Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сокрытое в волнах. «Подарки» потомкам. Как теряли и не находили ядерные бомбы Инциденты с ядерным оружием

Предположительно, в годы Холодной войны было утеряно порядка 50 ядерных боеголовок, и далеко не все они остались лежать в безлюдных районах.

Министерство обороны США впервые опубликовало список случаев аварий с ядерным оружием еще в 1968 году, в котором было упомянуто 13 серьезных катастроф с ядерным оружием между 1950 и 1968 годами. Дополненный список был выпущен в 1980 году, в котором было уже 32 случая. В то же время, те же документы были выпущены и военно-морским флотом в соответствии с законом о свободе информации, в котором значился 381 инцидент с ядерным оружием в США между 1965 и 1977 годами.

В январе 1966 года над испанской деревушкой Паломарес, во время осуществления дозаправки в воздухе, на высоте 9000 метров столкнулись американский бомбардировщик B-52 и самолет-заправщик KC-135. Самолеты мгновенно превратились в один гигантский пылающий шар, а меж тем, на борту B-52 находились четыре водородные бомбы. По непонятной причине, одна из них целой и невредимой упала в поле рядом с деревней. Неядерные предохранители еще двух сдетонировали, и фрагменты бомбы вместе с плутониевой пылью устроили на месте падения небольшой радиоактивный дождик. Четвертая упала недалеко от побережья, но вот где именно? Стоит отметить, что мощность этой потерявшейся бомбы, в 1000 раз превышает мощность той, что сравняла с землей Хиросиму.

Говорят, что после этого случая окрестности Паломарес еще долго напоминали декорации к фильму об Апокалипсисе. Место падения бомб вычисляли при помощи счетчиков Гейгера, береговую линию окружили американские военные корабли.

Давайте почитаем про этот случай и другие подробнее…

17 января 1966 года, 9:30 утра. С авиабазы НАТО под Севильей взлетает «воздушный танкер» KC-135A «Стратотанкер» (сер. номер 61-0273, 97-е бомбардировочное крыло, командир корабля майор Эмиль Чапла) со 110 т. керосина на борту. Предстоит обычный полет и рутинная дозаправка очередного стратегического бомбардировщика ВВС США, одного из тех, что круглосуточно патрулировали южные границы воздушного пространства стран Варшавского Договора.

10:05 утра. Стратегический бомбардировщик B-52G «Стратофортресс» (сер. номер 58‑0256, 68-е бомбардировочное крыло, командир корабля капитан Чарльз Вендорф) американских ВВС с четырьмя 1,5-мегатонными водородными бомбами B28 на борту делает разворот над Средиземным морем и берет курс на свою базу в США после 12-часового дежурства. До встречи с дозаправщиком, идущим в 32 километрах на высоте 9300 метров со скоростью 600 км/час, остается примерно 5 минут.

10:11 утра. В 8 километрах от побережья Испании Б-52 идет на завершающий маневр по сближению с КС-135. Майор Эмила Чапла, командир КС-135, переводит тумблер заправочного шланга в положение «выпуск» и в этот момент обнаруживает, что сближение происходит слишком быстро. Она нажимает кнопку микрофона, чтобы предупредить экипаж Б-52, но успевает произнести лишь первые слова. Через мгновение Б-52 сильным ударом в нижнюю часть фюзеляжа таранит К-135, и оба самолета охватывает пламя.

10:22 утра. Пожар, последовавший на борту Б-52 сразу после столкновения и взрывной разгерметизации, вынуждает экипаж привести в действие механизм аварийного сброса ядерных бомб. Вслед за этим командир отдает приказ катапультироваться — его успевают выполнить четверо из семи членов экипажа. Спустя секунду восьмимоторная «летающая крепость» взрывается в воздухе. Обломки обоих самолетов, распавшихся при падении на тысячи кусков, позже пришлось собирать на территории почти 40 квадратных километров. Говорят, их отдельные фрагменты находят до сих пор…

Теоретически в случае аварийного сброса ядерных бомб каждая из них опускается на землю на двухкупольном парашюте… Но это лишь теоретически.

Франсиско Симо Ортс, 40-летний рыбак из деревушки Паломарес, где все население округи едва дотягивало до полутора тысяч человек, как раз промышлял на своей лодке в нескольких километрах от берега, когда в небе над его головой расцвел и погас огненный шар. Через некоторое время большой металлический цилиндр голубого цвета, спускавшийся сверху на двух парашютах, упал в воду в сотне метрах от его рыбацкого судна, подняв огромный сноп брызг, и сейчас же утонул. Франсиско, заинтересованный таким необычным явлением природы, несколько раз прошел на своей шхуне над местом падения, но ничего подозрительного не обнаружил и, вернувшись домой, рассказал о происшествии друзьям. Те решили обратиться в полицию, однако там лишь пожали плечами – власти предпочли не информировать местную полицию об операции «Сломанная стрела». Бомбу, падение которой наблюдал испанский рыбак, 18 кораблей ВМС США и 3800 военных искали на дне моря почти три месяца.

Спустя менее суток забытая Богом испанская деревня превратилась в важнейший стратегический объект НАТО. Десятикилометровая зона вокруг нее была моментально оцеплена — ни войти, ни выйти без специального пропуска было невозможно. Три сотни военных инженеров и экспертов по ЧП со счетчиками Гейгера наперевес к огромному неудовольствию местных жителей топтали окрестные поля, уничтожая армейскими ботинками урожай помидоров и фасоли. В течение трех дней к ним присоединились еще три сотни искателей, и тогда же, 20-го января, стратегическое командование ВВС США разродилось сухим комментарием, признававшим наличие на упавшем Б-52 всего ОДНОЙ ядерной бомбы, каковая, якобы, упала в море. Опасности для населения, согласно этому коммюнике, не имелось.

В коммюнике не сообщалось, что одновременно с падением первой бомбы в Средиземное море вторая опустилась на своем парашюте в полувысохшее русло реки Альмансора. И уж тем более там не было ни слова про то, что минутами раньше две оставшиеся ядерные бомбы, парашюты которых по неизвестным причинам не раскрылись, на скорости более 300 км/час врезались в землю: одна в холмистой местности в полутора километрах к западу от деревни («Зона 2″), вторая — рядом с домом одного из местных жителей на восточной окраине Паломареса («Зона 3″). Если бы от удара пришел в действие электрический запал боеголовки, обеспечивающий одновременный подрыв окружающих ее тротиловых шашек, суммарная мощность взрыва составила бы примерно 1.250 бомб, сброшенных на Хиросиму. Однако, тротил сдетонировал самостоятельно, без электрозапала, и, как следствие, неравномерно: в результате вместо того, чтобы сжать плутониевую начинку бомбы до критической массы, он «всего лишь» выбросил ее в атмосферу плотным облаком пыли чудовищной радиоактивности.

По официальным данным в результате инцидента радиоактивному заражению разной степени интенсивности подверглись около 230 гектаров почвы, часть из которой использовалась под пашню. Жертв среди гражданского населения зафиксировано не было. Несмотря на своевременно проведенные работы по дезактивации грунта и зданий, радиационный мониторинг в этой местности осуществляется по сей день. Подвергшиеся сильному заражению места падений 2 и 3 («impact point» на схеме), общей площадью более 2 гектаров, объявлены карантинными и посещение их не рекомендуется.

В силу с конструктивных особенностей аварийного сброса бомб, они должны были спустится на землю на парашютах. Но в данном случае парашют раскрылся только у одной бомбы.

Первая бомба, у которой парашют не раскрылся, рухнула в Средиземное море. Искали её потом три месяца. Ещё одна бомба, у которой парашют раскрылся спустилась в русло реки Альмансора, недалеко от побережья. Но наибольшую опасность представляли две бомбы, которые на скорости более 300 километров в час рухнули на землю. Одна из них рядом с домом жителя деревушки Паломарес.

