Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Молитва царю небесному утешителю души. Толкование утренних молитв. Молитва девятая, к Ангелу хранителю

Царю Небесный,
Утешителю, Душе истины,
Иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище благих и жизни Подателю,
прииди и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси, Блаже, души наша.
Аминь.


Перевод:
Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, вездесущий и весь мир наполняющий, Источник благ и Податель жизни, прииди и вселись в нас; очисти нас от всякого греха и спаси, Благой, души наши.

Толкование:
Молитва Святому Духу - это стихира праздника Пятидесятницы. С периода от Пасхи до Пятидесятницы не читается.
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях. Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: . Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь. Мы называем Духа Святого жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от его получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов. Мы обращаемся к Нему с просьбой: "Прииди и поселись в нас", то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть грехов, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и тех наказаний, которые бывают за грехи, и чрез это даруй нам Царство Небесное.
Царю, Утешителю, Душе (Дух), Подателю, Блаже (Благой) - формы звательного падежа.
Утешителю - означает призываемый на помощь, Покровитель, Заступник . Греческий глагол утешать имеет также значения: успокаивать, умиротворять, утешать в скорби , а также убеждать, наставлять к добродетельной жизни .
Иже (яже, еже) - который, которые (которая, которое). Иже может также иметь значения: кто; то, что; кто-нибудь; этот и др.
Иже везде сый и вся исполняяй - пребывающий везде, как Бог, и все (весь мир, все бытие) наполняющий. Сый - сущий, находящийся.
Сокровище благих - Источник, Сокровищница, вместилище всего благого, доброго.
Жизни Подателю - букв. значение греч слова хоригoс (податель) - тот, кто за свой счет поставлял (в Афинах) хор для празднеств (что было одной из самых расходных общественных повинностей, а потому вменялось в обязанность лишь самым богатым гражданам города). Позднее это слово стало означать вообще помощник , тот, кто доставляет что-либо или снабжает чем-либо: провиантом, жизненными припасами, принимая на себя все расходы.
В ны - в нас.
Блаже - Благим Святой Дух именуется как одно из лиц Пресвятой Троицы, ибо никто не благ, как только один Бог (Мк. 10, 18).
От всякия скверны - от всякой нечистоты, то есть от всех грехов.

Молитва «Царю небесный» является одной из основных в православии. Ее обязательно читают во время каждого церковного богослужения. Также она считается домашней молитвой, которую рекомендуется читать в утренний час после пробуждения и непосредственно перед сном. Кроме того, существует традиция читать молитву «Царю Небесный» с целью, чтобы призвать Святого Духа в свою жизнь перед каким-либо начинаниях.

Происхождение и авторство данного молитвенного обращения неизвестны. Понятно, что конями эта молитва уходит в глубокую древность. Большинство священнослужителей склоняются к тому, что она возникла приблизительно в конце первого тысячелетия христианской эры.

В молитвенном тексте «Царю Небесному» воспевается одна из ипостасей нашего Всемогущего Господа. Это делается нечасто и связано с тем, что знания верующих людей основаны на Ветхом завете. А в нем упоминание о Святом Духе встречается трижды: два раза в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах.

Но сила Святого Духа безусловно известна всем верующим. Каждый христианин знает, что Святой Дух снизошел к Спасителю во время Крещения. Также он приходил к Святым Апостолам, перед тем, как они шли на проповедь.



Очень часто у верующих людей возникают сложности в понимании образа Бога в трех ипостасях, но при этом Нераздельного и Единосущного. Именно на этой догме основывается православное христианское вероучение. Для того чтобы наглядно объяснить, священнослужители используют земное сравнение - образ женщины.

Она может быть одновременно:

  • матерью,
  • дочерью,
  • сестрой.

Вообще, в христианской религии Святой Дух - это определенная самостоятельная сущность. Он представляет бесплотное создание, которое способно пронизывать мир мертвых и живых. Святой Дух не имеет характера, лица и эмоций. Но он способен наполнять человека Божественной силой и даровать благословение. Именно посредством Святого Духа осуществляется Крещение. Примечательно, что в силу бестелесности и невидимости Святой Дух не может действовать самостоятельно, но при этом он может принимать различные формы. Самым популярным изображением Святого Духа является голубь.

Оно закрепилось с момента возникновения христианской религии.

