Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как современный мир меняет наше мышление. Бедность — вечная проблема. Миллиарды людей живут «на грани Быстрый темп жизни

Бедность и нищета миллиардов людей остается одной из глобальных проблем человечества и в XXI веке. В 1992 году, согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН, был установлен Международный день борьбы за ликвидацию нищеты, который с 1993 года регулярно отмечается 17 октября. Эта дата была избрана не случайно. За пять лет до решения Генеральной Ассамблеи ООН, 17 октября 1987 года, в Париже, на площади Трокадеро, прошел митинг за соблюдение прав человека и ликвидацию нищеты, собравший около 100 тысяч человек. Его участники связали нарушения прав человека в современном мире с тем, что миллионы людей до сих пор вынуждены жить в нищете. Прежде всего, это касается стран третьего и четвертого мира - наименее развитых в экономическом отношении государств.

Несмотря на колоссальный научно-технический прогресс, сопровождавший мир в ХХ веке, социальное неравенство в современном мире только нарастает. Более того, усугубляется социальная дифференциация во всех странах мира, включая и развитые государства. Говоря более простым языком, бедные становятся еще беднее, а богатые - еще богаче. Так, по данным исследований, к началу 2016 г. в мире 62 самых богатых человека обладали таким же количеством активов, как и 3,6 млрд. человек - представителей беднейшей половины населения Земли. За последние шесть лет, с 2010 года, состояние 3,6 млрд. бедняков планеты уменьшилось на 1 триллион долларов США. Одновременно активы 62 самых богатых жителей планеты выросли в два раза и составили 1,76 трлн. долларов США. Пока мультимиллиардеры не знают, куда инвестировать лишние средства, миллиарды жителей планеты живут в бедности, сотни миллионов - в жуткой нищете, на грани выживания.

До сих пор в мире очень остро стоит продовольственная проблема. Голод - это не что-то из далекого прошлого, а страшный компонент настоящего. О масштабах голода в современном мире написано большое количество и научной, и публицистической литературы, но неизживаемость этой проблемы заставляет политиков, общественных деятелей, социологов и журналистов возвращаться к ней вновь и вновь. От голода даже в наше время продолжают умирать люди, в том числе и маленькие дети - в Африке, некоторых странах Азии и Латинской Америки.

Общая численность регулярно недоедающих людей в современном мире оценивается почти в миллиард человек. Согласно докладу ООН, не менее 852 млн. человек страдают от голода. В современном мире свыше 1,2 млрд. человек, что составляет примерно пятую часть всего населения планеты, живет менее, чем на один доллар США в день. В 54% детских смертей в современном мире виновато недоедание. Такие выводы сделали специалисты Всемирной организации здравоохранения. Главная причина голода - не только в том, что в странах третьего и четвертого мира люди не получают должного количества денег, чтобы питаться на нормальном уровне, но и в природных условиях, не позволяющих эффективно заниматься сельским хозяйством и обеспечивать себя продовольствием из-за постоянных засух, наступления песков на саванну. Играют большую роль и многочисленные военно-политические конфликты, способствующие разрушению нормального хозяйства, пусть даже и слаборазвитого.

Больше всего недоедающих и голодающих - в Тропической Африке. Именно этот регион считается эпицентром голода в современном мире. Причем количество голодающих в Африке имеет ярко выраженную тенденцию к увеличению, что связано непосредственно с ростом рождаемости. Самая высокая в мире рождаемость - в Нигере, Мали, Буркина-Фасо, Либерии, Сьерра-Леоне, Уганде, Демократической Республике Конго и ряде других африканских государств. Понятно, что все эти страны относятся даже не к третьему, а к четвертому миру, в который исследователи включают наименее развитые в экономическом отношении и наиболее бедные государства. Очень серьезно стоит продовольственная проблема в Северо-Восточной Африке, прежде всего в Сомали. Здесь постоянные засухи ставят миллионы людей на грань выживания.

Но не только Африку можно рассматривать как «голодный континент». Миллионы людей регулярно недоедают и голодают в странах Южной и Юго-Восточной Азии - в Непале, Бангладеш, в Индии, Индонезии, Пакистане. Здесь также наблюдается очень высокий уровень рождаемости в сочетании с прогрессирующей бедностью и усугубляющейся социальной поляризацией. Та же Индия, несмотря на то, что считается региональной державой и относительно развитой в экономическом отношении страной, проблему голодающих решить не в состоянии. Причины тому - очень высокая численность населения, высокий уровень безработицы в сочетании с наличием сотен миллионов людей, не имеющих образования и какой-либо профессиональной квалификации.

Несколько меньше общее количество недоедающих в странах Латинской Америки. Здесь «пояс голода» проходит, прежде всего, через андские страны, прежде всего Боливию и Перу, а также через страны «перешейка», прежде всего - Гондурас, Никарагуа, Гватемалу. В Карибском море «островом голода» является Гаити. Что касается стран Европы и Северной Америки, то проблема голода для них актуальна в наименьшей, по сравнению с остальным миром, степени. Здесь хроническое недоедание присуще лишь представителям отдельных социальных групп, «выпавших» из общества - бездомным, беспризорникам. На постсоветском пространстве проблема недоедания остро стоит в странах Центральной Азии - в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Однако, и в России хронически недоедают многие граждане, относящиеся к малообеспеченным слоям населения. В наименее выгодном положении находятся одинокие инвалиды и пенсионеры с невысокими пенсиями, многодетные семьи с низким уровнем дохода супругов, а также граждане, ведущие асоциальный образ жизни - бездомные, бродяги, хронические алкоголики.

Проблема недоедания тесно связана с проблемой низких доходов населения. В странах третьего и четвертого мира большинство людей, даже найдя работу, вынуждены существовать на очень маленькие деньги, несравнимые с зарплатами даже неквалифицированных рабочих в развитых странах. В развитых странах понятие бедности в последние десятилетия все больше связывается с возможностью граждан реализовать доступ к базовой потребительской корзине, которая включает не только продовольствие, но и, к примеру, медицинские услуги. В некоторых странах Западной Европы критерием бедности уже становится отсутствие счета в банке со сбережениями. С другой стороны, в Российской Федерации под бедными понимаются граждане с доходами на грани и ниже прожиточного минимума, который, кстати, устанавливается государством. В обществе не прекращаются споры о том, насколько установленный прожиточный минимум соответствует реальной потребительской корзине, необходимой российскому гражданину для полноценной жизни.

