Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Храм святого семейства где находится. Типы билетов и их покупка. Порядок посещения и время работы

Искупительный Собор Святого Семейства (кат. Temple Expiatori de la Sagrada Familia), часто называемый Саграда Фамилия (Sagrada Familia) — известная церковь в Барселоне, спроектированная знаменитым каталонским архитектором Антонио Гауди (Antonio Gaudi). Храм расположен в районе Эшампле, его строительство было начато в 1882 году и до сих пор не завершено.

Первый проект собора был разработан архитектором Франсиско дель Вильяр (кат. Francisco de Paula del Villar y Lozano), на место которого в конце 1883 года был приглашён А.Гауди, значительно изменивший первоначальный проект. По решению инициаторов строительства храма финансирование работ должно выполняться исключительно за счёт пожертвований прихожан, что является одной из причин столь длительного строительства.

К 1918 году Гауди превратился в совершенно изолированную фигуру, у него остался только один спонсор - католическая церковь. Ему приходилось в одиночестве переживать глубокий духовный кризис, ухудшение здоровья и смерть многих близких друзей. В 1910 году умер его первый учитель Хосе Вилласек, в 1911 году - Марагалл, эксцентричный скульптор Мани и его ассистент, в 1914 году - Беренгер, следом за ним - епископ Кампис, а в 1916 году - епископ Торрас. Со смертью Эусебио Гуэля в 1918 году все работы в парке и колонии Гуэль окончательно прекратились. B тем не менее к 1918 году у него остался всего один проект, дело всей его жизни - собор Саграда Фамилиа. Создав свой собственный уникальный стиль в архитектуре, к концу жизни он полностью посвятил себя этому зданию и Богу.

Окончательный вид собора Святого Семейства (проект)
Гауди занимался не только проектированием здания, но и сбором пожертвований на строительство, темпы которого в первые тридцать шесть лет, с 1882 по 1918 год, никак нельзя было назвать быстрыми. Крипта, унаследовавшая свои неоготические формы от Пауло дель Вильяра-и-Лозано, была закончена в 1891 году.

К 1900 году был закончен первый поперечный фасад, получивший название фасада Рождества, часть внутренней стены и часовня.
Спустя восемнадцать лет команда Гауди с величайшей тщательностью и вниманием к деталям продолжала совершенствование замыслов и макетов центрального нефа и перехода, а также чертежей противоположного поперечного фасада Страстей Господних. Всё это время над фасадом Рождества медленно поднимались четыре башни-колокольни. Первая, законченная в 1918 году, имеет внешнюю оболочку из кирпича в виде пчелиных сот с ассиметричными окнами, восходящими по спирали от основания к вершине. Издалека она напоминает увеличенную во много раз копию хрупкой морской раковины, которые встречаются на побережье Каталонии. Башня святого Варнавы, покрытая мозаикой из битого стекла, оказалась единственной башней, законченной при жизни Гауди.

На протяжении десятилетий Гауди выстраивал и совершенствовал определённый литургический порядок символического содержания пространства собора Саграда Фамилиа. Благодаря опытам в колонии Гуэль, которые доказали эффективность и надёжность параболической арки, конструктивное решение в целом было уже найдено. Но в своей мастерской при храме Гауди без устали трудился над деталями.

По четырём углам стройплощадки были расставлены обелиски, символизирующие четыре поста католического календарного круга. Кроме того, они должны были, по словам Гауди, «восхвалять Святое Семейство и проповедовать добродетели покаяния». Композицию завершали фонтан и светильник, символизирующие очищение огнём и водой. Внутри собора Гауди планировал разместить скамьи для тринадцати тысяч прихожан, в то время как центральные колонны соответствовали основным апостольским миссиям Испании, в число которых входили Валенсия, Гранада, Сантьяго-де-Компостела, Бургос, Севилья, Толедо, Сеговия и даже маленькие епархии вроде Бурго-де-Осма с населением всего пять тысяч душ.



На протяжении всей своей жизни Гауди делал то, что до него делали Гойя и Эль Греко, - умело использовал пластичность и податливость духовного мира. Он говорил, что «слух соответствует вере, а зрение - славе, поскольку слава - это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет». Гауди было известно о мощном психологическом воздействии звука, особенно в культовых зданиях. Он годами экспериментировал с формой удлинённых колоколов для Саграда Фамилиа. Кроме того, вся конструкция здания была спроектирована таким образом, чтобы звучать подобно грандиозному органу.


Цвет также играл особую роль. Ирония заключается в том, что для многих творчество Гауди ассоциировалось с «чёрной Испанией», то есть, инквизицией, в то время как он был автором и более впечатляющих творений, нежели сверкающая мозаика «ОСАННА», взмывающая к вершине башни-колокольни. Гауди представлял себе внутреннее убранство собора Саграда Фамилиа как яркий многоцветный псалом во славу Господа.

Гауди завершил лишь одну из двух часовен, расположенных по углам церковного двора - часовню Розария Нашей Госпожи. Она представляет собой совсем небольшое сооружение, увенчанное куполом, благодаря чему внутрь проникает достаточное количество дневного света, и кажется, будто по стенам выткано богатое кружево с обилием цветущих роз и розовых кустов, связанных с христианской символикой. Помимо Святой Девы с Младенцем, здесь имеются изображения Святого Доминго и Святой Каталины Сиенской, а также фигуры волхвов и пророков из Нового Завета: Давида, Соломона, Исаака и Иакова.

