Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Бртемшулбс течпмагйс й чпкоб ч бжзбойуфбое. Апрельская революция День апрельской революции в афганистане

ЛЕКЦИЯ 38

Выводы

1. «Исламская революция» в Иране вызвана социальными последствиями глубо­ких реформ, проведенных в I960-1970-х гг. В результате модернизации страны оказалась затронутой сама суть исламских традиций и морали, что и вызвало такую бурную реакцию отторжения новшеств.

2. После свержения шаха в стране установился исламский теократический ре­жим. Все прочие политические партии были постепенно отстранены от вла­сти, а летом 1981 г. окончательно ликвидированы все светские структуры.

3. В 1980-е гг. в Иране усилилась «исламизация»: были введены традиционные нормы морали и образа жизни. Все это происходило в условиях международ­ной изоляции Ирана, который воспринимался во всем мире как очаг террориз­ма и фундаментализма.

4. После смерти Р. Хомейни в 1989 г. теократический резким в Иране сохранил­ся, но со второй половины 1990-х гг. обнаруживаются тенденции к большей открытости. Это привело к избранию в 1997г. президентом М. Хатами, раз­делявшего реформаторские взгляды, и победе его партии на выборах в медж­лис в феврале 2000 г.


Афганистан (1945-2000)

Афганистан в правление короля Мохаммеда Захир-шаха

Мохаммед Захир-шах стал афганским королем в 1933 г. Это был обра­зованный человек, понимавший необходимость и желательность мо­дернизации. Он хорошо разбирался в специфике Афганистана и исхо­дил из того, что любые реформы должны проводиться постепенно, что не следует подвергать крутой ломке традиционный уклад жизни. Этим и объясняется его политика весьма осторожной модернизации - новшества касались лишь крупных городов, главным образом Кабула. В дела регионов король никогда не вмешивался, за что его и почитали, оказывали знаки внимания.

М. Захир-шах правил страной с ограниченными природными ре­сурсами и сложным этническим составом населения. Половину его составляют пуштуны - гордый и воинственный народ, живущий по обычаям своих предков (кодекс пуштун-вапи) и придерживающийся строгой иерархии племенных групп и кланов. В приграничных райо­нах на Юго-Востоке Афганистана пуштуны живут в так называемых племенных зонах, где административная власть полностью принадле-жит вождям. Король вынужден был считаться со свободолюбивыми горцами, поэтому земельные налоги были минимальны, таможенные сборы также, поскольку контрабанда, была главным экономическим видом деятельности племен.

Среди пуштунов можно выделить две племенные группы: дуррани и гильзаи. Дуррани долгое время господствовали в стране, они окружа­ли королевскую семью. Их отношения с гильзаями были отягчены драматическими событиями еще с прошлых веков.

Восточнопуштунские племена традиционно враждебно были наст­роены по отношению к Кабулу - они проживали на территории Бри­танской Индии и по численности населения не уступали пуштунам Афганистана. После провозглашения независимости Пакистана эта территория отошла к нему.


Афганистан долгое время настаивал на создании единого пуштун­ского государства, вплоть до Синда и Белуджистана, но Пакистан от­верг эту идею. На протяжении длительного времени между двумя странами были крайне натянутые отношения; Пакистан даже объя­вил Афганистану экономический бойкот. В споре пытался посредни­чать в 1950 г. иранский шах, но это ни к чему не привело.

В то же время с СССР Афганистан поддерживал исключительно дружеские отношения; более того, Афганистан стал первой в мире не­коммунистической страной, получаваюй советскую помощь (1953). Впрочем, его зависимость от СССР была чисто символической и до 1978 г. выражалась прежде всего в сотрудничестве по строительству дорог. В 1960-х гг. были проложены главные из них - две: на западе Кушка-Герат - Кандагар, на востоке Мазари-Шариф - Кабул (через хребет Гиндукуш).

Помощь Афганистану оказывали также Франция и КНР, в стране открывались совместные предприятия с немцами, японцами, индий­цами (в Кабуле проживают тысячи сикхов). Одновременно с помощью СССР сооружался ирригационный комплекс в Джелалабаде, строи­лись ГЭС и авторемонтный завод в Кабуле.

Перемены в общественной жизни страны происходили медленно. В 1959 г. отменено обязательное ношение паранджи, в 1960 г. женщи­ны получили доступ к государственной службе. Постепенно развива­лось здравоохранение, расширялась система образования, в Кабуле открывались школы, где преподавание велось по западным програм­мам (Немецкий лицей, Французский лицей).

В 1964 г. в Афганистане принята новая Конституция: она закрепля­ла за парламентом издание законов, а за королем - их утверждение. Но король вынужден был считаться с парламентом, он не мог его рас­пустить или манипулировать им по примеру иранского шаха. Парла­мент состоял из двух палат: нижней - Народного совета и верхней - сената. Последняя на 2 / 3 состояла из назначенцев короля. В 1965 г. парламент принял закон о политических партиях; хотя король его не утвердил, партии начинают появляться.

Одной из первых в 1965 г. образовалась партия НДПА (Народно-демократическая партия Афганистана). Она была создана на базе марксистских кружков, сложившихся вокруг редакций газет «Хальк» и «Парчам». Их членами была элита общества - служащие королев­ской администрации, офицеры, интеллигенция. Почти сразу же пар­тия раскололась на две фракции с одноименными названиями: «Хальк» и «Парчам». Первая считалась более радикальной, ее основу составляли пуштуны, лидерами были Hyp Мохаммед Тараки и Хафи-зулла Амин. Во фракцию «Парчам» входили в основном таджики (ко­торые составляли 20% населения) и другие северные народности, ее лидером избран Бабрак Кармаль. Обе фракции крайне враждебно бы­ли настроены друг к другу, постоянно конфликтовали между собой.

В 1965 г. принят закон о печати; в стране стали выходить частные газеты и журналы.

В конце 1960-х гг. в Афганистане проявились первые признаки не­довольства даже постепенной модернизацией. Прошли погромы в Ка­буле, который стал центром европейских нововведений в стране. По­явилась организация «Братья мусульмане», впервые заявили о себе такие деятели, как Гульбеддин Хекматиар и Бурхануддин Раббани: они принципиально были настроены против введения любых элементов западной культуры.

В 1970-1971 гг. страну постигла засуха, разразились эпидемии, что привело к массовому падежу скота. Кроме того, завершалось строи­тельство крупных объектов, и поэтому многие работники-строители подлежали увольнению. Эти экономические факторы дали дополни­тельные основания сторонникам свержения короля М. Захир-шаха.

Он был свергнут в 1973 г, в результате военного переворота (когда совершал турне по европейским странам). Монархия была низложе­на, президентом провозглашен двоюродный брат короля - Мохам­мед Дауд.

Республика при М. Дауде (1973-1978)

Лидеры обоих фракций НДПА помогли М. Дауду прийти к власти, и по­началу он их приблизил к себе, назначив на ключевые министерские посты. Были приняты меры по социальной защите населения, уста­новлен 7,5-часовой рабочий день, в 2,5 раза повышена заработная плата работникам государственного сектора, введены отпуска, пен­сии, социальное страхование, но все это касалось лишь ничтожной части афганцев.

В 1974 г. провозглашена национализация частных банков и внеш­ней торговли. Но как воплотить это в реальность? Подобный же дек­ларативный характер носили и меры по ограничению деятельности иностранного капитала. Решение 1975 г. об аграрной реформе преду­сматривало наделение крестьян землей из государственного фонда, который формировался за счет конфискации излишков земельных владений, превышающих установленный максимум в 20 га. Каким об­разом собирались проводить эти меры в жизнь - непонятно.

Важным политическим шагом стало также создание правительст­венного управления по ликвидации неграмотности. Государство взя­ло в свои руки полный контроль над образованием, все школы и учеб­ные заведения были переданы в ведение министерства просвещения.

Но реакцией на подобные реформы стало восстание на Востоке страны в 1975 г. На возросшее сопротивление правительство М. Дауда ответило ужесточением режима. Вскоре начались конфликты с НДПА. Постепенно все министры от НДПА были вытеснены из правительст­ва. В начале 1977 г. принята новая Конституция, в соответствии с кото­рой М. Дауд провозглашен пожизненным президентом.

Однако М. Дауд не мог осуществлять полный контроль над ар­мией, где было немало офицеров, связанных с НДПА. В июле 1977 г. «Хальк» и «Парчам» вновь объединились в единую партию и постано­вили: готовить свержение режима М. Дауда. Последний, очевидно, знал о готовящемся заговоре: в апреле 1978 г. он провел превентивные аресты лидеров НДПА, но это не помогло.

27 апреля 1978 г. командующий военно-воздушными силами Афга­нистана полковник Абдул Кадыр (он, кстати, возглавлял переворот и в 1973 г.) захватил власть и отстранил М. Дауда. Сам М. Дауд был убит. Лидеры НДПА были освобождены из тюрем. Создан Революционный совет, который и объявил себя высшей властью в Афганистане. Во главе его стоял Н.М. Тараки, его первым заместителем был Б. Кар- маль. X. Амин стал министром иностранных дел и начальником служ­бы безопасности, А. Кадыр - министром обороны.

