Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Евангелие на всенощной. Пятое евангелие на воскресной утрени. Прокимен, чтение Евангелия

Когда она говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь. (Лк. 24, 36-53).

В нынешнем евангельском зачале апостол Лука рассказывает о первом явлении воскресшего Господа главным апостолам, но уже без Иуды и на этот разбез Фомы. Зато с десятью оставшимися были и другие близкие. Кто? не сказано; но о них евангелист Лука выразился – бывшие с ними (Лк. 24, 33). Он назвал учеников одиннадцать : с Фомою и было их одиннадцать. Прежде, с Иудой, называли апостолов двенадцать : это было наименование главных, первых учеников Христовых. А после Господь доизбрал еще и других семьдесят (Лк. 10, 1).

Это была другая группа, меньшая, – которая занимала второе место, как главные двенадцать не оставляли никогда Господа; лишь иногда Сам Господь выделял еще из них трех, наиболее доверенных и близких: Петра, Иакова и Иоанна. На этот раз были десять главных учеников, и еще некоторые, бывшие с ними... Может быть, кто-либо из семидесяти? Не будем гадать об этом.

К ним подошли и эммаусские путники.

Это уже было поздним вечером... К этому времени успели прийти и из Эммауса. Все в возбужденном, приподнятом настроении делились вестью: Господь истинно воскрес, хотя большинство из них, – кроме мироносиц, – не видели Его... Вот только упомянуто было имя Симона, то есть Петра, что и ему явился Христос (Лк. 24, 34).

Как было это явление, когда, где, – не сказано в Евангелиях ни слова. Обыкновенно же о Петре много говорится; потому что он, по свойству своего пылкого характера, часто выступал – или от себя, или от имени прочих апостолов. Это умолчание о Петре, – по-еврейскому его назвали Симон, а Христос за веру его дал ему имя «Ки́фа», – по-гречески «Петр», что значит «камень», то есть твердый, как камень (ср.: Мф. 16, 18; Ин. 1, 42; 1 Кор. 3, 22; 9, 5; 15, 5; Гал. 2, 9). Удивительно! В прошлый раз мы уже говорили, что Петра мучило отречение его от любимого Господа... И, чтобы он не впал в малодушие, уныние, Христос явился ему для утешения... Возможно это. Но он еще не введен был снова в лик апостолов...

Об отречении его, конечно, знали... И, может быть, – от него самого. А о возвращении в лик апостолов – не видели и не слышали: а это нужно было совершить при свидетелях; ибо он отрекался пред несколькими людьми на дворе у Каиафы; и отрекся трижды; и еще – с клятвою... О Боже! Какой ужас! Какой позор!.. А еще обещал – идти за Христом на смерть!.. Правда, он горько плакал потом. Но это уже не могло исправить преступления его... Нет, нет, не могло! Да и плакал-то он – без свидетелей; по страху... Может быть, в первый же день рассказал друзьям об этом позоре и трусости; и от этого не стало легче на сердце... Предатель... Изменник. Отрекся... Ой-ой! Кто и что могло умирить его горькую душу?

Женщины говорят: Гроб пустой. Как? И что?.. Говорят: ангелов видели?.. Срывается и бежит с Иоанном... Уже не молодой, – а бежит... Иоанн – молодой... Обгоняет... Петр у гроба догоняет...

Сразу бросается в гроб. Действительно пуст... А пелены... А головной плат лежит особо. Да еще и свит, сложен... Странно... Непостижимо... А Самого не видали. Ученики печально возвращаются назад...

Может быть, рад был Иоанн: он, сказано, увидел и уверовал (Ин. 20, 8). Но то писал Иоанн не тогда, а – много лет спустя... Тогда же он молчит... А сказать Петру: «я верую» – неубедительно. А Петр шел печально..., Да он уже теперь не «Петр»: какой он «камень» ?.. Испугался архиерейской служанки. Ой-ой! Изменник, изменник!.. Клялся, что и не знает Этого Человека!.. Ой-ой! Даже вспомнить об этом – страшно... Никакими слезами не обмыть!.. Говорят, что видели ангелов... Да ему- то, Симону, что от этого? Им Он, может быть, и явился... Но не ему! Он – отверженный... отрекся же... И теперь Христос исключит или уже исключил его из учеников... Ведь они не отреклись... Ну, разбежались... Но не отреклись же... Ой-ой! Как мучительно... Стоит ли жить после этого? Ведь Он говорил еще раньше: Симон, Симон . (Не «Петром» меня уж тогда называл.) Сатана просил сеять, как пшеницу. Знал уже Он!.. А другие слова – утешительные: Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя , – не утешали Симона... Увы! оскудела, оскудела... Отрекся же! Трижды... С клятвой... Ой-ой! Какой ужас!..