Для современной России острой проблемой остаются низкие доходы населения. Первое десятилетие XXI века в Российской Федерации наблюдалось постепенное снижение количества граждан страны с доходами ниже прожиточного минимума. Так, если в 2000 г. доходы ниже прожиточного минимума имело 42,3 млн. человек, т.е. 29% населения - фактически каждый третий россиянин, то в 2012 г. удалось выйти на самый низкий показатель - 15,4 млн. человек, что на тот период составляло 10,7% населения страны. Однако, затем вновь начался рост количества малообеспеченных граждан. Так, в 2016 г. 21,4 млн. человек, что составило 14,6 % населения, были отнесены к категории граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Следует также отметить, что в доходах россиян растет доля социальных выплат, осуществляемых государством.

В России остро стоит жилищная проблема. Подавляющее большинство граждан не может позволить себе приобрести жилье, в том числе и в ипотеку. Так, в 2012 году, еще до валютной инфляции, 81% населения России не имел средств, достаточных для приобретения жилья в ипотеку. Жилищная проблема тесно связана с целым рядом негативных для страны явлений. К примеру, она непосредственно влияет на уровень рождаемости в стране, поскольку молодые семьи, не имеющие собственного жилья или стесненные в жилищных условиях, часто именно по этой причине отказываются на время или совсем от рождения ребенка. Значительная часть населения страны, не имея возможности приобрести современное жилье, отвечающее необходимым требованиям, вынуждено проживать в ветхом и аварийном жилье, подвергая свою жизнь и здоровье опасности. Даже в некоторых крупных городах встречаются улицы и районы, лишенные элементарных удобств, к примеру - газа и центральной канализации, что говорить о сельской местности и малых населенных пунктах. Заканчивается срок эксплуатации у т.н. «хрущевок», строившихся для оперативного расселения людей из бараков. Но пока обновить жилищный фонд в должном объеме не получается, тем более, что строящееся новое жилье приобрести большинству граждан не под силу.

Решение жилищной проблемы лежит в спектре пересмотра роли российского государства в сфере строительства и распределения жилья. В 1990-е годы государство фактически самоустранилось от жилищного строительства, что привело к тотальной коммерциализации рынка жилья. Масштабы строительства и распределения социального жилья нельзя назвать сколько-нибудь значимыми. В России совершенно неразвита система некоммерческого найма жилых помещений, которая могла бы частично решить жилищные проблемы не только бедных слоев населения, но и благополучных граждан. Государство могло бы содействовать решению жилищной проблемы за счет регулирования цен на жилье эконом-класса, препятствуя спекулятивной деятельности в этой сфере. Наконец, государству стоило бы обратить ресурсы и на создание государственного (муниципального) рынка аренды жилья, цены на котором позволяли бы малообеспеченным группам населения на протяжении длительного времени арендовать жилые помещения.

Высокий уровень бедности в России связан с колоссальной социальной поляризацией, которая начала расти в 1990-е годы и к настоящему времени достигает таких масштабов, которые ставят Россию в число мировых лидеров по социальному неравенству населения. За двадцать с лишним лет существования постсоветской российской государственности социальное неравенство в России увеличилось в четыре раза. Согласно докладу РАН, вышедшему в 2013 году под редакцией академиков С.Ю. Глазьева, В.В. Ивантера и А.Д. Некипелова, уровень социального расслоения между наиболее богатыми и наиболее бедными россиянами достиг 16:1, тогда как критическое значение расслоения это 10:1 и даже 8:1. Однако, решение проблемы бедности и социального неравенства невозможно без соответствующих регулирующих мер со стороны государства.

Академики С.Ю. Глазьев, А.Д. Некипелов и В.В. Ивантер в своем докладе предлагают в качестве одной из важнейших мер, направленных против социального расслоения, введение прогрессивной шкалы налогообложения. Прогрессивное налогообложение существует во многих развитых странах мира и обеспечивает внушительные поступления в государственный бюджет, за счет которых финансируется, в том числе, и социальная сфера. В своем докладе ученые отмечают, что снизить число бедных в России и уменьшить социальное неравенство можно, если добиться повышения прожиточного минимума до уровня реальной стоимости базовой потребительской корзины, позволяющей реализовать потребности человека в питании, одежде, медицинском обслуживании и т.д.

Во-вторых, предлагается повышение минимального размера оплаты труда. В России сложилась уникальная для развитых стран ситуация, когда за чертой бедности могут находиться работающие граждане, включая специалистов с высшим образованием. Получается, что честно работающий и выполняющий свои профессиональные обязанности, часто требующие наличия высшего образования и высокой квалификации, гражданин оказывается не в состоянии обеспечить за счет своей заработной платы даже реализацию своих базовых потребностей. К числу работающих бедных в России до сих пор относятся многие работники сфер образования, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. Это парадоксальная ситуация, когда работник культуры, образования или здравоохранения с высшим образованием и внушительным стажем работы по специальности получает заработную плату, которая ниже прожиточного минимума для работающих россиян.

Искоренима ли проблема нищеты, бедности и неравенства в современном мире и в России в частности? Что касается современного мира в целом, то сразу можно отмести даже надежды на ликвидацию нищеты и бедности в странах третьего и четвертого мира. Экономическая неразвитость, природные условия, высокий уровень рождаемости, политическая нестабильность - все эти факторы минимизируют надежды на решение проблемы социального неравенства в африканских странах, многих странах Азии и Латинской Америки.

В то же время, современная Россия обладает необходимым политическим, экономическим, культурным потенциалом для того, чтобы активно решать проблемы бедности и неравенства. Однако это требует соответствующей политики российского государства в экономике и в социальной сфере. Очень многое в экономической и социальной политике страны должно быть пересмотрено. Пока же экономические проблемы, испытываемые страной, не позволяют не только увеличивать объемы социальной помощи, но и сохранять их на прежнем уровне. В частности, в 2016 и 2017 гг. уже не будет индексироваться материнский капитал, который прежде каждый год увеличивался на 5,5%. Но, при этом, государство пока не рискует изменить фискальную политику, введя прогрессивное налогообложение, старательно избегает поднимать тему пересмотра итогов приватизации, отказывается вводить налоги на роскошь, т. е. не желает ущемлять интересы именно богатейших россиян в ущерб интересам многомиллионных масс населения, живущих на грани и за чертой бедности.

ЦИТАТА №1

«У нас наступила ситуация внутренней стабильности, уверенности в том, что страна будет развиваться стабильным путем и дальше. Вот это, наверное, самое главное. Экономика кардинально поменялась», - сообщил Владимир Путин 19 декабря 2019 года.

В чем выражается стабильность, о которой говорит президент?
Наши темпы экономического роста, по самым оптимистичным оценкам, которые все время нам предъявляет Росстат, составляют около 1%. Все экономисты знают, что это условности. Неуклонно ухудшаются структура производства и структура экспорта. Нарастает сырьевой экспорт, а современное производство сжимается. В то же время падают прямые иностранные инвестиции в российскую экономику. В 2015-2018 годах они сократились более чем в два раза. И большая их часть (60%) направлена в сектор добычи полезных ископаемых.

