Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Характеристика ялтинско потсдамской системы международных отношений. Ялтинская и потсдамская конференции. Смотреть что такое "Ялтинско-потсдамская система международных отношений" в других словарях

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, возникшая после Второй мировой войны, являлась частью Вестфальской модели мира, основанной на примате суверенитета национального государства. Эта система была закреплена Хельсинским Заключительным актом 1975 г., утвердившим принцип нерушимости сложившихся в Европе государственных границ.

Исключительной положительной особенностью Ялтинско-Потсдамского порядка выступала высокая степень управляемости международных процессов.

Система строилась на согласовании мнений двух сверхдержав, бывших одновременно лидерами крупнейших военно-политических блоков: НАТО и Организации Варшавского Договора (ОВД). Блоковая дисциплина гарантировала исполнение решений, принятых лидерами, остальными членами этих организаций. Исключения были крайне редки. Например, для ОВД таким исключением был отказ Румынии в 1968 году поддержать ввод войск блока в Чехословакию.

Кроме того, СССР и США имели свои сферы влияния в « третьем мире», к которому относили так называемые развивающиеся страны. Решение экономических и социальных проблем в большинстве этих стран, а нередко и прочность властных позиций конкретных политических сил и деятелей, в той или иной степени (в иных случаях - абсолютно) зависели от помощи и поддержки со стороны. Сверхдержавы использовали это обстоятельство в своих интересах, прямо либо косвенно определяя внешнеполитическое поведение ориентированных на них стран «третьего мира».

Состояние конфронтации, в котором постоянно находились США и СССР, НАТО и ОВД вело к тому, что стороны систематически предпринимали враждебные друг другу шаги, но одновременно они следили за тем, чтобы столкновения и периферийные конфликты не создавали угрозы Большой Войны. Обе стороны придерживались концепции ядерно-силового сдерживания и стратегической стабильности на базе «равновесия страха».

Таким образом, Ялтинско-Потсдамская система в целом была системой жёсткого порядка, в главном - эффективной и поэтому - жизнеспособной.

Фактором, не позволившим этой системе приобрести долговременную позитивную стабильность, явилось идеологическое противостояние. Геополитическое соперничество СССР и США было только внешним выражением противоборства различных систем социальных и этических ценностей. С одной стороны - идеалы равенства, социальной справедливости, коллективизма, приоритета нематериальных ценностей; с другой - свободы, конкуренции, индивидуализма, вещного потребления.

Идеологическая поляризация обуславливала непримиримость сторон, делала невозможным их отказ от стратегической установки на абсолютную победу над носителями антагонистической идеологии, над противоположной общественно-политической системой.

Итог этого глобального противостояния известен. Не вдаваясь в подробности, отметим - он не был безальтернативным. В поражении и распаде СССР главную роль сыграл так называемый человеческий фактор. Авторитетные политологи С.В.Кортунов и А.И.Уткин, проанализировав причины происшедшего, независимо друг от друга пришли к мнению, что переход СССР к открытому обществу и правовому государству мог быть проведён и без распада страны, если бы не целый ряд грубейших просчётов, допущенных правящей элитой позднего Советского Союза.

Во внешней политике это выразилось, по оценке американского исследователя Р. Хантера, в стратегическом отступлении СССР с позиций, достигнутых в результате победы во Второй мировой войне и разрушении своих внешних форпостов. Советский Союз, по заявлению Хантера, «сдал все свои международные позиции».

Исчезновение с политической карты СССР, одной из двух опор послевоенного мироустройства, повело к крушению всей Ялтинско-Потсдамской системы.

Новая система международных отношений всё ещё находится в стадии формирования. Затянутость объясняется тем, что была утрачена управляемость мировыми процессами: страны, бывшие ранее в сфере советского влияния, оказались не некоторое время в бесконтрольном состоянии; страны сферы влияния США, в отсутствие общего врага, стали действовать более самостоятельно; развилась «фрагментация мира», выразившаяся в активизации сепаратистских движений, этнических и конфессиональных конфликтов; в международных отношениях выросло значение силы.

