Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В современном мире большие и даже. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Быстрый темп жизни

Партнерский материал

Без границ: почему современная культура стремится к безрамочности

Безрамочные окна, телевизоры, смартфоны и даже картины. Почему современный мир больше не хочет держать себя в границах разумного - в обзоре, подготовленном совместно с брендом Honor .

Ушло то время, когда мы ограничивали себя одной функцией. Мы постоянно учимся, расширяя свои границы, стремимся к мультизадачности, примеряем на себя разные роли. И культура стала такой же. Жанры кино, театра, музыки смело смешиваются друг с другом, так что определить, где кончается один и начинается другой, становится практически невозможно. Уходят рамки и на бытовом уровне: нам нравится смотреть кино на безграничном экране с эффектом полного погружения, оборудовать квартиры окнами от пола до потолка и просматривать видео на современных безрамочных смартфонах.

Архитектура: окна-безрамники и дома-стекляшки

Окно, которое не режут поперечные балки, создает ощущение свободного движения света и воздуха, а если открыть такое окно полностью, границы между внешним миром и домом и вовсе стираются. Кстати, выполняются безрамники из гораздо более прочного стекла: неслучайно из них часто делают не только окна, но и стены. Квинтэссенция тренда - самое прозрачное в мире здание института технологий в Токио. Прямоугольный дом-шкатулка расположен посреди парка, и за счет прозрачных стен создается полная иллюзия пребывания в лесу. Более авангардная версия - напоминающая айсберг штаб-квартира департамента здоровья Бакских земель в Бильбао. Она, наоборот, зажата между классическими зданиями, что еще больше подчеркивает ее необычный облик.

Живопись: багет, до свидания

Тенденция вешать на стены картины без рамок появилась около трех лет назад, но на самом деле, все мы с ней сталкивались гораздо раньше. Помните, в детстве мама крепила кнопочкой на стене наши первые произведения? Картина без рамки априори выглядит слегка самодельной, чуть более уютной и как будто незаконченной, и дизайнеры этим активно пользуются. В новом сезоне они не только не «одевают» произведения искусства, но даже не всегда вешают их на стену. Крупные метровые картины можно увидеть стоящими на полу за диваном или кроватью, на фоне однотонных стен. Словно это не дом вовсе, а мастерская современного художника. Кстати, зеркала в современном интерьере тоже все чаще «раздеваются». Это особенно актуально для квартир, выполненных в стиле минимализма.

Хай-тек: телевизоры без рамок

Безрамочный дизайн 360° чрезвычайно популярен у производителей телевизоров: устройства вписываются в интерьер, становясь частью, а точнее, продолжением пространства. В наступившем сезоне их вешают на стены, устанавливают на специальные мольберты вместо картин и даже размещают на потолке. Объемный экран (до 200 дюймов и более), отсутствие рамок и экзотическое расположение создают ощущение полного погружения и отрыва от реальности.

Интерьеры: отсутствие плинтусов и мебель без ручек

Упасть ниже плинтуса больше не получится. Еще недавно казавшаяся незаменимой деталь интерьера уходит в прошлое. Стык стены и пола теперь выглядит минималистично, строго и графично. Никаких лишних линий. Одна сплошная геометрия. Современная мебель тоже становится все более лаконичной. Ручки упрощаются и нередко уходят совсем. Декор сводится к минимуму, а сами силуэты предметов интерьера становятся все строже: чем меньше деталей будет отвлекать наше внимание, тем лучше.

Бедность и нищета миллиардов людей остается одной из глобальных проблем человечества и в XXI веке. В 1992 году, согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН, был установлен Международный день борьбы за ликвидацию нищеты, который с 1993 года регулярно отмечается 17 октября. Эта дата была избрана не случайно. За пять лет до решения Генеральной Ассамблеи ООН, 17 октября 1987 года, в Париже, на площади Трокадеро, прошел митинг за соблюдение прав человека и ликвидацию нищеты, собравший около 100 тысяч человек. Его участники связали нарушения прав человека в современном мире с тем, что миллионы людей до сих пор вынуждены жить в нищете. Прежде всего, это касается стран третьего и четвертого мира - наименее развитых в экономическом отношении государств.

Несмотря на колоссальный научно-технический прогресс, сопровождавший мир в ХХ веке, социальное неравенство в современном мире только нарастает. Более того, усугубляется социальная дифференциация во всех странах мира, включая и развитые государства. Говоря более простым языком, бедные становятся еще беднее, а богатые - еще богаче. Так, по данным исследований, к началу 2016 г. в мире 62 самых богатых человека обладали таким же количеством активов, как и 3,6 млрд. человек - представителей беднейшей половины населения Земли. За последние шесть лет, с 2010 года, состояние 3,6 млрд. бедняков планеты уменьшилось на 1 триллион долларов США. Одновременно активы 62 самых богатых жителей планеты выросли в два раза и составили 1,76 трлн. долларов США. Пока мультимиллиардеры не знают, куда инвестировать лишние средства, миллиарды жителей планеты живут в бедности, сотни миллионов - в жуткой нищете, на грани выживания.

До сих пор в мире очень остро стоит продовольственная проблема. Голод - это не что-то из далекого прошлого, а страшный компонент настоящего. О масштабах голода в современном мире написано большое количество и научной, и публицистической литературы, но неизживаемость этой проблемы заставляет политиков, общественных деятелей, социологов и журналистов возвращаться к ней вновь и вновь. От голода даже в наше время продолжают умирать люди, в том числе и маленькие дети - в Африке, некоторых странах Азии и Латинской Америки.

Общая численность регулярно недоедающих людей в современном мире оценивается почти в миллиард человек. Согласно докладу ООН, не менее 852 млн. человек страдают от голода. В современном мире свыше 1,2 млрд. человек, что составляет примерно пятую часть всего населения планеты, живет менее, чем на один доллар США в день. В 54% детских смертей в современном мире виновато недоедание. Такие выводы сделали специалисты Всемирной организации здравоохранения. Главная причина голода - не только в том, что в странах третьего и четвертого мира люди не получают должного количества денег, чтобы питаться на нормальном уровне, но и в природных условиях, не позволяющих эффективно заниматься сельским хозяйством и обеспечивать себя продовольствием из-за постоянных засух, наступления песков на саванну. Играют большую роль и многочисленные военно-политические конфликты, способствующие разрушению нормального хозяйства, пусть даже и слаборазвитого.

