Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Отходы животноводства. Отходы животноводства: отход, сырье или продукт? Обращение с биологическими отходами

История ветеринарной службы России насчитывает почти два века и своими корнями уходит к началу 19-го века, когда в каждом губернском городе была учреждена врачебная управа и введена должность ветеринарного врача.

При врачебной управе Казанской губернии должность ветеринарного врача была введена в 1822 году, а спустя 60 лет, в 1882 году, была создана земская ветеринарная служба как отдельная организационная структура при губернской управе.

В начале 20-го века в Казанской губернии функционировало несколько обособленных ветеринарных служб: правительственная ветеринария, в которую входили губернские и уездные ветинспекторы, городская, земская, уездная, губернская, военная, заводская, вольнопрактикующая и другие службы при различных ведомствах. Все они были разрозненны, и в их работе не было согласованности.
К 1913 году Казанская городская ветеринария в своей структуре имела ветлечебницу, станцию осмотра мяса, ветеринарно-санитарный контрольный пункт и диагностический кабинет. При ветслужбе находились скотобойня, утильзавод и кузница от пожарной службы.

В советское время городская ветеринарная служба претерпела ряд изменений и преобразований, и в настоящее время входит в систему государственной ветеринарной службы Республики Татарстан. ГБУ «Государственное ветеринарное объединение г. Казани» осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и Гражданским законодательством Российской Федерации, федеральными Законами «О ветеринарии», «О некоммерческих организациях», Законом «О ветеринарном деле в Республики Татарстан», иными нормативно – правовыми актами РФ И РТ, а так же приказами, указаниями и распоряжениями Главного управления ветеринарии при Кабинете министров Республики Татарстан.

В структуру объединения входят: лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, ветеринарные пункты, участковые ветеринарные лечебницы, дезинфекционный отряд, отдел безопасности и качества продукции и сырья животного происхождения, аптека, отдел организации ветеринарного дела, т.д.

Лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы и контрольными пунктами на продовольственных рынках проводятся экспертизы
продукции животного и растительного происхождения. Основной деятельностью лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы является уберечь человечество от страшных болезней, являющихся общим для человека и животных, распространителями которых могут стать больные животные. Ветеринарная служба стоит на страже качества ввозимой на территорию г. Казани продукции животного и растительного происхождения. Имеется передвижная лаборатория, которая обслуживает сельскохозяйственные ярмарки, выставки.

Участковые ветеринарные лечебницы и ветеринарные пункты занимаются профилактикой, диагностикой и лечением болезней животных.

Отходы от деятельности животноводства, как и бытовые, и промышленные виды мусора, нуждаются в утилизации. Навоз и помет – это не только неприятно пахнущие экскременты животных, но еще и ценное сырье. Поэтому сегодня существует множество способов переработки таких отходов, которые позволяют получать нужные для жизнедеятельности человека продукты.

Отходы животноводства – это многокомпонентная смесь, включающая в себя твердые и жидкие продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных (экскременты), технологическую и смывную воду, кормовые остатки и газы. По сути, данный вид отходов представляет собой полидисперсную суспензию, которая состоит из органических компонентов и минеральных веществ.

Классификация продуктов жизнедеятельности птицы и скота не включает множество наименований и содержит главным образом два вида:

  • навоз (крупного и мелкого рогатого скота, верблюдов, лошадей и пр.), который рассматривается в двух формах – свежей и перепревшей;
  • помет (куриный, гусиный и т.д.), так же различающийся по степени свежести.

Навоз и птичий помет относят к нестабильным органическим загрязнениям, характеристика которых определяется возможным присутствием лекарственных препаратов, разных химических соединений и тяжелых металлов.

Обратите внимание! В соответствии с данными ВОЗ указанные виды «продукции» животноводства, а также навозопометные стоки – это потенциальные источники около 100 разновидностей человеческих и животных заболеваний.

Обращение с отходами животноводства

Обращение с отходами животноводческих ферм связано с определенной проблемой. Вопрос заключается в том, чем являются навоз и помет. Если экскременты птицы и скота классифицировать как отходы, то на них распространяются все требования закона. А в случае, когда навоз и помет рассматриваются в качестве ценного сырья для получения удобрений, применение закона об обращении с отходами становится неправомерным.

Согласно сведениям ФККО экскременты от разных видов животных в зависимости от свежести относятся к 3-5 классам опасности. В связи с этим обращение с животными продуктами жизнедеятельности регулируется законами №89-ФЗ и №99-ФЗ РФ. Последний предусматривает обязательное получение лицензии для совершения всех видов работ с опасными отходами 1-4 классов.

Фермеры рассматривают навоз и птичий помет все-таки как важнейший сырьевой ресурс. Жидкие экскременты направляются в специальные хранилища, где перепревают в течение определенного времени. Полученный высушенный навоз (или помет) может вноситься как удобрение.

Утилизация отходов животноводства

Отходы животноводческих и птицеводческих комплексов являются очередными источниками загрязнения природной среды. По этой причине навоз и помет нужно перерабатывать.

Основные способы утилизации (переработки) отходов животноводства:


Существуют и другие способы хранения и переработки навоза и помета, однако в нашей стране большинство из них направлено на получение удобрений органических на основе отходов животноводства.

Видео о том, как в России получают биогаз и концентрированное комплексное органическое удобрение из навоза в биогазовой установке.

Государственная поддержка переработки отходов животноводства

Государственные программы поддержки переработки отходов животноводства в нашей стране развиты недостаточно хорошо. Однако опыт реализации таких проектов есть. Например, государством была осуществлена поддержка (на 2010-2014 гг.) в Удмуртии, направленная на создание и развитие систем переработки разных видов отходов, в том числе помета и навоза. Цель данной программы касательно фекальной продукции сельскохозяйственных животных – снижение негативного воздействия на окружающую среду навоза и помета путем сокращения площадок для их складирования и применения современных способов утилизации.

