Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Истории когда курица воспитывала утят. Лексическая тема "домашние птицы". Андерсен Г-Х. сказка "Гадкий утенок"

Андерсен Г-Х. сказка "Гадкий утенок"

Главные герои сказки "Гадкий утенок" и их характеристики

  1. Гадкий утенок, которому не повезло родиться в утином гнезде, но который преодолел все трудности и стал прекрасным лебедем, но с добрым сердцем
  2. Мама утка, пыталась сперва заботиться о гадком утенке, но потом стала гнать его от себя
  3. Птицы - обитатели птичьего двора, испанская курица, индейский петух, утки.
  4. Дикие утки, гусаки, ставшие жертвами охотников
  5. Собака охотников, которая не тронула Гадкого утенка
  6. Старушка с котом и курицей, приютили утенка, но не понимали его желание плавать
  7. Крестьянин, крестьянка, дети, спасли утенка,когда тот замерзал, но прогнали, когда тот опрокинул крынку.
  8. Лебеди, прекрасные птицы, которые приняли Гадкого утенка в свою стаю.
План пересказа сказки "Гадкий утенок"
  1. Большое яйцо
  2. Уроки плаванья
  3. Птичий двор
  4. Бегство утенка
  5. Пруд, утки, гусаки и охотники
  6. Собака в камышах
  7. Домик старушки
  8. Кот и курица
  9. Осень пришла
  10. Крестьянин и его дети
  11. Весенний канал
  12. Утенок становится лебедем.
Кратчайшее содержание сказки "Гадкий утенок" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Рождение Гадкого утенка, птичий двор.
  2. Гадкий утенок убегает и чуть не гибнет на охоте.
  3. Гадкий утенок находит приют у старушке и спорит с курицей и котом
  4. Гадкий утенок замерзает и оказывается в доме крестьянина
  5. Гадкий утенок в страхе убегает и переживает зиму в одиночестве.
  6. Гадкий утенок плывет к лебедям и видит, что и сам стал лебедем.
Главная мысль сказки "Гадкий утенок"
Для того чтобы чего-то достичь в жизни всегда приходится преодолевать трудности.

Чему учит сказка "Гадкий утенок"
Сказка учит нас меньше обращать внимание на внешний вид человека, а больше на его поступки. Учит не сдаваться перед трудностями. учит верить в себя и свои способности. Учит не зазнаваться чего-то добившись, а всегда сохранять добро в своем сердце.

Отзыв на сказку "Гадкий утенок"
Сказка "Гадкий утенок" очень красивая и трогательная. Мне было так жаль бедного утенка, которого унижали и били только за то, что он был не таким как другие. Мне было очень жаль одинокого утенка во время его скитаний. Но у этой сказки такой красивый конец и когда-то гадкий утенок становится красивым лебедем. Он заслуживает счастья и добивается его.

Пословицы к сказке "Гадкий утенок"
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Не отведав горя, не познаешь и счастья.
Хорошо то, что хорошо кончается.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Гадкий утенок"
В лопухах утка высиживала яйца. Все птенцы уже вылупились, но самое большое яйцо все еще лежало.
Старая утка предполагает, что это индюшонок и советует бросить яйцо. Молодая утка отказывается.
Наконец большое яйцо проклюнулось и появился на свет гадкий утенок. Он был большой и страшный, но все-таки умел плавать и утка решила его оставить.
На следующий день утка повела утят представлять на птичий двор. Все обитатели двора сразу невзлюбили Гадкого утенка и стали его клевать и щипать. Утенок долго терпел, но потом убежал.
Гадкий утенок прибился к диким уткам на пруду. Там он познакомился с молодыми гусаками, которые согласились с ним дружить, потому что утенок был очень безобразным. Но тут появились охотники и убили гусаков. По камышам бегали собаки и одна из них нашла Гадкого утенка, но не тронула его. Утенок решил, что потому, что он страшный.
Утенок убежал и нашел приют в избушке, где жили кот, курица и старушка. Старушка думала, что утенок утка и будет нести яйца. Но утенок не мог нести яйца. Он спорил с котом и курицей о том, как хорошо плавать. И он ушел от старушки.
Утенок видит прекрасных лебедей и завидует им.
Наступила осень и стало холодно. Однажды утенок сильно обмерз, но его подобрал крестьянин. Он принес утенка домой и дети хотели поиграть с утенком, но утенок испугался и опрокинул крынку с молоком. Хозяйка бегала за ним по дому, дети смеялись, и испуганный утенок убежал.
Он с трудом пережил зиму, а весной на канале вновь увидел прекрасных лебедей. Утенок решил подплыть к ним, что прекрасные птицы убили его, но внезапно увидел свое отражение. Он сам превратился в лебедя.
Лебеди приняли его к себе, дети кидали им крошки и говорили, что молодой лебедь лучше всех. Но Гадкий утенок не загордился, ведь у него было доброе сердце и он пережил столько испытаний.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Гадкий утенок"