Больше всего недоедающих и голодающих - в Тропической Африке. Именно этот регион считается эпицентром голода в современном мире. Причем количество голодающих в Африке имеет ярко выраженную тенденцию к увеличению, что связано непосредственно с ростом рождаемости. Самая высокая в мире рождаемость - в Нигере, Мали, Буркина-Фасо, Либерии, Сьерра-Леоне, Уганде, Демократической Республике Конго и ряде других африканских государств. Понятно, что все эти страны относятся даже не к третьему, а к четвертому миру, в который исследователи включают наименее развитые в экономическом отношении и наиболее бедные государства. Очень серьезно стоит продовольственная проблема в Северо-Восточной Африке, прежде всего в Сомали. Здесь постоянные засухи ставят миллионы людей на грань выживания.

Но не только Африку можно рассматривать как «голодный континент». Миллионы людей регулярно недоедают и голодают в странах Южной и Юго-Восточной Азии - в Непале, Бангладеш, в Индии, Индонезии, Пакистане. Здесь также наблюдается очень высокий уровень рождаемости в сочетании с прогрессирующей бедностью и усугубляющейся социальной поляризацией. Та же Индия, несмотря на то, что считается региональной державой и относительно развитой в экономическом отношении страной, проблему голодающих решить не в состоянии. Причины тому - очень высокая численность населения, высокий уровень безработицы в сочетании с наличием сотен миллионов людей, не имеющих образования и какой-либо профессиональной квалификации.

Несколько меньше общее количество недоедающих в странах Латинской Америки. Здесь «пояс голода» проходит, прежде всего, через андские страны, прежде всего Боливию и Перу, а также через страны «перешейка», прежде всего - Гондурас, Никарагуа, Гватемалу. В Карибском море «островом голода» является Гаити. Что касается стран Европы и Северной Америки, то проблема голода для них актуальна в наименьшей, по сравнению с остальным миром, степени. Здесь хроническое недоедание присуще лишь представителям отдельных социальных групп, «выпавших» из общества - бездомным, беспризорникам. На постсоветском пространстве проблема недоедания остро стоит в странах Центральной Азии - в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Однако, и в России хронически недоедают многие граждане, относящиеся к малообеспеченным слоям населения. В наименее выгодном положении находятся одинокие инвалиды и пенсионеры с невысокими пенсиями, многодетные семьи с низким уровнем дохода супругов, а также граждане, ведущие асоциальный образ жизни - бездомные, бродяги, хронические алкоголики.

Проблема недоедания тесно связана с проблемой низких доходов населения. В странах третьего и четвертого мира большинство людей, даже найдя работу, вынуждены существовать на очень маленькие деньги, несравнимые с зарплатами даже неквалифицированных рабочих в развитых странах. В развитых странах понятие бедности в последние десятилетия все больше связывается с возможностью граждан реализовать доступ к базовой потребительской корзине, которая включает не только продовольствие, но и, к примеру, медицинские услуги. В некоторых странах Западной Европы критерием бедности уже становится отсутствие счета в банке со сбережениями. С другой стороны, в Российской Федерации под бедными понимаются граждане с доходами на грани и ниже прожиточного минимума, который, кстати, устанавливается государством. В обществе не прекращаются споры о том, насколько установленный прожиточный минимум соответствует реальной потребительской корзине, необходимой российскому гражданину для полноценной жизни.

Для современной России острой проблемой остаются низкие доходы населения. Первое десятилетие XXI века в Российской Федерации наблюдалось постепенное снижение количества граждан страны с доходами ниже прожиточного минимума. Так, если в 2000 г. доходы ниже прожиточного минимума имело 42,3 млн. человек, т.е. 29% населения - фактически каждый третий россиянин, то в 2012 г. удалось выйти на самый низкий показатель - 15,4 млн. человек, что на тот период составляло 10,7% населения страны. Однако, затем вновь начался рост количества малообеспеченных граждан. Так, в 2016 г. 21,4 млн. человек, что составило 14,6 % населения, были отнесены к категории граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Следует также отметить, что в доходах россиян растет доля социальных выплат, осуществляемых государством.

В России остро стоит жилищная проблема. Подавляющее большинство граждан не может позволить себе приобрести жилье, в том числе и в ипотеку. Так, в 2012 году, еще до валютной инфляции, 81% населения России не имел средств, достаточных для приобретения жилья в ипотеку. Жилищная проблема тесно связана с целым рядом негативных для страны явлений. К примеру, она непосредственно влияет на уровень рождаемости в стране, поскольку молодые семьи, не имеющие собственного жилья или стесненные в жилищных условиях, часто именно по этой причине отказываются на время или совсем от рождения ребенка. Значительная часть населения страны, не имея возможности приобрести современное жилье, отвечающее необходимым требованиям, вынуждено проживать в ветхом и аварийном жилье, подвергая свою жизнь и здоровье опасности. Даже в некоторых крупных городах встречаются улицы и районы, лишенные элементарных удобств, к примеру - газа и центральной канализации, что говорить о сельской местности и малых населенных пунктах. Заканчивается срок эксплуатации у т.н. «хрущевок», строившихся для оперативного расселения людей из бараков. Но пока обновить жилищный фонд в должном объеме не получается, тем более, что строящееся новое жилье приобрести большинству граждан не под силу.

Решение жилищной проблемы лежит в спектре пересмотра роли российского государства в сфере строительства и распределения жилья. В 1990-е годы государство фактически самоустранилось от жилищного строительства, что привело к тотальной коммерциализации рынка жилья. Масштабы строительства и распределения социального жилья нельзя назвать сколько-нибудь значимыми. В России совершенно неразвита система некоммерческого найма жилых помещений, которая могла бы частично решить жилищные проблемы не только бедных слоев населения, но и благополучных граждан. Государство могло бы содействовать решению жилищной проблемы за счет регулирования цен на жилье эконом-класса, препятствуя спекулятивной деятельности в этой сфере. Наконец, государству стоило бы обратить ресурсы и на создание государственного (муниципального) рынка аренды жилья, цены на котором позволяли бы малообеспеченным группам населения на протяжении длительного времени арендовать жилые помещения.

Высокий уровень бедности в России связан с колоссальной социальной поляризацией, которая начала расти в 1990-е годы и к настоящему времени достигает таких масштабов, которые ставят Россию в число мировых лидеров по социальному неравенству населения. За двадцать с лишним лет существования постсоветской российской государственности социальное неравенство в России увеличилось в четыре раза. Согласно докладу РАН, вышедшему в 2013 году под редакцией академиков С.Ю. Глазьева, В.В. Ивантера и А.Д. Некипелова, уровень социального расслоения между наиболее богатыми и наиболее бедными россиянами достиг 16:1, тогда как критическое значение расслоения это 10:1 и даже 8:1. Однако, решение проблемы бедности и социального неравенства невозможно без соответствующих регулирующих мер со стороны государства.

