Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Т группа в психологии. К. рудестам. психокоррекционные группы. Что мы определяли

(Т-группы) пронизывают, по существу, все типы группового обучения. В известном смысле Т-группа - это душа всей системы активной социально-психологической подготовки в США. В отечественной литературе этот опыт хорошо отражен в публикациях Н. Н. Богомоловой, Ю. Н. Емельянова, Л. А. Петровской и др. Хотя ситуации, возникающие при обучении в Т-группе, довольно разнообразны, количество общих признаков, стимулирующих потенциал обучения, может быть сведено к - 4 основным:

1) акцент на взаимоотношениях между участниками группы, развивающихся и анализирующихся в ситуации “здесь и теперь”;

2) объективация субъективных чувств и эмоций участников группы по отношению друг к другу, выступающих в качестве материала для анализа;

3) атмосфера раскованности и свободы обшения между участниками, которая создается для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои чувства и ощущения по отношению друг к другу, а также получать “обратную связь” в ответ на это от других членов группы;

4) климат психологической безопасности, при котором обеспечивался индивидуальный выбор как степени включения в групповой процесс, так и происходящих в ходе этого процесса изменений. Однако было бы ошибкой полагать, что группа является единственной моделью группового обучения. Существуют и другие формы группового опыта.

Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. Это не обычная лаборатория, которую мы привыкли видеть. Скорее такую лабораторию можно определить как "временно размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности всех его членов в обучении". Из этого определения становится ясным, что Т-группа может функционировать не в одном помещении и все же оставаться "обучающей лабораторией". В таком контексте в термине лаборатория акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных. Группа - это реальный мир в миниатюре, с теми же видами задач и межличностных конфликтов, которые встречаются на нашем жизненном пути. Отличие состоит в том, что Т-группа обеспечивает возможность для решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. Часто лабораторные встречи происходят в обстановке достаточно далекой от повседневной жизни. Эти встречи могут происходить один раз в несколько дней или даже недель. Занятия в Т-группах обычно занимают лишь часть времени лабораторного тренинга. Остальное расписание может включать лекции, дающие информацию о групповых умениях и групповых процессах, и встречи в более широком кругу.

    Группы обучения (Study - groups , S -группы).

Группы обучения (study groups) сформировались как прямая альтернатива опыту Т-групп, хотя основные цели и тех и других общие - изучение и понимание детерминант и моделей группового и индивидуального поведения в ситуации “здесь и теперь”. Вместе с тем имеются и принципиальные различия. Т-группы - это американский продукт, и основа их идеологии кроется в отношениях, существующих в американской культуре. Так, в Т-группах делается акцент на равенстве и взаимозависимости ее участников. Это положение признается решающим и помогает участникам группы прийти к самоосознанию, стать умелыми, осведомленными о движущих силах групповой и индивидуальной жизни. Подобная ориентация просматривается и в требованиях к руководителю Т-группы. Например, он должен действовать в демократической манере - в качестве образца поведения “хорошего члена” группы, непосредственно реализуя основные цели группы (в частности, сокращение защитных форм поведенческих реакций); он дает прямую, но не оценочную обратную связь; он открыт для выражения и принятия как своих собственных чувств, так и чувств других. Хотя разные руководители опираются на собственные теории группового и индивидуального развития, ведущей концептуальной основой является психологическая теория Левина с ее акцентом на взаимозависимости. С момента своего появления Т-группы эффективно используются при подготовке менеджеров самого различного ранга, для воспитания демократического лидера и руководителя. Группа обучения является британской по своему источнику и отражает иные концептуальные и структурообразующие положения. Так, в отличие от Т-групп, в S-группах одной из центральных является проблема авторитета, власти. Вопросы индивидуального отношения к авторитету здесь оказываются более значимыми и сложными, чем вопросы взаимозависимости. Стиль и цели тренеров Т-групп изменяются в зависимости от обстоятельств, их теоретические позиции более разнообразны. Консультанты из Тавистокского института, где возникли S-группы, придерживаются единой теоретической схемы; цели, стиль и методы их практической работы более консервативны, как и многое другое в культурных традициях Англии. Вместе с тем нельзя не отметить и некоторые общие моменты в этих двух видах социально-психологического обучения. Люди, занимавшиеся и в той и в другой группе, отмечали сходные субъективные последствия после окончания учебы. Неправильно было бы утверждать, что влияние S-групп ограничивается только Англией, а Т-группы популярны только в Америке; они широко представлены почти во всех западных странах и оказывают влияние друг на друга.

    Группы встреч (Encounter-groups, E- группы).

Группы встреч (encounter-groups) наиболее часто ассоциируются с Т-группами. Имеющаяся литература не способствует точному определению каких-либо существенных отличий, а практический опыт еще более разноречив. Термин “encounter” первоначально был введен К .Роджерсом Е-группы прошли определенный путь развития, что отразилось и в названиях различных “исторически” складывающихся направлений этого вида. В начале 60х гг. Е-группы часто именовались “группами тренинга сенситивности” (sensitivity training groups). Несколько позднее Роджерс дал им новое название - basic encounter. Однако термин “basic” не удержался, остался лишь “encounter”. Хотя четкие границы не были определены и многие исследователи смешивают Т и Е-группы между собой, некоторые отличия все же существуют. Так, за Е-группами признается большая эмоциональность, они более личностно ориентированы и нацелены на решение вопросов, касающихся человеческого существования (как жить более полноценно и испытывать более глубокие чувства), их концепция более экзистенциально направлена. Часто под Е-группами понимается скорее комплексная технология активного социального обучения, включающая несколько групповых методов работы, в том числе и метод Т-групп. Хотя некоторые авторы склонны идентифицировать Е-группы только с теорией гуманистической психологии, М. Либерман, И. Ялом и др. выделяют до 10 известных направлений активной социально-психологической подготовки, объединенных под общим названием “инкаунтер-группы”. Это Т-группы, гештальттерапия, группы трансактного анализа, эзален эклектик (esalen eclectic), группы личностного роста, синанон (synanon)группы, психодрама, марафон, психоаналитически ориентированные группы, инкаунтер -тейпс.