Курочка Ряба и десять утят

Знаешь сказку про деда и бабу
И курочку рябу?
Если ты её знаешь,
Могу я
Рассказать тебе сказку другую.
Жили-были другие дед и баба,
И была у них другая курочка ряба.

Не золотое,
Простое.
Не всмятку
И не крутое,
А самое обыкновенное -
Сырое.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула -
Яичко упало
И разбилось.

Горько плачет
Курочка ряба.
Пожалела курочку
Баба,
Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине - яйца утиные,
Не одно, а целый десяток.

Высиживай, ряба, утяток!
А рябая курочка рада.
Ничего ей больше не надо.
Принялась она сразу за дело -
Весь десяток высиживать села.
Дни и ночи сидит напролёт.
Редко-редко поест и попьёт.
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки -
Целый десяток
Жёлтых утяток.

Запищали один за другим:
- Есть хотим!
Пить хотим!
Жить хотим!
На цыплят они не похожи:
На ногах - перепонки из кожи,
А носы у них плоские, длинные,
Не куриные,
А утиные.

Вышла с детками курочка-мать
Из ворот погулять, поклевать.
Разгребает землю проворно,
Ищет лапкою крошки и зёрна.
Отыскала и кличет утят,
А утята идти не хотят -
Убежали куда-то в канавку,
Щиплют клювами свежую травку.
А у курицы
Короток нос,
До утиного не дорос.
Хорошо ей клевать зерно,
А траву щипать мудрено.
Ковыляют утята за курицей,
По зелёной спускаются улице.
Увидали широкий пруд,
Побежали к воде - и плывут,
Воду пьют, обгоняют друг друга…
А наседка кричит с перепугу:
- Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода!

Уж такая курица птица,
Что воды, как огня, боится.
А утята, почуяв свободу,
Так и режут студёную воду.
Выходить из воды не хотят.
Смотрит курица-мать на утят,
Беспокойно по берегу ходит,
Глаз с детей непослушных не сводит.
- Ко-ко-ко! - говорит. - Ко-ко-ко!
Вы утонете! Там глубоко!
И сама она в воду пошла бы,
Да не плавают курочки рябы!

Возвращаются девять утят,
Вперевалку выходят, спешат.
Только младший вернуться не хочет,
Машет крыльями, голову мочит.
Увидал плавунца - и нырнул.
А наседка кричит: - Караул!
Самый младший сынок утонул!
Вот и вышел утёнок десятый,
Да ушли остальные утята -
Друг за дружкой цепочкой идут
И в другой направляются пруд.
Добежать им осталось немножко.
Вдруг навстречу - усатая кошка.

Притаилась она за травой,
Только водит слегка головой,
На утят ковыляющих щурится.
Да её заприметила курица.
Поглядела сердитым глазом,
Пух и перья взъерошила разом
И, хоть прежде летать не умела,
Над землёю стрелой полетела.
Налетела и ринулась в бой,
Всех утят прикрывая собой.
Плохо кошке пришлось в этой схватке.
Удирает она без оглядки
По траве между кочек и пней.
А наседка -
Вдогонку
За ней -
Через ямы, бугры и ухабы…
Ну и храбрая курочка ряба!

