Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Международная обстановка в мире на современном этапе. Россия в современном мире и основные направления ее военной политики. Задачи личного состава по поддержанию боевой готовности. На западном направлении без перемен

Россия в системе военно-политических отношений в мире

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Несмотря на то что проблема глобальной и региональной безопасности все больше смещается к вопросам политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и т.д., роль военной силы по-прежнему остается эффективным сдерживающим фактором в стабилизации международных отношений.

Современное военно-политическое положение в мире

Мировая военно-политическая обстановка сегодня характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремлением большинства государств мира сформировать демократичную, более справедливую систему международных экономических и политических отношений. С другой -расширением практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Подтверждение - несанкционированные Советом Безопасности ООН войны против Югославии и Ирака.

Современную военно-политическую ситуацию в мире можно охарактеризовать следующими основными тенденциями.

ВО-ПЕРВЫХ, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. Это распространение оружия массового поражения и средств его доставки; международный терроризм; ~ этническая нестабильность; деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок; наркоторговля; организованная преступность.

Со всеми этими проявлениями невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. Поэтому в мире повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.

ВО-ВТОРЫХ, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Россия же выступает за строгое соблюдение норм международного права и будет вступать в подобные коалиции только в том случае, если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.

В-ТРЕТЬИХ, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств. Экономические интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими. Кроме того, возникает более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для этого чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или иного государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны, что объективно расширяет сферу ее внешнеполитической востребованности.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. Современный терроризм носит глобальный характер, создает угрозу большинству государств, их политической стабильности, экономической независимости, его проявления приводят к массовым человеческим жертвам, разрушению материальных и духовных ценностей.

В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмысленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтрализации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-политическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности Вооруженных Сил России, по противодействию ему существенно расширилась.

Транснациональный характер растущих угроз от террористической деятельности и преступного экстремизма ставит на повестку дня необходимость международного сотрудничества России, прежде всего с государствами-участниками СНГ, в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

Сегодня государства СНГ в силу их геополитического положения оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, что подтверждают события на Северном Кавказе и в Центрально-Азиатском регионе. Ситуация может значительно осложниться в связи с крахом далеко идущих планов экстремистов на Северном Кавказе и сосредоточении основных сил джихада на Центрально-Азиатском направлении. Это не виртуальные сценарии, а вполне конкретные замыслы радикальной «перекройки» политической карты целого региона.

Наивно было бы полагать, что планы террористов ограничатся рамками одного отдельно взятого государства. Щупальцы экстремизма уже проникли во многие страны. И если ему удастся дестабилизировать ситуацию в каком-либо из государств Центральной Азии, цепную реакцию не остановят никакие границы.

Реализация террористических целей силами международного терроризма и религиозного экстремизма может привести к коренному изменению геополитической ситуации в Центральной Азии с непредсказуемыми последствиями. Речь идет не просто о сохранении стратегической стабильности в регионе, а об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и стран СНГ.

В-ПЯТЫХ, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.

Основные военные угрозы национальным интересам России и задачи Вооруженных Сил РФ до их нейтрализации

Анализ военно-политической ситуации в мире позволяет сделать вывод, что для России существуют реальные угрозы ее национальным интересам: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам относятся:

Развертывание группировок сил и средств, имеющих цель военного нападения на Россию или ее союзников;

Территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от России отдельных ее территорий;

Осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;

Вмешательство во внутренние дела Российской Федерации организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

Демонстрация военной силы вблизи границ России, проведение учений с провокационными целями;

Наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности России или ее союзников;

Деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

Ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных Российской Федерации государств;

Вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

Действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;

Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

Распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.

К внутренним угрозам относятся:

Попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

Незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;

Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.

К понятию трансграничные угрозы относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (источники возникновения и стимуляции, возможные участники и т. д.) являются внешними.

К таким угрозам относятся:

Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников;

Деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности государства и безопасности ее граждан;

Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников России;

Ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;

Деятельность международных террористических организаций;

Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировке наркотиков на территорию РФ, или использование территории России для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз является задачей Российских Вооруженных Сил и осуществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответствующими органами стран - союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом положений международного и гуманитарного права, исходя из интересов национальной безопасности России и ее законодательства. Учитывая изменения геополитической обстановки в мире, необходимо констатировать, что обеспечение безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) не является эффективным.

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года, «боеспособные, технически оснащенные и современные Вооруженные Силы нужны нам для надежной защиты государства. Для того, чтобы мы могли спокойно решать внутренние социально-экономические задачи».

Сильная, профессиональная и хорошо вооруженная армия необходима нам для благополучного и мирного развития страны. Она должна быть способна защитить Россию и ее союзников, а также эффективно взаимодействовать с вооруженными силами других стран в рамках борьбы с общими угрозами.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной зашиты целостности и неприкосновенности территории России, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Более детально задачи Вооруженных Сил определены Военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 706 от 21 апреля 2000 г.:

1. В вооруженных конфликтах и локальных войнах перед Вооруженными Силами Российской Федерации стоит задача локализации очага напряженности и прекращения военных действий на возможно более ранней стадии в интересах создания предпосылок для урегулирования конфликта мирными средствами на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Вооруженные конфликты и локальные войны могут при определенных условиях перерасти в крупномасштабную войну. При необходимости Вооруженные Силы Российской Федерации будут развернуты для применения всех имеющихся у них сил и средств.

