Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как могли сбить в сирии наших вертолетчиков и почему они - герои. Кого потеряла российская авиация на ближнем востоке Была ли защита

В сирийской провинции Идлиб сбили российский вертолет Ми-8, на борту которого находились трое членов экипажа и двое офицеров, заявили в Минобороны РФ. По информации военного ведомства, вертолет сбили с земли, когда он возвращался на базу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо.

"1 августа в провинции Идлиб в результате обстрела с земли сбит возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо российский военно-транспортный вертолет Ми-8, – приводит "Интерфакс" сообщение Минобороны РФ . – На борту вертолета находились три члена экипажа и два офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии. Судьба российских военнослужащих выясняется по всем доступным каналам".

Чуть позднее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил , что в результате крушения никто не выжил. "Те, кто были в вертолете, насколько мы знаем из информации, которая поступила из Министерства обороны, погибли. Погибли героически, потому что пытались увести машину с тем, чтобы минимизировать жертвы на земле", – сказал Песков. Он добавил, что "в Кремле глубоко соболезнуют всем близким наших погибших военнослужащих".

Фото и видео, на которых запечатлен, предположительно, один из погибших при крушении Ми-8, появились, в частности, в твиттере @todayinsyria (18+) .

— Syria Today (@todayinsyria) 1 августа 2016 г.
1 августа, 15:47 По , близкого к главному командованию Воздушно-космических сил (ВКС) РФ, вертолет был перебазирован в Сирию с военного аэродрома в Клину. В Клину, предположительно , работал один из погибших пилотов.


Некоторые журналисты усомнились в гуманитарной миссии вертолета, так как на одном из видео с мест событий был показан сохранившийся после крушения пустой блок ракет. В Минобороны РФ заверяют , что "в районы города Алеппо, находящиеся под контролем вооруженных формирований, с вертолета Ми-8 десантирован гуманитарный груз – 500 продуктовых комплектов".
Самолет рухнул на территории, которая, предположительно (18+) , принадлежит группировке "Джейш аль-фатех" ("Армия завоевания"). Это коалиция боевых фракций, противостоящих правительству Сирии в гражданской войне.

1 августа, 18:40 Начальник главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил РФ Сергей Рудской заявил, что вертолет сбили над районом, находящимся под контролем запрещенной в РФ террористической группировки "Джебхат ан-Нусра".

"Сегодня совершен террористический акт, в результате которого был сбит российский военно-транспортный вертолет Ми-8, возвращавшийся после выполнения гуманитарной миссии по доставке продовольствия и медикаментов жителям города Алеппо. На борту находились три члена экипажа и два офицера российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии", – сказал он.

Также, по словам Рудского, группировка численностью до 5 тысяч боевиков в воскресенье попыталась провести атаку юго-западнее Алеппо, но была отбита сирийской армией при поддержке российской авиации. "Атаке предшествовал подрыв смертниками четырех начиненных взрывчаткой БМП на позициях правительственных войск. Наступление проводилось под руководством "Джебхат ан-Нусры", – сказал он.

"В ходе боевых действий уничтожено свыше 800 боевиков, 14 танков, десять БМП, более 60 автомобилей с установленным вооружением", – уточнил Рудской, добавив, что авиация РФ активно поддерживает действия сирийской армии в районе Алеппо по отражению атак боевиков, наносит избирательные удары. При этом, подчеркнул Рудской, российская авиация в отличие от коалиции во главе с США не наносит удары по целям, расположенным в городской черте.

ТАСС


1 августа, 20:59 "Газета.ру" со ссылкой на источник в Минобороны назвала имена трех погибших членов экипажа (имена двух других погибших военных пока неизвестны):
Командиром сбитого в Сирии военно-транспортного вертолета Ми-8 был 33-летний капитан Роман Павлов, у него остались жена и дочь, сообщил «Газете.Ru» источник в военном ведомстве.

Павлов и летчик-штурман 29-летний старший лейтенант Олег Шеламов, чьи документы разместили в социальной сети Twitter ряд пользователей, были выпускниками Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков.

Борттехником экипажа был 41-летний капитан Алексей Шорохов. У него остались жена и двое детей - сын и дочь.


По данным 63.ru , на борту воздушного судна находились выпускники Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (СВВАУЛ).


Соболезнования в связи с атакой на российский самолет выразили , в частности, в Вашингтоне. Тем временем в ООН заявили , что следят "за эскалацией ситуации в городе Алеппо и вокруг", призвав "к скорейшему возможному восстановлению и укреплению режима прекращения огня".

