Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кризис середины жизни. Десятилетие роковой черты

Текущая страница: 31 (всего у книги 48 страниц) [доступный отрывок для чтения: 32 страниц]

Шрифт:

100% +

10.3
Стадии и кризисы на этапе взрослости: возрастной подход

Первая проблема, с которой сталкиваются исследователи, работающие в русле возрастного подхода, – это проблема периодизации взрослости. Предлагаемые решения многообразны: критерии построения периодизации, число выделяемых периодов, временны́е рамки отдельных периодов по-разному определяются в различных классификациях взрослого этапа жизни (см. [Ананьев, 1980; Гамезо, Герасимова и др., 1999; Крайг, 2000; Эриксон, 2000] и др.).

Дж. Биррен, один из исследователей развития человека [Ананьев, 1980], подразделяет весь цикл взрослости на следующие периоды: ранняя зрелость (17–25 лет); зрелость (25–50 лет); поздняя зрелость (50–75 лет); старость (старше 75 лет). С точки зрения Б. Г. Ананьева , более совершенной и пригодной для целей периодизации жизненного цикла и исследования взаимосвязей возраста и поворотных моментов жизненного пути является периодизация Д. Бромлей. В соответствии с ней жизненный путь человека состоит из пяти циклов: утробного, детства, юности, взрослости, старения. Каждый из указанных циклов, в свою очередь, делится на различные стадии. Взрослость состоит из четырех стадий: ранняя взрослость (21–25 лет), средняя взрослость (25–40 лет), поздняя взрослость (40–55 лет), предпенсионный возраст (55–65 лет). Пятый цикл, старение, состоит из трех стадий: удаление от дел (65–70 лет), старость (от 70 лет и более), дряхлость (болезненная старость и смерть).

Согласно схеме возрастной периодизации, разработанной на специальном международном симпозиуме, посвященном данной проблеме, во взрослой жизни выделяют следующие возрасты и периоды [Ананьев, 1980].

1. Средний (зрелый) возраст включает два периода:

а) 22–35 лет для мужчин и 21–35 лет для женщин;

б) 36–60 лет для мужчин и 36–55 лет для женщин.

2. Пожилой возраст: 61–74 года для мужчин и 56–74 года для женщин.

3. Старческий возраст: 75–90 лет для мужчин и женщин.

4. Долгожители: старше 90 лет.

Поскольку трудно (если вообще возможно) точно указать границы стадий развития взрослых людей, основываясь исключительно на возрасте [Крайг, 2000], обычно весь этап взрослости условно подразделяют на три периода :

1) ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);

2) средняя взрослость (от 40 до 60 лет);

3) поздняя взрослость (от 60 лет и старше).

На эти периоды мы и будем опираться в дальнейшем при рассмотрении возрастных особенностей взрослого человека.

Сторонники возрастного подхода, утверждая стадиальность развития человека, его не линейный, а скачкообразный характер, неизбежно приходят к выводу о существовании нормативных кризисных периодов , которые «необходимо возникают на жизненном пути большинства людей» [Ниемеля, 1982, с. 133] и которые важны для нормального поступательного развития личности. Кризисы развития возникают тогда, когда человек встает перед необходимостью оценить жизненную ситуацию и свое место в жизни; подтвердить или переоценить прежде поставленные цели и сделанные выборы, принять решение, обусловливающее его развитие в следующий жизненный период. Между тем не все исследователи, утверждая стадиальность развития человека в период взрослости, придерживаются модели кризиса , которая подразумевает «заведомо негативный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крушение иллюзий, неудачи, болезненное переживание неудовлетворенности» [Шаповаленко, 2004, с. 293]. Некоторые считают более подходящей модель перехода , когда совершается переход на новый этап развития без особых кризисных переживаний.

Как указывает Б. С. Братусь , кризисы взрослости существенно отличаются от кризисов детства:

Они не столь привязаны к возрасту;

В большей степени зависят от социальной ситуации развития;

Проходят достаточно осознанно;

Протекают более скрыто, недемонстративно.

Кроме того, решающая роль в преодолении кризисных периодов взрослости принадлежит самому человеку – субъекту собственной жизни и связана с необходимостью активной внутриличностной работы по осмыслению своего «Я» и своей жизни.

В настоящее время в мировой психологической литературе наиболее подробно описаны кризисы взрослости (или переходы), связанные со следующими периодами жизни: 17–22 года, около 30 лет (28–32 года), 40–45 лет (кризис середины жизни), 55–60 лет [Ливехуд, 2000; Слободчиков, Исаев, 2000; Шихи, 1999].

Коротко охарактеризуем каждый из них, памятуя, что временны́е границы нормативных возрастных кризисов даны достаточно условно и у разных авторов они неодинаковы.

Кризис юности (17 -22 года) .1
Название кризисных периодов из работы Слободчикова, Исаева .

