Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Исследовательская работа по физике по астрономии. Исследовательская работа по астрономии «От художественных образов к астрономическим явлениям. Темы исследовательских работ и проектов по истории Космонавтики

Приведенные ниже темы проектов по астрономии будут интересны школьникам любых классов образовательной школы. Многие ученики интересуются информацией о нашей галактике, возможностью туристических путешествий в космосе и различными теориями о создании Вселенной.


На странице можно выбрать темы исследовательских работ по астрономии для 10 и 11 класса на проведение изучения и исследования Солнечной системы, Солнца и Земли, Венеры, Марса, Луны, Юпитера, Сатурна, Нептуна, Плутона, комет, астероидов и метеоритов, а также изучения истории Космонавтики, Космоса, НЛО, авиации и астрологии.

Данные темы проектных работ по астрономии носят актуальный характер и довольно интересны в исследовании учащимися, развивают любознательность ребенка и работоспособность.

Ниже предлагаем школьникам выбрать интересные и актуальные темы исследовательских работ по физике космоса и начать свое собственное исследование по астрономии. После выбора темы проекта по астрономии в 10 и 11 классе необходимо изучить правила оформления работы.

Важно выбрать интересную для себя тему исследовательского проекта по астрономии в 10 и 11 классе и старательно провести поиск информации, выполнить анализ результатов и непосредственно само исследование. В данной работе непосредственным помощником является руководитель (учитель).

Темы исследовательских работ по астрономии о Космосе

Примерные темы проектов по астрономии о космосе:


А из нашего окошка видно космоса немножко.
Астероидная опасность.
Большой наш дом и кто мы в нём.
Бесконечно мерцающие звезды.
В мире звёзд
Взгляд из космоса
Взрывающиеся звезды
Влияние магнитного поля на спектры звезд.
Вселенная далекая и бесконечная...
Вселенная - наш дом
Вселенная: тайна зарождения
Высота светил
Вычислительная астрономия. Программы обработки астрономических данных.
Галактика - звездный дом, в котором мы живем
Галактики
Где найти невидимку?
Движение звезд как доказательство развития Вселенной.
Дневные звезды
Есть ли вода на других планетах?
Есть ли чудеса за пределами нашей планеты?
Жизнь - это развитие Вселенной
Жизнь, разрешенная Вселенной
За пределами слышимости. Наш адрес во Вселенной.
Загадки времени
Загадки звездного неба
Звездное небо
Наша Галактика
О космосе
Утро космической эры
О физических явлениях на Земле и в космосе в условиях невесомости.
Звездные узоры неба
Звездный путь
Звезды в жизни человека.
Звезды далекие и близкие.
Звезды зовут
Звезды, химические элементы и человек.
Звёздное небо - великая книга природы.
"И звёзды становятся ближе..."
Как устроена Вселенная
Космические незнакомцы - звезды.
К звёздам!
Как выжить в космосе?
Как дотянуться до звезды?
Компьютеры в космосе.
Космическая деятельность: обратная сторона.
Космическая еда
Космические катастрофы
Космические путешественники
Космические технологии в повседневной жизни человека.
Космический зоопарк
Космический лифт - новые технологии старого изобретения
Космический мусор как источник засорения околоземного пространства
Космос в живописи
Космос в настоящем и будущем.
Космос и человек
Что знают ученики о космосе?
Что мы знаем о космосе?
Космос начинается на Земле.
Кротовые норы в космосе
Мир космоса.
Рекорды Вселенной
Рождение Вселенной, эволюция, гибель звезд
Рождение и смерть звезды
Будущее человечества
В поисках системы мира
Время и машина времени
Время остановить нельзя, а измерить?

Темы проектов по астрономии о космосе

Примерные темы исследовательских работ по астрономии о космосе:


Геометрия космических кораблей.
Гипотеза апокалипсиса.
Глобальные проблемы развития человеческой цивилизации в космическом пространстве.
Две минуты астрономического счастья.
Игры со временем
Идеи космоса в художественном искусстве
Измерение больших расстояний. Триангуляция
Использование воздушных шаров для сбора космического мусора.
Исследование доказательств расширения Вселенной на основе существующих научных теорий.
Исчисление времени
Календари времени
Календарь знаменательных дат (2013 год, Космос)
Календарь и время
Космические аппараты (спутники, долговременные орбитальные станции, межпланетные аппараты, планетоходы, планетные базы станции, средства передвижение космонавтов).
Космический телескоп Хаббла
Космодромы и полигоны.
Крупнейшие обсерватории мира
Любопытному наблюдателю звёздного неба.
Малые тела
Манящий мир космоса
Межпланетное путешествие
Мир моих увлечений: "Наблюдения за звездным небом".
Миры и антимиры
Млечный путь
Мы подвластны звёздам?
Мы - звезды галактики
Мыльные пузыри Вселенной
Наблюдения редких астрономических явлений.
Наш космический дом
Небесная странница
Необычные явления на небе
Нетрадиционные средства для вывода космических аппаратов, исследования планет.
Орбитальная станция "Мир"
Оптические приборы
Освоение космоса: плюсы и минусы
Основные этапы освоения космоса
Летательные аппараты в освоении космоса.
Летают ли книги в космос
Модели космической техники
Модель (макет) космического корабля "Восток".
Навстречу звездам
Об обеспечении жизнедеятельности человека в космическом.
полёте
Отправляемся в полет.
Полет ракеты
Полеты наяву и во сне
Поиск и открытие внесолнечных планет.
Проблема скрытой массы.
Проблемы подготовки космонавтов к длительным космическим полетам.
Космические аппараты на марках разных стран
Перспективы освоения околоземного пространства.
Проект космического летательного аппарата с активным солнечным парусом.
Прорыв в космос.
Планеты.
Применение композиционных материалов в ракетно-космической технике.
Притяжение звёздного неба
Проблемы исследования космического пространства.
Прогулка по звёздному небу
Путешествие по созвездиям.
Ракета - дорога в космос
Развитие международных космических проектов.
Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства.
Современные наземные оптические телескопы.
Современные представления о структуре и свойствах Вселенной.
Сказки звёздного неба
Созвездие Большой Медведицы
Созвездия Большой и Малой Медведицы
Созвездия звездного неба

Созвездия и планетные системы
Созвездия северного неба
Создание планеты и жизни на ней
Способы счёта времени. Календари
Сравнительная характеристика космических скафандров России и США.
Структура Галактики
Тайна девятой планеты
Тайна красного Сириуса
Тайны Вселенной
Тайны черной дыры
Телескоп - устройство и история
Темная материя
Теория Большого взрыва
Технологические процессы в условиях космического полета.
Туманности
Удивительный мир звезд
Учение о ноосфере как о новом этапе развития мировоззрения человечества.
Химия звезд и планет
Царь-ракета
Черные дыры Вселенной
Что такое звёзды?
Что такое космический мусор и опасен ли он для планеты Земля?
Чёрная дыра - загадка космоса
Чёрные дыры.
Эволюция Вселенной.
Эволюция звезд.
Экзопланеты
Экологически чистые сверхлегкие аппараты для контроля за состоянием окружающей среды
Энергия звёзд.
Этот загадочный дом - Вселенная.

Темы исследовательских работ и проектов по истории Астрономии

Примерные темы исследовательских работ по истории астрономии:


История возникновения астрономии. Древние обсерватории
История космического скафандра
История космоса в коллекции марок
История одной планеты
История развития космонавтики
Исследование космоса
На Луну по трассе Кондратюка (забытое имя в космонавтике)
Как стать космонавтом?
Кого берут в космонавты?
Космос: прошлое – настоящее – будущее
Космонавт Герман Степанович Титов
Космонавтика
Космонавтика в почтовых марках нашей страны
Космонавтика и полет в космос
Музей истории космонавтики
Наука космонавтика и её творцы
Научные и религиозные концепции о происхождении Вселенной
Научные исследования в космосе
Нил Олден Армстронг - первый человек, ступивший на Луну
Образ Юрия Гагарина в искусстве Палеха
Он был первым...
Он в будущее путь нам показал…
Они проложили дорогу в космос
Легенды и мифы звездного неба
Легенды о полетах в космос
Медико-биологическая подготовка космонавтов
Международные полеты по программе "Интеркосмос"
Миссия человека в космосе
Мифы в астрономии
Мифы и власть звёзд
Мифы и легенды о созвездиях
Мифы и созвездия
Первые в космосе
Первый космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин
Первый полет в космос
Покорители космоса
Полвека в космосе
Полет начинается на Земле
Полет в космос
Собаки в космосе
Советская космонавтика
Созвездия и мифы. Секреты звездного неба.
Страницы из истории космонавтики
Стремление к звездам
Труженики Байконура
Человек в открытом космосе
Четвероногие космонавты
Шагнувший к звездам
Юрий Гагарин - гражданин Вселенной
Юрий Гагарин - Человек Земли
Юрий Гагарин – Человек-легенда.

