Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему женщинам в период менструации нельзя заходить в церковь? Почему женщин не пускают в алтарь

Некоторые церковные традиции, появившиеся много веков назад, сегодня могут вызвать вопрос – а почему должно быть именно так, а не иначе? Наиболее обсуждаемым в этом смысле является афонский обычай не пускать на территорию Святой горы Афон женщин. В наш век равноправия полов такое ограничение некоторые называют настоящей дискриминацией представительниц слабого пола. Однако же, это совсем не так.Действительно – вот уже более тысячи лет женщины не имеют права пересекать границы Афона, особого монашеского государства на севере Греции. Появление такого запрета связано с церковным преданием о том, что Святая гора Афон находится под особым покровительством Богородицы Марии. Еще в первом веке по Рождестве Христовом Богоматерь посетила Афон и пораженная красотой этих мест, попросила Бога сделать Афон Ее земным уделом. По завету Матери Божией ни одна женщина, кроме Нее, не может ступить на землю Афона. Официально традиция не допускать на территорию Афона женщин была закреплена в 1045 году указом византийского императора Константина IX Мономаха.Запрет на нахождение женщин на Афоне существовал и после падения Константинополя. Турецкие султаны подтвердили право афонитов жить в соответствии с их древними принципами. В новое время особый статус Афона был закреплен указом президента Греции от 1953 года. Согласно ему женщина, сознательно нарушившая древнюю традицию и проникшая на Афон, может быть подвержена тюремному заключению на срок от двух до двенадцати месяцев.Конечно же, запрет на посещение Афона женщинами – это никакая не дискриминация, а защита формы жизни, почти позабытой сегодня. Женщины не допускаются на Афон не потому, что в Церкви имеется желание их как-то ущемить. А потому, что Афон – место особого молитвенного подвига монахов-мужчин. И ничто, и никто не должны монахов от этого подвига отвлекать. Вот в чем смысл древнего обычая.О том, что никакого пренебрежения у афонитов к женщинам нет, свидетельствуют исторические факты. Например, во время турецкого пленения, а также во время гражданской войны в Греции 1946–1949 гг. монахи на время отменяли древний обычай и женщины-беженки находили себе пристанище на Святой Горе. Кроме того, раз в день от Уранополиса (так называется пристань, с которой на Афон ходят паромы) отплывает особый катер. На него садятся почти исключительно женщины. Этот катер поочередно подходит к каждой из монастырских пристаней. На причале в ожидании катера стоят монахи, держащие монастырские святыни (мощи и другие реликвии). И пассажирки особого катера могут выйти на причал и поклониться святыням.Когда в начале 2000-х годов Греция вступала в Евросоюз, Европарламент пытался добиться от властей страны, чтобы древний обычай Афона был отменен и туристки со всего света могли наконец-то посетить Святую Гору. Данная инициатива не осуществилась. Ведь Афон по всем документам лишь формально является частью Греции, его земли находятся во владении афонских монастырей. Потому изменение традиционного уклада жизни Святой горы в будущем вряд ли предвидится.

Почему священники не допускают женщин в алтарь? Почему в церкви есть запрещенные для женщин места? Женщина что, хуже мужчины? – отвечает архимандрит Алипий (Светличный).
Главное место алтаря — престол, на котором совершается Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Женщина, с точки зрения Церкви, вовсе не является чем-то нечистым, как это подозревают некие либерально настроенные личности. Иначе не превозносила бы Церковь так Пречистую Богородицу! Не чтила бы сонм святых жен и дев. Более того, в понятии Нравственного богословия нет существенной разницы между мужчиной и женщиной, мирянином и священником. Богословие видит в нас людей! Людей, которые идут ко спасению, или людей, которые обрекают себя на гибель. Только такое деление.

Символика архитектуры православного храма
Православный храм в исторически сложившихся формах означает прежде всего Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного.

Отсюда наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор (или трапеза). Алтарь знаменует собой область бытия Божия, собственно храм — область горнего ангельского мира (духовное небо) и притвор-область земного бытия.

На Руси была разработана символика троичности (трёхчастного деления) архитектурных форм и живописного убранства крестово-купольного храма как по вертикали, так и по горизонтали. В западной части храма располагался нартекс (притвор, преддверие), символизирующий землю.
Верхняя зона “небо” – включала в себя купола, своды верхнего уровня и конхи (полукруглые перекрытия) апсид; здесь находились изображения Христа, Богоматери и ангелов.

Вторая зона – паруса (или тромпы) и верхние части стен, на которых помещали изображения ангелов и апостолов.