Ситуация в мире через 20 лет после крушения СССР и Ялтинско-Потсдамской системы не даёт оснований считать, что прежний уровень управляемости мировыми процессами восстановлен. И скорее всего, в обозримой перспективе «процессы мирового развития будут оставаться по их природе и протеканию преимущественно стихийными».

Сегодня на формирование новой системы международных отношений оказывают влияние многие факторы. Укажем только важнейшие:

во-первых, глобализация. Она выражается в интернационализации экономики, расширении потоков информации, капиталов, самих людей по всему миру при всё более прозрачных границах. В результате глобализации мир становится всё более целостным и взаимозависимым. Любые более-менее заметные сдвиги в одной части мира имеют отзвук в других его частях. Однако глобализация - противоречивый процесс, имеющий и негативные последствия, стимулирующие государства к принятию изоляционистских мер;

во-вторых - нарастание глобальных проблем, решение которых требует объединённых усилий мирового сообщества. В частности, сегодня всё большее значение для человечества приобретают проблемы, связанные с аномалиями климата на планете;

в-третьих - подъём и возрастание роли в международной жизни новых держав мирового уровня, прежде всего Китая, Индии и так называемых региональных держав, таких как Бразилия, Индонезия, Иран, Южная Африка и некоторых других. Новая система международных отношений, её параметры не могут теперь зависеть только от атлантических держав. Это, в частности, влияет и на временные рамки формирования новой системы международных отношений;

в-четвёртых - углубление социального неравенства в мировом сообществе, усиление разделения глобального социума на мир богатства и стабильности («золотой миллиард») и мир бедности, нестабильности, конфликтов. Между этими мировыми полюсами, или, как принято говорить - «Севером» и «Югом», нарастает противостояние. Это подпитывает радикальные движения, является одним из источников международного терроризма. «Юг» хочет восстановления справедливости и ради неё обездоленные массы могут поддержать любую «аль -каиду», любого тирана.

В целом в мировом развитии противоборствуют две тенденции: одна - к интеграции и универсализации мира, нарастанию международного сотрудничества и вторая - к дезинтеграции и распаду мира на несколько противостоящих региональных политических или даже военно-политических объединений на основе общности экономических интересов, отстаивания права своих народов на развитие и процветание.

Всё это заставляет серьёзно отнестись к прогнозу английского исследователя Кена Буса: «Новый век, … возможно, будет больше похож на пёстрое и беспокойное средневековье, чем на статичный двадцатый век, но учтёт уроки, извлечённые из того и другого».

Возникшая после второй мировой войны новая система международных отношений получила название Ялтинско-Потсдамской , по названиям двух ключевых международных конференций (в Ялте 4-11 февраля и в Потсдаме 17 июля-2 августа 1945г.), на которых руководители трех главных держав антинацистской коалиции (США, СССР и Великобритания) согласовали базовые подходы к послевоенному мироустройству.

Характерной чертой этой системы явилась ее биполярность, которая определяется отрывом двух членов м/у сообщества (СССР и США) от всех остальных стран мира по совокупному потенциалу своего комплексного (экономического, политического, военно-силового и культурно - идеологического) влияния на МО.

Многие аналитики связывают кризис этой системы МО с советско-американским саммитом на острове Мальта в декабре 1989 г., когда, принято считать, советское руководство подтвердило отсутствие у него намерений мешать странам Варшавского договора самостоятельно решать вопрос о следовании или неследовании по пути социализма, другие с мадридской сессией НАТО в июле 1997 г. когда первые три страны, добивавшиеся принятия в альянс (Польша, Чехия и Венгрия), получили от стран НАТО официальное приглашение к ним присоединиться.

Однако считать итоговым рубежом ялтинско-потсдамского порядка 1989 год - не точно, потому что в то время СССР еще оставался мощным международным субъектом и вел переговоры с США лишь о частичной ревизии послевоенного биполярного устройства. Сам порядок продолжал существовать, речь о его сломе не шла, а биполярность устраивала Москву и Вашингтон. Ялтинско-потсдамский порядок перестал существовать лишь после распада Советского Союза в 1991 г., когда исчезла держава, бывшая наряду с США одним из двух главных гарантов этого порядка.