Фасад Рождества собора Саграда Фамилиа вселял ужас в сердца честных прихожан. Когда ступаешь под гигантский скульптурный фриз, кажется, что здание сейчас обрушится и погребёт под собой всё живое.
Центральный вход, разделённый посередине колонной, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Все фигуры выполнены в натуральную величину. На уровне земли две колонны в форме пальм, зрительно разделяющие пространство, опираются на спины двух черепах: морской со стороны моря и сухопутной со стороны гор. Черепахи символизируют стабильность, неизменность мира. В то же время фигуры хамелеонов по обеим сторонам фасада символизируют постоянное изменение природных форм.

На тридцатиметровой высоте под сенью гигантского рождественского дерева в окружении апостолов Варнавы, Симона, Фаддея и Матфея происходит прославление Мадонны.

Портик Милосердия, коронация Марии

Портик Надежды

Рождество Иисуса

Портик Надежды, избиение младенцев

Занимаясь проектированием фасада, Гауди постоянно присматривался к прихожанам в поисках подходящих моделей. Копирование творений Создателя он считал высшей формой его восхваления и свидетельством собственной скромности. Сторож собора алкоголик Жузеп, умерший впоследствии от белой горячки, стал Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, встреченный в одном из баров, позировал для фигуры центуриона в сцене избиения младенцев. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил их среди своих работников. Так скульптор сделался святым Петром, перевозчик строительного материала - апостолом Фаддеем, а штукатур - царём Давидом.
Следующий этап работ был ещё более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро изготавливалась гипсовая отливка. Осёл был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки. Мёртвая сова, найденная на стройке, стала символом ночи. И только однажды, когда Гауди решил сделать отливку в натуральную величину с Рикардо Описсо, и тот лишился сознания, архитектор осознал эксцентричность своего метода.
Фасад Рождества Христова украшает шпиль в виде кипариса, венчающего три портика: Милосердия, Веры и Надежды. Над пещерой Коронации Святой Девы расположена анаграмма Иисуса, довольно сложная и выразительная. В центре её виден крест с буквами Α и Ω по краям, обозначающими начало и конец всего сущего. Сам крест служит символом зарождения и окончания мировой жизни.

Немного выше можно видеть ещё один редко упоминаемый символ - покрытое золотой и красной глазурью яйцо, также помеченное личной анаграммой Иисуса: JHS. Вероятно, речь идёт о яйце как символе целостности. Фигура пеликана над ним относится к примитивной иконографии Христианства, она встречается и в мифологии предшествующих эпох. Согласно мифам, эта птица клювом разрывает себе живот, полный рыбы, чтобы накормить своих птенцов, и потому служит символом Иисуса, а также символом воскресения из мёртвых.


В день 30 ноября 1925 года было завершено строительство башни святого Варнавы, первой башни в левой части фасада Рождества Христова. Это единственная башня, которую Гауди увидел завершённой.
Внутри башни также поразительны, как и снаружи. В нижней части каждой башни начинается винтовая, почти без перил (из-за крутизны) лестница, при подъёме по которой человеку начинает казаться, будто он вращается вокруг своей оси. При взгляде на эти лестницы снизу вверх или сверху вниз возникает потрясающий оптический эффект. Лестницы некоторых башен закручены в одну сторону, лестницы других - в противоположную. Поднявшись наверх, можно перейти из одной башни в другую. Множество переходов образуют восхитительный вертикальный лабиринт. Внутри одной из четырёх башен имеется лифт, позволяющий подняться от уровня земли до места, где в стенах открываются проёмы с каменными жалюзи. Здесь лестницы опираются уже на внешние стены.

В последующие годы архитектор Доменик Суграньес, последователь Гауди, отстроил ещё три башни. Позже были возведены четыре почти такие же башни фасада Страстей, их строительство закончилось в 1977 году. Согласно проекту, четыре башни фасада Славы должны быть гораздо выше, чем все существующие.
Башни посвящены двенадцати апостолам. На четырёх старейших - крайних, высотой девяносто четыре метра, и внутренних, высотой сто семь метров, - высечены имена и соответствующие им фигуры апостолов Варнавы, Симона, Иуды Тадео и Матфея, сидящих на пьедесталах, и надпись «Sursum corda» (Вознеситесь сердцем) на латыни. Башни с квадратными основаниями выше имеют круглое сечение. Перетекание одной формы в другую происходит на верхнем уровне фасада. Существует множество церковных башен квадратного сечения и совсем немного круглого, но нет ни одной башни, кроме башен Саграда Фамилиа, сочетающей оба вида сечений. Гауди не оставил никакого объяснения причины перехода от квадратного к круглому, критики же ограничиваются высказываниями о том, что это приём, в высшей степени удачный с эстетической точки зрения.




