Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Международные процедуры контроля за соблюдением прав человека. Защита прав человека. Конституционный контроль за соблюдением прав человека. Определенное распространение в ООН получила и практика создания специальных органов для изучения конкретных ситуаци

1. инсти­тут международной защиты прав человека- система международных органов и процедур универсального и регио­нального характера, функционирующих в направлении разработки меж­дународных стандартов в области прав и свобод человека и осуществле­ния контроля за их соблюдением государствами.

В структурном отношении институт международной защиты прав че­ловека состоит из международных органов, созданных в рамках между­народных организаций (ООН, ЮНЕСКО, МОТ, Совет Европы, ОБСЕ, СНГ, ОАГ, Африканский Союз), и конвенционных органов, созданных на основе универсальных и региональных соглашений по правам человека.

К функциям международной защиты прав человека относится: разработка деклараций-рекомендаций; кодификационная деятельность (разработка международных стан­дартов по правам человека); контроль за соблюдением государствами международных стандар­тов по правам человека.

Функции международной и национальной защиты прав человека разграничены следующим образом: на международном уровне разра­батываются международные стандарты (обязательства) в области прав человека и действуют органы контроля за их соблюдением, на нацио­нальном уровне государства приводят свое законодательство в соответ­ствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение.

Под международным контролем понимается согласованная деятель­ность государств или международных организаций по проверке соблю­дения государствами принятых на себя обязательств с целью обеспече­ния их выполнения. Цель международного контроля состоит не в принуждении или применении санкций к государствам, а лишь в проверке соблюдения положений междуна­родных соглашений. Одна из основных задач органов контроля - ока­зание содействия и помощи государствам в выполнении ими между­народных обязательств путем принятия соответствующих решений и рекомендаций. Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека характеризуется наличием специальных международных контрольных механизмов и процедур за соблюдением прав и свобод человека. Кон­трольные механизмы представляют собой определенные организацион­ные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т. д.), а процедуры - порядок и методы изучения соответствующей ин­формации и реагирования на результаты такого изучения.

Контрольные механизмы имеют различную юридическую природу:

Конвенционные, т. е. такие международные контрольные механиз­мы и процедуры, которые учреждаются на основе международных со­глашений по правам человека;

Внедоговорные - создаются и функционируют в рамках ряда меж­дународных организаций (ООН, МОТ, ЮНЕСКО и др.). Последние, в свою очередь, подразделяются на уставные (предусмотренные учреди­тельными актами организаций) и специальные.

По территориальной сфере действия международные контрольные механизмы и процедуры подразделяются на универсальные и региональные. Исходя из формы осуществления контроля, все международные ор­ганы можно разделить на судебные иквазисудебные. По юридической силе принимаемых решений (заключений, резо­люций) все международные контрольные органы подразделяются на те, чьи решения обязательны для государства, которо­му они адресованы (решения судебных контрольных органов), и орга­ны, заключения которых носят рекомендательный характер (комитеты, комиссии, вспомогательные органы междуна­родных организаций).

Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека осуществляется в следующих формах: рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области; рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нару­шения таких обязательств; рассмотрение индивидуальных жалоб от отдельных лиц, групп лиц, неправительственных организаций на нарушения их прав со стороны государства; изучение ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека (специальные рабочие группы, докладчики).

Универсальный механизм международного контроля в области прав человека, рассматриваемый в рамках данной темы, представляет собой совокупность внедоговорных и договорных (конвенционных) органов международного контроля.

Универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека функционирует в рамках системы ООН и состоит из внедоговорных (институциональных) и договорных (конвенционных) контрольных органов. Основное отличие между этими двумя группами заключается в их компетенции: компетенция конвенционных органов распространяется только на те государства, которые ратифицировали соответствующее международное соглашение, в то время как внедоговорные контрольные механизмы применяются ко всем государствам - участникам ООН, вне зависимости от ратификации ими той или иной конвенции.

Внедоговорные контрольные органы ООН в этой области можно подразделить на две категории, к одной из которых относятся главные органы этой организации, а к другой -- специальные, работа которых сосредоточена исключительно на вопросах, относящихся к правам человека. Наиболее значительными полномочиями во второй категории обладают Совет по правам человека, Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление Верховного комиссара по делам беженцев.

Среди главных органов ООН наибольшее отношение к вопросу о контроле за правами человека имеют Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Секретариат во главе с Генеральным Секретарем.