УЧИМ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

ДОБРАЯ УТКА
В. Сутеев

Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!

1. Ответить на вопросы:
Кто пошёл гулять?
Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?
Что умеет делать утка с утятами?
Чего не умеет делать курица с цыплятами?
Что придумали птицы?
Почему про утку сказали «добрая»?
Птицы «переплыли речку в полминутки»,что это значит?
2. Пересказать.

ГОРКА
Н.Носов
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.

1. Ответить на вопросы:
Что делали ребята?
Где был в это время Котька?
Что случилось, когда ребята ушли?
Почему Котька не смог подняться на горку?
Что тогда он сделал?
Что же случилось, когда прибежали ребята?
Как поправили горку?
2. Пересказать.

Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Облетел их их зелёный наряд. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.

1. Ответить на вопросы:
Какое сейчас время года?
Что описывается в рассказе?
Какое осенью небо?
Чем оно затянуто?
Что сказано про солнце?
А ветры какие дуют?
Как автор говорит про деревья?
Что стало осенью с травой?
И ещё что отличает осень?
2. Пересказать.

КУРОЧКА.
Е.Чарушин.

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

1. Ответить на вопросы:
Где курочка с цыплятами ходила?
Что случилось?
Что сделала курочка?
Как цыплята прятались под крылышки курицы?
А кто не спрятался?
Что они стали делать?
2. Пересказать.

ЛАСТОЧКА.

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.
Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.
Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки.
Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.
Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

1. Ответить на вопросы:
Какое несчастье случилось с птенчиком?
Когда случилось несчастье?
Почему оно случилось?
Кто спас птенчика?
Что задумал рыжий кот?
Как ласточка-мама защитила своего птенчика?
Как она заботилась о своём птенчике?
Чем закончилась эта история?
2. Пересказать.

БАБОЧКИ.

Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была жёлтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Опустились бабочки на большую красивую ромашку. Тут прилетели ещё две разноцветные бабочки и сели на ту же ромашку
Тесно было бабочкам, зато весело.

1. Ответить на вопросы:
О ком рассказ?
О чём говорится сначала?
Какие были бабочки?
Куда опустились бабочки?
Какая была ромашка?
Сколько бабочек ещё прилетело?
Какие они были?
О чём говорится в конце?
2. Пересказать.

ВНУКИ ПОМОГЛИ.

У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась.
Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей.
Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу.
Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.

1. Ответить на вопросы:
О ком говорится в рассказе?
Почему расстроилась бабушка Нюра?
Как звали козу?
Что решили сделать внуки? Почему?
Как нашлась коза?
Чем закончилась эта история?
2. Пересказать.

СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ.
В. Сухомлинский.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

1. Ответить на вопросы:
Кто пошёл в лес?
Для чего Оля и Лида пошли в лес?
Что услышали девочки в лесу?
Как Оля поступила с мусором? А Лида?
Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?
Чей поступок вам больше нравится? Почему?
2. Пересказать.

Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка – серый. Каждый день они дружно играли.
Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели.
Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая.
Но летом они снова узнают друг друга.

1. Ответить на вопросы:
Когда подружились белка и зайка?
Какими они были летом?
Почему белка и зайка не узнали друг друга зимой?
Где прячутся белка и заяц зимой от морозов?
Почему летом они снова узнают друг друга?
2. Пересказать.

БАСНЯ "ДВА ТОВАРИЩА".
Л.Н.Толстой.

Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

1. Ответить на вопросы:
Почему басня названа « Два товарища»?
Где были мальчики?
Что с ними случилось?
Как поступили мальчики?
Как вы понимаете выражение «упал наземь»?
Как отреагировал медведь?
Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый?
Чему учит эта басня?
Как бы вы поступили в данной ситуации?
Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему?
2. Пересказать.