В понедельник 7 июня 1926 года, в пять часов тридцать минут пополудни, Гауди покинул собор Саграда Фамилиа, чтобы пройти три километра до церкви Сан Филипп Нери. Следуя привычным путём, он спустился по улице до перекрёстка и там был сбит трамваем. Позже водитель маршрута №30 утверждал, что Гауди не смотрел, куда идёт, и, споткнувшись о трамвайные пути, ударился головой о фонарный столб. Двое прохожих бросились на помощь жертве происшествия, но не признали в нём знаменитого архитектора. При нём не было документов, в карманах нашлась лишь горсть изюма и орехов. Шляпа тоже куда-то пропала. Четырежды они пытались остановить такси, чтобы доставить пострадавшего в больницу, но всякий раз получали отказ. Наконец с помощью солдат национальной гвардии удалось заставить одного таксиста отвезти раненого в бесплатную амбулаторию для бедных. Там Гауди быстро поставили диагноз: переломы рёбер плюс черепно-мозговая травма, и приняли решение отправить его в клинику.
Наутро «пациент пришёл в сознание после ночного беспамятства и попросил соборовать его, с жаром приняв последнее причастие». Вскоре новость о плачевном состоянии Гауди распространилась по всему городу. К вечеру вторника его перевели в отдельную палату, вправили рёбра, но жизнь едва теплилась в нём. Прелаты церкви, друзья и почитатели заполнили больничные коридоры. Предложение перевести архитектора в дорогую частную клинику было отклонено. Гауди хотел умереть среди народа. Он почти ничего не говорил, и его тяжёлое дыхание лишь изредка прерывалось шёпотом «Господи Иисусе!», а бледная рука, лежащая поверх одеяла, крепко сжимала распятие. В четверг, 10 июня 1926 года, в пять часов пополудни Антонио Гауди ушёл из жизни.

После смерти Гауди в 1926 году строительство храма возглавили Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана, при которых были закончены первые четыре колокольни. В 1939 году строительством собора занялись Исидрэ Пуч Боада и Льюис Бонет-и-Гали. Льюис Бонет-и-Гали стал главным архитектором проекта в 1971 году. В 1985 году руководство принял Жорди Бонет-и-Арменголь, а годом позже скульптор Хосе Мария Субиракс приступил к работе над фасадом Страстей Христовых.

«Если бы мы начали строительство с этого фасада, люди воспрепятствовали бы ему», - так объяснял Гауди своё решение повременить с возведением Портала Страстей. Это высказывание демонстрирует всю глубину драматизма, к которому стремился архитектор. В 1911 году в городе Пучсерда, будучи тяжело больным, он написал завещание и тогда же составил композицию этого портала, где запечатлены события последней недели земной жизни Иисуса.

Распятие

То, что Субиракс был тем самым мастером, которому предстояло воплотить его замысел, подтверждает огромное уважение, с которым исследователь каталонского искусства Сириси Пелисер пишет в своей работе «Современное искусство Каталонии» (1970): «Субиракс создаёт исключительную скульптуру, заставляющую вспомнить о Гауди. Он творит в типично неблагоприятных условиях, сопровождающих всех носителей огня в их столкновениях с ничтожествами». Тем не менее назначение Руководящим Советом скульптора Субиракса с самого начала подвергалось резкой критике и сопровождалось острейшей полемикой. После года внимательного изучения архитектурного и скульптурного наследия Гауди Субиракс приступил к исполнению своих обязанностей. На своеобразной сцене с тремя планами скульптор изобразил историю Страстей, начиная с Тайной Вечери и заканчивая Распятием.







28 ноября 2000 года незаконченный храм был освящен. В настоящее время Хосе Мария Субиракс и другие архитекторы работают над нефами, хорами и внутренним двориком. Когда строительство будет завершено, над городом вознесутся восемнадцать башен - в честь двенадцати апостолов, четырех евангелистов, Богоматери и Христа. Башни евангелистов будут украшать их символы, а центральную башню Христа - гигантский крест. По высоте центральная башня будет лишь на один метр ниже Монтжуика - горы, доминирующей над Барселоной. Гауди считал, что его творение не должно возвышаться над горой, которую создал Бог. Он был религиозным человеком, которому, несмотря ни на что, было присуще своеобразное чувство юмора. На критические замечания по поводу темпов строительства знаменитый архитектор отвечал: «Мой клиент не торопится».




Многие считали творчество Гауди пророческим. Опасаясь, что человечество вновь скатывается к средневековому мракобесию, Субиракс однажды сказал: «Если это правда, и всё, что мы наблюдаем сегодня, не случайно - возрождение ислама, эпидемия СПИДа, одновременное вырождение власти на местах и крушение великих идеологических блоков, новая форма пиратства в виде международного терроризма и расцвет эзотерики - то Гауди, как и во многих других случаях, пророчествовал, говоря: Саграда Фамилиа не последний из соборов, а первый в новой эпохе».

Наиболее точно охарактеризовал творчество Гауди валенсийский архитектор Сантьяго Калатрава, которого можно считать наследником Гауди в смысле уникальной способности чувствовать и открывать новые формы: «Люди пытались толковать творения Гауди в терминах язычества, масонства, буддизма и даже атеизма. Я думаю, это был человек, который действительно служил религиозной идее. Но этот бог или, скорее, богиня, перед которой преклонялся Гауди, была сама архитектура».

Честно сказать, внешне храм Саграда Фамилия никогда не вызывал во мне восхищения. Серое массивное строение казалось несуразным и неуклюжим, перегруженным деталями и несбалансированным.

Гауди хотел, чтобы его творение одиноко возвышалось посреди большого открытого пространства, однако сейчас дома подступают к храму почти вплотную, у подножия проходит оживленная улица. Есть, правда, парк с прудом, из дальней точки которого Саграда Фамилия предстает в полном объеме, но, я думаю, это не совсем то окружение, о котором Гауди мечтал.

Все время над ним висят краны, часть фасада скрыта «лесами», идет непрерывная стройка.

