Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Схемы бронепалубных крейсеров по проекту. Бронепалубный крейсер. Бронирование крейсера Варяг

В историю русско-японской войны крейсер «Варяг», который вступил в неравную схватку с намного превосходившими вражескими силами, вписал свою героическую ст...

Бронепалубный крейсер "Варяг": история, подвиг, место гибели

От Masterweb

30.05.2018 14:00

В историю русско-японской войны крейсер «Варяг», который вступил в неравную схватку с намного превосходившими вражескими силами, вписал свою героическую страницу. Его подвиг, а также подвиг «Корейца» навсегда останется в сердцах людей.

Русские моряки выдержали неравный бой с японцами, не сдались врагу, потопив свой корабль и не спустив флага. Этот легендарный бой с шестью крейсерскими судами и восемью миноносцами противника произвел неизгладимое впечатление не только в России, но и за ее пределами. Об истории крейсера «Варяг» мы и поговорим сегодня.

Предыстория

Рассматривая историю крейсера «Варяг», целесообразным будет обратиться к предшествующим ей событиям. Война России и Японии (1904 – 1905 гг.) велась между двумя империями за контроль над территориями Манчжурии, Кореи, а также над Желтым морем. После длительного перерыва она стала первым большим военным конфликтом, в котором применялось такое новейшее оружие, как дальнобойная артиллерия, броненосцы и миноносцы.

Вопрос Дальнего Востока на тот момент был для Николая II на первом месте. Главным препятствием к доминированию русских в этом регионе была Япония. Николай предвидел неизбежное столкновение с ней и готовился к нему как с дипломатической стороны, так и с военной.

Но в правительстве все же существовала надежда на то, что Япония, испытывая страх перед Россией, воздержится от прямого нападения. Однако ночью 27.01.1904 г. без объявления войны флот Японии неожиданно напал на русскую эскадру у Порт-Артура. Здесь находилась военно-морская база, которую Россия арендовала у Китая.

В результате несколько сильнейших кораблей, принадлежащих к русской эскадре, вышли из строя, что обеспечило высадку в феврале японских военных в Корее без всяких препятствий.

Отношение в обществе

Известие о том, что началась война, никого в России не оставило равнодушным. На первом ее этапе в народе преобладающим было патриотическое настроение, осознание необходимости дать отпор агрессору.

В столице, а также в других больших городах проходили невиданные манифестации. Даже революционно настроенная молодежь присоединилась к этому движению, исполняя гимн «Боже, Царя храни!». Некоторые круги оппозиции на время войны решили приостановить свои действия и не выдвигать требования правительству.

Прежде чем перейти к повествованию о подвиге крейсера «Варяг», поговорим об истории его строительства и характеристиках.

Строительство и испытания


Корабль заложили в 1898 году и построили в Соединенных Штатах, в Филадельфии. В 1900 году бронепалубный крейсер «Варяг» передали в русский военно-морской флот, и с 1901-го он находился в строю. Корабли такого типа были распространены на рубеже XIX-XX веков. Защиту их механизмов, а также орудийных погребов составляла броневая палуба – плоская или выпуклая.

Эта палуба представляла собой перекрытие корабельного корпуса, расположенное горизонтально в виде настила из броневых плит. Она предназначалась для защиты от бомб, снарядов, обломков и осколков, падающих сверху. Такие корабли, как бронепалубный крейсер «Варяг», составляли самую многочисленную часть крейсерского состава большинства морских держав на рубеже веков.

Базой корабля был Порт-Артур. Хотя некоторые исследователи утверждали, что он имел неудачную конструкцию котлов и другие дефекты, возникшие при строительстве, которые привели к значительному снижению скорости, испытания показали иное. На испытаниях, проведенных в 1903 году, корабль развил высокую скорость, почти равную скорости на первоначальных испытаниях. Котлы же исправно прослужили много лет на других кораблях.

Состояние войны

В 1904 году, в начале февраля, в порт Сеула, столицы Кореи, прибыли с дипломатической миссией два корабля из России. Это были крейсер «Варяг» и «Кореец», канонерская лодка.

Японский адмирал Уриу послал извещение русским о том, что Япония с Россией находятся в состоянии войны. Крейсером командовал Руднев В.Ф., капитан 1-го ранга, а лодкой – капитан второго ранга Беляев Г.П.

Адмирал потребовал, чтобы «Варяг» удалился из порта, а иначе бой будет дан прямо на рейде. Оба корабля снялись с якорей, через несколько минут они дали боевую тревогу. Чтобы прорваться сквозь блокаду японцев, русским морякам было необходимо с боем миновать узкий фарватер и выйти в открытое море.

Эта задача была почти невыполнимой. Японские крейсера передали предложение о сдаче на милость победителя. Но этот сигнал был русскими проигнорирован. Вражеская эскадра открыла огонь.

Жестокий бой


Сражение крейсера «Варяг» с японцами было жестоким. Несмотря на ураганную атаку, которую вели суда, один из которых относился к тяжелым, а другие пять – к легким (а еще – восемь миноносцев), русские офицеры и матросы вели по врагу огонь, закладывали пробоины и гасили пожар. Командир крейсера «Варяг» Руднев, вопреки ранению и контузии, не прекращал руководства боем.

Игнорируя большие разрушения и шквальный огонь, экипаж «Варяга» не останавливал прицельный огонь из тех орудий, которые еще оставались целыми. При этом «Кореец» не отставал от него.

Как сказано в рапорте Руднева, русские потопили 1 миноносец и повредили 4 крейсера японцев. Потери экипажа «Варяга» в бою были следующими:

  • Убито было: офицеров – 1 человек, матросов – 30.
  • Среди тех, кого ранили или контузили, офицеров – 6, матросов – 85.
  • Легкие ранения были приблизительно еще у 100 человек.

Критические повреждения, нанесенные крейсеру «Варяг», вынудили его через один час возвратиться на рейд бухты. После того, как была произведена серьезность повреждений, те орудия и оборудование, которые остались после боя, по возможности были уничтожены. Сам корабль затопили в бухте. «Кореец» же человеческих потерь не понес, но был взорван его экипажем.

Бой при Чемульпо, начало


На рейде у корейского города Чемульпо (ныне – Инчхон) находились суда итальянцев, англичан, корейцев, а также русские – «Варяг» и «Кореец». Еще там был пришвартован крейсер японцев – «Чиода». Последний 7 февраля, ночью, снялся с рейда без включения опознавательных огней и отправился в открытое море.

Около 16 часов 8 февраля «Кореец», выйдя из бухты, встретился с японской эскадрой, в которой насчитывалось 8 миноносцев и 7 крейсеров.

Один из крейсеров, под названием «Асама», перекрыл путь нашей канонерке. При этом миноносцами было выпущено в нее 3 торпеды, из которых 2 пролетели мимо, а третья утонула в нескольких метрах от борта русской лодки. Капитаном Беляевым была дана команда идти в нейтральную гавань и скрыться в Чемульпо.