Государственное субсидирование производится в Красноярском крае и других регионах Сибири, подразумевающее компенсацию части денежных средств, потраченных на постройку или модернизацию предприятий по переработке отходов животноводства.

Кто контролирует обращение с отходами животноводства

В нашей стране контролирующими органами в сфере обращения с отходами животноводческих комплексов являются Роспотреб-, Россельхоз- и Росприроднадзор. В их полномочия входят регулирование всех видов деятельности (сбор, транспортировка, переработка и т.д.), осуществляемых с пометом и навозом, и контроль над отходами.

В 2017 г. Министерством природных ресурсов РФ было выдвинуто предложение по установлению административной ответственности за отходы, т.е. за несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил при работе с экскрементами птицы и скота. Проект предполагает следующие размеры штрафов: для физических лиц (граждан) – 1,5-2 тыс. руб., для должностных и юридических лиц – 25-35 тыс. и 150-300 тыс. руб. соответственно.

Обратите внимание! Взаимодействие с государственными органами необходимо, однако вопрос обращения с навозом и пометом сегодня – это камень преткновения между контролирующими службами и фермерами.

Отходы животноводства не должны без дела лежать «на задах» фермерских хозяйств. Ведь из навоза и птичьего помета можно получать качественные органические удобрения, кормовые добавки, топливо. Чтобы экскременты стали активнее перерабатываться предприятиями, нужно развивать субсидирование и другие государственные программы поддержки.

Россельхознадзор / Нормативные документы

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Территориальные управления... ТУ по Алтайскому краю и Республике Алтай ТУ по Амурской области ТУ по Белгородской области ТУ по Брянской и Смоленской областям ТУ по Владимирской области ТУ по Воронежской и Липецкой областям ТУ по г.Москва, Московской и Тульской областям ТУ по Забайкальскому краю ТУ по Иркутской области и Республике Бурятия ТУ по Кабардино-Балкарской Республике ТУ по Калининградской области ТУ по Калужской области ТУ по Камчатскому краю и Чукотскому АО ТУ по Кировской области и Удмуртской Республике ТУ по Костромской и Ивановской областям ТУ по Красноярскому краю ТУ по Курганской области ТУ по Магаданской области ТУ по Мурманской области ТУ по Нижегородской области и Республике Марий Эл ТУ по Новгородской и Вологодской областям ТУ по Новосибирской области ТУ по Омской области ТУ по Оренбургской области ТУ по Орловской и Курской областям ТУ по Пермскому краю ТУ по Приморскому краю и Сахалинской области ТУ по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу ТУ по Республике Башкортостан ТУ по Республике Дагестан ТУ по Республике Ингушетия ТУ по Республике Карелия, Архангельской обл. и Ненецкому а.о. ТУ по Республике Коми ТУ по Республике Мордовия и Пензенской области ТУ по Республике Саха (Якутия) ТУ по Республике Северная Осетия - Алания ТУ по Республике Татарстан ТУ по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия ТУ по Рязанской и Тамбовской областям ТУ по Самарской области ТУ по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям ТУ по Саратовской области ТУ по Свердловской области ТУ по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике ТУ по Тверской области ТУ по Томской области ТУ по Тюменской обл., Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому а.о. ТУ по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ТУ по Челябинской области ТУ по Чеченской Республике ТУ по Чувашской Республике и Ульяновской области ТУ по Ярославской области Южное межрегиональное управление Россельхознадзора


Правила

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов

(в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007 N 400,с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ от 13.06.2006 N КАС06-193)

Часть 1

Общие положения

1.1. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила") являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

1.2. Биологическими отходами являются:

  1. трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных;
  2. абортированные и мертворожденные плоды;
  3. ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах;
  4. другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.

1.3. Владельцы животных, в срок не более суток с момента гибели животного, обнаружения абортированного или мертворожденного плода, обязаны известить об этом ветеринарного специалиста, который на месте, по результатам осмотра, определяет порядок утилизации или уничтожения биологических отходов.

1.4. Обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

1.5. Биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

1.6. Места, отведенные для захоронения биологических отходов (скотомогильники), должны иметь одну или несколько биотермических ям.

1.7. С введением настоящих Правил уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.

1.7.1. В зоне, обслуживаемой ветеринарно-санитарным утилизационным заводом, все биологические отходы, кроме указанных в п. 1.9 настоящих Правил, перерабатывают на мясокостную муку.

1.7.2. В исключительных случаях, при массовой гибели животных от стихийного бедствия и невозможности их транспортировки для утилизации, сжигания или обеззараживания в биотермических ямах, допускается захоронение трупов в землю только по решению Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации.

1.7.3. В зоне разведения северных оленей (районы вечной мерзлоты), при отсутствии возможности строительства и оборудования скотомогильников, допускается захоронение биологических отходов в земляные ямы. Для этого на пастбищах и на пути кочевий стад отводятся специальные участки, по возможности на сухих возвышенных местах, не посещаемых оленями.

Запрещается сброс биологических отходов в водоемы, реки и болота.

1.9. Биологические отходы, зараженные или контаминированные возбудителями:

  1. сибирской язвы, эмфизематозного карбункула, чумы крупного рогатого скота, чумы верблюдов, бешенства, туляремии, столбняка, злокачественного отека, катаральной лихорадки крупного рогатого скота и овец, африканской чумы свиней, ботулизма, сапа, эпизоотического лимфангоита, мелиоидоза (ложного сапа), миксоматоза, геморрагической болезни кроликов, чумы птиц, сжигают на месте, а также в трупосжигательных печах или на специально отведенных площадках;
  2. энцефалопатии, скрепи, аденоматоза, висна-маэди, перерабатывают на мясокостную муку. В случае невозможности переработки они подлежат сжиганию;
  3. болезней, ранее не регистрировавшихся на территории России, сжигают.