Темы исследовательских работ и проектов по истории Космонавтики

Примерные темы проектов по истории космонавтики:


Академик Королев
Сергей Павлович Королев - генератор неординарных идей
Жизнь и творческая деятельность М.В. Ломоносова
Звёздная магистраль жизни профессора Г.А. Токаева
Богатства, отданные людям. К. Э. Циолковским
Кто вы, астроном Галилео Галилей?
Михаил Васильевич Ломоносов: страницы жизни
Законы Ньютона и их применение
Законы движения планет в Астрономии
А знаем ли мы историю освоения космоса?
Биоскафандр для полета на другие планеты
Ведущие космические державы мира Россия, США, Китай
Взгляд из космоса
Небо и Земля космонавта – художника Алексея Леонова
Великие шаги в освоении космоса
День космонавтики
Доисторические обсерватории
Дорога в космос начинается с космодрома
Древние обсерватории мира и их значение в развитии астрономии
Женщины-космонавты
Животные в Космосе. Полет на геофизических ракетах
Животные штурмуют космос
Звездная жизнь, или Космические трагедии

Темы исследовательских работ и проектов о Солнечной системе

Газовые гиганты Солнечной системы
Жизнь на планетах Солнечной системы
Изучение названий небесных тел Солнечной системы
Рождение Солнечной системы
Модель Солнечной системы
На какой из планет Солнечной системы можно построить взлетно-посадочный модуль с жилым комплексом?
Планеты Солнечной системы
Планеты земной группы в картинах великих художников
Преобразование планет Солнечной системы
Проблемы полетов к планетам Солнечной системы
Путешествие по Солнечной системе
Сколько планет в Солнечной системе?
Солнечная система
Солнечная система: спутники планет-гигантов
Спор учёных: сколько планет в нашей Солнечной системе
Строение Солнечной системы
Существуют ли планеты вне Солнечной системы?
Тайны Солнечной системы

Темы исследовательских работ и проектов о Солнце

Примерные темы проектов по астрономии о солнце:


В ритме Солнца

Влияние активности Солнца на некоторые аспекты жизнедеятельности человека
Влияние солнечной активности на Землю
Влияние солнечной активности на некоторые аспекты жизнедеятельности человека
Влияние солнечной активности на человека
Закат солнца
Затмения солнечные
Звезда по имени Солнце
Изучение солнечной активности и параметров Солнца по данным спутника Коронас–Фотон
Интересные факты из жизни Солнца
Исследование движения солнечных пятен
Исследование энергии Солнца
Солнце - ближайшая к нам звезда
Магнитные бури и их влияние на здоровье человека и успеваемость школьников
Почему солнце называют звездой?
Прошлое, настоящее и будущее Солнца
Пусть всегда будет Солнце!
Самое интересное о Солнце
Солнечная активность и её влияние на здоровье человека.
Солнце. Влияние Солнца на жизнь Земли.
Солнечное затмение
Солнечное затмение и изменение погодных условий
Солнце и его влияние на окружающий мир
Солнце – двойная звезда?
Солнце: строение и влияние на Землю
Солнце – источник жизни. Современное состояние проблемы
Солнце. Что мы знаем о нём?
Солнце – источник жизни на Земле
Солнечные часы
Солнечный зайчик - что это?
Тайны Солнца
Эхо солнечных бурь.

Темы исследовательских работ и проектов о Земле

А все-таки она вертится
Атмосфера Земли: история освоения
Белые ночи
Взаимодействие Солнца и Земли
Влияние космических процессов на ритмы Земли
Возникновение жизни на Земле
Гравитационные силы и их значение в масштабах планеты Земля
Если бы Земля была квадратной
Загадки северных сияний
Зарождение Земли
Затмения с Земли и из космоса
Земля и её соседи
Использование космических съемок для определения площадей земельных участков
Как тебе живется, планета Земля?
Космодромы планеты Земля
Космические аппараты для дистанционного изучения Земли.
Космические исследования Земли.
Магнитное поле Земли
Меняющаяся Земля
Мифы и гипотезы о происхождении и строении Земли
Планета Земля в азбуках и викторинах (поверхность Земли)
Полезные ископаемые Земли и космоса
Притяжение Земли
Происхождение Земли
Происхождение Земли и человека (на основе мифов разных народов)
Радиационные пояса Земли. Опасно ли летать в космос?
Радуга - одно из самых красивых явлений природы
Рождение планеты Земля
Полярное сияние - что это?
Почему появляется радуга
Создание системы защиты Земли от потенциально опасных космических объектов
Тайны третьей планеты
Теории возникновения Земли
Эволюция представлений о природе полярных сияний
Эмпирические доказательства вращения Земли

Темы исследовательских работ и проектов о Луне

Примерные темы проектов по астрономии о луне:


Влияние Луны на живые организмы
Влияние лунных фаз на земную жизнь
Влияние луны на природу
Влияние фаз Луны на успеваемость школьников
Влияние фаз Луны на рост и хранение растений на примере овощных культур
Загадки фаз Луны
Загадочная Луна
Затмения лунные
Здравствуй, Луна!
Изменчивая луна
Исследования Луны. Лунные базы будущего
Как Луна исследуется людьми
Наблюдение за Луной
Кто украл Луну?
Луна - естественный спутник Земли
Луна - первая станция на пути в космос
Лунные затмения
Мои наблюдения за Луной
Немного о Луне
Новая Луна
Первая экспедиция на Луну
Почему Луна такая разная?
Почему Луна не падает на Землю?
Смешарики на Луне
Спутник Земли
Тайны Луны
Удивительная Луна
Экспериментальное определение углового диаметра Луны.

Темы исследовательских работ и проектов о Венере

Венера - утренняя звезда
Загадки красавицы Венеры
Красивая и загадочная планета Венера

Темы исследовательских работ и проектов о Марсе

Всё, что мы знаем о планете Марс
Есть ли жизнь на Марсе?
Загадочная планета Марс
И на Марсе будут яблони цвести...
Исследование Марса автоматическими межпланетными станциями
Колонизация Марса и его терраформирование
Марс
Планета Марс и ее спутники
Современные исследования Марса
Тайна красной планеты Марс.

Темы исследовательских работ и проектов о Юпитере и Сатурне

Возможна ли жизнь на спутнике планеты Юпитер - Европе?
Космическое путешествие к Юпитеру
Наблюдение за Юпитером и его спутником
Планета-гигант Юпитер
Выявление характерных признаков планеты Сатурн по данным астрономических наблюдений
Планета Сатурн.

Темы исследовательских работ и проектов о Нептуне и Плутоне

Открытие Нептуна и Плутона
Строение Нептуна
Строение Плутона

Темы проектов о кометах, астероидах, метеоритах

Примерные темы исследовательских работ и проектов о кометах, астероидах и метеоритах:


Астероидная опасность – миф или реальность
Астероиды – проблема землян
Астероиды - малые планеты
Взаимодействие солнечного ветра и кометной атмосферы
Изучение и освоение астероидов в Солнечной системе
Исследование Мстинского метеорита
Тунгусский метеорит
Кометы – хвостатые странницы космоса
Космические лилипуты, или Мир астероидов
Металлы в космосе
Метеориты
Метеориты и астроблемы
Метеоры и метеориты
Ледяной метеорит в атмосфере Земли
Откуда у кометы хвост?
Падающие небесные тела
Перехватчик астероидов с разделяющимися ядерными
боеголовками
Свидание с кометой
Сто лет тайны тунгусского метеорита
Страсти по кометам
Тайна тунгусского метеорита
Тунгусский метеорит
Что такое кометы?

Темы исследовательских проектов по предмету Астрономия

Астрономический зонт
Астрономическое определение географической широты с помощью простейших приспособлений.
Астрономия в картинках
Астрономия в поэзии И.Бунина
Астрономия для младших классов
Астрономия на координатной плоскости
Астрономия на плоскости и в пространстве
Качественные задачи по астрономии
Координатная плоскость: знакомая и новая
Сборник задач по астрономии
История астрономии
История возникновения астрономии. Древние обсерватории.
Эпиграфы к урокам астрономии.
Я - звездочёт!.
Астрология: за и против
Астрономический аспект астрологических предсказаний.
В созвездии Рыб
Верить ли в гороскоп?
Влияет ли знак зодиака на учебную деятельность?
Выбор профессии. Знаки зодиака советуют
Гороскоп и мои друзья
Звездное небо. Знаки зодиака
Звёзды и созвездия
Знаки зодиака учеников нашего класса.
Зодиакальные созвездия
Камни знаков зодиака
Можно ли верить в гороскоп?
Можно ли доверять прогнозам?
Мой знак зодиака
Особенности личностных качеств учащихся, обусловленные их датой рождения.
Сказки звёздного неба. Зодиак.

Темы исследовательских работ и проектов о самолетах и авиации

Примерные темы проектов об авиации:


Авиация. Модели самолетов
Америка - пример прогресса
"Апач" против "Ночного охотника"
Самолет и аэродинамика
Аэробус A-380
Аэродинамика
Аэроплан Александра Фёдоровича Можайского.
Боинг 747
Бумажные самолётики - полётные качества
Валерий Павлович Чкалов
Воздушное пространство Украины
Всевысотный многоцелевой фронтовой истребитель.
Гражданская авиация. Авиационные спасатели
Д.И. Менделеев – исследователь воздухоплавания.
Дальнемагистральный самолет Ил-96-300
Золотой век воздухоплавания
Из истории летательных аппаратов
Изготовление радиоуправляемой модели самолета
Из чего состоит след самолёта
Исследование модельных свойств различных моделей бумажных самолетов.
История воздухоплавания. От Икара до…
Как они улетали из плена?
Как человек использует летательные аппараты?
Классификация летательных аппаратов
Кордовая пилотажная модель самолета "Luftmeister"
Летчики не умирают, они улетают навсегда
Лётчиками не рождаются, лётчиками становятся!
Малая авиация разных поколений
Мне бы в небо! Малая авиация
Модели авиационной техники
Полное описание самолётов
Почему летает воздушный змей?
Почему летают самолеты
Проблемы малой авиации (авиации общего назначения)
Проверка жизнеспособности летательного аппарата. Крылья.
Путешествие в воздухе
Путь в небо
Самолет на солнечных батареях.
Самолеты строим сами
Самолёты
Самолёты времён Великой Отечественной войны.
Страницы истории создания летательных аппаратов.
Теоретические расчеты легкомоторного самолета РА1.
Умели ли динозавры летать?
Что такое дирижабль
Развитие авиации в Украине.

