Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Стрельниковой а н полное имя. Любимая певица Леонида Брежнева: У меня отказывают ноги. Каждый шаг – адская боль

журнал "Изобретатель и рационализатор" 1975 год

ЛЕЧЕНИЕ ВДОХАМИ

Много лет А.Н.Стрельникова пользует своих пациентов лечебной гимнастикой против самых разных хворей. Необычный способ лечения (а.о.№411886) получил официальное признание специалистов.

С детства под влиянием матери, музы-кально одаренной женщины, Александра Стрельникова мечтала стать певицей. При-ехав из далекой Сибири в Москву, посту-пила в театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Все шло хорошо, как вдруг беда - пропал голос. Попытки вернуть его закончились неудачей. Уехала обратно домой. На родине Стрельникова организовала кружок самодеятельности.

Среди ребят моего кружка, - расска-зывает Александра Николаевна, - кое-кто мечтал стать певцом-профессионалом. Вспоминая свою трагедию, я думала, как уберечь моих воспитанников.

В 1953 году она вновь приезжает в Мос-кву и с нею трое юношей. Борис был при-нят в Гнесинское училище, Анатолий - в консерваторию. Не поступил лишь Юрий- ему не было 18 лет. Он довольствовался подготовительными курсами консерватории. Это был первый крупный успех Стрельни-ковой как педагога. Она убедилась на соб-ственном опыте, что порча голоса или его полная потеря может произойти и от из-лишнего рвения. Словом, за голосом надо следить, за ним надо ухаживать. Занятия с учениками Стрельникова проводила по соб-ственной методике.

журнал "Изобретатель и рационализатор" 1975 год вторая встреча

ТОЛЬКО ВДЫХАЙТЕ

По многочисленным просьбам публикуем комплекс лечебной гимнастики.

Педагог по постановке голоса А.Н.Стрельникова изобрела систему "одностороннего дыхания" и разработала комплекс упражнений, лечебный эффект которых заключается в том, что голосовой аппарат и органы дыхания получают как бы помощь от мускулов всего тела. В результате голосовой аппарат не перенагружается даже при интенсивных напряжениях. Комплекс упражнений повышает объём вдоха в 5-6 раз, активизирует газообмен, улучшает общее самочуствие....

журнал "Физкультура и спорт" март 1980 год

Дыхательная гимнастика Стрельниковой

Многочисленные варианты различных дыхательных гимнастик чаще всего уделяют основное внимание задержкам дыхания или выдохам, потому что именно эти компоненты дыхания могут обеспечить, как считается, необходимый оздоровительный эффект. Это известно не только из практики нашей или зарубежной лечебной физкультуры, но и из многовекового опыта древней медицины. которая. как сейчас выясняется, знала и умела чрезвычайно много.

Но вот появилась дыхательная гимнастика Стрельниковой. Знакомство с ней не будет лишним для очень многих из нас.

Два главных упражнения в этой гимнастике такие: наклон и одновременно резкий и короткий вдох; сведение согнутых в локтях рук, поставленных перед грудью на уровне плеч, и одновременно - короткий активный вдох...

Теперь познакомимся с человеком, кому адресованы слова благодарности. Александра Николаевна - педагог, постоянно работает в театре имени Моссовета и в театре Сатиры, у неё занимаются постановкой голоса драматические актёры и вокалисты, дикторы и учителя.

У Стрельниковой с большой пользой занимались такие известные мастера. как Андрей Миронов, Армен Джигарханян, Лариса Голубкина, Максим Штраух, Людмила Касаткина и многие другие. Стрельниковские упражнения чрезвычайно популярны среди актёров. Когда корреспондент журнала "Физкультура и спорт" брал интервью у Аллы Пугачёвой и Софии Ротару, артистки не забыли сказать, что регулярно занимаются дыхательной гимнастикой по Стрельниковой.

Побывав в гостях у Александры Николаевны, познакомившись со многими занимающимися по её методике, я попытался составить список заболеваний, при которых эта дыхательная гимнастика оказалась достаточно эффективной, что в каждом отдельном случае и было зафиксировано врачами.

Вот этот список:

Список далеко не полон, зафиксированы также случаи улучшения работы пищеварительной системы, печени, избавление от головных болей, от хронической усталости и т.д. и т.п.

Не лишне сказать, что этот комплекс упражнений занесён в Госреестр и запатентован....