Развитие событий


  • 7.30. Как уже было упомянуто выше, командующий эскадрой японцев Уриу отправляет телеграмму стоящим в бухте судам о состоянии войны между русскими и японцами, где было указано, что нейтральная бухта будет им вынужденно атакована в 16 часов, если русские к 12 часам не появятся в открытом море.
  • 9.30. О телеграмме становится известно Рудневу, который находился на борту корабля англичан «Талбот». Здесь происходит короткое совещание и принимается решение о том, чтобы, покинув бухту, дать бой японцам.
  • 11.20. «Кореец» и «Варяг» выходят в море. При этом на судах иностранных держав, соблюдавших нейтралитет, были выстроены их команды, которые приветствовали русских, идущих на верную смерть криками «Ура!».
  • 11.30. Крейсера японцев находились у острова Ричи в боевом строю, прикрывая выходы в море, за ними располагались миноносцы. «Чиода» и «Асама» положили начало движению навстречу русским, за ними шли «Ниитака» и «Нанива». Уриу предложилрусским сдаться и получил отказ.
  • 11.47. Вследствие точных ударов японцев на «Варяге» горит палуба, но ее удается потушить. Повреждена часть орудий, есть раненые и убитые. Руднева контузило и тяжело ранило в спину. В строю остается рулевой Снигирев.
  • 12.05. На «Варяге» повреждены рулевые механизмы. Принимается решение, сдать полный назад, не прекращая при этом огонь по кораблям противника. У «Асамы» была выведена из строя кормовая башня и мостик, начались ремонтные работы. Еще на двух крейсерах повреждены орудия, затоплен 1 миноносец. У японцев было убито 30 человек.
  • 12.20. У «Варяга» две пробоины. Принимается решение о возвращении в бухту Чемульпо, исправлении повреждений и продолжении боя.
  • 12.45. Надежды на исправление большей части корабельных орудий не оправдываются.
  • 18.05. По решению команды и капитана русский крейсер «Варяг» затоплен. Канонерская лодка, будучи повреждена взрывами, была также затоплена.

Рапорт капитана Руднева

Представляется, что интересным будет ознакомиться с содержанием отрывков из рапорта Руднева, смысл которых сводится к следующему:

  • Первый выстрел был сделан с крейсера «Асама» из 8-дюймового орудия. За ним последовал огонь всей эскадры.
  • После того как была произведена пристрелка, открыли огонь по «Асаме» с расстояния, равного 45 кабельтовым. Один из первых японских снарядов разрушил верхний мостик и произвел пожар в рубке штурмана. При этом дальномерный офицер граф Нирод - мичман, а также остальные дальномерщики 1-й станции были убиты. После боя нашли руку графа, которая держала дальномер.
  • После осмотра крейсера «Варяг», убедившись, что в бой вступить невозможно, на собрании офицеров решили потопить его. Оставшуюся команду и раненых свезли на иностранные суда, которые выразили полное согласие в ответ на просьбу об этом.
  • Японцами были понесены большие людские потери, имелись аварии на судах. Особенно сильно был поврежден «Асама», ушедший в док. Крейсер «Такачихо» также пострадал, получив пробоину. Он взял на борт 200 раненых, но по дороге в Сасебо у него лопнул пластыри, сломались переборки, и он затонул в море, тогда как миноносец – в бою.

В заключение капитан посчитал своим долгом доложить о том, что суда морского отряда, который был ему вверен, исчерпали все возможные средства для прорыва, воспрепятствовали японцам в одержании ими победы, нанесли неприятелю много убытков, поддержав с достоинством честь Российского флага. Поэтому он ходатайствовал о награждении команды за доблестное исполнение долга и проявленную при этом беззаветную храбрость.

Оказание почестей


После боя русских матросов приняли иностранные корабли. С них было взято обязательство о том, что они не будут участвовать в дальнейших боевых действиях. Через нейтральные порты моряки возвратились в Россию.

В 1904 году, в апреле, экипажи добрались до Петербурга. Царь Николай II приветствовал моряков. Всех их пригласили во дворец на торжественный обед. Специально к этому событию подготовили обеденные приборы, которые затем вручили морякам. А также царь подарил им именные часы.

Бой у Чемульпо ярко продемонстрировал чудеса героизма людей, способных идти на неминуемую гибель для того, чтобы честь и достоинство были сохранены.

В честь этого отважного и в то же время отчаянного шага российских моряков была учреждена специальная медаль. Подвиг моряков с годами не был забыт. Так, в 1954 году, в 50-ю годовщину боя у Чемульпо, Кузнецов Н. Г., командующий военно-морскими силами Советского Союза, наградил 15 его ветеранов медалями «За отвагу».

В 1992 году командиру крейсера Рудневу был установлен памятник в селе Савине, которое находится в Заокском районе Тульской области. Именно там он был похоронен в 1913 году. В городе Владивостоке в 1997 году установили памятник героическому крейсеру «Варяг».

В 2009 году, после того как успешно закончились продолжительные переговоры с представителями Кореи, в Россию были доставлены реликвии, связанные с подвигом двух русских судов. Раньше они хранились в Ичхоне, в музейных запасниках. В 2010 году мэр Ичхона в присутствии Дмитрия Медведева, бывшего на тот момент президентом Российской Федерации, передал нашим дипломатическим работникам гюйс (носовой флаг) крейсера «Варяг». Эта торжественная церемония происходила в столице Южной Кореи, в посольстве России.

Речь Николая II, обращенная к героям Чемульпо


Царь Николай II произнес в Зимнем дворце проникновенную речь в честь героев. В ней, в частности, было сказано о следующем:

  • Он назвал моряков «братцами», объявив, что счастлив видеть их благополучно возвратившимися на родину и здоровыми. Отметил, что они, пролив свою кровь, тем самым совершили поступок, достойный подвигов наших предков, отцов и дедов. Вписали новую героическую страницу в историю российского флота, оставив в ней навечно имена «Варяга» и «Корейца». Их подвиг станет бессмертным.
  • Николай выразил уверенность в том, что каждый из героев до самого конца своей службы будет достоин полученной награды. А также подчеркнул, что все жители России читали о подвиге, совершенном под Чемульпо, с трепетным волнением и любовью. Царь от всей души поблагодарил моряков за поддержание чести Андреевского флага, а также достоинства Великой и Святой Руси. Он поднял бокал за будущие победы славного флота и за здоровье героев.

Дальнейшая судьба корабля

В 1905 году крейсер «Варяг» японцы подняли со дна бухты и использовали его в учебных целях, назвав судно «Соя». В период 1-й мировой войны Япония и Россия являлись союзниками. В 1916 году корабль выкупили и включили в состав военно-морского флота Российской империи под предыдущим названием.

