имеет в своей основе известное ощущение, следовательно, знание всегда может быть только частным; обобщениям ничего реального не соответствует. Источник знания в то же самое время определяет и характер, и границы его; этот источник есть, таким образом, критерий истины. Так как ощущение зависит от впечатлений, идущих извне, - положение, которое сенсуалистами принимается на веру, - всякий же опыт есть нечто случайное, иррациональное, относительное, то всему знанию приходится приписывать случайный и относительный характер. Милль, исходя из психологических фактов, даёт следующее определение материи: материя или предмет есть не что иное, как постоянная возможность ощущений. Это определение вполне соответствует духу сенсуализма, и намеки на него мы встречаем уже у Кондильяка, с точки зрения которого предмет есть совокупность представлений о величине, плотности, твёрдости, то есть соединение представлений, полученных из разных категорий ощущений, главным образом осязания, и для образования представления о предмете вовсе не нужно мыслить носителя качеств или субстрата. Такова в общих чертах гносеология сенсуализма.

В заслугу сенсуализма можно поставить то, что он обратил внимание на более подробный психологический анализ фактов ощущения и восприятия, стараясь определить значение ощущений в познании вообще и значение отдельных категорий ощущений. В этом отношении особенного внимания заслуживают работы Кондильяка. Однако психологический анализ сенсуализма страдает тем, что смотрит с предвзятой точки зрения на факты, подлежащие анализу. Сенсуализм, подобно фокуснику, вкладывает в ощущение всё то, что вовсе не свойственно ощущению самому по себе и что сенсуализм с торжеством из него извлекает. Не ощущение создаёт сознание, память, воображение и мышление, а синтетическая деятельность сознания проявляется в этих различных формах в зависимости от различного материала, с которым она орудует. Сенсуализм механизирует, принижает деятельность сознания и по самому элементарному её обнаружению хочет судить обо всей деятельности.

Неправильному психологическому анализу соответствуют и неверные гносеологические выводы - неправомерное ограничение области знания, неправильное объяснение особенностей его, неправильное указание критерия истины. Исторически сенсуализм проявлялся разнообразно и в различные времена, переплетаясь с материализмом, эмпиризмом и субъективным идеализмом; трудно поэтому написать историю сенсуализма, не внеся в неё чуждых элементов. Соединение сенсуализма с материализмом есть contradictio in adjecto, ибо уже самая возможность ощущения, как это отлично сознавал Кондильяк, исключает материализм , предполагая существование способности духа. Сам по себе сенсуализм есть известная форма субъективного идеализма, противоположная той, которая (например, Фихте старший) видит в деятельности разума сущность духа. С эмпиризмом сенсуализм имеет общую точку отправления в психологическом анализе и общий взгляд на значение опыта.

В древности сенсуализм можно отметить в системах Эпикура и стоиков. Ощущения образуются, по мнению Эпикура, тем, что от предметов отделяются образы, которые попадают в органы ощущений и насильно ими воспринимаются. Всякое ощущение истинно. В ощущениях заключается критерий истины; все, что не согласно с этим критерием, ложно.

Хотя стоицизм развился в постоянной полемике с эпикуреизмом, у этих двух направлений много общего. Душа, по мысли стоиков, материальна; но материализм стоиков заключает в себе пантеистические элементы, позволявшие им настаивать на единстве души, на силе разумной деятельности как коренной черты человеческой души. Душа стоиков не пассивна, подобно эпикурейской, а деятельна. В учении об ощущении стоики делают к эпикурейской теории существенное добавление: все возникает из ощущений - в этом стоики согласны с эпикурейцами; но в ощущениях, прибавляют стоики, проявляется деятельность души . В утверждении стоиков, что все представления возникают из ощущений, что все общее образуется из единичного, что критерий истины заключается в и в толковании, которое они дают этому критерию, ясны принципы сенсуализма, с которым учение о деятельности разума не вполне справилось.

В новой философии распространению сенсуализма способствовал Локк; хотя он был эмпириком и считал себя отчасти учеником Декарта, тем не менее несомненно, что его «Опыт о человеческом разумении» способствовал сенсуализму. Из двух источников познания - ощущений и рефлексии - Локк гораздо подробнее рассмотрел первый. Его учение о рефлексии страдает той же неопределённостью, которая заметна и в его рассуждениях о субстанции, так что из Локка весьма нетрудно было вывести последовательное сенсуалистическое учение. Во введении к своим «Новым опытам о человеческом разумении» Лейбниц сводит разногласие между сенсуализмом и рационализмом к нескольким основным пунктам и Локку, хотя и с оговорками, приписывает учение сенсуалистов, что душа есть tabula rasa , что все знание происходит из внешнего опыта, не исключая и истин математических, Последовательный сенсуализм мы находим в сочинениях Кондильяка, а именно в его «Essai sur l’origine des connaissances humaines», «Traité des sensations» и «Traité des systèmes». Несмотря на несовершенство его психологического метода, на полное отсутствие экспериментального характера в его исследованиях, построенных на умозрительных, априорных предположениях, работы Кондильяка сохраняют значение в истории психологии. Книга Гельвеция «De l’esprit» не прибавляет ничего принципиально нового к «Трактату об ощущениях», хотя у Гельвеция больший наклон к материализму, чем у Кондильяка. Катт написал дополнение к Кондильяку в книге «Traité des sensations et des passions en général». Боппэ подражал Кондильяку и в том отношении, что исходной его точкой служит воображаемая статуя, одаренная жизнью. Вся школа так называемых французских идеологов находится в большей или меньшей зависимости от Кондильяка, с которым некоторые из её представителей полемизируют, другие - соглашаются.

