Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Формирование мировой системы социализма год. Энциклопедия коммунизма. Социалистические революции. Возникновение и подъём мировой системы социализма

Мировая система социализма или Мировая социалистическая система - социальное, экономическое и политическое содружество свободных суверенных государств, идущих по пути социализма и коммунизма, объединённых общностью интересов и целей, узами международной социалистической солидарности. Страны мировой социалистической системы имеют однотипную экономическую основу - общественную собственность на средства производства; однотипный государственный строй - власть народа во главе с рабочим классом и его авангардом - коммунистическими и рабочими партиями; единую идеологию - марксизм-ленинизм; общие интересы в защите революционных завоеваний, в обеспечении безопасности от посягательств империализма, в борьбе за мир во всём мире и оказании помощи народам, борющимся за национальную независимость; единую цель - коммунизм, строительство которого осуществляется на основе сотрудничества и взаимной помощи.

Возникновение и подъём мировой системы социализма

Образование мировой социалистической системы в середине XX века явилось закономерным результатом развития мировых экономических и политических сил в период общего кризиса капитализма, распада мировой капиталистической системы и становления коммунизма как единой всеохватывающей общественно-экономической формации. Возникновение и развитие мировой системы социализма составило важнейший объективный итог международного революционного рабочего и коммунистического движения, борьбы рабочего класса за своё социальное освобождение. Оно является непосредственным продолжением дела Великой Октябрьской социалистической революции, положившей начало эпохе перехода человечества от капитализма к коммунизму.

Успехи СССР в строительстве социализма, его победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. над фашистской Германией и милитаристской Японией, освобождение Советской Армией народов Европы и Азии от фашистских оккупантов и японских милитаристов ускорили созревание условий для перехода на путь социализма новых стран и народов.

В результате мощного подъёма освободительной борьбы народов в ряде стран Центральной и Восточной Европы (Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии), а также борьбы корейского и вьетнамского народов в 1944-1949 гг. победили народно-демократические и социалистические революции. С этого времени социализм вышел за пределы одной страны и начался всемирно-исторический процесс его превращения в мировую экономическую и политическую систему. В 1949 году на путь социализма вступила ГДР, победила революция в Китае. На рубеже 50-60-х гг. XX века в мировую систему социализма вошла первая социалистическая страна Западного полушария - Куба.

Страны мировой социалистической системы начали процесс создания нового общества с разных уровней экономического и политического развития. При этом у каждой из них были свои история, традиции, национальная специфика.

В мировой социалистической системе состояли страны, имевшие ещё до 2-й мировой войны 1939-1945 многочисленный, закалённый в классовых битвах пролетариат, в других же рабочий класс к моменту свершения революции был малочислен. Всё это породило определённые особенности в формах строительства социализма. При наличии мировой социалистической системы к социалистическому строительству могут приступать и успешно осуществлять его даже те страны, которые не прошли капиталистической стадии развития, например МНР.

С победой социалистических революций во второй половине XX века в ряде стран Европы и Азии постепенно стал формироваться новый, социалистический тип международных отношений, которые основывались на принципе социалистического интернационализма. Этот принцип произошёл из природы социалистического способа производства и международных задач рабочего класса и всех трудящихся.

В этот период (60-80-е гг. XX века) в состав мировой системы социализма входили следующие 15 социалистических стран:

Народная Социалистическая Республика Албания (НСРА)

Народная Республика Болгария (НРБ)

Венгерская Народная Республика (ВНР)

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ)

Германская Демократическая Республика (ГДР)

Китайская Народная Республика (КНР)

Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР)

Республика Куба

Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР)

Монгольская Народная Республика (МНР)

Польская Народная Республика (ПНР)

Социалистическая Республика Румыния (СРР)

Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР)

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ)

Помимо указанных стран к мировой социалистической системе также относились развивающиеся страны социалистической ориентации, такие как Афганистан, Народная Демократическая Республика Йемен, Кампучия, Ангола, Народная Республика Конго, Мозамбик, Сомали (до 1977), Эфиопия, Никарагуа.

Текущее состояние

Буржуазные контрреволюции конца XX века, вызванные рядом объективных причин, привели к реставрации капитализма в Восточной Европе и СССР и к фактическому распаду мировой социалистической системы как единого содружества. В оставшемся без дружественной поддержки ряде азиатских социалистических стран со значительной частью мелкобуржуазной массы (крестьянства) в 90-е годы также взяли вверх негативные процессы, которые привели к свёртыванию социалистических преобразований. В числе таких стран оказались Китай, Монголия, Лаос и Вьетнам. В ряде этих стран (Китай, Вьетнам) у власти остались коммунистические партии, которые, сохранив своё название, переродились из рабочих в буржуазные (наиболее показательный пример - Коммунистическая партия Китая, в которую в 90-е годы начали свободно вступать представители крупной буржуазии, олигархи).

