Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Противодействие коррупции в сфере образования. Антикоррупция в образовании моау до цртдю лабиринт Правовая основа антикоррупции в образовательной организации

Уважаемые студенты, сотрудники филиала, и все интересующиеся лица!

Предлагаем Вам ознакомиться со статьей, раскрывающей основные моменты противодействия коррупции в сфере образования.

Понятие «коррупция» раскрывается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которым «коррупция» - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение перечисленных в п. «а» деяний от имени или в интересах юридического лица.

Кроме того, в указанном Федеральном законе определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основными принципами противодействия коррупции являются:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Правовую основу противодействия коррупции составляют:

1) федеральные нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов;

2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации: в частности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г.);

3) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) муниципальные правовые акты.

Среди основных нормативных правовых актов федерального уровня следует назвать:

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг. и др.

Говоря о механизмах противодействия коррупции, заложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», следует отметить положения, конкретизирующие требования информационной открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций, более детально урегулированный правовой статус образовательных организаций, а также правовой статус педагогических работников, самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Родителям предоставлены возможности более активно участвовать в организации учебного процесса (что делает его более открытым и, соответственно, снижает коррупционные риски): выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения; высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (формы учета высказанного мнения при этом Федеральным законом не оговариваются). Закреплен базовый принцип, согласно которому родители (законные представители) обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают им помощь; при этом установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут установленную в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и иных федеральных законах ответственность. Следует отметить, что на данный момент специальной ответственности родителей в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено; будут действовать общие нормы, в частности нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.25, устанавливающая ответственность за неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), а также нормы Семейного кодекса (ст. 76), предусматривающие ответственность родителей за уклонение от выполнения обязанностей в виде лишения родительских прав.

2. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений

Как указано в ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции», граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) уголовная ответственность (установлена Уголовным кодексом Российской Федерации): мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159), присвоение или растрата (ч. 3 ст. 160), злоупотребление полномочиями (ст. 201), получение взятки (ст. 290), злоупотребление полномочиями (ст. 285), нецелевое использование и хищение бюджетных средств (ст. 285.1), совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях (ст. 288), превышение должностных полномочий (ст. 286) и др.

2) административная ответственность (установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях): мелкое хищение (ст. 7.27), нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14), незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст. 19.29), нарушение права на образование и и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций (ст. 5.57), нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (ст. 19.30) и др.

3) гражданско-правовая ответственность: так, устанавливается запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (ст. 575 Гражданского кодекса РФ); в сделка может быть признана недействительной, если будет установлено, что она заключена вследствие коррупционного правонарушения, в этом случае будут применяться нормы ст. 168-170 Гражданского кодекса Российской Федерации (о недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности; не соответствующих закону или иным нормативным правовым актам; недействительности мнимых и притворных сделок).

4) дисциплинарная ответственность.

3. Ответственность за «Получение взятки»

В п. 1 ст. 290 УК РФ “Получение взятки” говорится о получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Максимальное наказание за совершение деяния, предусмотренного п. 1 ст. 290 УК РФ, - лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Если же взятка получена должностным лицом за незаконные действия (бездействие), то наказание может быть назначено от 3 до 7 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. В случае получения взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления его ожидает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. Наличие отягчающих обстоятельств, например получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; неоднократно; с вымогательством взятки; в крупном размере, превышающем 500 установленных законодательно минимальных размеров оплаты труда, влечет лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с возможной конфискацией имущества.

4. Ответственность за «дачу взятки»

Существует два обстоятельство квалифицирующих данное преступление:
1) Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) и неоднократно. Неоднократность будет усматриваться, если взяткодатель передает несколько раз взятку одному и тому же лицу, либо передает взятку нескольким должностным лица за совершение ими разных действий в свою пользу.
2) Дача взятки лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие). Это обстоятельство связано с повышенной ответственностью должностного лица, получившего взятку, за совершение преступных действий. В этом случае взяткодатель будет нести ответственность не только за дачу взятки, но и за подстрекательство должностного лица к совершению преступления. Так же необходимо доказать, что при передаче взятки должностному лицу, взяткодатель осознавал не только, что он дает взятку, но и что он дает взятку должностному лицу за совершение им незаконных действий.

Ст. 291 УК РФ предусматривает следующие виды уголовной ответственности за данное преступление:
Ч.1 ст.291 УК РФ - штраф в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.
Ч.2 ст.291 УК РФ - штраф в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.
Ч.3 ст.291 УК РФ - штраф в размере от тридцатикратной шестидесятикратной суммы взятки, либо лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.
Ч.4 ст.291 УК РФ - штраф в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.
Ч.5 ст.291 УК РФ - штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки, либо лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

Посредничество во взяточничестве регулируется ст. 291.1 УК РФ, за которое предусмотрены иные виды ответственности.

Руководитель филиала №1 О.Ю. Окорокова

Содержание:

2. Понятия и определения, используемые в сфере противодействия коррупции.

3. Основания для реализации антикоррупционной политики в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой.

11. в Антикоррупционную политику.

Пояснительная записка.

Данный локальный нормативный акт составлен на основании Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

На сегодняшний день принятие антикоррупционных мер, необходимая практика во всех сферах жизни общества и образовательная сфера не является исключением., школа, как основа дальнейшей жизни каждого члена общества первостепенно не должна допускать коррупции в своих стенах, обязана противостоять и искоренять малейшее проявление данного остросоциального явления.

1. Цели и задачи антикоррупционной политики в образовательном учреждении.

1.1. Ведущие цели: недопущение предпосылок, исключение возможности фактов коррупции в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой. Обеспечение защиты прав и законных интересов граждан от негативных процессов и явлений, связанных с коррупцией, укрепление доверия граждан к деятельности администрации школы.