Генеральная Ассамблея ООН выполняет несколько функций в отношении прав человека. Она организует исследования и делает рекомендации в целях «...содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии» (ст. 13, п. lb, Устава ООН). Исследования по проблемам прав человека по поручению Генеральной Ассамблеи проводятся, как правило, ЭКОСОС, Генеральным Секретарем и специализированными учреждениями ООН. Генеральная Ассамблея принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Третий комитет (по социальным, гуманитарным и культурным вопросам) готовит проекты таких документов, принимаемые ГА ООН в конце ее очередной сессии.

ГА ООН проводит и специальные сессии, посвященные тем или иным вопросам прав человека (например, в 2000 г. она провела специальную сессию по проблеме защиты женщин, а в 2002 г. - специальную сессию по положению детей в мире). Кроме того, для осуществления своих функций в области прав человека ГА ООН на основании ст. 22 Устава ООН может создавать различные вспомогательные органы. Так, в 1946 г. ею был учрежден Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), занимающийся защитой детей и их прав.

Совет Безопасности ООН играет важную роль в отношении защиты прав человека, так как он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности (ст. 24 Устава ООН). Поскольку массовые и грубые нарушения прав человека создают угрозу миру и безопасности и являются международными преступными деяниями, то Совет Безопасности на основе главы VII Устава ООН может и должен предпринимать меры для ликвидации таких нарушений. В этой связи Совет Безопасности применял экономические санкции в отношении Родезии (Зимбабве) (1966), Югославии (1991), Ливии (1992), Анголы (1993), Сьерра-Леоне (1997), Афганистана (1999), Кот-д"Ивуара (2004), принимал решения о применении вооруженной силы против Ирака (1990), Сомали (1992), Гаити (1994) . Решения Совета Безопасности о применении санкций для пресечения преступных нарушении прав человека обязательны для всех членов ООН.

В последние годы Совет Безопасности уделяет значительное внимание вопросам привлечения к ответственности физических лиц, виновных в совершении военных преступлений и преступлений против человечества. В 1993 г. он учредил Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии (резолюции 808 и 827), а в 1994 г. - Международный трибунал по Руанде (резолюция 955).

Экономический и Социальный Совет ООН может предпринимать исследования, делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав и свобод человека. По вопросам, входящим в его компетенцию, ЭКОСОС уполномочен подготавливать проекты конвенций (для представления Генеральной Ассамблее) и созывать международные конференции (ст. 62 Устава ООН). В соответствии со ст. 68 Устава ЭКОСОС может создавать комиссии «в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека». Так, им были созданы Комиссия по правам человека (прекратила свою деятельность в 2006 г.) и Комиссия по положению женщин в качестве функциональных органов в области прав человека.

Генеральный Секретарь ООН имеет право информировать Совет Безопасности о любых вопросах, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности, в том числе связанные с нарушениями прав человека. Он может назначать специальных представителей по странам и учреждать тематические мандаты (Специальный представитель в Сомали, Специальный представитель по вопросу о влиянии вооруженного конфликта на детей). Генеральный Секретарь оказывает добрые услуги с целью содействия решению проблем в области прав человека.

Среди специальных органов наиболее значительными полномочиями во второй категории до недавнего времени обладала Комиссия по правам человека, созданная ЭКОСОС в 1946 г. В марте 2006 г. в целях повышения эффективности деятельности ООН в области прав человека резолюцией Генеральной Ассамблеи 60/251 было принято решение создать вместо Комиссии по правам человека Совет по правам человека. Совет, состоящий из 47 государств-членов, является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи. Члены Совета избираются большинством государств - членов ООН прямым тайным голосованием на основе принципа справедливого географического распределения: группа африканских государств имеет 13 мест; группа азиатских государств - 13 мест; группа восточноевропейских государств - 6 мест; группа государств Латинской Америки и Карибского бассейна - 8 мест и группа западноевропейских и других государств - 7 мест. Члены данного органа исполняют свои полномочия в течение трех лет и не имеют права на немедленное переизбрание после двух следующих друг за другом сроков.