Говоря об Апрельской революции 1978 г. некоторые историки, политологи и журналисты, прежде всего, ставят вопрос: была ли эта революция нужной и оправданной. В связи с этим припоминается восклицание одного из персонажей кинофильма «Бумбараш»: «Яшка гранату бросил -- революцию сделал!» К сожалению, подобный примитивный взгляд на революцию имеет место не только в фильмах. И в нашей жизни бытует наивный взгляд будто бы захотели какие-то злоумышленники, взяли и устроили революцию. Категорическое непринятие революций бытовало не только среди части людей с дилетантскими представлениями о социально-политических вопросах.

Афганистан к концу 70-х годов оставался одной из самых отсталых стран мира. Жизнь его 16 миллионного многонационального народа раздиралась многочисленными очень сложными и запутанными политическими, социальными и экономическими противоречиями.

По данным ООН Афганистан находился на 108 месте среди 129 развивающихся стран по доходу на душу населения. Крестьяне, составлявшие 80 процентов населения, в большинстве своем не имели своей земли и находились в долговой кабале у помещиков и сельских ростовщиков. Урожайность основных сельскохозяйственных культур была одной их наиболее низких в мире. Страна постоянно испытывала нужду в продовольствии.

Крайне слабо была развита промышленность (всего около 300 промышленных предприятий с общей численностью фабрично-заводских рабочих 44 тыс. человек), занятых главным образом первичной обработкой сельскохозяйственного сырья. Кроме того, имелось 67 тыс. строительных рабочих. Даже при таком ограниченном количестве рабочих существовала хроническая безработица. Национальная промышленность обеспечивала потребности страны всего на 20 процентов. В городе и деревне царила страшная нищета.

Коррупция, хищения и другие злоупотребления государственных чиновников в центре и на местах, отсутствие элементарных социально-экономических и политических прав вызывало большое недовольство населения. Все это усугублялось племенными, национальными и религиозными притеснениями. 90 процентов населения было неграмотным. Значительная часть афганцев не была вовлечена в политическую жизнь. Многие люди не знали даже имени короля, который ими правил. Для них авторитетом были местные муллы и старейшины. Как заметил один из исследователей Афганистана, жизнь в Афганистане «…носила архаичный, привычный, недвижимый характер. Ход времени затормозился почти до полной остановки. Норма существования определялась поговоркой: верблюд не выдержит лошадиной скорости, поэтому мы идем своей дорогой, по пути, начертанному Аллахом».

Всякому непредубежденному человеку ясно, что афганское общество не могло и дальше оставаться в таком удручающем состоянии. Назревшие социально-политические, экономические и национальные проблемы надо было решать. Ни король, представлявший феодально-монархическую власть, ни М. Дауд, свергнувший королевскую власть и установивший республиканский строй, каких-либо радикальных реформ для разрешения назревших нужд народа не предпринимали. При сложившейся в стране социальной структуре власти они и не могли практически осуществить какие-либо коренные преобразования, ибо это встречало ожесточенное сопротивление реакционных сил, незаинтересованных в каких-либо преобразованиях.

В этих условиях для проведения реформ сверху нужна сильная государственная власть, а ее в Афганистане никогда не было. Попытки установить сильную централизованную власть встречали сопротивление не только у племенных вождей и других местных правителей, но и в массе народа. Все большее ухудшение материального благосостояния народных масс и неспособность правящих кругов устранить причины острейших социальных противоречий, обострение борьбы между различными общественно-политическими группировками породили неразрешимый кризис власти.

Но когда «верхи» уже не могут править по-старому, а «низы» не могут выносить дальше произвол, нищету и бесправие, -- назревает революционная ситуация, предотвратить которую в Афганистане вряд ли было можно. Недовольство народа начинало выливаться наружу, в различных районах страны возникали волнения и вооруженные восстания. Обострение политической борьбы в обществе привело к все более широкому втягиванию в эти процессы афганской армии.

В литературе, посвященной Афганистану, иногда изображают дело таким образом, что военно-политическая обстановка в этой стране дестабилизировалась лишь после прихода на ее территорию советских войск. Такая версия очень далека от истины. В Афганистане всегда были крупные оппозиционные силы, выступавшие против королевской власти. Во второй половине 60-х годов наибольшую активность приобрело движение исламских фундаменталистов, которое выступало против модернизации ислама и светского характера общества и государства. Объединившись в 1968 г. в союз «мусульманская молодежь» они организовали ряд массовых акций протеста и вооруженных выступлений с целью свержения королевского режима.

Не успокоились они и после свержения короля Захир Шаха и прихода к власти М. Дауда. Одно из крупных выступлений оппозиции против новых республиканских властей было предпринято в 1975 г., когда начались повстанческие действия в долине Панджшер и в ряде других районов страны. После поражения этого выступления лидеры союза «мусульманская молодежь» бежали в Пакистан и там продолжали готовиться к новым антиправительственным выступлениям. Правительство Пакистана не только не пресекало их враждебную деятельность, а всячески помогало афганским фундаменталистам, создавая на своей территории широкую сеть баз и центров подготовки вооруженных отрядов оппозиции. Руководили их обучением и деятельностью пакистанские спецслужбы.

В 1976 г. на территории Пакистана на базе «союза мусульманской молодежи» и других противников афганского правительства были созданы новые партии: «Исламское общество Афганистана», «Исламская партия Афганистана», составившие в последующем главную силу афганской вооруженной оппозиции.

Своеобразные условия обстановки в Афганистане к 1978 г. сложились таким образом, что в национально-освободительном движении в стране наиболее активной политической силой, имеющей наибольшее влияние в армии, оказалась народно-демократическая партия Афганистана. К тому же стремление М. Дауда расправиться с этой наиболее опасной частью оппозиции и начавшиеся аресты руководителей НДПА дали толчок и ускорили революционное выступление этой партии и в апреле 1978 г. ей удалось свергнуть правительство М. Дауда и прийти к власти. Так совершилась Апрельская революция.

По своему характеру и методам осуществления по существу это была не народная революция, а военный переворот, так как он был осуществлен в основном армейскими частями, расположенными в Кабуле, под руководством революционно настроенных офицеров. Какие-либо широкие общественно-политические силы и тем более народные массы в этой акции не участвовали.

Это был военный переворот, который в результате коренных качественных преобразований в обществе мог перерасти в социальную революцию. Но по ряду объективных и субъективных причин такая революция, которую бы принял народ и которая бы затронула глубинные процессы народной жизни и весь уклад социально-политической и экономической структуры общества, такая революция в Афганистане так и не состоялась. Кстати, профессор К.М. Цаголов в оценке этой революции был прав. И трудно понять, почему так резко ополчились против него за это главпуровцы.

В 1978 г. ЦК НДПА обнародовал свою программу «Основные направления революционных задач». Она предусматривала кардинальные политические и социально-экономические преобразования по ликвидации феодальных и дофеодальных отношений; утверждение в стране революционно-демократического режима; ограничение крупного помещичьего землевладения путем изъятия излишков земли у помещиков в пользу государства без компенсации и бесплатное наделение землей безземельных и малоземельных крестьян. Провозглашались демократизация общественной жизни, отмена сословных привилегий, ликвидация всех видов угнетения и эксплуатации.

Несмотря на то, что не все революционные цели открыто декларировались, это была по существу программа установления диктатуры не существовавшего в стране пролетариата и социалистических преобразований. Но если, как говорил Г.В. Плеханов, Россия к 1917 году еще не смолола муки, из которой можно было испечь хлеб социализма, то тем более в Афганистане для социалистических преобразований не было не только смолотой муки, но не были еще вложены в афганскую почву необходимые для этого зерна. Такая максималистская программа с самого начала была авантюристичной и поэтому обречена на провал. Тем более, что многие преобразования пытались осуществить без всякого учета специфических условий Афганистана, особенно влияния ислама и религиозности народа. Поэтому основная часть населения с самого начала не поддержала идеи Апрельской революции. Легкая победа над правительством М. Дауда вскружила голову лидерам Апрельской революции и среди них возобладали левацкие, экстремистские тенденции.

Нежизненность программы революционных преобразований, попытки навязать их насильственными методами, острые разногласия и непримиримая борьба между группировками «Хальк» и «Парчам» внутри НДПА, массовые репрессии против духовенства и широких слоев населения только дискредитировали в глазах народа революционные идеи.

Военный путч мог перерасти в социальную революцию и изменить к лучшему жизнь афганского общества лишь в том случае, если бы реформы и нужные социально-политические, экономические и идеологические преобразования осуществлялись не только сверху, но и главным образом снизу, по мере того, как само население созревало для этого и начинало их поддерживать.

С точки зрения организации политической власти нужна была коалиция реформистских партий различного направления, которая бы отражала интересы основных слоев общества и обеспечивала поэтапное социальное развитие, при котором революционные лозунги не слишком бы опережали существующие реальности, а разрыв между словом и делом был бы не слишком большим. Требовалось учитывать и исторические традиции страны и вместо копирования Советской власти более широко использовать на всех уровнях джирговые традиции, постепенно наполнив их новым содержанием.

Джирга -- «круг», совет наиболее умудренных и авторитетных людей, собирающихся для решения жизненно важных вопросов.

Вместо всего этого Амин и некоторые другие руководители НДПА пытались в полуфеодальной стране ускоренно насаждать леворадикальный социализм самыми свирепыми казарменно-приказными методами.

