Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дирижабль гинденбург. Дирижабль "Гинденбург" - немецкий пассажирский дирижабль. Катастрофа дирижабля "Гинденбург" Крушение дирижабля гинденбург 6 мая 1937 года

КРУШЕНИЕ ДИРИЖАБЛЯ «ГИНДЕНБУРГ»

Символ величия гитлеровской Германии, гигантский дирижабль LZ-129, получивший прозвище «Небесный Титаник», в 1937 году взорвался в момент швартовки на американской военно-морской базе в Нью-Джерси. Из находившихся на борту 97 пассажиров и членов экипажа погибло 36 человек. Согласно последним данным, причиной трагедии был террористический акт.

Летом 1900 года немецкий генерал Фердинанд фон Цеппелин представил публике сконструированный им дирижабль – управляемый рулями и движимый воздушным винтом аэростат, имеющий обтянутый тканью металлический каркас. Первый опыт оказался неудачным – пролетев 32 километра за 18 минут, «жесткий» дирижабль Цеппелина попал в бурю и разбился. Через пять лет на свет появился доработанный вариант «воздушного корабля», который успешно прошел все испытания. Несмотря на то что вскоре он тоже разбился при посадке, дирижаблестроение стало бурно развиваться в Европе и Америке, а все аппараты подобной конструкции с той поры стали называться «цеппелинами».

Небывалую популярность дирижаблям обеспечивала рекордная грузоподъемность и высокая скорость перемещения по воздуху. Цеппелины с успехом использовались в военном деле, а в 1909 году уже была создана первая в мире пассажирская транспортная компания «Германские дирижабли». В марте 1917 года, к моменту смерти своего основателя, фирма Фердинанда Цеппелина построила более 100 управляемых аэростатов, два из которых – «Граф Цеппелин» и «Гинденбург» – навсегда вошли в историю мирового воздухоплавания. Первый знаменит тем, что почти за 10 лет работы перевез более 13 тыс. пассажиров, а второй – стал последним аэростатом, совершавшим регулярные рейсы с людьми на борту.

Дирижабль «Гинденбург», регистрационный номер LZ-129, был построен фирмой Deutsche Zeppelin-Reederei в 1936 году. Имя покойного президента Германии корабль получил по личному распоряжению Гитлера. По мнению фюрера, самый большой и самый дорогой летательный аппарат того времени должен был символизировать возрождение Третьего рейха, являть собой неопровержимое доказательство превосходства арийской расы.

По размерам новый дирижабль не уступал печально известному «Титанику». Алюминиевый корпус воздушного гиганта длиной 248 м и диаметром более 40 м был разделен на 16 отсеков, в которых находились камеры, заполненные взрывоопасным водородом. Полный объем газа составлял 212 тысяч м 3. Снизу к каркасу цеппелина подвешивались 4 дизельных двигателя мощностью по 1050 л. с. и гондола с кабиной пилотов, пассажирским салоном и грузовым отсеком. При полном запасе топлива «Гинденбург» мог перевезти 50 пассажиров с багажом и 12 т другого груза на расстояние до 15 тысяч км, развивая при этом максимальную скорость 135 км/ч.

На втором этаже гондолы дирижабля (верхней палубе) находилось 26 двухместных кают, бар, гостиная со специально сконструированным легким пианино и эстрадой для кабаре, а также вместительный танцзал и огромная библиотека. Вдоль бортов были устроены прогулочные галереи с огромными наклонными окнами. На нижней палубе размещалась кухня, лифтовое хозяйство и служебные помещения. Рекламный проспект сообщал: «Обращено большое внимание на комфорт пассажиров, к услугам которых большой салон, служащий также рестораном, удобные спальные кабины, снабженные кнопками для вызова стюартов, умывальные комнаты и передовая электрическая кухня». Кроме этого, «Гинденбург» был оснащен самыми современными навигационными приборами и оборудованием. Строго соблюдались меры противопожарной безопасности. В частности, экипаж был облачен в антистатическую верхнюю одежду и обувь на пеньковой подошве, а пассажиры перед посадкой сдавали спички, зажигалки и фонарики.

Едва сойдя со стапелей Фридрихсхафенской верфи, «Гинденбург» сразу же установил мировой рекорд скорости, справившись с перелетом через Северную Атлантику за 43 часа.

В том же 1936 году дирижабль совершил 10 рейсов на Американский континент (при астрономической стоимости билета – более 800 долларов США), а на следующий год планировались еще 18. В книге «„Гинденбург“ – иллюстрированная история» говорилось: «В тот момент его популярность была почти мистической. Где бы он ни появлялся, повсюду он производил сенсацию. Не будет ошибкой сказать, что это был самый известный из всех когда-либо существовавших воздушных кораблей».

Поздним вечером 3 мая 1937 года «Гинденбург» открыл навигацию, стартовав из Франкфурта-на-Майне и взяв курс к берегам Нового Света. На борту находился один из директоров фирмы Deutsche Zeppelin-Reederei Эрнст Лейман, который решил лететь в составе экипажа после того, как стало известно о готовящейся диверсии на дирижабле. Об этом Лейману сообщили в гестапо и показали соответствующий донос-предупреждение. «В этой ситуации я обязан быть с моими парнями», – объявил инженер о своем решении, и никто не смог уговорить его воздержаться от полета. Накануне приняли необходимые меры безопасности – о всех пассажирах собрали информацию, за подозрительными установили скрытое наблюдение. Капитаном корабля назначили опытного пилота Макса Прусса, имевшего боевую закалку Первой мировой войны.

Перелет через океан прошел без происшествий и спустя трое суток незабываемого путешествия пассажиры «Гинденбурга» очутились над Манхэттеном. Из открытых окон обзорного помещения они поприветствовали репортеров и фотографов, встречавших их на верхней площадке самого высокого здания в мире – 102-этажного небоскреба Эмпайр Стейт-билдинг. К вечеру 6 мая 1937 года цеппелин благополучно прибыл на военно-морскую базу «Лейкхерст», штат Нью-Джерси, – конечную цель полета, но из-за начинавшейся грозы был вынужден уйти в сторону Атлантик-сити. Через полтора часа, переждав непогоду, Макс Прусс снова взял курс на базу, поскольку в полночь того же дня должен был вылетать в обратный путь.

В аэропорту опоздавший дирижабль встречало более тысячи человек – родственники, репортеры, кинооператоры, аэродромная обслуга. Под звуки бравурного марша корабль описал дугу, чтобы положить нос по ветру, затем двигатели отработали реверс, и серебристая сигара с черной свастикой на огромном хвосте медленно подошла к 60-метровой причальной башне.

В 19.25 с гондолы дирижабля на землю полетели швартовы. Радиоприемники по всей стране транслировали репортаж, который вел известный американский журналист Герберт Моррисон: «Веревки уже спущены, и их держат люди на поле. Задние моторы продолжают работать и сдерживают корабль, чтобы… Господи, он вспыхнул! Это ужасно! Пламя поднялось в небо на пятьсот футов…» На глазах у объятых ужасом свидетелей «Гинденбург» быстро превращался в факел – огонь получал непрерывную подпитку из огромных отсеков, заполненных водородом. Когда через мгновение все было кончено, Моррисон продолжал: «Я никогда не видел ничего более страшного. Это самая ужасная катастрофа в мире! Все пассажиры погибли! Я не могу в это поверить!»

Уже через несколько секунд после начала пожара дирижабль задрал нос и ударился кормой о землю. Это позволило нескольким пассажирам, стоявшим в коридоре гондолы, выпрыгнуть в окна с пятиметровой высоты и таким образом остаться в живых. Командир «Гинденбурга» Макс Прусс и члены экипажа, находившиеся в носовой рубке, сгорели заживо на своих рабочих местах. Другие люди мгновенно погибли от удушья, поскольку кислород сразу же был поглощен горевшим водородом.