Темы исследовательских работ и проектов о Внеземном (НЛО)

Внеземное (НЛО)
Внеземная жизнь
Внеземные цивилизации
Внеземные цивилизации - проблемы поиска
Голубая кровь: миф или реальность?
Жизнь во Вселенной
Загадочный мир инопланетян
Земное и неземное: факты и свидетельства, фантазии и размышления...
НЛО - загадка Вселенной
НЛО - загадка нашей планеты
НЛО. Миф или реальность
НЛО: что, откуда и зачем?
Мифы и гипотезы о происхождении НЛО
Может быть, мы не одни?
Одиноки ли мы во вселенной?
Почему мы принимаем НЛО за корабли инопланетян?
Разум вне Земли: существует ли он?
Солнце и Земля во Вселенной. Есть ли жизнь на другой планете?
Таинственные обитатели космоса.

  • Приложение уравнения Абеля первого рода к решению уравнений Фридмана

    Исследуется остававшаяся ранее неизвестной связь между уравнениями Эйнштейна Фридмана для вселенной, заполненной скалярным полем, и специального вида уравнением Абеля первого рода в частности, показывается, как из общего решения вышеупомянутого уравнения Абеля строится общее решение...

    2010 / Юров В. А.
  • Об отношении экспериментов Н. А. Козырева к проблеме времени

    В статье дается анализ экспериментов, проведенных Н. А. Козыревым, с позиций понятия времени. В современной литературе особо стоит вопрос о трактовке времени этим выдающимся астрономом. Этот вопрос следует разделить на два. Во-первых, вопрос об экспериментах, которые он провел во-вторых, о выводах, ...

    2008 / Антошкина Е. А.
  • Моделирование измерений тепловых ионов Н+ на заряженном спутнике с учетом температурной анизотропии

    Рассмотрена модель масс-спектрометрических измерений тепловых ионосферных ионов на заряженном спутнике с характеристиками масс-спектрометра «Гиперболоид», установленного на спутнике «Интербол-2». Показано, что при наличии анизотропии ионных температур угловая функция распределения ионов существенно...

    2009 / Зинин Л. В.
  • Generalized Evans function for continuous spectrum

    The task is to define a function EH(λ), such that if {} are the points of the continuous spectrum of operator H and, then EH(λ) is defined and is non-zero.

    2011 / Yurov Valerian
  • Информационные технологии в преподавании астрономии

    В статье рассматриваются основные направления использования информационных технологий в астрономической подготовке будущего учителя физики. Особое внимание уделяется профессиональной направленности курса астрономии в педагогическом вузе. The basic directions of information technologies usage in...

    2008 / Емец Наталья Петровна
  • Об использовании динамических уравнений Пфаффа в методе преобразований Ли

    Рассматривается возможность использования динамических уравнений Пфаффа в методе преобразований Ли. Приводится пример использования данного подхода в методе усреднения уравнений движения возмущенной задачи двух тел. Обсуждается эффективность использования такого алгоритма в теории возмущений, когда...

    2011 / Бороненко Т. С.
  • Walter Burkert. Astronomy and Pythagoreanism

    2011 / Afonasina A.
  • Гемин. Введение в явления. Предисловие, перевод, комментарий

    A commented Russian translation of the Introduction to the Phenomena (Elementa astronomiae, Е.убгщг. е.т ф. Цбйньменб) by the Greek mathematician and astronomer Geminпs of Rhodes (Гем.нпт..ьдйпт, fl. c. 70 BC). This introductory astronomy book, based on the works of earlier astronomers such as...

    2011 / Sсhetnikov Andrey
  • Методологическое значение исследований содержания земного и космического вещества в растительном пищевом сырье

    The soil is traditionally considered as a main source of microelements in the plants, but it is established, that vegetative cover accumulates the considerable part of the fallen dust out of atmosphere, that is why along with the mechanical hold-up of the aerosols by leaves of the plants It is...

    2003 / Гладышев В. П., Ковалёва С. В., Нуриахметова Н. Р.
  • Вальтер Буркерт. Астрономия и пифагореизм

    Перевод главы об астрономии из знаменитой книги Вальтера Буркерта, посвященной античному пифагореизму, подготовлен для участников международного научно-образовательного проекта "ƒƒƒƒƒ. Теоретические основания искусства, науки и технологии в греко-римском мире (Новосибирск). Глава состоит из...

    2011 / Afonasina Anna
  • Использование модифицированных переменных Хилла в методе усреднения.

    Вводятся модифицированные канонические переменные Хилла: v, G, H; r, g, h, где r длина радиусвектора; v = dr / dt; G= aμ(1−e2) и H = G cos i переменные Делоне; g = ω аргумент...

    2011 / Boronenko Tatyana Stepanovna
  • Постньютоновские орбитальные эффекты в движении близких спутников Юпитера

    In the present paper the possibility of measuring general relativistic effects on the orbits of the inner Jupiters satellites are discussed. We consider for Amalthea J5 the question if the PN components of orbital precession can be isolated from the far larger Newtonian precession. The results of...

    2012 / Boronenko T. S.
  • Астрономия как область взаимодействия науки и религии

    В статье рассматривается трехсотлетняя история взаимодействия естествознания и христианства с позиции преодоления конфликтов в области астрономии.

    2011 / Горелов Анатолий Алексеевич, Горелова Татьяна Анатольевна
  • Анализ кривых блеска и кривой лучевых скоростей экстремальной звезды HD 108 в модели затменной двойной системы

    Приведены результаты фотометрических и спектральных наблюдений "убегающей" Ofp звезды HD 108. Обнаружена периодическая переменность блеска в фильтре V с периодом 94d,3. Выполнен совместный анализ B, V, и Rкривых блеска и кривой лучевых скоростей. Предполагается, что HD 108 является затменной...

    2005 / Баранников А. А.
  • Современный взгляд на происхождение «Убегающих» ОВ-звезд

    Приводятся результаты новейших космических и наземных наблюдений «убегающих» ОВ-звезд. Обсуждается состояние проблемы происхождения этого класса объектов. На основе современных астрофизических наблюдений можно утверждать, что во Вселенной реализуются два основных физических сценария происхождения...

    2005 / Баранников А. А.
  • Однопараметрическая модель системы шпуров

    Регулярное расположение радиопетель на небе и их угловые размеры описываются одним уравнением с единственным параметром 2π/к. Для петель I IV к принимает значения 3, 4, 6 и 9 с относительной точностью в несколько процентов, определяемой среднеквадратичными ошибками наблюдений. Форма параметра...

    2010 / Шацова Рахиль Борисовна, Анисимова Галина Борисовна

МБОУ «Гимназия № 79»

Научно-практическая конференция

Астероидно-кометная опасность

Информационный проект по астрономии

Выполнили:

ученицы 8Б класса

Шишкалова Карина

Варламова Людмила

Руководитель :

учитель физики

Каптелова Н.В.

Барнаул, 2016

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………с. 3

2.Что такое АКО? …………………………………………………………….с.3

3. Что же падает на Землю из космоса?...........................................................с.5

4.От чего зависит разрушительный результат столкновения

метеорного тела с Землёй?............................................................................с.7

5. Ударные кратеры как свидетельства грандиозных

столкновений Земли с космическими телами……………………………с.8

6. Современное решение проблемы АКО………………………………….с.13

7. Самые опасные астероиды……………………………………………….с.14

8. Как предотвратить столкновение с астероидами:

любопытные способы борьбы……………………………………………...с.16

9. Оригинальные способы использования опасных астероидов………….с.21

10 Заключение……………………………………………………………….с.22

11.Источники информации………………………………………………….с.23

Введение

Актуальность темы

Одной из самых страшных катастроф для жителей Земли, вероятно, является падение метеорита. Некоторые из космических тел, которые падали на нашу планету в незапамятные времена, были настолько огромными, что вызывали смертельные волны цунами, страшные землетрясения и убивали все живое. Кратеры, которые остались после этих страшных катастроф – всего лишь напоминание землянам о том, что не исключено, что такое может повториться снова.

Актуальность проблемы астероидной опасности после падения Чебаркульского метеорита 15 февраля 2013 года стала очевидной. Несмотря на неприятности, связанные с этим небольшим метеоритом (размер 15–17 м, масса около 10 тыс. т), мы должны быть благодарны ему, так как он выполнил свою просветительскую миссию: население планеты стало свидетелем этого события и через его последствия осознало угрозу астероидной опасности. Если не сумеем воспользоваться таким наглядным предупреждением, то не будет оправдания нашей беспечности в осознании астероидной опасности.

В наше время решение проблемы астероидно-кометной опасности (АКО) уже рассматривается как одна из важных практических задач, стоящих перед человечеством.

Цель работы

Выяснить, способно ли человечество защитить нашу планету от АКО?

Задачи

    Выяснить, в чём заключается сущность АКО?

    Выяснить, существуют ли способы защиты Земли от АКО?

    Подготовить информационный материал для аудитории, интересующейся данной проблемой.

Что такое АКО?

Сначала на горизонте появится огненный шар диаметром почти в километр. Здания, деревья, трава, одежда людей в непосредственной близости от него вспыхнут как спички. Немногие уцелевшие в первые мгновения катастрофы получат ожоги третьей степени и выше, но вряд ли они успеют почувствовать боль. Затем над Землей пронесется чудовищной силы ветер (792 метра в секунду), сопровождаемый землетрясением мощностью 6,5 балла по шкале Рихтера, и Тюмень, если она окажется в эпицентре взрыва, перестанет существовать.
Впрочем, на ее месте может оказаться какой-нибудь другой российский город, расположенный за Уралом. Не исключено, конечно, что России в очередной раз повезет и эта жуткая участь постигнет латиноамериканские города где-нибудь в Никарагуа... Нет, это не сценарий очередного голливудского фильма ужасов, а события, которые имеют все шансы стать реальностью через четверть века! К Земле летит громадный астероид, названный по имени древнеегипетского бога тьмы Апофиса. Удастся ли предотвратить столкновение?

Астероидно-кометная опасность (АКО) - столкновения Земли с космическими телами.