Текст молитвы «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины» на русском

На русском языке молитва звучит так:

«Царю Небесный, Утешитель, Душе истины,
Ты находишься везде и все можешь исполнить.
Ты Сокровище благостей и жизни Податель,
Приди и вселись в нас, очисти нас от разной скверны,
И спаси, Святой Дух, души наши».

Текст молитвы с ударением

Чтобы правильно расставить акценты следует понимать, о чем молитва. Несмотря на всю краткость молитвенного обращения в нем кроется глубокий смысл.

В этой молитве содержится обращение к Святому Духу, как к Небесному Царю. Обращение «Утешитель» связано с тем, что так был назван Святой Дух самим Иисусом Христом. В одной из бесед с учениками он пообещал, что умолит Отца дать людям другого Утешителя, который будет пребывать с ними вовек. Это будет Дух Истины, который людям будет очень трудно принять, так как он будет невидимым. Сочетание слов «Утешитель» и «Душа Истины» может пониматься, как «посредник» или «заступник».

О Святом Духе в молитве говорится, что он присутствует везде. Именно такое определение также применимо к Богу. Далее следует подтверждение того, что Дух Святой все может исполнить. Под этим подразумеваются не только все желания и просьбы искренне верующего человека. Такая фраза указывает то, что Святой Дух заполняет весь мир вокруг нас и оживотворяет его. Каждое мгновение он поддерживает существования мира в целом, в противном случае все будет разрушено. То есть в этой молитве акцентируется внимание на том, что бог - это Создатель и Творец.

Сокровище благостей - это значит источник милостей и всего доброго. Поскольку в старославянском варианте эта фраза звучит, как «Сокровище благих», то не следует понимать, что Святой дух является сам по себе сокровищем для людей.

В молитвенном обращении Святой Дух называется «Подателем жизни». Это акцент на то, что всякая праведная душа подпитывается от Святого духа. Именно это утверждается во многих церковных песнопениях.

После обращения идет просительная часть молитвы. Прежде всего, молящийся помнит, чтобы Святой Дух пришел и вселился в нас. Это понимается двояко. То есть, с одной стороны мы хотим, чтобы каждый из нас принял Святого духа и стал его обителью, а с другой у каждого из нас имеется желание, чтобы Святой Дух обитал среди нас, а значит, объединял нас, исключая разногласия и ссоры. Но при этом следует понимать, что, ни одно утверждение не исключает другое, они полностью совместимы.

Далее в молитвенном обращении мы обращаемся к Святому Духу очистить нас от разной скверны. Под этим подразумевается просьба о прощении прегрешений и защите от дьявольских искушений. Мы хотим, чтобы Благой, что означает добрый Святой Дух, помог спасти наши души и даровал надежду на Царствие Небесное.

Для того чтобы понять суть молитвенного обращения к Святому Духу, нужно глубоко понять само это понятие в религии. Следует знать, что еще до того, как человек становиться христианином, Святой Дух уже оказывает на него влияние.

Еще в детстве Святой Дух начинает сообщать о том, что был совершен. И делает он это посредством использования такой внутренней характеристики человека как совесть. Именно через нее Высшая сила обращается к человеку и принимает участие в формировании его характера. Если случается так, что человек продолжает поступать не по совести, и не обращает внимания на знаки, которые даются свыше, то Святой Дух покидает его.

Святой Дух, вселяясь в человека, сближает его с Богом и в итоге приводит к нему. Это значит, что человек получает надежную защиту от Господа Бога, ведь Всевышний любит каждого из нас, поэтому даже грешников он не бросает в трудную минуту, пытаясь научить жить по заповедям Божьим и наставить на путь истинный. Причем приводит господь нас к этой истине через Святого Духа.

В каждого человека, кто искренне верит в Бога и принимает решения жить по законам церкви приходит Святой Дух, вселяется в него и живет внутри такого человека. Таким образом, Господь способствует духовному росту, и в тот момент, когда христианин начинает искренне раскаиваться в собственных прегрешениях, он чувствует, что услышан некоей Силой. И эта сила есть Святой Дух.

Верующий человек всегда отличается скромностью. Они никогда не преувеличивают своих достоинств, для них не характерна гордыня и они никогда не обманывают. Не совершают они и каких-либо других греховных действий. Именно такие черты и говорят о том, что в человеке присутствует Святой Дух. Основной дар Святого Духа - это Страх Божий. В этом случае человек понимает, что он не может считать себя самодостаточным, так как все в этом мире зависит от Господа Бога. Только после осознания всего величия Господа, человеку дано увидеть реальность окружающего мира. Искренне верующий человек со временем может, прислушиваясь к внутреннему голосу принимать правильные решения и делать правильный выбор. Это также является доказательством присутствия Святого Духа.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша .

Эта молитва многократно читается и поется на праздничной службе Пятидесятницы и входит в число начальных молитвословий почти всех церковных служб и домашнего правила (в частности, молитв утренних и на сон грядущим). Для чего она читается одной из первых? - Для того чтобы во время нашей молитвы Сам Дух ходатайствовал за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8, 26).

Прежде чем приступить к объяснению этой всем нам знакомой молитвы, вспомним, Кто есть Святой Дух и каково Его действие в человеке.

Дух Святой - Божественная Личность, Третье Лицо Святой Троицы, Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, всё проникающий и всё наполняющий, Источник благ и Податель жизни (Животворящий). Он - истинный Бог, вечно (вне времени) исходит от Отца. Дух Святой обладает всеведением, вездесущием, всемогуществом, способностью творить чудеса, очищать людей от греха, возрождать и освящать их души, помогать им в совершении добрых дел. Его наитием написаны богодухновенные книги, Он влагал слова Божии в уста пророков и апостолов. Он в виде огненных языков сошел на апостолов в день Пятидесятницы.

Дух Святой постоянно действует в Церкви Христовой. Его действием во время Литургии совершается великое Таинство: преложение Святых Даров - хлеба и вина - в Тело и Кровь Христа. Во время Таинства Миропомазания, совершающегося сразу после Крещения, Святой Дух сходит на человека и влагает в его душу семя новой благодатной жизни во Христе. Дальше уже от самого человека (и его близких, если Крещение произошло в младенческом возрасте) зависит - взойдет ли это доброе семя и даст плоды или заглушится сорняками.

Преподобный Серафим Саровский учил, что цель жизни христианина - стяжание Духа Святого, то есть такое состояние человека, когда Святой Дух непостижимо вселяется в него и пребывает в нем, приобщая его к полноте Божественной жизни. Объясняя это своему ученику Н. Мотовилову, батюшка Серафим преобразился: лицо его просияло, как солнце. А затем по его молитве Господь дал Мотовилову опытно пережить силу действия Святого Духа: превышающие всякое земное представление мир, тишину, радость, теплоту, сладость, благоухание и свет.

Мы называем человека святым, если он стяжал (то есть приобрел) Духа Святого. Плоды Духа в таком человеке - праведность и истина (см. Еф. 5, 9), любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

Что нужно для того, чтобы стяжать эти прекрасные качества? - Доверять каждому слову Христа и стараться жить по Его воле, искать более Небесного, чем земного, стараться всех любить и никого не обижать, каяться в грехах и умолять Господа спасти нас. Не забудем, что духовное делание - это не столько внешний подвиг (молитвы, частое участие в богослужениях и т.д.), сколько кропотливое, постоянное понуждение себя к исполнению заповедей Божиих в мыслях, желаниях, словах и поступках. (Всё это мы знаем, да ленимся - думаем, что так, лежа на теплой печке, и въедем в Царство Небесное. Впрочем, слава Богу, хоть что-то делаем - может быть, долготерпеливый Господь, принявший две лепты, призрит на нас, нерадивых.) Во всех этих наших малых трудах и помогает нам Господь Дух Святой. Он подает благодать в церковных Таинствах, в домашних молитвах; Им наполнены наши храмы, Им подается помощь по нашей молитве от святых икон и мощей.

Помолимся и мы вместе с апостолом Павлом, чтобы Бог… дал нам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца нашего, чтобы мы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас (Еф. 1, 17-19). И не забудем слова Спасителя: Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11, 13).

Теперь перейдем к объяснению самой молитвы.

1. Царю, Утешителю, Душе, Подателю, Блаже - это формы звательного падежа (ныне утраченного). В переводе на современный язык эти слова звучат так: Царь, Утешитель, Дух, Податель, Благой.

2. Царю Небесный . Мы называем Духа Святого Царем, Владыкой Небесного Царства как Бога и Третье Лицо Святой Троицы.

"Небесное" означает духовное, не земное. Царство Небесное именуется также раем, "жизнью будущего века", "новым небом", "Небесным Иерусалимом" (последние наименования относятся ко времени Второго Пришествия Спасителя). В нем блаженствуют (пребывают в вечной радости и взаимной любви) ангельские силы и души праведников, для которых Источником любви и света, превышающих всякое разумение, является Бог. В Небесном Царстве нет зла, в том числе и смерти.

