Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дом где молятся евреи. Как называется еврейская церковь? Другие еврейские храмы

В бытность, когда у евреев существовал Храм, большая часть ритуалов была связана именно с ним . До разрушения Первого Храма Закон не требовал от еврея обязательной ежедневной трёхразовой молитвы. Такая молитва возникает только после разрушения Храма. Произошло разрушение в 586 году до н.э. Потом было семидесятилетнее изгнание. К слову, скорее всего, основы молитвы возникают именно в этот период .

А кодифицируется текст молитвы уже после возвращения из галута «людьми Большого Собрания/аншей а Кнесет а-Гдола». И связано это событие с именем Эзры-летописца. Он родился и вырос в Вавилоне. В Иерусалим прибыл примерно в 458 году до н.э. С той поры евреи трижды в день, обратившись в сторону Иерусалима, читают эту молитву , а называется она «Амида», что означает «стояние». И вместе с тем, пока существовал Храм, все взрослые мужчины регулярно приходили туда. По крайней мере три раза в год, на три праздника паломничества: Песах, Шавуот и Суккот. Как известно, Храм находился в Иерусалиме, на горе Мория . Её ещё называют Храмовой. Сегодня на этой горе находятся мечеть Аль Акса и Золотой купол над скалой.

В 70-ом году нашей эры в ходе первой Иудейской войны римляне разрушили Храм. К этому времени уже повсеместно существовали синагоги и Закон достаточно подробно разработал ритуалы , необходимые для поддержания повседневной религиозной жизни верующих иудеев.

Вполне естественно, что евреи не теряют надежды восстановить Храм. Тем более, что император Адриан, посетив в 130 году н.э. Иерусалим, не скрывал своего желания отстроить святилище на Храмовой горе. Проблема заключалась в том, что Адриан мечтал о Храме Юпитеру Капитолийскому, а это не очень вязалось с желаниями евреев отстроить Храм Единому Б-гу .
В итоге римляне на три долгих года получили очередную иудейскую войну – восстание Бар Кохбы. В 135 году оно было жестоко подавлено. Адриан велел разрушить город Иерусалим и распахать Храмовую гору. На его месте возникло римское поселение Элия Капиталина, где разместился 10-й легион, а ветераны прошлых войн могли по дешёвой цене приобрести неплохой участок земли. Евреям запретили жить в новом городе , а тем более подниматься на Храмовую гору, дабы совершать там какие-либо ритуальные действия.

Тотальный запрет длился до 324 года. В этом заповедном году Елена, мать императора Константина, посетила славный город Элия Капитолина. Убеждённая христианка, она искала следы истории , произошедшей в этом городе почти триста лет назад. И она нашла их. Городу вернули прежнее имя Иерусалим, построили в нем несколько христианских соборов, а евреям только раз в году, 9-го Ава, позволили подниматься на Храмовую гору, чтобы оплакивать свою несчастную судьбу изгоев. Храм Юпитеру христиане, разумеется, разрушили, а саму гору превратили в мусорную свалку .

В 614 году персы на целых 14 лет отвоевали Иерусалим у Византии. Евреи поддержали персов, поскольку им стало казаться, что избавление уже близко и что подобно царю Киру, Сасанидские правители позволят отстроить разрушенный Храм. Увы, у политиков интересы редко совпадают с народными чаяниями. Тем более, если это порабощённые народы.
В 628 году Византия договаривается с Сасанидским королевством, и Иерусалим возвращается в лоно церкви. А евреям вновь запрещают появляться в городе.

Перемены происходят лишь в 634 году. После битвы мусульман с византийцами у реки Ярмук, начинается победное шествие последователей Мухаммеда по Палестине. В 638 году патриарх Софроний вручает халифу Омару ибо Хаттабу ключи от города Иерусалима. И снова евреям разрешено селиться в городе и даже молиться на Храмовой горе . Хотя и существует некий документ, так называемая «Хартия», в котором халиф клятвенно обещает патриарху запретить евреям появляться в Иерусалиме, историки полагают, что запрет возник позже, в эпоху правления Омейядов, а именно, в 720 году, при халифе Омаре ll. И речь шла только о запрете восходить на гору Мория, то бишь, на Храмовую гору.

Итак, с 720 года по 1967 год евреям было запрещено подниматься на Храмовую гору. И?.. Евреи тянутся всё равно туда, где была их святыня. С 720-го года евреи приходят ко всем четырём опорным стенам, расположенным вокруг горы. Эти опорные стены были возведены в эпоху царя Ирода для того, чтобы увеличить полезную площадь горы и придать величие храмовым постройкам. Южная и Восточная части стены были для молитвы предпочтительней Северной и Западной . Может потому, что к ним проще добираться? Порой евреи поднимались на соседнюю – Масличную- гору и оттуда взирали на то место, где некогда стоял их великий Храм. Надо заметить, что в еврейской традиции Масличная гора тоже обладает статусом святости. Ведь именно на ней священники проводили ритуал - сжигали красную корову , пеплом которой можно было очиститься от ритуальной нечистоты.

Известно, что когда крестоносцы штурмовали Иерусалим, евреи вместе с мусульманами участвовали в обороне города. Это произошло в 1099 году. Тогда еврейский район располагался у Северной стены, и евреи, скорее всего, приходили на молитву именно туда.
Есть свидетельства, что в 11-ом веке были замечены евреи, молившиеся у Западной стены . В эпоху правления Аббасидский династии (750 – 969 годы) у Восточной стены появляется кладбище, на котором хоронят известных мусульманских деятелей. В исламе верят в то, что наступит День Суда, на котором все когда-либо жившие люди будут судимы. И начнётся этот Суд на Храмовой горе по соседству с Золотым куполом и мечетью Аль Акса. А взойдут судьи на гору через ворота Милосердия, которые находятся в Восточной стене. Вот почему мусульмане устроили у этой стены кладбище и стремились быть похороненными именно там.