Защиту сенсуализма в новейшее время взял на себя Тольбе, в сочинениях «Neue Darstellung des Sensualismus» (1855), «Die Grenzen und der Ursprung der menschlichen Erkenntniss im Gegensatz zu Kant und Hegel» (1865) и «Grundzüge einer extensionalen Erkenntnisstheorie» (посмертное сочинение, 1875, не окончено). Сенсуализм новейшего времени представляет опять поворот от феноменализма Кондильяка к материализму (таково, например, сочинение A. Mayer’а «Die Lehre von d. Erkenntniss», Лпц., 1875), объясняемый общим усилением материалистических тенденций в 60-х и 70-х гг. См. Harms, «Die Philosophie in ihrer Geschichte» (I, «Psychologie», Б., 1878, II: «Logik», 1887); Picaret, «Les idéologues» (П., 1891), Cousin, «Histoire générale de la philosophie» (П., 1861).

Примеры употребления слова сенсуализм в литературе.

За нее стоят глаза и руки, очевидность и осязательность: на век, наделенный плебейскими вкусами, это действует чарующе, убеждающе, убедительно - ведь он инстинктивно следует канону истины извечно народного сенсуализма .

И хотя Гоббс во многом, в частности в области познания, близко подходит к сенсуализму Бэкона, в своих философских воззрениях он опирается и на европейскую континентальную мысль, прежде всего на рационализм Декарта.

В своих философских суждениях Коллинз, опираясь на сенсуализм Локка, выводит определенные материалистические заключения.

В ней он соединяет сенсуализм Локка с механи-стическо-материалистическим учением.

Признавая единственным источником наших знаний опыт, ощущения, Кант направляет свою философию по линии сенсуализма , а через сенсуализм, при известных условиях, и материализма.

Итак, сенсуализм есть по крайней мере руководящая гипотеза, чтобы не сказать евристический принцип.

Из того, что было сказано, видно, что Локк - приверженец эмпиризма и сенсуализма , но, несмотря на это, в рассуждениях о достоверности нашего познания он различает две ступени: бесспорное и правдоподобное знание.

Уже в этой работе заметны его попытки ре-интерпретации сенсуализма Локка в смысле усиления субъективно-идеалистических моментов.

Его философия является органическим продолжением линии, исходящей из сенсуализма Локка.

В сущности он продолжает принципы сенсуализма , но в ответе на вопрос о том, что является поводом или источником наших ощущений, отличается как от Локка, так и от Беркли.

Они во многом исходили из сенсуализма Локка, продолжая и развивая материалистические тенденции, содержащиеся в его взглядах.

В подходе к вопросам теории познания он испытал влияние сенсуализма Локка, во многом был близок к мыслям философствующего врача Д.

Таким образом, учение Рида не преодолевает слабостей сенсуализма Локка, тем более взглядов Беркли или Юма.

Ламетри исходит из сенсуализма Локка и однозначно признает объективную основу наших ощущений - внешний мир.

В области теории познания он по сути принимает принципы сенсуализма Локка.

от лат. sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

СЕНСУАЛИЗМ

в психологии - учение и методологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. На базе сенсуализма возникла психология ассоцианистская, в коей задачей психологического эксперимента виделось выявление первичных чувственных элементов, или ощущений, из коих складывается вся душевная жизнь. Дальнейшее развитие психологии экспериментальной показало, что действительная структура сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущении, что в интеллекте есть содержание, несводимое к чувственным образам, а объяснить мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов сенсуализм вообще бессилен.

СЕНСУАЛИЗМ

от лат. sensus - ощущение, чувство) - учение о том, что психическая жизнь слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания.