Господь заповедал нам прежде всего земного искать Царства Божия, которое сокрыто в нашем сердце. "Лествица (лестница), ведущая в Царство, - внутри тебя, сокровенна в душе твоей, - говорит великий подвижник VII века преподобный Исаак Сирин. - Беги от греха, погрузись в самого себя и найдешь там ступени, возводящие к небесам".

3. Утешителю означает "Призываемый на помощь, Покровитель, Заступник". Греческий глагол "утешать" имеет также значения "успокаивать, умиротворять, утешать в скорби, убеждать, наставлять к добродетельной жизни".

4. Душе истины - Дух истины, открывающий человеку истину о нем самом и окружающем его видимом и невидимом мире (то есть о смысле его жизни, духовных законах бытия, рае и аде и т. д.), вразумляющий и наставляющий людей на истинный путь Божий, влагающий слова в уста пророков и исповедников: Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10, 20).

Перед Своей Крестной смертью Господь сказал ученикам: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне и наставит вас на всякую истину (Ин. 15, 26; 16, 13); Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26). После Вознесения Христа уже Дух Святой непосредственно наставлял и вразумлял учеников, благовествующих о Христе и Его Царстве.

5. Иже везде сый и вся исполняяй - Который везде пребывает и всё (весь мир, всё бытие) наполняет.

6. Сокровище благих - Источник, Сокровищница всего благого, доброго.

7. Жизни Подателю . Дух Святой дает жизнь всему миру, всему живому, то есть одушевляет, а людям дает еще и жизнь Божественную, вечную, то есть одухотворяет, при условии, что они ищут, алчут и жаждут этой жизни.

8. В ны - в нас.

9. Очисти ны от всякия скверны . Дух Святой очищает верных и смиренных сердцем от греховной скверны. Это необходимо, так как ничто скверное не может войти в "рай сладости" Царство Небесное. В земном мире Христос пребывает только в тех душах, которые очищаются искренним покаянием.

10. Блаже . Благим Святой Дух именуется как одно из лиц Пресвятой Троицы, ибо никто не благ, как только один Бог (Мк. 10, 18).

11. Спаси… души наша . Самое главное для человека - это спасение его души. Именно для этого и пришел Господь на землю. Об этом мы и умоляем Духа Святого. Если важно спасать земную жизнь человека, то несравненно важнее спасти его вечную душу.

О молитве. Ошибки и искушения во время молитвы
Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг
Первой и самой серьезной ошибкой в молитвенном деле является отсутствие молитвы. Это происходит либо потому, что человек никогда не молился и не знает, как к этому приступить (а часто - и зачем?..), либо потому, что "заботы века сего" настолько обессилили человека, что для Бога уже не остается места в его жизни.

Одинокой женщине о молитве
Автор: Святитель Николай Сербский
Огорчены вы, что Бог не слышит молитв ваших... Не сетуйте на Того, от Кого имеем и бытие, и жизнь, и дыхание, и разум, и все. Прошу вас, не жалуйтесь на Того, Кто в тысячи раз больше имеет право жаловаться на нас пред Ангелами и святыми Своими.
Хотя бы Господь не исполнял буквально молитв наших - они все равно приносят плод душам нашим, делая души наши более зрелыми и богатыми. Это - тайна, которую познали идущие путем духовного опыта

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

«Царю Небесный, Утешителю Душе истины,
иже везде сый и вся исполняяй,
Сокровище благих и жизни Подателю,
прииди и вселися в ны,
и очисти ны от всякия скверны,
и спаси Блаже души наша».


Что-то захотелось поразмышлять о том, как я понимаю смысл молитвы "Царю Небесный"....почему бы и нет:)..

Господи, Царь Небес, этого невидимого, но реального, духовного мира, который умонепостижим, но наверняка прекрасен и полон гармонии и света; Ты есть Утешитель, врач в наших скорбях и болезнях, Утешитель в тоске и печали, в страдании и отчаянии, Ты - Дух истины, единственной и основополагающей истины, которой существует весь сотворенный мир; Ты везде и наполняешь Собой все и, осознавая это, становится легко и мирно на душе...ведь если Ты везде, то и знаешь все, а значит и знаешь мои скорби и страдания, мои сомнения и страхи, мои чувства и мысли, мои дела и поступки (а от этого и страшно становится, и радостно..страшно от того, что ничего нельзя укрыть от Тебя, все мои гадкие дела, поступки, слова, мысли, чувства, помышления - абсолютно все известно Тебе; радостно от того, что Ты сможешь в любой момент вмешаться и исправить то, что неправильно и скверно, радостно от того, что есть Кто-то, кто заботится обо мне и направляет меня).