Важными вопросами этой фазы являются вопросы: «Кто я?», «Чего я хочу?», «Что я могу?». На них еще нет ответа, человек только учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения [Ливехуд, 2000]. «В этой ситуации “сила страстей” ускоряет и интенсифицирует развитие. В связи с отсутствием опыта и упорным сопротивлением реальности возникает дефицит чувства реальности, приводящий к тому, что любой приговор выносится безапелляционно и отвергается любой компромисс… Отсюда склонность к скоропалительным решениям в суждениях и поведении» [Ливехуд, 2000, с. 151]. Полагая, что постепенный отход от семьи и поиск себя – суть пере хода к ранней взрослости, Г. Шихи называет данный кризис «отрывом от родительских корней ». Это время, когда человек одинаково активно хочет проявить себя в идеологии, мировоззрении, сексе и будущей профессиональной деятельности. В результате появляется чувство, что реальная жизнь находится за пределами семьи и школы и «ждет встречи со мной», возникает желание оставить родительское гнездо, начинается процесс разрыва эмоциональных связей с домом.

Бегство от кризиса в этом возрасте, стремление восстановить безопасность и комфорт, пассивно приняв семейную традицию или присоединившись к сильному человеку (например, вступив в брак), только задерживает развитие. Молодые люди, которые достойно принимают кризис, т. е. не уходят от вопросов: «Кто я?», «Как мне воплотить мои мечты?», «Какой путь выбрать?», «Куда я иду?», «Кто может мне помочь?», «Как добиться цели?» – обычно становятся сильнее и способны управлять своей судьбой [Шихи, 1999].

Кризис молодости (28–32 года). Несмотря на то что человек относительно доволен жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что какие-то вещи переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь разваливается. Подводятся первые итоги и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга(и), карьеры, жизненных целей), что иногда приводит к смене профессии, пересмотру отношений с окружающими людьми, к разводу. Одинокий человек начинает искать партнера; женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится заняться своей карьерой; бездетные родители хотят завести детей; в работе происходят большие перемены, в основном связанные со стремлением что-то изменить, желанием профессионального роста, большего успеха. Как указывает Г. Шихи , появляется стремление начать все сначала в 30 лет, причем изменения сопровождаются сомнениями, чувством растерянности и недовольства. Лейтмотив этого кризиса – побег . Человек уходит с работы, бежит из семьи, меняет профессию, уезжает. Он бежит от кризиса, следовательно, от самого себя, но лучше не становится. Задача данного кризиса – коррекция жизненного плана. Должен быть сделан новый выбор или проанализирован и подтвержден прежний; необходимо превратить свою мечту в определенные цели или отказаться от нее и заменить новой; должны измениться или углубиться внутренние ориентиры, принятие тех частей «Я», которые были оставлены без внимания в 20 лет; необходима духовная работа по осознанию своего призвания и места в жизни.

Кризис взрослости часто описывается как «кризис середины жизни», «взрыв в середине жизни» (40–45 лет) или «десятилетие роковой черты» (35–45 лет). Это время приспособления к пониманию, что ты больше не молод и твое будущее не несет безграничных возможностей; человек впервые осознает, что не будет жить вечно. Если в 20 и 30 лет человек может быть подающим надежды, то после 40 лет наступает время исполнения обещаний. Человек оказывается перед «пропастью, которая разделяет наше представление о себе в двадцатилетнем возрасте, и реальность жизни, которую мы ощущаем к сорока годам» [Шихи, 1999, с. 301]. Происходит освобождение от иллюзий, осознание того, что время уходит, чтобы сократить разрыв между мечтами и действительностью; человек встает перед необходимостью пересмотра своих планов, замыслов и соотнесения их с оставшимся временем жизни. В этот период человек энергично ищет правду о себе, чтобы увидеть мир в правильной перспективе [Там же]. «Психически эта фаза характеризуется сомнениями, отсутствием ориентиров и склонностью к принятию иллюзорных решений, причем могут наступить короткие мгновения ощущения счастья. В духовном смысле эти годы означают борьбу с пустотой: кажется, что потеряли почву под ногами и еще не обрели новую» [Ливехуд, 1994, с. 178]. Нередко люди в этом возрасте охвачены паникой, страхами и депрессией, они определяют свое состояние как «жизнь в подвешенном состоянии». Это время, когда перед человеком встают проблемы, связанные со смыслом жизни, период, обозначенный Б. Ливехудом как кризис ценностей или переход к новой доминанте ценностей.

Истоки кризиса середины жизни Е. И. Головаха видит в ограниченности жизненной перспективы, когда юноши и девушки, собираясь в среднем прожить до 70–80 лет, устанавливают границу самореализации между 30 и 40 годами [Головаха, Кроник, 1984]. Р. А. Ахмеров называет три наиболее общих кризиса взрослого периода жизни.

1. Кризис нереализованности : то, что человек наметил в молодости, он не смог осуществить либо недооценивает свои успехи и достижения.

2. Кризис опустошенности : все, что человек наметил, достигнуто, или те цели, к которым он стремился, теряют свою актуальность и значимость, перестают быть желанными; у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей; доминирующим становится переживание, что он – «уже выкуренная сигарета».

3. Кризис бесперспективности : отсутствие будущего в картине жизни; рисуется картина безнадежного застоя, гарантированной скуки, человек не видит путей развития или самореализации.

Успешное решение кризиса среднего возраста включает обычно выработку нового образа «Я», переосмысление жизненных целей, их переформулировку в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения, внесение коррекции во все области привычного существования. В этот момент идет процесс, который Б. Ливехуд описывает как «духовное созревание». Решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена «Я», как называет это К. Юнг .

