Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Икона с собачьей головой. Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание

Икона - образ, к которому мы обращаемся в своих молитвах. Это некий посредник между нами и святым, изображенным на полотне. И, наверное, для только ступивших на духовный путь православных верующих будет удивительным то, что есть некий мученик Христофор Псеглавец, изображаемый на иконах с головой собаки.

Житие

Святой Христофор Псеглавец родился в III веке нашей эры в Римской империи. По преданию, он был настолько красив, что, не желая искушать греховными помыслами окружающих, молил Господа обезобразить себе лицо. Бог сделал так, как и просил Христофор, увенчав его тело головой пса.

До крещения святой носил имя Репрев, что означало «непригодный». Христофор исповедовал веру в Иисуса Христа, еще будучи не посвященным в великое таинство. Многие люди открыто протестовали против его слов и даже избивали его. Христофор со смирением сносил все побои и издевательства, продолжая нести в мир веру Христову.

К императору Декию

Однажды святой Христофор за очередную проповедь во был побит неким Вакхом, служащим у императора. К удивлению воина, святой перенес побои со смирением. После этого к Христофору пришла целая армия численностью в 200 человек и повела ни в чем не повинного юношу к императору. На пути ко дворцу происходили небывалые чудеса: трость, на которую опирался Христофор, внезапно зацвела. Дорога к императору была долгой, и вскоре воины пожелали есть. Но хлеба на всех не хватало, поэтому многие остались голодны. Христофор, подобно самому Иисусу Христу, совершил чудо - приумножил пищу так, что все насытились ею вдоволь.

Армия, сопровождавшая святого, поразилась этим чудесам. Все воины уверовали во Христа и решили креститься, что они и сделали, вернувшись домой.

Жестокие мучения

Император, с нетерпением ждавший возвращения армии с проповедником веры Христовой, встретил Христофора с ужасом - такой безобразной внешности он еще никогда не видел.

Но это не помешало Декию принудить святого отречься от Господа. Для этого он подослал двух девиц, которые обманным путем должны были заставить Христофора принести жертву языческим богам. Но при общении со святым некогда блудницы уверовали в истинного Господа. Они были обращены в христианство.

Придя к императору, женщины провозгласили себя верующими в Иисуса Христа, за что их казнили. Воины, сопровождавшие Христофора, также были убиты за обращение в христианство. Самого святого Декий приказал бросить в раскаленный ящик. Христофор по милости Божией не чувствовал никакой боли. Император, оказавшийся вне себя от ярости, продолжал пытки и мучения святого. В конце концов страдальцу отрубили голову.

Несмотря на свою недолгую жизнь, святой Христофор Псеглавец смог обратить тысячи идолопоклонников в христианство. Многие, узнав о его тяжелой смерти и невредимости во время мучений, желали креститься во имя Христа.

После казни святого один из епископов смог забрать тело Христофора для погребения, подкупив воинов. Смерть угодника Божьего плохо отразилась на самом императоре: он заболел странной болезнью, от которой никак не мог излечиться. Этот недуг доставлял ему много боли и мучений. В тот момент Декий осознал, что всему виной убийство Христофора. Обессиленный император подозвал к своей постели жену и попросил частицу тела новопреставленного. Декий был уверен, что именно так он сможет излечиться и избавиться от страшных страданий и мук. Воины смогли собрать землю, на которую была пролита кровь святого. Они смешали ее с водой и дали императору выпить. Сделав несколько глотков, Декий скончался. Вот так и окончил свое существование жестокий император. Его мучения прекратил святой Христофор Псеглавец, житие которого осталось в веках.

Другая версия появления необычного образа

Отдельные исследователи считают, что существование такой странной для православной верующих иконы, на которой святой изображен с собачьей головой, связана с деятельностью коптов-египтян, уверовавших во Христа. Как известно, жители этой страны в ранние времена были язычниками, поклонявшимися множеству богов. Эти идолы часто изображались с головой птицы, кошки, лошади и т. д. Образ святого Христофора совместил в себе черты православной веры и отголоски язычества. Этому тоже есть свое объяснение: копты, желая распространить христианскую религию на египетской земле, носили с собой икону святого Христофора. Таким образом, переход от идолопоклонства к истинной религии был для южных жителей гораздо легче.

Иконы святого Христофора

Православная и по-разному интерпретируют внешний вид этого святого. Вплоть до XVII века мученик изображался с головой собаки. В России считалось, что угодник Божий происходил из рода кинокефалов, в котором все люди рождались с подобными особенностями. С другой стороны, икона святого Христофора с головой собаки должна восприниматься символически. При этом его ужасающая внешность рассматривается как признак былого идолопоклонства и жестокости.

В католической церкви сформировалось несколько иное отношение к Христофору. В переводе с английского его имя означает «носитель Христа». Именно поэтому на западнохристианских иконах святой изображается как великан, несущий на своих плечах младенца Иисуса. Одна из летописей, составленная иноком Доминиканы в далеком XIII веке, гласит, что однажды святой мученик Христофор, будучи еще не крещеным, переносил через речку малыша, который ему показался невыносимым грузом. Святой ощущал себя так, будто на своих широких плечах он держит всю землю. Догадки Христофора не подвели: он перенес на себе самого Иисуса Христа, явившегося ему в образе ребенка.

Образ святого-великана лег в основу многих зарубежных произведений литературы, музыки и живописи Средневековья. Также в 18-м веке наблюдалась тенденция возведения скульптур Христофора в храмах Европы. Подобные святыни сохранились во Франции, в Считалось, что верующий человек должен хотя бы раз в день помолиться перед этой скульптурой. Это спасает от внезапной смерти и других напастей.

В период Реформации скульптуры святого-великана были удалены практически во всех уголках Европы с внешних стен соборов и храмов.

Те, кто видел западную и русскую икону Христофора, не смогут узнать святого на полотнах византийских иконописцев. На них он изображен как юноша в патрицианских одеждах или в доспехах. Такими фресками были украшены некоторые соборы и храмы Византии.

Чудеса

Наибольший интерес у многих вызывает именно та икона святого Христофора, на которой он изображен с головой собаки. Самой древней иконой святого считается образ, датированный 6-м веком. На этой иконе мученик изображен рядом с другим святым - Георгием Победоносцем. Оба юноши облачены в доспехи и держат копья. Между ними расположен крест.