Сокровище Благ, Источник благ, Тот, от Кого исходит добро и свет, и благо, и ничего кроме этого; Бог источник и тех благ, о которых мы даже и не имеем представления, Он также и податель жизни; а что такое жизнь? - жизнь есть не только биохимические процессы человеческого тела, жизнь больше этого..это и жизнь души, и жизнь человеческого духа, это активность и в тоже время ощущение..ощущение радости, легкости, свободы, ощущение мира и желание разделить эти ощущения радости и мира с другими как ты.

Приди и вселись в нас, Господи...Господь может пребывать с человеком..удивительная тайна; если вдуматься в эти слова Господь может пребывать в нас , это может быть тайно и явно, как это происходит - мы не знаем, но знаем, что с Ним мы можем творить добро и нести свет, радость, мир. Когда ты придешь ко мне, Господи, очисть меня от всякой скверны..и духовной, и душевной, и телесной, выжги Своим огнем мой порок и грех, мою склонность ко греху и преступлению; выжги во мне все, что ослабляет мои силы, которые нужны для духовного роста и развития, выжги страх и трусость, выжги неверие и сомнение, выжги желание исполнять свои греховные привычки и страсти, выжги во мне ненависть и неприязнь к людям, и научи любить их... как Ты любишь меня.

Благой, спаси наши души..ими же веси судьбами..спаси и помилуй..не оставь нас, не предай нас самим себе, не дай нам замкнуться в себе, но помоги молить Тебя, обращаться к Тебе и творить угодные Тебе дела...помоги верить в то, что Ты спас нас от погибели и мы теперь Твои навеки...только бы не ослабнуть в пути, не сдаться, не струсить...

а вот что говорят мудрые люди:

Протоиерей Александр Кочергин († 1958 г.)

«Царю Небесный…»