Как результат, евреи перестают приходить молиться к Восточной стене, и с 13-го века постоянным местом молитвы становится участок у Западной стены . Для справки: западное направление в Иудаизме обладает исключительным значением, потому что Святая Святых Храма была в западной части всего храмового сооружения.
Большая часть Западной стены была застроена мамлюками. Они правят Иерусалимом с 1250 по 1517 года и за это время придают городу свой специфический облик, сохранившийся до сегодняшнего дня. Таким образом, небольшой свободный от построек участок каменной кладки длиной 57 метров и высотой 19 метров, расположенный у юго-западного угла Храмовой горы, приобретает для евреев всего мира непреходящую религиозную ценность . В русской традиции её называют Стеной плача. Откуда берёт своё начало именно такое название? Это дословный перевод с арабского – эль Мабка. Вспомним, что послужило причиной этого названия! Евреи в день 9-го Ава приходили сюда оплакивать свой разрушенный Храм. Именно это и нашло отражение в арабском названии. На иврите название Стены не несёт в себе оттенка горя и печали, и называется это место просто: Котель а Маарави/Западная стена.

Кстати, традиция оставлять записки с просьбами, обращёнными к Б-гу, связана с еврейским мудрецом Хаимом бен Аттаром, жившем в 18-ом веке. Родился он в Марокко, а похоронен в Иерусалиме на Масличной горе. Хаим бен Аттар является автором замечательной книги «Ор а-Хаим», которую сам Бааль Шемтов назвал очень важной . Так вот, однажды к бен Аттару пришёл бедняк. Он горько плакал о своей судьбе и молил о помощи. Мудрец написал ему записку и велел вложить её в щель между камнями Западной стены. Несчастный так и сделал, и жизнь его наладилась. Не знаю, по какой причине у бедняка всё изменилось, но весть о записке тут же разнеслась по всему еврейскому миру, и сегодня каждый, кому удаётся добраться до Стены, постарается оставить там просьбу к Б-гу . Говорят, что даже Почта Израиля получает письма, адресованные Б-гу, и переправляет их главному раввину Стены. Да-да, сегодня есть такая должность при главном раввинате. Надеюсь, что этот раввин и относит полученные письма к Стене Плача. Нельзя же людей лишать надежды!

Итак, с 13-го века для евреев всего мира Западная Стена превратилась в главную святыню. Нет, Храм не забыт. Евреи не просто мечтают, а искренне верят, что придёт время, и он будет отстроен . Но мечтания эти можно назвать виртуальными. Реальная святыня – это Котель а Маарави. Вы себе только представьте, когда в июне 1967-го года наши десантники под командованием Моты Гура освободили Храмовую гору, воины-храбрецы стали искать… не место, где был Храм и Святая Святых со Скрижалями Завета, а место, где можно было спуститься к Западной Стене. То есть, к Стене плача. И это достаточно убедительно свидетельствует о том, где для них была святыня .

В Торе нам заповедано, что когда мы придём на землю, дарованную нам Б-гом, первым делом мы обязаны построить Храм. Мы пришли, но Храма пока что не построили . И происходит это по вполне объективным причинам. Так мы себе объясняем сложившуюся ситуацию, а ситуация, сами знаете, действительно не проста. А пока мы приезжаем в Иерусалим, приходим к Стене Плача, простите, к Западной Стене, и оставляем там записки с просьбами в надежде на то, что эти просьбы будут услышаны. Мы молимся там, проводим обряды Бар-Мицвы, солдаты принимают присягу, священники/коганим благословляют народ… А как же иначе? Ведь мы помним нашу длинную историю, мы знаем, что Шехина никогда не уходила от этой Стены , а ещё мы верим, что от намоленной в течение веков Стены исходит необыкновенная сила… и что наше новое возрождение может начаться именно отсюда.

    Вроде как она так и называется Израиль, но не как гос-во, а как собрание людей.

    Если имеется ввиду помещение для молитв, то это – синагога.

    Синагога (греч.) – название помещения для общественных богослужений иудеев. На иврите – бейт кнесет – дом собраний, на идише – шул – школа.

    Здание синагоги, как правило, имеет прямоугольную форму, причм, главный фасад всегда ориентирован в сторону Иерусалима, что для европейских стран означает направление на восток. Женщины и мужчины молятся в раздельных помещениях, у входа в которые имеется раковина для мытья рук перед молитвой. Согласно правилам синагога должна располагаться на самом высоком в городе месте. В отличие от христианской религии, синагога не является храмом – Храм находился на Храмовой горе и был разрушен. Синагога – лишь помещение, где молятся и изучают Тору – традиционный иудейский закон.

    Вот так выглядят синагоги в Санкт-Петербурге, Астане, Флоренции, Киеве.

    Церковь у евреев, где они собираются для изучения Торы, также молитв называется Синагогой . При строительстве синагогу строят так, чтобы она была обращена к Иерусалиму, главному городу для всех евреев.

    Религия, которую исповедуют большинство евреев называется иудаизм. Евреи, так же, как христиане и мусульмане, поклоняются единому Богу, но не признают Иисуса Христа. Еврейская церковь называется синагогой.

