Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вячеслав Зайцев: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Русский Диор: как Вячеслав Зайцев стал легендой моды Известный российский кутюрье вячеслав зайцев

Вячесла́в Миха́йлович За́йцев (2 марта , Иваново , РСФСР , СССР) - советский и российский художник-модельер, живописец и график, педагог, профессор.

Биография

Родился 2 марта 1938 года в Иванове в семье рабочих. Отец - Михаил Яковлевич Зайцев (? - 1994) , мать - Мария Ивановна Зайцева (? - 1978) . Отец бежал из плена и его посадили на 10 лет, считался изменником Родины, поэтому Вячеслав в 1952 году не мог поступить ни в один вуз. У Вячеслава был старший брат, который умер.

В 1945 году Вячеслав поступил в Ивановскую среднюю школу № 22, а в 1952 году начал учёбу в Ивановском химико-технологическом техникуме, который окончил в 1956 году по специальности художника текстильного рисунка.

Многие его проекты находили поддержку за рубежом. Например, в 1976 году известная чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу - эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки В. М. Зайцева в Яблонце , Брно и Карловых Варах .

Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, он в скором времени связывает себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работает над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21, художественным руководителем которого становится в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива единогласно избирается его директором. Именно здесь с 1982 года и по сей день мастер создает известные далеко за пределами нашей страны авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы, того стиля, что отличает и делает узнаваемыми любые изделия В. М. Зайцева [ ] .

В числе наиболее известных коллекций мастера:

  • «1000-летие Крещения Руси» (1987-1988) - показана в Нью-Йорке и Париже ,
  • «Русские сезоны в Париже» (1988) - показана в Париже,
  • коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988) - показана в Мюнхене ,
  • коллекция моделей мужской моды (1989) - показана во Флоренции на Неделе мужской моды,
  • коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990) - показана в Токио на саммите «Пять выдающихся художников моды мира».

Показаны в Москве, России и ближнем зарубежье коллекции:

  • «Агония перестройки» (1990-1991),
  • «Ностальгия по красоте» (1992-1993),
  • «Грезы» (1993-1994),
  • «Воспоминание о будущем» (1994-1995),
  • «Пробуждение» (1995-1996),
  • «Чума» (1995-1996),
  • «Как молоды мы будем» (1996-1997),
  • «Соблазн» (1997),
  • «Событие» (1997-1998),
  • «Листая памяти страницы» (1998-1999),
  • «Прозрение» - первая коллекция из меха в России (1999),
  • коллекция прет-а-порте и Кутюр сезона весна-лето 2000-2001 (1999),
  • «Тайны гармонии» (2000),
  • прет-а-порте класса люкс 2001 (2000),
  • «Посвящение» (2001),
  • прет-а-порте 2002 (2001),
  • «Нашествие» (2002),
  • прет-а-порте 2003 (2002),
  • «Дивертисмент» (2003),
  • прет-а-порте 2004 (2003),
  • «Ностальгия по временам ушедшим» (2004),
  • «Импровизация» -прет-а-порте 2005,
  • «Тайны соблазна» (2005),
  • прет-а-порте де люкс 2006 (2005),
  • «Игра с…» (2006),
  • «Фантасмагории» (2006),
  • «Истоки» (2008) и т. д.

Все коллекции имеют обширную отечественную и зарубежную прессу [ ] .

Высокий авторитет В. М. Зайцева и его активная общественная позиция придают этой деятельности целенаправленный характер, содействуя профессиональному воспитанию модельеров, педагогов и учащихся швейной отрасли, приобщению творческих и технических кадров к проблематике моды. Во многих десятках городов страны под председательством В. М. Зайцева проходят семинары, симпозиумы, фестивали моды.

Наряду с модой серьёзное внимание в своем творчестве В. М. Зайцев уделяет живописи и рисунку. Станковое искусство модельера не является подсобным средством моды: оно имеет самостоятельную художественную ценность. Высокоэстетическая пластика В. М. Зайцева выражает обобщенные философские понятия, ассоциации, а чаще: чувства, настроения, ощущения автора. Материалы, которым он отдает предпочтение - пастель , карандаш , фломастер . Произведения декоративны, звучны по цвету, ставят и успешно разрешают сложные смысловые и формальные задачи.

Персональные выставки В. М. Зайцева неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско , Лос-Анджелес), в Бельгии (Берзель, Кортрек), в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В. М. Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее . Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретены Музеем истории Москвы .

Долгая работа в театре по созданию костюмов сблизила художника со многими выдающимися актерами, среди которых были и есть: Мария Бабанова , Любовь Орлова , Ангелина Степанова , Марк Прудкин , Михаил Ульянов , Владимир Зельдин , Андрей Миронов , Вера Васильева , Юлия Борисова , Людмила Максакова , Марианна и Анастасия Вертинские , Татьяна Лаврова , Галина Волчек , Марина Неелова , Алиса Фрейндлих и многие другие.

В 1988 г. В. М. Зайцев выполнил костюмы для солистов одного из бродвейских театров, поставившего мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз». Как художник костюмов В. М. Зайцев принимал участие в постановке фильмов на студиях «Мосфильм » и им. Горького : «Фокусник », «Держись за облака », «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда ».

