Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Храм иисуса христа святых последних дней солт-лейк-сити. Церковь никогда не будет разрушена. Послушание или отступничество

Храм Иисуса Христа Святых последних дней

Солт-Лейк-сити

Храм в Солт-Лейк-сити был шестым мормонским храмом, построенным Церковью Иисуса Христа Святых последних дней.

Церковь Иисуса Христа Святых последних дней считает себя восстановленной раннехристианской церковью, созданной Иисусом Христом, которая исчезла в результате великого отступничества, последовавшего вскоре после смерти Апостолов Христа.

В соответствии с учением об откровении «святые последних дней» верят в то, что Иисус управляет организацией под руководством Небесного Отца, открывая свою волю её президенту, которого члены организации считают пророком, провидцем и носителем откровения. Церковь осуществляет широкую миссионерскую программу, в задачи которой входят не только проповедь, но и оказание гуманитарной помощи по всему миру. Членов организации призывают соблюдать сексуальную чистоту, заботиться о здоровье, поститься, соблюдать День Субботний, а также отдавать организации 10 % своих доходов – десятину.

Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) считает, что она была основана Джозефом Смитом 6 апреля 1830 года на западе штата Нью-Йорк в городе Манчестере. Смит стремился основать в Северной Америке Новый Иерусалим под названием Сион.

На сегодняшний день мормоны в Солт-Лейк-сити составляют большую часть населения. Как и сотню лет назад, в современных мормонских семьях проживает по несколько жен. Количество жен зависит только от статуса главы семьи. Чем выше статус, тем больше жен и детей. Чаще всего вступают в брак с молодыми девушками 13 – 15 лет. Количество жен может колебаться от двух до десяти, а число детей может достигать полусотни. Неудивительно, что этот город занимает первое место в стране по рождаемости. Религиозный ритуал вступления в брак не признан официальным, но традиции мормонов спокойно уживаются с законодательством. Женщины одной семьи вместе готовят еду, обучают и воспитывают детей. Мужья занимаются физическим трудом, а также финансовыми вложениями или бизнесом.

Центром города, до сегодняшнего дня, является Храмовая площадь, на которой находится штаб-квартира и собор Церкви Святых последних дней. Каждый день на закате выступает известный хор, что стало особенной достопримечательностью города.

Храм занимает площадь более 40 тысяч кв. м, но доступ к нему разрешен не каждому. При этом окружающий его парк и другие постройки на его территории открыты для публики. Площадь храма, которая составляет 4 га, окружена высокими белыми стенами.

Построение храма в Солт-Лейк-сити заняло сорок лет, и он является символом самоотверженности и стойкости Святых последних дней. Это также наиболее известный храм Церкви в мире.

В конце июля 1847 года пионеры Святых последних дней вошли на территорию долины Соленого озера, построение храма началось 14 февраля 1853 года. Поблизости было найдено гранитное месторождение, и рабочие начали вручную доставать мощные гранитные блоки весом от 1300 до 2500 кг. Эти камни перевозились к храму в повозке для транспортировки на быках (позднее по железной дороге). Большинство рабочих были простыми волонтерами, которые, несмотря на трудности обустройства на новом месте, безвозмездно отдавали работе свое время и силы.

Архитектурный стиль храма часто называют готическим.

Фундамент был построен, но рабочие обнаружили трещины на плитах. После этого фундамент был разрушен и начат заново. Для этого использовались новые каменные плиты, но уже без скрепляющего раствора.

Мормоны неустанно трудились над строительством храма площадью в 253,015 кв. м. После окончания работ над фасадом, художники и мастера начали отделку 170 комнат. Внутренняя отделка была закончена через год и через сорок лет после объявления о постройке храма. Храм в Солт-Лейк-сити стал самым большим храмом в мире: 12 комнат запечатывания и 4 комнаты для обрядов (после многочисленных реконструкций). Этот храм так и остается самым большим храмом, даже после возведения более ста храмов Церкви по всему миру.

Особый восторг вызывает статуя ангела Морони, располагающаяся на центральном шпиле храма, высотой в 63 м.

Освящение храма состоялось 6 апреля 1893 года. Как только храм освящен, только те верующие, которые прошли предварительные шаги посвящения – покаяние, крещение и подтверждение, – могут войти в храм. Им выдаются сертификаты, называемые рекомендацией храма, которая дает право посещения мормонских храмов.

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

Время последних Антонинов Поздний период расцвета римского искусства, начавшийся в последние годы правления Адриана и при Антонине Пие и продолжавшийся до конца II в., характеризовался угасанием патетики и помпезности в художественных формах. События тогда

Из книги Крах США. Вторая гражданская война. 2020 год автора Читтам Томас Уолтер

Из книги Благодарю, за всё благодарю: Собрание стихотворений автора Голенищев-Кутузов Илья Николаевич

Из книги О подражании Христу автора Кемпийский Фома

«В моих последних, татарских…» В моих последних, татарских, Еще не крещенных глубинах Над пеплом усадьбы барской Слышится свист Соловьиный. Мне видится дикое поле, Дотла сожженные сёла. О вольная воля, Разбойничьей песни веселость! Во мне пламенеет, клубится Вся

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

ИЗ ПОСЛЕДНИХ СТИХОВ (1957-1969) «Жизнь моя висит на тонкой нити…» Жизнь моя висит на тонкой нити У зияющей черты. Еле видимую не сучите, Парок сухопарые персты. Мне назначенное совершенство, Знаю, не достиг вполне, Но богов я чувствовал блаженство, Подымаясь на большой

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Глава 13. О послушании смиренного примеру Иисуса Христа - Сын Мой, кто старается уклониться от послушания, сам себя уклоняет от благодати, и кто ищет себе особенного, теряет то, что всем вообще дано. Если кто не покоряется начальнику своему охотно и по доброй воле, значит,

Из книги 125 запрещённых фильмов: цензурная история мирового кинематографа автора Соува Дон Б

Из книги Лондон автора Воронихина Людмила Николаевна

Психологический портрет Александра последних лет жизни В последние годы жизни Александр производил впечатление утомленного жизнью человека. Известны его слова, сказанные в 1824 г.: «Когда подумаю, как мало еще сделано внутри государства, то эта мысль ложится мне на

Из книги Шут и Иов автора Лебедев Игорь Александрович

БАННИ ЛЕЙК ПРОПАЛА BUNNY LAKE IS MISSING Страна-производитель и год выпуска: США, 1965Компания-производитель / дистрибьютор: Columbia PicturesФормат: звуковой, черно-белыйПродолжительность: 107 минЯзык: английскийПродюсер: Отто ПремингерРежиссер: Отто ПремингерАвторы сценария: Мэрриам

Из книги Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир автора Мудрова Анна Юрьевна

Из книги Удельная. Очерки истории автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Молчание Иисуса Где бы ты ни был, что б ты ни делал, между землёй и небом война. Виктор Цой Многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Ио 16, 12 Учитель церкви Ориген (III в. н. э.) сообщает нам - «Слово Божье говорил Иисус ученикам своим особо (втайне) и большей

Из книги Прогулки по Петербургу с Виктором Бузиновым. 36 увлекательных путешествий по Северной столице автора Перевезенцева Наталия Анатольевна

Храм Христа Спасителя Москва Храм был воздвигнут в память о наполеоновском нашествии. Строительство продолжалось почти 44 года: закладка произошла 23 сентября 1839 года, освящение – 26 мая 1883 года. Храм Христа Спасителя создавался как благодарственный храм – памятник Христу

Из книги Над строками Нового Завета автора Чистяков Георгий Петрович

Двадцать последних лет И все-таки Удельная, превратившаяся в середине 1960-х годов из предместья в район новостроек, не стала заурядным спальным районом. И сегодня многое напоминает здесь о старой Удельной, что придает неповторимое очарование этому уголку Петербурга.

Из книги Глобальное управление и человек. Как выйти из матрицы автора Ефимов Виктор Алексеевич

«Там храм оставленный – все храм…» Мы стоим на углу Полтавской улицы и Невского проспекта, вернее – той его части, которая до сих пор неофициально называется Старо-Невским. Район, по которому пролегает сегодня наш маршрут, принадлежал ранее к Александро-Невской части

Из книги автора

Искушения Иисуса Христа После крещения в водах иорданских Спаситель был возведен Духом в пустыню. Об этом рассказывает сначала Евангелие от Матфея, а затем – Евангелие от Луки.«И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф 4: 2).Мы знаем, что этот

Преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии.