Для предотвращения войн и вооруженных конфликтов и обеспечения сдерживания агрессоров от развязывания любых войн на Вооруженные Силы Российской Федерации возлагаются следующие задачи:

Своевременное вскрытие совместно с силами и средствами других федеральных органов исполнительной власти готовящегося вооруженного нападения или угрожающего развития ситуации и предупреждение о них высшего руководства государства;

Поддержание состава и состояния стратегических ядерных сил на уровне, обеспечивающем гарантированное нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

Поддержание боевого потенциала группировок войск общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального (регионального) масштаба;

Обеспечение в рамках государственных мероприятий по переводу страны с мирного на военное положение стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации;

Охрана государственной границы в воздушном пространстве и в подводной среде.

2. Отдельные формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут привлекаться для ликвидации внутренних вооруженных конфликтов, которые угрожают жизненно важным интересам Российской Федерации и могут быть использованы как повод для вмешательства других государств в ее внутренние дела. Задачей применения войск и сил, привлекаемых для локализации и пресечения таких конфликтов, являются скорейшая нормализация обстановки, пресечение вооруженных столкновений и разъединение противоборствующих сторон, а также зашита стратегически важных объектов.

3. При участии в операциях по поддержанию мира, проводимых по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами России, на контингент ее Вооруженных Сил могут возлагаться следующие задачи:

Разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон;

Обеспечение доставки гуманитарной помощи гражданскому населению и ее эвакуации из зоны конфликта;

Блокирование района конфликта с целью обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом.

Решение названных и других задач осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации в тесном взаимодействии с другими войсками России. При этом на Пограничную службу ФСБ России возлагается охрана государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, на Внутренние войска МВД России - охрана важных государственных объектов и пресечение особо опасных правонарушений, диверсий и террористических актов.

С учетом изменившейся ситуации в мире и появлением новых угроз безопасности России изменились и задачи, которые возлагаются на Вооруженные Силы Российской Федерации. Их можно структурировать по четырем основным направлениям:

1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

2. Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.

3. Осуществление силовых операций мирного времени.

4. Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные, с точки зрения безопасности РФ, военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формулирования новых к ним подходов.

Основные приоритеты строительства Вооруженных Сил РФ определяются характером задач в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны. Можно говорить о существовании нескольких принципиальных требований к Вооруженным Силам Российской Федерации, которые будут определять основные параметры военного строительства:

Способность осуществить стратегическое сдерживание;

Высокая боевая и мобилизационная готовность;

Стратегическая мобильность;

Высокая степень укомплектованности хорошо обученным и подготовленным личным составом;

Высокая техническая оснащенность и ресурсообеспеченность.

Реализация этих требований позволяет выбрать приоритеты реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ в настоящее время и в перспективе. К основным из них можно отнести:

1. Сохранение потенциала Стратегических сил сдерживания.

2. Наращивание количества соединений и частей постоянной готовности и формирование на их основе группировок войск.

3. Совершенствование оперативной (боевой) подготовки войск (сил).

4. Совершенствование системы комплектования Вооруженных Сил.

5. Выполнение программы модернизации вооружения, военной и специальной техники и поддержание их в состоянии боеготовности.

6. Совершенствование военной науки и военного образования.

7. Совершенствование систем социального обеспечения военнослужащих, воспитания и морально-психологической подготовки.

Конечной целью этих мероприятий являются ликвидация дублирующих звеньев и обеспечение в случае необходимости комплексного применения Вооруженных Сил и воинских формирований силовых министерств и ведомств РФ.

Из вышеизложенного можно сделать вывод:

1. Несмотря на позитивные перемены е международной обстановке, резкое сокращение военного противостояния между государствами, военно-политическая обстановка в мире остается сложной и противоречивой.

2. Россия в силу геополитического положения остро ощущает на себе воздействие негативных факторов и особенностей современной военно-политической обстановки.

3. Существуют реальные источники угрозы национальной безопасности России. Это требует укрепления и повышения боевой готовности Вооруженных Сил.

Во вступительном слове руководителю ОГП необходимо подчеркнуть важность данной темы, определить цель занятия, его основные вопросы.

Раскрывая первый вопрос, целесообразно заострить внимание слушателей на том, что в последние годы в мире произошло много различных событий, которые оказали существенное влияние на систему национальной безопасности Российской Федерации, поэтому первостепенная задача для нашей страны - обеспечение ее военной безопасности.

При рассмотрении второго вопроса (для всех категорий слушателей ОГП) важно уяснить, что происходящие перемены в мире привели к появлению новых угроз военной безопасности России. Наибольшую опасность в современных условиях представляют трансграничные угрозы, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз.

Необходимо добиться понимания аудиторией того, что современные Вооруженные Силы России должны отвечать характеру международной обстановки и особенностям геополитического положения страны, их необходимо строить на достижениях современной военной науки и практики. В этой связи важнейшей задачей остается модернизация наших Вооруженных Сил.

Завершить рассмотрение второго вопроса следует изложением конкретных задач боевой подготовки, которые предстоит выполнить подразделениям в зимнем (летнем) периодах обучения.

В заключение необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы и по подготовке к беседе.

2. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации //

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета. - 27 мая. - 2004.

4. Гордлевский А. Вооруженные Силы Российской Федерации // Ориентир. - 2004. - №2.

5. Отечество. Честь. Долг. Учебное пособие по общественно-государственной подготовке. Выпуск №4. - М, 1998.