-Гештальттерапия.

Гештальттерапия (Gestalt-therapy)- довольно распространенное и популярное в США научно-практическое движение с главными центрами в Нью-Йорке, Калифорнии и Кливленде. Гештальт подчеркивает целостность психической организации личности. Изменения рассматриваются как детерминированные субинтеллектуальными, подсознательными процессами, которые являются связующим звеном между сознанием и “примитивной мудростью” тела человека. Когда основатель гештальттерапии Фриц(Фредерик) Перлс(з) перенес принципы своей теории в групповые условия, сама группа и ее динамика использовались мало. Существовал пустой стул (“горячее место”), который участники группы занимали по очереди для индивидуальной работы с психотерапевтом. В гештальт-ориентированной энкаунтер-группе основной акцент делается на создании атмосферы повышенной эмоциональности, на понимании того, что говорит нам наше тело своими движениями, позами и жестами, многочисленными автономными скелетно-мускульными изменениями как сигналами наших психических состояний. Лидер группы чаще всего помогает остальным членам группы разрешать свои внутренние конфликты посредством установления взаимосвязи и поддержания этого “диалога” между частями целостной психической организации человека. Участие и вовлеченность других членов группы в процесс являются минимальными; часто их основной функцией и основным вкладом в процесс является простое подтверждение этих устанавливаемых при интеракции терапевта и клиента представлений, подобно тому как это делает хор в древнегреческой трагедии.

-Транзанктный анализ.

Транзактный анализ (Transactional analysis) - первым ввел этот термин и особый стиль руководства, основанный на этом методе, Эрик Берн. Подобно гештальт-группам, работа и здесь проводится лидером с каждым членом группы по очереди. Берн чаще говорит о терапии в группе, а не с группой. Понятие “транзактивный анализ” предусматривает скорее исследование транзакции, отношений между состояниями “Я” (Эго), как и при психоанализе, нежели транзакцией между индивидами. Выделяются и анализируются три состояния этого “Я” как интернализованные следствия индивидуального социального опыта, обозначенные Берне как “родитель” - “ребенок” - “взрослый”. Родитель репрезентует авторитарные тенденции человека относительно самого себя и других людей. Человек в позиции “ребенок”, как правило, занимает зависимое, подчиненное положение относительно других. Наиболее оптимальным и здоровым психическим состоянием является позиция взрослого, умеющего занимать и отстаивать свое собственное мнение, организующего свои взаимоотношения с другими на основе отношений равноправного партнерства. Обсуждению и изучению доминирующих тенденций в рамках обозначенных трех субъективных позиций посвящен процесс транзактного анализа.

-Группы «эзален эклектик».

Метод “эзален эклектик” (Esalen Eclectic) разработан У. Шутцем и основан на использовании невербального поведения и невербальной коммуникации для обеспечения и группового, и личностного роста. В качестве теоретической основы этой работы выступает концептуальная модель трехкомпонентной структуры человеческих межличностных потребностей, состоящая из потребности во включении, потребности в контроле (власти) и потребности в близости и любви. Эти потребности, с точки зрения У. Шутца, одновременно являются и этапами, стадиями как личностного, так и группового развития. Для облегчения прохождения этих стадий разработан ряд специальных процедур и техник на невербальное взаимодействие, воспитывающих свободу от социально регламентированных ограничений, проявляющихся зачастую в организации телесных поз и движений; люди учатся испытывать разнообразные, более полные ощущения своего тела, правильно и всесторонне воспринимать других людей. Лидер группы ориентируется и на индивидуальные проблемы участников, и на межличностные отношения внутри группы. Он активен и часто конструктивно вмешивается в процесс, чтобы помочь освободиться кому-либо из членов группы от сдерживающих его внутренних психических тормозов, выражающихся в его телесной организации. Упор в данном методе делается на действии и экспериментировании. Вопросы о причинах этих ограничений и сопротивляемости изменениям менее важны

-Группы личностного роста.

Группы личностного роста впервые возникли на базе Национальной лаборатории группового обучения (National Training Laboratory Institute - НТЛ). Руководители групп личностного роста основываются на подходе в русле группового тренинга сенситивности в контексте концептуальных позиций НТЛ, но со смещением акцента от группового анализа к роджеровской концепции личности. Наибольшее внимание лидера группы сконцентрировано на межличностной и внутриличностной динамике, он редко фокусируется на проблемах группы. Он использует модель свободно развивающейся, самоактуализирующейся личности. К. Роджерс не возражает против приложения концепции групповой психотерапии к работе не только в клинике, но и с нормальными людьми. Таким образом, большинство лидеров, придерживающихся взглядов этой школы, видят небольшое различие между методом “личностного роста” и психотерапией.

-Синанон.

Синанон (Synanon). Данный вид групп существенно отличается от всех других групп. В синанон-группах акцентируется внимание на выражении отрицательных эмоций, гнева, агрессии. Обучение происходит в игровой форме, где каждого члена поочередно “раскладывают по косточкам” другие члены группы, “ударяя” зачастую по наиболее больным и значимым субъективным проблемам, воспитывают тем самым толерантность к отрицательным психологическим воздействиям. Данная техника иногда может создавать большую возможность для индивидуальных и групповых изменений по сравнению с психологической поддержкой.

-Психодрама или ролевая игра.