Академики С.Ю. Глазьев, А.Д. Некипелов и В.В. Ивантер в своем докладе предлагают в качестве одной из важнейших мер, направленных против социального расслоения, введение прогрессивной шкалы налогообложения. Прогрессивное налогообложение существует во многих развитых странах мира и обеспечивает внушительные поступления в государственный бюджет, за счет которых финансируется, в том числе, и социальная сфера. В своем докладе ученые отмечают, что снизить число бедных в России и уменьшить социальное неравенство можно, если добиться повышения прожиточного минимума до уровня реальной стоимости базовой потребительской корзины, позволяющей реализовать потребности человека в питании, одежде, медицинском обслуживании и т.д.

Во-вторых, предлагается повышение минимального размера оплаты труда. В России сложилась уникальная для развитых стран ситуация, когда за чертой бедности могут находиться работающие граждане, включая специалистов с высшим образованием. Получается, что честно работающий и выполняющий свои профессиональные обязанности, часто требующие наличия высшего образования и высокой квалификации, гражданин оказывается не в состоянии обеспечить за счет своей заработной платы даже реализацию своих базовых потребностей. К числу работающих бедных в России до сих пор относятся многие работники сфер образования, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Это парадоксальная ситуация, когда работник культуры, образования или здравоохранения с высшим образованием и внушительным стажем работы по специальности получает заработную плату, которая ниже прожиточного минимума для работающих россиян.

Искоренима ли проблема нищеты, бедности и неравенства в современном мире и в России в частности? Что касается современного мира в целом, то сразу можно отмести даже надежды на ликвидацию нищеты и бедности в странах третьего и четвертого мира. Экономическая неразвитость, природные условия, высокий уровень рождаемости, политическая нестабильность - все эти факторы минимизируют надежды на решение проблемы социального неравенства в африканских странах, многих странах Азии и Латинской Америки.

В то же время, современная Россия обладает необходимым политическим, экономическим, культурным потенциалом для того, чтобы активно решать проблемы бедности и неравенства. Однако это требует соответствующей политики российского государства в экономике и в социальной сфере. Очень многое в экономической и социальной политике страны должно быть пересмотрено. Пока же экономические проблемы, испытываемые страной, не позволяют не только увеличивать объемы социальной помощи, но и сохранять их на прежнем уровне. В частности, в 2016 и 2017 гг. уже не будет индексироваться материнский капитал, который прежде каждый год увеличивался на 5,5%. Но, при этом, государство пока не рискует изменить фискальную политику, введя прогрессивное налогообложение, старательно избегает поднимать тему пересмотра итогов приватизации, отказывается вводить налоги на роскошь, т. е. не желает ущемлять интересы именно богатейших россиян в ущерб интересам многомиллионных масс населения, живущих на грани и за чертой бедности.

КОНФЛИКТУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - НЕТ! ДИАЛОГУ И КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ - ДА!

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ИДЕОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

А. Громыко, член-корреспондент РАН О НОВОМ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ, ИЛИ О БОЛЬШОМ БЕСПОРЯДКЕ

Всех всегда волновали вопросы сохранения мира на ветшающей планете Земля. О ней говорят как о «нашем доме», что его надо уберечь от разрушения и, тем более, пожара. Второго такого «дома» у людей никогда не будет. Чтобы катастрофы не произошло, надо знать, какие опасности угрожают человечеству, отдельной стране, народу, семье. Как найти правильный путь для выхода из лабиринта сложных противоречий, что опутывают мир людей? Сделать это можно, в том числе с помощью науки, ученых-международников, Российской академии наук, таких ее центров, как Отделение глобальных проблем и международных отношений.

Сегодня Россия, вступая в 2015 год (статья написана в 2014 г. - Ред.), как и многие другие страны, находится в эпицентре внешнеполитического катаклизма. Благодаря умелому использованию не просто «мягкой», а даже «мудрой» силы, гибкой дипломатии Москва в мировых делах сохраняет устойчивость и динамизм.

Налицо, однако, и угрозы, они подрывают глобальную европейскую безопасность. Главная угроза мировому сообществу исходит от стремления атлантистов поставить право силы над силой права. Витки насилия, подрывающие стабильность в мировых делах, возникают как по заказу. Складывается впечатление, что в мировых делах активизировалась закулиса, делающая ставку на создание в разных регионах мира социально-политического хаоса, направленного против существующих там порядков и законной власти. Целью такой политики создания большого беспорядка

является противодействие закреплению в мировых делах новых центров силы вместо так и не утвердившегося однополярного мира.

Новая «холодная война», похоже, уже наступила. Это хорошо видно на примере войны информационной, когда атлантисты, по существу, установили в Европе по обоюдному согласию режим де-факто цензуры на сообщения о событиях гражданской войны на Украине. Замалчивается и искажается все, что не вписывается в схему борьбы «демократии» с «экспансией Москвы». Официальный Запад сегодня делает вид, что не замечает государственный геноцид, что ведется киевским режимом против русскоязычного населения Донбасса. А ведь этот геноцид дает право для спасения людей применить силу, в том числе военную.

В условиях хаоса, когда в Европе растет угроза неонацизма, а на Большом Ближнем Востоке во весь рост встает исламский терроризм, мировое сообщество просто обязано мобилизоваться для того, чтобы не бомбы и ракеты творили историю людей, иначе она будет кровавой, а этим по праву занялась Организация Объединенных Наций, в первую очередь все постоянные члены Совета Безопасности, все члены Генеральной Ассамблеи ООН.

Дальнейшие успехи глобализации и глобального управления возможны лишь в условиях мира, а не войны. Нельзя управлять автомобилем, если все его пассажиры дерутся. Следует помнить о том, что право не исчезает от того, что его злостно нарушают, расплата за это придет обязательно.

