Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Элен Запашная (Райхлин) - жена циркового артиста Аскольда Запашного: биография, национальность, дети. Знаменитая цирковая династия Запашных - трагедии и тайны Имена запашных

26 августа 2009 года исполняется 90 лет со дня подписания указа о создании государственных цирков в РСФСР - «дня рождения» советского, а ныне российского цирка. В настоящее время в России известны около десятка цирковых династий.

Династия (от греч. dynasteia - господство) - ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции . В числе самых известных цирковых династий в России - Дуровы, Запашные, Кио, Филатовы, Кантемировы, Багдасаровы.

Младший брат, Игорь (1944-2006), в отличие от Эмиля, к цирковой карьере готовился с детства, последовательно и целеустремленно. Его мать была главной ассистенткой в спектаклях Эмиля Кио-старшего, и после его смерти весь репертуар, реквизит и аппаратура отца перешли в руки Игоря. Это знаменитые номера "Сжигание женщины", "Превращение женщины во льва", "Распиливание женщины".

Династия Филатовых ведет свой отсчет с 1836 года. Именно в этот год было выдано разрешение губернатора Нижнего Новгорода на работу на рыночной площади Филату, поводырю с медведем, и его жене, служительнице у обезьян. Основоположник династии - Иван Лазаревич Филатов (1873-1956) - дрессировщик хищных животных, а так же основатель системы зооцирков в СССР . У Ивана Филатова и его жены Таисии Яковлевны (гротеск-наездницы) было 13 детей, двое из них продолжили цирковую династию - Мария Ивановна Филатова (в замужестве Корнилова) и Валентин Иванович Филатов (1920‑1979).

Мировую известность династии принес аттракцион "Медвежий цирк" созданный Валентином Филатовым в содружестве с режиссерами Георгием Венециановым и Изяславом Немчинским в 1949 году.

Продолжателями традиций Валентина Филатова стали две его дочери - Людмила и Татьяна - и их мужья.

В 1975 году была создана новая программа "Цирк зверей", включающая номера "Экзотическая группа животных" под руководством заслуженной артистки СССР Людмилы Филатовой, "Леопарды и лошади" под руководством Валерия Филатова (муж Людмилы Филатовой (настоящая фамилия Дацюк), "Индийский слон" под руководством народной артистки России Татьяны Филатовой, "Акробатический этюд с шимпанзе" под руководством заслуженного артиста России Александра Горина (муж Татьяны Филатовой) и великий аттракцион "Медвежий цирк" Валентина Филатова. В 1979 году в программу был включен новый номер "Иллюзия с дрессированными животными" под руководством Юлии Филатовой (внучка Валентина Филатова, дочь Людмилы и Валерия Филатовых).

В 1994 году произошло разделение программы, и было создано два коллектива: в первый входил "Медвежий аттракцион" и "Индийский слон" (руководители Татьяна Филатова и Александр Горин), во второй - "Экзотическая группа животных" и "Леопарды и лошади" (руководители Людмила и Валерий Филатовы). В 1998 году был создан номер "Медведи - акробаты" под руководством Андрея Клыкова (муж Юлии Филатовой), который влился в коллектив Людмилы и Валерия Филатовых.

В 2001 году Юлией Филатовой и Андреем Клыковым был образован новый коллектив "Цирк зверей" имени народного артиста СССР В. И. Филатова, где были полностью переделаны и заново поставлены с новыми музыкальными и сценическими оформлениями, трюковыми композициями: "Экзотическая группа животных", "Медведи акробаты", "Леопарды".

В 2002 году Юлии Филатовой было присвоено звание Заслуженной артистки России.

Цирковая династия Багдасаровых берет свое начало с дедушки ныне знаменитых дрессировщиков Карины и Артура Багдасаровых - Николая Андреевича Язева, начавшего свою работу на арене гимнастом в 1937 году.

Отец Артура и Карины - Михаил Ашотович Багдасаров - все детство провел в цирке, в шестнадцать лет уже работал униформистом (помогал выносить и убирать инвентарь с арены). В 18 лет начал работать дрессировщиком вместе с народной артисткой РСФСР Маргаритой Назаровой. В 1979 году Михаил продемонстрировал свой собственный аттракцион по мотивам армянского эпоса "Давид Сасунский" с участием львов, тигров, пантер, ягуаров, леопардов и пум.

В 1991 году был выпущен новый аттракцион "Тигры-Шоу" с 18 уссурийскими тиграми. В этом аттракционе Багдасаров стал работать с дочерью Кариной. Через два года дрессировкой занялся и сын Михаила Багдасарова - Артур.

В 2003 году Карина и Артур Багдасаровы были удостоены званий заслуженных артистов России.

Тигры Багдасаровых снимались во многих фильмах . Самый известный из них - "Полосатый рейс".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

На фотосессию, которая проходила в Большом Мос­ковском цирке, мы пригласили дочек Эдгарда - 6-летнюю Стефанию и 4-летнюю Глорию. Стоило им впорхнуть в кабинет отца, как тот буквально растаял на глазах. «Папочка, папулечка!» - защебетали сестры Запашные, залезая на руки к отцу. С детей мы и начали разговор.

Признаюсь честно: когда на свет появилась старшая дочь, я не изменился, не повзрослел, не ощутил себя мгновенно в новом статусе: «Я отец!» Нет… Возросла, конечно, ответственность, но глобальных перемен не заметил. Я ведь не хотел дочек, предполагал, что со временем женюсь, родятся сыновья. Но вышло иначе. Когда Ольга, мама моих детей, была беременна Стешей, нашей старшей дочерью, я разговорился со своим другом Камилом Гаджиевым и пожаловался, что, блин, будет девочка, а хотелось сына… Он посмотрел на меня с большим удивлением и сказал: «Эдгард, ты не представляешь, о чем говоришь. Дочки - это то, что надо сильному мужику». Он как раз воспитывает дочерей. Заговорил про них и расплылся в широкой улыбке. Я поразился такому преображению брутального мужчины. И вот когда Стеша чуть подросла и первый раз потянулась ко мне осознанно, обняла, прижалась, я тоже растаял. Теперь, как вижу своих девчонок, становлюсь нежным и ласковым. Если это только не касается их выхода на манеж, общения с животными, тогда я собран и строг.