Особое почитание святого Христофора на Руси пришлось на XVI век. При этом люди молились перед иконами мученика, изображенного и воином, и кинокефалом. Считалось, что в древние времена Христофор защищал русские города от всяких напастей, в том числе от болезней. Удивительным кажется факт прекращения эпидемии в Москве, совпавший с началом постройки храма в Кремле в честь данного мученика. В это же время в Новгороде заразная болезнь начала отступать после возведения храма в честь святого Христофора.

Сохранившиеся образы

Многие древние иконы святого Христофора дошли и до наших дней. Часть из них хранится в музеях и галереях. Если вам удастся посетить Третьяковскую галерею в Москве, то вы сможете там увидеть одну из дверей иконостаса Троицкого храма, расположенного в Архангельской области, на которой изображена икона Христофора. Данные шедевры интересны тем, что на них мученик представлен в полный рост и с собачьей головой.

В Историческом музее сохранилась небольшая иконка святого, находившаяся в частной коллекции. На ней Христофор, облаченный в доспехи и красный плащ, молится перед Господом Богом, находящимся на небесах и взирающим на Своего Угодника. Святой предстает пред нами как прекрасный юноша, а не безобразный кинокефал. Кажется, будто этот образ - картина не внешнего, а внутреннего состояния, ведь именно такой прекрасной, чистой и всеобъемлющей была душа Христофора.

Решение об изменении иконы

Святой Христофор широко почитался в России вплоть до XVIII века. Именно в это время в стране встал вопрос о том, как мученик должен быть представлен на иконах. Одни протестовали против его изображения с головой пса, считая это абсолютно недопустимым, в то время как другие уже привыкли к такому образу. В связи с этим подобные иконы еще долго оставались у русского населения.

Все решилось во время правления Петра I. Священный Синод постановил, что подобные изображения, противоречащие человеческому естеству, являются непотребными, в связи с чем первоначальный образ Христофора заменили прекрасным юношей в доспехах. При этом законодательный орган государственной власти все же советовал не принимать подобных жестких решений относительно икон, широко почитаемых в народе.

Живший в то время известный святитель Дмитрий Ростовский был категорически против изображения Христофора в виде кинокефала. Того же мнения придерживался и митрополит Антоний, который обратился в Священный Синод с просьбой переделать икону великомученика, изобразив его с человеческой головой. Ходатайства священнослужителей не увенчались успехом. Маленькие иконы и образы продолжали успешно продаваться во всех церковных лавках.

И только в отдельных соборах и церквях умелые иконописцы исправляли изображения Христофора Псеглавца. Следы подобной реставрации в этих храмах можно заметить и сейчас - на нимбе угодника Божьего виднеется линия от исправленного лика собаки.

Стоит отметить, что после 18-го века святой мученик Христофор изображался уже не только с собачьей, но и с лошадиной головой. Одна из таких икон сейчас хранится в России, в Музее религии. Некоторые исследователи считают, что новое изображение великомученика связано с неумением иконописцев вырисовывать голову пса, хотя многим подобный довод кажется неубедительным.

Почитание Христофора в других странах

В католической церкви день памяти святого отмечается 24 июля. Следует отметить, что эта дата была исключена из общего календаря Ватикана в конце 60-х годов 20-го века. Тем не менее, жители Европы продолжают почитать святого Христофора и отмечать его престольный праздник.

Мощи святого, некогда хранившиеся в Византии, были вывезены в один из городов Хорватии. Именно благодаря их чудотворной силе местные жители были спасены от вражеской осады. В честь мученика хорваты назвали одну из прибрежных крепостей.

В западнохристианской религии Христофор принадлежит к святым, покровительствующим путешественникам. Именно по этой причине официально исчезнувший из списка угодников Божьих мученик почитается моряками, таксистами, машинистами. В России святой Христофор - покровитель водителей. А в некоторых странах Европы есть отдельные центры, специализирующиеся на выпуске медальонов, предназначенных для путешественников.

На монетах, которые часто помещаются в машине, есть надпись, которая гласит, что тот, кто верит в этого мученика, не погибнет в автокатастрофе. Вот так заботится о нас святой Христофор. Амулет, созданный в его честь, будет иметь подобную силу, если искренне верить в заступничество мученика.

По молитвам святой Христофор способен исцелить от зубной боли и облегчить состояние больного эпилепсией. Мученик может спасти человека от удара молнией, от заразного заболевания. К Христофору в молитвах часто обращаются торговцы и садовники.

Некоторые населенные пункты и даже острова находятся под защитой мученика. Это город в Хорватии на острове Раб, г. Роермонд, находящийся в Нидерландах, Вильнюс и другие.

Покровитель Литвы

Святой Христофор является опекуном данной страны. Его изображение можно увидеть на Как и говорилось ранее, в западнохристианской культуре он изображается великаном. Именно такую скульптуру установили в середине прошлого века на территории костела Святого Николы. В честь Христофора также была названа одна из школ и главный оркестр Вильнюса.

В Литве мученик является покровителем творческих людей - работников искусства, живописи, певцов, благотворителей и т. д. Один из главных музыкальных конкурсов страны назван в честь Христофора. Желанный приз - небольшая скульптура святого. Эта награда в Литве считается очень почетной.

Собор Христофора в Гаване

В начале 18-го века на Кубе был выстроен храм в честь этого великомученика. До сих пор неизвестно, кто является автором данного сооружения. Предполагают, что собор святого Христофора выстраивался по проекту одного из иезуитов, так как постройка по своему стилю сильно отличается от остальных храмов Гаваны. Внутреннее убранство составляют фрески с изображением и Успения Царицы Небесной. Церковь святого Христофора хранит в своих стенах статую покровителя храма, создание которой относят к 17-му веку.

Монастырь в честь мученика Христофора

Данный комплекс является заброшенным. Расположенный в Египте, он приютил в своих стенах несколько старых монахинь. Сейчас в нем нет важных святынь. Но тем не менее, инокини продолжают молиться за весь мир Богу и угоднику Христофору, вспоминая его мучения во имя Христа.