4 августа, 03:40 Сирийская организация, называющая себя "Главным фондом по делам заключенных" (General Foundation for Prisoners" Affairs), которая ранее не фигурировала в информационном поле, заявила, что тела погибших россиян находятся у нее. Также группировка потребовала выпустить заключенных из сирийских тюрем. Об этом сообщает РБК со ссылкой на Reuters:

Как пишет агентство, группа заявила, что удерживает тела пятерых россиян. Группа готова передать тела, если будут выпущены ​заключенные, которые содержатся в контролируемых Дамаском тюрьмах, а также удерживаются «Хезболлой» в Ливане. В заявлении не уточняются имена узников и их число.

Группа также потребовала прекратить осаду районов, которые блокированы сирийской армией и ее союзниками. Представители «Всеобщего фонда по делам заключенных» настаивают на доставке значительного количества гуманитарной помощи людям, проживающих на этих территориях.

Как отмечают Reuters, в заявлении демонстрируются документы, которые, предположительно, принадлежат погибшим в результате катастрофы Ми-8.


4 августа, 11:51 Несколько тел погибших россиян находятся у боевиков "Джебхат фатх аш-Шам" (новое название "Джебхат ан-Нусры", группировка запрещена в России), сообщил РИА "Новости" источник, приближенный к командованию ополчения Алеппо. "Пока не знаем точно, два или три тела у террористов", – сказал он.

Это уже второй сбитый в Сирии вертолет с россиянами за последние 30 дней. 9 июля террористы запрещенного в РФ "Исламского государства" . Двое российских летчиков-инструкторов Ряфагать Хабибулин и Евгений Долгин, находившиеся на борту, погибли.

Мы создали чат в Telegram для оперативного обмена новостями. Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте её скорее сюда:

В Сирии сбит российский вертолет, пятеро военных погибли. По версии Минобороны, Ми-8 участвовал в гуманитарной миссии. Пока не ясно, почему этот вертолет оказался под огнем и зачем он нес на борту реактивные снаряды

Российский Ми-8, который был сбит в понедельник в провинции Идлиб (Фото: Reuters/Pixstream)

Вертолет Ми-8, сбитый в Сирии в понедельник, 1 августа, согласно официальному заявлению Министерства обороны России, ​возвращался на авиабазу Хмеймим «после доставки гуманитарной помощи в городе Алеппо». По данным военного ведомства, воздушное судно потерпело крушение «в результате обстрела с земли». Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил информацию о сбитом Ми-8, а также сообщил, что все, кто был в вертолете — три члена экипажа и два офицера российского центра по примирению, — погибли. При этом Песков уточнил, что точной информации о числе жертв нет.

По данным издания «Газета.Ru» , командиром экипажа сбитого Ми-8 был 33-летний капитан Роман Павлов. Вместе с ним погибли летчик-штурман Олег Шеламов и борттехник Алексей Шорохов.

Была ли защита

Близкое к сирийской оппозиции информационное агентство STEP опубликовало видеозаписи с места крушения вертолета через несколько часов после аварии. Издание демонстрирует бортовой номер сбитого вертолета — RF-95585. Согласно реестру российских воздушных судов этот бортовой номер закреплен за вертолетом Ми-8АМТШ. На корпус судна был нанесен номер 212.

Вертолет с тем же бортовым номером в июне 2016 года попал в видеосюжет агентства ANNA-News. В видеоролике вертолет забирает сирийскую девочку Сидру, пострадавшую в ходе обстрела Алеппо.

Изучив фотографии вертолета с бортовым номером RF-95585, группа независимых расследователей вооруженных конфликтов Conflict Intelligence Team (CIT) пришла к выводу, что на судне был установлен авиационный комплекс индивидуальной защиты «Витебск». Комплекс создает вокруг вертолета электронный купол и защищает все, что попадает под этот купол.

Представитель «Концерна Радиоэлектронные технологии», разработавшего комплекс, не смог подтвердить наличие «Витебска» на сбитом в Сирии Ми-8АМТШ. Однако по словам военного аналитика Антона Лаврова, данный комплекс устанавливается на все новые модификации вертолета.

Несмотря на наличие «Витебска», вертолет мог быть поражен пулеметным огнем или же мелкокалиберным зенитным орудием, считает военный эксперт Василий Кашин. «Даже если по Ми-8АМТШ стреляли из переносного зенитно-ракетного комплекса, от которого защищает «Витебск», ракета могла пройти», — считает эксперт.

Помимо этого, отмечают опрошенные РБК эксперты, в ходе полета экипаж выключает комплекс защиты. «Обычно он работает на взлете и посадке, когда вертолет максимально уязвим», — объясняет Лавров.