Продолжительное время В. М. Зайцев работает над созданием костюмов для звезд эстрады и чемпионов фигурного катания, «одевает» членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-80 и создает новую униформу для советской милиции.

с 1989 года создал множество костюмов для группы На-На , с руководителем группы, Бари Алибасовым сотрудничал многие годы, ещё с 1970-х, создал коллекцию костюмов для его рок-группы «Интеграл » .

В. М. Зайцев необычайно популярен: его имя без малого сорок лет связано с модой. В мировом искусстве моды он занимает своё собственное место художника и творческой личности. Все эти годы ему по праву принадлежит первенство в отечественной моде - не только как одному из первопроходцев этой области, не имевшей в отличие от Запада своей индустрии, и долго не воспринимавшей самого понятия «дизайн моды», но главным образом, по мощи таланта и весомости творческого вклада [ ] .

В. М. Зайцев одновременно практик и теоретик [ ] .

Его авторству принадлежат две книги - бестселлеры 1980-х гг.: «Такая изменчивая мода» (изд. «Молодая гвардия ») и «Этот многоликий мир моды» (изд. «Советская Россия ») - обе вышли в 1980 году и в 1983 году были переизданы в Болгарии и Чехословакии .

С 2009 года Вячеслав Зайцев - председатель жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль ».

В марте 2013 года к 75-летию мэтра издательская группа Navona выпустила книгу Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».

В 2017 году издательский дом «Эксмо АСТ» выпустил автобиографическую книгу Вячеслава Зайцева «Мода. Мой дом» .

В. М. Зайцев - Почётный гражданин Парижа [ ] и Почетный гражданин своего родного города Иваново.

Коллекциография

  1. 1963 - Коллекция спецодежды для работниц области и села, 1962 (отвергнута Методическим советом ОДМО, статья «Он диктует моду в Москве», журнал «Paris Match»).
  2. 1965-1968 - «Русская серия», (показы ОДМО в США, Канаде, Японии без присутствия автора).
  3. 1969 - Коллекция моделей женской одежды из тканей на основе химволокон корпорации Селаниз (Selanese), 1969 (показы в Музее современного искусства, Нью-Йорк, без присутствия автора).
  4. 1976 - Коллекция бижутерии по заказу компании Яблонекс (показы авторских коллекций одежды и бижутерии в городах Чехословакии).
  5. 1976 - Коллекция моделей по русским народным мотивам из ивановских ситцев.
  6. 1980 - Коллекция моделей для сборной СССР на ХХ Олимпийских играх.
  7. 1984 - Коллекция моделей для промышленной выставки СССР в Загребе , 1984 (показы без участия автора).
  8. 1985 - Коллекция моделей для всемирной выставки Экспо-85 в Цикубо, Япония , (показы без участия автора).
  9. 1986 - Коллекция моделей для смешанного показа в рамках Дней культуры павильона СССР на Всемирной выставке средств продвижения в Ванкувере .
  10. 1987 - Коллекция моделей «1000-летие Крещения Руси», 1987-1988, (показы в Париже и Нью-Йорке).
  11. 1987 - Коллекция (направляющая) моделей в рамках лицензионного соглашения с фирмой Интерторг , 1987 (показы в США).
  12. 1987 - Коллекция моделей Haute Couture «Тысячелетие крещения Руси».
  13. 1988 - Коллекция моделей «Русские сезоны в Париже», 1988, (совместные показы смадам Карвен в театре Мариньи, Париж. Получение права показа коллекций в сезонах Haute Couture).
  14. 1988 - Коллекция моделей pret-a-porter (совместно с Егором Зайцевым) для советской экспозиции Всемирной выставки «Экспо-88», Австралия, Брисбен;
  15. 1988 - Коллекция моделей для второго совместного показа с мадам Карвен в музее моды «Галера», Париж. 1988
  16. 1988 - Коллекция моделей одежды из европейских тканей, кожи и дубленок в рамках Недели моды, Мюнхен.
  17. 1989 - Коллекция моделей мужской моды, 1989 (показы на Неделе мужской моды во Флоренции).
  18. 1989 - В. М. Зайцев признан «Человеком года в мире моды».
  19. 1990 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Агония перестройки».
  20. 1990 - Коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (показ и победа на саммите «Пять выдающихся художников моды мира», Токио).
  21. 1991 - Коллекция моделей униформы Национальной Гвардии и российской милиции.
  22. 1991 - Коллекция для международного гала-шоу «Единая Германия», (показы в Берлине).
  23. 1992 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по красоте».
  24. 1993 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1993/1994 «Грезы».
  25. 1994 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1994/1995 «Воспоминание о будущем».
  26. 1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1995/1996 «Пробуждение».
  27. 1995 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Чума».
  28. 1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Соблазн».
  29. 1996 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1996/1997 «Как молоды мы будем» (приобретены Музеем истории Москвы).
  30. 1997 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 1997/1998 «Событие».
  31. 1998 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Листая памяти страницы».
  32. 1999 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2000.
  33. 1999 - Коллекция моделей одежды из меха pret-a-porter de luxe «Прозрение».
  34. 2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны гармонии».
  35. 2000 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2001.
  36. 2001 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Посвящение».
  37. 2001 - Коллекция моделей pret-a-porter 2002.
  38. 2001 - Коллекция моделей Haute Couture 2002.
  39. 2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Нашествие».
  40. 2002 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2002/2003.
  41. 2003 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Дивертисмент».
  42. 2003 - Коллекция моделей pret-a-porter 2004.
  43. 2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Ностальгия по временам ушедшим…».
  44. 2004 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2005 «Импровизация».
  45. 2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Тайны Соблазна».
  46. 2005 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe 2006.
  47. 2006 - Коллекция моделей Haute Couture «Остановись мгновенье…».
  48. 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2006 «Игра с…».
  49. 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2007.
  50. 2006 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2006/2007 «Фантасмагории».
  51. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «России посвящается».
  52. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Светотени».
  53. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2008 «С любимыми не расставайтесь…».
  54. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2007/2008 «Ожидание перемен».
  55. 2007 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Фантасмагории».
  56. 2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2009.
  57. 2008 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2008/2009 «Истоки».
  58. 2009 - Коллекция моделей Haute Couture «Русский модерн. III тысячелетие».
  59. 2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2010 «Вопреки!».
  60. 2009 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2009/2010.
  61. 2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Метаморфозы».
  62. 2010 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2010/2011 «Прорыв».
  63. 2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2011/2012 «Полнолуние».
  64. 2011 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2012 «Spring Classic».
  65. 2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2012/2013 «Ассоциации».
  66. 2012 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2013 «Ностальгия».
  67. 2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2013/2014 «Ностальгия-2».
  68. 2013 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2014 «На распутье».
  69. 2013 - Коллекция моделей Haute Couture 2014.
  70. 2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2014/2015 «Импровизация. 90…».
  71. 2014 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2015 «Из прошлого в будущее».
  72. 2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe fw 2015/2016 «Ноктюрн».
  73. 2015 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Узоры жизни».
  74. 2016 - Коллекция моделей pret-a-porter de luxe «Золотой век».
  75. 2016 - Коллекция (круизная) моделей pret-a-porter de luxe ss 2016 «Экзерсис».