Джекобу Морено принадлежит заслуга в возникновении психодрамы. Сущность метода состоит в постановке спектаклей членами группы под руководством ведущего, являющимся одновременно и режиссёром, и терапевтом, и аналитиком. На сцене разыгрывается не чужой для участников сценарий, а его собственный жизненный опыт, его личные проблемы (психодрама) или специфические социальные роли (соцоидрама). Важное значение придаётся спонтанности и искренности, актёрские умения не играют роли. Основными этапами группировки психодраматических сессий являются:

    разминка (фаза разогрева);

    фаза психодраматического действия;

    фаза интеграции, когда участники обмениваются своими чувствами и впечатлениями.

В момент кульминации психодраматического действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика и наступает катарсис – внутреннее очищение, момент эмоционального отреагирования, которое способствует инсайту – «озарению», необходимому для разрешения внутри- и межличностных проблем. В психодраматическом действии участвуют режиссёр, протагонист (человек, опыт которого лежит в основе инсценировки), «вспомогательные Я» (или ЭГО) – партнеры протагониста в инсценировке и аудитория (зрители – члены группы, не имеющие ролей в данном действии). Свой метод Морено назвал глубокой эмоциональной хирургией. Участники психодрамы способны испытать на сцене эмоциональное потрясение, которое оказывает сильное терапевтическое воздействие и позволяет освободиться от тревоги, преодолеть неэффективные стереотипы поведения и актуализировать свой творческий и человеческий потенциал. Сильные эмоциональные переживания испытывают и зрители: в группе происходит как бы обмен чувствами – «вчувствование людей друг в друга». В процессе ролевой игры участники получают возможность не только вновь «почувствовать» свой опыт, но и проанализировать ответные чувства и реакции, опробовать новые модели поведения.

-Марафон или «сконцентрированная во времени группа».

Марафон, или “сконцентрированная во времени” группа, впервые введенная в практику группового обучения Джорджем Бахом, стала обыденным понятием в технологии энкаунтер-групп. Участники марафонских групп непрерывно взаимодействуют в течение довольно длительного промежутка времени: двенадцать, двадцать четыре и даже сорок восемь часов подряд. Отдельные члены групп могут иметь короткий перерыв для сна, но вообще обучение группы будет продолжаться. Длительный “лицом к лицу” психический контакт в совокупности с полнейшим физическим истощением будет работать на интенсификацию темпов интеракции и спонтанность взаимных реакций друг на друга между участниками группы. Приверженцы этого метода утверждают, что силы, сгенерированные этой гиперболизированной пространственно-временной непрерывностью, обладают способностью в течение единственного “уик-энда” привести к большим личностным и межличностным изменениям, нежели месяцы и даже годы “разбавленных” во времени, менее интенсивных встреч

-Психоаналитически ориентированные группы.

Психоаналитически ориентированные группы. Обучение здесь проводят, как правило, представители ортодоксального психоанализа. Предмет исследования - движущие силы развития индивида в группе в контексте перспектив его личностного генетического развития. Этот вид групп менее эмоционально нагружен, более рационально организован, с резким акцентом на интеллектуальном сознании лежащих в основе процесса механизмов групповой динамики, а также на понимании как интерперсональных, так и интраперсональных сил, действующих в группе. В большинстве случаев в данном виде группового обучения участвуют студенты для лучшего овладения профессией психолога или психотерапевта. В отличие от S-групп данный вид группового обучения концептуально и институционально более эклектичен

-Инкаунтер-тейпс.

Инкаунтер-тейпс (энкаунтер-тайпс) (Encounter-tуpes). Отличительной особенностью данного вида групп является отсутствие на занятиях официального руководителя, они самоуправляемы; лидеры (неофициальные) выдвигаются из состава самих участников группы. Программа такого обучения представляется в виде структурированных магнитофонных записей, известных под названием “Инкаунтер-тейпс”. Элизабет Берсон, основательница этого метода, специально изучала некоторые приемы увеличения эффективности никем не руководимых групп посредством использования искусственных средств. Для этого она вначале попыталась установить точные принципы и характер вкладов лидеров в организацию группы и смоделировать их с помощью записанных на пленку структурированных упражнений. Эти программы предписывают участникам воспроизводить различные ситуации взаимодействия (групповые и парные), а также изредка отдельные размышления и толкования одного человека для того, чтобы добиться установления связи между членами групп, атмосферы теплоты и безопасности. Участники групп обучаются посредством выполнения определенных действий, а также через интерпретацию этих действий, направленную на подчеркивание конкретной специфики отношений, обеспечение обратной связи и межличностного взаимопознания.

Все перечисленные подходы к организации группового социального обучения являются отнюдь не взаимоисключающими. Общей для них является преимущественно личностная (а не групповая или организационная) направленность. Вместе с тем они могут иметь и существенные отличия как по формальным, так и по содержательным признакам. Например, гештальттерапевтическая модель строится по иным принципам, нежели Т-группа, хотя анализируемые в этих и других видах групп проблемы могут быть очень похожими. Однако решаются они различными способами и методами. Группы транзактного анализа избирают, по-видимому, иные пути для диагностики и анализа межличностных конфликтов по сравнению с синанон-группами. Широко варьируется роль лидера - от значительной, например, в гештальт-группе до безлидерской организации группового обучения в инкаунтер-тейпс. Многие исследователи группового обучения считают, что более важным является общая и прикладная концепция личности того, кто обеспечивает и руководит групповым процессом, т.е. лидера группы. Именно его имплицитная профессиональная личностная теория и направляет весь процесс работы с группой. Следовательно, если какие-то люди в состоянии принять участие в нескольких различных видах группового опыта, как делают многие, они могут наблюдать и испытать частичное совпадение отдельных элементов обучения в разных видах групп. А участники одного и того же вида тренинга могут приобрести различный опыт, переданный тренерами с различными стилями. С самого начала группового движения поднимался вопрос: не является ли происходящее в группе обучение замаскированной формой групповой психотерапии? И далее, если это все-таки терапия, то кем являются лица, руководящие тренингом, - практикующими медиками без квалификации или субъектами, выдающими себя за целителей? Важным доводом в пользу разграничения и объяснения проблем тренинга и терапии является особенность их исторического развития как активных методов психологического воздействия. Так, исходные основания для первоначального становления технологии сенситивного тренинга лежали в области социальной психологии и проблемы обучения взрослых. Интерес сторонников этого движения вначале сфокусировался на групповой динамике и развитии поведенческих навыков, потенциалов самопроникновения и осознания себя. Однако, вследствие того, что групповой подход к социальному обучению получил довольно широкое признание, им заинтересовались и профессионалы, сфера интересов которых распространялась либо на область клинической психологии, либо на область психиатрии.

