Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Костомаров как и почему менялся русский язык. Мнение лингвиста: Язык должен меняться, когда мир меняется. Отличие сложного предложения от простого

Глобальные изменения, произошедшие в обществе за последние десятилетия, не обошли стороной и русский язык. Это дает подчас повод говорить не просто об упрощении, а буквально о гибели языка. Особенно осуждают интернет-сленг, а также обилие иностранных заимствований в современной русской речи. О новых веяниях и о том, что ждет наш язык в будущем,
Интервью с Максимом Кронгаузом, популярным лингвистом, профессором, доктором филологических наук и директором института лингвистики РГГУ.

Языковые нормы все время меняются. Теперь в русском языке кофе может быть среднего рода, возможно, нас скоро ожидает узаконивание формы «звОнит» вместо «звонИт». А каково ваше личное отношение, не как лингвиста, а как человека к подобным явлениям?

Я в таких вопросах всегда раздваиваюсь, это такое немного шизофреническое раздвоение. Как лингвист я понимаю, что изменения неизбежны, может быть, за исключением некоторых показательных случаев. Я думаю, на «звонИт» нам еще необходимо настаивать, пока есть возможность. А как носитель языка я всегда против, я же все-таки культурный носитель, а значит, я за сохранение старой нормы. Тем не менее, изменения неизбежны, и это необходимо понимать. Язык должен меняться, особенно в такие сложные периоды, когда мир меняется очень сильно. В языке тоже должны происходить соответствующие изменения.

Вы много пишете в своих книгах об иностранных заимствованиях, да и любой человек, который смотрит телевизор, читает прессу, замечает, как много иностранных слов входит в лексикон: все эти трендсеттеры, риэлторы, блоггеры, девайсы, прайс-листы - несть им числа. А новые русские слова появляются?

Слова появляются, но тут я должен заметить, что эти перечисленные заимствования - они тоже становятся русскими. Наш язык замечательно осваивает и я бы даже сказал - одомашнивает такие слова суффиксами и приставками. Иногда чужое слово вдруг становится русским. Хотелось бы сказать про многие давно заимствованные слова, что мы уже и не помним об их иностранном происхождении. Вот, например, огурец, помидор, собака, кот - это все заимствованные слова. Я думаю, через какое-то время мы и о девайсах забудем, но должно пройти пару веков.

Почему современная молодежь стремится коверкать родной язык в интернете? Это происходит не только в русскоязычной среде, англоговорящие грешат этим не меньше нас?

Во многом это происходит именно под влиянием экспериментов в англоязычном интернете. Отчасти это происходит как протест против нормы, против правил орфографии. Это очень любопытно, поскольку перестройка была воспринята как нарушение запретов не только политических, но и культурных и даже орфографических. Распространилось это изначально из контркультуры, а потом стало модным, это подхватили все. Но сейчас эта мода проходит. Говорить об избыточном коверкании орфографии уже не стоит, сейчас каждый пишет в меру собственной неграмотности.

Следующий вопрос будет логическим продолжением предыдущего: почему, как вы думаете, «падонкаффский» сленг умер? Почему он не закрепился?

Потому что любая мода конечна, время ее проходит. Протест уже не так важен, появляются другие игры. На смену интеллектуальным хулиганам пришли девчушки. Теперь модны слова из девичьих дневников: «ванилька», «печенька», «печалька», «няшка», «мимими». Интересно, что это выходит за пределы девичьей культуры. Вполне образованные люди тоже иногда, с легкой иронией, могут написать «мимими». Такова мода. Сменился слой людей, сменился лексикон, и это довольно естественно.

Нынешняя молодежь - в массе своей она более неграмотна нежели, скажем, подростки еще двадцать-тридцать лет назад?

Трудно сказать. Очевидно, что неграмотность стала публичной, мы ее замечаем. Думаю, в среднем сейчас подростки менее грамотны, поскольку период игр с орфографией в интернете и такого безвременья сделал тех детей, которые учились читать с экрана компьютера, более неграмотными. Это поколение сейчас пришло в университеты, и мы видим, что они действительно неграмотны. Сейчас кажется, что происходит откат обратно: грамотность становится более престижной. Но, в целом, я боюсь, ситуацию уже не исправить.

Как вы считаете, произойдут ли с течением времени, скажем, за 100 лет, какие-нибудь отмирания в языке в грамматическом смысле, например, склонение числительных, которое так много проблем доставляет не только школьникам, но и публичным людям?

Да, произойдут, но это тоже естественный процесс. Когда говорят о том, что числительные перестают склоняться, то мне хочется напомнить, что они плохо склоняются уже минимум пятьдесят, а то и сто лет. Это процесс давний. Склонение числительных - вещь сложная, и многие давно путаются, причем даже люди вполне образованные могут запнуться и просклонять длинное числительное как-то не так. Мы делаем это не очень часто, таким образом, нет речевой практики. Процесс порчи, если хотите, склонения, затянулся надолго, но я не думаю, что мы окончательно перестанем склонять числительные. Я думаю, он и дальше будет проходить … как-то так.

Обеднел ли язык за 100 лет? Возможно ли говорить о том, что раньше язык был богаче и образнее, а сейчас все стремится к упрощению? Можно ли вообще оценивать язык с точки зрения «раньше был лучше, теперь стал хуже» или наоборот?

Я думаю, с точки зрения лучше-хуже нельзя, а вот говорить, что обеднел - можно, если мы говорим о количестве слов в языке. Но одновременно, на мой взгляд, русский язык стал богаче хотя бы за счет огромного количества иностранных заимствований. Поэтому скорее язык обогатился, но это обогащение многими воспринимается негативно.

А у вас были случаи, когда вы подхватывали лингвистическую интернет-заразу, и начинали использовать все эти пыщь-пыщь ололо и прочие языковые вирусы?

Заразу я не подхватил, но бывают редкие случаи, когда я могу написать, скажем, в ответ на что-то неожиданное, трогательное и отчасти даже неуместное - что-то вроде: «я плакалЬ». Я делаю это с некоторой иронией, естественно, и надеюсь, что читающие это понимают. Хотя иногда люди уже не считывают иронию.

Вы известны как лингвист достаточно либеральных взглядов. А с критикой от коллег или просто языковых пуристов за свои языковые убеждения вы сталкивались?

Да, бывает, говорят, что я неправильно себя веду, что необходимо вести себя иначе. Однако на мой взгляд это правильно, что лингвисты смотрят на мир неодинаково, иначе бы было неинтересно. Это такой важный спор между консерваторами и либералами, но дело в том, что как носитель я консерватор, а как лингвист - либерал.
Lioubov Shalygina

Текст 1

Иностранцы изучающие русский язык (н..)как (н..)могут понять почему (по)русски нужно говорить видеть кого(что), смотреть - на кого (на что), а любоваться кем (чем). (Н..)какие об..яснения тут (н..) помогут – пр..дётся просто выучить наизусть какую форму существительного «любит» каждый из этих бли..ких по смыслу глаголов. Синтаксическая связь при которой главное слово требу..т от завис..мого какой(то) одной конкретной формы называется управлением . При управлении как (бы) (н..) м..нялась форма главного слова зависимое как стойкий оловян..ый с..лдатик остается (н..) измен..ым: вижу кошку, видят кошку, видел кошку, видела бы кошку.

Способность слова управлять кол..чеством его потенциальных « подчинен..ых» и форма которой потребу..т от них «начальник» тесно связан..ы с лексическим значением управляющего слова. А там где царит лексика (н..)возможны ун..в..рсальные схемы; какой имен..о окаж..тся модель управления дан..ого слова пр..ходится просто помнить. И все мы носители языка храним в памяти эту инф..рмацию. Если(же) возникают с..мнения как правильно сказать: свет лампы или свет от лампы, - нужно обратит..ся к словарю.