кандидат философских наук, доцент, Полковник
Александр Чаевич

Ответственный редактор: Т. В. Каширина, Д. А. Сидоров

Сборник составлен по итогам международной научно-практической конференции молодых ученых «Роль международных организаций в современном мире», состоявшейся в Дипломатической академии МИД России 16 февраля 2019 г. Конференция была организована кафедрой международных отношений Дипакадемии, официальным партнером мероприятия выступил Фонд «Центр международного продвижения, помощь в проведении конференции оказали «Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова» и ТД «Библио Глобус». В конференции приняли участие учащиеся бакалавриата и магистратуры, аспиранты и преподаватели российских и зарубежных высших учебных заведений.

Внимание авторов сфокусировано на анализе современных тенденций и актуальных проблем развития международных отношений и международного права. Авторы подробно рассматривают вопросы сотрудничества в рамках различных международных организаций, анализируют отношения между ведущими игроками на мировой политической арене. Материалы представлены в авторской редакции и предназначены для использования в учебном процессе при подготовке специалистов в области международных отношений и международного права.

Главы книги

Панченко П. Н. В кн.: Современное российское уголовное законодательство: состояние, тенденции и перспективы развития с учетом требования динамизма, преемственности и повышения экономической эффективности (к 15-летию принятия Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года). Материалы всероссийской научно-практической конференции (Нижний Новгород, 4 октября 2011 года). Н. Новгород: Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2012. С. 258-269.

Анализируется значение Конституции РФ и общепризнанных принципов и норм международного права в развитии российского уголовного законодательства, показываются перспективы дальнейшего развития данного законодательства и практики его применения.

Варфоломеев А.А. , Алёнкин С., Зубков А. Наркоконтроль. 2012. № 2. С. 27-32.

В статье с позиций международного права обосновывается тезис о том, что производство наркотиков на территории Афганистана следует рассматривать как угрозу для международного мира и безопасности. Авторы приходят к заключению, что Совету Безопасности ООН целесообразно квалифицировать ситуацию именно таким образом, а соответственно, обратиться к инструментам международно-правового противодействия, предусмотренным ст. VII Устава ООН.

Буторина О. В. , Кондратьева Н. Б. В кн.: Европейская интеграция: учебник. М.: Деловая литература, 2011. Гл. 11. С. 186-202.

В главне рассмиатриваются следующие вопросы:

1) Бюджет ЕС: происхождение и содержание

2) Годовые и многолетние финансовые планы

3) Проблемы бюджетной политики ЕС

4) Внебюджетные финансовые инструменты

Денчев К. , Златев В. Sofia: Агроинженеринг, 2000.

Вот уже почти сто лет «нефтегазовый фактор» является одним из основных элементов, влияющих на международные отношения. Принципиальное значение имеет тот факт, что речь идет о взаимосвязанности международных отношений с проблемой энергетической безопасности. Огромное значение энергоресурсов в мировой политике вызывает обострение как скрытого, так и открытого противоборства между ведущими державами за контроль над регионами, которые либо богаты углеводородным сырьем, либо находятся на пересечении транспортных маршрутов.

Суздальцев А. И. В кн.: Модернизация экономики и глобализация: В 3 кн. Кн. 3.. Кн. 3. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009. С. 355-361.

Проблема выработки основных критериев современной российской внешней политике на постсоветском пространстве связано с несколькими внешними факторами, играющими серьезную роль на регионе. Эти факторы факторы играют свою роль в выработке долгосрочной политики в отношении единственного нашего формально союзника на постсоветском пространстве - Республики Беларусь, что и рассматривается в статье.

Учебник содержит описание структуры, задач и механизмов работы наиболее значимых международных экономических организаций; показаны результаты их деятельности; дан анализ проблем и перспектив их развития; отражены изменения в формировании политики России во взаимоотношениях с этими организациями. Предложена характеристика формирующейся системы глобального экономического регулирования. Для студентов, изучающих мировую экономику и международные экономические отношения. Представляет интерес для специалистов-международников широкого профиля, а также всех, кто интересуется вопросами международного урегулирования глобальных систем.

В прогностическом исследовании, охватывающем период до 2035 г., охарактеризованы фундаментальные тренды, под влиянием которых сформируется облик мира через 20 лет. Задачей прогноза является выявление ожидающих мир вызовов и возможностей, которые могут быть использованы в интересах России, для обеспечения ей роли активного участника выработки правил будущего миропорядка.

Дан широкий анализ тенденций мирового развития в сферах идей и идеологии, политики, инноваций, экономики, социальной сферы, международной безопасности, рассмотрены проблемы глобализации и регионализма. Заключительный раздел книги посвящен стратегическим рекомендациям для России.

Для сотрудников органов власти и управления, научного, экспертного и бизнес сообщества. Будет полезен студентам международникам.

Количество страниц - 352 страницы

Рецензируемая работа профессора Санкт-Петербургского госуниверситета А.А.Сергунина посвящена актуальной в теоретическом и практическом отношениях проблеме - российско-европейскому сотрудничеству в сфере международной безопасности, которое получило особое развитие после подписания так называемых дорожных карт по общим пространствам РФ и ЕС (май 2005 г.).

Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.

Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.

В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.