Политические свободы были лишь формально провозглашены. На деле же искусственно разжигалась классовая борьба, в разряд врагов зачислялись все, кто хоть в чем-то был не согласен с курсом новых властей, проводились массовые репрессии с расстрелами жителей целых кишлаков. Господство новых властных структур, особенно в период диктаторского правления X. Амина, утверждалось тоталитарными крайне жестокими методами, что вызывало протест даже групп населения, которые первоначально поддерживали идеи апрельской революции.

Ничего не было сделано, чтобы решить национальные проблемы. Афганистан населяют свыше 30 народностей, говорящих более чем на 20 языках.

В экономической жизни важнейшее значение имела земельная реформа. Но ее тоже надо было подготовить снизу, добившись определенной поддержки духовенства (хотя бы в низовом звене) и самих крестьян. Земельная реформа свелась к тому, что землю начали отбирать у одних и отдавать другим. При этом не учитывалось, что ислам запрещает отнимать то, что Аллах дал во владение другому и многие бедные крестьяне отказывались брать передаваемые им земельные участки. Никакой охраны и государственной гарантии обеспечения принадлежности новой собственности не было организовано. Взявших землю крестьян местные богатей убивали, всячески противодействовали обработке земли. Они же держали в своих руках источники водоснабжения, лишая воды новых собственников земли.

Не были учтены и многие другие обстоятельства, составляющие традиционно сложившиеся особенности Афганистана. Например, в этой стране никогда не было рабочего класса в его европейском понимании. Как отмечают некоторые знающие Афганистан исследователи, «средний» афганец всегда был одновременно немного крестьянин, немного торговец, немного ремесленник. Различия между городом и деревней всегда были условны. Низкая производительность труда в промышленности и в строительстве, низкая зарплата приводили к тому, что большинство рабочих были не в состоянии содержать при себе семью и оставляли ее в кишлаках, постоянно сохраняя связи с сельской местностью, что препятствовало выработке пролетарской идеологии у рабочих.

Пуштунские кочевые племена никогда не признавали государственных и иных административных границ. Территории, по которым они перемещались, им казались такими же естественными, как принадлежащие всем солнце, луна и небо. Поэтому попытки жестко перекрыть границы с Пакистаном и Ираном обострили отношения кабульских властей и с кочевыми племенами. Попытки ограничить Ислам и насадить атеизм встречали враждебное отношение всего населения.

Говоря об Апрельской революции 1978 г. некоторые историки, политологи и журналисты, прежде всего, ставят вопрос: была ли эта революция нужной и оправданной. В связи с этим припоминается восклицание одного из персонажей кинофильма "Бумбараш": "Яшка гранату бросил - революцию сделал!" К сожалению, подобный примитивный взгляд на революцию имеет место не только в фильмах. И в нашей жизни бытует наивный взгляд будто бы захотели какие-то злоумышленники, взяли и устроили революцию. Категорическое непринятие революций бытовало не только среди части людей с дилетантскими представлениями о социально-политических вопросах.

Афганистан к концу 70-х годов оставался одной из самых отсталых стран мира. Жизнь его 16 миллионного многонационального народа раздиралась многочисленными очень сложными и запутанными политическими, социальными и экономическими противоречиями.

По данным ООН Афганистан находился на 108 месте среди 129 развивающихся стран по доходу на душу населения. Крестьяне, составлявшие 80 процентов населения, в большинстве своем не имели своей земли и находились в долговой кабале у помещиков и сельских ростовщиков. Урожайность основных сельскохозяйственных культур была одной их наиболее низких в мире. Страна постоянно испытывала нужду в продовольствии.

Крайне слабо была развита промышленность (всего около 300 промышленных предприятий с общей численностью фабрично-заводских рабочих 44 тыс. человек), занятых главным образом первичной обработкой сельскохозяйственного сырья. Кроме того, имелось 67 тыс. строительных рабочих. Даже при таком ограниченном количестве рабочих существовала хроническая безработица. Национальная промышленность обеспечивала потребности страны всего на 20 процентов. В городе и деревне царила страшная нищета.

Коррупция, хищения и другие злоупотребления государственных чиновников в центре и на местах, отсутствие элементарных социально-экономических и политических прав вызывало большое недовольство населения. Все это усугублялось племенными, национальными и религиозными притеснениями. 90 процентов населения было неграмотным. Значительная часть афганцев не была вовлечена в политическую жизнь. Многие люди не знали даже имени короля, который ими правил. Для них авторитетом были местные муллы и старейшины. Как заметил один из исследователей Афганистана, жизнь в Афганистане "…носила архаичный, привычный, недвижимый характер. Ход времени затормозился почти до полной остановки. Норма существования определялась поговоркой: верблюд не выдержит лошадиной скорости, поэтому мы идем своей дорогой, по пути, начертанному Аллахом".

Всякому непредубежденному человеку ясно, что афганское общество не могло и дальше оставаться в таком удручающем состоянии. Назревшие социально-политические, экономические и национальные проблемы надо было решать. Ни король, представлявший феодально-монархическую власть, ни М. Дауд, свергнувший королевскую власть и установивший республиканский строй, каких-либо радикальных реформ для разрешения назревших нужд народа не предпринимали. При сложившейся в стране социальной структуре власти они и не могли практически осуществить какие-либо коренные преобразования, ибо это встречало ожесточенное сопротивление реакционных сил, незаинтересованных в каких-либо преобразованиях.

В этих условиях для проведения реформ сверху нужна сильная государственная власть, а ее в Афганистане никогда не было. Попытки установить сильную централизованную власть встречали сопротивление не только у племенных вождей и других местных правителей, но и в массе народа. Все большее ухудшение материального благосостояния народных масс и неспособность правящих кругов устранить причины острейших социальных противоречий, обострение борьбы между различными общественно-политическими группировками породили неразрешимый кризис власти.

Но когда "верхи" уже не могут править по-старому, а "низы" не могут выносить дальше произвол, нищету и бесправие, - назревает революционная ситуация, предотвратить которую в Афганистане вряд ли было можно. Недовольство народа начинало выливаться наружу, в различных районах страны возникали волнения и вооруженные восстания. Обострение политической борьбы в обществе привело к все более широкому втягиванию в эти процессы афганской армии.

В литературе, посвященной Афганистану, иногда изображают дело таким образом, что военно-политическая обстановка в этой стране дестабилизировалась лишь после прихода на ее территорию советских войск. Такая версия очень далека от истины. В Афганистане всегда были крупные оппозиционные силы, выступавшие против королевской власти. Во второй половине 60-х годов наибольшую активность приобрело движение исламских фундаменталистов, которое выступало против модернизации ислама и светского характера общества и государства. Объединившись в 1968 г. в союз "мусульманская молодежь" они организовали ряд массовых акций протеста и вооруженных выступлений с целью свержения королевского режима.

Не успокоились они и после свержения короля Захир Шаха и прихода к власти М. Дауда. Одно из крупных выступлений оппозиции против новых республиканских властей было предпринято в 1975 г., когда начались повстанческие действия в долине Панджшер и в ряде других районов страны. После поражения этого выступления лидеры союза "мусульманская молодежь" бежали в Пакистан и там продолжали готовиться к новым антиправительственным выступлениям. Правительство Пакистана не только не пресекало их враждебную деятельность, а всячески помогало афганским фундаменталистам, создавая на своей территории широкую сеть баз и центров подготовки вооруженных отрядов оппозиции. Руководили их обучением и деятельностью пакистанские спецслужбы.

В 1976 г. на территории Пакистана на базе "союза мусульманской молодежи" и других противников афганского правительства были созданы новые партии: "Исламское общество Афганистана", "Исламская партия Афганистана", составившие в последующем главную силу афганской вооруженной оппозиции.

Своеобразные условия обстановки в Афганистане к 1978 г. сложились таким образом, что в национально-освободительном движении в стране наиболее активной политической силой, имеющей наибольшее влияние в армии, оказалась народно-демократическая партия Афганистана. К тому же стремление М. Дауда расправиться с этой наиболее опасной частью оппозиции и начавшиеся аресты руководителей НДПА дали толчок и ускорили революционное выступление этой партии и в апреле 1978 г. ей удалось свергнуть правительство М. Дауда и прийти к власти. Так совершилась Апрельская революция.

По своему характеру и методам осуществления по существу это была не народная революция, а военный переворот, так как он был осуществлен в основном армейскими частями, расположенными в Кабуле, под руководством революционно настроенных офицеров. Какие-либо широкие общественно-политические силы и тем более народные массы в этой акции не участвовали.

Это был военный переворот , который в результате коренных качественных преобразований в обществе мог перерасти в социальную революцию. Но по ряду объективных и субъективных причин такая революция, которую бы принял народ и которая бы затронула глубинные процессы народной жизни и весь уклад социально-политической и экономической структуры общества, такая революция в Афганистане так и не состоялась. Кстати, профессор К.М. Цаголов в оценке этой революции был прав. И трудно понять, почему так резко ополчились против него за это главпуровцы.

В 1978 г. ЦК НДПА обнародовал свою программу "Основные направления революционных задач" . Она предусматривала кардинальные политические и социально-экономические преобразования по ликвидации феодальных и дофеодальных отношений; утверждение в стране революционно-демократического режима; ограничение крупного помещичьего землевладения путем изъятия излишков земли у помещиков в пользу государства без компенсации и бесплатное наделение землей безземельных и малоземельных крестьян. Провозглашались демократизация общественной жизни, отмена сословных привилегий, ликвидация всех видов угнетения и эксплуатации.