Третья зона – более низкие своды и нижние части стен. На столбах располагали строгие фигуры святых мучеников и воинов – “столпов церкви”, подающих благой пример и укрепляющих в вере стоящих рядом людей.
Владимирский собор. Киев

Почему же женщинам не подобает входить в священный алтарь

Обратимся к Синтагме и посмотрим главу 22 «О том, что женщинам не должно входить в святой алтарь». Читаем: «44-е правило собора Лаодикийского считает неуместным, чтобы для женщин был доступен святой алтарь, хотя прежде было допущено и им. Ибо если мирянам-мужчинам сие запрещено (69-м правилом VI Вселенского Собора), то тем более должно (быть запрещено) женщинам. А не допущены (женщины в святой алтарь), как говорят некоторые, по причинам непроизвольного месячного течения».

Оказывается, точно так же и мужчинам-мирянам запрещено входить в алтарь!

Вот как говорит об этом 69-е Правило Шестого Вселенского собора:«Никому из всех принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь священного алтаря. Но по некоему древнейшему преданию, отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхощет принести дары Творцу».

Позволительно только царю входить из мирян и потому, что он — помазанник, и только тогда, когда он приносит дар, т.е. царский ритуальный подарок на церковь.
Почему мирян не пускает Правило в алтарь

Думаю, что и искать поясняющих правил не надо: и так ясно! Святилище необходимо для того, чтобы в нем священнодействовали. Его отделили от пространства храма для того, чтобы это место было не только особо свято, но и чтобы не допускать в нем бесчиние и толчею, какая бывает в случае большого количества людей в церкви, особенно на праздники.

В алтаре должно быть сосредоточие молитвы и исключительный порядок. Это особенно важно в виду того, что на святой трапезе Чаша с Божественной Кровью! На трапезе — Агнец Божий в виде Хлеба! Никто никого не должен подтолкнуть по неосторожности, но во всем внимание и благоговение.

Если же в алтарь станут входить миряне, то алтарь станет местом проходным, и вскоре начнется беспорядок и неудобство при священнодействии!

И сегодня можно видеть, как досаждают подчас миряне священникам, вышедшим по какому-либо делу из алтаря. Каждому надо что-то сказать, спросить, какую-то записку сунуть с множеством объяснений, а то и подарок всучить, а порой замечание или жалобу с возмущением высказать. Некоторые пытаются свои обычаи заводить на месте своего стояния… И все это может войти в алтарь!

Вполне мудрое решение было Святых отцов о том, что в алтаре должны находиться только служащие Святым Тайнам!
Коронация императора Николая II в Успенском соборе. Валентин Серов. 1896г.

Впрочем, время внесло правки в Соборные постановления, и сегодня мы можем видеть некоторых мирян в алтаре. Но с какой целью они там?

Разве праздношатающихся? Нет — прислуживающих. Поскольку в Кормчей книге написано, что священник не смеет приступать к служению Литургии, если нет у него прислуживающего пономаря…

И тут мы вдруг сталкиваемся с еще одной странностью. В женских монастырях можно видеть монахинь в алтаре! И именно с той же целью им позволено входить в алтарь — они прислуживают во время службы! Так значит, женщин Церковь все-таки не считает ниже мужчин!

Просто, во всем должна быть мера, и во всем должен быть смысл и порядок в Церкви Божией.

И если женщина по случайности вошла в алтарь, то это не значит, что она его осквернила. Нет. Но, это значит, что она нарушила церковный порядок и согрешила против Церкви. И это — повод покаяться и, осознав свою вину, больше так не делать, но быть скромной и знать свое место и роль. Как знают свой инструмент и партию музыканты, чтобы симфонический оркестр звучал слаженно и достойно того произведения, которое вознамерились исполнить. А иначе — какофония!

Афон - единственное место на Земле, где официально запрещено находиться женщинам. Однако именно эта Святая гора считается земным уделом Богородицы.

1. Афон считался сакральным местом ещё в дохристианские времена. Здесь были храмы Аполлона и Зевса. Афоном звали одного из титанов, который во время войны с богами бросил большой камень. Упав, он стал горой, которой и дали имя титана.

2. Афон формально считается греческой территорией, но по факту - это единственная в мире самостоятельная монашеская республика. Это утверждено 105 статьей греческой Конституции. Верховная власть здесь принадлежит Священному Киноту, который состоит из делегированных в него представителей афонских монастырей. Исполнительную власть представляет Священная Эпистасия. Священный Кинот и Священная Эпистасия расположены в Кариесе (Карее) – столице монашеской республики.

3. Светская власть, однако, также представлена на Афоне. Здесь есть губернатор, полицейские, почтовые служащие, торговцы, ремесленники, персонал медпункта и недавно открывшегося отделения банка. Губернатор назначается Министерством иностранных дел Греции, он отвечает за безопасность и порядок на Афоне.

4. Первый крупный монастырь на Афоне был основан в 963 году святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сегодня обитель святого Афанасия известна как Великая Лавра.