Все лекции цикла можно посмотреть .

Господь приходил уже в так называемый Второй храм, который был воссоздан Зоровавелем после возвращения народа израильского из вавилонского плена. Этот храм называется Вторым, потому что богослужение в нем не прекращалось до 70-года – времени разрушения Иерусалима войсками Тита. Хотя храм в значительной степени был перестроен при Ироде Великом.

Если мы сейчас приедем в Иерусалим, то увидим огромную каменную храмовую платформу, возвышающуюся над всем городом. Она, безусловно, занимает доминирующее положение. Мы увидим около стены плача молящиеся толпы паломников и иудеев. На Храмовую гору можно и сейчас подняться по лестнице, но собственно от того храма, в который входил Спаситель, осталось не так много. Вспомните, как Сам Господь говорил апостолам, галилейским рыбакам, которые пришли в Иерусалим и восхищались: «Учитель, посмотри, какие камни, какие здания», Он ответил: «Истинно вам говорю: камня на камне не останется». И, действительно, от храма и храмовых построек практически ничего не осталось, кроме основания храмовой платформы.

Буквально несколько вещей сейчас указывают на то, что когда-то здесь действительно было монументальное сооружение времен Нового Завета. Если прогуляться внутри по храмовой платформе, только в одном месте мы увидим ступеньку, относящуюся к этим времена. (Посмотрите на изображение: вот она перед вами). А снаружи, несмотря на многочисленные перестройки, по-прежнему виден фрагмент арки. Она называется арка Робинсона, по имени человека, который впервые правильно интерпретировал ее как основание моста. (Здесь, в центре снимка, как раз виден этот фрагмент арки Робинсона).

Давайте теперь посмотрим на реконструкцию, где дано примерное изображение всей храмовой платформы времен Ирода младших Иродов – времени максимального расширения этой постройки. Для того чтобы возвести платформу, ряд действий был предпринят еще во времена Хасмонейской династии: платформа была подстроена под храм. Ирод расширил храмовую платформу еще в два раза – это территория, равная по площади примерно 20 футбольным полям, то есть огромная площадь. На ней могло собраться колоссальное количество человек. Постройка была обнесена портиком, или притвором, – такими крытыми колоннадами. Для царя было построено отдельное так называемое Царское стоя, которое представляло по форме базилику. (Посмотрите на изображение этой базилики. Она должна была выглядеть примерно так). Почему Ирод построил для себя базилику в некотором отдалении? Он был человеком мало верующим, но очень суеверным: боялся, видимо, сделать что-нибудь не так и предпочитал наблюдать за богослужением в храме со стороны, чтобы не попасть под какое-нибудь проклятье.

Арка Робинсона, скорее всего, вход в ту самую базилику. А над ней находилось место, – (посмотрите, пожалуйста, на изображение) – которое отмечено надписью на камне, найденной не так давно. Камень лежал прямо под этой стеной и при разрушении храма остался под углом. На нем надпись: «Место для трубления». То есть в какой-то момент, как указано в Священном Писании, при наступлении праздников, новомесячей, нового года, при совершении торжественного богослужения выходил левит и трубил в шофар, специальную трубу, которую было слышно. Это крыло храма, по всей видимости, и фигурирует в Священном Писании в тот момент, когда дьявол искушает Господа: «Сбросься с храма». Разумеется, дьявол ставит Господа на крыло не самого храма, а приводит его на край этой храмовой платформы, примерно на это место трубления. Там действительно большая высота – около 70 метров, и внизу как раз пересечение улиц, торговая площадь, ходит народ. Конечно, было бы эффектно приземлиться именно на этом месте и сразу получить славу великого чудотворца. Но Господь, как мы знаем, отсекает это искушение.

На реконструкции приведено и другое изображение храма – это вид с Елеонской горы. В Талмуде указано, что на Елеонской горе находился жертвенник, в котором сжигали рыжую, почти красную, телицу, и пеплом этой телицы должны быть окроплены все, кто придут для участия в богослужении в храме. По всей видимости, существовал какой-то мост (вот здесь он реконструирован) в виде сводчатого моста, напоминающего римские акведуки, (по которому идет большая процессия из левитов).

Сам храм (посмотрите на этот общий вид) представлял собой великолепное зрелище. Ирод увеличил фасад храма в два раза: если он был 16 метров, то стал 31 с лишним. Фасад был обложен белым мрамором, украшен достойным образом. Теперь этот храм находится в помещениях, где находились и хранилища масла, и древесины, там были помещения, в которых жили люди, посвященные Богу, – своего рода прообраз монастыря. Когда в повествовании о введении в храм Пресвятой Богородицы, дошедшем к нам по преданию, мы слышим, что Пресвятая Богородица поселилась в храме, видимо, подразумевалось именно одно из этих помещений, в которых действительно жили посвященные Богу девы. Разумеется, они должны были жить не в самом здании храма, не в Святое Святых – сюда входил только священник для совершения каждения и принесения крови и только раз в год, в день 07-16 НЕРАЗБОРЧИВО.

Этот храм, блестящий и великолепный по античным меркам, на I век представлял собой, наверное, одно из чудес света. Например, в той же самой римской архитектуре такие мощные аналоги появляются, наверное, только во II веке. Например, комплекс в Пергаме – Трояниум сопоставим по масштабам, но все-таки это II век, на сто с лишним лет позже. Так что храм Ирода действительно должен был производить замечательное впечатление на всех.

Однако мы знаем, что этот храм был построен на неправедные деньги, поэтому и не устоял. Способом получения больших доходов для Ирода были в частности репрессии и проскрипции, когда аристократия, владевшая богатствами, объявлялась врагами царя, врагами государства, у них реквизировалось имущество, и на эти деньги Ирод мог осуществлять довольно большие строительные проекты, в том числе проект храма.

До нашего времени сохранилась, по всей видимости, только одна колонна этого храма, которая находится около Троицкого храма Русской духовной миссии. Она не вынута из известняка, потому что треснула во время обработки и поэтому оказалась на месте. Предполагают, что это как раз колонна, относившаяся к тому самому храму. (Посмотрите на изображение).

Как мы знаем, ни во времена Зоровавеля, ни во времена Ирода слава Господня в виде облака и сияние не сошла. Такая слава сошла только на храм Соломонов. А вот вхождение Пресвятой Богородицы в храм и вхождение в него Самого Господа Иисуса Христа наконец-то его освятили и сделали действительно местом встречи человека с Богом.

События, связанные с пребыванием Иисуса на территории Храмовой горы, описаны евангелистами довольно скупо. Впервые Храм упоминается в Евангелии от Луки (2:22-38), когда младенца Иисуса приносят в Храм для совершения обряда посвящения.

Затем Он попадает в Храм 12-летним мальчиком, вступает в беседу с мудрецами Торы, и те дивятся "разуму и ответам Его" (Лука 2:42-47).

Прошли годы, и Иисус приступает к Своему служению. Как и положено Законом, Он должен совершать паломничества на храмовые торжества, которые проводятся трижды в году: осенний праздник Кущей (ивр. – Суккот ) и два весенних праздника, Пасха (ивр. – Песах ) и Пятидесятница (ивр. – Шавуот ).

Кроме того, Иоанн повествует еще об одном празднике, на который приходил Иисус: "Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима" (Иоанн 10:22). Речь идет о зимнем празднике Хануке, посвященном обновлению Храма, когда, после победы восстания Маккавеев над греческими захватчиками иерусалимский Храм был "очищен от языческой скверны" , т.е. полностью обновлен.

Евангелия описывают несколько событий, произошедших в Иерусалиме во время праздненств. Об одном из них,"изгнании торгующих из храма" , мы уже упоминали. Другое событие происходит в дни празника Кущей...

В эти дни первосвященники, по древней традиции, совершали торжественный обряд – возливали воду на храмовый жертвенник. Эту воду носили из расположенного в южной части города бассейна Силоам (ивр. – Шилоах ), ибо сказано в книге пророка Исайи (12:3): "И в радости будете почерпать воду из источников спасения…" .