За тридцать две секунды, пока длился пожар, пламя полностью уничтожило корабль, оставив на земле его искореженный железный остов. И только свастика чернела на чудом уцелевшем хвостовом оперении… Итог катастрофы был ужасен. Из тридцати шести пассажиров, бывших на борту «Гинденбурга» в тот злополучный вечер, 13 сгорели, разбились или умерли от ран и ожогов. Из шестидесяти одного члена экипажа погибли 22 человека (в том числе от ожогов скончался директор фирмы-производителя дирижабля Э. Лейман). Погиб также один из техников аэродромной службы базы «Лейкхерст».

Расследование, немедленно начавшееся в США, длилось около года, но так ни к чему и не привело. Агенты ФБР отрабатывали множество версий: от саботажа на борту цеппелина до удара молнии в причальную башню. На полном серьезе полиция допрашивала местного фермера, которого досужие репортеры сделали главным виновником взрыва на военно-морской базе. Поводом к обвинению послужила газетная статья, в которой сообщалось, что фермер выстрелил из ружья в швартовавшийся дирижабль, так как из-за рева авиационных моторов у него в сарае перестали нестись куры… Самой вероятной причиной катастрофы признали воспламенение гремучего газа (он образовался из-за утечки водорода), которое возникло от разряда статического электричества, накопившегося в результате прошедшей накануне грозы. В конце концов, дело о крушении «Гинденбурга» было закрыто, а виновные так и не найдены.

Германские спецслужбы провели свое расследование катастрофы, получив на то личное распоряжение фюрера. Гестапо оказалось профессиональнее своих заокеанских коллег. В результате проведенных розыскных мероприятий стало ясно, что «символ Третьего рейха» был уничтожен «адской машиной», установленной одним из членов экипажа. Часовой механизм должен был сработать после того, как пассажиры и экипаж покинут борт «Гинденбурга», но взрыв прогремел раньше… Поскольку подобный вывод следственной комиссии дискредитировал национал-социалистическую идею, истинная причина гибели воздушного гиганта была скрыта от мировой общественности. Сыщики получили строжайшее указание имперского министра авиации Геринга «ничего не открывать!» И лишь спустя 35 лет в печати появилось имя террориста, заложившего мину в кормовой отсек цеппелина. Им оказался антифашист Эрих Шпель, который сам стал жертвой теракта и скончался от ожогов на следующий день после катастрофы.

Гибель «Гинденбурга» привела к закату эры пассажирских дирижаблей. Несмотря на то что трагедия не была непосредственно связана с конструктивными недостатками цеппелинов, вера в «небесные сигары» была окончательно подорвана. Сразу же после катастрофы Гитлер приказал остановить работы по выпуску гигантских воздушных кораблей. Исключение сделали только для близнеца погибшего «Гинденбурга», получившего название «Граф Цеппелин II». Этот дирижабль был достроен и использовался для проведения разведывательных операций против Великобритании. А все его собратья, уже в 1939 году, были разобраны и отданы на переплавку – военным заводам фашистской Германии срочно требовался дефицитный алюминий.

Из книги 100 великих тайн автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Крушение Политическая драма князя Голицына, плохо срепетированная и еще хуже разыгранная, быстро дошла до эпилога. Раздор в правительственных кругах и настроение гвардии ободрили противников ограничения, доселе таившихся или притворно примыкавших к оппозиции.

Из книги Арктические тайны третьего рейха автора Федоров А Ф

СТО ТРИДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ ЧАСА ПОЛЕТА ДИРИЖАБЛЯ "ГРАФ ЦЕППЕЛИН" Однако прежде всего надо указать на то, что Германия всегда обстоятельно изучала Арктику. Начало этого интереса может быть отнесено к 1895 году, когда в Лондоне состоялся VI Международный географический конгресс, где

автора Кубеев Михаил Николаевич

Из книги 100 великих катастроф автора Кубеев Михаил Николаевич

Из книги 100 знаменитых катастроф автора Скляренко Валентина Марковна

КРУШЕНИЕ ДИРИЖАБЛЯ «ГИНДЕНБУРГ» Символ величия гитлеровской Германии, гигантский дирижабль LZ-129, получивший прозвище «Небесный Титаник», в 1937 году взорвался в момент швартовки на американской военно-морской базе в Нью-Джерси. Из находившихся на борту 97 пассажиров и

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

ПАУЛЬ ФОН ГИНДЕНБУРГ (1847-1934) Германский военный и политический деятель, генерал-фельдмаршал (1914). За три года до начала Первой мировой войны в Германии было 470 генералов, но тех, чьи имена были широко известны общественности, едва ли набралось десяток. Генерал Гинденбург к

автора Горз Джозеф

ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ПОДНЯТЬ «ГИНДЕНБУРГ» Итак, можно было приниматься за «Гинденбург». Да, именно за «Гинденбург». Линейный крейсер длиной 213 м, шириной 29 м, с высотой борта 8,2 м лежал на глубине около 22 м. Толщина слоя воды над ютом достигала 9 м и 3 м – над носовой частью

Из книги Подъём затонувших кораблей автора Горз Джозеф

ВТОРАЯ ПОПЫТКА ПОДНЯТЬ «ГИНДЕНБУРГ» Однако мысли Кокса были заняты другим. Он чувствовал себя готовым к тому, чтобы еще раз попробовать поднять «Гинденбург». Пережитые когда-то неудачи задели его самолюбие, и он твердо решил на этот раз выйти победителем.Работы начались

Из книги Повесть об Адольфе Гитлере автора Штилер Аннемария

КАК ГИНДЕНБУРГ СТАЛ ПРЕЗИДЕНТОМ РЕЙХА В 1925 году скончался рейхспрезидент социал-демократ Фриц Эберт. Немецкий народ должен был выбрать нового главу государства. Вся страна была взбудоражена. В ту пору в Германии можно было встретить самые разные представления о том, как

Из книги ТАСС уполномочен… промолчать автора Николаев Николай Николаевич

Летели на помощь – погибли сами Катастрофа дирижабля «СССР В6 Осоавиахим» Подходил к концу дрейф знаменитой четверки папанинцев – Папанин, Кренкель, Ширшов и Федоров – на полярной станции «Северный полюс-7». В январе 1938 года ветры и морские течения понесли лагерь в

автора Воропаев Сергей

Гинденбург, Оскар (Hindenburg), (1883–1960), сын и помощник по военным делам президента Пауля фон Гинденбурга. Родился 31 января 1883 в Кенигсберге. Лишенный политических амбиций Гинденбург играл поначалу неприметную роль в окружении своего отца. Но по мере роста в Германии

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Гинденбург, Пауль фон (Hindenburg, Ludwig Hans fon Beneckendorff und von Hindenburg), (1847–1934), президент Германии, военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1914). Родился 2 октября 1847 в семье прусского офицера в Познани. Окончил кадетский корпус. Участник австро-прусской войны 1866 и

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Крушение В 1575 году судьба даровала России передышку. Впервые за многие десятилетия на ее внешних рубежах воцарился мир. В Крыму началась междоусобица, а Польша осталась без короля. Более того, в Польше многие выступали за избрание на польский престол Ивана Грозного. В

Из книги Повесть о парашюте автора Кайтанов Константин Фёдорович

С дирижабля… и на воду Пилотируя над зоной, носящей название «шахматной вырубки», в северной части Гатчинского аэродрома, я несколько уклонился от обычного маршрута и снизился до четырехсот метров. Случайно взглянув вправо, я увидел, что недалеко от меня плывет

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Виктор Коршунов

Ноев ковчег построил любитель. "Титаник" построили профессионалы

амые крупные катастрофы 20 века, произошедшие на воде, на земле и в воздухе: трагедия океанского лайнера "Титаник", катастрофа на Чернобыльской АЭС и гибель дирижабля "Гинденбург". В причинах этих катастроф специалисты разбираются до сих пор.