Поэтому безусловным является другое: отсутствие экономического роста и ощутимое падение уровня жизни в течение последних пяти лет. Это при том, что, по расчетам Всемирного банка, россияне в четыре раза беднее Вот как рассчитывают этот показатель. Подушевое богатство среднего россиянина включает оценку:
- человеческого капитала (заработка в течение всей жизни человека);
- природных ресурсов (возобновляемых и невозобновляемых); произведенного капитала (в основном зданий и сооружений, оборудования);
- зарубежных активов (зарубежной собственности и обязательств страны).
Человеческий капитал занимает самую большую долю в богатстве (в РФ - 46%, в странах ОЭСР - 70%), природный капитал - еще 20%, на произведенный капитал приходится 33%, на иностранные активы - оставшийся 1%. За период с 2000 по 2017 год объем совокупного богатства России в постоянных ценах 2017 года вырос на 73% - с 753 трлн до 1306 трлн руб. Подушевой показатель за этот же период увеличился, по оценкам Всемирного банка, на 76%, до 8,9 млн руб. (152,5 тыс. долл.). Однако эта сумма - лишь четверть от показателя богатства типичного жителя развитых стран-членов ОЭСР (включает 36 развитых государств). Стагнация реальных доходов и падение нефтяных цен ощутимо замедлили рост этого показателя.
жителей 36 развитых стран (членов ОЭСР). Чтобы догнать развитые страны по размеру человеческого капитала, по расчетам Всемирного банка, России понадобится сто лет. Вот такая стабильность.

Вообще, доля экономически уязвимого населения, то есть доля людей, которые живут тяжело и плохо, совсем не такая, как нам показывает официальная статистика. Официальная статистика говорит нам, что эта доля составляет примерно 12-13%. Но если посчитать по покупательной способности, то получается, что 28% населения России в 2018 году жили примерно на 700 рублей в день. При том что и уровень, и инфляция тарифов в ЖКХ и цен на продовольственные товары довольно ощутимые.

Министр экономики сказал, что первое полугодие 2020 года «уже потеряно для России в экономическом смысле». По мнению министра, в начале будущего года экономику ждет очень слабый потребительский спрос. А слабый потребительский спрос означает, что бедность расширяется, доходы у людей падают.
Проблема потребительского спроса в нашей экономике не новая. Она существует уже как минимум лет двенадцать. И мы предлагали кардинальное решение этой проблемы. Это известная программа «Земля–Дома–Дороги» . Бесплатная передача земли гражданам под строительство индивидуального жилья вместе с построенной государством инфраструктурой создало бы тот самый необходимый спрос, который определяет темпы развития экономики всей страны. Все европейские страны выходили из послевоенного кризиса именно таким путем. А в России это закончилось лишь неудачным экспериментом на Дальнем Востоке.

Сейчас на наших глазах разворачивается еще одна история , о которой обязательно десятилетиями будут говорить экономисты. Это строительство газопровода в Китай в нескольких сотнях километров от Томска, где только 8% жителей имеют доступ к природному газу. Все остальные пользуются дровами и углем.
Вообще же, 65% жителей России не имеют доступа к газоснабжению. Даже 15% доходов «Газпрома» было бы достаточно для того, чтобы решить эту проблему в пользу российских граждан. Но вместо этого за собственные деньги мы строим газопровод в Китай, который китайцам нужен только на случай войны в Японском море. Неслучайно проект «Сила Сибири» окружен тайнами, главной из которых остается цена газа, поставляемого в Китай. В СМИ утверждают, что уровень секретности китайского газового контракта сопоставим с вопросами стратегических вооружений: истинную цифру и формулу ее расчета по соглашению в России знают всего несколько человек. И опять же, предложенная «Яблоком» программа «Газ в каждый дом» остается несбыточной мечтой.

ЦИТАТА №2

«Что касается вывода иностранных войск, там нет иностранных войск. Там есть местная милиция, местные силы самообороны, - заверил Путин, отвечая на вопрос по ситуации на Донбассе. - А откуда у них танки, тяжелая артиллерия? Послушайте, во многих «горячих точках» мира происходят различного рода конфликты и боевые действия, причем с применением танков, артиллерии и так далее. Откуда они берут? Видимо, от тех структур, государств, которые им симпатизируют».

Что тут сказать? Такие взгляды и «симпатии» президента всерьез опасны для нашей страны.
России нужна совсем другая политика и иные симпатии. России нужен мир, а не война. Нужно государство общественного блага, а не частных интересов. Нужен принцип человекосбережения, который бы регулировал соотношение свободы и ответственности. И государственная власть, которая должна прекратить относиться к людям как к помехам. России жизненно важны международно признанные границы, которых сейчас нет и без которых не может существовать наша страна в современном мире. Россия не может позволить себе политику гибридных и других прокси-войн в очень сомнительных интересах на совершенно чужих территориях.
России нужны мирные развивающиеся соседи: Украина, Белоруссия, Казахстан, Литва, Латвия, Эстония, - которые имели бы все основания дружить с Россией, а не опасаться ее. Успехи наших соседей в развитии их государственных институтов и в экономике - это и наши успехи. Нам нужен пояс стабильности и процветания вокруг нашей страны, а не наоборот.
Нам необходимо - и это самое главное - доверие в стране: доверие внутри страны, доверие граждан друг другу и между гражданами и властью. Это именно то, без чего нельзя построить современное общество и современную экономику. И это именно то, что ни при каких условиях категорически не может обеспечить существующий политический режим. Современная мировая экономика основана в значительной степени на доверии и понимании. И там, где этого нет, происходят кризисы и спады. Сегодняшняя политическая система не позволяет создать атмосферу доверия в стране ни со стороны граждан к полиции, ни со стороны граждан к судам, ни со стороны граждан к государству, ни друг к другу, ни в бизнесе - ни в чем. Это тупик системы.

Нам необходимо государство общественного интереса, то есть государство, работающее на всех. Точно так же, как нам необходима политика мира и доверия с соседями. Но вместо этого мы погружены в политическую культуру примитивного авторитаризма. Эта политическая культура должна быть отодвинута и заменена совсем другой. России жизненно нужна свобода. Потому что свобода - это жизнь без страха. Потому что все граждане России имеют право на свободу слова, свободу вероисповедания, свободу от нужды и бедности и свободу от страха. Когда будут реализованы эти четыре свободы, тогда это будет Россия людей, а не страна чиновников, группировок и воров.

КОНФЛИКТУ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - НЕТ! ДИАЛОГУ И КУЛЬТУРНОМУ ОБМЕНУ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ - ДА!

