Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Каковы главные факторы размещения предприятий пищевой промышленности. Какой фактор определяет размещение молочного завода

Пищевая промышленность - совокупность предприятий, занятых производством сырья, материалов и продуктов, направленных на удовлетворение пищевых потребностей населения. Агропромышленный комплекс - сложный конгломерат предприятий и организаций, цель которых произвести, переработать и довести до конечной кондиции продукты. Продуктивность и степень развития сельского хозяйства оказывает непосредственное влияние на качество и продуктивные возможности различных отраслей пищевой промышленности.

Основные элементы пищевой промышленности России

Приоритетное направление в стране - животноводство. Данная отрасль дает около 65% ценного сырья, из которого в последующем и изготавливают всевозможные продукты питания.

Существует два основных направления:

  1. Мясомолочный сегмент;
  2. Молочное скотоводство.

Климат и кормовая база приемлемы только в европейской части государства, где и сконцентрированы основные центры производства. Почти 70% всего мясного сырья восполняется за счет свиноводства. Свинина - затратный продукт, но всегда отменного качества и затребована среди потребителей.

Отрасли пищевой промышленности России

Объекты, производящие продукцию, зависят от сырьевой базы и потребительских факторов. Выделяют три основных направлений в пищевой промышленности страны:

  1. К источникам сырья тяготеют предприятия молочного сектора, крахмала, патоки, сахара, консервов растительного происхождения. К примеру, на юге расположился крупный концерт АСТОН, где производят масло. В Кавказском районе активно производят сахар;
  2. Объекты хлебобулочного производства расположились на территории всей страны относительно равномерно. Привязка осуществляется по потребительскому принципу;
  3. Мукомольные производства располагаются только рядом с местами, где добывается сырье. Аналогичным образом обстоят дела с мясной и рыбной отраслью.

Развитие отраслей пищевой промышленности

В дореволюционной России были сформированы первые предприятия для последующего развития пищевой промышленности. Наиболее развитыми считались мукомольная, сахарная, маслобойная, спиртовая и ликероводочная линия производства. Все сегменты развивались довольно активно.

Первый удар по экономике пришелся на период Первой Мировой войны. В то время продуктивность всех сфер упала в 3 - 5 раз. Несколько десятилетий понадобилась для того, чтобы все отрасли восстановились в полной мере. Для производства высококачественного сырья формировались колхозы, сельскохозяйственные кооперативы.

В ходе Отечественной войны пищевая промышленность снова пришла в упадок. Однако в послевоенный период сельское хозяйство и прерогативные отрасли начали восстанавливать одними из первых. Страна стремительно росла и развивалась. Пищевая промышленность с трудом удовлетворяла запросы населения. Растущая бесхозяйственность и некорректное распределение ресурсов привело к тому, что к началу 90-х годов народное хозяйство теряло до 40% готовой продукции и исходных материалов.

Легкая и пищевая промышленность стран мира

Пищевая и пищевкусовая промышленность сложные по своей структуре. В настоящее время по всему миру сформировалось несколько основных групп. Базовые производства, которые предлагают продукцию для дальнейшей переработки (мукомольная, сахарная, молочная, рыбная, мясная) представлены в виде сельскохозяйственных формаций, мест для убоя скота и ловли рыбы. Подобная продукция может, как идти сразу же на рынок, так и транспортироваться на более сложные в плане технологических процессов предприятия.

В пищевой и пищевкусовой промышленности по всему миру сложились мощнейшие концерны, которые производят качественную продукцию «с именем». К примеру, «Нестле», «Кока-кола», «Юнилевер» и много других.

Каждая корпорация владеет огромным количеством предприятий, разбросанных по всему миру. Каждая страна формирует комплекс предприятий промышленного сектора согласно особенностям своей экономики, потенциала страны, климата и различных ресурсов.

На сегодняшний день странами с наиболее совершенной пищевой промышленности считаются: Австралия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Канада, Франця, Германия, Италия, Испания, Польша, Чили, Китай. Отдельно стоит упомянуть страны, которые занимаются реализацией товаров экзотического характера (чай, табак, жемчуг, экзотические сорта рыбы, морепродуктов, фруктов, припав, овощей). Самые знаменитые из них: Уганда, Индия, Китай, Япония, Исландия, Таиланд, Танзания, Перу, Мозамбик.

Стоит упомянуть тот факт, что производства в этих странах построены на довольно примитивных принципах. Большинство продукции создается на базовых производствах, а затем транспортируется в регионы, где наблюдается самый высокий спрос на товары данного типа.