1.2. Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:

предупреждение коррупционных правонарушений; оптимизация и конкретизация полномочий должностных лиц; формирование антикоррупционного сознания участников образовательного процесса; обеспечение неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений; повышение эффективности управления, качества и доступности предоставляемых школой образовательных услуг; содействие реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности школы.

2. Понятия и определения, используемые в сфере

противодействия коррупции

Коррупция - злоупотребление должностным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Личная заинтересованность - возможность получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для работника, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми работник связан финансовыми или иными обязательствами.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Виды коррупционных правонарушений.

Дисциплинарные коррупционные проступки - проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Административные коррупционные правонарушения - обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

Коррупционные преступления - виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции.

Преступления. связанные с коррупционными преступлениями - любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

К основным коррупционным преступлениям, могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний: злоупотребление должностными и иными полномочиями, получение и дача взятки, служебный подлог.

В широком значении понятия коррупционных преступлений, к числу уголовно наказуемых деяний данного характера, можно отнести: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, незаконное участие в предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, провокация взятки либо коммерческого подкупа.

3. Основания для реализации антикоррупционной политики в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Понмарёвой.

1. Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

2. Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

3. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

4. Закон Ульяновской области от 20.07.2012 N 89-ЗО (ред. от 05.05.2014)
"О противодействии коррупции в Ульяновской области"(принят ЗС Ульяновской области 12.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)

4. Основные принципы противодействия коррупции.

Противодействие коррупции в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой осуществляется на основе следующих основных принципов:

1. Приоритета профилактических мер, направленных на недопущение формирования причин и условий, порождающих коррупцию.

2. Обеспечения четкой правовой регламентации деятельности, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней.

3. Приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

4. Взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

5. Должностные лица организации, ответственные за реализацию антикоррупционной политики.

1. Директор школы.

2. Председатель профсоюзного комитета МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой Сизова С.Б.

3. Учитель истории, обществознания Петаева Н.В.

6. Основные меры предупреждения коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:

1. Разработка и реализация антикоррупционных мероприятий.

2. Антикоррупционные образование и пропаганда.

3. Сотрудничество с правоохранительными органами по профилактике правонарушений.

7. План антикоррупционных мероприятий в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой.

п/п

Мероприятия

Ответственные

Размещение на общедоступных местах в школе и на школьном сайте:

Устава школы с целью ознакомления родителей с информацией о бесплатном образовании;

Адресов и телефонов органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий: фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции по внесению денежных средств.

Администрация

школы

Участие в районных, областных, региональных, общероссийских конкурсах по антикоррупции.

Заместитель директора по ВР

Организация освещения работы по антикоррупционной деятельности на сайте школы.

Проведения правовой недели в школе с включением вопросов по противодействию коррупции.

Заместитель директора по ВР

Приобретение информационных и обучающих мультимедийных средств по антикоррупционному воспитанию.

Библиотекарь

школы

Проведение классных часов на антикоррупционную тему с обучающимися 7-11 классов.

Классные

руководители

Анкетирование учащихся 7-11 классов по теме «Формирование антикоррупционного мировоззрения у школьников».

Заместитель директора по ВР

Рассмотрение вопросов по предупреждению коррупции на родительских собраниях.

Администрация школы

Встреча с представителями правоохранительных органов.

Администрация

школы

10.

Организация проектной деятельности учащихся, посвященной теме борьбы с коррупцией.

Классные

руководители

11.

Конкурс среди учащихся на лучший плакат антикоррупционной направленности.

Классные

руководители

12.

Конкурс ученических творческих работ по исследованию аспектов коррупции.

Учителя

русского языка

План мероприятий по реализации стратегии антикоррупционной политики является комплексной мерой, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой, входит в состав комплексной программы профилактики правонарушений.

8. Внедрение антикоррупционных механизмов.

1. Проведение совещания с работниками школы по вопросам антикоррупционной политики в образовании.

2. Усиление воспитательной и разъяснительной работы среди административного и преподавательского состава МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой по недопущению фактов вымогательства и получения денежных средств при сдаче экзаменов.

3. Усиление контроля за ведением документов строгой отчетности в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой.

4. Выявление нарушений инструкций и указаний по ведению классных журналов, книг учета и бланков выдачи аттестатов соответствующего уровня образования;

5. Принятие дисциплинарных взысканий к лицам, допустившим нарушения.

9. Обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции.

1. Воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционный правонарушений в интересах или от имени организации.

2. Воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или принять участие в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.

3. Незамедлительно информировать непосредственно руководителя, лиц ответственных за реализацию антикоррупционной политики, руководство вышестоящих организаций.

4. Сообщать непосредственному начальнику, ответственным лицам о возможности возникновения либо возникновении у работника конфликта интересов.

10. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики.

10.1. В Учреждении требуется соблюдения работниками Антикоррупционной политики, при соблюдении процедур информирования работников о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения. Каждый работник, при заключении трудового договора должен быть ознакомлен под роспись с Антикоррупционной политикой Учреждения и локальными нормативными актами, касающимися предупреждения и противодействия коррупции, изданными в Учреждении.

10.1. Работники Учреждения, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики, а также за действие (бездействие) подчиненных им лиц, нарушающих эти принципы и требования.

10.3. К мерам ответственности за коррупционные проявления в Учреждении относятся: меры уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством Российской Федерации.

11. Порядок пересмотра и внесения изменений

в Антикоррупционную политику

При изменении законодательства Российской Федерации, либо выявлении недостаточно эффективных положений Антикоррупционной политикой Учреждения она может быть пересмотрена и в неё могут быть внесены изменения и дополнения.

Работа по актуализации Антикоррупционной политикой Учреждения осуществляется по поручению директора КОГКУ «УГИИ» ответственным должностным лицом за организации профилактики и противодействия коррупции в Учреждении и (или) назначенными директором должностными лицами.