Огромный и величавый, "Гинденбург" внес в развитие авиации такой же вклад, как и могучий "Титаник" в развитие судоходства. Но из-за злого рока или по иронии судьбы "Гинденбург" постигла та же учесть.

Некоторые факты из истории воздушных катастроф

концу 30-х годов 20 века дирижабль по праву считали не только модным, но и одним из самых современных технических достижений человечества. Одно из главнейших преимуществ дирижаблей – преодоление без дозаправки огромных по тем временам расстояний - сотен и тысяч миль. При этом дирижабли могли перевозить несколько сотен тонн полезного груза. В военное время они могли стать разведчиками и гигантскими бомбардировщиками. Кроме того, в непредвиденных ситуациях, в случае остановки всех двигателей, дирижабли не срывались в крутое пике, а продолжали планировать, постепенно снижаясь, спасая при этом жизнь экипажа и пассажиров.

В истории воздухоплавания было немало грандиозных побед, достижений, открытий, экспедиций и путешествий, связанных с воздухоплаванием и авиацией. Но, увы, были в ней и трагические моменты, которые поставили развитие этого безусловно удобного средства передвижения под большой вопрос. Поэтому этот вид транспорта начал сдавать завоеванные позиции.

Основной причиной стали несколько страшных катастроф, повлекшие гибель десятков людей. Особенно потрясли весь мир аварии дирижаблей-гигантов.

Вот несколько примеров.

1928 год. После весьма удачного полёта на Северный полюс разбился об лёд воздушный корабль "Италия". На розыски отважных исследователей Арктики направилось большое количество самолётов и морских судов, и вскоре экспедиция У. Нобиле была найдена: помогли шведский лётчик и советский ледокол "Красин".

1930 год . Новая авария - разбился дирижабль R-101. Он был предназначен для обслуживания полетов по маршрутам "Англия - Канада", " Англия - Египет - Индия - Австралия". R-101 потерпел аварию в первом полёте. Он являлся крупнейшим английским дирижаблем (объём более 140000м3). Но размеры его не спасли: потеряв большую часть запасов водорода, летающий корабль начал резко снижаться и врезался в холм. Затем произошло возгорание и взрыв. При этом из находившихся на борту 57 человек погибло 48 .

1930 год, 5 февраля . "Осовиахим" ("СССР В-6") -лучший по тем временам советский дирижабль, спешащий на выручку застрявшим на льдине папанинцам, разбился в Заполярье, недалёко от Кандалакши (Мурманская область). Он врезался в непомеченную на карте скалу.

Не везло и американским воздухоплавателям. В середине тридцатых годов погибли два дирижабля - "Акрон" и "Мекон". Эти громадины имели объёмы в 180 000 м3, длину 239 м и диаметр 40,5 м. Известны несколько версий по поводу этих катастроф: неблагоприятные метеоусловия (шторм), технические неполадки (поломка рулей, разломы корпуса из-за больших изгибающих моментов). Самой трагичной стала гибель дирижабля "Акрона". Из 76 человек посчастливилось выжить только троим.

Но, несмотря на статистику смертей в авариях, которые были описаны выше,первое место среди трагедий воздухоплавания принадлежит катастрофе дирижабля LZ-129 "Гинденбург", в которой погибло 35 человек из 97 пассажиров и членов экипажа.

«Гинденбург» - флагманский корабль Гитлера

Германии дирижабль с номером LZ-129 по праву являлся гордостью Третьего рейха. «Гинденбург» был современным воплощением триумфа немецких инженерных решений, технологий и научной мысли, Со свастикой на корме он гордо парил в небе Германии.

Как символ возрождения "третьего рейха", дирижабль стал показателем национального богатства: самым большим и самым дорогим летательным аппаратом, построенным когда-либо руками человека. Гитлер считал его неопровержимым доказательством превосходства арийской расы. «Гордый ангел новой Германии» - так назвал его один из баварских поэтов

Однако «Гинденбург» для конструкторов означал большее, чем просто рекламный символ фашистской Германии. Он был самым безопасным средством для воздухоплавания, оснащенный самыми современными по тем временам навигационными приборами и оборудованием.

По данным на конец мая 1937 года «Гинденбургом» было доставлено в пункты назначения более 3 000 человек, Он выполнил 21 перелет через Северную Атлантику и 16 - через Южную.

Первые полеты «Гинденбурга»

первые "белый свет" крупнейшее воздушное судно «Гинденбург» (цеппелин LZ 129) увидел 4 марта 1936 года. Его торжественно вывели из эллинга - места для сборки дирижаблей. Свое название дирижабль получил в честь Пауля фон Гинденбурга, рейхспрезидента Германии. Это было самое громадное воздушное судно из всех, которые до этого времени когда-либо поднимались над землей.

Дирижабль в небе над Германией впервые увидели во время выборов в Рейхстаг.

Одновременно со своим «коллегой» - дирижаблем - "Граф Цеппелин" - он выполнял рейсы от Гармиш-Партенкирхена до Кенигсберга (нынешнего Калининграда). На бортах корабля реяли вымпелы нацистов. Хвост украшала свастика. На тех, кто находился на земле, с неба сыпались тысячи листовок с гитлеровской пропагандой, а громкоговорители трубили: "Выполни свой долг - выбери фюрера!". Возможно, эта акция сыграла отведенную ей роль: по одномандатному списку партия НСДАП получила почти 99 процентов голосов. Это официальная статистика выборов 29 марта 1936 г.

Свои первые полеты с пассажирами «Гинденбург» начал в мае 1936 года.

Он совершил полеты в Америку: Северную (Лейкхерст) и Южную (Рио-де-Жанейро). В это же время «Гинденбург» установил рекорд скорости, преодолев за 43 часа Северную Атлантику. К концу мая 1937 года дирижабль совершил 37 успешных перелетов через Атлантику. В пункты назначения он доставил около 3000 человек.

Технические характеристики «Гинденбурга»

лина - 245 метров (по другим данным -248 метров), для сравнения - длина «Титаника» - 240 метров;
максимальный диаметр - 41,2 метра (по другим данным -40 метров);
номинальный объём - 200000 кубометров газа в баллонах; алюминиевые баки, как правило, заполнялись на 95 % - т.е. около 190 000 кубических метров водорода;
двигатели - четыре дизельных двигателя «Даймлер-Бенц»;
максимальная мощность двигателей - 1200 л. с. каждый;
грузоподъемность - 242 тонн (из них 100 тонн составляла полезная нагрузка);
максимальная скорость - до 135 километров в час (а при попутном ветре - до 150 километров в час);
Максимальная дальность полета - более 15 000 км с полезной нагрузкой в 90-100 тонн.
Для того времени это были очень высокие показатели.

Обшивка «Гинденбурга» была сделана из особопрочной ткани на основе хлопка, Ткань предварительно обрабатывалась расствором, в состав которого входили бутират ацетилцеллюлозы, оксид железа, присадка из порошка алюминия. Этим конструкторы хотели обеспечить не только прочность оболочки, но и защитить дирижабль от возможного пожара.

Сигарообразный корпус корабля разделялась на 16 отсеков, служившими "баками" для топлива - водорода.