Педагогическая и просветительская деятельность

1976 - Доцент кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института - ныне Московского государственного университета сервиса.

1992-1996 - Профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского технологического института - ныне Московского государственного университета сервиса.

1993 - Создатель и глава жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон», Иваново.

инициатор и попечитель конкурса «Талант», Иваново.

1994 - Создатель и глава жюри ежегодного конкурса профессиональных модельеров им. Надежды Ламановой, Москва.

1994 - Создатель и глава жюри ежегодного конкурса детских театров моды «Золотая игла», Москва, Россия..

1994 - Создатель и глава жюри постоянно действующего конкурса молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис».

1995 - Создатель, художественный руководитель и председатель жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи».

Семья

Театральные работы

Значительную и многолетнюю область творческой деятельности В. М. Зайцева составляет театральный костюм , сценография , театральный плакат. Для более двух десятков спектаклей столичных театров В. М. Зайцев выполнил сценические костюмы: Театр Сатиры («Безумный день, или Женитьба Фигаро », «Её превосходительство»), МХАТ («Последние», «Эта странная миссис Сэвидж», «Всё кончено»), Театр имени Вахтангова («Принцесса Турандот », «Мартовские иды», «Ричард III»), Театр имени Моссовета («Сердце Луиджи»), «Современник » («Три сестры», «Вишнёвый сад», «Анфиса», «Лоренцаччо», «Кто боится Вирджинии Вулф? »), «Ромэн » («Здравствуй, Пушкин», «Мы - цыгане»). В 2013 году Вячеслав Зайцев создал костюмы к спектаклю «Пиковая дама», режиссёр Андрей Житинкин , Малый театр .

В. М. Зайцев создал костюмы к ряду спектаклей театров других городов, в том числе, для Театра балета «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

В 1981 г., для постановки Галиной Волчек чеховского спектакля «Вишнёвый сад» в ГДР (г. Веймар) и в Венгрии (г. Будапешт), В. М. Зайцев был приглашен в качестве художника по костюмам; к этим же спектаклям он выполнил и театральные плакаты.

В 2018 году на одном из федеральных каналов модельер Вячеслав Зайцев откровенно рассказал о своей болезни и поделился планами на ближайшее будущее. Надо сказать, что слухи о тяжелом состоянии кутюрье ходили уже давно. Зайцев оставил пост ведущего программы "Модный приговор" именно потому, что ему было тяжело выдерживать многочасовые съемки. Зрители также часто жаловались на плохую дикцию ведущего, скованность его движений, которые на самом деле оказались симптомами серьезного заболевания. Какая болезнь Вячеславу Зайцеву долгие годы не дает продолжать нормально творить, как он чувствует себя сейчас, и что говорят врачи? Обо всем этом дальше!

Биография

Родился он в 1938 году в "городе невест" - Иваново, который тогда славился своей текстильной академией, куда съезжались девушки со всей страны. Несмотря на то, что в советские годы не существовало понятия "высокая мода", кутюрье смог развить эту индустрию до небывалых масштабов, заслужил уважение Запада, а потом и советских людей.