Языкознание: Энциклопедический словарь

Задания к тексту:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите тему текста.
  4. Определите стиль текста.
  5. Определите тип текста.
  6. В тексте говорится только об одном виде синтаксической связи – управление. А какие виды ещё существуют? Дайте им определение. Примеры приведите из текста.
  7. Произведите фонетический разбор слова: ЧТО
  8. Произведите морфемный разбор слов : носители, управлением, наизусть .
  9. Произведите морфологический разбор одного причастия из текста.
  10. Произведите синтаксический разбор 3-го предложения.
  11. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: а) обособление определений б) обособление приложений
  12. Словарная работа: Раскройте скобки, укажите падеж существительных.

Согласно (приказ, решение, наблюдение, план, расписание); по (несколько раз, двенадцать часов, окончание института, приезд, болезнь); скучать по (он, мы, вы); благодаря (случай, товарищи, внимание); вопреки (предостережение, надежда, желание).

Текст 2

Как и почему менялся русский язык

Русские происходят от славян которые все когда(то) говорили на одном языке. Отн..сительно одном (по)тому что этот пр..славянский язык был внутрен..е (не)однородным. С рас..елением славян на больших тер..иториях единство во..бще разрушилось. Новые условия об..тания рождали новые слова произн..шение подпадало под влияние (разно) язычных соседей геогр..фическая разобщён..ость напр..вляла славянские народы по (не) одинаковым путям. Древний язык существовал только в ус..ной форме (перво)бытные славяне (не) знали письмен..ости. Различия в словаре грамматике фонетике стали такими что славяне перестали пон..мать друг друга пр..славянский язык умер раск..ловшись на новые языки.

С принятием христианства в Восточной Европе встала задача объединить славянские языки, чтобы всем славянам рассказать о Христе.

24 мая 863 года в граде Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской азбуки. Замысел их был великолепен, труд поразителен, а результаты выше самых смелых ожиданий. Претер-пев ряд изменений, кириллица живёт и по сей день у нас, болгар, сербов и других народов.

Детище мудрецов, этот книжный старославянский язык является одним из прекраснейших языков. Первоучители славян старательно отбирали «краснейшие слова» у разных славянских народов, по возможности понятные всем славянам. Язык приспосабливался к отвлеченным рассуждениям, выразительным описаниям, повес-твованиям. Успех старославянского языка не столько именно в «устроении», ведь славянские языки в бесписьменной доистории были без порядка, стройности, устойчи-вости.

По В.Г.Костомарову

Задания к тексту:

  1. Сформулируйте основную мысль текста
  2. Укажите количество микротем в тексте. Составьте цитатный план.
  3. Определите стиль текста
  4. Определите тип текста
  5. Выпишите лингвистические термины. Являются ли он здесь ключевыми словами?
  6. Произведите фонетический разбор слова: является
  7. Произведите морфологический разбор слова: Мефодий
  8. Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях 1-го абзаца
  9. Словарная работа: Вставьте пропущенные буквы. л..нгвистика, ф..лолог, ф..нема, р..дукция, пол..семия, ..монимы, ..нтонимы, арх..измы, не..логизмы,ст..литика, инф..нитив, он..мастика.
  10. Творческая работа: Расскажите, что вы знаете о приходе старославянского языка на Русь, о его роли в становлении русской культуры и цивилизации.

Текст 3

Мы пр..ходим в мир для того что(бы) постигнуть красоту утв..рдить создать её.

Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком (по) тому что увид..л глубину л..зурного неба мерцание звезд розовый разлив вечерн..й зари прозрач..ную дымку степных просторов б..гровый закат перед ветрен..м днем тр..петание марева над г..ризонтом сини.. тени в сугробах мартовского снега журавлиную стаю в голубом небе отр..жение солнца в м..риадах капель утрен..ей р..сы серые нити дождя в пасмурный день ф..олетовое облако на с..реневом кусте нежный ст..белек и голубой колокольчик подснежника – увид..л и изумленный пошел по земле созд..вая новую красоту.

Остановись и ты в изумлени.. перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство . Перед человеком открылась радость жизни (по) тому что он услышал ш..пот листьев и песню куз..нечика журчание весеннего ручейка и переливы серебрян..ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе шуршанье снежинок и стон метели ласковое пл..сканье волны и торжествен..ую тишину ночи – услышал и затаив дыхание слуша..т сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой береги её.

В.А.Сухомлинский

Задания к тексту.

1. Озаглавьте текст.

  1. Докажите, что это текст.
  2. Назовите основную мысль текста.
  3. Определите стиль текста.
  4. Определите тип текста.
  5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  6. Определите, какие художественные средства использованы в тексте.
  7. Определите лексическое значение слова благородство
  8. сердце
  9. Произведите морфемный разбор слов: остановись, изумленный, затаив .
  10. Произведите морфологический разбор 1-го глагола в форме повелительного наклонения.
  11. Объясните постановку тире в выделенном предложении
  12. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: а) тире между подлежащим и сказуемым б) обособление обстоятельств
  13. Словарная работа: Вставьте пропущенные буквы.

Аб..тур..ент, аб..н...мент, абс..лютный, ав..нгард, авт..р..тет, агр..гат, агр..ном, адв..кат, ак..демия, акк..мп..н..мент, акк..мулятор, ал..бастр, алл..гория, алф..вит, амб..л..тория, ампл..туда, амф..т..атр, ан..логия, ан..нимный, апл..д..сменты, ар..мат, атм..сфера, ауд..енция, б..гаж, б..л..рина, б..нокль, б..г..тырь, б..йкот, б..кал, бр..зент, бут..рброд, в..кансия, вак..ум, в..кцина, в..нт..лятор, в..ст..бюль, в..т..ран, в..н..грет, в..ртуоз, в..кзал.

Текст 4

Забавная свита

В числе лиц обрекших себя на уличное шуто..ство был извес..ный отставной ч..новник крайне (не)взрачной н..ружности со шрамами на лице ходивш..й по рынкам и улицам всегда со свитой собак одетых в к..стюмы. Одна была в зеленом фрак.. ж..лтых штанах и красном ж..лете другая в пестром к..фтане синих штанах третья в каком(то) бурнусе с колп..чком в шапочке с разн..цветными перьями четвертая в фижмах и п..рике пятая в дамском капоте и шляпке какие носили в сороковых годах.

Все эти костюмирован..ые собаки носили им..на современ..ых франтов и франтих извес..ных тогдашнем обществе. По..вление этого (полу)помеш..н..ого ч..новника со своей свитой возбуждало всеобщий хох..т. Толпа мальчишек бегала за ним кто уг..щал собак сахаром кто давал пряник или сухарь.

М.Пыляев. Замечательные чудаки и оригиналы

Задания к тексту:

1. Определите стиль текста

2. Определите тип текста

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы.
  2. Выпишите устаревшие, малоупотребительные слова и попробуйте объяснить их смысл.
  3. Произведите фонетический разбор слова: известных
  4. Произведите морфемный разбор слов: костюмированные, полупомешанного, разноцветным, невзрачной.
  5. Произведите морфологически разбор слова (был) известен.
  6. Произведите синтаксический разбор 1-го предложения.
  7. Укажите неверные утверждения: а) слово одна – имя существительное б) слово какие- подчинительный союз в) 1-е и 2-е предложения связаны параллельной связью г) в тексте есть неполное предложение д) в тексте есть ССП е) во 2-м предложении есть вводное слово ж) предложение … кто угощал собак сахаром..- односоставное.
  8. Словарная работа: Вставьте, где нужно, удвоенные согласные.