Мы произвели ребрендинг - и вместо братьев Запашных теперь сестры Запашные (у Аскольда, как и у Эдгарда, тоже две дочери. - Прим. «ТН»).


- Отец девочек - я. Никто меня не упрекнет в том, что я как-то не так к ним отношусь. Фото: Андрея Салова


- Эдгард, много времени вам удается проводить с детьми?

У нас особая ситуация. Никогда не было традиционной семьи - мама, папа и дети, живущие под одной крышей. Мы с Олей не расписаны, но дочери, конечно же, носят мою фамилию, свое отцовство я сразу признал. Недавно их мама вышла замуж и родила еще одного ребенка. Поэтому видимся мы тогда, когда Оле удобно привести девочек ко мне, чаще всего сюда, в цирк. Хотя живу в цейтноте, гуляю с ними, вожу в парки, в кино, езжу к ним на тренировки по художественной гимнастике.

Мои дети в таком возрасте, что без мамы пока трудно обходиться. Особенно младшей, Глории, она очень скучает по Ольге. Со Стешей мне проще, она уже постарше и, думаю, с удовольствием поехала бы со мной даже в отпуск - мы с ней идеально ладим, - но не хочется разлучать сестер. Жду осени, Оля обещала перебраться с детьми в мою трехкомнатную квартиру недалеко от цирка, и тогда буду их чаще видеть. Пока они живут в Краснознаменске, в 40 км от Москвы.


- Вы подарите бывшей девушке квартиру?

Да. Она же мать моих детей. Не понимаю, как люди, некогда любившие друг друга, могут расставаться врагами и не общаться. Это же трагедия!

У нас отличные отношения с Олей, так же как и с ее мужем Димой. Как только они объявили себя парой, мы встретились с ним и поговорили с глазу на глаз. Мне было важно убедиться в адекватности человека, взявшего на себя ответственность…

- Когда Стеша чуть подрос­ла и первый раз потянулась ко мне осознанно, обняла, прижалась, я растаял… Фото: Андрея Салова


- За чужих детей.

Да, но лишь моральную. Кормить моих дочерей ему не придется. Мы сразу договорились, что для Стефании и Глории он друг, а не папа. Я сразу обговорил этот деликатный вопрос, дабы не провоцировать ненужный конфликт. Отец девочек - я. Никто меня не упрекнет в том, что я как-то не так к ним отношусь. Полностью обеспечиваю и их, и Олю, она же не работает и не работала с тех пор, как мы стали встречаться.


- Вы не женились на Ольге, несмотря на наличие двоих детей. Почему? Наверняка девушка планировала создать с вами семью.

Так и я не предполагал, что у меня появятся внебрачные дети. Оля искренне меня любила и не понимала, что кое с чем я справиться не могу. Она по гороскопу - Овен. Упрямство Овнов - тяжелое качество. Плюс Оля ревнива. А я - свободолюбив. Ребенок не может исправить характеры родителей. Когда она сказала, что в положении, добавила: «Буду рожать». А я и не возражал, обеспечил ее всем необходимым, встречал их со Стешей из роддома. Но вместе мы так и не стали жить.

Через год пригласил Олю отдох­нуть в Венецию, чтобы она пришла в себя, восстановилась, ведь все заботы о дочери лежали на ней. А когда вернулись, узнали, что станем родителями еще раз. Оля была счастлива больше, чем я, она мечтала о том, чтобы иметь детей от одного мужчины, пусть он и не муж.



С дочерьми Стефанией и Глорией. Фото: Андрея Салова


- Эдгард, вы можете назвать дни рождения дочек? Или вам для этого надо позвонить Оле?

Могу! Стеша родилась 24 февраля, Глория - 2 мая. Хотя мне эти знания тяжело дались (смеется), я с трудом запоминаю даты. Спросите меня, когда мы с Ольгой познакомились и когда разошлись, не скажу, потому что не помню даже приблизительно. А вот она, уверен, точно ответит на этот вопрос. Я не помню, не потому что тупой и цифры не в состоянии удержать в голове, а потому что не вижу в этой информации необходимости. Для меня история еще продолжается, мы же с Ольгой растим детей. И пусть у каждого из нас своя личная жизнь, мы - близкие люди и не теряем друг друга из виду. А даты… Я помню лишь одну: день, когда умер отец. Это понятно - история закончилась навсегда. Мы с Аскольдом в тот день стали другими.


- Хочется еще поговорить о ваших прекрасных детях. Кто из них больше похож на вас?

Стефания, старшая, мягкая, женственная, коммуникабельная, мне с ней очень легко. И внешне в нашу породу. Война пока идет с младшей. (С улыбкой.) Глория растет девочкой упрямой, к ней надо подобрать ключик.

С другой стороны, упертость может привести к успехам в профессии. Моей младшей важно отвоевать личное пространство, настоять на своем. В такие моменты я жалею, что она не мальчик, потому что огребла бы по полной программе.


Девочки подарили отцу рисунки, где изобразили свою семью: мама, папа и дети - все вместе. Фото: Андрея Салова


- Могли бы и шлепнуть?!

А почему нет? Папа, Вальтер Запашный, жестко наказывал нас с братом, и всегда за дело, за что мы с Аскольдом безумно ему благодарны. Выросли нормальными мужиками, а не мажорами. Нам не дозволялось даже тройку из школы принести, не то что двойку, запрещалось повысить голос на кого-то из старших в семье. К Аскольду это в меньшей степени относилось, он и учился хорошо, и с рождения более терпим и дипломатичен, чем я. Папа великолепный дрессировщик, мог морально задавить не только тигра, но и любого человека. Когда отчитывал, вдалбливая каждое слово, становилось дурно. Хотелось сказать: «Батя, да ударь уже наконец, хватит мучить!» Своих дочерей я все равно наказываю. Не так строго, как мой папа, конечно, но они знают, что такое угол, к примеру.