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ

ПОЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ

ПРИКАЗ

ПРИКАЗ
№ 197 от 01 сентября 2017 г.

Антикоррупционная политика школы

ПРИКАЗ №199 от 01.09. 2017 г.

ПРИКАЗ
с коррупционными рисками»

ПЛАН

Уважаемые

В нашем учреждении работает


Журнал «Корпоративный юрист»: http://www.korpurist.ru/

№12, декабрь

Закон обязывает российские компании разрабатывать и принимать антикоррупционные процедуры. Зачем они нужны и могут ли спасти компанию от ответственности за коррупционные нарушения?

С 1 января 2013 г. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) дополнен ст. 13.3, обязывающей компании, осуществляющие деятельность на территории РФ, разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. При этом, в Законе № 273-ФЗ предусмотрен список рекомендуемых к применению мер, которые могут включать:

    разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

    принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

    предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

Изменения, внесенные в Закон № 273-ФЗ, развивают национальное антикоррупционное законодательство и соответствуют общемировым тенденциям в этой сфере, в частности Закону Великобритании о взяточничестве 2010 г. (UK Bribery Act 2010; далее - UKBA), который на сегодняшний день является одним из самых прогрессивных и эффективных инструментов противостояния взяточничеству в мире.

Закон № 273-ФЗ, как и UKBA, обязывает компании предотвращать коррупционное поведение лиц, действующих от их имени или в их интересах, и применять антикоррупционные процедуры. При этом, ответственность компаний за отсутствие таких процедур пока не предусмотрена. Зачем же российскому законодателю понадобилось вводить такую обязанность?

Без вины виноватая

Прежде всего - для минимизации риска привлечения компании к ответственности, предусмотренной UKBA, и соответствия требованиям ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ. С привлечением к ответственности, установленной UKBA, все предельно ясно (за небольшим исключением). А вот российское законодательство в данной сфере не так просто и однозначно.

Так, компании могут быть привлечены к административной ответственности за коррупционные правонарушения на основании ст.19.28 КоАП РФ. При этом компания привлекается к административной ответственности вне зависимости от привлечения к уголовной или иной ответственности за коррупционные действия физического лица, совершившего их от имени компании и (или) в ее интересах (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, п. 2 ст.

Противодействие коррупции в сфере образования

14 Закона № 273-ФЗ).

На практике компании привлекаются к административной ответственности за коррупционные правонарушения связанных с ними лиц одновременно с последними или после их привлечения к уголовной ответственности за коррупционные деяния. При этом суды не исследуют вопрос виновности компании - им достаточно установить факт того, что лицо-нарушитель действовало от ее имени или в ее интересах.

ПРИМЕР

В Архангельской области компания была привлечена к ответственности и подвергнута штрафу в 1 млн руб. за действия представляющего ее интересы юриста, который предложил взятку в сумме 30 тыс. руб. должностному лицу ФМС России.

ПРИМЕР

В Москве компания была оштрафована на 1 млн руб. за действия родственника ее генерального директора, который по собственной инициативе пытался прекратить проведение проверки в отношении торгового павильона компании, предложив взятку должностному лицу.

Имеются и другие примеры практически «автоматического» привлечения компаний к ответственности без установления факта
их вины.

К сожалению, действующее российское законодательство не позволяет учитывать соблюдение юридическим лицом требований ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ в части разработки и внедрения антикоррупционных мер при рассмотрении вопроса о его привлечении к ответственности. Ни КоАП РФ, ни Закон № 273-ФЗ не устанавливают зависимости между выполнением компанией обязанности по предупреждению коррупции и ее освобождением от административной ответственности за совершение физическим лицом коррупционных правонарушений от имени или в интересах компании. В частности, исполнение компанией требований Закона № 273-ФЗ не является основанием для ее освобождения от административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ.

Из сказанного можно сделать два основных вывода:

  • компания привлекается к ответственности без вины, что противоречит основному принципу правосудия - «нет ответственности без вины»;
  • отсутствие взаимосвязи между внедрением антикоррупционных мер и освобождением от ответственности не стимулирует компании к их разработке и принятию, а следовательно, не способствует соблюдению требований ст. 13.3 Закона № 273-ФЗ.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых преду смотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, при решении вопроса о привлечении компании к ответственности в ситуации, когда речь идет о правонарушении,
предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ, необходимо устанавливать, что было сделано ею для предотвращения коррупционного поведения связанных с ней лиц. Очевидно, что компания должна освобождаться от административной ответственности за коррупционные действия связанных с ней лиц в случае, если представит доказательства того, что ею приняты все зависящие от нее
меры по предотвращению таких действий, в частности выполнены требования Закона № 273-ФЗ и введены антикоррупционные
процедуры.

Полагаем, что законодателю следует внести изменения в ст. 19.28 КоАП РФ, предусмотрев возможность освобождения от административной ответственности компании, доказавшей факт принятия всех зависящих от нее мер по предотвращению коррупционных действий в соответствии с Законом № 273-ФЗ. Подобные новеллы позволят создать эффективный правовой механизм для предотвращения коррупционных деяний и снижения количества коррупционных правонарушений и преступлений, т. к. будут мотивировать организации на предотвращение коррупционного поведения связанных с ними физических лиц.

Полезные меры

Безусловно, ни одна компания не может обеспечить полный контроль за действиями своих сотрудников и, тем более, других связанных с компанией лиц. Учитывая приведенные выше особенности привлечения юридических лиц к ответственности за коррупционные действия, большинство из них сталкиваются с необходимостью ответить на вопрос: стоит ли тратить временные и материальные ресурсы на введение процедур, которые не гарантируют освобождение компании от ответственности? Мы убеждены, что это необходимо.