Долгие годы мастер создавал коллекции, но получал лишь неодобрительные отзывы о своей работе. Только спустя 30 лет, когда он уже вовсю пользовался популярностью у западных ценителей моды, его талант разглядели. Он работал художественным руководителем на швейной фабрике в городе Бабушкине, но публика была не готова к цветным телогрейкам и расписным валенкам (кстати, их Зайцев собственноручно расписывал гуашью перед показом). Потом он исполнял ту же должность, но уже в экспериментальном цехе общесоюзного дома моделей одежды.

Наконец, мэтр смог создавать эксклюзивные наряды для а также выступлений фигуристов. В биографии модельера Вячеслава Зайцева болезнь однажды стала мотивирующим фактором. В 1971 г. в его жизни случилась страшная авария, после которой ему пришлось проходить долгую реабилитацию. В это время он много думал о будущем. Зайцев не остановился и с новыми силами подошел к улучшению модной индустрии, сделав из маленького ателье московский Дом моды. Уже в 1988 году прошли первые "русские сезоны" в Париже, представленные коллекцией Вячеслава Зайцева, благодаря которой он приобрел статус почетного жителя этого французского города.

Затем мэтр выиграл фестиваль "Лучшие пять модельеров мира", а в начале девяностых разработал необычную для кутюрье такого уровня коллекцию - униформу милиции. За полвека, посвященного моде, Зайцев стал иконой стиля и любимым модельером многих звезд российской эстрады, а также получил звание "Почетный художник РФ".

Творческие планы

Несмотря на болезнь, модельер Вячеслав Зайцев в свои 80 лет еще планирует выпуск новых коллекций. Близкие говорят, что он постоянно придумывает модели своих прекрасных платьев, продумывает идеи для показа. Журналистам удалось узнать, что к выходу готовится коллекция "осень-весна-2018", но сам мэтр по этому поводу пока никаких комментариев не давал. В прошлом году маэстро, по традиции, открыл Российскую неделю моды Mercedes-Benz, но в этом году передал свои полномочия другим людям.

Болезнь в биографии модельера Вячеслава Зайцева: чем болеет великий кутюрье

Много лет Вячеслав Зайцев борется с болезнью Паркинсона, а также с трудом передвигается из-за больных суставов. В недавнем интервью он делился с журналистами, что для поддержания своего хрупкого здоровья, первый раз в жизни посетил санаторий в Карловых Варах. Особенно необходимо это было для больных ног. Справляться с недугом Зайцеву все сложнее с каждым годом. Врачи стараются замедлить развитие болезни Вячеслава Зайцева, но совсем вылечить ее пока не представляется возможным. Сам мастер верит, что успеет дожить до того момента, когда ученые смогут найти лекарство от болезни Паркинсона.

Справка о заболевании

Болезнь Паркинсона - серьезнейшее заболевание, которое поражает центральную нервную систему. В ходе развития болезни человеку становится тяжело управлять руками и ногами, в них появляется частая дрожь. Также люди, страдающие этим недугом, отличаются нарушением мимики. В подавляющем большинстве случаев болезнь Паркинсона приводит к инвалидности и передвижению на кресле. Многие люди, столкнувшиеся с этой болезнью, впадают в депрессивное состояние, а также жалуются на постоянный упадок сил и нарушение сна.

Состояние на 2018 год

Состояние всемирно известного модельера очень тяжелое: в 2018 году он уже успел перенести операцию на суставах. Врачи поставили ему титановый протез для уменьшения болезненных ощущений во время ходьбы. Также сейчас он готовится ко второй операции на колене. Сам себе он пожелал на день рождения - выздоровления. "Меня угнетает все, что со мной происходит" - горестно говорит модельер Вячеслав Зайцев о болезни, которая приносит ему столько боли.

Поддерживают мэтра в это непростое для него время близкие родственники: сын, внучка и бывшая жена. К слову, с последней он сохранил прекрасные отношения после развода, несмотря на то, что расстались они, когда их общему ребенку было всего девять лет. Бывшая супруга заявляет, что врачи настроены очень оптимистично и говорят, что такой сильный духом человек, как Вячеслав Зайцев с болезнью справится легко.

Вячеслав Зайцев – советский и российский художник-модельер, которому по праву принадлежит первенство в советской и российской моде. Вячеслав Зайцев, не имея соответствующей индустрии, сумел в Советском Союзе создать сами понятия «высокая мода» и «дизайн одежды». Сегодня Зайцев воспринимается как великий мастер всемирного значения. Но удивительно другое – западные дизайнеры и кутюрье увидели в Славе Зайцеве уникальный талант за 30 лет до того, как это рассмотрели соотечественники.

Детство и юность

Вячеслав родился в Иваново. Неизвестно, повлияла ли атмосфера города невест на решение будущей звезды создавать для женщин модную одежду, но с направлением будущей профессиональной деятельности юноша определился быстро. Профессия дизайнера наложила на жизнь Вячеслава Зайцева романтический флер, но простой биографию модельера назвать невозможно.

Вячеслав Зайцев родился в небогатой семье. Мальчик знал, что родители в браке вынужденно, «по залету», и что мать в браке несчастна. Детство мальчика пришлось на военные годы, и жизнь будущего дизайнера стала еще хуже. Отец ушел на фронт, попал в плен, бежал и дошел до Берлина, а после войны попал в лагерь как бывший военнопленный.