Красиво жить не запретишь

омещения дирижабля "Гинденбург", предназначенные для пассажиров, были несравнимо комфортабельнее, чем на любых других воздушных судах, которые когда-либо существовавали до него. Настоящий "летающий дворец" - так называли его современники. Состоятельные клиенты не только совершали перелеты из Европы в Америку и обратно, но при этом еще и наслаждались комфортной обстановкой.
Для этого им были предоставлены:
26 двухместных комфортабельных кают , они были оборудованы душевыми кабинками с проточной горячей водой (ванны были бы слишком тяжелы);
салон, в котором имелся небольшой, специально изготовленный для дирижабля облегченный рояль из аллюминия;
читальный зал;
прогулочные галереи;
смотровая платформа, расположенная в нижней части дирижабля;
курительный салон; 333
ресторан, в котором пассажиры, расположившись за удобными столиками, рассматривали с высоты птичьего полета проплывавшую внизу местность;

бар , в котором подавали "фирменный напиток" - охлажденный коктейль "Гинденбург";
великолепной кухня, где самые лучшие германские повара готовили изысканные блюда и подавали их на позолоченном голубом фарфоре.

Большинство пассажиров проводило свое свободное время в куполе с большими окнами, или на смотровой площадке.
Обслуживали богатых клиентов 10 человек персонала и 40 - команды.
Сколько стоило такое путешествие?
В различных источниках цифры существенно отличаются: от 400 до 800 долларов. Вероятнее, по видимому, первая.

Меры безопасности

а, красиво жить не запретишь.

Но, тем не менее, со всем своим оборудованием, многочисленными каютами, барами, ванными из мрамора и прочим, «Гинденбург» представлял собой, фактически, огромную летающую водородную бомбу. В баллонах, размещенных внутри гигантского дирижабля, находилось почти 200000 кубических метров самого взрывоопасного газа - водорода. Для того, чтобы произошел мощный взрыв, хватило бы маленькой искры.

Как показали расчеты Гуго Экнера - одного из создателей дирижабля - «Гинденбург» мог бы стать безопасным, если бы его баллоны заполнить не водородом, а негорючим гелием. Но единственное разработанное месторождение природного гелия в те времена располагалось на территории США, штат Техас. Так сложились обстоятельства, что американцы стали монополистами в этой области. Поэтому они и смогли диктовать свои условия. Германия согласна была пойти на любые уступки, чтобы купить около миллиона кубометров этого необходимого газа. Но, вопреки желаниям нацистов, конгрессмены США приняли специальный закон, запрещающий продажу им гелия.

Это было самое безопасное воздухоплавательное средство, оборудованное самыми современными (по тем временам) приборами навигации и другим необходимым оборудованием. Требования для обеспечения безопасности пассажиров и команды на дирижабле были гораздо строже, чем на других воздушных и морских судах, и соблюдались они с немецкой педантичностью.

Самый жесткий запрет, который действовал на «Гинденбурге» - это запрет на любые открытые источники огня, которые на «Гинденбурге» в прямом смысле представляли угрозу для жизни. Поэтому все, в том числе и самые именитые пассажиры, при посадке обязательно сдавали спички, зажигалки, электрические фонари и любые другие устройства, которые могли бы вызвать искру.

Команда надевала верхнюю одежду из антистатической ткани и обувь на подошве из пеньки.

Но, несмотря на столь жёсткие ограничения, на «Гинденбурге» имелась специально оборудованая курительная комната, в которой размещалась единственная на дирижабле электрическая зажигалка. Чтобы предотвратить попадание в «курилку» водорода, в ней постоянно поддерживалось небольшое повышенное давление воздуха. Войти в комнату можно было через специальный «пропускник» - воздушный шлюз.
Так конструкторы решили одну из проблем обеспечения пожаробезопасности.


Последний полет

ичто не предвещало...

Именно это время для "Гинденбурга" стало точкой отсчета его последнего полета.
Дирижабль, уже не в первый раз, поднялся над землей и взял курс на Америку.
На борту находилось 36 пассажиров. В багажные отделения было загружено почти 900 кг ручной клади: чемоданов, саквояжей и прочих мелочей. Капитан корабля - Макс Прусс - занял свое место в гондоле управления. Он был опытным воздухоплавателем, военным летчиком, участвовал в Первой мировой войне. Своё дело он знал назубок
Обычно путешествие до Нью-Йорка составляло от 65 до 70 часов. Но достаточно сильный встречный ветер, дувший над Атлантикой, заставил путешественников опоздать почти на 10 часов.

Когда огромный воздушный корабль освободился от державших его тросов и стал плавно подниматься в вечернее небо, внизу раздались аплодисменты. Провожавшие его люди кричали "ура!" и некоторое время бежали вслед за удалявшимся гигантом. Лилось шампанское, гремел духовой оркестр. В честь открытия нового сезона воздухоплавания и первого в 1937 году трансатлантического перелета дирижабля "Гинденбург" по маршруту Франкфурт - Нью-Йорк музыканты, одетые в сине-желтую форму, исполняли бравурные марши и в завершение -немецкий национальный гимн. Музыка смолкла только тогда, когда воздушный красавец-великан - гордость нацистского рейха - поднялся на высоту девяносто метров и завертелись его огромные деревянные воздушные винты, приводимые в движение четырьмя дизельными двигателями. Но люди еще долго не расходились, отыскивая в темном небе его светящиеся огоньки.

Так вечером третьего мая 1937 года во Франкфурте-на-Майне провожали самый большой дирижабль в мире, удивительное творение рук человека, названный в честь германского рейх-президента "Гинденбургом". "Германское чудо должно удивить Новый Свет, - писали все немецкие газеты. - Воздушный гигант покорил Европу, покорит и Америку. Небо принадлежит нам!".

Компания "Цеппелин", возглавляемая Эрнстом Лемманом была абсолютно уверена в надежности "Гинденбурга", который должен был возглавить целую серию воздушных кораблей для трансатлантических перелетов. "Колоссаль", - говорили о нем бывшие поклонники "Цеппелинов" - огромных воздушных кораблей времен Первой мировой войны. Эти дирижабли в свое время наделали много шума: немцы их использовали для бомбежки с воздуха и для воздушной разведки.

"Гинденбург" значительно отличался от воздушных кораблей 1915 года, в нем были использованы достижения двух последних десятилетий. Команда состояла из 55 человек, 25 комфортабельных кают были рассчитаны на пятьдесят пассажиров. В каюты подавалась холодная и горячая вода. На борту были первоклассная кухня, ресторан, комната для отдыха и обозрения горизонта. Поскольку дирижабль поднимался в воздух благодаря шестнадцати баллонам с водородом, обладающим максимальной надежной силой, все на борту было электрифицировано для безопасности. Никакого риска - все продумана до последних мелочей!

"Гинденбург" начал свои полеты с пассажирами еще в мае 1936 года. Без всяких происшествий ему удалось совершить перелеты в Америку и в Рио-де-Жанейро. Впечатления счастливчиков, летавших на этом дирижабле, печатались в прессе. Все они изобиловали самыми лестными эпитетами и в адрес самого дирижабля, и в адрес вышколенной команды, которая прекрасно справлялась со своими обязанностями.

Очередной рейс тоже сулил массу незабываемых впечатлений. Сорок два пассажира, находившиеся на борту воздушного гиганта, еще задолго обсуждали предстоящий полет и заранее предвкушали радость парения в воздухе, готовились увидеть ночной мир и дневной, освещенный солнцем. Зрелище, как утверждали члены экипажа, незабываемое. Пассажиры практически не заметили подъема. Лишь стремительно удалявшиеся огоньки города и уменьшавшиеся фигурки людей свидетельствовали о том, что дирижабль поднимается в небесную высь. Впереди их ожидали не менее удивительные зрелища с высоты 150-300 метров - города Европы, затем Атлантический океан, Бостон и наконец Нью-Йорк. В капитанской кабине, расположенной впереди гондолы, занимал свое место командир дирижабля Макс Пруст, опытный пилот, ветеран Первой мировой войны, летавший еще на "Цеппелинах". В его задачу входило управление воздушным кораблем, которое (среди всего прочего) включало и соблюдение строжайшей горизонтальности полета дирижабля. Даже при малейшем крене (всего лишь в два градуса) бутылки с дорогими винами могли упасть со столиков, а приготовление изысканных яств на кухне становилось почти невозможным.