1. Мероприятия по профилактике коррупционного поведения связанных с компанией лиц значительно снижают риск совершения коррупционных деяний, а следовательно, и риск ее привлечения к ответственности.

2. Компании, внедряющей в практику антикоррупционные процедуры, проще расширить географию своего бизнес-присутствия за счет установления новых деловых связей. Большинство западных фирм весьма серьезно относятся к проблеме профилактики коррупционных деяний и предпочитают сотрудничество с контрагентами, имеющими антикоррупционные процедуры и заявляющими о своей непримиримости по отношению к взяточничеству.

3. Наличие и применение в компании антикоррупционных процедур положительно влияет на формирование ее деловой репутации и на бизнес-среду в целом.

Локальные акты по антикоррупционной деятельности

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИССИИ по противодействию коррупции в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №601 Приморского района Санкт — Петербурга, подведомственной исполнительному органу государственой власти Санкт-Петербурга".

ПОЛОЖЕНИЕ о работе с обращениями граждан

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке привлечения и расходования внебюджетных средств государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы No 601 Приморского района Санкт-Петербурга.

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке привлечения, расходования и учета добровольных пожертвований в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе No 601 Приморского района Санкт-Петербурга.

ПРИКАЗ №196 от 01.09.2017 "О пролонгации локальных актов по антикоррупции ГБОУшколы №601"

ПРИКАЗ
№ 197 от 01 сентября 2017 г.
«Об организации работы по противодействию коррупции в 2017/2018 учебном году»

Антикоррупционная политика образовательной организации: от разработки до реализации

«О запрете незаконного сбора средств с родителей (законных представителей) обучающихся ГБОУ школы №601

ПРИКАЗ №199 от 01.09. 2017 г.
«Об определении должностного лица,
ответственного за профилактику
коррупционных и иных правонарушений»

ПРИКАЗ №198 от 01 сентября 2017г. от «Об утверждении Перечня коррупционно опасных
функций и должностей, замещение которых связано
с коррупционными рисками»

ПЛАН работы по противодействию коррупции на 2017/18 у.г.

Уважаемые
родители и сотрудники школы!!!

В нашем учреждении работает Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Комиссия работает на основании Закона РФ №273-ФЗ «Об образовании» и Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Убедительная просьба, в целях защиты прав и интересов участников образовательных отношений и скорейшего урегулирования разногласий между ними, своевременно информировать комиссию обо всех тревожащих Вас отношениях и ситуациях.

Администрация ГБОУ школа № 601

Сведения об образовательной организации

12.07.2018гРежим работы 13.07.2018г.

13.07.2018г. в связи с обновлением программы 1С "Учет в ТСЖ" прием граждан бухгалтерией осуществлятся не будет.
Касса будет работать до 12.00час.

02.07.2018гПлюс один к коммуналке

В Иркутской области появятся два региональных оператора. Весь регион поделили на две зоны, условно назвав их «Югом» и «Севером». В первую зону включено 25 территорий: Иркутск, Ангарск, Тулун, Саянск, Свирск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Зима, Бодайбо, а также Бодайбинский, Тулунский, Балаганский, Жигаловский, Заларинский, Зиминский, Иркутский, Качугский, Куйтунский, Ольхонский, Слюдянский, Усольский, Усть-Удинский, Черемховский, Шелеховский районы, территории муниципалитетов Усть-Ордынского Бурятского округа. В зону «Север» вошли города Братск и Усть-Илимск, а также территории Братского, Катангского, Киренского, Нижнеилимского, Нижнеудинского, Тайшетского, Усть-Илимского.Чунского и Усть-Кутского районов.,
Появление регионального оператора изменит и схему оплаты услуги.

Как пояснил генеральный директор СРО Межрегиональная ассоциация управляющих многоквартирными домами Иркутской области и Республики Бурятия «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек, услуга по вывозу мусора, которая ранее входила в перечень жилищных услуг, становится коммунальной. Это значит, что за неё отвечают не жилищники – управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, а специализированные компании. Новшество отразилось в наименовании услуги – в официальных документах больше не фигурирует аббревиатура ТБО, её заменили на ТКО.
«Меняется механизм оплаты вывоза мусора: раньше плата начислялась на квадратные метры жилплощади, формально собственники сами принимали участие в процессе. Теперь норматив и тариф утверждают органы региональной власти (министерство жилищной политики, энергетики и транспорта, Служба по тарифам), а плата будет взиматься с количества проживающих – как для коммунальной услуги», – рассказал Михаил Дамешек.

пишет издательская группа Восточно-Сибирская правда

02.07.2018гОтключение электроэнергии

Администрация Нижнеудинского МО доводит до сведения население, что

В связи с необходимостью проведения ремонтных работ персоналом НЭС по ТП -410 будет прекращена подача электроэнергии потребителям г.Нижнеудинска:

03.07.2018г. с 14:00 до 17:00- ул.

Антикоррупционные меры в учреждениях образования

2Пролетарская № № 22,24,26,28,
ул. Масловского №11

04.07.2018г. с 09:00 до 12:00 — ул. Масловского №№ 36А,38,40,35-61,
ул. Краснопролетарская №№33,36,35, ул. Алейная №№ 27

05.07.2018г. с 09:00 до 12:00 — ул. Масловского№№3А,5,7,9,11, ул. 2Пролетарская №№2,2А,4
с 14:00 до 17:00 — ул. Масловского №1, ул. 2пролетарская №№ 8,10,12,14,16,18,20.

Введение

Реализация антикоррупционной политики является одним из важнейших условий экономического роста, стабильности политической системы, повышения благосостояния населения страны. Коррупция, являясь проблемой общемирового масштаба, в той или иной степени проявляется во всех государствах.

Антикоррупционная политика в современном мире направлена на сохранение демократического строя, гарантию верховенства закона, соблюдение прав человека, а так же на повышаемость эффективности государственного управления.