Все изменилось, стоило мне попасть внутрь Саграда Фамилия. Чтобы оценить грандиозность замысла ее творца, архитектора Антонио Гауди, непременно нужно увидеть собор изнутри. Именно там приходит понимание, что это великое произведение искусства и главное сокровище Барселоны.

Билетами в собор следует озаботиться заранее, чтобы не стоять в длинной очереди.

Процесс покупки билетов прост. Заходим на официальный сайт Саграда Фамилия https://www.sagradafamilia.org/en/tickets/, выбираем дату, время и вариант посещения.

Сначала надо выбрать вариант посещения.

Варианты следующие:

— посещение Саграда Фамилия с подъемом на одну из двух башен собора. На данный момент собор имеет 8 башен: 4 башни над фасадом Рождества и 4 – над фасадом Страстей. Можно подняться либо на башню над фасадом Рождества — с нее открывается вид на восточную часть города, либо над фасадом Страстей (Passion) – с нее открывается вид на центральную часть города.

Стоит такой билет 29 евро. В цену билета включен аудиогид (есть на русском языке). На башни не допускаются дети младше 6 лет. Дети до 16 лет могут подниматься на башни только в сопровождении взрослых. В сильный ветер или дождь лифт отключают. Возвращают ли в таком случае деньги – непонятно.

— Саграда Фамилия без подъема на башню, но с аудиогидом – 22 евро

— Саграда Фамилия без башен и без аудиогида – 15 евро.

К сожалению, если вы купили билет без аудиогида или без подъема на башню, докупить недостающую опцию уже нельзя.

Брать ли аудиогид? В принципе, послушать было интересно. Другое дело, что из услышанного запомнилось немногое. Все-таки в данном случае самое ценное – не информация, а впечатление от увиденного. В соборе встречаются таблички с текстом на испанском и английском. Так что если нет лишних 7 евро, можно без особого ущерба аудиогидом пренебречь.

Определившись с вариантом посещения, переходим к выбору даты и времени.

Выбирая время посещения, надо иметь ввиду, что купленный вами билет дает право прохождения внутрь Саграда Фамилия в течение получаса после выбранного времени. Учтите, что и у посетителей, купивших билеты онлайн, есть небольшая очередь (минут на 5-10). Внутри церкви ваше время ничем не ограничено (только временем работы самого храма), так что главное зайти в обозначенное время.

Стоит ли подниматься на башни Саграда Фамилия

Мы брали билеты с посещением башни над фасадом Страстей. Смело могу рекомендовать брать билет без подъема на башню. Вид на город с башни – самый обыкновенный: ничем не примечательная городская застройка.

Вид на Барселону с башни над фасадом Страстей

Подъем осуществляется на лифте, спуск – по винтовой лестнице пешком.

Спуск по лестнице внутри башни

По дороге есть пара смотровых площадок, обнесенных сеткой, через которую толком ничего не разглядишь. При спуске по лестнице есть возможность сфотографировать кое-какие элементы декора. Но по большому счету подъемом на башню можно безболезненно пренебречь.

Грозди винограда на пинаклях символизируют святое причастие

Если вы все же берете вариант с башней, то при заказе билетов надо выбрать время подъема на башню, т.е. время, когда вы должны подойти к лифту. Советую выбирать время на 15-30 минут позже прохода внутрь храма, чтобы вы успели осмотреться, сориентироваться и найти нужный лифт (кому-то – на башню фасада Рождества, кому-то – на башню фасада Страстей).

По поводу рюкзачков и больших сумок. Мы, опасаясь отправки в камеру хранения и возможной очереди там, оставили рюкзачки в машине. Однако в сам собор пропускали с рюкзачками, и только при подъеме на башню их надо было положить в ячейку (ящики для хранения сумок и рюкзаков находятся прямо около лифта, сам кладешь свои вещи в свободную ячейку, все очень быстро).

Часы работы Саграда Фамилия

С начала апреля по конец сентября храм Саграда Фамилия открыт с 9 утра до 8 вечера.

В марте и октябре – с 9 утра по 7 вечера.

С ноября по конец февраля – с 9 утра до 6 вечера.

Осмотр храма

Спустившись с башни, приступаем к осмотру самого храма — Искупительного храма Святого Семейства.

Тут уже все просто: включаешь аудиогид и ходишь от одной цифре к другой. Потом просто ходишь, задрав голову и всматриваясь в детали.

Фасад Рождества

Фасад Рождества — единственный из трех фасадов собора, законченный еще при жизни Антонио Гауди.

Две черепахи подпирают массивные колонны фасада: одна морская, вторая сухопутная.

Дверь украшают зеленые листочки, цветы, жуки, птички.

А вот и сам фасад Рождества: много фигур, много движения, на каждом ярусе что-то происходит. Животные, растения — все вовлечены, все участвуют. Кипение жизни во всех формах.

Главная скульптурная группа над входом: Святое семейство — Саграда Фамилия:

Клуатр Святой девы Розария

Сразу за воротами фасада Рождества находится небольшой клуатр Святой Девы Розария. Это совершенно особое место, посвященной Богородице. Его оформление сильно отличается от остального храма, оно — вполне в русле традиций. Стены клуатра покрыты нежнейшими каменными кружевами. А уж как мастерски из камня вырезаны розы!