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ: ИДЕОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

А. Громыко, член-корреспондент РАН О НОВОМ МИРОВОМ ПОРЯДКЕ, ИЛИ О БОЛЬШОМ БЕСПОРЯДКЕ

Всех всегда волновали вопросы сохранения мира на ветшающей планете Земля. О ней говорят как о «нашем доме», что его надо уберечь от разрушения и, тем более, пожара. Второго такого «дома» у людей никогда не будет. Чтобы катастрофы не произошло, надо знать, какие опасности угрожают человечеству, отдельной стране, народу, семье. Как найти правильный путь для выхода из лабиринта сложных противоречий, что опутывают мир людей? Сделать это можно, в том числе с помощью науки, ученых-международников, Российской академии наук, таких ее центров, как Отделение глобальных проблем и международных отношений.

Сегодня Россия, вступая в 2015 год (статья написана в 2014 г. - Ред.), как и многие другие страны, находится в эпицентре внешнеполитического катаклизма. Благодаря умелому использованию не просто «мягкой», а даже «мудрой» силы, гибкой дипломатии Москва в мировых делах сохраняет устойчивость и динамизм.

Налицо, однако, и угрозы, они подрывают глобальную европейскую безопасность. Главная угроза мировому сообществу исходит от стремления атлантистов поставить право силы над силой права. Витки насилия, подрывающие стабильность в мировых делах, возникают как по заказу. Складывается впечатление, что в мировых делах активизировалась закулиса, делающая ставку на создание в разных регионах мира социально-политического хаоса, направленного против существующих там порядков и законной власти. Целью такой политики создания большого беспорядка

является противодействие закреплению в мировых делах новых центров силы вместо так и не утвердившегося однополярного мира.

Новая «холодная война», похоже, уже наступила. Это хорошо видно на примере войны информационной, когда атлантисты, по существу, установили в Европе по обоюдному согласию режим де-факто цензуры на сообщения о событиях гражданской войны на Украине. Замалчивается и искажается все, что не вписывается в схему борьбы «демократии» с «экспансией Москвы». Официальный Запад сегодня делает вид, что не замечает государственный геноцид, что ведется киевским режимом против русскоязычного населения Донбасса. А ведь этот геноцид дает право для спасения людей применить силу, в том числе военную.

В условиях хаоса, когда в Европе растет угроза неонацизма, а на Большом Ближнем Востоке во весь рост встает исламский терроризм, мировое сообщество просто обязано мобилизоваться для того, чтобы не бомбы и ракеты творили историю людей, иначе она будет кровавой, а этим по праву занялась Организация Объединенных Наций, в первую очередь все постоянные члены Совета Безопасности, все члены Генеральной Ассамблеи ООН.

Дальнейшие успехи глобализации и глобального управления возможны лишь в условиях мира, а не войны. Нельзя управлять автомобилем, если все его пассажиры дерутся. Следует помнить о том, что право не исчезает от того, что его злостно нарушают, расплата за это придет обязательно.

Принципы, скрепленные кровью миллионов

ма фашистской Германии и ее союзников. Это мироустройство заложено в Уставе ООН советскими политиками, дипломатами и учеными, американскими и английскими деятелями. С самого начала оно подверглось атаке со стороны сторонников «холодной войны». Попытки разрушить ООН возникали постоянно, но она устояла в значительной мере благодаря усилиям советской и российской внешней политики и дипломатии. Малопродуктивны исследования международных отношений, в которых забывается исторический опыт предыдущих поколений. Миропорядок, установленный в 1945 г., еще сохраняется. Принципы Устава ООН правильны и эрозии не подлежат. Эти принципы - сплав права и морали, и это делает их прочными. Нередко все же возникают ученые, которые под напором политики с позиции силы в своих взглядах на мировые дела прогибаются и делают странные выводы о том, что решения встречи в 1945 г. руководителей стран антигитлеровской коалиции в Ливадийском дворце близ Ялты по вопросам послевоенного устройства якобы устарели. Это, конечно, не так. Ялтинская конференция стала самой высокой степенью мирного сотрудничества между Советским Союзом, США и Великобританией. Сегодня, конечно, многое меняется, но еще больше в мировом порядке остается незыблемым. Остаются ООН, ее Совет Безопасности, границы Польши, Калининградская область и многое другое. Устав ООН, эта «библия» международных отношений и мировой политики, нетленен, так как его текст и принципы скреплены кровью миллионов бойцов и мирных граждан, погибших в мировом военном пожаре. Эти утверждения могут показаться неубедительными, ведь столько лет прошло с тех пор. Такой пораженческий подход - большая ошибка. ООН было трудно создать, ее нелегко разрушить, и ее будет невозможно воссоздать. Те, кто нарушает принципы и нормы международного права, остаются за пределами поля легитимности, и в конце концов как бы они сегодня ни надували щеки, исчезают из мировой политики. Преступления, как известно, не перечеркивают уголовный кодекс, точно так же они не могут свести на нет международное право. Какими бы «грандиозными» ни были планы вдохновителей новой «холодной войны» в конце концов они, скорее всего, заработают вид из окна тюремной камеры. Основную роль в международных отношениях, куда входит и мировая политика, играют государства, ощутимо на них влияют и другие международные институты, в том числе транснациональные корпорации. Поле их деятельности также является той международной средой, в кото-

рой проявляется как сотрудничество людей друг с другом, так и их соперничество. Последнее часто перерастает в силовые единоборства, войны малого и среднего масштаба и интенсивности и даже войны мировые. Решающую роль в мировой политике государств, особенно сильных и влиятельных, отмечает академик РАН А. А. Кокошин. Именно между государствами идет сегодня, в основном, борьба за влияние в мире с помощью экономической, военной и «мягкой силы»2. В этой конфликтной международной среде приходится действовать и России, причем весьма успешно. Не только в политике и дипломатии, но и в экономике ведущую роль играют также государства, они же в своей деятельности стремятся опереться на «мягкую силу», в том числе идеологические установки, которые внедряются в общественное и индивидуальное сознание. Может ли человек в этой конфликтной международной среде, где большую роль играет насилие, распространены нищета и голод, выжить? В состоянии ли политические элиты, в том числе ученые, наука в целом, найти правильный путь к созданию такой международной среды, в которой люди, используя исторический опыт предыдущих поколений, спасут себя? Эти вопросы имеют большое значение для развивающихся стран, в первую очередь для тех из них, где условия жизни особенно жесткие. Для них риски деградации и разрушения скромного достатка, который они имеют, перестали быть теорией, а стали повседневной практикой. Сотни миллионов людей теряют шансы благополучной жизни, они ждут изменений к лучшему, а их все нет. Это ведет к социально-экономическим и политическим взрывам. В условиях природных катастроф и бесчисленных войн создание мира планетарного сотрудничества и совместных международных проектов тем более пришло. Международное сообщество в состоянии обуздать милитаристское мышление политиков, которые нередко стремятся перекроить геополитическое пространство, подстроить под себя глобальное управление. Сегодня все государства действуют в турбулентной международной среде, этом океане человеческих эмоций и страстей, где налицо стремление одних людей господствовать над другими, извлекать для себя прибыль, заставить всех жить по правилам индивида единичного, а не множественного, одного или нескольких олигархов, а не народа. Установить в мировом сообществе такой порядок призвана либеральная идеология. Она поддерживается силой ведущих капиталистических государств. Их политика направлена на ущемление социальных, экономических и политических свобод. Либерализм становится