Святой Христофор - покровитель водителей

Этого мученика поначалу считали защитником путешественников только в католической церкви. Ведь именно оттуда пришла версия о существовании великана, переносившего людей через бурный речной поток. Считается, что одно время святой мученик Христофор Песьеглавец жил на побережье отшельником, изредка помогая людям перебираться на другой берег. Именно тогда к нему явился Христос в образе ребенка, которого мученик перенес через реку. Есть мнение, что именно Иисус дал отшельнику имя Христофор - «несущий Христа».

В первое время святой особо почитался мореплавателями. С появлением наземного транспорта - а затем и автомобилей - Христофор стал оберегом для автомобилистов, а также для тех, чей труд связан с ношением тяжестей - комплектовщиков, грузчиков и других.

Медальоны

В настоящее время стала очень популярной продажа амулетов, освященных в честь этого мученика. Конечно, приобрести их и повесить их в машине не возбраняется, но при этом нужно помнить, что спасителен не сам медальон, а ваша вера. Если относиться к подобным вещам с точки зрения фетишизма, то о православии здесь не может быть и речи. Такое мировоззрение очень близко к язычеству, когда люди буквально обожествляли деревянных идолов. Поэтому прежде чем приобретать подобные вещи, трезво оцените свое отношение к религии. Если в вашем сердце действительно теплится спасительный огонек веры, можете спокойно приобретать подобный медальон.

Молитвенное обращение

Попросить помощи у святого можно посредством молитвы. Она имеет особенную силу, если взывать к Высшим силам с верой и искренностью. Молитва святому Христофору содержит обращение к главному Творцу нашего мира - Господу. В этих строках мы подтверждаем Его всемогущество, прося помочь нам благополучно добраться домой. В молитве мы взываем к милосердию Бога, говоря о том, что Господь вездесущ и всемогущ. А в конце мы вспоминаем имя мученика Христофора, призывая его молиться о наших душах и спасении.

Стоит заметить, что молимся мы святым для того, чтобы те были нашими заступниками перед лицом Божиим. Неверно думать, что какой-либо угодник главенствует. Любой святой - это посредник между нами и Господом. Поэтому, прося о помощи, не забывайте молиться самому Богу.

Достоверность жизнеописания Христофора

У некоторых людей после ознакомления с житием святого возникают отдельные вопросы по поводу реальности его существования. Конечно же, основной темой для подобных полемик является внешность Христофора. Вполне возможно, что приписывание ему уродства есть не что иное, как ошибка переводчиков. Христофор происходил из рода cananeus, что было транскрибировано как «собачий». Не исключено, что это слово нужно было перевести как «хананит», что означало одну из средиземноморских провинций. Тогда получается, что Христофор по своей наружности был самым обычным человеком, проявившим непоколебимую веру в Господа.

Исследователи также обнаружили некоторые исторические несоответствия. Например, император Декий возглавлял Римское государство всего 2 года, тогда как в житии написано, что он казнил угодника Божьего на четвертом году своего правления. Есть утверждение, что Псоглавец святой Христофор был замучен другим императором - Максимином Дазой. Некоторые уверены, что под словом «Декий» подразумевалось не конкретное имя, а аллегория. «Дектиос» в переводе на русский означает «вместилище» (злых сил).

Тем не менее, святой Христофор, житие которого вызывает ряд сомнений, до сих пор почитается верующими за его чудеса, совершенные во время земного бытия и после смерти. И даже запрет Ватикана на упоминание Христофора в церковном календаре не смог повлиять на отношение к нему.

Это самый загадочный из всех святых, а иконы с его изображением до сих пор в опале у церкви. На них святой Христофор изображен с собачьей головой. Это может кому-то показаться богохульством. Но греки, создавая эти иконы, и не думали осквернять святые чувства.

Именно таких людей описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия по землям, где сейчас располагается пакистано-иранская граница…

О житии этого необычного святого с головой собаки можно найти немало упоминаний в церковной литературе. Согласно им, святой Христофор на вид был столь свиреп, что римский император Деций Траян, правивший в 250-е годы, впервые увидев его, от страха упал со своего трона.

Георгий Александру, греческий писатель, собирая факты о житии святого апостола Андрея Первозванного, о котором он написал книгу «Воздвигший Крест во льдах», отыскал немало упоминаний о киноцефалах, племени, к которому мог принадлежать святой Христофор.

Как уверяет писатель, апостол Андрей побывал на северо-востоке Пакистана. Там он и встретил людей с непривычной и даже ужасающей внешностью. Об этих же племенах упоминал и путешественник Марко Поло. Это он назвал их киноцефалами. Описывая этих существ, он говорил, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. И все это для того, чтобы устрашать врагов.

Существуют разные версии, как Христофор с песьей головой стал святым. Вот что гласит легенда. Во времена императора Деция Траяна он был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину. Христофор говорил, что согласится служить тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться. Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул его и стал ревностным служителем Божьим, обратив в христианство множество народа.

По другой же версии великан Христофор согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете!

Пытаясь крестить население Ликии, Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика. Правда, в 1722 году Священный синод постановил не рисовать святого Христофора с песьей головой…
Впрочем, согласия по поводу места рождения святого Христофора среди историков, как древних, так и нынешних, нет.

Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов, которое знаменито по первым крестовым походам, имело дружеские отношения с киноцефалами. Почему же собакоголовых боялись? Говорят, будто, убивая, они с жадностью припадали к ранам врагов и пили кровь.

Исследователь Адам Бременский излагает предание, что киноцефалы - это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере. О них осталось много легенд, часть из которых поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме ».

В ней говорится, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот. Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме - полярной ночи. Не исключено, что это современный Приполярный Урал.

Север России вплоть до XVIII века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Николай Карамзин упоминал, будто о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке. Причем среди обитателей Полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами. Да и путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. К тому же свидетели, видевшие псеглавцев, называли их жителями высокогорья. Но эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Так стало быть, племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем снежных людей?

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. - отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов - людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis - собака.

Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником. В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века.

Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи.

Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине». К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы.

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду.