Несмотря на то, что не все революционные цели открыто декларировались, это была по существу программа установления диктатуры не существовавшего в стране пролетариата и социалистических преобразований. Но если, как говорил Г.В. Плеханов, Россия к 1917 году еще не смолола муки, из которой можно было испечь хлеб социализма, то тем более в Афганистане для социалистических преобразований не было не только смолотой муки, но не были еще вложены в афганскую почву необходимые для этого зерна. Такая максималистская программа с самого начала была авантюристичной и поэтому обречена на провал. Тем более, что многие преобразования пытались осуществить без всякого учета специфических условий Афганистана, особенно влияния ислама и религиозности народа. Поэтому основная часть населения с самого начала не поддержала идеи Апрельской революции. Легкая победа над правительством М. Дауда вскружила голову лидерам Апрельской революции и среди них возобладали левацкие, экстремистские тенденции.

Нежизненность программы революционных преобразований, попытки навязать их насильственными методами, острые разногласия и непримиримая борьба между группировками "Хальк" и "Парчам" внутри НДПА, массовые репрессии против духовенства и широких слоев населения только дискредитировали в глазах народа революционные идеи.

Военный путч мог перерасти в социальную революцию и изменить к лучшему жизнь афганского общества лишь в том случае, если бы реформы и нужные социально-политические, экономические и идеологические преобразования осуществлялись не только сверху, но и главным образом снизу, по мере того, как само население созревало для этого и начинало их поддерживать.

С точки зрения организации политической власти нужна была коалиция реформистских партий различного направления, которая бы отражала интересы основных слоев общества и обеспечивала поэтапное социальное развитие, при котором революционные лозунги не слишком бы опережали существующие реальности, а разрыв между словом и делом был бы не слишком большим. Требовалось учитывать и исторические традиции страны и вместо копирования Советской власти более широко использовать на всех уровнях джирговые традиции, постепенно наполнив их новым содержанием.

Джирга - "круг", совет наиболее умудренных и авторитетных людей, собирающихся для решения жизненно важных вопросов.

Вместо всего этого Амин и некоторые другие руководители НДПА пытались в полуфеодальной стране ускоренно насаждать леворадикальный социализм самыми свирепыми казарменно-приказными методами.

Политические свободы были лишь формально провозглашены. На деле же искусственно разжигалась классовая борьба, в разряд врагов зачислялись все, кто хоть в чем-то был не согласен с курсом новых властей, проводились массовые репрессии с расстрелами жителей целых кишлаков. Господство новых властных структур, особенно в период диктаторского правления X. Амина, утверждалось тоталитарными крайне жестокими методами, что вызывало протест даже групп населения, которые первоначально поддерживали идеи апрельской революции.

Ничего не было сделано, чтобы решить национальные проблемы. Афганистан населяют свыше 30 народностей, говорящих более чем на 20 языках.

В экономической жизни важнейшее значение имела земельная реформа . Но ее тоже надо было подготовить снизу, добившись определенной поддержки духовенства (хотя бы в низовом звене) и самих крестьян. Земельная реформа свелась к тому, что землю начали отбирать у одних и отдавать другим. При этом не учитывалось, что ислам запрещает отнимать то, что Аллах дал во владение другому и многие бедные крестьяне отказывались брать передаваемые им земельные участки. Никакой охраны и государственной гарантии обеспечения принадлежности новой собственности не было организовано. Взявших землю крестьян местные богатей убивали, всячески противодействовали обработке земли. Они же держали в своих руках источники водоснабжения, лишая воды новых собственников земли.

Не были учтены и многие другие обстоятельства, составляющие традиционно сложившиеся особенности Афганистана. Например, в этой стране никогда не было рабочего класса в его европейском понимании. Как отмечают некоторые знающие Афганистан исследователи, "средний" афганец всегда был одновременно немного крестьянин, немного торговец, немного ремесленник. Различия между городом и деревней всегда были условны. Низкая производительность труда в промышленности и в строительстве, низкая зарплата приводили к тому, что большинство рабочих были не в состоянии содержать при себе семью и оставляли ее в кишлаках, постоянно сохраняя связи с сельской местностью, что препятствовало выработке пролетарской идеологии у рабочих.

Пуштунские кочевые племена никогда не признавали государственных и иных административных границ. Территории, по которым они перемещались, им казались такими же естественными, как принадлежащие всем солнце, луна и небо. Поэтому попытки жестко перекрыть границы с Пакистаном и Ираном обострили отношения кабульских властей и с кочевыми племенами. Попытки ограничить Ислам и насадить атеизм встречали враждебное отношение всего населения.

Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов Медведев Рой Александрович

Саурская революция в Афганистане

В Афганистане в конце 1970-х годов не было революционной ситуации, не происходило каких-либо заметных волнений среди крестьян и рабочих. Однако в стране, где правительство не осуществляло реальной власти над всей территорией, остававшейся все еще конгломератом относительно самостоятельных феодальных уделов, даже небольшое нарушение равновесия в обществе могло стать причиной быстрых и неожиданных изменений.

Хотя М. Дауд и предпринял ряд реформ, общее экономическое положение в Афганистане к концу 1970-х годов ухудшилось, и оппозиция начала «поднимать голову». Весной 1978 года президент Афганистана Муххамед Дауд развернул репрессии против коммунистов, значительная часть которых оказалась в тюрьме. Однако части афганской армии, дислоцированные в Кабуле, вышли из повиновения М. Дауду. Под командованием X. Амина механизированные и танковые части окружили дворец М. Дауда. Вызванные в столицу подкрепления были перехвачены афганскими ВВС, которые поддержали восстание. Сопротивление верных Дауду частей было быстро сломлено, а сам Дауд и члены его многочисленной семьи захвачены и немедленно расстреляны. Афганистан провозгласили Демократической Республикой. Высшим органом власти в стране стал Революционный Совет, назначенный ЦК НДПА. Этот военный переворот в Кабуле и был объявлен саурской (апрельской) революцией.

Советское посольство в Кабуле, во главе которого стоял А. М. Пузанов, было в растерянности; оно не предвидело и не предсказывало подобного развития событий. О перевороте в Кабуле Брежнев, Андропов и Громыко узнали из сообщений западных информационных агентств. Из этого же источника в Москве узнали и имена новых руководителей страны. Чаще других звучало имя Нур Мухаммеда Тараки, которого в одних сообщениях именовали новым президентом Афганистана, а в других председателем Революционного Совета. Называлось и имя Хафизуллы Амина, который занял пост премьер-министра или вице-премьера и министра иностранных дел. Гораздо реже называлось имя Бабрака Кармаля.

Юрий Андропов был явно озабочен сообщениями из Кабула. От КГБ СССР уже и без того требовали огромного внимания и сил «социалистические революции» в Анголе и Мозамбике, в Сальвадоре и Никарагуа, в Эфиопии и Южном Йемене. Но теперь речь шла о соседней стране, с которой у Советского Союза имелась общая граница, превышавшая 2 тысячи километров. «Видишь, как полна жизнь парадоксов! – воскликнул Андропов в одной из бесед с В. Кеворковым. – Когда-то мы мечтали о “всемирной революции”, теперь же не рады ей даже в соседней стране… Эх, если бы эта революция года на два-три позже началась, как все хорошо бы сложилось!.. С другой стороны, революция – как роды, ее нельзя отложить».

Просьбы о помощи – экономической, финансовой, технической, военной – стали поступать из Кабула в Москву уже в мае 1978 года. Такая помощь стала оказываться, однако не в тех размерах, о которых мечтали новые афганские лидеры. Советский Союз нуждался в первую очередь в достоверной информации. Министерство иностранных дел СССР требовало самых подробных отчетов от своего посольства. В первых же отчетах Александра Пузанова, полученных в МИДе и в ЦК КПСС в мае 1978 года, говорилось, что переворот подготовлен плохо, а его главные организаторы склонны к левацким авантюрам. Пузанова беспокоила многолетняя вражда между «Хальком» и «Парчамом», которая разгорелась с новой силой. Посол просил направить в Афганистан с неофициальным визитом одного из руководителей Советского государства – члена Политбюро ЦК КПСС, который смог бы не только знакомиться с ситуацией, но и принимать решения на месте. Вскоре в Кабул прибыл с группой кандидат в члены Политбюро и секретарь ЦК КПСС по международным делам Борис Пономарев. В Афганистане в это время шли репрессии против «парчамистов». Лидер фракции Б. Кармаль скрывался, тюрьмы Кабула пополнялись недавними революционерами, в НДПА царила неразбериха. Призывы Пономарева к Тараки и Амину о прекращении репрессий не достигли цели.

