Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Добросовестное выполнение международного обязательства и его принципы. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву Примеры добросовестного выполнения международных обязательств

Одним из важнейших принципов современного международного права является принцип добросовестного выполнения международных обязательств по международному праву . Этому принципу предшествовал принцип соблюдения международных договоров – pacta sunt servanda, появление и развитие которого тесно связано с римским правом, а затем с возникновением и развитием межгосударственных отношений и международного права.

Принцип добросовестного соблюдения международных договоров имеет длительную историю . Заключение первых международных договоров обусловило необходимость их выполнения, поскольку нарушение обязательств, предусмотренных международными договорами, приводило бы к неустойчивости международных отношений. В ХХ столетии этот принцип приобрел новое юридическое значение – он распространил свое действие и на иные нормы международного права .

В настоящее время в качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в Уставе ООН , преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других ». Согласно п. 2 ст. 2 Устава «все члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации». Содержание этого принципа раскрывается в Декларации о принципах международного права 1970 г., где подчеркивается, что добросовестное соблюдение принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами , имеет важнейшее значение для поддержания международного права и безопасности.

В силу принципа добросовестного соблюдения международных договоров субъекты международного права должны выполнять обязательства, вытекающие из международного права, добросовестно. Выполнение обязательств должно осуществляться честно и точно. Только в этом случае исполнение международно-правовых обязательств может квалифицироваться как добросовестное. Государство не может уклоняться от выполнения обязательств, вытекающих из международно-правовых норм, и не может ссылаться ни на положения внутреннего права, ни на иные обстоятельства как на причину неисполнения или отказа от исполнения своих обязательств. Государство может отказаться от исполнения международно-правовых обязательств, однако такой отказ должен осуществляться только на основании международного права, что отражено в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.

Значение принципа добросовестного соблюдения международных обязательств заключается в том, что он является основой международного права, поскольку без такого принципа действенность международного права была бы проблематичной. В силу своей значимости и роли в системе международного права данный принцип приобрел императивный характер jus cogens.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств возник в форме международно-правового обычая pacta sunt servanda на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов указанный принцип закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". Согласно п. 2 ст. 2 Устава, "все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации".

Развитие международного права со всей очевидностью подтверждает универсальный характер рассматриваемого принципа. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров, "каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Более того, "участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".

Сфера действия рассматриваемого принципа заметно расширилась в последние годы, что получило отражение в формулировках соответствующих международно-правовых документов. Так, согласно Декларации о принципах международного права 1970 года, каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, обязательства, вытекающие из общепризнанных норм и принципов международного права, а также обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Авторы декларации стремились подчеркнуть необходимость добросовестного соблюдения прежде всего тех обязательств, которые охватываются понятием "общепризнанные принципы и нормы международного права" или вытекают из них.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ 1975 года государства-участники согласились "добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те обязательства, которые вытекают из соответствующих международному праву договоров или других соглашений, участниками которых они являются".

Обязательства "по международному праву" безусловно шире обязательств, "вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права". Кроме того, в последние годы государства принимают, в частности, на региональном уровне важные документы, которые, строго говоря, не являются их обязательствами "по международному праву", но которые они тем не менее намерены строго выполнять.

Для Европы это документы, принимаемые в рамках хельсинкского процесса. В Итоговом документе Венской встречи представителей государств участников СБСЕ сказано, что они "вновь подтвердили свою решимость полностью выполнять в одностороннем, двустороннем и многостороннем порядке все положения Заключительного акта и других документов СБСЕ".

В различных правовых и социально-культурных системах существует свое понимание добросовестности, что непосредственным образом отражается на соблюдении государствами принятых обязательств. Концепция добросовестности получила закрепление в большом числе международных договоров, резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, в декларациях государств и т, д. Однако следует признать, что определение точного юридического содержания понятия добросовестности в реальных ситуациях может вызывать трудности.

