Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Китайский календарь

Лунный календарь использовался как средство счисления времени еще с времен глубокой древности. Давно замечено, что Луна оказывает очень сильное воздействие на нашу планету. Оно столь огромно, что вызывает приливы и отливы, двигая огромные пласты воды в морях и океанах. Несомненно, что и люди обязаны чувствовать на себе это влияние. Поэтому лунный китайский календарь часто используется для планирования и выбора даты важных действий.

Устройство лунного китайского календаря

Лунные сутки - это время, которое проходит от каждого восхода и захода Луны, кроме первых лунных суток, начинающихся в момент новолуния. В китайском календаре новолуние считается не в момент появления "молодого" полумесяца, а в тот момент когда Луна полностью "темная". Первые лунные сутки поэтому могут быть очень короткими, они заканчиваются в тот момент времени, когда после новолуния появляется полумесяц.

Первый день месяца - это день новой Луны. Лунный месяц определяется сменой фаз луны и составляет примерно 29,5 обычных суток. Поэтому лунные месяцы короче стандартных календарных и содержат 29 или 30 лунных суток, причем месяцы чередуются. Тридцатые сутки так же, как и первые лунные дни могут быть столь же короткими, поскольку они завершаются не в ближайший восход, а в момент новой Луны. Все остальные лунные сутки длятся примерно одно и то же время.

В лунном китайском календаре год длится как правило 12 месяцам, причем месяцы не имеют названий, а просто пронумерованы по числам. Тем не менее, лунный год не делится на целое число месяцев. Он длится 354 дня, а солнечный год - 365,4 суток. Поэтому был создан новый цикл, в течении которого вводился дополнительный "вставной" 13-й месяц, чтобы лунный и солнечный китайский календарь соответствовали друг другу.

Лунный календарь при выборе дат

Выбирая дату, принимайте во внимание влияние Луны, в зависимости от того, какая она - растущая или убывающая. Если вы планируете свои дела, целью которых является рост, увеличение, преумножение чего-либо, то используйте дни когда Луна растущая. Например, бизнес - это стремление получить прибыль, а значит растущая Луна будет способствовать росту вашего дохода.

А для действий, направленных на избавление, освобождение от чего-либо старого, отжившего, ненужного подойдут дни убывающей Луны . Используйте такие дни если вы разрываете личные или деловые отношения, пытаетесь отказаться от вредных привычек, начинаете лечение чтобы избавиться от болезни.

Замечено, что лунные 9 и 29 сутки имеют особый эффект - в эти дни все идет не по плану. И этому есть вполне логичное объяснение. Дело в том, что любой цикл в момент своего завершения имеет очень низкий уровень энергии, что проявляется как вялость, слабость, упадок сил. В такие дни лучше не начинать ничего нового и грандиозного, лучше просто полежите и отдохните. В крайнем случае подведите итоги и завершите какие-то старые дела.

Особое внимание при выборе даты уделите внимание дням лунных затмений и ближайших к ним. Неблагоприятность таких дней просто огромная, энергия чрезмерно сильная и нестабильная - словно пороховая бочка. В эти категорически противопоказано

Китайский лунный календарь

Лунный календарь в Китае, уходит своими корнями в незапамятную древность. В Китае традиционный порядок исчисления времени ведется по лунному календарю. Основы лунного календаря были известны предкам китайцев уже в середине 2 тысячелетия до н. э. Окончательное оформление системы китайского лунного календаря относится к эпохе Хань (II век до н. э. – II век н. э.), которая, тогда утвердившись, использовалась вплоть до XX века.

В Китае, как и в других аграрных цивилизациях древнего мира, становление лунного календаря было самым тесным образом связано с хозяйственными нуждами земледельческого населения. Китайский иероглиф «время» (ши), который встречается уже в древнейших текстах, графически выражает идею произрастания под солнцем находящихся в земле семян. И позднее понятие времени в Китае всегда было связано с представлением о этапной, природной длительности.

Изменения вида луны обусловливаемые положением ее относительно солнца и земли, называются фазы луны. Возвращение луны к прежним фазам наблюдалось во времена глубокой древности и имело значение для установления счета времени. Луна обращается вокруг своей оси с запада на восток в 29,530 суток, вследствие чего луна всегда обращена к земле одной и той же стороной.

Ещё в Древнем Китае фазы луны были избранны в качестве основной единицы измерения времени. В китайском лунном календаре начало месяца совпадает с новолунием, а середина – с полнолунием. Также различают четверти фаз луны как кардинальные точки лунного месяца, которые имеют свои особенности. Двенадцать лунных месяцев образуют год. Именно по лунным месяцам ориентированы почти все традиционные праздники Китая и сопредельных с ним стран.

После свержения монархии в 1911 г. в Китае было принято европейское летосчисление по григорианскому календарю. Однако древний китайский календарь продолжает играть значительную роль в жизни китайцев, которые и поныне соблюдают традиционные даты основных праздников лунного года.

Китайский календарь сегодня представлен двумя типами календарей: лунный (сельскохозяйственный) и солнечно-лунный. Второй из них исторически известен в двух вариантах: календарь Ся (по названию первой полумифической династии), наиболее популярный в Восточной Азии, отсчитывающий год по весне; а также календарь Чжуаньсюй, по имени первопредка, отсчитывающий год по осени.

С незапамятной древности в Китае существовал счет дней по шестидесятеричному циклу, что получило большую известность на Западе как восточный календарь. На рубеже нашей эры шестидесятеричный цикл был приспособлен для счета лет. Китайская традиция вела отсчет шестидесятилетних циклов от 2637 г. до н. э., когда, по преданию, он был учрежден Хуан-ди (Желтым императором), имевшим в Китае статус как бы родоначальника китайской цивилизации. В рамках шестидесятилетнего цикла двенадцатичленный ряд ассоциировался с уже известными зодиакальными животными, а десятичленный ряд – с пятью мировыми первоэлементами, рассматриваемыми в мужском и женском аспектах.

В современном Китае в употребление вошёл также григорианский календарь, однако лунный календарь, как и прежде, повсеместно используется для определения дат традиционных праздников, таких, как «Праздник весны» (китайский Новый год), Праздник середины осени и для определения дат начала тех или иных видов сельскохозяйственных работ; кстати, «Праздник Весны» (Новый год) по лунному календарю – переменный, и приходится ежегодно на день «Первого Новолуния». Наступлением нового года признается второе, считая от зимнего солнцестояния (21–22 декабря), новолуние, которое происходит соответственно не раньше 21 января и не позже 20 февраля. По календарю Ся «Начало Весны» ежегодно приходится на 4, 5 или 6 число февраля.

Календарь Ся применяют в мантических целях, например, при выборе наиболее благоприятных дней проведения свадеб, открытия учреждений – любых других мероприятий. Персональную «карту cудьбы», мин шу, также исчисляют, применяя мантический календарь Ся.

В Китае григорианский календарь называют «стандартным», «западным» или «солнечным» После введения григорианского календаря его называли также новым, соответственно лунный календарь – старым.