Вот, может быть, такие чувства Симон испытывал все эти три дня... Такие муки обуревали душу его... Мучила совесть... Вспоминались прежние горячие, самоуверенные обещания в преданности до смерти... А тут еще сатана разжигал сердце своими нашествиями о предательстве... об ошибке, что ученики только теперь поняли, что Он – не то, не то, что они хотели видеть в Нем... Ой-ой!.. Лучше не думать об этом... Еще мучительнее!.. Лучше бы не быть... О! как ужасно...

И вот Христос Господь явился несчастной душе... И как-нибудь утешил ее. Но бывший апостол уже не смеет теперь, как это бывало прежде, говорить... Не скрыл от прочих о явлении. Но молчит... Зато для прочих это явление Симону было очень важным... До сих пор женщины «что-то там» рассказывали... Да ведь им нельзя доверять... А тут «сам» Петр видел... сомневаться уж нельзя...

И вдруг ученики из Эммауса... О том же теперь рассказывают. Ну, Петр почему-то молчит... А эти радостно рассказывают: двое сами видели: и как они шли с Ним вместе на пути; и как Он говорил им... Много говорил... Сердце их горело... Намеренно оставили Его ужинать... Он стал преломлять хлеб... И... у них открылись глаза. Христос! Христос! Христос!.. Вдруг Он стал невидим...

Была вечерняя трапеза... Уже собрали со стола: иначе как бы кто мог спрашивать: ...есть ли у вас здесь (то есть не только на столе, а вообще – в доме) какая пища? Продолжают говорить... Молчит лишь Симон...

Вдруг Сам Иисус стал посреди их . Мир вам! – сказал Он... А они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. И как не смутиться. Всякий бы смутился... Пусть и женщины говорили... И Симону являлся...

И вот сидят здесь эммаусские свидетели... А когда Он Сам явился, нельзя было не смутиться и не испугаться... Не о врагах тут идет речь: о них забыли в это время... Ни о чем не додумались, как только о Явившемся. Смутились, испугались!

Его первое слово: мир вам , – не успело успокоить их. Господь это видел... Их мысли прозрел... Да и не так это трудно было. Что смущаетесь? Для чего такие мысли входят в сердца ваши? Вот Мои руки и ноги... Это – Я! Осяжите Меня! Рассмотрите! Думаете, что Я – дух, призрак? Но дух ни плоти, ни костей не имеет... А у Меня, видите, это есть... И – о, снисхождение! – Сам показывает присутствующим Свои руки и ноги, с язвами от распятия! Он! Он! Он!

И вдруг они изменились... Радость! Восторг! От радости еще не верят, дивятся.

Тогда Он хочет еще сильнее утвердить, уверить восторженных учеников, – хотя они уже не просят этого... Видят... Видят руки и ноги с язвами. Он спрашивает: есть ли у вас здесь какая пища? Ему приносят и подают часть печеной рыбы и сотового меда. И он ест пред ними...

О! не спрашивайте: куда же идет пища? Пред фактом Воскресения из мертвых – все прочее меркнет... Если Он мог воскреснуть, то о пище ли спрашивать? Замолкни, маленький ум.

И не торопится Господь... Не исчезает... Вот и руки и ноги Его... И ел. И теперь говорит... И притом так убедительно: от Писаний говорит... От закона Моисеева... Из пророков. Из псалмов! Он и прежде говорил и о всех страданиях и убиении, и Воскресении, но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны; и они не уразумели сказанного (Лк. 18, 31-34).

А теперь Он отверзает им ум к уразумению Писаний (Лк. 24, 45)!