По причине кажущейся современному человеку фантастичности легенды о святом Христофоре Римо-Католическая Церковь исключила его в 1969 году из списка общецерковных святых. Но потом видимо реабилитировала в связи с большим его почитанием на Западе (в основном как покровителя путешественников). Зайдите в любую церк. лавку при католическом храме - по количеству продаваемых освящённых фигурок святой уступает только разве изображениям Мадонны. Правда у католиков нынче он изображается исключительно в антропоморфном виде - путник, несущий на плечах Христа.

22 мая (9 мая по ст. ст.) Православная Церковь празднует день памяти святого мученика воина Христофора, пострадавшего за христианскую веру при императоре Деции около 250 года. Житие святого сообщает нам, что Христофор был выходцем из земли хананеев и до крещения имел имя Репрев (греч. – отверженный, осужденный). Сила его веры была так велика, что, видя ее, воины и блудницы, нанятые императором, стали христианами.

Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки. По одному сказанию, Христофор имел песью голову от рождения, так как происходил из страны кинокефалов – людей с собачьими головами. С кинокефалами иногда отождествляли хананеев, поскольку созвучное слово «канинеи» происходит от латинского canis – собака. Когда же будущий святой был крещен, он приобрел человеческий облик. По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

В Константинопольском синаксарии указывается, что собакоголовый облик святого и его происхождение из страны кинокефалов и антропофагов (людоедов) следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником . В Синаксарии преподобного Никодима Святогорца ничего не говорится о звероподобном виде Христофора, сообщается лишь, что тот имел уродливый лик.

В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива. Именно так святого изображали Иероним Босх, К. Витц, Альбрехт Дюрер и другие художники.

В искусстве Византии существовало несколько вариантов изображения мученика, которые сформировались уже в раннюю эпоху. Наиболее часто встречается образ юноши, облаченного в патрицианские одежды (как во фресках Дечан и церкви святого Климента в Охриде) или в воинские доспехи. Последний вариант представлен росписями Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия, 913–920 гг.), первого слоя церкви Агиос Стефанос (Х в.), церкви святых врачей в Кастории (конец XII в.) и в мозаиках монастыря Осиос Лукас (вторая четверть XI в.). На Руси изображение святого Христофора как юного воина сохранилось в арке диаконника церкви святого Георгия в Старой Ладоге (последняя четверть XII в.) .

Наиболее необычна и интересна иконография святого Христофора, изображаемого в зооморфном облике, с головой собаки. Древнейший известный образ Песьеглавца представлен на керамической иконке VI–VII веков из Македонии . Святой Христофор вместе со святым Георгием поражают змей. Оба мученика изображены с копьями, между ними – круглый щит и крест. Другое изображение святого с песьей головой, но уже не в воинских одеждах, находится в Византийском музее в Афинах.

Несмотря на то, что в Иконописном подлиннике XVI века новгородской редакции о святом Христофоре говорится, что он изображается «аки Дмитрий, риза бакан, испод празелен» , то есть в образе юноши-воина, в русском искусстве второй половины XVI века и в XVII веке получили распространение иконы святого Христофора с головой собаки. Более ранних примеров до нас не дошло, хотя они, по всей видимости, существовали: первые упоминания о днях памяти святого встречаются в месяцесловах XI–XII веков . Возможно, святого почитали как защитника от заразных болезней и эпидемий. Так, в Великом Новгороде в 1533 году была построена церковь во имя святого Христофора именно во время мора. В Москве одна из эпидемий, прекратившаяся в 1572 году, сопровождалась также построением в Кремле церкви во имя этого святого . К сожалению, никаких конкретных сведений ни о самом храме, ни о его внутреннем убранстве не сохранилось.

Типы русских икон, на которых изображается святой Песьеглавец, различны. В Государственном Историческом музее хранится Минея 1597 года на май месяц, где святой Христофор с открытой пастью и высунутым языком представлен в нижнем ряду святых, рядом со святителем Николаем. В Государственной Третьяковской галерее находится северная дверь иконостаса второй половины XVI века из церкви Троицы в селе Кривом, (Архангельская область), в Череповецком художественном музее – дверь в жертвенник второй половины XVII века. Эти монументальные изображения в рост отличаются по характеру от более камерных, небольших по размеру моленных икон святого, писавшихся, по всей видимости, для частного заказчика. Одна из таких икон – середины XVII века из бывшего собрания П.И. Щукина (ныне в Государственном Историческом музее) – имеет в нижней части ожоги от ставившейся перед ней свечи. Святой в воинских одеждах и развевающемся алом плаще предстоит в молении Спасу Еммануилу, изображенному в левом верхнем углу в сегменте неба. Среди других икон мученика этот образ выделяется не только своей иконографией, но и особым настроением. Христофор представлен не как устрашающий и безобразный песьеглавец, но прежде всего как предстатель пред Господом, усердно молящийся за человеческий род.

Второй половиной XVII века датируется одна из икон небольшого деисусного чина, созданного для домашнего иконостаса (ныне – в Государственном Историческом музее). Это изображение святого Христофора отличается от всех указанных выше: мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке . В левой руке святой держит крест.

Изображение святого на иконе первой половины XVII века из Ростовского музея примечательно тем, что сопровождается поясняющим иконографию текстом. В надписи на фоне, по сторонам от нимба, сообщается, что святой мученик был «родом от песьих глав». В правой руке Христофор держит крест, в левой – опущенный меч.

Изображения святого Христофора Кинокефала встречаются также в монументальной живописи – в росписях церкви Успения в Свияжске (XVI в.), Преображенского собора (1563–1564 гг.) и церкви Николы Мокрого в Ярославле (1673 г.). Кроме того, мученик часто представлен в произведениях лицевого шитья, связанных с заказами именитого семейства Строгановых .

История почитания святого в XVIII веке полна противоречий. С одной стороны, на протяжении всего столетия неоднократно ставился вопрос о недопустимости его изображений с головой собаки, с другой – подобные иконы продолжали появляться и бытовать.

В 1707 году в ответ на распоряжение Петра I о соблюдении тех иконописных правил, что были приняты на Большом Московском соборе 1667 года, Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон «противных естеству, истории и истине» . К таковым относились и образы святого песьеглавца. Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия» . На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

По всей видимости, принятие решений относительно образов святого осуществлялось по усмотрению местного церковного начальства. Так, Московская консистория подвергла наказанию священника Варваринской церкви, допустившего изображение Христофора с песьей головой в храме. При этом известно, что подобные образы продавались в иконописных рядах и лавках Москвы .

