Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Клише для эссе по обществознанию таблица. Клише для эссе по обществознанию. Формулировка основной мысли высказывания

Структура эссе 1. Цитата. 2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 3. Смысл высказывания. 4. Собственная точка зрения. 5. Аргументация на теоретическом уровне. 6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений. 7. Вывод.

Выбор высказывания Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится; чётко понимаете смысл высказывания; можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его); знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы); сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук Философия Соотношение материи и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

Социальная психология Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. Психологический климат коллектива. Человек среди людей. Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. Самоопределение как выбор собственной позиции.

актуальность проблемы После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише: Данная проблема является актуальной в условиях. . . . . . глобализации общественных отношений; . . . формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства; . . . обострения глобальных проблем современности; . . . особого противоречивого характера научных открытий и изобретений; . . . развития международной интеграции; . . . современной рыночной экономики; . . . развития и преодоления мирового экономического кризиса; . . . жесткой дифференциации общества; . . . открытой социальной структуры современного общества; . . . формирования правового государства; . . . преодоления духовного, нравственного кризиса; . . . диалога культур; . . . необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

3. Формулировка основной мысли высказывания Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише: «Смысл данного высказывания состоит в том, что. . . » «Автор обращает наше внимание на то, что. . . » «Автор убеждён в том, что. . . »

Определение своей позиции к высказыванию Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише: «Я согласен с автором в том, что. . . » «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу. . . » «Автор был прав, утверждая, что. . . » «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества. . . ситуацию, сложившуюся в обществе. . . одну из проблем современности)» «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что. . . » «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу. . . , но с. . . не могу согласиться» «А не задумывались ли вы над тем, что. . . ? »

Аргументация собственного мнения Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях: 1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). 2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта: а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; б) обращение к личному опыту.

Вывод Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе. Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише: «Таким образом, можно сделать вывод. . . » «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что. . . »

пример Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» . (Ф. Аквинский)

Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.

Смысл высказывания Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.

Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в обществе.

Примеры Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.

Абзац 1: 1)Определение науки (в зависимости от выбранной темы): "Данное высказывание относится к разделу обществознания философия/социальная психология/социология/политология/ право" 2)Определение темы/проблемы: "Этим высказыванием затрагивается проблема. . . " "Эта цитата затрагивает немаловажную проблему. . . " 3)Объяснение выбора темы: "Для меня интересна эта тема так как. . (например: "она актуальна для современного общества, отражает процессы глобализации/маргинализации" и тд и тп) "Я выбрала эту тему так как. . . "

Абзац 2: 1) Объяснение точки зрения автора: "Автор этого высказывания. . (такой-то). . . пытался донести до нас мысль. . " или " Автор. . (такой-то). . . высказывает мнение, что. . " 2)Своя оценка: "Нельзя не согласиться, что. . . " "Я разделяю точку зрения. . " "Разделяю тз автора лишь отчасти. . . " "Не могу согласиться с автором так как. . "

Абзац 3 (аргументы): 1)Теоретическая аргументация: термины, понятия. "Исходя из определения. (социальной стратификации/сознания/гражданского права и тд). . . следует. . . " 2)Примеры из истории и политической жизни. 3) Аргументация со ссылкой на современную социальную действительность. Заключение "Таким образом. . . " "Итак, мы пришли к выводу. . "

Автор поднимает проблему …. . . указать какую. Данная проблема является актуальной в условиях. . (вечной) по прежнему актуальной, так как её решение. . . Автор убежден в том, что …. . . . (Автор обращает наше внимание. . .) Я согласен с автором (частично согласен, не согласен, готов поспорить) В чём? С чем? В какой части? На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании (картину, ситуацию, проблему и т. д) Аргументы (на теоретическом уровне -термины, понятия, мнения ученых) (эмпирический уровень- примеры из истории, литературы, и социальной реальности) Вывод. Подводя общую черту, хотелось бы отметить …. . . . Таким образом, можно сделать вывод. . . .

01.05.2017

Приводим сборник главных фраз-клише, которые могут помочь вам правильно написать эссе по обществознанию.

1. Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность

  1. В своем высказывании автор имел в виду, что …
  2. Автор хотел донести до нас мысль о том, что…
  3. Смысл данного высказывания состоит в том, что …
  4. Автор обращает наше внимание на то, что… мысль автора состоит в том, что …
  5. Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…
  6. Данная проблема (темы) является актуальной в условиях...
  • ...глобализации общественных отношений;
  • ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • ...обострения глобальных проблем современности;
  • ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • ...развития международной интеграции;
  • ...современной рыночной экономики;
  • ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • ...жёсткой дифференциации общества;
  • ...открытой социальной структуры современного общества;
  • ...формирования правового государства;
  • ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • ...диалога культур;
  • ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

2. Фразы-клише для формулировки собственной позиции:

  1. «Я согласен с автором в том, что...»
  2. «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...»
  3. «Автор был прав, утверждая, что...»
  4. «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России (современного
  5. общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
  6. «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  7. «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

3. Многоаспектность анализа высказывания (фразы-клише):

  1. Высказывание можно анализировать с разных сторон…
  2. Рассмотрим высказывание в разных аспектах…
  3. В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…
  4. Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…
  5. Стоит отметить, что…

4. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень. Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…
  • Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…
  • Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…
  • В курсе обществознания (экономики, социологии…) …

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

  1. использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;
  2. обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

Фразы-клише:

  • Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…
  • Обратимся к примерам из истории…
  • Что говорят нам факты общественной жизни…
  • Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…
  • Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…
  • Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…
  • Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…
  • Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…

5. Фразы-клише для вывода:

  1. Таким образом…
  2. В заключение можно сделать вывод, что…
  3. Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…
  4. На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

Экзамен по обществознанию самый популярный среди предметов ЕГЭ 2019 года, поэтому ученики 11-го класса интересуются, какой должна быть структура эссе, какие клише и план нужно использовать при написании мини-сочинения.

Предлагаем детально разобраться в особенностях задания №29 КИМов по обществознанию, и приводим подробный план как писать эссе на ЕГЭ по обществознанию. Он состоит из 7 важных пунктов.

  1. Цитата
  2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.
  3. Смысл высказывания.
  4. Собственная точка зрения.
  5. Аргументация на теоретическом уровне.
  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
  7. Вывод.

1. Выбор высказывания

  • Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
  • чётко понимаете смысл высказывания;
  • можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
  • знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
  • сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.

2. Определение проблемы высказывания.

Для более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок проблем, которые встречаются наиболее часто.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:

  • Данная проблема является актуальной в условиях …
  • … глобализации общественных отношений;
  • … формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
  • … обострения глобальных проблем современности;
  • … особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
  • … развития международной интеграции;
  • … современной рыночной экономики;
  • … развития и преодоления мирового экономического кризиса;
  • … жесткой дифференциации общества;
  • … открытой социальной структуры современного общества;
  • … формирования правового государства;
  • … преодоления духовного, нравственного кризиса;
  • … диалога культур;
  • … необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

К проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных ошибок во многих экзаменационных эссе).

3. Формулировка основной мысли высказывания

  • «Смысл данного высказывания состоит в том, что…»
  • «Автор обращает наше внимание на то, что…»
  • «Автор убеждён в том, что…»

4. Определение своей позиции к высказыванию

  • «Я согласен с автором в том, что… »
  • «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу…»
  • «Автор был прав, утверждая, что…»
  • «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества… ситуацию, сложившуюся в обществе… одну из проблем современности)»
    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
  • «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но с … не могу согласиться»
  • «А не задумывались ли вы над тем, что…?»

5-6. Аргументация собственного мнения

Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия,
термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения
учёных, мыслителей).

Фразы-клише:

  • Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
  • Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
  • В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

  1. использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
  2. обращение к личному опыту.

При отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта мысленно ответьте себе на вопросы:

  • Подтверждают ли они моё мнение?
  • Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
  • Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
  • Убедительны ли они?

Предлагаемая форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и предотвратит «уход от темы».

7. Вывод

Наконец, нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или неверность суждения, являвшегося темой эссе.

Для формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:

  • «Таким образом, можно сделать вывод…»
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»
  • В заключение можно сделать вывод, что…
  • На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него:

  • краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель»,
    «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель
    идеалистического направления в философии» и др.);
  • описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
  • указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они
    применяются в эссе;
  • указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Клише для мини-сочинения

Стоит ли искать готовые сочинения для ЕГЭ по обществознанию?