"В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Иоанн 7:37). Этот "последний великий" день называется на иврите "Хошана Рабба" (дословно – "мольба о Великом Спасении" ).

Пройдет немного времени, и с мольбой "Осанна!" (арам. – "Хошиа на" ) к Нему обратятся многие, вышедшие встречать Его на въезде в Иерусалим . В переводе с арамейского "Хошиа на" означает "спаси нас, Господи, просим" . А имя Иисус, на иврите – Йехошуа , имеющее тот же корень, что и Хошана , переводится как "Господь-Спаситель" .


На следующий день Иисус вновь пришел в Храм, "и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии …" (Иоанн 8:2,3). Лицемерно называя Христа "учителем", они пытаются устроить Ему "экзамен" на знание Торы: "Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?" (Иоанн 8:5).

Но вот что написано об этом в Законе, о котором так пекутся фарисеи: "...если изменит кому жена, и нарушит верность к нему, пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки..." (Числа 5:12,15).

То есть, тут налицо явное нарушение Закона: женщину должен привести в Храм ее муж, а уж никак не "книжники и фарисеи" ! Но не желая явно обличить фарисеев в их грехе – сознательном искажении слов Моисея, Иисус отвечает уклончиво: "кто из вас без греха, первый брось на нее камень" (Иоанн 8:7). И толпа молча расходится в разные стороны, оставив Иисуса наедине с женщиной: "Я тебя не осуждаю. Иди, отныне больше не греши!" (Иоанн 8:11).

Следующий случай также повествует об "экзамене", который так любили устраивать Иисусу его идейные противники. Речь идет об эпизоде, когда "Он учил народ в храме и благовествовал, приступили [к Нему]первосвященники и книжники со старейшинами…" (Лука 20:1). Они принесли Ему монету с изображением римского императора, что само по себе уже было нарушением храмовых порядков , и задали провокационный вопрос: "позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?" (Лука 20:22).

Ответ Иисуса известен даже тем, кто ни разу не открывал Евангелий: "Отдавайте же кесарево кесарю, а Божие – Богу!" .

И еще один эпизод, произошедший в Храме, который породил крылатое выражение: "внести свою лепту" . Лепта – это мелкая монета в древней Греции, сродни нашей копейке. Подойдя к месту, где совершались храмовые пожертвования, Иисус "увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты…" (Лука 21:1,2).

Не будем придираться к авторам Евангелий, написанных по-гречески. Видимо, они просто не знали, как называлась в те времена самая мелкая "храмовая" монета, ведь "инвалюту" в Храм проносить было запрещено. А может быть этот запрет и не распространялся на столь мелкую монету, как лепта? Главное не в этом, а в том, что сказал Иисус Своим ученикам, глядя на это: "истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела" (Лука 21:3,4).

И вслед за этим, когда "некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами", прозвучало грозное Его пророчество: "придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено" (Лука 21:5,6).

Три десятилетия спустя, в 70 году нашей эры иерусалимский Храм был полностью разрушен воинами полководца Тита...

Владислав Кипнис – руководитель проекта "Путешествия по Святой Земле".

Специалист в области естествознания, истории, религии, кандидат биологических наук.

Организует экскурсии по христианским и иудейским святыням Израиля.

Телефон: +972 544 70 35 19

Дополнительная информация на сайте

Какими воротами вошла Богородица во время Введения во храм, где находились столы менял, перевернутые Господом Иисусом Христом, где собирались апостолы и мог ли храм взорваться до изобретения пороха, рассказывает археолог священник Александр Тимофеев, заведующий кафедрой Библеистики Московской духовной академии:

Храмовая гора. Фрагмент карты Иерусалима времен Господа Иисуса, составленной о. Александром Тимофеевым. (нажмите для увеличения)

Второй больше первого

Храм, в котором происходили многие события новозаветной истории - где пребывала Пресвятая Богородица после Введения, увидел архангела Гавриила первосвященник Захария, отец св. Иоанна Крестителя, проповедовал Сам Господь Иисус Христос, собирались апостолы после Пятидесятницы - называется "вторым".

Первый был построен Соломоном в Х в. до н.э., во время апогея могущества его царства и разрушен при вавилонском царе Навуходоносоре в 586 году. Пятьдесят лет спустя персидский царь Кир Великий разрешил иудеям вернуться в Иерусалим и отстроить храм.

Восстановленное после Вавилонского плена Зоровавелем здание храма и называется «вторым». Со временем храм обветшал, да и с самого начала он был настолько скромнее прежнего здания, так что те иудейские старики, которым довелось видеть в детстве первый храм, пережить плен и вернуться, не могли смотреть на новый храм без слез.

Со времен независимого государства Хасмонеев в Иудее существовала идея украсить и увеличить храм. Перестройка началась при Хасмонеях, когда была построена большая платформа, однако радикальная реконструкция была начата в 20 г. до н.э. Иродом Великим. Он увеличил площадь храмовой горы примерно в два раза - сегодня она примерно равна 20 футбольным полям - выровнял ее и увеличил размеры самого храма.

Площадка храма возвышалась над иерусалимскими улицами примерно на 30 м, а сам храм полностью доминировал над городом. По, свидетельству Иосифа Флавия, на него тоже невозможно было смотреть без слез. Только теперь слезы были вызваны отблесками солнечных лучей, отражавшихся от золотой кровли и отполированного белого мрамора стен храма.

Хотя внешне храм был великолепен, первому, Соломонову, он уступал в главном. Первый храм был освящен присутствием Божиим и «слава Господня наполнила храм Господень» (3Цар.8:11), а в самой сокровенной части храма - Святом Святых (давире) находился Ковчег завета. В грандиозном храме Ирода Святое святых было пусто, так как Ковчег, как известно, таинственно исчез еще во время разрушения города вавилонянами.

Однако пророки предсказывали, что слава второго храма будет больше первого. И это сбылось, Введение во храм Богородицы символически означает как раз восстановление благодати и славы Божией в лишенном ее храме. Как поется в кондаке праздника, Дева входит в храм, «благодать совводящи». Ковчег Завета исчез, но в храме была Дева, которая в гимнографии часто сравнивается с Ковчегом, в котором пребывало Воплотившееся Слово Божие.

Восток - Запад

Ирод перестраивал храм в соответствии со вкусами своего времени - зеленый и белый мрамор, эллинистические колоннады, коринфские ордера, фонтаны. Здание храма и фасад были увеличены примерно вдвое. Вместо двух колонн Соломонова храма - Воаза и Йахина - теперь фасад украшали четыре колонны.


Тем не менее все, что касается богослужения осталось в неприкосновенности. Сохранились размеры и пропорции основных помещений храма - Святого святых (куда первосвященник входил только один раз в год, на праздник Йом-Кипур), Святого (основного помещения храма, где находились столы предложения, семисвечники и жертвенник кадильный).

Известно, что в храме была двойная завеса, которая отделяла Святое от Святого святых. В Талмуде есть указание на то, как завеса разодралась надвое во время землетрясения, и люди, которые не должны были видеть Святое святых, его увидели, после чего и была сделана двойная завеса. По всей видимости, что речь идет именно о евангельских событиях, когда завеса разодралась во время Распятия Спасителя.

Точное местоположение храма определить не удается. Наиболее распространенная версия, что храм находился на месте мечети Куббат ас-Сахра (Купол скалы), а Святое святых на месте собственно той части скалы, которая сокрыта в мечети.

Здание храма находилось в центре внутреннего двора, в котором находились жертвенник всесожжения и умывальник. Двор разделялся на Двор священников (на западе) и Двор Израиля (на востоке), Платформа внутреннего двора.


Место трубления

Прежде чем подойти к лестницам, приводившим с внешнего двора во внутренний, посетитель Храма встречал барьер из резного камня. Этот барьер окружал внутренний двор со всех сторон. На равном расстоянии друг от друга на нём были укреплены таблички с надписями на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что неевреям под страхом смерти запрещено входить на священную территорию храмового двора. Помните, в Деяниях апостольских иудеи обвиняют Павла в том, что он ввел в храм эллина Трофима?

Стена внутреннего двора была настолько укреплена, что по Флавию, во время штурма храма римлянами несколько дней выдерживала удары осадных машин.