В главной кабине находился и Эрнст Леманн, директор компании "Цеппелин Редерай", строившей дирижабли в Германии и обслуживающей их во время трансатлантических перелетов. Дела у компании шли хорошо, билеты на перелеты закупались и на многие рейсы были проданы на год вперед.

"Гинденбург" торжественно отбыл из Германии, пересек Атлантику и появился над Нью-Йрком на третий день перелета. За это время не было никаких происшествий, только пролетая над островом Ньюфаундленд, капитан корабля немного снизил высоту. Ему хотелось, чтобы пассажиры смогли полюбоваться ослепительно белыми айсбергами. Это было захватывающее зрелище. Еще ни одному человеку не удавалось увидеть этот заледенелый и заснеженный остров с высоты птичьего полета.

В Нью-Йорк "Гинденбург" прибыл шестого мая. Серебристая сигара снизилась и проплыла мимо небоскребов. Дирижабль настолько близко подошел к "Эмпайр Стейт Билдинг", что пассажиры могли разглядеть в его окнах фотографов, снимавших пролетающий мимо гигант. Внизу на Бродвее и прилежащих улицах собирались толпы людей, которые, задрав головы, смотрели вверх. И несмотря на всю ненависть к нацистскому режиму и к фюреру, люди радовались, улыбались и приветствовали чудо немецкой техники.

Взбудоражив жителей Нью-Йорка своим появлением, удовлетворив собственное тщеславие, капитан Пруст направил "Гинденбург" к месту посадки - в пригород Лейкхерст. Здесь уже несколько сот человек поджидали своих родных и друзей, возвращавшихся из Европы. Была возведена специальная мачта для причаливания дирижабля, однако сильный ветер и начавшаяся гроза задержали остановку. Слишком опасно было цепляться за металлическую мачту, когда в воздухе вспыхивают молнии. Из-за плохой погоды дирижабль больше часа кружил над Лейкхерстом, Наконец, описав широкую петлю над аэродромом и все еще борясь с ливнем, он взял курс на причальную мачту. Уже сброшены были причальные канаты, и "Гинденбург" находился всего в каких-нибудь двадцати метрах от земли. Среди встречавших были журналисты и радиорепортеры. Вести прямую передачу для слушателей чикагского радио о встрече "Гинденбурга" было поручено репортеру Хербу Моррисону. Он рассказывал, как выглядит дирижабль, каковы его размеры, репортаж его постоянно сопровождался собственными восторженными восклицаниями: "Итак, леди и джентльмены, он приближается к мачте. О, какое это величественное зрелище! Как сильно грохочут мощные моторы!"...

И вдруг случилось совершенно невероятное. Сначала послышался глухой взрыв, потом на корме показался сноп пламени, которое в несколько секунд охватило весь дирижабль. И вскоре дирижабль плашмя упал на землю. Эта страшная трагедия произошла так внезапно, так быстро, что все собравшиеся на аэродроме люди поначалу просто растерялись. Потом поднялась паника, и толпа в суматохе начала разбегаться в разные стороны. Из длинного корпуса дирижабля с громадной силой вырывались языки пламени, и через четыре минуты "Гинденбург" полыхал уже весь. К пылающему гиганту с воем неслись пожарные автомобили и машины "скорой помощи". В эти страшные мгновения аэродром представлял собой огромный клубок из машин и людей, носящихся во всех направлениях. Хаос сильно затруднял спасательные работы, машинам "скорой помощи", врачам и санитарам с величайшим трудом удалось проложить себе путь среди разбегающихся людей.

Прерывающимся голосом Моррисон продолжал свой репортаж: "Дирижабль взорвался! О Боже, он горит! Отойдите подальше! Пожалуйста, подальше! Это ужасно... Это одна из величайших катастроф за всю историю! Языки пламени поднимаются в небо на 150 метров...". Один из уцелевших в катастрофе пассажиров, акробат О"Лафлин, впоследствии рассказывал: "Мы парили над аэродромом и думали о чем угодно, только не о возможности несчастья. Мы были полным мыслью о том, что через несколько минут сможем обнять своих близких... Я вошел в свою каюту - и вдруг яркая вспышка осветила все вокруг. Я посмотрел в окно и увидел, что земля несется навстречу падающему дирижаблю. Вокруг сверкало пламя. Вряд ли я о чем рассуждал в те мгновения - не было времени. Я прыгнул - и вовремя, потому что почти в то же мгновение дирижабль достиг земли, ударившись об нее со страшным грохотом. Кто-то подбежал ко мне, а я наполовину потерял сознание от страха и почти ничего не мог рассказать о катастрофе. Но это был кошмар!".

Из 97 пассажиров и членов команды спаслось 62 человека - почти две трети. К счастью, большинство людей находилось в носовой части "Гинденбурга". Они еще ничего не могли понять, но по наклону корпуса дирижабля и по заметавшимся на земле фигуркам людей сообразили, что с произошло что-то непредвиденное. И тут пассажиры и команда проявили чудо сообразительности и желания выжить. Один из пассажиров, очутившись среди горящих обломков, сумел быстро зарыться в мягком влажном песке, которым был полностью покрыт аэродром для дирижаблей.

Над одной из кают лопнул установленный сверху бак с водой. Это на мгновение приглушило огонь, и человек выплеснулся на землю с содержимым бака. Счастьем для многих оказалось и то обстоятельство, что при падении дирижабля самостоятельно открылись двери и выпала спускная лестница. По ней торопливо выскочили многие.

Двенадцать человек команды во главе с капитаном Максом Прустом были прижаты к земле раскаленными частями горящего фюзеляжа. Сильно обожженные, они все же выбрались из-под обломков. Макс Пруст был тяжело ранен. Как горящий факел, выскочил из дирижабля Эрнст Леманн, но на следующий день он умер в больнице.

Спасшийся от гибели стюард дирижабля бросился в огонь и вытащил металлический ящик с деньгами. Когда потом ящик был вскрыт в конторе компании "Цеппелин", оказалось, что находившиеся в нем немецкие бумажные деньги превратились в золу.

На другой день после катастрофы в одном из нью-йоркских кинотеатров показывали фильм, заснятый во время гибели "Гинденбурга" пятью кинооператорами. Съемка началась как только дирижабль подлетел к причальной мачте, так что фильм отразил катастрофу с самого начала. Эти кадры, а также многочисленные фотографии были потом использованы комиссией, которая расследовала причины гибели "чуда воздухоплавательной техники".

На зрителей фильм произвел исключительно тяжелое впечатление. В зале не один раз слышались крики ужаса, несколько женщин потеряли сознание.

А корреспондент Моррисон закончил свой репортаж такими словами: "О Боже! Несчастные пассажиры... Леди и джентльмены, я не в силах говорить... Передо мной дымящаяся груда... Земля горит. Я пытаюсь найти хоть какое-нибудь укрытие... Прошу извинения, мне необходимо сделать паузу: у меня пропал голос...".

Гибель "Гинденбурга" произвела в Германии самое тягостное и удручающее впечатление. Все немецкие газеты посвящали катастрофе целые полосы. Долгое время, согласно официальной версии, причиной трагедии считали воспламенение водорода. Если бы вместо водорода дирижабль был заполнен гелием, то такой катастрофы бы не случилось. Но гелий немцы не могли использовать, так как он производился только в Штатах, а закупать его там немцы опять-таки не могли из политических и финансовых соображений. К тому же, и сами американцы не собирались его продавать фашистскому режиму.

Но вот в 1972 году вышла книга М.Муни "Гинденбург", которая начисто опровергает официальную версию. Автор ее после тщательного изучения немецких и американских архивов пришел к выводу, что дирижабль взорвался из-за диверсии. Один из членов экипажа - Эрик Спелый, разочаровавшись в гитлеровском режиме, подложил фосфорную бомбу. В результате ее взрыва и произошла катастрофа, потрясшая весь мир.