В результате к началу XXI столетия в мире осталось всего два подлинно социалистических (с экономической и политической точек зрения) государства: в Восточном полушарии - Корейская Народно-Демократическая Республика; в Западном - Республика Куба.

Империалисты всех стран прикладывают немало усилий, чтобы сломить их сопротивлениие для чего на них регулярно накладываются экономические санкции. Путём экономической блокады «мировое сообщество» во главе с США надеются спровоцировать в этих странах народное недовольство, чтобы свергнуть народно-демократические правительства и реставрировать в них власть помещиков и капиталистов.

Однако, трудящиеся социалистической Кубы и Кореи ясно представляют себе, с каким хитрым и опасным противником они имеют дело, и на все попытки империалистов сломить их независимость и стремление к свободе, отвечают ещё большим сплочением своих рядов вокруг Коммунистической партии Кубы и Трудовой партии Кореи, ещё большим повышением бдительности, сознательности и дисциплины.

По всему миру создаются общества поддержки борьбы Кубинского и Корейского народа за свою свободу, за социализм. Народы этих стран ощущают на себе поддержку со стороны международного коммунистического и рабочего движения.

В начале XXI века в мире наметились тенденциии к восстановлению мировой социалистической системы. В ряды борцов за социализм встают всё новые и новые страны. В Латинской Америке Венесуэла и Боливия выбрали социалистический путь развития. В 2006-2008 гг. победила маоистская революция в Непале, в результате чего была свергнута монархия, а коммунисты получили большинство в Учредительном собрании. Жесточайшая классовая борьба внутри этих стран и капиталистическое окружение приводит эти страны к мысли о необходимости сотрудничества для защиты революции и своего социалистического курса. Тёплые дружественные отношения установились между Кубой, Венесуэлой и Боливией, Венесуэлой и Белоруссией. Появляются перспиктивы создания единого антиимпериалистического лагеря.