Спустя день три утерянные бомбы разыскали на побережье; инициирующий заряд двух из них сработал от удара о грунт. К счастью, противоположные объемы тротила взорвались несинхронно, и вместо сжатия детонационной радиоактивной массы разбросали ее вокруг. Поиски четвертой развернулись на территории 70 кв. км. Через полтора месяца напряженных работ из-под воды были извлечены тонны обломков, но бомбы среди них не было.

Благодаря рыболовам, ставшими свидетелями трагедии, 15 марта было установлено место падения злополучного груза. Бомбу обнаружили на глубине 777 м, над крутой донной расщелиной. Ценой нечеловеческих усилий, после нескольких соскальзываний и обрывов тросов, 7 апреля бомбу удалось поднять. Она пролежала на дне 79 суток 22 часа 23 минуты. Еще через 1 час 29 минут ее обезвредили специалисты. Это была самая дорогая спасательная операция на море в ХХ веке - расходы по ней составили $84 миллионов долларов.

Довольные генералы рядом с водородной бомбой, которую спустя 3 месяца достали со дна моря.

Эта бомба, упав в Паломаресе, чудом не взорвалась. Но могло быть иначе…

Если бы от удара сработал запал бомб, побережье Испании, так любимое сейчас туристами, было бы обезображенным радиоактивным полем. Суммарная мощность взрыва составила бы более 1000 Хиросим. Но к счастью, запал не сработал. Произошел взрыв тротила внутри одной из бомб, который отдельно от запала не привел к детонации и взрыву плутониевой начинки.

Результатом взрыва стал выброс в атмосферу облака радиоактивной пыли.

Первые испанские военные на месте падения самолетов.

Место падения В-52. Образована воронка 30 x 10 x 3 m

После авиакатастрофы над Паломарес США заявили, что прекращают полёты над Испанией бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Через несколько дней правительство Испании установило формальный запрет на такие полёты.

США провели очистку заражённой территории и удовлетворили 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тыс. долларов.

Бочки с собранной почвой готовятся к отправке в Соединенные Штаты для обработки.

Участники радиоактивной очистки из армии США.

Карта радиоактивного заражения почвы в районе Паломарес и местонахождение регистрирующей аппаратуры.

В том же году испанский чиновник, Мануэль Фрага Илибарн (Manuel Fraga Iribarne), в центре, и американский посол, Ангьер Бидл Дюк (Angier Biddle Duke), слева, плавали в море, чтобы демонстрируя безопасность моря.

Ещё 14,5 тыс. долларов было выплачено рыбаку, наблюдавшему падение бомбы в море.

В самом Паломаресе десятилетия спустя о произошедшем не напоминает ничего, кроме улицы «17 января 1966».

Место падения одной из бомб.

Осенью 2006 года Испания и США подписали соглашение об очистке территории близ поселка Паломарес, расположенного на побережье провинции Альмерия в Андалусии, от остатков плутония-239, попавшего в этот район в результате катастрофы американского бомбардировщика с атомными бомбами на борту 17 января 1966 года.

«Правительства двух стран договорились о производстве совместных работ по очистке 10 гектаров почвы близ поселка Паломарес, который продолжает оставаться загрязненным остатками плутония», — сообщило 8 октября Национальное радио Испании со ссылкой на не названные «компетентные источники».

В более чем странном сообщении не были указаны ни дата подписания соглашения, ни лица, его подписавшие, ни срок начала работ, ни сумма, ассигнованная на эти цели. Было лишь сказано, что «расходы стороны поделят пополам».

Сразу же после катастрофы силами американских военных были произведены очистные работы, которые обошлись в 80 млн. долларов. Отметим, что 40 лет назад эта сумма была намного значительней, чем в наше время. Тогдашний министр информации и туризма Мануэль Фрага в пропагандистских целях лично искупался в Средиземном море, желая показать всему миру, что никакой опасности нет и избегать Испанию туристам нет никаких оснований.

Производимые в последние годы замеры в зоне поражения показывают, что в районе Паломареса продолжает сохраняться уровень радиации, значительно превышающий допустимый.

С середины 80-х годов в зоне Паломареса запрещено жилищное строительство. Государство выкупило у частных владельцев десятки гектаров земли, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность.
Информация о радиоактивной обстановке и о состоянии здоровья местного населения в прессу попадает исключительно редко.

В какой то мере, инцидент в Паломаресе, послужил идеей для создания антивоенной комедии «День, когда всплыла рыба» (The Day the Fish Came Out).

Разумеется, это не первые и не последние Бомбы потерянные и чудом не взорвавшиеся.

В воздухе

На бомбардировщике ВВС США В-36 с ядерным оружием на борту при следовании с Аляски на авиабазу в штате Техас на высоте 2400 метров из-за сильного обледенения загорелся один из двигателей.

Экипаж сбросил атомную бомбу в океан, а затем покинул самолет на парашютах (The Defense Monitor, 1981).

На бомбардировщике В-50, (развитие B-29) несущем на своем борту атомную бомбу «Марк-4», произошла неисправность двигателя.

Бомба была сброшена с высоты 3200 метров и попала в реку. В результате детонации заряда ВВ и разрушения боеголовки река была загрязнена почти 45 килограммами высокообогащенного урана (The Defense Monitor, 1981).


Без ведома марокканских должностных лиц, B-47 с ядерным оружием, рухнул и загорелся на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США в 90 милях к северо-востоку от Рабата. ВВС приняли эвакуацию базы.

Бомбардировщик продолжать гореть в течение 7 часов. Большое количество автомобилей и самолетов были заражены радиацией. (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 США с двумя ядерными бомбами на борту исчез во время полета. Он совершал беспосадочный перелет с авиабазы ВВС США во Флориде на неизвестную заграничную базу.

Были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла успешно, но со вторым самолетом-дозаправщиком бомбардировщик так и не вступил в контакт, как планировалось, над Средиземным морем. Несмотря на тщательные и обширные по площади поисковые работы, никаких следов самолета, ядерного оружия или экипажа найдено не было (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 с водородной бомбой на борту столкнулся в воздухе с истребителем. При этом у бомбардировщика было повреждено крыло, что привело к смещению одного из двигателей. Пилот бомбардировщика после трех неудачных попыток приземлиться с ядерным оружием сбросил водородную бомбу на мелководье в устье реки Саванна.

В течение пяти недель ВВС США безуспешно искали бомбу. Поиски прекратили после того, как 11 марта 1958 года в штате Южная Каролина с бомбардировщика была случайно сброшена другая водородная бомба, что привело к более тяжелым последствиям. Тогда первую из двух бомб стали рассматривать как безвозвратно потерянную. Поданным экспертов министерства обороны США, в настоящее время она покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, погруженная в песок на 5 метров. Для ее поиска и извлечения, по расчетам специалистов, требуется около пяти лет и 23 млн долларов (Clair, 2001; The Australian, 2001).

При взлете произошла поломка двигателя у самолета ВВС США В-47. Для спасения его два топливных бака, находившихся на концах крыльев, были сброшены с высоты 2500 метров. Один из них взорвался на расстоянии 20 метров от другого самолета такого же типа, стоявшего на парковке, на борту которого имелись три ядерных заряда. Пожар, возникший в результате этого и длившийся около 16 часов, стал причиной взрыва взрывчатых веществ (ВВ) как минимум одного заряда, разрушения бомбардировщика, гибели двух человек и ранения еще восьми. Пожар и взрыв привели к выбросу плутония и высоко-обогащенного урана. Однако ВВС США и британское министерство обороны так и не признали, что в этом инциденте присутствовало ядерное оружие. Хотя двое ученых еще в 1960 году обнаружили вблизи авиабазы значительное загрязнение местности ядерными материалами, их секретный доклад был обнародован лишь в 1996 году (Shaun, 1990; Broken Arrow, 1996; Хансен, 2001).