Другие восточные календари либо полностью идентичны китайскому (например, корейский), либо во многом сходны с китайским, но имеют некоторые отличия (вьетнамский – Кролик в зодиакальном цикле заменен Котом; тибетский – несколько изменены имена животных по Зодиаку; японский – изменён принцип расчета, в связи с чем возникают расхождения в годах по сравнению с другими календарями).

Элементы китайского (китайско-уйгурского) календаря благодаря монгольским завоеваниям стали достоянием исламских народов. В частности, названия животных, переведенные с монгольского на турецкий, стали использоваться для ведения хронологических записей, чиновничьих и исторических документов на территориях распространения персидского и турецкого языков от Малой Азии и до Индии, начиная со средневековья и до новейшего времени. В Иране лунный календарь был в обиходе крестьян и сборщиков налогов вплоть до запрета на его использование в 1925 г.

Из книги Великие тайны Вселенной [От древних цивилизаций до наших дней] автора Прокопенко Игорь Станиславович

«Лунный заговор» и его подоплека Но существует одна закавычка. А высаживались ли вообще американцы на Луну? Не является ли вся история с полетом «Аполлона-11» грандиозной мистификацией?Впервые об этом было заявлено почти тридцать лет назад. Вот как это было. 1976 год. США. На

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

ЛУННЫЙ КАЛЕНДАРЬ Земной рай На Востоке, в Эдеме, был райский сад, сообщает библейская сказка о сотворении мира; из Эдемовой реки, что орошала сад, вытекали Тигр и Евфрат. Не очень удобное место для рая выбрала сказка.По широкой равнине Месопотамии, или Двуречья, мчится

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Лунный календарь Неуловимы на глаз переходы от одной лунной фазы к другой. Трудно заметить, что именно сегодня, а не вчера серп превратился в полукруг или полумесяц дорос до полного. Легче уследить, когда впервые после безлунных ночей в свете вечерней зари появляется

автора Мухин Юрий Игнатьевич

Глава 3. Лунный грунт и ЦК КПСС В институте им. Вернадского уже все «не местные» Ю. И. МУХИН. В Интернете создан сайт www.skeptik.net по доказыванию охмуренным согражданам, что американцы на Луне действительно-таки были. Эту тяжкую работу взвалили на себя некий специалист,

Из книги Лунная афера США [с иллюстрациями] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Где лунный грунт сейчас? В связи с темой лунного грунта хочу обратить внимание ещё на один момент. Со времени отбора его образцов прошло более тридцати лет. За это время резко шагнула вперёд лабораторная и исследовательская техники. Казалось бы, раз уж США отказались от

Из книги Лунная афера США [с иллюстрациями] автора Мухин Юрий Игнатьевич

«Лунный ветер» Хиви НАСА. О флаге на Луне рассказывают так.- По легенде, флаг был из жёсткой ткани на проволочном каркасе, то есть флагшток имел вид буквы «Г». Так что у полотнища флага был всего один свободный угол, и этот угол показал, что он действительно свободен. Он так

Из книги Лунная афера США [с иллюстрациями] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Лунный модуль должен был упасть Хиви НАСА. А нам говорят:- Ну, может, автоматика и справится с управлением лунного модуля (действительно, ракеты-то летают). А человек? Ведь они перед посадкой вручную управляли. Когда американцы пробовали испытывать лунный модуль на Земле,

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Лунный календарь В основе лунного календаря – промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны, синодический месяц. Постепенно было установлено, что в лунном месяце 29,5 суток, а чтобы в течение года каждого месяца время точнее совпадало с

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Глава 8 Восход Солнца и лунный свет Гибель Солнца Если древнеегипетская религия была вдохновлена взорвавшейся планетой, то отчего египтяне молились Солнцу? И пирамиды, видимо, символизировали солнечные лучи, и Сфинкс, обращенный на Восток, считается солярным символом, и

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Мегалиты Русской равнины автора Платов Антон Валерьевич

7. Лунный камень Гатчинский район, Ленинградская область Валун Лунный камень расположен в поселке Сиверский. Этот камень лежит на склоне одного из оврагов, на территории детского оздоровительного лагеря «Адмиралтеец». Лунный камень находится недалеко от пересечения

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

Глава 6 ЛУННЫЙ КОТ – ГЕРОЙ МИФОВ ДРЕВНИХ ПЕРУАНЦЕВ Если неподготовленного человека спросить об известных ему андских цивилизациях, то он, прежде всего, вспомнит об инках и Тиауанако. Не исключено, что помянет и «таинственные» изображения Наски. Кое-кто, задумавшись,

Из книги Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам автора Довгань Вячеслав Георгиевич

Глава 3 ЛУННЫЙ ФОТОГРАФ. ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ Наша естественная спутница Луна интересовала жителей Земли с незапамятных времён. Но земляне могли видеть только одну её сторону, поскольку периоды кругового вращения Луны вокруг своей оси и вращения её вокруг Земли

автора Габович Евгений Яковлевич

Лунный счет времени в Библии Некоторые герои библии живут много сотен годов. (Мафусаил прожил 969 лет, что равно 78,3 года по солнечному календарю). Это явно указывает на то, что они вели счет годов по лунному календарю. Портрет Екатерины II с надписью ее возраста в лунных годах

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Глава 12. Лунный счет времени в ранней истории Год является мерой любого мыслимого движения от конечной точки к конечной точке и имеет разную длину в соответствие с различными интересами людей. Так некоторые принимают его длину с учетом противостояния светил за 30

Из книги Предыстория под знаком вопроса (ЛП) автора Габович Евгений Яковлевич

Лунный счет времени у Герасимова Но пока солнечный цикл точно не исследован, вторичные признаки не дают необходимой точности привязки. Поэтому автоматически используется лунный цикл. Все городское делопроизводство ведется по лунному календарю. Герасимов,

Новички в Фэн-шуй часто спрашивают, почему тот или иной месяц китайского календаря начинается не с новолуния, а с другой даты.

Ещё один регулярный вопрос начинающих: почему дата начала Нового года по китайскому календарю отличается в разных источниках, почему Новый год празднуют дважды.

Китайский календарь - это явление, о котором можно писать отдельную книгу.

По легенде, китайский сельскохозяйственный календарь Ся ввёл в обиход легендарный Желтый Император Хуан-Ди более четырех с половиной тысяч лет тому назад. Хуан-Ди приписывают авторство многих классических сочинений, в том числе основополагающих медицинских трактатов « Хуан-Ди Нэй цзин», а также короткого сочинения в стихах « Иньфуцзин», почитаемого в даосизме.

Считается, что первым годом китайского календаря был 2698 (по другим источникам - 2697) год до нашей эры.

По другой версии, первые 60 лет Желтый Император проверял на практике, как работает его система, и начал отчет времени шестьюдесятью годами позже, с 2637 года до нашей эры.

Китайский календарь - лунно-солнечный, он составлен из лунных и солнечных циклов - месяцев.

Для предсказаний, Фэн-шуй и бацзы в практике китайской метафизки используют солнечный календарь, так как Солнце оказывает самое большое влияние на нашу жизнь.

И хотя Луна также очень важна, ее влияние менее значимо.