Несмотря на определенные позитивные изменения в последнее десятилетие, такие, как окончание «холодной войны», улучшение отношений между Россией и США, достигнутые подвижки в процессе разоружения, мир не стал более стабильным и безопасным. На смену прежнему идеологическому противоборству пришло геополитическое соперничество новых центров силы, противостояние этносов, религий и цивилизаций.
В современных условиях на изменение военно-политической обстановки в мире существенное влияние оказывают некоторые процессы, к основным из которых можно отнести следующие:
Первое. Центральным явлением общемирового процесса на перспективу является глобализация, сущность которой составляет процесс подчинения всего человечества власти западного мира как единого целого в лице разнообразных финансовых, экономических и политических наднациональных организаций при центральной роли США.
Сейчас уже достаточно отчетливо проявляется противоречие будущего мира - стремление США и их ближайших союзников к доминированию в мировом сообществе при стремлении основной массы государств к многополюсному миру. Это может привести к тому, что в будущем мир будет все менее стабильным и все более непредсказуемым. В странах с низким уровнем экономического, научного и культурного развития, превращенных глобализмом в питательную среду для процветающего Запада, возникает стихийный протест, который обретает самые разнообразные формы вплоть до терроризма.
Второе. Идет процесс разделения человечества по культурно-этническому и религиозному признакам. Имевшее ранее место противостояние Запад-Восток трансформируется в противостояние Север-Юг или христианство-исламизм.
Третье. Существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отношений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных государств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.
Четвертое. Современные мировые демографические тенденции указывают на быстрое уменьшение относительной численности населения в индустриально развитых государствах. По оценкам ООН, к 2025 г. численность населения США будет чуть ниже, чем в Нигерии, а Иран сравняется с Японией, количество жителей Эфиопии в два раза превысит количество жителей Франции, а Канада пропустит вперед Мадагаскар, Непал и Сирию. Доля населения всех развитых стран Запада не будет превышать численности населения одной такой страны, как Индия. Поэтому претензии «малых» по численности населения стран на доминирование в мире или на роль полноценных региональных лидеров будут подвергнуты сомнению.
Пятое. Усилилась борьба за рабочие места в глобальном масштабе. В настоящее время в мире насчитывается 800 миллионов полностью или частично безработных, причем их количество каждый год увеличивается на несколько миллионов человек. Основные потоки миграции безработных идут из слабоосвоенных регионов в развитые страны. На сегодня за пределами стран, где они родились, но с которыми сохраняется их этническая идентичность, уже находятся свыше 100 миллионов человек, что вызывает «демографическую агрессию».
Шестое. Становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Россия же выступает за строгое соблюдение норм международного права и будет вступать в подобные коалиции только в том случае, если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.
Седьмое. Опасной тенденцией в плане угрозы миру является нарастание гонки вооружений, распространение ракетно-ядерных технологий. Если изначально рост военного потенциала развивающихся государств был направлен на противодействие соседним по региону государствам, то в новых условиях (прежде всего с учетом действий США и НАТО в Ираке и Югославии) военно-техническая политика этих государств направляется и на защиту от аналогичных акций глобальных и региональных центров силы. По мере восстановления экономики России и ужесточения ее политики по защите своих национальных интересов это оружие может быть направлено и против нее.
Поэтому одной из важнейших проблем обеспечения военной безопасности России на рассматриваемую перспективу становится проблема баланса уровней стратегических наступательных и оборонительных вооружений не только с традиционным геополитическим соперником (США и НАТО), но и с набирающими военную мощь региональными центрами силы.
В целом на ближайшее будущее в военно-политической обстановке в определенных регионах мира могут складываться следующие тенденции.
На Западе характерными особенностями развития военно-политической обстановки является активизация деятельности НАТО по закреплению за альянсом ведущей роли в регионе, адаптации новых членов альянса, дальнейшая переориентация государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Балтии на запад, углубление интеграционных процессов как в рамках региона в целом, так и на субрегиональном уровне.
Военно-политический курс США в Европе будет направлен на сохранение и укрепление здесь своих позиций на фоне создания новой системы европейской безопасности. По взглядам Белого дома, ее центральным компонентом будет Североатлантический союз. Уже сейчас можно предположить, что курс США по реализации своих внешнеполитических планов в Европе будет ужесточен, в первую очередь в целях ослабления влияния России в решении европейских проблем.
Этому способствует и будет способствовать очередное расширение НАТО. Так, страны, которые пока не являются членами НАТО, превращены в «санитарный кордон» в отношении России. Эти страны рассматриваются в США в качестве важнейших стратегических союзников, которые используются для оказания давления на Россию. Дальнейшее расширение Североатлантического альянса на восток приведет к тому, что этот союз, окончательно поглотив страны «санитарного кордона», еще более приблизится к границам России.
В последние годы руководство НАТО активно прорабатывает вопрос о включении в состав альянса Украины. Отношения НАТО с Украиной начали развиваться еще в 1991 году, когда она обрела суверенитет и стала членом Совета североатлантического сотрудничества. В 1994 году Украина присоединилась к программе «Партнерство ради мира», а в 1997 году была подписана «Хартия об особом партнерстве между НАТО и Украиной». Украина все активнее готовится к переходу на стандарты НАТО во многих сферах военного строительства и обеспечения, занимается переподготовкой своих военнослужащих. В Украине действует совместная рабочая группа НАТО-Украина по военной реформе, украинские военнослужащие принимают участие в учениях, проводимых НАТО. 17 марта 2004 года Верховная Рада (парламент) Украины приняла решение о возможности предоставления войскам НАТО права быстрого доступа на территорию Украины и транзита, если это необходимо для реализации общей политики альянса. В марте 2006 года президент Украины подписал указ «О создании межведомственной комиссии по подготовке к вступлению страны в НАТО». Официально было заявлено, что Украина намерена вступить в НАТО в 2008 году, однако предпринятая в этом году попытка оказалась безуспешной.