Падение относительно крупных тел на планеты Солнечной системы – процесс, далёкий от завершения, о чём свидетельствуют падение в 1994 г. кометы Шумейкера–Леви 9 на Юпитер.

Тунгусская катастрофа случилась 30 июня 1908 г. в труднодоступном и весьма малонаселённом районе Сибири, но стала серьёзным предупреждением для жителей всей планеты. Тунгусский метеорит (Тунгусский феномен) - космическое тело неизвестного происхождения, скорее всего, часть кометы, послужившее причиной воздушного взрыва в районе реки Подкаменная Тунгуска, упал неподалеку от села Ванавара (Красноярский край, РФ). Мощность взрыва оценивается от 40 до 50 миллионов тонн тротила, что соответствует энергии самой мощной водородной бомбы, испытанной человечеством. Мощный взрыв на высоте около 6–8 км привёл к вывалу леса (примерно 80 млн. деревьев) на территории более 2 тыс. км 2 .

15 февраля 2013 года небольшой астероид взорвался в атмосфере над российским Челябинском. Специалисты изучили снимки, переданные с метеоспутника «Meteosat-10» и пришли к выводу, что метеорит весил порядка 7 тыс. тонн, его диаметр был равен 15 метрам. Скорость космического пришельца по направлению к Земле была примерно 53 тыс. км/час, а в ее атмосферу он ворвался со скоростью до 18 км/сек. Эксперты NASA вычислили мощность взрыва - почти триста килотонн (для сравнения: мощность бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму - в 20 раз скромнее).

Впервые космическое тело упало на населенные пункты и социальную инфраструктуру. Наибольшие разрушения от взрывной волны были зафиксированы в Челябинской области. Самые большие разрушения имели место в городах Челябинске, Коркино, Копейске. Полоса поражения от ударной волны составила около 130 км в длину и 50 км в ширину.

Наибольший ущерб нанесен двум десяткам населенных пунктов, оказавшихся в так называемом метеоритном следе. Зафиксировано разрушение наружного остекления свыше 7 тыс. зданий, из них: более 6 тыс. жилых домов, более тысячи образовательных учреждений, учреждений социальной защиты, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения. За медицинской помощью обратилось 1613 человек, госпитализировано 38 человек. Большинство из них пострадало от выбитых стёкол. Двое пострадавших были помещены в реанимацию.

Возможно, довольно много астероидов подобного размера упало на Землю, но большинство из них не пролетали над большими городами, падая в океаны или в малонаселенных регионах.

Что же падает на Землю из космоса?

Метеор - небесное тело, пролетающее атмосферу Земли и оставляющее в атмосфере яркий светящийся след (не зависимо от того, пролетит ли оно по касательной к поверхности Земли, сгорит ли в атмосфере, или упадет на Землю), если оно не ярче 4-й звёздной величины. В противном случае (ярче или заметны угловые размеры тела) - это болид.

Метеорное тело - космическое тело до падения, классифицируется по астрономическим признакам, например, это может быть метеороид , или комета , или астероид , или их осколки, или другие метеорные тела. Аналогичные падению метеорита явления на других планетах и небесных телах обычно называются просто столкновениями между небесными телами.

Кометы являются одними из самых эффектных тел в Солнечной системе. Это своеобразные космические айсберги, состоящие из замороженных газов сложного химического состава, водяного льда и тугоплавкого минерального вещества в виде пыли и более крупных фрагментов. Ежегодно открывают 5-7 новых комет и, довольно часто, один раз в 2-3 года вблизи Земли и Солнца проходит яркая комета с большим хвостом. Кометы - тела Солнечной системы, имеющие вид туманных объектов, обычно со светлым сгустком-ядром в центре и хвостом.

Практически вся масса вещества кометы заключена в ее ядре. Массы ядер комет, вероятно, находятся в пределах от нескольких тонн (мини-кометы) до 10 11 -10 12 т. Орбиты комет скрещиваются с орбитами планет, поэтому изредка должны происходить столкновения комет с планетами. Часть кратеров на Луне, Меркурии, Марсе и других телах образовались в результате ударов ядер комет.

Астероиды - это твердые каменистые тела, которые подобно планетам движутся по околосолнечным эллиптическим орбитам.

Метеорное тело входит в атмосферу Земли на скорости около 11-25 км/сек. На такой скорости начинается разогрев и свечение вошедшего в атмосферу тела. За счет абляции (обгорания и сдувания набегающим потоком частиц вещества метеорного тела) масса, долетевшая до земли, может быть меньше, а в некоторых случаях значительно меньше той массы, что вошла в атмосферу. Так, например, тело, вошедшее в атмосферу Земли на скорости 25 км/с и более - сгорает почти без остатка, из десятков и сотен тонн начальной массы, при такой скорости вхождения, до земли долетает всего несколько килограмм вещества, или даже несколько грамм. Следы сгорания метеорного тела в атмосфере можно найти на протяжении почти всей траектории его падения.

Если метеорное тело не сгорело в атмосфере, то по мере торможения метеорит теряет горизонтальную составляющую скорости, что приводит к траектории падения часто почти горизонтальной вначале (при входе в атмосферу) и почти вертикальной (почти отвесной) в конце. По мере торможения свечение метеорита падает, метеорит остывает (часто свидетельствуют, что метеорит был при падении теплый, но не горячий). Кроме того, может произойти разрушение метеорного тела на фрагменты, что приводит к выпадению метеоритного дождя.


«EXCELSIOR - 2012»

Секция АСТРОНОМИЯ

ЛЮДИ И ЗВЁЗДЫ

Игнатьева Вероника, МБОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа»,

9 класс

Научный руководитель:

Белова Светлана Николаевна, учитель физики МБОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» Ибресинского района Чувашской республики

Введение.

Актуальность выбранной мною темы состоит в том, что многие ученики 9 класса теряются при выборе профессии и их всегда интересуют вопросы: влияет ли Вселенная на характер и судьбу человека при выборе профессии.

Цель моей исследовательской работы : выяснить, влияет ли Вселенная на характер и судьбу человека при выборе профессии.

Задачи исследовательской работы:

  1. Выяснить, связаны ли две науки -астрономия и астрология- между собой.
  2. Узнать, какие черты характера присущи носителям определенного знака зодиака и какие типы специальностей им соответствуют.
  3. Выяснить, под какими знаками зодиака родились учащиеся моего класса.
  4. Найти соответствие между предсказаниями звезд и наблюдениями в чертах характера моих одноклассников.
  5. Сравнить, совпадают ли результаты исследований с теми, что «приписывают» звезды?

Объект исследования : человек.

Предмет исследования: характер человека, его знак зодиака.

Методы исследования: аналитико-статистическая работа со справочной, научно-познавательной и специальной литературой; поиск информации в интернет - ресурсах; проведение опроса среди учащихся нашего класса; подведение итогов.

Ценность полученных результатов: при выборе профессии каждый человек должен знать, какие профессии ему соответствуют по характеру и сделать правильный выбор в жизни.

Источники для написания работы: справочная, научно-познавательная и специальная литература; информации в интернет – ресурсах.

Краткий литературный обзор: 1) Энциклопедия для детей. Астрономия/ ред.коллегия: М. Аксенова и др.- М.: Мир энциклопедий Аванта. 2)Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему? /Пер. К.. Мишиной, А. Зыковой.-М.: Изд-во Эскимо 3) Интернет ресурсы. http://archive.1september.ru/fiz/

Степень изученности данной проблемы: над данной проблемой можно работать вечно, но полученные результаты можно использовать при выборе профессии. Характеристика личного вклада в решение избранной проблемы: я попыталась сопоставить предсказания звезд с личными качествами человека при выборе профессии.

У каждого свой знак Зодиака...

Звезды, планеты, спутники, Вселенная – все это было и есть не до конца разгаданной загадкой. О них писали и пишут свои труды ученые: математики, астрономы, философы, физики. Их воспевают поэты. Люди всегда интересовались тем, как устроен мир, в котором они живут, и задавались многим вопросам, в том числе какое место он занимает во Вселенной…

Е ще древние люди обращали внимание на звездное небо. Тысячелетиями ночуя у костра и глядя на небо, человек усвоил, что от вечера к вечеру звёзды одни и те же, не меняется и расстояния между звёздами. Человеческий глаз, не оснащенный никакими приборами, способен увидеть 3 тысячи звезд. Для того, чтобы ориентироваться на небе древние люди группировали яркие звёзды по взаимным расположением, со ставляющих какую-либо фигуру. Эти звёзды мыс ленно соединяли прямыми линиями. И эту группу звёзд называли созвездием. Например, созвездие Большой Медведицы - это семь очень ярких звёзд, соединённых прямыми линиями. Однако из-за своего длинного хвоста созвездие Большой Медведицы не похожа на медведицу, а напоминают, скорее ковш или кастрюлю. Так и с другими созвездиями… Почти ни когда в этих фигурах нет сходства с теми предметами, именами которых древние астрономы эти фигуры символически назвали. Ф антазия древних населила небо мифическими существами и зверями, из которых многих нет ни в одном зверинце на Земле. Эти названия сохранились и по настоящее время.

Сейчас под созвездием понимают целую область на небе внутри определённых границ. К созвездию относят все звёзды, которые видны в этой области неба. Астрономы насчитывают 88 созвездий. Каждое созвездие имеет свое имя. У всех у них очень красивые и поэтичные имена. Согласно мнению астрологов лишь 12 созвездий на небосводе влияют на жизнь и судьбу людей. Астрологи называют эти созвездия «знаками Зодиака». Так, согласно астрологам факт рождения под определённым знаком оказывает влияние на личность человека . Так ли это? Мне это и хотелось выяснить.