тормозом свободного развития индивидуума и демократического общества. «Искусство» информационных войн достигло уровня массового зомбирования миллионов. Вызовы XXI в. таким образом многочисленны. Выделю из них те, что, на мой взгляд, играют в судьбе человечества первостепенную роль. Это, прежде всего, судьба самого человека. Люди, похоже, знают о Вселенной больше, чем о себе. Еще меньше они понимают, как развиваются цивилизации, с трудом ищут и иногда находят пути и средства решения международных конфликтов. Новые элиты склонны забывать опыт и уроки, усвоенные их предками, у них короткая историческая память. Тщеславие и некомпетентность, высокомерие и мстительность, поклонение «жесткой силе» губят возможность выхода на правильные решения. Мир на Земле часто предстает перед нами как terra incognita - неизвестная земля. Неведомое парализует человеческий разум и приучает к мысли о том, что добро все реже побеждает зло. На службе последнего находится грубая сила, орудия убийства и послушные роботочеловеки в погонах, которые на вопрос: «Почему от ваших действий погибает мирное население, дети, женщины, старики?», тупо отвечают: «Это моя работа». Что из себя представляет человек, его духовная жизнь? Ответа на этот вопрос не объясняет происхождение человека, по нему, как известно, идут большие споры, он, скорее, объясняет поведение человека, в том числе в политике.

Человек - существо небесное и земное

Международные отношения и мировая политика - это проявления деятельности людей. Без человека нет и цивилизации. Нет ни мира, ни войны. Перед концом света воцарится безмолвие, так как исчезнет сам человек. Человек - единственное существо на Земле, наделенное разумом. Человек - создание одухотворенное и поэтому удивительное. Он живет как в мире земном, так и небесном, божественном. Великий венецианский художник времен Возрождения Тициан в 1514 г. написал картину «Любовь небесная и любовь земная», она выставлена в Риме, в музее Галерея Борге-зе. Перед этим шедевром невольно размышляешь о бренном и возвышенном в мире людей. Между двумя полюсами земного и небесного сознания людей находится Сфера Жизни. Оба полюса влияют на нее одновременно и противоречиво, в нашем сознании возникает мир, далекий от идеального. Христианство призывает следовать заповедям Ветхого и Нового Заветов. Земной мир

должен жить в согласии с любовью небесной. Об этом писали многие православные теологи, например в свое время Григорий Богослов. Он определил человека как существо, «прекращающее вражду» духовного и телесного. Богослов писал: «Я состою из души и тела. И душа есть струя бесконечного света Божества; а тело производишь ты от темного начала. Если я составляю одну общую природу, то вражда мною прекращена. Ибо не враждебные, а дружественные начала дают общее произведение»3.

Отношение к человеку как порождению «темного начала» характерно для большинства религиозных мыслителей Средневековья. Правильное устройство человеческой жизни они видели в абсолютном подчинении и вере в Бога. Человек мыслился как создание Бога (рекреационный взгляд). Только с накоплением знаний об окружающем нас мире, о самом человеке появилась возможность признать и эволюционный путь его развития, когда возникновение разумной жизни на Земле и ее неизбежное увядание и смерть мыслятся в масштабах сотен тысяч и миллионов лет. Правильное виПдение мира не может быть без духовных начал, какими бы необычными они ни казались. Постичь духовное труднее, чем на основе опыта познавать телесное, Землю и Космос. Духовное и божественное ускользают от нас, даже когда они очевидно. С помощью интеллекта, например, можно перемещать себя в прошлое и даже устремляться в будущее. У многих такие сказочные картины будят сознание, нередко подсказывают правильные решения.

У людей возникают видения умерших, сцены из их жизни, картины рая или ада. В сознании ученых, писателей и поэтов самым неожиданным образом возникают решения сложных задач, интересные сюжеты и талантливые вирши. В критических ситуациях у правителей на вершине власти, случается, наступает озаренность, они решают вопросы мира. Разве все это не чудо? Наука о международных отношениях, в том числе о глобализации и глобальном управлении, не даст реальной картины мира, опираясь лишь на круг данных из области экономики и политики. Для этого необходим творческий поиск. К современной политологии применима мысль безвременно ушедшего из жизни академика Н.П. Шмелёва. Он справедливо заметил: «...мировая экономическая мысль, как представляется, окончательно запуталась, куда ей поворачивать вправо или влево, но и на будущее, если мировой теории и практике все-таки суждено найти способ жить, который обеспечит, наконец, миру бескризисное, эффективное и социально справедливое

развитие»4. В этом выводе особенно ценной является мысль о социальной справедливости, ведь о ней часто забывают. Это относится и к политологии, если она преследует цель изменить нашу жизнь к лучшему, сохранить человеческую цивилизацию. Это достижимо в условиях сотрудничества духовных и материальных начал мироздания. Они - две стороны человеческого бытия. Одними цифрами и графиками, причудливыми формулировками мир людей не объяснишь.

Глобализация и глобальное управление

Важным явлением международной жизни стали глобализация и глобальное управление. Обстоятельный анализ внешней политики в эпоху глобализации дан, например, в работе члена-корреспондента РАН И. С. Иванова «Внешняя политика в эпоху глобализации». В ней исследуются возможные конфигурации миропорядка, говорится о необходимости выстраивания гибкой полицентричной системы глобального управления. Мировая политика оценивается с учетом угроз безопасности, сделан вывод об основополагающей роли международного права при формировании нового миропорядка, его центральным элементом становится Организация Объединенных Наций5.

Глобализация как естественно-исторический процесс анализируется в фундаментальной работе А.Н. Чумакова «Глобализация. Контуры целостного мира», где рассматриваются ее общая теория и сфера противоборства различных сил и интересов6. Справедливо подчеркивается, что глобализация - это сложнейшее явление, его следует изучать не фрагментарно, а целостно. На этом фоне формируется глобальное мировоззрение, оно помогает осознанию глобализации как состояния, процесса и явления7.