Принципы, скрепленные кровью миллионов

ма фашистской Германии и ее союзников. Это мироустройство заложено в Уставе ООН советскими политиками, дипломатами и учеными, американскими и английскими деятелями. С самого начала оно подверглось атаке со стороны сторонников «холодной войны». Попытки разрушить ООН возникали постоянно, но она устояла в значительной мере благодаря усилиям советской и российской внешней политики и дипломатии. Малопродуктивны исследования международных отношений, в которых забывается исторический опыт предыдущих поколений. Миропорядок, установленный в 1945 г., еще сохраняется. Принципы Устава ООН правильны и эрозии не подлежат. Эти принципы - сплав права и морали, и это делает их прочными. Нередко все же возникают ученые, которые под напором политики с позиции силы в своих взглядах на мировые дела прогибаются и делают странные выводы о том, что решения встречи в 1945 г. руководителей стран антигитлеровской коалиции в Ливадийском дворце близ Ялты по вопросам послевоенного устройства якобы устарели. Это, конечно, не так. Ялтинская конференция стала самой высокой степенью мирного сотрудничества между Советским Союзом, США и Великобританией. Сегодня, конечно, многое меняется, но еще больше в мировом порядке остается незыблемым. Остаются ООН, ее Совет Безопасности, границы Польши, Калининградская область и многое другое. Устав ООН, эта «библия» международных отношений и мировой политики, нетленен, так как его текст и принципы скреплены кровью миллионов бойцов и мирных граждан, погибших в мировом военном пожаре. Эти утверждения могут показаться неубедительными, ведь столько лет прошло с тех пор. Такой пораженческий подход - большая ошибка. ООН было трудно создать, ее нелегко разрушить, и ее будет невозможно воссоздать. Те, кто нарушает принципы и нормы международного права, остаются за пределами поля легитимности, и в конце концов как бы они сегодня ни надували щеки, исчезают из мировой политики. Преступления, как известно, не перечеркивают уголовный кодекс, точно так же они не могут свести на нет международное право. Какими бы «грандиозными» ни были планы вдохновителей новой «холодной войны» в конце концов они, скорее всего, заработают вид из окна тюремной камеры. Основную роль в международных отношениях, куда входит и мировая политика, играют государства, ощутимо на них влияют и другие международные институты, в том числе транснациональные корпорации. Поле их деятельности также является той международной средой, в кото-

рой проявляется как сотрудничество людей друг с другом, так и их соперничество. Последнее часто перерастает в силовые единоборства, войны малого и среднего масштаба и интенсивности и даже войны мировые. Решающую роль в мировой политике государств, особенно сильных и влиятельных, отмечает академик РАН А. А. Кокошин. Именно между государствами идет сегодня, в основном, борьба за влияние в мире с помощью экономической, военной и «мягкой силы»2. В этой конфликтной международной среде приходится действовать и России, причем весьма успешно. Не только в политике и дипломатии, но и в экономике ведущую роль играют также государства, они же в своей деятельности стремятся опереться на «мягкую силу», в том числе идеологические установки, которые внедряются в общественное и индивидуальное сознание. Может ли человек в этой конфликтной международной среде, где большую роль играет насилие, распространены нищета и голод, выжить? В состоянии ли политические элиты, в том числе ученые, наука в целом, найти правильный путь к созданию такой международной среды, в которой люди, используя исторический опыт предыдущих поколений, спасут себя? Эти вопросы имеют большое значение для развивающихся стран, в первую очередь для тех из них, где условия жизни особенно жесткие. Для них риски деградации и разрушения скромного достатка, который они имеют, перестали быть теорией, а стали повседневной практикой. Сотни миллионов людей теряют шансы благополучной жизни, они ждут изменений к лучшему, а их все нет. Это ведет к социально-экономическим и политическим взрывам. В условиях природных катастроф и бесчисленных войн создание мира планетарного сотрудничества и совместных международных проектов тем более пришло. Международное сообщество в состоянии обуздать милитаристское мышление политиков, которые нередко стремятся перекроить геополитическое пространство, подстроить под себя глобальное управление. Сегодня все государства действуют в турбулентной международной среде, этом океане человеческих эмоций и страстей, где налицо стремление одних людей господствовать над другими, извлекать для себя прибыль, заставить всех жить по правилам индивида единичного, а не множественного, одного или нескольких олигархов, а не народа. Установить в мировом сообществе такой порядок призвана либеральная идеология. Она поддерживается силой ведущих капиталистических государств. Их политика направлена на ущемление социальных, экономических и политических свобод. Либерализм становится

тормозом свободного развития индивидуума и демократического общества. «Искусство» информационных войн достигло уровня массового зомбирования миллионов. Вызовы XXI в. таким образом многочисленны. Выделю из них те, что, на мой взгляд, играют в судьбе человечества первостепенную роль. Это, прежде всего, судьба самого человека. Люди, похоже, знают о Вселенной больше, чем о себе. Еще меньше они понимают, как развиваются цивилизации, с трудом ищут и иногда находят пути и средства решения международных конфликтов. Новые элиты склонны забывать опыт и уроки, усвоенные их предками, у них короткая историческая память. Тщеславие и некомпетентность, высокомерие и мстительность, поклонение «жесткой силе» губят возможность выхода на правильные решения. Мир на Земле часто предстает перед нами как terra incognita - неизвестная земля. Неведомое парализует человеческий разум и приучает к мысли о том, что добро все реже побеждает зло. На службе последнего находится грубая сила, орудия убийства и послушные роботочеловеки в погонах, которые на вопрос: «Почему от ваших действий погибает мирное население, дети, женщины, старики?», тупо отвечают: «Это моя работа». Что из себя представляет человек, его духовная жизнь? Ответа на этот вопрос не объясняет происхождение человека, по нему, как известно, идут большие споры, он, скорее, объясняет поведение человека, в том числе в политике.

Человек - существо небесное и земное

Международные отношения и мировая политика - это проявления деятельности людей. Без человека нет и цивилизации. Нет ни мира, ни войны. Перед концом света воцарится безмолвие, так как исчезнет сам человек. Человек - единственное существо на Земле, наделенное разумом. Человек - создание одухотворенное и поэтому удивительное. Он живет как в мире земном, так и небесном, божественном. Великий венецианский художник времен Возрождения Тициан в 1514 г. написал картину «Любовь небесная и любовь земная», она выставлена в Риме, в музее Галерея Борге-зе. Перед этим шедевром невольно размышляешь о бренном и возвышенном в мире людей. Между двумя полюсами земного и небесного сознания людей находится Сфера Жизни. Оба полюса влияют на нее одновременно и противоречиво, в нашем сознании возникает мир, далекий от идеального. Христианство призывает следовать заповедям Ветхого и Нового Заветов. Земной мир

должен жить в согласии с любовью небесной. Об этом писали многие православные теологи, например в свое время Григорий Богослов. Он определил человека как существо, «прекращающее вражду» духовного и телесного. Богослов писал: «Я состою из души и тела. И душа есть струя бесконечного света Божества; а тело производишь ты от темного начала. Если я составляю одну общую природу, то вражда мною прекращена. Ибо не враждебные, а дружественные начала дают общее произведение»3.

