Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Правовое регулирование использования и охраны животного мира. Животный мир как объект охраны и использования Животный мир как объект использования охраны

ВВЕДЕНИЕ

1. Государственное управление и контроль в области охраны и использования животного мира.

2. Право пользования объектами животного мира.

3. Правовая охрана животного мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Животный мир является составной частью природной среды и выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно виляющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, научное значение.

Объектом использования и охраны животного мира выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таковым объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются существом, принадлежащим на праве собственности государству, общественным организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной собственности.

Особенностью животного мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов, способствует их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА

В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Вопросы, не отнесенные к исключительному ведению России и совместному ведению РФ и её субъектов, относятся в соответствии с ч.4 ст. 76 Конституции РФ к предмету собственного правового регулирования субъектов РФ.

К области регулирования отношений по охране и использованию животного мира относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира; установление систем государственного учета животных и их использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира (ст.14 Федерального Закона “О животном мире” от 24 апреля 1995 г.); государственный мониторинг объектов животного мира (ст.15 Закона); нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания (ст.17 Закона); государственный контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка его осуществления (ст.16 Закона); решение других вопросов.

Для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира, в соответствии с законом “О животном мире”, проводится государственный учет животных и их использования, и ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им угодий, современного хозяйствования, путем использования животных и другие необходимые данные.

Государственный кадастр животного мира включает требования и данные государственного учета животных и их использования по количественным и качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных, с использованием животного мира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.

К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а так же находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными, объектом государственного кадастра животного мира, признаны так же необходимые для животных угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.

По экологическим и экономическим соображениям общество заинтересовано также в регулировании численности животного мира. Закон о животном мире предусматривает, что объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, а так же порядок регулирования определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания. Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающим сохранность среды их обитания с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.

Важнейшим организационно-правовым средством обеспечения рационального использования и охраны животного мира является государственный контроль. Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами, общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а так же гражданами обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования животным миром и иных правил, установленных законодательством об охране и использованию животного мира.

Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.

В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира производится и обществами рыболовов и охотников, общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемых при органах охотнадзора и рыбоохраны.

2. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА

Пользователями животного мира, в соответствии с законом могут быть государственные, общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.

Наиболее распространенными видами пользования животным миром являются охота и рыболовство .

Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности, заключающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а так же любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.

Правовое регулирование охоты осуществляется на основе как закона “О животном мире”, так и некоторых специальных нормативно-правовых актов, включая Положение об охоте и охотничьем хозяйстве, утвержденное постановлением Советом Министров РСФСР от 10 октября 1960 года (с последующими изменениями и дополнениями), Типовые правила охоты в РСФСР 1988 года и др.

Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а так же с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.

Рыболовство - промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в установленном порядке.

Наиболее общим специальным актом, регулирующим рыболовство, является Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года, с последующими изменениями и дополнениями.

Различается рыболовство промысловое , спортивное и любительское . Причем в законодательстве не установлены формальные критерии, разграничивающие спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их правовом регулировании.

Все водоемы, которые используются или могут использоваться для промысловой добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными. Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определяются Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ.

Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим и физическим лицам.

Любительский лов и спортивный лов рыбы осуществляется для личного потребления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования.

3. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА

Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительских целях, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

Так как, возможности сохранения объектов животного мира и среды их обитания во многом зависят от условий осуществления разнообразной хозяйственной деятельности человека, регулирование соответствующих отношений особо предусмотрено в гл.III Закона “О животном мире”. Здесь установлено общее правило, в соответствии с которым любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, что бы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Общие правила рассматриваемого закона развиты в постановлении Правительства РФ от 16 августа 1996 года, утвердившем “Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи”. Требования регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; столкновения с проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума, вибрации.

С учетом специфичности вредных воздействий достаточно полно в названном постановлении регламентированы требования по охране животного мира при осуществлении сельскохозяйственных, лесопромышленных и лесохозяйственных, промышленных и водохозяйственных производственных процессов, эксплуатации транспортных магистралей и объектов, трубопроводов, при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи.

Так, при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключающие возможность гибели животных.

При создании и эксплуатации ирригационных и мелиоративных сооружений в местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения, оснащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем специальными защитными устройствами.

В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая деятельность, несовместимая с целями заповедования.

Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если рассмотреть ситуацию с охраной животных в Краснодарском Крае, то можно отметить, что у нас имеется достаточно большое количество неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на животный мир. К ним можно отнести нарушения правил применения ядохимикатов и минеральных удобрений, загрязнение окружающей природной среды, вырубка лесов, в т.ч. и на территории заказников и национального парка, сплошная распашка степей, посадка монокультур, строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений, резкое изменение уровня воды в водоемах, выжигание растительных остатков на полях и зарослей тростника.

Эти, а также сложившиеся за последние годы социально-экономические условия (в т.ч. резко усиливающееся браконьерство) привели к снижению численности в крае основных видов охотничье-промысловых животных. За последние 10 лет численность кабана сократилась на 57%, оленя на 62%, косули на 65%. Актуальным стал вопрос о запрещении охоты на копытных на территории края.

Продолжает снижаться численность таких ценных пушных животных, как ондатра, енот-полоскун, куница. С отменой государственной монополии на пушнину уровень заготовок стремительно сократился, а фактическую добычу определить невозможно, т.к. этим видом деятельности стали заниматься значительное количество фирм и граждан. Необходимо срочно рассмотреть вопрос о лицензировании этого деятельности.