Александра Николаевна Стрельникова специализируется на по-становке голоса певцам и драматическим артистам. Она - педа-гог-вокалист. Но авторское свидетельство она получила за разра-ботанный ею комплекс дыхательной гимнастики, помогающей из-бавиться от многих болезней органов дыхания

Дозвониться к Александре Ни-колаевне удалось быстро.

Слушаю вас... А теперь да-вайте «маятник»... Нет, это я не вам... Пошли! Раз-два... Ну го-ворите, говорите, я слушаю...

В промежутках между «раз- два» и «о выдохе не думайте» мы договорились о встрече. И вот я у Александры Николаевны до-ма. Пожилые и дети - страдаю-щие астмой больные, потерявшие голос учителя, охрипшие пев-цы, врачи лечебной физкультуры - многие из них приезжают к ней издалека, чтобы освоить так называемую Стрельниковскую дыхательную гимнастику.

Учитесь правильно дышать

В одном из столичных театров на премьере вышел казус. В самый что ни на есть кульминационный момент спектакля, когда героиня, выбежав на сцену, должна была произнести свой полный драматиче ского накала монолог, у актрисы, очень молодой и очень талантливой, от волнения пропал голос. Она жестикулировала, открывала рот, но зрители не услышали ни звука. Следует отдать должное опытным партнерам актрисы, которые, мгновенно оценив ситуацию, сумели «заиграть» неожиданно возникший пробел. Но надо было видеть и то, что в это время творилось за кулисами! Кто-то готов был упасть в обморок. Одни кинулись закрывать занавес, другие их останавливали, третьи уже вызывали «скорую помощь»...

Исцеляет гимнастика

«Прочитала в вашей газете от 21 апреля с.г. статью «Учитесь правильно дышать» о дыхательной гимнастике А.Н.Стрельниковой. Я уже лет пятнадцать страдаю двухсторонней хронической пневмонией. Часто мучают приступы сильного кашля, лекарства не помогают. Прочитав статью, решила сделать описанное упражнение по методу Стрельниковой. Произошло чудо! После 10-15 наклонов ощутила такую лёгкость, что захотела прыгать. Собираюсь продолжить тренировки, но прежде хотелось бы уточнить, всё ли я делаю правильно, какие нагрузки приемлемы...»

Это письмо мы получили от нашей читательницы из Уфы З. В. Балеевой. Ежедневно в редакцию приходят сотни писем с откликами на статью и просьбой более подробно рассказать о гимнастике, разработанной педагогом Театра сатиры и Театра имени Моссовета А. Н. Стрельниковой. Из всех присланных 5 вопросов мы выбрали наиболее часто встречающиеся и обратились с ними к Александре Николаевне.

В чем сущность вашего метода?...

Дышите резче.

Я тревожно нюхаю воздух. "Резче, резче. Пахнет гарью". Нос режет от резких вздохов, кружится голова.

А вокруг сорок человек, от шести до шестидесяти лет, усиленно дышат то «кошкой», то «первобытным че-ловеком», то, опустив голову и плечи, изображают из себя «насос». И по залу от нашего, в общий такт, дыхания словно гуляет ветер. Через десять ми-нут боль в носу проходит, го-ловокружение прекращается и чувствую, как с каждым упраж-нением голова становится ясной, тело легким, а удивленно-подо-зрительное настроение под ве-селые русские песни ведущего превращается в радостное. Ка-жется, восторженные отзывы и рекомендации читателей посе-тить секцию дыхательной гимна-стики Стрельниковой при Экспе-риментально-творческом инфор-мационном центре имеют осно-вания. Но побеседуем с ее ру-ководителем, учеником и асси-стентом А. Стрельниковой, док-тором М. Щетининым...

Парадоксальная дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой.

«Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса» (авторское свидетельство зарегистрировано в Госреестре СССР) -оказался уникальным методом естественного оздоровления всего организма.

Единственная гимнастика в мире, в которой вдох делается на сжатии грудной клетки. Активизируя носовое дыхание, гимнастика обеспечивает высокий уровень снабжения всего организма кислородом, улучшает обменные процессы, повышает иммунитет.

Показания:

Гимнастика снимает усталость, выводит из состояния депрессии, повышает половую активность.

Занятия проводят педагог - вокалист А.Н.Стрельникова и её ассистент, методист лечебной физкультуры с опытом клинической работы М.Н. Щетинин.

Занятия проходят в профилактории ММПО «Знамя Революции»....

Доброго времени суток, дорогой читатель!

В этой статье Вы узнаете о биогафии Александры Николаевны Стрельниковой.