Абсцис..а, ак..лиматизация, ак..орд, ак..ратный,ал..егория, ал..ея, ам..иак, ам..онит, ан..отация, апел..яция, ап..ас..ионата, асим..етрия, ас..истент, ас..оциация, ат..естат, ат..ракцион, ак..редитив,ак..умулятор, ал..игатор, ал..итерация, ан..улировать, антен..а, ап..арат, ап..ендицит, ап..етит, ап..ликация, артил..ерия, ас..амблея, ас..ортимент.

  1. Напишите сочинение- рецензию по этому тексту. Выразите своё отношение к теме, которая волнует автора.

Текст 5

Весенний праздник

Рас..вет. Электричество гасн..т. Синеватый подводный свет дня льет..ся скво..ь окна. Зал пусте..т. Как осен..ие листья уносят..ся последние танц..ры бал..а. На полу как следы ур..гана остались куски разн..цветной ткани обрывки м..шурных ож..релий блестки золота осколки б..калов растерзан..ый букет цветов забытый алый плащ.. (Кое)где в углах ещ.. кружат..ся забывши..ся в..кстазе танца плясуньи которые продолжают танцевать одни для себя не слыша что угас и рас..ыпался последний ак..орд оркестра и (не)замечая что син..ватая зала опустела и поблекла.

Шесть часов утра. Золотистое весеннее утро дымчатое и свежее… Пустын..ые и гулкие улицы прсыпающ..гося Парижа, с их утрен..ими обитателями молоч..ницы в голубых платьях гарсоны сн..мающие ставни с кафе бакал..ейщицы булочницы бонны в белых ч..пцах рас..тв..ряющие окна. И скво..ь этот деловой утрен..ий сдержан..ый Париж, с криками песнями и музыкой кто пешком кто в каретах кто верхом на извозчич..ей лошади кто вз..бравшись (на)верх кареты разгорячен..ые пляской и голов..кружением бал..а пестрой лентой в две тыс..чи человек, возвращаются художники с Монмартра что(бы) по старин..ой традиции заключить праз..ник на дворе школы изящ..ных ис..кус..тв.

М.Волошин

Задания к тексту.

  1. Определите стиль текста.

2. Определите тип текста.

  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  3. Определите лексическое назначение слов: экстаз, гарсон, бонна
  4. Выпишите устаревшее слово, определите его современное написание.
  5. Определите верное произношение выделенных букв в словах: моло чн ица, було чн ица.
  6. Произведите фонетический разбор слова сквозь .
  7. Произведите морфологический разбор слова ставни .
  8. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила: а) обособление определений б) обособление обстоятельств.
  9. Найдите в тексте СПП с несколькими придаточными, начертите его схему, определите тип подчинения.
  10. Объясните правописание Н и НН в словах: Вагон..ые мастерские, пустын..ый уголок, ураган..ый ветер, жасмин..ый запах, гостин..ый двор, лебедин..ая песнь, овсян..ое печенье, глиян..ая чашка, стеклян..ая дверь, дискусион..ый вопрос, безветрен..ые дни, закончен..ый роман, сломан..ая игрушка, вымощен..ая дорога, в золе печен..ый картофель, плетен..ое из соломы кресло, непричесан..ые волосы, небелен..ое полотно, негашен..ая известь, непокрашен..ый пол, лампа погашен..а, кольцо позолочен..о, путан..ый ответ, стрелян..ый воробей, плавлен..ый сырок, печен..ый картофель, непуган..ая ворона, взволнован..ая речь, жеван..ая бумага, священ..ый союз, смышлен..ый мальчик, подлин..о художествен..ое произведение, пострадать безвин..о, вертелся бешен..о, поступает ветрен..о, трудится неустан..о, приехать неждан..о- негадан..о.

Текст 6

Самовар предназначен для того чтобы греть воду для чая. Внутри самовара есть топка. В неё накладывают угли которые горят и отдают своё тепло воде налитой в сам самовар. Древесный уголь это незаменимое топливо для самоваров и запасались им заранее. Самый лучший самоварный уголь березовый. Это о нём Иван Сергеевич Шмелев писал Какой- то звонкий он особенный.

Если вдруг затухнут угли в топке то на помощь приходил обыкновенный сапог старый поношенный уже негодный. Голенише его надевали на верхнюю часть топки и сапог в руках человека выполнял ту же работу что и кузнечные мехи в печи-горне.

Самоварный дымок выходил через имеющуюся трубу. В избе самовар обычно ставили около печи чтобы дым попадал в печной дымоход.

Хозяйка всё время присматривала как горят в топке угли тлеют ли они горят ли сильно разгораются хорошо или еле-еле.

С самоваром связано множество примет. Уголек нечаянно обронили быть гостям. Гудит? Мороз крепкий сулит. Пищит? Из дому хозяев выживает. Чем они ему не по нраву? Растопить с первого раза не умеют или на стол не вовремя подают или подадут да с виду он такой что впору с глаз долой убирать стыдно гостям показать…

Иной раз не углядят и выкипит вода в самоваре. Скорей новый надо ставить вдруг ненароком кто зайдет. Зима ведь каждого прохожего в избу гонит.

Трудолюбивые хозяйки так начищали самовар что как в зеркало в него смотрись. Полюбуется на себя хозяйка да улыбнется. А улыбка как известно всех красит. В народе на этот счет говорят Что сама-то сияешь, как самовар.

Самовары чаще всего делали из меди или латуни сплава меди с цинком и с другими металлами. Латунь намного дешевле а по цвету ничуть не уступает меди.

Раньше в любой избе самовару на столе отводилось самое видное и почетное место. Приходилось переезжать семье в новую избу в первую очередь самовар перевозили а потом уж все остальное.

Если поздней осенью или зимой холодной снаряжали кого-нибудь в дальнюю дорогу то в сани зачастую и горячий самовар ставили. Около него как у печи согреться можно в дороге да кипяточку попить если захочется. Угольный самовар тем и замечателен что пока угли в нем не перегорели вода остается горячей.

Жаль немного что на смену угольным самоварам пришли электрические. Хочешь горячего чаю попить не мешкай. Долго он не ждет вода остынет. А чай горячим должен быть.

Задания к тексту.

  1. Докажите, что это текст.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания.
  5. Найдите в тексте 2-3 пары синонимов, дополните данный синонимический ряд.
  6. Определите способ связи между предложениями 1-го абзаца.
  7. Выпишите из текста слова с орфограммой «И-Е в падежных окончаниях существительных», объясните условие выбора орфограммы.
  8. Произведите фонетический разбор слова сапог .
  9. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
  10. Произведите морфологический разбор 1-го прилагательного (качественного).
  11. Подберите к 1-му предложению синтаксический синоним.
  12. Укажите, какова роль односоставных предложений в тексте.
  13. Спишите, раскрывая скобки: Говорить (по)английски, разделить (по)ровну, сделать (по)своему, жить (по)соседски, выть (по)волчьи, входить (по)одиночке, удалиться куда(либо), что(бы) нм случилось, когда(то) был счастлив, связать крепко(накрепко), в (конце)концов договориться, перевязать крест(на) крест, остаться (с)глазу (на) глаз, купить (по)дешевле, мало(по)малу стемнело, они давным(давно) уехали, говорили тет(а) тет, успеть (во)что(бы)(то)(ни)стало, быть точь(в)точь похожим, столкнуться нос(к)носу.

Текст 7

Притча это малый повествовательный жанр наз..дательного х..рактера. Содержание ее представлено обычно в ал..егоричесокй форме и является как (бы) ил..юстрацией той или иной нравственной идеи. Пробл..матика притч.. (не)исчерпа..ма. Ал..егорический смысл произведения об..зательно тут(же) раз..ясняется так предупреждается возможность (не)верного его ист..лкования.

Притча один из древнейших жанров в мировом фол..кл..ре и литературе она пр..шла к нам из Византии и получила большое распространение в (древне)русской литературе. В 17 в на Руси по..вились переводные притчи (древне)греческого баснописца Эзопа например притча О жене и курице.