Развитию т-групп положили начало исследования Курта Левина, который был видной фигурой социальной психологии 30-х годов. Первая т-группа возникла случайно, когда в 1946 году был проведён семинар, посвящённый вопросам внутригрупповых отношений. Он имел целью оказание помощи бизнесменам и руководителям общественных организаций в применении Закона о справедливом найме, который был принят незадолго до этого в США. Эта встреча оказалась очень интересной для специалистов и рядовых участников, разногласия мнений, анализ собственных впечатлений участников сделали её полезным и эффективным методом обучения. Левин был глубоко убеждён, что личность наиболее восприимчива к изменению своих взглядов и установок именно в группе. Развитие групп тренинга положило начало групповому движению в психотерапии, стремительно развивающемуся и ставшему очень популярным.

Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие навыков межличностного взаимодействия или на изучение процессов, происходящих в малых группах. Некоторые т-группы, называемые группами развития сенситивности, могут ставить целью всестороннее развитие личности каждого участника.

Лежащие в основе работы т-группы ценностные установки включают приверженность научным принципам дисциплин, изучающих поведение людей и общество, демократичность (в противовес авторитарности) и взаимопомощь. С деятельностью т-групп связаны такие понятия, как обучающая лаборатория, обучение тому, как учиться, принцип "здесь и сейчас". В определении обучения как лабораторного процесса отражается тот факт, что в т-группах обучение происходит в процессе новых форм поведения в безопасной обстановке. Цикл "обучения тому, как учиться" включает самопрезентацию, обратную связь и экспериментирование. Суть обратной связи раскрывается на примере "окна Джогари" - одного из самых важных понятий в методологии т-групп.

Тренер т-группы доверяет самим членам группы совместную работу по исследованию взаимоотношений и поведения. В т-группах участники получают помощь в развитии специфических коммуникационных навыков, таких как описание поведения, передача чувств, активное слушание и конфронтация.

В исследованиях т-групп можно выделить два направления: изучение самого процесса и оценка его конечной эффективности. Во втором направлении существует необходимость в долгосрочном отслеживании результатов, особенно тех, которые относятся к перенесению приобретённого в группе опыта на реальные жизненные условия. Т-группы способствовали популяризации психокоррекционных групп и психологических понятий. Интерес к т-группам отражает имеющиеся у большинства членов современного общества стремление к повышению уровня самосознания и развитию личности. С недавних пор т-группы стали фокусироваться на тренинге отдельных навыков и использовать в своей работе приемы, заимствованные из других подходов.

«Группа встреч» является недавним термином эмпирической группы, придуманным Карлом Роджерсом в 60-х годах. Самым распространенным предшествующим термином была «Т-группа» («Т» означает тренинг - обучение человеческим отношениям). Первая Т - группа, прародитель современных эмпирических групп, была проведена в 1946 году.

Первая Т - группа

В 1946 году Фрэнк Симпсон, исполнительный директор Коннектикутской Межнациональной Комиссии, которая была создана для контроля за осуществлением нового Закона о приеме на работу без дискриминации, попросил у Курта Левина помощи в обучении ведущих для эффективной работы с межгрупповой напряженностью. Курт Левин в то время был директором Комиссии по общественным связям, по поручению Конгресса Американских Евреев, и одновременно директором нового исследовательского центра групповой динамики Массачусетского Технологического Института. Симпсону требовалась помощь в обучении широкого круга общественных деятелей - бизнесменов, лидеров рабочих партий, школьных учителей - более эффективному разрешению межрасовых конфликтов, а также использованию своих знаний в перемене расовых отношений к другим народам.

В июне 1946 года в Новой Британии, штат Коннектикут, Курт Левин организовал симпозиум, на котором трое ведущих, Леланд Бредфорд, Кеннет Бенн и Рональд Липпит - всем им суждено было оказать большое влияние в зарождающейся сфере обучения человеческим отношениям, - вели группы по 10 человек в каждой. Курт Левин возглавил небольшую группу социальных психологов, изучавших процесс и результаты опыта конференции. Группы, небольшие по составу, велись в традиционной манере; в них, по существу, проходили обсуждения «домашних» проблем, представляемых участниками. В ряде случаев, в целях диагностики поведенческих аспектов проблем, применялась техника ролевых игр.

В каждой из небольших групп находился наблюдатель, чьей задачей было записывать и кодировать поведенческие взаимодействия и их последствия. Проводились вечерние встречи, предназначенные для ведущих групп и наблюдателей - исследователей, где объединялась вся собранная информация о поведении ведущих, участников и групп. Вскоре члены групп узнали об этих собраниях и попросили разрешения к ним присоединиться. Левин согласился, но другие сотрудники сперва без воодушевления восприняли тот факт, что участвующие будут слушать приватные обсуждения; они опасались обнаружения своего профессионального несоответствия и, более того, были абсолютно не уверены в том, какой эффект на участников произведут комментарии их поведения. В конце концов, приняли решение о проведении в порядке эксперимента открытых собраний. Наблюдатели, описывавшие этот процесс, все как один говорили о поразительном действии происходящего и на участников, и на сотрудников. Было что - то возбуждающее в том, чтобы присутствовать при глубокой дискуссии на тему своего поведения. Вскоре форму вечерних собраний расширили до разрешения обсуждаемым отвечать на замечания, и некоторое время спустя все стороны были вовлечены в анализ и интерпретацию своих взаимодействий. Прошло немало таких вечеров, все участники приглашались на собрания, продолжавшиеся около 3 часов; появилось широко распространенное мнение, что это помогало членам групп по-новому и более полно понять свое поведение. Сотрудники очень скоро осознали, что открыли мощную технику в обучении человеческим отношениям - эмпирическое научение. Участники группы обучаются наиболее эффективно путем исследования той самой сети взаимоотношений, в которую они вовлечены. Они получают чрезвычайную пользу, сталкиваясь на месте с обыкновенными наблюдениями, одновременно с наблюдением своего собственного поведения и его воздействия на других; они могут узнавать о стиле своих межличностных отношений, о реакциях других и о групповом поведении и развитии в целом.