Витражи

Внутри себя Саграда Фамилия заключает некое волшебное пространство и, кажется, менее всего оно похоже на место церковных служб и молений. С помощью витражей оно раскрашено в разные цвета. Общее световое течение внутри храма перемещается от восходу к закату, от зимы к лету. Цвет перетекает от холода белых тонов — к жару оранжевых, через спокойствие зеленых — к измороси синевы.

Колонны и нефы

Рядами колонн храм разделен на 5 нефов.

Грандиозные колонны подобны стволам могучих деревьев. Наверху они истончаются и заканчиваются тонкими ветвями и листьями, создавая ощущение сказочного леса. Впрочем, скорей эти листья напоминают огромные снежинки.

Среди огромных «стволов» ходят люди, но совершенно нет ощущения толчеи и многолюдства, есть ощущение простора и устремленности пространства ввысь.

Невероятные сочетания, пересечение форм, наложение цветов создают такое разнообразие картин, что возникает ощущение гигантского калейдоскопа – ты чуть сдвигаешься, и пространство перед глазами перестраивается.

Я уже упоминала, что менее всего Саграда Фамилия изнутри вызывает ассоциации с традиционным храмом. Нет привычных атрибутов и оформления: иконостаса, кафедры, фресок, сокровенного полумрака. Не знаю, приветствуются ли официальной церковью вот такие схематичные изображения евангелистов.

Евангелист Марк — крылатый лев

Впрочем, для верующих отгорожен небольшой закуток, куда туристов не пускают.

В крипте находится могила Гауди. На данный момент крипта также закрыта для посетителей.

Орган в нашу бытность не звучал. Говорят, в храме превосходная акустика. Счастливцы, которым удалось гулять внутри Саграда под аккомпанемент органа, пишут, что ощущения нереальные. К тому же сам Гауди хотел создать здание, подобное огромному органу, трубы которого звучали бы при сильных порывах ветра. Всего предполагалось возвести 18 башен: 12 башен апостолов, 4 башни евангелистов, 170-тиметровую башню Христа и чуть поменьше — башню Богородицы. Любопытно было бы послушать многоголосье этих гигантских труб. Вот уж, действительно, глас неба!

Фасад Страстей

Пройдя Саграда Фамилия насквозь, вы оказываетесь у фасада Страстей.

Если врата фасада Рождества украшены цветами, листьями, жуками, птицами, то Врата Страстей покрыты текстами молитвы «Отче наш» на 50-ти языках.

Другие двери усыпаны знаками и символами и представляют собой вот такой ребус.

Скульптурные группы фасада Страстей выполнены каталонским скульптором Субираксом, которого жители Барселоны многократно упрекали за схематизм его композиций и даже просили отстранить от работы над порталом. На мой неискушенный взгляд, фигуры очень выразительные.

Отрекшийся от Христа Петр

Пилат и Иисус в терновом венке

Пилат умывает руки

Музей Саграда Фамилия

Под собором находится небольшой музей, посвященный строительству церкви.

В музее представлена хронология создания Саграда Фамилия, чертежи и рисунки Гауди, отдельные детали, фрагменты. Гауди входил во всевозможные мелочи, придумал особые формы даже для подсвечников и колоколов, ни один элемент не оставляя без внимания.

Саграда Фамилия на рисунке. Колонну Христа должен венчать огромный крест.

Мастерская:

В тот трагический день, когда трамвай переехал задумавшегося о своем архитектора, работа над храмом была в самом разгаре. Храм еще только приближался к замыслу творца.

С гибели Антонио Гауди прошло 90 лет – Саграда Фамилия все еще не достроена. Предстоит возвести еще 10 башен, закончить фасад Славы. Возможно, освободят окружающее пространство вокруг храма. Звучат обещания завершить церковь к столетию смерти Гауди.

Что ж, через 10 лет (если будем живы) посмотрим.

Как бы то ни было, Саграда Фамилия и в недостроенном состоянии производит ошеломляющее впечатление. В ноябре 2010 года храм освятили. А в список ЮНЕСКО его включили 5 годами раньше — в 2005 году. На сегодняшний день это одна из самых посещаемых достопримечательностей Испании (наряду с Прадо и ).

Выдвинуто предложение причислить Антонио Гауди к лику святых — как человека, посвятившему жизнь возведению величайшего храма современности, как пример беззаветного и бескорыстного служения своему делу.

Буквально в 7-10 минутах ходьбы от церкви Святого Семейства находится еще один объект ЮНЕСКО, шедевр другого каталонского архитектора – не такой популярный, как Саграда Фамилия, но тоже весьма впечатляющий. К нему мы и отправимся в .

Оформление туристической страховки - на

Ж/д и автобусные билеты в Европе и Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

Собор Саграда Фамилия - это одно из самых удивительных зданий, которые существуют в мире на сегодняшний день. Оно находится рядом с самым центром Барселоны и ввиду самых разных причин влечет к себе толпы туристов каждый год. Саграда де Фамилия представляет собой непревзойденное творение великого Антонио Гауди. Особенность здания еще и в том, что его строительство, которое длится вот уже 120 лет, до сих пор не заканчивается. Хотя знаменитый архитектор покинул этот мир и не оставил ни малейших намеков в виде каких-либо инструкций или же чертежей, по которым можно было бы продолжать возведение данного собора в Барселоне.