Александра Николаевна Стрельникова родилась в 1912 году. Отец – Николай Дмитриевич, мать – Александра Северовна, сестры — Нина и Татьяна. Отец – Николай Дмитриевич Стрельников был очень красивым мужчиной, когда он женился на Александре Северовне, ему было 37 лет, а ей 17 лет.

Лето 1919 года застало семью Стрельниковых во Владивостоке, куда их занесло революционной бурей. Сюда же перебралась сестра Александры Северовны Лидия с мужем, скрываясь от красного террора. Последний раз главу семьи Николая Дмитриевича, его семья видела на станции Зима. Больше его никто не видел и никаких сведений о нем в семью не поступало. По воспоминаниям младшей сестры Нины, их отец много играл с дочерьми и катал их на плечах. Также из воспоминаний младшей сестры Нины, мама писала: «Шура несчастлива в браке, разошлась». Сама Александра Николаевна ничего о себе не любила рассказывать.

С 1920 года Александра с матерью и двумя сестрами жила во Владивостоке у старшей сестры своей матери – Лидии. Через некоторое время Лидия Северовна с мужем, забрав младшую сестру Нину, уехали в Харбин.

Александра Стрельникова стала оперной певицей. Она пела в труппе Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а Александра Северовна Стрельникова – ее мать, работала в Новосибирской филармонии педагогом-вокалистом.

Еще в довоенные годы А.С. Стрельникова применяла отдельные упражнения из своей будущей уникальной системы дыхания. В 1941 году Александра Северовна Стрельникова обращалась в Народный комиссариат здравоохранения и предлагала рассмотреть ее изобретение под названием «Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой». Техсовет Наркоздрава СССР рассмотрел и зарегистрировал 29 апреля 1941 года за № 4268 и направил на заключение, написав письмо о том, что результаты будут сообщены. Но началась война, и стало не до этого. И все было отложено на неопределенное время.

После войны А.Н. Стрельникова вернулась в Новосибирск и взялась за руководство художественной самодеятельностью, разъезжая по Новосибирской области с агитбригадой. В 1953 году вернулась в Москву и привезла с собой трех своих учеников. Один из ее учеников поступил в Институт имени Гнесиных, а двое других поступили в Московскую консерваторию. После приезда матери в Москву, Александра начинает работать педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников, а Александра Северовна — ее мать – в Московской государственной эстраде. Жили они в этот период в Сокольниках в старом одноэтажном доме. Мать и дочь Стрельниковы общались со столичным кругом певцов. Дыхательная гимнастика творила чудеса, она улучшала красоту тембра, расширяла диапазон голоса тем, для кого это было профессией, и «делала» голос тем, кто очень хотел петь, но не имел особых природных данных.

Уже в это время у Александры Николаевны Стрельниковой было больное сердце, она страдала приступами удушья. Светила московской медицины того времени не могли ей помочь. Болезнь прогрессировала. Однажды Александра Николаевна почувствовала боль в груди и приступ удушья такой, что думала, не доживет до утра. Мать открыла все окна настежь, но ничего не помогало. До ближайшего телефона-автомата был целый квартал, но мать боялась оставить дочь в таком состоянии. Алексанра Николаевна стала дышать, по четыре раза с перерывом (используя принцип своей гимнастики) и тут она поняла, что она доживет до утра. Именно в эту страшную для них обеих ночь они поняли, что создали гимнастику не только возвращающую певцам и актерам голос, но и что-то гораздо большее, что поможет вернуть людям здоровье. Она разработала собственную систему дыхания. Спустя какое-то время она скажет о своем изобретении так:

28 сентября 1973 года Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы впервые зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», установив его приоритет от 14 марта 1972 года (авторское свидетельство № 411865).

Впервые сведения о необычной дыхательной гимнастике напечатал журнал «Изобретатель и рационализатор» (№ 7 за 1975 год), где была фотография Андрея Миронова, выполнявшего упражнения, а уже в № 8 за 1976 год был опубликован комплекс упражнений Стрельниковой. Также в 1975 году сановный журнал «Советский союз», издававшийся еще в нескольких странах на западе, выпустил небольшую заметку о Стрельниковой, и ее уникальной дыхательной методике. Минздрав СССР воспринимал эту методику, скажем так, в штыки.

Исследования по эффективности гимнастики Александры Стрельниковой проводились в Клинико-диагностическом центре детской городской поликлиники № 69, в Центральной поликлинике № 1 МВД России, в Центральном НИИ туберкулеза РАМН и в 9-ой гарнизонной поликлинике Министерства обороны РФ.