На самом деле идея найти и выучить готовые варианты эссе посещает многих выпускников на этапе подготовки к экзаменам. Но, тут стоит быть особенно аккуратным, ведь в интернете достаточно много неактуальной информации. Даже примеры, размещенные на сайте ФИПИ – это работы 2013 года, а с тех пор произошло немало изменений в критериях оценивания данного задания. Более того, не стоит рассчитывать получить высокий балл за типовой вариант сочинения, ведь эксперты, работающие на ЕГЭ уже не один год, тоже отлично знают эти тексты.

Вывод – необходимо искать не готовый текст, а клише и умные мысли, которые можно «нанизывать» на приведенную выше структуру, получая свое уникальное эссе для ЕГЭ 2019 года. Предлагаем вам подборку таких заготовок:

Критерии оценивания мини-сочинения эссе на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

(составлены на основании Демонстрационного варианта КИМ ЕГЭ 2019 года по обществознанию)

Критерии оценивания мини-сочинения Баллы
29.1 Раскрытие смысла высказывания 1 балл
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования. 1 балл
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.
ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера(«домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.
ИЛИ Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом.
0 баллов
Указание по оцениванию:
Если по критерию 29.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется — 0 баллов.
29.2 Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевого (-ых) понятия (-ий), наличие и корректность теоретических положений 2 балла
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых)понятия(-ий) и теоретические положения. 2 балла
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.
ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.
ИЛИ В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений
1 балл
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.
ИЛИ Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания.
0 баллов
29.3 Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов. 1 балл
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод. 1 балл
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания. 0 балов
29.4 Качество приводимых социальных фактов и примеров 2 балла
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию.
Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.
2 балла
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод.
Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.ИЛИ Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод.
Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.ИЛИ Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.
1 балл
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла. 0 баллов
Указание по оцениванию:
В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).
1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников;
2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании.
0 баллов
Максимальный балл — 6

Темы 2019 года

Какие именно высказывания будут предложены 11-ти классникам в 2019 году, никто не знает. Существует некоторый банк проблем, актуальных для основных тем обществознания, на которые можно ориентироваться в ходе подготовки к ЕГЭ.

Для того, что бы ваше эссе получилось целостным, лаконичным, но при этом глубоко раскрывающим суть проблемы, необходимо:

  • Понимать суть проблемы . Не берите высказывания, проблема которых вам изначально не понятна.
  • Правильно подобрать цитату . Это важный этап, которому стоит уделить достаточно времени еще на этапе подготовки.
  • Построить цепочку рассуждений . Все блоки мини-сочинения должны быть связаны между собой. Рекомендуется периодически возвращаться в тексте к основной мысли высказывания.
  • Рассмотреть вопрос с разных точек зрения, если таковые существуют .
  • Найти правильные примеры .

Вот несколько полезных советов, которые помогут подобрать примеры и аргументы, которые требует новая структура эссе по обществознанию с учетом нововведений 2019 года:

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

Анализ работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.

При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:

  1. С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.
  2. Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.
  3. Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.
  4. Подмена проблемы авторской позицией - связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними.

Проблема - это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора - это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.

При высказывании и аргументации собственной позиции:

1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.

2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.

3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.

4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).

5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.

6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.

Изменения в ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

В связи изменениями, которые коснуться заданий 25, 28 и 29, суммарный первичный балл ЕГЭ 2019 года по обществу возрастет до 65 баллов (в 2018 году данный параметр составлял 64 балла).

ФИПИ официально сообщил, что запланированы такие изменения:

Более подробно об изменениях, которые вступят в силу в 2018-2019 учебном году читайте в документе.

Для эссе в спецификациях отводят 45 минут, но репетиторы рекомендуют оставить на мини-сочинение минимум 60-90 минут из всего экзаменационного времени, составляющего в 2019 году 235 минут (почти 4 часа).

Видео-вебинар на тему написания эссе 2019

Также смотрите видео урок по выполнению задания №29 в ЕГЭ по обществознанию 2018-2019 учебного года:

А в этом видео рассматривается структура написания мини-сочинения и критерии оценивания, даются упражнения для тренировки:

1. Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность

    Смысл данного высказывания состоит в том, что …

    Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…

    Данная проблема (темы) является актуальной в условиях...