Представляется, что юридическое содержание добросовестности следует выводить из текста Венской конвенции о праве международных договоров, главным образом разделов "Применение договоров" (ст. 2830) и "Толкование договоров" (ст. 3133). Применение положений договора во многом определяется его толкованием. С этой точки зрения логично предположить, что добросовестным будет применение договора, который и истолкован добросовестно (в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора).

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия.

Любой неравноправный международный договор прежде всего нарушает суверенитет государства и как таковой нарушает Устав ООН, поскольку Организация Объединенных Наций "основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов", которые, в свою очередь, приняли на себя обязательство "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов".

Следует считать общепризнанным, что любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным, и ни одно государство не может ссылаться на такой договор или пользоваться его преимуществами. Такое положение соответствует ст. 103 Устава. Кроме того, любой договор не может противоречить императивной норме международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров.

В правовых и политико-правовых документах последнего времени все чаще указывается на связь между обязанностью добросовестного соблюдения международных договоров и внутренним нормотворчеством государств. В частности, участники Венской встречи в Итоговом документе 1989 года согласились "обеспечивать, чтобы их законы, административные правила, практика и политика сообразовывались с их обязательствами по международному праву и были гармонизированы с положениями Декларации принципов и другими обязательствами по СБСЕ".

Подобного рода формулы свидетельствуют о расширении сферы применения принципа добросовестного соблюдения международных обязательств.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Учреждена в 1945 году на Лондонской конференции. Ее Устав вступил в силу 4 ноября 1946 г. С декабря 1946 года ЮНЕСКО специализированное учреждение ООН. Штаб-квартира находится в Париже (Франция). суверенное равенство нерушимость граница

ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры.

Высшим органом является Генеральная конференция, состоящая из представителей всех государств-членов и созываемая на очередные сессии один раз в два года. Она определяет политику и общее направление деятельности организации, утверждает ее программы и бюджет, избирает членов Исполнительного совета и других органов, назначает генерального директора, решает другие вопросы.

Исполнительный совет является главным руководящим органом ЮНЕСКО в период между сессиями Генеральной конференции. Он состоит из представителей 51 государства, избираемых на четыре года на основе справедливого географического распределения (10 мест страны Западной Европы, Северной Америки и Израиль; 4 места страны Восточной Европы; 9 мест страны Латинской Америки и Карибского бассейна; 8 мест страны Азии и бассейна Тихого океана; 20 мест страны Африки и арабские государства). Устав ЮНЕСКО требует, чтобы представителями назначались лица, компетентные в области искусства, литературы, науки, образования и распространения знаний и обладающие необходимым опытом и авторитетом.

Административно-технические функции выполняет Секретариат во главе с генеральным директором, назначаемым на шесть лет.

Принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств - один из древнейших принципов международного права, без которого трудно представить само существование международной правовой системы. Неслучайно практически одновременно с первыми международными договорами появились и первые средства их обеспечения. Если бы государства могли произвольно относиться к необходимости строго придерживаться взятых на себя обязательств, бессмысленными стали все другие нормы и принципы международного права. Сама система принципов как общеобязательных норм неизбежно предполагает неукоснительное выполнение соответствующих правил и только при наличии этого условия становится действенным регулятором международных отношений. Поэтому принято считать, что принцип добросовестного выполнения международных обязательств - это основа современного международного права .

Исторически рассматриваемый принцип возник как развитие формулы pacta sunt servanda (договоры должны исполняться), которая была воспринята международным публичным правом из римского права. Нетрудно видеть, что нынешняя формулировка принципа значительно расширяет сферу его действия. Согласно международно-правовой доктрине, государства должны добросовестно выполнять не только договорные, но и вообще любые обязательства, принятые на себя в соответствии с международным правом (например, обычные).