- Дочери - это любовь и нежность, а еще что?

Сильная головная боль. Стефании сейчас шесть, еще десять лет, и появятся парни. Мне на тот момент будет 51 год, значит, надо себя держать в хорошей физической форме, чтобы этим козлам бошки откручивать. (Смеется.) Нет, конечно, я еще не начал ревновать к семилетним мальчишкам, которые Стеше нравятся, но уже в предвкушении.


- Растите цирковых? Предполагаю, что девчонкам не избежать артистической карьеры.

Для меня главное, чтобы они полюбили цирк так же, как я люблю его, чтобы росли трудягами и я ими гордился.


- Между вашими детьми разница в два года, как у вас с братом. Они так же дружны, как вы, или есть проблемы?



- Главное, чтобы дочки полюбили цирк так же, как я люблю его, чтобы росли трудягами и я ими гордился. Фото: Андрея Салова

Они привязаны друг к другу. Хотя и дерутся. Глория может ни с того ни с сего стукнуть Стешу. Та крупнее физически, по идее, должна дать сдачу. Но нет, лишь с непониманием смотрит. Потом говорит мне: «Папа, вот зачем она так?» Призываю мелкую к ответу, заставляю извиниться перед сестрой. Очень не хочется, чтобы в семье повторилась страшная ситуация вражды между родными людьми. Папа с нашим дядей, своим родным братом, 15 лет не разговаривал. Потом вроде помирились, но общение было вялое, ругались и ссорились, так ни к чему хорошему и не пришли. У нас с Аскольдом иные отношения. Родители сумели внушить, что мы единое целое и отвечаем друг за друга. Брата отдали в школу в неполные шесть лет, чтобы нас не разлучать. Можете представить, как ему было тяжело!

Первые тройки или неуды, которые он получал в начальных классах, деморализовали его, мне приходилось помогать, успокаивать, я всегда чувствовал ответственность. Мы с Аскольдом действительно самые близкие люди.


- Ревнуют не только дети, но и взрослые. Как ваши девушки воспринимают ваших детей? Не борются за внимание?

Мне кажется, это глупые женщины так делают. Моя девушка - адекватная и доброжелательная и понимает ситуацию, в которой я живу. У меня уже есть дети, и это обстоятельство надо принять, а не бороться. А принять может только любящий человек.


- Стефания мягкая, женственная, мне с ней очень легко. А к Глории еще надо подобрать ключик. Фото: Андрея Салова

С ней я собираюсь переехать в дом, который достраиваю. И там есть большая детская спальня с четырьмя кроватями. Мне хочется, чтобы мои дочери приезжали ко мне в гости и жили вместе с моими новыми детьми. Надеюсь, они у меня когда-нибудь будут. Мальчика хочется. И не одного. Я вполне могу обеспечить всех своих детей.

Ну а если наследников больше не появится, пусть дочки приходят ко мне с подружками и бесятся в этой комнате - на здоровье.


- Эдгард, до Ольги у вас был серьезный опыт совместной жизни: с артисткой вашего цирка Еленой Петриковой вы прожили 13 лет. Но тоже не женились. Дело в вашем характере, в страхе перед браком?

С Леной у нас была семья, но без штампа в паспорте. Я был молод, мне все время чего-то не хватало, я эгоистично занимался карьерой. И считал, что для популярности мне нужен статус завидного жениха, это придавало интерес. Лена, надо отдать ей должное, с пониманием к этому относилась. В нашем окружении все знали, что мы - пара. Другое дело, что про это не догадывались люди со стороны. О том, что был гражданский брак, я объявил, когда мы с Леной расстались. Кстати, и с ней у нас также сохранились замечательные отношения, чем безумно горжусь. Меня пытаются упрекнуть: вот, развел вокруг себя гарем. А я считаю, что оставаться друзьями - это признак мудрости. У Лены, как и у Ольги, все хорошо в личной жизни, нет причин для обид и вражды. Она встречается с одним из ведущих клоунов мира, итальянцем Дэвидом Ларибле. Когда он прилетает в Москву, мы часто ужинаем втроем, и ни он, ни я не ревнуем. (С улыбкой.)



Со своей девушкой Любовью на отдыхе в Шри-Ланке (Зима 2017). Фото: Из личного архива Эдгарда Запашного


- Вы упомянули, что скоро справите новоселье вместе со своей новой девушкой. Кто она? И готовы ли вы к браку или статус холостяка по-прежнему для вас важен?

Психологически именно теперь, в 41 год, я хочу жениться и любить свою жену до конца жизни. Я созрел для моногамии, меня больше не привлекают романы на стороне. Я искал такую женщину, с которой мне захочется проводить вместе все вечера. Чтобы больше не искать приключений на свою голову, не заводить любовниц. Я хочу иметь дом, где мне уютно, комфортно, где меня ждет и отдых, и секс, и теплый ужин.

К чему приведут наши отношения, не готов ответить прямо сейчас. Но обещаю: как только мы определимся, дам вам эксклюзивное интервью.


- Ловлю на слове. Что вам важно видеть в женщине? Может быть, кого-то это заставит задуматься.


- Шучу, что мы с братом произвели ребрендинг - и вместо братьев За­пашных теперь сестры Запашные. С дочерьми и племянницами Эльзой и Евой. Фото: Андрея Салова

Мне неинтересны лентяйки, которые садятся на головы обеспеченных мужчин и считают, что их работа - тратить на себя деньги своего возлюбленного. Нет, я таких ни капли не уважаю, даже если они красивы, как богини. Меня интересуют трудолюбивые женщины, те, кто в жизни делает что-то полезное и нужное и при этом успевает заботиться о муже, детях да еще и прекрасно выглядеть.