Согласно резолюции ГА ООН 60/251 Совет имеет право:

Содействовать эффективной координации и интеграции деятельности, касающейся прав человека, в рамках системы ООН;

Рассматривать ситуации, связанные с нарушением прав человека, включая грубые и систематические нарушения, и делать по ним свои рекомендации;

Содействовать посредством диалога и сотрудничества предотвращению нарушений прав человека и быстро реагировать на чрезвычайные ситуации в области прав человека;

Проводить всеобъемлющие периодические обзоры выполнения каждым государством его обязательств и обязанностей в области прав человека;

Содействовать просветительской деятельности в области прав человека, а также деятельности по оказанию консультационных услуг и предоставлению технической помощи и др.

Ежегодный доклад о своей деятельности Совет представляет Генеральной Ассамблее. Совет должен собираться на сессии не менее трех раз в год. Совет также имеет возможность проводить, при необходимости, специальные сессии, в том числе для рассмотрения вызывающих обеспокоенность ситуаций с правами человека в отдельных странах.

Согласно п. 6 резолюции ГА ООН 60/251 Совет по правам человека в течение года с момента начала своей работы должен был выполнять и анализировать все мандаты, процедуры, функции и обязанности Комиссии по правам человека в целях совершенствования, рационализации и сохранения системы специальных механизмов, процедур, экспертных консультаций и процедуры подачи жалоб.

На своей пятой сессии в июне 2007 г. Совет принял резолюцию 5/1 «Совет по правам человека Организации Объединенных Наций: институциональное строительство» , в которой продлил мандаты всех специальных процедур (за исключением Беларуси и Кубы), установил механизм универсального периодического обзора по соблюдению и обеспечению государствами прав человека, учредил Консультативный комитет Совета по правам человека в качестве своего экспертно-аналитического центра, реформировал процедуру рассмотрения жалоб на основе резолюции ЭКОСОС № 1503.

Универсальный периодический обзор Совета по правам человека является новым правозащитным механизмом по рассмотрению положения в области прав человека в странах. Его главная задача состоит в оценке хода выполнения всеми государствами - членами ООН их обязательств в данной сфере и выявлению позитивных изменений и проблем, стоящих перед государством. В рамках данной системы каждое государство- член периодически становится объектом обзора, что должно способствовать реализации государством своих обязательств в этой области и укреплению его потенциала в деле защиты прав человека.

Процедура универсального периодического обзора состоит из следующих этапов:

Подготовка государством и другими заинтересованными сторонами соответствующих документов и информации;

Диалог с государством в рамках рабочей группы УПО и принятие рабочей группой доклада, посвященного обзору страны;

Принятие Советом итогового документа УПО;

Последующие меры и исполнение их государством и другими заинтересованными сторонами.

В рамках Совета по правам человека также продолжают функционировать специальные механизмы и процедуры по контролю за соблюдением прав человека, созданные в свое время Комиссией по правам человека. Они подразделяются на тематические механизмы, в рамках которых расследуется какой- либо определенный тип нарушений прав человека по всему миру (например, Специальный докладчик по вопросам продажи детей, детской проституции и детской порнографии, Рабочая группа по насильственным или недобровольным исчезновениям), и механизмы по расследованию нарушений прав человека в отдельных странах - механизмы по странам (например, Специальный докладчик по правам человека в Камбодже, Независимый эксперт по ситуации с правами человека в Судане).

Данные механизмы создаются либо в форме рабочих групп, состоящих из нескольких экспертов, либо назначается один эксперт: Специальный докладчик или представитель. Все они действуют в личном качестве и не являются представителями своих государств. Основная форма работы заключается в проведении исследования по поставленному перед ними вопросу и вынесении заключения по нему. Для этого они собирают соответствующую информацию из различных источников, могут организовывать выезды в страны (с их согласия), где нарушаются права человека (миссии по установлению фактов), делать запросы и уточнения у правительств по информации, касающейся законодательства или правовой практики. Главной целью этих процедур является налаживание диалога и сотрудничества с государствами. Хотя в их компетенцию не входит рассмотрение отдельных жалоб о нарушении прав человека, само их существование, а также их доклады повышают внимание к нарушению тех или иных прав. Все специальные докладчики и рабочие группы представляют ежегодные отчеты о своей работе учредившим их органам. С целью повышения эффективности системы специальных процедур Совет по правам человека принял Кодекс поведения мандатариев специальных процедур.

Совет по правам человека может рассматривать жалобы, на достоверно подтвержденные грубые нарушения прав человека, которые носят систематический характер и совершаются в любом районе мира и при любых обстоятельствах. Согласно данной процедуре Совет рассматривает сообщения, если они поступили от лица или группы лиц," которые утверждают, что они являются жертвами нарушений прав человека, или от лиц и неправительственных организаций, обладающих непосредственными и достоверными сведениями об этих нарушениях.