Во внешнем дворе храма находились помещения для назореев и девственниц, прообразы будущих монастырей. Вероятно, Пресвятая Дева пребывала в одном из таких помещений.

В сам двор пригонялись жертвенные животные, располагались лавки и столы менял - те самые, которые опрокинул Христос.

Храмовая платформа позволяла вместить колоссальное число молящихся, несколько десятков и даже 100 тысяч человек.

По краям внешнего двора храма был построен портик, а южная часть платформы была еще более увеличена для того, чтобы построить царский портик, выполненный в стиле античной стои. До сегодняшнего дня сохранился фрагмент лестниц, по которой поднимались к царскому портику - знаменитая «арка Робинсона», находящаяся неподалеку от Стены плача.

Восточная колоннада и была тем притвором Соломоновым, в котором после Пятидесятницы собирались апостолы и первые последователи Церкви Христовой.

Реконструкция

Фрагменты храма сохранились до наших дней. Так сохранился мрамор, которым были украшены портики по краям храма, а одна из храмовых колонн и сегодня находится наподалеку от Троицкого собора Русской Духовной миссии. Она треснула при подъеме, и ее так и оставили на месте. По ее размерам мы можем судить о масштабах колоссального строительства, предпринятого Иродом.

Каким в точности было внутреннее убранство храма мы не знаем, поскольку внутрь могли входить только священники, а в Святое святых только первосвященник. Мы примерно знаем, каковы были размеры и формы семисвечника - на барельефе арки Тита в Риме есть изображение солдат, несущих его.


Aрка Тита

Все остальное - это реконструкции. Существуют изображения внешнего портика храма - его фасада, выходившего во двор, перед которым стоял жертвенник. Сохранились иудейские монеты начала II в. Во время восстания бар Кохбы, объявившего себя мессией и пожелавшего освободить Иерусалим из-под власти римлян, чеканились монеты с изображением храма. Видимо люди еще хорошо помнили, как храм выглядит. По этим монетам можно представить себе античный портик и по две колонны с двух сторон от входа с огромными золотыми воротами, которые, по Иосифу Флавию с трудом могли открыть 20 священников.


Монета бар Кохбы

Существует также изображение храма на покрытой золотом тарелке, которое совпадает с изображениями на монетах.

Реконструкция храма сделана иудейским Институтом храма согласно тексту талмудичсеского трактата «Миддот». Надо сказать, что авторы трактата жили несколько поколений спустя, и только по косвенным данным могли представить себе храм и скорее моделировали некий идеальный храм, который мог бы стать основой для его воссоздания. К этим реконструкциям нужно относиться с некоей осторожностью.

Взорванный храм

Храм приобрел свою форму ко времени проповеди в нем Господа Иисуса Христа, хотя его отделка продолжалась также впоследствии, и в итоге так и не была завершена. Принято считать, что храм доделывали где-то до 66 г., т.е. до начала того самого иудейского восстания, которое привело к осаде Иерусалима и окончательному разрушению храма.

При взятии Титом Иерусалима в 70 году храм сгорел. Как свидетельствует Иосиф Флавий, Тит не хотел учичтожать храм и собирался либо сохранить его как архитектурный шедевр, либо приспособить его для каких-либо иных нужд. Тем не менее, храм был подожжен, а поскольку при нем хранились большие запасы дерева для жертвоприношений и масла для возжигания светильников и лампад, то огонь быстро распространился и храм… взорвался. Как известно, известняки и мрамор при нагревании расширяется и взрывается, поэтому обломки храма могло на сотни метров раскидать от горы Мориа. Возможно, была даже серия взрывов. Несколько таких обломков было обнаружено при археологических раскопках недалеко от платформы храма.

Иерусалим был сильно разрушен, поэтому многие фрагменты храма могли быть использованы в строительстве при Адриане, когда город был превращен в колонию Элия Капитолина.

Раскопки вокруг да около

Непосредственно под храмовой платформой никто не ведет исследования, а на самой платформе не проводит раскопок, потому что это способно взорвать и без того сложную политическую обстановку на Ближнем Востоке. Оставим сообщения об этих раскопках ищущим сенсации СМИ, писателям-фантастам и конспирологам.

Вспомним пример британского археолога Чарльза Уоррена. В конце 1860-х, т.е. в относительно стабильное время османского владычества над Палестиной он пытался прорыть тоннель под Храмовой горой и столкнулся с резким неприятием мусульман, которые подозревали его в том, что он хочет подкопаться под мечеть Аль-Акса, разрушить ее и тем самым открыть для иудеев возможность восстановить храм.

А вот тоннели времени Хасмонеев, расположенные вдоль храмовой платформы, действительно исследуются, и я там бывал. Вдоль храма тянулся акведук, и мне приходилось не одну сотню метров проползать по этим акведукам.


о. Александр Тимофеев на раскопках в Иерусалиме

По большому счету все исследования храмовой платформы сводились к двум периодам. Один - время, когда турецкие власти допускали британцев в ΧΙΧ веке и затем во времена британского мандата в Палестине до Второй мировой войны, и короткий период после Шестидневной войны 1967 года, когда Израиль захватил Восточный Иерусалим. Тогда в течение нескольких месяцев шли исследования под руководством израильского археолога Меира Бен-Дова, но это были в основном обмеры, без раскопок. О результатах и возможных вариантах реконструкции храма написана книга участника раскопок Лина Ритмеера «The Quest - Revealing the Temple Mount in Jerusalem».

Вся территория храмовой платформы принадлежит мусульманам. Раскопки ведутся с западной и южной части платформы, на территории иудейского квартала. Там было найдено довольно много интересных объектов и предметов. Была найдена улица времен Ирода, на обломок каменной ограды с надписью «место трубления» около т.н. «арки Робинсона». Вероятно, именно отсюда диавол предлагал Господу броситься вниз. Были найдены лестницы и подъемы на храмовую платформу с южной стороны, т.н. двойные и тройные ворота. Сейчас они замурованы, но во времена Христа ими входило в храм большинство народа, в том числе Сам Господь и апостолы. Этими же воротами, возможно и входила и процессия назареян - Иоаким, Анна, их Ребенок и девы со свечами…

Перед Пасхой страданий

Исполнились сроки. Иисус готовился к Своим вольным страданиям и искупительному подвигу. «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам» (Мк. 10: 33). Прежде чем совершить Свое последнее путешествие, Иисус с тремя апостолами (Петром, Иоанном и Иаковом) поднялся на гору и преобразился пред ними (см.: Мф. 17: 1-2; Мк. 9: 2; Лк. 9: 28-29; 2 Пет. 1: 17-18). Согласно древнему преданию, это был Фавор - гора с крутыми обрывистыми склонами. Высота ее почти 600 м. Арабское название горы - Джебель-эт-Тор, еврейское - Хар-Тавор. Находится она примерно в 8 км на восток от Назарета. В этот город, где Святое семейство проживало почти 30 лет, мы прибыли в последний день нашего путешествия. Подъехали к подножью прославленной горы. На ее вершину поднялись пешком ночью.

В Священном Писании она впервые упоминается в книге Судей. С горы Фавор сошел Варак и одержал победу над ассирийским полководцем Сисарой (см.: Суд. 4: 14-15). О ней говорится в трех синоптических Евангелиях и в соборном послании апостола Петра (см.: 2 Пет. 1: 18), хотя название и не указано. На этом святом месте равноапостольная Елена построила трехпрестольный храм. Сейчас на Фаворе находится небольшой греческий женский монастырь. Устроителем обители был подвижник благочестия архимандрит Иринарх. Его стараниями в 1862 году был построен Спасо-Преображенский храм на месте древнего. В приделе святых пророков Моисея и Илии видны камни древней базилики, сооруженной святой Еленой. Здесь находится чудотворная икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Чтимым образом является также икона, на которой изображены патриарх Авраам и Мелхиседек. Встреча их описана в книге Бытия. Мы осматриваем гору. Поют птицы. В ярком свете южного солнца хорошо видна плодородная Изреельская долина. Греки называли ее «большим полем Ездрелона». Для римлян она Campus Legiones (лагерь легионеров). Во время Иудейской войны 66-70 годов здесь проходили сражения с римлянами. Оборону в Галилее возглавлял Иосиф бен Маттафия, будущий известный историк Иосиф Флавий. Разгромленные легионерами повстанцы отступили к горе Фавор и укрылись в крепости, но когда кончилась вода, они вынуждены были покинуть ее. Они были казнены, хотя римляне обещали пощадить их. После поражения, понесенного евреями в Галилее, командующий войсками сопротивления Иосиф бен Маттафия сдался и перешел на сторону римлян. Позже Тит Веспасиан дал ему свое родовое имя - Флавий.