Видимо, ученые специалисты еще долго будут расследовать причины трагедии, но с тех пор дирижаблестроительная компания "Цеппелин" закрылась навсегда. С тех пор дирижабли, летающие на водороде, больше не строили. И вообще гигант, подобный "Гинденбургу", больше никогда не был построен. Трагедия надолго напугала человечество.

Дирижабль «Гинденбург» покидает ангар весной 1936 года. Совершенный воздушный корабль был гордостью нацистской Германии. Длина исполинского дирижабля составляла 804 фута, то есть больше длины любого из военных кораблей. На его заправку требовалось более 7 миллионов кубических футов газа. Самый большой дирижабль «Гинденбург» (в мире не существовало более подобных ему) предназначался для регулярных воздушных рейсов через Атлантический океан.

Невиданный комфорт и изысканная кухня

В просторном салоне дирижабля, сделанном из дюралюминия, размещалось с комфортом 72 пассажира. Все они наслаждались изысканной едой. В пассажирском салоне к их услугам был специально сделанный алюминиевый рояль, вес которого составлял всего 360 фунтов. Дирижабль «Гинденбург», устройство которого поражало своим невиданным шиком, имел специально спроектированные обзорные окна, защищённые от возможных повреждений, которые открывали панораму земли, проплывающей внизу. На дирижабле даже имелся свой почтовый штемпель. Кухня на «Гинденбурге» была полностью электрифицирована. Курительный салон был тщательно изолирован, разрешалось пользоваться только электрическими зажигалками. Проектировщики больше всего опасались пожара, ведь дирижабль был наполнен миллионами кубических футов легко воспламеняемого водорода. Малейшая искра могла привести к катастрофе.

Летающая гостиница

Дирижабль «Гинденбург» выглядел безопасным, как дом. В 1936 году он символизировал собой будущее воздушного транспорта. Имея скорость 80 миль в час, он мог пересечь Атлантический океан за два дня, что вдвое быстрее, чем пароход. Четыре дизельных мотора позволяли «Гинденбургу» преодолевать расстояние в 8,5 тысячи миль. На борту царило чувство уверенности. Но вскоре всё изменилось. То, что должно было стать ещё одним трансатлантическим перелётом, закончилось самой грандиозной катастрофой в истории авиации. Огромный воздушный корабль был уничтожен при обстоятельствах, которые так и не были выяснены. Последний полёт и крушение дирижабля «Гинденбург» до сих пор окутаны тайной.

Как всё начиналось

Тогда эра воздухоплавания насчитывала менее пятидесяти лет. Первыми были полужёсткие дирижабли, подобные Santos-Dumont, построенные в конце 19 века. Отцом дирижаблей жёсткой конструкции был немец граф Фердинанд фон Цеппелин.

Его первая модель такого типа - LZ 1 - поднялась в небо в июле 1900 года. А четвёртый дирижабль - LZ 4 - в июле 1906 года совершил двенадцатичасовой перелёт из Германии в Швейцарию. За одну ночь граф фон Цепеллин стал мировой знаменитостью, а созданные им летательные аппараты стали называться Luftschiffbau-Zeppelin. Несмотря на большие размеры, эти аппараты были хрупкими. Пилоты должны были не только управлять новейшей техникой, но и уметь приспосабливаться к погодным условиям. Управление Luftschiffbau-Zeppelin было схоже с управлением парусным судном, но пилоты дирижаблей оказались на высоте. В течение первых четырёх лет случались аварии, однако всё обходилось без жертв. Германия была мировым лидером в строительстве дирижаблей.

Первые рекордсмены

Трансатлантический перелёт, открывавший путь к коммерческим рейсам, совершил английский дирижабль R-34. Летательный аппарат пробыл в воздухе 109 часов, побив при этом все мировые рекорды. Когда R-34 садился, сбрасывая свой водяной балласт, чтобы замедлить скорость снижения, будущее дирижаблей казалось безоблачным. Но с каждой новой катастрофой надежды угасали. В августе 1921 года британский дирижабль R-38, проходивший испытание в США, разломился пополам и рухнул в воды реки Хамбер (Англия), сорок четыре члена экипажа погибли. После этого ВМС США отказались от британского участия и приступили к созданию собственных дирижаблей.

Соперничество конструкторов

В 20-е годы прошлого столетия был проведен конкурс на лучшую модель. Предстояло построить два дирижабля: один, R-100, на дочернем предприятии фирмы Vickers, другой, R-101, на государственном авиазаводе в Кардингтоне. Это было классическое соперничество между частным и государственным предприятиями. К сожалению, всё закончилось плачевно. В Великобритании просто не нашлось высококлассных конструкторов и инженеров для реализации обоих проектов. Большинство талантливых специалистов собралось в компании Vickers, во главе этой группы стоял Барнс Уоллис, в годы Второй мировой войны он создал знаменитую подпрыгивающую бомбу.

Летом 1930 года R-100 дважды успешно пересёк Атлантический океан, а в Кардингтоне не всё шло гладко. Предполагалось, что R-101 откроет воздушную линию из Метрополии в Индию. Дирижабль должен был совершить свой маршрут в октябре 1930 года и вернуться в Лондон к началу конференции, на которую были приглашены премьеры всех Британских доминионов. Но R-101 преследовали неудачи, в последний момент пришлось даже уменьшить длину дирижабля, а к брюху прикрепить дополнительный баллон с газом. Оболочка дирижабля стала трескаться. Аппарат R-101 не испытывался на большой скорости или при плохой погоде, его мощность была недостаточной, он был перегружен горючим. Катастрофа казалась неминуемой. Эксперты не советовали поднимать дирижабль в воздух, однако политики настаивали.

Катастрофа британского аппарата

R-101 был подготовлен к вылету, дополнительно в него загрузили огромный красный ковёр, предназначенный для встречи важных персон на борту дирижабля после посадки. 2 октября в министерстве авиации состоялось заключительное совещание, лорд Кристофер Томсон, тот самый, который выдвинул идею конкурирующих моделей, настаивал на скорейшем вылете. В конце концов полет был назначен на 4 октября. Руководитель департамента гражданской авиации сэр Сефтон Бранкер высказал свои сомнения - ему были известны конструктивные недостатки R-101, но Томсон сказал ему: «Если боитесь, не летите». Однако Сефтон Бранкер полетел. В 20.00 огромный дирижабль покинул Лондон, над французской территорией бушевали дождь и сильный ветер. В плохую погоду дирижабль стал неуправляемым, к тому же в его обшивке скопились тонны воды, и R-101 рухнул неподалёку от Бове на севере Франции. Лорд Томсон сгорел заживо, только шестерым членам экипажа удалось спастись. После похорон готовый R-100 был отправлен на слом. Британия навсегда отказалась от строительства дирижаблей.

Немецкое воздушное господство

А тем временем Германия вновь занялась строительством летательных аппаратов. Возглавил программу дирижаблестроения Хуго Эккенер, преемник Цепеллина. После Первой мировой войны Германии было запрещено создавать новые аппараты но в 1926 году она вернулась к дирижаблестроению. Первым был построен LZ 127 «Граф Цеппелин». Он совершил свой первый полёт в сентябре 1926 года, затем последовали девять лет непрерывной эксплуатации, в ходе которой дирижабль LZ 127 «Граф Цеппели́н» налетал более миллиона миль. В 1929 году немецкий дирижабль установил мировой рекорд, облетев вокруг земного шара. Он величественно проплыл над Сибирью, затем пересёк Тихий океан. Казалось, что только немцам известен секрет успешных безаварийных перелетов.