Бомбардировщик В-47 при перелете с авиабазы в штате Джорджия на зарубежную случайно сбросил за борт ядерную бомбу, которая упала в малонаселенном районе в 6 милях к востоку от города Флоренс. Заряд её взорвался при столкновении с землей. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 10 метров и диаметром 20. Был поврежден частный дом. Ранение получили шесть его жителей. Кроме того, были частично разрушены пять домов и церковь (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-52 с двумя ядерными бомбами на борту столкнулся на высоте 10 000 метров с самолетом-заправщиком КС-135 вскоре после начала процедуры дозаправки топливом.

При крушении погибли восемь членов экипажей. Две ядерные боеголовки впоследствии были найдены и утилизированы (The National Times, 1981).

В 10 км от береговой линии США лежит мощнейшая атомная бомба, сообщает газета The Australian

На дне моря всего в 10 км от береговой линии США лежит мощнейшая атомная бомба, сообщает газета The Australian. Эта бомба – в 100 раз мощнее сброшенной на Хиросиму в 1945 году. Данные об этом до последнего времени хранились Пентагоном в строжайшем секрете и были обнародованы в соответствии с законом о доступе к секретным материалам. Из рассекреченных архивов стало известно, что водородная бомба «Марк 15″ массой 3450 кг была сброшена 40 лет назад с бомбардировщика B-47 Stratojet после его столкновения в воздухе с истребителем во время тренировочных полетов. Пилот бомбардировщика майор Ховард Ричардсон получил приказ командования сбросить бомбу, так как в ином случае он не смог бы посадить машину. С 1958 года «Марк 15″ лежит у берегов острова Тайби, штат Джорджия, и никто не знает, где именно. Бомбу искали в течение 10 недель, но безрезультатно. В записке Пентагона председателю Комиссии по атомной энергии говорится: «Самолет В-47 с атомным оружием на борту получил повреждения при столкновении с истребителем F-86 близ Сильвании. Пилот предпринял три попытки приземлиться с бомбой, но они закончились неудачей. После этого бомба была сброшена в воду у устья реки Саванна. Детонации не было зафиксировано».

Как свидетельствуют документы, поиски были завершены после того, как еще одна водородная бомба была случайно сброшена у берегов Флоренции в Южной Каролине. В результате сдетонировал заряд тринитротолуола, но атомная боеголовка не взорвалась. Поисковую команду срочно направили на место нового ЧП, и она так и не вернулась на остров Тайби. Представители Пентагона заверяют, что бомба не представляет опасности, и гораздо опаснее ее трогать, чем оставить на дне. «Поиски бомбы были завершены 16 апреля 1958 года, и она считается безвозвратно потерянной», - говорится в одном из документов. По данным экспертов военного ведомства США, сейчас «Марк 15″ покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, на 5 метров погруженный в песок. Жители Джорджии требуют что-то сделать для их безопасности, но военные говорят, что извлечение бомбы займет 5 лет, и на проведение этой операции потребуется 23 млн. долларов. По словам военных, бомба не может взорваться, так как с нее снята важная деталь – капсула с плутонием, соединяющая заряд тринитротолуола с боеголовкой. Между тем бывшие военные и местные жители утверждают, что они нашли документы, свидетельствующие о том, что бомба заряжена. По словам бывшего пилота США, в служебной записке Конгрессу говорилось, что бомба является «полностью боевым оружием». По словам еще одного бывшего военного, все бомбы, использовавшиеся на учениях в 1957-1959 годах, были заряжены.

США потеряли атомную бомбу у берегов Гренландии

21 января 1968 года стратегический бомбардировщик ВВС В-52 США потерпел катастрофу вблизи американской базы Норс Стар-бей. С этой базы осуществлялся мониторинг советской территории, а также управление полетами стратегической ядерной ударной авиации США, самолеты которой имели на борту находившееся на боевом взводе ядерное оружие - атомные бомбы.
На борту потерпевшего аварию самолета было четыре такие бомбы. Самолет пробил лед и оказался на морском дне. Как рассказали спустя 40 лет пилоты бомбардировщика - Джон Хьюг и Джо Дэ Амарио - американские военнослужащие и датские рабочие провели операцию, продлившуюся несколько месяцев. Официально власти США заявили, что все атомные бомбы подняты с морского дня. Однако в действительности были обнаружены и извлечены из Ледовитого океана только три бомбы. А четвертый заряд так и не был найден. Об этом свидетельствует рассекреченное американское правительственное видео, полученное ВВС.

Согласно документам, уже к концу января была видна почерневшая одна из секций льда в районе аварии. Лед там замерз повторно, а сквозь него просматривались очертания парашюта оружия. К апрелю было решено отправить в район инцидента субмарину Star III, чтобы искать потерянную бомбу под регистрационным номером 78252. Реальная цель прибытия субмарины была преднамеренно скрыта от датских властей, отмечает ВВС.

«Факт, что эта операция включает поиск объекта или недостающую часть оружия, нужно рассматривать как конфиденциальный NOFORN (что обозначает не быть раскрытым любой зарубежной стране) «, - говорится в одном из документов, датированном июлем.
Между тем подводный поиск так и не увенчался успехом. Сначала этому мешали всякие технические проблемы, а затем наступила зима. Решено было остановить поисковую операцию, говорится в документах. В них также сказано, что в пропавшей части оружия находились такие радиоактивные элементы как уран и плутоний.
И теперь, как отмечает ВВС, местные жители сейчас обеспокоены тем, что бомба проржавела под воздействием соленой воды и представляет огромную угрозу для окружающей среды.

Эксперт по ядерным вооружениям, директор Берлинского «Информационного центра трансатлантической безопасности» Отфрид Нассер заявил, что только оборонный департамент США «признал утерю 11 атомных бомб».

Экологическую очистку почвы проводили в течение восьми месяцев свыше 700 человек — американские военнослужащие и датские гражданские сотрудники авиабазы. Несмотря на крайне тяжелые погодные условия, почти все работы удалось закончить до начала весеннего таяния: 10 500 тонн загрязненного снега, льда и других радиоактивных отходов были собраны в бочки и отправлены для захоронения в США на завод «Саванна Ривер». Однако остатки радиоактивных веществ всё-таки попали в воды залива. Общая стоимость работ по экологической очистке была оценена приблизительно в 9,4 млн долларов. После этой аварии министр обороны США Роберт Макнамара приказал удалить ядерное оружие с бомбардировщиков, осуществлявших боевое дежурство (SAC, 1969; Smith, 1994; Atomic Audit, 1998).

На земле

Бомбардировщик ВВС США В-47 врезался в ангар на авиабазе в 20 милях к северо-востоку от Кембриджа, где хранились три ядерные боеголовки МК-6. Огнеборцы потушили пожар раньше, чем смогли загореться и детонировать взрывчатые вещества боеприпасов. Один из генералов военно-воздушных сил США высказался так по этому поводу: «если бы горящее самолетное топливо вызвало химический взрыв ядерных боеприпасов, часть территории на востоке Англии могла бы превратиться в пустыню». Другой офицер сказал, что крупной аварии с ядерным оружием удалось избежать лишь «благодаря комбинации огромного героизма, большой удачи и воли Бога» (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

На крылатой ракете от взрыва контейнера с гелием разрушились и загорелись топливные баки. Пожар продолжался 45 минут. Ракета с ядерной боеголовкой превратилась в расплавленную массу. Радиоактивное загрязнение в районе аварии было отмечено в радиусе нескольких десятков метров (Greenpeace, 1996).