1.10. При радиоактивном загрязнении биологических отходов в дозе 1 x 10Е-6 Кю/кг и выше они подлежат захоронению в специальных хранилищах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к радиоактивным отходам.

1.11. Настоящие Правила определяют условия:

  1. сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных; при транспортировке животных и животноводческой продукции;
  2. нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных;
  3. предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями;
  4. охраны окружающей среды от загрязнения.

Часть 2

Уборка и перевозка

2.1. Ветеринарный специалист при осмотре трупа животного, мертворожденного, абортированного плода и других биологических отходов дает заключение об их уборке, утилизации или уничтожении.

2.2. В соответствии с абзацем 4 пункта 6 Положения о Департаменте ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 1993 г. N 1162, в случае заболевания животного болезнью, указанной в п. 1.9 настоящих Правил, представитель государственного ветеринарного надзора дает обязательное для исполнения всеми лицами указание об убое или уничтожении животных. До их убоя или уничтожения эти лица обязаны принять меры, исключающие доступ к ним посторонних граждан, а также животных, включая птиц и насекомых.

2.3. Сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных проводится владельцем, в чьем ведении находится данная местность (в населенных пунктах - коммунальная служба).

2.4. При обнаружении трупа в автотранспорте в пути следования или на месте выгрузки животных их владелец обязан обратиться в ближайшую организацию государственной ветеринарной службы, которая дает заключение о причине падежа, определяет способ и место утилизации или уничтожения павшего животного.

2.5. Транспортные средства, выделенные для перевозки биологических отходов, оборудуют водонепроницаемыми закрытыми кузовами, которые легко подвергаются санитарной обработке. Использование такого транспорта для перевозки кормов и пищевых продуктов запрещается.

2.6. После погрузки биологических отходов на транспортное средство обязательно дезинфицируют место, где они лежали, а также использованный при этом инвентарь и оборудование.

Почву (место), где лежал труп или другие биологические отходы, дезинфицируют сухой хлорной известью из расчета 5 кг/кв. м, затем ее перекапывают на глубину 25 см.

2.7. Транспортные средства, инвентарь, инструменты, оборудование дезинфицируют после каждого случая доставки биологических отходов для утилизации, обеззараживания или уничтожения.

Для дезинфекции используют одно из следующих химических средств: 4-процентный горячий раствор едкого натра, 3-процентный раствор формальдегида, раствор препаратов, содержащих не менее 3% активного хлора, при норме расхода жидкости 0,5 л на 1 кв. м площади или другие дезосредства, указанные в действующих правилах по проведению ветеринарной дезинфекции объектов животноводства.

Спецодежду дезинфицируют путем замачивания в 2-процентном растворе формальдегида в течение 2 часов.

Часть 3

Утилизация

3.1. Биологические отходы, допущенные ветеринарной службой к переработке на кормовые цели, на ветеринарно-санитарных заводах, в цехах технических фабрикатов мясокомбинатов, утилизационных цехах животноводческих хозяйств подвергают сортировке и измельчению.

Со свежих трупов разрешается съем шкур, которые дезинфицируют в порядке и средствами согласно действующим правилам.

3.2. Утилизационные цеха животноводческих хозяйств перерабатывают биологические отходы, полученные только в данном хозяйстве. Завоз биологических отходов из других хозяйств и организаций категорически запрещается.

3.3. Биологические отходы перерабатывают на мясокостную, костную, мясную, перьевую муку и другие белковые кормовые добавки, исходя из следующих технологических операций и режимов: прогрев измельченных отходов в вакуумных котлах до 130 град. C, собственно стерилизация при 130 град. C в течение 30 - 60 мин. и сушка разваренной массы под вакуумом при давлении 0,05 - 0,06 МПа при температуре 70 - 80 град. C в течение 3 - 5 час.

3.4. При переработке трупов птиц, биологических отходов, полученных от животных, больных энцефалопатией, скрепи, аденоматозом, висна-маэди, а также отходов, измельченных массой более 3 кг, стерилизация в вакуумных котлах проводится при температуре 130 град. C в течение 60 мин., во всех остальных случаях - при 130 град. C в течение 30 мин.

3.5. Биологические отходы, допущенные ветеринарным специалистом к переработке, кроме указанных в п. 3.4, после тщательного измельчения могут быть проварены в открытых или закрытых котлах в течение 2 час. с момента закипания воды.

Полученный вареный корм используют только внутри хозяйства в течение 12 час. с момента изготовления для кормления свиней или птицы в виде добавки к основному рациону.

Часть 4

Уничтожение

4.1. Захоронение в земляные ямы

4.1.1. Захоронение трупов животных в земляные ямы разрешается в исключительных случаях, указанных в п. п. 1.7.2 и 1.7.3 настоящих Правил.

4.1.2. На выбранном месте, отвечающем требованиям п. п. 5.2 и 5.3 настоящих Правил, выкапывают траншею глубиной не менее 2 м. Длина и ширина траншеи зависит от количества трупов животных. Дно ямы засыпается сухой хлорной известью или другим хлорсодержащим дезинфицирующим средством с содержанием активного хлора не менее 25%, из расчета 2 кг на 1 кв. м площади. Непосредственно в траншее, перед захоронением, у павших животных вскрывают брюшную полость, с целью недопущения самопроизвольного вскрытия могилы из-за скопившихся газов, а затем трупы обсыпают тем же дезинфектантом. Траншею засыпают вынутой землей. Над могилой насыпают курган высотой не менее 1 м, и ее огораживают в соответствии с требованиями п. 5.6 настоящих Правил. Дальнейших захоронений в данном месте не проводят.

