Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мантикора мифы и легенды народов. Мантикора — легендарное и непобедимое чудовище-людоед. Толкование роли мантикоры в мифах

О существе, именуемом «мантикора», сохранилось немало сведений, только благодаря древнему греческому врачу Ктесию, который якобы видел его при дворе персов. Грек описывал чудовище, как льва с лицом человека, который пожирал людей и одним прыжком настигал жертву на больших расстояниях. Есть версия, якобы это создание – один из образов .

Мантикора - кто это?

Мантикора – это существо с львиным телом, мужским лицом и скорпионьим хвостом, ярким признаком которого были зубы в три ряда и глаза голубого цвета. Считалось, что этот монстр ведет охоту на людей и питается их мясом, поэтому его нередко изображали с частями тела человека в зубах. Хвост венчали огромные шипы, которыми чудовище тоже могло убивать, поэтому шансов на спасение не было.

Мантикора - греческая мифология

Мантикора - кто она? Хотя, судя по описанию и повадкам монстра, многие исследователи предполагают, что родом он из Персии или Индии, внешний облик очень напоминает огромных размеров тигра. Даже название в переводе с фарси означает «людоед», а такие большие дикие кошки в джунглях тоже водились. Но первооткрывателем создания считают не индусов, а врача из Греции Ктесия, описавшего кошмарное создание в своих книгах. По его версии, мантикора – существо злобное, обладающее:

  • туловищем льва и лицом человека;
  • тремя рядами зубов;
  • когтем на кончике хвоста;
  • усами, наполненными ядом.

Такой описывали мантикору в своих сочинениях древние эллины. Позднее греческие ученые сформировали свою версию об этом создании. Географ Павсаний был уверен, что речь идет о гигантском тигре, а красный цвет шкуры придавало ему в глазах индусов закатное солнце. А уже тройной ряд зубов и хвост, который стреляет ядовитыми стрелами – выдумки охотников, побоявшихся одолеть огромного зверя.

Как выглядит мантикора?

По описаниям древних греков, которые они получили от персов, мантикора являла собой симбиоз разных существ:

  • тело льва, но не желтого, а красного цвета;
  • жало скорпиона на хвосте, стреляющее иглами;
  • молниеносные прыжки, быстрый бег;
  • голос похож одновременно на звуки трубы и свирели.

Чье тело у мантикоры? Судя по описаниям, то большого льва или гигантской кошки, это было характерной чертой монстра. В последующие столетия ее изображение существенно дополнилось другими чертами:

  1. Средние века. Огромные зубы размещались уже не в пасти, а в горле, а голос походил на шипение змеи, которым чудовище приманивало людей.
  2. 20 век, книги фантастов. Мантикора обзавелась крыльями и стреляющими ядовитыми шипами, голос больше напоминал мурлыканье. Мгновенно залечивало свои раны, шкура имела способность отражать любые заклинания.

Чем отличается мантикора от химеры?

Некоторые исследователи связывают мантикору и химеру по внешним признакам, но отличие между ними есть. Химера – создание из греческой мифологии, ее матерью считалась Ехидна, а отцом сын Геи и Тартара Цифей, по другой версии родилась она от Орта и Гидры. Считалось, что химера жила в Ликии, и сразил ее царевич Беллерофонт. Это существо - из родного грекам пантеона богов, а мантикора – гость из чужих легенд. и мантикора имели одну общую внешнюю черту: туловище льва, в остальном чудовище эллинов отличалось:

  • способностью плеваться огнем;
  • задней частью тела козы;
  • змеиным хвостом;
  • тремя головами: козы, змеи и дракона.

Легенда о мантикоре

Легенд о мантикоре грек Ктесий не привез, ограничившись общими слухами о ее существовании. В мифах Персии встречается упоминание, что этот ужасный монстр при встрече с человеком любит загадывать загадки, и если путник ответит на все, то отпускает. Исследователи склоняются к тому, что мантикора – чудовище, пожирающее людей, возникла в историях Индии, а потом перекочевала в Персию, где о ней и услышал грек Ктесий.

Еще бытует версия, якобы такое чудовище породила легенда про бога Вишну, который умел превращаться в разных существ. В образе одного из них – льва с человеческим лицом – он одолел злого демона Хираньякашипу. После чего человекольва Вишну индусы стали называть Нарасимхой мантикор. В легенде он описывается с телом льва, хвостом скорпиона и зубами акулы. В Средние века мантикора превратилась в символ тирании и зла.