В последние годы значительно возросла нагрузка на охотничьи угодья. К началу 2001 года число охотников в крае составляло свыше 100 тыс. человек. Настораживает деятельность некоторых новых общественных охотничьих организаций, которые не имея охотничьих угодий выдают охотничьи билеты и собирают членские взносы. Никакой информации в государственные органы о своей деятельности они не представляют.

К сожалению местные природоохранные службы, при выявлении таких фактов, далеко не всегда могут принять действенные меры. В связи с этим необходимо усилить координацию всех государственных служб с привлечением основных охотопользователей и создать краевой совет по охотничьему хозяйству. Огромное значение для охотничьего хозяйства края имеют государственные охотничьи заказники. При площади заказников 4,2% от всех охотугодий края здесь сосредоточено около трети всех копытных животных.

Необходимо продолжать работы по увеличению площади заказников, соблюдению режимов их деятельности, улучшению финансирования. В связи с резким подорожанием кормов, горюче-смазочных материалов, транспорта практически прекращены работы по разведению и расселению охотничьих животных. Значительно сократились объемы биотехнических и охранных мероприятий. Ослаблена работа по борьбе с вредными хищниками, что в ближайшие годы может привести к увеличению гибели домашних животных. В настоящее время осуществляется охрана только охотничьих животных, в условиях устаревшей правовой базы.

По-прежнему не регламентируется, в большинстве случаев, добывание животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, большинства насекомых, непромысловых птиц, в т.ч. занесенных в Красную книгу России. Практически бесконтрольно развивается промышленная заготовка водных беспозвоночных, заготовка змеиного яда, сбор коллекций редких и исчезающих видов птиц, насекомых.

Эти проблемы заслуживают пристального изучения и должны попасть в поле зрения, начавшихся в комитете работ по лицензированию отдельных видов деятельности.

И в завершение, можно сказать, что возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в охране окружающей среды в рамках всего международного общества.

Утрата любого биологического вида дикой природы, наносит ущерб интересам общества, ведет к невосполнимым потерям генофонда, таит в себе опасность разрушения целых экосистем, ослабление защитных функций биосферы.


СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Об охране окружающей среды: ФЗ РФ от 20 декабря 2001 года. // Российская газета. 2002. 12 января.

4. О континентальном шельфе Российской Федерации: ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ с изменениями и дополнениями от 10 февраля 1999 г. // Российская газета. 1995. 7 декабря.

5. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: ФЗ РФ от 17 декабря 1998 г. N 191- ФЗ // СЗ РФ. 1998 г. № 51. ст. 6273.

6. "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 67 // Российская газета 1998. 31 января.

7. "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи" Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997 // СЗ РФ. 1996 г., N 37, ст. 4290.

8. "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" Постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N 1289 с изменениями и дополнениями от 23 ноября 1996г. и от 30 июля 1998 г. / Российская газета 1996. 15 февраля.

9. О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1342 // СЗ РФ. 1996 г., N 47, ст. 5335.

10. Ерофеев Б.В. Земельное право. М., 1998.

11. Экологическое право // Под ред. Петрова В.В. М., 1995

12. Земельное право России // Под ред. Петрова В.В. М., 1995

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О животном мире», животный мир - это охраняемый компонент природной среды, возобновляемый природный ресурс, представляющий собой совокупность всех диких животных, постоянно обитающих на территории Республики Беларусь или временно ее населяющих, в том числе диких животных в неволе.

В соответствии с приведенным определением в состав животного мира входят не все животные, а только дикие. Согласно ст. 1 Закона к ним относятся млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, насекомые и другие животные, обитающие на земле (на поверхности, в почве, в подземных пустотах), в поверхностных водах и атмосфере в условиях естественной свободы. А также дикие животные в неволе (отловленные из среды их обитания, их потомство, содержащиеся и (или) разведенные в условиях с ограничением их естественной свободы). Признаком, отграничивающим диких животных от домашних, служит тот факт, что дикие животные появляются и существуют в основном естественным путем без значительного контроля человека. При этом следует иметь в виду, что в ряде случаев воспроизводство диких животных в значительной мере поставлено под контроль человека (например, редких и исчезающих видов животных, ценных пород рыб, животных, являющихся объектами охоты).

Животные, входящие в состав животного мира, находятся в пространственных пределах государства. Прибывающие в ходе миграции через государственные границы дикие животные автоматически включаются в состав животного мира республики и становятся объектами права государственной собственности, с чем связаны значительные колебания численности животных, входящих в состав животного мира Республики Беларусь.

Еще одним признаком животного мира как объекта экологических правоотношений является нахождение организмов в живом состоянии. Дикие животные, умершие в силу естественных причин или умерщвленные человеком, автоматически (т.е. без оформления каких-либо документов) исключаются из состава животного мира независимо от иных правовых последствий, например от наступления ответственности за незаконную добычу животного.

Приведенная выше норма Закона Республики Беларусь «О животном мире» включает в состав животного мира диких животных, содержащихся в неволе. Следует отметить, что ранее законодательство содержало такой признак животного мира, как нахождение животных в состоянии естественной свободы. Аналогичная трактовка предлагается и в научной литературе, причем состояние естественной свободы рассматривается в качестве ключевого признака животного мира как объекта экологических правоотношений. Таким образом, понятие животного мира в новом Законе расширено. Однако необходимо отметить, что дикие животные, содержащиеся в неволе, могут быть объектами лишь отдельных экологических правоотношений, в частности по их охране, воспроизводству, вселению, созданию зоологических коллекций. При этом к ним неприменим ряд положений законодательства о животном мире, например об охране среды обитания, контроле в области охраны и рационального использования животного мира и др.

Согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь «О животном мире» объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы на территории Республики Беларусь, находятся в собственности государства. Дикие животные, их части и (или) дериваты, изъятые в установленном порядке из среды их обитания, а также содержащиеся и (или) разведенные в неволе юридическими лицами, гражданами, находятся в собственности указанных субъектов, если иное не установлено законодательными актами. В случаях, предусмотренных законодательными актами, могут устанавливаться ограничения и запреты на использование изъятых диких животных, их частей и (или) дериватов, находящихся в собственности юридических лиц, граждан, а также на использование диких животных, содержащихся и (или) разведенных в неволе.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О животном мире» пользование объектами животного мира представляет собой использование объектов животного мира, полезных свойств и (или) продуктов жизнедеятельности объектов животного мира при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Право пользования животным миром представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих условия и порядок использования объектов животного мира, их сохранения и воспроизводства, права и обязанности пользователей животного мира. Использование объектов животного мира должно осуществляться способами, не приводящими в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и тем самым сохраняющими его способность к воспроизводству и удовлетворению потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

В Республике Беларусь могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

промысловая охота;

любительское рыболовство;

промысловое рыболовство;

добыча и заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства;

пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности;

пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира;

пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды обитания (добыча или отлов диких животных) либо без такового. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь утверждаются лимиты на изъятие диких животных, т.е. установленные для субъектов, осуществляющих специальное пользование объектами животного мира, на некоторый определенный период предельно допустимые объемы изъятия диких животных.

В зависимости от оснований возникновения право пользования животным миром подразделяется на общее и специальное.

Согласно ст. 25 Закона Республики Беларусь «О животном мире» в порядке общего пользования граждане осуществляют охоту; любительское рыболовство. Добычу диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира. При этом многие из указанных в данной статье видов пользования животным миром, отнесенных к общему природопользованию, осуществляются в разрешительном порядке и за плату, что не соответствует традиционной трактовке признаков общего природопользования в юридической литературе. Например, граждане вправе охотиться при наличии ряда документов, перечисленных в ст. 27 Закона, и должны уплатить государственную пошлину за предоставление права на охоту.

Право специального пользования объектами животного мира осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за плату, если иное не установлено Законом Республики Беларусь «О животном мире» и иными законодательными актами, по следующим видам: промысловая охота; промысловое рыболовство; заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности; пользование полезными свойствами жизнедеятельности объектов животного мира; пользование продуктами жизнедеятельности объектов животного мира.

Основаниями возникновения специального пользования объектами животного мира выступают решения уполномоченных государственных органов, разрешения, договоры, специальные разрешения (лицензии), в частности:

промысловая охота осуществляется пользователем охотничьих угодий, которому в установленном порядке предоставлено право на ведение охотничьего хозяйства. Промысловую охоту могут осуществлять лица, работающие у пользователей охотничьих угодий по трудовому или гражданско-правовому договору и имеющие право на охоту. Право на охоту на территории Республики Беларусь с орудиями охоты имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, имеющие государственное удостоверение на право охоты и уплатившие государственную пошлину за предоставление права на охоту. Государственное удостоверение на право охоты выдается организацией Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь гражданину, сдавшему специальный охотничий экзамен, сроком на 10 лет. Иностранным гражданам право на охоту на территории Республики Беларусь предоставляется при наличии удостоверений на право охоты, выданных в стране постоянного места жительства;

промысловое рыболовство осуществляется арендаторами рыболовных угодий в соответствии с установленными квотами на вылов рыбы, при наличии права на ведение рыболовного хозяйства. Промысловое рыболовство осуществляют лица, работающие у арендаторов рыболовных угодий на основании трудового или гражданско-правового договора и имеющие промысловые билеты. Выдаваемые Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь сроком на один год каждому лицу, которое будет осуществлять промысловое рыболовство в арендованных рыболовных угодьях;

заготовка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, осуществляется на основании решения местного Совета депутатов, согласованного с соответствующей районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды, и лимитов на заготовку и (или) закупку таких животных;

* пользование дикими животными в научных, воспитательных и образовательных, а также рекреационных, эстетических и иных целях в процессе осуществления культурной деятельности с изъятием их из среды обитания осуществляется на основании разрешения. Выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. За исключением диких животных, включенных в перечень видов диких животных, пользование которыми в указанных целях осуществляется без разрешения. Изъятие диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, их кладок, яиц или икры из среды обитания может осуществляться юридическими лицами государственной формы собственности в научно-исследовательских. Культурно-просветительных и иных целях на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь при наличии заключения Национальной академии наук Беларуси.

Право на специальное пользование объектами животного мира предоставляется без выделения земельных участков и (или) водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.