У этой равнины есть еще одно наименование - долина Мегиддо. Одноименный город находится в юго-западной части Изреельской долины. По Откровению святого Иоанна Богослова здесь, в Армагеддоне, произойдет последняя битва сил добра и зла: «И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон. Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!» (Откр. 16: 13-17).

Через несколько дней после сошествия с горы Фавор Спаситель с учениками окончательно покинул Галилею, чтобы отправиться в Иерусалим на Свою последнюю Пасху - Пасху страданий. О Иерусалиме говорили и пророки Моисей и Илия, беседовавшие с Иисусом на Фаворе (см.: Лк. 9: 31).

Сначала Господь хотел пройти в Иерусалим северным путем через Самарию. Эта была самая прямая и короткая дорога, занимавшая примерно три дня пути. Но не общавшиеся с иудеями самаряне не приняли Его в том селе, куда Господь послал пред Собою вестников. Видимо, это произошло по причине общего враждебного отношения ко всем, кто в это время совершал паломничество в святой град, ибо приближалась еврейская Пасха, и многие из северных уделов шли через Самарию на праздник. Дополняя этот рассказ апостола Луки повествованием других евангелистов, можем сделать предположение, что Спаситель избрал другой путь - на северо-восток. Он был значительно протяженнее. Иисус, окруженный учениками, переправившись через Иордан, вошел в Перею - обширную заиорданскую область, простиравшуюся от Пеллы на севере до крепости Махерон, в которой томился величайший пророк - Иоанн Креститель.

После торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос некоторое время провел в городе, а некоторое - в окрестных селениях, среди которых в первую очередь надо назвать Вифанию. Деревня эта находится на восточном склоне горы Елеон. Здесь сохранилась гробница праведного Лазаря - пещера в скале, где в нише было положено тело усопшего. Уже в IV веке над гробницей была воздвигнута часовня, а позже рядом с ней базилика византийских времен. Особой святыней является камень, на котором сидел Иисус Христос. Здесь Его встретила Марфа.

Наше посещение святынь Иерусалима началось с тех мест, которые впрямую связаны крестными страданиями и воскресением Спасителя.

Тайная вечеря

Утром 14 нисана ученики спросили Учителя, где им приготовить для Него пасхального агнца. На Пасху в те времена приезжали все евреи, достигшие 12 лет, не только из всех городов и селений Палестины, но из самых далеких мест рассеяния. Население города увеличивалось в несколько раз. Было в обычае, что жители Иерусалима охотно предоставляли помещение желавшим вкушать пасхального агнца. Из рассказа, который приводит евангелист Матфей, становится ясно, что Иисус хотел совершить Пасху в доме одного из Своих последователей. На вопрос учеников: «Где велишь нам приготовить Тебе пасху?» - Господь ответил: «Пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими» (Мф. 26: 18). Слова «время Мое близко» указывали на крестную смерть. Смысл приведенных слов мог быть доступен лишь человеку, который был близок к Спасителю. Традиция указывает место, где стоял дом, в котором Спаситель совершил Тайную вечерю на Сионе. Тогда этот квартал располагался в пределах, обнесенных городской стеной. Поскольку место это возвышенное, то туда можно было подняться по высокой лестнице через Ворота источника. Название происходит от находившейся за городскими стенами купальни Силоам, которая неоднократно упоминается в Библии.

Вечеря Господня была в просторной горнице на втором этаже. Хозяин, имя которого осталось нам неизвестным, был, несомненно, богат. На это указывает не только то, что дом был двухэтажным, но и то, что располагался он на Сионе. Здесь Господь дал ученикам великий урок смирения, умыв им ноги. Здесь же была совершена первая в мире Евхаристия. Сюда к собравшимся в печали апостолам затворенными дверями вошел воскресший Спаситель мира. В этой комнате, хранившей память об Учителе, одиннадцать апостолов по жребию избрали двенадцатым апостолом Матфия. Евангелист Лука в Деяниях святых апостолов описывает еще одно великое событие, которое произошло в Сионской горнице: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2: 1-4). Это место у христиан всегда вызывало особое благоговение и почитание. Церковь здесь была устроена уже первыми христианами в апостольский век. Святилище это сохранилось даже во время страшных гонений императора Адриана. На месте дома Тайной вечери святая царица Елена построила величественную базилику с 80 колоннами. Нынешнее здание было возведено крестоносцами. Сейчас здесь находится мечеть. В нескольких местах на стенах арабские надписи. Получив разрешение, мы пропели тропарь Святому Духу, «Вечере Твоея тайныя днесь, Сыне Божий…», «Егда славнии ученицы…».

Гефсиманская ночь

Не дожидаясь конца вечери, Иуда Искариот вышел, чтобы ночными улицами пройти туда, где, по-видимому, первосвященник и фарисеи уже сделали все приготовления, чтобы взять в узы ненавистного им Проповедника. Иисус же с учениками ушел «за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его» (Ин. 18: 1). Место, куда Господь привел учеников, называется Гефсимания (в евр. произношении - Гат-Шманим). Этимология не вызывает затруднений: название происходит от гет шемет - «масличное точило, пресс». Расположена Гефсимания на западном склоне горы Елеон. Оставив учеников на расстоянии вержения камня, Иисус молился Отцу Своему. «И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22: 44). Камень, припав к которому Иисус совершал моление о чаше, сохранился. Он находится сегодня на территории францисканского монастыря. Особой оградой обнесены старые масличные деревья. Их огромные, разрушенные временем стволы внушают мысль, что они, возможно, были свидетелями того великого моления, о котором рассказывает нам Евангелие. Недалеко от камня моления о чаше итальянским архитектором Антонио Барлуцци в 1924 году была построена католическая базилика Мук Христовых на средства, поступившие из двенадцати католических стран. По преданию, на месте этого храма Иуда лобзанием предал Сына Человеческого.

За францисканским монастырем, через дорогу, на склоне Елеонской горы, расположен женский монастырь равноапостольной Марии Магдалины, находящийся в ведении Русской Православной Зарубежной Церкви. В ограде обители находится грот. Предание утверждает, что в нем пребывали боримые сном апостолы Петр, Иаков и Иоанн.

В храме святой Марии Магдалины душу православного паломника охватывает волнение. Здесь упокоились телом святые мученицы Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. Раки с их мощами находятся по правую и левую сторону от царских врат. У раки святой Елисаветы можно увидеть ее параманный (монашеский) и нательный кресты, четки. За 2,5 года до присоединения к Православию и за 30 лет до мученической смерти она в октябре 1888 года впервые увидела церковь, где теперь покоится. Изумленная красотой златоглавого храма, стоящего на склоне горы среди кипарисов и оливковых деревьев, она воскликнула: «Я хотела бы быть похороненной здесь!». Господь исполнил желание, которое по человеческим представлениям казалось неисполнимым.

Храм святой Марии Магдалины был построен царем-миротворцем Александром III в память о своей матери Марии Александровне. Чтимым образом является чудотворная икона Божией Матери Одигитрия (XVI в.). Обитель создали в 30-е годы прошлого столетия две сестры - шотландки, принявшие православие. Они же основали Вифанскую школу для православных арабских девочек. Школа общеобразовательная, но с православным воспитанием.

