Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кружок по развитию речи детей и укреплению мелкой моторики рук «Говорящие пальчики. Название кружка декоративно-прикладного творчества, рабочая программа, разработка

В январе после рождественских праздников начинается настоящий бум записи детей в кружки раннего развития. Погода к этому располагает как нельзя лучше: на улице в зимние забавы играет метель и морозный ветер, скользкие тропинки и ледово-снежные завалы не привлекают к себе внимание даже самых отчаянных любителей снега. Хочется тепла, уюта, дружественной компании и веселья. Центр раннего развития – отличный выбор, но подходит ли он вашему ребенку? Какие кружки творческой направленности предпочесть, чтобы было актуально, интересно, полезно?

Мама и малыш: кому это больше нужно?

Многие родители одобряют кружки раннего развития детей. Это отличная альтернатива скучному сидению дома после положенной прогулки на свежем воздухе. Безусловно, хорошая мама всегда может занять своего отпрыска, чтобы было весело и увлекательно, с пользой для развития и здоровья малыша. Но мама имеет свойство уставать, ей тоже требуется время для восполнения своих сил и возможностей. Посидеть тихонько в тишине, пока ребенок занимается в компании одногодок с умным и добрым инструктором по раннему развитию – никогда не бывает лишним. Можно немного повязать, составить план покупок на ближайшие выходные или даже предаться виртуальному общению в Стране мам.

Преимущества посещения кружков ребенком кажутся неоспоримыми. Тем более что выбор их огромен – логика, ритмика, музыка, актерское мастерство, лепка и рисование. Что-то из этого списка непременно понравится малышу. Но как не перепутать свои желания с его интересами?

Каждому периоду развития крохи свойственны свои задачи и умения, которые могут и должны быть освоены ребенком. Естественно, со скидкой на индивидуальные особенности малыша. Только после закрепления определенного набора умений ребенок может перейти на следующий уровень и освоить что-то новое. Важно, чтобы занятия раннего развития способствовали продвижению ребенка вверх, а не тормозили его. Все уроки должны быть яркими, красочными и доступными для восприятия крохи. Только в этом случае пользу от занятий получат двое – мама и малыш.

Давайте разбираться, какие кружки полезны детям разного возраста?

1-3 года

Это время первых шагов развития крохи. Ребенок активно познает мир, учится дружить и играть в компании, общаться на равных с окружающими людьми. Он с большим энтузиазмом разгадывает загадки, которые ставит перед ним жизнь, пытается уловить закономерности между вещами и явлениями.

Самыми популярными видами кружков раннего развития для этой возрастной группы являются занятия по методике Домана и Монтессори, ритмика, логика. Но привлекательность и заманчивость предложений на рынке образовательных услуг не должна вводить родителей в заблуждение. Эксперты в области воспитания подрастающего поколения уверены, в рекомендуемом порядке кружки малышу 1-3-х лет не нужны. Все, что необходимо для полноценного развития крохи он может получить от общения с родителями и сверстниками. Тем более что в зимний период увеличиваются шансы ребенка схватить простуду, потому посещения кружков в это время не всегда оправданы.

Ситуация в корне меняется лишь тогда, когда у мамы недостаточно сил, опыта или фантазии, чтобы организовать своему отпрыску полноценную развивающую среду. То есть, найти время для чтения книг, прослушивания музыки, игры с развивающими игрушками, изучения при помощи подручных материалов явлений природы, названий животных, фруктов, овощей и т.д.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, делая в выбор в пользу кружков – это общение со сверстниками. Если ваш малыш не имеет возможности контактировать с другими детьми дома или на детской площадке, Центр раннего развития – достойное решение проблемы.

3-4 года

Счастливый детский возраст. В это время ребенок становится интересным собеседником, он достаточно хорошо разговаривает, его суждения наивны, но тем и прелестны. Становятся заметными увлечения, легко угадываются способности крохи, видны особенности его характера.

Для полноценного развития ребенку уже недостаточно контакта с родителями, сверстниками. И те, и другие уже не могут удовлетворить его растущие потребности в деятельности и познании. А значит, пришло время выбрать крохе кружок раннего развития.