5. Афон - земной Удел Богородицы. По преданию, в 48 году Пресвятая Богородица, приняв благодать Святого Духа, отправилась на Кипр, но корабль попал в бурю и прибился к Афону. После ее проповедей местные язычники уверовали в Иисуса и приняли христианство. С тех пор сама Пресвятая Богородица считается покровительницей афонской монашеской общины.

6. Соборный храм «столицы Афона» Кареи – Успения Пресвятой Богородицы – древнейший на Афоне. По преданию, он был основан в 335 году Константином Великим.

7. На Афоне до сих пор сохраняется византийское время. Новые сутки начинаются с заходом солнца, поэтому афонское время отличается от греческого - от 3 часов летом, до 7 часов зимой.

8. Во времена своего расцвета Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке. Статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году.

9. В настоящее время на Афоне 20 действующих монастырей, в которых проживает около двух тысяч братьев.

10. Русский монастырь (Ксилургу) был основан до 1016 года, в 1169 году ему была передана обитель Пантелеимона, ставшая затем центром русских монахов на Афоне. В число афонских монастырей, помимо греческих, входят русский Свято-Пантелеимонов монастырь, болгарский и сербский монастыри, а также румынский скит, пользующиеся правом самоуправления.

11. Cамая высокая точка Афонского полуострова (2033 м) – вершина горы Афон. Здесь находится храм в честь Преображения Господня, построенный, по преданию, преподобным Афанасием Афонским в 965 году на месте языческого капища.

12. Игуменьей и Покровительницей Святой горы является Пресвятая Богородица.

13. На Афоне утверждена строгая иерархия монастырей. На первом месте - Великая Лавра, на двадцатом - монастырь Констамонит.

14. Карули (в переводе с греческого «катушки, канаты, цепи, при помощи которых монахи идут горными тропами и поднимают наверх провизию») - название скалистой труднодоступной местности на юго-западе Афона, где в пещерах подвизаются самые аскетичные отшельники.

15. До начала 1990-х монастыри на Афоне были как общежительными, так и особножительными. После 1992 года все монастыри стали общежительными. Однако некоторые скиты по-прежнему остаются особножительными.

16. Несмотря на то, что Афон - земной Удел Богородицы, сюда не пускают женщин и «женские существа». Этот запрет закреплен в Уставе Афона.
Существует предание, что в 422 году дочь Феодосия Великого царевна Плакидия посетила Святую гору, но войти в монастырь Ватопед ей помешал глас, исходивший от иконы Божией Матери.
Запрет нарушался дважды: во время турецкого владычества и в ходе гражданской войны в Греции (1946-1949), когда женщины и дети спасались в лесах Святой Горы. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность - 8-12 месяцев лишения свободы.

17. На Афоне хранится множество реликвий и 8 известных чудотворных икон.

18. В 1914-1915 годах 90 иноков Пантелеимонова монастыря были мобилизованы в армию, что породило подозрения среди греков, что русское правительство засылает на Афон под видом монахов солдат и шпионов.

20. Одна из главных реликвий Афона - пояс Богородицы. Поэтому афонских монахов, а особенно монахов Ватопедского монастыря, часто называют «святопоясниками».

21. Несмотря на то, что Афон - святое место, там не все мирно. С 1972 года монахи Эсфигменского монастыря под лозунгом «Православие или смерть» отказываются поминать Вселенского и других православных патриархов, имеющих связи с папой Римским. К этим контактам негативно относятся представители всех без исключения афонских обителей, однако их действия не столь радикальны.

22. До восхода солнца, до того как проснутся люди в миру, на Афоне служится до 300 литургий.

23. Для доступа мирян на Афон требуется специальный документ - диамантерион - бумага с афонской печатью - двуглавым византийским орлом. Число паломников ограничено, за раз полуостров могут посетить не больше 120 человек. Ежегодно Афон посещают около 10 тысяч паломников. Православные клирики для посещения Святой горы также должны получать предварительное разрешение от Вселенской Патриархии.

24. В 2014 году Константинопольский патриарх Варфоломей I призвал афонские монастыри ограничить количество монахов иностранного происхождения на Афоне уровнем в 10 %, а также заявил о решении прекратить выдачу иностранным инокам разрешений на поселение в грекоговорящих обителях.

25. 3 сентября 1903 года в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне инок Гавриил запечатлел раздачу милостыни убогим монахам-сиромахам, паломникам и странникам. Планировалось, что это будет последняя подобная раздача. Однако после проявления негатива на фото оказалась... сама Богоматерь. Конечно, милостыню продолжили раздавать. Негатив этого фото был обретен на Афоне в прошлом году.

26. Андреевский скит на Афоне, а также иные русские поселения, в начале 1910-х был очагом имяславия, в 1913 году его насельники были с помощью русских войск выдворены в Одессу.

27. Первым правителем России, посетившим Святую гору, стал Владимир Путин. Его визит состоялся в сентябре 2007 года.