Первое появление в свет

В 1936 году они создали проект R-129 - дирижабль «Гинденбург». Финансовые средства на строительство были предоставлены нацистским правительством Адольфа Гитлера. Хуго Эккенер хотел поднять дирижабль в воздух с помощью гелия, но только в США производился этот невоспламеняющийся газ. Американское правительство отказалось экспортировать гелий, опасаясь, что он может быть использован в военных целях. Поэтому дирижабль «Гинденбург» пришлось заполнять легковоспламеняющимся водородом. Но не это тревожило Эккенера, он полагал, что более серьёзный риск возникновения пожара связан с топливом для двигателей, а не с опасностью утечки газа. Первый полёт немецкий дирижабль «Гинденбург» выполнил на "отлично", что принесло ему шумный успех. К сентябрю 1937 года планировалось создать ещё один дирижабль подобного типа. На горизонте маячил лишь один конкурент - американские летающие лодки, которые освоили трансатлантический маршрут до западного побережья Ирландии. Но эти самолеты не могли предложить той роскоши, которой отличался немецкий дирижабль «Гинденбург».

Ничто не предвещало беды

3 мая 1937 года дирижабль «Гинденбург» покинул ангар во Франкфурте, готовясь к первому трансатлантическому рейсу в новом сезоне. Конечным пунктом назначения было лётное поле в Лейкхерсте, штат Нью-Джерси. Компания "Цепеллин" получила несколько писем от антинацистских групп с угрозами диверсий, если «Гинденбург» будет продолжать полёты в США. Некоторые из писем были переданы американским властям через посольство Германии в Вашингтоне. Но нет свидетельств, что компания восприняла эти угрозы всерьёз. Ведь дирижабли совершали воздушные рейсы с 1900 года, и за это время ни один пассажир не погиб. Подготовка к полёту продолжалась. На этот раз было заполнено лишь 36 посадочных мест из 72, но на обратный рейс из Америки все билеты были проданы.

Рейс через океан завершён

Перелёт в США прошёл успешно, видимость была плохой, пассажиры большую часть времени расслаблялись в баре, дремали или обсуждали внутриполитическую ситуацию в Германии. «Гинденбург» летел над плавучими льдинами и айсбергами, кое-кто из пассажиров вспомнил о печальной участи «Титаника». Дирижабль начал снижение у Лонг-Айленда. Над Нью-Йорком аппарат летел так низко, что пассажиры смогли рассмотреть фоторепортёров, собравшихся на крыше Empire State Building. Приземление на лётном поле Лейкхерста было запланировано на 16.00, но его перенесли, так как над лётным полем собрались тёмные дождевые облака. Командир дирижабля Макс Прусс решил вернуться к океанскому побережью и переждать, пока пройдёт гроза. В 16.30 пассажирам были поданы чай и сэндвичи, а дирижабль всё кружил над пустынным побережьем штата Нью-Джерси. Пассажиры коротали время, глядя на расстилавшиеся внизу леса. Наконец небо над Лейкхерстом прояснилось, и капитан Прусс начал готовиться к посадке.

Последние минуты жизни

В 19.10 дирижабль появился над лётным полем, внизу в зале ожиданий собрались пассажиры, готовые вылететь обратным рейсом из Америки. Фоторепортёры собрались на крыше, чтобы запечатлеть приземление, а журналисты готовились диктовать свои сообщения. «Гинденбург» подошёл к причальной мачте. Сбросив балласт, дирижабль опустился до высоты 200 футов, экипаж готовился сбрасывать канаты на землю. Всё выглядело как обычно при посадке. Пассажиры вытягивали шеи, чтобы лучше увидеть всё из окна, ведь сейчас они ступят на американскую землю. Когда стальной канат для закрепления дирижабля показался из носовой части, начался небольшой дождь, а затем разразилась катастрофа. Радиорепортёр Герберт Моррисон передавал с места событий: «Дирижабль загорелся. Боже, он весь объят пламенем. Какая ужасная катастрофа. Всё вокруг горит, дирижабль падает на посадочную мачту. Это просто ужасно. Пламя поднимается в небо на 400-500 футов. От "Гинденбурга" остался только каркас, люди горят заживо. Они гибнут».

Расследование гибели дирижабля

Свидетели событий говорили о небольшой струе пламени возле верхнего стабилизатора. Через секунды после этого произошла гибель крупнейшего дирижабля «Гинденбург» - он превратился в гигантский факел. Понадобилось всего лишь 32 секунды, чтобы это небольшое возгорание уничтожило огромный летательный аппарат. В огне погибло 36 человек, из них - 22 члена экипажа, 13 пассажиров и один человек из наземной службы. Как ни удивительно, но 61 человеку удалось спастись.

Почему же случилась катастрофа дирижабля «Гинденбург»? Только что этот воздушный корабль парил в небе, как вдруг превратился в груду обломков. Министерство торговли США начало расследование случившегося. После 18 дней заслушивания свидетельских показаний следствие установило возможную причину катастрофы, вызвавшую гибель дирижабля «Гинденбург». Излишнее статическое напряжение вызвало возгорание в стабилизаторе аппарата. Выживший капитан корабля Макс Прусс считал, что на борту дирижабля была совершена диверсия. Был ли дирижабль жертвой диверсии или несчастного случая, мы никогда не узнаем. Тайна гибели дирижабля «Гинденбург» остаётся нераскрытой.

Строительство дирижабля LZ 129. Германия, 1935 год San Diego Air & Space Museum

Строительство дирижабля под кодовым названием LZ 129 началось в Герма-нии в 1931 году — еще до прихода Гитлера к власти — и заняло почти пять лет. Кон-структивно это был так называемый жесткий дирижабль — наиболее рас-про-стра-ненный тип эпохи пассажирского дирижабле-строения. Каркас из дюр-алю-миния Дюралюминий — легкий прочный сплав алюминия с медью и магнием. был обтянут тканью, а внутри размещены замкнутые камеры с газом. Жесткие дирижабли были огромного размера: в противном случае подъемная сила получалась очень маленькой.

2


Первый полет LZ 129 состоялся 4 марта 1936 года. На тот момент это был са-мый крупный пассажирский дирижабль в мире. Поначалу его хотели назвать в честь фюрера, но Гитлер был против: любая неприятность с машиной могла нанести урон его имиджу. Тогда дирижаблю дали имя «Гинденбург» — в честь Пауля фон Гинденбурга, с 1925 года занимавшего пост рейхспрезидента Рейхспрезидент — глава германского госу-дарства в Веймарской республике и Третьем рейхе с 1919 по 1945 год. Гер-мании. Именно он в 1933-м назначил Адольфа Гитлера канцлером, однако по-сле смерти Гинденбурга в 1934-м Гитлер отменил пост рейхспрезидента и при-нял все полномочия главы государства.

3


Дирижабль «Гинденбург». 1936 год Wikimedia Commons

«Гинденбург» имел 245 метров в длину и был лишь на 24 метра короче «Тита-ника». Четыре мощных двигателя позволяли ему развивать скорость до 135 км/ч — то есть он был быстрее пассажирских поездов того времени. На борту ди-ри--жабля могли находиться 100 человек, а всего он был способен поднять в воз-дух около 100 тонн груза, из которых 60 тонн приходилось на за-пас топ-лива.

4


Прогулочная палуба «Гинденбурга» Airships.net collection

Трансатлантический перелет на «Гинденбурге» в одну сторону стоил для сере-дины 1930-х огромных денег — 400 долларов (что в ценах 2017 года составляет почти 7000 долларов), поэтому основными пассажирами «Гинденбурга» были поли-тики, спортсмены, артисты и крупные промышленники. Пассажирам на борту старались создать максимальные удобства. Первоначально «Гинден-бург» был даже оснащен сверхлегким алюминиевым пианино, однако впослед-ствии его, как и некоторые другие элементы оформления, убрали, чтобы изба-виться от лишнего веса и добавить несколько пассажирских кают. За все время экс-плуа-тации дирижабль пережил ряд переделок, однако прогулочная палуба с большими окнами оставалась неизменной. Ее, кстати, можно увидеть в тре-тьей части «Индианы Джонса», в которой отец и сын Джонс пытаются бежать из Германии на дирижабле.