И еще женщина должна осознавать, что главный в доме - мужчина. И тогда одиночество ей не грозит.

Запашный Мстислав Михайлович - советский и российский артист цирка. Занимался дрессировкой животных. Был народным артистом СССР. Вместе с братьями (Игорь и Вальтер) входил в цирковую группу «Братья Запашные». В статье будет описана краткая биография артиста. Итак, приступим.

Мстислав Запашный: семья

Герой данной статьи появился на свет в Ленинграде в 1938 году. Мать мальчика - Лидия Карловна - приходилась дочерью клоуну Мильтону. Уже в пятнадцать лет она умела играть на пианино, жонглировать, крутить сальто и лихо скакать на лошади. А отец - Михаил Сергеевич - только пришёл в манеж и был новичком. До этого он трудился в Ейске портовым грузчиком и славился своей огромной силой. После Гражданской войны Михаила заметил Иван Поддубный и предложил попробовать себя в борьбе. В то время соревнования по данному виду единоборств проводились в цирке. Фамилия Запашный не очень годилась для афиш, поэтому Михаил взял себе псевдоним - Орлёнок.

Но вскоре новоиспечённому артисту наскучила демонстрация только своей физической силы. Поэтому молодой борец стал осваивать разные цирковые жанры. Через какое-то время Михаил придумал с Георгием Мельченко силовой номер. С той поры они и стали выступать под псевдонимом братья Мильтонс. Также у партнёров был весёлый номер «Акробаты-неудачники» и опасный «Акробаты-снайперы». Михаил обладал большей силой, поэтому исполнял роль живого пьедестала - удерживал Георгия в различных стойках. А тот целился с помощью маленького зеркала, стреляя из «мелкашки» по мишени. Успех номера зависел от точности выстрела и слаженной хладнокровной работы акробатов.

Вот в такой семье и появился на свет Мстислав Запашный. Сестра и пятеро братьев унаследовали от родителей и явный талант, и высокую работоспособность. Но сам Михаил Сергеевич не очень хотел, чтобы дети пошли по его стопам. Каждому из них он стремился дать хорошее образование и востребованную профессию. Чтобы не таскать с собой родню на гастроли, Запашный-старший приобрёл в Ленинграде небольшой дом. Именно здесь всю семью и застала война. Михаил Сергеевич вместе со старшим сыном ушёл на фронт. Его супруга находилась на гастролях и не смогла вернуться в осаждённый город. Аня, Мстислав, Игорь и Вальтер остались в блокадном Ленинграде вместе с Анной Макаровной (бабушка). Потом была эвакуация, и они отправилась в Поволжье. Там дети встретились с мамой. Лидия Карловна выступала с партнёром мужа в номере «Меткие стрелки». Запашные жили в нужде, поэтому после представлений матери приходилось разгружать вагоны и баржи.

Юный артист

В саратовском бомбоубежище маленький Слава и Вальтер начали репетировать свой цирковой номер. Вскоре они стали выходить на арену вместе с мамой. Мстиславу было семь, а Вальтеру - семнадцать лет. В 1946 году мальчиков оформили артистами официально, но через год, во время гастролей на Дальнем Востоке, их номер решили расформировать. Братья были очень возмущены. Вальтер убедил мать поехать в Москву. Мальчикам позволили выступить на столичной сцене. Оценивать циркачей пришла суровая комиссия из главка. После того как инспектор манежа объявил: «Юные акробаты», мальчики выбежали на сцену. Вальтер не сомневался в зрительской поддержке номера, так как у него на руках младший брат выполнял пируэты, сальто - наиболее сложную трюковую комбинацию из имеющихся семи элементов. У сидящих в зале складывалось впечатление, будто Вальтер жонглирует Мстиславом. Публика устроила ребятам овацию. Их вызывали на бис больше десяти раз. При этом Славу выносил на манеж сам Карандаш. После триумфального номера Запашных им не только разрешили дальнейшие выступления, но и установили самую высокую зарплату.

Новые жанры

В 1949 году Вальтеру пришла повестка в армию. Мстислав последовал за старшим братом, став сыном полка. Мальчики начали работать в ансамбле песен и плясок (Одесский военный округ). Именно здесь Запашные полюбили балет и научились танцевать. До конца своих дней Мстислав, признанный цирковой мастер и режиссёр, уделял большое внимание пластической стороне номеров. Он использовал при создании спектаклей как цирковые, так и хореографические средства.

В последующие годы в номере с Вальтером Мстислава заменил Игорь (младший брат). Ну а герой данной стал пробовать себя в разных жанрах: дрессировке (хищники, крупные экзотические животные, лошади), клоунаде и воздушной гимнастике.

«Акробаты-вольтижёры»

Именно так назывался номер, который в 1954 году придумал Мстислав Запашный вместе с тремя братьями. Это была очень виртуозная работа. Игорь и Мстислав буквально подлетали на руках у своих старших братьев, безупречно выполняя уникальные трюки. И по сей день никто не смог их повторить. Рекорды Запашных горячо приветствовались зрителями.

Масштабность

Тем временем в голове Мстислава появлялись новые замыслы. В двадцатилетнем возрасте он уже наверняка знал, что все его цирковые номера станут настоящим открытием. Менялись партнёры, жанры, но одно было постоянным: абсолютно все начинания Запашного отличались грандиозностью и масштабностью размаха. Именно поэтому его номера пользовались у зрителей такой популярностью и со временем вошли в золотой фонд как отечественного, так и мирового циркового искусства.

Новый жанр

В 1964 году Запашный Мстислав Михайлович подготовил новый номер под названием «Акробаты-вольтижёры на лошадях». То есть атлеты стояли на спинах животных. Именно так и появился этот новый цирковой жанр. Во время гастролей в Японии и Франции номер получил высшие мировые призы.