«Царю небесный, Утешителю Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша» . Эту молитву ежедневно употребляет Святая Церковь в начале богослужения от праздника Пятидесятницы до праздника Пасхи. Этою молитвою каждый христианин должен начинать и свои утренние молитвы, а потому ее нужно знать всем, и не только знать, но и понимать смысл ее. Ибо когда произносишь молитву без понимания ее смысла, тогда она не производит в душе ни умиления, ни благоговения, не трогает сердца, и посему и не приносит пользы молящемуся.
Молитва «Царю небесный» относится к третьему лицу Святой Троицы — Богу Духу Святому. В этой молитве мы называем Его Царем небесным, Утешителем, Духом истины, везде сущим и все наполняющим, и просим, чтобы Он как источник и податель всего доброго, всех благ, посетил нашу грешную душу своим благодатным присутствием, и пребывая в нас, очищал от всех грехов, и таким образом, устроял наше спасение.
Не без причины этою молитвою мы должны начинать свои моления к Господу. Сами по себе мы столь слабы и немощны, что не знаем, как молиться и о чем просить Господа, а Дух Святой есть Учитель и Наставник молитвы. Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших: «ибо мы не знаем, о чем молится как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26). Посему мы и должны просить Духа Святого, чтобы Он расположил нас к молитве и научил, как и о чем мы должны молиться.
Но обратимся к самой молитве. «Царю небесный» — так мы взываем к Богу Духу Святому. Почему мы именуем Духа Святого Царем небесным? Святая Церковь учит, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны между собою. Все лица Святой Троицы имеют одинаковую силу, честь и могущество. Так как к Богу Отцу и Богу Сыну в слове Божием прилагается наименование Царя (см., например, Исаии 6, 5; Лук. 22, 29,), то и Дух Святой есть Царь и Владыка неба и земли и всего существующего в мире, ибо все в мире сотворено Богом Отцом чрез Сына содействием Святого Духа. Все в мире поддерживается и сохраняется силою Духа Святого. «Послешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103, 30), — говорит псалмопевец Давид.
Дух Святой есть Царь и Промыслитель Церкви Христовой, т. е. общества православных христиан, живущих по всей вселенной, истинно верующих во Христа Спасителя, управляемых видимо пастырями Церкви, а невидимо Самим Иисусом Христом. Вот этой то Церкви или общества православных христиан Дух Святой есть Царь и Промыслитель. Иисус Христос положил основание Церкви Своей на земле, совершивши дело нашего искупления и научивши людей истинной вере. Для продолжения дела спасения грешных людей, по вознесении Своем на небо, Он ниспослал Духа Святого. Дух Святой сходит на землю и Своею всесильною благодатию,
Своею царственною силою и властию расширяет, распространяет и утверждает Церковь Христову на земле.
Теперь миллионы православных христиан во вселенной. Теперь во всех землях, во всех странах есть христиане. Мы русские тысячу лет тому назад не знали Христа Спасителя, были язычники, поклонялись идолам, и теперь богоборческая власть в СССР вновь преследует людей, запрещает исповедовать веру Христову, мучили и раньше терзали христиан, и ныне расстреливают верующих тысячами, но по слову Спасителя врата ада не одолеют Церковь Христову.
Дух Святой, как Царь, поставляет в Церкви Христовой пастырей (Деян. 20, 28) и раздает благодатные дары Свои.
Все священные книги, в которых заключается слово Божие, хотя и написаны людьми, но по откровению и внушению Святого Духа. Самую жизнь духовную, жизнь святую и богоугодную дарует нам Дух Святой.
Но почему мы именуем Святого Духа царем небесным? Потому что Он Творец и Промыслитель вселенной, есть Царь неба и земли, ангелов и человеков.
Вознося молитву Святому Духу, мы именуем Его Утешителем. Бог Дух Святой назван Утешителем Самим Иисусом Христом. Когда приближалось время страданий Спасителя, Он в беседе Своей с апостолами возвестил им, что недолго пребудет с ними, скоро оставит их. Апостолы так привыкли к Христу Спасителю, так любили Его, что желали навсегда остаться с Ним, а потому весть о скорой разлуки с любимым ими Учителем крайне опечалила их. Притом же апостолам известно было, что при исполнении ими завещаннаго Христом дела проповеди Евангелия их будут ненавидеть, преследовать, заключать в темницы, подвергать мучениям и смерти. Как же им было не смутиться и не опечалиться, когда Христос возвестил им о Своем скором отшествии от них. Вот в утешение и подкрепление учеников Своих Христос Спаситель и открыл им, что Он не оставит их сиротами, а вместо Себя пошлет им Духа Святого, Который будет их Наставником и Утешителем во всех скорбях и гонениях (Иоан. 14).