4.2. Уничтожение трупов экспериментально зараженных животных

4.2.1. Трупы лабораторных животных, зараженных при диагностическом исследовании патологического материала, утилизируют в зависимости от результатов исследования.

При выделении возбудителей болезней, перечисленных в п. 1.9 настоящих Правил, трупы лабораторных животных сжигают или обеззараживают автоклавированием при 2,0 атм. в течение 2 час. с последующим сбросом обеззараженных остатков в биотермическую яму.

В случае выделения возбудителей других болезней и при отрицательных результатах исследования трупы перерабатывают на ветеринарно-санитарных заводах, сбрасывают в биотермическую яму или сжигают.

4.2.2. Трупы животных, экспериментально зараженных возбудителями болезней, указанных в п. 1.9, а также другими возбудителями, отнесенными к 1 и 2 группам, при проведении работ с культурами патогенных микроорганизмов и в последствии павших или умерщвленных, сжигают, обеззараживают автоклавированием при 1,5 атм. в течение 2 час. с последующим сбросом обеззараженных остатков в биотермическую яму.

4.2.3. Трупы павших или умерщвленных лабораторных животных, экспериментально зараженных возбудителями других групп микроорганизмов, сжигают, сбрасывают в биотермические ямы или перерабатывают на мясокостную муку.

4.3. Сжигание

4.3.1. Сжигание биологических отходов проводят под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка.

4.3.2. Способы устройства земляных траншей (ям) для сжигания трупов.

4.3.2.1. Выкапывают две траншеи, расположенные крестообразно, длиной 2,6 м, шириной 0,6 м и глубиной 0,5 м. На дно траншеи кладут слой соломы, затем дрова до верхнего края ямы. Вместо дров можно использовать резиновые отходы или другие твердые горючие материалы. В середине, на стыке траншей (крестовина) накладывают перекладины из сырых бревен или металлических балок и на них помещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами и покрывают листами металла. Дрова в яме обливают керосином или другой горючей жидкостью и поджигают.

4.3.2.2. Роют яму (траншею) размером 2,5 x 1,5 м и глубиной 0,7 м, причем вынутую землю укладывают параллельно продольным краям ямы в виде гряды. Яму заполняют сухими дровами, сложенными в клетку, до верхнего края ямы и поперек над ним. На земляную насыпь кладут три - четыре металлические балки или сырых бревна, на которых затем размещают труп. После этого поджигают дрова.

4.3.2.3. Выкапывают яму размером 2,0 x 2,0 м и глубиной 0,75 м, на дне ее вырывают вторую яму размером 2,0 x 1,0 м и глубиной 0,75 м. На дно нижней ямы кладут слой соломы, и ее заполняют сухими дровами. Дрова обливают керосином или другой горючей жидкостью. На обоих концах ямы, между поленницей дров и земляной стенкой, оставляют пустое пространство размером 15 - 20 см для лучшей тяги воздуха. Нижнюю яму закрывают перекладинами из сырых бревен, на которых размещают труп животного. По бокам и сверху труп обкладывают дровами, затем слоем торфа (кизяка) и поджигают дрова в нижней яме.

4.3.3. Траншеи (ямы) указанных размеров предназначены для сжигания трупов крупных животных. При сжигании трупов мелких животных размеры соответственно уменьшают.

4.3.4. Золу и другие несгоревшие неорганические остатки закапывают в той же яме, где проводилось сжигание.

Часть 5

Размещение и строительство скотомогильников (биотермических ям)

5.1. Выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

5.2. Размещение скотомогильников (биотермических ям) в водоохранной, лесопарковой и заповедной зонах категорически запрещается.

5.3. Скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м.

Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли.

5.4. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до:

  1. жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м;
  2. скотопрогонов и пастбищ - 200 м;
  3. автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м.

5.5. Биотермические ямы, расположенные на территории государственных ветеринарных организаций, входят в состав вспомогательных сооружений. Расстояние между ямой и производственными зданиями ветеринарных организаций, находящимися на этой территории, не регламентируется.

5.6. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

Через траншею перекидывают мост.

5.7. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.

5.8. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

5.9. Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки.

5.10. Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.

Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.

Часть 6

Эксплуатация

6.1. Скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет.

(в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007 N 400)

6.2. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

6.3. Биологические отходы перед сбросом в биотермическую яму для обеззараживания подвергают ветеринарному осмотру. При этом сверяется соответствие каждого материала (по биркам) с сопроводительными документами. В случае необходимости проводят патологоанатомическое вскрытие трупов.

6.4. После каждого сброса биологических отходов крышку ямы плотно закрывают.

При разложении биологического субстрата под действием термофильных бактерий создается температура среды порядка 65 - 70 град. C, что обеспечивает гибель патогенных микроорганизмов.

6.5. Допускается повторное использование биотермической ямы через 2 года после последнего сброса биологических отходов и исключения возбудителя сибирской язвы в пробах гумированного материала, отобранных по всей глубине ямы через каждые 0,25 м. Гумированный остаток захоранивают на территории скотомогильника в землю.

После очистки ямы проверяют сохранность стен и дна, и в случае необходимости они подвергаются ремонту.

6.6. На территории скотомогильника (биотермической ямы) запрещается:

  1. пасти скот, косить траву;
  2. брать, выносить, вывозить землю и гумированный остаток за его пределы.