· Промышленность безалкогольных напитков

· Винодельческая промышленность

· Кондитерская промышленность

· Консервная промышленность

· Макаронная промышленность

· Масложировая промышленность

· Маслосыродельная промышленность

· Молочная промышленность

· Мукомольно-крупяная промышленность

· Мясная промышленность

· Пивоваренная промышленность

· Плодоовощная промышленность

· Птицеводческая промышленность

· Рыбная промышленность

· Сахарная промышленность

· Соляная промышленность

· Спиртовая промышленность

· Табачная промышленность

· Хлебопекарная промышленность

Пищевая промышленность - крупнейшая составная часть народного хозяйства, насчитывающая более сорока отдельных отраслей, занимающихся производством продуктов питания как в готовом виде, так и полуфабрикатов.

Крупнейшими группами отраслей пищевой промышленности являются:

мясная, рыбная,

молочная (включает в себя масло- и сыродельное производство),

мукомольно-крупяную,

продовольственных товаров.

Группа предприятий пищевой промышленности, производящая промышленные товары, в свою очередь, делится на разнообразные производства: макаронное, хлебопекарное, плодоовощное, спиртовое, сахарное, виноводочное, ликероводочное, соляное, чайное и др.

Выделяют две основные категории пищевой промышленности.

Первая – это те отрасли, которые работают с привозным сырьем и ориентированы на железнодорожные узлы, порты ввоза продукции, крупные промышленные центры. Продукция, производимая в них, имеет высокую транспортабельность. Ко второй категории относятся отрасли, ориентированные на сырье и на потребителя.

Большая часть пищевой промышленности принадлежит к перерабатывающим отраслям. Однако существуют предприятия, включенные в добывающие отрасли: это добыча поваренной соли, рыбы и нескольких видов съедобных дикорастущих растений.

Для переработки сырья в пищевой промышленности используют различные способы. Они обязаны обеспечить полную безопасность употребления продуктов питания для здоровья человека, улучшить их пищевую ценность, вкусовые и товарные качества. Ведь существует много продуктов питания, не пригодных для употребления в естественном виде, так как содержат опасные для здоровья человека компоненты, либо плохо усваиваются. Общепринятые технологии производства не обеспечивают в полной мере безопасность готовых к употреблению продуктов. Однако изменение технологической обработки позволяет существенно улучшить качество продуктов питания, значительно продлить сроки хранения. При переработке сырья основой технологического процесса является ряд последовательных операций.

В производстве пищевых изделий серьезную роль играют процессы, в основе которых находится бактериальная и небактериальная ферментация пищевого сырья. Первая включает в себя брожение, происходящее при изготовлении вина, сыров, пива и др. Ко второй относятся процессы, происходящие с помощью собственных ферментов, к примеру, при вызревании мяса. Сюда же можно включить использование искусственных ферментов.

К одним из основных способов обработки сырья относится консервирование.

В последнее время получили широкое распространение и другие методы обработки пищевого сырья: стерилизующая фильтрация (применяемая в производстве соков, пива), тендеризация (использование электрического тока), применение высокочастотных токов для скорейшей термической обработки.

В целях улучшения состояния здоровья людей, в экономически развитых странах создаются другие производства пищевой промышленности, изготавливающих специальные товары.

Пищевая промышленность – совокупность отраслей промышленности, предприятия которых производят главным образом продукты питания. Почти в каждом сравнительно большом населенном пункте есть предприятия этой отрасли. В некоторых странах пищевая промышленность является отраслью международной специализации, в других – удовлетворяет потребности только своего населения.

Отраслевая структура пищевой промышленности сложная. В нее входят предприятия, производящие пищевую продукцию, а также мыло и парфюмерно-косметические изделия.

На размещение предприятий отрасли влияют главным образом два фактора: ориентация на сырьевую базу или на потребителя.

Размещение предприятий вблизи районов производства сырья объясняется тем, что в некоторых отраслях (сахарная, спиртовая, консервная промышленность) расход сырья намного превышает массу готового продукта. К тому же такое сельскохозяйственное сырье малотранспортабельно.

Тяготение предприятий к районам потребления объясняется тем, что большинство отраслей пищевой промышленности производят массовую продукцию, которая имеет ограниченные сроки хранения и не может перевозиться на большие расстояния. Поэтому хлебопекарни, кондитерские и макаронные фабрики, пивоваренные заводы создаются в районах потребления продукции независимо от того, есть ли здесь для них сырье.

Сахарные заводы размещаются как можно ближе к районам посевов сахарной свеклы или тростника, поскольку это сырье не выдерживает перевозок на дальние расстояния. Табак как сырье не требует переработки на месте. Поэтому табачные фабрики, например Западной Европы, используют исключительно привозное сырье.

Особенно большое влияние на размещение пищевой промышленности оказывают города, поскольку их население – главный потребитель мяса, молока, яиц, хлеба.

Основным типом предприятий пищевой промышленности являются комбинаты, на которых сочетается комплексное использование сырья с полной переработкой отходов. Есть сахарные, консервные, масло-жировые и другие комбинаты.