От себя скажу. Глобализация - это многогранный интеграционный процесс становления в международных отношениях современного жизнеустройства и архитектуры мировой политики. В этом процессе участвуют государства, их коалиции, социальные, политические и экономические институты, а также военные блоки. В условиях глобализации осуществляется глобальное управление (регулирование) планетарной сетевой структурой, где ослабевает однополярность. Со стороны США делаются настойчивые попытки ее восстановить, но они бесперспективны, более того, они вредны, так как подрывают стабильность мировой политики. Влияние глобализации на мировые дела в условиях повторяющих-

ся экономических и финансовых кризисов падает. Большие риски несет ей и глобальному управлению силовая конфликтность. В условиях острых международных коллизий глобальное управление, в том числе на региональном уровне, становится трудновыполнимым. Это показывают, в частности, события на Украине, где гражданская война отбросила страну в пучину кризиса и крушения морали. Возникла необходимость в нравственном коде для человечества. Ученые бьют тревогу. Так, например, академик РАН А. А. Гусейнов напоминает, что соблюдение нравственных запретов зависит от воли и решимости личности следовать им: «. если человек убежден в нравственной сущности запрета, если он знает, что его надо, безусловно, соблюдать, то ничто, никакие внешние обстоятельства, точно так же, как и никакие собственные аффекты, не могут помешать ему следовать им»8. Это относится ко всем нравственно санкционированным запретам, в том числе к таким фундаментальным, как «Не убий». Человек, особенно отмеченный властью, не может нарушать эту священную истину, эту истину истин9. Многие политики, и даже дипломаты, над всем этим не задумываются и не борются с международными преступлениями, а порой и сами их совершают. И все же в мировых делах не все идет плохо. Пробивают себе дорогу дела позитивные, тенденции, которые являются устойчивыми: развивается международное право, возникает единое мировое хозяйство, устанавливаются всеобщая экологическая зависимость и глобальные коммуникации; происходит духовное и цивилизационное сближение наций. Это возможно в условиях господства силы права; набирает силу революция в информатике и телекоммуникациях. Она резко повышает мобилизационный эффект общения. Глобализация заявила о себе в полный голос в последней трети ХХ в., когда произошла революция в информационных технологиях. Она в своем развитии таит много сюрпризов и сценариев развития мира. Глобализация несет людям и много рисков. Существуют, например, экологические пределы промышленного роста, опасна перегрузка природных возможностей окружающей среды. Возникает угроза нравственного вырождения, опасного массового поведения. Человечеству необходим устойчивый нравственный код. Во многом он заложен в Уставе ООН, в его принципах. Глобализация может гуманизировать международные отношения, политиков и деловых людей. Глобализация порождает многие важные задачи, например не допускать безработицы. В мире, в том числе из-за нее, растет широкое протестное движение, разрушается социальная ткань сложив-

шихся обществ, забывается историческое наследие, стирается историческая память. Глобализация все еще не имеет устойчивой идеологической концепции, которая сплотила бы человечество перед вызовами XXI в., а не разъединяла его. Люди ищут дорогу к бесконфликтному миру, но пока ее не находят. Для этого необходимы трезвость суждений и даже мудрость. С переустройством мира лучше не спешить. По-быстрому историю человечества делают войны и революции. При оценке глобализации и глобального управления следует, прежде всего, оценить роль в мировом порядке такого института, как государство, его суверенитет и участие в глобальном управлении. Действительно, будет эта роль сохраняться, или ей суждено ослабеть и сойти нет?

Глобальное управление и государство

Научное сообщество, как правило, оценивает состояние международной среды с позиций оптимизма, считает, что человечество в своем развитии вступило в планетарную эру. Для этого есть веские основания. И основным из них стала глобализация, которую часто оценивают не как процесс, постоянное развитие, а как некую либеральную модель, которая успешно регулирует глобальный финансово-экономический рынок. Высказывается также точка зрения, что не следует противопоставлять рынок государственной политике и регулированию. Во внутренней и внешней политике можно успешно использовать возможности государства, его институты и механизмы. В России, однако, уход государства из экономики «зашел слишком далеко»10. Академик Н.П. Шмелёв пришел к важному выводу, что одним из слагаемых успехов экономической стратегии развивающихся стран, в том числе России, является финансирование инвестиционного процесса как по частным, так и по государственным каналам. Он подчеркнул, что социальная политика - важное условие успешного экономического роста, без нее «экономических чудес не бывает». Шмелев сделал вывод: «...главная модернизационная задача любого современного правительства не важно, демократического, полудемократического или даже авторитарного, подобрать такое сочетание этих факторов, которое не на словах, не в пропаганде, а на деле обеспечило бы эти условия для экономического рывка»11. В старых центрах силы США и Европе ряд лет наблюдается своего рода деиндустриализация. Запад как основная промышленная база мира постепенно слабеет. Активны его финансовые центры, но

они, как правило, действуют в условиях финансово-экономической стагнации и кризиса.

Налицо непрозрачность многих финансовых институтов и трудности в оценке их рисков. На этом негативном фоне США и Европа теряют свои позиции. В глобальной финансовой системе пальму первенства все еще удерживают США. Когда произойдут очередной экономический обвал и девальвация доллара, США снизят свою внешнеполитическую активность.

Другой тенденцией в международных отношениях является замедление темпов развития международного права и глобализации политической. Создание международного правопорядка будет, однако, трудным. На этом тернистом пути проявят себя многочисленные социальные и международные конфликты. В мировом сообществе появятся новые наднациональные союзы, утвердятся временные и постоянные коалиции, участятся встречи лидеров ведущих государств. На международной арене, несмотря на все происходящие в мире изменения, национальные государства еще многие годы останутся основными игроками, их суверенность может даже усилиться. Произойдет разворот к этатизму. Национальный эгоизм, когда «каждый за себя», будет проявляться регулярно. Внешнеполитические идеологии получат «новую прописку», их цели в случае необходимости будут маскироваться.

Идейно-политические аспекты глобализации - это малоисследованная область. Здесь есть что скрывать. Глобализация, как она сегодня проходит, не способствует преодолению социальной и экономической пропасти между богатыми и бедными странами, ухудшает условия жизни разных социумов и стран. Плоды глобальной экономики распределяются несправедливо. Это видно на примере большинства стран Африки12.

В Европе одним из основных последствий глобализации становится рост безработицы и стагнация. Политика неолиберального глобализма ухудшает условия жизни на планете, особенно больно она ударяет по наименее развитым странам. Новый большой беспорядок набирает силу. При оценке перспектив глобализации и глобального управления вскрывается противоречивая ситуация. Получается, что глобализация служит разным целям. «Гуманный интервенционизм» часто переходит в бесцеремонное вмешательство и, как признает даже З. Бжезинский, порождает «. моральную глухоту и безразличие к проявлениям социальной несправедливости»13.

Известна и другая точка зрения, она активно проталкивается либералами. Мировая арена оценивается как «поле совместных интересов», на нем действуют выгодные для всех правила поведения. Наиболее активным сувереном на этом планетарном поле остаются США, они стремятся внедрить в международные отношения выгодные для всех новые правила, процедуры и стандарты.