Главным критерием выбора кружка для малыша является его личная заинтересованность в проводимых занятиях. Ребенок любит слушать музыку и подражать игре на инструментах – запишите его на музыку. Ему больше нравится играть с пальчиковыми куклами – прямая дорога в студию-театр. Он с воодушевлением рисует – займите его рисованием. Но помните, что в этом возрастном периоде важны не столько успехи малыша, сколько сам процесс творчества и развития способностей. Не переусердствуйте с графиком занятий, физические и психические силы крохи не безграничны. Перегруженный занятиями ребенок становится нервозным и напряженным, чаще болеет.

5-6 лет

По мере приближения к школьному возрасту потребности ребенка меняются. Он уже может успешно совмещать несколько видов деятельности одновременно. Ему жизненно необходимы новые впечатления, интересная и разноплановая информация обо всем, что его окружает.

Главным вопросом родителей детей старшего дошкольного возраста является, нужно ли водить ребенка на творческие кружки в то время, когда он активно готовится к школе? Стоит ли развивать его творческие способности или бросить все силы на дошкольную подготовку?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Нужно смотреть по конкретному ребенку. Кому-то успешное совмещение доставляет радость – так приятно после монотонного рисования галок и крючков подвигаться в такт музыке или самозабвенно сыграть на фортепиано, другому же – лишние телодвижения кажутся утомительными, и как следствие, вредными для здоровья.

Но если ребенок с удовольствием совмещает дошкольную подготовку с посещением творческих кружков, не стоит ему мешать. Каждое занятие творчеством воспитывает в ребенке чувство прекрасного, раскрывает его потенциал.

Что для чего нужно?

Любой вид творчества полезен для малыша. Но если главная задача посещения занятий – решить некие задачи и подтолкнуть развитие ребенка в определенном направлении, следует учитывать навыки и умения, которые ребенку можно привить во время занятий каждого отдельного вида творчества.

Хореография и ритмика способствуют обретению пластичности движений, формированию грациозной осанки, способности управлять своим телом.

Пение и игра на музыкальных инструментах развивают слух и музыкальный вкус, учат мастерству владения голосом.

Занятия в изостудии способствуют развитию воображения, ассоциативного мышления, учат восприятию творческого продукта, как итога своего труда.

Прикладное творчество (оригами, лепка, биссероплетение и т.д.) формируют хороший вкус, способствует творческому самовыражению малыша.

Театральная студия развивает воображение, артистичность, помогает становлению четкой выразительной речи.

Каждый ребенок должен быть счастливым! Стремитесь к идеалу, развивайте детей в гармонии с собой и окружающим миром!

Автор и руководитель: Ефименко Светлана Николаевна,воспитатель логопедической группы. МБДОУ д/с №18 "Алёнка" , г.Сафоново, Смоленская область
Возраст детей: 6–7 лет .
Срок реализации программы - 1 года .
Описание материала: предлагаю разработку образовательной программы кружка по творческому и нравственному развитию "Волшебная сказка", для детей старшей и подготовительной(логопедической)к школе группе.
Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных (логопедических) групп, руководителям кружков дополнительного образования, а так же всем, кто стремиться развивать у детей самостоятельное словесное творчества через использование сказочного материала.

I.Пояснительная записка
Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, тем реже родители и воспитатели берут в руки книги, чтобы познакомить их с миром литературы. Это увлекательное занятие заменяют телевизор и компьютер. Я заметила, что дети стали чаще употреблять в своей речи телевизионные штампы, фразы, которые используются в производстве рекламы и низкосортных фильмах. Дети все реже берут в руки книги, их не интересуют даже иллюстрации в них.
А, тем не менее, мудрость от поколения к поколению передавалась именно через сказки. Мне нравится разговаривать с детьми через сказки и притчи, над которыми им приходиться размышлять, а не просто запоминать информацию, как компьютер.
Сказки, во-первых, понятны, и взрослым и маленьким, а во-вторых, хранят в себе нравственные постулаты и передают их от сердца к сердцу.
Работа кружка направлена на познание детьми через сказку двух бесценных миров – своего собственного, внутреннего, и внешнего, окружающего. Сказка способна учить, не обучая, и воспитывать, не воспитывая. Дети освоят множество способов создания художественных произведений, разовьют мелкую моторику рук, научаться облекать мысли в слова, а слова и предложения произносить с разной интонацией, обогатят свой словарный запас.

II.Цель :
Формирование у детей самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала.