28. В 1910 году на Афоне было около 5 тысяч русских монахов – значительно больше, чем священнослужителей всех других национальностей вместе взятых. В бюджете русского правительства была статья, по которой ежегодно Греции выделялось 100 тысяч рублей золотом на содержание афонских монастырей. Эту субсидию в 1917 году отменило правительство Керенского.

29. После окончания Гражданской войны в России, приезд русских на Афон был практически запрещён как для лиц из СССР, так и для лиц из русской эмиграции вплоть до 1955 года.

30. Со словом «Афон» многие, сами того не зная, сталкиваются при чтении романа Александра Дюма «Три мушкетера». Имя Атос - то же, что и «Афон».
В написании этого слова есть буква «тета», которая обозначает межзубный звук, которого в русском языке нет. Её в разное время транслитерировали по-разному. И как «ф» - так как написание «теты» похоже на «ф», и как «т» - так как в латыни «тета» передавалась буквами «th». В итоге мы имеем традицию называть гору - «Афон», а героя «Атос», хотя речь идёт об одном и том же слове.

Женщины, которым до сих пор запрещено пересекать границу Афона, получат доступ к уникальному духовному и историческому памятнику в результате реализации проекта цифрового музея Афонского культурного наследия стоимостью 2 миллиона евро, сообщает портал greek.ru .

Статья 186-я Устава Святой горы Афон ("Трагос") гласит: "В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой горы".

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение – дипмонитирион. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность – до 12 месяцев лишения свободы.

Планируется, что посетители музея смогут оценить необычайное богатство монастырей и насладиться редкой красотой первозданной природы, а так же будут иметь возможность узнать о духовной и повседневной жизни обитателей Святой Горы и проследить всю историю Афона.

Трехмерный показ экспонатов цифрового музея будет доступен сразу в двух местах. В центре культуры города Иериссос, в котором помимо традиционных выставочных залов имеется и амфитеатр с самым современным оснащением для показа высококачественных фильмов в формате 3D и на территории монастыря Зигу, который является воротами в монашеское государство.

Экспонаты музея будут распределены по следующим темам: природное окружение монастырей, культурное богатство каждого монастыря, повседневная жизнь монахов. Также здесь можно будет узнать об особенностях архитектуры монастырей, библиотеках, чудотворных иконах.

Местные власти гордятся идеей создания цифрового музея Афонской горы и надеются на то, что в мире найдется много желающих "ощутить" духовную атмосферу и познакомиться с ценностями православия, которыми испокон веков живет этот всемирный памятник христианства.

Афонская монашеская республика принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ.

СПРАВКА

Женщина на Афоне

Афон хранит в себе много тайн. Все знают, что сегодня полуостров – это поселение православных монахов. Но в Древней Греции Афон тоже считали святым местом, здесь были построены храмы Аполлону и Зевсу. Святилище последнего называлось Афос, отсюда и возникло название полуострова. Еще одна особенность этого острова – сюда не пускают женщин. Для начала, чтобы понять подобную несправедливость, нужно узнать историю и нравы местных монахов, а потом уже я расскажу, есть ли возможность у женщины побывать на полуострове.

История и мифы

Когда греки приняли христианство, как гласит придание, в 44 г. после Рождества Христова мать Иисуса вместе с апостолами отправилась на остров Кипр, но по дороге корабль попал в бурю как раз рядом с Афоном. Как только судно приблизился к берегу, языческие храмы рухнули, а мраморные идолы человеческим языком возвестили прибытие на полуостров Богородицы. Все видевшие это чудо мгновенно уверовали и покрестились, а сам Афон с тех пор стал земным уделом Богоматери. Тогда же, по легенде, на Афон по воде пришла икона Иверской Божьей матери. Считается, что когда она покинет Святую Гору, наступит конец света.

Но долгое время поселение православных монахов было небольшим. Первый крупный монастырь был основан в 963 г. святым Афанасием Афонским, который считается основоположником всего уклада монашеской жизни, принятого на Святой горе. Сейчас обитель св. Афанасия известна как Великая Лавра. А всего через полвека после ее основания, в 1016 г., появился и первый русский монастырь под названием Ксилургу. Позже русской общине передали обитель Святого Пантелеймона.

Во времена своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу под напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой… Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона.

В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой Горы наступили мирные времена.

Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря была основана в конце XVIII столетия. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. великомученика Пантелеимона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи.

Существует легенда, что в тайных кельях на Афоне с древних времен живут 12 старцев-отшельников, которые почти никогда не являются людям, даже самим афонским монахам. Если один из старцев умирает, остальные хоронят его в скалах и взамен призывают к себе нового послушника. По преданию, в час конца света эти 12 старцев выйдут из своих келий и будут служить последнюю литургию.

Сейчас все монастыри на Афоне живут по законам и уставам, сложившимся в византийскую эпоху. Даже существующие правила посещения Святой Горы основаны на Золотой булле византийского императора Константина Монаха (1060 г.), которая была лишь немного изменена за прошедшее тысячеление.