    Часто называют синагогой. Но есть мнение, что это не совсем так. Синагога это не храм, а просто дом собраний, причем само слово греческое. У евреев сейчас нет храмов.

    Многие евреи приходят к Стене плача – это то, что осталось от Второго храма после его разрушения.

    Если под церковью подразумеваете традиционное место религиозных собраний для молитв и изучения Торы, то это – синагога .

    Если же вы имеете в виду действительно церковь в христианском смысле, то сейчас в Израиле появляется вс больше христианских общин, которые называются Мессианскими , от слова Мессия – еврейский вариант слова Христос (Помазанник).

    Насколько мне известно, то место, где молятся евреи (у нас это называется церковь) называется СИНАГОГА.

    По всему миру множество Синагог (так же как и евреев). Они есть и в Москве и в Санкт-Петербурге.

    По правилам Синагоги должны быть обращены к Израилю, а лучше, к Иерусалиму.

    Иудаизм является древнейшей религией мира. Последователи иудаизма, считающие Тору главной священной книгой, молятся в помещении, которое носит название синагога . Совсем не обязательно, что иудаистами являются люди только одной национальности. Как-то очень давно, когда поднялся железный занавес и можно было свободно уехать из СССР, прошло сообщение в газетах о том, что из Сибири уехало целое село русских по национальности людей, исповедовавших иудаизм и долгие годы добивавшихся выезда в Израиль.

    Самым правильным названием еврейской церкви будет Синагога, очень часто ее еще называют Дом собрания, так как синагога переводится с иврита именно так. Также что бы не перепутать ее с обычной церковью, вы можете ориентироваться по такому знаку, который будет на каждой синагогой

    Еврейская церковь отличается от православной в первую очередь вот такой вот звездочкой вместо креста:

    А называется еврейская церковь – Синагога . В переводе с иврита – это дом собрания.

    Есть еще одно название еврейской церкви – горские евреи ее называют Нимаз .

    На этот вопрос можно ответить с двух сторон, смотря что вы имеете в виду место для молитв или же говорите о церкви в христианском смысле.

    Если говорить о первом варианте (место для молитв), то его называют Синагога !

    Но а если говорить о втором варианте, как о христианской церкви, то для этого существуют общины, которые называются – Мессианские общины !

Нередко от неевреев можно услышать слова «еврейская церковь», на самом деле речь идёт о синагоге.

Синагога — центральное место религиозной жизни, здесь находятся святые для еврейского народа свитки Торы, книги Танаха (Тора, Невиим (Пророки), Ктувим (Писания)) и многие другие, среди которых особое место занимает Талмуд.

Orthodox Jew reading Torah

Синагога — место молитвы, учебы, собраний, праздничных трапез. Как правило, в больших синагогах есть благотворительные отделы, где оказывают социальную помощь пожилым и нуждающимся евреям; могут быть магазины религиозной утвари и книг, кошерных продуктов.

Неевреям разрешается посещать синагогу, но одеваться и вести себя здесь важно надлежащим образом, не создавая морального и физического дискомфорта молящимся евреям. А Храм - это древнейший центр еврейского поклонения, в котором проходили богослужения и совершались жертвоприношения. Про шул будет сказано дальше.

Что значит слово «синагога»?

Кроме названия «синагога», есть ещё, например, «бейт кнесет» (в переводе с иврита «дом собрания»), «бейт тфила» («дом молитвы»). И можно немало сказать о людях по тем словам, которые они используют.

«Бейт кнесет» в основном говорят ивритоговорящие и в основном в Израиле. Ортодоксальные евреи, особенно хасиды, могут использовать слово «шул», пришедшее из идиша. Оно заимствовано из немецкого языка и означает «школа» — подчёркивается роль синагоги как места учёбы, которая является одной из основ традиционной жизни.

Функции синагоги

Синагога в первую очередь дом молитвы. Здесь евреи собираются для богослужений. На самом деле молиться можно не только в синагоге, а где угодно в чистом месте, даже в поле; однако есть определённые молитвы, которые можно произносить только в миньяне (кворум из 10 мужчин старше 13 лет). Миньян — идеальное условие для молитвы. Традиция учит, что в групповой молитве есть большая заслуга, а святость синагоги уступает только Храму. В раввинской литературе ее иногда называют «малым Храмом».

Ещё одно из названий синагоги «бейт мидраш» — в переводе с иврита «дом изучения». Вопреки распространённому мнению, еврейское образование не заканчивается с возрастом бар-мицвы (в 13 лет условное совершеннолетие для мальчика). Для соблюдающего еврея изучение священных текстов задача всей жизни, поэтому в синагоге обычно хорошая библиотека. Нередко это место, где проходят занятия с детьми.

В большинстве синагог есть один или несколько залов для религиозных и нерелигиозных видов деятельности. Часто синагога функционирует как дом собраний, где обсуждаются важные для общины вопросы. Нельзя не сказать, что это своего рода «агентство социального благополучия». Здесь собирают и распределяют деньги, вещи, продукты для помощи бедным и нуждающимся членам общины и не только общины.

Организационная структура

Синагоги, как правило, независимые общественные организации. Для разных направлений иудаизма существуют свои центральные организации, и синагоги с ними прочно связаны, но эти организации не имеют над ними фактической власти, хотя некоторые рычаги влияния, конечно, есть.