В античном мире сторонниками С. были представители ряда философских школ (напр., эпикурейцы, в более умеренной форме - стоики). Утверждая, что внечувственное познание невозможно, стоики предложили рассматривать ум как "чистую доску", на которую опыт накладывает свои письмена. Им же принадлежит афоризм: "Нет ничего в разуме, чего бы не было первоначально в чувствах" (см. Мышление). В дальнейшем эти положения пропагандировались сторонниками С, в эпоху Возрождения и Нового времени боровшимися с приверженцами рационализма (напр., Г. В. Лейбниц, Б. Спиноза), считавшими, что в познании имеется содержание, принципиально не выводимое из ощущений.

В философском плане С. не представляет однородного направления. В нем издавна сталкиваются идеалистические и материалистические воззрения на ощущение. Первые отрицают его причинную зависимость от внешнего объекта, вторые трактуют чувственные впечатления как эффект воздействия внешних раздражителей на органы чувств. Под влиянием С. развивалась ассоциативная психология, в которой, соответственно указанным выше философским расхождениям, связь элементарных ощущений, порождающих сложные психические продукты, понималась либо как имманентное свойство сознания (Д. Беркли, Д. Юм, Дж. С. Милль) либо как производное системы материального взаимодействия между телесной "машиной" и внешним миром (Д. Гартли, Ж. Ламетри).

Идеи С. оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии, поскольку предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных

элементов (ощущений), из которых строится вся сложная архитектоника душевной жизни (см. В. Вундт).

Дальнейшее развитие экспериментальной психологии показало, что действительная структура человеческого сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущений, что в интеллекте имеются содержания, не сводимые к чувственным образам (см. Мышление без-образное), что мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов С. не может объяснить.

Сенсуализм

Словообразование. Происходит от лат. sensus - ощущение, чувство.

Специфика. Характеризуется допущением, что все содержание психической жизни исчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в процессе жизнедеятельности субъекта познания. Это учение берет свое начало в философских школах эпикурейцев и стоиков, где было предложено рассматривать ум как "чистую доску", на которой опыт чертит свои письмена. В дальнейшем на основе сенсуализма возникла ассоциативная психология, в которой задачей психологического эксперимента виделось выявление первичных чувственных элементов (ощущений), из которых складывается вся душевная жизнь.

Сенсуализм (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств.

Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания. В истории познания сформировались противостоящие друг другу материалистическое и идеалистическое направления сенсуализма. Материалистический сенсуализм усматривает в чувственной деятельности человека исходную связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств - отражение этого мира. Идеалистический сенсуализм видит в чувственной деятельности некую самостоятельную сферу сознания и бытия. Идеализм наметился уже в сен- суализме Протагора: провозглашая чувственное восприятие единственным источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собственных состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся причинами этих состояний. Система последовательно материалистического сенсуализма была разработана Эпикуром. Более умеренный сенсуализм, состоящий в признании истинным не каждого чувственного восприятия, а только возникающего в сознании при определенных условиях, был разработан стоиками. К стоикам, а также к Аристотелю восходит классическая формула сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Видными представителями английского материалистического сенсуализма в XVII в. были Т. Гоббс и Дж. Локк. Последний исходя из основных положений сенсуализма, предпринял попытку вывести из чувственного опыта все содержание человеческого сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Д. Беркли интерпретировал сенсуализм идеалистически и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеческого сознания. Сенсуализм Д. Юма был субъективно-идеа- листическим. Материалистический сенсуализм развивали французские материалисты XVIII в. Ж. Ламетри, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, которые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром - их источником. Материалистический сенсуализм немецкого мыслителя Л. Фейербаха утверждал непосредственную достоверность чувственного познания. Однако, сенсуализм французских материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфики рациональной ступени познания. Рационализм (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Термин рационализм используется для обозначения и характеристики, в основном, концепции познания Нового времени. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, еще Парменид, различавший знание по истине (полученное посредством разума) и знание по мнению (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал именно в разуме критерий истины.