В пятидесятый день по воскресении Спасителя апостолы действительно получили обещанного Утешителя и, при Его благодатной помощи, они совершенно переродились. Прежде они были слабы и малодушны, прежде одна весть о разлуке со Христом Спасителем приводила их в смущение и печаль, но теперь они сделались столь смелыми и решительными, что с проповедью о Христе Спасителе являются пред царями и владыками без всякого страха и смущения. Прежде были они столь робки и боязливы, что когда не их самих, а их Учителя повели на страдания, они все разбежались. Теперь же они соделались столь мужественны и неустрашимыми, что ни гонения, ни узы, ни темницы, ни самая смерть не могли охладить их любви к Спасителю, не могли поколебать их ревности к распространению Евангелия Христова (Рим. 8, 35-39). Мало того их гонят и бесчестят за имя Христово, а они радуются, что удостаиваются принять бесчестие за Христа Спасителя (Деян. 5, 41). Их мучают, а они хвалятся скорбями и страданиями своими (Рим. 5, 3). Кто же соделал апостолов смелыми и неустрашимыми в распространении Евангелия Христова? Кто вдохнул в них мужество к перенесению всех гонений и страданий? Кто утешал, подкреплял и наполнял сердца их радостию во время самых страданий? Дух Святой — Дух Утешитель. Итак, вот почему Христос Спаситель Духа Святого назвал Утешителем.
Но не к одним апостолам относится обетование Христа Спасителя о ниспослании Утешителя. Спаситель, сказал апостолам, что Утешитель, которого Он пошлет будет с ними во век, но апостолы, как люди не могли жить вечно на земле, следовательно, Христос Спаситель в лице апостолов обетовал послать Духа Утешителя и преемникам апостолов и всем верующим. И действительно Дух Утешитель пребывает в Церкви Христовой; Он ниспосылается всем верующим в таинствах (Ефес. 4, 30; I Кор. 12,13; II Кор. 1, 2122), утешает их во всех скорбях и напастях. Так Он утешал и подкреплял мучеников во время их страданий за Христа Спасителя. Можно ли человеку, как немощному, веселиться и радоваться во время страданий, если бы Дух Святой не подкреплял и не утешал их. Так на святых мучениках исполнились непреложные слова Христовы: «не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Матф. 10, 20).
Дух Святой утешает и подкрепляет и нас всех, притекающих к Нему за утешением во всех скорбях и напастях. Не бывает ли иногда так, что горе и печаль теснят грешную душу, но вздохнешь от чистого сердца к Господу, и на душе сделается веселее, как будто тяжелый камень спадет с нее? Не случается ли иногда, что в грешной душе появится такая тоска, такое уныние, что теряешь всякую надежду на помилование Божие? Но возведешь свой взор на небо и сказажешь: «Господи, согрешил, прости», — и на душе сделается отраднее, как будто и слышишь внутри себя голос: «Не бойся и не унывай. Господь милосерд, простит грехи твои». Иногда постигает болезнь, или какое-нибудь несчастие, и бывает так трудно и невыносимо, что думаешь не переживешь этого времени, но какая-то невидимая сила начинает поддерживать, подкреплять, утешать и несчастие делается легче, переносится без большого смущения и ропота, а там и совсем проходит. Что же это за сила которая поддерживает нас в несчастиях? Кто проливает в мрачную душу, смущенную грехами, отраду и утешение и вселяет надежду на милосердие Отца небесного? Кто, как не Дух Святой — Дух Утешитель. Он подкрепляет нас в немощах наших. Он проливает отраду и утешение, когда нас смущают грехи и окрыляет надеждою на милосердие Отца небеснаго. Он ниспосылает нам мир и радость, когда постигают нас и несчастия.
Поэтому постигнет ли кого несчастие или болезнь прибегайте с теплою молитвою к Духу Святому, и Он утешит вас, как утешал и подкреплял апостолов и мучеников во время их страданий. Смущают ли кого грехи, — плач и сокрушайся о них, но не предавайся унынию, а с твердой надеждой взывай из глубины души к Духу Святому, и Он прольет в скорбную душу отраду и утешение. Он укрепит тебя надеждою на божественное милосердие. Тяготит ли кого бедность, нищета, или постигнет другое какое несчастие — не предавайся ропоту, а потерпи немного, и Дух Святой не замедлит придти к тебе на помощь, Он даст тебе силу и крепость к перенесению всех твоих несчастий.
Духа Святого мы называем Духом истины. Дух Святой назван Духом истины Самим Иисусом Христом. Христос Спаситель пришел в мир для того, чтобы научить людей истинной вере и богоугодной жизни. Для распространения Своего учения Он избрал апостолов. Их, преимущественно пред прочими людьми, в течение трех с половиной лет, научал и преподавал им все нужное для жизни и благочестия. Когда они не понимали Его учения, Он объяснял им все нужное. Но при всем том апостолы многого в учении Христа Спасителя не понимали вполне, а многого и вовсе не способны были понять (Лук. 18, 34). Очевидно по вознесении Христа, они не могли в должной мере исполнить Его завещание, не могли научать других тому, чего и сами не понимали. При том же, со временем, без всякого сомнения, они могли многое забыть и из того, что ими было воспринято. Кроме того, апостолы по большей части были люди простые и не образованные (Деян. 4,13). Они не могли ни объяснить правильно высокое Божественное учение Христово, ни убедить к принятию его не только гордых и ученых книжников и языческих мудрецов, но и простой народ. Знал все это Христос Спаситель и пред страданиями обещал им умолить Отца Своего, да пошлет Он им Духа Святого, который просветит их ум Божественною мудростию, так чтобы они могли сделаться вполне способными и понять учение Его в истинном смысле и других научить и убедить к принятию его. «Я умолю Отца, — говорит Он им, — и даст вам Духа истины, который наставит вас на всякую истину, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ср. Иоан. 14, 1617; 16, 13).