С возникновения Т - группы как техники обучения произошли существенные перемены. Этот процесс можно понять в полной мере, если мы вначале отступим дальше в прошлое, чтобы рассмотреть вопрос о том, почему Курта Левина попросили выполнить эту задачу, а также причины его согласия.

Влияние Курта Левина

Несмотря на то, что он ушел из жизни всего через несколько месяцев после Коннектикутского эксперимента, посредством своих студентов и идей ему удалось внести большой вклад в будущее развитие Т - группы и сферы человеческих отношений. Левин, немецкий психолог, знаменитый своими теоретическими работами, посетил Америку с циклом лекций до начала Второй мировой войны. Побывав за пределами Германии, он более ясно осознал нависшую угрозу нацизма и, бежав из своей страны вместе с семьей, принял американское гражданство. На некоторое время он был приглашен для работы в Гарвард и, находясь там, читал лекции в Спрингфилдском колледже, где познакомился с Лоуренсом Холлом, который преподавал курс по групповой работе и помог Левину впервые познакомиться с малыми группами. (В этот период Левин также тесно контактировал с Самуэлем Славсоном, одним из пионеров движения групповой терапии.) Когда, некоторое время спустя, Левин принял профессорство в университете Айовы, к нему присоединился Рональд Липпит, один из студентов Холла, главной сферой интересов которого были малые группы.

С возрастанием интереса Левина к групповой динамике (термин, введенный им самим) он стал уделять все больше внимания изменению поведения. Значительным стимулом к выбору направления деятельности для него послужило наблюдение гитлеровской Германии, возбудившее глубокий интерес к таким проблемам, как перевоспитание нацистской молодежи и перемена антисемитских взглядов. Его интерес к влиянию атмосферы в обществе на позицию индивидов привел его к таким исследованиям, как классический эксперимент с Липпитом и Уайтом с воздействием трех типов руководства: авторитарного, демократического и попустительского. Во время войны он изучал способы перемены отношения к пище и пытался с помощью групповых методов убедить людей увеличить потребление таких доступных продуктов, как мозги и почки. Он стал интересоваться перевоспитанием индивидов, которые были например, неэффективными, авторитарными групповыми лидерами, с той целью, чтобы научить их выполнять задачи более эффективно. Хотя Левин понимал, что такое переобучение может в результате привести их к обширным характерологическим изменениям, он никогда не исследовал этой возможности; так же как не придавал серьезного значения тому, что авторитарные черты характера могли формироваться в раннем детстве и в силу этого сопротивляться, не поддаваться исправлению. Ближе к концу своей карьеры Левин со студентами переехал в МТИ, где он возглавил исследовательский центр групповой динамики. После его смерти многие из учеников, включая выдающихся современных социальных психологов, приняли решение работать в институте изучения групповой динамики Мичиганского университета.

Разработки Левина привели его к нескольким заключениям об изменениях в поведении, которые и были использованы в лаборатории Коннектикута. Он верил, что прочные убеждения могут измениться, только если индивид будет способен исследовать их лично и сделать вывод об их несостоятельности. Следовательно, методы изменения установок, или переобучения, становятся эффективными, когда ученики обнаруживают разрушающее воздействие привычного поведения на самих себя и на окружающих. Таким образом, им надо помочь увидеть себя со стороны. Только при раскрытии самим индивидом этих фактов он может изменить свои установки и последующее поведение. Как объяснял Левин, «результаты появляются тогда, когда факты и события жизни станут действительно их фактами. Индивид поверит фактам, которые сам обнаружил, в той же мере, в какой он верит себе».

Приверженность Левина, как действиям, так и исследованиям, а также принципу «Нет исследований без действий, нет действий без изучения» оставили отпечаток на всем дальнейшем развитии Т - групп. С самого начала, как было в лаборатории Коннектикута, исследование объединилось в структуру Т - группы. Я говорю не только о внешнем изучении, но об изучении со стороны ведущего; он и члены группы сотрудничают в научной разработке, целью которой является предоставить возможность каждому пережить, понять и изменить свое поведение. Это качество, в соединении с концепцией Т - группы как образовательной техники, играет существенную роль, что мы вкратце покажем позже, в дифференциации Т - группы от групповой терапии. Однако от этих принципов отказались в происходившем потом преобразовании Т - группы в группу встреч.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Т-группы

малая группа тренинг межличностный

Движению Т-групп положили начало исследования выдающегося социального психолога К.Левина. Он пришел к убеждению, что большинство эффективных изменений в установках личности происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте. Для того, чтобы выявить и изменить свои неадаптивные установки и выработать новые формы поведения, люди должны научиться видеть себя такими, какими их видят другие. Работы К.Левина в области групповой динамики стали классическими. Его идея создания групп и изучения их деятельности стала краеугольным камнем движения Т-групп.

Т- группы - это группы тренинга, одни из которых ориентированы на развитие умений эффективной организационной деятельности, другие - на формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах.