Отношение к человеку как порождению «темного начала» характерно для большинства религиозных мыслителей Средневековья. Правильное устройство человеческой жизни они видели в абсолютном подчинении и вере в Бога. Человек мыслился как создание Бога (рекреационный взгляд). Только с накоплением знаний об окружающем нас мире, о самом человеке появилась возможность признать и эволюционный путь его развития, когда возникновение разумной жизни на Земле и ее неизбежное увядание и смерть мыслятся в масштабах сотен тысяч и миллионов лет. Правильное виПдение мира не может быть без духовных начал, какими бы необычными они ни казались. Постичь духовное труднее, чем на основе опыта познавать телесное, Землю и Космос. Духовное и божественное ускользают от нас, даже когда они очевидно. С помощью интеллекта, например, можно перемещать себя в прошлое и даже устремляться в будущее. У многих такие сказочные картины будят сознание, нередко подсказывают правильные решения.

У людей возникают видения умерших, сцены из их жизни, картины рая или ада. В сознании ученых, писателей и поэтов самым неожиданным образом возникают решения сложных задач, интересные сюжеты и талантливые вирши. В критических ситуациях у правителей на вершине власти, случается, наступает озаренность, они решают вопросы мира. Разве все это не чудо? Наука о международных отношениях, в том числе о глобализации и глобальном управлении, не даст реальной картины мира, опираясь лишь на круг данных из области экономики и политики. Для этого необходим творческий поиск. К современной политологии применима мысль безвременно ушедшего из жизни академика Н.П. Шмелёва. Он справедливо заметил: «...мировая экономическая мысль, как представляется, окончательно запуталась, куда ей поворачивать вправо или влево, но и на будущее, если мировой теории и практике все-таки суждено найти способ жить, который обеспечит, наконец, миру бескризисное, эффективное и социально справедливое

развитие»4. В этом выводе особенно ценной является мысль о социальной справедливости, ведь о ней часто забывают. Это относится и к политологии, если она преследует цель изменить нашу жизнь к лучшему, сохранить человеческую цивилизацию. Это достижимо в условиях сотрудничества духовных и материальных начал мироздания. Они - две стороны человеческого бытия. Одними цифрами и графиками, причудливыми формулировками мир людей не объяснишь.

Глобализация и глобальное управление

Важным явлением международной жизни стали глобализация и глобальное управление. Обстоятельный анализ внешней политики в эпоху глобализации дан, например, в работе члена-корреспондента РАН И. С. Иванова «Внешняя политика в эпоху глобализации». В ней исследуются возможные конфигурации миропорядка, говорится о необходимости выстраивания гибкой полицентричной системы глобального управления. Мировая политика оценивается с учетом угроз безопасности, сделан вывод об основополагающей роли международного права при формировании нового миропорядка, его центральным элементом становится Организация Объединенных Наций5.

Глобализация как естественно-исторический процесс анализируется в фундаментальной работе А.Н. Чумакова «Глобализация. Контуры целостного мира», где рассматриваются ее общая теория и сфера противоборства различных сил и интересов6. Справедливо подчеркивается, что глобализация - это сложнейшее явление, его следует изучать не фрагментарно, а целостно. На этом фоне формируется глобальное мировоззрение, оно помогает осознанию глобализации как состояния, процесса и явления7.

От себя скажу. Глобализация - это многогранный интеграционный процесс становления в международных отношениях современного жизнеустройства и архитектуры мировой политики. В этом процессе участвуют государства, их коалиции, социальные, политические и экономические институты, а также военные блоки. В условиях глобализации осуществляется глобальное управление (регулирование) планетарной сетевой структурой, где ослабевает однополярность. Со стороны США делаются настойчивые попытки ее восстановить, но они бесперспективны, более того, они вредны, так как подрывают стабильность мировой политики. Влияние глобализации на мировые дела в условиях повторяющих-

ся экономических и финансовых кризисов падает. Большие риски несет ей и глобальному управлению силовая конфликтность. В условиях острых международных коллизий глобальное управление, в том числе на региональном уровне, становится трудновыполнимым. Это показывают, в частности, события на Украине, где гражданская война отбросила страну в пучину кризиса и крушения морали. Возникла необходимость в нравственном коде для человечества. Ученые бьют тревогу. Так, например, академик РАН А. А. Гусейнов напоминает, что соблюдение нравственных запретов зависит от воли и решимости личности следовать им: «. если человек убежден в нравственной сущности запрета, если он знает, что его надо, безусловно, соблюдать, то ничто, никакие внешние обстоятельства, точно так же, как и никакие собственные аффекты, не могут помешать ему следовать им»8. Это относится ко всем нравственно санкционированным запретам, в том числе к таким фундаментальным, как «Не убий». Человек, особенно отмеченный властью, не может нарушать эту священную истину, эту истину истин9. Многие политики, и даже дипломаты, над всем этим не задумываются и не борются с международными преступлениями, а порой и сами их совершают. И все же в мировых делах не все идет плохо. Пробивают себе дорогу дела позитивные, тенденции, которые являются устойчивыми: развивается международное право, возникает единое мировое хозяйство, устанавливаются всеобщая экологическая зависимость и глобальные коммуникации; происходит духовное и цивилизационное сближение наций. Это возможно в условиях господства силы права; набирает силу революция в информатике и телекоммуникациях. Она резко повышает мобилизационный эффект общения. Глобализация заявила о себе в полный голос в последней трети ХХ в., когда произошла революция в информационных технологиях. Она в своем развитии таит много сюрпризов и сценариев развития мира. Глобализация несет людям и много рисков. Существуют, например, экологические пределы промышленного роста, опасна перегрузка природных возможностей окружающей среды. Возникает угроза нравственного вырождения, опасного массового поведения. Человечеству необходим устойчивый нравственный код. Во многом он заложен в Уставе ООН, в его принципах. Глобализация может гуманизировать международные отношения, политиков и деловых людей. Глобализация порождает многие важные задачи, например не допускать безработицы. В мире, в том числе из-за нее, растет широкое протестное движение, разрушается социальная ткань сложив-

шихся обществ, забывается историческое наследие, стирается историческая память. Глобализация все еще не имеет устойчивой идеологической концепции, которая сплотила бы человечество перед вызовами XXI в., а не разъединяла его. Люди ищут дорогу к бесконфликтному миру, но пока ее не находят. Для этого необходимы трезвость суждений и даже мудрость. С переустройством мира лучше не спешить. По-быстрому историю человечества делают войны и революции. При оценке глобализации и глобального управления следует, прежде всего, оценить роль в мировом порядке такого института, как государство, его суверенитет и участие в глобальном управлении. Действительно, будет эта роль сохраняться, или ей суждено ослабеть и сойти нет?