Для Российской Федерации вовлечение Украины в блок НАТО является негативным фактором. Ведь Украина входила в состав России с XVII века, русские и малороссы совместно обеспечивали военную безопасность державы. В Украине проживают миллионы русских, а также тех, кто считает русский язык родным (почти половина Украины). Современное российское общественное мнение не может представить Украину членом блока НАТО, репутация которого для большинства россиян носит негативный характер. Представляется, что в сложившихся условиях Российская Федерация должна использовать все имеющиеся возможности по предотвращению вовлечения братского народа Украины в русло явно антироссийской политики блока НАТО. В противном случае интересам нашей военной безопасности будет причинен существенный ущерб.
В целом основной акцент в деятельности Североатлантического союза в отношении СНГ делается на недопущение консолидации государств Содружества вокруг Российской Федерации, усиления ее экономической и военной мощи и ослабление СНГ как структуры в целом. При этом особое внимание обращено на противодействие реализации союзных связей между РФ и Республикой Беларусь.
На Юге в рассматриваемый период сохранятся неблагоприятные тенденции в развитии военно-политической обстановки (ВПО), что связано как с нестабильностью ситуации в центральноазиатских государствах СНГ и дальнего зарубежья (Турция, Ирак, Афганистан, Пакистан), так и с внутренними проблемами Российской Федерации, в основе которых лежат национально-этнические и религиозные факторы. Необходимо отметить, что нынешняя ситуация на южных границах Российской Федерации имеет не узкорегиональный характер - она определяется целым узлом противоречивых проблем широкого международного плана, в том числе и в контексте стратегических отношений Россия - Запад.
В развитии ВПО в регионе будет доминировать тенденция к обострению как межгосударственных, так и внутригосударственных противоречий. При этом характерной чертой останется стремление Турции, Ирана и Пакистана ослабить позиции России. Развитие ситуации будет происходить под пристальным вниманием западных государств и прежде всего США, руководство которых в первую очередь стремится сохранить и усилить свой контроль за добычей и транспортировкой энергоносителей на мировые рынки.
Характерной особенностью развития ВПО в этом регионе будет стремление большинства расположенных здесь стран использовать религиозный фактор для обеспечения своих интересов. Активизация распространения исламского экстремизма может негативным образом сказаться и на России, и в первую очередь на районах, где преобладает мусульманское население.
Новым фактором в расстановке сил и военно-политической обстановки в целом явилась военная операция США в Афганистане и Ираке. Сейчас все более четко стали проявляться цели политики США - под прикрытием лозунга борьбы с терроризмом одновременно установить контроль над жизненно важным для экономики Запада регионом, в котором сосредоточены самые крупные в мире запасы энергоресурсов.
Особую геополитическую группу образуют и среднеазиатские государства. Несмотря на их участие в СНГ, эти страны испытывают мощное геополитическое влияние с Юга - со стороны Турции, Ирана, Афганистана. В силу своей внутренней политической неустойчивости они могут долгое время оставаться потенциальным или реальным источником напряженности.
Среднеазиатские государства обычно называют «мягким подбрюшьем» России в силу того, что они являются крайне слабыми субъектами международных отношений из-за серьезных экономических трудностей, политической нестабильности, а также в силу наличия этнических, религиозных и территориальных проблем.
Размещение военных объектов США и их основных сателлитов по НАТО на территории Киргизии, Таджикистана, Афганистана, Ирака, возможно, других стран региона ведет к вытеснению оттуда России и закреплению Запада в сфере ее геополитических интересов. Эти действия также могут рассматриваться не только как опасность РФ, но и как угроза для Китая, который американские аналитики склонны рассматривать в качестве очень опасного конкурента.
На Востоке военно-политическая обстановка характеризуется усилением соперничества за лидерство в этом регионе между США, Японией и Китаем. Это связано прежде всего с возрастанием роли Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в мировом хозяйстве.
Геополитическая ситуация там складывается в настоящее время не в пользу России, которая значительно ослабила в регионе свои позиции. Это обусловлено беспрецедентным ростом экономической мощи Китая и его экономическим сближением с Японией, а также развитием военно-политического союза Японии и США.
Китай, находящийся в стадии динамичного развития, уже заявляет о себе как о великой державе с мощным экономическим и военным потенциалом, а также неограниченными людскими ресурсами.
Экономика Китая является одной из самых динамично развивающихся в мире. При этом она остается во многом экстенсивной и высокозатратной, требующей все больше и больше природных ресурсов. А они у Китая довольно ограничены. Недра же Сибири и Дальнего Востока - почти неисчерпаемы. Это обстоятельство может оказаться побудительным мотивом для территориальных претензий Китая к России.
Усиление соперничества за лидерство между региональными центрами сил (Китаем и Японией) и США в этом регионе будет оказывать решающее влияние на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки. Вашингтон, Токио и Пекин будут по-прежнему рассматривать Москву в качестве потенциального регионального соперника и предпримут попытки оттеснить Российскую Федерацию от решения крупных региональных военно-политических проблем.
Анализ развития военно-политической обстановки в мире показывает, что в результате активного процесса укрепления новых центров силы вблизи границ России активизируется противоборство за доступ к природным, энергетическим, научно-техническим, людским и другим ресурсам на постсоветском пространстве, а также за расширение возможностей, в том числе легальных, по их использованию. На рубеже 2020-х гг. Россия может стать главной ареной борьбы за источники сырья и другие природные богатства.
Из вышеизложенного следует, что в стране должна функционировать эффективная система своевременного вскрытия военных угроз, оперативного и гибкого реагирования на них, создана надежная система военной безопасности Российской Федерации.