Via captivitatis

Спустившись с горы, мы вновь оказались в Гефсиманском саду и помолись в том месте, где начались страстные дни Господа нашего Иисуса Христа. Современный город, даже в старой его части, сильно изменился за более чем 19 веков. Ослабла с веками и память предания. Нам теперь не легко определить путь, которым вели Спасителя на суд люди, взявшие его под стражу. Евангелист Иоанн пишет, что Иисуса сначала привели в дом бывшего первосвященника Анны. Где стоял дом этого влиятельного саддукея? С давних пор христиане хотели определить via captivitatis (путь пленения). По преданию, дом Анны находился на Сионе на территории нынешнего Армянского женского монастыря близ храма Масличного дерева. Место это благоговейно почитается. Здесь росла маслина, к которой привязали Спасителя. К дому Анны воины повели Иисуса Христа вдоль потока Кедрон (евр. мутный ручей ), который берет начало на северо-западе от Иерусалима, огибает город с востока, спускается к югу и впадает в Мертвое море. Образуется он только в период дождей и течет по направлению к памятнику Авессалому, против которого был мост через поток. Здесь злобная толпа столкнула Спасителя с моста, и на камне, как на воске, отпечатались части Его тела. Позднее паломники откалывали кусочки от этого камня, чтобы увести с собой святыню. От моста через Кедрон в город можно пройти двумя путями. Одни предполагают, что Христос был веден для поругания Его славы через Золотые ворота, которыми Он торжественно вступил в Иерусалим из Вифании, встреченный возгласами: «Осанна!». Другие утверждают, что, перейдя мост, воины и иудеи с Узником обогнули выступ Иерусалимской стены в юго-западном направлении, прошли через врата, называемые Навозными (для поругания славы Христа) и вышли в предместье Офел.

Отставной первосвященник Анна, как глава большого и влиятельного семейства, пользовался авторитетом в синедрионе. В его доме был учинен первый допрос Божественному Узнику. «Суд» Анны законной силы не имел, потому что тесть Каиафы в это время был в отставке. Анна спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его (см.: Ин. 18: 19). В этих вопросах Анна сразу же обнаружил себя хитрым и опытным политиком. Бывший первосвященник хотел, по-видимому, привести дело к тому, чтобы обвинить Иисуса Христа в руководстве тайной общиной. В этом был коварный умысел. Первосвященники и старейшины хотели смерти Спасителя. Осуждение на казнь, вынесенное синедрионом, подлежало утверждению прокуратора Иудеи. Самый короткий путь к этому вожди иудейские видели в тех обвинениях, которые возбудили бы политические опасения полномочного представителя римского императора в неспокойной Иудее. Анна был одним из вождей дружески настроенной к Риму саддукейской партии. Спокойным, кратким и точным ответом Христос разрушил план отставного первосвященника: «Я говорил явно миру. Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин. 18: 20). К этому Узник прибавил слова, в которых видно желание перевести допрос в юридическую плоскость, ибо для суда объективно значимо не столько мнение подсудимого, сколько показания свидетелей: «Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил» (Ин. 18: 21). Один из слуг совершил гнусный поступок. Он ударил Спасителя по лицу. Иисус сказал ему: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин. 18: 23).

Анна отправил связанного Иисуса к своему зятю, первосвященнику Каиафе, дворец которого находился в 200-230 шагах от его дома. Сейчас неподалеку стоит католический храм San-Pietro in Gallicantu (ин Галиканту, то есть «где пел петух»). В доме Каиафы страдания Иисуса Христа продолжились. Он провел несколько изнурительных часов перед судилищем синедриона. Незаконным оно было уже потому, что древнееврейское право запрещало ночные судебные разбирательства.

«Царя ли вашего распну?»

После вынесения смертного приговора для его утверждения Иисус в узах был доставлен в преторию (лат. претор - наместник, главный судья) к прокуратору Понтию Пилату. Она находилась севернее Соломонова храма. Осудившие Мессию должны были пройти большую часть города и обойти Храм. Здесь мы можем прикоснуться к вещественным свидетельствам страданий и искупительного подвига Спасителя.

Разрушение Иерусалима в 70 году было тотальным. Об этом пишет Иосиф Флавий: «Войско не имело уже кого убивать и что грабить. Ожесточение не находило уже предмета мести, так как все было истреблено беспощадно. Тогда Тит приказал весь город и храм сравнять с землей; только башни, возвышавшиеся над всеми другими: Фазаель, Гиппик, Мариамма - и западная часть обводной стены должны были остаться: последняя - для образования лагеря оставленному гарнизону, а первые три - чтобы служить свидетельством для потомства, как величествен и сильно укреплен был город, который пал перед мужеством римлян. Остальные стены города разрушители так сравняли с поверхностью земли, что посетитель едва ли мог признать, что эти места некогда были обитаемы. Таков был конец этого великолепного, всемирно известного города, постигший его вследствие безумия мятежников» (Иосиф Флавий . Иудейская война. 7. 1. 1).

Большинство исследователей считает, что здание претории находилось в крепости Антония, построенной Иродом. Она носила имя полководца Марка Антония - друга Ирода. Стояла башня в северо-западном углу храмовой горы. В ней же располагались казарма и темница. Это было самое надежное и защищенное место для игемона, который приезжал из Кесарии Маритимы (лат. приморская) в крайне неспокойный город во время больших праздников. Перед преторией находилась также площадь, где прокуратор совершал суд, сидя на каменном помосте, который назывался лифостратон (греч..lithos - камень, stronnynai - расстилать). Название Гаввафа (см.: Ин. 19: 13), по-видимому, происходит от арамейского габбета - возвышение. Башня Антония не сохранилась. Именно в районе этой цитадели Тит решил начать штурм города. «Тит отдал приказ солдатам разрушить фундамент Антонии для того, чтобы открыть всему войску удобную дорогу» (Иудейская война. 6. 2. 1). В западной части крепости сохранился фундамент. Крестоносцы построили на нем церковь, но она была разрушена в 1927 году землетрясением.


Лифостратон - место осуждения Спасителя. Тот каменный помост, на котором сидел Понтий Пилат, совершая суд над Узником, не уцелел. Современный паломник может видеть сооружение, сложенное из камней разрушенной Антониевой башни. Здесь был двор, куда, по-видимому, возбужденная толпа привела Узника. Сюда же вышел Пилат и спросил: «В чем вы обвиняете Человека Сего» (Ин. 18: 29). Согласно римскому судопроизводству, «невинный, если не будет обвинен, не может быть осужден» (nocens nisi accusatus fuerit, condemnari non potest). Приведшие Узника ответили высокомерно: «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» (Ин. 18: 30). Искушенный и опытный прокуратор не мог не понять, что вожди народа хотят не суда, а только утверждения приговора синедриона. Римский судья отказался выполнить их требования и осудить Иисуса на основе голословных обвинений: «Возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (Ин. 18: 31). Эти слова до известной степени умерили напор иудеев: «Нам не позволено предавать смерти никого» (Ин. 18: 31). Здесь же, в этом дворе, игемон, желая унять страсти иудеев и угодить им, приказал подвергнуть Узника бичеванию. Биение осужденного совершалось обычно перед самой казнью. Но прокуратор, как свидетельствует апостол Иоанн Богослов, повелел это сделать воинам еще до приговора. Удары наносились тройными бичами, на концах которых были свинцовые шипы или кости. Спаситель мира во дворе претории подвергся изощренному мучительству. На главу Иисуса надели сплетенный из терна венец. Шипы изъязвляли голову Узнику. Особенно болезненно впивались иглы, когда воины били тростью по голове. Плащаница сохранила вещественные свидетельства этих истязаний.

Сохранилась темница, в которой в течение нескольких часов содержали под стражей Иисуса Христа. Спустившись по каменным ступеням, входишь в мрачную пещеру, выдолбленную в скале. Там же каменная скамья с двумя отверстиями для ног. Снизу ноги сковывались цепью. Здесь Господь наш готовился через несколько часов претерпеть еще большие страдания - мучительнейшую смерть на Кресте. Осознали ли мы почти за 20 веков, какой ценой мы искуплены от вечной смерти?! Небольшое пространство отделяет эту темницу от тюрьмы, в которой содержались Варавва и другие разбойники. У стен - каменные скамьи и кольца для цепей.

Здание, в нижней части которого находится место заточения Спасителя, принадлежит греческому монастырю. В нем устроена церковь в память уз Христовых. Каждый год в Великую пятницу от темницы Спасителя начинается крестный ход с участием Иерусалимского патриарха.

Крестный путь

Путь страданий Спасителя начался от претории. Измученного и окровавленного Христа свели по лестнице дворца. Часть этой лестницы (28 ступеней) (La santa Scala) была позднее перенесена в Рим и помещена в церкви мученика архидиакона Лаврентия. Ступени эти, которых касались ноги Божественного Страдальца, стали благоговейно почитаемой христиана-ми святыней. На них капала кровь Спасителя. Лестница сверху покрыта деревянными панелями, но в тех местах, где сохранилась кровь Иисуса Христа, устроены застекленные круглые окошки.