Одними из первых принципы антикоррупционной политики сформулировали российские исследователи: М.И Левин, Г.К Мишин, Г.А Сатаров. Так же большое значение имеют труды классиков: М.Вебера,Э.Дюркгейма, Г.

Антикоррупционная деятельность школы

Объектом исследования данной работы являются государства и институты, призванные служить обществу.

Предмет исследования: гражданское общество.

Цель исследования: исследовать разносторонние и последовательные меры общества и государства по устранению причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизни.

Задачи исследования:

Дать определение понятию «антикоррупционная политика»;

Проследить, какое влияние гражданское общество оказывает на борьбу с коррупцией в государстве;

Обосновать стратегию противодействия коррупции в России;

Изучить опыт реализации антикоррупционной политик в Российской Федерации.

Антикоррупционная политика как функция государства: теоретический анализ.

1.1. Определение и содержание антикоррупционной политики в трудах отечественных и зарубежных учёных.

Коррупция является одним из наиболее опасных факторов социальной жизни, деструктивно влияющих на состояние не только национальной безопасности государства в целом, но и всего общества. Основная опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества. Подобное положение дел ведет к снижению эффективности права и функционирования государства, напрямую противодействует его интересам в различных сферах деятельности, а в ряде случаев создает непосредственную угрозу безопасности граждан, общества, государства.

В последние десятилетия внимание тысяч ученых, политиков, государственных деятелей привлечено к этой проблеме. Изучаются проблемы стран, где коррупционная практика глубоко укоренилась, опыт стран, где коррупцию удалось обуздать. Для России проблема коррупции — одна из самых трудноразрешимых: Россия входит в число наиболее коррумпированных стран (147-е место из 180).

Термин «коррупция» пришел из римского права, в котором явление «corrumpire» понималось самым общим образом: разламывать, портить, разрушать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например, в отношении судьи. Слово «коррупция» образовано в результате слияния латинских слов «correi» (несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета) и «rumpere» (ломать, повреждать, отменять). Образовался самостоятельный термин; он применялся в тех случаях, когда в деятельности участвовало несколько (не менее двух) лиц, целью которых являлась «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

Никколо Макиавелли определял коррупцию как «использование публичных возможностей в частных интересах».

В Толковом словаре русского языка под редакцией С. Ожегова коррупция определяется как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей».

В Большом словаре иностранных слов под редакцией А. Булыки приводится еще одно значение: «разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей». Если в первом случае речь идёт о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором — о социальном явлении, разрушительном для общества в целом.

Эксперты Совета Европы разработали общее определение коррупции. «Коррупция – это взяточничество, подкуп и любое другое поведение лица,

Антикоррупционная политика представляет собой деятельность органов государственной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества, направленную на снижение уровня всех видов коррупции посредством устранения ее социально-экономических, политических и культурно-этических предпосылок.

Одними из первых основные принципы антикоррупционной политики исследовали М.И. Левин, В.Л. Римский, Г.А. Сатаров.

Большое значение при исследовании коррупции имеют работы классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, в которых поднимались вопросы девиантного поведения в среде государственных служащих, бюрократии.

Уже в начале 90-х годов XX века появились обстоятельные исследования, в которых обсуждались общетеоретические вопросы противодействия коррупции в современном обществе. Так, в плане разработки концептуально-категориальных оснований изучения антикоррупционного механизма большой интерес вызывают труды современных исследователей Б.В. Волженкина, Л.В. Голоскокова, А. Денисова, П.А. Кабанова, А.И. Кирпичникова, А.В. Куракина, В.В. Лунеева, С. В. Максимова, А.В. Малько, Г.К. Мишина, В.А. Шабалина и других.

В современной России специалисты изучают проявления феномена коррупции в различных сферах деятельности на территории других государств, образовавшихся на постсоветском пространстве.

Большой вклад в исследование проблемы коррупции в органах власти и местного самоуправления внесли зарубежные ученые. Американский исследователь организованной преступности и коррупции М. Корман воспринимает политическую коррупцию в широком смысле как незаконное использование институтов государственной власти чиновниками, бизнесменами и связанными с ними преступными группировками для защиты собственных политических и экономических интересов. Предлагаемый подход характеризует политическую коррупцию как средство защиты чиновниками и связанными с ними предпринимателями и преступниками личных или групповых экономических или политических интересов.

Учитывая основные тенденции развития законодательства в сфере антикоррупционного регулирования, отечественный и международный опыт, научно-теоретические взгляды по этому вопросу, можно говорить о нескольких, отличающихся по объему понятиях коррупции. Любые формы организованной коррупции позволяют рассматривать это явление как институциональное, а не личностное, оно по своим последствиям, масштабу влияния альтернативно многим социальным регуляторам. В Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS No 173) от 27 января 1999 г., вступившей в силу 1 июля 2002 г., отмечается, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает эффективное государственное управление, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, ведет к искажению условий конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

Коррупция, как объект антикоррупционной политики рассматривается как в качестве группы правонарушений, так и в качестве функционального аспекта правовых отношений, фактора правового регулирования системы публичного управления.

Можно выделить следующие признаки коррупции:

Сознательное подчинение государственных интересов личным интересам;

Секретность исполнения решений;

Наличие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения, и теми, кому это выгодно;

Взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения, и теми, кто может на принятие такого решения повлиять;

Стремление сокрытия акта коррупции юридическим обоснованием;

Выполнение двойственных функций (государственных и частных).

Антикоррупционной функцией является комплексная деятельность, направленная на устранение причин и условий патогенности коррупции, обобщенно выражающаяся в нормализации работы государственного аппарата, устроенного по максимально удобной и полезной для всех членов общества технологии. В узком понимании антикоррупционная функция есть непосредственное вытеснение из жизни общества коррупции на всех уровнях с помощью специфических мер.