Что же такое астрология? Само слово «астрология» (греческое) от «астрон»- «звезда» и «логос»- «учение» . Астрология - это учение, которое пришло к нам из глубокой древности. В его основе лежит лишь древняя вера в то, что все события в жизни людей определяются небесными силами. Высказывания об астрологии очень разнообразны. Хотя большинство астрономов к астрологии относятся очень скептически, есть общепризнанный факт, что Солнце влияет на жизнь и здоровье людей. Значит Земля, её прошлое, настоящее и будущее действительно связано с космосом? И я думаю, раз мы верим в бога, почему бы не поверить в такую науку, как астрология?

Исследование 1.

Согласно астрологам каждому носителю определенного знака зодиака соответствуют определённые типы специальностей (Приложение1).

Я решила это проверить. Для этого по методике Голланда выяснила, какие типы специальностей по признаку предмета труда соответствуют моим одноклассникам и сравнила с теми, какие «приписывают» звёзды. Психолог Голланд создал специальную методику, которая позволяет точно определить социальный характер человека и его предрасположенность к той или иной профессии. В этом мне помогли результаты тестирований, которые проводила классная руководительница на уроках профессионального самоопределения (Приложение2). После сравнения получилось, что у 22 учащихся типы специальностей по признаку предмета труда по методике Голланда на 79% совпадают с теми, что «приписывают» звёзды.

Исследование 2.

Согласно астрологам каждому носителю определенного знака зодиака соответствуют также и определённые черты характера (Приложение 1).

Следующее исследование было направлено на то, чтобы выяснить , какие черты характера присущи носителям определенного знака зодиака среди моих одноклассников и совпадают ли черты характера с теми, что им приписывают астрологи. Я провела опрос среди учащихся своего класса. Из огромного количества тестов мы выбрали самый простой тест. Это тест на выявление характера. (Приложение 3). Тест заключается в выборе среди геометрических фигур той, которая более всего нравится. Можно выбрать или квадрат, или прямоугольник, или треугольник, или круг, или зигзаг. А после этого – узнать об особенностях характера каждого.

Здесь сопоставить было гораздо сложнее, так как характеры у всех разные. Примерных совпадений у меня получилось15, это 54%. Намного меньше, чем в первом исследовании. После этого исследования у меня создалось впечатление, что, наверное, лучше не стоит верить предсказаниям звёзд. Но я натолкнулась на одну очень интересную статью, называется « КОРОЛЬ И АСТРОЛОГ».

Интересный случай рассказывают об астрологе французского ко роля Людовика Х1 (1461-1483 п.), властелина жесткого и лукавого. Этот астролог имел несчастье предсказать смерть любимой дамы короля, она действительно умерла. Тогда король велел позвать астролога и приказал своим палачам быть наготове, чтобы по его знаку увести предсказателя и казнить. Когда астролог явился, король спросил его: «Ты вот считаешь себя искусным, что знаешь хорошо судьбы людей. Тогда скажи немедленно, сколько времени осталось жить тебе самому?» Астролог понял ловушку. Не растерявшись, он спокойно ответил: «Ваше величество! Звёзды показали мне, что я должен умереть за три дня до вaшeй кончины». Суеверный король не только отменил казнь, но и позаботился наилучшим образом о здоровье астролога и его полной безопасности . Если верить истории, то предсказание звёзд помогло сохранить человеку свою жизнь, а это многого стоит.

Заключение.

Проводя свои исследования я: 1) узнала, что науки астрономия и астрология - это абсолютно разные науки, хотя возможно, что они тесно связаны между собой и 2) пришла к выводу, что звезды всё - таки имеют влияние на характер, а возможно и на судьбу человека, хотя это научно не доказано. А также я считаю, что нужно заниматься исследованием этой темы и, возможно, через некоторое время можно будет безошибочно предсказать судьбу человека и определить, какое место он занимает во Вселенной, только один вопрос останется нерешенным: «захочет ли сам человек знать, что ждет его в будущем?» Ведь никто не ручается за то, что судьбы всех людей окажутся благополучными, а пока мы не знаем, что ждет нас впереди, мы счастливы… В заключении хочется отметить слова американского психолога Саманты Дэвис «Гороскоп - лишь схема, путь мы выбираем сами» …

Приложение 1.

12 созвездий на небосводе, которые влияют на жизнь и судьбу людей.

Каждому носителю определенного знака зодиака астрологи приписывают определённые черты характера.

1) Люди, родившиеся под знаком Овна: -по характеру: безрассудные первопроходцы, восторженные энтузиасты, эгоистичные, любят полную свободу и не терпят препятствий, оптимистичные и честолюбивые;

2) Люди, родившиеся под знаком Тельца: - по характеру: терпеливые, выносливые, упорные, трудолюбивые, любят уют, красоту, эмоциональные, но подозрительные и осторожные. Любит заводить знакомства.

По признаку предмета труда: "человек - природа", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ".

3) Люди, родившиеся под знаком Близнецов: -по характеру: любопытные исследователи, обаятельные, интеллектуальные, общительные. Им свойственна двойственность психического склада. Они не знают и не понимают себя.

По признаку предмета труда: "человек -знаковая система", "человек - человек", "человек - художественный образ".

4) Люди, родившиеся под знаком Рака: -по характеру: мудрые, бескорыстные в любви, мечтательные. Они любят науку, увлекаются религией, имеют загадочный характер;

По признаку предмета труда: "человек - техника", "человек - человек", "человек - художественный образ", "человек - знаковая система", "человек- живая природа".

5) Люди, родившиеся под знаком Льва: -по характеру: властные, щедрые, вспыльчивые, любят делать другим богатые подарки и получать подарки от других, ставят себя всегда в центр мира. Лев - символ мужества и силы, мудрости. Умеют управлять людьми, обладают благородством, достоинством.

По признаку предмета труда: "человек - человек", "человек - живая природа", "человек - знаковая система", "человек- художественный образ".

6) Люди, родившиеся под знаком Девы. - по характеру: тщательные, скрупулезные, аккуратные, бережливые, изобретательные, отвергающие себя ради других. Они обладают острым аналитическим умом и практической сообразительностью.

По признаку предмета труда: "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ".

7) Люди, родившиеся под знаком Весов: - по характеру: трудолюбивые, коллективные, неуверенные, требующие от других сплочения и совместных действий. Весы - символ приветливости, вежливости, справедливости. Родившиеся под этим знаком обладают развитым художественным вкусом, способностью к внутренней и внешней гармонии. Весы баловень судьбы.

По признаку предмета труда: "человек - художественный образ", "человек- техника", "человек- знаковая система", "человек - живая природа".

8) Люди, родившиеся под знаком Скорпиона: - по характеру: сверхчувствительные, проницательные, мстительные, упорные, готовые плыть против течения, железная воля. Люди этого знака малопонятны даже астрологам.

По признаку предмета труда: "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - живая природа", "человек - техника".

9) Люди, родившиеся под знаком Стрельца:

По характеру: мудрые, искренние, порядочные, честные, принципиальные, энергичные, самодовольные, при этом добрые, бескорыстные и покладистые. Они готовы помогать всем, кому нужна помощь.

По признаку предмета труда: "человек - человек", "человек - художественный образ".

10) Люди, родившиеся под знаком Козерога:

По характеру: бесстрастны, осторожны, бдительны, рассудительны, обладают сильным характером, домосед, упорны, стремятся достичь избранной цели, серьёзны, с огромным чувством долга, надеется только на себя.

По признаку предмета труда: "человек - художественный образ", "человек - человек", "человек - знаковая система".

11) Люди, родившиеся под знаком Водолея:

По характеру: бунтари, инстинктивно чувствуют, что старые традиции неправильны, что людям и миру нужны резкие перемены, подвержены мгновенным и совершенно неожиданным изменениям в жизни;

По признаку предмета труда: "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек- художественный образ", "человек- живая природа".

12) Люди, родившиеся под знаком Рыбы:

По характеру: гордые, мечтательные, религиозные, нелогичные, живут в своих фантазиях, противоречивы, постоянно ищут лучшего.

По признаку предмета труда: "человек - художественный образ", "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - техника".

Приложение 2. Сравнительная таблица.

Первое исследование, которое я провела: совпадают ли типы специальностей по признаку предмета труда по методике Голланда с теми, какие «приписывают» звёзды (22 совпадения - это 79%).

Фамилия, имя

Дата

Знак Зодиака

Результаты теста Голланда

Алексеева Катя

22.05.1996

Близнецы

«человек- человек»

Арланов Артем

29.06.1997

Рак

"человек - техника"

Бронникова Эля

02.02.1997

Водолей

"человек – худ. образ"

Валериянов Дима

22.04.1997

Телец

"человек - техника"

Васильева Любовь

10.02.1997

Водолей

"человек – худ. образ"

Васильев Виталий

08.05.1997

Телец

"человек - техника"

Гаврилова Татьяна

25.02.1997

Рыбы

«человек- человек»

Ефремова Вероник а

29.01.1996

Водолей

"человек – худ. образ"

Зайцева Диана

05.05.1996

Телец

«человек- человек»

Иванов Александр

29.01.1996

Водолей

"человек – худ. образ"

Иванова Татьяна

17.01.1997

Козерог

"человек – худ.образ"

Игнатьева Вероника

31.10.1996

Скорпион

«человек- человек»

Ильин Пётр

25.08.1996

Дева

«человек- человек»

Козлова Диана

28.04.1997

Телец

«человек- человек»

Коннов Михаил

26.02.1997

Рыбы

«человек- человек»

Максимов Максим

19.04.1996

Овен

«человек- человек»

Максютов Илья

11.09.1996

Дева

"человек - знаковая систем"

Орлова Анастасия

30.11.1996

Стрелец

«человек- человек»

Павлов Антон

27.11.1996

Стрелец

"человек - человек"

Петров Михаил

27.03.1996

Овен

"человек – худ.образ"

Петрова Рина

09.02.1997

Водолей

«человек- человек»

Савельева Елена

17.10.1996

Весы

"человек – худ. образ"

Сергеев Андрей

24.10.1996

Скорпион

"человек - техника"

Сибетов Александр

27.03.1996

Овен

"человек - техника"

Соснова Валентина

28.08.1996

Дева

"человек – худ. образ"

Степанова Раиса

23.08.1996

Лев

"человек - живая природа"

Хакимова Яна

09.04.1996

Овен

«человек- человек»

Цветкова Екатерина

04.06. 1996

Рак

"человек – худ.образ"

Приложение 3.