Не будем очень долго размышлять: что значит «отверзать ум». Если кто, хоть сколько-нибудь, это испытывал, тому это совершенно очевидно, как всякий факт. Да и в мире земном: как можно что- либо понять, если не испытал? Например, как слепому объяснить, что такое белый цвет? Что такое – сладкое, горькое, если мы не испытывали? Тщетные усилия! А вот откройте слепому глаза, увидит и поймет! Оставим же это!

Для учеников, у которых ум был открыт теперь, все стало ясным. И мы это испытывали не раз... Да! испытывали!

Ведь вы же – свидетели сему. В Писаниях предсказывалось только, а теперь они – очевидцы... Что же может быть убедительнее?!

В конце Своей беседы Господь говорит: и Я пошлю обетование Отца Моего на вас. Какое обетование? То! о котором Он говорил апостолам на Тайной вечере: когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать о Мне; потому, что вы – сначала со Мною (Ин. 15, 26-27). Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел (к Отцу); ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7).

Вот какое было дано обетование: о Духе Святом! О благодати! Об Утешителе! И все христианство на этом стоит: на благодати Святого Духа... Этого Воскресший велел ждать в городе Иерусалиме, доколе они не облекутся силою свыше . Это было сказано уже пред вознесением. А через десять дней была Пятидесятница, сошествие Святого Духа...

Через сорок дней Господь вывел учеников вон из города , по направлению к Вифании; подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостию . И до Пятидесятницы пребывали в храме.

Но об этом тот же апостол Лука пишет уже в Деяниях. А мы говорим:

«ХРИСТОС ВОСКРЕС! ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!»

Сын мой Тимофей, верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.

Всеблаженнейший и всеславный Тимофей, Апостол Господа Иисуса, родом был из Листры Ликаонийской, отца имел Еллина, а мать Иудеянку. Он сопричислен был к лику учеников Иисуса Христа прежде, нежели Павел пришел в Листру, как повествует Богоглаголивый Лука (Деян.16:1-2). Научен же он был вере во Христа от матери своей, как явствует то из слов Павловых, который писал к нему так: «воспоминание приемля о сущей в тебе нелицемерней вере, яже вселися прежде в бабу твою Лоиду, и в матерь твою Евникию» (2Тим.1:5). Сего нашед Павел в Листре, взял его к себе в помощника и сотрудника в проповедании Евангелия. О добродетелях же сего мужа свидетельствуют хвалы, восписуемые ему самим Павлом, который писал о нем к Филипписиям: «искусство же его знаете, зане якоже отцу чадо со мною поработал в благовестии» (Флп.2:22). К Солунянам еще: «послахом Тимофеа, брата нашего и служителя Божия и споспешника нашего во благовестии Христове» (1Сол.3:2). И к Коринфянам: «Послах к вам Тимофея, иже ми есть чадо возлюблено и верно.


Послание к Колоссянам зачало 258 глава 3:12–16

Братия, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.


Послание к Колоссянам зачало 250 глава 1:12–18

Братия, благодарите Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.


Послание к Колоссянам зачало 257 глава 3:4–11

Братия, когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

Всякое вещественное здание тогда бывает непоколебимо и твердо, когда архитектон положит под оное твердое и незыблемое основание. Нравственный архитектон Павел твердое и незыблемое основание положил духовному зданию нравственного своего наставления - истину и верность второго Иисус Христова явления, и что предстанут тогда люди пред Божественною Его славою.


Послание к Ефесянам зачало 233 глава 6:10–17

Братия, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего возьмите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

«Поэтому мы праведны, когда исповедуем себя грешниками
и когда наша праведность состоит не в наших заслугах,
но в помиловании Божием»
(Блаженный Иероним в Dialogue contra Pelagianos, кн. 1)

Евангельские воскресные чтения, предваряющие наше вхождение во дни , открываются чтением Евангелия о Закхее (Лк. 19, 1–10), рассказывающего нам о самом плохом человеке в городе Иерихоне, Закхее, который был «начальник мытарей» (Лк. 19, 2) – то есть, будучи коллаборационистом, собирал подати для языческих оккупантов с собственных соотечественников. Следующее Евангелие о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14) рассказывает о самом плохом прихожанине Иерусалимского храма (мытаре). За ним идет воскресное Евангелие о блудном сыне (Лк. 15, 11–32), рассказывающее нам о самом слабом звене в жизни семьи (блудном сыне).