На завершающем этапе войны советское руководство, решая основную для себя задачу создания пояса безопасности на западных границах СССР, должно было обеспечить установление в соседних странах дружественных Советскому Союзу режимов. Несмотря на то, что договоренности великих держав фиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании, Финляндии, а также части Германии и Австрии в сферу влияния Советского Союза, реализация его интересов в этом регионе была совсем не простой, чисто механической задачей. Для ее решения СССР применял широкий арсенал как политических, так и силовых средств. Понимание того, что в странах Восточной Европы существовали разнообразные политические силы, привело Советский Союз к необходимости придерживаться коалиционного способа осуществления власти, но с обязательным участием в коалициях коммунистов. Результатом такой позиции СССР для стран Восточной Европы явилась возможность избежать острых внутриполитических конфликтов и подчинить действия разнородных политических сил решению наиболее актуальных общенацио
внесла существенные коррективы в отношения СССР со странами народной демократии. К середине 1947 г. ситуация в Европе заметно изменилась. Завершился важнейший этап в процессе мирного урегулирования - были заключены договоры с бывшими сателлитами гитлеровской Германии. Стало очевидным нарастание противоречий между великими державами, в том числе и по проблемам Германии и Восточной Европы. Маятник общественных настроений в Западной Европе все более активно смещался вправо. Коммунисты потеряли свои позиции во Франции, Италии и Финляндии. Потерпело поражение возглавляемое коммунистами движение сопротивления в Греции. В странах Восточной Европы отсутствие явно позитивной экономической динамики радикализировало общество, рождало (прежде всего в левых кругах) соблазн отказаться от долговременного перехода к социализму в пользу ускорения этого процесса. Шел процесс усиления позиций левых сил, в первую очередь, во властных политических структурах. Это показали парламентские выборы, итоги которых в ряде стран, по меньшей мере, в Польше, Румынии и Венгрии были фальсифицированы.
Ориентировочно с середины 1947 г. Советский Союз перешел к осуществлению нового стратегического курса в Восточной Европе. В результате послевоенная общественная тенденция национальногосударственного единства, облаченная коммунистами в концепцию «народной демократии» и «национальных путей к социализму», все больше отходит на второй план, уступая место новой тенденции - социальнополитической конфронтации и построения классового государства - диктатуры пролетариата. На этом этапе единственно приемлемой признается советская модель развития.
Для содействия решению этих задач, а по сути дела для обеспечения унификации путей и методов создания нового общественного строя, в сентябре 1947 г. была сформирована международная замкнутая политическая структура - Информационное бюро коммунистических партий (Коминформ), просуществовавшая до 1956 г. На первом же совещании Коминформа в сентябре 1947 г. в Шклярской Порембе (Польша) была пересмотрена стратегия коммунистов в отношении демократических блоков и политических союзников. Оценивая международную обстановку, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов заявил, что после Второй мировой войны образовались два лагеря: империалистический, антидемократический во главе с США и антиимпериалистический, демократический во главе с СССР. А это
значило, что главная цель новых подходов Советского Союза к странам Восточной Европы - как можно быстрее усилить консолидацию стран региона и ускорить тем самым создание восточного блока.
В странах Восточной Европы начался процесс падения коалиционных правительств и установления коммунистического правления. В ноябре 1946 г. было сформировано коммунистическое правительство в Болгарии. В январе 1947 г. президентом Польши стал коммунист Б. Берут. С августа 1947 г. по февраль 1948 г. коммунистические режимы были установлены в Венгрии, Румынии и Чехословакии. В февралемарте 1948 г. с новыми правительствами Румынии, Венгрии и Болгарии СССР подписал договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. С правительствами Чехословакии и Польши эти договоры были заключены еще в годы войны, соответственно 12 декабря 1943 г. и 21 апреля 1945 г.
После полной концентрации власти в странах Восточной Европы в руках компартий ЦК ВКП(б) сосредоточил свои усилия на изменениях в составе их руководства путем устранения той части партийных руководителей, которая была активным проводником идеи «национальных путей к социализму» и передачи всей полноты власти в партиях в руки сторонников форсированного перехода на советский путь развития. В этих целях в мартеапреле 1948 г. в ЦК ВКП(б) было разработано ряд служебных записок, подвергавших критике руководителей компартий Югославии, Венгрии, Чехословакии и Польши за антимарксистский подход в решении некоторых вопросов внутренней и внешней политики. А еще в феврале 1947 г. И.В. Сталин в беседе с Г. ГеоргиуДежем поднял вопрос о «националистических ошибках внутри румынской компартии». Особое недовольство советского руководства вызывала независимая позиция югославского руководителя И. Тито. И. Тито был яркой личностью, руководителем антифашистского движения Сопротивления в Югославии в годы Второй мировой войны и в этом плане резко выделялся среди других руководителей стран Восточной Европы, пришедших к власти при поддержке Советского Союза.
После войны И. Тито стал вынашивать идею о создании балканской федерации, которая для начала являлась бы союзом Югославии и Болгарии, открытым для присоединения других балканских стран. И. Тито, несомненно, был бы ее бесспорным лидером. Все это вызывало подозрение и раздражение у И.В. Сталина. Он подозревал И. Тито в
руководящей роли на Балканах, что, по его мнению, могло вызвать ослабление там позиций СССР. В конце 1947 г. И. Тито и Г. Димитров, югославский и болгарский руководители, объявили о своем решении начать поэтапное осуществление идеи федерации. 28 января 1948 г. «Правда» опубликовала статью, в которой утверждалось, что Югославии и Болгарии не нужна никакая федерация. 10 февраля 1948 г. на советскоболгароюгославском совещании И.В. Сталин попытался перевести процесс создания федерации в приемлемое для СССР русло. 1 марта Югославия отклонила советское предложение. И. Тито не согласился со сталинской моделью федеративного устройства и не пожелал подчиниться грубому диктату Москвы. Веснойлетом 1948 г. кризис продолжал обостряться. И. Тито вывел из состава правительства двух просоветских министров и отказался в июне 1948 г. прибыть в Бухарест на совещание Коминформа, где должен был обсуждаться «югославский вопрос». В опубликованном 29 июня заявлении члены Коминформа осуждали компартию Югославии, подчеркивая нетерпимость «позорного, чисто турецкого террористического режима» И. Тито и призывали «здоровые силы» КПЮ заставить руководителей «признать свои ошибки», а в случае отказа «сменить их». Но состоявшийся в июле 1948 г. V съезд КПЮ отверг обвинения Коминформа и поддержал политику И. Тито. В последующие месяцы шаг за шагом свертывались советскоюгославские контакты, нагнетались взаимные обвинения и, наконец, дело дошло до разрыва отношений. 28 сентября 1949 г. СССР денонсировал заключенный 11 апреля 1945 г. договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией, а 25 октября разорвал дипломатические отношения.
В ноябре 1949 г. произошло событие, повлекшее за собой окончательный разрыв всех отношений, - в Будапеште была принята вторая резолюция Коминформа «Югославская компартия во власти убийц и шпионов». Она была опубликована 29 ноября. Дипломатические отношения с Югославией прекратили и все страны «народной демократии». А в 1950 г. полностью прервались и экономические связи СССР и «стран народной демократии» с Югославией.
После советскоюгославского конфликта странам Восточной Европы ничего не оставалось, кроме как точно следовать советской модели развития, без какого бы то ни было учета «местных условий». Утверждение советских методов социалистического строительства нашло свое отражение в отстранении от
долларов США, безвозмездно передал права на бывшую КВЖД, обязался досрочно вернуть порт Дальний (Далянь) и ПортАртур, передав все имущество китайской стороне. Советскокитайские отношения после образования КНР почти в течение целого десятилетия были самыми дружественными.
После образования КНР соотношение сил на Дальнем Востоке коренным образом изменилось в пользу социализма, что немедленно отразилось на ситуации на Корейском полуострове.