Тормозной ракетный двигатель возвращаемого аппарата межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмен-1»загорелся из-за того, что была нарушена система управления шахтной пусковой установкой. Ракета находилась на стратегическом боевом дежурстве и была вооружена ядерной боеголовкой (Greenpeace, 1996).

Инцидент случился из-за того, что работник из обслуживающего персонала баллистической ракеты, действуя при осмотре ракеты в нарушение правил в одиночку, случайно удалил пиро-болт и его детонирующий кабель. Произошло падение ядерной боеголовки. При этом был поврежден её теплозащитный материал (Greenpeace, 1996).

Авария на шахтной пусковой установке с межконтинентальной баллистической ракетой «Титан II». Техник во время регламентных работ уронил разводной гаечный ключ, который пробил топливный бак ракеты. Это привело к утечке компонентов топлива и к взрыву его паров. В результате 740-тонная крышка ракетной шахты была сорвана, а 9-мегатонная ядерная боеголовка подброшена на высоту 180 метров и попала за пределы технологической площадки. Однако ядерного взрыва не последовало, боеголовку вовремя обнаружили и утилизировали. И всё-таки не обошлось без жертв: один человек погиб, 21 был ранен (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

Один из самых опасных инцидентов с британским ядерным оружием. При погрузке авиабомбы в самолет из-за непрофессиональных действий обслуживающего персонала она сорвалась с транспортной тележки и упала на бетонную поверхность. На базе была объявлена тревога. Состояние повышенной боевой готовности продолжалось 48 часов. Обследовав бомбу, обнаружили значительные повреждения отдельных элементов её ядерного боеприпаса. Причем такие, что из Великобритании срочно были вызваны специалисты по дезактивации местности (Чрезвычайные происшествия, 2001).

На море

С авианосца ВМФ США, находившегося в плавании у берегов Японии, сорвался с подъемника, упал в открытое море около острова Окинава и затонул на глубине 4800 метров бомбардировщик с атомной бомбой на борту (IAEA, 2001).

В 1968 году в районе Азорских островов затонула американская субмарина, на борту которой находились две торпеды с ядерными боеголовками. Но не только стараниями американцев Атлантический океан превратился в склад ядерных боеголовок. В 1989 году в северной части Атлантики пошла ко дну советская подводная лодка «Комсомолец». Вместе с ней на глубине 1700 метров оказались еще две торпеды с ядерными боеголовками. Из-за большой глубины ни одну, ни вторую подлодку, ни их опасный груз извлечь со дна моря не удалось.

Авианосец ВМФ США столкнулся с советской АПЛ класса «Виктор». На борту авианосца было несколько десятков ядерных боеголовок, на борту советской субмарины — две ядерные торпеды (Greenpeace, 1996).

Но больше всего атомных бомб было утеряно в результате авиакатастроф, происходивших над океанами. Особенно часто это случалось в первые годы холодной войны - топлива очень часто не хватало не то, что бы пересечь Атлантический океан, и, исчерпав запасы горючего, бомбардировщики просто падали в воду. По словам Нассера, основные четыре маршрута пролегали над Гренландией, Испанским Средиземноморьем, Японией и Аляской. И, по всей видимости, именно там до сих пор хранятся смертельно опасные «подарки» холодной войны потомкам.

http://nuclearno.ru/text.asp?316

http://gunman.ru/news/53.html

http://www.mignews.com/news/politic/world/161108_123710_73122.html

Напоминаю вам подробней про и историю, Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Во время холодной войны мы постоянно боялись, что США и СССР начнут ядерную войну. Но с гораздо большей вероятностью мы могли погибнуть от собственного ядерного оружия.

Инциденты с ядерным оружием в среде военных имеют множество зловещих названий — Сломанная Стрела, Увядший Гигант, ЯДВСПЫШКА. На самом деле происходили десятки таких случаев, но мы расскажем о пяти серьёзных происшествиях в США.

Авиабаза Тревис, 1950, Сломанная стрела

Во время Корейской войны военные и политики США серьёзно рассматривали применение ядерного оружия. В августе 1950-го, 10 бомбардировщиков Б-29 взлетели с, как её тогда называли, авиабазы Fairfield-Suisun в Калифорнии, и направились в Гуам. каждый из бомбардировщиков нёс атомную бомбу Mark IV, которая была в два раза мощнее сброшенных на Японию в конце Второй мировой.

Вскоре после взлёта один из Б-29 сообщил о неисправности двигателя. На борту находился генерал Роберт Тревис. Он приказал самолёту возвращаться на базу, но при посадке у самолёта отказали шасси. Понимая, что самолёт падает, пилот попытался избежать столкновения с населёнными районами вокруг базы, и самолёт упал в северо-западном углу базы. При ударе погибли 12 из 20 бывших на борту, включая и генерала Тревиса. В результате пожара сдетонировали 5000 фунтов взрывчатки, которые являлись компонентом атомной бомбы Mark IV. Этот взрыв убил ещё 7 человек, находящихся на земле. Если бы бомба была оборудована расщепляющейся капсулой, число жертв, возможно, исчислялось бы шестизначной цифрой.

ВВС США скрыли инцидент, сказав, что для тренировочного полёта были загружены обычные бомбы. Через несколько месяцев после этого, база была переименована в честь генерала Тревиса. Термин Сломанная стрела применяется для обозначения различных ЧП с ядерным оружием, не связанным с началом ядерной войны.

Обогатительный реактор Ферми 1, 1966, Увядший Гигант

Этот инцидент был увековечен под названием «Когда мы чуть не потеряли Детройт», в одноимённой книге Джона Фуллера.

Случившееся на Ферми 1 стало результатом инженерных ошибок, несоблюдения правил техники безопасности, да и просто отсутствия опыта. Инженеры внесли изменения в систему охлаждения, но не вписали это в документацию, поэтому инженеры, которые работали над реактором, не знали что в резервуаре с жидким натрием были дополнительные дисперсионные пластины. Когда в одном из резервуаров заблокировались охлаждающие трубы, ядро реактора перегрелось до 700 градусов по Фаренгейту (ок. 370С; прим. ) и частично расплавилось.

При расплавлении топливо реактора перегрелось сверх того, с чем могли справиться охлаждающие системы. В итоге это привело к расплавлению окружающей инфраструктуры, такой как защитный корпус, системы охлаждения, и в экстремальных случаях основание установки. При полном расплавлении топливо воспламеняется, и поддерживает температуру около 2000 градусов по Фаренгейту (ок. 1000С). Хотя термин не используется с 1966 года, гипотетический (и технически невозможный) шанс того, что расплавленный реактор прожгёт землю насквозь, и доберётся до Китая, дал определение «Китайский синдром».

Ферми 1 вообще-то находится между Детройтом и Толедо, но надо полагать «Когда мы чуть не потеряли Толедо» звучит не так захватывающе.

Тайби Айленд, 1958, — Сломанная Стрела

В Водах недалеко от острова Тайби, Джорждия, на границе штатов Джорджия и Южная Каролина, на глубине около 10 футов (3м) покоится водородная бомба. Находится она там почти 50 лет.

В 1958 году бомбардировщик B-47 «Stratojet» во время учений потерпел крушение. На борту он нёс водородную бомбу Mark 15 — лёгкую бомбу длиной 12 футов, вооружённую 400 фунтами взрывчатки и высокообогащённым ураном. Экипаж терпящего крушение самолёта решил, что при вынужденной посадке им совсем не хотелось бы нести на борту такой опасный груз, и запросил разрешение сбросить бомбу в океан. При ударе об воду она не взорвалась, и никто с тех пор её больше не видел.