Например, на масло-жировом комбинате производят растительное масло, твердый жир, майонез, маргарин, из отходов – мыло, моющие средства, олифу, глицерин и т. п. Ничего не пропадает и на мясоконсервных комбинатах. Используются в промышленности даже рога и копыта животных, а некоторые органы животных являются ценным сырьем при изготовлении лекарств.

Больших успехов достигла пищевая промышленность в развитых странах. Среди них есть такие, которые славятся своими традициями в производстве высококачественных продуктов питания или же выделяются масштабами производства.

«Молочной фермой» Европы называют Данию. Производством твердых сыров известны Швейцария, Нидерланды, Франция. Высококачественные мясные консервы производят многие развитые страны Европы и Америки, рыбные – Норвегия, Исландия, Испания и Португалия, овощные – Болгария и Венгрия. Родиной спагетти и пиццы является Италия. Славится своими колбасами и пивом Германия, винами – Франция и Испания. В последнее время получили развитие новые отрасли – производство готовых к употреблению и замороженных продуктов, различных пищевкусовых добавок.

15 .Лесная промышленность

Лесная промышленность - совокупность отраслей промышленности, связанных с заготовкой и переработкой древесины. Одна из старейших отраслей хозяйства.

Лесная промышленность, как и химическая, отличается достаточно сложной структурой. Условно все отрасли лесного комплекса можно разделить на четыре группы:

· Лесозаготовительная промышленность - заготовка древесины

· Деревообрабатывающая промышленность - механическая и химико-механическая обработка и переработка древесины. Плитное производство, мебельное производство, производство пиломатериалов и т. д.

· Целлюлозно-бумажная промышленность - преимущественно химическая переработка древесины, производство целлюлозы, картона и бумаги.

· Лесохимическая промышленность - производство древесного угля, канифоли и скипидара.

Как и в других отраслях промышленности России, основанных на добыче сырья, в лесной промышленности значительная доля выручки формируется за счёт экспорта необработанного сырья - круглого леса. В течение долгого времени Россия была основным поставщиком древесного сырья в страны Европы и Ближнего Востока, в Китай и Японию.

Кроме страновой специфики, существуют общие особенности развития отрасли: увеличение рыночных долей товаров субститутов и сокращение долей лесобумажной продукции. Например, появление пластиковой упаковки привело к сокращению потребления бумажной, а развитие Интернета привело к сокращению потребления газетной бумаги.

В России не существует частной собственности на лесные земли, которая заменяется долгосрочной арендой лесных земель в рекреационных и лесозаготовительных целях. Вместе с тем в ряде стран существует частная собственность на земли. Например, в США управление лесными землями - это большой бизнес объёмом более $500 млрд. Лесные земли в стране занимают около 500 млн акров, из которых 53 % принадлежит частным владельцам, не являющимся промышленниками, 30 % находятся в общественном владении, 4 % принадлежит промышленникам, а 8 % владеют финансовые инвесторы .

Факторы размещения пищевой промышленности. С учетом особенностей размещения можно выделить 3 группы отраслей: отрасли, ориентированные на источники сырья (при высоких нормах его расхода): сахарная, маслосыродельная, молочно-консервная, масложировая, плодоовощная, рыбоконсервная и др.; отрасли, тяготеющие к рынкам потребления готовой продукции(при совпадении или превышении веса готовой продукции над весом исходного сырья либо при производстве скоропортящихся продуктов): хлебопекарная, пивоваренная, кондитерская, макаронная, молочная и др. Эти отрасли размещаются достаточно равномерно по всей территории страны; Отрасли, одновременно ориентированные на сырьевую базу и на потребителя: мясная, мукомольная, табачная и др.

Слайд 20 из презентации «Легкая и пищевая промышленность России» . Размер архива с презентацией 6441 КБ.

Экономика 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Japan Airlines» - Самолёты JAL в аэропорту Токио - Нарита. Также безопасность зависит от кресел. С. JAL имеет один из самых высоких уровней сервиса на борту в мире.

«Отрасли мирового хозяйства» - География отраслей мирового хозяйства. Автор: Леонов Александр ученик 9 класса МОУ Василевской СОШ. Угольная промышленность. Сельское хозяйство. Мировое производство хлопка-волокна составляет 20 млн т; Первое место по посевам и сбору хлопка занимают страны Азии. Цветная металлургия по размерам производства уступает чёрной примерно в 20 раз. Сохраняет свое значение несмотря на конкуренцию газа и нефти; Уровень мировой добычи – 5 млрд т; Непродовольственные культуры. Некоторые важнейшие показатели развития мирового хозяйства.

«Химико-лесная промышленность» - Энергетический. Производство солей. 1. Что не входит в состав химико-лесного комплекса? 07.06.2012. Центральная. Коряжма. Химико-лесной комплекс. 6. Какой из перечисленных субъектов России наиболее лесообеспечен? 5. Какая из химико-лесных баз ресурснодефицитная: Республика Коми. Производство кислот. Производство черных и цветных металлов. Лесозаготовка. Усть-Илимский.