Мантикора - легендарный зверь. Впервые её описали ещё древние греки, побывав на индийской земле. Особого распространения в те века она не получила, зато обрела заслуженную популярность в наши дни, став монстром из многочисленных фэнтези-книг, компьютерных и настольных игр, а также украсив обложки металл-групп.

В статье:

Описание мантикоры у разных авторов

У неё львиное тело, человеческая голова и скорпионий хвост. Грива тоже львиная, огненно-рыжая, во рту зубы в три ряда, а глаза ярко-голубые. На конце хвоста - ядовитые шипы. Яд убивает взрослого человека на месте. Средневековые миниатюры нередко изображали мантикор с человеческой ногой или головой в пасти. Впервые о звере заговорил греческий врач Ктесий , распространитель многих персидских мифов. Ктесий послужил первоисточником для Аристотеля и Плиния Старшего в их описаниях мифических зверей - , и многих других.

По уверениям Ктесия, чудовище зубасто до крайности - зубы в три ряда на челюстях сверху и снизу, размерами с крупного льва, со львиными лапами и гривой. Голова же походит на человеческую. Шерсть существа - ярко-красная, а глаза - голубые. От земляного скорпиона мантикоре достался хвост с ядовитым жалом, способный выстреливать. Она издает звуки, которые могли бы издавать свирель и труба вместе, а бегает быстрее дикого оленя. Приручить мантикору невозможно, а пищей ей служит человеческая плоть. Так описывает мифического зверя и Аристотель. Некоторые авторы добавляли к образу чудовища крылья, похожие на драконьи.

Самое полное древнее описание этого создания принадлежит перу жившего во втором веке до н.э. Клавдия Элиана , написавшего трактат «О природе животных». Он писал, что любого приблизившегося зверь атакует с помощью хвоста. Шипы на его хвосте толстые, как камышовые стебли, длинной почти тридцать сантиметров. В бою мантикора одолеет любого зверя, кроме льва. Сохранились записи Филострата Старшего о чудесах, рассказанных Иархом Аполлонию Тианскому на холме мудрецов. Мантикора в их числе.

Многие относились к описанию зверя со скепсисом. Павсаний, географ из Греции , в своём «Описании Эллады» сказал, что его, скорее всего, путают с тигром. Павсаний считал, что чистый красный цвет зверя появился из-за наблюдений за тиграми в вечернее время и во время движения. А все остальное, вроде человеческого лица и скорпионьего хвоста - итог выдумок индийцев, ведь у страха глаза велики.

Объяснить заблуждение можно острыми и слегка зазубренными краями зубов во рту хищника, создающими ощущение присутствия дополнительных рядов зубов. У тигров кончик хвоста черный и может ороговеть - тогда его кончик начинает походить на скорпионье жало. Индусы верили, что тигриные усы и хвост ядовиты. Иногда на стенах храмов тигров изображали с человеческими лицами, а потому персидская армия могла увидеть их во время завоеваний. От персов описание мантикоры перешло в греческие мифы.

Древнегреческие книги редко описывают мантикору. Зато в средневековье она была непременной частью бестиариев. Из них зверь перешёл в народный фольклор. В восьмом веке её описывал Варфоломей Английский , в четырнадцатом - Уильямом Кэкстоном была написана книга «Зеркало мира». Кэкстон изменил облик зверя, заменив тройной частокол зубов на пасть в горле, а сладкозвучный голос превратив в змеиное шипение, притягивающее людей к себе. Мантикору по-прежнему считали людоедом.

Особенности поведения мантикоры

Греки считали, что мантикора столь же свирепа, как и химера . Они боялись её, но куда меньше, чем других прославленных монстров. Индусы до сих пор верят в существование зверя-людоеда («мантикора» переводится с фарси как «людоед»). Иногда так прозывают тигров, начинающих охотиться на людей.

Нередко средневековые авторы описывали ее как разорителя и уничтожителя. Но легенд о схватках с мантикорой практически не сохранилось. Считалось, что она предпочитает безлюдные места и избегает людей. В течении всего средневековья мифический зверь украшал эмблему пророка Иеремии. В геральдике он воплощает тиранию, зависть и зло.