За последние несколько недель количество сбитых самолетов сирийской авиации увеличилось, отмечает эксперт. Лавров утверждает, что это связано с поставкой исламистам и повстанцам переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Эксперт обращает внимание на то, что в условиях войны в Сирии военным не хватает полной картины происходящего. «Нельзя исключить засады на пути или пролет над вражеской группой противника», — считает аналитик.

Реактивные снаряды

Судя по опубликованным с места событий фотографиям, вертолет нес контейнеры неуправляемых реактивных снарядов (НУРС). Как утверждают опрошенные РБК эксперты, это было необходимо для обороны вертолета, а не для участия в атакующих действиях.

Очевидцы разместили в социальных сетях видеоролики, на которых видны контейнеры НУРС.

По словам военного летчика, пожелавшего остаться анонимным, экипажи Ми-8, выполняя полеты в зоне боевых действий, постоянно используют данное вооружение. «То, что он перевозит гуманитарную миссию, не значит, что он не может себя защищать», — объясняет летчик.

По словам Лаврова, экипаж зачастую не снимает контейнеры для экономии времени. «Если это единичная операция, то снимать НУРС незачем», — объясняет эксперт.

Гуманитарные цели

Вертолет был сбит в провинции Идлиб, недалеко от деревни Тель-Султан . Район крушения находится по пути из Алеппо в Латакию, где находится российская авиабаза Хмеймим.

Начальника Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России Сергея Рудского, восточная граница провинции Идлиб находится под контролем террористической группировки « Джебхат ан- Нусра» (запрещена в России). Об этом говорит и карта Министерства обороны, продемонстрированная в октябре 2015 года.

«Предполагалось, что вертолет, возвращаясь с гуманитарной миссии, полетит по защищенному маршруту, но, видимо, на пути стала диверсионная группа противника с ПЗРК», — размышляет военный эксперт Константин Сивков. По его мнению, в таких условиях стоит использовать штурмовые вертолеты сопровождения, которые выдвигаются по маршруту и прикрывают основной вертолет.

О старте гуманитарной операции, в которой участвовал сбитый Ми-8, 28 июля министр обороны Сергей Шойгу. По его словам, в городе было открыто три гуманитарных коридора для выхода людей из Алеппо. Населению пообещали предоставить горячее питание и оказать медицинскую помощь.​ За три дня в Алеппо было доставлено 14 т гуманитарных грузов, сообщил журналистам 30 июля начальник российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии генерал-лейтенант Сергей Чварков. Губернатор АлеппоМохаммадМарванЭльби позже подтвердил , что три гуманитарных коридора было открыто.

Несмотря на заявленные цели операции, научный сотрудник Института востоковедения РАН Григорий Меламедов считает, что одной из задач российских и сирийских военных была подготовка к штурму Алеппо. «Было ясно, что рано или поздно встанет необходимость по-настоящему штурмовать Алеппо и вести бои в городских кварталах», — утверждает эксперт. По его словам, вести бои в густонаселенных кварталах сложно, именно поэтому сирийская армия при поддержке российской группы ВКС выводит из Алеппо гражданское население.

Меламедов отмечает, что битве за иракский город Фаллуджу в мае—июне 2016 года также предшествовала гуманитарная операция по выводу населения.

С ним не согласен военный аналитик Игорь Коротченко, член общественного совета при Минобороны России. По его словам, главной задачей гуманитарной операции является «минимизация жертв среди гражданского населения». Эксперт не отрицает, что выход гражданского населения облегчит возможность для ведения боевых действий в городе.

​Потери в Сирии

За 306 дней военной операции России в Сирии, которая началась 30 сентября 2015 года, погибли 14 российских военнослужащих. О последней жертве военное ведомство сообщало 22 июля. В провинции Алеппо погиб военнослужащий Никита Шевченко, сопровождавший колонну автомобилей с продуктами для местных жителей. Рядом с автомобилем, где он находился, сработало самодельное взрывное устройство.

В ходе сирийской операции российская группировка Воздушно-космических сил потеряла самолет Су-24, сбитый турецким истребителем, вертолет Ми-8, подбитый туркоманской группировкой в ходе спасательной операции, и вертолет Ми-28, разбившийся в результате ошибки экипажа. Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor также публиковала в мае снимки четырех сгоревших вертолетов Ми-24, предположительно принадлежавших Российской армии. Минобороны России опровергало эту информацию.

В Сирии сбит российский вертолет Ми-8, возвращавшийся из Алеппо на авиабазу Хмеймим. Машина, на борту которой находились пятеро военнослужащих, упала в провинции Идлиб. С ноября 2015 года ВКС России при разных обстоятельствах потеряли в Сирии четыре вертолета и фронтовой бомбардировщик Су-24.