Корея с 1910 г. являлась японской колонией. Впервые вопрос об освобождении Кореи был поставлен в 1943 г. на Каирской конференции, в которой участвовали США, Англия и Китай. На Ялтинской конференции, в Декларации Потсдамской конференции, заявлении СССР об объявлении войны Японии это требование было подтверждено. В августе 1945 г. между СССР и США была достигнута договоренность, что для принятия капитуляции японских войск советские войска войдут в северную часть Кореи, американские - в южную. Линией раздела полуострова являлась 38я параллель. Впоследствии СССР и США не смогли прийти к согласию по вопросу о будущем правительстве Кореи. Американская сторона исходила из необходимости последующего единства страны, советская - из наличия двух отдельных административных единиц. Таким образом, воспользовавшись моментом, советское руководство решило закрепить за собой северную часть Кореи.
После образования двух корейских государств встал вопрос о выводе иностранных войск из обеих частей Кореи. СССР это сделал 25 октября 1948 г., США - за период с сентября 1948 г. по 29 июня 1949 г. Одновременно США предоставили Южной Кореи значительную экономическую и военную помощь.
Предложение начать войну на Корейском полуострове, то есть «прощупать Южную Корею штыком», исходило от северокорейского лидера Ким Ир Сена, который в 1949-1950 гг. неоднократно приезжал к И.В. Сталину на переговоры по поводу увеличения военной помощи КНДР. И.В. Сталин колебался. Была опасность американского вмешательства в войну, что могло привести к глобальному конфликту. Ким Ир Сен заверил И.В. Сталина, что уже в самом начале войны в Южной Кореи повсеместно вспыхнет народное восстание, что позволит достичь быстрой победы. В конечном итоге, после консультаций с Мао Цзэдуном, который поддержал северокорейский план, И.В. Сталин через некоторое время одобрил замысел Ким Ир Сена.
Здесь следует отметить, что агрессивность и намерение силовым путем объединить страну проявляли также и южнокорейские руководители. Президент Южной Кореи Ли Сын Ман и его министры неоднократно говорили о реальной возможности в считанные дни захватить столицу КНДР Пхеньян.
Северная Корея тщательно готовилась к войне. Советский Союз поставил необходимую военную технику и другие средства ведения войны. С 8 июня на всех железных дорогах КНДР было введено чрезвычайное положение - перевозились только военные грузы. Из пятикилометровой зоны вдоль 38й параллели было вывезено все население. За несколько дней до вторжения в приграничных районах КНДР в целях оперативной маскировки будущей акции было разыграно крупное войсковое учение, в ходе которого было осуществлено сосредоточение войсковых группировок на направлениях предстоящих действий. Утром 25 июня 1950 г. армия КНДР вторглась на территорию Южной Кореи. Республика Корея оказалась в крайне затруднительном положении.
В тот же день спешно созванный Совет Безопасности (Советский Союз с января 1950 г. бойкотировал его заседания в знак протеста против участия в нем представителя Тайваня, вместо представителя КНР) принял резолюцию, квалифицировавшую КНДР как агрессора, и потребовал отвода ее войск обратно за 38ю параллель. Продолжавшееся наступление северокорейских войск способствовало переходу США к более решительным действиям. 30 июня президент Г. Трумэн распорядился послать в Корею сухопутные войска. 7 июля Совет Безопасности принял решение об образовании сил ООН. США были уполномочены назначить главнокомандующего. Им стал генерал Д. Макартур. Кроме США свои войска в Корею послали 15 государств, но 2/3 всех сил ООН составляли американские части.
Вмешательство войск ООН привело к перелому в войне на Корейском полуострове. В конце октября 1950 г. южнокорейские части и войска ООН вышли к пограничным с Китаем рекам Ялу и Тумынь. Это обстоятельство предопределило вмешательство в военный конфликт КНР. 25 октября части китайских добровольцев численностью около 200 тыс. человек вступили на территорию Кореи. Это привело к изменению военной ситуации. Войска ООН начали отступать. В январе 1951 г. наступление армии КНДР и китайских добровольцев было остановлено в районе Сеула. Впоследствии инициатива переходила то к одной, то к другой стороне. События на фронте развивались с переменным успехом и без решающих последствий. Выход из кризиса лежал через дипломатические переговоры. Они начались 10 мая 1951 г., проходили очень сложно, неоднократно прерывались, но в конечном итоге привели к подписанию 27 июля 1953 г. соглашения о прекращении огня. Окончилась военная фаза межкорейского противостояния. Война унесла жизни 400 тыс. южнокорейцев, 142 тыс. американцев, 17 тыс. солдат из 15 других стран, входивших в армию ООН.
Большие потери понесли КНДР и КНР: по разным данным от 2х до 4х млн человек.Советский Союз, хотя не прямо, но опосредованно, принимал самое активное участие в событиях на Корейском полуострове: СССР снабжал армию КНДР и китайских добровольцев оружием, боеприпасами, транспортными средствами, горючим, продовольствием, медикаментами. По просьбе КНР советское правительство перебросило на аэродромы Северного, СевероВосточного, Центрального и Южного Китая истребительную авиацию (несколько авиационных дивизий), которая в течение Двух с половиной лет участвовала в отражении налетов американской авиации на Китай. Советский Союз помог КНР в создании собственной авиации, танковых, зенитноартиллерийских и инженерных войск, подготовив кадры и передав необходимую технику. Большая группа советских военных советников По некоторым данным, около 5 тыс. офицеров) находилась в °Рее, оказывая помощь северокорейским войскам и китайским добровольцам. Всего за войну в Корее советские авиационные соединения, участвовавшие в отражении налетов авиации США, потеряли 335 самолетов и 120 летчиков, а общие потери Советского Союза составили 299 человек, в том числе 138 офицеров и 161 сержант и солдат. На случай нового ухудшения обстановки СССР готовился отправить в Корею пять дивизий для непосредственного участия в войне. Они были сосредоточены в Приморье, вблизи границы с КНДР.
Корейская война породила серьезнейший кризис в международных отношениях, превратилась в схватку сверхдержав эпохи «холодной войны». В советскоамериканской конфронтации стали обнаруживаться элементы прямого военного столкновения. Существовала опасность применения в ходе этой войны сверхмощного оружия и превращения ее в полномасштабную мировую войну. Война в Корее показала непримиримость двух противоборствующих систем.