Устав ООН формально не содержит данного принципа, так как обязывает государства неукоснительно выполнять только те обязательства, которые взяты ими на себя в связи с членством в Организации. При всей важности таких обязательств круг международных обязанностей любого государства ими не ограничивается. Поэтому более полно правовое содержание принципа добросовестного выполнения международных обязательств раскрывается в Декларации принципов 1970 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, а также в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Содержание данного принципа включает в себя следующие основные положения.

Во-первых, государства должны выполнять свои международные обязательства добросовестно. Под добросовестным выполнением понимается точное, своевременное и полное исполнение принятого на себя в соответствии с международным правом обязательства. В частности, государства должны исполнять международные договоры в строгом соответствии с их духом и буквой, исходя из обычного толкования и в согласии с основными принципами международного права.

Во-вторых, при выполнении международного обязательства ни одно государство не вправе ссылаться на свое национальное право. Напротив, данный принцип требует от всех государств приводить свое внутреннее законодательство в соответствие с принятыми на себя международными обязательствами, обеспечивая тем самым примат международного права над национальным.


В-третьих, обязанность добросовестно выполнять международные обязательства касается лишь тех обязательств, которые не противоречат основным началам международного права, и в первую очередь - системе международно-правовых принципов. Любое правило поведения, противоречащее духу и принципам Устава ООН, является юридически ничтожным и в силу этого не должно исполняться.

В-четвертых, невыполнение международных обязательств тем или иным государством влечет за собой наступление международной ответственности - системы мер, направленных на восстановление правопорядка. Защита принципа добросовестного выполнения международных обязательств осуществляется посредством деятельности специальных международных органов (судебных и арбитражных), средствами многосторонней и двусторонней дипломатии, а в ряде случаев - добровольно государствами-правонарушителями.

В-пятых, международное право содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым государство вправе уклониться от выполнения своих международных обязательств. Например, Венская конвенция о праве международных договоров разрешает в строго определенных случаях государству-участнику договора отказаться от его исполнения. Такие случаи нельзя считать нарушением рассматриваемого принципа, так как они допускаются самим же международным правом.

Практическая реализация принципа добросовестного выполнения международных обязательств нередко, как уже отмечалось, вступает в противоречие с принципом невмешательства во внутренние дела суверенного государства. Следует еще раз подчеркнуть: обязательства, принятые на себя государством перед мировым сообществом, обладают абсолютным приоритетом перед его национальными интересами и в силу этого не могут быть отнесены к внутренним делам данного государства. Поэтому принцип добросовестного выполнения международных обязательств следует рассматривать в качестве фундамента системы международно-правовых принципов и международного права в целом. Неслучайно приверженность этому принципу в той или иной форме закреплена во многих международных документах. Например, статья 1 Декларации об основах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Королевством Испания 1994 года содержит намерение сторон строить свои взаимоотношения на основе “...добровольного исполнения взятых на себя международных обязательств в соответствии с международным правом”.

Л.М. ЧУРКИНА, адвокат Рассматривается становление принципа добросовестного выполнения международных обязательств, роль принципа в процессе соблюдения международных договоров, а также в ходе контроля за выполнением таких обязательств, включая контроль за исполнением решений международных судов.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 340.132.8

Страницы в журнале: 21-24

Л.М. ЧУРКИНА,

Рассматривается становление принципа добросовестного выполнения международных обязательств, роль принципа в процессе соблюдения международных договоров, а также в ходе контроля за выполнением таких обязательств, включая контроль за исполнением решений международных судов.

Ключевые слова: принцип добросовестного выполнения международных обязательств, контроль исполнения решений международных судов.

The Role of the Principle of Fulfillment in Good Faith of Obligations under the International Law

The author of the article considers the development of the principle of fulfillment in good faith of international obligations in compliance of an international treaty, and also in the course of the control for fulfillment of international obligations, including the control for execution of international judgments.

Keywords: principle of good faith fulfillment of international obligations, monitoring of implementation of decisions of international courts.