Некая жена вдовица име курицу, на всяк дни яйцо родящую. Помысли себе, яко аще болши курицы ячмени предъ(ла)гати, будет дважды днем родит. И сице сотвори. Курица же, отолстевши и тучна, ниже единого яица днем родити возможе.

Толк. Притча являет, яко любостяжания ради болши желающия и настоящая погубляют.

Из кн.: Древнерусская притча.

Задания к тексту:

  1. Определите стиль текста.

2. Определите тип текста.

3. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

4. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.

5. Подберите синоним к слову назидательный (характер)

6. Определите лексическое значение слов: фольклор, аллегория, проблематика

7. Из 1-го предложения выпишите слова, в которых все согласные звуки твердые.

8. Определите способ образования слов: обязательно, баснописец, истолкование .

9. Произведите морфологический разбор 1-го причастия.

10. Определите, какой тип связи используется в СС: проблематика притчи, малый жанр, пришла к нам.

11. Произведите синтаксический разбор 2-го предложения.

12. Творческая работа: Переведите текст притчи на современный язык.

а. Напишите, в каком значении здесь употребляется слово жена.

Б. Укажите, какое из утверждений больше подходит для объяснения притчи: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Жадность до добра не доводит.

Текст 8

В деревн.. у меня сразу же зав..лись обширный и любопытные знакомства с крестьянами. Сильнее всех моими пр..вязан..остями овладел впрочем старый мельник дедушка Илья совершен..о седой старик с пр..большими ч..рными усами. С ребятами я ловил п..скарей и гольцов которых было великое множество в нашей узенькой но чистой речк.. но по серьезности моего х..рактера более держался общества дедушки Ильи опытный ум которого открывал мне полный таинствен..ой прел..сти мир который был совсем мне городскому мальчику (не)известен. От Ильи я узнал и про домового который спал на катке и про вод..ного который имел пр..красное и важное помещение под колесами и про кикимору которая была так застенчива и (не)постоянна что пряталась от всякого (не)скромного взгляда в разных пыльных заметах то в риге то в овине то на толчее где осенью толкли замаши. Меньше всех дедушка знал про лешего (по)тому что этот жил где-то далеко у Селиванова двора и только иногда заходил к нам в густой ракитник чтобы..делать новую ракитовую дудку и поиграть на ней в тени у сажалок. Впрочем дедушка Илья во всю свою богатую пр..ключениями жизнь вид..л лешего лицом к лицу всего только один раз и то на Николин день когда у нас бывал храмовой праз..ник. Леший подош..л к Илье пр..кинувшись совсем смирным мужичком и попросил понюхать табачку. А когда дедушка сказал ему черт с тобой понюхай и при этом открыл тавлинку то леший (не)мог более соблюсти хорошего поведения и сошкольничал он так поддал ладонью под табакерку что запорошил доброму мельнику все глаза.

Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятность и их густое образное сод..ржание до такой степени переполняло мою ф..нтазию что я сам был чуть (ли) (не)духовидцем.

Н.Лесков

Задания к тексту.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Назовите основную мысль текста.
  4. Определите стиль текста.
  5. Определите тип текста.
  6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  7. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  8. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 5 и 6; 6 и 7.
  9. Произведите фонетический разбор слова: впрочем
  10. Выпишите из текста 1-3 слова, образованные суффиксальным способом.
  11. Произведите морфологический разбор слова: сильнее (всех)
  12. Выпишите из предложений 2 словосочетания, где тип связи – примыкание.
  13. Произведите синтаксический разбор 7-го предложения.
  14. Тест. Укажите неверные утверждения:
  1. 1-ое предложение- простое.
  2. Во 2-м предложении есть обособленное приложение.
  3. В 3-ем предложении придаточные присоединяются при помощи союзов.
  4. В 4-м предложении все придаточные – определительные.
  5. 5-ое предложение- СПП с последовательным подчинением.
  6. 8-е предложение – предложение с прямой речью
  7. В 9-м предложении есть вводное словосочетание.

Текст 9

Базаров отв..рач..вается от природы (не)корит его за это Тургенев а только рису..т природу во всей её красоте. Базаров (не)дорожит дружбою и отр..кается от р..мантической любви (не)порочит его (за)то автор а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счас..ливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми (не)упр..кает его за это автор а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни не выставляет его автор за то злодеем только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отв..ргает поэзию Тургенев не делает его за то дураком автор только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии. Одним словом Тургенев стоит за вечные начала человеческой жизни за те основные элементы которые могут бе..конечно изм..нять свои формы но в сущности всегда остаются (не)измен..ыми. Как бы то (н..) было Базаров все(таки) побежден (не)лицами (не) случайностями жизни а самою идеею жизни.

Н.Страхов

Задания к тексту:

  1. Назовите основную мысль текста.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  5. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 6 и 7.
  6. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений 1-го абзаца.
  7. Определите лексическое значение слов: корить, порочить, упрекать. Являются ли эти слова синонимами?
  8. Найдите в 3-м предложении слово, в котором все согласные- мягкие звуки.
  9. Произведите словообразовательный разбор 1-го глагола из 6-го предложения.
  10. Произведите морфологический разбор слова (со) всею (роскошью).
  11. Произведите синтаксический разбор 6-го предложения.
  12. Творческая работа. Сочинение- рассуждение. За какие вечные начала человеческой жизни стоит Тургенев? Согласны ли вы с ним?
  13. Вставьте пропущенные буквы, учитывая лексическое значение слова.

Белье пол..скать- ребенка пол..скать, экономика разв..валась- флаг разв..вался, рассаду разр..дить- ружье разр..дить, чьи-то достоинства ум..лять- о чем-то ум..лять, ветер обв..вал лицо- лиана обв..вала дерево, противников прим..рять- одежду прим..рять, травы нащ..пать- лучины нащ..пать, пищу прож..вать – в городе прож..вать, морские в..лы- усталые в..лы, книгу посв..тить- посв..тить фонарем, условия задачи сп..ши- к отправлению поезда сп..ши, растения ув..дали- нас друзья ув..дали, к старости пос..деть- на диване пос..деть.

Текст 10

Ак..редитивы я пол..жил в чемодан. Чемоданы складывались (на)против дверцы. Дальше хвостовое отделение было забито (не)извес..ным мне грузом в мешках и ящиках. (В)прочем ящиков возможно и (не)было просто у меня осталось такое впеч..тление что их там было видимо(не)видимо. Мы взлетели и минут через два..цать я уб..дился что погода и в самом деле (не)летная. Пр..мерно через час после вылета я заметил что мой чемодан который я оставил в верт..кальном пол..жени.. лежит в лежку словно он уже заболел морской болезнью. Я его пр..поднял встр..хнул для бодрости и поставил рядом с другими наиболее устойчивыми чемоданами. Тут я заметил что в этом лежбище чемоданов (не)мало э..земпляров (не)отличаемых от моего. Мне подумалось что такое сходство к добру (не)пр..ведет. В к..рмане у меня ок..зался химический карандаш я пр..гнулся над моим чемоданом и густо закрасил его верхнюю плоскость возле ручки. Получилось довольно(таки) симпатичное п..тно с (голубовато) зеленым отливом напом..нающее..бстрактный рисунок. Когда я р..з..гнулся взгляд мой встретился со взглядом п..с..ажира который сурово следил за моими действиями.