Знач-ным ист/ событием послевоенного времени стали народно-демократич. рев-ции в ряде стран Европы -в АЛБАНИИ, БОЛГАРИИ, ВЕНГРИИ, ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ, ПОЛЬШЕ, РУМЫНИИ, ЧЕХОСЛОВАКИИ, ЮГОСЛАВИИ и в странах Азии - ВЬЕТНАМЕ, КИТАЕ, КОРЕЕ, МОНГОЛИИ. В этих странах были установлены новые политич. режимы и провозглашён курс на социализм .В знач-ной мере политич. ориентация в этих странах определялась пребыванием на их территории советских войск, это же способствовало кардинальным преобразованиям в политич., соц-но-эк-ской и других сферах, кот. хар-лись высочайшей степенью централизации нар-го хоз-ва и преобладанием партийно-гос-ной бюрократии. Странам предлагалось использовать опыт строит-ва социализма в СССР.Выход социалистической модели за рамки одной страны, её распространение на Юго-Восточную Европу и Азию заложило основы для возникновения сообщ-ва стран, кот. получило название «мировая система социализма » (МСС). В 1959г. КУБА, а в 1975 г. - ЛАОС вошли в состав этой новой системы, просуществовавшей более 40 лет. В конце 80-х гг. в состав мировой системы социализма входило 15 гос-в, насчитывающих 32,3 % мирового населения, что явл-ся существенным фактором, говорящим о существовании мировой системы социализма в послевоенной междунар. жизни.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МСС . План строит-ва социализма предусматривал не только проведение пролетарской рев-ции и установление диктатуры пролетариата в тех или иных формах, но также сосредоточение в руках власти ключевых позиций в эк-ке (это национализацию пром-сти, транспорта, связи, природных ресурсов, финансово-кредитной системы, внеш. и внутр. торговли), индустриализацию и преобразование мелкой крестьянской собств-сти в кооперативную (т.е. создание крупного обобществлённого произв-ва), культурную рев-цию, установление тотального контроля гос-ва, высших органов правящей партии над общ-ной жизнью и т.д. 1 этап МСС (1945-1949гг.) включал изменения в политич. режимах, приведшие к смене соц-но-эк-ской ориентации. Одновременно с восстановлением пострадавшего от войны хоз-ва началась перестройка эк-ской структуры при активном политич. и материальном содействии СССР.Важным шагом в истории формирования мировой системы социализма можно считать создание в 1949г. Совета эк-ской взаимопомощи (СЭВ) в целях организации планомерного эк-ского, научно-технич. и культурного сотрудничества, призванный облегчить переориентацию внеш. торговли стран Восточной Европы (ранее до 1939г. главным партнёром кот. была Германия). Кроме того, СЭВ служил каналом эк-ской помощи менее развитым социалистическим странам со стороны СССР (в противовес плану Маршалла) и его создание мотивировалось политич. соображениями - содействие взаимозависимости стран Восточной Европы с СССР. Можно считать 1949г. своеобразной паузой, подводившей черту под предысторией МСС. 2 этап МСС (1950-1960гг.) 50-е гг. можно выделить в относительно самост-ный этап форсированного создания «нового» общ-ва (по образцу СССР). Однако социалистические страны Европы были сравнительно динамичной часть МСС, а страны Азии МСС- использовали сталинскую модель строит-ва, искореняя рыночные элементы в эк-ки. Военно-политич. сотрудничество велось в рамках созданного в мае 1955г. Варшавского Договора.На этом этапе в странах Восточной Европы после национализации начинается индустриализация, для чего принимаются первые планы народнохоз-ного развития. Проходят аграрные преобразования, но национализация земли не проводилась. Земли отбиралась у крупных землевладельцев, причём отбиралась не вся земля, а только её излишки сверх установленной нормы и продавалась на льготных условиях крестьянам. А в некоторых случаях землевладельцы даже получали частичную компенсацию. Осуществлялось кооперирование крестьянства, кот. было завершено в больш-ве стран Восточной Европы к началу 60-х гг.