Взаимоотношения государств в различные исторические периоды складывались и регулировались неодинаково. Развитие экономических, политических и культурных связей стимулировало укрепление отношений и обусловливало заключение двусторонних договоренностей. Международные соглашения постепенно приобретали все более важное значение. Однако взаимовыгодный договор имел большую ценность тогда, когда неукоснительно соблюдался участниками.

Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств стал главным гарантом строгого выполнения подписанных договоров. Важнейшим шагом для всеобщего признания этого принципа стала Лондонская конференция 1871 года, посвященная пересмотру Парижского мирного договора 1856 года. Европейские державы признали в качестве существенного начала международного права то, что ни одна держава не может ни освободить себя от обязательств трактата, ни изменить его постановлений иначе, как с согласия договаривающихся сторон, достигнутого посредством дружественного уговора. Данное решение, по сути, впервые закрепило на международном уровне принцип добросовестного выполнения обязательств, который толковался как принцип «договоры должны соблюдаться».

Со временем принцип добросовестного выполнения международных обязательств получил более определенное толкование. Пункт 2 ст. 1 Устава Лиги Наций предусмотрел условие, следуя которому государства могли стать членами Лиги: предоставить действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства.

Включение принципа добросовестного выполнения обязательств по международному праву в текст Устава ООН имело решающее значение для всеобщего признания. В преамбуле и в ст. 4 Устава ООН говорится о решимости народов «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права», а п. 2 ст. 2 устанавливает обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые на себя по Уставу обязательства, «чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации».

Позже принцип нашел отражение и в ст. 26 Венской конвенции о праве международных договоров, которая устанавливает, что «каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться».

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств конкретизируется в Декларации 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, а также в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года. В частности, подчеркивается, что каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, вытекающие как из общепризнанных принципов и норм международного права, так и из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В международной правовой практике для повышения эффективности принципа добросовестного соблюдения международных обязательств используются различные правовые механизмы. В их числе создание и деятельность специальных международных органов, осуществляющих контроль за исполнением международных правовых норм.

Как свидетельствует практика, государства сами закрепляют в международных соглашениях положения о контроле за выполнением взятых обязательств посредством применения разных форм и методов международного контроля, способствующих проверке соблюдения государствами международных правовых обязательств и принятию мер по их выполнению.

Как подчеркнул Г.А. Осипов, добровольность контроля следует понимать в том смысле, что государства как суверенные участники международного общения сами соглашаются с теми или иными международными правовыми нормами. Однако когда эти нормы согласованы и закреплены договором, вступившим в силу, его положения, в том числе и по контролю, являются юридически обязательными для всех государств-участников.

Международный контроль за выполнением договорных норм осуществляется коллективными усилиями государств при помощи международных организаций и включает в себя систему мер, направленных на проверку точности соблюдения международных правовых обязательств государств, выявление возможных нарушений и обеспечение выполнения международных обязательств в рамках международного договора. Это возможно только при эффективном содействии самих государств. Государство в таком аспекте можно рассматривать как подконтрольную структуру, деятельность которой направлена на добровольное исполнение международных договоров на своей территории.

Согласно международным договорам государства-участники берут на себя обязательства провести целый ряд действий применительно к их внутригосударственной жизни, в том числе принять законодательные или иные внутренние меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав и обязанностей, закрепленных в международных соглашениях.

Государство также само определяет эффективные способы контроля за выполнением своих международных обязательств. Внутригосударственные контрольные функции реализуются государственными органами, должностными лицами и другими субъектами и закрепляются соответствующими законами.

Согласно ст. 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее - Закон о международных договорах) международные договоры Российской Федерации подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией РФ и данным законом, иными актами законодательства Российской Федерации.

Статья 32 Закона о международных договорах, а также ст. 21 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» предусматривают, что Президент РФ и Правительство РФ принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров. Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечивать выполнение обязательств государства.

В соответствии с п. 4 ст. 32 Закона о международных договорах и п. 1 Указа Президента РФ от 12.03.1996 № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» МИД России осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации.