Сказать о том, что путь к признанию методики был трудным, это значит не сказать ничего. Много чего пришлось преодолеть Александре Николаевне, но благодаря ее сильному характеру и служению людям эта методика получила признание и ее сейчас успешно развивает и также несет людям здоровье ее ученик и последователь Михаил Николаевич Щетинин.

В свои годы, а ей было 77 лет, Александра Николаевна Стрельникова была абсолютно здоровым человеком, она была прекрасной пловчихой и в день гибели, она возвращалась после плавания в реке, в которой она плавала, пока река не покрывалась льдом. Собравшись после плавания, она переходила дорогу, как вдруг два пьяных парня на мотоцикле на большой скорости сбили ее и, потеряв управление, врезались в столб и погибли сами. Три нелепые смерти одновременно.

Погибла в сентябре 1989 года в результате дорожно-транспортного происшествия.

Ученик Алекандры Николаевны Стрельниковой – Михаил Николаевич Щетинин посвятил своей учительнице книгу «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», которую он написал, собрав весь накопленный опыт по этой методике. В ней очень подробно изложено, какие упражнения, в каком количестве и как, надо делать при различных заболеваниях. Теперь каждый может воспользоваться этой методикой для восстановления своего здоровья и нужно для этого всего на всего один квадратный метр площади и открытая форточка.

Биография А.Н. Стрельниковой в википедии очень скупа, при составлении использована книга «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» ученика и последователя в деле всей ее жизни М. Н. Щетинина. Кликнув « «, вы пройдёте на страницу, на которой есть видео, как делать эту гимнастику.

Пользуйтесь методикой, она на самом деле чудодейственна!

С уважением, Столбунец Лидия

Александра Николаевна Стрельникова

Кадр из фильма «Эта парадоксальная гимнастика…» (1986).
Основная информация
Дата рождения
Место рождения
Дата смерти сентябрь
Место смерти
Страна
Профессии , ,
strelnikova.ru
Произведения этого автора

Алекса́ндра Никола́евна Стре́льникова (1912—1989) — оперная певица, педагог. Наряду со своей матерью Александрой Северовной Стрельниковой является соавтором комплекса дыхательной гимнастики, известного как «дыхательная гимнастика Стрельниковой» .

Семья

Отец — Николай Дмитриевич Стрельников, в последний раз его видели в 1919 году. Мать — Александра Северовна, преподаватель пения в Московском оперно-драматическом театре им. Станиславского, потом работала педагогом-вокалистом в . Также было две сестры — Нина и Татьяна. В молодости Александра вышла замуж, но брак быстро распался.

Биография

Родилась в 1912 году. С 1920 года жила с сёстрами и матерью во у тёти (старшей сестры своей матери) Лидии. Затем Лидия Северовна переехала с одной из племянниц в .

Александра Николаевна Стрельникова стала оперной певицей. Перед она пела в труппе . Ещё в довоенные годы Александра Николаевна применяла отдельные упражнения своей будущей системы дыхания.

После войны Стрельникова переехала в и стала руководить художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по . Вернулась в Москву в 1953 году и привезла трёх своих учеников. Двое из них поступили в , третий — в . Когда к Александре переехала её мать, она стала работать педагогом-вокалистом в , а мать — в Московской государственной эстраде. Жили в Сокольниках.

У Александры Стрельниковой в это время уже было больное сердце. Спасая себя от приступов удушья, вместе с мамой разработала собственную систему дыхания. Позже она так говорила о своём изобретении:

Погибла в сентябре 1989 года в результате .

Дыхательная гимнастика

Авторское свидетельство с приоритетом от 14 марта 1972 года получила в конце концов её дочь Александра Николаевна. Изобретение называлось «Способом лечения болезней, связанных с потерей голоса » . Первым о дыхательной гимнастике рассказал в 1975 году журнал « », поместивший фотографии , выполняющего упражнения . Спустя год там же был опубликован весь комплекс упражнений .

Александра Николаевна Стрельникова (1912-1989) - автор дыхательной гимнастики.

Биография

Родилась в 1912 году.

Мать - Александра Северовна (преподаватель пения в Московском оперно-драматическом театра им. Станиславского), отец - Николай Дмитриевич, в семье было три сестры - Александра, Нина и Татьяна. В молодости Александра вышла замуж, но брак быстро распался.