Существуют Т-группы, ориентированные на развитие личности, выявление жизненных ценностей и усиление чувства самоидентичности, - это группы сензитивности .

Т-группа - обучающая лаборатория, которая фокусирует внимание на апробировании новых видов поведения в безопасных условиях. Обучение включает в себя цикл: представление самого себя - обратная связь - экспериментирование. Обратная связь раскрывается на примере «Окна Джогари». Т-группа помогает участникам развивать специфические коммуникативные умения - описание поведения, коммуникация чувств, активное слушание, конфронтация . Группы тренинга умений очень близки к Т-группам, но основаны на бихевиористской модели. Являются поведенческими, то есть сосредотачивают внимание на наблюдении за поведением и освоением удачных моделей поведения. Типичными являются группы тренинга уверенности в себе. Здесь используется оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе (описание уверенного поведения, перечень прав личности, которые поддерживают уверенность в себе, и т.д.). кроме того, используется репетиция поведения, в которой осуществляется ролевое проигрывание сложных ситуаций (моделирование, инструктаж и подкрепление). Для снижения чрезмерной тревоги используются релаксационный тренинг. Обычно также используется домашняя работа : участники заполняют дневники домашней работы или выполняют поведенческие задания.

Группы тренинга умений ведут к повышению самооценки и, соответственно, к увеличению поведенческого потенциала.« Окно Джогари»

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тренинг личностного роста. Основные задачи:

· Развитие адекватного понимания себя и коррекция самооценки;

· Формирование жизненных планов и осознание жизненных ценностей;

· Развитие эмоциональной устойчивости. Умения преодолевать жизненные трудности;

· Формирование личностных и (или) профессиональных качеств (например, сензитивности, рефлексивности, эмптатии, ответственности).

Примерный перечень тем :

· Психодиагностика развития личности (начальная и повторная - в конце занятий);

· Психологический анализ жизненного пути и выработка жизненных планов;

· Проявление ценностно-мотивационной сферы и ее развитие;

· Развитие творческого потенциала личности;

· Развитие эмоциональной устойчивости, преодоление жизненных кризисов.

Тренинг коммуникативных умений (общения). Основные задачи:

· Получение информации о своих коммуникативных моделях;

· Обучение получению и адекватному пониманию вербальной и невербальной информации;

· Формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Примерный перечень тем :

· Восприятие себя и других людей;

· Невербальное общение;

· Вербальное общение6 слушание, искусство ведения беседы;

· Технология коммуникации;

· Общение в конфликте;

· Основные стили общения.

Тренинг межличностной сензитивности (лидерства, предпринимательских качеств и т.д.). Развитие специальных умений и навыков по указанной области.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ организации групповой деятельности и взаимодействия индивидов в группах. Малая группа как группа с внешним статусом. Социально-психологическое обеспечение руководства малыми группами. Особенности групповой деятельности, управленческий коллектив.

    контрольная работа , добавлен 07.11.2008

    Теоретико-методологические подходы к изучению малых групп. Развитие межличностных отношений в подростковых группах. Роль и статус личности в группе. Формальное и неформальное лидерство. Диагностика межличностных отношений в малой социальной группе.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2009

    Основные требования к тренингам как групповым формам психологических занятий. Содержание, цели и направленность группы тренингов саморегуляции, личностного роста, самосовершенствования и коммуникативных тренингов. Практические результаты тренинга.

    контрольная работа , добавлен 21.12.2010

    Классификация эффектов социально-психологического тренинга и проблема изучения их долговременности. Этические проблемы применимости результатов вне тренингового пространства. Определение роли ведущего занятий и особенности отбора участников группы.

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью ею. Копмлекс упражнений.

    контрольная работа , добавлен 04.02.2008

    Специфические особенности групповых методов, воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления. Динамика создания доверия в группах социально-психологического тренинга, состав группы, обратная связь как элемент межличностного общения.

    реферат , добавлен 16.08.2010

    Анализ особенностей групповых форм психологической работы. История возникновения тренинга. Гуманистическая концепция К. Роджерса. Факторы, влияющие на эффективную работу группы. Цели групповой терапии. Правила проведения тренинга. Внутригрупповая этика.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    Понятие малой группы и особенности ее исследования. Основные инструменты сбора информации и обработки полученных данных. Суть модельного подхода к изучению группы. Преобразование наличных процессов групповой жизни. Типы экспериментирования с группами.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    Понятие малой группы и коллектива. Сущность и развитие межличностных отношений в группах. Межличностное взаимодействие и его типы. Влияние социальных норм на взаимодействие в группе. Сущность шестнадцатифакторного личностного опросника Р. Кеттелла.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Понятие групповой динамики. Механизмы групповой динамики. Изучение динамики неформальной группы и ее использование в сфере управления. Психологические особенности взаимодействия субъектов группы. Характер групповой динамики.

Обучающая лаборатория

Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. Это не обычная лаборатория, которую мы привыкли видеть: ученые в белых халатах, ставящие сложные эксперименты. Скорее такую лабораторию можно определить как "временно размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности всех его членов в обучении" (Bradford et al., 1964, Р. 2-3). Из этого определения становится ясным, что Т-группа может функционировать не в одном помещении и все же оставаться "обучающей лабораторией". В таком контексте в термине лаборатория акцент ставится на экспериментирование и опробование новых форм поведения. При этом предполагается, что член группы является одновременно и участником, который может экспериментировать с изменениями поведения, и наблюдателем, который может контролировать результат этих изменений. Участники непосредственно вовлекаются в постановку групповых целей, наблюдение за поведением, планирование действий и анализ данных. Группа - это реальный мир в миниатюре, с теми же видами задач и межличностных конфликтов, которые встречаются на нашем жизненном пути. Отличие состоит в том, что Т-группа обеспечивает возможность для решения проблем, не всегда разрешимых в реальной жизни. Часто лабораторные встречи происходят в обстановке достаточно далекой от повседневной жизни. Эти встречи могут происходить один раз в несколько дней или даже недель. Занятия в Т-группах обычно занимают лишь часть времени лабораторного тренинга. Остальное расписание может включать лекции, дающие информацию о групповых умениях и групповых процессах, и встречи в более широком кругу.