Советская разведка всегда имела в Афганистане агентуру и источники информации, особенно в среде военнослужащих, проходивших ранее подготовку в советских военных училищах или академиях. Резидентуру КГБ в Кабуле возглавляли Б. Иванов и А. Морозов. Однако их возможности были невелики; работа в Афганистане не считалась до 1978 года приоритетным направлением в советской разведке. Чтобы быстро изменить положение, Андропов поручил начальнику Первого Главного управления КГБ В. Крючкову вылететь в Кабул. «В июле 1978 года, – вспоминал Крючков, – в Кабул отправилась делегация Комитета госбезопасности СССР. Возглавлял ее я, как начальник ПГУ… Находились мы в афганской столице четыре дня. За это время у нас состоялась серия встреч с руководством страны и афганских спецслужб. Мы совсем не знали друг друга, поэтому для этих первых переговоров была характерна взаимная настороженность, нежелание раскрывать все карты. Нам были неведомы планы и намерения новых властей. Да и афганцы, судя по всему, не знали, как мы отнесемся к свержению Дауда, с которым у Советского Союза до последнего времени сохранялись неплохие отношения». Тараки произвел на Крючкова впечатление умного, но крайне близорукого политически человека, наивного революционного романтика, потерявшего чувство реальности. «То, что сделано в Советском Союзе за 60 лет советской власти, – сказал Тараки в беседе с В. Крючковым, – в Афганистане будет осуществлено за пять лет. Приезжайте к нам через год – и вы увидите, что наши мечети окажутся пустыми». Амин держался с Крючковым по-разному в трех разных встречах, но в целом произвел неблагоприятное впечатление: он показался Крючкову человеком авантюрного склада, безжалостным и амбициозным. Никаких ясных и четких планов действий у Тараки и Амина не имелось даже на несколько месяцев вперед. Докладывая Андропову о своих встречах в Кабуле, Крючков не скрывал своего разочарования и своих сомнений.

Крючков и Андропов приняли решение о значительном расширении деятельности КГБ в Афганистане. Основные усилия были сосредоточены при этом на изучении лидеров нового режима и характере быстро растущих в стране оппозиционных движений. X. Амин проходил обучение не в СССР, а в Соединенных Штатах, и КГБ пришел к тревожному выводу о возможном наличии связей между Амином и ЦРУ. Соответствующее донесение передали в ЦК КПСС Б. Пономареву и в МИД СССР. Но речь шла о премьер-министре Афганистана, и данные КГБ были фактически проигнорированы. На заседании Политбюро ЦК КПСС 7 января 1979 года по предложению А. Косыгина приняли решение о значительном увеличении всех видов советской экономической помощи. Весной 1979 года Афганистан получил от Советского Союза большую помощь, чем любая другая страна.

В январе и феврале 1979 года в Афганистан из Советского Союза потоком шли товары, оружие и продовольствие. Направлены несколько групп советских военных специалистов, инженеров, работников других специальностей. В основном эта группы формировались или в Средней Азии или в Азербайджане, где люди знали, что такое ислам. Общее число советских специалистов достигло вскоре двух тысяч человек. Но появились и первые сведения об убийствах советских граждан. Эти сообщения подробно тиражировала и обсуждала западная печать. В советской печати сообщений из Афганистана было очень мало.

Положение дел в Афганистане начало меняться в марте 1979 года, но не к лучшему. Новый режим получил очень малую поддержку, но очень сильное противодействие во всех слоях афганского общества. В стране возникли небольшие группы и движения бедноты, выступавшие под маоистскими лозунгами и получавшие поддержку и оружие из Китая. На путь борьбы с новым режимом становились богатые землевладельцы и вожди многих племен, среди которых режим Тараки – Амина стал проводить жестокие репрессии. Поднимал голову сепаратизм, издавна присущий отсталому и многонациональному Афганистану. Но главной опасностью для НДПА оказались набиравшие силу радикальные исламистские движения разных оттенков. Волны исламского фундаментализма уже бушевали в соседнем Иране и неизбежно накатывались на Афганистан. В сознании афганцев всех состояний и сословий ислам и национализм играл столь значительную роль, что для идей социализма и коммунизма места уже не оставалось.

Как и следовало ожидать, новый режим в Афганистане встретил сопротивление всех привилегированных слоев прежнего общества и в первую очередь мусульманского духовенства. На сопротивление этих слоев правительство Тараки – Амина ответило жестоким террором. Уже летом 1978 года тюрьмы Кабула были переполнены, многие противники нового режима расстреляны. Но недовольство в стране нарастало.

В марте начались восстания в афганских провинциях. Самое крупное из них в Герате подавили с немалыми потерями, в том числе и среди советских военных советников. Просьбы Тараки и Амина о прямой советской военной поддержке становились все более настойчивыми, но не получили поддержки в Политбюро. Д. Устинов говорил о готовности нескольких полков Советской армии уже через три часа быть в Афганистане, он просил разрешения провести на границе с этой страной тактические учения, но сомневался в целесообразности перехода границы. Заседание Политбюро по афганским проблемам продолжалось три дня – с 17 по 19 марта. На первом заседании Андропов говорил, что Советский Союз не может «терять Афганистан, хотя на нас наверняка навесят ярлык агрессора». Но уже 18 марта тот же Андропов решительно высказался против ввода советских войск в Афганистан. Он, в частности, сказал: «Я, товарищи, внимательно подумал над всем этим вопросом и пришел к такому выводу, что нам нужно очень и очень серьезно продумать вопрос о том, во имя чего мы будем вводить войска в Афганистан. Для нас совершенно ясно, что Афганистан не подготовлен к тому, чтобы сейчас решать все вопросы по-социалистически. Там огромное засилье религии, почти сплошная неграмотность сельского населения, отсталость в экономике и т. д. Мы знаем учение Ленина о революционной ситуации. О какой ситуации может идти речь в Афганистане, там нет такой ситуации. Поэтому я считаю, что мы можем удержать революцию в Афганистане только с помощью своих штыков, а это совершенно недопустимо для нас. Мы не можем пойти на такой риск. Вчера, когда мы обсуждали этот вопрос, афганцы не говорили о вводе войск; сегодня положение там другое. В Герате уже не один полк перешел на сторону противника, а вся дивизия. Как мы видим из сегодняшнего разговора с Амином, народ не поддерживает правительство Тараки. Могут ли тут помочь им наши войска? В этом случае танки и бронемашины не могут выручить. Я думаю, что мы должны прямо сказать об этом Тараки, что мы поддерживаем все их акции, будем оказывать помощь, о которой сегодня и вчера договорились, и ни в коем случае не можем пойти на введение войск в Афганистан». Андрей Громыко решительно поддержал Андропова. Он заявил своим коллегам по Политбюро: «Я полностью поддерживаю предложение т. Андропова о том, чтобы исключить такую меру, как введение наших войск в Афганистан. Армия там ненадежная. Таким образом, наша армия, которая войдет в Афганистан, будет агрессором. Против кого же она будет воевать? Да против афганского народа прежде всего, и в него надо будет стрелять. Правильно отметил т. Андропов, что именно обстановка в Афганистане для революции не созрела, и все, что мы сделали за последние годы с таким трудом в смысле разрядки международной напряженности, сокращения вооружений и многое другое, – все это будет отброшено назад. Конечно, Китаю будет этим самым преподнесен хороший подарок. Все неприсоединившиеся страны будут против нас. Одним словом, серьезные последствия ожидаются от такой акции».

Андропова поддержал и Устинов. Завершая трехдневное обсуждение, к этой точке зрения присоединился и Брежнев. «Мне думается, – сказал генсек, – что правильно определили члены Политбюро, что нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну». При подведении итогов обсуждения Андропов еще раз заявил: «Ввести свои войска – это значит бороться против народа, давить народ, стрелять в народ. Мы будем выглядеть как агрессоры, и мы не можем допустить этого». Для постоянного изучения ситуации в Афганистане и выработки рекомендаций Политбюро создало специальную комиссию в составе Андропова, Громыко, Устинова и Пономарева. Перед заседанием Политбюро 12 апреля эта комиссия подготовила записку и план действий из десяти пунктов. Речь шла об укреплении афганской армии, о поставках оружия, об экономической помощи городам и особенно сельским районам, о расширении политической базы афганского правительства. Однако параллельно с этим по устным распоряжениям Устинова в Среднеазиатском военном округе шли направленные учения. В полной готовности к десантированию в Афганистане находилась воздушно-десантная дивизия, к границам Афганистана придвинута группировка в составе трех мотострелковых полков, а также других соединений.

Положение дел в Афганистане между тем непрерывно ухудшалось. Вооруженная оппозиция расширяла свой контроль в провинциях страны, ее отряды с разных сторон приближались к Кабулу, в котором обострялась борьба между лидерами НДПА. В дополнение к конфликту между фракциями «Хальк» и «Парчам» началась борьба за лидерство между Тараки и Амином. Бабрак Кармаль был уже за пределами Афганистана, он получил формальный пост афганского посла в Чехословакии. В Советский Союз бежали и многие из его сторонников. Теперь борьба шла между оставшимися в стране лидерами. Москва приняла в этом противостоянии сторону Тараки. При обсуждении ситуации в Афганистане в советских спецслужбах совместно с группой афганцев – сторонников Тараки не исключалась возможность физического устранения Амина. Но Амин опередил своих противников и убил Тараки вместе с частью близких ему людей. Однако и власть Амина висела на волоске; он не контролировал полностью даже ситуацию в Кабуле, где голоса и влияние оппозиции становились все сильнее. Амин снова и снова просил Советский Союз о прямой военной поддержке. Из Москвы в Кабул одна за другой прилетали группы экспертов и генералов из Министерства обороны и КГБ. Здесь снова побывал Борис Пономарев. По требованию Амина МИД СССР отозвал из Афганистана посла А. Пузанова, которого сменил член ЦК КПСС Ф. А. Табеев. Однако как Андропов, так и Громыко отказывали во встрече Амину, желавшему провести новые переговоры в Москве. От резидентуры в Кабуле Андропов получил сведения о контактах Амина с американцами. Однако американские лидеры не собирались вести даже секретные переговоры с режимом Амина. 18 сентября 1979 года из посольства США в Кабуле ушла в Вашингтон аналитическая записка поверенного в делах, в которой, в частности, говорилось: «Вот уже 18 месяцев мы наблюдаем, как эта марксистская партия сама себя уничтожает. Одно афганское официальное лицо вчера в беседе с работником посольства потихоньку назвало руководство “кучкой скорпионов, смертельно кусающих друг друга”… Одна чистка сменяет другую, и трудно даже представить себе, каким образом этому режиму удается выжить…». Донесения советского посла Табеева также давали повод ждать близкой и полной катастрофы режима. «Кабул был ослаблен, – вспоминал позднее Табеев. – Армия после аминовских чисток и репрессий была обезглавлена. Духовенство восстановлено против режима. Крестьяне – против. Племена, тоже натерпевшиеся от Амина, – против. Вокруг Амина оставалась лишь кучка холуев, которые, как попки, повторяли за ним разные глупости о “строительстве социализма” и “диктатуре пролетариата”».