Глобальное управление и государство

Научное сообщество, как правило, оценивает состояние международной среды с позиций оптимизма, считает, что человечество в своем развитии вступило в планетарную эру. Для этого есть веские основания. И основным из них стала глобализация, которую часто оценивают не как процесс, постоянное развитие, а как некую либеральную модель, которая успешно регулирует глобальный финансово-экономический рынок. Высказывается также точка зрения, что не следует противопоставлять рынок государственной политике и регулированию. Во внутренней и внешней политике можно успешно использовать возможности государства, его институты и механизмы. В России, однако, уход государства из экономики «зашел слишком далеко»10. Академик Н.П. Шмелёв пришел к важному выводу, что одним из слагаемых успехов экономической стратегии развивающихся стран, в том числе России, является финансирование инвестиционного процесса как по частным, так и по государственным каналам. Он подчеркнул, что социальная политика - важное условие успешного экономического роста, без нее «экономических чудес не бывает». Шмелев сделал вывод: «...главная модернизационная задача любого современного правительства не важно, демократического, полудемократического или даже авторитарного, подобрать такое сочетание этих факторов, которое не на словах, не в пропаганде, а на деле обеспечило бы эти условия для экономического рывка»11. В старых центрах силы США и Европе ряд лет наблюдается своего рода деиндустриализация. Запад как основная промышленная база мира постепенно слабеет. Активны его финансовые центры, но

они, как правило, действуют в условиях финансово-экономической стагнации и кризиса.

Налицо непрозрачность многих финансовых институтов и трудности в оценке их рисков. На этом негативном фоне США и Европа теряют свои позиции. В глобальной финансовой системе пальму первенства все еще удерживают США. Когда произойдут очередной экономический обвал и девальвация доллара, США снизят свою внешнеполитическую активность.

Другой тенденцией в международных отношениях является замедление темпов развития международного права и глобализации политической. Создание международного правопорядка будет, однако, трудным. На этом тернистом пути проявят себя многочисленные социальные и международные конфликты. В мировом сообществе появятся новые наднациональные союзы, утвердятся временные и постоянные коалиции, участятся встречи лидеров ведущих государств. На международной арене, несмотря на все происходящие в мире изменения, национальные государства еще многие годы останутся основными игроками, их суверенность может даже усилиться. Произойдет разворот к этатизму. Национальный эгоизм, когда «каждый за себя», будет проявляться регулярно. Внешнеполитические идеологии получат «новую прописку», их цели в случае необходимости будут маскироваться.

Идейно-политические аспекты глобализации - это малоисследованная область. Здесь есть что скрывать. Глобализация, как она сегодня проходит, не способствует преодолению социальной и экономической пропасти между богатыми и бедными странами, ухудшает условия жизни разных социумов и стран. Плоды глобальной экономики распределяются несправедливо. Это видно на примере большинства стран Африки12.

В Европе одним из основных последствий глобализации становится рост безработицы и стагнация. Политика неолиберального глобализма ухудшает условия жизни на планете, особенно больно она ударяет по наименее развитым странам. Новый большой беспорядок набирает силу. При оценке перспектив глобализации и глобального управления вскрывается противоречивая ситуация. Получается, что глобализация служит разным целям. «Гуманный интервенционизм» часто переходит в бесцеремонное вмешательство и, как признает даже З. Бжезинский, порождает «. моральную глухоту и безразличие к проявлениям социальной несправедливости»13.

Известна и другая точка зрения, она активно проталкивается либералами. Мировая арена оценивается как «поле совместных интересов», на нем действуют выгодные для всех правила поведения. Наиболее активным сувереном на этом планетарном поле остаются США, они стремятся внедрить в международные отношения выгодные для всех новые правила, процедуры и стандарты.

Возникают острые противоречия между этими «современными стандартами» и нормами классического международного права. Например, «гуманитарной интервенцией» и устоявшейся нормой невмешательства во внутренние дела государства.

В наши дни мировые лидеры всеми способами оправдывают свои действия, стремятся к их легитимизации. Возникают новые нормы международного права. По-прежнему велика роль ООН и ее специализированных учреждений. Страны, которые не примут активного участия в создании легитимного поля XXI в., сильно проиграют и будут вынуждены плясать под чужую музыку. Они рискуют остаться за бортом новых коалиций и международных организаций.

Руководители африканских стран уже в начале ХХ1 в. осознали необходимость повышения уровня сотрудничества между собой, они приняли решение о создании Африканского союза (АС). Примером для них, похоже, стал Евросоюз. Это был шаг в правильном направлении. Политическая и экономическая интеграция, защита своего суверенитета, отстаивание общих интересов Африки перед лицом нового неоколониализма будут эффективнее в рамках такой коалиции. Конференции, симпозиумы и семинары, организованные с помощью современных средств связи, станут важным средством создания Архитектуры международных отношений XXI в. Мобилизация научного интеллекта и политических знаний, в чем-то даже интуиций, станет одной из важнейших задач.

К этому сегодня подготовлены немногие государства и общества, в их числе находится и Россия. Ее внушительный интеллектуальный потенциал, однако, не вечен и, если им не дорожить, может «испариться». О нем будут вспоминать как о времени несбывшихся надежд. В океане свирепых волн глобализации России, если ее общество не встряхнется, угрожает участь социально-политического «Титаника».

Глобализация - это новая система в развитии, она может заменить холодную войну, последняя, однако, очень живуча. Воз-

никает жесткая мировая глобальная экономика, рычаги управления в ней до сих пор находятся в денежных сейфах атлантистов.

Глобализация, случается, ведет к усилению в политике наднациональных учреждений (ООН, НАТО, «двадцатка», БРИКС). У таких структур налицо, конечно, разные судьбы. Одно дело ООН - самая демократическая в мире планетарная структура. Другое НАТО: замкнутый военный блок, он был создан в 1949 г. как оборонительный, а сегодня стал плацдармом наступательных действий, часто предпринимаемых в обход Совета Безопасности ООН. Такая его политика вносит в мировые дела агрессивность, напряженность и элементы большого беспорядка.

Идеология глобализации все еще не имеет влиятельной концепции, которая сплотила бы человечество перед вызовами ХХ1 в., а не разобщала его. Люди могут, если захотят, найти дорогу к международному сотрудничеству. Для этого в своем развитии они должны бережно относиться к историческому наследию предков, используя из него все позитивное, особенно от морали. Пренебрежение последней ведет к «arrogance of power» - «высокомерию силы». Чем оно сильнее, тем слабее человечество.