«Россия в мировой экономике» - Мир в постиндустриальной стадии. Россия? Высокий прирост населения – социальные проблемы. Почему полупериферия? Большой научно-технический потенциал. Раскрыть пути развития экономики России. Сформировались ядра информационной стадии (Москва, С-Петербург). Характерные черты высокоразвитых стран: Определить наиболее оптимальный. Является ли Россия центром мировой экономики?

«Легкая и пищевая промышленность России» - Отраслевой состав пищевой промышленности. Легкая и пищевая Промышленность (переработка сельско- хозяйственного сырья). Маслосыродельная И молочная. Винодельческая. МАШИНОСТРОЕНИЕ (производство сельскохозяйственных машин и оборудования). С ориентацией на потребителя размещаются обувная и швейная отрасли. Желаю успехов! Крахмалопаточная. Ремонт швейных изделий. Производство пуговиц. Структура агропромышленного комплекса (АПК). Сельское хозяйство.

«Химическая промышленность» - Вискозное ацетатное. Центры: Ярославль, Казань, Воронеж, Ефремов, Красноярск. Производство пластмасс и синтетических смол. Бурый и каменный уголь. Структура российского производства шин в 2005 году. Парфюмерия. Производство размещают у потребителя и сернокислотных заводов. Бытовая химия. Отраслях промышленности. 1. Распределите отрасли химической промышленности по группам.

Пищевая промышленность - одна из значительных отраслей современного индустриального производства. По валовой продукции она занимает второе место после машиностроения.

Роль пищевой промышленности в развитии производительных сил определяется, прежде всего, тем, что она удовлетворяет преобладающую часть потребностей населения в продовольствии . Пищевая промышленность обеспечивает более рациональное питание населения, способствует устранению неравномерности потребления пищевых продуктов как во времени, так и в региональном разрезе, позволяет эффективно использовать сельскохозяйственное сырье, сокращать его потери.

Отрасли пищевой промышленности имеют особенности, существенно влияющие на характер их размещения.

К наиболее важнейшим из них относятся следующие:

1. Сезонный характер производства многих видов сырья.

2. Физическая нетранспортабельность отдельных сырьевых ресурсов.

3. Экономическая нетранспортабельность ряда видов сырья.

4. Многокомпонентный состав перерабатываемого органического сырья, позволяющий наряду с основным продуктом получать и другие пищевые и не пищевые продукты.

5. Повсеместный характер потребления пищевых продуктов.

6. Массовый характер потребления многих пищевых продуктов.

7. Физическая и экономическая нетранспортабельность отдельных готовых пищевых продуктов.

8. Необходимость постоянной и масштабной диверсификации

производства в соответствии с потребностями рынка.

9. Специфический характер концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства.

10. Значительная доля транспортных затрат в себестоимости и стоимости пищевых продуктов.

Все это делает своеобразным и гибким размещение отраслей пищевой промышленности.

По характеру размещения все отрасли промышленности делятся на три группы.

1. Материалоемкие, тяготеющие к источникам сырья или районам потребления.

2. Энергоемкие, тяготеющие к источникам энергии.

3. Трудоемкие, тяготеющие к трудовым ресурсам.

Отрасли пищевой промышленности по характеру размещения в зависимости от поставленной цели группируются по разным признакам.

Первая группа отраслей тяготеет, к районам источников сырья (свеклосахарная, консервная, первичное виноделие и др.).

Вторая группа отраслей тяготеет к районам потребления (хлебопекарная, ликеро-водочная, безалкогольная и др.).

2. По соотношению веса исходного сырья и готовой продукции из него отрасли пищевой промышленности делятся на три группы.

Первая группа - отрасли, использующие сырье, вес которого кратно превосходит вес готовой продукции из него . Они размещаются как можно ближе к источникам сырья. К ним, например, относятся свеклосахарная промышленность (8-10 кратное превышение), овощесушильная (более чем десятикратное), масло-сыродельная и др.

Вторая группа - отрасли, вес продукции которых, наоборот, кратно превышает вес исходного сырья. Они традиционно размешаются в районах потребления. Это ликероводочная промышленность (4-5 кратное превышение), вторичное виноделие с розливом в бутылки, пивоваренная и др.

Третья группа - отрасли, где вес исходного сырья примерно равен весу готовой продукции. При прочих равных условиях их можно размещать и в районах потребления, и в зонах сырья, то есть ими модно улучшить равномерность размещения пищевой промышленности. К ним относятся такие отрасли как макаронная промышленность, сахаро-рафинадное, маргариновое производство и др.