В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. В росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: справа на нимбе виден абрис собачьего лика.

В музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века. Среди примечательных образов XVIII века – икона святых мучениц Софии, Веры, Надежды, Любови и святого Христофора, предстоящих Спасу Еммануилу (Государственный Исторический музей). Очевидно, что на ней изображены небесные покровители членов семьи заказчика моленного образа.

Необходимо отметить, что в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную. Форма черепа несколько меняется, становится более округлой, собачья пасть, некогда показывавшаяся заостренной, открытой или оскаленной, меняется на более добродушную лошадиную морду. В качестве примера можно привести икону конца XVIII века из Государственного музея истории религии, где святого с головой лошади, изображенного на фоне пейзажа в многоцветных доспехах, с крестом и копьем в руках, благословляет Христос. В собрании Исторического музея имеется иконная прорись XIX века – образец для иконописцев, на которой святой Христофор показан тоже с головой, похожей на лошадиную. Существующее объяснение произошедшего изменения в иконографии неумением иконописцев изображать голову собаки представляется неубедительным.

Изучение иконографии и истории почитания святого Христофора выявляет новые стороны русской религиозной жизни XVII–XIX веков.

Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М.А. Коростовцева. М., 1975. Сб. 1. С. 82.

Сарабьянов В.Д. Церковь святого Георгия в Старой Ладоге. М., 2002. С. 182–183.

Подробнее об этом образе см.: Балабанов К., Крстевски Ц. Керимачке иконе из Винице. Београд, 1991.

Цит. по: Снигирева Э.А. Образ святого Христофора: Предания и действительность // Проблемы формирования и изучения музейной коллекции Государственного музея истории религии. Л., 1990. С. 53.

Лосева О.В. Русские месяцесловы XI–XIV веков. М., 2001. С. 335, 355. священник. Животные в церковной живописи // О церковной живописи. Сб. ст. СПб., 1998. С. 234



22 / 05 / 2007

История не только необычнее, чем мы воображаем,
она необычнее, чем мы можем вообразить.

9 мая по новому (22 мая по старому) стилю день святого Христофора. В свое время это была одна из немаловажных в христианстве фигур.

В ризнице Покровского кафедрального собора Рогожской Слободы хранится старинная икона святого мученика Христофора, традиционно изображаемого с головой пса или лошади. Образ этого святого настолько интересен и многогранен, что требует детального исследования происхождения традиции изображать святого именно так, ведь после никонианской реформы его образ попал под немотивированный запрет. Начиная с 1722 года, в России все его изображения в храмах соскабливали и закрашивали.

Вот редкий кадр:


Святой мученик Христофор изображен в одном ряду с остальными мучениками.

Ниже примеры традиционного изображения святого Христофора.

Икона из Череповецкого музея, 17 век. (Христофор делает козу левой рукой, в которой красный православный крест.) Слева икона из Чудова монастыря Московского Кремля (якобы 16 век) и справа икона из Византийского музея в Афинах (якобы 13 век).

Житие Христофора, согласно восточной традиции христианства, это калька с жития остальных великомучеников: родился, жил, уверовал, творил чудеса, был схвачен и замучен за веру, казнен по приказу римского императора или прокуратора. Ну чего там еще выдумывать?

В западной традиции изображение святого Христофора, чье имя в буквальном переводе с греческого означает "несущий Христа", в основном основывается на «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, епископа Генуи.

Джованни Беллини (якобы 1468 год).

Великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но узнает, что тот боится Сатаны. Тогда он предлагает свои услуги Сатане, но понимает, что тот трепещет при виде Креста. Он отыскивает святого отшельника и спрашивает у него, каким образом можно послужить Христу. Отшельник отводит его к опасному броду через реку и говорит, что его большой рост и сила делают его отличным кандидатом для того, чтобы помогать людям пересекать эту опасную реку.
Он начинает перевозить путников через реку на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки мальчик стал настолько тяжел, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Но мальчик сказал ему, что он – Христос и несет с собой все тяготы мира. Затем Иисус окрестил Репрева в реке, и тот получил новое имя – Христофор, «несущий Христа». После чего Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку, и она чудесным образом прорастет и превратится в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (в западной традиции он выступает под именем Дагнус) заточил Христофора в тюрьму, где после долгих истязаний тот обрел мученическую кончину.

Парадоксальность западной версии истории святого Христофора заключается в том, что могущественный властелин, которому служит Христофор, оказывается Младенцем, воплощением слабости и беззащитности. Однако с другой стороны, этот младенец весомее и значительнее всего мира.

Очень интересно!

Потому что тут не один парадокс – их тут два. Один касается Христа, а другой Христофора.

Да, святой Христофор – это самый загадочный из всех христианских святых, а иконы с его изображением особо рьяным апологетам РПЦ кажутся богохульством, хотя Собор 1971 г. отменил все клятвы на старые обряды Большого Московского Собора 1667 года, на каноны, иконы и снял анафемы со старообрядцев.

Да, кому они нужны – эти положения Соборов! Никто никого в своих правах восстанавливать не собирается. Хотя именно таких созданий описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия на север.
Итак, согласно истории о святом Христофоре он был римлянином. А нам из традиционной римской истории известно, что римляне откармливали бойцовых собак – Мастин (мастифф), которые участвовали в битвах и были столь свирепы, что разрывали противника в клочья.

Это очень интересно, уж не служили ли репревы в римской армии?
А вот фреска из монастыря Томар, цитадели Тамплиеров в Португалии.



Правда, ангел без крыльев и если приглядеться, то вместо ангела замазанный песиглавец Христофор... даже точечки, где у собак усики, не замазали до конца.


Пальцем своей правой руки на Марию указывает, в горшке семь белых лилий - семь радостей Марии.


Ганс Мемлинг «Семь радостей Марии». 1480г.

Посох у Христофора интересный! Проросший, давший плод и с баннером «Аве Мария»


Очень примечательный посох и даже несколько знакомый!

Известная шишечка? Яблоко и змеи! Кадуцей!

«Мадонна с гранатом» Леонардо да Винчи «Мадонна с гранатом» Боттичелли!

Однако возвращаемся к песиглавцам.

Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов (знаменитое по первым крестовым походам), имело дружеские отношения с киноцефалами. На востоке о них также осталось много легенд, часть из которых Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».

Адам Бременский излагал предание о том, что киноцефалы – это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере.

Страна Амазонок располагалась тогда между Волгой и Доном, в районе Азовского моря (около Волго-Донского волока), так прямо и названа «Амазония» на карте Карла V и Фердинанда (16 век). Под Амазонией расположена Булгария.


Вот карта Фра Мауро. Амазония указана выше. Ниже по течению Волги – Эдиль, выше – Ведасуар (Веда – запрет, суар или сур – Юг).


В поэме «Искандер-Наме» Низами говорится о том, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы, и даже хобот у боевого слона. Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи. Не исключено, что это горы Путоран.

Южный берег Ледовитого океана вплоть до 19 века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Московиты, в частности, среди обитателей Полярного Севера упоминали людей с собачьими головами. Да, и путешественник Герберштейн в 17 в. писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

На карте Фра Мауро там указана империя Катай!

Да! Впечатляет!

В 20 веке свидетели, видевшие песиглавцев, называли их жителями высокогорья, но эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть песиглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Выходит, что племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем каких-нибудь снежных людей, как мы их сейчас называем.


Так кто же такой святой пес Христофор?

По своей основной функции – это паромщик, перевозчик через реку и по совместительству чудотворец. Однако есть мнение, что это и есть тот самый Кристобаль Колон – Христофор Крлумб, сокращенно Харон, стоящий на переправе в нижний мир, у реки забвения – Стикс.

Очень интересно!

Ведь и Христофор Колумб (Кристобаль Колон), отличился в свое время тем, что переправлял на рубеже 15-16 веков, бежавших от последствий катастрофы евреев, в Новый Свет. Не является секретом и то, что путешествие было в одну сторону. Прощание с родственниками и друзьями было навсегда. Выходит, что Атлантический океан – это и есть река Стикс, река забвения, ведь обратной дороги не было – это билет в один конец. Кстати, белые люди в Иберии должны были покупать билет, а черных людей из Нигерии перевозили бесплатно.

Выше по тексту, мы смотрели на карту Карла пятого (императора священной Римской Империи), на которой еще нет Америк. Но его потомки на троне: Изабелла – королева Кастилии и Фердинанд король Арагона финансировали переправу Христофора Колумба. Там видимо целый флот шел, а не утлая лодчонка. Ведь от азиатских беженцев, скопившихся на полуострове, нужно было как-то избавляться. Вот и сейчас – куда девать сирийских беженцев? Пока запакуют в Европу, а потом?

Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора 25 июля был удален Ватиканом в 1969 г., однако праздник остался в местных календарях католических стран. В Католической церкви Христофор является святым патроном путешественников, необычайно любим моряками, паромщиками и перевозчиками, особенно чтится в Испании.

Хранившиеся в свое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии.

Но при чем тут Харон?

А все дело в том, что в позднем варианте мифа о Хароне он уже является владельцем собственной лодки, однако сути это не меняет. Ведь это именно тот самый Харон-Репрев который перенес младенца Иисуса через некую реку. Именно в этом контексте следует вспомнить об истории сошествия Христа в Ад, т.е. в Нижний Мир, а в эллинских преданиях Ад находится именно за рекой Стикс.

Сразу хочу пояснить следующее! В те времена, когда люди считали землю плоской, им казалось что Новый Свет находится с другой стороны земли, что пересекая Атлантический океан, корабли прибывают на другую сторону Земли, т.е. на ее нижнюю сторону, которую они и называли Ад или Нижний Мир (не путать с потусторонним миром или загробным, куда отправлялись души мертвых).

Христианские теософы не спроста настаивают на том, что после распятия Христос снизошел в ад и, сокрушив его ворота, принес в преисподнюю евангельскую весть, что он освободил заключенные там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.

Как утверждают предания о Христофоре, тяжел был Иисус – даже в образе младенца – еле донес его на себе Главный Перевозчик Священной Римской Империи Христофор Харон (Колон) и признал Его Господом, и преклонил перед ним колена.

Ясно, что преклонение столь значительного существа, как Харон, дорогого стоит, это и есть акт капитуляции Смерти перед Христом. Ведь учение Христа не о каком-нибудь там блаженстве потустороннем, кайфе нирваны, а о вечной жизни.

Изображая на иконах процесс возвращения Иисуса на плечах Христофора через реку забвения, клирики, по сути, желали показать этим, что акт о мире и сотрудничестве, между людоедами Репревами и Христом действительно подписан.



Вот они конкистадоры – кабальеро, отсюда и кавалеры – кавалерия, и шевалье – это тоже кавалер только произношение убогое у гундосов французских, пишут одно, а говорят другое. Все это «псы рыцари». Опричники, судя по всему, не привязывали отрубленные головы собак к лошадям, они и были собакоголовыми!

У Христофора есть еще один брат близнец – египетский бог Анубис, бог смерти и возрождения всего живого. Анубис тоже Песиглавец, а главное, в его руках, как и у Христофора тоже есть посох. С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории с зацветающим посохом и путешествием через реку забвения туда и обратно связаны чрезвычайно тесно.

Анубис в Старом царстве являлся покровителем некрополей и кладбищ, одним из судей царства мертвых, а также хранителем ядов и лекарств. В древнеегипетской мифологии Анубис является сыном Осириса и помогает Изиде в поисках его частей.


Остается выяснить, при чем тут собаки? Ведь собака табуирована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого?

Ответ сохранился у ацтеков. С их точки зрения собака – это отличный проводник на тот свет. Пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведет ее точно в пещеру предков. Поэтому индейцы, якобы, убивали и клали в захоронение собаку.

Здесь отчетливо видны общие корни европейской и американской культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более старинный Харон, а под личиной Харона еще более древний Анубис, а если поскрести еще интенсивнее, то начнет проглядывать… целый собачий народ.

Очень интересно!

Анубис, в египетской мифологии бог и покровитель мертвых, сын бога Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его как родного.

Один в один история о младенце Моисее?!

Так, так, так!