III.Задачи :
Обучающие :
- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).
- повысить эмоционально-положительный фон, создавая благоприятные условия;
Развивающие :
- развивать речь, коммуникативные качества;
- воображение, фантазию;
- память;
- мелкую, артикуляционную моторику.
Воспитательные :
- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;
- любовь к художественным произведениям;
- доброжелательные отношения друг к другу
.

IV. Построение занятия :
«Путеводитель по Тридесятому царству – Солнечному государству» :
- «Игры - сказки».
Инсценировка сказки, героев которой дети будут создавать сами из самых разных материалов .

- «Веселые тропинки».
Освоение детьми разных способов создания художественных произведений, в результате которых не только развивается мелкая моторика рук, но и познаётся окружающий и свой внутренний мир с совершенно новых точек зрения .

- «Ручейки красивой речи».
Разнообразные игры, которые помогут детям вывести как можно больше слов из пассивного словаря в активный. Развитие красивой речи детей ещё до школы .

- «Хитрые дорожки».
Удивительные идеи по развитию различных необходимых ребёнку жизненных навыков и общечеловеческих качеств .

V.Виды деятельности :
- Игровая деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Познавательно-речевая деятельность.
- Знакомство с литературой, формирующей творческое и нравственное развитие детей.
- Музыкальная деятельность.
- Предпосылки учебной деятельность.
- Самостоятельная деятельность
.

В процессе реализации программы внимание акцентируется на решении следующих социально важных проблем:
- деятельность, как способ выражения себя;
- человек в общении с другими людьми;
- внешний и внутренний «портреты» ребенка
.

Реализация программы предполагает соблюдение следующих условий:
- создание специальной обстановки для успешного обучения ребенка.
- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- динамичность работы;
- учет возрастных и психолого- физиологических особенностей ребенка;
- совершенствование знаний, умений и навыков при формировании творческого и нравственного развитию детей;
- формирование навыков речевой культуры
.

Программа рассчитана на один год .
Она:
- органически вписывается в базовую образовательно-воспитательную программу ДОУ;
- предусматривает динамику в умственном развитии
.

Успешная реализация данной программы предусматривает и условия создания соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных пособий, игр и игровых материалов, условий для наблюдения и экспериментирования, а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут проявиться задатки и способности ребенка, а также условия, способствующие развитию мыслительной и речевой деятельности.

Ожидаемые результаты:
- у детей возникнет интерес к искусству инсценировки сказки, героев которой они будут создавать из самых разных материалов;
- развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
- выведение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный – формирование «великого и могучего русского языка»;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных навыков
.

Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Я хочу, чтобы мои дети научились состраданию, любви и мудрости. Сказка заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А, тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество .

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Сентябрь :
Тема №1 .«Игра-сказка с куклами из раскрасок.»(4 занятия)
Задачи обучения:
Учим создавать свою многосерийную сказку с использованием кукол из раскрасок.
Развиваем умение использовать нестандартные красители.
Интеллектуальное развитие ребенка путем сочетания умственно–речевой и изобразительной работ
.

Тема №2 .«Игра - сказка с куклами – воздушными шарами». (2 занятия)
Задачи обучения:
Учим инсценировать сказку, используя для создания образов воздушные шары.
Учим произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе.
Развиваем память и внимание
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Воздушные рисунки)».
2.«Ручеёк красивой речи (Меняем громкость и скорость речи)».
3.«Хитрая дорожка (Внимательный суфлер)
».

Тема №3 . «Игра – сказка осенних листьев».(2 занятия)
Задачи обучения:
Учим разыграть сказку, героями которой станут разнообразные осенние листья.
Развиваем фантазию детей, предложив придумать и дорисовать картину,используя контуры осенних листьев.
Учим подбирать действие к предмету и предметы к действию
.

Октябрь :
Тема №1 «Игра – сказка с куклами из спичечных коробков.» (3 занятия)
Задачи обучения:
Развиваем воображение детей - для этого нужно придумать и разыграть вторую серию уже знакомой сказки.
Продолжаем учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе.
Продолжаем отрабатывать эмоциональную выразительность речи. Учим детей выделять главное, а значит, и логически мыслить
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Разноформатные картинки)».
2.«Ручеёк красивой речи ("Страшилка")»

3.«Хитрая дорожка (Афиша)
».