Т-группа - это ядро обучающего опыта, а в некоторых случаях - единственный метод обучения. Все учебное сообщество обычно состоит из двух или трех Т-групг по 10-15 человек в каждой. Руководитель Т-группы называемый "тренером или фасилитатором", может на чать ее работу следующим вступлением:

Эта группа будет работать на протяжении длительног времени и станет своего рода лабораторией, где каждый смо жет расширить свое понимание процессов, влияющих на инди видуальное поведение, работу групп и организаций. Мате риалом для обучения послужат наши собственные поведений чувства и реакции. Мы начинаем, не имея определенно] структуры, установленных процедур и твердого плана. На" придется изучать нашу группу в развитии. Моя роль состоит том, чтобы помогать группе учиться на ее собственном опыте Я не буду действовать как традиционный председатель и не буд.. предлагать, как мы должны организоваться, какие методы использовать, что именно включить в повестку дня. Теперь, я думаю, мы можем выбрать тот путь, который, согласно вашим ощущениям, будет наиболее плодотворным (Seashore, 1968).

Далее перед участниками встает задача - в течение ограниченного периода времени создать социальную организацию и поддерживать ее развитие. Цели довольно общие и неопределенные. Преднамеренный отказ от четкой структуры и плана заставляет участников пола гаться на себя и развивать собственные возможности. Основным для Т-группы является обучение процессам, происходящим в группе по мере ее развития и изменения; в группах сензитивности акцент делается на личностных и межличностных вопросах. В последнем случае вступление тренера может коснуться необходимости для членов группы открыто выражать свои радости и разделять чужие чувства для более глубокого понимания человеческих взаимоотношений. В том случае, когда первостепенными являются эмоциональные вопросы и целью становятся межличностное развитие и самоактуализация, группа может быть названа группой встреч.

Обучение тому, как учиться

Особое значение в лабораторном тренинге придается созданию новых различных подходов к проблеме обучения тому, как учиться. Уоррен Беннис (Bennis, 1977) определяет ценности, лежащие в основе этого обучения, выделяя четыре "метацели" Т-группы, которые характеризуют лабораторный тренинг в целом.

Во-первых, целью Т-групп является повышение способности отдельных ее участников осознавать ситуацию. Группа стремится определить как можно больше возможностей выбора при встрече с жизненными трудностями и проблемами. Во-вторых, Т-группы поощряют исследовательское отношение к действительности. "Что происходит сейчас и почему?" - вопрос, все время стоящий перед членами группы. В-третьих, Т-группы подчеркивают значение аутентичности в межличностных взаимоотношениях. Неопределенность целей и процесса порождает разнообразие чувств. Необходимо направить свои усилия, чтобы понять эти чувства, научиться разделять их и быть восприимчивым к ответной искренней раскрывающей коммуникации. Наконец, Т-группы дают модель руководства, построенного на сотрудничестве. В соответствии с ценностями демократичного стиля руководства руководитель в Т-группах старается не прибегать к "политике силы" и принуждающему контролю. Поскольку партнеры являются основным источником обучения, участники Т-группы для получения информации больше полагаются друг на друга, чем на руководителей. Авторитет же руководителя основан на специальных знаниях и внимательном отношении к участникам.

Неопределенность группового процесса Т-групп предполагает, что привычное поведение далеко не обязательно будет эффективным. Тренер подает мало реплик, а формулируемые им цели столь общи, что у участников появляется "ощущение отсутствия цели" (Веппе, 1964). Таким образом, обучение является скорее результатом опыта, нежели восприятия разъяснений руководителей. Обучение тому, как учиться, опирается на учебный цикл, состоящий из представления самого себя - обратной связи - экспериментирования.
Представление самого себя. На протяжении всего времени развития группы ее участники раскрывают свои восприятия, действия, что и называется представлением самого себя (Blumberg & Golembiewski, 1976). Способом описания представления самого себя и соучастия других в этом процессе восприятия и познания является использование простой модели раскрытий, названной "Окном Джогари" (рис. 3) в честь ее изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (Luft, 1970).

В соответствии с этой моделью можно представить, что каждый человек несет в себе как бы четыре "пространства" своей личности. "Арена" охватывает общие знания, те аспекты содержания (своего) "Я", о которых знаем и мы, и другие ("пространство" личности, открытое для меня и для других). "Видимость" - это то, что мы знаем, а другие нет, как, например, тайный любовный роман или невыразимый страх, испытываемый перед авторитетным лицом, а также то, о чем мы не имели возможности рассказать, скажем, о хорошей оценке на экзамене (открытое для меня, но закрытое для других). "Слепое пятно" состоит из того, что другие знают о нас, а мы не знаем, например запах изо рта или привычка перебивать говорящего на середине слова (закрытое для меня, но открытое для других). "Неизвестное" - это то, что скрыто и от нас, и от других, включая скрытые потенциальные возможности развития (закрытое и недоступное ни мне, ни другим людям).

"Окно Джогари" показывает, что открытость во взаимоотношениях помогает решению групповых и индивидуальных проблем и что расширять контакты - значит

Увеличивать "Арену". Когда участники группы встречаются впервые, "Арена" бывает небольшой, с развитием отношений взаимопомощи растет доверие к партнерам, развивается способность быть самим собой в контактах с окружающими. Степень раскрытия, которую группа может себе позволить, зависит от уровня доверия, существующего в группе.