С целью доведения до сведения Совета систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушений прав человека учреждаются две рабочие группы: Рабочая группа по сообщениям и Рабочая группа по ситуациям. Данная процедура носит конфиденциальный характер. Основным следствием является неблагоприятное мнение о государстве, где происходят такие нарушения прав человека, которое может сложиться у мирового сообщества, и прекращение или приостановление контактов с ним. Поэтому государства предпочитают не находиться под расследованием этой процедуры.

Пост Верховного комиссара по правам человека был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 г. (резолюция ГА ООН 48/141 от 20 декабря 1993 г.). Комиссар назначается Генеральным секретарем на четырехлетний срок и несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека. К его функциям относятся поощрение и защита прав человека во всем мире, усиление международного сотрудничества в этой области, координация всех программ Организации в сфере защиты прав человека, обеспечение тесного сотрудничества между различными органами ООН в целях повышения эффективности их деятельности, оказание по просьбе государств консультативных услуг, технической и финансовой помощи с целью поддержки мер и программ в области прав человека, налаживание диалога с правительствами с целью обеспечить уважение прав человека и др. Одним из направлений деятельности Верховного комиссара по правам человека является также быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации, возникающие в связи с массовыми и грубыми нарушениями прав человека. Верховный комиссар ежегодно через ЭКОСОС представляет доклады о своей деятельности Генеральной Ассамблее.

Генеральная Ассамблея не наделила Верховного комиссара полномочиями по рассмотрению жалоб отдельных лиц на нарушение их прав и свобод. Такими полномочиями уже наделены ряд договорных и внедоговорных органов системы ООН. Верховный комиссар лишь координирует эту работу и принимает меры в случае невыполнения государствами решений органов, занимающихся рассмотрением частных жалоб. Кроме того, Управление Верховного комиссара по правам человека тесно сотрудничает со специальными докладчиками или независимыми экспертами, посылаемыми в отдельные страны Советом по правам человека с целью установления фактов серьезных нарушений прав человека. В настоящее время Верховный комиссар практикует посещение регионов, характеризующихся нарушениями прав человека, для прекращения насилия и обращения внимания правительства на происходящие нарушения прав человека либо уполномочивает своего представителя на проведение их расследования.

Действующая в настоящее время система универсальных конвенционных органов по правам человека состоит из 8 комитетов, созданных на базе соответствующих конвенций по правам человека:

1) Комитет по правам человека;

2) Комитет по ликвидации расовой дискриминации;

3) Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;

4) Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;

5) Комитет против пыток;

6) Комитет по правам ребенка;

7) Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей;

8) Комитет по правам инвалидов. После вступления в силу Конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г. будет создан еще один комитет -- Комитет по насильственным исчезновениям.

Комитеты состоят из экспертов (количеством от 10 до 23), действующих в своем личном качестве и обладающих признанной компетенцией в области прав человека. Процедуры контроля, используемые этими органами, осуществляются в следующих формах: изучение докладов государств, ратифицировавших международные соглашения по правам человека; рассмотрение межгосударственных и индивидуальных жалоб по поводу нарушений положений соответствующих конвенций.

Все комитеты имеют право исследовать доклады государств - участников соответствующих международных договоров. Для этого государства через определенные периоды времени должны предоставлять доклады о принятых ими мерах по имплементации прав, закрепленных в этих договорах, и о прогрессе, достигнутом в этой области. На основе изучения этих докладов комитеты выносят в адрес государств-участников заключительные замечания, в которых указываются факторы и трудности, препятствующие осуществлению той или иной конвенции о правах человека, формулируются вопросы по проблемам реализации договора, а также предложения и рекомендации о путях дальнейшего совершенствования мер по его выполнению. Следует подчеркнуть важность руководств по написанию докладов и замечаний общего порядка, толкующих те или иные положения соответствующего договора, которые издают комитеты для содействия государствам в подготовке своих сообщений.

В настоящее время шесть комитетов обладают компетенцией рассматривать индивидуальные жалобы:

Комитет по правам человека (ст. 1 Факультативного протокола I к Пакту о гражданских и политических правах);

Комитет по ликвидации расовой дискриминации (ст. 14 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации);

Комитет против пыток (ст. 22 Конвенции против пыток),

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (ст. 1 Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин);

Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (ст. 77 Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей);

Комитет по правам инвалидов (ст. 1 Факультативного протокола к Конвенции о правах инвалидов).