Существование мантикоры подтверждалось регулярными исчезновениями людей. Каждый пропавший бесследно считался жертвой мифического зверя. Ведь мантикора пожирала добычу вместе с костями, всеми потрохами и одеждой. Суеверия подкреплялись климатом Индии и Индонезии, где, как считалось, обитает чудовище. Исчезновениями людей в джунглях никого не удивишь и в наши дни.

В тринадцатом столетии был написан роман «Король Александр» о завоеваниях Александра Великого. В романе потеря тридцати тысяч воинов приписывается змеям, львам, медведям, драконам, единорогам и мантикорам. В живописи мантикора символизировала грех мошенничества, ибо была она химерой с лицом прекрасной девы.

Мантикора в наши дни

Нынешний век и конец двадцатого принесли новые трактовки. Бестиарий Анджея Сапковского , писателя-фантаста, известного по серии книг «Ведьмак», подарил мантикоре крылья и умение метко стрелять отравленными шипами в любом направлении. Отечественный фантаст Николай Басов в одном из своих рассказов пишет, что чудовище с легкостью регенерирует после любых повреждений и является практически неуязвимым. Одноименный фильм 2005 года показывает зверя как практически бессмертное существо. Сразить его может лишь другая мантикора или взгляд собственного отражения.

Не осталась в стороне Джоан Роулинг с её «Фантастическими тварями и местами их обитания». В ее версии мантикора при трапезе издает тихое мурлыканье. Её шкура отражает почти все заклинания. Одержимый опасными животными хогвартский лесничий Хагрид скрестил мантикору с огненным крабом. В результате вышел соплохвост, сочетающий черты обоих родителей.

Сериал «Гримм» показывает их как смертоносных существ, не боящихся гибели. Не осталась в стороне современная мультипликация. Сериал об «Удивительных злоключениях Флэпджека» описывает мантикору как мужчину со львиным телом, у которого растут маленькие крылья. Если их пощекотать, то зверь присмиреет.

Мантикора появлялась в таких играх как «Disciples», «Герои меча и магии», а также в знаменитой «Dark Souls» . Нюансы её облика разнятся в зависимости от целей разработчиков, но общим остается наличие львиного тела, крыльев и скорпионьего хвоста. Появлялась мантикора в мультипликационном сериале «My little pony» - там у мантикоры было каноничное лицо человека. Игра «Аллоды online» сделала ее одним из неигровых монстров. Канадский писатель Дэвис Робертсон написал целый одноименный цикл, сделав зверя ключевым символом. Популярная британская группа Cradle Of Filth в 2012 году выпустила альбом «The Manticore And Other Horrors».

Мифы и Легенды * Мантикора (Manticore)

Мантикора (Manticore)

Борис Валледжо - Мантикора
(Мифическое чудовище (Manticore)

Материал из Википедии

Мантикора (Мифическое чудовище (Manticore)
Мантикора — вымышленное существо, чудовище размером с лошадь, с головой человека, телом льва и хвостом скорпиона.

Мантикора (лат. Manticora, Epibouleus Oxisor) — вымышленное существо — чудовище с телом красного льва, головой человека и хвостом скорпиона. Существо с рыжей гривой, имеет три ряда зубов и глаза, налитые кровью. Хвост мантикоры заканчивается шипами, яд которых убивает мгновенно.
Мантикорой (в переводе с фарси — людоед) индийцы называли тигра-людоеда. Острые края зубов многих хищников могут создавать ощущение, что во рту несколько рядов зубов. Чёрный ороговевший кончик хвоста напоминает коготь. Кроме того, по древним поверьям усы тигра считались ядовитыми. Персы увидели человеческое лицо на изображении тигра-божества и передали получившееся описание мантикоры грекам.
Полагали, что мантикора является хищником и может охотиться на людей. Поэтому на средневековых миниатюрах часто можно увидеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах.
Первое упоминание о мантикоре встречается в книгах греческого врача Ктесия, благодаря которому грекам стали известны многие персидские мифы. Аристотель и Плиний Старший в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.