Спектакли

В 1977 году Мстислав Запашный создал номер с одновременным участием в одной клетке извечных врагов джунглей - тигров и слонов. Никто в мире ещё не делал подобного. Дрессировка больших животных, да ещё и хищников, сама по себе довольно опасна. А при вводе в клетку к слонам тигров всё многократно усложняется. Этот аттракцион стал не просто захватывающим и ярким зрелищем. «Слоны и тигры» представляли собой художественное произведение со строго и точно выстроенной композицией. Главным посылом зрителю была идея дружбы, а также заботы человека об окружающей природе. Спектакль стал самым крупным достижением не только отечественного, но и мирового циркового искусства. Вскоре аттракцион получил Государственную премию РФ.

В 1991 году Мстислав Запашный поставил новый спектакль. Это была героико-историческая цирковая пантомима «Спартак». По наличию технических средств, количеству животных, составу действующих лиц и художественному воплощению она не имела аналогов.

Цирк Мстислава Запашного в Сочи

С 1992 по 2003 год герой данной статьи не только возглавлял это учреждение, но и был его художественным руководителем. В 1996 г. к юбилею Сочинского цирка (25 лет) артист поставил две программы: «Звёзды мирового цирка» и «Я люблю тебя, Россия». Дети Мстислава Запашного во всём ему помогали. На протяжении пары сезонов шоу шли с колоссальным успехом как в самом Сочи, так и во всех крупных городах России. Две этих программы легли в основу создания нового гала-представления, с которым Запашный отправился в прощальный артистический тур по Юго-Восточной Азии (Австралия, Сингапур, Гонконг, Тайвань, Италия) и Европе. Также гастроли прошли в Сочи, Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Саратове, Воронеже, Ростове и Краснодаре.

Заключение

В последние годы Мстислав Запашный, биография которого представлена выше, успешно осуществлял новые крупные программы. Это строительство в Сочи театра морских животных, трансформация зрительного зала на 2 тыс. человек и превращение его в театр-варьете или мюзик-холл, постоянная работа в ночное время ресторанов, казино и дансинга в здании. Имея немалый опыт в шоу-бизнесе и зная изнутри эстрадное и цирковое искусство, Мстислав Михайлович стремился преумножить и сохранить лучшие цирковые традиции в нашей стране.

С 2003 по 2009 год герой данной статьи возглавлял Росгосцирк. В 2010 г. его сменил на этом посту А. Калмыков. 22 сентября 2016 года - вот дата, когда скончался в Сочи Мстислав Запашный. Причина смерти артиста не разглашалась. Прощание проходило в цирке на проспекте Вернадского. Похоронили Мстислава Михайловича на

Приезжала в гости известная семейная телепрограмма. Снимали всех Запашных - Татьяну Васильевну, тетю Олю, Людмилу Семеновну, братьев. А мы с Ленкой в соседней комнате чуть ли не в шкафу прятались, давясь от смеха. Для нас это было просто игрой. Если для дела надо - почему нет?

Сажусь с книгой на диван, фоном работает телевизор. Услышав знакомый голос, взглянула на экран - какая-то программа берет интервью у дрессировщика Запашного.

Внимание, зрительницы, перед вами завидный жених! - ликует ведущая. - Скажите, Эдгард , а какие девушки вам нравятся?

Тот принимает глубокомысленный вид и начинает перечислять:

Красивые, умные, с чувством юмора.

И вам такая еще не встретилась?

Нет, пока ищу.

Нас связывали тринадцать лет близких отношений, но Эдгард все эти годы изображал перед зрителями холостяка, это, конечно, увеличивало его популярность у женской половины зрительской аудитории. Подобным образом живут многие знаменитости. Бывает, у них давно уже и жены, и многочисленные дети, а они все рассказывают о поисках идеала. У нас, правда, детей не было. И до ЗАГСа мы не дошли. В династии Запашных есть такое, может, суеверие - все мужчины в их роду находили счастье только во втором браке. Мистика просто. Хочешь верь, хочешь нет. Но Эдгард в это верил и боялся - если мы с ним поженимся, вдруг сразу разбежимся? Я была такого же мнения: без штампа обойдемся, ведь и так все хорошо. Но безусловно, мы были семьей. И превращение Эдгарда из начинающего укротителя в настоящую звезду происходило на моих глазах.

Дети цирковых артистов растут за кулисами. Мой папа Владимир Александрович Петриков - гимнаст, а мама Лариса Николаевна работает с собачками. Когда была маленькой, мы жили в Саратове, но колесили с гастролями чуть ли не двенадцать месяцев в году.

Однажды в Ростове-на-Дону - мне лет восемь было - играла возле репетиционного манежа. И вдруг вплывает принц на белом коне! Мальчик в аккуратненьком сюртучке, волосы развеваются. Конь высокий, стремя и ноги мальчишки на уровне моих глаз, а сам он словно парит в высоте. Как в сказке! Это был Эдгард, который тоже приехал на гастроли вместе с родителями и младшим братом Аскольдом и работал тогда в номере «Высшая школа верховой езды». Было очень красиво. Когда спустя годы я ему об этом случае напомнила, он произнес неуверенно: «Да, вроде была какая-то девочка». Но рассказ этот запомнил, и однажды под окном моего гостиничного номера в Омске вдруг раздался истошный вопль: «Петрикова-а-а! Выгляни!»

Выглянула - и что вижу? Мой любимый гарцует на белой лошади и машет мне рукой! Оказалось, возле цирка девочки из конной школы катали детей и Эдгард выпросил у них лошадку, чтобы «девушку поразить». Я долго потом его подкалывала: «Прискакал мой прыщ на белом коне!» Гарик - так зовут его самые близкие - не обижался, мы всегда любили подшутить друг над другом.