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение набальзамировал тело отца, сделав, таким образом, первую мумию. Поэтому Анубиса считают богом бальзамирования, погребальных обрядов и покровителем некрополей. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал души праведных к трону Осириса.

Выходит Осирис соблазнил-таки Нефтиду – сестру Исиды, супругу своего родного брата Сета, и от этой связи у них родился собакоголовый Христофор, чистый фараон?
Есть такое дело, Осирису с Исидой, для притязаний на престол нужен был сын, а у них рождались только дочери. Понятен теперь и гнев Сета на брата, и воспитание Исидой чужого ребенка.

Так, так, так! Корзинка значится просмоленная с младенцем, пущенная по реке? История детства царя Саргона такая же!




Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -
Так велел-де царь Салтан.

- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
Матф.2:13.



То в Египет бежит, то из Египта!? Уж не в Новый ли Свет переправил младенца Иисуса его родной брат Христофор? А потом это история была записана как сошествие Христа в Ад и победа над Адом?

Посмотрим, что традиционная история говорит нам о плаваниях Колумба.
В 1492 году Христофор Колумб отправился в свое первое плавание.

Первое плавание (2 августа 1492 - 15 марта 1493).
- Второе плавание (25 сентября 1493 - 11 июня 1496).
- Третье плавание (30 мая 1498 - 25 ноября 1500).
- Четвёртое плавание (9 мая 1502 - ноябрь 1504).

А в сочинении «Прения с греками о вере» иеромонаха Арсения Суханова (1600?-1668гг) распорядителя московского Богоявленского монастыря четко указывается на то, что Христос родился в 1492 г. по ныне принятой хронологии или в 7000 г от сотворения мира по-тогдашнему.

Именно в этот год Христофор отправляется в первое плавание с Богородицей и младенцем Христом на борту своей просмоленной бочки – Каравеллы (кавалеры, кавалергарды, кавалерия – знакомо звучит).

Так вот где обретался Христос, пока не повымерли все его враги лютые.

Однако мы несколько отвлеклись от песиглавца Христофора, ведь сакральный смысл символа собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали.

Доминиканцы – это неофициальное название ордена проповедников-монахов, образовавшегося во время Альбигойских войн. В эпоху тотального истребления совершенных (славян) на Балканах. Его утвердил Папа Гонорий III якобы в 1216 году. Орден стал самым могущественным из всех существовавших в то время орденов инквизиции. Резиденции Париж, Болонья.

Domini Canes – «Псы Господа». Символ ордена – собака, сидящая на книге и удерживающая в пасти факел. Символ этот наверняка был связан с инквизицией, сжигавшей все книги, кроме католической версии библии. Доминиканцы – псы Господни – татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах.

Герб Доминиканского ордена. Римско-католическая церковь.

Характерный символ собаки с факелом в зубах, лежащей на книге. Надо всем царская корона с богородичной звездой, в лапах держава – земная сфера с крестом. В короне какой-то веник, даже два перекрещенных веника.



Та же символика и у опричников: собачья голова и метла – на самом деле, пучок прутьев с листвой заодно и символ единства. И удивляться тому, что гяур и христианин – синонимы, а псы-рыцари – именно псы, а не люди, совершенно не надо. Возможно и термин «легавый» не на пустом месте возник, ну, а богатырь Полкан и подавно. По крайней мере, святым покровителем людей с опасными профессиями, в том числе, полицейских, является как раз собакоголовый Христофор.

Святой Христофор из церкви Богородицы в городе Линдос на Родосе.

А вот самая примечательная вещица, два брата вместе.

Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона.


Я подошел, и вот мгновенный,
Как зверь, в меня вцепился страх:
Я встретил голову гиены
На стройных девичьих плечах.
Н. Гумилев, «Ужас»



Ничего не ужас, а золотое сердце. У рыбки, наверное, и имя есть?

Уж не так ли выглядела Нефтида супруга Сета (Елена Прекрасная, похищенная Парисом)?

Много сказок и легенд о песиглавцах существует в Карпатах. Описания обыденные, как нечто совершенно ясное и понятное. А в Польше ругательство «пся крев» довольно распространено до сих пор.



Говорят, что летом 1594 года на Хуст (город в Угорщине) напала 80-тысячная турецко-татарская орда, которая опустошила все ближние села и окраины города, но все попытки захватить Хустский замок были безрезультатными, и вскоре турки отошли за Карпаты. В одном из ущелий была устроена засада, где многие из них погибли. В этой битве на стороне угорцев принимали участие и песиголовцы, они были искусными копейщиками. Больше татары не осмеливались ходить в Закарпатье.

А копейщики – это не уланы, часом?

Известно, что в середине 19 столетия австро-венгерские власти якобы послали карательную экспедицию с целью уничтожения песиголовцев в Карпатских горах. Результаты экспедиции неизвестны. Может быть, это были некие социальные ожидания, а может и нет?! Однако считается, что песиголовцы жили в высокогорных селах до 20 столетия, они жили по соседству с людьми, имели дома, разводили скот, охотились и, кстати, не гнушались беспорядочными половыми связями и с человеческими женщинами в том числе. Считается, что когда в их поселение приходили чужаки песиголовцы напускали мару (видение) своеобразную суггестию и их просто не замечали.

Самый загадочный из всех святых. Святой Христофор с собачьей головой. July 4th, 2018


Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Но было бы наивным предполагать, что данная фигура появилась "по ошибке"...

Это самый загадочный из всех святых, а иконы с его изображением до сих пор в опале у церкви. На них святой Христофор изображен с собачьей головой. Это может кому-то показаться богохульством. Но греки, создавая эти иконы, и не думали осквернять святые чувства. Именно таких людей описывал святой апостол Андрей Первозванный после своего миссионерского путешествия по землям, где сейчас располагается пакистано-иранская граница.

О житии этого необычного святого с головой собаки можно найти немало упоминаний в церковной литературе. Согласно им, святой Христофор на вид был столь свиреп, что римский император Деций Траян, правивший в 250-е годы, впервые увидев его, от страха упал со своего трона. Георгий Александру, греческий писатель, собирая факты о житии святого апостола Андрея Первозванного, о котором он написал книгу «Воздвигший Крест во льдах», отыскал немало упоминаний о киноцефалах, племени, к которому мог принадлежать святой Христофор.