Он (Ктесий) уверяет, что индийский зверь «мартихора» имеет тройной ряд зубов на обеих, — нижней и верхней челюстях, и он величиной со льва и настолько же волосат, его ноги походят на ноги льва; его лицо и уши имеют сходство с человеческими; его глаза голубые, а сам он ярко-красного цвета; хвост его такой же как и у земляного скорпиона, — в хвосте у него жало и он имеет способность выстреливать, как стрелами, иглами прикреплёнными у него к хвосту; голос его нечто среднее между звуком свирели и трубы; он может бегать также быстро как олень и ещё он дикий и людоед.



(Аристотель «История животных»)

Однако наиболее полное из древних описаний мантикоры сделано во II веке н. э. Элианом. Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на её хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Во II веке н. э. Флавий Филострат Старший упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний Тианский расспрашивает Иарха на холме мудрецов.
Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, её описаниями изобилуют средневековые бестиарии. Оттуда мантикора перекочевала в фольклорные произведения. Так, в XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV — Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в её горле», а её голос, подобный мелодии свирели, стал «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их».


В XX веке представления о мантикоре продолжали развиваться. Например, в бестиарии польского фантаста Анджея Сапковского мантикора обзавелась крыльями и научилась выстреливать в любом направлении своими отравленными шипами. А в романе английской писательницы Дж. Роулинг «Волшебные твари и где их искать» мантикора «после поглощения очередной жертвы начинает тихонько мурлыкать». Также, согласно Роулинг «шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия». В рассказе отечественного фантаста Николая Басова «Охотник на демонов» мантикора обладает способностью практически мгновенно залечивать свои раны. Образ Мантикоры также встречается и в современной мультипликации. К примеру, в мультипликационном американском сериале «Удивительные злоключения Флэпджека», в одном из эпизодов мантикора представлен в образе льва с лицом мужчины и небольшими крылышками, который становится смирным, если его пощекотать. Мантикора встречалась в компьютерных играх серии «Might and Magic» — в «Heroes of Might and Magic III» и «Might and Magic 7» выглядела как лев с хвостом скорпиона и крыльями (аналогично выглядит в последнем мультсериале «My Little Pony»), в «Heroes of Might and Magic V» к образу прибавилось человеческое лицо, а также является неигровым монстром в игре «Аллоды Онлайн» (также лев с хвостом скорпиона и крыльями). Мантикора — один из ключевых символов в одноимённом романе канадского писателя Робертсона Дэвиса.

Мантикора - Manticore - Рассказ об этом жутком существе можно найти еще у Аристотеля (IV век до нашей эры) и Плиния Старшего (I век нашей эры). Мантикора размером с лошадь, имеет человеческое лицо, три ряда зубов, львиное тело и хвост скорпиона, красные глаза, налитые кровью. Мантикора бегает так быстро, что в мгновение ока преодолевает любые расстояния. Это делает ее чрезвычайно опасной - ведь убежать от нее почти невозможно, а питается чудовище только свежим человеческим мясом. Поэтому на средневековых мениатюрах часто можно видеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах.
В средневековых работах по естественной истории мантикору считали реально существующей, но обитающей в безлюдных местах.
Доказательством что мантикора существует служили пропажи людей. При чем если они пропадали бесследно это и считалось за присутсвие чудовища, потому что оно съедало свои жертвы без сотатка, вместе с одеждой.
Мантикора
Местом обитания мантикоры чаще всего называют Индию и Индонезию, так как там довольно много пропадает людей в джунглях.
Самыми ранними легендами считаются персидские. Само имя - от старого персидского martikhoras означает ""людоед". Это слово и пошло в европейскую мифологию.

Паусаниас, в его "Описании Греции", вспоминал на своих страницах, странных животных, которых он видел в Риме:


"Животное, описанное Ктезиасом в его "Индийской истории", называют martichoras, что означает "людоед". Я склонен думать, что это лев, но у этого есть три ряда зубов вдоль каждой челюсти и шипы на кончике хвоста, которые он может кидать как стрелы во врагов; все это, я думаю, ложная история, придуманная индийцами вследствие их чрезмерного страха перед этим животным".
В средневековье Мантикора была чрезвычайно популярным животным и часто иллюстрировалась в бестиариях с частями тел в зубах.
Мантикора - иллюстрация средневекового бестиария
В роман тринадцатого столетия об Александре Великом - "Король Александ" говорится, что он потерял 30 000 мужчин из-за таких животных как змеи, львы, медведи, драконы, единороги, и мантикоры. Однако, уже во втором столетии нашей эры, авторы стали думать, что мифическое чудовище было не чем иным как индийским тигром-людоедом.
Последнее проявление мунтикоры было в геральдике 16-ого столетия. Это часто влияло на художников манньеристов, которые влючали сие животное в свои работы. Но чаще в декоративных картинах, названными гротески. Мантикора обозначала грех мошенничества - химера с лицом красавицы. Затем этот образ перешел а 17-18 столетике уже как сфинкс
В средневековье мифическое чудовище было эмблемой для пророка Иеремии. В то же самое время мифическое чудовище стало символом тирании, зависти, и в конечном счете воплощением зла.

Manticora, Epibouleus Oxisor ) - вымышленное существо - чудовище с телом красного льва , головой человека и хвостом скорпиона . Существо с рыжей гривой, имеет три ряда зубов и голубые глаза. Хвост мантикоры заканчивается шипами, яд которых убивает мгновенно. Полагали, что мантикора является хищником и может охотиться на людей. Поэтому на средневековых миниатюрах часто можно увидеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах.

Первое упоминание о мантикоре встречается в книгах греческого врача Ктесия , благодаря которому грекам стали известны многие персидские мифы. Аристотель и Плиний Старший в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.

Он (Ктесий) уверяет, что индийский зверь «мартихора» имеет тройной ряд зубов на обеих, - нижней и верхней челюстях, и он величиной со льва и настолько же волосат, его ноги походят на ноги льва; его лицо и уши имеют сходство с человеческими; его глаза голубые, а сам он ярко-красного цвета; хвост его такой же как и у земляного скорпиона, - в хвосте у него жало и он имеет способность выстреливать, как стрелами, иглами прикреплёнными у него к хвосту; голос его нечто среднее между звуком свирели и трубы; он может бегать так же быстро как олень и ещё он дикий и людоед.

Аристотель «История животных»

Однако наиболее полное из древних описаний мантикоры сделано во II веке н. э. Клавдием Элианом («О природе животных»). Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на её хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Во II веке н. э. Флавий Филострат Старший упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний Тианский расспрашивает Иарха на холме мудрецов.

Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, её описаниями изобилуют средневековые бестиарии . Оттуда мантикора перекочевала в фольклорные произведения. Так, в XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV - Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в её горле», а её голос, подобный мелодии свирели, стал «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их».

В XX веке представления о мантикоре продолжали развиваться. Например, в бестиарии польского фантаста Анджея Сапковского мантикора обзавелась крыльями и научилась выстреливать в любом направлении своими отравленными шипами. А в романе английской писательницы Дж. Роулинг «Волшебные твари и где их искать» мантикора «после поглощения очередной жертвы начинает тихонько мурлыкать». Также, согласно Роулинг, «шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия». В рассказе отечественного фантаста Николая Басова «Охотник на демонов» мантикора обладает способностью практически мгновенно залечивать свои раны. В фильме «Мантикора» (2005) мантикору ничем невозможно убить и только взгляд другой мантикоры (или её отражение) может превратить её в камень. В сериале «Гримм » (s3e11 «Хороший солдат» и s4e12 «Жандарм») мантикоры изображены как опасные и смертоносные существа, лишённые страха смерти. Образ Мантикоры также встречается и в современной мультипликации. К примеру, в мультипликационном американском сериале «Удивительные злоключения Флэпджека », в одном из эпизодов мантикора представлен в образе льва с лицом мужчины и небольшими крылышками, который становится смирным, если его пощекотать. Мантикора встречалась в компьютерных играх серий «Disciples », «Dark Souls » и «Might and Magic » в «Heroes of Might and Magic III » и «Might and Magic 7 » выглядела как лев с хвостом скорпиона и крыльями (аналогично выглядит в мультсериале «My little pony » (s1e2 и s5e6)), в «Heroes of Might and Magic V » к образу прибавилось человеческое лицо, а также является неигровым монстром в игре «

Включайся в дискуссию
Читайте также
Многозначные слова — это примеры разных граней русского языка
Вера божья и вера человеческая
Притчи про добро и зло Маленькая притча о добре и зле