Еды в семье не стало, мать и сын собирали ягоды в лесу. Когда Вячеслав с мамой навещали отца, семью ограбили, женщина слегла в больницу, а мальчик начал попрошайничать и петь у магазина, чтобы добыть еду.


Молодой дизайнер Вячеслав Зайцев

Тем не менее, Вячеслав ходил в школу, ездил по колхозам со школьным коллективом и пел, помогал учителям рисовать афиши. После окончания школы-семилетки он поступает в Ивановский химико-технологический техникум, где учится на художника текстильного рисунка.

Затем – переезд в Москву и студенческие годы в знаменитом Московском текстильном институте. По распределению Вячеслава Зайцева отправили в подмосковный городок Бабушкин, где находилась экспериментально-техническая швейная фабрика Мособлсовнархоза. Там молодой человек создал первую коллекцию – спецодежду для работниц сельской местности, которая была практичной и удобной, но одновременно и женственной. Конечно, коллекция не прошла проверку советского методического отдела.


Вячеслав Зайцев и эскизы его коллекций

Эта линия спецодежды привлекла внимание западной прессы к начинающему кутюрье. Коллекцию опубликовал французский журнал «Пари Матч», а представители и , позднее пообщавшись с коллегой из Москвы, в один голос признали Вячеслава Зайцева равным себе. И хотя до конца 80-х годов советский дизайнер был лишен возможности выезда из страны, в Европе Зайцева давно считали одним из ведущих мировых дизайнеров.

Мода и дизайн

На фабрике в Бабушкине Вячеслав Зайцев сумел проявить себя более чем убедительно, регулярно предлагая новые решения в дизайне одежды. В результате его пригласили на Кузнецкий мост, где располагался знаменитый Общесоюзный Дом Моделей. Там Вячеслав Зайцев проработал 13 лет и сотрудничал с самыми лучшими манекенщицами, включая , Леку Миронову и Милу Романовскую.


Вячеслав Зайцев и его сын ЕгорПервым результатом работы Вячеслава Зайцева в Доме Моделей явилась коллекция «Русская серия», созданная по народным мотивам. В нее входило и платье «Россия», демонстрировавшееся Збарской на Всемирном фестивале моды и получившее Гран-при. После этого платья западная пресса величает Зайцева не иначе, как «Красный Диор».

Было и множество других успешных разработок, но к середине 70-х годов Вячеслав Зайцев крайне не удовлетворен работой. Его удручает, что из-за принципов советской системы эскизы попадают на фабрику слишком поздно, и когда потребитель видит изделие в магазине, оно уже безнадежно устарело. Вячеслав приходит к мысли, что труд модельера в СССР не эффективен и бессмысленен, и в итоге увольняется.


После Дома Моделей дизайнер работает на фабрике индивидуального пошива для Дома Моды, а позднее переходит в этот самый Дом, где становится художественным руководителем. Именно там, начиная с 1982 года, Вячеслав Зайцев создает свои всемирно известные авторские коллекции. Модельера отличает постоянный поиск стиля и придание формам и линиям одежды собственного неповторимого штриха.

В 1992 году Вячеслав Зайцев создает собственную «Лабораторию Моды», академию дизайна при Доме Моды Вячеслава Зайцева, а через пять лет у кузницы кадров появляется и официальный сайт.

Среди последних, особо запомнившихся публике образов, созданных Зайцевым, - роскошный вечерний наряд из кремового кружева и белоснежное платье, как будто сошедшее с картины «Царевна-Лебедь». Оба наряда на Неделе моды в Москве демонстрировала Миссис Россия Алиса Крылова.


Наряду с модой серьезное значение в творчестве Вячеслава Зайцева занимают живопись и рисунок. Его картины не имеют никакого отношения к дизайну одежды. Они передают эмоции и чувства автора, даже его философское восприятие жизни. Произведения Вячеслава декоративны и всегда ярки и самобытны.

Персональные выставки художественных работ Вячеслава Зайцева неоднократно проходили в городах Соединенных Штатов, Бельгии, Франции, Эстонии. Пять его картин, как живописных, так и графических, постоянно выставлены в московской Третьяковской галерее, а несколько полотен из серии «Как молоды мы будем» можно увидеть в Музее истории Москвы.


Еще одна сторона творчества прославленного модельера – это сценический костюм для театра и эстрады. Вячеслав Зайцев разрабатывал одежду для Театра Сатиры, МХАТа, Театра имени Моссовета, «Современника» и многих других. Чаще всего его приглашали для придания необычности и уникальности стандартным фасонам классических пьес.

Причем не только отечественные режиссеры хотели сотрудничать со знаменитым модельером. Он также выполнял заказы нескольких бродвейских театров. Наиболее известная постановка, где актеры выходят в нарядах от Зайцева, - это мюзикл «Софистикейтед лейдиз».


Вячеслав Зайцев работает над костюмом чемпионки мира по фигурному катанию Натальи Бестемьяновой

Также делал костюмы кутюрье и для кинематографа, и для звезд эстрады, и для спортсменов. Именно Зайцев «одел» советскую спортивную делегацию на московской Олимпиаде-80. Ему же принадлежит разработка облика шоу-группы «На-На» и рок-группы «Интеграл».