Тест на выявление характера.

Тест заключается в выборе среди геометрических фигур той, которая более всего нравится. Можно выбрать или квадрат, или прямоугольник, или треугольник, или круг, или зигзаг.

*Если человек выбрал квадрат, ему присущи такие черты характера, как старательность, трудолюбие, стремление доводить дело до логического конца. Он - друг порядка и любит класть все вещи на отведённые для них места. В то же время его отличает некоторая придирчивость к другим.

*При выборе человеком прямоугольника, можно констатировать, что этот человек является интересным и любознательным, с лёгкостью усваивающим знания, любящим всё новое. Однако в ряде случаев для данного человека проблематично определение того, что ему более всего нравится, определение самого главного.

*Человек, которому нравится треугольник, отличается целенаправленностью. Его нелегко удержать, когда он следует к выбранной цели. Он не против покомандовать другими. Но для него вполне реально прийти к растерянности при возникновении у другого человека желания поверховодить.

*Выбравший круг человек - доброжелательный. Ему свойственно желание оказывать помощь другим, переживать за них. Однако не всегда его желания сопровождаются конкретными поступками.

*Для человека, выбравшего зигзаг характерно что-то постоянно выдумывать. И не всегда эти выдумки отличаются безобидностью. Поступки такого человека трудно предсказуемы, а словам едва ли стоит верить.

Фамилия, имя

Знак Зодиака

По гороскопу

По выбору фигуры

Результат

Алексеева Катя

Близнецы

любопытен, обаяте лен, общителен

не совпал

Арланов Артем

Рак

загадочный характер

совпал

Бронникова Эля

Водолей

благородная, возвышенная натура

постоянный выдумщик, поступки не предсказуемы

совпал

Валериянов Дима

Телец

любят уют, упорные

эмоциональны, терпеливы

трудолюбие, любящие порядок, упорные, старательные

совпал

Васильева Любовь

Водолей

благо родная и возвышенная натура

трудолюбие, любящие порядок, упорные

не совпал

Васильев Виталий

Телец

совпал

Гаврилова Татьяна

Рыбы

дела расходятся с поступками, но добрые

не совпал

Ефремова Вероник а

Водолей

дела расходятся с поступками, но добрые

не совпал

Зайцева Диана

Телец

эмоционален, любит заводить знакомства

совпал

Иванов Александр

Водолей

благо родная и возвышенная натура,

любознательны, легко усваивают знания

совпал

Иванова Таня

Козерог

домосед, стремится к избранной цели

любознательны, любящие всё новое

совпал

Игнатьева Вероника

Скорпион

дела расходятся с поступками

не совпал

Ильин Пётр

Дева

любит ясность и четкость

любознательны, любящие всё новое

совпал

Козлова Диана

Телец

Эмоциональны, терпеливы, любят заводить знакомства

дела расходятся с поступками

не совпал

Коннов Михаил

Рыбы

лучшие качества всех членов Зодиака

совпал

Максимов Максим

Овен

оптимизмом и честолюбием

старательны, любят порядок, трудолюбивы

совпал

Максютов Илья

Дева

любит ясность и четкость

дела расходятся с поступками, но добрые

совпал

Орлова Анастасия

Стрелец

бескорыстен во всем

любознательны, любящие всё новое

совпал

Павлов Антон

Стрелец

бескорыстен во всем

мудрые

целенаправленны, не против покомандовать

не совпал

Петров Михаил

Овен

оптимизмом и честолюбием

постоянный выдумщик, поступки не предсказуемы

совпал

Петрова Рина

Водолей

благо родная и возвышенная натура,

старательны, любят порядок, трудолюбивы

не совпал

Савельева Елена

Весы

баловень судьбы - ему все удаст ся

дела расходятся с поступками, но добрые

не совпал

Сергеев Андрей

Скорпион

желез ную волю в выполнении долга

дела расходятся с поступками, но добрые

не совпал

Сибетов Александр

Овен

оптимизмом и честолюбием

целенаправленны, не против покомандовать

не совпал

Соснова Валентина

Дева

любит ясность и четкость

дела расходятся с поступками, но добрые

не совпал

Степанова Раиса

Лев

во всем будет стремиться к блеску

постоянный выдумщик, поступки не предсказуемы

совпал

Хакимова Яна

Овен

оптимизмом и честолюбием

любознательны, любящие всё новое

не совпал

Цветкова Катя

Рак

загадочный ха рактер

любознательны, любящие всё новое

совпал

Здесь сопоставить гораздо сложнее. Совпадений -15, это 54%.


Методика проведения 1 урока
"Методы астрономических исследований"

Цель: знакомство учащихся с методами астрономических исследований.

Задачи обучения:

Общеобразовательные: формирование понятий:

О методах астрономических исследований: астрономических наблюдениях (визуальных, фотографических, фотометрических, спектроскопических и т.д.), астрономических измерениях и космических экспериментах;
- о классификации методов астрономических исследований в зависимости от их задач и используемых инструментов;
- об условиях проведения и особенностях астрономических исследований;

- об астрономических формулах, позволяющих рассчитывать основные физические характеристики космических объектов на основе данных астрономических наблюдений;
- о применении физических приборов в астрономических исследованиях, их назначении, устройстве и принципе действия.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с методами астрономических исследований. Патриотическое воспитание при ознакомлении с ролью российской науки и техники в развитии астрономических и космических методов исследования Вселенной. Политехническое образование и трудовое воспитание при изложении сведений о практическом применении физики для создания астрономических методов исследования, приборов и средств космонавтики.

Развивающие: формирование умений анализировать информацию, составлять классификационные схемы, решать задачи на расчет основных физических характеристик космических тел по данным астрономических наблюдений.

Ученики должны знать :

Основные методы астрономических исследований: наблюдения (визуальные, фотографические, фотометрические, спектроскопические и т.д.), измерения и космические эксперименты; в том числе, наиболее подробно - о применении спектрального анализа для определения основных физических характеристик космических объектов (химического состава, светимости, температуры, массы, размеров, скорости и направления движения и т.д.);
- условия проведения и особенности астрономических наблюдений;
- о применении законов физики для определения основных физических характеристик космических объектов и взаимосвязи этих характеристик;
- некоторые формулы, позволяющих рассчитывать основные физические характеристики (массы, размеры, светимость и т.д.) космических объектов (звезд и планет) на основе данных астрономических наблюдений (о блеске и параллаксе) космических объектов;
- о применении физических приборов (электрофотометров, ФЭУ, фотоаппаратуры, спектрометров) в астрономических исследованиях, их назначении, устройстве и принципе действия.

Ученики должны уметь : составлять классификационные схемы, пользоваться вышеперечисленными приборами.

Наглядные пособия и демонстрации:

- фотографии , диапозитивы , схемы и рисунки крупнейших обсерваторий мира;
- диафильмы "Что изучает астрономия"; "Развитие представлений о Вселенной"; "Методы астрофизических исследований";
- кинофильмы (фрагменты кинофильмов): "Астрономия и мировоззрение"; "Практические применения астрономии";
- таблицы : "Методы астрономических исследований"; "Спектральные исследования"; "Спектральный анализ";
- приборы : электрофотометр (люксметр), ФЭУ, спектроскоп, высотомер, теодолит.

Задание на дом:

1. По материалу учебников:

- Б.А. Воронцов-Вельяминова : повторить §§ 1(1, 2), 2 (2), изучить § 14; упр. 14.
- Е.П. Левитана : повторить § 1; вопросы к параграфу.
- А.В. Засова, Э.В. Кононовича : повторить § 1(1-5), изучить§§ 12, 14; упр. 14.5 (1,2).

2. Выполнить задания из сборника задач Воронцова-Вельяминова Б.А. : 238; 240.

3. Дополнительные задачи для учащихся физико-математических классов: выполнить задания из сборника олимпиадных задач В.Г. Сурдина : 11.7; 11.8; 11.11; 11.16.

План урока

Этапы урока

Методы изложения

Время, мин

Актуализация астрономических знаний; повторение материала по физике и астрономии

Беседа

Изложение нового материала:
1. Методы и инструменты астрономических исследований. Особенности астрономических наблюдений.
2. Классификация методов астрономических исследований в зависимости от их задач и используемых инструментов;
3. Применение физических приборов в астрономических исследованиях, их назначение, устройство и принцип действия;
4. Применение законов физики для определения основных физических характеристик космических объектов и взаимосвязи этих характеристик

Лекция, беседа, рассказ учителя

20-25

Закрепление изученного материала. Решение задач

Работа у доски, самостоятельное решение задач в тетради

Подведение итогов урока. Домашнее задание

Методика проведения урока:

В начале урока проводится повторение и проверка знаний, приобретенных ранее на уроках астрономии и физики и актуализируется предназначенный к изучению материал. Ученикам задают вопросы:

  1. Что такое астрономия? Какие разделы астрономии вы знаете? Что они изучают?
  2. Как развивалась астрономия? Какие ученые внесли наибольший вклад в ее развитие?
  3. Как применяются людьми знания по астрономии?
  4. Какие методы астрономических исследований вы знаете? Каковы их особенности?
  5. Какие астрономические инструменты вам известны? Как и для чего они применяются?

В ходе опроса учитель дополняет, исправляет и обобщает знания учащихся. Знаниям учеников о методах астрономических исследований (с. 13) уделяется особое внимание.