Кризис зрелости (55–60 лет). Этот критический период характеризуется как время подведения итогов , которые не всегда удовлетворяют человека, поскольку не все его желания и цели реализованы. Установка на будущее изменяется радикально: люди данного возраста начинают понимать, что не имеют времени на все, что хотели бы сделать. Это стадия старения, решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. «С растущим страхом понимаешь, что, может быть, сделаешь меньше, чем думал. Прожитое проходит перед тобой, непонятно, как тратил так много драгоценного времени на какие-то пустяки. Кто-то думает: “Если бы впереди у меня еще было время, которое я раньше пропускал как песок сквозь пальцы”. В этой жизни больше нет большого будущего, что же останется наперекор всему? В определенном отношении развитие жизни к 63 годам предварительно завершилось» [Ливехуд, 2000, с. 191]. Именно потому этот период описывается как время внутреннего конфликта : необходимо изменить привычный жизненный стереотип, создать новый образ жизни. Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным переход от состояния максимальной активности, присущей периоду акме, к ее постепенному свертыванию и ограничению. Начинает ухудшаться здоровье, становится меньше сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании и внутреннем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в 55–60 лет субъективно не ощущает себя старым [Гамезо, Герасимова и др., 1999].

У некоторых людей появляется чувство неизбежности преодоления нового трудного этапа, опять необходимо пройти через «умри и восстань»: «Теперь самое время подготовиться к тому, что еще хочешь сделать, выделить то, что можно оставить, и взяться за то, что еще хочешь завершить» [Ливехуд, 2000, с. 191].

Контрольные вопросы

1. Что изучает акмеология?

2. Каковы особенности развития взрослого человека?

3. Раскройте подходы к исследованию развития взрослого человека (биографический, возрастной и др.).

4. В чем отличие нормативных событий жизни от ненормативных? Приведите примеры.

5. В чем заключаются проблемы возрастной периодизации на этапе взрослости?

6. Охарактеризуйте стадии и кризисы на этапе взрослости.

7. В чем отличие кризисов взрослости от кризисов детства?

8. В чем заключается разница между моделью кризисов и моделью переходов?

9. Каковы особенности проявления кризиса молодости? Какая основная задача данного кризиса?

10. В чем суть кризиса середины жизни? Раскройте варианты проявления кризиса середины жизни.

Тестовые задания
Рекомендуемая литература

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 96–105.

Ананьев Б. Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 115–121.

Братусь Б. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 442–449.

Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 389–409.

Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 122–126.

Ниемеля П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 420–426.

Шихи Г. Предсказуемые кризисы зрелого возраста // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 427–433.

Эриксон Э. Г. Восемь возрастов человека // Психология развития / под ред. А. К. Болотовой, О. Н. Молчановой. М.: ЧеРо, 2005. С. 366–371.

Глава 11
Ранняя взрослость
11.1
Задачи развития ранней взрослости

Период ранней взрослости (приблизительно 20–35/40 лет) характеризуется завершением перехода от юности к статусу взрослости. Но по крайней мере в современном обществе достижение взрослого статуса не имеет точных общепринятых критериев [Кле, 1991]. Переход к взрослости представляет собой постоянно усложняющийся процесс, за которым стоит важный период индивидуального развития. Этот переход отмечен определенным числом событий: окончание учебы, включение в рынок труда, уход из родительского дома, поиски партнера и создание интимных отношений, однако порядок и последовательность которых, время их протекания меняются в ходе общественно-исторического развития социальных формаций в целом. Достижение взрослого статуса также меняется в зависимости от эпохи и культуры; в современном обществе оно не институциализировано и определяется по изменчивым и нормативным критериям [Там же]. Кроме того, молодой человек усваивает систему «взрослых» ролей разновременно, в разной последовательности, поэтому он может видеть себя в одних отношениях уже взрослым (например, в трудовой деятельности), а в других (например, в отношениях с другими людьми) еще нет [Кон, 1984]. Понятие взрослости, согласно И. С. Кону, подразумевает, с одной стороны, адаптацию, освобождение от юношеского максимализма и приспособление к жизни, а с другой – творческую активность, самореализацию.

Период ранней взрослости насыщен значимыми событиями, так или иначе влияющими на ход жизни. В этой возрастной фазе человек заканчивает учебу, приобщается к трудовой деятельности, вступает в брак, заводит детей, определяет общий стиль жизни и конкретные задачи на будущее, устанавливает круг друзей различной степени близости, корригирует ценностные ориентации в соответствии с новым «взрослым» статусом и новыми жизненными планами. Во всех сферах проявляется стремление к экспансии и достижениям [Юнг, 1993]. На этом возрастном этапе человек должен развить в себе соответствующую «порцию творческих способностей» [Ливехуд, 2000], чтобы построить свое будущее. Главная цель молодости, по мнению А. В. Толстых , заключается в реализации возможностей саморазвития .

Опыта взрослой жизни еще мало, поэтому молодой человек поступает иногда импульсивно, необдуманно, совершает ошибки, принимает неправильные решения и делает неправильные выборы [Кулюткин, 1985].

Согласно модели развития взрослых, разработанной американским геронтологом Р. Хейвигхерстом [Крайг, 2000], задачами ранней взрослости являются:

Выбор супруга(и);

Подготовка к супружеской жизни;

Создание семьи;

Воспитание детей;

Ведение домашнего хозяйства;

Начало профессиональной деятельности;

Принятие гражданской ответственности;

Нахождение соответствующей социальной группы.