Возникают острые противоречия между этими «современными стандартами» и нормами классического международного права. Например, «гуманитарной интервенцией» и устоявшейся нормой невмешательства во внутренние дела государства.

В наши дни мировые лидеры всеми способами оправдывают свои действия, стремятся к их легитимизации. Возникают новые нормы международного права. По-прежнему велика роль ООН и ее специализированных учреждений. Страны, которые не примут активного участия в создании легитимного поля XXI в., сильно проиграют и будут вынуждены плясать под чужую музыку. Они рискуют остаться за бортом новых коалиций и международных организаций.

Руководители африканских стран уже в начале ХХ1 в. осознали необходимость повышения уровня сотрудничества между собой, они приняли решение о создании Африканского союза (АС). Примером для них, похоже, стал Евросоюз. Это был шаг в правильном направлении. Политическая и экономическая интеграция, защита своего суверенитета, отстаивание общих интересов Африки перед лицом нового неоколониализма будут эффективнее в рамках такой коалиции. Конференции, симпозиумы и семинары, организованные с помощью современных средств связи, станут важным средством создания Архитектуры международных отношений XXI в. Мобилизация научного интеллекта и политических знаний, в чем-то даже интуиций, станет одной из важнейших задач.

К этому сегодня подготовлены немногие государства и общества, в их числе находится и Россия. Ее внушительный интеллектуальный потенциал, однако, не вечен и, если им не дорожить, может «испариться». О нем будут вспоминать как о времени несбывшихся надежд. В океане свирепых волн глобализации России, если ее общество не встряхнется, угрожает участь социально-политического «Титаника».

Глобализация - это новая система в развитии, она может заменить холодную войну, последняя, однако, очень живуча. Воз-

никает жесткая мировая глобальная экономика, рычаги управления в ней до сих пор находятся в денежных сейфах атлантистов.

Глобализация, случается, ведет к усилению в политике наднациональных учреждений (ООН, НАТО, «двадцатка», БРИКС). У таких структур налицо, конечно, разные судьбы. Одно дело ООН - самая демократическая в мире планетарная структура. Другое НАТО: замкнутый военный блок, он был создан в 1949 г. как оборонительный, а сегодня стал плацдармом наступательных действий, часто предпринимаемых в обход Совета Безопасности ООН. Такая его политика вносит в мировые дела агрессивность, напряженность и элементы большого беспорядка.

Идеология глобализации все еще не имеет влиятельной концепции, которая сплотила бы человечество перед вызовами ХХ1 в., а не разобщала его. Люди могут, если захотят, найти дорогу к международному сотрудничеству. Для этого в своем развитии они должны бережно относиться к историческому наследию предков, используя из него все позитивное, особенно от морали. Пренебрежение последней ведет к «arrogance of power» - «высокомерию силы». Чем оно сильнее, тем слабее человечество.

Цивилизации существуют в рамках своих общественных и международно-правовых институтов: законов и договоров, моральных ценностей и традиций. Все вместе они составляют довольно устойчивую международную среду. В деле переустройства мира поэтому лучше не спешить.

По-быстрому, повторюсь, историю человечества делают войны и революции. Необходимы осторожность и мудрость. Ясно одно: социально-экономическое неравенство порождает политический хаос и в умах. Двойные стандарты поведения государств на мировой арене, они, как шлейф, тянутся за атлантистами, разрушают международную стабильность, не дают утвердиться правопорядку.

Основные черты мирового порядка воплощаются в транснациональных взаимодействиях (international interactions), все более взаимозависимом мировом рынке (increasingly interdependent global market), процессе региональной интеграции и глобальной кооперации. В рамках этого развития возникают новые задачи, они становятся общими для человечества (common concerns).

Среди них можно выделить: развитие глобальной экономики как финансово-экономической грани глобализации; глобальное управление мировой экономикой и политикой, их финансами; создание структуры глобальной безопасности, безопасности для всех, а не отдельных привилегированных регионов или групп стран;

укрепление международных организаций, в том числе ООН, способных управлять глобальными проблемами во всех их проявлениях; использование в мировых делах человеческого капитала (human capital) с помощью высшего и среднего образования; улучшение, а не ухудшение жизни людей с помощью новых технологий как в сфере промышленности, так и в сельском хозяйстве; приспособление к изменениям климата, деградации окружающей среды; борьба с голодом, болезнями и инфекциями, преследующими людей; сохранение культурного наследия человечества (cultural heritage), в том числе международного права, как средства управления и регулирования международными отношениями, в первую очередь между государствами; создание благоприятных условий для обеспечения людей, в первую очередь в бедных странах, основными продуктами и питьевой водой, квалифицированной медицинской помощью. Без решения этих проблем сохранить позитивные начала в мировой политике невозможно, она переродится в борьбу на уничтожение, и это приведет человеческую цивилизацию к гибели. Есть ли возможность предотвратить такой Апокалипсис?

Почти каждый человек ответит на такой вопрос утвердительно, в том числе и политики высокого ранга. Но, и в этом весь трагизм, одновременно скажут: «все делается правильно, предсказания конца света придуманы». И далее: «применение военной силы - это всего лишь продолжение политики». Такой устойчивый милитаристский спазм в сознании политических элит губит ростки нового мышления, а оно для создания устойчивой и мирной международной среды, где процветают разум и право, совершенно необходимо.

Есть и другая причина устойчивой приверженности ряда политиков и дипломатов политике с позиции силы. Это стремление сохранить в международных делах, насколько это возможно, состояние однополярного мира, добиться покорного признания, что миром правит одна сила США и, когда это необходимо, военно-политический блок НАТО.

События на Украине и вокруг нее сделали силовую тенденцию в мировой политике еще более опасной. Не признаются национальные интересы и безопасность России, затевается громоздкая геополитическая авантюра, не имеющая ничего общего с безопасностью Европы. Вместо укрепления партнерства с Россией взят бесперспективный курс на ее изоляцию и дискредитацию

российских лидеров, прежде всего их самой сильной фигуры -президента.

В таких условиях эффективное глобальное управление маловероятно. Большой беспорядок в ряде регионов - это и Большой Ближний Восток, и Афганистан, и Юго-Восточная Европа -будет нарастать. А между тем громко тикают заряды, по крайней мере, трех бомб экологической, гонки вооружений и нищеты бедности. Думать, что они никого не взорвут, наивно. Каждая из них может быть обезврежена только совместными планетарными усилиями.

Примечания

1 На эту тему см. мою статью в журнале «Международная жизнь», март 2012.

2 Кокошин А. А. Некоторые макроструктурные изменения в системе мировой политики. Тенденции на 2020-2030-е годы // Полис. Политические исследования. - 2014. - № 4. - С. 38, 41. (Kokoshin A.A. 2014. Some macrostructure changes in the World politics. Trends for 2020-2030s // «Polis» journal. Political Studies. N 4) (in Russian)/

3 Глобалистика. Энциклопедия. - М.: Радуга, 2003. - С. 1157.