«И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие (Мф. 27: 31). У иудеев казнь совершалась вне города. Первомученика Стефана побили камнями, «выведя за город»(Деян.7: 58). Тесные улицы Иерусалима не позволяли множеству народа сопровождать осужденного на казнь. Впереди обычно шло лицо, которое публично от лица власти объявляло приговор. В центре шел, неся Крест, Спаситель. Рядом находились еще двое осужденных. Остальное пространство, видимо, заполнила когорта. Множество народа шло, по-видимому, сзади. Процессия направлялась к Судным вратам. Измученный ночным судом, заточением и бичеванием Иисус упал под тяжестью Креста. Это место отмечено польской католической часовней, стоящей на пересечении Крестного пути и улицы Аль-Вад, недалеко от Армянского патриархата Иерусалима. Предание гласит, что Матерь Божия, когда процессия направилась к Голгофе, обратилась к Пилату с молением о пощаде Сына, но получив отказ, поспешила догнать печальное шествие ближайшею дорогою. Можно предположить, что встреча эта произошла на месте, где сейчас стоит армянская часовня Мучений Богородицы. Здесь стоял когда-то византийский храм V-VI веков. За пересечением Крестного пути с улицей Ал-Байрам стоит храм святой Вероники. По преданию, на этом месте она с состраданием подала Иисусу плат, чтобы Он отер кровь и пот со Своего лица. Божественный лик запечатлелся на плате, который хранится в соборе святого Петра в Риме. На улице Via Dolorosa близ греческого монастыря святого Харлампия указано место, где Иисус Христос обратился к иерусалимским женщинам, которые плакали и рыдали о Нем: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23: 28). В 70-и шагах от храма Гроба Господня находятся Судные врата. Это - черта города в дни земной жизни Иисуса Христа. Здесь последний раз объявлялся приговор осужденному. С этого момента приговор становился окончательным. В 1859 году этот участок земли (пустырь с развалинами) был приобретен русскими для постройки здания консульства. При подготовке фундамента была расчищена трехметровая стена и древняя мостовая. В 1883 году под руководством архимандрита Антонина (Капустина) здесь были проведены археологические раскопки, в результате которых были обнаружены плиты Судных врат. Стопы Божественного Подвигоположника касались их. Над ними в 1896 году воздвигли храм благоверного князя Александра Невского. Сейчас эта святыня находится под стеклом. Над ней возвышается Распятие. Мы посетили церковь святого Александра Невского, молитвенно переживая великие евангельские события, свидетелями которых были эти камни.

Давно замечено: чем святей место, тем обнаженней наша человеческая немощь. Вдоль Крестного пути современный паломник проходит под непрестанные зазывные крики торговцев. Нигде не видишь столько лавок и магазинчиков, как на этом великом пути, которым Спаситель шел, чтобы искупить нас от греха. Не должно никого осуждать. Полезней вздохнуть и о своей греховности.

Место казни находилось недалеко от города (см.: Ин. 19: 20), вне врат (см.: Евр. 13: 12), у северо-западной стены Иерусалима. Узнику предстояло взойти на невысокий холм, ставший самой известной горой из всех великих и малых возвышенностей мира. Ее греческое название Голгофа происходит от еврейского Гулголет, то есть «череп», поскольку ее круглая форма придавала ей сходство с верхней частью человеческой головы. Иисуса ожидали самые мучительные часы. Умерщвление человека на кресте было одним из самых жестоких изобретений языческого мира. Римляне, воспринявшие эту изощренную казнь у карфагенян, не применяли ее к своим гражданам, а только к рабам и инородцам. Пригвожденный к кресту в течение многих часов, а иногда и нескольких дней испытывал нарастающую острую боль в запястьях и ступнях, пронзенных гвоздями, на которых висело тело. Напряженное состояние тела усиливали мучения, причиняемые многочисленными кровоточащими язвами, покрывавшими спину и грудь после бичевания. Неестественное положение грудной клетки вызывало удушье. Казнимого мучила жажда. В соответствии с существовавшим обычаем ему давали смесь вина со смирной. Она одурманивала и притупляла сознание. Спаситель, желая в полном сознании совершить Свой крестный подвиг и испить чашу страданий до конца, от напитка отказался (см.: Мк. 15: 23).

Гору Голгофу современный паломник увидеть не может: она давно находится в пределах храма. Начало строительства первой церкви на этом святейшем месте церковная летопись относит к 326 году, когда в Святой Град прибыла равноапостольная Елена. Закончен он был через восемь лет после ее кончины - в 335 году. Освящение храма Воскресения Христова дало начало православному празднику - Воскресение Словущего (13/26 сентября). Во время массового разрушения христианских святынь Палестины в 614 году персидским царем Хосровом II была уничтожена и церковь Гроба Господня. Крест жестокий гонитель христианства увез в Ктесифон. Византийский император Ираклий в результате успешных походов вернул Крест и отвоевал Иерусалим в 628 году. Император сам решил водрузить Крест на Голгофе. Незримая сила препятствовала ему торжественно въехать в Святой Град. Тогда он снял царское облачение, надел простые одежды и смог пешком войти в Иерусалим. В 636 году храм Воскресения Христова был вновь построен. В 1010 году храм сильно пострадал от губительного пожара. Нынешний храм был построен в XII веке крестоносцами. Внутри он в течение последующих веков неоднократно перестраивался.

Много дорог ведет путника в Святой Город, несколькими тесными улицами можно подойти к главному храму всего христианского мира, но вход в него один. Паломник попадает в atrium - замкнутый с трех сторон каменный двор, расположенный перед южной стеной. Здесь местами сохранились остатки колоннады, с трех сторон некогда окружавшей площадку. Над широким входом находится декоративная арка. По обе стороны дверей расположены колонны - по три с каждой стороны. Средняя колонна слева имеет глубокую опаленную по краям трещину. Она напоминает о чуде, которое было в правление турецкого султана Мурата Правдивого в 1579 году. Тогда армянам удалось через Иерусалимского пашу добиться разрешения их патриарху принять Благодатный огонь. Православный Иерусалимский патриарх Софроний IV вместе с другими православными не был допущен в храм. Он молился у входа при запертых дверях. Но тщетно армянский патриарх молился в кувуклии: огонь так и не сошел. Вдруг одна из колонн расселась, и из трещины в мраморном столбе вышел святой огонь. Иерусалимский патриарх зажег от него свечи и передал другим. Приведу более подробный, изобилующий живописными деталями рассказ инока Парфения (Агеева), автора известной книги «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле постриженика Святой Горы Афонския»: «Во едино время, когда греки были до конца отягчены турецким игом, богатые армяне вздумали вытеснить греков от Гроба Божия и из Воскресенского храма: собрали великую сумму денег и подкупили иерусалимское начальство, уверяя неверных, что святый свет сходит не ради греков, но ради всех христиан, и ежели мы, армяне, будем там, тоже получим. Турки сделали по армянской воле и утвердили, чтобы армянам одним получать святой свет. Армяне весьма возрадовались и писали по всем землям к своим единоверцам, чтобы шли больше на поклонение, что их воля, и сошлось их многое множество. Наступила Великая суббота; армяне все взобрались в храм, а греков бедных турецкое воинство выгнало вон. О, какой неизреченной горести и скорби исполнились греки! Едино было им утешение - Гроб Спасителя, и от того их отлучили и святые врата для них затворили! Армяне - внутри церкви, а православные на улице; армяне веселятся, а греки плачут; армяне торжествуют, а греки горько рыдают! Православные стояли против святых врат на площади, а кругом стояло турецкое воинство: караулили, чтобы не было бунта. Как сам патриарх, так и все стояли со свещами, имея надежду хоть от армян в окно получит благодать. Но Господь восхотел другое устроить: показать истинную веру Своим огненным перстом и утешить Своих истинных рабов - смиренных греков. Уже пришло время, в которое сходит благодать, но ее нет; армяне испугались, начали плакать и просить Бога, чтобы послал им благодать; но Господь не услышал их. Уже полчаса прошло и более, а святого света нет. День был чистый и красный. Патриарх сидел на правой стороне. Вдруг ударил гром, и на левой стороне средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел огонь пламенем. Патриарх встал и зажег свои свещи, и от него зажгли все православные христиане. Тогда все возрадовались и возвеселились; а православные арабы от радости начали прыгать и скакать и кричать: “Ты еси един Бог наш Иисус Христос; едина наша истинная вера - православных христиан”! И начали бегать по всему Иерусалиму и подняли по всему граду шум и крик. Они и до днесь творят сему память, прыгают и кричат кругом Божия Гроба, хвалят единого истинного Бога, Иисуса Христа, и ублажают православную веру. Воины же - турки, кругом стоявшие на страже, видевшие сие чудо, - весьма удивились и ужаснулись. Из числа их один, именем Омир, стоявший у Авраамиева монастыря на страже, тотчас уверовал во Христа и закричал: “Един истинный Бог - Иисус Христос; едина истинная вера - православных христиан!” - а сам прыгнул вниз к христианам с вышины более 15 аршин, и ноги его ступили на твердый мрамор, как на мягкий воск; и до днесь видны два следа его, изображенные, как на воску; хотя неправославные и стараются их загладить, но я еще своими очами видел и своими руками осязал их. И колонна с трещиною опаленная стоит. Воин же Омир, спрыгнув, взял свое оружие, железом воткнул в камень, как в мягкий воск, а сам беспрестанно прославлял Христа. За сие турки отсекли ему голову, а тело его сожгли; кости же его греки собрали, положили в раку и поставили в женском монастыре великой Панагии, где они до днесь источают благоухание. Армяне внутри у Гроба Божия ничего не получили, остались с одним стыдом. Паша Иерусалимский и прочие турецкие начальники весьма вознегодовали на них, хотели их всех изрубить, но убоялись султана, только наказали их тяжко».