    Глобализации общественных отношений;

    Формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

    Обострения глобальных проблем современности;

    Особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

    Развития международной интеграции;

    Современной рыночной экономики;

    Развития и преодоления мирового экономического кризиса;

    Жёсткой дифференциации общества;

    Открытой социальной структуры современного общества;

    Формирования правового государства;

    Преодоления духовного, нравственного кризиса;

    Диалога культур;

    Необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

2. Фразы-клише для формулировки собственной позиции:

    «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...»

    общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»

    «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

    «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с... не могу согласиться»

3. Многоаспектность анализа высказывания (фразы-клише):

    Высказывание можно анализировать с разных сторон…

    Рассмотрим высказывание в разных аспектах…

    В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…

    Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…

    Стоит отметить, что…

4. Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:

1. Теоретический уровень. Фразы-клише:

    Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…

    Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…

    В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…

    Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…

    Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…

    В курсе обществознания (экономики, социологии…) …

2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:

    использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;

    обращение к личному опыту.

Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.

Фразы-клише:

    Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…

    Обратимся к примерам из истории…

    Что говорят нам факты общественной жизни…

    Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…

    Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…

    Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…

    Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…

5. Фразы-клише для вывода:

    Таким образом…

    В заключение можно сделать вывод, что…

    Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…

    На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…

Для успешной сдачи экзамена недостаточно хорошо владеть материалом, необходимо изучить, как писать эссе по обществознанию.

В рамках него важно уметь выстраивать причинно-следственные связи, формулировать умозаключения и делать выводы, ссылаясь на факты общественной жизни и исторические события.

В статье рассмотрено, как создать грамотный план и структуру сочинения, а также несколько конкретных клише и примеров.

Что такое эссе по обществознанию

Письменная часть в ЕГЭ по обществознанию состоит из нескольких частей:

  • анализ текста;
  • ответы на конкретные вопросы;
  • эссе.

Последний блок основан на том, что выпускник должен выбрать одно из нескольких представленных высказываний и сформулировать свои размышления о нем, привлекая знания обществоведческого курса.

Ученик должен отразить свое понимание темы, позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, приведя несколько фактов из общественной жизни или истории.

Правила написания эссе и критерии оценивания

В первую очередь определим основные правила, которых стоит придерживаться при написании эссе, а также то, на что будут обращать внимание проверяющие.

Перед выбором темы стоит внимательно изучить не только сами высказывания, но и сферу, из которой они взяты. Важно быть компетентным в области выбранного предмета.

Дело в том, что при написании важную роль будет играть грамотно примененная терминология.

Базовые критерии оценивания следующие:

  1. Раскрытие смысла – описанное должно показать понимание сути цитаты. Писать стоит максимально четко и структурировано. У проверяющего не должно возникнуть ощущения, что автор работы просто поверхностно переформулировал высказывание.
  2. Прослеживаемая структура текста , логика повествования, грамотное использование терминов, наличие выводов после размышлений и в конце эссе.
  3. Количество и качество примененных аргументов – используемые примеры должны соотноситься с темой, раскрывать ее более глубоко и отражать позицию автора работы. Рекомендуется использовать сведения из СМИ, литературы, истории. Если есть жгучее желание привести личный аргумент, то стоит завуалировать его под формулировкой «в общественной жизни можно встретить отражение этого …».

Важно отметить: если проверяющий после прочтения работы не готов оценить первый критерий, то за все эссе ставят ноль баллов.

То есть даже идеально и грамотно написанный текст не по той теме, не будет засчитан. В связи с этим рекомендуется внимательно подходить к выбору темы и заранее готовиться к написанию эссе из нескольких сфер.

План и структура написания

Рассмотрим один из примеров плана эссе по обществознанию:

  • вступительное слово – несколько слов о сфере;
  • согласие или несогласие с позицией автора высказывания;
  • отражение понимания цитаты;
  • приведение аргументов;
  • вывод.

Конкретный шаблон для 11 класса будет представлен ниже. Правильно написанное сочинение решит проблемы с более, чем десятью процентами от баллов.

Как написать эссе по обществознанию

Ниже представлена примерная структура эссе, которую допустимо использовать, как шаблон.

Избранное мною высказывание относится к экономической (социальной, политической, духовной, правовой) сфере:

  1. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.
  2. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.
  3. Политическая сфера изучает основы и стандарты в управлении государством, организации политической жизни и формировании политической системы.
  4. Правовая сфера изучает совокупность взаимосвязанных правил поведения, а также санкции за нарушение норм, охраняемых силой государства.
  5. Духовная сфера изучает понятия, связанные с культурой и нравственностью, а также основы познания, мировоззрения.