Уровень доверия является решающим фактором в любой учебной среде (Gibb, 1978). Если в группе не создана атмосфера понимания, поддержки, уменьшается способность ее членов точно понимать мотивы, ценности и эмоции соучастников. В таких условиях участники группы создают видимость общения и взаимодействия, полагаются на жесткие ролевые структуры, используют осторожную стратегию принятия решений и применяют зависимые или противозависимые образцы поведения. На ранних стадиях развития группы, до установления в ней атмосферы психологической безопасности, для участников группы характерны защита образа собственного "Я", сохранение представления о его значимости, стремление избежать проявления чувств и конфликта, поиск одобрения у других членов группы и попытки дать им совет или принять за них решение. Гибб (Gibb, 1973) указывает два способа создания поддерживающей, Доверительной атмосферы в группе: замена оценивающей, осуждающей коммуникации на описательную и переориентация контролирующего поведения на совместное решение проблем.

Обратная связь. Второй элемент учебного цикла - эффективное использование обратной связи, полученной от группы. Термин "обратная связь" взят из технической литературы по электронике, где он относится к сообщениям об отклонениях от желаемой цели. Космическая ракета, например, посылает на Землю сигналы, которые позволяют системам центра управления корректировать при необходимости курс ракеты. По групповой терминологии, обратная связь осуществляется, когда одни участ ники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать "курс" в направлении достижения целей. Те участники, которые хотят расширить самосознание, могут получить обратную связь об особенностях своего поведения, например о том, что их привычка прерывать других создает для остальных участников трудность быть услышанными. Хотя обратная связь осуществляется во всех межличностных взаимодействиях, в Т-группе умение обеспечивать эффективную обратную связь развивается намеренно.
Процесс развития в группе обратной связи между каждым из членов группы и всей группой, возможно, связан с наиболее глубокими переживаниями ее участ ников. Обратная связь в атмосфере взаимной заботы и доверия позволяет индивидуумам контролировать и исправлять неадекватное поведение, дает информацию о "слепых пятнах". Например, активность некоторых участников в решении групповых проблем может восприниматься ими самими как желание помочь другим. а остальной группой расцениваться как попытка домини ровать в группе или желание порисоваться. Эффективная обратная связь требует от участников информировать друг друга о влиянии их поведения, помогает участникам точнее принимать и понимать получаемую инфор мацию.

Обратная связь в Т-группах обеспечивает лучшее понимание участниками группового процесса. Например, в ходе занятия группа выражает недовольство поведением участницы в связи с ее стремлением исказить и скрыть свои эмоциональные переживания и чувства. Руководитель может легко инициировать обратную связь, предлагая участникам взглянуть на то, как они помогают "закрытой" участнице стать более открытой и искренней. В качестве альтернативы руководитель может поинтересоваться, не является ли потребность участников критиковать ее способом смягчения их собственной тревоги.

Несколько приводимых ниже указаний помогут отличить эффективную обратную связь в группе от неэффективной. Важно, чтобы предоставляющий обратную связь делал это в момент наблюдения поведения, а не по прошествии времени, когда партнер сможет применить психологическую самозащиту и информация станет менее релевантной. Полезная обратная связь должна скорее являться выражением эмоциональных реакций на поведение участника, чем критикой и оценкой его поведения. ("Когда ты прервал меня, я разозлился".) Другими словами, предоставляемая участниками обратная связь обнаруживает скорее их собственные эмоциональные переживания, например гнев или плохое настроение, чем желание обвинить другого в злонамеренности или агрессивности. Выражение обратной связи высказыванием "Ты прервал меня трижды" более эффективно, значительно и приемлемо, чем замечаниями типа "Несдержанный ты человек" или "Ты не терпишь, чтобы кто-нибудь еще был прав". Очевидно, что реакций одного участника на поведение других участников недостаточно для изменения поведения. Когда же обратная связь предлагается еще несколькими членами группы, она обычно более достоверна и может оказать большее влияние. Обратная связь наиболее полезна, когда она репрезентативна и исходит от большинства участников.

Обратная связь может быть оптимально воспринята участником, который внимательно слушает и затем излагает услышанное своими словами (парафраз). Учитывая восприятие других, он может лучше научиться видеть, как другие участники группы реагировали на его сообщение, в то же время сознавая, что он не должен меняться только потому, что кто-то от него этого хочет.

Экспериментирование. Третий важный элемент учебного цикла - экспериментирование в группе - основан на активном поиске новых стратегий и видов поведения. Члены группы обучаются не только с помощью обратной связи, но и учатся использовать опыт, проводить исследования и анализировать переживания в ситуациях, когда они могут получать ясную и точную обратную связь об уместности и эффективности их поведения. Практика экспериментирования очень важна, так как гарантирует, что участник будет чувствовать себя более комфортно при использовании вновь приобретенных умений. Конечной стадией учебного процесса является применение полученных знаний в реальной жизни: в промышленности, образовании, семье.

"Здесь и теперь"

Важным условием работы Т-группы является сосредоточение внимания на принципе "здесь и теперь". Поскольку считается, что оптимальные результаты при обучении дает актуальный опыт, важно, чтобы группа, насколько возможно, оставалась деятельной и релевантной. Это значит, что погружение в повествование и личные воспоминания не представляет ценности, если не сопровождается выражением чувств и не соотносится с текущим взаимодействием членов группы. Даже если участнику предлагается изложить принципы лидерства на классной доске, это должно быть попыткой проиллюстрировать эти принципы исходя из текущей деятельности группы. Внимание к непосредственному опыту и вовлечение в него - это то горючее, которое подогревает группу, поддерживает в ней кипение. Фокусировка внимания на принципе "здесь и теперь" - центральная тема в большинстве современных групп.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Макроэлементы в организме человека и их значение
Елена Сажина: «Я скучаю по Волгодонску»
Роберт Стивенсон. Баллада «Вересковый мед. Вересковый мед. Рецепт и легенда Мой вересковый мед моя святая тайна