Тема №2 . «Игра – сказка с клубочками.»(3 занятия)
Задачи обучения:
Тренируем мелкую моторику рук, развиваем терпение и усидчивость.
Продолжаем отрабатывать эмоциональную выразительность речи (интонацию).
Обогащение активного словаря ребёнка – подбор определений и эпитетов для того или иного существительного.
Составить и записать полезные советы герою сказки.
Сыграть сказку наоборот, с учётом составленных полезных советов
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Ниткография)».
2.«Ручеёк красивой речи (Какой)».
3.«Хитрая дорожка ("Полезные советы врача и повара"».

Тема №3 . «Игра – сказка с куклами – масками». (2 занятия)
Задачи обучения:
Учим разыгрывать сказочное представление, используя театральные маски, надетые на кукол и плюшевые игрушки.
Развиваем аккуратность.
Развиваем речь детей, предложив рассказать самый смешной, весёлый случай из своей жизни. Укрепляем чувство собственного достоинства детей
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Кто аккуратнее)».
2.«Ручеёк красивой речи (Смешная история)».
3.«Хитрая дорожка (Билетики счастья)
».

Ноябрь :
Тема №1 . «Игра – сказка с куклами – кулёчками». (3 занятия)
Задачи обучения:
Тренируем сосредоточенность детей, предложив нарисовать героев сказки, используя только одинаковые или только разные геометрические фигуры.
Учим детей узнавать предметы по описанию.
Развиваем умение составлять загадки, словесные портреты.
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Картинные геометрические фигуры)».
2.«Ручеёк красивой речи (Узнай по описанию)».
3.«Хитрая дорожка (Сюрприз в сказке)»
.

Тема №2 . «Игра – сказка с куклами на магнитах». (2 занятия)
Задачи обучения:
Учим детей разыгрывать сказку, используя кукол на магнитах.
Учим произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в раз-личном темпе.
Развиваем чувства ритма и темпа, умение управлять своими движениями, ярче выражать свои чувства
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисуем ватой)».
2.«Ручеёк красивой речи (Артист)


3.«Хитрая дорожка (Музыкальная палочка) ».

Тема №3 . «Игра – сказка с куклами из камушков».(3 занятия)
Задачи обучения:
Инсценировать сказку, используя театр камней.
Развиваем фантазию детей – возможность увидеть в объёмной форме того или иного сказоч-ного героя.
Обогащение активного словаря детей - учим подбирать обстоятельства к глаголам. Учим вы-ражать амплитуду чувств, наиболее точно переводить чувства в звуки, что важно для самовы-ражения.
Развиваем коммуникабельность
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Разноцветные ракушки)».
2.«Ручеёк красивой речи (Как)».
3.«Хитрая дорожка (Соловей соловья поймёт издалека)»
.

Декабрь :
Тема №1 «Игра – сказка с куклами из зонтика». (3 занятия)
Задачи обучения:
Учим разыгрывать сказочное представление, используя в качестве декорации зонтик, что позволяет периодически возвращаться к уже упомянутым героям, повторяя имена и произо-шедшие когда – то события.
Учим детей сочетать в едином сюжете получившихся из клякс персонажей.
Развиваем фантазию детей, для этого нужно придумать и обыграть уже знакомую сказку так, будто по сюжету в ней действует секретная организация
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Загадочные кляксы)».
2.«Ручеёк красивой речи (Удлиняем предложения)».
3.«Хитрая дорожка (Шпионская сказка)
»

Тема №2 .«Игра – сказка с куклами из веера». (2 занятия)
Задачи обучения:
Развиваем эстетические чувства.
Тренируемся подбирать красивые, необычные определения к персонажам сказки.
Учимся описывать свою внешность, используя новые придуманные слова.
Развиваем речь, фантазию –для этого нужно придумать,нарисовать и рассказать о подарках для сказочных героев; и к каждому подарку придумать небольшое пожелание, с ним связанное


Содержание:
1.«Веселая тропинка (Морозные узоры)».
2.«Ручеёк красивой речи (Новые слова)».
3.«Хитрая дорожка (От всего сердца)»
.

Тема №3 . « Игра – сказка с ёлочными куклами». (3 занятия)
Задачи обучения:
Учим разыгрывать сказку, используя театр – ёлку.
Продолжаем учить произносить отдельные слова и целые предложения с различной силой голоса и в различном темпе.
Развиваем память и внимание.
Учим подбирать рифмы к словам.
Развиваем смекалку, находчивость, умение быстро принимать правильное решение
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Волшебный рисунок)».
2.«Ручеёк красивой речи (Цепочка рифм)».
3.«Хитрая дорожка (Я знаю всё подряд)
».