Затем с опорой на знания по физике о шкале электромагнитных волн, характеристиках и свойствах ее основных диапазонов и о спектрах излагается материал:

Анализ электромагнитного излучения космических объектов дает астрономам свыше 90 % сведений об их физической природе, основных характеристиках и особенностях, о космических явлениях и процессах.

До середины XIX века астрономия была исключительно оптической: все наблюдения велись в узком (400-760 нм) диапазоне длин волн видимого света, затем исследования распространились на инфракрасный и ультрафиолетовый диапазоны, а к середине ХХ века астрономы могли исследовать почти весь диапазон теплового излучения. Космонавтика позволила вести изучение космических объектов во всем диапазоне длин волн электромагнитного излучения.

Современная астрономия является всеволновой наукой.

Наземные исследования электромагнитного излучения космических объектов имеют свои особенности, определяемые прозрачностью земной атмосферы для разных длин волн электромагнитного излучения (рис. 84).

Земная атмосфера имеет два "окна прозрачности": в диапазоне радиоволн длиной от 1 мм до 15-30 м и в оптическом диапазоне (0,3 мкм < l < 1,5-2 мкм). Остальное излучение поглощается или рассеивается молекулами и атомами воздуха.

Рис. 84

Энергия квантов света () тем выше, чем меньше длина волны. Поэтому, хотя человеческий глаз видит в диапазоне от 4× 10 -7 до 7,6× 10 -7 м, лучше всего он воспринимает волны желто-зеленой части спектра (l = 555 нм) - часть спектра солнечного излучения, на которую приходится максимум спектральной плотности энергетической светимости Солнца и наименее поглощаемой земной атмосферой. С уменьшением освещенности земной поверхности - в сумерках, ночью, - глаз становится более чувствительным к более энергичным лучам сине-фиолетовой части спектра (l = 507 нм). Тренированный глаз способен различать цвета (участки спектра) с разностью длин волн в 2× 10 -9 м.

По той же причине земные растения равнин окрашены в зеленый цвет, а высокогорные имеют голубовато-синий оттенок: чем больше солнечной энергии падает на их листья, тем интенсивнее идет процесс фотосинтеза.

Сведения о применении спектрального анализа для изучения физических характеристик космических объектов привлекают внимание учеников своей высокой результативностью, интригуют их, создают положительные мотивы к изучению материала по физике и астрономии. К началу изучения раздела школьники уже должны изучить материал о спектральном анализе в рамках соответствующего раздела физики; однако желательно в ходе небольшой беседы повторить и актуализировать знания учащихся, задавая им вопросы: "Что такое спектр? Какие виды спектров вы знаете? Какие объекты, в каком состоянии дают линейчатые? Полосатые? Сплошные спектры? Как по спектру объекта определить его химический состав? Температуру? Скорость и направление движения? В случае массового затруднения следует дать ученикам необходимые разъяснения.

Открытие основ спектрального анализа в середине XIX века произвело подлинную революцию в астрофизике. Спектральный анализ позволил установить основные физические характеристики космических тел: температуру, скорость движения по лучу зрения, наличие магнитного поля, химический состав и т. д., позволил судить о процессах, протекающих в атмосферах и на поверхности космических тел.

Первые спектральные наблюдения космических тел производились визуально, при помощи спектроскопа, вмонтированного в окулярный узел телескопа. Затем спектры космических тел стали фотографироваться.

В настоящее время ученые могут изучать спектры космических объектов на всем протяжении шкалы электромагнитных волн: от радио- до g -диапазона, исследуя не только тепловое излучение тел, испускаемое веществом за счет внутренней энергии движения его молекул и атомов, при переходе электронов с одного энергетического уровня на другой и их рекомбинации (10 -9 < l < 10 -3 м), но и нетепловое излучение (l < 10 -9 м и l > 10 -3 м), возникающее при ускоренном движении электронов, атомном распаде и других процессах.

Механизм и особенности излучения определяются из характера непрерывного спектра.

Основное число спектральных линий лежит в пределах диапазона длин волн оптического излучения (10 -11 -10 -2 м). С помощью специальных светофильтров ученые могут "вырезать" определенный участок спектра и подробно исследовать излучение в очень узком (до 1-2× 10 -9 м) диапазоне длин волн, свойственном какому-либо отдельному химическому элементу. По спектру космических тел можно определить их температуру.

Рис. 85

По закону Вина: длина волны, на которую приходится максимум спектральной плотности энергетической светимости, обратно пропорциональна температуре тела: , где в = 2,898× 10 -3 м× К - постоянная Вина.

Для многих космических объектов максимум энергетической светимости лежит в невидимой части спектра. У планетных тел он находится в основном в инфракрасной и радиоволновой части спектра: для Земли l max » 0,01 мм; для высокотемпературных звезд может смещаться в ультрафиолетовую область и т.д.

По ширине спектральных линий можно судить о светимости космических тел.

По спектру космических тел можно определить их химический состав. Сравнивая положение линий (полос) поглощения или излучения в спектре космического тела и эталонных спектрах различных химических элементов и соединений, ученые определяют качественный химический состав, а по яркости (интенсивности) линий и полос судят о количественном (процентном) содержании каждого элемента или соединения.

По спектру космических тел можно судить о степени ионизации и состоянии его вещества, концентрации вещества, давлении и массе газа в туманностях и звездах.

По спектру космических тел можно судить о наличии и мощности их магнитных полей, воздействующих на электромагнитные волны; в результате каждая линия в спектре "расщепляется" на 2 или более линии-близнеца (эффект Зеемана-Штарка).

По спектру космических объектов, наблюдаемых как единое целое даже в мощнейшие телескопы, можно установить, какие из них на самом деле являются системами космических тел и какие тела с какими характеристиками входят в эти системы: спектры их просто "накладываются" один на другой.

По спектру космических тел можно определить характеристики их движения: наличие и скорость вращения, направление и скорость перемещения в пространстве относительно наблюдателя, а в ряде случаев и расстояние до них.

По принципу Доплера для оптики, при сближении наблюдателя с источником излучения длины волн излучения укорачиваются (линии в спектре равномерно сдвигаются) в фиолетовую часть спектра; при удалении объекта спектральные линии сдвигаются в красную часть спектра.

Вращение космических тел обнаруживается по регулярному смещению линий в оба конца от среднего положения. По лучевым скоростям отдельных областей внутри галактик из их спектров узнают о внутренних движениях и распределении масс вещества; по интенсивности эмиссионных линий - о количестве горячего газа, особенностях его распределения и скоростях движения внутри галактики. Для далеких галактик величина "красного смещения" спектральных линий пропорциональна их удаленности: , где l 0 - длина волны спектральной линии при неподвижном источнике, v л - скорость по лучу зрения.

Первые фотографические наблюдения космических объектов начались в 40-х годах прошлого века сразу после изобретения фотографии. Астрономы высоко ценят преимущества астрофотографии перед визуальными наблюдениями: интегральности - способности фотоэмульсии постепенно накапливать световую энергию (с помощью обычного фотоаппарата на установке с часовым механизмом за 15 минут экспозиции можно получить снимки звезд до 9 m , за 1 час - до 11 m); моментальности; панорамности; объективности - на нее не влияют личные особенности наблюдателя. Фотография является своеобразным документом: многие астрономические открытия были сделаны или уточнены, доказаны с помощью фотографий, сняты десятки лет назад, поэтому негативы астрофотонаблюдений хранятся в специальных архивах обсерваторий. Обычная фотоэмульсия более чувствительна к сине-фиолетовому излучению, однако в настоящее время астрономы применяют при съемке космических объектов фотоматериалы, чувствительные к различным частям спектра электромагнитных волн, не только к видимым, но и к инфракрасным и ультрафиолетовым лучам. Чувствительность современных фотоэмульсий составляет десятки тысяч единиц ISO. Широкое применение в астрономии в последние десятилетия получила также киносъемка и видеозапись, применение телевидения.

Телескопы, предназначенные для проведения фотографических наблюдений, называются астрографами .

Одним из основных методов астрофизических исследований является астрофотометрия , определяющая энергетические характеристики объектов путем измерения энергии их электромагнитного излучения. Основными понятиями астрофотометрии являютсяблеска и звездной величины небесного светила.

В ходе краткого опроса (беседы) актуализируем знания учеников о блеске небесных светил, шкале звездных величин, формуле Погсона и основных фотометрических понятиях (освещенности и законах освещенности). Напоминаем, что определяемая звездная величина зависит от спектральной чувствительности приемника излучения. Вводим понятия:

Визуальная звездная величина (m v) определяется прямым наблюдениями и отвечает спектральной чувствительности человеческого глаза (максимум чувствительности вблизи l ~ 555 мкм).

Фотографическая звездная величина (m р) определяется измерением освещенности светилом на фотопластинке (при фотографических наблюдениях), чувствительной к сине-фиолетовым и ультрафиолетовым лучам.

Болометрическая звездная величина (m в ) определяется прибором болометром и отвечает полной, просуммированной по всему спектру излучения, мощности излучения светила. "Нулевая" болометрическая величина (m в = 0 m) равна световому потоку 2,54× 10 -8 Вт/м 3 и создает освещенность 2,77× 10 -7 Лк.

Для протяженных, имеющих большие угловые размеры объектов определяется интегральная (общая) звездная величина, равная сумме блеска его частей.

Для сравнения энергетических характеристик космических объектов, удаленных на разные расстояния от Земли, ведено понятие абсолютной звездной величины.

Абсолютная звездная величина (М ) - звездная величина, которой обладало бы светило на расстоянии 10 парсек от Земли:

Где p - параллакс светила, r - расстояние от светила. 10 пк = 3,086× 10 17 м.

Абсолютная звездная величина ярчайших звезд-сверхгигантов около -10 m .

Абсолютная звездная величина Солнца + 4,96 m .

До середины XIX века фотометрия космических объектов была исключительно визуальной: для измерения световых характеристик космических объектов использовался человеческий глаз.