У нас есть кошка. Её зовут Мурка. Мурка чёрная, только лапки и хвостик белые. Шёрстка мягкая, пушистая. Хвост длинный, пушистый, глаза у Мурки жёлтые, как огоньки.
У Мурки пять котят. Три котёнка совсем чёрные, а два пёстренькие. Все котята пушистые, как комочки. Мурка и котята живут в корзинке. Корзинка у них очень большая. Всем котятам удобно и тепло.
Ночью Мурка охотится на мышей, а котята сладко спят.

1. Ответить на вопросы:
Почему рассказ назван «Мурка»?
Что вы узнали о Мурке?
Расскажите про котят.
О чём говорит концовка?
2. Пересказать.

КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ.
Н.Сладков.

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать.
Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.

1. Ответить на вопросы:
Куда вошел медведь?
Что хрустнуло у него под лапой?
Что сделала белка?
На кого упала шишка?
Что сделал заяц?
Кого увидела сорока? Что она сделала?
Что решили лоси? Что они сделала?
Как повел себя медведь?
Что означает выражение «дал стрекача» , «рявкнул»?
Чем заканчивается рассказ?
Кто же напугал медведя?
2. Пересказать.

ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ.
Л.Н.Толстой.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

1. Ответить на вопросы:
Что произошло один раз?
Где это случилось, в каком городе?
С кем приехали к дому пожарные?
Что делают на пожаре собаки? Как они называются?
Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?
Что делала женщина, о чём говорила?
Как Боб нёс девочку?
Что сделала мать девочки?
Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?
Куда рвался Боб?
Что подумали пожарные?
Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать?
2. Пересказать.

КОСТОЧКА.
Л.Н.Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
- Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

1. Ответить на вопросы:
Как звали главного героя?
Что купила мама детям?
Почему Ваня съел сливу?
Когда мама обнаружила пропажу?
Что спросил отец у детей?
Почему он сказал, что можно умереть?
Почему Ваня сразу признался, что съел сливу?
Почему мальчик заплакал?
Правильно ли Ваня поступил?
Жалко ли вам мальчика или нет?
Как бы вы поступили на его месте?
2. Пересказать.