Цивилизации существуют в рамках своих общественных и международно-правовых институтов: законов и договоров, моральных ценностей и традиций. Все вместе они составляют довольно устойчивую международную среду. В деле переустройства мира поэтому лучше не спешить.

По-быстрому, повторюсь, историю человечества делают войны и революции. Необходимы осторожность и мудрость. Ясно одно: социально-экономическое неравенство порождает политический хаос и в умах. Двойные стандарты поведения государств на мировой арене, они, как шлейф, тянутся за атлантистами, разрушают международную стабильность, не дают утвердиться правопорядку.

Основные черты мирового порядка воплощаются в транснациональных взаимодействиях (international interactions), все более взаимозависимом мировом рынке (increasingly interdependent global market), процессе региональной интеграции и глобальной кооперации. В рамках этого развития возникают новые задачи, они становятся общими для человечества (common concerns).

Среди них можно выделить: развитие глобальной экономики как финансово-экономической грани глобализации; глобальное управление мировой экономикой и политикой, их финансами; создание структуры глобальной безопасности, безопасности для всех, а не отдельных привилегированных регионов или групп стран;

укрепление международных организаций, в том числе ООН, способных управлять глобальными проблемами во всех их проявлениях; использование в мировых делах человеческого капитала (human capital) с помощью высшего и среднего образования; улучшение, а не ухудшение жизни людей с помощью новых технологий как в сфере промышленности, так и в сельском хозяйстве; приспособление к изменениям климата, деградации окружающей среды; борьба с голодом, болезнями и инфекциями, преследующими людей; сохранение культурного наследия человечества (cultural heritage), в том числе международного права, как средства управления и регулирования международными отношениями, в первую очередь между государствами; создание благоприятных условий для обеспечения людей, в первую очередь в бедных странах, основными продуктами и питьевой водой, квалифицированной медицинской помощью. Без решения этих проблем сохранить позитивные начала в мировой политике невозможно, она переродится в борьбу на уничтожение, и это приведет человеческую цивилизацию к гибели. Есть ли возможность предотвратить такой Апокалипсис?

Почти каждый человек ответит на такой вопрос утвердительно, в том числе и политики высокого ранга. Но, и в этом весь трагизм, одновременно скажут: «все делается правильно, предсказания конца света придуманы». И далее: «применение военной силы - это всего лишь продолжение политики». Такой устойчивый милитаристский спазм в сознании политических элит губит ростки нового мышления, а оно для создания устойчивой и мирной международной среды, где процветают разум и право, совершенно необходимо.

Есть и другая причина устойчивой приверженности ряда политиков и дипломатов политике с позиции силы. Это стремление сохранить в международных делах, насколько это возможно, состояние однополярного мира, добиться покорного признания, что миром правит одна сила США и, когда это необходимо, военно-политический блок НАТО.

События на Украине и вокруг нее сделали силовую тенденцию в мировой политике еще более опасной. Не признаются национальные интересы и безопасность России, затевается громоздкая геополитическая авантюра, не имеющая ничего общего с безопасностью Европы. Вместо укрепления партнерства с Россией взят бесперспективный курс на ее изоляцию и дискредитацию

российских лидеров, прежде всего их самой сильной фигуры -президента.

В таких условиях эффективное глобальное управление маловероятно. Большой беспорядок в ряде регионов - это и Большой Ближний Восток, и Афганистан, и Юго-Восточная Европа -будет нарастать. А между тем громко тикают заряды, по крайней мере, трех бомб экологической, гонки вооружений и нищеты бедности. Думать, что они никого не взорвут, наивно. Каждая из них может быть обезврежена только совместными планетарными усилиями.

Примечания

1 На эту тему см. мою статью в журнале «Международная жизнь», март 2012.

2 Кокошин А. А. Некоторые макроструктурные изменения в системе мировой политики. Тенденции на 2020-2030-е годы // Полис. Политические исследования. - 2014. - № 4. - С. 38, 41. (Kokoshin A.A. 2014. Some macrostructure changes in the World politics. Trends for 2020-2030s // «Polis» journal. Political Studies. N 4) (in Russian)/

3 Глобалистика. Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. - С. 1157.

4 Шмелев Н.П. В защиту здравого смысла // Современная Европа. - 2011. - № 2 (октябрь-декабрь). - С. 139.

5 Иванов И.С. Внешняя политика в эпоху глобализации. - М.: ОЛМА Медиа-Групп, 2011.

6 Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. - М.: Проспект, 2014.

7 Там же. - С. 406-407.

8 Гусейнов Абдусалам. Философия мысль и поступок. - СПб. ГУП, 2012. -С. 306-307.

10 Попов В.В. Стратегия экономического развития. - М.: Высшая школа экономики, 2011. - С. 25.

11 Шмелев Н.П. Указ. соч. - С. 142. См.: Громыко Ан.А. Нищета и голод - грани глобализации // Азия и Африка сегодня. 2014, № 10. (Gromyko An.A. 2014 Nischeta i golod grani globalizatsii // Aziya i Afrika segodnya. N 10) (in Russian).

Цит. по: Россия в многообразии цивилизаций. - М., 2011. - С. 53.

«Азия и Африка сегодня», М., 2014 г., № 12, с. 2-8.

Чтобы сопоставить полученные данные для сообществ Homo Sapiens, Данбар вернулся к антропологии. Исследователь выяснил, что количество людей в деревенских традиционных поселениях колеблется в предположенных им пределах - до двухсот человек. В своей работе ученый предположил, что количество нейрокортикальных нейронов - электрически возбудимых клеток головного , которые обрабатывают, хранят и передают информацию при помощи электрических и химических сигналов - ограничивает способность организма обрабатывать информацию, что, в свою очередь, ограничивает количество отношений, которые человек может одновременно поддерживать. Когда размер группы превышает это количество, индивиду становится сложно поддерживать число контактов.

Современное общение выглядит так

И действительно - если спросить у представителей старшего поколения, как они знакомились, и узнавали какие-либо новости, они ответят, что знакомились на праздниках у друзей, вместе ходили на прогулки, говорили друг другу до свидания имея в виду следующую встречу, а когда хозяйка хотела приготовить необычное блюдо, то рецепт спрашивала у знакомых. А количество этих знакомых в среднем не превышало 150 человек. Все вышеперечисленные примеры говорят о том, что в прошлом люди взаимодействовали между собой намного чаще. Им приходилось лично общаться как со знакомым кругом людей, так и знакомиться с новыми людьми, что, несомненно, отлично развивало их социальные навыки. Не исключено, что именно этот опыт наших родителей и бабушек сказался на взаимопонимании поколений - сегодня общение молодых людей все больше происходит онлайн, причем это касается как дружеских, так и любовных отношений.