По Ф.Искандеру

Задания к тексту:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Докажите, что это текст.
  3. Определите стиль текста.
  4. Определите тип текста.
  5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  6. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  7. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1 и 2; 6 и 7.
  8. Из 6-го предложения выпишите слово, в котором буква З обозначает звук (С).
  9. Из 3-го предложения выпишите все СС, укажите тип связи в них.
  10. Определите, каким способом образовано слово: плоскость. Произведите его морфемный разбор.
  11. Укажите правильное объяснение написания НЕ с выделенным словом в 8-м предложении: а) прилагательное с НЕ пишется слитно, т.к можно подобрать синоним без НЕ. Б) Причастие с НЕ пишется слитно, т.к без НЕ не употребляется В) Причастие с НЕ пишется раздельно, т.к есть зависимое от причастия слово. Г)Прилагательное с НЕ всегда пишется раздельно.
  12. Из 11-го предложения выпишите причастие и разберите его морфологически.
  13. Укажите номера предложений, в которых есть придаточное определительное.
  14. Укажите номер простого предложения с однородными сказуемыми.
  15. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
  16. Спишите, вставляя, если нужно согласную. Подберите проверочные слова.

Здра..ствуй, я..ственно, искус..ный, хрус..нул, горес..ный, звез..ный, уез..ный, извес..ный, праз..ник, корыс..ный, счас..ливый, сер..це, ненавис..ный, гнус..ный, мес..ный, опас..ный, захолус..ный, безмол..ствовать, сладос..ный, дерзос..ный, поверхнос..ный, наез..ник, ярос..ный, совес..ливый, грус..ный, влас..ный, облас..ной, равновес..ный.

Текст 11

Спроси у совести своей

Спокоен и счас..лив тот кто живет в ладу со своей совестью. (Не)завидна участь того кто разм..нулся с ней поступился совестью ради (сию)минутной выгоды или хуже того отрекся от нее из личного эг..изма.

Совес..ливый человек (не)обманет (не)украдет (не)придаст на производств.. (не)схалтурит. В час..ной жизн.. (не)оставит без помощ.. и внимания старых родителей или собствен..ого ребенка (не)обид..т слабого и (не) униз..т себя лиц..мерием и лестью. Совес..ливый значит порядочный чес..ный человек наделен..ый чувством достоинства справедливостью добротой . О совес..ливом человеке можно сказать словами Н.А.Доб-ролюбова Пусть его жизнь (не)оз..рилась блеском какого(либо) деяния на пользу общества все(таки) его нравствен..ое значение (не)потерян..о.

Добавим что нравствен..ое значение каждой личности живущей по (не)писан..ым законам совести (не)оценимо ибо всем окружающим она дарит теплоту человечности.

К.Ткаченко

Задания к тексту:

  1. Назовите тему текста
  2. Укажите количество микротем в тексте. Составьте план.
  3. Назовите основную мысль текста
  4. Определите стиль текста
  5. Определите тип текста
  6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно пропущенные буквы.
  7. Найдите в последнем предложении слово, в котором происходит процесс оглушения.
  8. Определите лексическое значение слов: совесть, лицемерие, лесть .
  9. Как вы понимаете фразеологический оборот: поступился совестью .
  10. Назовите слова и выражения, относящиеся к высокому стилю. Для чего автор использует их? Подберите к этим словам нейтральные синонимы.
  11. Найдите в тексте слова, образованные способом сложения. Произведите их морфемный разбор.
  12. Произведите морфологический разбор 1-го краткого прилагательного.
  13. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.
  14. Творческая работа: Напишите, какое отношение имеют размышления о совести, высказанные в этой статье, к роману Ф.М.Достоевского «Престу-пление и наказание»

Текст 12

Когда поз..ний вечер (на)конец раств..рился отцарствовал отшуршал а на смену (не)умолимо пр..близилась (пол)ночь с прохладой и росой; Когда птицы отшумели уклад..ваясь на покой и теперь уже спали и только случайный стон какой (нибудь) из них напом..нал что это вокруг все(же) живое царство; или внезапно последний обезум..вший соловей нач..нал свои (не)умес..ные в июл.. трели но то(же) испуган..о смолкал; когда даже волки сытые и (по)тому полные благ..родства отсиживались (не)извес..но где вот тогда в (не)возможной тишине в первоздан..ом безмолви.. вдруг послышались далекие бубенцы которые все пр..ближались пр..ближались сл..ваясь в чудный хор меди и серебра и на(слабо) освещен..ой молодым месяц..м дороге пок..залась поч..товая тройка. Она выпрыгнула из(за) поворота вздымая то ли пыль то ли клубы ночного тумана пр..зрачная меняющая формы плоская словно детский рисунок вл..комая стран..ым чудовищем со множеством ног (н..)кем (н..) понука..мым (н..)погоня..мым. За нею следом по..вилась вторая за второй третья и все они понеслись дальше оставив за спиной уснувшую разморен..ую июлем Тулу.

Задания к тексту:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  1. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  2. Определите способ связи между следующими предложениями: 1 и 2; 2 и 3.
  3. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1 и 2; 2 и 3.
  4. Какие художественные средства языка использованы автором. Приведите примеры
  5. Укажите правильно объяснение написания пропущенной буквы в слове раств..рился . 1. Безударная непроверяемая гласная в корне. 2. Безударная проверяемая гласная в корне, проверка- раствор. 3. Чередующаяся гласная в корне, без ударения пишем О. 4. Чередующаяся гласная в корне, без ударения пишем А.
  6. Из последнего предложения выпишите слова, в которых все согласные – звонкие звуки. Произведите фонетический разбор одного из них.
  7. В 2- х последних предложениях найдите действительное причастие настоящего времени и произведите его морфологический разбор.
  8. Объясните постановку тире в последнем предложении.
  9. Первое предложение представляет собой сложную синтаксическую конструкцию – период. Рассмотрите его структуру, составьте его схему.
  10. Пользуясь схемой, сочините свое предложение – период.
  11. Вставьте пропущенные буквы: Г..рючий, сг..реть, огар..к, возл..жить, возл..гать, обл..жение, скл..нить, проскл..нять, з..ря, оз..рять, соприк..саться, прик..снуться, неук..снительно, упр..кать, соч..тание, пон..мать, зам..рать, засч..тать, закл..нание, вн..мание, забл..стеть, вытв..рять, претв..рение, удовлетв..рение, нам..кать, подм..чать, см..чит, подск..кать, выск..чка, пл..вчиха, попл..вок, спл..вной, неср..вн-имый, р..внина, р..вноправие, возр..ст, отр..сль, р..стовщик.

Текст 13

Среди этой нищ..й п..яной и срамной толпы ходили юродивые эти живые св..тые (М,м)осковской (Р,р)уси…

Вот он н..гой человек в веригах заш..л в лавку забрал что хотел и пош..л проч.. Хозяин (в)след ему только ни..ко кланя..тся большая честь коли заш..л к тебе юродивый. Но и большое испытание если намеша..т чего в тесто ловкий купец или еще как сл..вчит юродивый есть не буд..т.5) Божиим даром все почу..ству..т и молча пирог в снег вык..н..т. Однако на этот раз дело чистое пироги с..ел и прямо по снегу шепча и выкрик..вая (не)членораздельные слова пош..л этот уд..вительный св..той. Юродивые… «безумные Христа ради» ч..ими грозными сл..вами а порой открыто срамными поступками Бог обл..ча..т пороки которые мы стремимся держать (в)тайне. Этим стран..ым подвижникам ниспослан..о великое чудо пророч..ствовать. 9) Знаменитый юродивый Василий Блаженный живш..й в Москве пр..двид..л великие пожары и горяч.. молился (на)кануне. 10) И сам царь Иван говорил о Васили.. подв..ргавш..м себя постоян..ым мучениям и от..гчавш..мся т..желыми веригами Провидец и чтец мыслей человеческих.

11) Один из псевдонимов которыми любил подпис..ват..ся обожавш..й самоун..чижение царь «Парфений Юродивый»…

12) Когда Москва будет хоронить Василия царь с б..ярами пон..сет его одр. 13) В чудном храме построен..ом на Красной площад.. упоко..тся его мощи и народ будет звать этот храм им..нем жалкого нищ..го Василия Блаженного.