Стояло тёплое солнечное утро. Пушистый рыженький утёнок, стараясь не шуметь, открыл дверь своего дома и вышел на улицу. Он с удовольствием шлёпал широкими красными лапками по сочной зелёной траве. Малышу хотелось идти как можно быстрее, ведь он отправился в путь по важному делу, но только неуклюже переваливался сбоку набок и с досадой произносил: «Кря, кря»...
Когда утёнок миновал последний дом в их деревне, из травы навстречу ему выбежал крошечный цыплёнок, совсем желторотый и пушистый, как одуванчики, которые росли вокруг. Кряк обратил внимание на косыночку, покрывавшую головку цыплёнка, и решил, что это девочка. Малышка была явно чем-то напугана, она быстренько перебирала тоненькими ножками, а когда поравнялась с утёнком, остановилась и с трудом перевела дыхание.
– Скажи, кто ты и как называется эта деревня? – с тревогой спросила кроха.
Утёнок внимательно посмотрел на незнакомку и с достоинством ответил:
– Я утёнок Кряк, а деревня называется Кряквино. Почему ты дрожишь? – в свою очередь задал он вопрос.
– Я потеряла маму-курицу, уважаемую Коко. Может, ты её видел?
– Нет, твою маму я не встречал. Послушай, пойдём в деревню к моей маме! Она, наверное, знает, где твоя. Кстати, как тебя зовут?
– Я Цыпа,– произнесла та и задумалась.
– Что же мне делать? – вслух размышляла Цыпа. – Как найти маму?! Она будет меня руга-а-ать, – Цыпа уже хотела заплакать, но тут же передумала. Рядом с утенком ей было не страшно.
– Кряк, а ты тоже заблудился?
– Нет. Если ты умеешь хранить секреты, расскажу.
– Конечно, умею. Люблю разные секреты, – с любопытством смотрела на него Цыпа в ожидании услышать тайну.
– Я иду к озеру, – зашептал Кряк, – хочу научиться плавать. Все мои братья и сёстры делают это превосходно, а у меня никак не получается. Вчера вечером мама осталась недовольна мной. Сказала, что я неумеха и трусишка. Мне было так стыдно... А сегодня утром решил доказать, что я настоящий утёнок, и такой же смелый, как все. Вышел из дома потихоньку, никому ничего не сказал. Хочешь пойти со мной на озеро?
Цыпа обрадовалась: наконец-то она была не одна! Подпрыгнула на своих коротеньких ножках и закричала:
– Да, да, побежали!
– Я не могу быстро бегать... – вздохнул Кряк.
– Что ты, это же так просто!
– У тебя, Цыпа, лапки тоненькие и ты их быстро переставляешь. А мои широкие, на ласты похожи. На таких и ходить-то трудно.
– Хорошо, буду идти с тобой рядом. Ты так смешно качаешься сбоку набок, – рассмеялась Цыпа.
– Не смейся... Мы же с тобой теперь друзья. Над друзьями не смеются, а во всем помогают им, – обиделся Кряк.
– Да ладно тебе, – примирительно махнула крылышком Цыпа и зашагала рядом.
Какое-то время она старалась идти медленно, но вскоре ей надоело плестись, она снова вырвалась вперёд, оставив нового друга позади. А когда показалось озеро, Цыпа закричала:
– Ура! Вот и озеро!
Стремглав малышка бросилась к берегу и, не раздумывая, бултыхнулась в прохладную синь воды...
– Ой, тону! Помогите! – отчаянно била крылышками Цыпа.
Утёнок услышал испуганный голос и бросился на помощь, но бежать быстро не получалось. Кряк споткнулся и покатился по крутому склону к озеру. Оказавшись в воде, окунулся с головой, лапки сами собой задвигались, и он поплыл к Цыпе. В этот момент утёнок забыл, что не умеет плавать, и не боялся утонуть. Он приблизился к подружке, а та уже совсем выбилась из сил, жёлтенькая головка то и дело погружалась в воду, клювик беззвучно открывался, жадно хватая воздух.
– Держись за меня! – крикнул Кряк.
Цыпа ухватилась за крылышко утёнка и забралась к нему на спину. Скоро оба уже были на берегу. Цыпа спрыгнула на траву и стала смешно отряхивать мокрые крылышки, подставляя то одно, то другое под лучи яркого солнышка. Усталый утёнок разлёгся на травке.
– А почему ты не мокрый? – вдруг спросила Цыпа.
– Утки не бывают мокрыми. Вода скатывается с наших перьев, потому что они смазаны жиром.
– Вон оно как, – удивилась Цыпа, расправлявшая клювиком свой слипшийся пух.
– Зачем ты прыгнула в озеро? – недоумевал утёнок. – Ты же могла утонуть. Если не умеешь плавать, не лезь в воду. А мы, утята, почти с рождения должны это делать.
– Ну и что! Я тоже научусь, – заносчиво ответила Цыпа.
– Курицы не плавают. Хотя это, оказывается, так просто! Зато вы можете быстро бегать.
Цыпа с удовольствием растянулась на травке, подставляя солнышку животик, и совершенно не собиралась благодарить друга за спасение. Кряк приподнялся и воскликнул:
– Цыпа! А ведь у меня получилось... Я научился плавать!
– Вот видишь, как я тебе помогла, – с гордостью произнесла Цыпа.
– Ты не помогала мне. Я сам поплыл и, между прочим, спас тебя.
– Если бы я не тонула, ты так и не научился бы, – высокомерно продолжила Цыпа.
Утёнок обиделся и ничего не ответил, только поджал лапки и повернулся с бока на брюшко.
– Скучно с тобой, Кряк, – поднялась с травы Цыпа. – Даже в догонялки не поиграешь.
Она вскочила и стала бегать, прыгать вокруг утёнка. В это время неподалёку показались курица и утка, спешившие к ним.
– Наши мамы идут! – крикнула Цыпа.
Кряк вскочил и радостно заковылял навстречу. Когда он приблизился к маме, сразу виновато закрякал.
– Мамочка, прости меня, я больше не буду уходить один так далеко, – просил прощения Кряк.
В это время курица Коко распушила перья и, широко расставив крылья, направилась к своему непослушному ребёнку. Цыпа опасливо попятилась.
– Мама, не ругай меня! Я чуть не утонула!
– А кто же тебя спас? – спросила свою дочь Коко, и недоверчиво посмотрела на нее.
– Кряк!
Курица остановилась и подошла к Кряку.
– Спасибо, Кряк, что ты не дал утонуть моей доченьке. Я бы этого не пережила...
Утка-мама с гордостью улыбнулась и погладила крылышком Кряка по головке.
– Какое счастье, что всё хорошо закончилось! Я так волновалась. Прощаю тебя, сынок. Ты совершил благородный поступок. Но больше не уходи без разрешения из дома. А Вы, уважаемая Коко, приходите к нам в гости. У вас много цыплят, а у нас – утят. Пусть дети играют вместе. Будем дружить.
– Ура! – закричали Кряк и Цыпа.
– Спасибо за сына и за приглашение, – ответила Коко.
Они разошлись по своим деревням, пообещав, что завтра обязательно встретятся.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: курица, петух, цыплята, утка, селезень, утята, гусь, гусыня, гусята, индюк, индюшка, индюшата, птицы, птичник, птичница, курятник, яйцо, скорлупка, перо, клюв, ноги, лапы, перепонки, крылья, хвост, голова, туловище, гнездо, насест, несушка, наседка.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: маленький, большой, крупный, желтый, разноцветный, пестрый, красивый, толстый, неуклюжий, громкий, заботливая, пугливые, водоплавающие.