Но одной только одеждой Зайцев не ограничивался. Например, для спектакля «Вишневый сад», который ставился на германской и венгерской сценах, Вячеслав, помимо костюмов, разработал сценические плакаты и прочие декорации.

Личная жизнь

В 24 года еще начинающий и малоизвестный кутюрье женился на девушке из обеспеченной и высокопоставленной семьи. Избранницу звали Марина. Знакомые девушки были шокированы, что Марина предпочла Вячеслава Зайцева, а не знаменитого дипломата или летчика, которые постоянно ухаживали за обеспеченной наследницей. Чета Зайцевых прожила вместе три года и произвела на свет сына Егора, который, кстати, впоследствии пойдет по стопам отца.

О том, что жена уходит, дизайнер узнал, вернувшись из Венгрии, где создавал костюмы для фильма. Развод с женой произвел сильное впечатление на Вячеслава, так как дизайнер искренне относился к Марине и любил бывшую жену еще долгое время после разрыва отношений. Также модельер добивался права увидеться с сыном. Поначалу ребенок не знал, что мать не дает Вячеславу возможности встретиться с ним, и считал, что папа его бросил и переживал по этому поводу.


Проблемы в семье подкосили дизайнера. У Вячеслава даже началась депрессия на этой почве. Помогла выйти из этого состояния одна из сотрудниц Дома Моделей по имени Инна, которая давно была влюблена в модельера.

Влюбленные прожили некоторое время в гражданском браке, после чего разошлись. Но когда Зайцев попал в тяжелейшую автомобильную катастрофу и долгое время находился в больнице, Инна ухаживала за ним и всячески помогала. Девять дней Вячеслав Зайцев пролежал в реанимации, затем полгода потратил на реабилитацию.

Дизайнер сильно пострадал в автокатастрофе, хуже всего пришлось правой ноге, врачи уже начали морально подготавливать Вячеслава и говорить с пациентом об ампутации ноги.


По словам дизайнера, в этот страшный период Вячеслав Зайцев успел даже смириться с мыслью о потере ноги. Модельер придумал себе новый модный образ, который будет подходить под новое состояние: Вячеслав Зайцев представлял, как в черной шляпе, черных очках, белой рубахе и с тростью будет ходить по Кузнецкому мосту. Но при этом Зайцев не прекращал тренировки и реабилитацию, запрещал себе сдаваться. В результате врачи все же спасли ногу модельеру.

Позднее Вячеслав и Инна попытались возобновить отношения, но новый союз выдержал только год, и на этот раз расставание было окончательным. Больше создавать семью Вячеслав Зайцев не пытался.

Вячеслав Зайцев сейчас

2 марта 2016 года Вячеслав Михайлович отмечал 78-ой день рождения. После вечеринки кутюрье признался журналистам, что уже не первый год страдает тяжелым заболеванием – болезнью Паркинсона.

Из-за болезни у дизайнера появились проблемы с суставами. Врачи даже настояли на титановом протезе. Накануне праздника дизайнер перенес операцию на коленном суставе и проходил курс реабилитации в Карловых Варах.


Проблемы со здоровьем не мешают творчеству дизайнера. В 2017 году Вячеслав Зайцев по традиции открыл показ сезона весна-лето 2018 на Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Коллекция Славы Зайцева вышла в алых тонах и в стиле ретрошок. Дизайнер переосмыслил классические силуэты Диора, разбавляя французские тенденции китчем а-ля рюс: кокошниками, павловопосадскими платками, народными орнаментами.

Достижения

  • 1980 – кавалер ордена «Знак Почёта»
  • 1983 – обладатель медали «Ветеран труда»
  • 1991 - заслуженный деятель искусств РСФСР
  • 1992-1996 - профессор кафедры моделирования одежды факультета прикладного искусства Московского государственного университета сервиса
  • 1993 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса «Текстильный салон»
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса профессиональных модельеров имени Надежды Ламановой
  • 1994 - создатель и глава жюри ежегодного конкурса детских театров моды «Золотая игла»
  • 1994 - создатель и глава жюри постоянно действующего конкурса молодых модельеров и художников костюма «Экзерсис»
  • 1995 - создатель, художественный руководитель и председатель жюри ежегодного конкурса «Бархатные сезоны в Сочи»
  • 1996 - лауреат Государственной премии Российской Федерации
  • 1998 – кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени
  • 2003 – лауреат премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства
  • 2006 - народный художник Российской Федерации
  • 2007 - академик РАХ
  • 2009, 2010 - дважды лауреат премии правительства России

Вячеслав Зайцев – один из законодателей высокой моды, в том числе мирового уровня, многогранно одаренная творческая личность, родился в Подмосковье в знаменитом городе ткачей Иваново 02.03.1938 г.

Детство

Возможно, именно место рождения предопределило судьбу Вячеслава Зайцева, так как городок, в котором он родился и вырос был небольшим, и вся жизнь в нем крутилась вокруг огромного ткацкого комбината, который снабжал продукцией большую часть России и близлежащих Советских республик.

Как и многие дети военных лет он рано остался без отца, и всю заботу о сыне пришлось взвалить на себя матери, пропадавшей на комбинате буквально сутками. Хотя сама она была очень творческим человеком – прекрасно пела и чувствовала музыку, хорошо рисовала, талантливо читала стихи. До войны она мечтала об актерской карьере, но этой мечте не суждено было сбыться.