Закон Республики Беларусь «О животном мире» предусматривает следующие виды деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира:

ведение охотничьего хозяйства;

ведение рыболовного хозяйства;

* закупка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

Право ведения охотничьего или рыболовного хозяйства возникает у юридического лица после заключения письменного договора аренды охотничьих или рыболовных угодий либо принятия Президентом Республики Беларусь решения об их передаче в безвозмездное пользование при наличии лицензии. Выдаваемой Министерством лесного хозяйства Республики Беларусь (на ведение охотничьего хозяйства) или Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (на ведение рыболовного хозяйства). Перечень юридических лиц, которым охотничьи и рыболовные угодья предоставляются в безвозмездное пользование, определяется Правилами ведения охотничьего хозяйства и охоты, Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. Договоры аренды охотничьих и рыболовных угодий заключаются на основании решения местного Совета депутатов по результатам проведенного конкурса или аукциона. Торги на право заключения договора аренды охотничьих или рыболовных угодий организует и проводит местный исполнительный и распорядительный орган. Договор аренды охотничьих угодий заключается на срок не менее 10 лет, рыболовных угодий - на срок, указанный в договоре аренды.

Закупка диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, может осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за плату на основании решений соответствующих местных Советов депутатов согласно правилам добычи, заготовки и (или) закупки диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О животном мире» пользователями объектов животного мира являются юридические лица, граждане, которым в установленном законодательством порядке предоставлено право пользования объектами животного мира и (или) осуществления деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира. Недостатком данного определения является то, что в нем не упоминаются граждане, осуществляющие права общего пользования объектами животного мира.

Пользователи объектов животного мира имеют право:

осуществлять пользование объектами животного мира и деятельность, связанную с пользованием объектами животного мира, в соответствии с законодательством и условиями предоставления;

получать полную, достоверную и своевременную информацию об объектах животного мира, передаваемых им в пользование;

доступа в угодья, в которых обитают предоставленные им в пользование объекты животного мира;

самостоятельно выбирать разрешенные законодательством способы пользования;

проводить вселение (включая расселение), интродукцию, реинтродукцию, акклиматизацию, скрещивание диких животных;

осуществлять отлов диких животных в целях содержания и (или) разведения в неволе, вселения, интродукции, реинтродукции. Акклиматизации, скрещивания; самостоятельно распоряжаться изъятыми дикими животными, их частями и (или) дериватами, если иное не предусмотрено законодательными актами, и др.

Пользователи объектов животного мира должны руководствоваться следующими правилами:

соблюдать требования законодательства;

выполнять условия, указанные в документах на право пользования объектами животного мира;

осуществлять пользование объектами животного мира в соответствии с целями, для которых они предоставлены;

обеспечивать охрану используемых ими объектов животного мира, проведение необходимых биотехнических мероприятий;

своевременно вносить платежи за пользование;

соблюдать установленные нормативы, лимиты, квоты и иные нормы изъятия диких животных;

поддерживать оптимальную численность диких животных и не допускать снижения их плотности ниже минимального уровня;

вести учет численности диких животных и объемов их использования;

применять способы пользования объектами животного мира и орудия изъятия диких животных, использование которых предотвращает причинение вреда объектам животного мира и (или) среде их обитания;

не допускать жестокого обращения с дикими животными;

выполнять предписания государственных органов (организаций), осуществляющих государственный контроль в рассматриваемой сфере, и их должностных лиц;

осуществлять производственный контроль в области охраны и использования животного мира и др.

Право специального пользования объектами животного мира и право на осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, прекращается по основаниям, возникающим из правомерных и неправомерных действий пользователей. К правомерным основаниям относятся:

истечение срока пользования;

прекращение действия документов на право пользования объектами животного мира;

отказ от права пользования;

ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, которым было предоставлено право пользования;

установление запретов на пользование объектами животного мира и (или) осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира.

Право специального пользования объектами животного мира и право на осуществление деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, прекращается также в результате совершения неправомерных действий, в частности:

пользования объектами животного мира не по целевому назначению;

неосуществления специального пользования объектами животного мира или деятельности, связанной с пользованием объектами животного мира, более одного года со дня получения документов на право пользования;

систематического (более двух раз в течение 12 месяцев) нарушения условий, указанных в документах на право пользования объектами животного мира;

невнесения предусмотренных законодательством платежей в установленные сроки;

уничтожения диких животных или снижения их плотности ниже минимального уровня плотности диких животных;

* жестокого обращения с дикими животными.