С 1920 года с двумя сёстрами и матерью жила во Владивостоке у старшей сестры своей матери - Лидии. Затем Лидия Северовна с одной из сестер уехали в Харбин.

Александра Николаевна Стрельникова стала оперной певицей. Перед войной она пела в труппе Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а её мать работала в Новосибирской филармонии педагогом-вокалистом. Ещё в довоенные годы А. С. Стрельникова применяла отдельные упражнения своей будущей уникальной системы дыхания.

После войны Стрельникова вернулась в Новосибирск и стала руководить художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по Новосибирской области. Вернулась в Москву в 1953 году и привезла трёх своих учеников. Двое из них поступили в Московскую консерваторию, третий - в Гнесинское училище. Когда к Александре приехала её мать, она стала работать педагогом-вокалистом в Центральном доме культуры железнодорожников, а мать - в Московской государственной эстраде. Жили в Сокольниках.

У Александры Стрельниковой в это время уже было больное сердце. Спасая себя от приступов удушья, вместе с мамой разработала собственную систему дыхания. Позже она так говорила о своём изобретении:

28 сентября 1973 года Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы впервые зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса», установив его приоритет от 14 марта 1972 года (авторское свидетельство № 411865).

Первым в СССР рассказал о необычной дыхательной гимнастике журнал «Изобретатель и рационализатор» (№ 7 за 1975 год), а в № 8 за 1976 год был опубликован комплекс упражнений Стрельниковой.

Исследования эффективности гимнастики Стрельниковой проводились в Центральной поликлинике № 1 МВД России, в 9-й гарнизонной поликлинике Министерства обороны РФ, в Клинико-диагностическом центре детской городской поликлиники № 69 и Центральном НИИ туберкулёза.

Погибла в сентябре 1989 года в результате ДТП.

Фильмография

  • «Эта парадоксальная гимнастика…» - сюжет в выпуске киножурнала «Советский спорт» № 10, 1986 г, Центральная студия документальных фильмов.

тьей из сестер Стрельниковых, о существовании которой я и не подозревал. В очень преклонном возрасте живет она сейчас в Австралии, практически обездвижена, больна тяжелой неизлечимой болезнью. Более 60 лет Нина Николаевна пыталась разыскать свою мать и сестер. Уже после гибели Александры Николаевны прочитала о дыхательной гимнастике Стрельниковой в одной из российских газет, где, к счастью, был указан мой адрес и даже телефон.

Единственная оставшаяся в живых из троих сестер, Нина Николаевна написала мне о том, о чем так и не успела рассказать Александра Николаевна.

Их отец, Николай Дмитриевич Стрельников, был красивым мужчиной, старше своей жены - Александры Северовны. Ей было 17, а ему - 37, когда они познакомились на уроках пения у Давыдова... Мама, как пишет Нина Николаевна, удрала с уроков из школы, и они явились к родителям, уже обвенчавшись.

Лето 1919 года застало Александру Северовну и трех ее дочерей, Александру, Нину и Татьяну, во Владивостоке, куда их занесло революционной бурей. Сюда перебралась, спасаясь от красного террора и сестра Александры Северовны Лидия с мужем. А главу семьи, Николая Дмитриевича, девочки видели в последний раз на станции Зима. О дальнейшей его судьбе Нина Николаевна не могла мне больше ничего сообщить. В ее памяти только осталось, что отец много играл с дочерьми, любил сажать их себе на плечи...

В 1924 году Лидия Северовна с мужем уехали в Харбин, забрав с собой Нину - очень слабенькую девочку, чтобы помочь Александре Северовне содержать семью. С тех пор Нина Николаевна больше не видела мать и сестер.

"А ведь я когда-то собиралась переплыть Амур!" - сказала мне однажды Александра Николаевна (она всю жизнь была прекрасной пловчихой, а в юности - даже чемпионкой Новосибирска).
Теперь, спустя несколько лет после ее гибели, я узнал, почему она хотела это сделать! Она мечтала повидаться с сестрой! Но именно тогда она встретила "такие чудесные синие глаза" (из письма младшей Александры сестре Нине, которое та более чем через полвека после его получения переслала мне в Москву), что..."Из-за этих "голубых глаз", - напишет мне Нина Николаевна из Австралии, - Шурка раздумала переплывать Амур и удирать в Харбин. Вышла замуж. Но неудачно. Мама написала: "Шура несчастлива в браке, разошлась. И вообще забудьте о нашем существовании".