Как правило, управляются синагоги советом директоров — это уважаемые члены общины. Совет управляет синагогой, поддерживает её деятельность, а также нанимает раввина и хазана (человека, который ведёт молитву). Если же синагога почему-либо намеревается нанять раввина или хазана, неприемлемого с точки зрения центральной организации, она может лишиться членства в ней, а это чревато и финансовыми трудностями. Например, если ортодоксальная синагога наймет раввина реформистского течения, то потеряет членство в Союзе ортодоксальных евреев. Иначе говоря, выбор соответствующего раввина и хазана должен быть согласован и одобрен центральной организацией данного религиозного направления.

Раввин обычно работает с ритуальным комитетом, состоящим из членов синагоги, чтобы устанавливать в ней определённый порядок деятельности. Неудивительно, что между ним и его нанимателями может возникать напряжение, и одним из таких поводов может стать, к примеру, намерение комитета сотрудничать с недостаточно кошерной организацией общепита.

Стоит отметить, что синагога может существовать без раввина и хазана или одного из них, и богослужения могут проводить сами члены общины, полностью или частично. Однако обычно раввина синагога все же нанимает, а в малых синагогах может не быть хазана. Но раввин и хазан, безусловно, ценные члены общины. Образование и духовное руководство во многом связано с ними.

Синагоги не устраивают сбор добровольных пожертвований во время богослужений, как это бывает во многих христианских церквях. Это связано с тем, что еврейский закон запрещает совершать покупки и носить деньги в праздники и Шабаты. Цдаку (благотворительное пожертвование) собирают, как правило, на утренних богослужениях, и в центральной части зала находится пушке (цдочница); эти деньги обычно идут на благотворительность, а не на нужды синагоги.

Финансируются синагоги за счёт своих центральных и общееврейских организаций, спонсорских и членских взносов, в небольшой мере благодаря бронированию мест в первых рядах молельного зала (в праздники синагога обычно переполнена людьми), а также за счёт различного рода мемориальных досок. Но каждый еврей может молиться в любой синагоге, и для этого не нужен членский билет и обязательные денежные пожертвования.

Ритуальные принадлежности синагоги

Та сторона синагоги, где в молельном зале установлен Арон а-Кодеш, или Ковчег (Скиния) Завета (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), как правило, сориентирована на Иерусалим: именно в таком направлении мы должны произносить некоторые молитвы.

У Арон а-Кодеша есть дверцы, а снаружи занавес, называемый парохет — это подобие завесы Святилища Храма. В зависимости от определённых молитв дверцы и/или занавес Арон а-Кодеша открывают и закрывают. Делать это большая честь, которую в процессе молитвы поочерёдно предоставляют уважаемым членам общины. Когда Арон а-Кодеш открыт, всем полагается стоять.

Надо сказать, что между Ковчегом Завета и ковчегом Ноаха (Ноя) нет никакой параллели. Второй на иврите называется словом «тейват».

Непосредственно перед Ковчегом Завета или чуть выше него находится нер тамид, или Вечный Светильник. Он символизирует заповедь о зажжённом светильнике в Скинии Храма за пределами завесы, окружающей Арон а-Кодеш (Шмот, 27:20-21).

Во многих синагогах, кроме нер тамид, установлена менора (канделябр), символизирующая Храмовую Менору. Однако светильник в синагоге обычно имеет шесть или восемь ветвей вместо семи, потому что запрещено размещать там копии ритуальных принадлежностей Храма.

В самом центре зала или ближе к началу, неподалёку от входа, обычно возвышается небольшой пьедестал - бима. Свитки Торы кладут на неё и читают во время молитвы. Иногда бима используется как подиум для тех, кто ведёт молитву. В некоторых синагогах есть небольшой дополнительный пюпитр - амуд.

Посещение синагоги неевреями

Неевреи всегда могут посещать религиозные службы в синагоге при условии, что их поведение соответствует этому месту и событию. Не допускаются попытки обращения иудеев в другую религию или объявление якобы «благой вести».

Когда неевреи отправляются в синагогу, одеваться надо так же, как в церковь: скромно. Мужчине следует надеть кипу (ермолку), если евреи на молитве в кипах. Обычно при входе в синагогу их выдают всем, у кого нет, конечно, только на время, а не в подарок. Замужние женщины обычно прикрывают волосы, и иногда, тоже при входе и тоже на время, можно взять платки или шарфы. А вот в талит (специальная молитвенная шаль для мужчин) и тфилин неевреям облачаться запрещено, потому что эти атрибуты предназначены исключительно для евреев, соблюдающих Завет Моше.

Не следует забывать, что в ортодоксальной синагоге мужчины и женщины сидят раздельно.

Во время молитвы неевреи могут читать сидур (молитвенник) на том языке, носителем которого являются; обычно в нем текст на иврите, транслитерация и перевод. Можно присутствовать и принимать участие в молитвенных служениях, если это комфортно. А перед посещением молитвы имеет смысл узнать, что представляет собой еврейское богослужение, чтобы лучше понимать и ориентироваться в происходящем.

Неевреи, как и евреи, должны вставать всякий раз, когда открывается Ковчег Завета и когда несут Тору в знак уважения к Б-гу и к Торе. В любое другое время, когда молящиеся стоят, неевреи могут при желании сидеть.