В США глубоко укоренилось мнение, что недалек тот день, когда страна потерпит крах

Дж. Фридман,политолог

Современный мир характеризуется существенным усилением хаотизации мировой политики. Непредсказуемость в этой сфере становится выше, чем в экономике

Я. Новиков,Генеральный директор Концерна ВКО «Алмаз-Антей»

Для того, чтобы дать ответ на вопрос об возможности анализа и прогноза современной международной обстановки важно, прежде всего, договориться о том, что мы понимаем под термином «международная обстановка», т.е. о предмете исследования, и попытаться дать ему, как минимум, самую общую характеристику, описать его структуру, характер и основные современные особенности. В этом случае становятся понятными и основные возможные направления анализа и прогноза МО.

В этой работе под термином «международная обстановка» понимается такое состояние всей системы международных отношений в определенный период времени, которое характеризуется целым рядом параметров и критериев, насчитывающим тысячи показателей :

Составом, уровнем развития и политикой основных суверенных субъектов МО - прежде всего локальных человеческих цивилизаций, наций и государств, а также их союзами, коалициями и пр. объединениями;

Составом, влиянием и политикой основных негосударственных акторов МО - как международных, так и национальных, - которые включают в себя весь спектр таких акторов: гуманитарных, общественных, религиозных и т.д.;

Основных тенденций в развитии человечества и его ЛЧЦ, а также в отдельных регионах.

Эти тенденции (как, например, глобализация) могут быть противоречивыми и обладать разнонаправленным воздействием;

Влиянием субъективных факторов, являющихся в основном производными от развития национального человеческого капитала и его институтов. Эти факторы, связанные с «когнитивной революцией» и политикой правящих элит, являются, собственно говоря, той областью, в которой смыкается важнейший ресурс человечества и искусство его использования;

Наконец, отношений и взаимодействий между всеми этими факторами и тенденциями, которые и создают уникальную международную обстановку и вытекающие из нее военно-политическую, финансово-экономическую, социальную и пр. обстановки.

Таким образом, предметом анализа и стратегического прогноза являются многочисленные факторы и тенденции и их взаимодействие и взаимовлияние, образующие сложную динамическую и многофакторную систему. Так, если рассматривать современную МО и ВПО только с точки зрения военных расходов отдельных стран, то соотношение военных бюджетов России и США будет 1: 12, а России и Франции, и Англии 1: 1,1 и 1: 1,2 соответственно. Если же это соотношение измерять соотношением российских военных расходов и военных расходов западной ЛЧЦ и ее союзников, то это соотношение будет уже 1: 21.

Так, в недавнем докладе РЭНД, посвященном сравнению военных потенциалов КНР и США, приводится огромное число показателей - основных, дополнительных, вспомогательных и пр. и критериев. В качестве примера можно привести сравнение только стратегических ядерных сил (СЯС) США и КНР по:

Дальности;

Типу базирования;

Типам БР;

Годам испытания;

Боеголовкам;

Численности и т.д., а также ближнесрочный прогноз их состояния на 2017 год.

Но анализ МО и ВПО предполагает не только количественное, но и качественное сравнение и сопоставление самых различных параметров, в том числе, например, таких сложных как выживаемость ядерных сил после применения контрсилового ядерного удара. Так, в 1996 году такая атака США против КНР оценивалась как почти полное уничтожение СЯС Китая.

Трудно предположить, что в России делается сегодня такой объем работы, где бы то ни было. Если и есть прогнозы развития отдельных стран и регионов (далеко не всех и далеко не по всем основным параметрам), если и есть некоторые прогнозы развития мировых тенденций, то общего, системного прогноза развития МО, а значит, и ВПО, нет. Это означает, что при оценке необходимых оборонных расходов России, например, на государственную программу вооружений (ГПВ) на период 2018–2025 годов подходы Министерства финансов и Министерства обороны отличаются на 100% (12 и 24 трлн рублей), что с военно-политической точки зрения требует самых серьезных обоснований.

Учитывая, что в эти же годы прирост ВВП в стране, по оценкам Минфина, будет не значительным, а доля военных расходов в ВВП (4,15%) останется на прежнем уровне, это означает, что финансовые возможности страны жестко ограничены: необходимо либо увеличивать долю военных расходов в ВВП до уровня воюющих стран (Израиля ~ 7% или Ирака ~ более 20%), либо сокращать статьи расходов на социальные нужды и развитие, либо - что и является самым трудным, но и самым эффективным - повысить эффективность военных расходов, пересмотрев приоритеты. При этом у нас уже есть примеры такого подхода: в 2014 году сами военные говорили, что им за счет унифицирования изделий удалось снизить ГПВ-2025 с 55 трлн до 35 трлн рублей .

Таким образом, определение ресурсов и проведение других мероприятий по противодействию внешним вызовам и угрозам во многом предопределяется максимально точным анализом и прогнозом будущей МО и ВПО, которые формируют эти вызовы. Когда в середине 30-х годов XX века в СССР и особенно после 1938 года был взят курс на максимализацию темпов военного строительства, то доля военных расходов и степень милитаризации страны, очевидно, превысили все мирные нормы. Естественно, что подобные политические решения принимались, прежде всего, исходя из оценки будущего состояния МО и ВПО в мире.