Несмотря на то, что в начале XX века православная церковь Греции перешла на григорианский календарь (новый стиль), на Афоне продолжают пользоваться юлианским календарем (старый стиль), как и в России.

Быт и нравы

Афон - это самостоятельное государство. Оно находится во владении особого православного монашеского объединения. Управление осуществляют сообща представители каждого из 20-ти монастырей. А высшая церковная власть на Афоне принадлежит не афинскому патриарху, а константинопольскому, как и в византийскую эпоху.

Жизнь монахов в афонских монастырях проходит в трудах и молитвах, она целиком посвящена служению Богу. Богослужения проводятся в строгом соответствии с уставом в утренние и вечерние часы. В свободное от молитв время монахи возделывают землю, ухаживают за домашними животными, пишут иконы, изучают писания святых отцов православной церкви.

Монастыри Афона - настоящие музеи византийских времен. Это величественные крепости, построенные прямо на каменистых горных уклонах, с толстыми неприступными стенами, чтобы обеспечить защиту от врагов. Даже во время войн ни турки, ни гитлеровские войска не тронули обители из уважения к монахам. Вот почему в монастырях до сегодняшнего дня сохранились уникальные собрания древних книг, обширные библиотеки, собрания драгоценной церковной утвари, бесценных древних фресок и мозаик. Здесь же хранятся наиболее важные христианские реликвии: пояс Пресвятой Богородицы, частицы Честнаго Древа Креста Господня, нетленные мощи святых, в том числе голова святого мученика Пантелеймона в русском монастыре. Главная же афонская святыня - Дары Волхвов, находящиеся в монастыре Святого Павла. Их тайно перенесли сюда из Константинополя после падения византийской столицы в 1453 году.

Женщины могут приобщиться к Афонской святыне только издалека, совершив плавание вокруг афонского полуострова. Теплоходы, отправляющиеся из города Урануполис, плывут у юго-западного побережья полуострова на расстоянии, достаточном, чтобы рассмотреть монастыри, и в том числе знаменитый русский монастырь Св. Пантелеимона.

Желающие посетить Святую Гору Афон должны получить специальное разрешение – «диамонитирион». Священнослужители должны иметь благословение Вселенского Патриарха либо местного архиерея.

Про женщин

Пускали или не пускали женщин на этот остров в древние времена - вопрос спорный, так как в первом типиконе Святой горы, который хранится в Протате, в 16-й статье говорится, что на Афон запрещается вход детям, отрокам и евнухам - и, разумеется, всех их запрещено постригать в монахи. О женщинах тут ничего не говорится - но, скорее всего, подразумевалось, что женщинам в мужских монастырях и подавно делать нечего. Традиция аватона (так называется запрет появляться женщинам на острове) была закреплена при императоре Мануиле II Палеологе в начале XV века. Такова история. И большинство путеводителей вам расскажет, что нога женщины не ступала сюда никогда.

Правда, существует легенда о том, что в начале V в. Палакидия, дочь византийского императора Феодосия, возвращаясь из Рима в Константинополь, пожелала поселить Святую Гору и в особенности один из монастырей, построенный на средства ее отца. Как только Плакидия приблизилась к входу в храм, она услышала голос Богородицы, исходивший от иконы в стенной нише. Голос приказал Плакидии удалиться, если она считает себя добродетельной христианкой и не хочет своим присутствием вводить в искушение монахов. Потрясенная царевна удалилась, а вход с тех пор запрещен для женщин и даже для домашних животных женского пола. По народным поверьям, птицы и те не вьют на Афоне гнезд и не выводят птенцов, подчиняясь воле Богоматери.

Также существует придание, что в 1470 году, сюда прибыла на роскошном корабле сербская царевна Маро, супруга султана Мурата 1. Она привезла здешним обитателям богатые дары, но даже ей не удалось пройти по этой земле больше десяти шагов. По легенде, ее встретил ангел и попросил вернуться на корабль. Она и вернулась.

Местные экскурсоводы очень любят рассказывать туристам кровавую байку про французскую феминистку, которая пробралась на остров в мужской одежде. А когда поняла, что ее принимают за мужчину, разделась и пошла купаться. Откуда ни возьмись появилась акула и пообедала смелой, но неудачливой женщиной.