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Вечные следы автора Марков Сергей Николаевич

ОРЕНБУРГСКИЙ СТРАННИК В АФГАНИСТАНЕ Около 1805 года вернулся на родину российский татарин Габайдулла Амиров, пространствовавший свыше тридцати лет по Средней Азии, Афганистану и Индии.Приключения его начались во время восстания Емельяна Пугачева, когда Габайдулла

Из книги Вечные следы автора Марков Сергей Николаевич

РУССКИЙ ВРАЧ В АФГАНИСТАНЕ Когда над Гиндукушем взошла молодая луна, афганский воин подошел к уральскому казаку и вынул его шашку из черных ножен.- Во время этой молитвы очень хорошо иметь в руках меч друга, - сказал афганец, выполнив древний обряд и возвращая казаку

Из книги «Малая война» [Организация и тактика боевых действий малых подразделений] автора Тарас Анатолий Ефимович

Партизанская война в Афганистане Начало войныВ шестидесятых годах в королевстве Афганистане – крайне отсталой полуфеодальной стране – была создана коммунистическая партия под руководством Hyp Мухаммеда Тараки. В 1967 году эта партия раскололась на две части: Халк (Народ)

автора Бартошек Карел

3. Коммунизм в Афганистане Сильвен Булук Афганистан занимает площадь в 640 тысяч кв. км, то есть территорию чуть больше Франции, и граничит с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией на севере, с Ираном на западе, с Пакистаном на востоке и юге, кроме того, на востоке имеет

Из книги Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии автора Бартошек Карел

Апрельский переворот 1978 года, или «саурская революция» Инцидентом, послужившим толчком к коммунистическому перевороту, стало убийство при весьма загадочных обстоятельствах одного из основателей НДПА Мир Акбара Хайбара. По одной версии, выдвинутой после прихода к

Из книги Брежнев. Разочарование России автора Млечин Леонид Михайлович

Спецоперация в Афганистане В июне 1978 года начальник разведки генерал Владимир Александрович Крючков во главе делегации КГБ впервые приехал в Афганистан. Он сыграл активную роль в афганской кампании. Потом, когда пытались установить, кто же принял решение ввести войска в

Из книги Военная хитрость автора Лобов Владимир Николаевич

В Афганистане Разговор о военной хитрости в Афганской войне следует, очевидно, начать с того, что, по мнению ряда исследователей афганских событий, руководство СССР было втянуто в эту войну в результате хорошо организованной политической хитрости и ее составной части -

Из книги Краткая история спецназа России автора Заякин Борис Николаевич

Спецназ в Афганистане Значительную роль спецназ ГРУ сыграл и в Афганской войне. Наверняка многие помнят, что началась она со сложнейшей спецоперации по уничтожению афганского правителя Хафизулы Амина. Амин практически постоянно находился в своем дворце, превращенном в

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

Война в Афганистане Актом, вызвавшим отрицательный международный отклик и имевшим тяжелые последствия для СССР, стало советское вторжение в Афганистан в конце декабря 1979 г. Оно было осуществлено по уже опробованной схеме - по «просьбе правительства» - правда, с одной

Из книги От неолита до Главлита автора Блюм Арлен Викторович

Был ли доктор Ватсон в Афганистане? Под новый 1980 год в Афганистан был введён «ограниченный контингент» советских войск с целью «оказания братской помощи». Информация об этом подвергалась жесточайшему дозированному контролю. Характерен в связи с этим такой эпизод. Через

автора

Образование исламистских организаций в Афганистане Широко распространенным и упрощенным является утверждение о том, что мятежное движение в Афганистане возникло после свержения М. Дауда в апреле 1978 г. В действительности же оно появилось значительно раньше, еще в

Из книги Трагедия и доблесть Афгана автора Ляховский Александр Антонович

Патовая ситуация в Афганистане Правительственные силы отбили все атаки отрядов «непримиримых» под Джелалабадом и Хостом, успешно сдерживали их и в других районах страны. В то же время оппозиция безуспешно пыталась разгромить их и овладеть хотя бы одним более или менее

Из книги Трагедия и доблесть Афгана автора Ляховский Александр Антонович

Крах тоталитаризма в Афганистане После прекращения в начале 1992 г. поставок вооружения и боеприпасов правительственным войскам ситуация в Афганистане начала заметно ухудшаться и постепенно приняла для режима Наджибуллы обвальный характер. Ведь с распадом Советского

Из книги Трагедия и доблесть Афгана автора Ляховский Александр Антонович

Войне в Афганистане не видно конца Итак, тоталитарный режим в Афганистане пал. Партийные функционеры, сменяя друг друга: Тараки - Амин - Кармаль - Наджибулла, всегда пытались говорить от имени народа и на словах стремились показать, что радеют за его интересы, однако

Апрельская революция - события в Афганистане 27 апреля 1978 года, результатом которых стало установление в стране марксистского просоветского правительства.

17 апреля 1978 года был застрелен видный деятель НДПА, член фракции Парчам Мир Акбар Хайбар, бывший главный редактор оппозиционной власти парчамистской газеты. 19 апреля его похороны вылились в демонстрацию против режима президента Мухаммеда Дауда, поскольку ходили слухи о причастности к убийству тайной полиции Дауда, и привели к столкновению демонстрантов с полицией.

Дауд приказал арестовать лидеров НДПА. В ночь на 26 апреля Нур Мухаммед Тараки и Б. Кармаль были арестованы. Четыре часа спустя был отправлен в тюрьму и уже находившийся под домашним арестом Х. Амин. Утром 26 апреля все четыре кабульские газеты вышли с правительственным сообщением, в котором говорилось: «Рассмотрев заявления, выступления, лозунги, призывы, действия и самоуправства, имевшие место во время похорон Мир Акбара Хайдара, правительство расценило их как провокационные и антиконституционные… Лицами, обвинёнными в совершении уголовного преступления и арестованными органами безопасности, являются Нур Мухаммед Тараки, Бабрак Кармаль, доктор Шах Вали, Дастагир Панджшири, Абдул Хаким Шарайи, Хафизулла Амин, доктор Замир Сафи. При аресте указанных лиц в их квартирах были изъяты представляющие интерес документы. Продолжается активный розыск ряда других лиц.»

Однако Амин с помощью своего сына передал верным НДПА воинским частям заготовленный ещё в марте приказ о начале вооруженного восстания. После этого сторонники НДПА в среде вооруженных сил провели вооруженную акцию по смене правительства.

27 апреля 1978 года около 10 часов утра на улицах Кабула появились танки. Танки окружили президентский дворец Арг.

Танковые части под командованием Аслама Ватанжара обстреляли королевский дворец Арг, где находился Дауд со всем своим семейством, основные министерства, здания силовых ведомств. По сведениям афганского публициста Разака Мамуна, в середине дня в здание Министерства обороны страны попал первый снаряд, выпущенный из танкового орудия. Тем самым этим выстрелом была разрушена связь между военным министерством и президентским дворцом «Арк».

Самолеты, один из которых пилотировал будущий видный политический деятель, тогда старший сержант С. Гулябзой, нанесли «акробатический» удар по главному зданию дворца. 7-я дивизия, верная Дауду, попыталась с боем прорваться к столице, но была рассеяна воздушными атаками восставших. Осада Арга шла всю ночь. Дворец, подвергнутый бомбардировке и обстрелу, пал утром следующего дня. В здание, в котором находился глава государства, ворвалась группа военных во главе с Имамуддином, президент и вся его семья были убиты; примерно тогда же было подавлено сопротивление верных правительству войск. А. Кадыр и М. Ватанджар вечером 27 апреля по радио объявили о «Саурской революции». Руководители НДПА Тараки и Кармаль и другие были освобождены из тюрьмы. Афганистан был объявлен Демократической Республикой Афганистан. Главой государства и премьер-министром стал Нур Мохаммад Тараки, его заместителем - Бабрак Кармаль, а Хафизулла Амин - первым заместителем премьера и министром иностранных дел.

Республика Афганистан (араб.داود جمهورية أفغانستان‎) - название первой республики в Афганистане, провозглашённой после государственного переворота и упразднения монархии в 1973 году.