Особенности китайского календаря

Древние китайцы, наблюдая за движением светил, звезд и планет, сопоставили их влияние с событиями, происходящими в жизни людей, и смогли создать так называемый «сельскохозяйственный» календарь, или «Календарь Ся». Такое название он получил потому, что вошел в обиход в эпоху Ся (21-16 века до н.э.)

Китайский календарь - это не просто метод учета времени, но система, которая описывает движение времени в терминах пяти элементов (У-Син).

Китайский календарь основан на шестидесятилетних циклах, которые представлены определенным сочетанием десяти Небесных стволов:

  • Янское Дерево, Иньское Дерево, Янский Огонь, Иньский Огонь, Янская Земля, Иньская Земля, Янский Металл, Иньский Металл, Янская Вода, Иньская Вода

и двенадцати Земных ветвей:

  • Крыса, Бык, Тигр, Кролик, Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья.

Именно так и появляется название - год Огненного Петуха (2017) или год Земляной Собаки (2018).

В китайском календаре есть дни, лунные месяцы и сезоны, то есть «солнечные месяцы», а также их периоды.

Лунные месяцы в китайском календаре

Лунный месяц (юэ) для китайцев - это промежуток от одного новолуния до другого. Под новолунием в китайском календаре понимается момент соединения Луны с Солнцем, а не «молодой» серп Луны, в как в некоторых других системах.

Лунные месяцы в китайском календаре не имеют специальных названий.

Они просто нумеруются по порядку, и каждый третий год появляется 13-ый лунный месяц.

Поэтому, например, месяц Петуха (Крысы, Быка, Свиньи и т.д.) - это солнечный месяц, а не лунный, и его начало не связано с новолунием!

В зависимости от количества дней в лунном месяце, 29 или 30, лунный месяц может называться «малым» или «большим».

Сезоны, или «Солнечные месяцы»

Основная сложность китайского календаря в том, что помимо лунных месяцев (Юэ ), есть и солнечные (Ци ).

Солнечный месяц в китайском календаре - это период времени, за который Солнце проходит 30 градусов тропического зодиака.

Каждый солнечный месяц (сезон) состоит из двух половин. Начало первой половины (и всего сезона) называется «цзеци» (разделитель). Эта дата отмечается в календаре тёмным цветом (см. рисунок ниже).

Поэтому в году есть 12 сезонов и 24 периода*, примерно по 15 дней каждый:

  • Личунь - Начало весны 立春, 4 февраля.
  • Юйшуй - Дождевая вода 雨水,18 февраля.
  • Цзинчжэ - Пробуждение насекомых (червей) 惊蛰, 6 марта.
  • Чуньфэнь - Весеннее Равноденствие 春分, 18 марта.
  • Цинмин - Ясно и светло 清明, 5 апреля.
  • Гуюй - Зерновые дожди 谷雨 , 19 апреля.
  • Лися - Начало лета 立夏, 6 мая.
  • Сяомань - Малые ростки 小满, 21 мая.
  • Манчжун - Колошение хлебов 芒种, 6 июня.
  • Сячжи - Летнее солнцестояние 夏至, 21 июня.
  • Сяошу - Малая жара 小暑, 7 июля.
  • Дашу - Большая жара 大暑, 28 июля.
  • Лицю - Начало осени 立秋, 8 августа.
  • Чушу - Окончание жары 处暑, 23 августа.
  • Байлу - Белые росы 白露, 8 сентября.
  • Цюфэнь - Осеннее равноденствие 秋分, 23 сентября.
  • Ханьлу - Холодные росы 寒露, 8 октября.
  • Шуанцзян - Выпадение инея 霜降, 23 октября.
  • Лидун - Начало зимы 立冬, 7 ноября.
  • Сяосюэ - Малые снега 小雪, 22 ноября.
  • Дасюэ - Большие снега 大雪, 7 декабря.
  • Зимнее солнцестояние - 冬至, 22 декабря.
  • Сяохань - Малые холода 小寒, 6 января.
  • Дахань - Большие холода 大寒, 21 января.

*точную дату начала периода следует смотреть в календаре на конкретный год.

Важно : лунные и солнечные месяцы в китайском календаре почти никогда не совпадают.

Почему китайский новый год празднуется дважды

Китайцы используют периоды Личунь, Лися, Лицю и Лидун как начало весны, лета, осени и зимы.

«Ли» означает «видеть» или «начало».

Новый год, значимый для практика китайской метафизики, начинается при наступлении весны или Личуня . Это начало солнечного календаря каждого года, которое приходится на 3-5 февраля.

Его дата отличается от даты лунного календаря, в котором китайский Новый Год, выпадает на 1-ю луну 1-го месяца.

Новый год по лунному календарю - это государственный праздник. Но для нас важнее - солнечный Новый год!

Прикладываю пример традиционного китайского календаря.


Обратите внимание, затемненные клетки (даты начала солнечных сезонов) почти никогда не совпадают с новолуниями, или началами лунных месяцев.

Они могут приходиться на любой лунный день. Мало того, они могут попадать в разные лунные месяцы.
Так, если в 1975 году Цинмин «Ясно и светло» (5.04.75) попало во 2-й лунный месяц, то в 1976-м году оно попадет в 3-й (4.04.76), это будет 5-й лунный день 3-го лунного месяца.

Напомню, что для целей прорицания, Фэн-шуй и бацзы мы используем солнечный китайский календарь.

При подготовке статьи были использованы материалы:

  • А. Костенко. Традиционный китайский календарь и его применение в метафизических искусствах.
  • Крюков М. В. К проблеме циклических знаков в древнем Китае // Древние системы письма. Этническая семиотика.
  • Воробьёв А. Н. Традиционный китайский календарь.
  • Климишин И. А. Календарь и хронология.
  • Знания, полученные из курса «Четыре Столпа Судьбы (Бацзы)» Анатолия Соколова, которого я являюсь.

Итак, подытожим, каковы особенности китайского календаря

  • Китайский календарь - это сложное явление, которое учитывает не просто даты, но движение времени в терминах пяти элементов (У-Син): Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода. Он базируется на 60-летнем цикле, Цзя-цзы, который формируется определенным сочетанием Небесных стволов и Земных ветвей.
  • Китайский календарь - лунно-солнечный. Он состоит из дней, лунных и солнечных месяцев (сезонов). Солнечные месяцы делятся на две части, поэтому в году 12 сезонов и 24 периода примерно по 15 дней каждый.
  • В практике прорицанция, Фэн-шуй и базцы используются солнечные месяцы, и год отсчитывается от момента начала солнечного сезона Личунь - Начало весны 立春.
  • Месяц Петуха, Собаки (Свиньи, Дракона и др.) может быть только солнечным, так как у лунных месяцев нет названий, следовательно, начало месяца не связано с новолунием.
  • Китайский Новый год отмечается дважды, по солнечному и лунному календарю. Момент переключения энергий, важный для практиков китайской метафизики, - это Солнечный Новый год. Лунный новый год - это государственный праздник в Китае.

Подобрать оптимальное решение для Вашей ситуации можно на консультации, прочитать подробнее о которой Вы .