При прогнозировании размещения и его рационализации в отраслевой экономике используется группировка в территориальном разрезе. Наличие, отдельных отраслей в ряде пунктов и регионов обязательно для сведения всех транспортных перевозок к минимуму. Различают несколько групп отраслей, наличие которых в отдельных пунктах и регионах необходимо.

1. Отрасли, предприятия которых следует размещать в каждом населенном пункте и городе (хлебопекарная, безалкогольная). Межгородские и межпоселковые перевозки должны исключаться в массовом масштабе.

2. Отрасли, предприятия которых необходимо размещать в любом субъекте федерации - республике, области, крае (мукомольная, макаронная, молочная, мясная, ликеро-водочная и др.). Межобластные перевозки таких продуктов, сводятся к минимуму.

3. Отрасли, предприятия которых следует размещать во всех крупных экономических районах.. Межрайонные перевозки этих продуктов по возможности исключаются - (сахаро-рафинадная и др.).

4. Уникальные отрасли, размещение которых в силу объективных обстоятельств строго локализировано (субтропические отрасли, чай, табак, цитрусовые).

Такое размещение сводит к минимуму транспортные перевозки в национальной экономике.

Развитие и размещение пищевой промышленности

Пищевая промышленность - совокупность перерабатывающих отраслей аграрно-промышленного комплекса, производящих продукты питания из сырья растительного и животного происхождения (зерно, картофель, молоко, мясо и т.д.). Это самая социально значимая отрасль обрабатывающей промышленности. Каждый регион заинтересован в развитии производства продуктов питания и обеспечении населения продовольственными товарами собственного производства. В настоящее время в отрасли насчитывается свыше 50 тысяч предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Пищевая промышленность в условиях рынка не только сохранила, но отчасти и приумножила свой потенциал. Способствовали этому быстрый оборот капиталов в отрасли, значительные иностранные инвестиции и, что важно, географическая привязка многих производств к местным (локальным) и региональным рынкам сбыта.

Географический рисунок размещения отдельных отраслей и производств в составе пищевой промышленности определяется их технико-экономическими особенностями (табл. 69). В целом, ее предприятия имеются повсеместно в пределах основной зоны заселения. Для большинства городов характерен стандартный набор пищевых производств: хлебопекарное и кондитерское, молокоперерабатывающее, мясоперерабатывающее, производство безалкогольных и алкогольных напитков, пива.

В развитии отрасли наблюдается так называемая историческая унаследованность. Например, Троицк и Верхнеуральск – центры уездов, уже в дореволюционный период выделялись значительным развитием отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырьё, Челябинск – с конца 19 в. выдвинулся в ряд крупнейших центров мукомолья и сохраняет за собой эту характеристику, большинство современных спиртовых и ликёроводочных заводов области основаны во второй половине 19 в. и т.д.

Таблица 69

Группы отраслей пищевой промышленности

Другая не менее важная черта, оформившаяся в советский период – административная приуроченность предприятий, т.е. преимущественное их размещение, особенно крупных перерабатывающих мощностей, в социально-хозяйственных административных центрах. Причём, чем больше центр, тем более мощно, как правило, представлена в нём пищевая индустрия. Для России в целом характерен сдвиг перерабатывающих мощностей к крупным городам и их пригородным зонам.

Сложившаяся география размещения отрасли в последние годы претерпевает кардинальные изменения: наблюдается явление деконцентрации (рассредоточения) её производственных мощностей. Особенно ярко это видно на примере тех отраслей, продукция которых более всего востребована: хлебопекарной, молочной и мясоперерабатывающей. Как в городах, так и в сельской местности, что особенно важно, появились десятки перерабатывающих цехов, чутко реагирующих на рыночную коньюктуру и составляющих конкуренцию крупным комбинатам и заводам. Явление это вполне закономерно и обозначившаяся тенденция, несомненно, сохранится в перспективе до тех пор, пока не будет достигнуто определённое равновесие на рынке продовольствия между спросом и предложением. Ещё одна особенность – наличие крупных внутриотраслевых и межотраслевых объединений в пищевой промышленности (например, «Макфа» - 30 % российского производства макаронных изделий), призванных координировать работу отдельных предприятий, формировать цепочки «сырьевая база – переработка сырья – торговля готовой продукцией». Тесное сопряжение размещения предприятий пищевой промышленности с географией размещения населения, отражает только один принцип оптимизации её территориальной организации. Другой, не менее значимый принцип, заключается в устранении региональных диспропорций между производством отдельных сельскохозяйственных продуктов и мощностями по их переработке, длительному хранению без потери качества и др.

Рис. 20. Пример тяготения перерабатывающих мощностей к сырью

В отечественных учебниках стыдливо замалчивается тот факт, что по объемам производства, чистой прибыли и рентабельности производства у нас на первых ролях предприятия, выпускающие алкогольную продукцию и пиво. На это следует обращать внимание.