В 1917-м «Варяг» отправился в Великобританию на ремонт. Там его конфисковали британцы, так как вновь образованное советское правительство не стало оплачивать ремонт. После этого судно перепродали в Германию на слом. Во время буксировки оно попало в шторм и затонуло у берегов Ирландского моря.

В 2003 году удалось отыскать место гибели крейсера «Варяг». Рядом с ним, на берегу, в 2006-м установили мемориальную доску. А в 2007-м учредили фонд поддержки военно-морского флота, дав ему название «Крейсер «Варяг». Одной из его целей стал сбор денежных средств, необходимых для строительства и установки памятника в Шотландии, посвященного легендарному кораблю. Такой памятник был открыт в городе Ленделфут в 2007 году.

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»

Эта известная песня посвящена описанному нами, ставшему самым знаменитым, событию русско-японской войны (1904-1905) – подвигу «Варяга» и «Корейца», которые вступили в неравный бой в бухте Чемульпо с намного превосходившими их силами японской эскадры.

Текст данной песни был написан в 1904 году австрийским поэтом и писателем Рудольфом Грейнцем, который находился под большим впечатлением от подвига российских моряков. Сначала стихотворение под названием «Варяг» напечатали в одном из журналов, а вскоре после этого было сделано несколько его русских переводов.

Самым удачным оказался перевод Е. Студентской. Он был положен на музыку Турищевым А.С., военным музыкантом. В первый раз песню исполнили на торжественном приеме в Зимнем дворце, о котором было рассказано выше.

Существует и еще одна посвященная легендарному крейсеру песня – «Плещут холодные волны». В газете «Русь» через 16 дней после того, как были затоплены «Варяг» и «Кореец», было помещено стихотворение Я. Репнинского, музыку к которому позже написали Беневский В. Д. и Богородицкий Ф. Н. У песни есть и неофициальное название, данное народом – «Кореец».

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Бронепалубные крейсера – вооружение кораблей с 1877 по 1912 гг.

Одной из характерных и отличительных осо­бенностей бронепалубных крейсеров была их за­щита и вооружение кораблей, защита ограничивалась одним «черепашь­им панцирем» на палубе, а также в некоторых случаях так называемым «сотовым настилом». Этот настил покрывал крышу и каждую из от­весных стен «защитной палубы» и состоял из множества мелких ячеек, образованных много­численными перегородками, пересекающимися вдоль и поперек внутри настила. Ячейки эти за­полнялись легким объемистым материалом, на­пример, пробкой, или использовались в качестве угольных бункеров.

Таким образом, они форми­ровали защитную конструкцию бронепалубных крейсеров, которая могла быть разрушена огнем противника без нанесе­ния судну серьезных повреждений и предохра­няла пороховые погреба и склады боеприпасов, расположенные за ней, от попадания в них сна­рядов и осколков. Этот «сотовый настил» изо­брел итальянец по имени Бенедетто Брин, уста­новивший его на линкорах «Италия» и «Лепан- то», построенных между 1875 и 1885 гг.; однако идея не была принята, и на большинстве броне­палубных крейсеров ограничивались только за­щитной палубой и бортовыми угольными бунке­рами - вооружение кораблей хранилось именно в них.

«Эсмеральда I» считается прототипом броне­палубного крейсера. Она была построена на британской верфи Армстронга для чилийского воен­но-морского флота между 1881 и 1884 гг., и ее не следует путать с броненосным крейсером того же названия, также построенным Армстронгом между 1893 и 1897 гг. и вступившим в строй после того, как «Эсмеральда I» была продана Японии и переименована в «Изуми». Первая «Эс­меральда» имела стальной корпус с закруглен­ными носовыми обводами, с гладкой палубой, без полубака и полуюта, и центральной надстрой­кой, которая вмещала в себя шесть 6-дюймовых (152 мм) орудий в бортовых казематах; кроме того, на носу и на корме находились два 10-дюймовых (254 мм) орудия, укрытые броневыми щитами. Вооружение кораблей завершали семь пулеметов и три торпедных аппарата. Что касается воору­жения и брони, то в этом бронепалубные крей­сера решительно уступали броненосным. Тем не менее, британский военно-морской флот вынуж­ден был размещать боевые суда в своих много­численных заморских колониях и поэтому стро­ил большое число бронепалубных крейсеров, которые были намного дешевле, ибо большой бро­неносный крейсер мог стоить дороже линкора. Военно-морской флот Соединенных Штатов, на­против, не одобрял крейсеров, лишенных брони, хотя впоследствии и построил несколько единиц этого класса. Бронепалубные крейсера имели своих сторонников и на других флотах, как и в британском флоте; сюда относились итальянские, французские, австрийские, немецкие и аргентин­ские военно-морские ведомства.

В 1879 г. британский военно-морской флот принял на вооружение кораблей флота, первый крейсер класса «Комус». Эти суда, классифицировавшиеся как крей­сера третьего ранга (хоть они и имели характе­ристики, свойственные бронепалубным крейсерам, все еще были оснащены мачтами и парусами и имели 1,4-дюймовую (28 мм) частично брониро­ванную палубу, две 7-дюймовые (178 мм) пушки и двенадцать шестидесятичетырехфунтовых орудий и одновинтовую силовую установку, которая позво­ляла судну развивать скорость почти в 14 узлов.

Одиннадцать судов типа «Пелорус» составили еще один класс бронепалубных крейсеров. Они вступили в строй в 1897-1898 гг. и были воору­жены восемью 4-дюймовыми (102 мм) орудиями на индивидуальных установках на главной палубе, восемью 1,8-дюймовыми (47 мм) пушками и двумя надводными торпедными аппаратами, расположен­ными в центре главной палубы. Защитная палуба достигала толщины в 1-2 дюйма (25-51 мм).

Крейсера типа «Хермес», первый из которых вступил в строй в 1899 г., имели водоизмеще­ние 5 600 т и вооружение из одиннадцати 6-дюй- мовых (152 мм) и девяти 3,5-дюймовых (90 мм) орудий в защищенных броней установках по обоим бортам главной палубы, а также защит­ную палубу толщиной в 3 дюйма (76 мм). Это были двухвинтовые суда, развивавшие скорость в 18 узлов и с радиусом автономного плавания в 900 миль при ходе 10 узлов.

Многие бронепалубные крейсера французско­го военно-морского флота имели характерную форму корпуса броненосного крейсера «Дюпюи де Лом» и нескольких других французских бро­неносцев того же периода.