(исключение составляла Польша и Югославия, где гос-ный уклад в аграрном секторе не приобрёл решающего значения). В новых странах преобразования в эк-ке имели компромиссный хар-р и проводились осторожнее, чем в СССР (был учтён опыт нашей страны, показывающий разрушительность крайних мер рев-ционных преобразований, поэтому «военного коммунизма» в этих странах не было). Пром-сть в 50-е гг. переживала бурное развитие, темпы её роста составляли около 10 % в год и страны из аграрных превратились в индустриально-аграрные (кроме Чехословакии и ГДР). Методы форсированной индустриализации способствовали формированию административной системы управления и монополизированной структуры нац-ного хоз-ва, индифферентной (т. е. безразличный) к особенностям конкретных стран. В целом, несмотря в основном на экстенсивный тип развития, итоги десятилетия были благоприятными в больш-ве стран.В этот период разворачивалась деятельность СЭВ, кот. до этого в основном опиралась на идеологический фактор и была мало развита на межгос-ном Ур-не и на Ур-не предприятий и фирм. Однако обстановка холодной войны благоприятствовала переориентации торгово-эк-ских отнош-й в сжатые сроки и с помощью СЭВ его участники смогли не только выжить, но и восстановить хоз-во после войны и добиться впечатляющего прогресса. Если на начальном этапе деят-сть СЭВ была сосредоточена на развитии товарообмена, координации и развитии внеш. торговли, на предоставлении научно-технич. документации и инф-ции, то с1956-57гг. страны СЭВ перешли к специализации и кооперированию произв-ва, к согласованию и координации народнохоз-ных планов, к созданию совместных научных центров и хоз-ных организаций.3 этап МСС (1960-1970 гг.) связан с исчерпанием ресурсов экстенсивного роста, падением темпов роста пром-сти и национального дохода, что вызвало необходимость проведения хоз-ных реформ. В этот период стали проявляться недостатки социалистической системы хоз-вания, поскольку укрепившаяся в странах СЭВ модель сковывала инициативу хоз-ных субъектов и не позволяла адекватно реагировать на новые явления и тенденции в мировом эк-ском процессе (особенно наглядно это стало проявляться в связи с НТР в 50-е гг., когда страны всё больше стали отставать от передовых капит-ских стран). Поэтому во многих странах СЭВ были сделаны попытки частичного реформирования этой модели.В Венгрии, Чехословакии, Югославии ориентиром реформ стало использованием механизма рынка с целью включения в систему междунар. разделения труда и выхода на мировой рынок. В этих странах изменения эк-ской системы носили радикальный хар-р. В Польше, ГДР перемены не заходили далее модернизации существующей административной системы планирования и управления народным хоз-вом.В Монголии, Румынии, Кубе, Вьетнаме к реформированию нац-ных моделей развития в этот период не приступали.Однако хоз-ные реформы в 60-е гг. не дали положительных рез-тов и были свёрнуты, поскольку либерализация ценообразования хоть и дала положительные рез-ты в аграрном секторе, но в условиях монопольного положения пром-ных предприятий вела не к формированию конкуренции, а к реализации монопольных преимуществ, в т.ч. и росту цен. Кроме того, когда их коллективы получили право влиять на распределение дохода, началось просто «проедание» доходов предприятий.Важной причиной неудач было сильнейшее сопротивление реформам партийно-гос-ной номенклатуры, кот. в основном и определило их крайнюю непоследовательность, а потому и безуспешность начатых преобразований. В 1968г. реформы по либерализации и демократизации были прерваны вводом в Прагу войск стран Варшавского договора. В целом, сворачивание реформ объяснялось не только политич. давлением, но и обострением соц-ных противоречий, вызванных сложностями перехода на коммерческие принципы хоз-вания. В деят-сти СЭВ продолжилась координация народнохоз-ных планов стран и в 1964г. был создан Междунар. банк эк-ского сотрудничества - орган по регулированию междунар. расчётов. 4 этап МСС (1970-середина 80-х гг.) хар-ся попытками решить хоз-ные проблемы социалистических стран путём модернизации административной системы хоз-вания, но не прибегая к радикальным переменам. Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973-74 гг., кот. выразился в росте цен на нефть. В то время, как капит-ские страны из-за кризиса стремились уменьшить зависимость от импорта сырья и топлива, поэтому быстро перестраивали структуру эк-ки путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий , внедряли произв-во микропроцессоров и биотехнологий. Однако страны СЭВ в связи с получением ресурсов из СССР по льготным ценам (ниже мировых) и неповоротливости системы ценообразования во взаимной торговле лишались всех стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзным отставанием по всем ключевым направлениям научно-технич. прогресса. Исчерпание ресурсов экстенсивного роста заставило страны СЭВ прибегнуть к использованию зарубежных кредитов. Внутри СЭВ начали проявляться противоречия. Страны, проводившие радикальные реформы (Венгрия, Югославия и Чехословакия), стали активнее включаться в мировой рынок и их наиболее кач-ная продукция уже шла на западные рынки, а доля их экспорта в страны СЭВ сокращалась. В результате доля СЭВ стала снижаться.Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деят-сти и в 1971г. была принята Комплексная программа социалистической эк-ской интеграции . Она ставила цель-развитие производственной кооперации и специализации, научно-технич. сотрудничества, координации планов эк-ского развития, совместной инвестиционной деят-сти (т.е. развитие высших форм эк-ской интеграции). В рез-те роль СЭВ в хоз-ве социалистических стран в 70-е гг. возросла и в течение 1971-1978гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшее развитие кооперации и специализации получили отрасли автомобильной пром-сти. Кроме того, роль СЭВ возросла из-за зависимости от импорта нефти из СССР в период мирового энергетического кризиса. Однако масштабы и формы произв-ной кооперации внутри СЭВ сущ-но отставали от западных стандартов из-за невосприимчивости хоз-ва к НТР. Поэтому в конце 70-х гг. была предпринята ещё одна попытка модернизации СЭВ - начали разрабатываться долгосрочные целевые программы эк-ского сотрудничества. В течение 80-х гг. внутри СЭВ происходило нарастание проблем, приведшее к его кризису. Период распада МСС (2-я половина 80-х гг. -начало 90-х гг.) хар-ся нарастанием проблем внутри СЭВ и распадом в 1991г. мировой системы социализма. В этот период стало очевидным, что сложившаяся соц-но-эк-ская система и её хоз-ный механизм не могут создать эффективную соц-но-ориентированную эк-ку, активно использующую достижения научно-технич. прогресса и взаимодействующую с мировым хоз-вом.Для стран Восточно-европейских стран СЭВ было хар-но падение темпов роста эк-ки, отставание наукоёмких произв-в, перекосы в финансовой сфере, рост внеш. задолженности, сравнительно низкий жизненный Ур-нь населения.Все предпринятые меры по интенсификации произв-ва в 80-е гг. не увенчались успехом и продолжавшийся глубокий эк-ский кризис, нестабильность возникших политич. систем, обострение нац-ных противоречий, развал многонациональных гос-в (Югославия), безработица, обеднение населения - все эти процессы были хар-ны для конца 80-х гг. Процессы глубокого кризиса были хар-ны и для СССР. Это вело к распаду системы СЭВ, поскольку Советский Союз был инициатором создания мировой системы социализма. Эк-ские реформы, проводимые с начала 90-х гг. в странах Восточной Европы стали частью обновления соц-но-эк-ского и политич. строя, становления кач-но новой модели хоз-вания в постсоциалистических странах, где главным стал курс в направлении западной демократии и рыночных отнош-й через приватизацию гос-ного сектора и поощрение частного предприним-ва.В странах Центральной и Юго-Восточной Европы ослабление социалистических экономик было вызвано одновременно крахом методов эк-ского управления и процессом реформ, проводившихся в Советском Союзе. ВЫВОД: Кризис СЭВ и прекращение его деят-сти предопределили следующие факторы:1) не был преодолён барьер первоначальной межотраслевой схемы разделения труда, базирующегося на интересе партнёров к советскому сырью;2) тепличными условиями в развитии взаимных связей (т.е. отсутствием конкурентной борьбы);3) общим нарастанием кризисных явлений в странах социализма;4) ухудшением позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке;5) разногласия и конфликты по поводу цен и принципов сбалансированности товарообмена;6) стремление к переходу на западные рыночные пути развития экономик. Прекращение в 1991г. деят-сти СЭВ по-разному отразилось на эк-ке входивших в него стран. Для СССР прекращение поставок по каналам СЭВ означало дополнительный фактор углубления кризиса. Реакция разных стран Восточной Европы определялась зав-стью их хоз-в от поставок сырья из СССР и альтернативных источников импорта, и перспектив перехода к ресурсосберегающим технологиям в этих странах.