По выпуску алкоголя традиционно лидируют такие регионы как: Московская область, Кабардино-Балкария, Северная Осетия. До 40 % рынка занимает так называемая «палёнка» - некачественная продукция, от употребления которой ежегодная смертность превышает 80 тыс. чел. Её производят не только на нелегальных кустарных «заводах» (по некоторым данным их общее число превышает 1 600!), но и на государственных предприятиях.

Темпы развития пивоваренной промышленности таковы, что если в 1990 году общий объем выпуска составлял только 336 млн. декалитров, то в 2008 году было произведено уже 838 млн. декалитров. Важная географическая деталь: большую часть пивоваренного солода Россия импортирует из Германии и некоторых других стран. Отечественное сельское хозяйство пока не в состоянии вырастить качественный ячмень.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Специализация в сельском хозяйстве складывается посредством сочетания отраслей растениеводства и животноводства, в которых создаётся основная часть товарной продукции . Отрасль, от которой получают наибольшую часть товарной продукции, принято называть главной , а все прочие – дополнительными . В разных сельских местностях главными становятся те отрасли, для которых имеются наиболее благоприятные сочетания природных и социально-экономических условий.

Агроклиматические условия оказывают существенное, но фатальное воздействие на развитие сельского хозяйства. Так в Европейской части страны природные условия улучшаются от зоны тундры к лесостепным и степным зонам (табл. 70). Рассмотрим зональные черты сельского хозяйства в России.

В зонах тундры и лесотундры, северной тайге, земледелие в открытом грунте практически невозможно. Главная отрасль - оленеводство: весной и летом оленей пасут в открытой тундре, а зимой – в лесотундре. Дополнительные отрасли – охота (на пушных зверей и водоплавающую птицу) и рыболовство, собирательство. В целом, данные ландшафты составляют зону северного оленеводства и промыслового хозяйства, отвечающую традиционному природопользованию коренных народов Севера.

Таблица 70

Агроклиматические условия природных зон Европейской части России

Природная зона Сумма t выше + 10º Коэффициент увлажнения Преобладающий тип почв Тип водного режима Вероятность засушливых лет, %
Тундра, лесотундра 400 - 1200 1,5 – 1,8 глеевые мерзлотный, застойный -
Таёжная зона 1200 - 1600 1,4 подзолистые промывной -
Смешанные леса 1600 - 2200 1 – 1,2 дерново-подзолистые промывной 5 - 10
Лесостепь 2200 - 2800 0,9 серые лесные и чернозёмы периодически промывной 10 - 30
Степь до 2900 0,6 – 0,7 чернозёмы непромывной 15 - 30
Сухие степи, полупустыни 3400 - 4000 0,3 – 0,5 светло-каштановые и солонцы непромывной, засушливый 20 - 30
Субтропическая 1,5 краснозёмы и желтозёмы промывной -

Северная граница массового распространения земледелия в России близка к рубежам перехода от южно-таёжной подзоны на дерново-подзолистых почвах к подзоне средней тайги на подзолистых почвах, где сумма активных температур (выше 10º) составляет менее 1 600º.

В среднетаёжной подзоне европейской части страны (Нечерноземье) сельскохозяйственные угодья приурочены преимущественно к землям долинного комплекса крупных рек, а водоразделы заняты таёжными лесами и болотами. На заливных лугах развивается молочное и молочно-мясное животноводство. Земледелие носит очаговый характер (ранние овощи, серые хлеба).

В подзоне южной тайги и смешанных лесов европейской части страны (Нечерноземье) под земледелие в значительной мере освоены водоразделы, где пашни перемежаются с природными кормовыми угодьями, массивами лесов и заболоченных земель. В целом, на сельскохозяйственные угодья здесь приходится свыше 1/3 всей площади (выборочный характер земледелия). Пашни занимают несколько большие площади, по сравнению с сенокосно-пастбищными угодьями. Наиболее высокая земледельческая освоенность характерна для ополий . В посевах преобладают картофель, овощи, лён, серые хлеба (ячмень, рожь, овёс, кормовые культуры). Развивается молочное и молочно-мясное животноводство. В зоне хвойно-широколиственных лесов Дальнего Востока – пшеница, кукуруза, соя, молочно-мясное скотоводство, пантовое оленеводство.

В зонах лесостепи и степи под пашнями находится почти ¾ всей площади (сплошной характер земледелия), что обусловило значительное развитие эрозионно-дефляционных процессов , особенно в ландшафтах возвышенных равнин с расчленённым рельефом. В лесостепной зоне европейской части страны, на севере черноземной зоны преобладает растениеводство – зерновые и технические культуры (пшеница, рожь, овёс, картофель, сахарная свёкла, подсолнечник, кукуруза, кормовые корнеплоды); мясо-молочное скотоводство и свиноводство развиваются на полевых кормах. В лесостепи Западной Сибири – молочно-зерновое хозяйство. В степях европейской России главные культуры – пшеница, кукуруза на зерно и подсолнечник на семена; мясо-молочное животноводство и овцеводство. В степных районах Западной Сибири выращивают яровую пшеницу и разводят крупный рогатый скот молочно-мясных пород, в более засушливых районах – овцеводство.