Храм

Храмом называется особенное строение в особом месте Иерусалима, подобного которому нигде в мире больше не было и нет. Со времён царя Шломо до разрушения римлянами в 70 году новой эры там совершали религиозные обряды и приносили жертвы. Храм дважды разрушали — после первого разрушения он был восстановлен и назывался Вторым Храмом. Знаменитая Стена плача (Котель а-Маарави, Западная стена, или просто Котель) — это остатки западной удерживающей стены на холме, где был возведен Храм. Она ближе всего находилась к Святилищу, а сам Храм был расположен выше этой стены, позади неё. Евреи и неевреи по сей день сюда приходят. Сейчас в интернете ведётся постоянный прямой эфир от Котеля, который можно увидеть в любое время.

С некоторых пор на месте Храма находится Купол Скалы — мусульманская святыня для паломников, и мечеть Аль-Акса — дом молитвы для мусульман. Купол Скалы - это здание с золотым куполом, которое занимает почётное место на большинстве фотографий Иерусалима.

Традиционные евреи считают, что Храм будет восстановлен с приходом Машиаха (Мессии) и с нетерпением ждут этого дня, постоянно молясь о его приближении.

Кому молятся иудеи

Про синагоги

Сегодня мы приглашаем наших читателей на виртуальную экскурсию по синагоге.

СИНАГОГА - НЕ ХРАМ, А ДОМ СОБРАНИЯ

Синагога в переводе с греческого означает «собрание» (на иврите это слово звучит как «бейт кнесет» - «дом собрания»). В отличие от православной церкви и мусульманской мечети, синагога - это не храм, а только помещение для общественной молитвы. В иудаизме Храм - уникальное сооружение на конкретном месте (на Храмовой горе в Иерусалиме), где, согласно вере, с особой силой ощущается Божественное Присутствие. В истории иудаизма Храм заново отстраивали два раза. Первый был разрушен вавилонянами в 586 г. до н.э., Второй - римлянами в 70 г. н.э., от него до настоящего времени сохранилась Западная стена, или Стена Плача. (Третий Храм, верят иудеи, будет построен, когда придет Мессия.)

Большинство историков придерживаются точки зрения, что первые синагоги возникли после разрушения Первого иудейского Храма. Когда евреев угнали в плен из Иудеи в Вавилонию, задачей иудейских мудрецов было сохранить народ и веру, и потому общественную молитву разрешалось проводить в любом месте, где собирались не менее десяти верующих мужского пола старше 13 лет (миньян). Сначала иудеи молились в жилых домах, потом стали строить специальные здания для молитвы. И по сей день синагогой считается не только отдельное строение, но и даже комната в светском здании, где собирается миньян для молитвы.

Время службы в синагогах совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в древнем иудейском Храме. Богослужения в ортодоксальных синагогах проводятся три раза в день, в праздничные дни читаются дополнительные молитвы. Жертвоприношения в Храме также сопровождались молитвами и благословениями, многие из которых были включены в синагогальную службу.

ИЗ ДОСЬЕ

Общепринятых требований к архитектуре синагог нет. Синагогальное строительство шло в ногу с развитием искусства (в зависимости от страны, где молельный дом сооружали) и испытывало влияние различных стилей - готики, ренессансной и барочной архитектуры, классицизма, постмодернизма. Часто встречалось сочетание нескольких различных стилей.

Синагога в Вормсе (построенная в 1034 году) - одна из старейших средневековых синагог Центральной Европы - прекрасный образец немецко-романского стиля. Ее план стал прототипом всех средневековых синагог Центральной Европы. Романский стиль преобладал в искусстве Западной Европы в X-XII веках. Он содержал различные элементы позднеантичного искусства, искусства Византии. Компактные формы и силуэты гармонировали с окружением. Тяжеловесность и толщина высоких башен и массивных стен подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Поверхности расчленялись фризами и галереями, которые придавали ритм массиву стены, но не нарушали его целостности.

Уникальным архитектурным явлением были польские деревянные синагоги, получившие распространение с середины XVII века. В деревянном синагогальном зодчестве проявились фольклорные мотивы и творческая фантазия строителей. Характерным для этих синагог было добавление «зимней комнаты», которая, как правило, была оштукатурена, чтобы сохранялось тепло. Наиболее старая из известных деревянных синагог - в Ходорове близ Львова (1651).

Здания синагог в разных странах нередко строили в мавританском стиле. Ярким примером этого стиля служат, в частности, синагоги Испании. Важную роль в оформлении таких синагог играют цветок ириса - символ чести - и звезда Давида (шестиугольная).

Синагоги скромно выглядели снаружи и отличались великолепием интерьера. Стены украшались стилизованными надписями - стихами из Торы, которые чередовались с декоративными виньетками. Капители колонн украшались богатой резьбой. В мавританском стиле также построены одна из крупнейших в Европе синагог в Будапеште - с башенками, черными куполами, золотым декором и богатым орнаментом, Новая синагога в Берлине, синагога в Ужгороде, киевская синагога Розенберга и Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (1893).

Среди синагог, построенных в стиле постмодернизма, выделяют филадельфийскую «Бет-Шалом» (ее архитектурный объем образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник), синагогу в Страсбурге, Большую синагогу в Иерусалиме. Сочетание современных архитектурных форм с еврейской символикой (здания, напоминающие внешне звезду Давида, скрижали Завета) характерно для многих синагог Израиля, построенных в 1980-е годы.

Большая синагога в центре Иерусалима построена в 1982 году Александром Фридманом. Она является крупнейшей в Иерусалиме, отличается пышностью интерьера и великолепными цветными витражами. Ее называют «роскошной», «местом для восхищенных туристов».