Сегодня возможность в любой момент получить всю необходимую информацию, просто погуглив ее, значительно сократила необходимость живого общения между людьми. Зачем звонить знакомым или встречаться с другом, который владеет нужной вам информацией, когда есть интернет? Постепенно это привело к тому, что люди стали меньше общаться вживую и все больше в сети. Так, современным подросткам труднее знакомиться с незнакомыми людьми и в целом социализироваться, чем представителям предыдущих поколений.

Дофаминовые сети и настоящие друзья

Огромную роль в современном мире играют социальные сети и профили, которые мы в них создаем. Некоторые психологи называют странички в социальных сетях созданием улучшенной версии себя, так как каждый человек стремиться произвести хорошее впечатление на других и нередко предоставляет о себе ложную информацию. Получается, что само общение сегодня изменилось, стало более поверхностным. Также появилась некая разобщенность интересов - если в прошлом вся страна смотрела “Место встречи изменить нельзя” и общие темы для разговора можно было найти практически со всеми, то сегодня картина совсем иная. Появление интернета и таких стриминговых сервисов как , с одной стороны подарила нам мнимую свободу выбора, а с другой сделало возможность знакомства с человеком со схожими интересами в реальной жизни сложнее.

Инстаграм начал тестирование “отказа от лайков” в некоторых регионах США. Согласно новой политике компании, лайки будут доступны только автору публикаций, а его подписчикам нет

Более того, исходя из работы Данбара, можно сделать ложный вывод о том, что количество в социальных сетях не должно превышать 150 человек. Но на самом деле мы добавляем в друзья большое количество человек, с половиной из которых никогда не виделись или не увидимся вообще. Цифры во вкладке друзья сегодня - источник дофамина, но не настоящего счастья.

Согласно недавно проведенному исследованию , человек в состоянии поддерживать всего пять по-настоящему близких контактов на протяжении всей жизни. Именно поэтому в вашей ленте в социальных сетях отдельно выделены первые пять человек. А вот с остальными условными 145 друзьями общение немного странное - примерно раз в год или полгода мы поздравляем друг друга сообщениями, например, “с днем рождения”, как бы давая знать другому человеку о том, что мы помним о его существовании. Но подобный “зомбинг” в социальных сетях нельзя назвать полноценным общением. Выходит, наши предки общались друг с другом намного больше, чаще и продуктивнее нас и это общение зачастую являлось ключевым фактором их жизненного благополучия.

Зомбинг - это лайк или поздравление с праздником от человека, с которым вы не поддерживаете общение как онлайн, так и в реальной жизни.

Отмечу, что интернет и информационная эпоха не только обогатила русский язык новейшими заимствованиями, но и изменила этикет. Так, в современном мире очень ценится умение вовремя отложить смартфон и не делать слишком много фотографий в присутствии окружающих.

Сериал “Черное зеркало” больше не сериал

Любители социальной научной фантастики наверняка смотрели хотя бы один эпизод сериала Чарли Брукера “Черное зеркало” . Первая серия третьего сезона рассказывала о том, как лайки в социальных сетях влияют на социальный статус и определяют положение в . И если отношения между людьми в мире, показанном в данном эпизоде, выглядит как преувеличение, то реальность на самом деле ушла не так далеко - водитель такси сегодня действительно может потерять работу, если клиент пару-тройку раз поставит ему всего одну звездочку из пяти. А то, как происходят практически все взаимодействия между людьми в современном Китае как будто заставляет подумать: “это ли не мир “черного зеркала””?

Кадр из сериала “Черное зеркало” (3 сезон 1 серия)

Разумеется, появление интернета и современных технологий изменило не только дружбу и отношения. Сегодня интернет оказывает влияние практически на все аспекты нашего образа жизни - от базовых потребностей до самых роскошных вещей. И по мере того, как мы шагаем в будущее, логично предположить, что зависимость от интернета и его роль в нашей жизни будут лишь увеличиваться. Современный мир стирает границы, напоминая глобальный город, который существует благодаря интернету. Ведь несмотря на то, что общение сегодня все больше поверхностное, мы теперь можем общаться с кем угодно, когда угодно и где угодно. стал своего рода руководством ко всей информации и запросам о красоте, здоровье, моде, образе жизни, личной гигиене и многом другом. Более того, мы можем не только работать не выходя из дома, но и получать образование сидя в своем уютном кресле. Интернет стал огромной площадкой для свободного обмена знаниями. Да, мы реже видим лица друг друга, но зато у нас есть Википедия.

Чтобы всегда быть в курсе последних научных открытий, подписывайтесь на

Заканчивая эту статью, не могу не отметить, что наряду с бескрайними возможностями, которые появились благодаря интернету, причин для беспокойства меньше не стало. Наше общество стремительно трансформируется и мем “окей, бумер”, который недавно захлестнул мировые соцсети, наглядный тому пример. Поколение бэби-бумеров - людей, которые родились в период с 1943 по 1963 годы - по-настоящему не понимает миллениалов и тем более представителей поколения Z. Дело в том, что социальная среда, в которой росли бумеры была абсолютно иной, нежели среда, которая окружает современных детей и подростков - а их, помимо прочего, окружают экраны смартфонов, планшетов, телевизоров и безграничные потоки информации.

Каст сериала “Друзья” практически в полном составе. Надпись наверху — “бумеры”

Перемены касаются взглядов на мир и даже шуток. То, что считалось смешным еще 20 лет назад и о чем шутили в сериале “Друзья” сегодня вызывает негодование молодежи. Ценности, которые транслировало поколение бумеров, устаревают с невероятной скоростью, что лишь накаляет непонимание между людьми. Но не менее опасным мне видится неспособность, а иногда и нежелание пользователей сети . Ни для кого не секрет, что лженаучные и опасные идеи, например, о вреде вакцинации, с невероятной скоростью и успехом распространяются в .

Как бы не изменилось наше общество с развитием технологий и появлением интернета, мы все равно остаемся людьми, со свойственными нам ошибками мышления, потребностью в общении и близости с окружающими. Возможно, лучшее, что может сделать сегодня каждый из нас это остановиться на минуту и задуматься о том, в каком направлении и куда мы идем.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Шоколадные кексы с жидкой начинкой (шоколадный фондан)
Ленивый штрудель из лаваша с яблоками
Как приготовить желатин для холодца из курицы