Однако эта функция комитетов действительна лишь в случае специального признания этих статей государством - участником соответствующего соглашения. Кроме того, чтобы тот или иной Комитет принял индивидуальную жалобу к рассмотрению, она должна соответствовать определенным критериям: не должна быть анонимной, не должна рассматриваться в соответствии с другой международной процедурой, должны быть исчерпаны все внутренние средства правовой защиты и др.

Республика Беларусь ратифицировала Факультативные протоколы к Пакту о гражданских и политических правах (в 1992 г.) и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (в 2004 г.), что дает право ее гражданам обращаться с индивидуальными жалобами в Комитет по правам человека и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в случае нарушения Беларусью прав, закрепленных в этих договорах.

Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей могут рассматривать межгосударственные сообщения о нарушениях обязательств по соответствующему договору (на основании ст. 41 Пакта о гражданских и политических правах, ст. 11 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, ст. 21 Конвенции против пыток, ст. 76 Конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей). Для этого также требуется специальное признание указанных статей со стороны государства. До настоящего времени данная процедура ни разу не использовалась на практике.

Кроме вышеуказанных функций, три комитета - Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам инвалидов - по своей инициативе могут проводить расследование, если получат достоверную информацию о систематическом нарушении соответствующих прав на территории какого-либо государства - участника той или иной Конвенции (ст. 20 Конвенции против пыток, ст. 8 Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ст. 6 Факультативного протокола к Конвенции о правах инвалидов). При этом, в отличие от процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб, Комитеты могут использовать соответствующую информацию из любых источников. С согласия государства-участника при проведении расследования Комитеты могут посещать его территорию. Вся процедура является конфиденциальной.

После вступления в силу Факультативного протокола к Пакту об экономических, социальных и культурных правах 2008 г. за Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам будет закреплено право рассматривать индивидуальные и межгосударственные сообщения, проводить процедуру расследования по информации о систематическом нарушении соответствующих прав на территории государства (ст. 2, 10, 11 Факультативного протокола).

68. МЕХАНИЗМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т. д.). Не следует отождествлять международные контрольные механизмы и процедуры. В отличие от международных контрольных механизмов, процедуры представляют собой порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения.

В рамках одного контрольного органа могут использоваться различные процедуры.

Процедуры, применяемые международными организациями, могут использоваться без какого-либо контрольного механизма, например Комиссией ООН по правам человека на ее пленарных заседаниях.

Лица, которые входят в состав того или иного контрольного механизма, чаще всего действуют в личном качестве, т. е. не отвечают перед своими правительствами за свою деятельность и не получают от них никаких указаний. Они действуют в составе этих механизмов самостоятельно в качестве экспертов, судей и т. д.

Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами – комитеты, группы и т. д. А также могут быть органами единоличными – специальные докладчики.

Коллективные органы принимают решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая лишь мнение соответствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, общие или конкретные). Иногда их даже нельзя назвать решениями (например, выводы специальных докладчиков, хотя в конце они, как правило, содержат рекомендации). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном счете все зависит от мандата, которым наделен контрольный орган.

Международные механизмы в области защиты прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними обязанностями. Они порой дублируют друг друга, требуют излишних финансовых расходов, приводят к принятию не всегда объективных решений. Однако их создание и увеличение их количества – отражение объективных тенденций международной жизни. Поэтому на данном этапе на первый план выступает необходимость их совершенствования и рационализации.

Иногда наблюдается сочетание в одном органе контрольных механизмов, предусмотренных договорами по правам человека и созданных международными организациями. Так, согласно пакту об экономических, социальных и культурных правах доклады участников о выполнении ими его положений направляются через Генерального секретаря ООН в ЭКОСОС. Такой контроль стал возможен только после согласия ЭКОСОС принять на себя контрольные функции, так как ЭКОСОС – орган ООН, а не орган, созданный Пактом.