Есть вопросы? Пожалуйста, пишите их в комментариях к этой статье. Также буду благодарна за Ваш отклик.

С уважением и пожеланиями удачи,

По преданиям традиционный китайский календарь был создан легендарным Жёлтым Императором (Хуан Ди) в III-м тысячелетии до нашей эры. Данный календарь представляет собой весьма сложную систему летоисчисления, в которой учитываются циклы небесного движения сразу четырёх планет - Луны, Солнца, Юпитера и Сатурна. Таким образом, китайский календарь является одновременно лунно-солнечно-юпитерно-сатурнианским.

Более того, этот календарь создавался не только на астрономической, но и на натурфилософской основе. В нём ясно отражены древнекитайские представления о взаимодействии Пяти Элементов Мироздания (У-Син) и о взаимоотношениях субстанций Инь и Ян. Поэтому традиционный китайский календарь представляет собой весьма сложную, но тем не менее исключительно стройную и логичную естественнонаучную конструкцию.

Данный календарь используется в восточноазиатских странах не только для того, чтобы вести счёт годам, месяцам и дням. Он широко используется в Фэн-Шуй, в различных прорицательных методиках (в гадании по Книге Перемен, в прорицательных методиках "Четыре Столпа Судьбы" и "Ци Девяти Звёзд", в традиционной китайской нумерологии), а также в некоторых восточноазиатских психофизических дисциплинах. Поэтому для того, чтобы вышеперечисленные методы работали эффективно, при их использовании крайне важно руководствоваться максимально точным календарём.

Традиционное китайское летоисчисление (принятое также в Японии, Корее и в странах Юго-Восточной Азии) оперирует в первую очередь лунными месяцами. Именно начало первого лунного месяца (в течение 19-ти лет "плавающее" между 21-м января и 19-м февраля по григорианскому стилю) отмечается в этих странах как начало Нового Года. Эпохи, до сих пор принятые, например, в Японии, соответствующие годам правления того или иного императора, также оперируют "лунной" составляющей китайского календаря. Причём началом первого года той или иной эпохи является именно лунный год.

Тем не менее китайский календарь является в первую очередь солнечным. В зависимости от взаимного совмещения астрономических циклов Солнца и Луны в китайском лунном году может быть либо 12, либо 13 лунных месяцев, причём число суток в месяце может быть либо 29, либо 30. Упомянем, что сутками в китайском календаре считается время, проистекающее между предыдущей и последующей полночью, то есть между 00:00 часов предыдущих и последующих суток, разумеется по поясному (меридианному) времени.

Китайские сутки начинаются в 23:00 предыдущих суток (в час Крысы, длящийся с 23:00 до 01:00; полночь приходится на середину этого часа) и заканчиваются в это же время (в час Свиньи, длящийся с 21:00 до 23:00) последующих суток. То есть, китайские сутки и часы (а часов в китайских сутках имеется 12) являются солнечными.

Лунный месяц (юэ) в китайском календаре представляет собой количество суток, проистекающее между предыдущим и последующим новолуниями. Причём если новолуние происходит до 12:00 по поясному времени, то данные сутки являются первыми в новом лунном месяце, а истекший месяц содержит 29 суток; если же новолуние происходит после 12:00, то данные сутки в истекшем месяце являются 30-ми. Деление на 29-ти и 30-ти суточные лунные месяцы условно. В принципе каждый лунный месяц слагается из 29-ти суток, 12-ти часов и 44-х минут.

Разное количество суток в лунных годах

Лунный год в свою очередь представляет собой время, проистекшее между двумя новолуниями, при которых Луна находится в одном и том же знаке тропического Зодиака, т.е. в одном и том же символическом секторе эклиптики. Подробно объяснять разницу между тропическим (эклиптическим) и сидерическим (звёздным или астрономическим) Зодиаком в данной статье не имеет принципиального смысла. Интересно, что в некоторых лунных годах содержится 12 лунных месяцев, а в некоторых 13. Соответственно в 12-месячных годах содержится 354-355 суток, а в 13-месячных - 384-385 суток. Почему же?

Для объяснения этого факта следует обратиться к "солнечной" составляющей китайского календаря. Китайский солнечный год представляет собой время, проистекающее между двумя одинаковыми положениями Солнца относительно неподвижных звёзд. То есть, китайский солнечный год является сидерическим (звёздным). За начало китайского солнечного года (и за начало весны также) в настоящее время принимается положение Солнца на звёздном небе, которое оно занимает 4-5 февраля.

Первоначально за начало солнечного года в Древнем Китае принималось положение Солнца, которое оно занимает 7-8 декабря. Декабрьский Новый Год был принят из тех соображений, чтобы зимнее солнцестояние (21-22 декабря) приходилось на первый месяц начавшегося года. А на февраль он был перенесён известным древнекитайским культурным героем Да Юем приблизительно в 2200-м году до н.э., причём нельзя утверждать с уверенностью, что данная реформа была осуществлена исключительно из естественнонаучных соображений. Таким образом дата начала китайского солнечного года была перенесена на два месяца вперёд, и вместе с нею, по-видимому, настолько же был перенесён срок начала "действия" годовых циклических знаков - Небесных Стволов и Земных Ветвей (речь об этом пойдёт ниже).

В солнечном году содержится 12 солнечных месяцев, или "сезонов" (ци). Перечислим их, указывая кроме дат начала каждого месяца ещё и даты их середины, а также их традиционные названия:

    1-й месяц:
  • "Начало весны" - 4-5 февраля (начало месяца)
  • "Дождевая вода" - 18-19 февраля (середина месяца)
  • 2-й месяц:
  • "Пробуждение от спячки" - 5-6 марта (начало месяца)
  • "Весеннее равноденствие" - 20-21 марта (середина месяца)
  • 3-й месяц:
  • "Светло и ясно" - 4-5 апреля (начало месяца)
  • "Хлебные дожди" - 20-21 апреля (середина месяца)
  • 4-й месяц:
  • "Начало лета" - 5-6 мая (начало месяца)
  • "Малое наполнение" - 21-22 мая (середина месяца)
  • 5-й месяц:
  • "Колошение хлебов" - 5-6 июня (начало месяца)
  • "Летнее солнцестояние" - 21-22 июня (середина месяца)
  • 6-й месяц:
  • "Малая жара" - 7-8 июля (начало месяца)
  • "Большая жара" - 22-23 июля (середина месяца)
  • 7-й месяц:
  • "Начало осени" - 7-8 августа (начало месяца)
  • "Прекращение жары" - 23-24 августа (середина месяца)
  • 8-й месяц:
  • "Белые росы" - 7-8 сентября (начало месяца)
  • "Осеннее равноденствие" - 23-24 сентября (середина месяца)
  • 9-й месяц:
  • "Холодные росы" - 8-9 октября (начало месяца)
  • "Выпадение инея" - 23-24 октября (середина месяца)
  • 10-й месяц:
  • "Начало зимы" - 7-8 ноября (начало месяца)
  • "Малые снега" - 22-23 ноября (середина месяца)
  • 11-й месяц:
  • "Большие снега" - 7-8 декабря (начало месяца)
  • "Зимнее солнцестояние" - 21-22 декабря (середина месяца)
  • 12-й месяц:
  • "Малый холод" - 5-6 января (начало месяца)
  • "Большой холод" - 20-21 января (середина месяца)

Закономерности лунных и солнечных затмений

Начала лунных и солнечных месяцев практически никогда не совпадают. Зато в подавляющем большинстве случаев на лунный месяц приходятся либо и начало, и середина солнечного месяца, либо только середина. Те же лунные месяцы, на которые приходится лишь начало солнечного месяца (без середины), называются вставными (по-китайски жунь). Их порядковые номера не являются фиксированными. Лунные годы, на которые приходятся вставные лунные месяцы, будут содержать не 12, а 13 лунных месяцев.