В сухих степях и полупустынях (Поволжье, Калмыкия, Дагестан) земледелие носит очаговый характер и возможно только при условии искусственного орошения (бахчевые культуры, пшеница, просо, горчица). Естественные кормовые угодья представлены летними и зимними пастбищами. Развито отгонно-пастбищное овцеводство., коневодство, мясо-молочное скотоводство.

Зона сухих и влажных субтропиков занимает ограниченную территорию вдоль Черноморского побережья Краснодарского края. Это район выращивания теплолюбивых культур (цитрусовые, чай, фрукты, табак).

ТРАНСПОРТ

География транспорта исследует закономерности пространственной организации транспорта на земной поверхности, с целью выработки рекомендаций по оптимизации транспортной сети и минимизации транспортных издержек. Главная функция транспорта – перемещение грузов и пассажиров на близкие (до 100 км), средние (100 – 500 км) и дальние (свыше 500 км) расстояния с минимальными экономическими издержками, в том числе и с точки зрения затрат времени.

По типу географической среды, в которой происходит перемещение людей и грузов, транспорт разделяется на сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой); водный (морской и речной); воздушный.

По назначению выделяют транспорт общего пользования, ведомственный, промышленный, рекреационный и городской. Иногда к транспорту относят передачу электроэнергии на расстояния.

Разные виды транспорта, взаимодействуя друг с другом на одной территории, образуют транспортные системы. По числу развитых видов транспорта различают мономодальные (или одновидовые) транспортные системы (развит один вид транспорта, который доминирует над остальными видами, которые развиты слабо) и полимодальные (или многовидовые; развито несколько видов транспорта, но в разной степени). Полимодальные транспортные системы бывают полными (развиты все виды транспорта), неполными (нет какого-либо вида транспорта), неполными усеченными (нет 2 – 3 и более видов транспорта).

Транспортные системы включают в себя линейную и узловую инфраструктуру (пути, транспортные линии, сеть этих линий; транспортные узлы и центры), транспортные средства (подвижной состав), транспортные потоки. Эти элементы связаны друг с другом транспортно- географическими отношениями пространственно-функциональными свойствами и связями), которые обозначают термином «транспортно-географический процесс». Основными транспортно-географическими отношениями являются: транспортное тяготение; транспортная близость или удаленность; транспортная доступность; транспортная связность; транспортная проходимость (проницаемость) территории; пространственная неравномерность (поляризация, концентрация и дисперсия) в распределении транспортных узлов, линий и потоков; транспортно-географическое положение; транспортное освоение территории.

Важнейшим видом транспортно-географических отношений является транспортная доступность , которая представляет собой пространственный резерв маневрирования транспортными связями. Она – не рядовое свойство территориальной транспортной системы, а специфический территориальный ресурс и важнейшее условие развития экономики конкретной территории. Одной из задач географов является проведение экономической оценки транспортной доступности, а также анализ ее влияния на эффективность хозяйства.

Доступность можно рассматривать как совокупность реальных и потенциальных возможностей данного места для социально-экономической деятельности, а также как источник высвобождения свободного времени, уменьшения трудности сообщения и увеличения производительности труда. Транспортная доступность подобно доходам, отражающим уровень жизни, характеризует условия жизни в том или ином месте. При улучшении доступности (средняя скорость перемещения увеличивается в r раз) в r 2/3 раз уменьшается число центров тяготения.

Важным видом территориальных ресурсов являются диспозиционные ресурсы, которые представляют собой особые условия в регионе, создаваемые взаимоположением объектов хозяйства и природы. Эти условия могут быть выгодными (благоприятными) и невыгодными, приводящими к дополнительным издержкам, как в экономике, так и в социальной сфере. К диспозиционным ресурсам относятся транспортно-географическое положение и его аналоги, в частности, интегральная транспортная доступность, в основе которой лежат разнообразные конфигурации транспортных сетей.

Интегральная транспортная доступность – это вероятность достижения любого пункта (поселения) территории из любого другого с заданной скоростью или в заданный отрезок времени. Интегральность транспортной доступности проявляется в том, что последняя выступает не как удобство связи до какого-то одного или нескольких пунктов (транспортных узлов), а показывает возможность маневрирования грузовыми и пассажирскими связями одновременно для всех транспортных пунктов и узлов. Таким образом, интегральная транспортная доступность отражает позиционно-техническую надежность социально-экономических связей в регионе и является характеристикой его транспортно-географического положения.