  • 17. Обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • 18. Гарантии и защита экологических прав граждан и их объединений.
  • 19. Понятие и общая характеристика права собственности на природные объекты и ресурсы.
  • 20. Формы и виды собственности на природные ресурсы.
  • 21.Объекты и субъекты права собственности на природные объекты и природные ресурсы.
  • 22.Право частной собственности на природные объекты.
  • 23.Право государственной собственности на природные объекты. Разграничение государственной собственности на природные объекты.
  • 24.Право муниципальной собственности на природные объекты.
  • 25.Правомочия собственника природных ресурсов и природных объектов. Правовые формы их реализации.
  • 27. Понятие, виды и содержание права природопользования
  • 1) По основаниям возникновения:
  • 2) В зависимости от объектов природопользования:
  • 3) В зависимости от сроков природопользования:
  • 5) В зависимости от способов возникновения отношений природопользования:
  • 28.Право общего природопользования(вызубрить)
  • 29.Право специального природопользования.
  • 30. Понятие и принципы права природопользования.
  • 31. Установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.
  • 32. Понятие, функции и методы управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 33. Виды управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • 34.Система органов государственного управления в области природопользования и
  • 3. Министерство экономического развития рф
  • 4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
  • 1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • 36.Понятие, содержание и порядок проведения оценки воздействия на окружаю-
  • 37.Понятие, виды и принципы экологической экспертизы
  • Виды экологической экспертизы
  • Принципы экологической экспертизы
  • 38.Государственная экологическая экспертиза.
  • 39.Общественная экологическая экспертиза.
  • 42. Нормирование в области охраны окружающей среды.
  • 43. Правовые основы технического регулирования. Технические регламенты: понятие, содержание, порядок разработки и утверждения.
  • 44. Правовые основы экологической стандартизации.
  • 45. Правовые основы экологической сертификации.
  • 46. Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения. Есть в фз об охране окр среды
  • 47 Государственный мониторинг окружающей среды.
  • 48 Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль).
  • 50. Плата за пользование природными ресурсами.
  • 51. Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • 52. Экологическое страхование.
  • 53 Понятие, общая характеристика и вида юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 54. .Понятие и состав экологического правонарушения
  • 55. Уголовная ответственность за экологические преступления
  • 56. Административная ответственность за экологические правонарушения
  • 57 Гражданско-правовая ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
  • 58. Понятие и виды экологического вреда. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
  • 59.Вред экономический и вред экологический.
  • 60. Земля как основа жизни и деятельности человека, незаменимый компонент природы и окружающей среды, недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав.
  • 62. Содержание охраны земель
  • 63.Недра как объект использования и охраны. Основные требования охраны недр.
  • 64. Право пользования недрами: понятие, виды, основания возникновения и прекращения
  • 65.Правовое регулирование разведки и добычи полезных ископаемых.
  • 66. Воды как объект использования и охраны. Объекты водных отношений. Водное законодательство.
  • 67. Управление в области использования и охраны водных объектов.
  • 68.Право водопользования и его виды.
  • 69. Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование
  • 70.Порядок предоставления водных объектов для специального (совместного) и обособленного водопользования.
  • 71.Правовая охрана вод.
  • Глава 6Водного кодекса рф устанавливает основные требования к охране водных объектов.
  • 72.Леса как объект использования и охраны. Объекты и субъекты лесных отношений.
  • 73.Управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
  • Глава 10 лк рф, устанавливает основные положения управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов:
  • 74. Классификация лесов и ее правовое значение.
  • 75. Право лесопользования и его виды.
  • 76. Правовое регулирование заготовки древесины.
  • 78. Животный мир как объект использования и охраны. Законодательство об охране и использовании животного мира. (фз о животном мире)
  • 81 Право пользования животным миром и его виды.
  • 82. Правовое регулирование охоты.
  • 83. Правовое регулирование рыболовства.
  • 1) Промышленного рыболовства;
  • 84.Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Законодательство об охране атмосферного воздуха от загрязнения.
  • 85.Правовые меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения.
  • 86.Понятие и состав природно-заповедного фонда.
  • 88.Правовой режим национальных и природных парков.
  • 78. Животный мир как объект использования и охраны. Законодательство об охране и использовании животного мира. (фз о животном мире)

    животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфаиисключительной экономической зоныРоссийской Федерации;Статья 3. Правовое регулирование охраны и использования животного мира и среды его обитания

    Законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях КонституцииРоссийской Федерации, федеральных законов об охране окружающей среды и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.

    Законодательство Российской Федерации об охране и использовании животного мира регулирует отношения в области охраны и использования объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Отношения в области охраны и использования сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также диких животных, содержащихся в неволе, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Отношения в области охраны и использования среды обитанияобъектов животного мира регулируются настоящим Федеральным законом, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    Отношения в области охраны и использования объектов животного мираконтинентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом в той мере, в какой это допускается федеральными законами и нормами международного права.

    Имущественные отношения в области охраны и использования животного мира регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Основные требования по охране и использованию животного мира направлены на:

    Сохранение видового многообразия животного мира,

    Охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных;

    Сохранение целостности естественных сообществ животных;

    Научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира;

    Регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству.

    ФЗ «О рыболовстве и сохранение водных биологических ресурсов», Особый режим охраны устанавливается в отношении объектов животного мира занесенных в Красную Книгу РФ.

    79. Управление в области охраны и использования объектов животного мира.

    Статья 11. Государственное управление в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания

    Государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

    Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания состоят из федеральных органовисполнительной власти, осуществляющих полномочия по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также из органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, их территориальных органов и государственных учреждений, находящихся в ведении этих органов и выполняющих задачи по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

    Специально уполномоченные государственные органы по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания.

    Статья 12. Основные принципы государственного управления в области охраны и устойчивого использования объектов животного мира

    Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются:

    обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира;

    поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;

    осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;

    недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира;

    привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;

    отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;

    платность пользования животным миром;

    приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания.

    80. Правовые меры охраны животного мира. Красная книга Российской Федерации

    правовая охрана животного мира(фаунистическое право) в широком смысле – это система правовых норм, регулирующих охрану и использование животного мира и среды его обитания, общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия человека и общества с таким компонентом окружающей среды, как живой мир; совокупность экологически значимых правовых действий и бездействия людей (правового экологически значимого поведения) в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания; система государственных органов, осуществляющих правотворческие, управленческие, контрольно-надзорные и иные функции, а также реализацию мер юридической ответственности за нарушение законодательства о животном мире; правовая идеология, правовые взгляды, чувства и эмоции как элементы правового сознания общества, отдельных социальных групп и граждан по отношению к животному миру.

    В узком смысле – это совокупность правовых норм и правовых отношений, возникающих в связи с охраной и использованием животного мира.