Ялтинско-потсдамский порядок обладал рядом особенностей:

Во-первых , он не имел прочной договорно-правовой базы. Лежавшие в его основе договоренности были либо устными, официально не зафиксированными и долгое время остававшимися секретными, либо закрепленными в декларативной форме. В отличие от Версальской конференции, сформировавшей мощную договорно-правовую систему, ни Ялтинская конференция, ни Потсдамская к подписанию международных договоров не привели.

Это делало ялтинско-потсдамские основоположения уязвимыми для критики и ставило их действенность в зависимость от способности заинтересованных сторон обеспечить фактическое исполнение этих договоренностей не правовыми, а политическими методами и средствами экономического и военно-политического давления. НО Несмотря на юридическую хрупкость, «не вполне легитимный» ялтинско-потсдамский порядок просуществовал (в отличие от версальского и вашингтонского) более полувека и разрушился лишь с распадом СССР.

Во-вторых , ялтинско-потсдамский порядок был биполярным.

В-третъих , послевоенный порядок был конфронтационным. Под конфронтацией понимается тип отношений между странами, при котором действия одной стороны систематически противопоставляются действиям другой. Теоретически биполярная структура мира могла быть как конфронтационной, так и кооперационной - основанной не на противостоянии, а на сотрудничестве сверхдержав. Но фактически с середины 40 годов до середины 80-х ялтинско-потсдамский порядок был конфронтационным. Только в 1985-1991 годы «нового политического мышления» М.С.Горбачева, он стал трансформироваться в кооперационную биполярность, который не было суждено стать устойчивой в силу кратковременности ее существования.

В-четвертых , ялтинско-потсдамский порядок складывался в эпоху ядерного оружия, которое, внося дополнительную конфликтность в Мировые процессы, одновременно способствовала появлению во второй половине 1960-х годов особого механизма предупреждения мировой ядерной войны - модели «конфронтационной стабильности». В эти годы сложились новая и по-своему оригинальная концепция взаимного ядерно-силового сдерживания и основанные на ней доктрины глобальной стратегической стабильности на базе «равновесия страха». Ядерная война стала рассматриваться лишь как самое крайнее средство решения международных споров.

В-пятых , послевоенная биполярность приобрела форму политико-идеологического противостояния между «свободным миром» во главе с США (политическим Западом) и «социалистическим лагерем», руководимым Советским Союзом (политическим Востоком). Хотя в основе международных противоречий чаще всего лежали геополитические устремления, внешне советско-американское соперничество выглядело как противостояние политических и этических идеалов, социальных и моральных ценностей. Идеалов равенства и уравнительной справедливости- в «мире социализма» и идеалов свободы, конкурентности и демократии - в «свободном мире». Острая идеологическая полемика привносила в международные отношения дополнительную непримиримость в спорах.

В-шестых , ялтинско-потсдамский порядок отличался высокой степенью управляемости международных процессов. Как порядок биполярный он строился на согласовании мнений всего двух держав, что упрощало переговоры. США и СССР действовали не только в качестве отдельных государств, но и в роли групповых лидеров - НАТО и Варшавского договора. Блоковая дисциплина позволял Советскому Союзу и Соединенным Штатам гарантировать исполнение «своей» части принимаемых обязательств государствами соответствующего блока, что повышало действенность решений, принимаемых в ходе американо-советских согласований.

Впервые вопрос послевоенного урегулирования на высшем уровне был поставлен в ходе Тегеранской конференции 1943 г., где уже тогда достаточно отчетливо проявилось усиление позиции двух держав - СССР и США, к которым все больше переходит решающая роль в определении параметров послевоенного мира. То есть, еще в ходе войны зарождаются предпосылки формирования основ будущего биполярного мира. В полной мере эта тенденция проявилась уже на Ялтинской и Потсдамской конференциях, когда главную роль в решении ключевых проблем связанных с формированием новой модели МО играли две, теперь уже сверхдержавы СССР и США.

Потсдамская эпоха стала историческим прецедентом, поскольку никогда раньше весь мир целиком не был искусственно разделен на сферы влияния между двумя государствами. Биполярный расклад сил быстро привел к началу противостояния между капиталистическим и социалистическим лагерями, именуемому в истории холодной войной .

Для Потсдамской эпохи характерна чрезвычайная идеологизированность международных отношений а также постоянная угроза начала прямого военного противостояния между СССР и США .