5

Пассажирская каюта. 1936 год Heinrich Hoffmann / ullstein bild / Getty Images

В отличие от ряда других немецких дирижаблей, пассажирские каюты «Гин-ден-бурга» находились не в гондоле Гондола — помещение для людей в аэро-стате или дирижабле. , а в нижней части основного корпуса. Каждая каюта была площадью три квадратных метра и оснащена двумя крова-тями, пластиковым умывальником, небольшим встроенным шкафчиком и от-кидным столиком. Окон и туалетов не было.

6


«Гинденбург» над Манхэттеном. 1936 год New York Times Co. / Getty Images

В первой трети XX века Германия была абсолютным лидером дирижаблестрое-ния. Придя к власти, нацисты рассматривали дирижабли как важное средство пропаганды за рубежом, сделав их своей визитной карточкой. С этой точки зрения полеты в Северную Америку считались особенно важными. Всего через два месяца после испытательного полета, 6 мая 1936 года, «Гинденбург» совер-шил свой первый перелет в США по маршруту Франкфурт — авиабаза Лейк-хёрст (Нью-Джерси). Полет занял 61 час 40 минут: в Лейкхёрст, пролетев по пу-ти над Нью-Йорком, «Гинденбург» прибыл 9 мая.

7


Пауль Шульте служит мессу на борту дирижабля. 6 мая 1936 года bistum-magdeburg.de

Во время первого трансатлантического полета на борту «Гинденбурга» было множество знаменитостей. Среди них был и католический миссионер Пауль Шульте, известный как Летающий Священник. Во время Первой мировой он служил боевым летчиком, а затем стал миссионером в Африке, добираясь в труднодоступные районы на самолете. Перед полетом «Гинденбурга» Шульте лично просил папского одобрения на служение первой в мире «воздушной мес-сы» и, получив его, провел службу в среду, 6 мая 1936 года, когда дири-жабль был над Атлантикой.

8


«Гинденбург» над олимпийским стадионом. 1 августа 1936 года Keystone Pictures / DIOMEDIA

Как минимум дважды «Гинденбург» использовали в качестве средства пропа-ганды внутри Германии. Так, 1 августа 1936 года, во время берлинской Олим-пиады, он совершил полет над олимпий-ским стадионом на высоте 250 метров. Дирижабль с олимпийскими кольцами на борту кружил над городом около часа, и немецкая пресса писала, что полет увидели 3 миллиона человек. Позд-нее, 14 сентября 1936-го, «Гинденбург» также пролетел над съездом НСДАП НСДАП — национал-социалистическая немецкая рабочая партия, существовавшая с 1920 по 1945 год. С июля 1933-го до мая 1945-го — правящая и единственная закон-ная партия в Германии. в Нюрнберге — ежегодном событии, воспетом в фильме Лени Рифеншталь «Триумф воли».

9


«Гинденбург» прибывает на авиабазу Лейкхёрст. 9 мая 1936 года The U.S. Coast Guard / Wikimedia Commons

Оказавшись над территорией США, экипаж «Гинденбурга» всегда стремился пролететь над крупными городами, но неизменным местом высадки пассажи-ров была авиабаза Лейкхёрст, расположенная почти в 100 кило-метрах от Нью-Йорка. Перед Второй мировой это был центр дирижаблестроения США, к кото-рому были приписаны крупнейшие американские дирижабли — в том числе военный дирижабль-авианосец «Акрон», который потерпел крушение у берегов США в 1933-м. Это была самая крупная по количеству жертв катастрофа эпохи дирижаблей: из 76 членов команды уцелели лишь трое. Однако крушение «Гин-денбурга» быстро затмило гибель «Акрона» — главным образом потому, что стало одним из первых крушений, произошедших в прямом эфире.

10


«Гинденбург» над Нью-Йорком. 6 мая 1937 года Zuma / TASS

6 мая 1937 года во время очередного полета в США «Гинденбург» потерпел катастрофу при посадке на базе Лейкхёрст. Под управ-ле-нием капитана Макса Прусса дирижабль покинул Германию вечером 3 мая с 97 людьми на борту, а утром 6 мая достиг Нью-Йорка. Демонстрируя дирижабль американцам, Прусс подлетел к смотровой площадке Эмпайр-стейт-билдинг, после чего взял курс на Лейкхёрст. Грозовой фронт вынудил «Гинденбург» какое-то время выждать, и лишь в восьмом часу вечера капитан получил разрешение на посад-ку. За несколько минут до начала высадки пассажиров в газовом отсеке произо-шло возгорание, и пылающий дирижабль рухнул на землю. Несмотря на огонь и падение с большой высоты, из 97 человек выжили 62. Погибли 13 пассажи-ров, 22 члена экипажа и один служащий базы, находившийся на земле.

11


Каркас «Гинденбурга», охваченный огнем. 6 мая 1937 года AP Images / TASS

«Гинденбург» был заполнен высокогорючим водородом вместо значительно более безопасного гелия — именно поэтому огонь так быстро распространился. В первой половине XX века основным поставщиком гелия были США, однако его экспорт в Германию был запрещен. При перво-начальной проектировке дирижабля в 1931-м предполагалось, что к началу эксплуатации удастся полу-чить гелий, но после прихода к власти нацистов политика США по этому во-просу стала еще жестче, и «Гинденбург» был модифицирован для использова-ния водорода.

12


Крушение «Гинденбурга». 6 мая 1937 года Sam Shere / Getty Images

Этот снимок, включенный журналом Time в список 100 самых важных фото-гра---фий в истории человечества, сделал Сэм Шер из новостного агентства International News Photos. Он был одним из двух дюжин репортеров и фотогра-фов, встречавших «Гинденбург» в Лейкхёрсте. Из десятков фотографий, сде-лан-ных на месте трагедии, именно это фото попало на обложку Life, а затем было перепечатано сотнями изданий по всему миру. А 32 года спустя, в 1969-м, фото Шера также стало обложкой дебютного альбома группы Led Zeppelin.

13


Поминальная служба по жертвам катастрофы. Нью-Йорк, 11 мая 1937 года Anthony Camerano / AP Images / ТАСС

Поминальная служба по 28 жертвам катастрофы (все они были немецкого происхождения) прошла в Нью-Йорке 11 мая 1937 года на пирсе, с которого суда отправлялись в Германию. По сообщению американской прессы, церемо-нию посетили более 10 тысяч членов различных немецких организаций. После того как к гробам жертв возложили цветы и отдали им нацистское приветст-вие, гробы были торжественно погружены на немецкий пароход «Гамбург» и отправлены для захоронения в Германию.

14


Обломки дирижабля «Гинденбург» Wikimedia Commons

В конце 1937 года дюралюминиевый каркас «Гинденбурга» был отправлен в Гер-манию и отдан на переплавку для нужд люфт-ваффе Люфтваффе — военно-воздушные силы нацистской Германии. . Несмотря на неко-то-рые конспиро-логические теории (в качестве основной предполагалось нали-чие на борту бомбы с часовым механизмом), и американская, и немецкая ко-мис--сии пришли к выводу, что взрыв внутренних баллонов с газом был вызван обрывом троса, повредившим один из баллонов.

15


Каркас «Гинденбурга» на месте крушения Murray Becker / AP Images / TASS

Сразу после катастрофы Германия прекратила все пассажирские полеты дири-жаблей. В 1940 году два других пассажирских дирижабля — LZ 127 и LZ 130, так называемые «Граф Цеппелин» и «Граф Цеппелин II» — были разобраны, а их дюр-алю--ми-ниевые каркасы были отправлены на переплавку.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test