    Правовые меры по охране животного мира включают:

    – разработку, принятие и применение законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром;

    – установление лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования животного мира и среды обитания;

    – создание правовой базы для охраны отдельных категорий животных и среды их обитания, для регулирования охраны особых территорий;

    – установление системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания;

    – проведение правореализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания;

    – правовое воспитание и профилактику нарушений.

    Важным моментом в Федеральном законе является экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира. Оно предусматривает установление и регулирование экономических отношений в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между пользователями животным миром и пользователями другими видами природных ресурсов.

    Экономическое регулирование охраны и использования животного мира включает в себя: учет и экономическую оценку объектов животного мира; экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром; бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира; экономически обоснованную систему размеров штрафов и исков в возмещении вреда за нарушение законодательства РФ о животном мире; целенаправленное использование средств, полученных от конфискации орудий незаконного добывания объектов животного мира, транспортных средств и продукции.

    В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных особо охраняемых территорий. Здесь запрещено пользование животным миром и установлена более строгая ответственность.

    Для охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных учреждаются Красная книга РФ, Красные книги субъектов РФ.

    Виды правовых мер:

      Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.

    Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

      Установление ограничений и запретов на использование объектов животного мира. Осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа.

      Переселение и гибридизация объектов животного мира. Акклиматизация новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, а также мероприятия по гибридизации объектов животного мира допускаются только по разрешению специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания при наличии заключения компетентных научных организаций с учетом требований экологической безопасности.

      Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов животного мира, обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования к их содержанию.

      Регулирование численности объектов животного мира. В целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания осуществляются меры по регулированию численности отдельных объектов животного мира.

      Предотвращение заболеваний и гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, эксплуатации транспортных средств и линий связи и электропередачи. Юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению заболеваний и гибели объектов животного мира при проведении сельскохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации ирригационных и мелиоративных систем, транспортных средств, линий связи и электропередачи.

    Государственный орган ветеринарного надзора и государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют контроль за возникновением и распространением заболеваний объектов животного мира, регистрацию всех выявленных случаев заболеваний объектов животного мира и предпринимают необходимые меры по предотвращению возникновения и распространения заболеваний и их ликвидации. В случае возникновения заболеваний объектов животного мира, опасных для здоровья человека и домашних животных, государственные органы ветеринарного и санитарно-эпидемиологического надзора, а также специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания обязаны оповещать об этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население через средства массовой информации.

    Охрана животного мира и среды его обитания в особо охраняемых природных территориях

    На территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".

    Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира

    Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.

    Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

    Зоологические коллекции

    Зоологические коллекции (фондовые научные коллекции зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей объектов животного мира, живые коллекции зоопарков, зоосадов, цирков, питомников, аквариумов, океанариумов и других учреждений), представляющие научную, культурно-просветительную, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся коллекционные экспонаты независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.

    УНИВЕРСИТЕТ

    Юридический факультет

    кафедра экологического

    и земельного права

    Реферат на тему:

    «ЖИВОТНЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

    Выполнил: студент ЮФ – 51

    Верхотуров А.Ю.

    Проверила: Мягкова Анна Васильевна

    К р а с н о д а р 2002

    ВВЕДЕНИЕ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    Приложение

    ВВЕДЕНИЕ

    Животный мир является составной частью природной среды и выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно виляющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, научное значение.

    Объектом использования и охраны животного мира выступают лишь дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в состоянии естественной свободы на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно населяющие территорию страны. Не являются таковым объектом сельскохозяйственные и другие домашние животные, а также дикие животные содержащиеся в неволе или полуневоле для хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются существом, принадлежащим на праве собственности государству, общественным организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством, касающимся государственной и личной собственности.

    Особенностью животного мира является то, что данный объект возобновляем, но для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов, способствует их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.

    1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИВОТНОГО МИРА.

    В соответствии с Конституцией РФ вопросы владения, пользования и распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению РФ и субъектов Федерации. Вопросы, не отнесенные к исключительному ведению России и совместному ведению РФ и её субъектов, относятся в соответствии с ч.4 ст. 76 Конституции РФ к предмету собственного правового регулирования субъектов РФ.

    К области регулирования отношений по охране и использованию животного мира относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой области; разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира; установление систем государственного учета животных и их использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира (ст.14 Федерального Закона «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.); государственный мониторинг объектов животного мира (ст.15 Закона); нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания (ст.17 Закона); государственный контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка его осуществления (ст.16 Закона); решение других вопросов.

    Для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира, в соответствии с законом «О животном мире», проводится государственный учет животных и их использования, и ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности, характеристики необходимых им угодий, современного хозяйствования, путем использования животных и другие необходимые данные.

    Государственный кадастр животного мира включает требования и данные государственного учета животных и их использования по количественным и качественным показателям, а также сведения, необходимые для обеспечения охраны животного мира, планирования, размещения и специализации охотничьего и рыбного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, осуществления иных мероприятий, связанных, с использованием животного мира, оценки ресурсов и прогноза состояния животного мира, организации проведения мероприятий по регулированию численности отдельных видов диких животных.

    К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а так же находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков. Наряду с дикими животными, объектом государственного кадастра животного мира, признаны так же необходимые для животных угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.

    По экологическим и экономическим соображениям общество заинтересовано также в регулировании численности животного мира. Закон о животном мире предусматривает, что объекты животного мира, численность которых подлежит регулированию, а так же порядок регулирования определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания. Регулирование численности отдельных объектов животного мира должно осуществляться способами, исключающими причинение вреда другим объектам животного мира и обеспечивающим сохранность среды их обитания с учетом заключений научных организаций, решающих проблемы в данной области, и по согласованию со специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими охрану земельных, водных и лесных ресурсов.