Конец Потсдамской эпохи ознаменовался развалом мирового социалистического лагеря, последовавшим за провальной попыткой реформировать экономику Советского Союза, и был закреплен Беловежскими соглашениями 1991 года .

Особенности

См. также

Примечания

Ссылки и литература

  • Системная история международных отношений в четырёх томах. 1918-1991 // Под редакцией доктора политических наук, профессора А. Д. Богатурова. Москва: «Московский рабочий», 2000
  • Дистанционный курс «Ялтинско-Потсдамская система международных отношений. 1945-1991 гг.» // РАМИ. Авторский коллектив МГИМО(у) МИД РФ под руководством д.и.н. проф. М. М. Наринского. Москва:РОССПЭН, 2004.
  • Дубинин Ю. А., Мартынов Б. Ф., Юрьева Т. В. История международных отношений (1975-1991 гг.) : МГИМО(У). - М.: РОССПЭН, 2006.
  • Внешняя политика СССР. Сборник документов. Т. 5 (июнь 1941 - сентябрь 1945) / Отв. ред. Б. Е. Штейн. Сост. А. С. Тисминец. М.: [б/и], 1947.
  • Внешняя политика СССР. Сборник документов. Т. 6 (сентябрь 1945 - февраль 1947) / Сост. А. С. Тисминец. М.: [б/и], 1947.
  • Наринский М. М. История международных отношений. 1945-1975: Учебное пособие. - М.:РОССПЭН, 2004.
  • С. В. Кортунов, зав. кафедрой мировой политики ГУ-ВШЭ, проф. Крушение Вестфальской системы и новый мировой порядок - «Золотой Лев» № 125-126, 2006.
  • Дробот Г. А., д.п.н. проф. История мировой политики .
  • Юрченко С. В., Решения Крымской (Ялтинской) конференции 1945 г. и «ялтинская система» в исторической ретроспективе // Бахчисарайский историко-археологический сборник. Вып.2. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2001.
  • Шевченко О.К. «Границы Ялты» социокультурный срез Силезии, присоединенной к Польше в 1945 г. // «Ялтинская система» и современный мировой порядок: проблемы глобальной и региональной безопасности / Материалы международной научной конференции прошедшей в Ялте в 2010 г. – Симферополь, 2010.
  • Программа государственного экзамена по специальности 350200 «Международные отношения» исторического факультета АлтГУ, 2004.
  • Государственный комитет РФ по высшему образованию. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 021200 «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» - 1996.
  • Константин Челлини. Проблема глобализации в международных отношениях . - «Вестник Европы» 2002, № 6
  • Лебедева М. М., д. п. н., проф., зав. кафедрой политических процессов МГИМО. Политическая структура мира на рубеже веков: новые проблемы и вызовы - Центр исследований постиндустриального общества, 2001
  • Юрий Царик. Кризис международного права . - «Ноополис», 15 марта 2007
  • Сергей Берец. Ялта. Система мироздания. - bbcrussian.com, 4 февраля 2005
  • Ярослав Бутаков. Духи Ялты: смена вариантов глобализации - «АПН», 4 февраля 2005.
  • Планируемая история: мировой порядок как зона ответственности России - «Национальная лаборатория внешней политики», 2002.
  • Sergei Markedonov. Unrecognized Geopolitics . - «Russia in Global Affairs». № 1, January - March 2006
  • Horowitz D. From Yalta to Vietnam: American Foreign Policy in the Cold War. - N.Y. 1967.
  • Richard Holbrooke. America, A European Power. - Foreign Affairs, March/April 1995.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ялтинско-потсдамская система международных отношений" в других словарях:

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Система международных отношений, созданная после окончания Тридцатилетней войны в 1648 году. Содержание 1 Описание 2 Основные принципы 3 Примечания … Википедия

    В теории международных отношений выделяются несколько систем: Вестфальская система международных отношений (после окончания Тридцатилетней войны в 1648 г.). Ей присуща идея баланса сил; Венская система международных отношений (после окончания… … Википедия

    Геополитика История Геополитические школы Немецкая: Ратцель, Хаусхофер, Челлен Английская: Маккиндер Французская: Готтман, Лакост, ля Блаш Американская: Кеннан, Мэхэн, Спайкмен Русская ш … Википедия