Антикоррупционная функция должна включать: антикоррупционную политику (информационно-идеологические меры), антикоррупционное законодательство, антикоррупционный государственный орган власти по вопросам элитарной (политической) коррупции, процессуальный порядок инициирования и рассмотрения коррупционных дел на гласной и негласной основах.

Антикоррупционная политика есть научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества, связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции, а также с устранением причин и условий, способствующих ее возникновению.

С этой точки зрения борьба с коррупцией выгодна государству как представителю интересов той его части, которая пока не коррумпирована. Это может быть очень незначительная часть. С учетом такой ситуации антикоррупционная политика уже может считаться состоявшейся, если делаются любые сколько-нибудь действенные шаги в сторону укрепления законности, без обязательного посягательства именно на коррупцию. В своей основе антикоррупционная политика - это прежде всего правовая политика в сфере борьбы с преступлениями и правонарушениями, которая в значительной части ориентирована на реализацию непосредственно норм антикоррупционного законодательства и решает основную задачу комплексного противодействия коррупции на отдельных, наиболее важных направлениях.

Цель антикоррупционной политики заключается в активном и постоянном противодействии коррупции, в борьбе за правовое и эффективное государство, за те институты, которые призваны служить обществу, но которые сейчас в немалой степени используются организованной преступностью и иными теневыми структурами в своих интересах, «перекуплены» ими. В конечном счете эта цель связана с наиболее полным обеспечением прав и свобод человека и гражданина, с укреплением дисциплины, законности и правопорядка, с формированием правовой (а не номенклатурно-криминальной) государственности и высокого уровня правовой культуры общества и личности. Все вышеназванное весьма существенно влияет на качество правовой жизни нашей страны, что выражается в уверенности граждан в завтрашнем дне, гарантированности их статуса, возможности планировать свою жизнедеятельность на перспективу, согласованности и предсказуемости действий власти.

Принципы антикоррупционной политики:

научность;

оперативность;

последовательность и постепенность;

недопустимость установления двойных стандартов (в частности, необоснованных привилегий и иммунитетов, препятствующих привлечению к ответственности коррупционеров);

комплексное использование научных, организационных, правовых и иных мер;

сочетание ограничительных и стимулирующих юридических средств («кнута и пряника»);

тесное сотрудничество международных организаций, институтов государства и гражданского общества и др.

Следует выделить следующие уровни антикоррупционной политики, учитывающие структурную организацию общества:

в государственном секторе - в органах власти и в иных государственных организациях, действующих в отраслях и сферах государственного управления;

в сфере местного самоуправления - в органах и организациях системы местного самоуправления.

Таким образом, антикоррупционная политика в публичной сфере должна учитывать различия правового положения государственных и муниципальных органов и иных организаций, поэтому она имеет четыре разновидности, а с учетом особенностей статуса лиц, замещающих государственные и муниципальные политические, в частности выборные должности, она разделяется на шесть уровней (аналогично современной структуре государственного управления). Правомерна постановка вопроса о выработке антикоррупционной политики, дифференцирующей уровни публичного управления в качестве обязательного условия ее последующей эффективности.

1.2. Основные направления антикоррупционной деятельности институтов гражданского общества.

Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.

Все три модели описывают превращение коррупции в системное явление, то есть в неотьемлемую часть политического устройства и всей общественной жизни.

Страницы:123следующая →

В 2008 году органами военной прокуратуры было проведено 29,3 тыс. проверок соблюдения органами военного управления и воинскими должностными лицами прав и социальных гарантий военнослужащих. Большое внимание уделялось выявлению коррупционных проявлений в деятельности воинских должностных лиц. Выявлено 7408 нарушений закона в данной сфере, возмещен материальный ущерб на общую сумму 481,5 млн. руб. в 2008 году размер материального ущерба, причиненного воинским частям и учреждениям в результате преступных деяний этой направленности, возрос 2,1 раза и составил 1,6 млрд. руб.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного общепринятого определения. Оно может быть дано, исходя из конкретных форм проявления этого феномена. Коррупция (от лат. Corrumpere – «растлевать») – неюридический термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам и законам. Наиболее часто этот термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. В европейских языках этот термин имеет большую семантику, происходящую из исходного значения слова. Еще более широкое определение коррупции можно дать, если рассматривать ее как принадлежность к особому типу социальной системы. В таком контексте коррупция тесно связана с размерами управленческого аппарата: стремление «обуздать» коррупцию создает дополнительные контролирующие органы, что приводит к разрастанию коррупционных связей.

Выделяют так называемую деловую и бытовую коррупцию, которая возникает при взаимодействии рядовых граждан и чиновников. Ее проявлением выступают подарки от граждан и оказание услуг должностному лицу и членам его семьи. Сюда же входит кумовство. Можно предполагать, что как деловая, так и бытовая коррупция имеют одну степень интенсивности по регионам РФ.

Каковы же возможные методы борьбы с этим столь опасным и тем не менее весьма укоренившимся явлением?

Один из них – дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства. ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008г. помимо общих установок о принципах и задействованных органах власти раскрывает лишь некоторые аспекты антикоррупционной деятельности, которые уже хорошо известны действующему законодательству о государственной службе (прозрачность доходов государственных служащих, информирование о коррупционной практике, конфликт интересов, ограничения в связи с оставлением государственной службы), в то время как без регулирования остаются многие важнейшие направления антикоррупционной работы.

Так в определении коррупции, данном в этом законе, указывается только на корыстные мотивы коррупционных нарушений, связанные с имуществом или деньгами. Однако при таком определении не учитывается сфера нематериальных услуг, которая зачастую даже выгоднее для коррупционеров и труднодоказуема.