Центральной синагоге России - Московской Хоральной - в июне этого года исполнилось ровно сто лет.

СВЯЩЕННАЯ АТРИБУТИКА

Генеральный директор Большой (главной) Иерусалимской синагоги, рав Джордж Финкельштейн рассказал в эксклюзивном интервью еженедельнику «Интерфакс ВРЕМЯ», что во внутреннем устройстве любой синагоги вне зависимости от стиля или течения в иудаизме неизменны несколько атрибутов. Один из основных - арон hа-кодеш, или ковчег Завета, - шкаф с рукописными свитками Торы, занавешенный покрывалом. Арон hа-кодеш, подчеркнул раввин, помещают у восточной стены, по направлению к Иерусалиму, туда, где раньше был Храм (и молиться у иудеев принято, обратившись лицом к Иерусалиму). Если же синагога находится в Иерусалиме, шкаф со свитками Торы ориентирован в сторону Храмовой горы. Арон hа-кодеш открывается только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или во время определенных молитв. Перед арон hа-кодеш (или выше него) постоянно горит свет - нер-тамид, символически напоминая светильник в Храме.

Свитки Торы, хранящиеся в ковчеге Завета, - самые священные предметы в синагоге. Пятикнижие Моисеево записывается вертикальными колонками на пергаменте. В каждом свитке Торы - 250 колонок. Длина среднего свитка - примерно 60 метров. Концы свитка прикреплены к деревянным планкам, необходимым, чтобы сворачивать свиток до того места, где следует читать. Написание и починка свитков осуществляются квалифицированным писцом. Написание одного свитка требует примерно 1 тыс. часов работы.

Еще один обязательный атрибут всех синагог - бима - стол (или тумба), на котором разворачивают при чтении свиток Торы. Бима в большинстве синагог располагается в центре зала и на возвышении (в некоторых синагогах до него нужно подниматься по ступенькам). Также в любой синагоге есть стулья или скамьи для молящихся и шкафы для молитвенников и священных книг. В средневековых синагогах Восточной Европы столы и скамьи для молящихся, как правило, располагались вокруг бимы. Наиболее почетными считались места возле восточной стены. В XIX-XX вв. под влиянием просвещения биму и арон hа-кодеш строили близко друг от друга, образуя нечто вроде алтарного пространства в церкви, а скамьи выстраивали в одном направлении, превращая зал для молитвы в подобие театра.

Во многих синагогах в Западной Европе между арон hа-кодеш и бимой ставят пюпитр - амуд, около которого проводит общественную молитву хазан (ведущий) или читаются проповеди.

Стены синагог в зависимости от вкуса и возможностей общины украшают витражами, фресками, резьбой по дереву. По словам директора Большой Иерусалимской синагоги, ограничения касаются только изображений людей - на стенах синагог нельзя вешать портреты и фотографии, даже если на них запечатлены люди великие и достойные. Запрет этот идет из Торы.

Существует также старинный обычай по возможности строить синагоги выше всех строений в городе. Чтобы выполнить это предписание и одновременно не вступать в противоречие с властями или Церковью, зачастую шли на хитрость: располагали синагоги в подвальных помещениях или устанавливали на крыше длинный шест, и здание формально оказывалось самым высоким. В современном Израиле, отметил рав Джордж Финкельштейн, другая проблема: «синагоги строят там, где есть место».

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

По словам рава Джорджа Финкельштейна, любой человек, пусть даже и неиудейского вероисповедания, может зайти в синагогу. Конечно, для экскурсий в большинстве синагог отведены специальные часы, и фотографировать молящихся вам не позволят, но прийти посмотреть, как проходит молитва, вы можете.

Есть несколько требований, которые желательно соблюсти, если вы хотите посетить синагогу.

Перед тем как войти внутрь, необходимо вытереть ноги и следить, чтобы ни на вас, ни на вашей одежде не было грязи.

Ваша одежда также должна быть простой и скромной. В православную церковь или в буддистский храм неприлично заходить в шортах или спортивном костюме - то же правило касается и синагоги. По традиции, не принято, чтобы женщина приходила в синагогу в брюках. При этом к платьям или юбкам тоже особые требования. По законам еврейской скромности, щиколотки и локти у женщины должны быть закрыты. Поэтому, подчеркивают во многих религиозных общинах, уж лучше прийти в синагогу в брюках, нежели в мини-юбке или платье с декольте. По иудейской традиции, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор.

Мужчинам (старше 13 лет) находиться в синагоге можно только с покрытой головой. По традиции, это кипа - маленькая шапочка, но подойдет и любой другой головной убор. В большинстве синагог кипу во временное пользование выдают на входе.

В синагоге запрещено громко разговаривать, входить с едой, заключать денежные сделки (за исключением благотворительности), сплетничать. Кроме того, запрещено превращать синагогу в церковь, мечеть или храм другой конфессии или молиться там в соответствии с канонами другой религии. Если вы - человек иного вероисповедания, то вправе лишь посмотреть, как молятся иудеи, а не молиться самому. (Исключение делается лишь для тех, кто хочет принять иудейскую веру.)

По иудейской ортодоксальной традиции, мужчины и женщины молятся отдельно, поскольку молитва, пояснил рав Джордж Финкельштейн, должна происходить не в семье, а наедине с Всевышним. Женское отделение (эзрат нашим) в ортодоксальных синагогах чаще всего располагается на втором этаже, на галерее, либо женщины молятся в одном зале с мужчинами, но за перегородкой. В консервативных и реформистских синагогах перегородки нет, мужчины и женщины сидят вместе или по разные стороны прохода. (Консерватизм и реформизм - течения в иудаизме, возникшие в XIX веке на фоне просвещения и эмансипации. В основе их идеологий - религиозные постулаты могут меняться в соответствии с окружающим миром, и потому женщинам разрешают молиться вместе с мужчинами и даже становиться раввинами.)