    Геополитика История Геополитические школы Немецкая: Ратцель, Хаусхофер, Челлен Английская: Маккиндер Французская: Готтман, Лакост, ля Блаш Американская: Кеннан, Мэхэн, Спайкмен Русская ш … Википедия

    Геополитика История Геополитические школы Немецкая: Ратцель, Хаусхофер, Челлен Английская: Маккиндер Французская: Готтман, Лакост, ля Блаш Американская: Кеннан, Мэхэн, Спайкмен Русская ш … Википедия

    Международные отношения это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Содержание 1 Критерии 2… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Холодная война (значения). Холодная война Дата 5 марта 1946 1991 Место Мир Прич … Википедия

Книги

  • История международных отношений В трех томах Том III Ялтинско-Потсдамская система Учебник , Торкунов А., Наринский М. (ред.). Учебник охватывает основные события и проблемы истории международных отношений периода после окончания Второй мировой войны и до распада биполярной системы мирового порядка. В книге…

ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ- порядок мироустройства, возникший после Второй мировой войны. Его основу заложили договоренности признавших сферы влияния друг друга великих держав-победительниц в мировом конфликте, оформленные на Ялтинской (1945) и Потсдамской (1945) конференциях. Основные черты этой системы - биполяр-ность, обусловленная относительным военно-политическим и экономическим превосходством двух сверхдержав (СССР и США); наличие оружия массового поражения, способного многократно уничтожить новые полюса миропорядка; военно-политические блоки, сформированные вокруг сверхдержав, находившихся в конфронтации.

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, - как и предыдущие, признавалась частью Вестфальской модели мира. Положение о балансе сил , которому в свое время Лига Наций старалась противопоставить принцип коллективной безопасности , опять стало одним из ключевых элементов мироустройства второй половины XX в. Однако в геополитическом и военно-стратегическом планах мир оказался разделенным на сферы влияния между двумя сверхдержавами - СССР и США - и их союзниками; за сохранение и распространение этого влияния шла ожесточенная борьба, во многом обусловленная также идеологическими соображениями. Впоследствии такая структура миропорядка была определена как биполярная (двухполюсная).

В годы войны главные союзные державы – США, Великобритания, Советский Союз, Франция и Китай – предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации, основанной на платформе их противостояния державам Оси – Германии, Италии и Японии. Принятая 12 июня 1941, в разгар войны, Межсоюзническая декларация призывала к послевоенному международному сотрудничеству. Атлантическая хартия, подписанная 14 августа 1941 президентом США Ф.Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У.Черчиллем, явилась первым признаком намерений Великобритании и США создать сразу после восстановления мира новую международную организацию. Термин «объединенные нации» впервые появился 1 января 1942 в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 представителями государств в Вашингтоне (округ Колумбия). Московская и Тегеранская конференции в октябре и декабре 1943 заложили фундамент этой новой организации, а конференция в Вашингтоне на вилле Думбартон-Окс (21 августа – 7 октября 1944) явилась первой встречей, специально организованной для обсуждения ее структуры. В Думбартон-Оксе были подготовлены Предложения по созданию Всеобщей международной организации, которые одобрил США, Китай, Великобритания и СССР. На Ялтинской конференции в феврале 1945 Большая пятерка держав – США, Британия, Франция, Советский Союз и Китай – выработала формулу для разрешения споров.



ООН официально учреждена на Конференции по международной организации, состоявшейся 25 апреля – 26 июня 1945 в Сан-Франциско. 26 июня представители 50 стран единогласно приняли Устав Организации Объединенных Наций. Устав вступил в силу 24 октября, после того как большинство представителей подписавших его стран подтвердили свои полномочия ратифицировать данный документ; с тех пор эта дата ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций. Польша, не представленная на Конференции, подписала Устав позднее и стала 51-м членом первоначального состава ООН.

Создание ООН, как и многие другие дипломатические начинания, явилось отражением взаимопересекающихся, а порой и полярных интересов. Крупные державы при создании новой организации рассчитывали, что смогут сохранить после Второй мировой войны глобальную власть, которую они утвердили с опорой на свою военную мощь как победители. Однако начавшаяся вскоре «холодная война» начала ставить границы полномочиям новой организации.