Чтобы попытаться нагляднее и проще представить себе всю сложность и масштаб такого анализа, необходимо попытаться понять, чем даже в самых общих чертах является МО. Для этого можно воспользоваться приемом составления диаграммы связей (иногда называемым «картой мыслей» - «mind map», которую сделал популярной английский психолог Тони Бьюзен) - ассоциативной картой, - представляющей собой метод структуризации состояния отдельных систем и концепций (рис. 7 ). В ней в самом общем приближении дается представление о состоянии абстрактной МО в некий период времени. Естественно, что динамика и масштаб изменений, происходящих во всех группах факторов, акторов и тенденций и между ними, превращает это состояние в некий временной «эпизод» жизни, требующей постоянной динамической корректировки.

Рис. 7. Абстрактная структура МО в XXI веке

Очевидно, что позиции не только отдельных акторов и государств, но и ЛЧЦ могут меняться, а тенденции - ускоряться, тормозиться или отмирать.

На этой «карте мысли» представлений о МО в XXI веке только обозначены основные группы факторов и тенденций, формирующих МО и - как ее часть и следствие - военно-политическую обстановку , а также другие области МО - социально-культурная, финансово-экономическая, торговая, промышленная и пр., которые являются конкретным следствием и результатом развития МО.

Международная обстановка развивается по самым различным сценариям, которые реализуются в тех или иных конкретных вариантах. Так, МО 1946–1990 годов характеризовалась её развитием по сценарию «холодной войны», хотя были периоды, когда в рамках этого сценария она развивалась по варианту «разрядки международной напряженности» (1972–1979 гг.), или варианту «обострения МО». Ни один из этих вариантов не отрицал целиком особенностей развития указанного сценария МО («холодной войны»), но в своих конкретных вариантах, безусловно, оказывал влияние на формирование ВПО и СО.

Соответственно, если мы хотим проанализировать современное состояние, а тем более сделать стратегический прогноз развития МО, то мы должны в максимально полной мере учесть не только существующее состояние (как минимум, основных) факторов и тенденций, но и степень взаимовлияния и взаимодействия между ними , возможность и вероятность развития МО по тому или иному сценарию.

Очевидно, что такую огромную информационную и аналитическую работу можно сделать только достаточно большому и квалифицированному коллективу, объединяющему специалистов в самых разных областях - от «региональщиков» и «страноведов» до экспертов в области науки, техники, технологиях, психологии, финансах и т.д. Очень важно, чтобы этот коллектив обладал не только соответствующими информационными возможностями и инструментами, но и разработанной достаточно глубоко теоретической базой, методологией и конкретными методиками.

Так, в этом случае в ЦВПИ МГИМО в последние годы широко используется метод стратегического прогнозирования сценариев и вариантов их развития ЛЧЦ, МО, ВПО и СО, чему было посвящено достаточно много работ .

Исходя из этого опыта, можно сказать, что наш коллектив оказался только в самом начале пути разработки теоретических и методологических основ развития МО. Также необходимо признать, что в настоящее время различные научные коллективы предпринимают самые разные попытки такого стратегического анализа и прогноза. В некоторых случаях (как в США, например) бывают задействованы огромные объединенные коллективы разведывательных служб, корпораций и индивидуальные усилия университетских ученых. В других примерах (как в России) - используются относительно небольшие коллективы МО и Генерального штаба, РАН, Минобра, МИД и др. ведомств, работающие, как правило, в соответствии с выделенными грантами на среднесрочной основе.

В любом случае следует признать, что в силу кризиса в ведомственной и академической гуманитарной - международной и военной - науке качество анализа и прогноза развития МО и ВПО резко снизилось. Яркий пример - отсутствие известного внятного прогноза реального характера отношений с Западом в 1985–2015 годах, когда авторы таких известных (следует признать, немногих и частных) прогнозов отмечали «благополучное развитие МО». Во многом именно это, а также непрофессионализм политических элит, привело к крупнейшим внешнеполитическим ошибкам, сопоставимым с преступлениями, которые были следствием внешнеполитического курса М. Горбачева, Э. Шеварднадзе, А. Яковлева и Б. Ельцина. Этот курс привел к развалу мировой социалистической системы - по сути дела локальной человеческой цивилизации во главе с «российским ядром» СССР, - а также ОВД, СЭВ и, в конечном счете, СССР, а затем недооценке реальных намерений Запада в отношении России.

Другим стратегическим провалом во внешней политике (теперь уже России) стала ее наивная ориентация на «западных партнеров» в ущерб своим национальным интересам и интересам оставшихся друзей и союзников в 90-е годы XX века и в начале нового столетия, отчасти сохранившаяся и сегодня.

Наконец, самой главной ошибкой, уже не только внешнеполитической, но и цивилизационной, стала односторонняя ориентация на западную систему ценностей, нормы и правила, которые изначально создавались в качестве неравноправных и несправедливых - будь то в финансах или спорте - для других стран. Эта ошибка привела к катастрофическим последствиям для российской гуманитарной науки, фактически лишив ее теоретических и методологических основ, научных кадров, общественного и политического «интереса» (потребности). Только в самые последние годы стали реанимироваться некоторые старые и создаваться новые (Российское историческое и географическое общества, например) институты.