Другим не менее эффективным методом борьбы с коррупцией является экспертиза правовых актов на коррупциогенность. Ведь только в России существует такое понятие, как «взяткоемкость закона». В данной связи этот метод приобретает особую значимость. Основу правовой базы работы по снижению коррупционных рисков законодательства РФ является ратифицированная Российской Федерацией Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. В частности, п. 3 ст. 5 Конвенции устанавливает, что в рамках политики и практики предупреждения и противодействия коррупции каждое государство-участник стремиться периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Основные задачи такой экспертизы как одного из превентивных способов противодействия коррупции, влияющих, прежде всего, на причины, а не на внешние проявления коррупции; выявление норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений; выработка предложений по устранению таких норм; выработка рекомендаций по дополнению правовых актов или их проектов нормами, препятствующими совершению коррупционных правонарушений; общая оценка последствий принятия проектов правовых актов в части создания условий совершения коррупционных правонарушений и определение возможной эффективности борьбы с коррупционными правонарушениями.

Думается, что Государственной Думе РФ следует разработать более специализированную и детальную методику анализа коррупциогенности актов внутреннего законодательства, которая бы учитывала их предметные особенности и специфику правового регулирования.

Сложности, связанные с выявлением и разоблачением коррупционеров, заставляют некоторых специалистов говорить о необходимости легализации еще одного метода борьбы с этим явлением – провокации. В юридических изданиях появляются публикации, одобряющие или во всяком случае допускающие провокацию как средство борьбы со взяточничеством. На мой взгляд, в сложившихся условиях «все средства хороши». Так почему бы не использовать этот старый, проверенный и достаточно эффективный метод наряду с другими? Но дабы этот метод был узаконен, следует исключить из законодательства понятие провокации.

4. Партнерство государства и гражданского общества в борьбе с системностью коррупции в России

Коррупция возникла с появлением гражданского общества, развивается одновременно с ней и существенно зависит от социальных условий и традиций той или иной страны.

Антикоррупционная деятельность в образовательном учреждении

Наиболее полное и глубокое понимание коррупции возможно при рассмотрении ее в призме социального явления.

В период СССР в нашей стране существовало представление о том, что коррупция — это только взяточничество. Большинству граждан в это было довольно легко поверить, поскольку для них единственной формой коррупции, в которую они были вовлечены, действительно являлось взяточничество.

С момента распада СССР, перехода от социализма к капитализму и, как следствие, развития денежного обращения, фондового рынка и рынка ценных бумаг, предоставления гражданам возможности приобретать и владеть любой собственностью, в том числе недвижимостью и средствами производства, наибольший урон для общества и государства стали приносить коррупционные сделки, связанные с нецелевым использованием бюджетных финансовых средств, а также недоплатой налогов.

Многие из этих коррупционных сделок производятся без нарушений законов в пределах полномочий участвующих в них должностных лиц. Взятки в таких условиях остались во взаимоотношениях граждан и бизнесменов с чиновниками, но чем выше социальный статус участников коррупционных действий, тем больше у них возможностей и тем чаще они стремятся не прибегать к взяткам, а получать свои нелегальные доходы без нарушения законов.

Коррупция в разных регионах России проявляется по-разному. В основном ее определяют национальные, религиозные и правовые традиции, позволяющие те или иные действия относить или не относить к злоупотреблениям, подкупу или продажности.

С юридической точки зрения коррупция чаще всего трактуется как преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами предоставленных им прав и властных полномочий для личного обогащения.

Противодействие коррупции исключительно с помощью уголовного преследования должностных лиц является малоэффективным для целей борьбы с коррупцией. Вполне вероятно, что в силу различного понимания коррупции, точное и чёткое её определения сформулировать крайне тяжело, что создаёт дополнительные трудности в противодействии коррупции.

Многие действия, оцениваемые, как правило, как коррупционные, производятся без нарушений законодательства, в рамках предоставленных должностным лицам полномочий, и не всегда можно юриди чески доказать личную выгоду для этих должностных лиц, связанную с совершением таких действий. В результате противодействие коррупции исключительно с помощью уголовных преследований должностных лиц является малоэффективным для целей снижения её общего уровня.

Коррупция в результате развития нашего общества и государства становится всё более разнообразной, и потому она описывается и изучается с разных точек зрения.

С юридической точки зрения коррупция включена в нормы Уголовного кодекса РФ. Коррупцией чаще всего считается преступление, связанное с использованием служебного положения или социального статуса должностного лица в личных или корпоративных интересах. Чаще всего, такой интерес сводится к получению незаконных доходов, а правонарушения или преступления сводятся к тем или иным вариантам получения или дачи взяток. Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате. Выгодами существенного характера могут быть: занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и т.п. Наиболее свежим примером получения выгод имущественного характера является возбуждение уголовного дела на конкурсного управляющего ВМУП «Чистый город», который продал недостроенный жилой дом в 2 раза ниже рыночной, чем причинил ущерб собственнику. Площадь данного дома также была занижена на 3000 кв.м. Казалось бы, с одной стороны, — совершенно законная сделка, через торги, объявлены в газете, однако на самом деле — типичное проявление коррупции должностных лиц.

Уважаемые студенты, сотрудники академии, и все интересующиеся лица!

Предлагаем Вам ознакомиться со статьей, раскрывающей основные моменты противодействия коррупции в сфере образования.

Понятие «коррупция» раскрывается в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в соответствии с которым «коррупция» – это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение перечисленных в п. «а» деяний от имени или в интересах юридического лица.

Кроме того, в указанном Федеральном законе определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основными принципами противодействия коррупции являются:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Правовую основу противодействия коррупции составляют:

1) федеральные нормативные правовые акты: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов;

2) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации: в частности, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.), Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (заключена в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г.);

3) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) муниципальные правовые акты.