Существует некоторое расхождение относительно того, была ли бомба полностью снаряжена. Некоторые отчёты полагают что была, но ВВС в официальном порядке объявили, что внутри была учебная капсула. Были предприняты попытки её найти, но естественная радиация земли чрезвычайно затруднила розыскные мероприятия. Если она была снаряжена, и если бы сдетонировала, то находящийся неподалку город Саванна практически исчез бы с лица земли.

Айдахо-Фолс, 1961 — Увядший Гигант

Это была потенциально серьёзная катастрофа, и населённые районы подверглись воздействию радиоактивного газа. Но инцидент в Айдахо-Фолс стоит особняком в ряду ядерных инцидентов, как самая ужасная катастрофа, однако об этом сравнительно мало известно.

Реактор SL-1 был экспериментальным, и находился в ведении армии недалеко от Айдахо-Фолс. Третьего января 1961 года всех разбудила сирена тревоги. Срочно прибыл находящийся поблизости персонал на случай чрезвычайных ситуаций. Из-за высокой радиации они не могли пробиться к рубке контроля более полутора часов. Когда им наконец это удалось, они обнаружили двух пострадавших, один из которых ещё подавал признаки жизни (он умер вскоре после этого). Даже после того, как потерпевших вынесли из здания, где находился реактор, тела людей были настолько радиоактивны, что их пришлось похоронить в свинцовых могильниках.

Худшее было ещё впереди. Через несколько дней аварийно-спасательные службы обнаружили третьего оператора. Когда произошёл инцидент он стоял на вершине реактора. Сила взрыва разорвала управляющие стержни, и те, пройдя через его грудную клетку, пригвоздили тело к потолку.

Причиной инцидента стала возможность операторами контролировать скорость реакции. Устойчивая реакция требует, чтобы каждый цикл деления генерировал достаточно нейтронов, чтобы разбивать добавочные атомы, производя следующий цикл деления. Управление осуществлялось при помощи управляющих стержней из материала, безопасно поглощающего нейтроны. Ввод нескольких элементов управляющих стержней в реактор замедляет реакцию. SL-1 проходил техническое обслуживание, при котором требовалось вытащить управляющие стержни на несколько дюймов. Так как конструкция реактора предполагала использование одного большого стержня контроля, то единственная ошибка (вытаскивание стержня почти целиком) привела к мгновенной сверхкритической реакции — циклам деления, которые возрастали по экспоненте.

Массивный скачок выходной энергии испарил охлаждающую воду, и часть самого реактора, в результате вызвав мощный взрыв, приведший к прекращению реакции. Так что можно писать книгу «День, когда мы чуть не потеряли Айдахо-Фолс».

NORAD, 1979 — ЯДВСПЫШКА (почти)

Вот как NORAD научил, что не стоит работать с компьютерным моделированием ядерного нападения Советского Союза, используя системы, которые реагируют на реальную ядерную атаку. Агентство противоракетной обороны получило тревожные показания того, что целая армада советских ядерных боеголовок направляется к США. В воздух подняли боевые самолёты, снаряжённые ядерным оружием. Защищённый самолёт президента также был поднят в воздух (хотя на тот момент он там не находился).

Палец замер над кнопкой. Командиры лётных экипажей ждали приказа атаковать. За шесть напряжённых минут, никто не был уверен, что это не Третья мировая война… и как ни странно, никто не использовал «красный телефон» горячей линии с Советами. Наконец от спутников и Радара раннего оповещения пришёл сигнал, что никакой ядерной атаки не зафиксировано. Виновником переполоха оказалась тренировочная запись, генерирующая фальшивые положительные сигналы, которую случайно включили. На жаргоне военных ЯДВСПЫШКА означает реальный ядерный взрыв, который может привести к ядерной войне.

Если всё вышеозвученное не выглядит достаточно пугающим, то есть ещё несколько десятков подобных инцидентов только в США. Здесь можно вспомнить знаменитый Карибский кризис. Печальная мораль такова, что было бы разумнее менее опасаться явной агрессии, нежели собственной некомпетентности и плохой техники.

Источники

Farmer, James H. «Korea and the A-Bomb.» Flight Journal, Dec. 2010.

Согласно новым рассекреченным данным, СССР и Запад были ужасающе близки к с применением ядерного оружия из-за компьютерного сбоя, вызванного неисправным компонентом стоимостью всего 46 центов. Рассекреченные документы свидетельствуют о более чем 1000 аварий с в 70-80-х годах, произошедших из-за головотяпства американских военнослужащих.

В том числе пожары, взрывы и случайные сбросы бомб, которые могли стоить жизни сотням миллионов людей. На грани ядерной войны мир оказался в 1979 году, когда глава командования воздушно-космической обороны Северной Америки в Колорадо доложил о массированном ударе со стороны СССР.

Экраны компьютера на сверхсекретной базе были заполнены точками, обозначающими то, что Москва произвела пуск, и США были готовы нанести ответный удар. Ответный пуск был отменен в последнюю минуту - после тщательного расследования и проверки данных с помощью других радаров. Если бы США отреагировали и нанесли по Советскому Союзу, Третья мировая война была бы неизбежна.

Во время другого инцидента, вызванного неисправностью американской системы раннего предупреждения, США обнаружили пуск сотен советских ракет. Збигнев Бжезинский, советник по национальной безопасности президента США Джимми Картера, был разбужен в 2:30, чтобы услышать эту тревожную новость. Вскоре выяснилось, что к США направляются 2200 российских ракет. У Бжезинского было всего несколько минут, чтобы решить, следует ли США использовать собственный ядерный арсенал. В то время как он готовился связаться с президентом, ему сообщили, что тревога была ложной, а ее причиной стал сбойный компьютерный чип стоимостью всего 46 центов. Еще один инцидент с ядерным оружием произошел в 1962 году. Тогда команда бомбардировщика Б-52 во время обычного полета случайно уронила ракету с плутонием на Северную Каролину. В то время американские бомбардировщики находились в воздухе 24 часа в сутки, так что США могли мгновенно ответить на любую угрозу.

Самолет нес две водородные бомбы, когда пилот заметил, что появился весовой дисбаланс. Когда экипаж попытался вернуться на авиабазу, самолет начал распадаться, и атомная бомба была случайно выпущена. Не сработало всего одно активационное устройство - бомба упала на землю до того, как был послан сигнал на детонацию. Если бы это последнее устройство было активировано, на американской земле произошел бы полномасштабный термоядерный взрыв.

В свете обострения ситуации о происшествиях, от которых волосы встают дыбом, подробно рассказывается в книге «Контроль и управление: ядерное оружие, дамасский инцидент и иллюзия безопасности», автором которой является американец Эрик Шлоссер. Официальный Пентагон раскрывает 32 инцидента с участием американских ядерных боеголовок. Но Шлоссер, получивший доступ к секретным документам, говорит о более чем 1000 аварий с ядерным оружием в период между 1950 и 1968 годами. Раскрытие конфиденциальной информации демонстрирует, насколько близко Советский Союз и Запад были к во время холодной войны.

В свете обострения ситуации мир может пережить современную холодную войну, считает автор. При этом он предупреждает, что и США, и Россия, по-прежнему используют старые системы . Основной ядерный бомбардировщик США остается неизменным со времен президентства Джона Кеннеди, а главную ядерную ракету наземного базирования все еще используемую сегодня, должны были списать в начале восьмидесятых.

Сегодня во второй половине 2015 года ситуация на арене накалена до предела и любая искра может стать причиной из-за которой начнется Третья мировая война, а инцидент с ядерным оружием может означать гибель всего человечества.

13.10.60 г.

Авария ядерного реактора на борту советской атомной подводной лодки К-8. Облучились 13 членов экипажа.

04.07.61 г.