Устав ООН предполагал превратить Организацию в «центр для согласования действий наций» на пути достижения международного мира. Ее члены обязались поддерживать ООН в любой предпринимаемой ею акции и воздерживаться от применения силы против других наций, за исключением случаев самозащиты.

Новые члены принимаются в ООН по рекомендации Совета Безопасности, причем не менее двух третей участников Генеральной Ассамблеи должны проголосовать за их вхождение в ряды Организации. Большинство из 51 государства, первоначально подписавших Устав, составляли западные нации. В 1955 г. в ООН было принято 16 новых членов, включая несколько незападных государств, а в 1960 – еще 17 африканских стран. В результате процессов постепенной деколонизации представительство ООН становилось все более широким и разнообразным. К 1993 в ООН вошло около двух десятков новых государств, появившихся в результате распада Советского Союза и некоторых стран Восточной Европы, и число государств-членов достигло 182. Членство в ООН стало практически всеохватывающим. И только очень небольшое число стран (среди них Швейцария) не входит в состав ООН.



В 1970–1980-е годы официальные лица США, включая президента Р. Рейгана, стали демонстрировать пренебрежение к ООН. Членские взносы США поступали с большими задержками, а позиции этой страны, особенно учитывая рост численности незападных государств, характеризовались растущей изоляцией. США вышли из ЮНЕСКО, выражая недовольство «политизацией» этой образовательной организации ООН. Однако в 1988 г. американским президентом был избран бывший представитель США в ООН Дж. Буш, который со временем восстановил статус страны как главного участника Организации и погасил часть долгов по взносам.

Новая вовлеченность в дела ООН позволила США в 1990 г. достичь консенсуса между великими державами по резолюции Совета Безопасности, санкционирующей военные действия для восстановления государственности Кувейта, оккупированного Ираком. 16 января 1991 коалиция во главе с США предприняла военные действия против Ирака под эгидой ООН.

Хотя делопроизводство ведется на шести разных языках (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский), только английский и французский являются официальными языками ООН.

Крымская конференция по инициативе американской делегации приняла дополнение к выработанному в Думбартон-Оксе проекту по вопросу о процедуре голосования в Совете Безопасности ООН. В заявлении американской делегации, сделанном 6 февраля 1945 г. Государственным секретарем США Стеттиниусом, содержался анализ предложения Рузвельта о том, что «все важнейшие решения, относящиеся к сохранению мира, включая все экономические и военные принудительные меры», должны приниматься только при единогласии постоянных членов Совета. Это предложение легло в основу 27-й статьи Устава.

На конференции был принят ряд важнейших решений по военным вопросам и по проблемам послевоенного устройства мира, хотя, как и на предыдущих конференциях, в Крыму проявились серьезные разногласия. Были согласованы планы и сроки окончательного разгрома вражеских сил, координация военных операций в Германии. Заявив о том, что удары союзников будут наноситься до полной безоговорочной капитуляции противника, США, СССР и Англия подчеркнули, что их «непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий того, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира». Далее три державы заявили, что они не будут добиваться уничтожения германского народа и после искоренения нацизма и милитаризма он сможет получить достойное место в мировом сообществе. США, СССР и Англия договорились занять в Германии три зоны, а для управления и контроля создать союзническую администрацию и специальный контрольный орган главнокомандующих трех держав с местопребыванием в Берлине. Было решено пригласить Францию занять определенную зону и принять участие в работе контрольного органа-Союзники пришли к согласию в том, что Германия будет обязана возместить тот ущерб, который она причинила союзным державам, «в натуре в максимально возможной мере, для чего должна быть создана специальная комиссия по репарациям».

Большое место в работе конференции занял польский вопрос, который вызвал острую полемику между Сталиным и Черчиллем, главным образом о германо-польской границе. Что касается восточных границ, то все согласились, что она должна идти по линии Керзона.