КСТАТИ

С древности функции синагоги не ограничивались только молитвой. Как и в других конфессиях, раньше иудеи получали только религиозное образование, и первые школы открывались при синагогах. Одна из основных заповедей иудаизма - учить Тору, поэтому школы посещали даже дети из самых бедных семей, и, кроме того, синагоги были центром религиозного образования для юношей и взрослых мужчин. (Подобные образовательные центры для детей и взрослых существуют и сегодня при многих синагогах.)

Кроме того, в синагогах отмечали различные религиозные праздники и обряды, например обрезание, бар-мицва (совершеннолетие мальчиков), хупа (свадебный обряд). Даже во времена советской власти, когда посещение синагоги грозило большими неприятностями, евреи все равно туда ходили - покупали мацу на Пасху, собирались на праздники, знакомились, справляли свадьбы, делали обрезание новорожденным.

Также синагоги были для древних иудеев центром не только религиозной, но и светской жизни. Там заседал местный раввинский суд (бейт-дин), который разбирал тяжбы, там совершались коммерческие сделки. Правление синагоги ведало благотворительными фондами, давало ссуды, устраивало на ночлег приезжих. И, несмотря на то, что сегодня светская и религиозная жизнь верующих разделена, ортодоксальные иудеи нередко (с семейными, деловыми, финансовыми проблемами) обращаются за советом и помощью в синагогу. В современных синагогах есть обычно помещения для учебных занятий, клубы «по интересам» для людей различных возрастов (молодежные, для пенсионеров).

    Источник http://www.ifvremya.ru/cgi-bin/res.pl?FIL=work/arc/2006/1206/3_20061206.txt&query=иудаизм&stype=AND

Прошлое

После исхода из Египта более трех тысяч лет назад еврейскому народу у горы Синай была дарована Тора. Сразу же после этого приказал Всевышний Моше построить мишкан: “… и постройте Мне святилище и Я буду жить там”.
Мишкан – это прибежище Всевышнего в этом мире.
В Иерусалиме царь Давид заложил основание для Храма, а его сын, царь Соломон, завершил строительство первого Храма. В то время Храм был самым красивым зданием в мире. Но через четыреста десять лет Храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором. Спустя семьдесят лет был возведен второй Храм, еще более величественный, чем первый, но через четыреста двадцать лет и он был разрушен и разграблен. Евреи, служившие в Храме, были убиты, а те, кто остался в живых, – изгнаны. С тех пор из поколения в поколение ждут евреи появления третьего Храма, который будет возведен Мошиахом.

Настоящее
Со времени разрушения второго Храма еврейский народ мечтал о святом месте, где бы мог возносить молитвы к Всевышнему и учиться. Поэтому наши мудрецы, да будет благословенна их память, ввели понятие “малых храмов” – синагог, разбросанных по всему миру.
Синагога – это место изучения Торы, Талмуда, Алохи и хасидизма. Здесь также проводятся фарбренгены: евреи, сидя за накрытыми столами, слушают выступления раввинов и обсуждают различные вопросы.
В центральной синагоге Москвы “Бейс Менахем” (названной так в память Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона) в будни, субботы и праздники проводятся регулярные ежедневные молитвы, занятия по изучению Торы, различные мероприятия.
Синагога расположена на втором этаже Московского еврейского общинного центра, являющегося средоточием религиозной, культурной и общинной жизни тысяч евреев Москвы. Центр возведен на развалинах старой синагоги “Марьина Роща”.

Будущее
В основе каждой молитвы, произносимой евреем в любом месте и в любое время, – просьба об избавлении еврейсокго народа, приходе Мошиаха и восстановлении Харама. Как говорили наши мудрецы, да будет благословенна их память, “Будущее синагог – в Израиле”. Еврейский народ находится сейчас в изгнании, только вера и близкий приход Мошиаха поддерживает его во всех горестях и испытаниях.

Вход в Синагогу находится напротив “Арон Кодеш”, как предписано в “Шулхан Арухе”.
Синагога – это святое место, требующее уважительного отношения к себе.
Женщины и мужчины молятся раздельно, мужчины – внизу, женщины – наверху. Голова обязательно должна быть покрыта, одежда – отвечать требованиям места.

Женская часть “Эзрат Нашим”

Молитвенный зал сверху опоясывает галерея, называемая “Эзрат Нашим” и предназначена для девушек и женщин, приходящих в синагогу как молиться, так и просто посетить. Такое разделение имелось и в Храме. Около входа на галерею имеются столы, на которых можно зажечь свечи (свечи субботние или праздничные). Свечи можно получить у администрации синагоги или в “Бейт-Хабад”.




У левой стороны восточной стены стоит стол, где зажигаются поминальные свечи и свечи в праздничные дни.

Как и в Храме, в синагоге есть более и менее святые места. В центральной стене, к которой обращены взоры молящихся, помещается “Арон Кодеш” – шкаф, в котором хранятся свитки Торы – самое дорогое и святое книги для еврейского народа во всех поколениях. Свитки Торы написаны от руки особыми переписчиками на пергаменте и содержат пять книг, называемых Торой Моисея.
Во время каждой молитвы молящиеся стоят лицом к Арон Кодеш, то есть в сторону Иерусалима, где находится Храм, и откуда молитвы сразу поднимаются вверх. “Арон Кодеш” открывают перед чтением Торы, а в праздники – и во время чтения других отрывков молитвы.