Далее, воскресное Евангелие о Страшном Суде (Мф. 25, 31–46) поставляет нас на Суд последнего Дня. Тогда как следующее воскресенье предлагает Воспоминание Адамова изгнания , оно же называется: Прощеное воскресенье (Евангелие Прощения – Мф. 6, 14–21).

Композиционно все эти темы более чем взаимосвязаны.

Главная цель и назначение любого поста – покаяние и молитва

Евангельские чтения, таким образом, предлагают нам темы для их седьмичного осмысления – «Неделя о…», где первая группа тем (о Закхее, мытаре и фарисее и блудном сыне) как бы сообщает нам: если мы худшие жители в городе, самые плохие прихожане и самые слабые звенья в собственных семьях, то самое время нам положить в течение Великого поста начатки покаяния, так как главная цель и назначение любого поста – и молитва.

Следовательно, следующая группа евангельских воскресных чтений (о Страшном Суде и Прощении ) ставит нас перед необходимостью позаботиться о собственных последних днях в надежде – через покаяние – возвращения в Рай Сладости.

Только в Боге грешник может обрести избавление от собственного греховного прошлого

Библейское Откровение не возводит человека в культ, реально оценивает всякого, называя вещи своими именами. Потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23). Нет в Библии и попытки что-то замолчать или скрыть из «неудобных» фактов биографии как ветхозаветных, так и новозаветных угодников Божьих (пророков и апостолов). Со всею искренностью библейский глагол повествует о нравственных проблемах собственных персонажей, указывая на их моральные изъяны и пороки. Подобное мы обнаруживаем в описании жизни таких угодников Божьих, как Ной (пьянство: ср. Быт. 9, 21), Моисей (убийство: ср. Исх. 2, 12), Давид (прелюбодеяние: ср. 2 Цар. 11, 4; убийство: 11, 15), Соломон (ср. идолопоклонство: 3 Цар. 11, 4). Достаточно нелицеприятные слова в адрес ап. Павла мы находим у ап. Петра (ср. 2 Пет. 3, 15–16) ; видим и обвинение ап. Петра со стороны ап. Павла (ср. Гал. 2, 11–14).

Не испытывали христиане иллюзий и относительно всего своего сообщества. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных (1 Кор. 1, 26); Ибо когда один говорит: “я Павлов”, а другой: “я Аполлосов”, то не плотские ли вы? (1 Кор. 3, 4). Не было в христианском сообществе и пиететного отношения к собственному церковному начальству. Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий, и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3, 5–7); И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека … (Гал. 2, 6).

«Священное Писание представляется перед оком ума как зеркало, в котором мы видим наше внутреннее лицо. В нем мы познаем наше уродство и нашу красоту. Там мы узнаем, насколько мы преуспели и как далеко находимся от цели. Оно же рассказывает о делах святых и этим побуждает к подражанию сердца слабых. Ведь когда оно вспоминает победы святых, их сражения против пороков, то этим врачует наши немощи. Благодаря словам Писания ум меньше трепещет во время искушений, поскольку видит перед собой такое число побед сильных мужей. Иногда оно являет нам не только их храбрость, но и делает известными их падения, чтобы в победах храбрых мы видели то, чему должны подражать; и в падениях – то, чего мы должны бояться. Иов описывается укрепленный испытанием, а Давид – поверженный искушением, для того, чтобы добродетель святых укрепляла нашу надежду, а их падения приучали нас к осторожности смирения. Насколько те вдохновляют радующихся, настолько эти вызывают страх; и душа слушающего, наставляемая то твердостью надежды, то смирением страха, не будет необдуманно гордиться, поскольку угнетается страхом, но и не отчается, подавленная страхом, так как примером добродетели утверждается в уверенности надежды» .

И более того, однажды изреченное Христом не может не шокировать: …истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие (Мф. 21, 31).

Подлинные святые каялись даже в собственных добродетелях, находя в них порочность тщеславия

Подобное может быть объяснимо только тем, что такие люди, как «мытари и блудницы», не испытывали иллюзий по отношению к собственной человеческой праведности, о которой и сказано, что вся наша праведность – как запачканная одежда . Все мы сделались – как нечистый, и вся праведность наша – как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас (Ис. 64, 6). – Как общеизвестно, подлинные святые каялись даже в собственных добродетелях, находя в них порочность тщеславия.

Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
Боже, очисти мя грешного!

И в этом смысле, тематически, евангельские воскресные чтения, вводящие нас во дни Великого поста, предлагают нам совсем другую картину домостроительства нашего спасения, когда будут последние первыми, и первые последними (Мф. 20, 16).

Центральное место в Литургии слова, конечно же, занимает само Евангелие. Можно даже сказать, что эта часть Литургии посвящена Евангелию, и все, что происходит на ней, является некоей подготовкой к тому, чтобы Евангелие было явлено и прочтено.

В Литургии слова, которая называется также и Литургией оглашенных, есть некая самостоятельная жизнь и завершенность, потому что для оглашенных она заканчивается именно чтением Евангелия, после которого по правилам древней Церкви им следует покинуть храм.

Четвероевангелие, которые мы сейчас читаем, было написано в период с 60-го по 110-115 годы, то есть в течение нескольких десятилетий Евангелие было только Священным Преданием, которое апостолы передавали своим последователям устно. И все же это было истинное Евангелие, это было слово Божие. Тем не менее, Евангелие как Священное Писание появилось в жизни Церкви довольно рано и отношение к нему было исключительно серьезным.

На Пасху мы читаем: «Сначала было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Очень часто и в Священном Писании, и в творениях святых отцов Иисус Христос, Сын Божий, называется Словом Божиим, Божественным Логосом (от греч. λόγος — «слово»). Открывая первую книгу Библии, Книгу Бытия, мы видим, что ее начало очень похоже на первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1). Затем описывается, как происходит творение: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт. 1: 3). Бог изрекает свое Слово, и весь мир творится через него. Об этом псалмопевец говорит: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс. 32: 6).

Мир, если можно так сказать, «словесен» — он действительно принимает свое бытие через Слово. Слово Божие настолько всесильно и всемогуще, что через вторую ипостась Святой Троицы весь мир из небытия приходит в бытие.

Апостол Павел так определяет слово Божие: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12).

И вот Слово стало плотью: Господь явился в мир и принес в него Свое слово, запечатленное в Евангелии. Это слово живо и действенно.

Евангелие — не просто фразы, выстроенные в строки, разделенные на главы и несущие некую информацию. Обычный текст не может быть полностью отождествлен с его автором, даже если речь идет об автобиографии. Сотворенное человеком — книга, художественное полотно или музыка не может быть самим автором, самим творцом. А вот Евангелие оставлено нам Господом как чудо пребывания Бога в Слове. На это указывают и некоторые моменты богослужения. Например, во время архиерейской службы владыка снимает с себя омофор и митру — знаки своего первосвященства, знаки того, что он возглавляет Литургию, как Христос возглавлял Тайную Вечерю. Он уходит в сторону, потому что сейчас Господь Сам присутствует и Сам говорит.

Когда на всенощной выносят Евангелие, мы прикладываемся к нему вместо иконы Воскресения Христова, потому что это — Слово Божие, воплощенное и воскресшее, это — присутствие на Литургии Самого Христа. Евангелие являет собой икону, образ Божий. Евангелие кадит священник, Евангелие мы целуем, когда Господь прощает нам грехи на исповеди.

Иногда говорят, что, если бы Евангелие, как книга, вдруг исчезло, его можно было бы восстановить по писаниям ранних отцов христианства, настолько точно и полно они его цитируют. И вот что удивительно: Церковь в те времена распространялась, как благовестие того Евангелия, которое никто не читал, а может быть, даже и в руках никогда не держал!

Книги были одной из величайших ценностей античного мира, и не все даже богатые люди могли позволить себе их приобретение. В течение веков христиане лишь в храме во время богослужения могли приобщиться слову Божию, узнать его, чтобы потом им жить, за него страдать и воплощать его в своей жизни.

Евангелие — это знамя Церкви, ее духовное сокровище. Внесение Евангелия в храм считалось вхождением в храм вместе со Христом, а само звучание Евангелия — кульминацией Литургии слова. Можно сказать, что это было действительно причащением Самому Христу: слово Божие звучит, ты его воспринимаешь, соединяешься с ним, оно пронзает тебя, как меч обоюдоострый, и судит твои помышления и намерения сердечные.