Формы и методы внутригосударственного контроля могут быть установлены как законодательными, так и исполнительными органами государственной власти. Федеральный закон от 05.11.1997 № 138-ФЗ «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» предусматривает, что выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции, обеспечивается федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Согласно данному закону Президент РФ определяет основные направления политики Российской Федерации в области химического разоружения, меры, необходимые для обеспечения безопасности граждан и охраны окружающей среды в ходе уничтожения химического оружия в соответствии с Конвенцией, а также меры контроля за их реализацией. Более того, указанный закон содержит положения об обязанностях Правительства РФ и Федерального собрания по обеспечению выполнения обязательств по Конвенции.

В результате осуществления национального контроля государство вправе привлечь к ответственности лиц, виновных в невыполнении международных обязательств. Например, в соответствии со ст. 40 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» должностные лица, граждане и юридические лица за нарушение данного закона и международных договоров Российской Федерации привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действующее российское законодательство содержит положения об обеспечении международных обязательств Российской Федерации и о контроле за выполнением этих обязательств в различных сферах.

В национальном праве судебный контроль выступает как одна из форм государственного контроля. В международном праве разрешение международными судебными органами споров, возникших в связи с выполнением международных обязательств, относится к методам международного контроля. Возможность рассмотрения спора в международном судебном учреждении вытекает непосредственно из положений международного договора. Многие универсальные многосторонние конвенции содержат положения, предусматривающие обращение в Международный суд ООН. К ним относятся Конвенция ООН по морскому праву от 10.12.1982, Рамочная конвенция ООН об изменении климата от 03.05.1992, Венская конвенция об охране озонового слоя от 22.03.1985 и др.

Международный суд принимает решение, которое обязательно для исполнения на основе принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Если суд определит, что государство не относилось добросовестно к выполнению своих договорных обязательств, злоупотребляло правами, предоставленными по договору, он может вынести решение с указанием на необходимость выполнения обязательств по договору. В основе требований суда также лежит принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

С одной стороны, международные суды выносят правоприменительные акты, с другой - выступают в качестве механизма контроля за исполнением государствами международных обязательств, тем самым способствуя реализации принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Следовательно, международные судебные учреждения занимаются реализацией обязательств, которые вытекают из международных правовых актов.

В результате рассмотрения споров международными судами и вынесения постановления между сторонами возникают новые правоотношения, новые международные юридические обязательства, направленные на исполнение постановления суда. Их юридическая обязательность вытекает из положений международных договоров, заключенных сторонами, в которых они признали юрисдикцию суда. Вместе с тем в связи с возникновением новых юридических обязательств, связанных с исполнением решений международного судебного учреждения, возникает проблема контроля за исполнением этих обязательств. Неисполнение решений международных судов государствами влечет обращение в контрольные органы, специально созданные международные организации, отсутствие которых может привести к нарушению принципа добросовестного выполнения международных обязательств. Для Международного суда ООН таким органом является Совет Безопасности, для Межамериканского суда по правам человека - Генеральная ассамблея Организации американских государств, для Суда ЕС - Европарламент, для Европейского суда по правам человека - Комитет министров Совета Европы.

Для Российской Федерации особый интерес имеет контрольный механизм Европейского суда по правам человека. В соответствии со ст. 46 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод стороны обязуются исполнять окончательные постановления суда по делам, в которых они являются сторонами. Контроль за исполнением постановлений Европейского суда по правам человека осуществляют Комитет министров Совета Европы и Парламентская ассамблея Совета Европы.

Государство несет обязательство по исполнению постановления, но оно свободно в выборе средств исполнения. Контрольные функции государств возлагаются на органы законодательной и исполнительной власти. Так, в силу статей 79 и 87 Конституции Нидерландов постоянные консультативные органы по вопросам законодательства и государственного управления и Генеральные штаты Нидерландов выполняют контрольную функцию за принятием мер на национальном уровне для исполнения постановлений Европейского суда по правам человека.

