Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Федеральный закон об инклюзивном образовании. Ассоциация руководителей образовательных организаций. Мы существенно отстаем от развитых стран

«Хотела бы остановиться на 64-й статье закона об образовании , так как это единственная статья, которая полностью посвящена дошкольному образованию. В ней 3 части: 1) собственно содержание дошкольного образования; 2) освоение образовательных программ дошкольного образования; 3) инклюзивное образование. Это вещь не дешёвая, требует финансирования, требует создания специальных условий, повышения квалификации педагогических работников, также нет методических программ, литературы. Поэтому начинать будем с детей с ОВЗ.

Мы никогда не работали по адаптированным программам, были коррекционные. Есть адаптированная программа, которую используют в образовательном процессе, если вся группа детского сада мономорфная по категории, например, это дети с нарушением зрения. Если группа комбинированной направленности, и в ней сидит один-два человека, тогда мы работаем по адаптированной программе, которую для этих детей прописываем исходя из той основной, по которой Вы работаете. Адаптация идёт под каждого, кто пришел в Вашу группу, закон этого требует, а педагоги адаптировать не умеют. Пути решения мы ещё ищем.

79-я статья закона (организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) говорит, что эти дети проходят ситуацию образования и всё, что они делают в ситуации образования, и весь их образовательный маршрут, и все методы и приёмы, которые Вы используете, подчинены адаптированной образовательной программе.

12 пункт 79-й статьи — государство в лице органа государственной власти субъекта, т.е. ваш губернатор обеспечивает подготовку педработников для работы с детьми с ОВЗ и содействует привлечению таких работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Переходим к ФГОС ДО . <...> К основным задачам относится обеспечение преемственности. Это проблема не новая, мы занимаемся ей лет 40. Преемственность, когда говорим о документах в системе образования, есть преемственность на уровне стандартов, преемственность на уровне примерных программ, преемственность на уровне основных образовательных программ. Она должна быть между уровнями — дошкольным и начальным общим образованием.

Когда в 2013 г. писался дошкольный стандарт, школьный стандарт был один. Поэтому дошкольный стандарт писался в рамках преемственности к школьному стандарту. Но прошло время, и в конце 2014 г. вышло ещё два стандарта — организация обучения детей с ОВЗ в начальной школе и организация обучения детей умственно отсталых, с интеллектуальными нарушениями. На сегодняшний день получается, что школьных стандартов три, а дошкольный — один. Мы ещё не понимаем, во что это выльется на практике. Если у Вас есть дети с ОВЗ, Вы не знаете, куда он пойдёт после подготовительной группы — в общеобразовательный класс, в инклюзивный класс, в коррекционную школу... Эти школы не равноположены, так как есть школы, дающие цензовое образование, и школы, дающие нецензовое образование. В этом смысле есть понимание, что преемственности не будет и дети будут идти в разные системы образования. Суть проблемы очевидна».

Расшифровано со слов Татьяны Владимировны Волосовец

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 64. Дошкольное образование

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Новый стандарт инклюзивного образования будет введен в школах с 1 сентября 2016 года. Однако пока остается много вопросов: что нужно успеть сделать, подготовить, изменить за оставшееся время? Что это даст детям, которые будут учиться по новым программам и в новых условиях?

Эти и другие вопросы обсудили эксперты, собравшиеся в информационном агентстве «Россия сегодня» на мультимедийное ток-шоу «Стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья: что изменится в российских школах с 1 сентября 2016 года».

С принятием нового образовательного стандарта связана долгая история. В 2008 году Россия подписала конвенцию ООН о правах инвалидов, где, в том числе говорится о необходимости обеспечения инклюзивного образования. С этого момента в России начался полномасштабный эксперимент, в регионах стали создавать различные модели инклюзивного образования. Тот опыт, который был наработан, и положили в основу формирования стандартов.

19 декабря 2014 года вышли приказы Министерства образования об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Федеральные стандарты включают в себя требования к структуре, условиям, результатам адаптированных основных общеобразовательных программ. Нормы государственных стандартов распространяются на слабослышащих, глухих и позднооглохших, слабовидящих и слепых, детей с тяжелыми нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата, с задержками в психическом развитии и расстройствами аутистического спектра, а также иными тяжелыми дефектами.
Начальник отдела департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Лариса Фальковская сказала:

- Чтобы чиновники могли обеспечить все необходимые условия к 1 сентября 2016 года, необходимо задолго до этой даты точно знать, сколько детей с какими нарушениями здоровья и в каких условиях нуждаются, и в какую школу они пойдут. Родители могут выбирать образовательное учреждение. За ними остается выбор, отдать ребенка в коррекционную или обычную школу. Но решать это нужно заранее, а не 1 сентября!

Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов рассказал, что стандарты рождались в пылу серьезных дискуссий. Разработчикам стандартов поступали тысячи предложений, и не было уверенности, что представителям разных школ, родительских ассоциаций и прочих заинтересованных групп удастся договориться - слишком разные особенности и потребности у детей! Но все же удалось услышать друг друга и сойтись на главном.