Январь :
Тема №1 . «Игра - сказка с куклами из флажков». (2 занятия)
Задачи обучения:
Учим инсценировать сказку, используя театр флажков.
Продолжаем учить сочетать в рассказе прилагательные и наречия.
Учим пояснять, аргументировать свои мысли.
Развиваем память и внимание.
Развиваем доброжелательные отношения к окружающим
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Раскрась что- нибудь)».
2.«Ручеёк красивой речи (Что нравиться, а что нет)».
3.«Хитрая дорожка (Добрая сказка)
».

Тема №2 . «Игра - сказка с куклами из проволоки». (3 занятия)
Задачи обучения:
Развиваем фантазию детей, используя гибкий и податливый материал – проволоку.
Тренируем мелкую моторику рук, развиваем терпение и усидчивость.
Продолжаем учить придумывать, проговаривать слова и одновременно разводить ладошки в стороны для сравнения их длины.
Обучаем детей пиктографии, что способствует развитию художественного видения слова и мысли, способности выделять главное и обобщать - логически мыслить
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисунки из спичек)».
2.«Ручеёк красивой речи (Длинные и короткие слова)».
3.«Хитрая дорожка (Пиктография)
».

Тема №3 . «Игра - сказка с куклами Би – Ба – Бо» . (2 занятия)
Задачи обучения:
Продолжаем учить инсценировать сказки, используя куклы Би – Ба –Бо. Развиваем творческие возможности детей, умение вести диалог.
Развиваем фантазию детей, используя метод «секретного рисования».
Продолжаем развивать навыки аргументированной речи, речи с рассуждениями и доказательствами.
Расширяем кругозор ребёнка в его представлении о мире и о своих возможностях в нём
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Секретное рисование)».
2.«Ручеёк красивой речи (Объяснения, пояснения)».
3.«Хитрая дорожка (Новый мюзикл "Каркуша учит Хрюшу летать")
.

Февраль :
Тема №1 . «Игра - сказка с куклами – оригами». (3 занятия)
Задачи обучения:
Продолжаем учить детей складывать фигурки - оригами, и развивая творческие качества - обязательно стремимся «вдохнуть в создаваемые образы жизнь – разыграть с получившимися персонажами ролевую сказку.
Развиваем наблюдательность.
Читая незнакомое стихотворение, опустить последнее слово – рифму, пусть дети сами попробуют угадать слово рифму находчивость и фантазия.
Воспитываем умение взаимодействовать друг с другом
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Портрет любимой игрушки)».
2.«Ручеёк красивой речи (Угадай рифму)».
3.«Хитрая дорожка (Будьте так добры)».

Тема №2 . «Игра - сказка с куклами из ниток». (3 занятия)
Задачи обучения:
Развиваем фантазию и воображение детей.
Продолжаем развивать речь детей, предлагаем взять интервью у главного героя сказки.
Учим правильно составлять вопросительные предложения.
Развиваем умение смотреть на себя и свои поступки со стороны, критическое отношение к самому себе
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисунок в тумане)».
2.«Ручеёк красивой речи (Задаем вопросы)».
3.«Хитрая дорожка (Зеркало сказки)»
.

Тема №3 . «Игра - сказка на подвижных ленточках». (2 занятия)
Задачи обучения:
Учим инсценировать сказку, используя театр на подвижных ленточках.
Предложить детям придумать несколько предложений за любого сказочного героя.
Учить детей делать выводы о том, как правильно поступать в разных ситуациях, размышляя о том, что есть добро, а что зло
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Кот в мешке)».
2.«Ручеёк красивой речи (Новости леса)».
3.«Хитрая дорожка (Сказочный футбол)
».

Март :
Тема №1 . « Игра – сказка с куклами из яичной скорлупы». (3 занятия)
Задачи обучения:
Придумать и изготовить кукольный театр из яичной скорлупы.
Развиваем фантазию и воображение детей для этого, взяв одно слово, предлагаем составить с ним целое предложение, а затем придумать целый рассказ.
Учим работать детей в коллективе, уважительно и внимательно относиться к партнёру, строить диалог через игру, ощущать себя незаменимым звеном и важной частью общего дела
.