Высказывание связано с таким понятием, как *** *** — это (определение понятия из высказывания).

В общественной жизни/ в истории/ в литературе можно встретить подтверждение этому:

1. Аргумент 1.

2. Аргумент 2.

Таким образом, можно сделать вывод, что (переформулировка 2).

Цитаты, фразы-клише для эссе

Несмотря на то, что темы разные, чтобы подчеркнуть свое знание терминологии, допустимо использование определенных заготовок в виде фраз и цитат. Главное применять их грамотно, то есть вставлять туда, где это актуально.

Несколько примеров того, как можно использовать готовые фразы-клише:

  1. Уголовный кодекс указывает на то, что «закон благосклонен к несовершеннолетним», так как для многих преступлений малой и средней тяжести они получают снисхождение.
  2. Тот факт, что личность формируется только в процессе взаимодействия с другими людьми, показывает, что «человек немыслим вне общества».

Ниже будет представлена таблица с банком аргументов и фраз, которые разрешено использовать. Мудрые высказывания не так характерны для экзамена в 9 классе, как в выпускном.

Примеры эссе по обществознанию

Пишется эссе сначала на черновике тезисно, а затем в полном объеме в чистовые листы. Образец представлен ниже.

Высказывание – «Бизнес – это сочетание войны и спорта».

Избранное мною высказывание относится к экономической сфере. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.

Высказывание связано с таким понятием, как бизнес — это предприятие, деятельность которого направлена на получение дохода.

Я согласна с автором высказывания в том, что бизнес представляет собой конкурентный вид деятельности, в котором субъекты экономики соревнуются друг с другом. Так же как на войне и в спорте, бизнес предполагает наличие знаний, опыта и последовательность действий.

В общественной жизни можно встретить подтверждение этому:

  • война представляет собой конфликт сторон в форме вооруженной борьбы. В бизнесе, конечно, редки случаи вооруженного противостояния, но существуют конфликты между конкурентами, и они используют разные средства борьбы;
  • для достижения успеха в бизнесе требуется вкладывать много времени, сил и энергии. Это же характерно и для спорта.

Таким образом, можно сделать вывод, что сочетание войны и спорта очень хорошо характеризует бизнес.

Высказывание – «Наука безжалостна – она беззастенчиво опровергает привычные заблуждения».

Избранное мною высказывание относится к социальной сфере. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.

Высказывание связано с таким понятием, как наука. Наука — это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.

В истории можно встретить подтверждение этому:

  • люди были уверены, что Земля плоская, но путешествие Магеллана опровергло это, и стало известно, что планета имеет форму шара;
  • тысячелетия существовало заблуждение о геоцентрической системе мира, но учение Коперника развенчало этот миф. Стало известно, что все планеты, и Земля, в том числе, кружатся вокруг Солнца.

Таким образом, можно сделать вывод, что научные достижения постоянно опровергают полученные ранее знания, заставляя людей пересматривать убеждения.

Человек немыслим вне общества (Л. Н. Толстой)

Законы обязаны своей силой нравам (К. Гельвеций)

Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта (Ю. Лотман)

Управлять значит предвидеть (Екатерина Великая)

Человек единственное создание подлежащее воспитанию (И. Кант)

Прогресс отец проблем

Наука это организованное знание (Г. Спенсер)

Власть над собой самая высшая власть (Л. Н. Толстой)

Каждый хочет быть исключением из правил (М. Форбс)

Наука это кладбище гипотез (А. Пуанкаре)

Искусство не знает совести (Г. Манн)

Созидается общество началами нравственными (Ф. М. Достоевский)

Цель творчества самоотдача (Б. Пастернак)

Написание эссе по обществознанию – это шаг, требующий от ученика концентрации и умения быстро реагировать на получаемую информацию. В связи с этим рекомендуется сделать домашнюю заготовку в виде выученной структуры, распространенных клише и готовых высказываний.

Уточняя то, сколько слов в эссе, стоит отметить, что решающую роль играет не размер, а содержание. Научиться писать на тему общества легче всего, если регулярно практиковаться.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Стендаль - высказывания, цитаты и афоризмы
Куриное суфле в мультиварке Детское куриное суфле в мультиварке
Рецепт приготовления плова в мультиварке и его калорийность