В Крыму были рассмотрены также вопросы о Югославии и принята «Декларация об освобожденной Европе». Державы создали механизм для постоянных консультаций друг с другом. Таким механизмом должны были стать постоянно проводившиеся по очереди в трех столицах совещания министров иностранных дел. По предложению американской стороны был согласован вопрос о вступлении СССР в войну против Японии не позднее чем через три месяца после капитуляции Германии при следующих условиях: сохранение существующего положения Монгольской Народной Республики, восстановление принадлежащих России прав, нарушенных Портсмутским мирным договором (1905 г.), передача Советскому Союзу Курильских островов.

Решения Крымской конференции имели большое значение для быстрейшего окончания войны и для послевоенного устройства.

Все основные принципы послевоенного урегулирования и решения вопроса о Германии были приняты на Потсдамской (Берлинской) конференции глав правительств СССР, США и Англии. Она проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. с двухдневным перерывом на время парламентских выборов в Англии. Делегации возглавлялись: советская - И. В. Сталиным, американская - Г. Трумэном, английская - У. Черчиллем, а его заместителем был К. Эттли.

На парламентских выборах в Англии консерваторы потерпели поражение. Лейбористы, собравшие 48,5% голосов, получили в палате общин 389 мест, что составляло 62% всех мандатов. В результате К. Эттли, став премьером, вернулся в Потсдам главой делегации Англии.

Несмотря на расхождения в подходах к решению ряда вопросов послевоенного урегулирования в Германии, на конференции удалось договориться и подписать соглашения. Были определены цели и задачи Контрольного совета, являвшегося верховным органом власти на германской территории, принципы отношений с" Германией в политической и экономической областях. Главными направлениями в осуществлении этих принципов являлись демилитаризация, денацификация и демократизация.

Державы-победительницы в Потсдаме достигли договоренности об искоренении германского милитаризма. Было предусмотрено полное разоружение и ликвидация всей промышленности Германии, которую можно было бы использовать для производства вооружений. Запрещалась милитаристская и нацистская пропаган-1 да. Все нацистские законы отменялись.

Три страны заявили о том, что военные преступники должны быть наказаны. Было решено предать их «скорому и справедливому суду» и к 1 сентября 1945 г. опубликовать первый список нацистских преступников. Позднее в мирные договоры со странами, участвовавшими в войне на стороне Германии, были включены положения о необходимости задержания и выдачи военных преступников.

Для определения конкретной виновности лиц, развязавших вторую мировую войну, союзные государства - СССР, США, Англия и Франция - создали Международный военный трибунал. Он начал работу в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. и закончил ее 1 октября 1946 г. вынесением смертного приговора 12 главным военным преступникам: Герингу, Риббентропу, Кейтелю, Кальтенбруннеру, Розенбергу, Франку, Фрику, Штрейхеру, Зукелю, Йодлю, Зейсс-Инкварту, Борману (заочно); к пожизненному заключению были приговорены Гесс, Функ, Редер, к 20 годам лишения свободы - Шпреер и Ширах; к 15 годам - Нойрат; к 10 годам - Дениц.

СССР, США и Англия договорились о репарациях Германии. Советский Союз получал в счет репараций промышленное оборудование из своей зоны оккупации, а также 25% промышленно го капитального оборудования из западных зон. США, Англия и другие страны свои репарационные претензии осуществляли за счет западных зон оккупации и германских активов за границей. Союзники договорились, что после удовлетворения репарационных претензий должно быть оставлено ресурсов столько, сколько необходимо Германии для дальнейшего существования без помощи извне.

Что касается территориальных вопросов, то город Кенигсберг с прилегающим к нему районом передавался СССР (в июле 1946 г. он был переименован в Калининград), граница между Польшей и Германией устанавливалась по линии рек Одер и Западная Нейсе, часть Восточной Пруссии и город Данциг отходили к Польше.

Союзники приняли решение о перемещении части немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии в Германию. При этом обращалось внимание на то, чтобы Контрольный совет следил за гуманным отношением к нему.

Был также решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией. Для подготовки этих договоров учреждался Совет министров иностранных дел (СМИД), который должен был также заняться проблемой бывших итальянских колоний.

Решения Потсдамской конференции имели большое значение для отношений с Германией и развития международных отношений в Европе, хотя США, Англия и Франция вскоре начали постепенный отход от согласованной линии.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Дисперсия формула физика
Федеральный парламент фрг бундестаг бундесрат
Министерство иностранных дел российской федерации