Сходная правовая ситуация возникла при учреждении группы трехконтрольного механизма за осуществлением Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. Группа трех назначается ежегодно председателем Комиссии по правам человека из числа членов Комиссии, которые являются также представителями государств – участников Конвенции.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 5. 29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом,

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Из книги Прокуратура и прокурорский надзор автора Ахетова О С

27. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным видом надзора. Предметом данного надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 23. Организация государственного контроля за соблюдением настоящего Федерального закона Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 2. НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА Статья 26. Предмет надзора 1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом,

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

66. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА КАК ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Международная защита прав человека является самостоятельной отраслью международного права.Международная защита прав человека – совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

48. Формы и методы государственного контроля за соблюдением органами МСУ налогового и бюджетного законодательства РФ и ее субъектов Государство осуществляет контроль за соблюдением органами МСУ налогового и бюджетного законодательства РФ и ее субъектов. Показатели

Из книги Прокурорский надзор: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Конвенция ООН против коррупции автора право Международное

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Статья 54 Механизмы изъятия имущества посредством международного сотрудничества в деле конфискации 1. Каждое Государство-участник в целях предоставления взаимной правовой помощи согласно статье 55 настоящей Конвенции в отношении имущества, приобретенного в результате

Из книги Трудовое право автора Петренко Андрей Витальевич

32.4 Механизмы защиты прав человека Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека. Внутригосударственная система обусловлена обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

9. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Данное направление прокурорского надзора нацелено на соблюдение норм Конституции РФ и действующего законодательства. Специфика этого направления непосредственно определяется специфическими особенностями

Из книги автора

15.1. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет Федеральная инспекция труда.

Из книги автора

103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как

Описание

Уважение к правам человека и основным свободам - одно из ключевых условий гармоничного развития любого современного общества и государства, его процветания и стабильности. Пренебрежение к этим правам, их попрание не только аморальны и несовместимы с достоинством человека, но и чреваты опасными последствиями - ухудшением уровня жизни, ростом социальной напряженности и протестных настроений. Нарушения прав человека часто становятся причинами стихийных беспорядков и погромов, провоцируют противостояния, парализующие нормальную жизнь сотен тысяч и миллионов людей, наносящие миллиардный ущерб экономикам и, зачастую, угрожающие международному миру и безопасности.

Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Понятие, классификация и принципы прав человека………………5
1.1. Понятие прав человека………………………………………………………5
1.2. Принципы права прав человека…………………………………………….6
1.3. Классификация прав и свобод человека……………………………………7
Глава 2. Универсальные контрольные механизмы и процедуры в рамках ООН……………………………………………………………………………...10
2.1. Основа универсальных контрольных механизмов и процедур в рамках ООН………………………………………………………………………………10
2.2. Структура универсальных контрольных механизмов и процедур в рамках ООН………………………………………………………………………………13
Глава 3. Понятие, виды и формы международного контроля за соблюдением прав человека……………………………………………..…………………….17
3.1. Понятие международного контроля за соблюдением прав человека……17
3.2. Виды и формы международного контроля за соблюдением прав человека………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………..……………………………………….20
Список использованной литературы………..………………………………...21

Работа состоит из 1 файл

2.2. Структура универсальных контрольных механизмов и процедур в рамках ООН

Универсальный механизм международной защиты прав и свобод человека создан и действует в рамках Организации Объединенных Наций, ее специализированных учреждений (МОТ, ЮНЕСКО), занимающихся кодификационной деятельностью в области прав человека.

Такие полномочия возложены Уставом ООН на Генеральную Ассамблею (ст.13), Экономический и Социальный Совет (ст.62, 64) в рамках их компетенции как главных органов ООН, а также на Генерального секретаря. 8

Рассмотрением вопросов, относящихся к правам человека, в той или иной мере занимаются и другие органы ООН, и, в частности, Совет Безопасности. Принимая во внимание отсутствие в международном праве общепризнанного понятия «угроза миру», а также тесную связь грубейших нарушений прав человека с вооруженными конфликтами, следует иметь в виду, что Совет Безопасности вправе квалифицировать грубые и массовые нарушения прав человека как «угрозу миру» и принять резолюции о применении санкций в отношении государства-нарушителя.

К специальным (внеуставным) органам относятся Совет по правам человека, Комиссия по положению женщин – одна из 8-ми функциональных комиссий ЭКОСОС, Управление Верховного комиссара по правам человека, Управление Верховного комиссара по делам беженцев.

Эти механизмы имеют статус вспомогательных органов ООН.

Особое внимание следует уделить правовым основаниям и деятельности Совета по правам человека, учрежденного в соответствии с резолюцией 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 марта 2006 г. 9 «взамен Комиссии по правам человека в качестве ее вспомогательного органа». В состав Совета входит 47 государств-членов, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования на 3 года на основе принципа справедливого географического представительства. В компетенцию Совета входит содействие всеобщему уважению и защите всех прав и свобод человека; рассмотрение ситуаций, связанных с их грубыми и систематическими нарушениями и др.