Человек в период ранней взрослости стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем. По мнению Э. Эриксона , главная проблема, требующая своего разрешения, – противоречие между близостью и изоляцией . Близость требует установления приносящих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком, которые возможны лишь при достижении идентичности, когда не возникает риск потерять себя при единении с другим. Если человек на данной стадии не способен установить глубокие личные связи, достичь взаимности, то, чувствуя барьер между собой и другими, он будет переживать изоляцию.

Л. А. Регуш выделяет следующие главные проблемы психического развития, с которыми можно столкнуться в ранней взрослости:

Близость против изоляции (одиночество как образ жизни);

Проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности;

Проблемы, актуализирующиеся по мере развития семейной жизни (проблемы родителей-одиночек);

Проблемы, связанные с профессиональной деятельностью.

Согласно исследованию американского психолога Д. Левинсона [Крайг, 2000], чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами , возникающими в процессе развития:

1) увязать мечты с реальностью;

2) найти наставника;

3) обеспечить себе карьеру;

4) наладить интимные отношения.

На первом этапе периода ранней взрослости мечты слабо связаны с реальностью, но их наличие очень важно для развития, поскольку их самый важный аспект – способность вдохновлять мужчину в выбранной им деятельности. В идеальном случае молодой человек начинает строить свою взрослую жизнь, учитывая реальность, он относится ко всему с разумным оптимизмом. Беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели, так же как и полное отсутствие мечты, не способствуют развитию. В осуществлении мечты огромную помощь может оказать наставник, способный вселить уверенность в молодого человека, одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. Основная функция наставника состоит в том, чтобы обеспечить переход от отношений «родитель – ребенок» к отношениям на равных «взрослый – взрослый». Решение задачи построения карьеры выходит далеко за рамки простого выбора профессии и связано с достижением самоопределения в период взрослости. Установление близких отношений также очень важно для молодого человека: он пополняет свой багаж знаний о себе и об отношениях с женщинами, выясняет свои сильные и слабые стороны. Крайне важны, согласно Д. Левинсону, близкие отношения с «особенной женщиной», той, которая помогает ему при вступлении во взрослый мир, поощряя его надежды, способствуя осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем [Крайг, 2000].

Исследования Д. Левинсоном группы женщин показывают, что их вхождение во взрослость состоит из выполнения тех же четырех задач, что решают и мужчины, однако опыт женщин существенно отличается от мужского. Если мужские мечты о будущем в целом носят однородный характер и связаны с работой, то женским мечтам присуща расщепленность: они стремятся сочетать карьеру и замужество. Даже тогда, когда коллеги и члены семьи считают, что женщины добились успеха, сами они чувствуют, что жертвуют либо карьерой, либо семьей. Хотя наличие наставника важно и для карьеры, и для устройства жизни, женщинам редко удается найти того, кто помог бы им реализовать мечту. Женщины также позже по сравнению с мужчинами устраивают свою карьеру, долго находясь в периоде профессионального ученичества.

Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] Слободчиков Виктор Иванович

5.1. Кризис взрослости – обретение универсальных оснований бытия (39,0 лет – 45,0 лет)

Феноменология кризиса взрослости

Кризис взрослости вызревает незаметно, а протекает длительно. Большинство людей непосредственно перед кризисом продолжают жить интенсивной и насыщенной событиями жизнью. Сохраняется уверенность в себе, характерная для тридцатых годов жизни. Типично самоощущение: «Я знаю, что следует наверстать, романтика двадцатых годов позади, я стал реалистом, в этом мире важно лишь то, что я могу, нужно подняться достаточно высоко, чтобы реализовать то, что я могу и знаю».

Б. Ливехуд так описывает наступление кризиса на границе тридцатых-сороковых годов:

«А потом случается непонятное: “как тать в ночи” в этот надежный и спланированный мир прокрадывается сомнение. Да, действительно ночью просыпаешься и не можешь больше уснуть – в голове проходят события дня. Маленькие неприятности, дела, которые не удались, волнуют, собираешься сказать тому или другому наконец-то свое мнение, потом наступает полусон – и вдруг кошмарное представление: “Мне уже почти сорок, мне еще 25 лет до пенсии. Бог мой, еще 25 лет одно и то же! Я же знаю, что не могу больше ожидать ничего нового, самое большее – одни и те же проблемы, но с другой стороны.

Двадцать пять лет! Откуда должно появиться что-то действительно новое? В моем браке? Ну да, знаем друг друга, дела идут не хуже, чем повсюду, но что-то новое в этом браке? В моей работе? Я же знаю, чего там следует ожидать, во всяком случае, не много нового! Откуда же тогда оно должно появиться? Начать новое хобби?..”

На следующий день все проходит и жизнь идет своим обычным ходом. Но такие мгновения возвращаются, теперь уже среди бела дня, даже во время конференции. Вдруг уже не можешь больше сосредоточиться!

Но может пойти и иначе: ты доволен работой, представляющей много позитивных социальных и культурных возможностей, ты счастлив в семье. У тебя хорошее взаимопонимание с подрастающими детьми и их друзьями, в твоем доме вращаются приятные молодые люди – с ними можно было бы самому помолодеть! Но вдруг закрадывается абсурдная идея: если бы я знал, каково мое действительное предназначение в этой жизни! Супруга успокаивает: ты созрел для отпуска, давай погуляем, после этого все снова будет иначе. Ты же любишь свою работу, ты ведь не хотел бы поменять ее ни на что другое? После отпуска снова наступает улучшение, но… Червяк гложет и гложет, и, как только внутри становится тихо, он становится все слышнее…»

В 40–42 года появляются первые признаки убывания физических сил. Человек замечает, что он уже не в состоянии добиваться результатов, сопоставимых по своей значимости с его прошлыми достижениями, иногда начинает ощущать «застой» в своей жизни. Организм слабеет и начинает заметно сдавать. Появляются хронические возрастные заболевания. Старость, о которой раньше и не думалось, хотя и не наступила, однако заставляет человека чувствовать свое дыхание. Невольно появляются мысли о том, что лучший, наиболее работоспособный период жизни уже позади, а сделано так мало. Приходят на память мечты и ожидания юности, начинается их сравнение с достижениями, как правило не в пользу последних. Иногда появляется тоскливость, мрачные мысли: жизнь прошла напрасно, ничего не приобретено.

«В тридцать пять лет, – пишет Г. Шихи, – мы оказываемся на перепутье. Достигнув середины жизненного пути, мы видим, где он заканчивается. Время начинает сокращаться. Утрата молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей – любой из этих моментов может придать переходу характер кризиса. Возраст между тридцатью пятью и сорока пятью годами – это время опасностей и больших возможностей. Мы можем переосмыслить ориентиры, по которым оценивали собственную личность в первой половине жизни, и те из нас, кто воспользуется этой возможностью, будут искать истину.

Чтобы успешно пройти этот кризис, мы должны повторно проанализировать свои цели и произвести переоценку наших ресурсов начиная с сегодняшнего дня. “Почему я все это делаю? Во что я реально верю?” Независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу. Как хорошие, так и “плохие” чувства попытаются осуществить свое право на существование…

Женщины сталкиваются с этими проблемами раньше, чем мужчины. Время заставляет женщину внезапно остановиться в возрасте тридцати пяти лет и провести детальное исследование по всем направлениям. Она чувствует, что выбор, который ей предстоит сделать, может оказаться ее «последним шансом», и поэтому хочет просчитать все возможные варианты. Постепенно ее муки и раздумья, с чего же начать подготовку к новому будущему, сменяются приятным чувством свободы. Начинает расти убежденность в том, что еще многое предстоит сделать.

Мужчины в этом возрасте тоже чувствуют, что время начинает их подгонять. Большинство из них при этом начинают больше заботиться о своей карьере. Это “мой последний шанс” вырваться вперед. Теперь мужчине уже недостаточно быть простым младшим администратором, многообещающим молодым писателем, адвокатом, который имеет невысокое жалованье за хорошую работу. Он хочет руководить, добиться признания, стать активным политиком со своей законодательной программой. С некоторым огорчением он обнаруживает, что ожидал похвалы и был слишком чувствительным к критике. Он хочет построить свой собственный корабль».

Это возраст подведения предварительных итогов. Нередко прежние мотивы, прежние представления о себе, о своих возможностях и перспективах перестают соответствовать на деле изменившимся возможностям и условиям жизни. Меняется на обратный знак соотношение между пройденным и оставшимся жизненным временем. Человек спрашивает себя, что он успел сделать в жизни, осознает, что диапазон будущего для него начинает существенно сокращаться.

П. Массен и его соавторы период жизни человека от 30 до 40 лет обозначают как кризис середины жизни и «десятилетие роковой черты». Главной характеристикой кризиса они полагают осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные и эмоционально-тягостные тона. Время уходит, чтобы преодолеть разрыв между мечтами и действительностью.

В 20 и в 30 лет человек может быть «подающим надежды» – люди могут сказать о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог», но после 40 так уже никто не скажет – это время исполнения обещаний . Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, сенатором, писателем и т. п.

Освобождение от иллюзий, которое является типичным для 35 или 40 лет, может оказаться угрожающим для личности. Данте так описывал свое собственное смятение в начале десятилетия «роковой черты»: «Земную жизнь пройдя до половины / Я оказался в сумрачном лесу / Путь правый потеряв во тьме долины». Анализ жизни художников и артистов почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические изменения в их творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как, например, П. Гоген, начали творческую работу в это время. Другие, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности или мотивацию.

Многие творческие личности погибают в этот период или же добровольно уходят из жизни. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами резко возрастает. Те же из них, кто переживает это свое десятилетие «роковой черты» и сохраняет творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность уступает место более зрелому и свободному творчеству и т. п.

Подмечено, что в это время человек серьезно задумывается о своем здоровье , начинает вести здоровый образ жизни: отказывается от вредных привычек, приобщается к занятиям физической культурой. Нередко именно в зрелом возрасте наиболее распространен сознательный отказ от курения, злоупотребления спиртным, возрождается тяга к движению, физическим усилиям.

Серьезные изменения в кризисе середины жизни претерпевает область сексуальных отношений. Одни люди охладевают к интимной сфере, с удивлением вспоминают, сколь большую роль она играла для них в молодости. Другие предпочитают смотреть на всех особ противоположного пола как на «потенциальных партнеров», а на людей своего пола как на потенциальных «соперников».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

Из книги Личностное и профессиональное развитие взрослого человека в пространстве образования: теория и практика автора Егоров Геннадий Викторович

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Из книги Навыки ребенка: Как решать детские проблемы с помощью игры автора Фурман Бен

Кризис трех лет По «симптомам» его можно спутать с годичным кризисом, и в этом есть резон. Причина как годичного, так и всех остальных детских кризисов – рост самостоятельности ребенка, освоение им новых горизонтов. Так как этот рост происходит неравномерно (впрочем, как

Из книги Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учебное пособие автора Фиофанова Ольга Александровна

2.1. Кризис младенчества – обретение субъектности в действии (11 мес. – 18 мес.) Феноменология кризиса младенчества Кризис младенчества стоит в начале новой ступени психического развития ребенка – одушевления. Два главных события лежат в начале кризиса младенчества –

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

3.4. Юность – синтез личностного способа бытия (13,5 лет – 18,0

Из книги Концепция фенологической работы на ступени начального общего образования автора Скворцов Павел Михайлович

4.4. Взрослость – синтез уникального само-бытия, человека (32,0 года – 42,0 года) Закономерности развития взрослого человека Взрослость характеризуется психологами как годы «пик», как оптимум для профессиональных и интеллектуальных достижений, как период интеграции

Из книги автора

Феноменология кризиса взрослости Кризис взрослости вызревает незаметно, а протекает длительно. Большинство людей непосредственно перед кризисом продолжают жить интенсивной и насыщенной событиями жизнью. Сохраняется уверенность в себе, характерная для тридцатых

Из книги автора

5.3. Кризис зрелости – откровение ино-бытия (55,0 лет – 65,0 лет) Феноменология кризиса зрелости Развернутое описание кризиса зрелости дает Б. Ливехуд. Он отмечает, что примерно в возрасте 56 лет в жизни человека проносится новая гроза. Жизнь равномерно шла в предыдущей фазе на

Из книги автора

Истаивание деятельностной формы бытия Интересное объяснение кризиса зрелости предложил А. В. Толстых в образе так называемой предметной смерти. Он пишет, что в зрелом возрасте человек уже совершает какой-то один или несколько личностных поступков творческого характера

Из книги автора

Ступень 7 Обретение уверенности Помогите ребенку обрести уверенность в том, что он сумеет освоить навык.Когда ребенок видит, что другие люди уверены в его способности овладеть навыком, он тоже обретает уверенность в том, что сумеет освоить его.Дети – от рождения

Из книги автора

Практики педагогической поддержки как способа посредничества в освоении взрослости подростком АктуальностьНеобходимость «трансляции» образа взрослости и осуществления посредничества в освоении, реализации взрослости подростком.ПротиворечиеСитуативное

Из книги автора

1 Обретение привязанности: что это значит Во всех прочих книгах по уходу за детьми недостает главы, которую можно было бы озаглавить «Уход за вашим ребенком». Сейчас, вместе с вами, ожидающей появления младенца парой или новоиспеченными родителями, мы напишем эту

Из книги автора

2.3. Формирование универсальных учебных действий в ходе фенологической работы Анализ состояния фенологической работы в начальной школе показал, что к данному виду учебной деятельности учителя относятся с некоторой осторожностью. Этот факт может быть объяснён

Из книги автора

2.4. Результативность формирования универсальных учебных действий в ходе фенологической работы в сравнении с традиционными системами обучения Для выявления действительного уровня развития природоведческих знаний учащихся и их фенологической составляющей на базе

На протяжении жизни человек сталкивается с различными кризисными, обусловленными его биологическим, психическим и профессиональным развитием.

Возрастные кризисы обусловлены созреванием, перестройкой, старением организма человека. Изменения психических способностей являются следствием возрастных изменений. Значит, правомерно считать возрастные изменения человека, порождаемые биологическим развитием, самостоятельным фактором, детерминирующим возрастные кризисы. Эти кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития.

Кризисы профессионального развития вызваны сменой и перестройкой ведущей деятельности (например от учебной к профессиональной). Разновидностью профессиональных кризисов являются творческие кризисы, обусловленные творческой несостоятельностью, отсутствием значимых достижений, профессиональной беспомощностью. Эти кризисы крайне тягостны для представителей творческих профессий: писателей, режиссеров, актеров, архитекторов, изобретателей и др.

Кризисы невротического характера связаны с внутриличностными изменениями: перестройка сознания, бессознательные впечатления, инстинкты, иррациональные тенденции -все то, что порождает внутренний конфликт, рассогласование психологической целостности. Они традиционно являются предметом исследования фрейдистов, неофрейдистов и других психоаналитических школ.

Наряду с названными группами психологических кризисов имеется еще один огромный пласт кризисных явлений, обусловленных значительными резкими изменениями условий жизни. Детерминантами этих жизненных кризисов становятся такие важные события, как окончание учебного заведения, трудоустройство, вступление в брак, рождение ребенка, смена местожительства, уход на пенсию и другие изменения индивидуальной биографии человека. Эти изменения социально-экономических, временных и пространственных обстоятельств сопровождаются значительными субъективными трудностями, психической напряженностью, перестройкой сознания и поведения.

И наконец, следует выделить еще одну группу кризисов, обусловленных критическими обстоятельствами жизни, драматическими, а иногда и трагическими событиями. Эти факторы имеют разрушительный, подчас катастрофический исход для человека. Происходит кардинальная перестройка сознания, пересмотр ценностных ориентации и смысла жизни вообще. Протекают эти кризисы на грани человеческих возможностей и сопровождаются запредельными эмоциональными переживаниями. Их вызывают такие ненормативные события, как потеря трудоспособности, инвалидность, развод , вынужденная безработица, миграция, неожиданная смерть близкого человека, лишение свободы и т.п. Назовем эту группу критическими кризисами.

Первые три группы личностных кризисов имеют относительно выраженный хронологический, возрастной характер. Они являются нормативными ; все люди их переживают, но уровень выраженности кризиса не всегда приобретает характер конфликта. Преобладающая тенденция нормативных кризисов - конструктивная, развивающая личность.

Вторые три группы личностных кризисов имеют ненормативный , вероятностный характер. Время наступления, жизненные обстоятельства, сценарии, участники кризиса случайны. Эти событийные кризисы вызваны стечением обстоятельств. Выход из таких кризисов проблематичен. Иногда он бывает деструктивным, и тогда общество получает циников, маргиналов, бомжей, алкоголиков, самоубийц.

Разумеется, личностные кризисы могут возникать в любом возрасте и предугадать их вряд ли возможно.

Тем не менее у большого числа людей жизненные кризисы возникают приблизительно в одном и том же возрасте, что служит основанием для деления и описания этих стадий развития зрелой личности.

Двадцатилетние обычно имеют дело с выбором карьеры и созданием семьи, намечают жизненные цели и начинают их осуществление. Позже, около тридцати многие приходят к переоценке своих прежних выборов карьеры, семьи, жизненных целей. Порой дело доходит до кардинальной смены жизненных задач, изменения профессии и распада семейных или дружеских отношений. После тридцати лет человек, как правило, переживает период привыкания к новым или вновь подтвержденным выборам. Наконец, на закате карьеры люди сталкиваются с новым кризисом, обусловленным предстоящим отходом от активной деятельности и уходом на пенсию. Этот кризис особенно тяжел для менеджеров, привыкших к повседневной активности, ощущению важности и нужности своей работы, к своей руководящей роли в организации.

Каждый из описанных возрастных кризисов может влиять на деятельность организации. Однако если кризисы на заре и закате карьеры обычно воспринимаются как естественные, то кризис середины жизни часто кажется парадоксальным и неожиданным. Поэтому мы считаем нужным рассмотреть его более подробно, коснувшись психологических проблем, лежащих в его основании.

Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. Эту стадию называют «десятилетием роковой черты» или «кризисом середины жизни». Её главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека.

Мечты и планы людей почти всегда имеют некоторые нереалистические черты. К тридцати годам человек уже набирается достаточного опыта, чтобы осознать иллюзорность многих из своих фантазий. Поэтому оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в эмоционально отрицательные тона. Жизнь перестает казаться бесконечной, а время оказывается столь быстротечным, что успеть сделать в жизни что-то важное и стоящее невозможно. Разрыв между мечтами и действительностью неожиданно оказывается неодолимой пропастью. Представление о будущей счастливой и достойной жизни, которая тебя ожидает, сменяется ощущением, что «жизнь прошла мимо» и менять в ней что-либо уже слишком поздно. Еще недавно о тебе могли сказать: «Ну, этот далеко пойдет». Теперь же ты чувствуешь, что время надежд уходит, и хочешь не хочешь, а приходится с горечью констатировать, что уже не станешь ни мэром или сэром, ни членом Думы, ни член-корром, ни даже прорабом в своем родном СМУ.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем-либо необычным для тридцатилетнего возраста, может оказаться угрожающим для личности. Данте так описывал свое собственное смятение в этом возрасте:

Земную жизнь пройдя до середины,
Я оказался в сумрачном лесу,
Путь правый
Потеряв во тьме долины.

Биографии многих творческих личностей часто демонстрируют те или иные драматические изменения в их жизни где-то около 35 лет. Некоторые из них, например Гоген, в это время только начали творческую работу. Другие, однако, наоборот, около 35 лет утратили свою творческую мотивацию, а некоторые даже ушли из жизни. Частота смерти многих одаренных или вовсе бездарных людей между 35 и 40 годами ненормально возрастает .

Те же, кто переживают это десятилетие, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность сменяется зрелым, спокойным мастерством. Одна из причин - в том, что «импульсивный блеск» молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. Ведущий напряженную жизни менеджер к 35 годам должен изменить темп своей жизни и не так «выкладываться и разбрасываться». Таким образом, проблема ограниченности физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии.

Многих процесс обновления, который начинается тогда, когда они оказываются перед лицом своих иллюзий и упадка физических сил, в конце концов, приводит их к более спокойной и даже счастливой жизни.

После 50-ти проблемы здоровья становятся более насущными и возникает растущее осознание того, что «время уходит». И люди начинают понимать, что основной недостаток старости в том, что и она проходит, а человек, как рождается, так и уходит из жизни без волос, зубов и иллюзий.

В 1975 году Пол Массен вместе с 3-мя соавторами выпустил книгу: Basic and contemporary issues in developmental psychology.