В некоторых государствах-членах Совета Европы механизм контроля (судебного, парламентского и исполнительного) за исполнением постановлений Европейского суда по правам человека предусмотрен на законодательном уровне. На Украине он регламентируется Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, Регламентом Европейского суда по правам человека, законами Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», «Об исполнительном производстве», Гражданским процессуальным кодексом Украины, Кодексом административного судопроизводства Украины и некоторыми другими нормативными правовыми актами. При этом основной нормативный правовой акт - закон «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» - не имеет аналогов в других государствах-участниках Конвенции. Статья 11 данного закона уполномочивает орган представительства осуществлять контроль и получать от органов, которые являются ответственными за выполнение дополнительных мероприятий индивидуального характера, предусмотренных в решении Европейского суда по правам человека о дружеском урегулировании, информацию о ходе и последствиях выполнения таких мероприятий, а также вносить премьер-министру Украины представления, касающиеся обеспечения выполнения дополнительных мероприятий индивидуального характера. Представлять отчет по состоянию исполнения решений должен правительственный уполномоченный по делам Европейского суда, которому, в свою очередь, обязан представлять соответствующую информацию Департамент государственной исполнительной службы.

В 2006 году в Италии был принят закон, наделяющий премьер-министра и парламент особой функцией по контролю за исполнением постановлений Европейского суда по правам человека. Закон обязал премьер-министра контролировать действия Кабинета по исполнению постановлений Европейского суда, вынесенных в отношении Италии, а также предусмотрел подготовку ежегодного отчета об исполнении постановлений Европейского суда Италией и передачу его в парламент страны.

Интересна практика осуществления контрольных функций парламентом в Соединенном Королевстве. С марта 2006 года в этом государстве применяется практика ежегодных докладов об исполнении постановлений Европейского суда, вынесенных в отношении страны. Доклады готовит Объединенный комитет по правам человека и представляет в парламент, где они анализируются, а сделанные комитетом рекомендации выносятся на голосование. В результате принимается решение об одобрении рекомендаций и применении их на практике либо об их отклонении.

В Российской Федерации процесс осуществления контроля за исполнением постановлений Европейского суда по правам человека не урегулирован. Это приводит к отсутствию в органах власти объективного и оперативного анализа вынесенных против России постановлений, что, в свою очередь, влечет существенную задержку в принятии общих мер и увеличение количества жалоб от российских граждан.

Снижению количества жалоб и постановлений может способствовать срочное принятие закона «Об исполнении постановлений Европейского суда по правам человека в Российской Федерации» или наделение уполномоченного Российской Федерации при Европейском суде по правам человека контрольными функциями. Возможно, создание специальной службы при Минюсте России способствовало бы улучшению ситуации по выполнению Россией международных обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы и ратификации Конвенции. Контроль возможно осуществлять и посредством имеющихся надзорных механизмов и институтов - таких, как прокуратура или президиумы федеральных судов.

Особенно заслуживают внимания предложения, касающиеся контроля в рамках прокурорского надзора за выполнением международных обязательств. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ провозгласила общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России составной частью ее правовой системы. Пункт 1 ст. 5 Закона о международных договорах повторяет это положение. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и, соответственно, международных договоров. Таким образом, прокуратура обязана контролировать выполнение международных обязательств Российской Федерации. Однако пределы и процедура надзора прокуратурой за выполнением международных обязательств, включая исполнение постановлений Европейского суда, конкретно не определены. Это приводит к тому, что прокуратура не в состоянии обеспечить эффективный контроль за исполнением таких постановлений.

Очевидно, что контроль должен осуществляться как на международном, так и на внутригосударственном уровне в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств. Этот принцип имеет непосредственное отношение к деятельности самих государств на международной арене, а также к создаваемым ими контрольным органам, осуществляющим контроль внутри страны национальными средствами.