Авария реактора на АПЛ К-19 во время выполнения боевой задачи в Северной Атлантике.

12.02.65 г.

При перегрузке активной зоны реактора АПЛ К-11 (командир - капитан II ранга Ю.Калашников) у причала МП «Звездочка» в Северодвинске из-за халатности персонала произошел несанкционированный пуск реактора (выход на мощность), сопровождавшийся парогазовым выбросом и пожаром. Радиоактивному загрязнению подверглись территория завода, причалы и акватория порта.

10.09.65 г.

Пожар на борту советской атомной подводной лодки К-27.

08.09.67 г.

Пожар в 1-м и 2-м отсеках на советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол» (капитан II ранга Ю.Степанов), несущей боевую службу в Норвежском море. Погибли 39 человек. Вырезанный реакторный отсек затоплен у Новой Земли.

1968 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки К-131 (Эхо-1, по натовской классификации) Северного флота с неустановленной подводной лодкой США.

08.03 68 г.

Советская подводная лодка К-129 с ядерным оружием на борту затонула в Тихом океане. Погибли 97 человек

24.05.68 г.

Авария реактора на атомной подводной лодке К-27 Северного флота. Резко обострилась радиационная ситуация в энергетическом и смежных отсеках. Пока своим ходом возвращались в базу, многие члены экипажа серьезно облучились. От полученных доз пятеро подводников скончались в госпитале.

В 1981 году отбуксировали к Новой Земле и затопили в заливе Степового. Целиком. Вместе с невыгруженным ядерным топливом.

23.08.68 г.

На АПЛ К-140 Северного флота (капитан II А.Матвеев) произошел неконтролируемый пуск реактора.

14.10.69 г.

Радиационный выброс при подземном испытании на Новой Земле (штольня А-9, мощность до 1,5 мегатонн). Примерно через час после взрыва произошел прорыв парогазовой смеси по тектонической трещине. На технологической площадке мощность дозы достигала нескольких сотен рентген в час. На третьи сутки начался медленный перенос радиоактивных продуктов с территории полигона на север и северо-запад - в сторону Баренцева моря. Присутствие в атмосфере газообразных продуктов взрыва фиксировалось приборами на расстоянии 500 километров от эпицентра. Население прилегающих территорий о «нештатной» радиационной ситуации на полигоне и вокруг него информированы не были.

15.11.69 г.

В Баренцевом море на глубине около 60 метров АПЛ К-19 (Гольф, по натовской классификации, командир - капитан II ранга В.Шабанов) Северного флота столкнулась с подводной лодкой Гато ВМС США. К-19 своим ходом вернулась в базу.

1970 г.

Судостроительный завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Несанкционированный пуск реактора на строящейся подводной лодке сопровождался радиоактивным выбросом и пожаром.

1970 г.

Атомная подводная лодка Северного флота К-69 (Виктор-1, по натовской классификации) столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

12.04.70 г.

Советская атомная подводная лодка К-8 затонула в Бискайском заливе, погибли 52 члена экипажа.

06.70 г.

У берегов Камчатки, в полигоне боевой подготовки Тихоокеанского флота, столкнулись советская атомная подводная лодка

К-108 (Эхо-1 по натовской классификации) и АПЛ Тотог ВМС США.

14.10.70 г.

Подземный ядерный взрыв мегатонного класса на Новой Земле (штольня А-6) с ранним (через 10-15 минут) просачиванием радиоактивных газов. Продукты взрыва были вынесены за пределы полигона. В течение первых суток распространялись главным образом в южном направлении, затем - в юго-западном, над островом Междушарским, восточнее Колгуева и севернее Нарьян-Мара. В этот момент на высоте от 700 до 1800 метров мощность дозы в центре радиоактивной струи достигала 0,3 микрорентгена в час.

24.02.72 г.

Пожар на атомной подводной лодке К-19 (капитан II ранга В. Кулибаба) - в восьмом и девятом отсеках. Погибли 28 человек.

14.06.73 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки К-56, следовавшей в надводном положении, с исследовательским судном «Академик Берг» (Тихий океан). Погибли 27 членов экипажа

26.07.73 г.

На Плесецком полигоне при подготовке к сливу компонентов топлива ракеты-носителя «Космос-3М» (после отмены несостоявшегося старта) произошел взрыв и пожар. Девять человек погибли, еще десять были госпитализированы с отравлением парами ракетного топлива.

1974 г.

В полигоне боевой подготовки Тихоокеанского флота у берегов Камчатки столкнулись советская атомная подводная лодка К-408 (Янки, по натовской классификации) и АПЛ Пинтадо ВМС США.

28.06.75 г.

Авария на борту атомной подводной лодки К-477.

21.10.75 г.

В результате подземного ядерного взрыва на Новой Земле (штольня А-12, мощность до 1,5 мегатонн) отмечен выход в атмосферу радиоактивных газов. Преимущественное распространение - в южном направлении: на вторые сутки после взрыва - остров Вайгач, далее - юго-западнее Амдермы. На четвертые сутки радиоактивная струя была обнаружена на высоте от 700 до 1500 метров в предгорьях Уральского хребта, южнее Печоры. О результатах взрыва и движении радиоактивных масс население не оповещалось.

28.08.76 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки (Эхо-II по натовской классификации) и американского фрегата в Средиземном море.

08.09.77 г.

При проведении регламентных работ на ракетном комплексе атомной подводной лодки К-417 Тихоокеанского флота из-за ошибки оператора создалось критическое давление в одной из пусковых установок. Из разрушенного корпуса межконтинентальной баллистической ракеты Р-29 началась утечка компонентов топлива, а ядерная боеголовка (мегатонного класса) поднявшимся давлением была оторвана и выброшена в море у берегов Камчатки.

09.10.77 г.

Подземный ядерный взрыв мощностью до 20 килотонн на Новой Земле в штольне А-7П. Взрыв производился в так называемой «штольне повторного использования» (первый заряд мощностью до 1,5 мегатонн был взорван в штольне А-7 за восемь лет до этого - 14 октября 1969 года). При повторном испытании радиоактивные продукты вырвались по горной выработке и распространились над проливом Маточкин Шар, акваторией Карского моря и далее, двигаясь в юго-восточной направлении, достигли широты Салехарда.

28.07.78 г.

Авария реактора советской атомной подводной лодки К-171 (Тихий океан), погибли 3 члена экипажа.

02.09.78 г.

Пожар на борту советской атомной подводной лодки К-451 (Тихий океан).

28.12.78 г.

Авария реактора на советской атомной подводной лодке К-171 (Тихий океан). Погибли 3 человека.

18.03.80 г.

На четвертой пусковой установке полигона Плесецк при подготовке к пуску ракеты-носителя «Метеор» в результате взрыва и пожара погибли 48 человек и несколько человек получили ранения. По заключению комиссии, причинами этой и предшествующей (26.07.73 г.) катастроф стали неграмотные действия боевых расчетов.

21.08.80 г.

Авария на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота (Эхо-I по натовской классификации). По неуточненным данным, как минимум 9 человек погибли.

30.11.80 г.

Неконтролируемый пуск реактора на подводной лодке Северного флота К-162 (капитан I ранга Лещинский), находившейся у причала в Северодвинске (Северный флот).

1981 г.

Атомная подводная лодка Северного флота К-211 (Дельта-3, по натовской классификаци) столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

1981 г.

В заливе Петра Великого, на подходе к Владивостоку, столкнулись атомная подводная лодка К-324 (Виктор-3, по натовской классификации) Тихоокеанского флота и американская АПЛ класса «Лос-Анджелес».

1983 г.

Атомная подводная лодка Северного флота К-449 (Дельта-3, по натовской классификации) столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

26.01.83 г.