Как уверяет писатель, апостол Андрей побывал на северо-востоке Пакистана. Там он и встретил людей с непривычной и даже ужасающей внешностью. Об этих же племенах упоминал и путешественник Марко Поло. Это он назвал их киноцефалами. Описывая этих существ, он говорил, что они похожи на собак породы мастиф. Устрашающей внешности они якобы добивались тем, что рассекали себе щеки, заостряли зубы и уши. Младенцам они стягивали черепа таким образом, чтобы те обретали вытянутую форму. И все это для того, чтобы устрашать врагов.

Существуют разные версии, как Христофор с песьей головой стал святым. Вот что гласит легенда. Во времена императора Деция Траяна он был воином и разбойником гигантского роста, наводившим ужас на всю Палестину. Христофор говорил, что согласится служить тому, кто страшней и могущественней его. Затем он понял, что на свете нет никого ужасней дьявола, и решил ему поклониться. Однако, узнав, что дьявол боится Иисуса и бежит от знака креста, он покинул его и стал ревностным служителем Божьим, обратив в христианство множество народа.

По другой же версии великан Христофор согласился перенести через реку Христа и удивился его тяжести, а тот сказал, что несет на себе все тяготы мира. Чем и убедил Христофора, что могущественней Христа нет никого на свете!


Пытаясь крестить население Ликии, Христофор встретил яростное сопротивление и погиб. Церковь чтит его как великомученика. Правда, в 1722 году Священный синод постановил не рисовать святого Христофора с песьей головой…

Впрочем, согласия по поводу места рождения святого Христофора среди историков, как древних, так и нынешних, нет.

Средневековый летописец Павел Диакон писал, что германское племя лангобардов, которое знаменито по первым крестовым походам, имело дружеские отношения с киноцефалами. Почему же собакоголовых боялись? Говорят, будто, убивая, они с жадностью припадали к ранам врагов и пили кровь.

Исследователь Адам Бременский излагает предание, что киноцефалы - это дети амазонок, отцами которых были какие-то неизвестные чудовища, обитавшие на Севере. О них осталось много легенд, часть из которых поэт Низами пересказал в поэме «Искандер-Наме».

В ней говорится, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оттяпало хобот. Монстр, по словам Низами, ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме - полярной ночи. Не исключено, что это современный Приполярный Урал.

Север России вплоть до XVIII века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Николай Карамзин упоминал, будто о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке. Причем среди обитателей Полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами. Да и путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.

В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. К тому же свидетели, видевшие псеглавцев, называли их жителями высокогорья. Но эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Так стало быть, племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем снежных людей?

Но есть у Христофора еще один близнецовый образ - египетский Анубис, бог смерти и возрождения всего живого, по сути, нормальный крестьянский бог весны. Анубис тоже собакоголов, а главное, в его руках, так же, как у Христофора, зацветающий посох. Это - и есть победа весны над зимой, а жизни над смертью, которое каждый год наблюдают все землепашцы. Зерно - сухое и мертвое, будучи похороненным в сырую землю, воскресает так же, как и посох Анубиса, или как посох Репрева, Офферо или Христофора. С идеей Воскресения Иисуса эти аллегории связаны чрезвычайно тесно.

Остается выяснить, при чем здесь собаки, и в Евразии ответа не найти: собака табурована крупнейшими религиями, как один из обликов Нечистого. Ответ сохранился у ацтеков. Собака с их точки зрения - отличный проводник на тот свет, и пока вылетевшая из тела душа трепещет, не понимая, что делать, собака ведет ее точно в пещеру предков. Поэтому индейцы всегда убивали и клали в захоронение собаку.

Здесь особенно хорошо видны общие корни культур. Под обличием цивилизованного Христофора кроется несколько более древний Харон, затем еще более древний Анубис*, а если скрести интенсивнее, то начнет проглядывать обычный индейский пес, коего клали в могилу каждому ушедшему родичу.

* В христианстве день почитания Христофора Псеглавца - 25 июля - день «вне времени» по майянскому календарю, день перехода из одного временного отрезка в другой, начало Нового года, по сути, - Врата Перехода. В Египте хранителем подобных Врат Перехода является Анубис


Голова Христофора, кстати, хранится в одном из храмов Франции. В том случае, если голова эта собачья, реликвия должна быть старой, до реформы 17-18 веков.

КОЕ-ЧТО О ПСАХ ПРАВЕДНЫХ

Сакральный смысл собаки все «настоящие» церкви отлично осознавали. Доминиканцы (Domini canis - псы Господни) татуировали на запястьях собачью голову с факелом в зубах - так, по крайней мере, считают. На мой взгляд, в зубах у пса была распустившаяся весенняя ветвь - символ воскрешения, символ новой жизни, просыпающейся в руках Анубиса каждую весну, а в церкви Иисуса - каждое вербное воскресенье.

Та же символика и у опричников: собачья голова и метла - на самом деле, пучок, вязанка прутьев с листвой, заодно и символ единства. И удивляться тому, что гяур и христианин - синонимы, а псы-рыцари - именно псы, не надо. Думаю, и термин «легавый» не на пустом месте вырос. По крайней мере, святым покровителем людей с рисковыми профессиями, в том числе, милиционеров, является как раз собакоголовый Христофор.

Есть еще загадки Святого Христофора, о которых обычно умалчивают.

Именно этот святой держит в своих руках тот тип креста, что с середины 19 века выбрала себе РПЦ. До этого на Руси были другие типы крестов.



А вот такие кресты были на храмах до замены 19 века

А вот старейшие кресты, слева на право: Русь, Сирия (Маалюля, 4 век н.э.), Эфиопия


Featured Posts from This Journal


  • Какой объект обнаружен в Патомском кратере?

    Патомский кратер находится в Бодайбинского районе на севере Иркутской области. Он был обнаружен в 1951 году геологом Владимиром Колпаковым, и до…

  • Загадочная мумия: по шесть пальцев на каждой конечности.

    В качестве доказательств этого странного факта, о котором мы хотим рассказать, осталась только фотография из британского журнала XIX века.В…

Включайся в дискуссию
Читайте также
Расходы операционной деятельности
Упрощенный бухгалтерский баланс
Что такое нераспределенная прибыль в балансе