В визуальных фотометрах блеск светила сравнивается с яркостью искусственного источника света, изменяемого с помощью дымчатого клина или системы поляризаторов. Точность измерений достигает 0,02 m .

В фотографической фотометрии измеряются размеры и степень почернения негативного изображения космического объекта, с точностью до 0,1 m -0,2 m .

С начала ХХ века применяются фотоэлектрические фотометры, обеспечивающие точность измерения до 0,1 m . Принцип их действия основан на применении светочувствительных фотоэлементов.

Основным инструментом современной астрофотометрии являются фотоэлектрические умножители (ФЭУ) (рис. 86).


Рис. 86. Схема ФЭУ
В ФЭУ поток квантов света, падающий на фотокатод К, выбивает из него электроны (явление внешнего фотоэффекта), ускоряемые электрическим полем и попадающих на эмиттер Э 1 , выбивая из него новые электроны, которые ускоряются и падают на второй эмиттер и т. д.; поток электронов падает на анод, возникший электрический ток регистрируется гальванометром. Точность измерений составляет свыше 0,01 m (до 0,003 m).

Электрофотометры способы уловить разницу в блеске менее 0,001 m (рис. 87).

Напоминаем принятое в физике (фотометрии) понятие светимости и применяем его для описания энергетических характеристик космических объектов:

Светимость (L ) - количество энергии, излучаемой поверхностью светила в единицу времени. Светимость звезд выражается в абсолютных (энергетических) единицах или в сравнении со светимостью Солнца (L ¤ или L Ä ).

, L ¤ = 3,86× 10 33 эрг/с.

Светимость светил зависит от их размеров и температура излучающей поверхности. В зависимости от приемников излучения различают визуальную, фотографическую и болометрическую светимость светил.

Светимость светила связана с видимой и абсолютной звездной величиной светила:

Коэффициент А (r ) учитывает поглощение света в межзвездной среде.

Осуществляем пропедевтическое знакомство школьников с астрономическими формулами, позволяющими рассчитывать основные физические характеристики космических объектов на основе данных астрономических наблюдений. Ученикам (пока) необязательно запоминать эти формулы: им достаточно знать об их существовании.

Светимость космических объектов тесно связана с их температурой: , где R * - радиус светила, s - постоянная Стефана-Больцмана, s = 5,67× 10 -8 Вт/м 2× К 4 .

Так как площадь поверхности шара , а по уравнению Стефана-Больцмана , .

По светимости звезд можно определить их размеры:

По светимости звезд можно определить массу звезд:

Отражательную способность светил характеризует их альбедо . Альбедо равно отношению потока излучения, рассеянного по всем направлениям, к падающему на эту поверхность потоку излучения.

Для фотометрии планетных тел: , где Е 0 - освещенность на Земле, создаваемая планетой в полной фазе, Е - освещенность белого экрана размером с планету.

Альбедо зависит от химического состава космических тел и рельефа их поверхности, ее физического состояния и размеров тел. Сравнивая отражательную способность земных пород, минералов и различных химических соединений в разных физических состояниях с отражательной способностью поверхности планетных тел, можно сделать некоторые выводы о физической природе и химическом составе этих космических объектов.

Альбедо Земли равно 0,47; альбедо Венеры, из-за высоких отражательных свойств плотной атмосферы, равно 0,6; альбедо поверхности Луны, сложенной относительно темными горными породами, составляет 0,07.

Желательно хотя бы на чисто качественном уровне проследить цепочку обретения астрономических знаний (например, об основных параметрах звезд):

1) астрономические наблюдения и измерения блеска и годичного параллакса звезды, фотографирование ее спектра.
2) расчет расстояния до звезды;
3) расчет ее абсолютной звездной величины;
4) расчет ее светимости;
5) определение по вышеперечисленным формулам других физических характеристик звезды: ее температуры, размеров, массы.
6) определение по спектру звезды ее химического состава, скорости и направления движения, осевого вращения, магнитного поля и других внутренних и внешних параметров.

Следует отметить, что возможность определения ряда физических характеристик звезд (массы, размеров, светимости и т.д.) несколькими независимыми способами (на основе фотометрических данных, изучения спектров и т.д.) позволяет проверять и уточнять вышеупомянутые параметры, свидетельствует как об истинности и объективности и единстве законов физики для всей известной нам части Вселенной.

Изученные сведения закрепляются и обобщаются в ходе выполнения заданий по составлению классификационных схем и таблиц:

1. Составьте таблицу, отражающую применение спектрального анализа для определения физические характеристики основных типов космических тел (планетных тел, звезд, туманностей) и космических систем (планетных систем, звездных систем, галактик).

2. Составить классификационную схему методов астрономических исследований.

Задания выполняются сообща, всем классом, в ходе массового обсуждения под руководством и контролем учителя. Другой вариант выполнения заданий предусматривает работу по группам; вершиной ее должно стать обсуждение каждого группового варианта таблиц учащимися всего класса, а затем, на основе анализа и обобщения, построение итоговой таблицы.

Результатом деятельности учащихся должны стать табл. 13 и схема на рис. 88 (верхняя часть).

Космические объекты

Физические характеристики

Тип и особенности спектра

Физические законы и способы определения характеристик объектов

Планетные тела: планеты; спутники планет; астероиды; кометы (эмиссионный спектр)

Химический состав

Линии и полосы поглощения на фоне спектр отражения звезды (Солнца)

По интенсивности и ширине спектральных линий и полос различных соединений с учетом температуры

Температура

Давление и плотность атмосфер

Движение в пространстве: направление и относительная скорость

По эффекту Доплера

Осевое вращение: направление и период

Звезды

Температура

По интенсивности и ширине линий различных элементов

Давление (плотность)

Химический состав

По интенсивности линий с учетом температуры

Светимость

По ширине линий (обычно водородных) и сравнительной интенсивности некоторых линий. По эмпирически установленным зависимостям

Вращение звезды и турбулентные движения вещества в ее верхних слоях

По эффекту Доплера эти движения расширяют линии, одновременно делая их профиль более "мелким"

Движение звезды в пространстве: направление и относительная скорость

По эффекту Доплера

Наличие и характеристики (индукцию) магнитного поля

По эффекту Зеемана-Штарка, приводящего к расщеплению спектральных линий

Туманности

Температура

Эмиссионные спектры

По относительной интенсивности линий отдельных элементов

Плотность

Химический состав

Электронная концентрация и масса газа

По яркости туманности в непрерывном спектре

Внутренние движения вещества и движение туманности как единого целого (направление, скорость)

По эффекту Доплера

Планетные системы

Существование планетной системы у звезды

По периодическим колебаниям всех линий и полос в спектре звезды

Массы и периоды обращения планет

По характеристикам данных периодических смещений

Двойные звездные системы

Существование двойных и кратных систем звезд

В этом случае происходит периодический сдвиг или расщепление линий спектра

Период обращения компонент

Галактики

Интегральный звездный состав

По наблюдаемым линиям в спектре поглощения и их интенсивности, а также по непрерывному спектру галактики

Расстояние до галактики

По эффекту Доплера: лишь для далеких галактик по величине "красного смещения"

Внутреннее движение вещества в галактике и распределение масс

По лучевым скоростям отдельных областей внутри галактики по эффекту Доплера и характеристики перемещения галактики как единого целого

Количество "горячего" газа в галактике и особенности его распределения (состав)

По интенсивности эмиссионных линий в спектре различных участков галактики

Альтернативной методикой проведения урока среди сильных учеников, в физико-математических классах может быть лекция, позволяющая изложить материал более глубоко и подробно. Можно предложить им, помимо предложенных заданий, в оставшееся до звонка время решить задачи на применение законов физики для расчета основных характеристик космических тел (звезд). Условия задачи были предложены В.М. Ступниковым : 1. Максимум излучения в спектре Ригеля приходится на длину волны 193 нм, а у Капеллы – на длину волны 483 нм. Какова температура этих звезд?
2. Чему равен диаметр звезды, если ее температура 10 4 К, а светимость 6× 10 3 L ¤ ?
3. Задача, предложенная учащимся на городской астрономической олимпиаде (г. Магнитогорск):

Можно ли с помощью фотометра, установленного на телескопе, наблюдать звезды 12 m звездной величины, если от звезды 7 m такого же спектрального класса регистрируется 4000 квантов в секунду, а уровень шума фотометра составляет 100 квантов в секунду. Объясните ваши вычисления.

В пособии "Методика преподавания астрономии в средней школе" [, с. 67-73] рекомендуется следующая методика изложения сведений о применении спектрального анализа в астрономии:

Последовательность изложения материала: 1) сообщить, что лучи света, создающие ощущение разного цвета, отличаются между собой только длиной волны электромагнитных колебаний; 2) показать простейший путь получения спектра с помощью спектроскопа и цветные фотографии спектров; 3) объяснить, при каких условиях (в газовой среде) возникают линии спектра. Чем выше плотность газа, тем он непрозрачнее, тем выше яркость сплошного спектра. Линии появляются при прохождении света через более холодную атмосферу звезды и т.д. 4) Рассказать об эффекте Доплера-Физо и его применении в астрономии. Рекомендуется обратить внимание на особенности изучения радиоспектров и "окна прозрачности" земной атмосферы.

Статья А.Д. Марленского, Ф.М. Порошина "Изучение спектрального анализа в курсе астрономии средней школы" почти не содержит астрономического материала. Для учащихся XI класса предлагаемая методика формирования понятий достаточно сложна, но может применяться в педвузах в работе со студентами физико-математического факультета.

- наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача

См. также: Все публикации на ту же тему >>
Включайся в дискуссию
Читайте также
Шоколадные кексы с жидкой начинкой (шоколадный фондан)
Ленивый штрудель из лаваша с яблоками
Как приготовить желатин для холодца из курицы