Важной новацией в деятельности нового правозащитного механизма ООН является система универсального периодического обзора (УПО). Уже на своей 5-й сессии в 2007 году Совет по правам человека принял резолюцию 5/1 «Институциональное строительство Совета по правам человека ООН» от 18.06.2007 г., которая одобрила процедуру УПО и определила ее периодичность, а также определила полномочия Совета рассматривать вопросы, связанные с нарушениями прав человека в любой точке земного шара и назначать специальных докладчиков или представителей - независимых экспертов, обладающих признанной компетенцией в области прав человека. Их полномочия (мандаты) являются различными (для сбора информации и изучения конкретных ситуаций в отдельных странах - т.н. страновые мандаты, либо по тем или иным проблемам, связанным с нарушениями какого-либо из прав человека - т.н. тематические мандаты). В указанном выше документе содержатся важные положения относительно отбора, выдвижения и назначения специальных докладчиков. Кроме того, в этой же резолюции Советом была утверждена процедура подачи жалоб (которая заменила процедуру 1503 (XLVIII) ЭКОСОС 1970 г.) с целью рассмотрения систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушений всех прав человека и всех основных свобод, совершаемых в любом районе мира и при любых обстоятельствах. Для этого учреждаются две отдельные рабочие группы (по сообщениям и по ситуациям) с мандатом на рассмотрение сообщений и доведение до сведения Совета систематических и достоверно подтвержденных грубых нарушений прав человека и основных свобод.

В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека, который является должностным лицом ООН, несущим под руководством и эгидой Генерального секретаря основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/141). 10 Главной задачей Верховного комиссара является содействие максимально полному осуществлению всех прав человека путем претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руководящими органами ООН. Выполняя функции по координации всех программ ООН в области прав человека, Верховный комиссар обеспечивает тесное сотрудничество между различными органами Организации и конвенционным контрольным механизмом, призван содействовать устранению параллелизма и дублирования в их работе. 11

Глава 3. Понятие, виды и формы международного контроля за соблюдением прав человека

3.1. Понятие международного контроля за соблюдением прав человека

Под международным контролем понимается согласованная деятельность государств или международных организаций по проверке соблюдения государствами принятых на себя обязательств с целью обеспечения их выполнения.

Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека характеризуется наличием специальных международных контрольных механизмов и процедур за соблюдением прав и свобод человека.

Контрольные механизмы представляют собой определенные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т.д.), а процедуры – порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения. 12

3.2. Виды и формы международного контроля за соблюдением прав человека

Специальные международные контрольные механизмы и процедуры международного контроля за соблюдением прав и свобод человека имеют различную юридическую природу: конвенционные контрольные механизмы, т.е. такие международные контрольные механизмы и процедуры, которые учреждаются на основе международных соглашений по правам человека; внедоговорные контрольные механизмы и процедуры создаются и функционируют в рамках ряда международных организаций (ООН, МОТ, ЮНЕСКО и др.). Последние, в свою очередь, подразделяются на уставные и специальные.

По территориальной сфере действия международные контрольные механизмы и процедуры подразделяются на универсальные и региональные (например, создаваемые в рамках общеевропейского процесса).

Исходя из формы осуществления контроля все международные органы можно разделить на судебные и квазисудебные. По юридической силе принимаемых решений (заключений, резолюций) все международные контрольные органы составляют две группы: органы, решения которых обязательны для государства, которому они адресованы (решения судебных контрольных органов) и органы, заключения (резолюции) которых носят рекомендательный характер (комитеты, комиссии, уставные и вспомогательные органы международных организаций). 13

Международный контроль за соблюдением прав и свобод человека осуществляется в следующих формах:

а) рассмотрение периодических докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой области;

б) рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения таких обязательств;

в) рассмотрение индивидуальных жалоб от отдельных лиц, групп лиц неправительственных организаций на нарушения их прав со стороны государства;

г) изучение (исследование, расследование) ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека (специальные рабочие группы, докладчики, представители и т.д.);

д) проведение диалога с правительством государства относительно осуществления им прав человека или оказание содействия в разработке программ по их реализации. 14

Заключение

Международный контроль за соблюдением прав человека - проводимая в соответствии с нормами и общепризнанными принципами международного права и в рамках мандата, установленного уполномоченной международной организацией или международным договором, деятельность, которая подразумевает сбор и анализ информации об осуществлении государствами применимых международно-правовых принципов и норм в области прав человека, оценку уровня их имплементации и вынесение рекомендаций, направленных на устранение нарушений, обеспечение более полного уважения к правам человека и основным свободам и предотвращение возможных нарушений в будущем, а также, во многих случаях, дальнейшее наблюдение за исполнением ранее вынесенных рекомендаций.