В рассказах об этом чуде в литературе имеются расхождения о времени события и способе появления огня. Это неизбежно, потому что паломники, писавшие об этом немало времени спустя, пользовались устными рассказами. Основные факты в этих повествованиях все же полностью совпадают: огонь вышел из колонны, православный патриарх не был допущен турецкой охраной в храм и т.д.. Опаленная Благодатным огнем расселина в колонне - первая святыня, которую благоговейно целует приехавший к иерусалимским святыням путешественник.


Храм Гроба Господня открывается в 4 часа утра. Это делает ежедневно привратник и хранитель ключей храма Гроба Господня Ваджих Нусейбе. Должность эта родовая. В 638 году халиф Омар ибн аль-Хаттаб овладел Иерусалимом. Вскоре прибыла знатная арабская семья Нусейбе. Ей халиф Омар вручил ключ от главной христианской святыни. Вот уже 1370 лет этот мусульманский род хранит и передает его из поколения в поколение (от отца к старшему сыну). В 7 часов вечера привратник закрывает двери главной святыни и идет домой. Живет Ваджих Нусейбе на улице Ирода близ Яффских ворот. В его обязанность также входит запечатывать кувуклию до того, как в нее войдет Иерусалимский патриарх в Великую субботу.

Крестный путь Спасителя закончился на Голгофе. Это высший пункт дороги скорби. Здесь Господь вошел на Крест. Сейчас туда внутри храма, направо от входа, ведут две лестницы в 18 ступеней. Место в скале, где был установлен Крест Спасителя, покрыто мрамором. Над углублением, в которое был водружен Крест, находится греческий православный престол, не отделенный от остального храмового пространства иконостасом. За престолом установлено Распятие. У Креста - Пресвятая Богородица и любимый ученик Иоанн. На полу можно увидеть два черных круга. Здесь стояли кресты двух разбойников. Три углубления в скале, в которых стояли кресты, составляют треугольник. Крест Божественного Страдальца был в его западном угле. В северном углу был крест покаявшегося разбойника, а хулившего - в южном. Иконографическая традиция точно изображает Крест Иисуса Христа в центре.

Паломник может увидеть часть скалы Голгофы: справа и слева от престола. Видна расселина в скале: «И земля потряслась; и камни расселись» (Мф. 27: 51).

По обычаю, казнимого обнажали перед тем, как пригвоздить к древу. Одежды доставались палачам как трофей - spolium (добыча). Так как Иисуса на распятие вели четыре воина, они и разделили одежды Его на четыре части. Хитон же, сотканный, по преданию, Его Матерью, был не сшитый, а весь тканый (см.: Ин. 19: 23). Чтобы не раздирать его, воины бросили жребий, и он целиком достался одному из них. Исполнилось еще одно ветхозаветное пророчество: «Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои. Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя. Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий» (Пс. 21: 17-19).

Тут же, на Голгофе, у южной стены храма Воскресения - католический алтарь Пригвождения к Кресту. Название свидетельствует, что на этом месте претерпел в очередной раз Спаситель муки. Воины вбили длинные гвозди в руки и ноги Его, чтобы прикрепить тело к древу Креста. Точность евангельского повествования подтвердило археологическое открытие, сделанное близ Иерусалима (в Гив"ат ха-Мивтар) в 1968 году. Было открыто несколько погребальных пещер, относящиеся к первому веку по Р.Х. В одной из пещер был обнаружен каменный погребальный сосуд. В нем были кости двух погребенных. Среди них - страшное свидетельство: правая и левая пяточные кости были соединены вместе 14-сантиметровым железным гвоздем. Под шляпкой гвоздя были обнаружены кусочки древесины акации, а сам гвоздь изогнулся на сучке оливкового дерева. Изогнувшийся гвоздь при погребении вынуть из кости не удалось.

Мучение на Кресте продолжалось около шести часов. Когда наступила смерть, Иосиф из Аримафеи, ученик Иисуса, просил Пилата о том, чтобы снять тело Иисуса. Снятое с Креста тело Господа было приготовлено по тогдашним иудейским обычаям к погребению. Умершему закрывали глаза. Затем тело обмывали и натирали благовониями. «Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин. 19: 39). Смирна - сильно благоухающая смола миррового дерева. Из алоэ вырабатывалась ароматическая мазь. В приведенном евангельском тексте речь идет о римской литре - единице веса, в которой 327,45 грамма. Следовательно, святой Никодим принес почти 33 кг. Видимо, не все принесенное благовоние пошло на помазание тела, часть его была положена в гроб, чтобы источался аромат.

Снятое с Креста тело Иисуса было положено на то место, где сейчас находится камень Помазания. Ровная поверхность камня и правильная прямоугольная форма говорит о том, что он подвергся обработке. Плита эта имеет мраморное окаймление по всему периметру. Камень сильно благоухает. Греческие паломники привозят с собой жидкое благовоние и возливают на него. В этом благочестивом обычае проявляется любовь к Умершему за нас Спасителю, Чье пречистое тело было помазано на этом камне. В Великую пятницу здесь совершается православный чин Погребения Плащаницы. Камень Помазания - первая святыня, к которой прикладывается паломник, войдя в полутемный притвор храма Воскресения.

Когда совершилось миропомазание, обвитое льняной плащаницей тело было отнесено к выдолбленной в скале пещере, находившейся примерно в 40 метрах от Распятия. «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин. 19: 41). Обычно тела умерших такой позорной казнью, какой было распятие, воины снимали с крестов, относили в ближайшую пещеру и оставляли там. Положенные без каких-либо погребальных обрядов трупы вскоре поедали шакалы или другие дикие животные. Но по отношению к Иисусу исполнилось пророчество святого Исаии: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53: 9). Праведный Иосиф из Аримафеи был богат. Знатность этого ученика Спасителя дала ему возможность войти к римскому прокуратору и получить разрешение снять с Креста тело своего Учителя. Времени оставалось мало. Иисус умер в девятый час (около 3 часов дня по-нашему). С появлением на небе звезды начиналась суббота. Совершать погребение в день покоя закон запрещал. Омыв тело и помазав его благовониями, Иосиф с Никодимом внесли в гробницу и положили на высеченную в стене скамью. Отдав последнее целование, они вышли и закрыли вход большим камнем. Здесь, в этой пещере, Спаситель воскрес.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Сочные котлеты из свинины с рисом
Готовим макароны в мультиварке рецепты
Овощной кугель - безумно вкусно, быстро и легко!