Турецкий цугцванг

Первая потеря случилась 24 ноября 2015 года. Пара фронтовых бомбардировщиков Су-24М выполняла боевое задание в провинции Латакия (район населенного пункта Кепир) - наносила бомбовый удар по позициям боевиков.

При повторном заходе на цель пара была атакована турецкими истребителями F-16. По утверждению Анкары, российские самолеты нарушили воздушное пространство Турции, по словам Москвы - все это время находились над сирийской территорией. Так или иначе, но самолет RF-90932 бортовой номер «83 белый» был сбит вдогон ракетой «воздух-воздух».

Летчики катапультировались над районом, контролируемым оппозиционными Дамаску боевиками. Командир экипажа подполковник Олег Пешков был расстрелян ими еще в воздухе, а штурман Константин Мурахтин сумел приземлиться и скрыться.

С базы Хмеймим отправили поисково-спасательную группу. Ее вертолет Ми-8АМТШ был поврежден огнем с земли и совершил вынужденную посадку. На борту погиб морской пехотинец Александр Позынич. Машину впоследствии уничтожили боевики ракетой противотанкового комплекса.

Ночное падение

В ночь на 12 апреля 2016 года в провинции Хомс разбился ударный вертолет Ми-28Н, возвращавшийся с боевого задания. Члены экипажа - Андрей Окладников и Виктор Панков, служившие до командировки в Сирию на авиабазе в Буденновске, - погибли.

По заявлению министерства обороны, вертолет не обстреливался с земли. Источник в промышленности предположил, что машина разбилась из-за столкновения с землей при пилотировании в сложных условиях.

Впоследствии сообщалось, что экипаж, выполняя полет в очках ночного видения, мог не справиться с управлением и машина столкнулась с каким-то препятствием. Источники в комиссии по расследованию в конце апреля 2016-го подтвердили этот вывод, назвав причиной человеческий фактор.

«Летчики Ми-28Н, выполняя полет темной ночью над безориентирной местностью со сложным рельефом, потеряли правильное пространственное положение, в результате чего произошло столкновение вертолета с землей», - отметил источник в комиссии.

Вертолет, которого не было?

8 июля 2016 года возле Пальмиры был сбит вертолет. На борту находились командир 55-го отдельного полка армейской авиации полковник Ряфагать Хабибуллин и летчик-оператор лейтенант Евгений Долгин, оба погибли.

Официальная позиция Министерства обороны России на сегодняшний день по-прежнему состоит в том, что сбит был сирийский вертолет Ми-25 (экспортная версия вертолета Ми-24Д) с российским экипажем. По утверждению Знаменки, это произошло, когда машина разворачивалась на обратный курс после нанесения удара. Анонимный источник в военном ведомстве, также отметив, что израсходовавшая боеприпасы машина легла на обратный курс, связал гибель вертолета с применением боевиками американского противотанкового комплекса TOW.

Однако опубликованная видеозапись не подтверждает эту версию. На кадрах отчетливо видна пара ударных вертолетов Ми-35М (такие машины используются российской авиагруппой в Сирии). Они находились на боевом курсе, а подбитая машина непосредственно перед поражением запускала неуправляемые ракеты.

Попадание в хвостовой винт, также зафиксированное на видеозаписи, не соответствует картине применения ракет комплекса TOW. В частности, об этом говорит отсутствие следа приближающейся ракеты, ограниченный характер разрушений, а также локализация попадания. Одна из реалистичных версий - применение боевиками зенитной артиллерии.

Возвращаясь из Алеппо

В конце июля российские военные объявили о масштабной гуманитарной операции в районе Алеппо. Успехи сирийской армии и союзных формирований (включая иранских и хазарейских добровольцев) привели к окружению в северо-восточной части Алеппо крупной группировки боевиков. 28 июля сообщили, что из города открываются три коридора для выхода мирных жителей и отдельный коридор для боевиков, решивших сложить оружие.

1 августа 2016 года в сирийской провинции Идлиб был сбит вертолет Ми-8АМТШ, возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в город Алеппо. Судя по многочисленным фотографиям обломков, опубликованным в сети, речь идет о машине RF-95585 (бортовой номер «212 желтый»), до начала сирийской кампании сфотографированной в расположении 562-й авиабазы армейской авиации в Толмачево (под Новосибирском).

В истории со сбитым в Сирии на прошлой недели вертолетом даже спустя несколько дней остается больше вопросов, чем ответов. Почему Минобороны называет четко идентифицируемый Ми-35 экспортным Ми-25? Из какого вооружения была сбита крылатая машина и при чем здесь США? сайт попыталось разобраться в ситуации.