Но я забежала вперед. Когда исполнилось семнадцать, меня, подающую надежды гимнастку, пригласил на работу сам Вальтер Михайлович Запашный, отец Эдгарда и Аскольда . Конечно согласилась, хотя наставника боялась безумно: все знали, что в работе он настоящий монстр. Репетиции начинались в девять утра - и попробуй опоздать! А потом много часов подряд - лошади, воздушная гимнастика, акробатика. Готовили с Эдгардом новый номер «Па-де-де на лошадях» - акробатическая пара на спинах бегущих лошадей. Кажется, все: еще пять минут - и просто свалишься от усталости. И тут, благостно улыбаясь, Вальтер Михайлович наконец говорит: «Теперь можно и отдохнуть. - Только дух переведешь, как он добавляет: - Сделай-ка пятьдесят отжиманий. А потом упражнения на пресс». К вечеру бывала еле живой. А Вальтер Михайлович все с той же интонацией и выражением лица: «Устали, милые? Отдохните, а завтра в девять жду!»

Репетировали мы вместе с Баранкой - так все зовут мою подругу Елену Бараненко. Нам, двум Ленам, в цирке дали прозвища: ей - по фамилии, а меня за невысокий рост окрестили Малой. Бараненко - это прямо-таки достопримечательность нашего коллектива, ходячий прикол. Блондинка с голубыми глазами, активная и легкая в общении, она обладает таким высоким голосом, что едва услышав его, люди начинают хихикать. Хотя специально Лена не старается никого насмешить, само собой получается.

Начинала я свою работу в коллективе другого Запашного - Мстислава Михайловича, брата Вальтера. Выпустила там потрясающе красивый «Корд-де-парель» - воздушный номер почти под куполом, на высоте пятнадцати метров без страховки.

Но однажды просыпаюсь после очередной репетиции - дикая боль. Сорвала спину: не разогнуться, ползаю еле-еле. В больнице на Пироговке поставили неутешительный диагноз: «Все, налеталась! Если продолжишь работать - парализует». Рыдала взахлеб, дальнейшая жизнь теряла смысл. Вытащил меня из этого состояния доктор-мануальщик - наш, цирковой. Своими волшебными руками он вправил позвонки, но настойчиво порекомендовал на три месяца взять паузу, отложить репетиции - пусть организм отдохнет.

Но не болтаться же без дела! И тогда по совету мамы я занялась дрессурой собачек. Как говорится в таких случаях, не было бы счастья, да несчастье помогло: открыла для себя эту профессию. Псы для меня как дети: бобтейлы, лабрадоры, пудели, несколько дворняжек - все наши чудесные четверолапые артисты. Они живут в цирке, у каждого свой очень удобный вольер, а для дальних гастролей - комфортабельная машина с местом для выгула. О своих питомцах могу говорить часами. Как и Эдгард о тиграх...

Наши отношения с будущей звездой начались на гастролях в Саратове. Накануне Аскольду, большому фанату технических штучек, родители купили игровую приставку, и вся наша цирковая молодежь после представления завалилась к нему в номер - посмотреть. То, как он играл, отдельная картина: Аскольд с упоением нажимал на кнопки, чертыхался, охал, все эмоции были на лице. Он сражается, а мы с Эдгардом над чем-то прикалываемся. У цирковых особое чувство юмора, свои словечки, шуточки, розыгрыши, не всегда понятные людям со стороны. Вот пример. Если в коллектив приходит новенький, кто-то из старожилов между делом обязательно пошлет его к инспектору манежа (есть такая должность). Тот скажет:

Вот тебе ведро, принеси фифляков.

И человек бегает, ищет:

Вы не подскажете, где найти фифляки?

Посмотри, может быть, их в конюшню унесли?

И все хохочут у него за спиной, потому что фифляк - это просто трюк: прыжок назад с ног на руки и обратно. Или, например, выдают новичку зубную щетку: «Надо срочно почистить зубы лошадям перед утренним представлением!» И бедняга с этой щеточкой несется в конюшню, ловит несчастных животных, лезет им в рот. Те, конечно, в шоке. Невинные, незлые розыгрыши.

Вот и тогда в саратовской гостинице мы тоже дурачились и хохотали. На зануду я бы и внимания не обратила, будь он хоть трижды расчудесным, а Эдгард был очень веселым, компанейским - обаяшка, словом. Мы стали встречаться, ходили в кино на ночные сеансы или в клубы зажигать до утра. У Запашного тогда были светлые волосы, а я стриглась «под Клеопатру», поскольку увлекалась историей Древнего Египта, вместе мы смотрелись артистично, ярко и трешево. У Лены Бараненко между тем развивались отношения с Аскольдом, там тоже все было чудесно.

И как-то само собой получилось, что в гостиницах мы с Эдгардом стали жить вместе. А поскольку цирковые гастроли - это не день-два и даже не неделя, быт начали обустраивать по особым правилам. Оба мы «эстеты хреновы» - так называли друг друга. Завтракать-обедать - обязательно за сервированным столом: приборы только одинаковые, скатерть, салфетки. Так принято и у Запашных, и у моих родителей. Все культурно, со вкусом, и никаких сваленных в кучу макарон с кетчупом и сосисками! Возили с собой много барахла: портьеры, подсвечники, подушки...

Заходишь в номер, видишь обшарпанные стены, серые покрывала и достаешь свои шторы, всякие штучки - создаешь уют. Бюджет был общим, распределяли каждую копейку: столько - на питание, столько - на другие нужды. Больших доходов ведь тогда не было. Ни разу не просила у любимого ни шубу, ни машину. А когда пришли деньги и успех, появились и дорогие подарки, вообще Эдгард - щедрый человек. Помню, выиграв в шоу «Король ринга», на гонорар Эдгард купил мне машину, о какой мечтала. Это был такой сюрприз! Хотя первым подарком стал золотой браслетик, который он преподнес на Восьмое марта, храню его до сих пор.