Следует отметить, что количество и порядковые номера 13-месячных лунных годов, как и порядковые номера вставных лунных месяцев не произвольны. Они, как, кстати, количество и порядок лунных и солнечных затмений, подчиняются определённой закономерности, обусловленной 19-летним циклом обращения Луны вокруг Земли (так называемым Метоновым циклом).

Годовое исчисление в китайском календаре является "юпитерным". Дело в том, что период обращения Юпитера вокруг Солнца равен 11-ти годам, 314-ти суткам, 19-ти часам и 12-ти минутам, то есть приблизительно 12-ти годам. В каждом знаке Зодиака Юпитер пребывает прибизительно 1 год. Поэтому создатели китайского календаря сочли целесообразным вести счёт годам в соответствии с циклом движения Юпитера по звёздному небу.

Вместе с тем в китайском календаре также был учтён цикл обращения другой планеты, видимой невооружённым глазом, - Сатурна. Период обращения Сатурна вокруг Солнца равен 29-ти годам, 168-ми суткам и 22-м минутам. То есть, приблизительно за 2 оборота Сатурна вокруг Солнца Юпитер совершает 60 оборотов. Так возник 60-ти летний китайский календарный цикл.

Система Небесных Стволов и Земных Ветвей

Чтобы согласовать летоисчисление с циклами Юпитера и Сатурна, создатели китайского календаря для обозначения годов ввели систему "Небесных Стволов" - Тяньгань и "Земных Ветвей" - Дичжи. "Земные ветви" собственно и представляют китайский юпитерный Зодиак. А "Небесные Стволы" в свою очередь по-видимому неким образом отражают древнекитайские натурфилософские представления о Пяти Стихиях Мироздания (Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода).

Поэтому название каждого года в традиционном китайском календаре состоит из двух иероглифов. Первый иероглиф означает Небесный Ствол, а второй - Земную Ветвь. Следует упомянуть, что иероглифы как Небесных Стволов, так и Земных Ветвей самостоятельного "зодиакального" смысла не содержат. При этом все они соотносятся как с элементами Пяти Стихий, так и субстанциями Инь и Ян, а также с цветовой гаммой и с направлениями по сторонам света. Ниже перечислены Небесные Стволы с их названиями в русской транскрипции.

Небесные Стволы

  • Цзя - Янское Дерево (Д); синее, зелёное; Восток
  • И - Иньское Дерево (д); синее, зелёное; Восток
  • Бин - Янский Огонь (О); красный; Юг
  • Дин - Иньский Огонь (о); красный; Юг
  • У - Янская Земля (З); жёлтая; Центр
  • Цзи - Иньская Земля (з); жёлтая; Центр
  • Гэн - Янский Металл (М); белый; Запад
  • Синь - Иньский Металл (м); белый; Запад
  • Жэнь - Янская Вода (В); чёрная; Север
  • Гуй - Иньская Вода (в); чёрная; Север

Монголы, заимствовав систему китайского летоисчисления, присвоили каждой Земной Ветви имя одного из животных. Они перечислены ниже в соотношении со стихиями, субстанциями, направлениями по сторонам света, а также с их общепринятыми "монгольскими" названиями.

Земные Ветви

  • Цзы - Янская Вода (В); Крыса; Север
  • Чоу - Иньская Земля (з); Бык; Север - Северо-Восток
  • Инь - Янское Дерево (Д); Тигр; Северо-Восток - Восток
  • Мао - Иньское Дерево (д); Заяц; Восток
  • Чэнь - Янская Земля (З); Дракон; Восток - Юго-Восток
  • Сы - Иньский Огонь (о); Змея; Юго-Восток - Юг
  • У - Янский Огонь (О); Лошадь; Юг
  • Вэй - Иньская Земля (z); Коза (Овца); Юг - Юго-Запад
  • Шэнь - Янский Металл (М); Обезьяна; Юго-Запад - Запад
  • Ю - Иньский Металл (м); Курица; Запад
  • Сюй - Янская Земля (Z); Собака; Запад - Северо-Запад
  • Хай - Иньская Вода (в); Свинья; Северо-Запад - Север

Так, например, 2016-й год в китайском летоисчислении будет именоваться Год Бин-Шэнь (Бин-Шэнь нянь) - Год Красной Обезьяны, а 1985-й год - Год И-Чоу (И-Чоу нянь) - Год Синего (Зелёного) Быка.

Небесные Стволы и Земные Ветви используются не только для обозначения годов, но также месяцев, суток и часов. С месяцами и часами проще, поскольку каждый месяц в году и каждый час в сутках имеют фиксированную земную ветвь.

Месяц:

  • 1-й (с 4-5 февраля) - Инь (Тигр)
  • 2-й (с 5-6 марта) - Мао (Заяц)
  • 3-й (с 4-5 апреля) - Чэнь (Дракон)
  • 4-й (с 5-6 мая) - Сы (Змея)
  • 5-й (с 5-6 июня) - У (Лошадь)
  • 6-й (с 7-8 июля) - Вэй (Коза, Овца)
  • 7-й (с 7-8 августа) - Шэнь (Обезьяна)
  • 8-й (с 7-8 сентября) - Ю (Курица)
  • 9-й (с 8-9 октября) - Сюй (Собака)
  • 10-й (с 7-8 ноября) - Хай (Свинья)
  • 11-й (с 7-8 декабря) - Цзы (Крыса)
  • 12-й (с 5-6 января) - Чоу (Бык)

Часы:

  • 1-й (23:00 - 01:00) - Крыса
  • 2-й (01:00 - 03:00) - Бык
  • 3-й (03:00 - 05:00) - Тигр
  • 4-й (05:00 - 07:00) - Заяц
  • 5-й (07:00 - 09:00) - Дракон
  • 6-й (09:00 - 11:00) - Змея
  • 7-й (11:00 - 13:00) - Лошадь
  • 8-й (13:00 - 15:00) - Коза, Овца
  • 9-й (15:00 - 17:00) - Обезьяна
  • 10-й (17:00 - 19:00) - Курица
  • 11-й (19:00 - 21:00) - Собака
  • 12-й (21:00 - 23:00) - Свинья

А вот Небесные Стволы для месяцев являются сквозными. Для часов они вычисляются, исходя из дневного Небесного Ствола. Для суток же 60-ричный цикл является сквозным как в плане Небесных Стволов, так и Земных Ветвей (как и для годов). Например, 2135 25 января 1993-го года в китайском формате будет таким - Гуй-Ю нянь, Цзя-Инь ци, Бин-У жи, Цзи-Хай ши (нянь обозначает год, ци - солнечный месяц, не путать с лунным (юэ), жи - день и ши - час).