Ми-25 или Ми-35?

"8 июля 2016 года российские военные летчики-инструкторы Ряфагать Хабибулин и Евгений Долгин совершали облет сирийского вертолета Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24) с боекомплектом в провинции Хомс (Сирия)", - такими словами начинается распространенное российским военным ведомством сообщение о гибели летчиков.

Никаких сомнений в корректности данных Минобороны в первые дни после трагедии не было. Согласно сведениям военного бюллетеня The Military Balance, на 2016 год сирийская правительственная армия владеет 24 вертолетами Ми-25Д (индекс Д означает тандемное расположение кабин). После официального вывода российских войск из государства в марте 2015 года там остались инструкторы, помогающие армии Башара Асада бороться с террористами и оппозиционными силами Сирии.

Первые вопросы появились в воскресенье, 10 июля, когда было опубликовано видео гибели российского вертолета. На нем видно, что сбит был отнюдь не Ми-25, а гораздо более современная его модификация - Ми-35. Визуально он отличается неубирающимся шасси и более короткими крыльями. Этот ролик на сегодняшний день является основным источником информации о произошедшем и все аналитические материалы СМИ в основном базируются именно на нем.

Почему же пытались скрыть факт гибели именно современной боевой машины? Возможно из-за высокого экспортного потенциала Ми-35, интерес заказчиков к которому может несколько снизиться после этой аварии. Не секрет, что участие авиации РФ в борьбе с террористами в Сирии привело к серии контрактов на поставку за рубеж военной техники и вооружений. Сейчас, когда Минобороны хочет потратить на вооружения в два раза больше, чем готовы выделить финансисты, даже минимальная потеря имиджа поставщика "непобедимого" оружия окажется России крайне невыгодна.

Аргументы за: Само агентство аргументируют версию следующим образом:

"На видео можно заметить, что непосредственно перед крушением вертолет стреляет НУРСами (неуправляемыми реактивными снарядами), при этом после каждого выстрела в воздухе остаётся шлейф дыма, уходящий ниже фюзеляжа вертолета. Однако в момент поражения рулевого винта вертолета мы видим, что от снаряда тянется такой же шлейф дыма, идущий от объекта несколько выше фюзеляжа пораженного вертолета. На видео запечатлен и ведомый (идущий следом) вертолет, который движется несколько выше ведущего (идущего первым), сбитого вертолёта. Совокупность данных факторов позволяет как минимум всерьез расследовать версию, что вертолет Ми-35М был случайно сбит в результате пуска ведомым вертолетом неуправляемой авиационной ракеты (НАР, она же НУРС). В ходе ведения боя ведущий вертолет мог случайно попасть на линию огня ведомого вертолёта, который шел следом чуть выше ведущего. Это объясняет и тот факт, почему ИГИЛ (запрещенная на территории РФ террористическая организация - ред.) не опубликовало видеозапись непосредственно пуска ракеты ПТРК/ПЗРК".
Аргументы против: На видео не видно ни одной ракеты, запущенной ведомым вертолетом, хотя он двигался на небольшом расстоянии от сбитого Ми-35. "Дружественный огонь в авиации - это очень большая редкость. Были случаи, когда ведомые истребители-бомбардировщики сражали своего ведущего, но это маловероятно. Ведомые оттягиваются назад и уходят вправо или влево, набирая боковой интервал. Другое дело, что можно попасть под дружественный огонь артиллерии, ведь снаряд артиллерийский не прямо летит, а по изогнутой кривой, набирает высоту, а потом падает. Вот он мог попасть. Стреляли в кого-то, а вертолет полз на небольшой высоте и спокойно мог попасть в зону полета реактивных снарядов или даже ствольной артиллерии", - прокомментировал версию военный эксперт Александр Ахлюстин. Аналогичного мнения придерживается другой собеседник сайт, полковник запаса Виктор Мураховский. "Я думаю, это исключено. Пара вертолетов действовала уступом, со значительным смещением относительно друг друга. На видео также не заметен подлет какого-либо предмета, похожего на неуправляемую ракету или ПТУР. Надо понимать, что и неуправляемая ракета, и ПТУР, и зенитная ракета имеют относительно низкие скорости, до 700-800 метров в секунду, то есть при съемке с частотой хотя бы 24 кадра в секунду такой предмет был бы несколько раз запечатлен на видео, но его нет", - пояснил эксперт.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Урок по теме электромагнитное поле электромагнитные волны
Варианты решения уравнений с параметром и модулем
Функции и графики Их графики