Но это предание, а правда звучит так: недавно многие СМИ шумели о том, что нелегальные эмигрантки из Молдавии случайно оказались на острове Афон. Потрясенные монахи увидели на своей земле четырех прекрасных молодых женщин, после чего немедленно вызвали полицию. Когда стражи порядка прибыли на место, выяснилось, что прекрасные женщины – уроженки Молдавии 27‑32 лет, пытавшиеся нелегально перебраться в Грецию из Турции. С ними также был их земляк мужского пола 41 года, который и организовывал поездку. По их словам, они заплатили 6300 долларов украинским контрабандистам, живущим и работающим в Турции, и рассчитывали на их знание местной географии. Но в результате компания все же заблудилась и высадилась на одиноком полуострове, который и оказался Афоном. По словам полицейских, путешественники извинились перед монахами, сказав, что не были в курсе местных законов, и «женщины были прощены монахами». По законам, принятому в 2005 году, ступившая на Афон дама может быть осуждена на год тюрьмы. Закон тоже приняли не случайно, так как в век феминизма и эмансипации запретить что-то женщине очень сложно.

Тем более, что помимо древних цариц, мифической француженки и беглых молдованок, на острове побывало очень много женщин. Судите сами:

Из наиболее старых случаев нарушения аватона отметим укрывание беженцев на Афоне после так называемого Орловского восстания в 1770 году, в 1821 году - после общегреческого восстания против турецкого владычества, в 1854 году - после неудачного восстания против турок на севере Греции. Беженцы прибывали с семьями и укрывались на Афоне.

В 1931 году французская журналистка Мари Суази пробыла на Афоне значительное время и написала об этом книгу "Месяц с мужчинами" (источник этой информации не уточнен – прим автора). С той же целью прославиться здесь были и первая гречанка, завоевавшая титул "Мисс Европа", Алики Диплараку (1929) и Элени Скура (1932), будущая первая женщина-депутат греческого парламента.

В 1940-м году во время греческо-итальянской войны сюда пришли беженцы обоих полов из Кавалы. В 1948 году Эвгения Пейю, 17-летняя участница отряда партизан-коммунистов, укрывалась на Афоне после разгрома, учиненного в ходе греческой гражданской войны. Пейю вспоминала в одном из интервью, что когда она поняла, где находится, ее обуял страх и раскаяние. Она отказалась войти в монастырь и была оставлена нести караул снаружи. Девушка все время молилась, чтобы в поле ее зрения не появился враг и ей не пришлось бы покуситься на убийство в святом месте.

В 1954 году группа женщин, специалистов-византологов, высадилась из лодки на берег и прошла к оградам монастырей. В том же году гречанка-журналистка вошла тайком на Святую гору и написала об этом серию статей в газету.

В конце 60-х пятеро туристок из Франции и Италии прошли на территорию Афона, а будучи задержаны, заявили, что ничего не знали о запрете.

Наконец, в 1989 году парочка из Германии прибыла на каменистый берег монастыря Симонопетра и предалась там любовным утехам.

Как утверждает один из блогеров, который общался с известным святогорским старцем Августином из Скита Агиу Василиу, он слышал от него такую историю: «Во время Восстания на Афоне оказались женщины, и монахи тех монастырей, к которым они прибились, воспользовались этим обстоятельством и приспособили их к хозяйственным работам. И так им это понравилось, что захотели они отменить аватон. Для сего они призвали отшельников-келлиотов и велели им отправиться с соответствующим посольством к патриарху, пригрозив в случае отказа лишить их довольствия от монастырей, которое они получали. Они знали, что тогдашний монахолюбивый патриарх особенно почитал отшельников. И вот келлиоты, хотя или нехотя, отправились в патриархию. Но в то же время в Городе по каким-то своим делам находился некий святогорский старец Арсений, пользовавшийся у патриарха нарочитым авторитетом. И вот, приняв делегацию, патриарх пригласил и его принять участие в беседе. И когда те старцы высказали пожелание святогорцев об отмене аватона, то патриарх, будучи готов уже согласиться с их доводами, спросил все же и Арсения, дабы развеять последние сомнения. Но тот сказал: "Если ты оставишь на Горе женщин, святый владыко, то умножится род монахов". И тогда патриарх отказал делегатам.

Тот же о. Августин говорил мне: "Если отменят аватон, мы уйдем с Горы" - "Но почему, геронда? Ведь куда вы ни уйдете, там тоже будут женщины, так какая же тогда разница?" - "Ты не понимаешь: приличная женщина сюда не пойдет, а пойдут одни шлюхи, чтобы соблазнять монахов".

Вот такая история. Из которой можно сделать вывод, что очень упорная женщина на Афон все-таки проберется.

Обычных же женщин ждет на Афоне табличка «Женщинам вход воспрещен» и загорелые парни на открытых джипах с закрепленными на крыше пулеметами, которые высматривают в толпе паломников-мужчин авантюристок в мужских платьях.

Несколько бесплатных кемпингов специально обустроены вне границ полуострова - узкой полоски суши длиной 70 км - для недальновидных путешественников, захвативших с собой жен или дочерей. Ожидая мужчин, дамы купаются и загорают, а те в это время, выжимая от пота рубахи, забираются с рюкзаками на высоту 2000 метров и прикладываются к иконам на самой вершине Святой горы. По одну сторону границы ходят в бикини, по другую - мужчинам нельзя даже надеть короткие шорты. Запрещено курить и есть мясо, играть в карты и слушать легкую музыку.