История

Переворот

В 1973 году, во время нахождения короля Мухаммеда Захира Шаха с визитом в Италии, его двоюродный брат и бывший премьер-министр Мухаммед Дауд организовал государственный переворот и установил в стране республиканское правительство. Ранее Дауд являлся премьер-министром, однако был вынужден уйти в отставку из правительства Захир Шаха в 1963 году. Король принял решение отказаться от престола во избежание гражданской войны.

Первые реформы

В том же году бывший премьер-министр Афганистана Мухаммед Хашим Майвандваль был арестован за заговор против президента Дауда. Хотя считается, что он покончил жизнь самоубийством в тюрьме до суда, широко распространено мнение, что он был замучен до смерти приспешниками Дауда. Было создано новое республиканское правительство.

После прихода к власти Мухаммед Дауд основал собственную политическую партию под названием «Национальная революционная партия». Эта партия стала единственной политической партией в стране. Лойя джирга утвердила новую конституцию, а также создание президентской республики в январе 1977 года. Все восстания против нового режима были подавлены правительственными войсками.

Режим, созданный Мухаммедом Даудом, носил ярко выраженный авторитарный характер - сразу же после переворота были распущены парламент и Верховный суд, запрещена деятельность оппозиционных политических партий. Официальной идеологией даудовского режима была «народная и национальная теория революции».

Президентство М. Дауда

Во время президентства Дауда отношения с социалистическими странами, особенно с Советским Союзом резко ухудшились, но в то же время ему удалось нормализовать отношения с консервативными исламскими странами, в частности, с Пакистаном и шахским Ираном. Советский Союз видел в новом президенте переход ориентации на западные страны, попытку дистанцироваться от СССР.

В 1976 году Дауд создал семилетний экономический план развития.

Он удаляет советских военных и экономических советников, начинает переоснащение армии, занимается экономическим развитием. Дауд также просил богатые нефтью ближневосточные страны, такие как Саудовская Аравия, Ирак и Кувейт оказать финансовую помощь. Мухаммед Дауд был известен как реформатор, пытавшийся модернизировать Афганистан.

Но Дауд мало достиг из плана реформ, изложенного им в 1976 году. В экономике Афганистана не произошло какого-либо реального прогресса и уровень жизни в Афганистане не повысился.

Саурская революция в Афганистане

Дауда часто критиковали за установленную им однопартийную диктатуру, что было законодательно закреплено в Конституции 1977 года. К этому времени две фракции оппозиционной партии НДПА - Хальк и Парчам заключили хрупкое соглашение о сотрудничестве. На этот раз члены коммунистической партии запланировали военный переворот против правительства Дауда. По словам второго Президента Демократической Республики Афганистан, Хафизуллы Амина, НДПА начала разрабатывать план заговора ещё в 1976 году, за два года до Саурской революции.

Апрельская (Саурская) революция

27 апреля1978 года в стране начался военный переворот. Военнослужащие с военной базы в международном аэропорту Кабула начали двигаться в направлении центра города. Им удалось захватить власть в столице. На следующий день Дауд и большинство членов его семьи были казнены в президентском дворце в Кабуле.

В результате переворота к власти приходит генеральный секретарь НДПА Нур Мухаммед Тараки, который стал председателем Революционного Совета и премьер-министром созданной коммунистами Демократической Республики Афганистан. После военного переворота Тараки принял на себя должность президента Афганистана. Хафизулла Амин вступил в должность как заместитель премьер-министра Афганистана.

Ссылки

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Биография

Юность

Нур Мухаммед Тараки родился 15 июля 1917 г. в деревне Калай, уезда Нава в провинции Газни в семье скотовода. По национальности - пуштун-гильзай из клана тарак, ветви буран. Согласно официальной биографии Нур Мухаммед в возрасте пяти лет поступил на службу к некоей вдове, с тем, чтобы присматривать за её хозяйством и выполнять по необходимости поручения хозяйки. Служба оказалась недолгой, поскольку отец желал, чтоб сын выучился грамоте, и в дальнейшем стал писцом. Тараки получил начальное образование в Мукуре, а также окончил 10-классную английскую вечернюю школу в Бомбее, где он выучил английский язык. О бомбейском периоде его жизни практически ничего не известно. Существует мнение, что именно там юный Тараки впервые познакомился с социалистическими идеями и, возможно, с неким советским агентом. В 1932 году Тараки стал посыльным в компании по экспорту фруктов «Пуштун Трейдинг К» в Кандагаре.

АПРЕЛЬСКАЯ (САУРСКАЯ) РЕВОЛЮЦИЯ 1978

За хорошую работу его повысили в ученики клерка и отправили клерком представительства компании в Бомбей.

Писатель и политик

Тараки начал свою деятельность не как политик и клерк, а как писатель и переводчик. Вернувшись в 1937 году из Бомбея, он стал публиковаться в различных газетах с публицистическими статьями, перевёл с английского и опубликовал ряд обстоятельных и хвалебных статей о советской литературе. Его творчество было известно социально-бытовыми очерками на пашто и повествованиями о жизни беднейших слоев - крестьянства, ремесленников и рабочих - повести Скитания Банга (1958), Спин (1958), Одинокий (1962). Его произведения способствовали развитию реалистических тенденций в афганской литературе.

В 1945 году Нур Мухаммед стал личным секретарём крупного предпринимателя и министра экономики Абдель-Меджида Заболи, затем работал на различных должностях в Управлении печати Кабула, директором курсов по изучению пашто в столице страны, а также по некоторым данным возглавлял Телеграфное агентство «Бахтар». В 1952 году его отправили в качестве пресс-атташе афганского посольства в США, где в следующем году на пресс-конференции в Нью-Йорке он подвёрг критике правящей режим. Тараки в частности заявил, что существующие в Афганистане порядки «угнетательские и автократические, которые не изменятся в результате замены одного родственника короля на другого », имея в виду назначенного на пост премьер-министра двоюродного брата короля Мухаммеда Дауда. Находясь в Соединённых Штатах, Нур Мухаммед Тараки попытался получить политическое убежище, но, получив отказ, решил вернуться в Афганистан. Согласно официальной биографии, он "оказавшись в Кабуле зашел в кинотеатр, позвонил деспотичному Дауду, и прямо сказал ему: «Я - Нур Мухаммед Тараки. Я только что прибыл. Мне сейчас домой или прямо в тюрьму? » По неким причинам, Дауд разрешил ему вернуться домой. После возвращения на родину Тараки не смог найти себе работу и какое-то время был безработным.

Революционая деятельность. Саурская революция

В 1965 году Нур Мухаммед Тараки организовал просоветскую Народно-демократическую Партию Афганистана (НДПА), которая вскоре возглавила прогрессивно настроенные силы. В январе состоялся первый съезд НДПА. Осенью НДПА приняла участие в парламентских выборах. Тараки баллотировался в нижнюю палату («Волеси джирга») от своего родного округа Газни, однако, потерпел поражение, согласно официальной биографии это произошло «из-за правительственных махинаций и беззастенчивого вмешательства в процесс голосования ». В 1966 году партия начала издавать газету «Хальк» - в переводе «Народ», - но после выхода шестого номера власти её закрыли. В дальнейшем в годы подъема демократического движения внутри НДПА возникли разногласия. В повседневной жизни партии все отчетливее стали проявляться клановые, племенные, религиозные, националистические предрассудки. Образовались две фракции. Одну из них, фракцию халькистов, возглавил Нур Мухаммед Тараки, а другую - парчамистов - по названию газеты «Парча?м» (в переводе - «Знамя») - Бабра?к Карма?ль. Лишь в марте 1977 года между враждующими фракциями было достигнуто соглашение, и в июле состоялась объединительная конференция.

План
Введение
1 Создание партии и первые годы деятельности
1.1 Организация партии и фракционная борьба."Хальк" и «Парчам»
1.2 Примирение

2 Период руководства «Хальк»
2.1 Апрельская революция
2.2 Первые реформы

3 Период руководства «Парчам»
3.1 Национальное примирение
3.2 Народный фронт

4 Реформа партии и утрата власти
Список литературы

Введение

Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА; перс. حزب دموکراتیک خلق افغانستان‎, пушту د افغانستان د خلق دموکراټیک ګوند) - марксистская партия, существовавшая в Афганистане в 1965-1992 (в последние 2 года своего существования она называлась «Ватан» (перс. وطن‎ - «Отечество»)).

Основана 1 января 1965 года журналистом Н. М. Тараки. В 1967 в партии произошёл раскол на радикальную фракцию «Хальк» (перс. خلق‎ - «Народ») и более умеренную «Парчам» (перс. پرچم‎ - «Знамя»), которую возглавил Б. Кармаль.

В 1978 офицеры - члены НДПА совершили Апрельскую революцию и привели партию к власти. На этот момент партия насчитывала 18 тыс. членов. Ошибки в проведении НДПА социально-экономических реформ вызвали массовое недовольство в стране и рост вооруженного сопротивления. В партии обострилась фракционная борьба, в результате чего 1 июля 1978 лидер парчамистов Б.Кармаль был отстранён от занимаемой должности и был отправлен послом в ЧССР. Кроме того, в результате внутрипартийных интриг в сентябре 1979 Н. М. Тараки был отстранён от власти и вскоре убит по распоряжению нового лидера партии Хафизуллы Амина. Ввиду политической нестабильности в государстве НДПА призвала советские войска, что привело к Афганской войне (1979-1989). В ходе операции, проведенной советским спецназом 27 декабря 1979 года, Х.Амин был убит, а к руководству партией приведен промосковски ориентированный Б.Кармаль.