«Таж», вступивший в строй в 1890 г., имел бульбообразный (т. е. «луковицеобразный», с вы­пуклой донной частью) корпус и сужающиеся книзу борта. Кроме 1,9-дюймовой (50 мм) за­щитной палубы он имел еще два 3,9-дюймовой толщины (100 мм) бронированных перекрытия, определявшие границы расположенной в центре главной артиллерийской башни, которая не име­ла покрытых броней стенок и вмещала десять 5,4-дюймовых (138 мм) наводившихся на цель орудий. На главной палубе находились еще вос­емь 6,4-дюймовых (164 мм) орудий, установлен­ных на индивидуальных площадках по обоим бортам. Остальное вооружение состояло из семи неподвижных надводных торпедных аппаратов, по три с каждого борта и один на носу. «Альжиер», «Жан Бар» и «Исли» (1891-1892), относившие­ся к крейсерам второго ранга, имели водоизме­щение в 4 300 т против 7 590 т водоизмещения у «Таж» и находились в числе тех немногих крей­серов, что имели «сотовый настил» на своей 35- дюймовой (90 мм) защитной палубе. Они были вооружены четырьмя 6,4-дюймовыми (164 мм) и четырьмя 5,4-дюймовыми (138 мм) пушками на бор­товых орудийных площадках, плюс двумя 5,4-дюймовыми (138 мм) пушками на носу и на корме. Они также имели двадцать мелких 1,8-дюймовых (47 мм) и 1,4-дюймовых (37 мм) пушек на над­стройках и на марсах смотровые площадки в местах соединения мачт со стеньгами), плюс четыре торпедных аппарата, по паре с каждого борта.

Восемь крейсеров второго ранга типа «Шасслу-Лоба», вступившие в строй четырьмя годами позже, имели по две орудийных площадки на прочных цилиндрических опорах, выдававшиеся за пределы бортов с каждой стороны. Вооружение кораблей состояло из шести 6,4-дюймовых (164 мм) орудий: одного на носу, другого на корме, и четырех на упомянутых выше площадках. Кроме того, суда имели четыре 3,9-дюймовые (100 мм) и пятнадцать 1,8-дюймовых (37 мм) пушек, а также четыре торпедных аппарата.

Русский крейсер «Светлана», построенный во Франции между 1895 и 1897 гг., имел ту же форму корпуса, а также и «сотовый настил». Он был вооружен шестью 6-дюймовыми (152 мм) орудиями, расположенными так же, как на «Шасслу-Лоба». «Светлана» была первым судном, оборудованным электрическим генератором и элек­тромоторами для поднятия боеприпасов.

Итальянский военно-морской флот купил свои первые бронепалубные крейсера у Армстронга в Великобритании. Это были «Догали», «Босан» и «Пьемонте». Позднее в Италии были построены три крейсера класса «Этна» и суда класса «Лигу­рия» (смоделированные соответственно с «Босан» и «Пьемонте»).

«Пьемонте» был вооружен шестью 6-дюймо­выми (152 мм) орудиями: одно на носу, одно на корме и по два на каждом борту. «Лигурия» тоже имела шесть 6-дюймовых (152 мм) орудий, но они были расположены в трех симметричных парах. Другие суда этого класса, однако, имели по два 6-дюймовых (152 мм) орудия на каждом борту вперемежку с шестью 4,7-дюймовыми (120 мм), пушками, по три с каждой стороны в центре судна. Как «Пьемонте», так и семь крейсеров типа «Лигурия» принимали участие в первой ми­ровой войне, после чего были списаны. С 29 августа 1903 по 18 апреля 1905 г. «Лигурия» совершила кругосветное плавание под командо­ванием герцога Абруцкого. Флот Соединенных Штатов имел сравнительно мало бронепалубных крейсеров. Исключениями являлись частично бро­непалубные «Атланта» и «Бостон» (1886), более крупный «Чикаго» (1889), «Ньюарк» (1891), «Чар­лстон» (1889), «Сан"Франциско» (1890), «Бэлти- мор» (1890), «Филадельфия» (1890), «Коламбиа» и «Миннеаполис» (1894), «Нью Орлеане» (1898), «Олбани» (1900), «Олимпиа» (1895) и шесть судов класса «Чэттануга» (1904-1905).

Суда типа бронепалубных крейсеров «Атланта» были вооружены двумя 8-дюймовыми (203 мм) орудиями, причем этот крупный калибр был применен также и на «Олим­пии». Интересной особенностью размещения ар­тиллерии на «Атланте» являлось то, что 8-дюй- мовые орудия располагались не по осевой ли­нии, носовое было смещено к левому борту, а кормовое к правому. Две 6-дюймовые (152 мм) носовые и кормовые пушки главной башни были расположены подобным же образом, только на­оборот, тогда как остальные четыре размещались симметрично. Все эти пушки имели броневую защиту, а 8-дюймовые (203 мм) были также за­щищены барбетом в 1,9 дюйма (50 мм) толщи­ной. Защитная палуба была толщиной в 1,2 дюйма (33 мм). «Олимпиа» имела четыре 8-дюй­мовых (203 мм) орудия в двух сдвоенных пово­ротных башнях по осевой линии, защищенных 4-дюймовой (102 мм) броней как во вращающей­ся части, так и на неподвижных барбетах. В добавление к этому судно имело десять 5-дюй­мовых (127 мм) пушек в казематах главной башни на главной палубе, десять 2,2-дюймовых (57 мм) пушек на батарейной палубе и четыре на над­стройке. «Олимпиа» была двухвинтовым судном и ходила двадцать один узел при радиусе авто­номного плавания в 12000 миль. У нее также имелся «сотовый настил» с обеих сторон защи­щенной палубы. Крейсера класса «Чэттануга» имели водоизмещение 3100 т. У них было де­сять 5-дюймовых (127 мм) орудий: одно на носу, одно на корме (оба в защищенных установках) и восемь внутри казематов на пушечной палубе. Торпедных аппаратов у них не было. Выдаю­щейся особенностью судов класса «Атланта» и «Чэттануга» были их очень высокие дымовые трубы и мачты, первоначально рассчитанные на постановку спенкера (трапециевидного продоль­ного паруса).

Малые морские державы тоже имели броне­палубные крейсера, такие как австрийские «Франц Иосиф», «Кайзерин Элизабет», постро­енные в Триесте, и немецкий «Гефион», постро­енный в Данциге. В противоположность этому аргентинский «25 Де Майо», китайские «Хайчи» и «Хайтььен», бразильский «Альмиранте Барозо» и уругвайский «Монтевидео» были построены в Великобритании Армстронгом, международным поставщиком этого типа бронепалубных крейсе­ров. Любопытная деталь: бразильский бронепа­лубный крейсер «Тамандарэ» был построен на военно-морской верфи в Рио-де-Жанейро с по­мощью англичан, но его силовая установка и орудия все были доставлены из Англия. Многие бронепалубные крейсера имели поверх железно­го корпуса деревянную обшивку, покрытую мед­ными листами. Примерами могут служить бри­танские «Пелорус» и «Комус», американские суда типа «Чэттануга», аргентинский «Буэнос Айрес» и бразильский «Альмиранте Барозо».