Ракета-носитель, стартовавшая с полигона Плесецк, упала на середину реки Северная Двина в районе поселка Брин-Наволок Холмогорского района. При соприкосновении со льдом произошел взрыв. Ракета с остатками несгоревшего топлива затонула. Большая площадь была загрязнена компонентами ракетного топлива.

25.06.83 г.

Советская атомная подводная лодка К-429 затонула около побережья Камчатки. Погибли 16 членов экипажа.

31.10.83 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки (Виктор-III, по натовской классификации) и американского военного судна (Атлантика).

21.03.84 г.

Советская атомная подводная лодка столкнулась с американским авианосцем Kitty Hawk.

13.05.84 г.

Взрыв и пожар на базе атомных подводных лодок в Североморске (СССР).

18.06.84 г.

Пожар на подводной лодке К-131 (капитан II ранга Е.Н.Селиванов), находившейся в Баренцевом море. Погибли 14 человек. Своим ходом вернулась в базу.

19.09.84 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки и советского танкера в Гибралтарском проливе.

25.10.84 г.

Подземный ядерный взрыв (от 20 до 150 килотонн) в штольне А-26 на Новой Земле. В первые же минуты после взрыва отмечен выход радиоактивных газов - одновременно в эпицентральной зоне и на устье штольни. Мощность дозы на технологической площадке достигала 500 рентген в час. Через несколько часов продукты взрыва распространились за пределы полигона на акваторию Карского моря и вскоре достигли Сургута.

10.08.85 г.

Тепловой взрыв реактора и выброс радиоактивных продуктов при перегрузке топлива на атомной подводной лодке К-431, находившейся у причала технической базы ВМФ в бухте Чажма (военный городок Шкотово-22 вблизи Владивостока). Судьба аварийной подводной лодки до сих пор не решена. Ядерное топливо из нее не выгружено.

1986 г.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) Северного флота ТК-12 (тип «Тайфун») столкнулся с АПЛ Сплендид ВМС Великобритании.

06.08.86 г.

Советская атомная субмарина К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.

02.08.87 г.

Во время очередного подземного испытания на Северном полигоне «аварийно сработала» штольня А-37А. Примерно через 1,5 минуты случился непредвиденный специалистами прорыв парогазовой смеси по трещине естественного разлома подтаявшего ледника на склоне горы по оси штольни. В атмосферу, помимо радиоактивных инертных газов, вышли радионуклиды бария, йода, цезия, стронция, сурьмы, теллура и др. В течение шести суток радиоактивные продукты находились в зоне технологической площадки, обусловив в контрольных точках мощность дозы свыше 500 рентген в час.

28.10.87 г.

Советская подводная лодка (Танго, по натовской классификации) ударилась о грунт в Балтийском море.

07.04.89 г.

Советская атомная подводная лодка «Комсомолец» с двумя торпедами в ядерном снаряжении затонула в Норвежском море. Погибли 42 члена экипажа.

26.06.89 г.

Пожар и повреждение реактора на советской атомной подводной лодке (Эхо-II, по натовской классификации)

19.03.90 г.

Авария на борту советской атомной подводной лодки класса «Тайфун» (Арктика).

Осень 1990 г.

Неудачный пуск баллистической ракеты с атомной подводной лодки в полигоне боевой подготовки в Белом море.

29.05.92 г.

Взрыв на борту советской атомной подводной лодки Северного флота.

11.02.92 г.

В 20 часов 16 минут в Баренцевом море на глубине около 20 метров многоцелевая атомная подводная лодка К-276 (Сиерра-2, по натовской классификации, командир - капитан II ранга И.Локоть) Северного флота столкнулась при всплытии с атомной подводной лодкой ВМС США «Батон Руж» класса «Лос-Анджелес». Обе субмарины имели на вооружении ракеты, торпеды и мины в ядерном снаряжении. У «Батон Руж» - один, у советской АПЛ «Сьерра» (по натовской классификации) - два ядерных реактора.

29.01.93 г.

В одном из цехов ПО «Север» (г. Северодвинск) на атомной подводной лодке (заказ № 662), находившейся в ремонте, вспыхнул пожар.

20.03.93 г.

Около 9 часов утра в нейтральных водах Баренцева моря атомная подводная лодка «Борисоглебск» (Дельта-4, по натовской классификации) Северного флота столкнулась с атомной субмариной США Greyling. Обе находились в подводном положении.

19.11.97 г.

Взрыв и падение на начальном отрезке полета новой баллистической ракеты морского базирования при испытательном запуске с полигона Ненокса в Архангельской области.

12.08.2000 г.

Катастрофа российской атомной подводной лодки «Курск» в Баренцевом море. Погибли 118 членов экипажа.

Соединенные Штаты и Советский Союз за годы холодной войны потеряли и так не нашли десятки ядерных зарядов. Они спокойно лежат на дне морей и океанов. Западные специалисты предостерегают - до них мечтают добраться террористы, чтобы устроить человечеству ядерный кошмар. В то же время другие эксперты говорят, что найденные заряды будут бесполезны...

Ровно 59 лет назад в небе над американским штатом Джорджия неподалеку от городка Саванна произошла авиакатастрофа. В ходе учений истребитель F-86 Sabre столкнулся в воздухе со стратегическим бомбардировщиком B-47 Stratojet, на борту которого находилась термоядерная бомба Mk.15 мощностью в 1,7 мегатонны (85 Хиросим). Истребитель рухнул на землю. Бомбардировщику удалось вернуться на базу, правда, без бомбы: ее пришлось аварийно сбросить над Атлантикой. Там она и лежит до сих пор, занесенная илом, - поиски ни к чему не привели.

Поиск потерянных подобным образом ядерных зарядов десятилетия будоражит умы конспирологов. Они пугают людей слухами: этим бесхозным оружием массового поражения могут завладеть террористы. Известный американский писатель Том Клэнси посвятил такому сюжету книгу «Все страхи мира». По его сценарию, ближневосточные боевики находят потерянную бомбу и устраивают атомный взрыв во время матча в городе Денвер, чтобы столкнуть СССР и США и развязать третью мировую войну.

Шокирующая находка

Потерянных ядерных зарядов по миру разбросано более, чем достаточно. В вооруженных силах США для этого даже сложился специальный термин Broken Arrow («сломанная стрела»). Приведем самые громкие случаи. «Царь-бомба»: как СССР показал миру «кузькину мать»

Бомбардировщик B-36 Peacemaker 14 февраля 1950 года взлетел с атомной бомбой Mark 4 с авиабазы Эйлсон на Аляске, чтобы принять участие в масштабной имитации ядерного удара по территории СССР. Этот самолет, оснащенный шестью винтовыми и четырьмя реактивными двигателями, имел плохую репутацию у летчиков. Про его моторы говорили «шесть крутятся, четыре горят», но часто их называли «два крутятся, два горят, два дымят, два издеваются, а еще два куда-то делись».

Неудачный B-36 Peacemaker подтвердил свое реноме и на этот раз. Самолет попал в зону плохой погоды над морем у побережья Британской Колумбии, обледенел, у него отказали три из шести двигателей. Экипаж в этой ситуации принял решение сбросить атомную бомбу («обычная» часть сдетонировала, о чем есть свидетельства: вспышку взрыва видели с берега), а потом покинул машину, падающую в воду.


Военные несколько лет искали, но так и не нашли это смертоносное изделие. В 2016 году в районе архипелага Хайда-Гуаи бомбу обнаружил простой дайвер Шон Смиричински. Как выяснилось, на дне ее уже видели местные жители, они же первыми и сделали предположение, что это ядерный заряд, потерянный в 1950 году американскими ВВС, но распространяться об этом не стали. У экспертов возник справедливый вопрос: могли ли до смертельно опасного изделия первыми добраться террористы.