Таким образом, советско-российская политика и дипломатия совершила за 30 лет как минимум, несколько стратегических ошибок глобального масштаба, некоторые из которых привели даже к «геополитической катастрофе». Во многом это было вызвано тем, что политического и научного механизма их предотвращения не существовало, как, впрочем, до конца не создано, и сегодня. Более того, очень вероятно, что такие научные школы были сознательно ликвидированы в 80-е и 90-е годы с тем, чтобы у политики не было национальной научной опоры.

В настоящее время ситуация в области анализа и стратегического прогноза в международной и военно-политической сферах выглядит даже менее удовлетворительно, чем прежде (когда правящая верхушка СССР часто просто игнорировала мнение экспертов ЦК КПСС, МИД, Генштаба и части коллективов РАН) по причине общей деградации научных школ и снижения уровня исследований. При этом некоторые эксперты почему-то констатируют, что «За двадцать лет практической реализации в нашей стране американской теории обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации была создана достаточно разветвленная сеть сил и средств аналитического обеспечения принятия решений органами государственного управления в сфере национальной безопасности (рис. 8) . В качестве доказательства они приводят классическую схему, которая в действительности малосодержательна и, на мой взгляд, носит самый общий, слабо развитый и взаимосвязанный между собой, бессистемный и крайне малоэффективный характер. Это, естественно, неизбежно отражается на качестве прогнозов, планировании и выполнении принятых решений. В самом общем виде эта система представляет собой следующее.

Политическое и социально-экономическое положение России на современном этапе.

ПЕРВАЯ ОСОБЕННОСТЬ заключается в радикальных изменениях в мире и ряде влиятельных государств, вызвавших нестабильность международных отношений на глобальном, региональном и субрегиональном уровнях.

Во-первых, эта нестабильность стала следствием разрушения прежней системы мироустройства, созданной после 2 мировой войны, когда противостояние 2-х гигантов США и СССР фактически являлось главной осью вокруг которой вращалась вся международная жизнь.

Во-вторых, нестабильность явилась результатом незавершенности процесса, образования новых государств и субъектов международного права на месте, ранее занимаемом странами мировой системы социализма и прежде всего Советским Союзом.

В-третьих, радикальные изменения в мире дали мощный импульс разным формам конкурентной борьбы за «приватизацию» результатов этих изменений в свою пользу. Наиболее крепкие и стабильные государства пытались воспользоваться сложной ситуацией внутри новых независимых государств для закрепления собственного влияния и выстраивания международных отношений исключительно в своих интересах.

ВТОРАЯ ОСБЕННОСТЬ заключается в расширении конфликтообразующей основы на глобальном региональном и локальном уровнях в различных сферах жизни мирового сообщества. Провозглашенные новым политическим мышлением идеи всеобщего мира и благоденствия оказались утопией на фоне череды войн и вооруженных конфликтов.

Ситуация усложняется тем, что всё вышесказанное не только не разрешило старые, но и вызвало новые противоречия, которые расширили конфликтообразующую основу.

Мировое сообщество оказалось неготовым и неспособным затушить старые и предотвратить новые конфликты в разных уголках планеты и отдельных регионов.

ТРЕТЬЯ ОСОБЕННОСТЬ заключается в усиливающейся тенденции международного положения. Она отчетливо проявляется в сохранении и активном использовании военной силы во внешней политике государств.

Во-первых, существование и совершенствование военной организации государств мира свидетельствует о том, что в решении новых международных проблем правительства этих стран не намерены отказываться от возможностей старого военно-силового способа их решения.

Во-вторых, милитаризация внешней политики, отчетливо проявляется в стремлении использовать любой повод для того, чтобы показать и проверить силовые приемы на практике.

В-третьих, милитаристский характер проявляется в стремлении государств под видом внешне справедливых и даже миролюбивых задач решать военно-стратегические задачи.

В частности, под видом миротворчества не только совершенствуется военное мастерство, но и достигаются такие военно-стратегические задачи, которые раньше достигались классическим военным путем.



П-р: Война США и НАТО на Балканах. Под видом миротворчества они решают сегодня те задачи, которые вчера у них были расписаны исключительно для военного времени и для ведения военных операций с предполагаемым противником. В этой связи необходимо помнить, что все подвержено законам диалектики, в том числе и милитаризм. Он развивается и традиционно все глубже «зарывается» в «миротворческую камуфляжу».

В-четвертых, милитаристская политика проявляется в стремлении сохранить военно-политическое превосходство за счет наращивания своей силы или несения непосредственного ущерба военной силе вероятного противника.

П-р: это отчетливо проявляется в политике США и др. государств в отношении к России. С одной стороны они стремятся закрепить и сохранить свое силовое превосходство, а с другой стороны по возможности максимально ослабить военную мощь России.

Сегодня главным для противников России является то, чтобы Россия не смогла воевать в новых условиях и не была готова к войнам 21 века.

Четвертая особенность заключается в резком усилении роли военно-промышленного комплекса в международной жизни и внешней политике ряда государств.

Таким образом, нестабильность международного положения, усиливающаяся его милитаризация, которая отчетливо проявляется в сохранении и совершенствовании инструментов войны, увеличение числа вооруженных конфликтов и войн, а также в возрастании роли военно-промышленного комплекса во внешней политике ряда государств, ставит вопрос о военной безопасности России.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Тема урока: « Бисквитное тесто и изделия из него Объяснение нового материала
гбоу нпо профессиональный лицей кулинарного мастерства солдатенкова и
Тест по английскому языку на определение уровня — Placement Test