Понимая, как трудно матери справляться со всем одной, после получения базового образования Вячеслав пошел в техникум. С детства будучи не менее одаренным, чем мать, он выбрал для себя творческую специальность «ткацкий рисунок». После окончания учебы он планировал остаться, как и большинство выпускников, в родном городе и продолжить династию ткачей.

Знакомство с миром моды

Учиться оказалось нелегко – не зря ивановские ткани славились красотой и качеством на всю огромную страну. Преподаватели требовали от своих учеников не только максимального раскрытия своих творческих способностей, но и очень ответственного отношения к выполнению каждого задания.

Ученики должны были тщательно продумать рисунок, выверить и четко прорисовать каждую линию, подобрать оптимальное сочетание цветов и даже представить, как будет смотреться ткань в различных видах готовых изделий. Они считали, что представленный орнамент должен оживать в ткани, по-новому играя красками.

Вячеслав настолько увлекся своей новой специальностью, что незаметно для себя начал присматриваться к природе, черпая в ней новые идеи и цвета. Параллельно он пытался знакомиться с творчеством своих зарубежных коллег, что в те времена удавалось с большим трудом.

Уже сама по себе мода считалась совершенно буржуазным явлением, чуждым советской идеологии. Но тем не менее из социалистических стран просачивались модные журналы, которые передавались из рук в руки и буквально зачитывались до дыр.

Сравнив то, чему его учли в техникуме с тем, что он видел на замусоленных глянцевых страницах, Вячеслав подсознательно понимал, что истина где-то посередине.

Покорение столицы

В 1956 году никому не известный выпускник химико-технологического техникума из славного города Иваново приехал в столицу. Только достигнув вершин славы он смог признаться себе, что еще тогда в его голове роились мысли об известности и мировых подиумах. Но, будучи юношей, он искренне считал, что едет развивать свое творчество и углублять профессиональные навыки.

Вступительные экзамены по специальности «моделирование одежды» он сдал очень легко. Профессиональное образование в Иваново было на очень высоком уровне. Но вот с однокурсниками, да и многими преподавателями отношения складывались достаточно сложно.

Уж слишком выделялся на фоне общей массы этот невысокий одаренный паренек, имеющий на все свою собственную точку зрения, не боящийся оказаться не таким как другие.

Не имея поддержки от родителей, свободное от учебы время он посвящал работе. Стараясь оказаться поближе к миру моды, о котором он столько мечтал, Зайцев устраивается на подработку в Дом моделей на Кузнецком Мосту. Именно там рождалась и пропагандировалась советская мода. Именно он стал для Зайцева стартовой площадкой и полем для творчества на многие годы.

Понимая, что без досконального знания основ живописи и рисунка он не сможет полноценно творить, Зайцев все немногие оставшиеся после учебы и работы свободные часы проводил в музеях. Старался он посещать и выставки современного искусства, справедливо считая, что максимально выигрышный вариант – это разумное сочетание классики и модернизма.

К высотам высокой моды

После получения диплома он уже официально остается в штате сотрудников Дома моделей, а со временем и возглавляет экспериментальную группу модельеров. Здесь свою роль играл случай. Первое распределение Зайцев получает на швейную фабрику Моссовнархоза. А первым его самостоятельным заданием становится разработка рабочей одежды.

Привыкший с детства к каждой задаче относиться вдумчиво и максимально творчески, Зайцев создает целую коллекцию, в которой прекрасно сочетаются простота линий, удобство кроя и высокая функциональность одежды.

После премьерного показа коллекция на Кузнецком мосту просто шокировала столичных законодателей моды и тут же привлекла внимание зарубежной прессы – настолько яркими и необычными были его модели.

Именно благодаря этой работе о нем узнали такие мировые знаменитости как Пьер Карден и Кристиан Диор. Сам же Зайцев об этих людях только читал на страницах модных журналов, и тогда они казались ему недосягаемыми. И если бы кто-то сказал ему тогда каких людей заинтересовало его творчество, он бы просто не поверил.

Но время шло, модели Зайцева становились все более смелыми и одновременно функциональными, он все глубже познавал каноны моды и быстро научился чувствовать и предсказывать новые тенденции. А некоторые идеи даже перенимали у него другие модельеры. И вот в 1965 году он становится руководителем экспериментального цеха.

Дом на Кузнецком мосту довольно часто посещали известные западные модельеры, стараясь постичь каноны своеобразной советской моды. В один из таких визитов с молодым талантливым модельеров знакомится Пьер Карден.

Вячеслав Зайцев со своими моделями

Он был настолько поражен оригинальным видением моды Зайцева, что после его приезда в западной прессе появилась статья «Короли моды».

Мировая слава

Но мировую славу Зайцеву принесли, конечно же, не разработки модной советской одежды, которая все-таки должна была подчиняться четко обозначенным идеологическим требованиям. Параллельно с основной работой Зайцев трудился над созданием своей собственной авторской коллекции, на которую потратил три года жизни.

Проводя много времени в музеях народного творчества и выросший среди русских ткацких мастеров, Зайцев настолько вдохновился идеей воплотить традиции русской росписи в мире современной моды, что создал знаменитую «Русскую коллекцию», с показом которой Дом моделей объездил практически весь мир.