Схема бронирования бронепалубного крейсера с карапасной броневой палубой (красная линия). Над скосами броневой палубы расположены угольные ямы.

Бронепалубный крейсер - распространённый в конце XIX - начале XX века тип крейсера , защита механизмов и орудийных погребов которого состояла из броневой палубы, плоской либо выпуклой (карапасной).

На первых быстроходных крейсерах, строившихся в начале -х годов, с целью уменьшения водоизмещения бронирование отсутствовало; защита жизненно важных частей корабля - погребов для боезапаса, котлов и машин - обеспечивалась их помещением значительно ниже ватерлинии и бортовыми угольными ямами. Однако первые же опыты боевого применения таких крейсеров показали их крайнюю уязвимость даже для артиллерии среднего калибра.

Первым бронепалубным крейсером стал заложенный в г. британский крейсер «Комюс» (Comus ), имевший ниже ватерлинии плоскую 38-мм броневую палубу, прикрывающую среднюю часть корабля. В г. в Великобритании были заложены крейсера типа «Аретьюза» (Arethusa ), 38-мм броневая палуба которых имела скосы к бортам, в некоторой степени возмещавшие отсутствие броневого пояса вдоль ватерлинии; такая броневая палуба получила название карапасной.

Дальнейшая эволюция бронепалубного крейсера шла по линии утолщения броневой палубы и её распространения по всей длине корабля. Переход от горизонтальных паровых машин к вертикальным привёл к тому, что центральная часть карапасной броневой палубы поднялась на 0,5 - 0,75 м выше ватерлинии; скосы к бортам при этом опускались на 1,0 - 1,2 м ниже ватерлинии. Толщина брони на скосах обычно превышала таковую в горизонтальной части броневой палубы. Вдоль бортов (на расстоянии 0,8 - 1 м от них) между средней и броневой палубами крейсеров располагалась водонепроницаемая переборка, образующая коффердам , разделенный частыми переборками на отсеки. На некоторых крейсерах эти отсеки заполнялись пробкой либо целлюлозой . Защита бронепалубных крейсеров обычно дополнялась также броневыми щитами у палубных орудий, бронированием казематов и боевых рубок; на броню приходилось около 1/10 водоизмещения корабля.

Бронепалубные крейсеры строились во всех морских державах; водоизмещение, толщина брони, вооружение, скорость хода и дальность плавания варьировались в широких пределах в зависимости от поставленных перед флотами задач.

В британском флоте бронепалубные крейсеры подразделялись на три ранга (класса). Крейсеры первого ранга - крупные корабли водоизмещением свыше 6000 т, вооруженные орудиями калибром до 234-мм - предназначались для действий на коммуникациях и для ведения дальней разведки. Задачей крейсеров второго ранга водоизмещением 3000 - 5000 т. со 152-мм орудиями главного калибра являлись дозорная служба и уничтожение торговых судов противника. Посыльной и стационарной службой (защита английских интересов в колониях и иностранных портах) занимались крейсеры третьего ранга - корабли в 1500 - 3000 т. с орудиями калибра 102-119 мм.

Британская классификация бронепалубных крейсеров обычно применялась и в других странах. В составе некоторых флотов (в том числе Российского) бронепалубные крейсеры третьего ранга отсутствовали.

Варьирование защиты бронепалубных крейсеров в соответствие с предполагаемым характером боевого применения легко проследить на примере построенных в начале XX века российских крейсеров 1-го ранга «Варяг» , «Аскольд» и «Богатырь» , имеющих близкое водоизмещение, одинаковое вооружение и броневые палубы примерно равной толщины. Если на «Варяге» у орудий вообще не было броневых щитов, то на «Аскольде» и орудия и прислуга уже прикрыты броней, а на «Богатыре» четыре 152-мм пушки были размещены в броневых башнях, четыре - в казематах и четыре - на палубе за броневыми щитами.

Бронепалубный крейсер «Варяг»

В середине 1890 х гг. в России пришли к выводу о необходимости строительства бронепалубных крейсеров двух типов: водоизмещением 3000 т (второго ранга) и 6000 т (первого ранга). Последние предназначались на роль дальних разведчиков при эскадрах броненосцев; важнейшими их характеристиками считались высокая скорость и вооружение из 12 шестидюймовых орудий.

Первый крейсер новой кораблестроительной программы российское Морское министерство заказало американской фирме «Чарльз Крамп и сыновья», причем обстоятельства этого заказа до сих пор не вполне понятны. Дело в том, что Крампу удалось избежать участия в объявленном русскими конкурсе. Возможно, свою роль сыграла американская напористость и деловитость, а возможно – чье-то личное корыстолюбие. Так или иначе, но 11 апреля 1898 г. контракт был заключен, причем на весьма выгодных для фирмы-строителя условиях. Американцы добились и увеличения водоизмещения с 6000 т до 6500 т, и применения весьма сложных в обслуживании и недостаточно проверенных котлов Никлосса (зато более легких, чем принятые в нашем флоте типы котлов), и отказа от двух подводных торпедных аппаратов. А несколько забегая вперед, отметим, что после окончания постройки на верфи Крампа «Варяга» и броненосца «Ретвизан» американскому предпринимателю удалось избежать крупных штрафов за несоблюдение оговоренных контрактом сроков.

Строительство нового бронепалубного крейсера началось в Филадельфии в октябре 1898 г. Название «Варяг» ему присвоили Приказом по Морскому ведомству от 11 января 1899 г. Церемония официальной закладки состоялась 10 мая того же года, а уже 19 октября его спустили на воду. Но дальше начались всевозможные задержки. То запаздывали поставки вооружения из России, то на верфи бастовали рабочие. Испытания удалось начать только в мае 1900 г., а 12 июля на мерной линии у Бостона крейсер развил очень высокую скорость – 24,59 узла.

ТТХ крейсера «Варяг»: водоизмещение – 6500 (к 1904 г. – 7022) т; размерения – 127,9/129,8 ? 15,85 ? 6 м; скорость – 23 узла, фактическая дальность плавания экономическим ходом (к 1904 г.) – 3682 мили. Вооружение: 12 152 мм, 12 75 мм, 8 47 мм, 2 37 мм и 2 десантных орудия, 6 торпедных аппаратов. Бронирование: рубка – 152 мм, палуба – 38-76 мм. Экипаж – 570 человек.

В начале 1901 г. корабль приняла прибывшая из России команда, а еще через два месяца он покинул Америку. По прибытии в Кронштадт четырехтрубный красавец-крейсер поучаствовал в ряде мероприятий, включая высочайший (царский) смотр, а затем отправился к месту службы – на Дальний Восток. Но на переходе начались проблемы с котлами, проявились и другие дефекты механизмов. Устранить их не удавалось, и даже предпринятая в Порт-Артуре осенью 1903 г. полная переборка механизмов положения не изменила. Кроме того, корабль имел постоянную перегрузку. В результате скорость новейшего крейсера лишь на короткое время могла доходить до 20 узлов.