ГЛАГОЛЫ: ходят, летают, плавает, квохчет, кудахчет, кукарекает, гогочет, крякает, пищит, болбочет, ищут, клюют, щиплют, бегают, играют, несет, сидит, высиживает, выводит, ухаживает.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ:

1. КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ?
Курица - кудахчет, квохчет
Петух - кукарекает
Гуси - гогочут
Утки - крякают…

2. СОБЕРИ СЕМЬЮ.
Петух - курица - цыплята.
Утка - селезень - утята.
Гусь - гусыня - гусята.
Индюк - индюшка - индюшата.

3. ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?
Перо (чье?) - куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост (чей?) - куриный, гусиный….
Глаза (чьи?) - утиные, индюшачьи…

4. СОСТАВЛЯТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПО ПЛАНУ.
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто детеныши?
Чем питается?
Какую пользу приносит?

5. СРАВНИВАТЬ ДВУХ ПТИЦ.
Какие сходства и отличия (по плану описания).

Уважаемые родители!

Рассмотрите с детьми картинки с изображениями домашних птиц: петуха, курицы, утки, гуся, индюка. Дети должны уметь их показывать и называть.

Объясните: человек держит этих птиц возле своего дома в специальных домиках; они называются домашние птицы; домашние птицы приносят пользу человеку: дают мясо, яйца, перья; человек ухаживает за ними: кормит зерном, поит водой.

Выучите:
- какие части тела у птиц: голова, клюв, шея, туловище, крылья, хвост, ноги; гребешок, бородка, шпоры (у петуха);
- кто как голос подает: петух - кукарекает ("ку-ка-ре-ку"); курица - кудахчет ("куд-кудах"); утка - крякает ("кря-кря"); гусь - гогочет ("га-га-га"); индюк - болбочет ("бл-бл-бл");
- названия детёнышей домашних птиц: у курицы - цыплёнок, цыплята; у утки - утёнок, утята; у гуся - гусёнок, гусята; у индюка - индюшонок, индюшата.

Предложите ребёнку поиграть в игру "Назови ласково" со словами: петух, курица, цыплёнок, утка, утёнок, клюв, крыло, гребешок, хвост.

Выучите загадку о любой домашней птице:

По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня... (цыплёнок).

Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)

Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)

Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)

По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)

По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)

Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Плавучий храм
презентация к уроку (4 класс) на тему
Освобождение сербии от османского ига