Под влиянием Перестройки в СССР партия отказалась от ряда базовых пунктов идеологии и пошла на компромисс с вооруженной оппозицией. В 1990 на Втором съезде партии (18-й пленум) НДПА изменила свою теоретическую базу, приняла новый манифест и сменила название на «Ватан» («Отечество»). Партия «Ватан» являлась правящей в Афганистане до 1992. После распада СССР и утраты советской помощи, партия потеряла власть и самораспустилась. Часть сторонников фракции «Парчам» (главным образом непуштуны) присоединились к отрядам Ахмад Шах Масуда, а бывшие халькисты и пронаджибовские парчамисты пошли на союз с Г. Хекматиаром.

В 2002 году на базе партии «Ватан» была создана Афганская демократическая партия Ватан.

1. Создание партии и первые годы деятельности

1.1. Организация партии и фракционная борьба."Хальк" и «Парчам»

Народно-демократическая партия Афганистана провела свой первый (учредительный) съезд в Кабуле 1 января 1965 года в доме журналиста Н. М. Тараки. Н. М. Тараки был избран Генеральным секретарём НДПА, Бабрак Кармаль - заместителем генерального секретаря, был также избран ЦК из пяти членов. Позже Н. М. Тараки была создана газета «Хальк» (орган НДПА), которая была закрыта 23 мая 1966 году правительством Захир-Шаха как антиисламская, антиконституционная и антимонархическая.

Через два года после создания, в мае 1967 года, НДПА раскололась на две фракции - «Хальк» («Народ») во главе с H.М.Тараки и «Парчам» («Знамя») во главе с Б.Кармалем. Из числа членов ЦК НДПА, избранных на 1 съезде партии, к Н. М. Тараки примкнули Салех Мухаммад Зерай и Тахер Бадахши, а к Б.Кармалю - Гулям Дастагир Панджшери, Шахрулла Шахпар и Султан Али Кештманд.

Разногласия между фракциями касались идеологических и экономических вопросов и, кроме того, отличались по этническому и социальному составу. Фракция «Хальк» («Народ») состояла большей частью из пуштунов и представителей сельского населения, а во фракции «Парчам» преобладали городского населения и среднего и высшего классов. Лидер «Хальк» Н. М. Тараки придерживался радикальных взглядов на строительство социализма в Афганистане, в то время как лидер «Парчам» Б.Кармаль считал афганское общество слишком слаборазвитым для того, чтобы руководствоваться идеями ленинизма о социалистическом строительстве и предлагал делать упор в партийной работе на национально-освободительные, антиимпериалистические принципы. С марта 1968 по июль 1969 фракция Б.Кармаля издавала собственную газету «Парчам», более лояльную к Захир-Шаху, чем «Хальк», за что подвергалась постоянным нападкам со стороны фракции Н. М. Тараки.

В 1969 году НДПА участвовала в парламентских выборах, при этом в парламент не прошёл ни один из представителей «Парчам», единственным членом парламента от НДПА стал Х.Амин.

Западные исследователи нередко именуют членов НДПА коммунистами, что не соответствует реальным политическим и идеологическим установкам НДПА. Программа партии была разработана для решения конкретных назревших проблем Афганистана по полной дефеодализации государства и не была и не могла быть программой коммунистической партии.

Апрельская революция в Афганистане

В 1973 НДПА поддержала приход к власти в Кабуле М. Дауда и установление в Афганистане республики. Отсутствие у режима М. Дауда массовой базы, а также слабость и раздробленность политических группировок местной буржуазии заставили М.Дауда искать сотрудничество с организациями НДПА, особенно с фракцией «Парчам». Впервые в афганской истории некоторый доступ к делам управления получили представители нетрадиционных классовых сил. В составе Центрального Комитета Революции 4 члена ЦК были членами НДПА (3 «парчамиста» и 1 «халькист»). Членами фракции «Парчам» также были 6 губернаторов из 26 и 64 начальников уезда из 140.

1.2. Примирение

Руководство КПСС играло роль арбитра в отношениях между фракциями. При этом КПСС не считала НДПА братской партией. Лидеры НДПА в свою очередь, признавали руководящую роль КПСС в мировом революционном движении, но при этом НДПА не участвовала в дискуссии «маоистских» компартий с «ревизионистами» (хрущевцами, брежневистами, еврокоммунистами, ходжаистами). Главным внешнеполитическим партнером для НДПА был международный отдел ЦК КПСС, а также стоящие на просоветских позициях компартии в Иране, Пакистане и Индии.

Благодаря посредничеству советского руководства в марте 1977 года удалось достичь соглашения о восстановлении единства НДПА, и в июле того же года обе фракции впервые провели совместное заседание после 10-летнего разрыва. В состав вновь избранного Политбюро ЦК НДПА вошли пять представителей «Хальк» и пять - от «Парчам». Но, несмотря на формальное примирение, вооруженные и финансовые органы фракций продолжали действовать независимо друг от друга.

Руководством НДПА в конце 1977 был принят курс на свержение режима М. Дауда. Восстание планировалось начать осенью 1978, но по вопросам стратегии и тактики снова начались серьезные межфракционные разногласия. «Халькисты» предлагали подготовить вооруженный переворот с помощью верных НДПА офицеров афганской армии и в подходящий момент убить М. Дауда. Б. Кармаль и его сторонники, наоборот, выдвинули «идею всенародной стачки». Но в действительности события начали развиваться раньше сроков, намеченных НДПА.

2. Период руководства «Хальк»

Накануне апрельских событий 1978 года в рядах НДПА состояло около 18 тысяч человек, из них 5 тысяч - в вооруженных силах, из которых 94 % были «халькистами» и поддерживали курс на скорейшее свержение режима Дауда и проведение в стране кардинальных экономических и политических изменений. В апреле 1978 по приказу министра внутренних дел генерала Абдуллы Нуристани был убит видный член фракции «Парчам» Мир Акбар Хайбер. Оппозиция ответила 15-тысячной демонстрацией своих сторонников, которые несли красные флаги и выкрикивали антиправительственные лозунги. Н. М. Тараки выступил на митинге перед посольством США и обвинил ЦРУ в причастности к происходящим событиям. Дауд 26 апреля арестовал лидеров НДПА, а также уволил 200 неблагонадежных армейских офицеров. Хафизулла Амин, оказавшийся под домашним арестом, через связных дал сигнал начать вооруженное восстание. В 6 часов утра 27 апреля в окрестностях кабульского зоопарка состоялось заседание координационной группы по руководству военным переворотом в составе Саида Мухаммеда Гулябзоя (ответственный за ВВС и ПВО), Асадуллы Найяма (ответственный за 4-ю танковую бригаду), Амина Наймаана (ответственный за зенитно-ракетную бригаду) и Мухаммеда Дуста (ответственный за 32-ой полк «командос»). Решено было блокировать части президентской гвардии в местах ее дислокации, а также захватить президентский дворец и убить М. Дауда. В течение 27 апреля президентский дворец был захвачен, а М. Дауд, отказавшийся сдаться, был убит вместе с семьёй. Был создан Военный Революционный Совет (ВРС). 30 апреля 1978 года ВРС объявил Декрет № 1, который передавал свои полномочия Революционному Совету, который объявлялся высшим органом государственной власти в Афганистане и влился в его состав. Было провозглашено создание Демократической Республики Афганистан (ДРА). Главой государства стал Нур Мухаммед Тараки, его заместителем Бабрак Кармаль, а министром иностранных дел и первым заместителем премьера, по предложению Тараки, был назначен Хафизулла Амин. Были сформированы новое правительство и судебные органы, а также назначены новые губернаторы и командиры корпусов и дивизий.

2.2. Первые реформы

Придя к власти, партия осуществила ряд социально-экономических реформ. Правительство способствовало государственного атеизма. Мужчины были вынуждены сократить их бороды, женщинам не разрешают носить паранджу больше, и большинство мечетей были размещены закрыты в начале режима. Мечети вновь открыт в 80-х годов, потому что партия пыталась завоевать больше сторонников. Правительство также провело новую земельную реформу и другие. Новое правительство также развернули кампанию по насильственному подавлению, погибли около 10000 до 27000 человек и тюрьму 14000 до 20000 больше, в основном в Пул-и-Чархи тюрьме. Программа НДПА «Основные направления революционных задач» предусматривала проведение в стране антифеодальных и демократических реформ. Важнейшей составной частью преобразований стала земельно-водная реформа. Правительство освободило от задолженности ростовщикам и помещикам свыше 11 миллионов крестьян, 335 тысячам крестьянских семей было предоставлено право на бесплатное владение землей. Был взят курс на создание государственного сектора в экономике. Реформы предусматривали создание демократического светского государства и отстранения церкви от политической деятельности. В культурной сфере началась кампания по ликвидации неграмотности и развития образования. Все эти и другие начинания довольно скоро натолкнулись на общую отсталость страны, вступили в противоречие с религиозными и национальными постулатами и традициями.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Мысленный эксперимент как метод исследования
Анаграммы как способ проверки интеллекта
Личностная психокоррекция и гармонизация личности Гармоничная личность аспекты