«Варяг»

О причинах такого положения дел говорилось немало. Звучали обвинения в адрес фирмы-строителя (схалтурили), механиков крейсера (не имели должной квалификации для обслуживания сложных механизмов), котлов системы Никлосса (крайне ненадежны по конструкции, капризны и сложны в эксплуатации). Вероятнее всего, сыграли свою негативную роль все три фактора.

К началу войны с Японией «Варяг», которым командовал капитан первого ранга В.Ф. Руднев, находился в корейском порту Чемульпо, где вместе с канонерской лодкой «Кореец» нес стационерную службу. Уже после трагических событий 9 февраля (27 января по старому стилю) 1904 г. нередко задавался вопрос: а нужно ли было присутствие достаточно мощного крейсера (он был самым большим и сильно вооруженным среди всех стационеров) вдали от основных сил нашего флота? Но заниматься обсуждением политических коллизий мы не будем…

Днем 8 февраля канлодка «Кореец» с донесениями для русского наместника на Дальнем Востоке Алексеева вышла из Чемульпо и взяла курс на Порт-Артур. Но из Чемульпо в море ведет 30 мильный сложный шхерный фарватер, и путь по нему преградила японская эскадра. К этому времени в Стране восходящего солнца уже приняли окончательное решение о начале войны с Россией, и эскадра контр-адмирала С. Уриу имела четкую задачу: обеспечить высадку десанта. Поэтому японские корабли преградили «Корейцу» путь, а миноносцы даже вышли на него в торпедную атаку. В ответ с русской канлодки прозвучало несколько выстрелов из малокалиберного орудия.

Командир «Корейца» капитан второго ранга Г.П. Беляев счел необходимым вернуться в порт и сообщить старшему по чину Рудневу о происшедшем. К этому времени телеграф уже оказался под контролем японцев, а дальности установленной на крейсере радиостанции для связи с Порт-Артуром не хватало. Русским морякам оставалось только ждать развития событий.

Утром японцы передали ультиматум Уриу, в котором содержалось требование командирам российских кораблей: покинуть порт до полудня. В противном случае адмирал грозился атаковать их прямо на рейде. Формально Корея считалась нейтральной страной, и действия японцев являлись нарушением международного права. Поэтому Руднев обратился к командирам других стационеров с просьбой выразить протест по поводу нарушения нейтралитета. Британский, французский и итальянский командиры действительно подписали такой протест, а командир американской канлодки «Виксбург» отказался сделать это без консультаций с Государственным департаментом.

Впрочем, никакой роли протест все равно не сыграл, поскольку Руднев и Беляев приняли решение выйти в море и принять бой. Их целью была попытка прорваться в Порт-Артур, хотя надежды на это практически не имелось – преградивший накануне дорогу «Корейцу» броненосный крейсер «Асама» был больше и сильнее обоих наших кораблей, вместе взятых. Полный состав вражеской эскадры в тот момент оставался неизвестным, а была она весьма многочисленной. В ее состав входили бронепалубные крейсера «Нанива» (флагман), «Такатихо», «Нийтака», «Акаси» и малый бронепалубный крейсер «Тиёда». Плюс посыльное судно и восемь миноносцев, но они участия в бою не приняли.

Когда русские корабли отошли от Чемульпо на несколько миль, японцы, до того державшиеся в стороне от фарватера за небольшими островами, двинулись им на встречу. Адмирал Уриу предложил русским сдаться, но Руднев не счел нужным отвечать на этот сигнал. И тогда «Асама» открыл огонь. «Варяг», а затем и «Кореец» ответили противнику, в бой включились и остальные крейсера противника. Японские корабли (и, прежде всего, «Асама») смогли нанести «Варягу» весьма существенные повреждения, да еще часть пушек российского крейсера вышла из строя от собственных выстрелов. На «Варяге» бушевал пожар, вода, поступавшая в корпус через подводную пробоина привела к возникновению крена, многие орудия замолчали из-за повреждений или выхода из строя расчетов. Среди членов экипажа насчитывались 34 убитых и 68 раненых. Руднев принял решение вернуться в Чемульпо.

Там крейсер был затоплен, а избежавшая в бою повреждений канлодка – взорвана. Их личный состав разместился на иностранных крейсерах – английском «Тэлботе», французском «Паскале» и итальянской «Эльбе». Японцы согласились отпустить русских моряков на Родину, более того, в знак уважения к храбрости противника они разрешили самых тяжело раненых «варяжцев» отправить в береговой госпиталь, где обеспечили недавним противникам вполне квалифицированную помощь.

Вернувшихся в Россию моряков встретили как героев, но за пышными торжественными мероприятиями осталось без внимания, что крейсер затонул на мелком месте. Зато японцы быстро начали на нем судоподъемные работы. Правда, сперва они не увенчались успехом, но в 1905 г. корабль удалось-таки поднять. После капитального ремонта и модернизации он вошел в состав Японского императорского флота под названием «Сойя», и во время службы под флагом Страны восходящего солнца в основном выполнял роль учебного корабля.

Во время Первой мировой войны японцы согласились продать России – союзнице по Антанте – несколько бывших русских кораблей. Нашей стране они требовались для усиления только что созданной Флотилии Северного Ледовитого океана. Так в 1916 г. «Варяг» вернулся под Андреевский флаг. После того как российский экипаж принял его во Владивостоке, крейсер отправился сперва на Средиземное море, затем к берегам Кольского полуострова, в Александровск. Оттуда он в феврале 1917 г. взял курс к берегам Англии, направляясь на ремонт. Но бурные революционные события в нашей стране поставили крест на планах морского командования. После Октябрьской революции корабль захватили англичане, но им старый и находившийся в далеко не лучшем состоянии крейсер оказался не нужен. Впоследствии они продали «Варяг» на слом, но при буксировке он у берегов Шотландии сел на камни был частично разобран на металл на месте крушения. А часть его корпусных конструкций и механизмов до сих пор покоится на дне недалеко от города Странрар.

Из книги Техника и вооружение 2012 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги Броненосные крейсера типа «Гарибальди» автора Кофман В. Л.