«Кризис середины жизни. Первая стадия среднего возраста начинается около тридцати лет и переходит в начало следующего десятилетия. […] Её главной характеристикой является осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования. Поскольку же человеческие мечты почти всегда имеют некоторые нереалистические черты, подчас даже фантастические, оценка их расхождения с действительностью на этой стадии окрашена, как правило, в отрицательные и эмоционально-тягостные тона. Время уходит, дабы сделать разрыв между мечтами и действительностью обнаруживающимся вдруг с устрашающей резкостью. Заполняя опросники, люди в возрасте 35-40 лет начинают не соглашаться с такими фразами, как «есть ещё уйма времени, чтобы сделать большую часть того, что я хочу». Вместо этого они констатируют: «Слишком поздно что-либо изменить в моей карьере» […]

В 20 и в 30 лет человек может быть «подающим надежды» - люди могут сказать о нём: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор», но после 40 так уже никто не скажет - это время исполнения обещаний. Человек должен принять тот факт, что он никогда уже не станет президентом компании, сенатором, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того - что он никогда не станет вице-президентом или известным писателем.

Освобождение от иллюзий, которое не является чем-то необычным для 35 или 40 лет, может оказаться угрожающим для личности. Данте так описывал свое собственное смятение в начале десятилетия роковой черты: «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу, путь правый потеряв во тьме долины». Элеонора Рузвельт шесть дней спустя после своего 35-летия выразила своё ощущение хотя и не так поэтично, но не менее сильно: «Не думаю, что я ещё когда-нибудь испытаю столь странные чувства, как в минувшем году... Вся моя самоуверенность исчезла вдруг...». Адвокат Оливер Уэндель Холмс-младший порвал со своей юридической практикой. «Неужели это и будет моей жизнью и впредь, - спросил он себя, - год за годом?»

Анализ жизни художников и артистов […] почти в каждом случае обнаруживает те или иные драматические изменения в их творчестве где-то около 35 лет. Некоторые из них, как, например, Гоген , начали творческую работу в это время. Другие, однако, наоборот, около 35 лет утратили свои творческие способности или мотивации, и многие из них умерли. Частота смерти художников и артистов между 35 и 39 годами ненормально возрастает . Те же из них, кто переживает это своё десятилетие роковой черты, сохраняя творческий потенциал, обычно обнаруживают значительные изменения в характере творчества. Часто эти изменения касаются интенсивности их работы: например, блестящая импульсивность уступает место более зрелому и свободному творчеству. Действительно, одна из причин кризиса середины жизни у артистов и художников в том, что «импульсивный блеск» молодости требует больших жизненных сил. Хотя бы отчасти это физические силы, так что никто не может сохранять их беспредельно. В 35 или в 40 лет ведущий напряжённую жизнь артист (или руководитель, или профессор) должен изменить темп своей жизни и не так выкладываться. Таким образом, проблема убывающих физических сил неизбежно возникает в жизни человека любой профессии.

Главные проблемы. Убывание физических сил и привлекательности - одна из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и потом […] Для тех, кто полагался на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжёлой депрессии. Истории красивых мужчин и очаровательных женщин, борющихся с разрушительным действием времени, стали банальностью. Стихийное бедствие падающих физических сил поражает людей неожиданно широкого круга профессий, включая, как мы видели, художников и артистов. Университетские профессора с сожалением припоминают свою способность проводить в студенческие годы несколько дней без сна, если того требовало важное дело. Многие люди просто жалуются на то, что они начинают слишком часто уставать. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и соответствующая диета оказывают свое действие, большинство людей в среднем возрасте начинают все больше и больше полагаться на «мозги», а не на «мышцы». Они находят новые преимущества в знании, аккумулирующем жизненный опыт; они приобретают мудрость.

Второй главный вопрос среднего возраста - это сексуальность. У среднего человека наблюдаются некоторые отклонения в интересах, способности и возможности, особенно по мере того, как подрастают дети. Многие люди поражаются тому, сколь большую роль играла сексуальность в их отношениях с людьми, когда они были моложе. С другой стороны, в художественной литературе встречается немало примеров того, как мужчина или женщина средних лет продолжают рассматривать каждого человека противоположного пола как потенциального сексуального партнера, взаимодействуя с ним только в одном измерении - «притяжения-отталкивания», а людей одного с ним пола рассматривают как «соперников». В более удачных случаях достижения зрелости другие люди принимаются как личности, как потенциальные друзья. «Социализация» замещает в отношениях с людьми «сексуализацию», и эти отношения нередко обретают «ту глубину взаимопонимания, которую прежняя, более эгоцентрическая сексуальная установка до известной степени блокировала». […]

Успешное разрешение кризиса среднего возраста (имеется в виду для нетворческих людей - Прим. И.Л. Викентьева) включает обычно переформулировку личных целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное Я всё более лишается своего исключительного положения […] Наблюдается всё усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которых, скорее всего, никогда не удастся достичь. Отмечается отчётливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне приличным. Все эти изменения знаменуют собой следующую стадию развития личности, период «новой стабильности». […]

После 50 проблемы здоровья становятся более насущными и возникает растущее сознание того, что «время уходит».

Цитируется по: Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., «Аст»; «Астрель», 2009 г., с. 405-407.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Празднование Благовещения Пресвятой Богородицы
Растительная клетчатка неперевариваемая в кале у ребенка и взрослого, причины, что делать
Варенье из клюквы пятиминутка Пятиминутка из клюквы без воды