    Важнейшим организационно-правовым средством обеспечения рационального использования и охраны животного мира является государственный контроль. Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами, общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а так же гражданами обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного порядка пользования животным миром и иных правил, установленных законодательством об охране и использованию животного мира.

    Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.

    В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира производится и обществами рыболовов и охотников, общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемых при органах охотнадзора и рыбоохраны.

    2. ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА

    Пользователями животного мира, в соответствии с законом могут быть государственные, общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просветительских, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных – почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.

    Наиболее распространенными видами пользования животным миром являются охота и рыболовство.

    Охота определяется как разрешенный законом вид деятельности, заключающийся в преследовании с целью добычи и в добыче (отстрел, отлов) диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, имеющим право на охоту. Охота включает промысловое добывание диких зверей и птиц, а так же любительскую и спортивную охоту. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией приравнивается к охоте.

    Правовое регулирование охоты осуществляется на основе как закона «О животном мире», так и некоторых специальных нормативно-правовых актов, включая Положение об охоте и охотничьем хозяйстве, утвержденное постановлением Советом Министров РСФСР от 10 октября 1960 года (с последующими изменениями и дополнениями), Типовые правила охоты в РСФСР 1988 года и др.

    Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а так же с охотничьими собаками и ловчими птицами пользуются все граждане РФ, достигшие 18 лет, являющиеся членами обществ охотников, сдавшие испытания по охотничьему минимуму и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.

    Рыболовство – промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных – осуществляется в установленном порядке.

    Наиболее общим специальным актом, регулирующим рыболовство, является Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 года, с последующими изменениями и дополнениями.

    Различается рыболовство промысловое, спортивное и любительское. Причем в законодательстве не установлены формальные критерии, разграничивающие спортивное и любительское рыболовство. Отсутствуют в нем и различия в их правовом регулировании.

    Все водоемы, которые используются или могут использоваться для промысловой добычи рыбы либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными. Перечень водных объектов, предназначенных для сохранения воспроизводства и добычи рыбных ресурсов, определяются Правительством РФ и исполнительными органами субъектов РФ.

    Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам и лицензиям юридическим и физическим лицам.

    Любительский лов и спортивный лов рыбы осуществляется для личного потребления бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования.

    Правовое регулирование использования и охраны объектов животного мира осуществляется посредством установления видов и способов пользования животным миром, установления ограничений и запретов на использование объектов животного мира, охраны среды обитания объектов животного мира. В частности, сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительских целях, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.

    Так как, возможности сохранения объектов животного мира и среды их обитания во многом зависят от условий осуществления разнообразной хозяйственной деятельности человека, регулирование соответствующих отношений особо предусмотрено в гл.III Закона «О животном мире». Здесь установлено общее правило, в соответствии с которым любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха, путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, что бы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

    Общие правила рассматриваемого закона развиты в постановлении Правительства РФ от 16 августа 1996 года, утвердившем «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Требования регламентируют производственную деятельность в целях предотвращения гибели объектов животного мира, обитающих в условиях естественной свободы, в результате изменения среды обитания и нарушения путей миграции; попадания в водозаборные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины; столкновения с проводами и электрошока, воздействия электромагнитных полей, шума, вибрации.

    С учетом специфичности вредных воздействий достаточно полно в названном постановлении регламентированы требования по охране животного мира при осуществлении сельскохозяйственных, лесопромышленных и лесохозяйственных, промышленных и водохозяйственных производственных процессов, эксплуатации транспортных магистралей и объектов, трубопроводов, при проектировании, строительстве и эксплуатации линий связи и электропередачи.

    Так, при осуществлении сельскохозяйственных производственных процессов не допускается применение технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания. При производстве полевых сельскохозяйственных работ необходимо использовать технологию, специально оборудованную сельскохозяйственную технику, порядок работ, исключающие возможность гибели животных.

    При создании и эксплуатации ирригационных и мелиоративных сооружений в местах естественного обитания, на путях миграции и в местах сезонной концентрации объектов животного мира необходимо обеспечивать условия для свободного и безопасного их передвижения через указанные сооружения, оснащать водозаборные сооружения и каналы гидромелиоративных систем специальными защитными устройствами.

    В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая деятельность, несовместимая с целями заповедования.

    Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Если рассмотреть ситуацию с охраной животных в Краснодарском Крае, то можно отметить, что у нас имеется достаточно большое количество неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на животный мир. К ним можно отнести нарушения правил применения ядохимикатов и минеральных удобрений, загрязнение окружающей природной среды, вырубка лесов, в т.ч. и на территории заказников и национального парка, сплошная распашка степей, посадка монокультур, строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений, резкое изменение уровня воды в водоемах, выжигание растительных остатков на полях и зарослей тростника.

    Эти, а также сложившиеся за последние годы социально-экономические условия (в т.ч. резко усиливающееся браконьерство) привели к снижению численности в крае основных видов охотничье-промысловых животных. За последние 10 лет численность кабана сократилась на 57%, оленя на 62%, косули на 65%. Актуальным стал вопрос о запрещении охоты на копытных на территории края.