Испанский крейсер «Кристобаль Колон»Начало короткой карьеры самого неудачливого корабля серии казалось праздничным и безоблачным. 16 мая 1897 года, когда испанский экипаж принимал корабль в порту Генуи, взвившемуся на корме испанскому флагу отсалютовали орудия крепости,

Из книги Великий Ильюшин [Авиаконструктор №1] автора Якубович Николай Васильевич

Воздушный крейсер В июне 1938 года завершились тактические испытания самолета сопровождения (воздушного крейсера) ДБ-ЗСС (заводское обозначение ЦКБ-54) с двигателями М-85 с винтами фиксированного шага и пулеметно-пушечным вооружением. За основу взяли серийный самолет

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Бронепалубный крейсер «Аврора» Крейсер, которому довелось стать одним из символов революционных событий октября 1917 г. и, пожалуй, самым знаменитым кораблем Российского флота, строилась на заводе Новое Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. «Аврора» была заложена 7 сентября

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том I автора Галенин Борис Глебович

Крейсер «Очаков» К началу ХХ в. на Черном море сложилась следующая ситуация: Российский флот имел заметное качественное превосходство над турецким в линейных силах, но при этом в его составе напрочь отсутствовали современные крейсера. Единственный представитель этого

Из книги Легкие крейсера Германии. 1921-1945 гг. Часть I. “Эмден”, “Кенигсберг”, “Карлсруэ” и “Кельн” автора Трубицын Сергей Борисович

Крейсер «Киров» 11 октября 1935 г. в Ленинграде состоялась официальная закладка крейсера «Киров», строительство которого велось по «проекту 26». Это был первый крупный боевой корабль, заложенный в нашей стране после Октябрьской революции и вполне естественно, что ему

Из книги Крейсера типа “Мацусима”. 1888-1926 гг. автора Белов Александр Анатольевич

6. Крейсер «Варяг» Эскадры земные и небесныеКрейсер «Варяг». Для ребят послевоенного поколения, к которому принадлежит автор, слова эти стали синонимом непобедимой силы и несокрушимой доблести, олицетворением верности и надежности. И остались для них такими навсегда, на

Из книги В спецслужбах трех государств автора Голушко Николай Михайлович

Крейсер “Эмден” Легкий крейсер “Эмден"(Проект вооружения 4 двухствольными 150-мм артиллерийскими установками)Через год после заключения Версальского мирного договора исполнилось двадцать лет крейсеру “Ниобе”, и можно было строить новый корабль ему на замену.Перед

Из книги Арсенал-коллекция, 2012 №05 (5) автора Коллектив авторов

Крейсер “Кенигсберг” “Кенигсберг" перед спуском на воду и на достройке в 1928 г.12 апреля 1926 г. на Военно-морской верфи в Вильгельмсгафене был заложен новый крейсер, получивший условное обозначение Kreuzer “В” (“Ersatz Thetis”), 26 марта 1927 г. состоялась церемония крещения и

Из книги автора

Крейсер “Карлсруэ” 20 августа 1927 г. “Карлсруе” во время спуска на воду27 июля 1926 г. на “Дейче Верке” в Киле заложили крейсер типа “К”. Первоначально он получил обозначение Kreuzer С (Ersatz Medusa). Церемония крещения корабля и спуска на воду состоялась 20 августа 1927 г. Крейсер

Из книги автора

Крейсер “Кельн” 7 августа 1926 г. на военно-морской верфи в Вильгельмсгафене заложили третий крейсер типа “К”, с временным названием Kreuzer “D” (Ersatz Arcona). 23 мая 1928 г. его спустили на воду и назвали “Кельн”.Следует отметить, что это был единственный крейсер, построенный между

Бронепалубные крейсера

Бронепалубный крейсер «Жюрен де Ла Гравьер» - 1 ед.

«Жюрен де Ла Гравьер» (Jurien de la Graviere ) Лор 11.1897/26.7.1899/1902 - искл. 1922

5595 т, 137x15x6,3 м. ПМ - 3, 24 ПК, 17 000 л.с.=22,5 уз. 600/886 т уг. Броня: палуба 65 - 35 мм, орудийные щиты 54 мм, рубка 160 мм. Эк. 511 чел. 8 - 164 мм/ 45, 10 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.

Большой, но слабо вооруженный крей­сер. Обладал плохой маневренностью и на испытаниях (продолжавшихся более года) так и не развил проектной 23-узловой скорости. Во время Первой мировой войны действовал на Адриатике, в Ионическом и Эгейском морях. С 1920 года - стационер в Сирии.

Бронепалубный крейсер «Гишен» - 1 ед.

«Гишен» (Guichen ) СНзЛ 10.1895/15.5.1898/1901 - искл. 1921

8151 т, 133(пп)х17х7,5 м. ПМ-3, 36 ПК, 25 000 л.с.=23 уз. 1460/1960 т уг. Броня: 100 - 40 мм, казематы 60 - 40 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 160 мм. Эк. 625 чел. 2 - 164 мм/45, 6 - 138 мм/45, 10 - 47 мм, 5-37 мм, 2 ТА 450 мм.

Океанский «истребитель торговли» с большим радиусом действия, но с очень слабым для его размеров вооружением. В 1914 году нес патрульную службу в Ат­лантике от Ла-Манша до Марокко, с 1915 года находился на Средиземном море. В 1917 году частично разоружен и затем использовался как быстроходный транс­порт. В 1919 году оперировал на Черном море, участвуя в интервенции против Со­ветской России.

Бронепалубный крейсер «Шаторено» - 1 ед.

«Шаторено» (Chateaurenault ) ФШ 5.1896/12.5.1898/1902 - погиб 14.12.1917

7898 т, 135(вл)х17х7,4 м. ПМ - 3, 14 ПК, 23 000 л.с.=23 уз. 1460/1960 т уг. Броня: палуба 100 - 60 мм, казематы 60 - 40 мм, щиты орудий 54 мм. Эк. 604 чел. 2 - 164 мм/45, 6-138 мм/45, 10 - 47 мм, 5 -37 мм.

По характеристикам аналогичен крей­серу «Гишен», но отличался иной компо­новкой и силуэтом. На испытаниях в 1899 году проявилась сильная вибрация, из-за чего вновь был отправлен на верфь. Исправление всех дефектов продолжалось с октября 1899 по сентябрь 1902 года. Во время Первой мировой войны нес пат­рульную службу в Ла-Манше, охотился за немецким вспомогательным крейсером

«Мёве» в Южной Атлантике, использовал­ся на Средиземном море как быстроход­ный транспорт. Потоплен в Ионическом море двумя торпедами, -выпущенными подлодкой UC -38.

Бронепалубный крейсер «Д"Антрекасто» - 1 ед.

«Д"Антрекасто» (D " Entrecasteaux ) ФШ 9.1894/12.6.1896/1899 - искл. 1922

7995 т, 117(пп)х17,8х7,5 м. ПМ - 2, 5 ПК, 14 500 л.с.=19,2 уз. 650/980 т уг. Броня: палуба 100 - 30 мм, башни 230 мм, казе­маты 52 мм, рубка 250 мм. Эк. 559 чел. 2 - 240 мм/40, 12-138 мм/30, 12 - 47 мм, 6 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.