Шел 1934 год, в СССР начинались сталинские репрессии.
На старых фотографиях, присланных мне с другой части земного шара, семья Стрельниковых запечатлена на даче с поваром-китайцем и на пикнике с друзьями - белогвардейскими офицерами. Детская память Нины Николаевны Стрельниковой на всю жизнь запечатлела портрет матери, где она изображена в полный рост рядом со стулом из черного дерева ("из спинок стульев мы, дети, пытались выковыривать фарфоровые медальончики в бронзовой оправе").

Александра Северовна Стрельникова была в молодости необычайно красивой женщиной. У моей наставницы на фортепиано стоял тот самый портрет ее мамы в молодости (к сожалению, портрет после гибели А.Н. Стрельниковой пропал). Чудом сохранилась любительская фотография, на которой один мой пациент заснял меня на фоне этого портрета.

Судьба пощадила А.С. Стрельникову и ее дочерей. Их не коснулись репрессии.
В довоенные годы Стрельникова-старшая уже применяла отдельные упражнения будущей уникальной системы дыхания. Просматривая старые бумаги Александры Николаевны, я обнаружил документ из Народного комиссариата здравоохранения, присланный на имя А.С. Стрельниковой, в котором говорилось: "Ваше предложение под названием "Метод лечения астмы дыхательной гимнастикой" поступило в бюро изобретений Техсовета Наркомздрава СССР 29 апреля 1941 года, зарегистрировано под № 4268 и направлено на заклю1-чение. Результаты Вам будут сообщены".

Но разразилась война, и было уже не до гимнастик.
Как же все началось? Из чего возникла эта уникальная система?

Бессчетное количество раз слышал я от Александры Николаевны одну и ту же фразу, которую она произшь сила на своих лекциях: "Когда я, молодая певица, потеряла голос, мама стала искать способ его восстанов-

ления. Так постепенно была изобретена гимнастика,". o Александра Николаевна не любила рассказывать о себе, и лишь по отдельным фразам, по некоторым замечаниям я смог представить себе, как все начиналось.

Они жили тогда с мамой в Сокольниках, в старом одноэтажном доме, в котором когда-то были "конюшни. Мать и дочь Стрельниковых знали лишь в узком кругу столичных певцов. Их дыхательная гимнастика улучшала красоту тембра, расширяла диапазон голоса у тех, для кого пение было профессией, и "делала" голос тем, кто хотел петь, не имея на это особых природных данных.
Стрельникова-младшая в то время была очень больна. От тяжелых, упорно повторяющихся, всегда с равной периодичностью, приступов боли в груди у нее начало сдавать сердце. Стрельниковы имели обширные связи в медицинском мире Москвы, но, увы, никто из врачей, даже самых известных, не в силах был помочь Александре Николаевне.

И вот однажды, осенней ночью, Стрельникову-дочь Вывела из забытья резкая боль в груди, сковавшая все тело и комом подступившая к горлу. "Мама! - закричала Александра Николаевна. - Я задыхаюсь!"

Телефона в доме не было, до ближайшего автомата - целый квартал, Александра Северовна в ужасе распахнула на-етежь все окна в комнате, чтобы дочери было легче дышать. Но легче не стало... И тогда, судорожно ловя ртом воздух, младшая Александра вдруг подумала: "Стрельниковская гимнастика!" Не "моя", не "наша", а именно стрельниковская! Собрав последние силы, со стиснутыми зубами, она стала шумно нюхать воздух, делая по 4 коротких, резких вдоха; И через несколько мгновений поняла, что доживет до утра.

Именно в эти страшные минуты мать и дочь осознали, что создали не только дыхательную гимнастику, возвращающую голоса актерам и певцам, но что-то го-

раздо большее, что-то, что может сделать человека здоровым! Так было положено начало новой оздоровительной системе.

МАТЬ И ДОЧЬ

Перед войной Александра Северовна жила в Новосибирске, она работала в местной филармонии педагогом-вокалистом, а Стрельникова-младшая проживала в Москве, ее пригласили петь в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Когда началась война, Александра Николаевна переехала к матери в Новосибирск. Здесь она руководила художественной самодеятельностью, разъезжая с агитбригадой по Новосибирской области,

В 1953 году Александра Николаевна вернулась в Москву, привезя троих учеников-вокалистов. Двое из них поступили в Московскую консерваторию, третий - в Институт имени Гнесиных. Чуть позже перебралась в столицу и Александра Северовна. Дочь стала работать педагогом-вокал истом в Центральном Доме культуры железнодорожников, а мать - с артистами Московской государственной эстрады.
Молва об удивительной гимнастике, благодаря которой голос звучит чище и звонче, постепенно распространялась по Москве. К Стрельниковым на уроки пения стали приходить известные певцы и драматические артисты.