Каганов отметил:

- Боюсь, что не могу гарантировать стопроцентной готовности всех школ работать по новым стандартам с 1 сентября 2016 года. Наша задача без паники, разумно, напрягая все возможные ресурсы, поэтапно двигаться к тому, чтобы становилось все больше и больше школ, где смогут учиться особые дети. Где-то это будет быстрее, где-то медленнее - зависит от уровня оснащения школ и подготовки преподавателей. Но в любом случае бесконечно размазывать по времени этот процесс никто не собирается.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Ирина Терехина уточнила, что задача создать условия для инклюзивного образования к 1 сентября 2016 года стоит перед каждым образовательным учреждением. Для ее решения необходима соответствующая материально-техническая база и подготовка кадров. Заниматься этими вопросами регионы должны уже сейчас.

Что касается кадров, то сейчас уже разработана программа повышения квалификации.

- В этот проект , - рассказала проректор Московского городского психолого-педагогического университета Светлана Алехина, - попала тысяча человек. Половина из них будет проходить обучение дистанционно, половина очно.

Изменения в программы образования педагогов, психологов, логопедов и дефектологов будут вноситься и далее. Но кроме педагогов необходимо подготовить и сопровождающих для детей с ограниченными особенностями здоровья - тьюторов. С такой работой простому волонтеру не справиться, нужны специальные знания.

Очевидно, что работы в ближайшие полтора года предстоит много. И будем надеяться, что все участники внедрения стандартов инклюзивного образования достойно справятся с возложенным на них делом - ведь от этого зависит, получат ли дети действительно равные образовательные возможности.

Лидия Громека

Минобрнауки РФ издан приказ от 19.12.2014 г. №1598, которым утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее –Стандарт). Стандарт начнет действовать с 1 сентября 2016 года. При этом обучение детей с ОВЗ, зачисленных до 1 сентября 2016 г., осуществляется по адаптированным программам до завершения обучения по ним. Стандарт может использоваться и при получении образования в форме семейного образования, а также при обучении на дому или в медицинских организациях. Возможно использование сетевой формы.

В настоящее время Стандарт проходит апробацию в 24 регионах на базе 115 школьных площадок.

Согласно Стандарту реализация адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (далее — АООП НОО) может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.

Определение варианта АООП НОО для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных на основе его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, а в случае наличия инвалидности – с учетом ИПР и мнения родителей (законных представителей). В процессе освоения АООП НОО возможны переходы с одного варианта на другой с учетом мнения родителей.

В связи с утверждением Стандарта возникает ряд вопросов по инклюзивному образованию, на некоторые из которых ответил заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов в ходе беседы с корреспондентом РИА Новости накануне Московского международного салона образования. В частности он сказал:

Об инклюзии

Инклюзия – очень широкое понятие: дети с разными образовательными возможностями и потребностями обучаются вместе по одним программам в одной школе. Речь идет не только о детях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидах. Сюда относятся и талантливые дети, которым тоже требуется особый подход для эффективного обучения, и молодые спортсмены, которые зачастую после сборов и соревнований сталкиваются с проблемой адаптации в классе, и дети с особыми условиями жизни. Мы должны обеспечить выполнение закона об образовании, который гласит: необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.

О Стандарте

Госстандарты как раз направлены на то, чтобы обществу было понятно, какие требования предъявляются к содержанию образования разных детей, какой результат ожидается.

— Госстандарт пока разработан для начального образования, нам еще предстоит разработать специальные требования в стандарты для старшеклассников.

Сохранятся ли коррекционные школы

— Стандарт может реализовываться как в коррекционной, так и в инклюзивной школе.

— По факту мы ни в коем случае не отвергаем инклюзивным образованием коррекционное образование, не вытесняем коррекционные школы. Мы создаем условия и для того, и для другого. По закону только родитель вправе решать, куда ему отдавать своего ребенка. Задача же системы образования – предоставить разные варианты.

— Мы за сохранение этих школ, но в них тоже нужно обновлять содержание, показывать более высокий результат обучения.

Не навреди

— Но когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы предостерегаем все школы: убедитесь в вашей готовности, не торопитесь переходить на то, что вам еще, возможно, чуждо, к чему вы еще не совсем готовы.

О работе в переходный период

— Сейчас нас всех ждет переходный период: будет достаточно напряженная работа, направленная на то, чтобы совместить желания с возможностями. На федеральном уровне уже ведется масштабная подготовка педагогов, вырабатываются педагогические технологии, разрабатывается соответствующая литература. Мы создаем условия, чтобы такая подготовка велась и на уровне субъектов Федерации.

— Уже разработан профессиональный стандарт педагога-психолога, начинается его апробация в регионах. До конца года будет уточнен профессиональный стандарт тьютора и разработан стандарт помощника (ассистента). Теперь мы должны разработать образовательные программы, решить, за какие деньги тьюторы и помощники (ассистенты) будут работать в школах, ведь это дополнительная финансовая нагрузка. Все эти вопросы находятся в стадии проработки.