После очередных гастролей зашли к моим родителям и объявили, что мы теперь пара. Они порадовались за нас: «Отлично!» И Вальтер Михайлович с Татьяной Васильевной приняли меня в семью. Тепло отнеслись и тетя Оля - сестра Татьяны Васильевны, и их мама Людмила Семеновна - бабушка Эдгарда и Аскольда.

Цирк - уникальный мир, а Запашные в нем занимают особое место. Работать с хищниками сложно и опасно, укротитель должен обладать железной волей, крутым характером. Мямлю, если тот вдруг найдет в себе смелость войти в клетку, тигр в секунду сожрет - силища-то у хищника огромная! Помогая Эдгарду, я иногда возилась с тигрятами, приучала их к рукам, и однажды в вольере подошел такой большой милый котенок и играючи, почти нежно прихватил меня за ногу. Как будто билетик прокомпостировали в трамвае: щелк! И в ноге от клыков две дырки до кости. А ведь это всего лишь тигренок - что же говорить о взрослых животных?!

Вальтера Михайловича тигры рвали не раз. Первый его выход на манеж с хищниками закончился печально. Он к тому времени был известным акробатом, но мечтал стать дрессировщиком. В Росгосцирке его долго отговаривали: семейный номер Запашных (он выступал с братьями) имел успех, приносил хорошую прибыль, и вдруг Вальтер к тиграм собрался уходить! Но тот стоял на своем. Видимо, чиновники нарочно подсунули ему тигрицу-людоедку: мол, давай попробуй, выскочка! Тигрица эта по имени Багира уже рвала людей, знала вкус крови, и значит, инстинкт убийцы мог проснуться в любой момент. Что и случилось прямо на премьере: Багира бросилась на Вальтера Михайловича, он потом месяц или два провел в больнице.

«Тигра-убийцу надо усыпить!» - убеждали его опытные дрессировщики. Но Вальтер Михайлович отказался, вернулся на манеж и продолжил работать с Багирой. Больше она на него не нападала, наоборот, говорили, стала верной как собака.

Вскоре он создал грандиозный номер «Львы и тигры»: тридцать восемь хищников на арене, подобного в советском цирке не было. Еще один крутой номер - в клетку Вальтер Михайлович вводил коня Халура. Тот бежал по кругу, а тигры запрыгивали ему на спину - это называется курс. А ведь в природе лошадь для хищников - лакомая добыча. Чудеса дрессуры!

Так вышло, что Вальтер Михайлович поссорился с братом Мстиславом (причина мне неизвестна). Они не разговаривали несколько лет и до самой смерти Вальтера Михайловича так и не помирились по-настоящему. В семье Запашных это очень больная тема. И когда мы с Леной Бараненко вошли в семью, Татьяна Васильевна строго-настрого предупредила нас: «Никогда не вбивать клин между братьями! Поссорились сами - между собой и разбирайтесь, Гарика и Аскольда не впутывайте!» Мы с Леной обнялись и торжественно пообещали никогда не вставать между братьями. Следуем этому правилу семьи до сих пор.

27 ноября 2007 года скончалась дочь известного дрессировщика Юрия Дурова Наталья. Как и отец, Наталья всю свою жизнь посвятила любимому делу - дрессировке животных и выступлениям с ними перед зрителями. Мы решили вспомнить самые известные цирковые династии.

Династия Дуровых.

Это династия клоунов-дрессировщиков, основателями которой стали братья Анатолий Леонидович и Владимир Леонидович Дуровы . В детстве Анатолия Дурова привлекала акробатика, гимнастика и клоунада, а Владимир мечтал стать дрессировщиком. Об успехах братьев Дуровых заговорили в 1890 году. Именно в это время Анатолий показывает свое искусство в Австрии , Германии , Испании и Франции . Когда вышла в России книга Жерара де Нерваля «Король шутов», Анатолий стал писать на своей афише слова: «Король шутов, но не шут королей». Дуровы стали первыми из клоунов выступать под своими именами и беседовать с публикой.

Владимир хотел построить собственный дом для зверей и поселить их там в наиболее подходящих для каждого условиях, наблюдать, лечить, учить и показывать их искусство. В 1911 году в зверинце Владимира Дурова уже были морские львы, обезьяны и верблюды, слон, пеликан, свиньи и собаки. На арену Дурова вывозили его любимцы. Это мог быть кабан, собака, морской лев. В цирковую историю вошла его железная дорога, где в качестве машиниста управляла локомотивом обезьяна, гуси были носильщиками, утка – станционным смотрителем. Дуров работал с 55-ю видами животных, можно сказать, что он «воспитал» 1500 зверей. В 1927 году в Москве Владимир Дуров купил дом с садом и конюшней и открыл там «Уголок Дурова». Здесь выступали дрессированные животные, был большой естественнонаучный музей, и научная лаборатория, в которой велись наблюдения за поведением животных, разрабатывались приемы дрессуры, читались для посетителей лекции о психологии животных.

После смерти Дурова «Уголок» возглавила его жена – Анна Игнатьевна. Династия Дуровых подарила отечеству четырех народных артистов СССР : Юрия Владимировича, Владимира Григорьевича, Наталию Юрьевну и Льва Константиновича Дуровых; народных артистов России Терезу Васильевну Дурову и Юрия Юрьевича Дурова; заслуженного деятеля искусств РСФСР Анну Владимировну Дурову-Садовскую, заслуженного артиста России Терезу Ганнибаловну Дурову.

После Анны Игнатьевны «Уголок Дурова» возглавила Анна Владимировна Дурова-Садовская . С 1978 по 2007 год им руководила правнучка Владимира Леонидовича – Наталия Юрьевна Дурова. С 2007 года художественным руководителем театра является правнук Владимира Леонидовича Дурова – народный артист России Юрий Юрьевич Дуров.

Династия Филатовых.