Народная артистка СССР Людмила Касаткина (тогда уже известная всей стране актриса, снявшаяся в фильме "Укротительница тигров"), побывавшая на уроках у Стрельниковых, убедила руководство Театра Советской Армии взять в штат этих уникальных педагогов, за считанные дни ликвидировавших у нее кровоизлияние в голосовые связки, которое поликлиника Большого театра не могла вылечить в течение нескольких месяцев. Из этой же поликлиники к Стрельниковым начинают направлять певцов и актеров хирург-фониатр В.А. Загорянская-Фельдман и врач-оториноларинголог Д.А. Шахова. Из лоркабинета Института имени Гне-синых к Стрельниковым стали приходить студенты-вокалисты, а также дикторы, учителя с "сорванными" голосами, направляемые фониатром В. Л. Чаплиным.

Окрыленная поддержкой научных светил и своим успехом, Александра Николаевна решается подать во Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы (ВНИИГПЭ) заявку на изобретение.

Ей было что регистрировать. Ее дыхательная гимнастика не только восстанавливала певцам дыхание и голос, но и вообще необычайно благотворно воздействовала на организм в целом.
28 сентября 1973 года ВНИИГПЭ впервые в истории музыки зарегистрировал авторское право преподавательницы пения на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса", установив его приоритет от 14 марта 1972 года. Свидетельство было зарегистрировано под № 411865.
Сколько раз потом этот документ будет выручать А.Н. Стрельникову! Сколько раз она будет мне говорить: "Какое счастье, что у.меня есть авторское свидетельство, иначе меня бы уже давно стерли с лица земли!"...

Применение стрельниковской дыхательной гимнастики на практике показало, что спектр болезней, при которых она помогает, очень широк. Об уникальной целебной гимнастике стала писать центральная пресса. Но вместе с народным признанием росло и неприятие официальной медицины. Высокопоставленные чиновники из Минздрава не хотели мириться с тем, что какая-то "самозванка", у которой не только медицинского, но и педагогического образования, в общем-то, не было, посмела проникнуть на их "территорию" и делать то, что им самим не удавалось. Используя предоставленное в их распоряжение новейшее медицинское оборудование для различных исследований, пульмонологи тем не менее оказались, как сейчас выражаются, неконкурентоспособными перед методикой Стрельниковой.

Александры Северовны Стрельниковой уже не было в живых. Через несколько лет после получения дочерью свидетельства, закрепляющего за ней право на изобретение "Способа лечения болезней, связанных с потерей голоса", Стрельникова-старшая в возрасте 88 лет скончалась от тяжелых травм, полученных в результате наезда автомобиля. (Страшное совпадение: ее дочь смерть тоже будет подстерегать на улице.)

К сожалению, я не знал Александру Северовну, так как познакомился с Александрой Николаевной в начале 1978 года. К тому времени она переехала из Сокольников в крохотную квартирку на улице Тухачевского. Видел лишь хранившуюся у Александры Николаевны старую любительскую кинопленку, на которой ее мать выходит в сад и садится в кресло-качалку. Кадры длятся несколько секунд.
- Маму любили все, - рассказывала мне Александра Николаевна. - И она очень по-доброму относилась к людям. Я - совсем другая, я не могу любить всех!
- Шуренька! - сказала как-то Людмила Ивановна Касаткина, когда мы с Александрой Николаевной были у нее в гостях. - Вы знаете, как я к вам отношусь...
Но какая у вас была мама! Она была святая!

Только через несколько лет после моего знакомства с Александрой Николаевной она как-то призналась, что незадолго до смерти Александра Северовна сказала ей:

Через год к тебе придет мальчишка, его будут звать так же, как и твоего мужа (второй муж Александры Николаевны, Михаил, погиб в 1943 году). Научи его всему, он будет лечить после нас!
- Почему ты сказала "ко мне", мама? - спросила удивленно Александра Николаевна. - Почему не "к нам"?
- А меня уже не будет в живых, дочка! - ответила старшая Стрельникова.