Международный контроль за соблюдением прав человека на сегодняшний день является основным международным инструментом обеспечения соблюдения государствами своих международных обязательств в этой сфере.

К системе универсального международного контроля в области прав человека относятся следующие органы: конвенционные органы по правам человека, Генеральная Ассамблея ООН, ЭКОСОС и Комиссия ООН по положению женщин, Совет Безопасности, Международный Суд ООН, Секретариат ООН, СПЧ и его вспомогательные органы, отдельные специализированные учреждения ООН (МОТ, ЮНЕСКО), а также создаваемые ими временные механизмы.

Список использованной литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант плюс»
  2. Устав Организации Объединенных Наций" (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС «Консультант плюс».
  3. Хартия основных прав Европейского Союза" (Принята в г. Ницце 07.12.2000) // СПС «Консультант плюс»
  4. Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // СПС «Консультант плюс»
  5. Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" // СПС «Консультант плюс»
  6. Резолюция 48/141 Генеральной Ассамблеи ООН "Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека" (Принята 20.12.1993 на 48-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант плюс».
  7. Головастикова, А.Н. Права человека: учебник / А.Н. Головастикова, Л.Ю. Грудцына. – М.: Эксмо, 2006. – 448 с.
  8. Карташкин, В.А. Права человека. Международная защита в условиях лобализации / В.А. Карташкин. – М.: Норма, 2009. – 288 с.
  9. Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть: учебник /И.И.Лукашук. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - Гл.1. – С.1-22.
  10. Международное право. Сборник документов: учеб. пособие / сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - М.: РИОР, 2009. – 704 с.
  11. Павлова, Л. В. Право прав человека: учеб. пособие / Л.В. Павлова. - инск: БГУ, 2005. – 222 с.
  12. Права человека и процессы глобализации современного мира / под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма, 2007. – 462 с.
  13. Старовойтов, О.М. Международная защита прав ребенка: учеб. пособие / О.М.Старовойтов. – Минск: БГУ, 2007. – 132 с.
  14. http://www.un.org/russian/ news/fullstorynews.asp?NewsID= 15181

1 Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть: учебник /И.И.Лукашук. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - Гл.1. – С.1-22.

2 Карташкин, В.А. Права человека. Международная защита в условиях лобализации / В.А. Карташкин. – М.: Норма, 2009. – 288 с.

3 Права человека и процессы глобализации современного мира / под ред. Е.А. Лукашевой. - М.: Норма, 2007. – 462 с.

4 "Хартия основных прав Европейского Союза" (Принята в г. Ницце 07.12.2000) // СПС «Консультант плюс»

5 "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант плюс»

6 Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах" // СПС «Консультант плюс»

7 Международный Пакт от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах" // СПС «Консультант плюс»

8 "Устав Организации Объединенных Наций" (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // СПС «Консультант плюс».

9 http://www.un.org/russian/ news/fullstorynews.asp?NewsID= 15181

10 Резолюция 48/141 Генеральной Ассамблеи ООН "Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека" (Принята 20.12.1993 на 48-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант плюс».

11 Старовойтов, О.М. Международная защита прав ребенка: учеб. пособие / О.М.Старовойтов. – Минск: БГУ, 2007. – 132 с.

12 Международное право. Сборник документов: учеб. пособие / сост. Н.Т. Блатова, Г.М. Мелков. - М.: РИОР, 2009. – 704 с.

13 Павлова, Л. В. Право прав человека: учеб. пособие / Л.В. Павлова. - инск: БГУ, 2005. – 222 с.

14 Головастикова, А.Н. Права человека: учебник / А.Н. Головастикова, Л.Ю. Грудцына. – М.: Эксмо, 2006. – 448 с.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Кальмары в сметанном соусе Как готовить кальмары со сметаной
Как сделать холодец рецепт
Сабджи с адыгейским сыром баклажан