Кафедра ведущего молитву (кантора)


Кафедра расположена справа от “Арон Кодеш” и предназначена для кантора синагоги, который является посланником всех молящихся, передающим молитвы Всевышнему, к которому они все обращены. По субботам и праздникам служба ведется канторами с наиболее сильным голосом, многие отрывки кантор произносит вместе с молящимися.




У восточной стены находятся также места раввина и членов его семьи. Во время каждой молитвы в субботу и праздники, а также во многих других случаях, раввин выступает перед молящимися, комментируя недельную главу Торы, затрагивая актуальные темы.

В центре синагоги расположено возвышение – “бима” – место, предназначенное специально для чтения свитка Торы по субботам, праздникам и утренним молитвам по понедельникам и четвергам.

Свиток Торы (Сефер Тора)

Самые священные предметы в синагоге – это свитки Торы. Такие свитки делаются из кож животных, соединенных между собой так, что получается рулон пергамента. Пятикнижие Моисеево записывается на таком пергаменте вертикальными колонками. В каждом свитке Торы 250 колонок. Длина среднего свитка примерно 60 метров. Концы свитка прикреплены к деревянным планкам, которые называются эц хаим (дерево жизни). Такие “деревья жизни” нужны, чтобы свернуть свиток до того места, где следует читать. Написание и починка свитков осуществляется квалифицированным писцом. Написание свитка требует примерно 1000 часов работы.

Свитки хранятся в ковчеге. В ашкеназских синагогах свитки хранят плотно свернутыми, завязанными шелковыми или бархатными завязками и покрытыми бархатным чехлом. В сефардских синагогах их вставляют в деревянные футляры, обтянутые шелком, как правило, украшенным серебряным орнаментом.

Приобретение синагогой нового свитка Торы отмечается торжественной церемонией. В день проведения такой церемонии заканчивается написание свитка, почетные гости удостаиваются права написать в нем последние буквы. Затем новый свиток проносят по улицам под хупой (брачным балдахином), в сопровождении поющих и несущих факелы людей. Когда процессия приходит к синагоге, выносятся все свитки Торы, люди танцуют с ними вокруг синагоги так, как в праздник Симхат Тора.

Поведение в синагоге

Вход . В синагогу необходимо приходить с покрытой головой и в соответствующей месту одежде. В субботу и праздники нельзя вносить включенные телефоны и любые другие электронные приборы, которыми в эти дни нельзя пользоваться. Мы очень просим не пользоваться мобильными телефонами во время молитвы.
Молитва . Тексты молитв находятся в молитвенниках «Теилат а-шем» (синего цвета). Они стоят на нижних полках в шкафах, расположенных вдоль стен синагоги.
Служба ведется на иврите с переводом на русский язык. Молиться можно на любом удобном для молящегося языке. Молитвенник на иврите называется «Сидур» – от слова «седер» – «порядок» и содержит в себе порядок молитв на любой день и любую ситуацию. Молитвенник открывается вправо, читают также справа налево. Он содержит отрывки из Торы, из псалмов, отрывки из сочинений раввинов предыдущих поколений.
Отрывки, присутствующие в субботних и праздничных молитвах, собраны в особых брошюрах, изданных специально синагогой.
Женатые мужчины молятся молитвы «шахарит» и «мусаф», облаченные в талит. Талит можно при необходимости получить у габая синагоги. Во время молитвы нельзя разговаривать и мешать окружающим.

В будни в синагоге молятся три раза – утром, днем и вечером. Эти молитвы установили праотцы еврейского народа: Авраам – утреннюю молитву («шахарит»), Ицхак – дневную («минха») и Яаков – вечернюю («арвит»). В субботы и праздники молятся четыре раза, в Судный день – пять раз. Молитва – это своего рода замена ежедневных жертвоприношений в Храме.
Первая молитва – утренняя, начинающаяся в 8.30. (в воскресенье – в 9.00.).
Вторая молитва – дневная, начинается примерно за 15 минут до захода солнца.
Третья молитва – вечерняя, сразу же после появления звезд.
Около входа в синагогу имеется точное расписание начала службы.
Праздники и субботы начинаются по еврейскому календарю вечером предыдущего дня – сразу же после захода солнца. Вечерняя молитва в субботу и праздники – сразу же после появления звезд. Утренняя молитва в субботу – в 10.00., чтение Торы – в 11.00., «мусаф» – в 12.00..
Дневная молитва – за 15 минут до захода солнца.
Вечерняя молитва – после исхода субботы или праздника. После нее произносится молитва «Гавдала», которой завершается суббота или праздник и начинается первая неделя.

*** У нас действует почтовый ящик, куда Вы можете присылать просьбы о прочтении Кадиша (молитвы об умерших). Обращаться могут все желающие – как члены нашей общины, синагоги, так и люди из других городов, включая ближнее и дальнее Зарубежье. Вся информация с просьбами стекается в “Бейт Хабад” Московского еврейского общинного центра.
Присылайте нам заявки на почтовый адрес: [email protected] , мы обязательно прочтем Кадиш.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что может означать увиденное во сне застолье?
Пукать сонник что значит Сонник пуканье чужое
Значение сна: снится разбить посуду Сонник треснутая посуда