Саграда де Фамилия - это не единственное имя, которое относится к храму. Часто можно услышать и такие названия, как Искупительный храм Святого Семейства или же церковь Святого Семейства. Но какое бы название не имело это удивительное сооружение, оно является уникальным по своей природе. Никто так и не смог превзойти Гауди и воплотить что-то подобное в жизнь, ведь его творческий подход настолько оригинальный, что ни одно из зданий, созданных по его проекту, не имеет схожести ни с каким другим. За свою жизнь архитектор успел тщательно изучить разные направления и стили, взяв на заметку только то, что нравилось ему больше всего. Его идеи - это сочетание готики, модерна и даже мавританского стиля. А чаще всего его очередной шедевр невозможно было отнести к какому-либо конкретному стилю, что делало творения Гауди чем-то особенным и несравнимым.

Жизнь великого архитектора, тесно связанная с собором

История Собора Саграда Фамилия начинается еще в 1883 году. И на то время она еще никак не была связана с именем великого архитектора Гауди, ведь изначально созданием храма должен был заниматься Франсиско де Вильяр. В его планах было создание собора, который бы полностью отвечал всем канонам неоготического стиля. Но уже в 1891 году, именно в тот период, когда строительство только разворачивалось, на смену ему пришел Антонио Гауди и посвятил этому великому собору в Барселоне целых 43 года своей жизни. Он не покидал строительство даже в самые последние дни своей жизни. Хотя изначально планировалось использование неоготического стиля, Гауди принял решение применить готику только в самой основе, и воплотил эту идею в чертеже, где здание имело форму латинского креста. Все, кроме этого, являлось исключительным и не похожим ни на что другое, стилем Гауди.

Он никогда не продумывал все мелочи заранее, прочерчивая только самое основное. А вот детали уже сами возникали в процессе строительства. Именно поэтому архитектор все время находился в пределах строительной площадки, где он мог создавать что-то новое, отдавать необходимые распоряжения и оценивать полученные результаты. По этой же причине со временем у него появилась собственная небольшая комната внутри Саграда Фамилия, где он поселился и полностью курировал процесс создания храма.

Вряд ли можно было сказать, что строительство шло легко, а тем более быстро. Неутомимого архитектора все время одолевали новые идеи, из-за чего нередко строителям приходилось вносить изменения или даже полностью рушить то, что уже было создано. Не менее удивительным был этот процесс для жителей города, которые могли наблюдать, как здесь появляется что-то необыкновенное и великое. Кому-то здание напоминало муравейник, а кто-то заявлял, что это не что иное, как сталагмиты (наросты из камня в пещерах). Каждый видел собор по-разному.

Чем дальше заходило строительство, тем больше Гауди отдавал ему свое время. Став отшельником, живущимвнутри Саграда Фамилия, он лишь изредка выходил к людям и протягивал в руке шапку, собирая деньги на дальнейшее строительство этого храма. К сожалению, это стало единственным на то время источником финансирования этого великого шедевра. Все это продолжалось вплоть до 1926 года. Этот год стал трагическим, как для архитектора, которого сбил трамвай, так и для собора, строительство которого на время просто замерло. Гауди был похоронен на территории своего неоконченного творения, а вокруг дальнейшего возведения собора начали вестись многочисленные споры. Ситуация усложнялась еще и отсутствием каких-либо замыслов архитекторов, которые были бы запечатлены на бумаге. Все великие идеи ушли вместе с автором.

Собор Саграда Фамилия сегодня

Если говорить о внешнем виде Собора Саграда Фамилия, то по задумке Гауди, это было здание с тремя фасадами, на которых располагались по четыре достаточно высоких шпиля. Интересно и то, что их очертания должны быть криволинейными. В результате, вершина строения получила бы 12 башен, в которых вкладывался великий смысл - ведь именно столько было учеников у Иисуса. В центре было отведено место для самой большой башни - символа самого Христа. Ее дополняли бы еще 4 башни, но уже меньшего размера - то же количество Евангелистов согласно Библии. При этом башня Христа должна была быть украшена крестом, а вот башни Евангелистов - соответствующими им символами - львом, тельцом, ангелом и орлом. В этом строении Гауди также не упускал уважения к Деве Марии, образ которой должна была передавать небольшая по размерам башня-колокольня.

К сожалению, из всего замысла Гауди Саграда де Фамилия получила при жизни архитектора только лишь часть, которая посвящена Рождеству. Именно так называл автор один из будущих фасадов здания, второй и третий назывались «Страсти Христовы» и «Вознесение».

Внутри Саграда Фамилия отображает основные задумки архитектора - простая конструкция и геометрические фигуры в виде эллипса, геликоида, коноида и пр. Их пересечение образует еще более простые решения - прямые линии. Вся внутренняя отделка украшена лепниной, росписями, мозаиками и фресками, которые строго отвечают всем законам геометрии.

О данном соборе в Барселоне можно говорить бесконечно, но все это не отобразит той удивительной красоты и особенной атмосферы, который он в себе таит. Организуйте свое путешествие и посмотрите в живую на то, что действительно заслуживает внимания. А в этом вам всегда поможет компания сайт, где вы найдете дешевые авиабилеты и жилье на время поездки, а также узнаете множество полезной информации.


Одним из основных украшений Барселоны (Испания) считается Саграда Фамилия , или Храм Святого Семейства. Он представляет собой удивительное сочетание архитектурного гения Антонио Гауди и неоготического стиля. Строительство церкви, напоминающей причудливый замок из песка, не могут закончить вот уже 134 года.




Первым архитектором, взявшимся за возведение Искупительного храма Святого Семейства, или церкви Саграда Фамилия (Temple Expiatori de la Sagrada Familia ) стал Франсиско дель Вильяр, а не Антонио Гауди, как принято считать. Строительство храма осуществлялось только за счет пожертвований горожан.