И действительно, как только сошел Дух Святой на апостолов в день Пятидесятницы в виде огненных языков, они — неученые и простые сделались столь премудрыми и разумными, что не только сами поняли учение Христа в истинном смысле и укрепились в вере в Него, но на разных языках начали учить множество собравшегося народа из разных стран, убеждая его к принятию веры Христовой. Их проповедь была такой силы и убедительности, что народ пришел в умиление и в первый же день три тысячи обратились ко Христу (Деян. 2,41), а потом через несколько времени и еще около пяти тысяч присоединялось к вере Христовой (Деян. 4, 4). В короткое время своею проповедью апостолы обратили ко Христу весь тогдашний мир. Самые упорные не находили предлога к неверию, самые недоверчивые, когда начали рассуждать беспристрастно, не могли не признать истины в их учении, самые ученые не могли противостоять мудрости и Духу, по внушению Которого они говорили. Итак, вот почему Дух Святой наименован Духом истины. Он даровал апостолам дар премудрости и разума и чрез то соделал их способными понимать учение Христа Спасителя в истинном смысле и укрепиться в вере в Него, и убедить к принятию веры во Христа Спасителя и все народы.
Но тот же Дух Святой, Дух Истины, просветивший апостолов светом учения Христова и через них всю вселенную, по неложному обещанию Христа Спасителя, пребывает и будет пребывать в Церкви Христовой до скончания века (Иоан. 14,1617). Пребывая в Церкви Христовой, Он особенно близок преемникам апостолов пастырям Церкви. Он поручил им на сохранение Божественное Свое Слово и дал право научать вере в Бога и объяснять Свое учение другим (Матф. 28,1920). А потому Дух Святой — дух истины, дарует им особенную благодать, которая наставляет их и просвещает в истинах веры Христовой, так что они все вместе никогда не могут уклониться от истинного учения Христова и учить чему-либо несогласному со словом Божиим.
Посему-то истинное учение Христа Спасителя сохранялось и будет сохраняться в Церкви Христовой, до скончания века, и истинное учение Христа Спасителя всегда пребудет неповрежденным в Церкви Христовой.
Дух Святой — Дух истины нисходит на каждого из нас в таинствах Святой Церкви, и пребывая с тех пор, как мы принимаем крещение и помазуемся святым миром, таинственным образом просвещает и наставляет нас в истинной вере и богоугодной жизни. Не бывает ли иногда, особенно во время молитвы, что в нашей душе появляется сначала как будто какая-то искра, разгорается, распространяется и вдруг осветит душу каким-то светом, и видишь и вполне сознаешь все величие и беспредельность любви Отца Небесного к нам грешным и чувствуешь свое недостоинство и греховность, так что невольно польются слезы. Что же это как не озарение Духа Святого, как не утверждение в вере, надежде и любви к Отцу Небесному и не возбуждение в тебе чувства сокрушения и раскаяния в грехах. Случается также иногда, что душа наша поражается страхом суда Божия так, что мы всем существом трепещем. И это глас Духа истины, заставляющий нас осмотреться, опомниться и обратиться на путь покаяния. Иногда грех так пленяет наше сердце, что мы уже соглашаемся на совершение его, но вдруг какая-то сила останавливает, и как будто слышишь в душе своей чей-то голос: «Остановись, опомнись, тут твоя погибель». И видишь ту бездну, в которую только что было низринулся... Это глагол в сердце нам Духа Святого, останавливающий нас от греха. Бывает также, что каждый раз, когда мы сделаем какое-либо доброе дело, мы бываем веселы, покойны, на душе нашей появляется какая-то тихая радость, и наоборот, когда сделаем что-либо худое, бываем неспокойны, какая-то скука тяготит нашу душу. Это ни что иное, как внушение и напоминание нам Духа Святого о том, что за добродетель будет награда, а за грех — наказание, и что поэтому мы должны воздерживаться от худого, а делать доброе. Если же мы, не ощущаем в себе озарение Духа Святого, или ощущаем редко и мало, то это оттого, что заглушаем в себе Духа истины своею порочною жизнью. Как светильник в лампаде горит и светит тогда только, когда в ней есть елей, напротив же, — когда в ней нет елее, тогда светильник погасает, так и Святой Дух, Дух истины просвещает и наставляет нас на путь истины тогда, когда в душе нашей есть благое чувствование, добрые мысли и святые желания, когда мы, по грехопадении, обращаемся с раскаянием к Господу Богу. Но, напротив, когда нашу душу наполняют одни мысли нечистые, желания порочные, когда между нами царствует ложь, обман, клевета друг на друга, лицемерие, когда предаемся и другим грехам... тогда Дух Святой удаляется от нас. А посему-то не будем угашать в себе Духа Божия своими грехами, будем воздерживаться от всякого греха плотского и душевного, после согрешений своих будем всегда обращаться к Господу с сердечным раскаянием. И тогда Дух Святой, по слову Спасителя, наставит нас на всякую истину (Ср. Иоан. 16, 13).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сонник поезд меня ждет. Предсказание сна Поезд. Толкование снов с поездом по разным сонникам
Приснилась авария, крушение или катастрофа?
К чему снятся переживания