    Продолжает снижаться численность таких ценных пушных животных, как ондатра, енот-полоскун, куница. С отменой государственной монополии на пушнину уровень заготовок стремительно сократился, а фактическую добычу определить невозможно, т.к. этим видом деятельности стали заниматься значительное количество фирм и граждан. Необходимо срочно рассмотреть вопрос о лицензировании этого деятельности.

    В последние годы значительно возросла нагрузка на охотничьи угодья. К началу 2001 года число охотников в крае составляло свыше 100 тыс. человек. Настораживает деятельность некоторых новых общественных охотничьих организаций, которые не имея охотничьих угодий выдают охотничьи билеты и собирают членские взносы. Никакой информации в государственные органы о своей деятельности они не представляют.

    К сожалению местные природоохранные службы, при выявлении таких фактов, далеко не всегда могут принять действенные меры. В связи с этим необходимо усилить координацию всех государственных служб с привлечением основных охотопользователей и создать краевой совет по охотничьему хозяйству. Огромное значение для охотничьего хозяйства края имеют государственные охотничьи заказники. При площади заказников 4,2% от всех охотугодий края здесь сосредоточено около трети всех копытных животных.

    Необходимо продолжать работы по увеличению площади заказников, соблюдению режимов их деятельности, улучшению финансирования. В связи с резким подорожанием кормов, горюче-смазочных материалов, транспорта практически прекращены работы по разведению и расселению охотничьих животных. Значительно сократились объемы биотехнических и охранных мероприятий. Ослаблена работа по борьбе с вредными хищниками, что в ближайшие годы может привести к увеличению гибели домашних животных. В настоящее время осуществляется охрана только охотничьих животных, в условиях устаревшей правовой базы.

    По-прежнему не регламентируется, в большинстве случаев, добывание животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, большинства насекомых, непромысловых птиц, в т.ч. занесенных в Красную книгу России. Практически бесконтрольно развивается промышленная заготовка водных беспозвоночных, заготовка змеиного яда, сбор коллекций редких и исчезающих видов птиц, насекомых.

    Эти проблемы заслуживают пристального изучения и должны попасть в поле зрения, начавшихся в комитете работ по лицензированию отдельных видов деятельности.

    И в завершение, можно сказать, что возрастание угрозы экологической катастрофы в глобальном масштабе вызывает осознание настоятельной необходимости рационализации экологопользования и координации усилий в охране окружающей среды в рамках всего международного общества.

    Утрата любого биологического вида дикой природы, наносит ущерб интересам общества, ведет к невосполнимым потерям генофонда, таит в себе опасность разрушения целых экосистем, ослабление защитных функций биосферы.

    СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    8. с изменениями и дополнениями от 23 ноября 1996г. и от 30 июля 1998 г. / Российская газета 1996. 15 февраля.

    9. "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1342 // СЗ РФ. 1996 г., N 47, ст. 5335.

    10. Ерофеев Б.В. Земельное право. М., 1998.

    12. Земельное право России // Под ред. Петрова В.В. М., 1995

    КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет кафедра экологического и земельного права Реферат на тему: «ЖИВОТНЫЙ МИР КАК ОБЪЕКТ

    Животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

    Животный мир выступает неотъемлемым звеном в цепи экологических систем, активно влияющих на функционирование естественных сообществ, на структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства и качество окружающей среды в целом.

    Объектами использования и охраны животного мира выступают животный мир в целом, охотничьи животные, животные, занесенные в Красную книгу РФ или в Международную Красную книгу (СИТЕС/СИТЕК), Красные книги субъектов РФ либо подпадающие под действие специально заключенных соглашений, используемые человеком как опылители растений, изымаемые из окружающей среды и не изымаемые из нее, среда обитания и места обитания животных, звери, птицы, насекомые, рыбы, морские млекопитающие, населяющие леса и степи, континентальный шельф, находящиеся на территории страны постоянно или мигрирующие виды и др. Помимо диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, временно или постоянно населяющих территорию РФ, российское законодательство охраняет животных, содержащихся в неволе или в полувольных условиях, устанавливает правила содержания биологических, в том числе зоологических, коллекций.

    Особенностью животного мира является то, что данный объект возобновляем , но для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных, таких как поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов.

    Охрана животного мира – неотъемлемая часть сохранения биологического разнообразия. В настоящее время обоснована необходимость охраны не отдельных объектов, а комплексной, целостной защиты экосистем, включающих и самих животных, и места их обитания, и другие объекты.

    Биоразнообразие – это вариабельность живых организмов из всех источников, включая наземные, морские и иные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются, в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.

    Экосистема – это динамичный комплекс сообществ растений, животных и микроорганизмов, а также окружающей их неживой среды, взаимодействующих как единое функциональное целое.

    Место обитания – тип местности или место естественного обитания того или иного организма или популяции.

    Организационно-управленческие меры охраны животного мира:

    – государственный учет объектов животного мира; государственный кадастр объектов животного мира;

    – государственный мониторинг объектов животного мира;

    – создание специально уполномоченных государственных органов по охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания;

    – координация деятельности международных и национальных органов и организаций, внутриорганизационной деятельности различных ветвей власти разного уровня по планированию и реализации мероприятий, направленных на сохранение животного мира, среды их обитания и др.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Бухучет инфо Где находится акт сверки в 1с
    Где в 1 с 8.3 учетная политика. Учетная политика организаций в зависимости от системы налогообложения. Внесение дополнений и изменений в учетную политику
    Как закрыть счет 90.09 вручную. Закрытие месяца: проводки и примеры. Прибыль отражается проводкой