Не удивительно, что в житиях святых встречаются истории, подобные той, что произошла с раннехристианским подвижником Антонием Великим. Он пришел в церковь, услышал воскресное евангельское чтение о богатом юноше, вышел из храма, раздал свое имущество и ушел в пустыню. Антоний осознал, что прочитанное непосредственно относится к нему, приобщился слову Божию и полностью изменил свою жизнь, став другим человеком.

Евангелие, звучащее в храме, по своей благодатной силе нисколько не уступает живой проповеди Христа, звучавшей две тысячи лет назад в Галилее. Это то же самое Слово, которое сотворило мир. Этим словом воскрешались мертвые, слепые прозревали, глухие обретали слух, хромые начинали ходить, а прокаженные очищались. Ничего не изменилось с тех пор, потому что Христос вовеки тот же, и слово Его не может со временем обесцениться, потерять свою силу.

Потому-то мы и называем Церковь святой, что каждое мгновение своего существования она тождественна самой себе. Все происходящее в ней происходит точно так же, как это было всегда. Христос учит нас Своим словом, и лишь от нас зависит, как мы это слово слышим, как его принимаем, как живем им.

К сожалению, во время Литургии мы почему-то ждем начала «самого главного» — Великого входа, Евхаристии, причащения. «Вот тогда-то мы и начнем молиться!» — думаем мы. Но ведь на самом деле все уже давно началось! Когда священник провозглашает «Благословенно Царство», это Царство уже грядет!

Для оглашенных чтение Евангелия является главной встречей со словом Божиим, потому что остальное им пока еще недоступно. Они еще не родились во Христе, однако слово Божие преображает их уже сейчас.

Даже когда это слово звучало из уст Самого Господа, люди воспринимали его по-разному. Семь тысяч человек уходили в пустыню, все бросив и забыв взять с собой еду, только для того, чтобы услышать Иисуса. Господь говорил им о хлебе, сошедшем с небес, но некоторые ожидали от Него удовлетворения своих сиюминутных потребностей и, не дождавшись этого, уходили разочарованными. «Какие странные слова! — недоумевали они, — О чем это Он?» Но апостолы остались с Господом, ведь только Он имеет глаголы вечной жизни. Вот эти глаголы вечной жизни и есть Евангелие.

Слово Божие на Литургии без сомнения является настоящим Богоявлением. Но узнать Господа, услышать Его должны мы. Это — необходимый этап, через который мы должны прийти к приобщению Его Тела и Крови.

Чтение Евангелия в храме — возможность нашей встречи с Богом. Что с нами происходит в этот момент? Как мы живем этим словом потом? Какими мы уходим из храма? Это — важнейшие вопросы, на которые нам предстоит дать правдивые ответы.

Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение , или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету , они готовят нас к утрени , на которой вспоминаются главным образом новозаветные события . Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Затем диакон призывает молящихся встать перед началом богослужения возгласом «Востаните!» и испрашивает благословения священника на начало службы. Священник, стоя пред престолом в алтаре, произносит возглас: «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков» . Хор поет: «Аминь».

Во время пения хором 103-го псалма , в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению .

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых . Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия . И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Далее поются стихиры на «Господи, воззвах» . Они чередуются со стихами из Псалтири. Стихи эти также имеют покаянный, молитвенный характер. Во время чтения стихир совершается каждение всего храма. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», — поет хор, и мы, внимая этому песнопению, подобно согрешившим прародителям каемся в своих грехах.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

Хотя люди согрешили и отпали от Бога, Господь не оставлял их без Своей помощи и защиты во время всей ветхозаветной истории. Первые люди раскаялись, а значит, появилась первая надежда на спасение. Эту надежду символизирует открытие царских врат и вход на вечерне. Священник и диакон с кадилом выходят из северных, боковых дверей и, в сопровождении свещеносцев, идут до царских врат. Священник благословляет вход, а диакон, начертывая кадилом крест, говорит: «Премудрость, прости!» — это означает «стойте прямо» и содержит в себе призыв к вниманию. Хор поет песнопение «Свете Тихий» , говорящее о том, что Господь Иисус Христос сошел на землю не в величии и славе, а в тихом, Божественном свете. Это песнопение говорит также о том, что уже близко время рождения Спасителя.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном , произносятся две ектении: сугубая и просительная .