4 Шмелев Н.П. В защиту здравого смысла // Современная Европа. - 2011. - № 2 (октябрь-декабрь). - С. 139.

5 Иванов И.С. Внешняя политика в эпоху глобализации. - М.: ОЛМА Медиа-Групп, 2011.

6 Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. - М.: Проспект, 2014.

7 Там же. - С. 406-407.

8 Гусейнов Абдусалам. Философия мысль и поступок. - СПб. ГУП, 2012. -С. 306-307.

10 Попов В.В. Стратегия экономического развития. - М.: Высшая школа экономики, 2011. - С. 25.

11 Шмелев Н.П. Указ. соч. - С. 142. См.: Громыко Ан.А. Нищета и голод - грани глобализации // Азия и Африка сегодня. 2014, № 10. (Gromyko An.A. 2014 Nischeta i golod grani globalizatsii // Aziya i Afrika segodnya. N 10) (in Russian).

Цит. по: Россия в многообразии цивилизаций. - М., 2011. - С. 53.

«Азия и Африка сегодня», М., 2014 г., № 12, с. 2-8.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Почему в современном мире, где есть все для удовлетворения потребностей, и даже больше, люди продолжают чувствовать себя несчастными? Этот вопрос теперь рассматривают на государственном уровне, и некоторые страны, например ОАЭ и Бутан, назначили министров счастья . В Европе и России всерьез задумываются повторить этот опыт. Технологии развиваются слишком быстро, жизнь наращивает темп, и мы просто не успеваем ко всему приспособиться. Но выход есть всегда.

Мы в сайт тоже решили разобраться, что же нам мешает быть счастливыми и как с этим быть.

1. Обилие выбора

Современная цивилизация наградила нас многими благами и свободой выбора. Мы привыкли считать, что огромное разнообразие сулит большее удовлетворение, однако парадоксальным образом изобилие ограничивает свободу нашего выбора.

Социолог Барри Шварц в своей книге «Парадокс выбора» пишет, что ежедневное принятие решений становится все более сложным делом из-за наличия огромного количества альтернатив. Необходимость постоянно выбирать может лишать энергии, отнимая время и заставляя подвергать сомнению любые наши решения еще до того, как они будут приняты. В конечном итоге все это может привести к раздражению, стрессу и даже к тяжелой депрессии.

Что делать?

  • Поймите, что по большей части выбор - это иллюзия. Когда вы ломаете голову в магазине над тем, какую бы из 10 шоколадок выбрать, 8 из них, скорее всего, будут сделаны на одном и том же заводе.
  • Следуйте привычкам. Вместо того чтобы пробовать десятки зубных паст, остановитесь на одной, которая подходит именно вам по цене, качеству и своим свойствам.
  • Не подвергайте сомнению принятые решения. Попросите близких поддерживать вас, чтобы укрепить уверенность в себе.

2. Информационная перегрузка

Интернет открыл нам доступ практически к любой информации, но проблема в том, что большая ее часть бесполезна. Основатель интернета Тим Бернерс-Ли в своем открытом письме рассказал, что во Всемирной сети ложь распространяется быстрее правды, потому что ресурсы зарабатывают на кликах, а значит, заинтересованы в том, чтобы на глаза пользователям попадались как можно более провокационные и шокирующие (следовательно, выдуманные или приукрашенные) материалы. Кроме этого, информационный мусор перегружает наш мозг, что приводит к утомлению и неврологическим расстройствам.

Что делать?

  • Не подписывайтесь на похожие между собой сайты. Информация на них может дублироваться, в результате вы будете тратить время на просмотр повторов или похожих материалов.
  • Не оставляйте нигде свои контактные данные: так вы оградите себя от лишнего спама. Если же вам все равно звонят, то попросите удалить вас из базы, ссылаясь на закон о неразглашении персональных данных.

3. Гаджеты

Нет смысла объяснять, насколько гаджеты упростили нашу жизнь. Но также и прибавили нам проблем - от банального ухудшения зрения до серьезной зависимости. Кроме того, ученые из Техасского университета в Остине считают, что ежедневное использование смартфона ухудшает умственные способности и угнетает психику. Сегодня мы уже не представляем свою жизнь без телефона и компьютера. Вместо того чтобы использовать их по назначению, мы прячемся в гаджетах, в мире интернета и виртуальной реальности. Мы подменяем естественное искусственным и потому чувствуем себя несчастными.

Что делать?

  • Постарайтесь реже использовать гаджеты. Писатель Дэниел Сиберг посвятил этой мысли целую книгу под названием «Цифровая диета» , где поделился упражнениями и правилами, которые помогают перестать использовать гаджеты по инерции. Например, он советует объявить спальню местом, свободным от телефона, и пользоваться обычным будильником.
  • Отключите звуковые сообщения: так вы будете реже отвлекаться и уменьшите соблазн взять телефон в руки.
  • Соблюдайте порядок в электронной почте, сообщениях, на страничках в соцсетях.

4. Быстрый темп жизни

Скорость жизни с каждым годом только возрастает. Для того чтобы быстро реагировать, мы должны постоянно находиться в тонусе, быть эффективными. Но, с другой стороны, слишком сильно разогнавшись, можно вылететь в кювет через нервный срыв, подхватить болезнь, заработать профвыгорание. Сегодня время - самая ценная валюта. Поэтому мы сокращаем слова, встречаемся только по делу, а многозадачность воспринимаем как трудовую норму.

Что делать?

  • Запланируйте 10–15 минут в день на то, чтобы медитировать или просто созерцать. Можно смотреть на рыбок в аквариуме или на то, как горит свеча. Это поможет замедлиться и освежить голову.
  • Старайтесь по возможности заменить многозадачность поэтапным планированием. Ученые из Стэнфордского университета считают такой вариант организации дня наиболее эффективным.

5. Общество потребления

Концепция потребления за последнее время резко изменилась: вещи мы больше не чиним, а меняем. Социолог Эрих Фромм был уверен, что многие современные люди не живут в полном смысле этого слова - они пытаются расширить свой мир через приобретение вещей, и жизнь их сводится к гонке за обладанием. Даже когда человек получает образование, он хочет иметь диплом, а не знания и опыт. У него нет понимания того, как он сам существует в этом мире и в чем смысл его жизненного пути.

Мода меняется каждый сезон, новые, более совершенные вещи выпускаются ежедневно, обновления и дополнения к ним - ежечасно. В погоне за вещами человек теряет себя и способность адекватно анализировать свои потребности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы
Растительная клетчатка неперевариваемая в кале у ребенка и взрослого, причины, что делать
Варенье из клюквы пятиминутка Пятиминутка из клюквы без воды