Первоначально архитектор планировал создать неоготическую базилику в форме традиционного латинского креста. Вскоре после начала работ у Франсиско дель Вильяра возникли разногласия с церковным советом. Он понял, что придется искать себе другую работу. Популярная легенда гласит, что дель Вильяр увидел своего преемника во сне, это был образ юноши с невероятно голубыми глазами. Так все и вышло. Однако на самом деле Антонио Гауди был учеником архитектора, да и брал за работу гораздо меньше, нежели его именитые коллеги.



Гауди в корне отошел от первоначального плана и стал воплощать в реальность свое видение храма. По его задумке в церкви Святого Семейства должно быть построено 18 башен: 12 небольших одинаковых структур призваны символизировать количество апостолов, 4 башни – евангелистов. Одна башня спроектирована в честь Богоматери, а еще одна, самая высокая (170 метров), расположенная в центре ансамбля, призвана олицетворять Христа. Стоит отметить, что самая высокая структура до сих пор не построена.




Антонио Гауди посвятил созданию храма 42 года своей жизни. Когда он понял, что строительство Саграда Фамилия не завершится до его смерти, мастер стал уделять больше внимание причудливой внутренней отделке храма. Скептики, несогласные с нетрадиционным обликом церкви, утверждали, что конструкция обязательно рухнет. Сегодняшние специалисты придерживаются мнения, что Саграда Фамилия сумеет выстоять даже во время землетрясения с магнитудой до 7 баллов.



Храм состоит из трех фасадов: Рождества, Страстей Христовых и Воскресения. Фасад Рождества украшен декоративными скульптурами представителей флоры и фауны. Занимательно, что для сцены избиения младенцев, мастер делал слепки из мертворожденных детей. Чтобы получить гипсовые слепки животных в натуральную величину, Гауди использовал хлороформ, усыплявший их на время. Как отмечал сам архитектор, он стремился к созданию такого храма, глядя на который, улыбались бы ангелы с неба.



После смерти Антонио Гауди в 1926 году встал вопрос о продолжении строительства храма. Многие высказывались против, т. к. опасались, что стиль прославленного архитектора не так уж легко повторить. Архитектор Хосе Асебильо высказывался о нецелесообразности продолжения работ: «Это все равно, что приделать руки к Венере Милосской».

Но возведение было продолжено соратником Антонио Гауди Доменеком Сугранесом. 1936 год стал несчастливым для Саграда Фамилия: во-первых, из-за вспыхнувшей гражданской войны строительные работы были приостановлены, а во-вторых, пожар уничтожил все чертежи Гауди, многие из которых так и не удалось восстановить.



Несмотря на то, что работа над возведением Саграда Фамилия продолжается и по сей день, 7 ноября 2010 года храм был освящен римским папой Бенедиктом XVI и официально открыт для богослужений. Правительство Испании заявляет, что окончить длительное строительство храма удастся к 2026 году. Ну а пока храм еще не готов, многочисленные энтузиасты создают Шпиль Саграда Фамилия

Возведение здания началось в 1882 году. Участок под застройку церковь приобрела на благотворительные пожертвования горожан. В то время территория еще находилась за городской чертой Барселоны. Первоначально разрабатывал и курировал проект архитектор Франсиско де Вильяр, который собирался построить храм в неоготическом стиле. Но не прошло и десяти лет, как он отказался от этой работы из-за разногласий с церковными властями, которые выступали заказчиком.

Между тем, строительство только начиналось, и для работы над храмом был приглашен Антонио Гауди, который в это время уже получил славу неординарного и талантливого архитектора. Саграда Фамилия стала главным делом жизни зодчего, который посвятил собору более 40 лет. Гауди считал готику и неоготику нежизнеспособными и устаревшими направлениями, поэтому использовал только их базовые компоненты. Дополнительно архитектор ввел элементы барокко, модерна и мавританского стиля, прибавив к ним изрядное количество собственных разработок. Гениальный зодчий был набожным человеком, он собирался воплотить в камне весь Новый Завет. Известно, что Гауди не любил заранее продумывать каждую деталь, создавая отдельные эскизы по ходу строительства. Бесконечная смена идей иногда приводила к тому, что строителям приходилось приостанавливать работы или даже разбирать и переделывать отдельные части здания по требованию архитектора.


Он был так увлечен проектом, что поселился прямо на стройплощадке, чтобы иметь возможность беспрепятственно творить, а также контролировать работы. Иногда он лично выходил на улицу собирать подаяния на продолжение строительства Саграда Фамилия. Горожане сравнивали растущий собор с муравейником, пещерами, лесом, но именно таким и был замысел художника.

Гауди задумывал грандиозный архитектурный комплекс, но прекрасно понимал, что не успеет закончить его при жизни. Планировалось возведение трех фасадов: Рождества, Страстей и Славы. Под непосредственным руководством архитектора был построен лишь первый из них. В 1892 г. была начата работа над фасадом Рождества, а достаточно подробный план стороны Страстей был готов только к 1923 г.