В принятом в остальном мире "зодиакальном" формате эта дата будет выглядеть так - Год Чёрной Курицы, Месяц Синего (или Зелёного) Тигра, День Красной Лошади, Час Жёлтой Свиньи. А в формате стихий и субстанций Инь и Ян эта дата будет выглядеть так - Год вм, Месяц ДД, День ОО, Час зв. Последний "Инь-Янский" формат будет важен для нас в дальнейшем, когда мы вплотную перейдём к рассмотрению проблемы, которая собственно и побудила нас к написанию данной статьи.

Большой Год, Эра, Цикл, Поколение, Эпоха

Кроме вышеперечисленных составных элементов традиционного китайского календаря (год, месяц, день и час) следует также упомянуть такие элементы, как Большой Год, Эра, Цикл, Поколение и Эпоха.

Большой Год - это период, в течение которого сменяются все 12 Земных ветвей. Он содержит 12 обычных лет.

Эра - это период, в течение которого сменяются все возможные сочетания Небесных Стволов и Земных Ветвей. Эра содержит 60 обычных лет или 5 Больших Годов.

Цикл состоит из 3-х Эр, т.е. он содержит 180 обычных лет. Эры в цикле именуются Верхняя (1-я), Средняя (2-я) и Нижняя (3-я).

Каждый цикл, кроме того, подразделяется на 9 Поколений по 20 лет.

Эпоха содержит в себе 20 Циклов, или 60 Эр, или 3600 обычных лет. Со времени правления Жёлтого Императора миновала лишь одна Эпоха, и сейчас длится вторая.
Текущая Нижняя Эра (18-я во второй Эпохе) и текущий Цикл начались в 1984-м году.

Теперь, после того как выше была вкратце изложена структура традиционного китайского календаря, можно перейти к сути проблемы. А именно, какую дату в данном календаре следует считать отправной.

Точная дата начала китайского календаря

Годом, с которого ведёт своё начало летоисчисление в Древнем Китае традиционно считается 2698-й год до нашей эры. Согласно преданиям именно с этого года Жёлтый Император положил начало китайскому летоисчислению. И вот здесь мы можем заметить принципиальное несоответствие.

Как утверждают все без исключения источники, посвящённые традиционному китайскому летоисчислению, началом китайского календаря следует считать год, месяц, день и час, начинающиеся с циклических знаков Цзя-Цзы (ДВ), т.е. год Синей (Зелёной) Крысы, месяц Синей (Зелёной) Крысы, день Синей (Зелёной) Крысы и час Синей (Зелёной) Крысы.

Данный момент особо принципиален для отсчёта годов и дней, поскольку в отличие от месяцев и часов их 60-ричная цикличность сквозная. Так как при Жёлтом Императоре Новый Год начинался 7-8 декабря (в Месяц Крысы), необходимо отыскать в календаре год, циклические знаки которого (равно как и месяца, и дня) имели такие же циклические знаки. Но 2698-й год до н.э. является годом Чёрной Собаки (Жэнь-Сюй, ВZ). А декабрь этого года протекал под циклическими знаками Жэнь-Цзы (ВВ). Так что традиционный китайский календарь никак не мог начаться с этого года.

Данное несоответствие скорее всего обусловлено тем, что за всю историю своего существования китайский календарь претерпел несколько реформ, в том числе и таких, которые имели не столько естественнонаучный (натурфилософский), сколько политический смысл. Однако наша задача состоит в том, чтобы найти отправную дату китайского календаря, опираясь исключительно на древнюю натурфилософскую базу.

Здесь следует ещё раз упомянуть о том, что циклические знаки относятся лишь к "солнечной" составляющей китайского календаря, т.е. к солнечным годам и месяцам (соответственно также к дням и часам). Они не имеют никакого отношения к лунным годам, месяцам и дням.
Так, например, если в 1980-м году лунный год начался 16 февраля, а солнечный 5 февраля, то циклические знаки, относящиеся к данному году и к февралю начинают "действовать" не 16-го, а 5-го февраля. В силу того, что в эпоху правления Жёлтого Императора год начинался не в феврале, как сейчас, а в декабре, циклические знаки года могли быть сдвинуты. Кроме того декабрь всегда имеет Земную Ветвь Цзы (Крыса, Янская Вода, В). Февраль же всегда имеет Земную Ветвь Инь (Тигр, Янское Дерево, Д).

Ближайшим к 2698-му году до н.э. годом, циклическими знаками которого были Цзя-Цзы (Синяя Крыса, ДВ), является 2696-й. А с учётом допущения, что годовые циклические знаки в последующие времена могли быть сдвинуты, и того факта, что Новый Год тогда начинался в декабре, первым годом в китайском календаре вполне может быть 2697-й год до н.э. Тогда отправным месяцем календаря будет являться декабрь 2697-го года до н.э. Именно этот месяц данного года имеет циклические знаки Цзя-Цзы (ДВ).

Теперь остаётся определить день в декабре 2697-го года до н.э., циклическими знаками которого также будут знаки Цзя-Цзы (ДВ). Согласно общепринятой методике расчёта Небесного Ствола первого часа китайских суток первый час в день Цзя-Цзы (ДВ) также будет иметь аналогичные знаки.
Дневные циклические знаки повторяются через каждые 60 дней. Если взять за отправную точку определённую дату, например дату "декабрьского" Нового Года (7-8 декабря), то через 360 дней (почти через год) день с теми же циклическими знаками, что и отправная дата, будет находиться очень близко к дате Нового Года.
Между отправной датой и той же в другом году будет располагаться число дней менее 60-ти. И вполне логично предположить, что через определённое количество 60-дневных циклов искомые циклические знаки отправной даты китайского календаря (в нашем случае ДВ) будут приходиться на 7-8 декабря 2697-го года до н.э.

Примем за отправную точку 8-е декабря (начало 11-го солнечного месяца, циклические знаки месяца Цзя-Цзы, ДВ; циклические знаки дня Гэн-У, МО) 1983-го года, имеющего те же циклические знаки, что и 2697-й год до н.э., т.е. Цзя-Цзы, ДВ (допустив, что при переносе даты Нового Года с декабря на февраль годовые циклические знаки были сдвинуты). В этом случае мы имеем совпадение годовых и месячных циклических знаков декабря 1983-го года и 2697-го года до н.э.
Нас не устраивает лишь несовпадение циклических знаков дня. 8-е декабря 1983-го года имеет циклические знаки МО. А нам для подтверждения нашего предположения нужно, чтобы знаки искомого дня (7-8 декабря 2697-го года до н.э.) были ДВ.

Для того, чтобы проверить это предположение, нам нужно точно определить, сколько 60-дневных циклов прошло между 8-м декабря 1983-го года и 7-8 декабря 2697-го года до н.э. А это можно сделать лишь зная точное значение продолжительности солнечного года в сутках, причём именно то значение, которое использовалось в расчёте дат китайского календаря.