Правда, ходят слухи, что женщины впервые за столетия могут получить доступ к одной из святынь Афона, монашеского государства на севере Греции. По сообщению греческого Агентства церковных новостей, местные власти постановили разрешить доступ в монастырь Зигу - древнейшую афонскую обитель - всем желающим, в том числе женщинам.

Монастырь Зигу может стать исключением из правил, поскольку находится примерно в сорока метрах вне официальной границы Афона, которую запрещено переступать женщинам. Монастырь расположен примерно в двух километрах от города Урануполиса, откуда начинают путь на Афон паломники, и легко доступен для посещения.

Византийский монастырь Зигу, один из старейших на Афоне, впервые упоминается в хрониках под 942 годом нашей эры. Монастырь продолжал свое существование до конца XII века. До наших дней остались крепостные стены монастыря с одиннадцатью башнями, а также развалины собора, построенного в начале XI века. В настоящее время здесь идут обширные раскопки, которые проводит министерство культуры Греции.

Когда монах умирает, его хоронят без гроба, заворачивая в мантию. Над могилой ставят крест. Через три года после смерти тело усопшего вновь извлекают. Если оно истлело - значит, подвижник всепрощен и пребывает на небесах. Если же тело не истлевает значит, монах перешел в другой мир с нераскаянными грехами. В этом случае тело закапывают еще на один год, в течение которого усиленно молятся за спасение души усопшего. По истечении этого срока тело, как правило, истлевает. Тогда череп с вычерченным на лбу именем, реже с кратким жизнеописанием, помещают в костницу на специальные полки. Остальные кости складывают в углу этого склепа. Сейчас в костнице русского монастыря находятся 2040 черепов.

Раздел сайта: - Паломничество по святым местам.
Греческая общественность возмущена недавним решением голландского суда и резолюцией Европарламента.

Напомним, в январе суд признал «противоречащим правам человека» закон Греции, который подтверждает право монахов Афонского монастыря не допускать женщин на Святую гору. Сразу же последовала официальная реакция: представитель правительства Христос Протопапас напомнил дотошным и сующим всюду свой нос европейским поборникам «прав человека», что право афонской монашеской республики запрещать женщинам посещать Святую Гору утверждено в договоре о присоединении Греции к ЕС и дискутировать здесь попросту не о чем.

«Тем не менее, как говорят китайцы, дорога в тысячу километров начинается с первого шага». Сейчас о правах женщин дискутируют во многих организациях ЕС; по юридической схеме, принятой в Евросоюзе, дело, рассмотренное голландским судом, вполне может дойти до европейского суда в Страсбурге.

Между тем, и в самой Греции встречаются полярные мнения. Есть и активные сторонники отмены упомянутого запрета. В частности, член европейского парламента от Греции Анна Караман у, которая убеждена, что «это решение было принято тысячу лет назад в эпоху черного средневековья в Европе», «отражает социальные реалии того времени» и «сегодня вместе с признанием равенства полов и прав женщин не может более быть действительным».

Особую позицию заняла первая греческая журналистка, которая занималась вопросами запрета посещения женщинами Афона, - Фотини Пипили:
«…Считаю, что причины ситуации, сложившейся на сегодняшний день, - в политике самой монашеской республики, в том, что Афон открыл свои двери всякого рода известным принцам, королям, актерам, кутюрье, парикмахерам и туристам со всего мира. Насколько мне известно, мистицизм и строгость Святой Горы были потеряны с того момента, как монахи начали ездить на джипах, пользоваться услугами и современными технологиями. Дорогу проторили сами монахи космополитической политикой последних десятилетий. Поэтому я считаю неприемлемым сохранение этой дискриминации, ведь монастыри финансируются в значительной мере из источников европейских граждан, мужчин и женщин. Я не могу принять того, что мне запрещают доступ к сокровищам Православия, малой частью которого я себя считаю».

О сохранении традиции в противовес всепроникающему модернизму напоминает, однако, известная певица София Воссу:
«…Несмотря, однако, на мое желание (отправиться с паломничеством на Афон - С.С.), мне кажется, что все надо оставить так, как это было определено традицией. Ведь не так уж плохо иметь какую-то традицию. Мне кажется, что все модернисты грозят дать нам некое общество, лишенное уважения и собственного «я»… Если, в конце концов, будет отменен запрет на посещение Афона, то это все равно, что отмена рождественской елки или самого Рождества. Я бы была первой, кто поехала на Афон, - если бы моя церковь согласилась. А пока я продолжаю хранить традиции моей церкви, поскольку я - православная христианка… Я уважаю церковь и ее законы».