Впрочем, сам создатель в этих поездках не участвовал, а продолжал трудиться на благо советской моды.

Тем не менее о его таланте заговорил мировой бомонд. В западной прессе уже регулярно появлялись восторженные отклики о его коллекциях, и там его даже окрестили «русским Диором», что не слишком нравилось советскому партийному руководству.

Что не преминуло сказаться на финансовом благосостоянии модельера – еще в далеком 1970 ему было предложено открыть авторские бутики во всех мировых столицах моды, но разрешения Минвнешторга Зайцев тогда не получил.

С 1970 Зайцев становится признанным законодателем советской моды, и откровенно говоря на тот момент единственным ее создателем, который смог достойно представлять страну на европейском и даже американском рынках. К нему начинают обращаться жены высшей партийной элиты и звезды советского кино и эстрады. Приходит настоящая слава.

В 1982 году он официально становится директором московского Дома моды, который немного позже получил его имя. Сейчас он уже имеет сеть собственных бутиков практически по всему миру, но до сих пор продолжает радовать нас своим творчеством, несмотря на преклонный возраст.

О личной жизни Зайцева много не скажешь – его единственной любовью всегда была работа. Долгое время он состоял в официальном браке с Мариной Зайцевой, которая родила ему единственного сына Егора.

Вячеслав Зайцев с женой в молодости

Зайцев Вячеслав Михайлович (2.03.1938) – Российский художник-модельер, один из самых главных законодателей моды в России. Имеет звание Народный художник РФ.

«В моде, конечно, много профессионалов. Но в нашей стране эта сфера как-то неправильно освещается. Журналисты относятся к показам, как к развлечению. А вот серьезный аналитический материал встретишь крайне редко. Хотя просвет в ситуации все-таки есть»

Детство

Вячеслав Зайцев родился в городе Иваново 2 марта 1938 года. Детство мальчика проходило в суровые военные годы. Он поступил в местную школу в 45-м, а в 52-м сдал вступительные экзамены в Химико-технологический техникум. Высшее же образование Зайцев получал в Москве в Текстильном институте. Во время учебы Слава отличался не только жаждой знаний, но и невероятной усидчивостью. Педагоги даже специально ставили ему более сложные задачи, но он их с успехом выполнял.

После окончания ВУЗа с красным дипломом по специальности «художник текстильного рисунка» его по распределению направили в город Бабушкин на местную швейную фабрику.

Еще в институте Вячеслав выбрал для себя направление античности и старины. Он умело копировал рисунки мастеров далекого прошлого, перенося их на современные модели одежды. И в том же ВУЗе он создал свою первую коллекцию. Сначала увлечение стариной никто из коллег и наставников Зайцева не понимал. Но, как оказалось, молодой человек смотрел в будущее, так как очень скоро подобные вещи стали входить в моду.

Зарождение стиля

В 50-х годах прошлого века о моде в нашей стране знали очень мало. И вдохновение Вячеслав Зайцев черпал не только в старинных рисунках, но и из зарубежных журналов. И в первую очередь модельер стал создавать одежду для женщин. Тогда это были рабочие деловые костюмы для работниц села и заводов.

В 1965 году Вячеслава Зайцева позвали на должность художественного руководителя Дома моделей одежды в Москве. Тогда произошло историческое знакомство нашего модельера с итальянскими мастерами Пьером Карденом и Марком Боаном. Иностранцы были в восторге от советского кутерье. В результате о Зайцеве даже написала зарубежная пресса. Тогда же, в 1965-м, вышла знаменитая авторская коллекция мастера «Русская серия».

«Всегда старался делать что-то свое, а не смотреть на конкурентов. Но это очень сложно! К сожалению, сейчас модно создавать «зеркальные» коллекции, когда берут чью-то вещь и немного переделывают на свой лад. И сделать с этим ничего нельзя. Это общемировая тенденция»

Расцвет карьеры

За границей от Вячеслава Зайцева все были в восторге. Его даже называли «Красным Диором». Его ставили в один ряд с лучшими модельерами того времени. Но на родине все было не так просто. Существовало слишком много стандартов и определенная цензура. Поэтому Зайцев не мог в полной мере реализовать свою фантазию. Устав от этого, он в 1978 решил оставить Дом моделей, отработав там 13 лет. Ради мечты он даже оставил высокую должность заместителя руководителя организации.

Но к тому времени о Зайцеве уже знали в СССР. К нему обращались звезды советской эстрады, причем первой величины. Он активно сотрудничал с Муслимом Магамаевым, Иосифом Кобзоном, Эдитой Пьехой, Аллой Пугачевой и многими другими. И модельер перестал создавать коллекции массового спроса, а решил остановиться на индивидуальном пошиве.

Самые лучшие времена для Вячеслава Зайцева начались после Перестройки. Он создал собственную фирму – «Московский Дом моды Зайцева». Он получил возможность показывать свои коллекции за границей, и там они воспринимались восторженно. Свою деятельность модельер продолжает и по сей день. Среди его клиентов самые известные люди страны, начиная от артистов и заканчивая первыми лицами государства.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Урок по теме электромагнитное поле электромагнитные волны
Варианты решения уравнений с параметром и модулем
Функции и графики Их графики