Библиография

1 См.: Мирный договор между союзными и объединившимися державами и Германией (вместе со «Статутом Лиги Наций», «Уставом Международной организации труда», «Протоколом») от 28 июня 1919 г. // Версальский мирный договор. - М., 1925.

2 См.: Устав Организации Объединенных Наций // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. 1956. С. 14-47.

3 См.: Венская конвенция о праве международных договоров // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLII. 1988. С. 171-197.

4 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXI. 1977. С. 544-589.

5 См.: Осипов Г.А. Международно-правовые проблемы контроля за ограничением вооружений и разоружением. - М., 1989. С. 18.

Поделитесь статьей с коллегами:

Рассматриваемый принцип, как бы завершающий изложе­ние основных принципов международного права, зародился и долгое время действовал как принцип соблюдения междуна­родных договоров - pacta sunt servanda ("договоры должны соблюдаться").

В современный период из обычно-правовой нормы он пре­вратился в договорную норму, а его содержание существенно изменилось и обогатилось.

В преамбуле Устава ООН говорится о решимости народов "создать условия, при которых могут соблюдаться справедли­вость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права", а в п. 2 ст. 2 фик­сируется обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу обязательства, "чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принад­лежности к составу членов Организации".

Важным этапом в договорном закреплении данного прин­ципа стала Венская конвенция о праве международных догово­ров 1969 г. В ней отмечается, что "принцип свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили все­общее признание". В ст. 26 установлено: "Каждый действую­щий договор обязателен для его участников и должен ими доб­росовестно выполняться".

Развернутую характеристику этот принцип получил в Дек­ларации о принципах международного права 1970 г., в Заклю­чительном акте СБСЕ 1975 г. и в других документах.

Смысл данного принципа заключается в том, что это - признанная всеми государствами универсальная и кардиналь­ная норма, выражающая юридическую обязанность государств и других субъектов соблюдать и выполнять обязательства, при­нятые в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из обще­признанных принципов и норм международного права и соответствующих им международных договоров и других источни­ков международного права.

Принцип добросовестного выполнения международных обя­зательств служит критерием законности деятельности госу­дарств в международных и во внутригосударственных отноше­ниях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффек­тивности международного правопорядка, согласованного с пра­вопорядком всех государств.

С помощью этого принципа субъекты международного права получают законное основание взаимно требовать от других уча­стников международного общения выполнения условий, связан­ных с пользованием определенными правами и несением соот­ветствующих обязанностей. Данный принцип позволяет отгра­ничивать правомерную деятельность от незаконной, запрещен­ной. В этом аспекте он ярко проявляется в качестве императив­ной нормы международного права. Указанный принцип как бы предупреждает государства о недопустимости отхода в заклю­чаемых ими договорах от кардинальных установлений между­народного права, выражающих коренные интересы всего меж­дународного сообщества, подчеркивает превентивную функцию норм jus cogens. Принцип добросовестного соблюдения между­народных обязательств, связывая императивные нормы в еди­ную систему международно-правовых предписаний, является их интегральной частью. Однако если отдельные нормы jus co­gens могут быть заменены другими на основе соглашения меж­ду государствами, то подобная замена невозможна по отноше­нию к данному принципу: его отмена означала бы ликвидацию всего международного права.

В процессе развития данного принципа было предусмотре­но, что при осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные прави­ла, государства-участники будут сообразовываться со своими юридическими обязательствами по международному праву.

Существенными признаками принципа добросовестного выполнения международных обязательств являются недопус­тимость произвольного одностороннего отказа от взятых обяза­тельств и юридическая ответственность за нарушение между­народных обязательств, которая наступает в случае отказа от их выполнения или иных действий (либо бездействия) участни­ка договора, имеющих противоправныйхарактер. Нарушение международных обязательств порождает вопрос об ответствен­ности не только за отход от соглашения, но и за посягательство на сам принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Дисперсия формула физика
Федеральный парламент фрг бундестаг бундесрат
Министерство иностранных дел российской федерации