Тема №2 . «Игра - сказка с куклами – напёрстками».(3 занятия)
Задачи обучения:
Инсценируем сказку, используя куклы-напёрстки – учим детей исполнять роли сразу нескольких героев.
Развиваем фантазию и воображение детей.
Учимся использовать сравнительные слова.
Развиваем чувство юмора
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисуем через копирку)».
2.«Ручеёк красивой речи (Сравни и объясни)».
3.«Хитрая дорожка (Сказка со смешинкой)»
.

Тема №3 . «Игра - сказка с куклами из овощей». (2 занятия)
Задачи обучения:
Разыграть представление, превратив в персонажей сказки обычные овощи.
Фантазируем и раскрашиваем рисунки методом рисования точками.
Тренируемся придумывать диалоги.
Учимся логически мыслить и развиваем речь детей, предложив придумать другое название для знакомой сказки
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисование точками)».
2.«Ручеёк красивой речи (Диалог солнышка и тучки)».
3.«Хитрая дорожка (Другое название)».

Апрель :
Тема №1 «Игра - сказка с куклами на ложках». (3 занятия)
Задачи обучения:
Развиваем интерес детей, предложив смастерить кукол и разыграть сказку, используя дере-вянные ложки.
Развиваем фантазию и воображение детей, используя метод мокрого рисунка.
Учимся придумывать рассказы – небылицы.
Фантазируем и учимся смешивать сюжеты сказок
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Мокрый рисунок)».
2.«Ручеёк красивой речи (Небылица)».
3.«Хитрая дорожка (Букет из сказок)»
.

Тема №2 . «Игра - сказка с куклами из бумаги». (3 занятия)
Задачи обучения:
Инсценируем сказку, используя кукол из бумаги, которых дети нарисуют, раскрасят и вырежут сами.
Развиваем воображение, мелкую моторику рук.
Учим детей придумывать необычные письма, а затем сочинять и ответные послания.
Расширяем активный словарь детей, развиваем способность к изобретательству
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисование на пластилиновой дощечке)».
2.«Ручеёк красивой речи (Необычное письмо)».
3.«Хитрая дорожка (Шиворот - навыворот)
».

Тема №3 . «Игра - сказка с куклами на колесах». (2 занятия)
Задачи обучения:
Расширяем возможности инсценировки сказок, для этого используем детские машинки и из-готовим куклы на колёсах.
Развиваем фантазию и воображение детей, используя метод рисования песком и мелкой кру-пой.
Учимся придумывать монологи воспитанного героя (котёнка, щенка и т.д.).
Развиваем лаконичность и точность речи
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисование песком и мелкой крупой)».
2.«Ручеёк красивой речи (Воспитанный котенок)».
3.«Хитрая дорожка (Короткая тропинка)»
.

Май :
Тема №1 . «Игра - сказка с куклами из пластиковых упаковок». (3 занятия)
Задачи обучения:
Разыграть представление, используя изготовленные детьми куклы из пластиковых упаковок. Развиваем фантазию и воображение детей, создавая рисунки с помощью тканей или открыток. Учимся придумывать вместе с детьми сказки– басни.
Развиваем мышление
.
Содержание:
1.«Веселая тропинка (Рисуем с помощью тканей или открыток)».
2.«Ручеёк красивой речи (Сказка - басня)».
3.«Хитрая дорожка(Сказка за семью печатями)»
.

Тема №2 . «Игра - сказка с танцующими человечками».(2 занятия)
Задачи обучения:
Инсценируем сказку, используя игрушки танцующих человечков (куклы-дергунчики).
Развиваем фантазию и воображение детей, используя нестандартную живопись – кляксы на асфальте, рисунки на асфальте.

Рассмотрено: Утверждаю:

№1 от 30.08.2013 _______Е.В.Васюкова

Приказ №59 от 02.09.2013

Рабочая программа кружка

для обучающихся 1-4 классов

«РАЗВИВАЙ-КА»

Срок реализации: 1 год

Составитель: Бушманова О.В.