Становление мировой социалистической системы (1945-1949 гг.). Новый тип международных отношений (стр. 120-135)

Образование мировой системы социализма коренным образом изменило структуру современных международных отношений, расстановку политических сил на мировой арене в пользу социализма. Неизмеримо выросла роль стран социализма в решении мировых проблем.

Образование мировой социалистической системы породило новые факторы, оказавшие решающее влияние на дальнейший ход исторического развития. Процессы, происходящие на международной арене, в том числе и в самой капиталистической системе, стали находиться под прямым или косвенным воздействием мирового социализма, противодействовавшего осуществлению планов империалистических сил.

Социалистические международные отношения являются своего рода движущей силой в развитии мировой системы социализма. Они обеспечивают благоприятные возможности укрепления и развития всего социалистического содружества и каждой входящей в него страны. «Победы и достижения социализма неразрывно связаны с формированием и развитием нового, социалистического типа международных отношений, основанного на принципах равноправия и национального суверенитета, всестороннего взаимовыгодного сотрудничества и братской взаимопомощи социалистических государств» . [стр. 135]

«50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. Документы и материалы», стр. 74.

социальное, экономическое и политическое содружество свободных, суверенных народов, идущих по пути социализма и коммунизма, объединенных общностью интересов и целей, тесными узами международной социалистической солидарности (из Программы КПСС). Мировая социалистическая система образовалась после второй мировой войны, в ходе которой героический советский народ и его Вооруженные Силы разгромили германский фашизм и японский милитаризм, чем создали благоприятные условия для победы социалистических революций в ряде стран Европы и Азии. Образование мировой социалистической системы - основной итог поступательного развития общества в нашу эпоху. Победа социалистических революций в Китае, в ряде других стран Европы и Азии - самое крупное после Октябрьской социалистической революции в России в 1917 году событие в истории. На путь строительства социализма и коммунизма встали государства с населением более миллиарда человек, что превышает треть человечества. Эти страны производят более трети мирового промышленного производства, а к 1965 году смогут превзойти объем промышленного производства стран капитализма. «Социализм создал новый тип экономических и политических отношений между государствами и народами. Социалистический интернационализм, всестороннее товарищеское сотрудничество и братская взаимопомощь, полное равноправие всех суверенных стран - таковы главные черты отношений в социалистическом содружестве. В социалистическом содружестве уничтожен вековой антагонизм наций и торжествуют принципы братства и дружбы народов», - отмечал Н. С. Хрущев на XXII съезде КПСС. Необходимость теснейшего союза отпадающих от капитализма стран и объединения их усилий в строительстве социализма и коммунизма - объективный закон развития социалистического общества. Мировая социалистическая система является главной силой в борьбе человечества за мир и мирное сосуществование всех стран, превращается в фактор, все более определяющий ход мирового развития в интересах мира и социального прогресса.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Книга: Договориться можно обо всем — Гэвин Кеннеди Договориться можно обо гэвин кеннеди pdf
Сам себе плацебо: как использовать силу подсознания для здоровья и процветания
Акунин кладбищенские истории скачать txt