Э.Радзинский

Задания к тексту:

  1. Озаглавьте текст. Докажите, что это текст.
  2. Определите стиль текста.
  3. Определите тип текста.
  4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  5. Определите лексическое значение слов: вериги-, одр - . Укажите омоним в 5-м предложении.
  6. Подберите синтаксический синоним к 10-му предложению.
  7. Определите, какое средство (однокоренные слова, синонимы, повтор, местоимение, союзы) используется для связи предложений: 1 и 2; 2 и 3; 3 и 4.
  8. Из 1-го и 2- го предложений выпишите слова, в которых все согласные – звонкие звуки. Произведите фонетический разбор одного из них.
  9. Из предложений с 10 по 13 выпишите причастия и произведите их морфемный разбор.
  10. В 9-м предложении найдите наречие и произведите его морфологический разбор.
  11. Произведите синтаксический разбор СПП с придаточным времени.
  12. Вставьте пропущенные буквы: ж..лтый, ш..ссе, печ..нка, ш..рох, ш..пот, щ..лочь, ч..порный, дириж..р, режис..р, крыж..вник, изж..га, ж..кей, ш..рты, ш..кировать, выкорч..вывать, печ..т, испеч..нный, медвеж..нок, камыш..м, парч..вый, свеж.., горяч.., туш..нка, ноч..вка, жж..т, о ч..м, нипоч..м, общ.., свеч..й, ж..нглер, ож..г руки, совершил подж..г, стаж..р, реш..ный, обж..ра, зач..т.

Поскольку мы знаем, что язык невозможен вне общества, то становится очевидным, что именно общество и заставляет язык изменяться.

А если точнее, то изменения, происходящие в обществе, затрагивают и язык, заставляя его изменяться.
А если рассуждать более обобщёнными категориями, то можно сказать, что заставляет язык изменяться время.

Язык – развивающееся явление

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» .
(Александр Иванович Куприн)

Н.В. Гоголь сказал о языке, что он «живой, как жизнь». Сказал он это о русском языке, но сказанное можно отнести к любому языку. Кроме, конечно, мёртвых языков. О том, почему они стали мёртвыми – немного позже.
Изменения в языке очевидны. Достаточно прочитать произведения писателей XVIII в., и мы увидим, как сильно изменился наш язык за прошедшее время.
Русская письменность, которая была разработана в середине IX в. братьями-просветителями Кириллом и Мефодием, началась с кириллицы.
И только в XVIII в. она претерпела сильное изменение.

Петровская реформа языка

«Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно».
(Алексей Николаевич Толстой)

Поль Деларош «Портрет Петра I»

Пётр I начал преобразования в государстве, целью которых было не только создание новых армии, флота, государственного управления, промышленности, но и создание новой культуры. В 1710 г. Пётр I утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв, а церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы. Были упразднены «кси» и «пси» и другие буквы. Эти сугубо греческие буквы даже стояли не на своём исходном месте, они при создании алфавита были вынесены в конец, т.к. были не характерны для русского языка.
Разделение алфавита на церковный и гражданский говорило о том, что отныне в обществе противопоставлено светское и духовное: церковнославянский язык и церковный шрифт обслуживают старую культуру, а русский язык и гражданский шрифт обслуживают новую светскую культуру.
Инициатива введения гражданского шрифта принадлежала Петру, а вся подготовка языковой реформы проходила под непосредственным его наблюдением. На первом издании Азбуки 29 января 1710 г. рукою Петра написано: «Сими литеры печатать исторические и манифактурныя книги. А которыя подчернены [зачёркнутые Петром кириллические буквы], тех [в] вышеписанных книгах не употреблять».
Отрицая греческие формы в языке, Пётр I ориентировался на латинский шрифт, как и вообще на западную культуру.
В это время в русский язык вошли 4,5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Гражданский шрифт

«Славяно-российский язык, по свидетельствам самих иностранцев-эстетов, не уступает латинскому ни в мужестве, греческому ни в плавности, превосходит все европейские языки: итальянский, испанский и французский, не говоря уже о немецком».
(Гавриил Романович Державин)

Итак, гражданский шрифт был введён в России Петром I в 1708 г. для печати светских изданий.
«... Петр поручил кому-то составить образец гражданской азбуки и отправить его в Амстердам для вылития там нового шрифта. В 1707 г. прибывший из Голландии словолитец Антон Демей привез с собой «новоизобретенных русских литер 8 азбуки с пунсонами, матрицами и формами...». Шрифт, введенный Петром Великим, разнился от славянского тем, что в нем вовсе исключены буквы откинуты надсточные знаки.

Надстрочные знаки - в церковнославянском языке специальные знаки, заимствованые из греческого, которые ставились над строкой для обозначения разных типов ударения ́ ̀ ̑ и придыхания ̛ , а также титло ҃ - знак над сокращенно написанным словом или буквой, употребленной в числовом значении.

Написание с использованием титла слова «Господь»

А вот так выглядело кириллическое числительное «один»

Остальные буквы получили начертание, какое они имеют ныне, с следующими исключениями: буква д сначала походила на латинскую g, прописная же сохранила прежнюю форму; вместо введен был латинский s; вместо - одна буква I без всякого вверху знака; - как латинские m, n; буквы ц, ф, ъ и ь, а также р, щ и ы имели в очертании некоторые отличия от нынешних. Этим-то шрифтом напечатаны были в 1708 г. в Москве три книги: «Геометрiа славенскi землемерiе иѕдадеся новотiпографским тiсненiем», «Прiклады како пiшутся комплементы» и «Кнiга о способах творящiх водохожденiе рекъ свободное». Но, вероятно, опыт убедил, что шрифт этот не совсем удобен, а потому в «Побеждающей крепости к счастлïвому поздравлению славноï победы над Азовымъ ï к счастлïвому въезд в Москву» (соч. инженера Боргсдорфа), напечатанном в том же 1708 г., сделаны уже уступки, напоминающие прежнюю азбуку: в книге являются славянские над ï стоят везде точки – начертание, которое сохранилось в нашей печати чуть ли не до начала текущего столетия, тогда же введены над словами силы (ударения). В 1709 г. последовали дальнейшие изменения. Появились Э и И, восстановлена; И употреблялось в трех случаях: в сочетании двух и (ïи), в начале русских слов и в конце слов. Тогда же з (земля) стала употребляться во всех случаях, вместо отмененного ѕ (зело); д получило современное начертание; ь, ц, ф, т, п получили очертания, более подходящие к нынешним». Были и другие изменения.

«При преобразовании кириллицы обращено было внимание только на форму букв. Преобразование церковной азбуки для гражданской печати ограничилось почти единственно упрощением и округлением начертаний букв, сближением их с латинскими буквами. Но звуковые особенности языка, к которому их применяли, совершенно упущены были из виду. Вследствие этого наше правописание приняло преобладающий исторический или этимологический характер.
Культурное значение гражданской азбуки чрезвычайно велико: введение ее составляло первый шаг к созданию народно-русского письменного языка» (из Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона).

М.В. Ломоносов: Реформы русского литературного языка

«По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».
(Константин Георгиевич Паустовский)

Наиболее важные реформы русского литературного языка и системы стихосложения XVIII в. были сделаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым. В 1739 г. он написал «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором сформулировал принципы нового стихосложения на русском языке. Он утверждал, что вместо того, чтобы культивировать стихи, написанные по заимствованным из других языков схемам, необходимо использовать возможности русского языка. Ломоносов полагал, что можно писать стихи многими видами стоп: двусложными (ямб и хорей) и трёхсложными (дактиль, анапест и амфибрахий). Новаторство Ломоносова вызвало дискуссию, в которой активно участвовали Тредиаковский и Сумароков. В 1744 г. были изданы три переложения 143-го псалма, выполненные этими авторами, и читателям было предложено высказаться, который из текстов они считают лучшим.
И хотя В. Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим нашей литературы», отношение к реформам Ломоносова не было однозначным. Их не одобрял и Пушкин.
Но, кроме вклада в поэтический язык, Ломоносов был также автором научной русской грамматики. В этой книге он описал богатства и возможности русского языка: «Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским с богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Более подробно познакомиться с учением о трёх штилях Ломоносова можно . О вкладе Ломоносова в русскую литературу – .

Создателем современного литературного языка считается Александр Сергеевич Пушкин, произведения которого являются вершиной русской литературы, хотя со времени создания его крупнейших произведений прошло уже более 200 лет. В языке за это время произошло много существенных изменений. Если сравнить язык Пушкина и язык современных писателей, то здесь мы увидим много стилистических и иных различий. Сам же Пушкин считал, что в формировании русского литературного языка первостепенную роль сыграл Н.М. Карамзин: он «освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова».

Реформы идут за языком или язык подчиняется реформам?

«Нет в русском языке ничего осадочного или кристаллического; всё волнует, дышит, живет».
(Алексей Степанович Хомяков)

На этот вопрос можно уверенно ответить: реформы идут за языком. Создаётся такая языковая ситуация, когда становится очевидным: надо законодательно что-то менять. Чаще всего реформы опаздывают и не успевают за языком.
Например, до начала XIII в. буквы Ь и Ъ обозначали звуки: [Ь] произносился примерно как [Э], а [Ъ] – как [O]. Затем эти звуки исчезли, и буквы не обозначают звуков, а играют лишь грамматическую роль.

Орфографическая реформа языка 1918 года

«Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».
(Александр Сергеевич Пушкин)

К началу XX в. назрела новая реформа языка – орфографическая. Она долго обсуждалась и готовилась под председательством А. А. Шахматова. Основная её задача была в упрощении правописания.
В соответствии с реформой:
из алфавита исключались буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»); вместо них должны употребляться, соответственно, Е, Ф, И;
исключался твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант);
изменялось правило написания приставок на з/с: теперь все они (кроме собственно с-) кончались на с перед любой глухой согласной и на з перед звонкими согласными и перед гласными (разбить, разораться, разступиться → разбить, разораться, но расступиться);
в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончание -аго после шипящих заменялось на -его (лучшаго → лучшего), во всех остальных случаях -агозаменялось на -ого, а -яго на -его (например, новаго → нового, ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія - на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые);
словоформы женского рода множественного числа онѣ, однѣ, однѣхъ, однѣмъ, однѣми заменялись на они, одни, одних, одним, одними;
словоформа родительного падежа единственного числа ея (нея) - на её (неё) (из Википедии).
В последних пунктах реформа затрагивала не только орфографию, но и орфоэпию и грамматику. В документах орфографической реформы 1917-1918 гг. ничего не говорилось о судьбе редкой и выходившей из практического употребления ещё до 1917 года буквы Ѵ (ижицы); на практике после реформы она окончательно исчезла из алфавита.
Реформа сократила количество орфографических правил, привела к некоторой экономии при письме и типографском наборе, исключив Ъ на конце слов, устранила из русского алфавита пары полностью омофоничных графем (Ѣ и Е; Ѳ и Ф; І, Ѵ и И), приблизив алфавит к реальной фонологической системе русского языка.
Но время шло, и появились новые проблемы несоответствия проблем графики и написания. Да и реформа 1918 г. не устранила полностью уже существовавшие проблемы.
Периодически в жизнь языка вторгались и что-то в нём изменяли. Вот например:
в 1918 г. наряду с «ъ» стали употреблять апостроф ("). На практике употребление апострофа было повсеместным.

В 1932-1933 гг. были отменены точки в конце заголовков.

В 1934 г. было отменено употребление дефиса в союзе «то есть».
В 1935 г. отменяются точки в написании аббревиатур из заглавных букв.
В 1938 г. отменено употребление апострофа.
В 1942 г. введено обязательное употребление буквы «ё».
В 1956 г. употребление буквы «ё» (уже по новым правилам) стало факультативным, для уточнения правильного произношения («вёдро»).
Но всё-таки самые большие изменения затрагивают словарный состав языка.

Изменения словарного состава

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
(Николай Васильевич Гоголь)

Причины изменения словарного состава любого языка те же, что и причины изменения языка вообще.
Состав языка пополняется за счёт новых слов. В каждый исторический период приходят новые слова. Сначала они являются неологизмами, но постепенно становятся общеупотребительными, а затем могут и устареть – всё течёт, всё меняется. Например, когда-то слово «электростанция» было неологизмом, но прошло несколько десятков лет – и слово стало общеупотребительным.
Неологизмы (новообразованные и заимствованные) бывают как общеязыковые, так и авторские.
Вот пример авторских неологизмов: М. В. Ломоносов обогатил русский литературный язык словами «атмосфера», «вещество», «градусник», «равновесие», «диаметр», «огнедышащие» (горы), «удельный» (вес) и др.
А слова «промышленность», «трогательный», «занимательный» ввёл в русский язык Н. М. Карамзин. «Головотяп, головотяпство» – неологизмы М. Е. Салтыкова-Щедрина и т.д.
Другие слова, наоборот, устаревают. И здесь тоже разные причины: исчезает явление – исчезает из повседневного употребления слово. И хотя в словаре оно существует, но становится историзмом. К примеру, слово «кафтан». Бывает и по-другому: предмет или явление само по себе не исчезло, но его название устарело – это архаизм: длань (ладонь), вечор (вчера), лепота (красота) и др.
Иногда уже исчезнувшее из обихода слово вдруг выплывает на поверхность и становится снова общеупотребительным, например, слово «господа́».
А иногда старое слово получает новое значение, как, например, слово «перестройка».

Заимствования

«Я не считаю хорошим и пригодным иностранные слова, если только их можно заменить чисто русскими или более обруселыми. Надо беречь наш богатый и прекрасный язык от порчи».
(Николай Семенович Лесков)

В разные периоды нашей истории заимствования происходили из разных языков: в эпоху Наполеона всё светское русское общество предпочитало общаться на французском языке.
Очень много говорят и спорят о неоправданных сейчас заимствованиях с английского языка. Впрочем, и о заимствованиях из французского говорили так же.
Вот у Пушкина читаем:

Она казалась верный снимок
Du comme il faut... Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.

Дело, конечно, не в переводе, а в том, что французский язык стал для аристократов того времени гораздо родней, чем родной.
Сторонники английских заимствований считают, что этими самыми заимствованиями наш язык обогащается. В каком-то смысле да, но есть и отрицательные стороны заимствований, особенно бездумных. Ведь часто человек употребляет новое для него слово просто потому, что вокруг все так говорят. А что оно означает – понимает не совсем или совсем не понимает. Много заимствований «офисных»: менеджер, маркетинг, мерчендайзер, клининг и т.д.
Иногда эти «обогащения» просто уродуют наш язык, они не соответствуют внутренним закономерностям русского языка.
Да, язык – это живое явление. А всё живое меняется и развивается. Неизбежно меняется и язык. Но во всём надо знать меру. И если в русском языке есть синонимы иностранного слова, то лучше всё-таки пользоваться родным словом, а не чужим, отбрасывать весь языковой «мусор». Например, зачем нам это непонятное слово «клининг»? Ведь в переводе с английского это слово означает «уборка». Всего лишь! Для чего же нужны такие слова в нашем языке? Если только для вычурности или чтобы щегольнуть иностранным словом...
Наш язык настолько богат и гибок, что всему у него найдётся своё название.
«Как ни говори, а родной язык всегда останется родным. Когда хочешь говорить по душе, ни одного французского слова в голову нейдёт, а ежели хочешь блеснуть, тогда другое дело».
(Лев Николаевич Толстой)

Мёртвый язык. Почему он таким становится?