Оригинальный корабль с тяжелой ба­шенной артиллерией и умеренной ско­ростью. Предназначался для действий в отдаленных районах: подводная часть корпуса была обшита деревом и покры­та медью, погреба боезапаса имели сис­тему охлаждения. К 1914 году скорость крейсера не превышала 17 узлов. До 1916 года действовал на Средиземном море, неоднократно обстреливал турец­кие позиции в Палестине и Сирии. За­тем оперировал в Ла-Манше, сопровож­дал конвои до Мадагаскара. Снова пе­решел на Средиземное море, где использовался преимущественно как вой­сковой транспорт. С 1919 года служил учебным судном в Бресте, позже был разоружен и подарен Бельгии, а в 1927 году продан Польше. Являлся блокши­вом, разобран на металл после 1938 года.

Бронепалубный крейсер «Декарт» - 1 ед.

«Декарт» (Descartes ) СНзЛ 8.1892/27.9.1894/7.1896 - искл. 1920

3960 т, 96,3(пп)х13х6,5 м. ПМ - 2, 16 ПК, 8500 л.с.=19 уз. 543 т уг. Броня: палуба 60 - 20 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 70 мм. Эк. 421 чел. 4- 164 мм/45, 10-100 мм, 8-47 мм, 4 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.

Устаревший крейсер, предназначенный для колониальной службы. Однотипные «Паскаль», «Катина» и «Протэ» списаны в 1910 - 1911 годах. «Декарт» в 1914 – 1917 годах находился в Вест-Индии, причем дважды получал повреждения в результа­те столкновений с торговыми судами. В 1917 году прибыл в Лорьян, разоружен и поставлен на прикол. Снятые с крейсера тяжелые пушки были отправлены на сухо­путный фронт, а мелкие установлены на мобилизованных патрульных судах.

Бронепалубные крейсера типа «Фриан» - 3 ед.

«Фриан» (Friant ) Брест 1891/17.4.1893/4.1895 - искл. 1920

«Дю Шайла» (Du Chayla ) Шер 3.1894/10.11.1895/2.1898 - искл. 1921

«Кассар» (Cassard ) Шер 1894/27.5.1896/2.1898 - искл. 1924

3960 т, 96,1(пп)х13,7х6,25 м («Фриан»: 94x13x6,3 м). ПМ - 2, 20 ПК, 10 000 л.с.= 19 уз. 577 - 600 туг. Броня: палуба 80 - 30 мм, орудийные щиты 30 мм, рубка 100 мм. Эк. 393 чел. 6- 164 мм/45, 4 - 100 мм, 10 - 47 мм, от 5 до 9 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.

Старые корабли, близкие по типу к русскому бронепалубно­му крейсеру «Светлана». Всего было построено 6 единиц, но три из них- «Бюжо» (Bugeaud ), «Шаслу-Лоба» (Chasseloup - Laubat ) и «Д"Асса» (D " Assas ) - исключили из боевого состава флота еще до Первой мировой войны.

«Фриан» в 1914 году находился на о. Ньюфаунленд, затем перешел на Средиземное море, в 1915 - 1916 годах был стационером в Марокко. В 1918 году использовался в качестве плав­базы подводных лодок на о. Мудрое. «Кассар» и «Дю Шайла» служили преимущественно на Средиземном и Красном морях, в 1917 году осуществляли поиск германских рейдеров в Индий­ском океане. В ноябре 1918 года «Дю Шайла» принимала участие в последней боевой операции против турецких войск в Ли­ване, в 1919-м находилась на Черном море. К концу войны во­оружение этого корабля состояло из двух 164-мм, четырех 75-мм и четырех 47-мм пушек; остальную артиллерию отправи­ли на сухопутный фронт.

Бронепалубный крейсер «Д"Эстрэ» - 1 ед.

«Д"Эстрэ» (D " Estrees ) Рош 3.1897/27.10.1897/1899 - искл. 1922

2428 т, 95x12x5,4 м. ПМ - 2,8 ПК, 8500 л.с.=20,5 уз. 345/470 т уг. Броня: палуба 40- 20 мм. Эк. 235 чел. 2-138 мм/45, 4 - 100 мм, 8-47 мм, 2 - 37 мм.

Крейсер 3 класса для колониальной службы. Однотипный «Инфернэ» потерпел крушение 22.11.1910. «Д"Эстрэ» в 1914 году нес патрульную службу в Ла-Манше, с 1915-го находился на Средиземном море, в 1916- 1918 годах базировался на Джи­бути и действовал в Красном море. После окончания войны слу­жил на Дальнем Востоке.

Бронепалубный крейсер «Лавуазье» 1 - ед.

«Лавуазье» (Lavoisier ) Рош 1.1895/17.4.1897/4.1898 - искл. 1920

2318 т, 100,6x10,6x5,4 м. ПМ - 2, 16 ПК, 6800 л.с.=20 уз. 339 т уг. Броня: палуба 40 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 100 мм. Эк. 269 чел. 4-138 мм/45, 2-100 мм, 10 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.

«Колониальный» крейсер 3 класса с артиллерией ГК, распо­ложенной в спонсонах. Однотипные корабли «Линуа» и «Гали­лей» были списаны в 1910 - 1911 годах. Начало Первой миро­вой войны застало «Лавуазье» в Исландии, где он обеспечивал охрану французских рыболовных судов. Затем нес патрульную службу в Ла-Манше, в феврале 1915 года перешел в Порт-Саид, действовал в Восточном Средиземноморье. С сентября 1916 года был стационером в Марокко, в июле 1918-го вновь пере­веден на Средиземное море. В 1919 году вернулся во Фран­цию, разоружен и в следующем году списан.

Бронепалубные крейсера типа «Сюркуф» - 3 ед.

«Сюркуф» (Surcouf ) Шер 5.1886/10.1888/1890 - искл. 1921

«Космао» (Cosmao ) Бордо 1887/8.1889/1891 - искл. 1922

«Форбэн» (Forbin ) Рош 5.1886/14.1.1888/2.1889-искл. 1919

2010/2450 т, 95(вл)х9х5,2 м. ПМ - 2, 6 ПК («Космао» 5 ПК), 5800 л.с.=20,5 уз. 300 т уг. Броня: палуба до 40 мм. 4 - 138 мм/ 30, 9-47 мм, 4 ТА 355 мм.

Старые крейсера 3 класса, часто классифицировались на авизо. «Сюркуф» в 1914- 1918 годах базировался на Брест, нес патрульную и дозорную службу в Ла-Манше и Бискайском заливе. «Космао» и «Форбэн» большую часть военного време­ни находились в марокканских водах, причем последний в 1917- 1918 годах использовался в качестве плавбазы под­водных лодок.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Многозначные слова — это примеры разных граней русского языка
Вера божья и вера человеческая
Притчи про добро и зло Маленькая притча о добре и зле