Как целостная система гносеологических воззрений рационализм начал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм XVII-XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка - бесконечной цепи причинно-следственных связей, пронизывающей весь мир. Принципы рационализма разделяли как часть материалистов (Б. Спиноза), так и многие идеалисты (Г. Лейбниц и др.): рационализм у них приобретал различный характер в зависимости от того, как решался вопрос об соотношении мышления и бытия. Рационализм XVII-XVIII вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей, стал одним из признаков эпохи Просвещения. Культ разума характерен и для французских мыслителей XVIII в., стоявших в целом на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений рационализма и теологии. Обращение к разуму как единственному источнику знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (Р. Декарт) или предрасположений и задатков мышления, независимых от чувственности (Г. Лейбниц). Принижение роли чувственного познания, через которые реализуется связь человека с внешним миром, влекло за собой отрыв мышления от реальных объектов познания. Сенсуализм всегда подчеркивает особую роль человеческих чувств в познании. Его исходный тезис звучит так: «Все, что есть в знании, получено из чувств». Как правило, последовательный сенсуализм ориентируется на познание материальных объектов, на важность добывания первых, наиболее опытно достоверных и необходимых знаний. Направление сенсуализма, которое абсолютизирует роль чувственного познания, но выражает последовательно свою позицию, получило название солипсизм. Его сторонники главное внимание обращали не на собственно процесс чувственного познания, а на объяснение самой чувственности, ее приоритетности. Напротив, рационализм всегда настаивал на особой роли разума как якобы наиболее достоверного источника человеческих знаний. Его исходный тезис звучит так: «Все, что есть в знании, получено посредством разума». На практике рационализм выражает безграничную веру в человеческий разум, отстаивает его культ, дает высокую оценку теоретическому знанию как важнейшему источнику общественного прогресса. Сенсуализм и рационализм представляют собой два крайних подхода к пониманию источников и природы знания, внутренней логики познавательного процесса. Разрешение противоречия между рационализмом и эмпиризмом (сенсуализмом) стало возможным на основе развития научного познания, анализа процесса познания в органической связи с практической деятельностью человека по преобразованию действительности. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Преодолеть противопоставление чувственного и рационального познания призывал немецкий философ И. Кант (1724-1804). Он разработал учение о трех ступенях (формах) познания: чувственном, рассудочном и разумном. И. Кант не противопоставлял между собой эти ступени, показывая необходимость и значение каждой из них в отдельности. Его учение явилось большим вкладом в исследование динамики познавательного процесса, форм его проявлений и границ. Ho и сегодня источники возникновения сенсуализма и рационализма существуют, так как имеют чувственное и рациональнотеоретическое познание, важно их различать, но не противопоставлять. Процессу познания всегда присущи определенные противоречия. Они символизируют трудность, проблемный и даже конфликтный характер познания. Назовем и охарактеризуем некоторые из этих противоречий. 1. Противоречие между субъектом познания и объектом познания. Оно представляет собой несоответствие между потребностью человека в познании бытия и сложностью освоения как объекта познания. Собственно говоря, с этого несоответствия всегда и начинается процесс познания. Сущность данного противоречия удачно выражает следующее суждение: «мир не удовлетворяет человека, и человек своими действиями решает изменить его». Ho чтобы изменить мир, его надо познать, а мир для познания чрезвычайно сложен. По сути дела, это есть основное и постоянно существующее противоречие познавательного процесса. А. Эйнштейн писал, что все существенные идеи в науке родились из драматического конфликта между окружающим миром и нашими настойчивыми попытками понять и объяснить его. Разрешается же данное противоречие путем критического преодоления исчерпавших себя знаний (сохранении нужных знаний) о мире и настойчивого поиска новых знаний, совершенствования методов познания и развития практики. Противоречие разрешается постоянно между конкретным субъектом познания и объектом, но не полностью и окончательно. Co временем оно вновь углубляется и обособляется на последующих фазах познавательного поиска, чтобы затем в определенной мере получить разрешение. 2. Противоречие между данными органов чувств и мысленнопонятийным отражением окружающего мира. Известно ведь, что восход Солнца можно объяснить на основе чувственных знаний, наивно полагая, что Солнце совершает свой путь вокруг неподвижной Земли. Ho это явление можно объяснить и с помощью научных размышлений, доказывая подвижность обоих небесных тел на определенном соотношении Солнца как центра космической системы и Земли как одной из планет Солнечной системы. Это познавательное противоречие было разрешено путем экспериментальной проверки чувственных и теоретических знаний, а также с помощью системы логических рассуждений и математических доказательств. 3. Противоречие между сложившейся теорией и появляющимися новыми научными фактами и экспериментальными данными. Разрешение данного противоречия осуществляется через сравнение и проверку имеющихся знаний и новых экспериментальных знаний. Теория или уточняется, или продолжает существовать в прежнем виде. С возникновением новой теории старая отбрасывается. 4. Противоречия между течениями в науке, ее школами и отдельными теориями. Такие противоречия возникали, например, механикой и теорией относительности, между науками о природе и науками о человеке. Радикальным является несоответствие между стремлением человека познать окружающий мир полнее и точнее, и наличием субъективных и объективных пределов познания: уровень имеющихся знаний, способности человека, слабый научный и технический инструментарий и т.д. Противоречия естественны для человеческого познания как живого и вечно развивающегося процесса. Их общей основой является совокупная духовно-практическая деятельность человека, общественная жизнь. Сами противоречия означают источник всякого познания. Противоречия познания разрешаются в ходе активной деятельности путем поиска новых методов, фактов и знаний, совершенствования интеллектуальных способностей субъекта познания. Основные понятия Сенсуализм, рационализм, противоречия познания. 1.5.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Старообрядчество и Русская Православная Церковь: От конфронтации к диалогу
Рпц и старообрядцы борются за имущество
Николай иванович кузнецов