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.

После литии поются «стихиры на стиховне» , то есть стихиры с особыми стихами. После них хор поет молитву «Ныне отпущаеши» . Именно эти слова произнес святой праведный Симеон , с верой и надеждой много лет ожидавший Спасителя и сподобившийся принять Младенца Христа на свои руки . Это молитвословие произносится как бы от лица всех ветхозаветных людей, с верой ожидавших пришествия Христа Спасителя.

Вечерня завершается песнопением, посвященным Деве Марии: «Богородице Дево, радуйся» . Она явилась тем Плодом, который ветхозаветное человечество тысячелетиями выращивало в своих недрах. Эта самая смиренная, самая праведная и самая чистая Отроковица единственная из всех жен сподобилась стать Матерью Бога. Священник заканчивает вечерню возгласом: «Благословение Господне на вас» — и благословляет молящихся.

Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий

В начале утрени читается шесть особых псалмов, которые называются шестопсалмием. Оно начинается словами: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» — это песнопение, воспетое Ангелами при рождении Спасителя. Шестопсалмие посвящается ожиданию пришествия в мир Христа. Оно — образ вифлеемской ночи, когда в мир пришел Христос, и образ ночи и тьмы, в которой находилось все человечество до пришествия Спасителя. Недаром, по обычаю, все светильники и свечи на время чтения шестопсалмия гасят. Священник в середине шестопсалмия перед закрытыми царскими вратами читает особые утренние молитвы .

Далее совершается мирная ектения, а после нее диакон громко возглашает: «Бог Господь, и явися нам. Благословен Грядый во имя Господне» . Что означает: «Бог и Господь явился нам», то есть пришел в мир, исполнились ветхозаветные пророчества о пришествии Мессии. Затем следует чтение кафизм из Псалтири.

После чтения кафизм начинается самая торжественная часть утрени — полиелей . Полиелей с греческого языка переводится как многомилостиво , потому что во время полиелея поются хвалебные стихи из 134-го и 135-го псалмов, где постоянным рефреном воспевается множество милости Божией: яко в век милость Его! По созвучию слов полиелей иногда переводят как обилие масла, елея . Елей всегда был символом милости Божией. Великим постом к полиелейным псалмам добавляется еще 136-й псалом («На реках Вавилонских»). Во время полиелея царские врата открывают, зажигают светильники в храме и священнослужители, выйдя из алтаря, совершают полное каждение всего храма. Во время каждения поются воскресные тропари «Ангельский собор» , рассказывающие о воскресении Христовом. На всенощных перед праздниками вместо воскресных тропарей поют величание празднику.

Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

После чтения Евангелия на воскресных всенощных бдениях звучит песнопение «Воскресение Христово видевше» .

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

После возгласа священника: «Милостью, щедротами и человеколюбием...» — начинается чтение канона .

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Перед девятой песнью канона диакон, покадив алтарь, возглашает перед образом Матери Божией (слева от царских врат): «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» . Хор начинает петь песнопение «Величит душа моя Господа...» . Это — умилительная молитва-песнь, составленная Святой Девой Марией (см.: Лк 1, 46-55). К каждому стиху прибавляется припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

После канона хор исполняет псалмы «Хвалите Господа с небес» , «Воспойте Господеви песнь нову» (Пс 149) и «Хвалите Бога во святых Его» (Пс 150) вместе с «хвалитными стихирами». На воскресном всенощном бдении стихиры эти заканчиваются песнопением, посвященным Богородице: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» После этого священник возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам Свет», и начинается великое славословие . Всенощная в древности, продолжаясь всю ночь, захватывала раннее утро, и во время утрени действительно показывались первые утренние лучи солнца, напоминающие нам о Солнце Правды — Христе Спасителе. Начинается славословие словами: «Слава в вышних Богу...» Этими словами начиналась утреня и этими же словами она заканчивается. В конце прославляется уже вся Святая Троица: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями , после которых священник произносит заключительный отпуст .

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Урок по теме электромагнитное поле электромагнитные волны
Варианты решения уравнений с параметром и модулем
Функции и графики Их графики