Есть и более жесткие высказывания. Лианы Канелли - известной журналистки и телеведущей, сторонницы запрета на посещение женщинами Афона:
«Сегодня урбанизация и модернизм несут разрушение через развлечение. Часть Освенцима была превращена в дискотеку, таким образом, место величайшей трагедии стало местом отдыха. Есть компании, которые зарабатывают деньги на подводных туристических прогулках в места, где были проведены атомные подводные испытания… В этом мире вы считаете отмену традиционного запрета доступа женщин на Афон - прогрессом? В то время как доступ женщинам еще запрещен в Афинский клуб! В 1821 году Святая Гора приняла у себя женщин и детей, чтобы их спасти. В целом меня не очень интересует, имею ли я право пить кофе с кардиналами в Ватикане, или стоит ли создавать смешанные монастыри. Вера есть дело - сугубо личное. Но вот если кто-то захочет нарушить неприкосновенность Святой Горы, я приложу все усилия, или организую блокаду, чтобы им помешать…»

Министр культуры Греции Евангелос Венизелос на днях заявил, что греческое правительство не будет выполнять резолюцию Европарламента, призывающую снять запрет на посещение женщинами Афона (резолюция обязательного характера не носит). Министр, со своей стороны, подчеркнул, что Афон есть уникальная монашеская республика на севере Греции. Эта республика обладает особым правовым статусом. Тысячелетняя традиция, по которой вход женщинам на полуостров закрыт, - подтверждена конституционными актами Евросоюза и греческой конституцией.

Кроме того, добавил Венизелос, Афон - не единственное место в Европе, где сохраняются определенные запреты для женщин по религиозным соображениям. Министр прозрачно намекнул парламентариям на «двойные стандарты», заметив, что, по меньшей мере «странно - Европарламент занимается запретом женщинам посещать Афон и не обращает внимания, например, на тот факт, что в Ватикане в правительственных органах участвуют только мужчины, а глава государства избирается органом исключительно мужским по составу…»

Напомним, запрет посещать Афон женщинам существует более тысячи лет - еще с 9 века, когда византийские императоры постановили, что полуостров должен стать исключительным местопребыванием монахов.

На Афон допускаются только мужчины любого вероисповедания, которым для посещения необходимо получить специальное разрешение – дипмонитирион. За проникновение на территорию Афона для женщин предусмотрена уголовная ответственность – до 12 месяцев лишения свободы.

Монашеское государство Афон, расположенное на севере Греции, выступило с протестом против нарушения его границ женщинами. Священный кинот, управляющий орган двадцати афонских монастырей, направил официальное письмо протеста в адрес парламентской партии Леворадикальный союз (СИРИЗА). Депутат от этой партии Эвангелия Аманатиду-Пасхалиду была среди женщин, которые в январе демонстративно вошли на территорию Афона.

В послании с Афона говорится о "демонстративном и провокационном" нарушении аватона – векового запрета женщинам посещать Афон. Партия СИРИЗА пока не дала официального ответа на письмо.

Напомним, что 8 января 2008 года греческая полиция выдворила с границы монашеской республики Афон группу женщин, нарушивших тысячелетний запрет на посещение Святой Горы. Женщины тогда заявили, что совершили "символическое попрание" запрета на доступ к мужским монастырям Афона. Нарушительницы утверждали, что переступили границу монашеских владений, чтобы привлечь внимание к земельной тяжбе местных жителей с монахами.

Святая Гора Афон была провозглашена священным местом еще в указе византийского Императора Василия Первого в IX веке. Запрет на посещение Афона женщинам, так называемый "аватон", установлен в XI веке. Афон считается "уделом Пресвятой Богородицы", единственной из женщин, кто всегда незримо присутствует на Святой Горе. Вход на Афон закрыт не только женщинам, но даже животным женского пола, за исключением кур, несущих яйца, и кошек, которые ловят мышей в монастырях.

История сохранила ряд случаев, когда неприкосновенность афонских владений для женщин нарушалась. Здесь укрывались женщины, спасавшиеся от преследований турецких властей после неудачного восстания в 1821 году, а также коммунистки из партизанского движения, участвовавшего в греческой гражданской войне 1945-49 годов. Кроме того, границы Афона нарушили несколько искательниц приключений и феминисток, которые протестовали против дискриминационного, по их мнению, запрета.

Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, которая требовала отменить аватон для обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами. Правительство Греции тогда заявило, что не будет отменять аватон.

Греческий уголовный кодекс прямо запрещает женщинам вход на Афон, нарушительницам грозит тюремное заключение. Несколько лет назад греческие власти негативно отреагировали на резолюцию Европарламента, которая требовала отменить аватон в порядке обеспечения равноправия между мужчинами и женщинами. Правительство заявило, что по-прежнему будет уважать древнюю традицию.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Генри Киссинджер - Нужна ли Америке внешняя политика?
Онлайн чтение книги белый пудель Рассказ слон и белый пудель читать
Гороскоп работы и финансов