6.7. Осевшие насыпи старых могил на скотомогильниках подлежат обязательному восстановлению. Высота кургана должна быть не менее 0,5 м над поверхностью земли.

6.8. В исключительных случаях с разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора республики, другого субъекта Российской Федерации допускается использование территории скотомогильника для промышленного строительства, если с момента последнего захоронения:

  1. в биотермическую яму прошло не менее 2 лет;
  2. в земляную яму - не менее 25 лет.

Промышленный объект не должен быть связан с приемом, производством и переработкой продуктов питания и кормов.

Строительные работы допускается проводить только после дезинфекции территории скотомогильника бромистым метилом или другим препаратом в соответствии с действующими правилами и последующего отрицательного лабораторного анализа проб почвы и гумированного остатка на сибирскую язву.

6.9. В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 м. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 м.

6.10. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Часть 7

Контроль за выполнением требований настоящих Правил

7.1. Контроль за выполнением требований настоящих Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора.

7.2. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью), проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта.

7.3. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка (см. ).

Приложение
к Ветеринарно-санитарным правилам
сбора, утилизации и уничтожения
биологических отходов
от 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469

Ветеринарно-санитарная карточка на скотомогильник
(биотермическую яму)

ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ КАРТОЧКА НА СКОТОМОГИЛЬНИК (БИОТЕРМИЧЕСКУЮ ЯМУ) N ____ 1. Местонахождение ___________________________________________ (республика в составе Российской Федерации, __________________________________________________________________ край, область, автономная область, автономный округ, район, __________________________________________________________________ населенный пункт) 2. Расположение скотомогильника (биотермической ямы) на местности (прилагается выкопировка из карты землепользования в масштабе не менее 1:5000 (в 1 см 50 м), с привязкой к постоянному ориентиру (тригонометрическая вышка, дорога с твердым покрытием, линия электропередачи и т.д.)). 3. Удаление от ближайшего населенного пункта и его наименование _______________________________________________________________ м; _____________________ фермы (комплекса) _______________________ м; _____________________ пастбища _______________________ м; _____________________ водоема _______________________ м; _____________________ дороги __________________________ (между какими __________________________________________________________________ населенными пунктами и ее характеристика) 4. Описание местности: характеристика окружающей территории __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ почва ________________________________ глубина залегания грунтовых вод ________ м, направление стока осадков _______________________. 5. Какие населенные пункты, животноводческие фермы (комплексы), фермерские хозяйства, организации пользуются скотомогильником (биотермической ямой) ___________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 6. Площадь скотомогильника _______________________ кв. м 7. Ограждение скотомогильника ___________________________ 8. Санитарная характеристика скотомогильника: а) первое захоронение биологических отходов было в 19__ г.; б) животные, павшие от сибирской язвы, были захоронены в _____ _____________________________________________________________ гг.; в) животные, павшие от эмкара и других болезней, вызываемых спорообразующими микроорганизмами, перечисленными в п. 1.9 настоящих Правил, были захоронены в _________________________ гг. Главный государственный ветеринарный инспектор района (города) _____________________ Фамилия И.О. (подпись) Ветеринарно-санитарную карточку получил ___________________ ____________________________ ______________ (должность) (фамилия, имя, отчество) (подпись) Ветеринарно-санитарная карточка составлена в 3-х экземплярах и передана по экземпляру: 1. _______________________________________________________________ (организация, хозяйство) 2. _______________________________________________________________ (государственная ветеринарная организация) 3. _______________________________________________________________ (орган государственного санитарного надзора)

Время на чтение: 14 мин

5 / 5 ( 1 vote )

5 / 5 ( 1 vote )

С 17.06.2019 в Кодекс об Административных правонарушениях РФ добавлена новая статья - 8.2.3 "Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства". Штрафы за отходы животноводства - рассмотрим в этой статье.

Раньше административное наказание, связанное с нарушениями в области обращения с отходами животноводства, применяли по статье 8.2. КоАП РФ, минимальная сумма штрафа на юридическое лицо составляло 100,0 тысяч рублей.

Отныне минимальная сумма штрафа на юридическое лицо составляет от 250,0 тысяч рублей....


Что относится к отходам животноводства?

Ни в ФЗ "Об отходах производства и потребления", в ФЗ "Об охране окружающей среды" термина "отходы животноводства" нет. Поэтому обратимся к Федеральному классификационному каталогу отходов, согласно которого к отходам животноводства относятся:

1 12 000 00 00 0 Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)
1 12 100 00 00 0 - Отходы разведения крупного рогатого скота
1 12 110 00 00 0 - Навоз крупного рогатого скота
1 12 110 01 33 4 - навоз крупного рогатого скота свежий
1 12 110 02 29 5 - навоз крупного рогатого скота перепревший
1 12 121 11 20 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании крупного рогатого скота
1 12 200 00 00 0 - Отходы разведения и содержания лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных
1 12 210 00 00 0 - Навоз конский
1 12 210 01 33 4 - навоз конский свежий
1 12 210 02 29 5 - навоз конский перепревший
1 12 221 11 40 5 - отходы подстилки из древесных опилок и стружки при содержании лошадей практически неопасные
1 12 300 00 00 0 - Отходы разведения верблюдов и прочих животных семейства верблюжьих
1 12 310 00 00 0 - Навоз верблюжий
1 12 310 01 33 4 - навоз верблюжий свежий
1 12 310 02 29 5 - навоз верблюжий перепревший
1 12 400 00 00 0 - Отходы разведения овец и коз
1 12 410 00 00 0 - Навоз мелкого рогатого скота
1 12 410 01 29 4 - навоз мелкого рогатого скота свежий
1 12 410 02 29 5 - навоз мелкого рогатого скота перепревший
1 12 500 00 00 0 - Отходы разведения свиней
1 12 510 00 00 0 - Навоз свиней
1 12 510 01 33 3 - навоз свиней свежий
1 12 510 02 29 4 - навоз свиней перепревший
1 12 520 01 39 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании свиней
1 12 551 11 32 4 - жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления
1 12 551 12 39 4 - твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления
1 12 551 21 32 4 - жидкая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления
1 12 551 22 39 4 - твердая фракция сепарации свиного навоза при смывной системе навозоудаления
1 12 552 11 32 4 - навозосодержащие стоки при гидроудалении навоза свиней
1 12 552 12 32 3 - стоки навозные при самосплавной системе навозоудаления свиней
1 12 553 11 33 4 - осадок навозных стоков от свинарников при отстаивании в навозонакопителях
1 12 700 00 00 0 - Отходы разведения сельскохозяйственной птицы
1 12 710 00 00 0 - Помет птичий
1 12 711 01 33 3 - помет куриный свежий
1 12 711 02 29 4 - помет куриный перепревший
1 12 711 12 29 4 - помет куриный, выдержанный в пометохранилище, обеззараженный
1 12 712 01 33 3 - помет утиный, гусиный свежий
1 12 712 02 29 4 - помет утиный, гусиный перепревший
1 12 713 01 33 3 - помет прочих птиц свежий
1 12 713 02 29 4 - помет прочих птиц перепревший
1 12 720 00 00 0 - Отходы инкубаторов для птицеводства
1 12 721 11 29 4 - скорлупа куриных яиц при инкубации цыплят бройлеров
1 12 790 00 00 0 - Прочие отходы разведения сельскохозяйственной птицы
1 12 791 01 33 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц
1 12 791 02 39 4 - отходы подстилки из соломы при содержании птиц
1 12 796 11 41 5 - мука яичной скорлупы
1 12 798 00 00 0 - Отходы при очистке сточных вод на локальных очистных сооружениях при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 798 91 39 4 - осадок механической очистки сточных вод, образующихся при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 798 92 39 4 - смесь осадков биологической и флотационной очистки сточных вод, образующихся при разведении сельскохозяйственной птицы
1 12 900 00 00 0 - Отходы разведения и содержания животных прочие
1 12 910 00 00 0 - Отходы разведения животных в звероводческих хозяйствах и питомниках
1 12 911 00 00 0 - Навоз пушных зверей
1 12 911 01 33 4 - навоз пушных зверей свежий
1 12 911 02 29 5 - навоз пушных зверей перепревший
1 12 912 11 40 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании пушных зверей
1 12 970 00 00 0 - Отходы разведения и содержания собак
1 12 971 01 33 4 - экскременты собак свежие
1 12 971 11 40 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании собак
1 12 971 21 20 4 - отходы подстилки из сена при содержании собак
1 12 975 11 32 4 - жидкие отходы смыва нечистот при уборке вольеров
1 12 980 00 00 0 - Отходы разведения сельскохозяйственных животных и птиц в смеси
1 12 981 11 33 4 - смесь навоза сельскохозяйственных животных и птичьего помета свежих малоопасная
1 12 990 00 00 0 - Отходы содержания диких животных в неволе
1 12 991 11 33 4 - навоз диких животных, содержащихся в неволе, свежий
1 12 992 11 30 4 - отходы подстилки из древесных опилок при содержании диких животных в неволе.

Таким образом, в отношении всех вышеперечисленных отходов может быть применена статья 8.2.3 КоАП РФ.

Часть 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ

1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Что относится к несоблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании отходов производства?

На самом деле - конкретных экологических требований по обращению с отходами животноводства нет, есть требования, прописанные в санитарно-эпидемиологическом законодательстве.



Согласно вышеуказанных санитарных правил:

5.4. Способы и средства удаления отходов из помещений должны обеспечивать своевременное их удаление. Для гидросмывов должна использоваться непитьевая вода.
5.5. Жидкий навоз и навозные стоки должны подвергаться очистке: механической, искусственной и естественной биологической очистке или физико-химической обработке. Выбор очистки диктуется местными условиями.
5.6. Твердая фракция жидкого навоза подлежит биотермическому обеззараживанию в буртах с последующей утилизацией на полях, жидкая - в накопителях с дальнейшим использованием на сельхозугодьях. В составе очистных сооружений следует предусматривать гидроизолированные накопители для активного ила и сырого осадка.
5.7. При возникновении зоонозных инфекционных заболеваний навоз должен обеззараживаться физическим, химическим или биологическим методами. В каждом неблагополучном животноводческом хозяйстве должны быть предусмотрены технические средства для обеззараживания навоза и его фракций (жидкой и твердой), а также фугата, активного избыточного ила в соответствии с общесоюзными нормами технологического проектирования систем удаления и подготовки к использованию навоза.
5.8. Обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного выдерживания - в течение 12 мес. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов КРС - 6 мес., свиноводческих предприятий - 12 мес., а полужидкого навоза КРС в подпольных навозохранилищах - 5 мес.
5.9. Твердую фракцию навоза свиноводческих хозяйств и комплексов крупного рогатого скота, подстилочный навоз, а также компост следует обеззараживать биотермическим способом на водонепроницаемых площадках с твердым покрытием в специально устроенных буртах (высота их - до 2 м, ширина - до 2,5 м, длина - произвольная, укрытие сверху по периметру слоем земли толщиной 15 - 20 см). Время выдерживания отходов в буртах при достижении температуры 60 °C во всех частях компоста должно быть не менее 1 мес. в теплый период года и не менее 2 мес. - в холодный период года. Навоз, инфицированный возбудителями особо опасных инфекций, следует обеззараживать в соответствии с действующими ветеринарными правилами.
5.10. Навоз и навозные стоки, отвечающие мелиоративным, агрономическим, ветеринарным, водоохранным и санитарно-гигиеническим требованиям, должны использоваться на сельскохозяйственных полях в качестве удобрений. Ливневые и талые воды с выгульных площадок и территории комплекса подлежат сбору, карантированию, очистке и утилизации.
5.11. Ввод в эксплуатацию производственных помещений животноводческих предприятий должен осуществляться одновременно с системой обработки и использования навоза и навозных стоков.
5.12. Участки, предназначенные для внесения отходов, должны быть обвалованы вдоль открытых водостоков. Дренажный сток следует направлять в пруды-накопители или повторно использовать для орошения. Для полей орошения пригодны все виды почв, кроме щебенистых, гравийных, а также сильно засоленных.
5.13. Распределение неинфицированной жидкой фракции навоза на полях орошения следует осуществлять поверхностными способами, мобильными средствами.
5.14. Системы обработки и транспортировки отходов на сельскохозяйственные поля должны включать обязательное использование специальных расходомерных устройств.
5.15. В проектах земледельческих полей орошения и полей удобрительного полива необходимо предусматривать инженерные сооружения по сбору поверхностного стока с орошаемых участков. При необходимости они оборудуются нагорными канавами по перехвату поверхностного стока с вышележащих по рельефу территорий.
5.16. Не допускается использование жидкого навоза и навозных стоков в качестве удобрения в тех случаях, когда сельскохозяйственные угодья расположены:
а) в пределах округа санитарной охраны курортов;
б) на территории 1-го и 2-го поясов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственного водоснабжения;
в) в радиусе 1 км от водозабора из поверхностного водоисточника;
г) в районе залегания незащищенных подземных вод, пригодных для питьевых целей.

Требования по сбору, накоплению, обработке, утилизации отходов животноводства, могут быть частично прописаны в регламенте на производство удобрения, в технических условиях на удобрения.

При несоблюдении ТУ и регламента в части отходов животноводства, требований, содержащихся в санитарно-эпидемиологических правилах, предприятие может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2.3 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 8.2.3. КоАП РФ

КоАП РФ Статья 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства

2. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Я думаю, здесь комментарии не нужны.

Часть 3 статьи 8.2.3. КоАП РФ

3.Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Указанная часть может быть применена только при в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Часть 4 статьи 8.2.3. КоАП РФ

4.Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов животноводства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Размещение отходов - это их хранение и захоронение.

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

По части 4 статьи 8.2.3. КоАП РФ будут привлекаться предприятия скорее за хранение отходов. Чтобы уйти от этой части статьи необходимо не осуществлять складирование отходов животноводства на срок более 11 месяцев.

Часть 5 статьи 8.2.3 КоАП РФ

5. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семи тысяч до восьми тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от восьмидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Отходы от деятельности животноводства, как и бытовые, и промышленные виды мусора, нуждаются в утилизации. Навоз и помет – это не только неприятно пахнущие экскременты животных, но еще и ценное сырье, в связи с чем существует множество способов переработки таких отходов.

Отходы животноводства – это многокомпонентная смесь, включающая в себя твердые и жидкие продукты жизнедеятельности сельскохозяйственных животных (экскременты), технологическую и смывную воду, кормовые остатки и газы. По сути, данный вид отходов представляет собой полидисперсную суспензию, которая состоит из органических компонентов и минеральных веществ.

Отходы животноводства делятся главным образом на два вида:

  • навоз (крупного и мелкого рогатого скота, верблюдов, лошадей и пр.), который рассматривается в двух формах – свежей и перепревшей;
  • помет (куриный, гусиный и т.д.), также различающийся по степени свежести.

Навоз и птичий помет относят к нестабильным органическим загрязнениям, характеристика которых определяется возможным присутствием лекарственных препаратов, разных химических соединений и тяжелых металлов.

Проблемы обращения с отходами животноводства

Обращение с отходами животноводческих ферм связано с определенной проблемой. Вопрос заключается в том, чем являются навоз и помет. Если экскременты птицы и скота классифицировать как отходы, то на них распространяются все требования закона. А в случае, когда навоз и помет рассматриваются в качестве ценного сырья для получения удобрений, применение закона об обращении с отходами становится неправомерным.

Согласно сведениям ФККО экскременты от разных видов животных в зависимости от свежести относятся к 3-5 классам опасности. В связи с этим обращение с животными продуктами жизнедеятельности регулируется законами №89-ФЗ и №99-ФЗ РФ. Последний предусматривает обязательное получение лицензии для совершения всех видов работ с опасными отходами 1-4 классов.

Фермеры рассматривают навоз и птичий помет все-таки как важнейший сырьевой ресурс. Жидкие экскременты направляются в специальные хранилища, где перепревают в течение определенного времени. Полученный высушенный навоз (или помет) может вноситься как удобрение.

Зачем утилизировать навоз и помет

Отходы животноводческих и птицеводческих комплексов являются очередными источниками загрязнения природной среды. По этой причине навоз и помет нужно перерабатывать.

Как правило, навоз применяется в качестве ценного удобрения, однако свежие экскременты не используются по следующим причинам:

  • навоз может содержать вредоносные бактерии, яйца глистов (гельминтов), личинки насекомых и семена различных сорняков;
  • при разложении навоза образуются элементы, которые могут навредить корням растений;
  • свежие испражнения содержат химические элементы, которые находятся в связанном состоянии, в связи с чем растения их почти не усваивают;
  • разложение навоза сопровождается бурными химическими реакциями и активным выделением тепла, что может привести к заболеванию растений, снижению урожайности, а в худшем случае — к гибели посадок.