При географическом анализе региональных территориальных транспортных систем следует проводить рейтинг административных единиц (районов) по качеству их транспортно-инфраструктурного обслуживания, уровню сложности пространственной структуры и технического состояния транспортной сети. При этом выделяются зоны с лучшей (прицентровые территории) и худшей транспортной доступностью (периферийные территории). Для любой территории характерны географические контрасты между центром и периферией, которые становятся причиной возникновения и воспроизводства территориального неравенства, социальной территориальной несправедливости. Последнюю, можно рассматривать и как неравенство транспортных возможностей потребления благ социально-гарантированного минимума. Для нормальной жизнедеятельности необходимо, чтобы места деятельности людей, учреждения бытового и культурного обслуживания, зоны отдыха были досягаемы из мест проживания.

Состояние транспортной отрасли и уровень ее развития в России нельзя считать удовлетворительными. Транспортная проблема в целом и отдельные ее аспекты создают угрозу ограничения экономического роста и реализации социальных программ развития страны. Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.

Низкая скорость движения транспортных средств и грузов, непроизводительные затраты на складирование и перегрузку, другие проблемы в системе товародвижения приводят к тому, что Российская Федерация теряет ежегодно до 2 % ВВП. Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам. Слаборазвитая дорожная сеть стала оказывать негативное влияние на экономику страны, сдерживая мобильность населения и развитие целого ряда богатых природными ресурсами регионов.

Рис. 21. Сеть федеральных автомобильных дорог России

Основными характеристиками территории, влияющими на пространственную организацию транспортных систем, являются система расселения, уровень освоенности территории (в первую очередь уровень сельскохозяйственной освоенности), экономико-географическое положение.

50% территории России имеет либо низкий уровень транспортной освоенности, либо не имеют круглогодичного сухопутного транспорта вообще. Максимальна доля таких территорий в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, северные районы которых почти не освоены в промышленном и сельскохозяйственном отношении. Наиболее обеспечены транспортом Центрально-Черноземный, Центральный и Северо-Кавказский экономические районы с высоким уровнем промышленного и сельскохозяйственного освоения.

В целом уровень транспортной освоенности территории уменьшается по направлениям запад – восток (в масштабе всей страны), центр – периферия (в ее Европейской части) и юг – север (в Азиатской части).

При выявлении закономерностей пространственной организации локальных транспортных систем можно использовать несколько основных показателей. В первую очередь это показатель плотности (густоты) автодорожной сети . Второй показатель – плотность автодорожной сети, рассчитываемый с учетом численности сельского населения по формуле Энгеля: .

Из табл. 71 видно, что только 5% территории страны имеет высокий уровень транспортной освоенности территории.

Таблица 71

Уровни транспортной освоенности территории России

Экономический район Уровень транспортной освоенности территории
Высокий Средний Низкий Без сухопутных путей сообщения
Центральный 58,5% 41,5%
Северный 69,7% 24,6% 5,7%
Северо-Западный 31,1% 68,9%
Волго-Вятский 31,3% 68,7%
Уральский 10,3% 89,7%
Центрально-Черноземный 74,9% 25,1%
Северо-Кавказский 46,8% 53,2%
Поволжский 6,3% 93,7%
Западно-Сибирский 74,7% 25,3%
Восточно-Сибирский 37,5% 20,0% 42,5%
Дальневосточный 21,5% 34,4% 44,1%
Россия в целом 4,9% 45,1% 23,5% 26,5%

Контрольные вопросы к теме 9:

1. Как эволюционировал топливный баланс России в ХХ веке?

2. Перечислите важнейшие топливные базы России.

3. По каким принципам размещаются станции централизованного теплоснабжения?

4. К каким субъектам федерации приурочена крупнейшая железорудная аномалии?

5. Почему ¾ российского алюминия выплавляется в Восточной Сибири?

6. Какие ключевые отрасли образуют оборонно-промышленный комплекс России?

7. Какие варианты размещения машиностроения вам известны?

8. Почему первые предприятия по производству подвижного железнодорожного состава были построены в Центральной России, а не на Урале?

9. Как сырьевой фактор сказывается на размещении промышленности минеральных удобрений?

10. Назовите принципы территориальной организации лесозаготовительной промышленности.

11. Какие сферы и отрасли образуют АПК страны?

12. Дайте характеристику «пшеничного пояса» России.

13. Назовите ареалы возделывания волокнистых технических культур в России.

14. Чем определяется размещение типов разведения крупного рогатого скота в России?

15. Какие виды услуг вам известны?

17. Дайте оценку транспортной освоенности территории России.

18. Дайте характеристику основных топливных баз России.

19. Дайте характеристику Уральской металлургической базы.

20. Назовите главные отрасли сельскохозяйственной специализации природных зон России.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Сочные котлеты из свинины с рисом
Готовим макароны в мультиварке рецепты
Овощной кугель - безумно вкусно, быстро и легко!