Скрытые океаном

В марте 1956 года над Средиземным морем исчез бомбардировщик B-47 с двумя атомными бомбами. Ни самолет, ни ядерные заряды найти так и не удалось. Официальная версия гласит «потерян в море у побережья Алжира» - у одного из главных очагов терроризма в мире.

28 июля 1957 года у транспортного самолета C-124 американских ВВС, вылетевшего из США с тремя снаряженными ядерными бомбами и плутониевым зарядом для еще одной, отказали два двигателя из четырех. Чтобы облегчить машину, экипаж сбросил две бомбы примерно в сотне миль от Атлантик-Сити. Обнаружить их не удалось.


В январе 1961 года на борту стратегического бомбардировщика B-52 вышла из строя топливная система. Экипаж также принял решение избавиться от двух ядерных бомб. Причем дело происходило не над океаном, а над территорией США в штате Северная Каролина. Одна бомба повисла на парашюте на дереве. Потом оказалось, что из шести предохранителей, предотвращающих детонацию боеприпаса, сработал только один: лишь чудом не произошла ядерная катастрофа. Вторая бомба утонула в болоте и не была найдена.

5 декабря 1965 года у японского острова «Окинава» с палубы авианосца «Тикондерога» скатился и упал в воду штурмовик A-4 Skyhawk. Вместе с самолетом в глубине Филиппинского моря, которая в этом месте достигает почти пяти километров, исчезла авиабомба B43 с ядерным зарядом мощностью в 1 мегатонну.

Под завесой тайны

Этот случай, который стал достоянием гласности только в 1981 году, а официально признан Пентагоном только в 1989-м, шокировал японцев. Он еще раз доказал, что военные всеми силами пытаются скрыть подобные оплошности. Касается это, прежде всего, последних десятилетий.

Сообщается только о тех инцидентах, информация о которых до этого каким-то образом просочилась в прессу, а также о тех, о которых просто нельзя умолчать.


Так, в январе 1968 года произошло одно из самых крупных ядерных происшествий в истории - авиакатастрофа над базой Туле в Гренландии. Бомбардировщик B-52G с термоядерными бомбами на борту загорелся в воздухе, пробил лед залива Северной Звезды и ушел под воду. Официально американские военные признали утрату 11 авиабомб, однако по неофициальным данным их число может быть гораздо больше - некоторые называют цифру 50.

Завесой секретности, видимо, объясняется и почти полное отсутствие информации о подобных инцидентах в советских ВВС. Отчасти, правда, это можно объяснить и гораздо более низкой активностью отечественной авиации, прежде всего, в удаленных от территории страны зонах.

Существует единственное упоминание о подобном инциденте в Дальней авиации ВВС Советского Союза. О нем рассказал бывший заместитель начальника разведки Тихоокеанского флота, контр-адмирал Анатолий Штыров. По его информации, весной 1976 года бомбардировщик Ту-95 с двумя ядерными зарядами на борту упал в залив Терпения (у южной оконечности Сахалина). По одной из версий, ядерные заряды впоследствии были подняты американской подлодкой спецназначения Grayback, по другой - они до сих пор покоятся на дне.

Трагедии под водой

Отставание в авиации Советский союз компенсировал подводным флотом. В марте 1968 года в Тихом океане к северу от атолла Мидуэй на глубине около 5 тысяч метров затонула дизель-электрическая подводная лодка Тихоокеанского флота К-129 (проект 629А). На ее борту было три баллистические ракеты Р-21 с моноблочными ядерными боеголовками мощностью около 1 мегатонны. Тайна гибели субмарины до сих пор не раскрыта.

В 1974 году экспедиция, организованная ЦРУ, с помощью специального оборудованного корабля Glomar Explorer, замаскированного под исследовательское судно, попыталась поднять лодку. Полностью субмарину из воды извлечь не удалось, подняли только часть. На дне остались ракеты с ядерными боеголовками. Эта интригующая история была описана в книге «Игра в жмурки» журналистки Шерри Сонтаг.

ВМС США потеряли подводную лодку с атомным оружием на борту 22 мая 1968 года. На патрулировании в Северной Атлантике исчезла субмарина «Скорпион» с двумя ядерными торпедами. Лодку нашли на глубине более 3 тысяч метров, на дне, в 740 километрах к юго-западу от Азорских островов. Причины ее гибели также остаются неизвестными.

В апреле 1970 года во время учений «Океан-70» возник пожар на советской атомной торпедной лодке К-8 (проект 627А), находившейся в Бискайском заливе. 12 апреля, после долгой борьбы за жизнь, субмарина затонула на глубине около 4700 метров. На дне оказались шесть торпед с ядерными боезарядами.

3 октября 1986 года на стратегическом ракетоносце К-219 проекта 667АУ «Налим», находившемся в Атлантике к востоку от Бермудских островов из-за разгерметизации шахты произошел взрыв топлива одной из ракет. Лодка всплыла, но спасти ее не удалось. Через три дня она затонула на глубине более 5600 метров. На дне океана оказались 16 баллистических ракет Р-27У, каждая из которых несла по три боеголовки мощностью 200 килотонн.

В апреле 1989 года в Норвежском море после сильного пожара погибла экспериментальная глубоководная советская субмарина К-278 «Комсомолец» (проект 685 «Плавник»). Она затонула на глубине в 1858 метров. На дне оказались две скоростные торпеды «Шквал» с ядерными боевыми частями. Поднимать с глубины их не стали.

Мечта террориста

Однако есть ли вероятность того, что террористические организации сумеют воспользоваться оплошностью военных и поднимут хотя бы один из потерянных зарядов? По силам ли им будет изготовить действующее устройство...

По оценке Американского института по контролю за ядерными материалами, современные террористы в принципе в состоянии изготовить работающую ядерную бомбу. Для этого им нужно две вещи - сырье и само устройство. Но с сырьем у боевиков проблемы. Выработка оружейного плутония и обогащение урана - очень сложный, высокотехнологичный процесс, доступный пока далеко не всем государствам. Теоретически источником ядерных материалов для террористических организаций могут стать потерянные атомные бомбы.

Сами найденные под водой заряды вряд ли будут пригодны для взрыва. Да и установленные на них системы защиты не дадут боевикам устроить атомные удары. Но они могут послужить примером для создания собственной конструкции. Тем более, что общие принципы ядерных устройств давно обнародованы.

Для того, чтобы произошел ядерный взрыв, необходимо перевести ядерный материал в сверхкритическое состояние, после чего начинается неконтролируемое деление ядер с излучением нейтронов и выделением энергии. Этого можно достичь двумя способами. Чем «радиоактивные» продукты лучше?

Во-первых, по «пушечной» схеме, как в бомбе «Малыш», сброшенной на Хиросиму, выстрелив одним фрагментом ядерного материала в другой. Во-вторых, по имплозивной схеме, как в бомбе «Толстяк», сброшенной на Нагасаки, - обжать плутониевую сферу взрывом.

И все же эксперты Американского института по контролю за ядерными материалами считают, что вероятность создания собственного ядерного устройства террористами с помощью потерянной атомной бомбы мала.

У них для этого недостаточно знаний и технологий. Да и сами потерянные бомбы найти не так уж и просто, если это не сумели сделать военные с их сверхмощным оснащением.

К тому же районы, где были утрачены ядерные устройства, находятся под пристальным контролем, в случае подозрительной активности там, без сомнений, будут незамедлительно приняты меры.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Макроэлементы в организме человека и их значение
Елена Сажина: «Я скучаю по Волгодонску»
Роберт Стивенсон. Баллада «Вересковый мед. Вересковый мед. Рецепт и легенда Мой вересковый мед моя святая тайна