1. Нормативные правовые акты федерального уровня

Среди основных нормативных правовых актов федерального уровня следует назвать:

– Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

– Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»;

– Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»;

– Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 гг. и др.

Минобрнауки России в рамках своей компетенции приняло ряд приказов, направленных на предупреждение коррупции:

– приказ от 7 октября 2009 г. № 375 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации»;

– приказ от 29 июля 2009 г. № 275 «О порядке проведения проверок правовых актов, изданных федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации»;

– приказ от 29 марта 2012 г. № 239 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих» и др.

Говоря о механизмах противодействия коррупции, заложенных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», следует отметить положения, конкретизирующие требования информационной открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций, более детально урегулированный правовой статус образовательных организаций, а также правовой статус педагогических работников, самих обучающихся и их родителей (законных представителей).

Родителям предоставлены возможности более активно участвовать в организации учебного процесса (что делает его более открытым и, соответственно, снижает коррупционные риски): выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность; присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения; высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей (формы учета высказанного мнения при этом Федеральным законом не оговариваются). Закреплен базовый принцип, согласно которому родители (законные представители) обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают им помощь; при этом установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут установленную в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и иных федеральных законах ответственность. Следует отметить, что на данный момент специальной ответственности родителей в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» не предусмотрено; будут действовать общие нормы, в частности нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.25, устанавливающая ответственность за неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних), а также нормы Семейного кодекса (ст. 76), предусматривающие ответственность родителей за уклонение от выполнения обязанностей в виде лишения родительских прав.

В числе новелл, снижающих коррупционные риски, можно упомянуть, в частности, запрет в отношении педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

2. Международные нормативные правовые акты

Правовую основу противодействия коррупции составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Соответствующее положение закреплено в ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции», а также следует из содержания п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Таким образом, меры, принимаемые в Российской Федерации в связи с противодействием коррупции, должны соответствовать международным обязательствам.

Среди основных международных актов, направленных на противодействие коррупции, следует отметить Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. Несмотря на то, что данные акты не закрепляют понятия «коррупции», они содержат перечень деяний, признаваемых коррупционными и подлежащих криминализации. Так, Конвенция ООН 2003 г. к числу таких деяний относит активный и пассивный подкуп национальных и международных государственных должностных лиц, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение; подкуп в частном секторе; хищение имущества в частном секторе; отмывание доходов от преступлений; сокрытие; воспрепятствование осуществлению правосудия.

Российская Федерация ратифицировала большинство положений Конвенции ООН 2003 г., в настоящее время практически все они нашли отражение в российском законодательстве. Исключение составляет норма, предусмотренная ст. 20 данной Конвенции, предусматривающая криминализацию незаконного обогащения в качестве уголовно наказуемого деяния. В соответствии с положениями ст. 20 «незаконное обогащение» – значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Отказ от ратификации ст. 20 объяснялся опасением, что имплементация данной нормы в российское законодательство нарушит закрепленный в ст. 49 Конституции Российской Федерации принцип презумпции невиновности. В то же время в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года незаконное обогащение называется косвенным признаком коррупции, являющимся основанием привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией и злоупотреблением служебным положением.

3. Законодательство субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации играют определяющую роль в реализации антикоррупционной политики, поэтому правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции на региональном уровне имеет важное значение для повышения эффективности противодействия коррупции в государстве в целом.

Анализ законодательства субъектов Российской Федерации позволяет констатировать, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют значительную работу по формированию правовых, организационных и информационных механизмов противодействия коррупции. В целом антикоррупционная деятельность субъектов Российской Федерации ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции.

В муниципальных образованиях ситуация с осуществлением специального правового регулирования вопросов противодействия коррупции в сфере образования примерно такая же, как и в субъектах Российской Федерации: упоминание специфики предупреждения коррупции в образовательной сфере является редким.

2. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений

Рассматривая проблемы предупреждения коррупции и повышения эффективности мероприятий по противодействию коррупции нельзя не уделить внимание вопросам ответственности за совершение соответствующих правонарушений.

Как указано в ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции», граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) уголовная ответственность (установлена Уголовным кодексом Российской Федерации): мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159), присвоение или растрата (ч. 3 ст. 160), злоупотребление полномочиями (ст. 201), получение взятки (ст. 290), злоупотребление полномочиями (ст. 285), нецелевое использование и хищение бюджетных средств (ст. 285.1), совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях (ст. 288), превышение должностных полномочий (ст. 286) и др.

2) административная ответственность (установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях): мелкое хищение (ст. 7.27), нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14), незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст. 19.29), нарушение права на образование и и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций (ст. 5.57), нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (ст. 19.30) и др.

3) гражданско-правовая ответственность: так, устанавливается запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (ст. 575 Гражданского кодекса РФ); в сделка может быть признана недействительной, если будет установлено, что она заключена вследствие коррупционного правонарушения, в этом случае будут применяться нормы ст. 168–170 Гражданского кодекса Российской Федерации (о недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности; не соответствующих закону или иным нормативным правовым актам; недействительности мнимых и притворных сделок).

4) дисциплинарная ответственность.

В частности, Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность за нарушение обязанности уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (ч. 3 ст. 9); принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ч. 5 ст. 11); уведомлять работодателя при заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров после увольнения с государственной службы о последнем месте службы (ч. 3 ст. 12). Несоблюдение ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов являются основанием для увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия к нему представителя нанимателя (ст. 59.3).

Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность за нарушение обязанности уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (ч. 3 ст. 9); принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ч. 5 ст. 11); уведомлять работодателя при заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров после увольнения с государственной службы о последнем месте службы (ч. 3 ст. 12).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Урок по теме электромагнитное поле электромагнитные волны
Варианты решения уравнений с параметром и модулем
Функции и графики Их графики