Мёртвый язы́к – это язык, не существующий в живом употреблении. Часто он известен только по письменным памятникам.
Почему язык становится мёртвым? По разным причинам. Например, один язык заменяется другим или вытесняется другим в результате завоевания страны колонизаторами. Например, наиболее популярным иностранным языком в Алжире, Тунисе и Марокко является французский язык, а в Египте и странах Персидского залива (ОАЭ, Кувейт, Оман) таковым является английский язык. Многие исконные американские языки были вытеснены английским, французским, испанским и португальским языками.
Иногда мёртвые языки, перестав служить средством живого общения, сохраняются в письменной форме и используются для нужд науки, культуры, религии. Например, латинский язык является мёртвым, но именно он считается предком современных романских языков. И в настоящее время он используется наукой (медициной и др.) и католической церковью.
Древнерусский язык – тоже мёртвый язык, но от него получили развитие современные восточнославянские языки.
Иногда мёртвый язык вдруг оживает. Так случилось, например, с ивритом. Он возрождён и адаптирован как разговорный и официальный язык государства Израиль в XX в.

Иногда представители немногочисленных народов сами отказываются от изучения национальных языков, отдавая предпочтение государственному языку страны, в которой они живут. По некоторым источникам, около половины малых национальных языков в России находится на грани исчезновения. А в Непале большинство населения изучает и использует не свой родной язык, а английский.

Русские происходят от славян которые все ког­да (то) говорили на одном языке. Относительно од­ном (по) тому что этот пр..славянский язык был

внутренне (не) однородным. С расселением славян на больших тер…иториях единство во..бще разру­шилось. Новые условия об..тания рождали новые слова произн..шение подпадало под вл..яние (раз­но) язычных соседей географическая разобщенность напр..вляла славянские народы по (не) одинако­вым путям. Древний язык существовал только в ус..ной форме (перво) бытные славяне (не) знали письмен..ости. Различия в словаре грам..атике фо­нетике стали такими что славяне перестали пон..мать друг друга пр..славянский язык умер раск..ловшись на новые языки.

С принятием христианства в Восточной Европе встала задача об..ед..нить славянские языки что­бы всем славянам рассказать о Христе.

24 мая 863 года в граде Плиске тогдашней сто­лице Болгарии солунские братья Кирилл и Мефодий провозгл…сили изобр…тение славянской азбуки. Замысел их был вел…колепен труд пор…зителен а результаты выше самых смелых ожиданий. Претер­пев ряд изменений кириллица живет и по сей день у нас болгар сербов и других народов.

Дет…ще мудрецов этот книжный старославян­ский язык является одним из пр…краснейших язы­ков. Первоучители славян старательно отб…рали «краснейшие слова» у разных славянских наро­дов по возможности понятные всем славянам. Язык пр…спосабливался к отвлече…ым рассужде­ниям выразительным описаниям повествовани­ям. Успех старославянского языка не столько в возрождении общих черт сколько именно в «ус­троении», ведь славянские языки в бесписьмен­ной доистории были без порядка стройности ус­тойчивости.

(По В.Г. Костомарову)

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Сформулируйте основную мысль текста.

2. Укажите количество микротем в тексте.

3. Определите стиль текста (докажите свое мнение).

4. Определите тип текста (докажите свое мнение).

5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нуж­но, пропущенные буквы (в предложениях первого абзаца).

6. Произведите фонетический разбор слова является.

7. Графически объясните постановку знаков препинания в пред­ложениях первого абзаца.

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

ВАРИАНТ.

Мы пр.. ход им в мир для того что (бы) постигнуть красоту утвердить создать ее.

Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком (по) тому что увид..л глубину л..зурного неба мерцание звезд розовый разлив вечерн..й зари прозрач..ную дымку степных просторов б..гровый закат перед ветрен..ым днем тр..петание ма­рева над горизонтом сини… тени в сугробах мартов­ского снега журавлиную стаю в голубом небе отр..жение солнца в м..риадах капель утрен..ей р..сы серые нити дождя в пасмурный день фиолетовое облако на с..реневом кусте нежный ст..белек и го­лубой колокольчик подснежника - увид..л и изум­ленный пошел по земле создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлени.. перед красотой - и в твоем сердце расцветет благородство. Перед человеком открылась радость жизни (по) тому что он услыш..л ш..пот листьев и песню куз..нечика журчание весен..его ручейка и переливы серебрян..ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе шуршанье снежинок и стон метели ласковое пл..сканье волны и торжествен..ую тишину ночи - услыш..л и затаив дыхание слуша..т сотни и тыся­чи лет чудес..ную музыку жизни. Умей и ты слу­шать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги ее.


ВА. Сухомлинский

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Назовите основную мысль текста.

4. Определите стиль текста (докажите свое мнение).

5. Определите тип текста (докажите свое мнение).

6. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нуж­но, пропущенные буквы.

7. Определите, какие художественные средства использованы в данном тексте.

8. Определите лексическое значение слова благородство.

9. Произведите фонетический разбор слова сердце.

10. Произведите морфемный разбор слов: остановись

изумленный затаив.

11. Произведите синтаксический разбор первого предложения.

14. Словарная работа. Вставьте пропущенные буквы.

Аб..тур..ент, аб..н..мент, абсолютный, ав..нгард, авт..р..тет, агр..гат, агр..ном, адв..кат, ак..демия, акк..мп..н..мент, аккумулятор, ал..бастр, алл..гория, алф..вит, амб..л..тория, ампл..туда, амф..т..атр, аналогия, анонимный, апл..д..сменты, ар..мат, атм..сфера, ауд..енция, б..гаж, б..л..рина, б..нокль, б..г..тырь, б..икот, б..кал, бр..зент, бут..рброд, в..кансия, вак..ум, в..кцина, в..нт..лятор, в..ст..бюль, в..т..ран, в..н..грет, в..ртуоз, в..кзал.

Русские происходят от славян, которые все когда-то говорили на одном языке. Относительно одном, потому что этот праславянский язык был внутренне неоднородным. С расселением славян на больших территориях единство вообще разрушилось. Новые условия обитания рождали новые слова, произношение подпадало под влияние разноязычных соседей, географическая разобщенность направляла славянские народы по неодинаковым путям. Древний язык существовал только в устной форме: первобытные славяне не знали письменности. Различия в словаре, грамматике, фонетике стали такими, что славяне перестали понимать друг друга: праславянский язык умер, расколовшись на новые языки.
С принятием христианства в Восточной Европе встала задача объединить славянские языки, чтобы всем славянам рассказать о Христе.
24 мая 863 года в граде Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской азбуки. Замысел их был великолепен, труд поразителен, а результаты выше самых смелых ожиданий. Претерпев ряд изменений, кириллица живет и по сей день у нас, болгар, сербов и других народов.
Детище мудрецов, этот книжный старославянский язык является одним из прекраснейших языков. Первоучители славян старательно отбирали «краснейшие слова» у разных славянских народов, по возможности понятные всем славянам. Язык приспосабливался к отвлеченным рассуждениям, выразительным описаниям, повествованиям. Успех старославянского языка не столько в возрождении общих черт, сколько именно в «устроении», ведь славянские языки в бесписьменной доистории были без порядка, стройности, устойчивости.

Есть ли в этом тексте лингвистические термины? Если есть то какие?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Налоговая декларация для ип на усн Образец заполнения кнд 1152017
Где в бухгалтерском балансе стоимость активов Раздел iii
Как теперь определять первоначальную стоимость основных средств по мсфо