О наполняемости классов

— Наполняемость классов уже определена СанПиНами – например, в инклюзивном классе на 25 детей может быть 2 ребенка с ОВЗ, а если их больше, то и общая наполняемость класса должна быть снижена.

— Предполагается, что под каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа обучения и его развития в рамках класса.

О финансировании

Почти во всех регионах финансирование образования детей-инвалидов выше в два-три раза, чем финансирование по обычному нормативу, но это – не финансовый интерес, а компенсация дополнительных затрат на персонал, на специальные условия обучения.

Об отношении к инклюзии

— Однако есть и такие регионы, которые пока не знают, как относиться к инклюзии образования. Я их не осуждаю. Достаточно сложно провести грань, где заканчивается норма и начинается ОВЗ. Но уже совершенно ясно, что сильные школы, предоставляющие качественное образование, должны уметь обучать всех, причем делать это не только с точки зрения обеспечения интересов конкретного ребенка с ОВЗ, но и с точки зрения воспитания других детей. Здоровые мальчики и девочки должны понимать, что есть и другие дети, которым, возможно, меньше повезло, но они также нуждаются в образовании, развитии и человеческой поддержке. Они вырастут. С ними надо дружить, работать вместе. Я думаю, что через некоторое время на первое место выйдет не желание увеличить финансовый норматив, а желание построить качественное образование в современных условиях, создать предпосылки для хорошей репутации.

— Инклюзия не может произойти мгновенно. Нельзя сказать «завтра будет толерантность», и она наступит. На это нужно время.

Справка .Распоряжением Правительства РФ в 2015 году бюджетам 33 субъектов Федерации выделяются субсидии в размере 216,315 млн руб. на финансирование мероприятий в целях поддержки:

— сети созданных в 2011–2013 годах стажировочных площадок, на которых в том числе повышают квалификацию педагогические и руководящие работники системы образования;

— региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья (приобретение приспособительных устройств, оборудования для занятий адаптивной физической культурой, специализированного дидактического материала для общеобразовательных организаций в целях создания условий, необходимых для апробации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

Цитаты по материалам статьи «Каганов об инклюзии: школа должна уметь обучать всех».

Все возрастающая инклюзия

В новом 2016 году российские школы ожидают появление новых стандартов для инклюзивного образования. Сегодня в инклюзивных классах обучается около 160 тысяч детей. Потребности значительно превышают существующие возможности в таком виде образования. В России примерно 0,5 млн. детей-инвалидов, плюс дети с особенностями развития, которые, не имея инвалидности, тем не менее нуждаются в спецусловиях обучения. При этом, как подчеркивает сам стандарт инклюзивного образования, обучение должно проводиться в массовых школах, в окружении здоровых сверстников.

В Минобрнауки говорят, что переход будет плавным, новые требования не будут вводиться моментально. Большинство школ в принципе не имеют возможности подключиться к этим требованиям. Вопрос как в материальных условиях (пандусы, множество специальных приспособлений...), так - и это главное - и в наличии специалистов и качественных методик обучения.

Такие разные "особые" дети

Стандарт для инклюзива учитывает разные группы особенных учеников - глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Тысячи различий скрываются за формулировкой "ограниченные возможности здоровья". Самые сложные ученики для обычных школ - с задержкой умственного развития и аутисты. Для таких детей по новым требованиям в школах должно быть организовано психолого-медико-педагогическое сопровождение. Обучение для учеников с задержкой развития будет идти и по обычным учебникам, и по специальным. Какие выбрать - решит учитель. В инклюзивных классах со школьниками работает не только учитель, но и логопед, дефектолог, социальный педагог.

Для ребенка-аутиста в обычной школе нужно организовать особое рабочее место. Желательно около стены, за индивидуальной партой; может быть предусмотрена ширма. В начальных классах для такого ребенка может быть сделан игрушечный домик или палатка. Правила не запрещают таким детям приносить из дома игрушку, заниматься в классе лежа на полу. Безусловно, среди аутистов есть одаренные дети (около 5%), но большинство не могут усвоить самых простых бытовых жизненных навыков. Для дефектологов это жизненная рабочая практика, но для среднестатистического учителя многое в таком коррекционном компоненте непривычно. Понятно, что у таких детей большие сложности с общением, к учителю запросто могут обратиться на "ты" или просидеть весь урок под партой. Поэтому учителю надо быть готовым к тому, что с ребенком придется общаться с помощью карточек, планшета, таблиц, схем и проверять знания в виде тестов.

Вряд ли 2016 год сможет кардинально улучшить ситуацию. Главное, что нет ясности в том, по правильному ли пути двинулось российское образование в плане широкого внедрения инклюзивных практик. Хватит ли денег решать тысячи возникающих проблем?

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации"

Источник информации - http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (сайт "Российской Газеты")

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

5. Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

6. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

7. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

8. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

10. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

11. При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test