В 1926 г., будучи уже в преклонном возрасте, Гауди погиб под колесами трамвая, не оставив после себя почти никаких конкретных указаний или готовых чертежей. Сохранились наброски, черновики, несколько макетов. Руководство проектом перешло к его ученику и соратнику Доменеку Сугранесу, но и он не успел завершить строительство до конца жизни. В XX и XXI веках над храмом успело поработать трое выдающихся зодчих - Франсеск Кинтану, Исидр Пучь-Боада и Бонет Гари. Все они использовали немногие сохранившиеся чертежи Гауди, одновременно реализуя собственные представления о соборе.

Видео: Как будет выглядеть Саграда Фамилия?

Интерьеры и архитектурные особенности храма

Возведение Саграда Фамилия продолжается и сегодня, ориентировочно работы будут закончены к 2026 году. Несмотря на это, церковь признала постройку пригодной для проведения богослужений, поэтому в 2010 году собор был освящен Папой Римским Бенедиктом XVI. По проекту Гауди, каждый из трех фасадов должен был быть украшен четырьмя криволинейными шпилями. В общей сложности должно было получиться 12 вершин – по числу апостолов.

Дополнительно задумывалась центральная, самая крупная башня с четырьмя шпилями вокруг, которая бы символизировала Христа и евангелистов. Именно на ней планировалось разместить сияющий крест. Поражает детализация, с которой выполнены скульптуры и барельефы фасада и интерьеров. Гауди приложил немало усилий, чтобы рельефные изображения выглядели максимально реалистично. Так, он вручную снимал слепки с мертворожденных младенцев, животных, временно усыпленных хлороформом.

Все ныне существующие внешние детали являются довольно подробным изложением Нового Завета. Сегодня готовыми признаны фасады, посвященные Рождеству и Страстям Христовым. Внутреннее убранство храма не менее сложно и живописно: ассиметричные ветвящиеся колонны, цветные и прозрачные окна, расположенные на разной высоте, сложнейшие витражи и росписи. За счет использования законов геометрии творец добился визуального развертывания пространства при приближении к каждой архитектурной детали. Этот эффект граничит с оптической иллюзией и создает необыкновенное настроение у посетителя. Интересно, что высота собора составляет 170 метров – на 60 сантиметров ниже главной горной вершины города. Это не совпадение, архитектор считал, что творение рук человеческих не должно превосходить то, что создал Господь.

Для посещения туристов открыт не весь храм, поскольку он все еще является строительной площадкой. Купить билет можно в одну из башен фасада Рождества, Страстей, а также в музей. Даже в незавершенном виде Саграда Фамилия поражает воображение. Наверх башен можно подняться на лифте или по длинным винтовым лестницам. В музее выставлены сохранившиеся наброски и макеты Гауди, подробно представлена история возведения собора.

Потолок Саграда Фамилия

Факты

  • Расположение: Саграда Фамилия находится в Барселоне, но когда начиналось строительство в 1882 г., храм располагался в более чем 7 км от города.
  • Завершение строительства: в настоящее время стройку рассчитывают закончить к 2026 г.
  • Башни: над собором будет 13 башен: 12 из них высотой 115 м, а одна поднимется на 170 м.
  • Посещаемость: Саграда Фамилия в год посещают до 2 млн человек.
  • Финансирование: строительство ведется на деньги добровольных спонсоров и пожертвования верующих.
  • Архитектор: самые значительные работы Антонио Гауди, помимо Саграда Фамилия (1883-1926): дворец Гуэля (1886-1890); Епископский дворец в г. Асторга (1887-1894); парк Гуэля (1900-1914); дом Батло, или «Дом Костей» (1904-1906); дом Мила, или «Каменоломня» (1906-1910).

Как добраться

Храм Святого Семейства находится по адресу Calle Mallorca 401, Barcelona. Добраться сюда можно на метро по линиям L2 и L5, выйдя на станции Sagrada Familia. Кроме того, здесь курсируют городские автобусы № 19, 33, 34, 43, 44, 50, 51, также существует специальный туристический маршрут. Во всех случаях нужно выходить на одноименной остановке у собора.

Дополнительно можно уточнить любые детали по телефону +34 932 080 414 или на официальном сайте http://www.sagradafamilia.org . Обратите внимание, что приобрести билеты можно заранее, через интернет.

Панорамный вид

Порядок посещения и время работы

Храм Саграда Фамилия открыт для туристов с 9.00 до 18.00 в ноябре-феврале, до 19.00 в марте и октябре, до 20.00 в апреле-сентябре. По крупным праздникам, которые приходятся на 25-26 декабря, 1 и 6 января, вы можете посетить храм с 9.00 до 14.00.



Форма одежды произвольная, но не стоит надевать слишком откровенные или облегающие наряды. Что касается стоимости посещения, без экскурсии она составляет 15 евро, с гидом или аудиогидом (английский, немецкий, французский, испанский) - 19,50 евро и столько же с аудио-гидом. Последний предлагается на русском, английском, испанском, французском, немецком, португальском, итальянском и китайском языках. Обратите внимание, что для посещения башен необходимо купить отдельные билеты на лифты, которые стоят по 4,50 евро.

Чтобы войти внутрь, придется отстоять солидную очередь. Единственный способ избежать этого – приобрести билет на организованную экскурсию. Лучше всего приходить утром, когда туристов еще мало. Вечером людей здесь гораздо больше, но лучи заходящего солнца, сияющие через витражи, создают необыкновенную атмосферу.

Видео: Лазерное шоу на Храме Святого Семейства

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как построить координатный луч Как определить координаты на числовом луче
Единичный отрезок, координаты
Дроби обыкновенные правильные и неправильные, смешанные и составные