Продолжительность солнечного года в различных системах летоисчисления

Совершенно очевидно, что используемые в различных системах летоисчисления значения продолжительности солнечного года не слишком отличаются друг от друга. Так, например, продолжительность тропического солнечного года (т.е. период последовательного прохождения Солнца через один и тот же градус эклиптики) Ттроп = 365,2422 солнечных суток.

Продолжительность сидерического солнечного года (т.е. период, спустя который Солнце занимает то же положение относительно неподвижных звёзд) Тсид = 365,2564 солнечных суток. Григорианский год, введённый с целью нивелировать отставание Солнца от точек равноденствия и солнцестояния вследствие прецессии земной оси, имеет продолжительность Тгриг = 365,25 солнечных суток. А юлианский год имел продолжительность Тюл = 365 солнечных суток.

Все эти значения в определённой степени условны, поскольку в случаях, когда счёт идёт на столетия и тысячелетия, в календарных системах они дают ощутимую погрешность. Нам нужно найти точную продолжительность солнечного года, которая использовалась при составлении китайского календаря и которая не даст ощутимой погрешности в течение тысячелетий.
Во всех серьёзных изданиях китайского календаря приводится точное поясное время наступления начала и середины солнечных месяцев (в часах и минутах).

В нашем распоряжении были календарные данные на период с 1864-го по 2030-й годы. Используя данные о точном времени начала 11-го солнечного месяца (7-8 декабря) в каждом из годов, мы расчитали среднюю продолжительность китайского солнечного года в солнечных сутках, и мы получили значение Ткит = 365,2449795. Данная величина отличается от продолжительности тропического года Ттроп всего лишь на 4 минуты, а от продолжительности григорианского года Тгриг - на 7 минут. Вместе с тем эти минуты в течение тысячелетий могут дать ощутимую погрешность, выражающуюся не в одних сутках.

Рассчитаем, сколько 60-дневных циклов прошло с 8-го декабря 1983-го года до начала 11-го месяца 2697-го года до н.э, то есть за 4680 лет:
N60 = (Ткит *4680)/60 = (365,2449795*4680)/60 = 28489,1084 циклов
То есть, через 28489 циклов или через 1709340 дней (если отсчитывать их от 8-го декабря 1983-го года в обратном порядке) повторится день с циклическими знаками МО.

Переведём остаток после запятой в значении N60 в сутки:
0,1084х60 = 6,50406 суток, или 6 суток, 12 часов и 6 минут.
То есть, дата начала 11-го солнечного месяца 2697-го года до н.э. (т.е. "декабрьского" Нового Года) отстоит от дня с циклическими знаками МО на шесть с половиной суток.

Так как 11-й месяц в 1983-м году начался 8-го декабря в 0043, то половина суток в значении 6,50406 означает, что 11-й месяц в 2697-м году до н.э. начался 7-го декабря приблизительно в двенадцать часов дня по поясному времени, а точнее в 11 часов 54 минуты. Кстати, это был понедельник.
Поскольку в 1983-м году 11-й солнечный месяц начался после полуночи, а в 2697-м году до н.э. он начался до полуночи, 0,50406-ю сутками мы можем пренебречь. Это означает, что между днём с циклическими знаками МО и началом 11-го месяца в 2697-м году до н.э. прошло всего 6 суток.

Посмотрим по 60-дневному циклу, день с какими циклическими знаками отстоит от дня с циклическими знаками МО на 6 дней при обратном отсчёте. Мы увидим, что это будет день с циклическими знаками ДВ! Именно тот день, с которого по условию совпадения циклических знаков года, месяца и дня должен начинаться отсчёт в китайском календаре. А согласно методике расчёта Небесного Столпа первого часа в зависимости от Небесного Ствола дня первый час в день с циклическими знаками ДВ также будет иметь циклические знаки ДВ! Отправная дата китайского календаря, с которой начался отсчёт в китайском летоисчислении, найдена.

Такое совпадение циклических знаков года, месяца, дня и часа является исключительным. Следующий раз оно может повториться, как показывают расчёты, лишь через 2880000 лет (отсчитывая от 7-го декабря 2697-го года до н.э.), то есть во вторник 8-го декабря 2877303-го (!) года, в 1056 по поясному времени.

Поэтому, учитывая такую чрезвычайную исключительность данного события, наши рассуждения по поводу уточнения отправной даты традиционного китайского календаря выглядят достаточно убедительными. И мы можем практически с уверенностью утверждать, что во времена Жёлтого Императора летоисчисление в Китае началось в понедельник 7-го декабря 2697-го года до н.э. А после реформы Да Юя оно стало вестись с 4-го февраля 2696-го года до н.э.

То, что используемый ныне китайский календарь может содержать некоторые неточности, я всерьёз заподозрил после того, как неплохо освоил древнекитайские предсказательные методики, упомянутые в начале этой статьи. Все они основаны на интерпретациях даты рождения, переведённой в китайский формат. Особенно много вопросов по поводу точности предсказаний возникало у меня в процессе использования китайской нумерологии.

Данный метод заключается в том, что цифры даты рождения, переведённой в китайский формат, вносятся в соответствующие ячейки магического квадрата Ло-Шу (квадрат 3 на 3), и по сложившейся комбинации цифр выносится суждение о том, какие интеллектуальные, эмоциональные, волевые, нравственные и духовные качества будут присущи данному человеку и как они будут влиять на его судьбу.

В процессе упомянутых расчётов порядковый номер года рождения человека отсчитывается от первого года традиционного китайского летоисчисления, т.е. от 2698-го года до н.э. 1960-й год в китайском формате будет 4658-м годом; 1984-й - 4682-м; 2017-й - 4715-м, и т.д.

Строя нумерологические карты рождения людей, которых я долгое время знаю, я с удивлением обнаружил, что качества этих людей, описываемые полученными картами, зачастую совершенно не соответствуют реальным их качествам.
Так, например, один из моих давних и очень хороших знакомых по его нумерологической карте рождения должен был бы быть эмоционально холодным, бесчувственным, бездуховным, обладать весьма средним умом и при этом быть прочно зацикленным на материальных сторонах жизни. К тому же в экстремальных ситуациях он не мог бы постоять за себя. Получалось, что этот человек просто какой-то меркантильный и эгоистичный аутист.
На самом же деле это человек чрезвычайно эмоциональный и чувствительный, ранимый, сострадательный, добрый и отзывчивый, обладающий весьма незаурядным умом и высокодуховным мироощущением, совершенно можно так сказать инфантильный в материальных вопросах, настоящий бессребреник и при этом могущий очень жёстко (и даже жестоко) постоять за себя в "зашкаливающих" ситуациях. И таких примеров несовпадения реальных качеств людей с качествами, вычисляемыми по дате их рождения, я мог бы привести десятки.

Вместе с тем нумерологическая картина получалась намного более точной, а в некоторых случаях и исключительно точной, если в нумерологических расчётах я отталкивался не от традиционного начала китайского летоисчисления, т.е. не от 2698-го года до н.э., а от скорректированного мною, т.е. от 2696-го года до н.э. Так 1962-й год в китайском формате становится не 4660-м, а 4658-м годом; 1994-й - не 4692-м, а 4690-м; 2005-й - не 4703-м, а 4701-м.

Конечно же, мне не хотелось бы безапелляционно отрицать древнекитайскую традицию, насчитывающую сотни и даже тысячи лет. Однако, как показывают осторожные высказывания и некоторых других исследователей, изучающих различные древнекитайские науки, определённые неточности, содержащиеся в традиционном китайском календаре, всё же бросаются в глаза. Поэтому я считаю, что данный вопрос - насколько точен существующий китайский календарь - надо не игнорировать, а прояснять.

Фомюк Геннадий Анатольевич, 28.09.17

Список использованной литературы
  1. А. Костенко, И. Петушков. Традиционный китайский календарь для Фэн-Шуй и астрологии. Киев, "София", 2001. - 400 с.
  2. В.В. Цыбульский. Календари и хронология стран мира: (Книга для учащихся) - Москва: Просвещение, 1982. - 128 с., ил.
  3. Астрологический толковый словарь. Составители: А. Московский, Ф.К. Величко - Москва, РИМЭКС, 1992

Англичане говорят, что даже собаки имеют свой собственный зодиакальный год рождения. В Китае сложилась абсолютно самостоятельная астрологическая традиция. Это связано, видимо, с самим менталитетом человека Востока, склонного к созерцательной жизни. Это старейшая во всем мире система хронологической документации, восходящая к дням Желтого Императора Хуан Ди. В основу восточного гороскопа были положены циклы двух планет: Юпитера, состоящего из 12 лет, и Сатурна - 58 лет. Все годы цикла носят названия животных (так же как и время суток - каждые два часа имеют свое название). В китайском лунном календаре 12 животных, которые считаются наиболее удачливыми по отношению к остальным. Новый год в Китае отмечается в конце февраля. Каждый год дата меняется, кроме того, начинают китайцы справлять Новый год за неделю до этого, поэтому праздник называют фестивалем. Люди с нетерпением ждут этих дней, т.к. у них появляется возможность не приходить на работу в течение недели. Для китайцев - этот факт важен, в связи с тем, что КНР находится на первом месте по продолжительности рабочего дня - 2375 часов в год. Трудоспособность является особенностью менталитета. История Востока. Т.1. Восток в древности. М.: Изд. фирма “Вост. лит-ра” РАН, 2002.-256с.

Существует несколько легенд и мифов, связанных с происхождением и выбором 12 животных лунного календаря. Буддийские источники гласят, что Будда, покидая землю для вознесения на небеса, приказал всем животным на земле прийти к нему проститься. Только 12 из них пришли вовремя. В награду за это он назначил их управлять земным временем.

Другая легенда рассказывает нам, как и почему различные годы китайского календаря приобрели собственные астрологические знаки. Будда призвал всех животных Земли устроить соревнование в том, кто быстрее переплывет Священную реку. Откликнулись только двенадцать из них, и когда Будда дал сигнал к старту, все дружно прыгнули в воду. Бык плыл и плыл, все время, держась впереди других животных. Но в тот момент, когда он уже был готов взобраться на противоположный берег, впереди него выпрыгнула хитрая крыса, которая все время сидела у Быка на спине. Таким образом, хитрая Крыса пришла первой, усердный Бык вторым, а храбрый Тигр третьим. Тихий Кролик оказался четвертым, пятым прибыл сильный дракон. Мудрая Змея приплыла шестой, элегантная Лошадь седьмой, артистичная Коза восьмой, сообразительная Обезьяна девятой, красочный Петух десятым, верная Собака одиннадцатой, и, наконец, последней в этом ряду оказалась счастливая Свинья.

Даосская версия рассказывает о том, как крыса (мышь) заняла главное положение и вошла в количество 12-ти животных. В старину в Китае век считался состоящим из шестидесяти лет. Этот шестидесятилетний цикл делился в свою очередь на пять малых двенадцатилетних циклов. Каждый год имеет название какого-либо животного. Первый год малого цикла всегда был годом мыши. Со счетом годов по животным были связаны некоторые народные обычаи. Так, человеку, родившемуся в год петуха, ни в коем случае не дозволялось употреблять в пищу курятину.

Юй ди - верховное божество в Китайской религии. Обычно изображается сидящим на троне в императорском одеянии, украшенном вышитыми драконами, и в головном уборе со свисающими кистями из цветных шариков. Китайцы представляли жизнь божеств на небесах несколько сходной с земной жизнью, поэтому думали, что Нефритовый владыка Юй-ди живет в Небесном дворце. Однажды он созвал в свой Небесный дворец всех зверей и птиц и разделил их на 12 подгрупп. Каждый месяц небесный император выбирал из множества животных только одного. Мышь и кот оказались в одной подгруппе, и должны были прийти на аудиенцию в следующем месяце. Однако в этот день мышь проснулась раньше, и, придя на собрание, уже застала там 11 животных. Нужно было выбрать последнего животного. Она взгромоздилась на спину к быку. Когда Владыка Неба появился на собрании, она спрыгнула со спины быка далеко вперед, и оказалась впереди многих других, тем самым привлекла к себе внимание.

Знаменитая китайская теория о женском и мужском начале инь и янь имеет своё объяснение выбору животных. По этой теории даже числа, включая ноль, делятся на категории инь и янь. Из 12 животных, только мышь является исключением из этой градации. Остальные животные являются типичными представителями той или иной категории. Считается что, зодиакальный знак по лунному календарю, имеет влияние на судьбу человека. Молодые, незамужние девушки в Китае придают большое значение совместимости своего знака со знаком своего избранника. По статистическим данным, при выявлении причин разводов, основной причиной является - первоначальная несовместимость двух знаков. Например, свинья и собака, обезьяна и петух, тигр и кролик. Существуют также неудачливые знаки, которые могут наложить отпечаток на весь год. Чтобы уберечься от негативного влияния такого знака, китайцы наделяют животных добавочными свойствами 5-ти категорий: металл, дерево, вода, огонь или земля. Например, год огненной лошади является более удачливым, чем год простой лошади.

Тому, кто интересуется НЛО или внеземными существами, может быть интересно узнать: некоторые писатели утверждают, что календарную систему мы получили от существ из иного, внешнего мира. Такие предметы Бронзовой эпохи Древнего Китая, как вазы или домашняя утварь, напоминают аналогичные предметы, найденные в Южной Америке, что подтверждает их общее происхождение. Древнекитайские писатели рассказывают, что боги общались с людьми, и именно они дали человеку мудрость. Эти боги восседали на «драконах». Драконы изрыгали огонь друг на друга, и тот в кого он попадал, падал на землю. Похоже, что драконы были летательными аппаратами. История китайской философии. Пер. с кит./ Общ. ред. и посл. М.Л. Титаренко. М.: Прогресс, 1989. -189с.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Кальмары в сметанном соусе Как готовить кальмары со сметаной
Как сделать холодец рецепт
Сабджи с адыгейским сыром баклажан