На животноводческих комплексах навоз обычно образуется в значительных объемах, поэтому его сложно перевозить на большие расстояния. Совокупность этих факторов приводит к необходимости переработки и утилизации отходов животноводства.

Способы утилизации

Основные способы утилизации отходов животноводства:

  1. Вывоз экскрементов на поля. Ранее уже было отмечено, что такой способ имеет много недостатков, поскольку транспортировать большие объемы затруднительно, вместе с навозом в почву попадают инфекции и токсичные вещества, а в растениях накапливается избыток нитратов, меди, цинка.
  2. Компостирование. Утилизация отходов (их переработка) этим методом предполагает наличие отведенных территорий, технических средств и больших объемов компонентов, уменьшающих влажность сырья (торф, солома и пр.). Правильная технология производства обеспечивает получение высококачественного биогумуса.
  3. Помет как корм. Питательные вещества (примерно 40%), не перевариваясь в организме птицы, выводятся вместе с пометом, поэтому птичьи экскременты применяют в виде добавки к корму животных. Высушенный и термически обработанный помет может содержать около 30% чистого белка, что положительно сказывается на привесах животных при добавлении обеззараженных экскрементов в корм скоту.
  4. Вермикультура. Используются калифорнийские и иные виды червей с целью уменьшения объемов отходов, получения кормового белка и улучшения плодородности почв.
  5. Биоэнергетический. Включает совокупность методов, реализация которых позволяет получать разные виды топлива. К примеру, из коровьего навоза можно получать газ, содержащий до 60% метана.
  6. Переработка бактерицидными препаратами. Безопасный и экономичный способ, с помощью которого процесс переработки значительно ускоряется, а полезные элементы максимально сохраняются.

Существуют и другие способы хранения и переработки навоза и помета, однако в России большинство из них направлено на получение органических удобрений на основе отходов животноводства.
Компостирование

Как устроены заводы по переработке навоза/помета, оборудование

В зависимости от способа переработки применяется различное оборудование. В первую очередь навоз или помет нужно вычистить из стойл/клеток. Для этой цели существуют следующие методы:

  • гидравлический: к стойлам подведены трубы, которые периодически наполняются водой, и образующийся напор смывает отходы;
  • механический: стойла вычищают специальными скребками, которые располагаются на конвейере;
  • щелевой: в полах устроены щели, через которые навоз продавливается в траншеи, а уже оттуда его убирают.


Собранную массу транспортируют к местам хранения или переработки, применяя грузовую технику, насосные станции, пневматические установки и другое оборудование

Дальнейшее оборудование зависит от выбранного метода переработки:

  1. Компостирование: применяются специальные ворошители, которые переворачивают слои в компосте, чтобы масса перегнивала равномерно.
  2. Получение биогаза: требуется биореактор, в котором жидкие фекалии нагреваются до определенной температуры, и начинается процесс брожения, в результате которого вырабатывается газ. Готовое топливо можно продавать либо использовать в самом хозяйстве для отопления или генерации электричества.
  3. Сепарирование: жидкие и твердые фракции должны быть разделены, для чего обычно используют специальные решетки и сита.

Схема биогазовой установки нового поколения

Помимо этого, перерабатывать отходы можно методом гранулирования, для чего потребуется сушильная установка, измельчители и гранулятор. Гранулированный навоз и помет имеет много преимуществ: в нем не содержатся токсичные вещества, его можно сразу вносить на поля, выдерживает длительное хранение, не имеет неприятных запахов. Переработанный навоз можно использовать в своем хозяйстве, а избытки продаются в качестве удобрения.

Еще один метод переработки заключается в создании топливных брикетов:

  • обычно используют подстилочный навоз, который проходит измельчение в роторной дробилке;
  • далее измельченную массу помещают в смесительную установку, где он стерилизуется и перемешивается, а на выходе образуется однородное вещество;
  • с помощью экструдера полученная масса отжимается, уплотняется, из нее формируют топливные брикеты;
  • полученные брикеты отправляются в сушильную установку либо сушатся на солнце в помещении, защищенном от атмосферных осадков.

Готовые брикеты используются в печах или газогенераторных котлах.


Современное оборудование для переработки отходов животноводства может представлять собой целый завод, на котором объединяются множество операций, необходимых для полноценной утилизации сырья.

О том, как осуществляется производство органического удобрения из навоза в биогазовом комплексе, рассказывают в следующем видео:

Контроль в области обращения с отходами животноводства

В Российской Федерации контролирующими органами в сфере обращения с отходами животноводческих комплексов являются Роспотребнадзор, Россельхознадзор и Росприроднадзор. В их полномочия входят регулирование всех видов деятельности (сбор, транспортировка, переработка и т.д.), осуществляемых с пометом и навозом, и контроль над отходами.


В 2017 г. Министерством природных ресурсов РФ было выдвинуто предложение по установлению административной ответственности за отходы, т.е. за несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил при работе с экскрементами птицы и скота.

Проект предполагает следующие размеры штрафов: для физических лиц (граждан) – 1,5-2 тыс. руб., для должностных и юридических лиц – 25-35 тыс. и 150-300 тыс. руб. соответственно.

Отходы животноводства нуждаются в правильной утилизации, поскольку из навоза и птичьего помета можно получать качественные органические удобрения, кормовые добавки, топливо. Существуют разные способы переработки навоза и помета, которые подходят как для маленьких хозяйств, так и для агрохолдингов.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Православная художественная литература
Православная художественная литература
Старообрядчество и Русская Православная Церковь: От конфронтации к диалогу