"ЯЗЫЧНИЦА"

Александра Николаевна Стрельникова не только была замечательным педагогом, но и сама обладала прекрасным голосом. Она считала, что это в немалой степени заслуга дыхательной гимнастики.
Когда в 1953 году в Московской консерватории прослушивали ее учеников-вокалистов, консерваторские светила засомневались: "То, что они все прекрасно поют и владеют хорошей школой, еще не доказывает правильности методики... Вы, Александра Николаевна, просто собрали лучших самодеятельных певцов Москвы!"

И тогда Стрельникова встала и затянула "каторжное" по сложности исполнения ариозо Кумы ("Глянуть с Нижнего") из оперы П.И. Чайковского "Чародейка". Все оцепенели... Замерев от восторга, слушали женщину, чьи заслуги они еще несколько минут назад отвергали. Ну как же! Какая-то выскочка говорит о собственной методике постановки голоса, идущей вразрез со всеми общепринятыми рекомендациями, традиционными для певческих школ Англии, Франции и даже Италии!
Декан вокального факультета Гуго Натанович Тиц буквально впал в прострацию, а бывшая солистка Большого театра профессор Елена Катульская воскликнула: "Боже! Какая певица!.. Я отказываюсь участвовать в этой гнусной травле!"...

Каждый раз, присутствуя на домашних "сабантуях" у Александры Николаевны, где собирались певцы и актеры, которым мать и дочь Стрельниковы когда-то "чинили" голоса или которых просто учили петь, я давился слезами, слушая, как исполняет Александра Николаевна неаполитанские народные песни и романсы Вертинского... А так, как пела она русскую народную песню "Ноченька", не споет больше никто и никогда! Она обладала таким темпераментом и страстью, что, казалось, будто ее энергия может сокрушить все на своем пути.

Стройная, порывистая, стремительная... Рассыпанные по плечам рыжие волосы, пронзительный, демонический взгляд горящих глаз...
И голос, этот необычайный голос... Те, кому довелось его слышать, будут помнить всю жизнь.
Когда она пела, хотелось плакать... Она пела так, как будто ее сжигали на костре!
"Язычница!" - говорила она о себе.

А еще эта талантливая женщина писала стихи. Вот одно из поздних ее четверостиший:

На пороге Зимы я хочу
Увлекаться на час, опьяняясь...
Не торгуясь - за все заплачу!
И ни в чем никогда не раскаюсь!

У Александры Николаевны было какое-то сверхъестественное внутреннее чутье: она не могла объяснить, по каким признакам, но совершенно точно определяла болезнь человека, достаточно ему было сделать несколько упражнений гимнастики.

Уже потом, через несколько лет совместной работы, я понял, что по тому, как человек двигается, как он дышит, как он смотрит, она могла сказать, чем он болен.

Но были и другие случаи настоящего ясновидения, Помню, как-то летом мы отдыхали с Александрой Николаевной в Крыму, в Судаке. Вдруг неожиданно на пляже ее охватило сильное беспокойство. Я спросил, в чем дело.

Что-то случилось, - сказала Александра Николаевна и, немного подумав, глядя на морской горизонт, добавила: - Случилось в театре... - и еще через несколько секунд уверенно и твердо произнесла: - В Театре Моссовета...

Тут надо уточнить, что последние лет пятнадцать-двадцать Стрельникова работала педагогом-вокалистом в Театре Сатиры и в Театре имени Моссовета.
На следующий день утром я купил в киоске газету "Советская культура". Когда я вслух прочел: "Умерла Фаина Георгиевна Раневская", Александра Николаевна вздрогнула, лицо ее на несколько мгновений" помертвело...

Однажды вечером, придя домой из Театра Сатиры, она сказала:
- Миронов и Папанов изменили манеру игры, и ЭТО мне не нравится.
Я понял, что ей не нравится не сама новая манера игры вьщающихся актеров, а те причины, которые заставили ее изменить. Вскоре, возвратившись с работы поздно вечером, не раздеваясь, в прихожей, она сообщила каким-то странным, неестественно глухим голосом:
Умер Папанов, - и, прислонившись спиной к двери, глядя остановившимся взглядом в глубь комнаты, тихо и обреченно произнесла: - И мне кажется, следующим будет Андрюша...

Она медленно сползла по двери на пол и несколько минут сидела так в прихожей, глядя невидящими глазами куда-то в пустоту. Затем тяжело встала (это при ее-то легкости и порывистости!) и, не раздеваясь, прошла в комнату.
Андрея Миронова не стало очень скоро...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Многозначные слова — это примеры разных граней русского языка
Вера божья и вера человеческая
Притчи про добро и зло Маленькая притча о добре и зле