Филатовы работают с животными почти 200 лет. На сегодня это одна из самых больших цирковых династий в России. Годом основания династии считается 1836 год, когда губернатор Нижнего Новгорода подписал Филату - поводырю с медведем, и его жене, служительнице при обезьянах, разрешение на работу на ярмарочной площади. С этого и началась история династии Филатовых. Валентин Иванович Филатов, чье имя носит Екатеринбургский цирк, родился в Екатеринбурге . Мировую известность в 50-е годы Валентину Филатову принес аттракцион «Медвежий Цирк», когда косолапые артисты показывали трюки, которых еще никто никогда не видел. С этим номером они отправились на гастроли в Америку и Европу .

Продолжателями традиций Валентина Филатова стали две его дочери - Людмила и Татьяна - и их мужья. В 1975 году была создана новая программа «Цирк зверей», «Индийский слон» и «Акробатический этюд с шимпанзе». В 1979 году в программу был включен новый номер «Иллюзия с дрессированными животными». В 1998 году был создан номер «Медведи – акробаты». В 2001 году Юлией Филатовой

и Андреем Клыковым был образован новый коллектив «Цирк зверей» имени народного артиста СССР В. И. Филатова. В 2002 году Юлии Филатовой было присвоено звание Заслуженной артистки России.

Династия Багдасаровых.

Это династия укротителей тигров. Родоначальником нашей цирковой династии, является Николай Язев . В 1937 году, учась в Государственном училище циркового искусства, он был принят в труппу гимнастов на турниках, где проработал до начала войны. В 1945 году вновь пришел работать в цирк в труппу гимнастов на комическом турнике. В этом номере впервые в Советском цирке Николай Андреевич исполнил трюк «перелет через турник». Отец Артура и Карины Багдасаровых - Михаил Ашотович - все детство провел в цирке. В 18 лет он начал работать дрессировщиком вместе с народной артисткой РСФСР Маргаритой Назаровой . В 1979 году Михаил продемонстрировал свой собственный аттракцион по мотивам армянского эпоса "Давид Сасунский" с участием львов , тигров, пантер, ягуаров, леопардов и пум. В 1991 году был выпущен новый аттракцион «Тигры-Шоу» с 18 уссурийскими тиграми. В этом аттракционе Багдасаров стал работать с дочерью Кариной. Через два года дрессировкой занялся и сын Михаила Багдасарова – Артур. В 2003 году Карина и Артур Багдасаровы были удостоены званий заслуженных артистов России. Тигры Багдасаровых снимались в фильме «Полосатый рейс». Династия Багдасаровых устраивает великолепные шоу по всей России. В состав их представлений входят уссурийские и бенгальские тигры.

Династия Запашных.

Запашные – это династия укротителей, вольтижеров, акробатов, гимнастов. Родоначальником стал выходец из прибалтийских немцев клоун и музыкальной эксцентрик Карл Томсон , гастролировавший в России в конце XIX под псевдонимом Мильтон . Дочь Мильтона Лидия с 15-ти лет выступала на манеже в качестве цирковой наездницы и гимнастки. Сегодняшнюю фамилию принес в историю цирка муж Лидии, Михаил Запашный.

Михаил работал портовым грузчиком. Как-то его приметил борец Иван Поддубный и предложил Михаилу попробовать себя в цирке, в самом популярном тогда жанре французской борьбы. Войдя в семью Мильтонов, Михаил Запашный начал осваивать новый для себя жанр силовой акробатики. Он создал серию уникальных театрализованных силовых номеров; в один из них – «Акробаты-снайперы». В саратовском цирке, во время войны началась цирковая карьера Вальтера, Мстислава и Игоря Запашных. Братья пробовали себя в самых разных жанрах: клоунада, воздушная гимнастика, джигитовка, мотогонки, дрессировка лошадей и экзотических животных, укрощение хищников. В 1954 году братья Запашные в полном составе выпустили номер «Акробаты – вольтижеры». Вальтер Запашный в основном работал с тиграми, он создал аттракцион «Среди хищников», а еще написал несколько учебников по дрессуре. Уйдя на пенсию, дело всей своей жизни он передал сыновьям - Эдгарду и Аскольду Запашным.

В 1999 году им было присвоено звание заслуженных артистов России. В 2001 году они стали лауреатами национальной премии «Цирк». В августе 2007 года Вальтер Михайлович Запашный скончался. На аллее памяти великих артистов цирка открыта золотая звезда, посвященная Народному артисту России Вальтеру Запашному.

Династия Корниловых.

Корниловы выступают со слонами. Родоначальник династии - Александр Корнилов, моряк, превратившийся в дрессировщика ради любимой женщины. Во время увольнения с корабля моряк Александр Иванович Корнилов, гуляя по городу, забрел на ярмарку, где давал представления передвижной цирк Ивана Лазаревича Филатова. И тут Александр влюбился в дочь хозяина цирка – Марию Ивановну. И поменял он морскую стихию на цирковую. В цирке Филатовых Александр Корнилов приобрёл навыки дрессировки животных, а потом и сам стал выступать на арене. Традиции дрессировщиков Корниловых продолжил сын Александра Ивановича и Марии Ивановны - Анатолий Александрович Корнилов. Его программы прославили советский цирк далеко за пределами родины. Сейчас династию Корниловых продолжает внук Андрей. Он не планировал связать свою судьбу с цирком, но после смерти отца ему – 19-летнему парню, выпускнику ГИТИСа ничего не оставалось как перенять дело своих предков. «Когда мне исполнилось 19 лет, в автомобильной катастрофе трагически погиб отец. В аттракционе остались одни женщины – мама Таисия Корнилова, бабушка Нина Корнилова, новорожденная сестра и... пятеро слоних. Я - единственный мужчина, и остаться было моим долгом», - вспоминает продолжатель династии Корниловых. Сейчас Андрей продолжает дело отца, совмещает дрессуру с административной деятельностью. «Наше искусство, так же, как и театр, не терпит фальши. Зрителя не проведешь - тут все по-настоящему», - говорит Андрей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные