Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Малокалиберная зенитная артиллерия германии во второй мировой войне. САУ для обречённых 37 мм зенитная пушка flak

История военной техники знает немало примеров, когда тот или иной образец вооружения становился всемирно известным. Так, не нуждаются в дополнительном представлении советский танк Т-34, немецкий бомбардировщик Ju-87, английский бронетранспортер «Универсал», американский автомобиль «Виллис» и многие другие. В этот перечень входит и немецкая 88-мм зенитная пушка - без сомнения, самое известное артиллерийское орудие Второй мировой войны.

Полуавтоматические зенитные пушки крупного калибра (75-105 мм) были созданы в Германии еще в годы Первой мировой. Однако положения Версальского договора запрещали немцам иметь зенитную артиллерию и все орудия рейхсвера были уничтожены.

Работы по их созданию возобновились тайно во второй половине 20-х годов и велись немецкими конструкторами как в самой Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. При этом все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в эти годы, получали в обозначении число 18, то есть «образца 1918 года». В случае запросов правительств Англии или Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 году, во время Первой мировой войны. В целях конспирации и зенитные части вплоть до 1935 года носили название «подвижных батальонов» (Fahrabteilung).

Проектирование 88-мм зенитного орудия группа конструкторов фирмы «Крупп» начала в 1931 году в Швеции. Затем техническую документацию доставили в Эссен, где и были изготовлены первые образцы пушек. С 1933 года зенитки, получившие обозначение 8,8 cm Flak 18 (в Германии, .как известно, калибры орудий измеряются в сантиметрах), начали поступать в войска.

Ствол пушки состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Затвор - полуавтоматический горизонтальный, клиновой.

Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника. Длина отката переменная. Тормоз отката снабжался компенсатором.

Основание лафета представляло собой крестовину, у которой боковые станины при переводе в походное положение поднимались вверх, а основная продольная балка выполняла роль повозки. К основанию лафета крепилась тумба, на которой устанавливался вертлюг (верхний станок). Нижний конец штыря вертлюга заделывался в салазки горизонтирующего механизма. Подъемное и поворотное устройства имели по две скорости наведения. Уравновешивающий механизм был пружинным, тянущего типа.

Пушка перевозилась с помощью двух ходов (подкатных одноосных тележек) Sd.Anh.201, которые при переводе орудия из походного положения в боевое отсоединялись. Ходы невзаимозаменяемые: передний - с односкатными колесами, задний - с двухскатными.

В 1936 году на вооружение поступила модернизированная 88-мм пушка Flak 36. Изменения в основном затронули конструкцию ствола, получившего отъемную переднюю часть, что облегчало его изготовление. При зтом внутреннее устройство и баллистика ствола остались такими же, как у Flak 18. Все латунные детали орудия заменили стальными, что позволило заметно уменьшить его стоимость. Подвергся модернизации и лафет - передняя и задняя станины его стали взаимозаменяемыми. Для буксировки пушки использовались два одинаковых хода Sd.Anh.202 с двухскатными колесами. Вносились и другие более мелкие изменения. В целом же оба орудия были конструктивно идентичными.

Спустя год появилась следующая модификация - Flak 37. У орудия улучшили систему индикации направления стрельбы, связанную кабелем с прибором управления огнем.

В качестве буксировщика зениток использовался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 фирмы «Краус-Маффей».

Боевое крещение 88-мм зенитки получили в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, куда они были отправлены в составе германского легиона «Кондор». По опыту этой войны орудия стали оснащаться щитом.

К 1 сентября 1939 года в зенитных частях люфтваффе насчитывалось 2459 орудий Flak 18 и Flak 36, которые состояли на вооружении как сил ПВО рейха, так и армейской ПВО. Причем именно в составе последней они отличились в наибольшей степени, и не только в стрельбе по самолетам. В ходе французской кампании выяснилось, что 37-мм немецкие противотанковые пушки абсолютно бессильны против брони болыииства французских танков. Зато с этой задачей блестяще справились оставшиеся «безработными» (в воздухе безраздельно господствовала германская авиация) 88-мм зенитки. Еще большее значение этих орудий как противотанкового средства возросло в ходе боев в Северной Африке и на Восточном фронте.

Странное дело, но зти пушки не имели выдающихся боевых характеристик. Скажем, советская 85-мм зенитная пушка 52К ничем не уступала «немке», в том числе и по бронепробиваемости, но не стала такой знаменитой. В чем дело? Почему «aht-aht» («восемь-во-семь»), как называли эту пушку немецкие солдаты, заслужила такую славу и в вермахте, и в армиях стран антигитлеровской коалиции? Причина ее популярности кроется в неординарной тактике применения.

В то время как англичане, например, в Северной Африке ограничивали роль своих очень мощных 3,7-дюймовых зе-

нитных орудий борьбой с авиацией, немцы использовали 88-мм пушки для стрельбы и по самолетам, и по танкам. В ноябре 1941 года во всем Африканском корпусе имелось только 35 пушек калибра 88 мм, но, двигаясь вместе с танками, эти орудия наносили огромные потери английским «матильдам» и «ва-лентайнам». На Восточном фронте 88-мм пушки также находились в боевых порядках танковых частей. Когда последние наталкивались на новые советские танки Т-34 и KB, в дело вступали зенитки. Подобная тактика применялась германскими войсками вплоть до конца войны. Естественно, что по мере насыщения войск новыми противотанковыми пушками значение 88-мм зениток как противотанкового средства постепенно уменьшалось. Тем не менее, к 1944 году 13 противотанковых артиллерийских частей были оснащены этими зенитными орудиями. По состоянию на август 1944 года в войсках находилось 10 930 орудий Flak 18, 36 и 37, которые применялись на всех фронтах и в ПВО рейха.

Широко использовались эти пушки и в береговой артиллерии. Как собственно зенитное орудие эта пушка исчерпала себя уже к началу Второй мировой войны. Поэтому в 1Э39 году фирма «Рейнметалл» начала проектирование новой зенитки с улучшенными баллистическими харак-теристками - Gerat 37. Когда в 1941 году был изготовлен первый опытный образец, название заменили на 8,8 cm Flak 41. В 1942 году 44 пушки отправили для испытаний в Северную Африку. Впрочем, половина из них оказалась на дне Средиземного моря вместе с доставлявшими их транспортами. Остальные все же прибыли в Тунис.

В ходе фронтовых испытаний выяснилось, что Flak 41 имеет множество мелких недостатков, устранить которые в короткие сроки было невозможно. Тем не менее, эта пушка с длиной ствола в 74 калибра, начальной скоростью оско-лочно-фугасной гранаты 1000 м/с и баллистическим потолком 14 700 м стала лучшим зенитным орудием среднего калибра периода Второй мировой войны. Выпуск зениток Flak 41 нарастал очень медленно, а их применение осложнялось невозможностью использовать боеприпасы от Flak 18/36. В феврале 1944-го в ПВО рейха имелось всего 279 единиц Flak 41.

Предпринималась попытка установить ствол нового орудия на лафет Flak 37. Чтобы компенсировать возросшие нагрузки на старый лафет, ствол пушки оснастили дульным тормозом, однако и эта модификация широкого применения не нашла.

В результате основной зенитной пушкой среднего калибра вплоть до конца войны так и оставалась «восемь-во-семь». До марта 1945 года заводские цеха покинули 17 125 единиц 88-мм зенитных орудий Flak 18, 36 и 37.

После капитуляции Германии зти орудия некоторое время состояли на вооружении ряда стран. Использовались они и в северокорейской ПВО во время войны в Корее.

88-мм зенитиая пушка Flak 18:

1 - накатник; 2 - верхний станок; 3 - лоток досылателя; 4 - механизм вертикального наведения; 5 механизм установки взрывателя; 6 - маховик горизоитирующего механизма; 7-тумба: 8 - левый цилиндр уравновешивающего механизма; 9-кронштейн крепления ствола по-походному; 10 - сиденье наводчика; 11 - сиденье установщика взрывателя; 12 индикатор установки взрывателя: i3 - индикатор вертикальног о наведения; 14- индикатор г оризонтального наведения; 15 - люлька; 16- тормоз отка га; 17- правый цилиндр уравновешивающего механизма; 18-механизм горизонтального наведения; 19 - механизм вертикального наведения; 20- продольная балка лафета; 21 - зенитный прицел; 22 - левая откидная станина; 23 - правая откидная станина

М.КНЯЗЕВ
«Моделист-конструктор» № 4"2001

Немецкая зенитная 88-мм пушка 8,8 cm FlaK 18/36/37 (8,8-cm-Flugabwehrkanone, 8,8-см зенитное орудие образца 1918/1936/1937 года)

Знаменитая немецкая зенитная пушка FlaK 18 (Flugabwehrkanone, от нем. «противовоздушная пушка») по праву являлась одной из самых известных артсистем нацистской Германии во Второй мировой войне. Немцы в начале войны по достоинству оценили все преимущества этой универсальной пушки, применяя ее для борьбы с воздушными целями, с вражеской бронетехникой и для разрушения фортификационных сооружений противника. Помимо немцев, пушку FlaK 18 и все ее модификации (36/37/41) оценили британцы, американцы и русские, так как на начальном этапе войны, эта пушка была эффективным средством поражения танков "Матильда" и Т-34. .

История создания немецкой зенитной пушки FlaK18

Первые представители немецких зенитных полуавтоматических пушек были созданы в Германии еще в Первую мировую войну. Эти пушки среднего калибра были созданы двумя крупнейшими фирмами: Рейнметалл (тогда она называлась Erchardt) и Круп в 1917 году. С поражением Германии в Первой мировой войне все ее артсистемы были изъяты из армии и в основном, все уничтожены. Напомним, что положения Версальского договора запрещали побежденной Германии иметь зенитную артиллерию, как и создавать приборы для управления ведения огнем из этих пушек. Однако, немецкие артиллерийские конструкторы в тайне продолжали создавать свои артсистемы в 1920-х годах в Швеции, Германии, Голландии и других странах. В те годы созданные пушки практически все обозначались числом «18», что означало «образца 1918 г». Отчасти это было сделано для того, чтобы завуалировать (или скрыть, чтобы не возникало сомнений у союзников) и показать, что Германия по прежнему соблюдает Условия Версальского договора, и не нарушает его. Однако новая пушка FlaK18 сильно отличалась от предыдущей пушки 17-го года.

Потребность в подобной пушке появилась у немцев в связи с появлением у Королевских Воздушных сил Англии тяжелых бомбардировщиков Хэйли-Пэйдж, которые могли подниматься на высоту более 10 тысяч метров. В 1928 году, в Швеции в тайне, немецкие конструкторы компании «Крупп» начали перепроектировку новой зенитной пушки. Все работы велись на подконтрольной Крупу шведской фирме «Шведиш БОфорс». Первые образцы пушек были изготовлены в городе Эссен. Вскоре последовали тайные полевые испытания новых зенитных пушек, по результатам которых конструкторы внесли ряд изменений в конструкцию узлов. Огромную роль в создании нового оружия играл сам Круп, который самоотверженно участвовал в создании пушек.


Эскизный рисунок 88-мм пушки FlaK18. Вид справа.


Эскизный рисунок 88-мм пушки FlaK18. Вид слева


Эскизный рисунок 88-мм пушки FlaK18. Вид сверху.


Эксиз балансировочной пружины противооткатного устройства


Эскиз казенника пушки FlaK 18


Эскиз ствола пушки FlaK 18


Эскиз ствола пушки FlaK 36


Так выглядит сверху 88-мм пушка FlaK18


Эскизный рисунок лафета пушки FlaK18 (16-крюки на ланжеронах для подъема на лебедке, 17- кол для вбития в землю 18- лопата, 22- рым, 37- устройство для позиционирования относительно горизонтальной плоскости


Эскизный рисунок лафета пушки FlaK18, вид сверху


Эскизный рисунок лафета пушки FlaK36, вид сверху

В процессе проектировки немецкие конструкторы внесли массу инноваций, одна из которых заключалась в простоте изготовления 88-мм пушки FlaK18. К тому же, пушку можно было производить массово на тракторных и автомобильных заводах без применения специализированных сборочных линий. Первая демонстрация военным Вермахтам произошла 1932 году, где Крупп лично наглядно показывал возможности нового оружия. Военные пришли в восторг от новой зенитной пушки. Сразу же был заключен контракт на поставку пушек FlaK18 в рейхсвер. Вскоре немецкая армия сформировала 7 моторизованных зенитных батарей, которые получили на вооружение пушки 8.8 FlaK18. В 1933 году батареи с новыми пушками заступили на боевое дежурство.

Конструкция зенитной пушки FlaK18

Ствол пушки FlaK18 состоял из казенника, свободной трубы и кожуха. Скорострельность пушки до 15-20 выстрелов в минуту позволил оригинальный казенник, который представлял из себя горизонтальный, полуавтоматический клиновой затвор, обеспечивающий вывод стреляной гильзы, и возведение боевой пружины за счет энергии отдачи. Стоит отметить, что досылатель вместе с зарядным подносом работали в некоторых случаях плохо, поэтому, будущий расчет пушки убирал его уже в полевых условиях с помощью полевых мастерских.

Противооткатные устройства включали в себя гидропневматический накатник и гидравлический тормоз отката (веретенный тип). При помощи накатника после выстрела ствол возвращался в исходное положение. Отдачу ствола после выстрела лимитировал ограничитель. Для облегчения вертикальной наводки орудия под стволом пушки FlaK18 в двух цилиндрах монтировались два пружинных компенсатора. Тормоза отката пушки оборудовались компенсатором. Длина отката FlaK18 была переменной. Как уже указывалось, скорострельность пушки достигала 20 выстрелов в минуту, это было несомненным преимуществом этого орудия, оно обеспечивалось также наличием механизма автоматического выбрасывания стреляных гильз. Подготовленному расчету пушки FlaK18 без труда вести огонь такой интенсивности. Однако, это требовало некоторой физической подготовки, так как патрон в сборе весил 15 килограмм, осколочных зенитный снаряд весил 10,5 килограмм.

У пушки имелся лафет, который соединялся с 8-гранным основанием шарниром. Само основание имело опору на крестовину. У крестовины имелись боковые станины, которые в переходе из боевого положения в походное, поднимались вверх. Вдоль пушки проходила продольная балка, которая выполняла роль повозки при походном положении. У основания лафета имелась тумба, на которую монтировался верхний станок (он же вертлюг). В салазки горизонтирующего механизма вставлялся в салазки нижний конец штыря вертлюга. Поворотное и подъемное устройства имели по 2 скорости наведения. Также имелся уравновешивающий механизм пружинно-тянущего типа. В горизонтальной плоскости пушки FlaK18 обеспечивался круговой, в вертикальной плоскости обеспечивлся обстрел в диапазоне от +5 град. до +85 град.

Состав подразделений зенитных орудий FlaK18.

В состав легкого зенитного подразделения входила каждая пушка FlaK18. На усмотрение руководства, абсолютно любое количество пушек FlaK18 могло быть объединено в батарею, которая прикреплялась к командному пункту. Каждое подразделение имело на вооружении трейлер с приборами наведения и поисковым прожектором, которые питались от автономного дизельного генератора.

Каким образом происходило взаимодействие прожектора и подразделения зенитных пушек FlaK18.

Прикрепленным, к защищаемому объекту от ночных налетов авиации противника прожектором, производился поиск и «захват» (подсвечивание в ночном небе) цели. После чего оператор установки наводки должен был обеспечивать визуальное сопровождение цели. В то же время, приборы, которые были встроены в установку слежения (сопровождения) цели, в автоматическом режиме посылали данные угла над горизонтом и высоты цели на приборы наведения цели каждого зенитного орудия FlaK18. Угол поворота, угол возвышения и установка взрывателя, необходимые для ведения огня по вражеским самолетам определялись специальным прибором, который передавал их к подразделению пушек FlaK18 по 108-жильному кабелю через передаточный ламповый прибор Ubertransunger 37. В случае выхода прибора из строя, эта информация передавалась оператором по телефону. До модернизации пушки, установку взрывателя производили рядом с пушкой на расстоянии 10 метров, потом появилось приспособления для установки взрывателя, которое монтировали на лафете пушки. Все приборы управления огнем на пушке 8.8 мм FlaK 36/37/41 были продублированы. С командного центра выводились данные на малые циферблаты пушки. Наводчик пушки выставлял точно такие значения на своих больших циферблатах и производил огонь. Благодаря такому решению вся огневая мощь батареи орудий 8.8мм FlaK 36/37/41 была плотно сосредоточена на одной цели, у которой было мало результатов выбраться живой.

Пушку 8.8 FlaK 36/37/41 перевозили с помощью 2 трейлеров (русские называли подкатные одноосные тележки – «ходами») Sonderanhaenger 201. В боевом положении они отсоединялись, в походом присоединялись.

Для всех расчетом пушек 8.8 мм FlaK 36/37/41 существовал норматив, по которому расчет должен «расчехлить» (снять орудие с тележек и принять боевое положение) всего за 20 секунд, а установить орудие надлежало не более чем за 1 минуту. Это было особенно актуально при смене позиции после произведения выстрелов, так как в ответ расчет накрывала вражеская артиллерия.

На вооружении пушки 8.8 мм FlaK 36/37/41 использовались выстрелы патронного заряжания со снарядами, различными по своему назначению (противовоздушные, противотанковые (несколько вариантов бронебойных), противопехотные). Для летящих целей применялся осколочный снаряд, который имел дистанционный взрыватель. При весе снаряда в 9 кг (вес взрывчатого в-ва 0,87 кг) начальная скорость снаряда составляла 820 м/с. Вертикальная дальность осколочного снаряда составляла 10,6 км.


Немецкая зенитная 88-мм пушка Flak37 установленная в Рендсбурге


Прародитель пушки 8,8 cm FlaK 18/36/37 - крупповская Flak L/45



Зенитная пушка 8,8 cm FlaK 18


Зенитная пушка 8,8 cm FlaK 36 в походном положении


Зенитная пушка 8,8 cm FlaK 18 в положении для ведения огня по высоко летящим целям (макс. 85 град.)


88-мм пушка FlaK с расчетом


Замаскированная 88-мм пушка FlaK на Восточном Фронте


88-мм пушка FlaK на Восточном Фронте. Ведение огня.


Слева: по тревоге расчет бежит к своему орудию. Справа: солдат Люфтваффе, осуществляющий прослушку акустическими средствами раннего обнаружения (звукоулавливающие установки).

В июле 1944 года на предприятии «Нибелунгенверке» в серийное производство запустили новую тяжёлую САУ, созданную на базе танка Pz.Kpfw.VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр»). В первую серию «ягдтигров» (так назвали новые САУ) вошли самоходки и с шасси конструкции доктора Эрвина Адерса (главного инженера компании «Хеншель и сын»), и с шасси, разработанным доктором Фердинандом Порше

В 1941 году бои на Восточном фронте выявили один факт, ставший весьма неприятным для вермахта. Оказалось, что уровень развития советской техники значительно превышал ожидаемый – особенно наглядно это проявилось при столкновении немецких войск с новейшими танками КВ и Т-34 , броню которых большинство штатных противотанковых средств пробивало с трудом. Настоящим спасением в борьбе с этими гигантами оказались 8,8-сантиметровые (в Германии калибр артиллерийских систем традиционно измеряется в сантиметрах) зенитные орудия FlaK 36 и другие их модификации – FlaK 37 и FlaK 18. Только бронебойные снаряды этих зениток, разгонявшиеся мощными пороховыми зарядами до начальной скорости 820 м/с, могли пробить 75-мм броню КВ или прошить 45-мм лоб «тридцатьчетвёрки». В немецких частях эти пушки называли «восемь-восемь» и старались перебрасывать их на самые танкоопасные участки фронта.

Конструкторы корпорации Круппа разработали FlaK 18 ещё в 1928 году, и первые прототипы собирались вне пределов Германии – на заводе шведской компании «Бофорс». Это было связано с ограничениями производства вооружений, наложенными на Германию после окончания Первой мировой войны . Заводы Круппа в Эссене приступили к самостоятельной сборке этих артсистем только в 1932 году.

Артиллеристы Африканского корпуса вермахта готовят к стрельбе 88-мм зенитную пушку FlaK 36, 1940–41 годы
Источник – waralbum.ru

В 1940 году конструкторы создали 88-мм орудие FlaK 36, которое снабдили колёсными тележками для быстрого перемещения, а также электроспуском и бронещитком для защиты расчёта от пуль и осколков при стрельбе по наземным целям. Фактически это орудие создавалось как универсальное средство борьбы против самолётов и танков противника.

Серьёзным недостатком 88-мм зениток стал их высокий поражаемый силуэт и значительная стоимость – плата за универсальность. Управление вооружений вермахта (далее – УСВ) потребовало от конструкторов создать на базе FlaK 36 более дешёвую противотанковую пушку, что и было осуществлено в конце 1942 года корпорацией Круппа.

Новая 88-мм пушка Pak 43 оказалась одной из лучших противотанковых артсистем времён Второй мировой войны (далее – ВМВ). Её ствол длиной в 71 калибр позволял разгонять бронебойные снаряды до скорости в 1000 м/с, а подкалиберные – до 1130 м/с. Благодаря этому Pak 43 с дистанции в два километра могла поразить практически любой советский танк.


Немецкие артиллеристы разворачивают 88-мм противотанковую пушку Pak 43
Источник – waralbum.ru

Основным недостатком этой противотанковой пушки была высокая масса – 4,4 тонны. Поэтому если расчёт орудия вступал в бой, то смена позиции или отступление становились серьёзной проблемой. Низкая мобильность столь удачной артсистемы не могла не привести конструкторов к идее её установки на бронированные шасси.

На первый немецкий серийный тяжёлый танк Pz.Kpfw.VI «Тигр» установка орудия Pak 43 оказалась невозможной в силу значительных габаритов последнего. Поэтому бронированного «хищника» в 1942 году вооружили танковой пушкой KwK 36 такого же калибра (88 мм), но меньшей длины – всего 4,9 метра против 6,2. Естественно, баллистика этого орудия была хуже, чем у KwK 43 и StuK 43 (пушек, созданных на основе Pak 43 для установки, соответственно, на танки и САУ), однако её вполне хватало, чтобы подбивать советские КВ-1 и Т-34.

StuK 43 установили на тяжёлые противотанковые самоходные установки (или, как их называли в вермахте, – «ягдпанцеры») «Фердинанд» . В них переделали шасси танка «Тигр (П)» конструкции Фердинанда Порше, которые промышленность поторопилась изготовить по личному приказу Гитлера ещё до того, как УСВ приняло на вооружение «Тигр», сконструированный инженерами компании «Хеншель и сын». На заводе «Нибелунгенверке» в австрийском городе Санкт-Валентин над шасси надстроили бронированные рубки с чудовищным для того времени лобовым бронированием в 200 мм. В рубке разместили StuK 43, получив самоходку, которая стала одним из страшнейших противников советских войск в битве на Курской дуге. К счастью для советских танкистов, «фердинандов» немецкая промышленность выпустила мало – всего около 90 штук. Кроме того, ходовая часть этих САУ оказалась довольно ненадёжной, к тому же машины подводило отсутствие пулемётного вооружения, в результате чего самоходки становились беззащитными в случае ближнего боя против пехоты. Поэтому, несмотря на мощное бронирование и вооружение, значительное количество этих машин было потеряно в боях лета 1943 года.


САУ «Фердинанд» с 88-мм пушкой StuK 43 в бронетанковом музее в Кубинке
Источник – tankmuseum.ru

Опыт применения тяжёлых «ягдпанцеров» немецкие конструкторы учли, и в июле 1944 года на всё том же предприятии «Нибелунгенверке» в серийное производство запустили новую тяжёлую САУ, созданную на базе танка Pz.Kpfw.VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр»). Любопытно, что и в этот раз история с преждевременно изготовленными шасси для танков конструкции Порше повторилась, только теперь их собрали не 100 штук, а всего 7. В первую серию «ягдтигров» (так назвали новые САУ) вошли самоходки и с шасси конструкции доктора Эрвина Адерса (главного инженера и начальника отдела новых разработок компании «Хеншель и сын»), и с шасси, разработанным доктором Фердинандом Порше. Последующие машины выпускались уже только на шасси конструкции Адерса, но их, как и «фердинандов», собрали крайне мало. Общая численность произведённых «ягдтигров» оценивается приблизительно в 70–88 единиц, вес каждой из которых достигал 75,2 тонны – «ягдтигры» стали самыми тяжёлыми из всех серийных немецких бронированных машин. Для сравнения, масса «Королевского тигра» достигала 68 тонн, а современный немецкий танк «Леопард-ІІ» А5 весит 62 тонны.


Высокопоставленные представители вермахта и компании «Хеншель и сын» (Эрвин Адерс – в темном костюме справа), 5 сентября 1942 года
Источник – pokazuha.ru

«Ягдтигр» обладал стандартной немецкой компоновкой – впереди находилось отделение управления с установленной в нём трансмиссией, за ним – боевое отделение, располагавшееся в рубке и средней части корпуса. В корме разместили моторное отделение с V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения производства фирмы «Майбах» модели HL 230 P30. Рабочий объём силовой установки достигал 23 095 см³, и она развивала максимальную мощность в 700 л. с. при 3000 об/мин. Тем не менее, масса САУ для такого двигателя была слишком велика, поэтому по шоссе самоходка развивала скорость не более 38 км/ч, а на пересечённой местности – 17 км/ч.


Сборочный цех завода «Нибелунгенверке» с корпусами проходящих сборку «ягдтигров»
Источник – weaponscollection.com

Толщина верхнего лобового листа у рубки «Ягдтигра» достигала 250 мм, корпуса – 150 мм, нижнего броневого листа – 120 мм. Обе бронедетали корпуса располагались под углом 50°. Борта и корму самоходки немецкие конструкторы защитили 80-мм слоем стали, днище и крышу корпуса – 40-мм, крышу рубки – 45-мм. Интересно, что лобовые бронелисты рубки изготовили из брони ещё довоенного изготовления, которая была взята из запасов кригсмарине.

В 1944 году планировали собрать 150 «ягдтигров», но этим планам не суждено было сбыться. 16 октября 1944 года союзная авиация подвергла завод в Санкт-Валентине массированной бомбардировке, обрушив на него около 143 тонн бомб. Производство на предприятии частично восстановили, но выполнить государственный заказ в полном объёме оно уже не могло. Из ситуации пытались выйти, передав часть заказа компании «Ам Юнг Локомотивфабрик», расположенной в Юнгентале, но и там действия вражеской авиации сорвали все планы.


Вид цеха танкостроительного завода «Нибелунгенверке» после бомбардировки союзной авиацией 16 октября 1944 года. На переднем плане – повреждённые корпуса «ягдтигров»
Источник – waralbum.ru

Изначально все «ягдтигры» вооружались мощным 128-мм орудием Pak 80. Эта пушка была очень тяжёлой, поэтому её монтировали не в лобовом листе рубки (он просто не выдержал бы чрезмерной нагрузки), а на специально сконструированной тумбе, установленной на полу боевого отделения. Орудие обладало большим количеством недостатков – в частности, его отдача была настолько значительной, что вести огонь САУ могла только с места, в противном случае её ходовая часть рисковала выйти из строя. Если же на марше орудие не закрепляли на специальной стойке, то от покачиваний ствола механизм наведения мог как минимум разрегулироваться, а как максимум – выйти из строя. Но самым большим недостатком пушек Pak 80 в начале 1945 года стала их нехватка – на новые танковые шасси попросту нечего было устанавливать.


Моторный отсек «Ягдтигра»
Источник – scalemodels.ru

26 февраля 1945 года Гитлер издал приказ, согласно которому производство САУ «Ягдтигр» получило высочайший приоритет. Следующим приказом он потребовал передать заводу «Нибелунгенверке» все запасы 128-мм стволов. Туда же предписывалось отправлять и 128-мм буксируемые пушки Pak 44 на лафетах. В случае нехватки 128-мм артсистем предприятиям следовало использовать 88-мм танковые KwK 43/3 и StuK 43/3, устанавливаемые на «королевские тигры» и САУ «Ягдпантера», или даже противотанковые пушки Pak 43/3 L/71.

В марте 1945 года в Санкт-Валентине собрали всего три «ягдтигра», что было вызвано, прежде всего, нехваткой стволов. В апреле из семи произведённых САУ четыре машины с номерами шасси 305078, 305079, 305080 и 305081 вооружили 88-мм пушками. К 4 мая на заводе изготовили последние три машины с номерами шасси 305082, 305083 и 305084, для которых нашлись 128-мм орудия.


«Ягдтигр» с 128-мм орудием Pak 80 в походном положении
Источник – russkiytankist.3dn.ru

К этому времени на завод для получения новых машин прибыли танкисты двух подразделений – 1-й роты 653-го батальона тяжёлых истребителей танков (командир – лейтенант Ханс Книппенберг) и 501-го тяжёлого танкового батальона СС во главе с унтерштурмфюрером Вальдемаром Варнеке. Самоходчики потеряли свои машины в весенних боях на территории Германии и стран Бенилюкса (где силы 653-го батальона распылили на группы численностью по несколько машин каждая для поддержки пехотных подразделений), а 501-й батальон утратил практически всю свою материальную часть (в строю осталось всего четыре машины) во время неудачного мартовского наступления в районе озера Балатон.

Достоверной информации о том, какими пушками вооружались «ягдтигры», попавшие в то или иное подразделение, нет. Исследователь Эндрю Девей в своей книге «Jagdtiger Der stärkste König» утверждает, что эсэсовцам достались последние четыре машины, выпущенные на заводе и оснащённые 128-мм орудиями, а остальные машины, в том числе и 88-мм KwK43/3 «Ягдтигр», получили самоходчики 653-го батальона. Однако после сдачи Берлина 1 мая командование армейского батальона расформировало его, поэтому экипажи в соответствии с приказом взорвали свои машины и отправились по домам.

Танкистов-эсэсовцев такой исход войны не устраивал, а к Санкт-Валентину уже приближались советские войска, от которых ничего хорошего ожидать не приходилось, так как солдат СС красноармейцы в плен старались не брать. Поэтому экипажи оставшихся «ягдтигров» самостоятельно заправили свои машины, загрузили в них боезапас и двинулись на запад, чтобы прорваться к позициям союзников и сдаться там в плен. Две машины танкисты бросили по дороге из-за выхода из строя их ходовой части. Ещё одним «ягдтигром» они перегородили мост, чтобы затруднить проезд шедшим по пятам советским частям, и к американцам выехала единственная машина со всеми эсэсовскими экипажами на броне. Таким образом, ни одна 88-мм САУ «Ягдтигр» в боевых действиях участия не принимала.


Рисунок «Ягдтигра» 8,8 см Pak 43/3
Источник – world-of-tanks.eu

В 1996 году археологическое общество Simonides Military Archaelogy Group заявило о том, что его членами на территории Польши были обнаружены останки «Ягдтигра» с номером шасси 305081. Следов пушки поисковики не обнаружили, но в стандартной маске для 128-мм пушки Pak 80 они нашли специальный стальной вкладыш, использовавшийся для установки ствола меньшего диаметра. Никаких фотографий в подтверждение своих слов археологи-любители пока не предоставили.

После поражения в Первой мировой войне, Версальским договором Германии было запрещено иметь зенитную артиллерию вообще, а имевшиеся зенитные орудия подлежали уничтожению. Поэтому с конца 20-х годов до 1933 г. немецкие конструкторы работали над зенитными орудиями тайно как в Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. В начале 30-х годов в Германии создаются и зенитные части, которые в целях конспирации до 1935 г. носили название «железнодорожные батальоны». По той же причине все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в 1928-1933 гг., носили название «обр. 18». Таким образом, в случае запросов правительств Англии и Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 г. во время первой мировой войны.

В начале 30-х годов, в связи с бурным развитием авиации, увеличением скорости и дальности полёта, созданием цельнометаллических самолётов и применением авиационной брони, остро встал вопрос прикрытия войск от штурмовой авиации.
Имеющиеся зенитные орудия созданные в годы Первой мировой мало соответствовали современным требованиям по скорострельности и скорости наводки, а зенитные пулемёты винтовочного калибра не удовлетворяли по дальности и могуществу действия.

В этих условиях востребованными оказались малокалиберные зенитные автоматы (МЗА), калибра 20-50-мм. Имеющие хорошие показатели скорострельности, дальности эффективного огня и поражающего действия снаряда.

Зенитный автомат 2,0 cm FlaK 30 (нем. 2,0 cm Flugzeugabwehrkanone 30 - 20-мм зенитная пушка образца 1930 года). Разработана фирмой "Рейнметалл” в 1930 году. В Вермахт пушки стали поступать с 1934 г. Кроме того, 20-мм Flak 30 фирма "Рейнметалл” экспортировала в Голландию и Китай.

Достоинствами 2-см автомата Flak 30 были простота устройства, возможность быстрой разборки и сборки, и сравнительно малый вес.

28 августа 1930 г. с германской фирмой БЮТАСТ (подставной конторой фирмы "Рейнметалл”) было подписано соглашение о поставке в СССР среди других орудий 20-мм зенитной автоматической пушки. Фирма "Рейнметалл” поставило всю документацию на 20-мм зенитную пушку, два образца пушки и одну запасную качающуюся часть.
После испытания 20-мм пушка фирмы "Рейнметалл” была принята на вооружение под названием 20-мм автоматическая зенитная и противотанковая пушка обр.1930 г. Производство 20-мм пушки обр.1930 г. Было передано заводу №8 (г.Подлипки Московской области), где ей присвоили индекс 2К. Серийное производство пушек было начато заводом №8 в 1932 г. Однако качество выпускаемых автоматов оказалось крайне низким. Военная приёмка отказывалась принимать зенитки. В итоге бракоделы с завода им.Калинина (№8) не сумели справиться с производством пушки.

По результатам боевого применения 20-мм Flak 30 в Испании фирма "Маузер” провела ее модернизацию. Модернизированный образец получил название 2,0 см Flak 38 . Новая установка имела ту же баллистику и боеприпасы.

Все изменения в устройстве были направлены на увеличение темпа стрельбы, который возрос с 245 выстр/мин до 420-480 выстр/мин. Имела досягаемость по высоте: 2200-3700 м, дальность стрельбы: до 4800 м. Масса в боевом положении: 450 кг, масса в походном положении: 770 кг.
Легкие автоматические пушки Flak-30 и Flak-38 имели в принципе одинаковую конструкцию. Обе пушки устанавливались на легком колесном лафете, обеспечивающем в боевом положении круговой обстрел с наибольшим углом возвышения 90°.

Принцип действия механизмов автомата обр.38 остался прежним – использование силы отдачи при коротком ходе ствола. Увеличение темпа стрельбы было достигнуто за счет уменьшения веса подвижных частей и увеличения их скоростей движения, в связи с чем были введены специальные буферы-амортизаторы. Кроме того, введение копирного пространственного ускорителя позволило совместить отпирание затвора с передачей ему кинетической энергии.
Автоматические построительные прицелы этих пушек вырабатывали вертикальные и боковые упреждения и позволяли наводить орудия непосредственно в цель. Входные данные в прицелы вводились вручную и определялись на глаз, кроме дальности, которая измерялась стереодальномером.

Изменения в лафеты были минимальные, в частности была введена вторая скорость в ручных приводах наведения.
Существовала специальная разбирающаяся «вьючная» версия для горных армейских частей. В данном варианте орудие Flak 38 осталось прежним, однако использовался маленький и, соответственно, более легкий лафет. Пушка называлась 2-см горной зениткой Gebirgeflak 38 и являлась орудием, предназначенным для поражения как воздушных, так и наземных целей.
В войска 20-мм Flak 38 начала поступать во второй половине 1940 г.

Зенитные пушки Flak-30 и Flak-38 были весьма широко используемым средством ПВО Вермахта, Люфтваффе и войск СС. Рота таких пушек (12 штук) входила в состав противотанкового дивизиона всех пехотных дивизий, такая же рота являлась составной частью каждого моторизованного зенитного дивизиона РГК, придававшегося танковым и моторизованным дивизиям.

Кроме буксируемых, было создано большое количество самоходных пушек. В качестве шасси использовались грузовики, танки, различные тягачи и бронетранспортёры.
Кроме прямого назначения, к концу войны они все больше использовались для борьбы с живой силой и лёгкой бронетехникой противника.

О масштабах использования пушек Flak-30/38 говорит тот факт, что в мае 1944 г. сухопутные войска располагали 6 355 пушками этого типа, а обеспечивающие ПВО Германии части люфтваффе - более чем 20000 пушками калибра 20-мм.

Для увеличения плотности огня на базе Flak-38 была разработана счетверённая установка 2-cm Flakvierling 38 . Эффективность зенитной установки оказалась весьма высокой.

Хотя немцы в течении всей войны постоянно испытывали нехватку этих зенитных установок. Флаквирлинг 38 находили применение в армии Германии, в противовоздушных частях люфтваффе и в немецком ВМФ.

Для повышения мобильности, на их базе было создано немало различных зенитных самоходок.



Существовала версия, предназначавшаяся для установки на бронепоездах. Разрабатывалась установка, огнем которой предполагалось управлять с применением радара.

Кроме Flak-30 и Flak-38 в ПВО Германии, в меньших количествах применялся 20-мм автомат 2 cm Flak 28 .
Это зенитное орудие ведёт свою родословную от германской «пушки Беккера», которая была разработана ещё в Первую мировую. Фирма «Эрликон», названная так по месту расположения - пригороду Цюриха, приобрела все права на разработку пушки.
К 1927 году фирма «Эрликон» разработала и поставил на конвейер модель, названную Эрликон S (тремя годами позже ставшую просто 1S). По сравнению с первоначальной моделью, она созданна под более мощный патрон 20×110 мм и характеризовалась более высокой начальной скоростью снаряда в 830 м/с.

В Германии орудие получило широкое применение в качестве средства противовоздушной обороны кораблей, однако существовали и полевые варианты пушки, широко применявшиеся в Вермахте и зенитных войсках Люфтваффе, под обозначением - 2 cm Flak 28 и 2 cm VKPL vz. 36 .

В период с 1940 по 1944 годы объём сделок головной компании Werkzeugmaschinenfabrik Oerlikon (WO) только с державами оси - Германией, Италией и Румынией - составил 543,4 млн шв. франков, и включали поставки 7013 20-мм пушек, 14,76 млн. штук патронов к ним, 12 520 запасных стволов и 40 тыс. патронных ящиков (вот такой швейцарский ”нейтралитет”!).
Несколько сотен этих зенитных автоматов было захвачено в Чехословакии, Бельгии и Норвегии.

В СССР слово “Эрликон”, стало именем нарицательным для всей малокалиберной зенитной артиллерии периода Второй мировой войны.

При всех своих достоинствах, 20-мм зенитные автоматы оказались неспособны гарантировать 100% пробитие бронирования штурмовиков Ил-2.
Для исправления этой ситуации в 1943 году, фирмой «Маузер», путем наложения 3-см авиационной пушки МК-103 на лафет 2-см автоматической зенитной пушки Flak 38, была создана зенитная установка Flak 103/38. Пушка имела двухстороннее ленточное питание.Действие механизмов автомата было основано на смешанном принципе: отпирание канала ствола и взведение затвора осуществлялось за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковой канал в стволе, а работа механизмов подачи производилась за счет энергии откатывающегося ствола.

В серийное производство Flak 103/ 38 запущена в 1944 году. Всего произведено 371 орудие.
Кроме одноствольных в небольшом числе были выпущены спаренные и счетверенные 30-мм установки.

В 1942―1943 гг. предприятие «Ваффен-Верке» в Брюне на базе 3-см авиационной пушки MK 103 создало зенитную автоматическую пушку MK 303 Br . От пушки Flak 103/38 ее отличала лучшая баллистика. Для снаряда весом 320 г начальная скорость его у MK 303 Br составляла 1080 м/с против 900 м/с у Flak 103/38. Для снаряда весом 440 г эти величины составляли 1000 м/с и 800 м/с соответственно.

Автоматика работала как за счет энергии газов, отводимых из канала ствола, так и за счет отдачи ствола при его коротком ходе. Затвор - клиновой. Досылка патронов производилась досылателем на всем пути движения патрона в камору. Дульный тормоз имел эффективность 30 %.
Производство пушек MK 303 Br началось в октябре 1944 г. Всего до конца года было сдано 32 пушки, а в 1945 г. - еще 190.

30-мм установки были значительно эффективней 20-мм, однако развернуть широкомасштабное производство этих зенитных автоматов немцы не успели.

В нарушение «Версальских» соглашений, фирмой «Рейнметалл» в конце 20-х начались работы по созданию 3,7-см автоматической зенитной пушки.
Автоматика пушки работала за счет энергии отдачи при коротком ходе ствола. Стрельба велась с тумбового лафета, опиравшегося с помощью крестообразного основания на грунт. В походном положении орудие устанавливалось на четырехколесную повозку.

37-мм зенитная пушка предназначалась для борьбы летящими на небольших высотах (1500-3000 метров) самолётами и для борьбы с наземными бронированными целями.

3,7-см пушка фирмы «Рейнметалл» вместе с 2-см автоматической пушкой в 1930 г. были проданы конторой БЮТАСТ Советскому Союзу. Фактически были поставлены только полная технологическая документация и комплект полуфабрикатов, сами же пушки не поставлялись.
В СССР пушка получила наименование «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1930 г.». Иногда ее называли 37-мм пушкой «Н» (немецкой). Производство пушки было начато в 1931 г. на заводе № 8, где пушка получила индекс 4К. В 1931 г. были предъявлены 3 пушки. На 1932 г. план составлял 25 пушек, завод предъявил 3, но военная приемка не приняла ни одной. В конце 1932 г. систему пришлось снять с производства. В РККА не попало ни одной 37-мм пушки обр. 1930 г.

3,7-см автоматическая пушка фирмы «Рейнметалл» поступила на вооружение в 1935 г. под названием 3,7 cm Flak 18 . Одним из существенных недостатков была четырехколесная повозка. Она оказалась тяжелой и неповоротливой, поэтому на смену ей был разработан новый четырех станинный лафет с отделяющимся двухколесным ходом.
3,7-см зенитная автоматическая пушка с новым двухколесным лафетом и рядом изменений в устройстве автомата получила название 3,7 cm Flak 36 .

Существовал еще один вариант, 3.7-cm Flak 37 , отличавшийся только сложным, управлявшимся прицелом со счётно-решающим устройством и упреждающей системой.

Кроме штатных лафетов обр. 1936 г., 3,7-см автоматы Flak 18 и Flak 36 устанавливались на железнодорожных платформах и различных грузовиках и бронетранспортёрах, так же на танковые шасси.

Производство Flak 36 и 37 велось до самого конца войны на трёх заводах (один из них находился в Чехословакии). К концу войны в люфтваффе и вермахте имелось около 4000 37-мм зениток.

Уже в ходе войны на базе 3,7 cm Flak 36 фирма «Рейнметалл» разработала новый 3,7-см автомат Flak 43 .

Автомат обр. 43 имел принципиально новую схему автоматики, когда часть операций производилась за счет энергии отводимых газов, а часть - за счет откатывающихся частей. Магазин Flak 43 вмещал 8 патронов, а у Flak 36 он был рассчитан на 6 патронов.

3,7-см автоматы обр. 43 устанавливались как на одиночных, так и на двухорудийных установках.

Во время Второй мировой войны существовал «трудный» для зенитных орудий уровень высот от 1500 м до 3000. Здесь самолеты оказывались мало досягаемыми для легких зениток, а для пушек тяжелой противовоздушной артиллерии эта высота была слишком мала. В целях разрешения проблемы казалось естественным создать зенитки некоего промежуточного калибра.

Немецкие конструкторы фирмы «Рейнметалл» предложили военным пушку, известную под индексом 5-cm Flak 41.

Действие автоматики основано на смешанном принципе. Отпирание канала ствола, экстракция гильзы, отбрасывание затвора назад и сжатие пружины накатника затвора происходили за счет энергии пороховых газов, отводимых через боковой канал в стволе. А подача патронов осуществлялась за счет энергии откатывающегося ствола. Кроме того, в автоматике использовался частичный фиксированный выкат ствола.
Канал ствола запирался клиновым продольно скользящим затвором. Питание автомата патронами боковое, по горизонтальному столу подачи с помощью обоймы на 5 патронов.
В походном положении установка перевозилась на четырехколесной повозке. В боевом положении оба хода откатывались.

Первый экземпляр появился в 1936 г. Процесс доработки шел весьма неспешно, в результате орудие было запущено в серийное производство лишь в 1940 году.
Всего было выпущено 60 зениток данной марки. Как только первые из них поступили в действующую армию в 1941 г., выявились крупные недостатки (как будто их не было на полигоне).
Основной проблемой являлись боеприпасы, которые были мало приспособлены для использования в зенитном орудии.

Несмотря на относительно большой калибр, 50-мм снарядам не хватало мощности. Кроме того вспышки выстрелов ослепляли наводчика, причем даже в ясный солнечный день. Лафет оказался слишком громоздким и неудобным в реальных боевых условиях. Механизм горизонтальной наводки был слишком слабым и работал медленно.

Flak 41 выпускался в двух версиях. Мобильная зенитка передвигалась на двухосном лафете. Стационарная пушка предназначалась для обороны стратегически важных объектов, таких, как Рурские дамбы. Несмотря на то, что орудие получилось, мягко говоря, неудачным, оно продолжало нести службу до конца войны. Правда, к тому времени их осталось всего 24 единицы.

Справедливости ради стоит сказать, что орудия такого калибра так и не были созданы ни в одной из воюющих стран.
Зенитная 57-мм С-60 была создана в СССР В.Г. Грабиным уже после войны.

Оценивая действия немецкой малокалиберной артиллерии, стоит отметить её исключительную эффективность. Зенитное прикрытие германских войск было значительно лучше советского, особенно это относится к начальному периоду войны.

Именно зенитный огонь погубил большую часть потерянных по боевым причинам Ил-2.
Сами же высокие потери Ил-2 следует объяснить, прежде всего, спецификой боевого применения этих штурмовиков. В отличие от бомбардировщиков и истребителей, они работали исключительно с малых высот – а значит, чаще и дольше, чем другие самолеты, находились в сфере действительного огня малокалиберной зенитной артиллерии немцев.
Чрезвычайная опасность, которую представляли для нашей авиации немецкие малокалиберные зенитки, была обусловлена, во-первых, совершенством материальной части этого . Конструкция зенитных установок позволяла очень быстро маневрировать траекториями в вертикальной и горизонтальной плоскостях, каждое орудие было оснащено прибором управления артиллерийским зенитным огнем, который выдавал поправки на скорость и курс самолета; трассирующие снаряды облегчали корректировку огня. Наконец, немецкие зенитки обладали высокой скорострельностью; так, 37-мм установка Flak 36 выпускала 188 снарядов в минуту, а 20-мм Flak 38 – 480.
Во-вторых, насыщенность этими средствами войск и ПВО тыловых объектов у немцев была очень высокой. Количество стволов, прикрывавших объекты ударов Ил-2, непрерывно возрастало, и в начале 1945 г. по штурмовику, работающему в полосе немецкого укрепленного района, в секунду (!) могло выпускаться уже до 200-250 20– и 37-мм снарядов.
Очень небольшим было время реакции, с момента обнаружения, до открытия огня. Первый прицельный выстрел малокалиберная зенитная батарея была готова дать уже через 20 секунд после обнаружения советских самолетов; поправки на изменение курса Ил-2, угла их пикирования, скорости, дальности до цели немцы вводили в течение 2-3 секунд. Применявшаяся ими концентрация огня нескольких орудий по одной цели также увеличивала вероятность поражения

По материалам:
http://www.xliby.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1998_08/p3.php
http://zonawar.ru/artileru/leg_zenit_2mw.html
http://www.plam.ru/hist/_sokoly_umytye_krovyu_pochemu_sovetskie_vvs_voevali_huzhe_lyuftvaffe/p3.php
А.Б. Широкогдрад "Бог войны Третьего рейха"

Зенитная пушка Flak 36

Полуавтоматические зенитные пушки крупного калибра (75-105 мм) были созданы в Германии еще в годы Первой мировой. Однако положения Версальского договора запрещали немцам иметь зенитную артиллерию и все орудия рейхсвера были уничтожены.

Работы по их созданию возобновились тайно во второй половине 20-х годов и велись немецкими конструкторами как в самой Германии, так и в Швеции, Голландии и других странах. При этом все новые полевые и зенитные пушки, спроектированные в Германии в эти годы, получали в обозначении число 18, то есть "образца 1918 года". В случае запросов правительств Англии или Франции немцы могли ответить, что это не новые орудия, а старые, созданные еще в 1918 году, во время Первой мировой войны. В целях конспирации и зенитные части вплоть до 1935 года носили название "подвижных батальонов" (Fahrabteilung).

Проектирование 88-мм зенитного орудия группа конструкторов фирмы "Крупп" начала в 1931 году в Швеции. Затем техническую документацию доставили в Эссен, где и были изготовлены первые образцы пушек. С 1933 года зенитки, получившие обозначение 8,8 cm Flak 18 (в Германии, как известно, калибры орудий измеряются в сантиметрах), начали поступать в войска.

Зенитная пушка Flak 36 из частного музея Жака Литтлефида, США

Ствол пушки состоял из кожуха, свободной трубы и казенника. Затвор - полуавтоматический горизонтальный, клиновой.

Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката веретенного типа и гидропневматического накатника. Длина отката переменная. Тормоз отката снабжался компенсатором.

Основание лафета представляло собой крестовину, у которой боковые станины при переводе в походное положение поднимались вверх, а основная продольная балка выполняла роль повозки. К основанию лафета крепилась тумба, на которой устанавливался вертлюг (верхний станок). Нижний конец штыря вертлюга заделывался в салазки горизонтирующего механизма. Подъемное и поворотное устройства имели по две скорости наведения. Уравновешивающий механизм был пружинным, тянущего типа.

Пушка перевозилась с помощью двух ходов (подкатных одноосных тележек) Sd.Anh.201, которые при переводе орудия из походного положения в боевое отсоединялись. Ходы невзаимозаменяемые: передний - с односкатными колесами, задний - с двухскатными.

В 1936 году на вооружение поступила модернизированная 88-мм пушка Flak 36. Изменения в основном затронули конструкцию ствола, получившего отъемную переднюю часть, что облегчало его изготовление. При этом внутреннее устройство и баллистика ствола остались такими же, как у Flak 18. Все латунные детали орудия заменили стальными, что позволило заметно уменьшить его стоимость. Подвергся модернизации и лафет - передняя и задняя станины его стали взаимозаменяемыми. Для буксировки пушки использовались два одинаковых хода Sd.Anh.202 с двухскатными колесами. Вносились и другие более мелкие изменения. В целом же оба орудия были конструктивно идентичными.

Спустя год появилась следующая модификация - Flak 37. У орудия улучшили систему индикации направления стрельбы, связанную кабелем с прибором управления огнем.
В качестве буксировщика зениток использовался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7 фирмы "Краус-Маффей".


Тягач Sd.Kfz.7 с зенитной пушкой Flak 18

Боевое крещение 88-мм зенитки получили в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, куда они были отправлены в составе германского легиона "Кондор". По опыту этой войны орудия стали оснащаться щитом.

К 1 сентября 1939 года в зенитных частях люфтваффе насчитывалось 2459 орудий Flak 18 и Flak 36, которые состояли на вооружении как сил ПВО рейха, так и армейской ПВО. Причем именно в составе последней они отличились в наибольшей степени, и не только в стрельбе по самолетам. В ходе французской кампании выяснилось, что 37-мм немецкие противотанковые пушки абсолютно бессильны против брони большиства французских танков. Зато с этой задачей блестяще справились оставшиеся "безработными" (в воздухе безраздельно господствовала германская авиация) 88-мм зенитки. Еще большее значение этих орудий как противотанкового средства возросло в ходе боев в Северной Африке и на Восточном фронте.

Странное дело, но эти пушки не имели выдающихся боевых характеристик. Скажем, советская 85-мм зенитная пушка 52К ничем не уступала "немке", в том числе и по бронепробиваемости, но не стала такой знаменитой. В чем дело? Почему "aht-aht" ("восемь-восемь"), как называли эту пушку немецкие солдаты, заслужила такую славу и в вермахте, и в армиях стран антигитлеровской коалиции? Причина ее популярности кроется в неординарной тактике применения.

В то время как англичане, например, в Северной Африке ограничивали роль своих очень мощных 3,7-дюймовых зенитных орудий борьбой с авиацией, немцы использовали 88-мм пушки для стрельбы и по самолетам, и по танкам. В ноябре 1941 года во всем Африканском корпусе имелось только 35 пушек калибра 88 мм, но, двигаясь вместе с танками, эти орудия наносили огромные потери английским "матильдам" и "ва-лентайнам". На Восточном фронте 88-мм пушки также находились в боевых порядках танковых частей. Когда последние наталкивались на новые советские танки Т-34 и KB, в дело вступали зенитки. Подобная тактика применялась германскими войсками вплоть до конца войны. Естественно, что по мере насыщения войск новыми противотанковыми пушками значение 88-мм зениток как противотанкового средства постепенно уменьшалось. Тем не менее, к 1944 году 13 противотанковых артиллерийских частой были оснащены этими зенитными орудиями. По состоянию на август 1944 года в войсках находилось 10 930 орудий Flak 18, 36 и 37, которые применялись на всех фронтах и в ПВО рейха.

Широко использовались эти пушки и в береговой артиллерии.

Как собственно зенитное орудие эта пушка исчерпала себя уже к началу Второй мировой войны. Поэтому в 1939 году фирма "Рейнметалл" начала проектирование новой зенитки с улучшенными баллистическими харак-теристками - Gerat 37. Когда в 1941 году был изготовлен первый опытный образец, название заменили на 8,8 cm Flak 41. В 1942 году 44 пушки отправили для испытаний в Северную Африку. Впрочем, половина из них оказалась на дне Средиземного моря вместе с доставлявшими их транспортами. Остальные все же прибыли в Тунис.

В ходе фронтовых испытаний выяснилось, что Flak 41 имеет множество мелких недостатков, устранить которые в короткие сроки было невозможно. Тем не менее, эта пушка с длиной ствола в 74 калибра, начальной скоростью осколочно-фугасной гранаты 1000 м/с и баллистическим потолком 14 700 м стала лучшим зенитным орудием среднего калибра периода Второй мировой войны. Выпуск зениток Flak 41 нарастал очень медленно, а их применение осложнялось невозможностью использовать боеприпасы от Flak 18/36. В феврале 1944-го в ПВО рейха имелось всего 279 единиц Flak 41.

88-мм зенитная пушка Flak 18:
1 - накатник; 2 - верхний станок; 3 - лоток досылателя; 4 - механизм вертикального наведения; 5 - механизм установки взрывателя; 6 - маховик горизонтирующего механизма; 7 - тумба; 8 - левый цилиндр уравновешивающего механизма; 9-кронштейн крепления ствола по-походному; 10 - сиденье наводчика; 11 - сиденье установщика взрывателя; 12 - индикатор установки взрывателя; 13 - индикатор вертикального наведения; 14 - индикатор горизонтального наведения; 15 - люлька; 16 - тормоз отката; 17 - правый цилиндр уравновешивающего механизма; 18 - механизм горизонтального наведения; 19 - механизм вертикального наведения; 20 - продольная балка лафета; 21 -зенитный прицел; 22 - левая откидная станина; 23 - правая откидная станина.

Источники информации

М.КНЯЗЕВ "ВОСЕМЬ-ВОСЕМЬ". "Моделист-конструктор" № 4, 2001

Включайся в дискуссию
Читайте также
Многозначные слова — это примеры разных граней русского языка
Вера божья и вера человеческая
Притчи про добро и зло Маленькая притча о добре и зле