учитель начальных классов

г.Белозерск

Пояснительная записка

Цель программы

Задачи программы:

Целевая группа: обучающиеся 1-4 классов (6-8 человек)

Сроки реализации программы: 2013-2014 учебный год

Периодичность занятий:

Формы проведения занятий:

Работа в парах;

Индивидуально;

Конкурс;

Компьютер;

- рисунки;

Иллюстрации;

Настольные игры;

Поделки;

Личностный результат:

Регулятивные:

Познавательные:

Ориентировать в задании;

Коммуникативные:

следующих знаний и умений:

Обучающие должны знать:

Названия предметов;

Обучающие должны уметь:

дисками.

Выставка детских работ.

Разделы занятий

По четвертям

Всего за год

Развитие мышления.

Развитие памяти.

Тема занятия

Всего

Дата

Развитие мышления

6.Рисунки по клеточкам.

8. «Найди одинаковый предмет»

9.Работа с пазлами

« Собери картинку»

Развитие памяти

1.Игра «Найди отличия»

3.Игра «Назови сказку»

5.Дополни предложения

Учимся решать логические задачи

2.Отгадывание ребусов.

3.Задачи в стихах.

4. «Математический КВН»

5.Решение примеров

«Найди пропущенные цифры»

7.Игра «Две половинки»

8.Головоломки с палочками.

9.Игры в шашки.

1.Работа с бумагой

- «Рваная аппликация!

Управление образования Белозерского муниципального района

МОУ «Белозерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»

Рассмотрено: Утверждаю:

Протокол заседания ПС школы Директор

№1 от 30.08.2014 _______Е.В.Васюкова

Приказ №57 от 02.09.2014года

Рабочая программа кружка

для обучающихся 2-3 классов

«РАЗВИВАЙ-КА»

Срок реализации: 1 год

Составитель: Бушманова О.В.

учитель начальных классов

г.Белозерск

Пояснительная записка

Программа занятий, направленных на развитие познавательных процессов обучающихся. В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности. Естественно, что это наблюдается и в сфере образования, когда мы переходим от единообразной системы образования к разнообразной. Проблема состоит в повышении и достижении качества образования.

Приступая к разработке программы, исходим из положения, что обучение, играя ведущую роль в психическом развитии (П.П. Блонский, А.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), должно на определённом уровне в каждый возрастной период обеспечивать формирование двух основных сфер - личностной и интеллектуальной. Нахождение оптимальных путей личностного и интеллектуального развития учащихся - одно из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Последнее произойдёт лишь тогда, когда средства, содержание, методы обучения будут разрабатываться с учётом психологических закономерностей, возрастного и индивидуального развития.

Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку социального опыта), должны реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не просто усвоение предметов, но и расширение, и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами этих предметов.

Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития интеллекта. В этот период основные психологические процессы познания находятся ещё в процессе становления. Уровень развития этих процессов во многом определяет успешность обучения.

Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания должны включать в себя всю систем познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с запоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Комплекс включает в себя 34 внеклассных занятия, направленных на развитие внимания, памяти, мышления,творческих способностей обучающихся. На данных занятиях осуществляется знакомство обучающихся с нетрадиционными развивающими заданиями, дальнейшая работа с которыми проводится непосредственно на уроках обучения грамоте, математики, окружающего мира и др.

Цель программы : Развитие умственных способностей обучающихся в соответствии с возрастными особенностями, используя развивающие и логические игры.

Задачи программы:

Развивать познавательную инициативу, стремление ребенка познавать что- то новое.

Развитие способностей ребенка по самостоятельному использованию полученных знаний и умений в решении различных задач.

Расширение кругозора, используя внимание, память, мышление и т.д.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Целевая группа: обучающиеся 2-3 классов (4 человека)

Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год

Периодичность занятий: 1час в неделю (рассчитан на 34 часа)

Формы проведения занятий:

Работа в парах;

Индивидуально;

Конкурс;

Техническое оснащение и наглядные пособия:

Компьютер;

- рисунки;

Иллюстрации;

Настольные игры;

Поделки;

Ожидаемые результаты программы и способы определения их результативности:

Личностный результат: формирование базовой культуры личности младшего школьника.

Метапредметным результатом освоения программы является формирование

универсальных учебных действий:

Регулятивные:

Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Учиться высказывать свое мнение на основе работы с иллюстрациями;

Учиться работать по предложенному учителем заданию.

Познавательные:

Ориентировать в задании;

Находить верный ответ в задании, предложенный учителем;

Учиться анализировать свой ответ;

Коммуникативные:

Высказывать свои мысли полным предложением;

Слушать и понимать речь других;

Учиться работать в паре, группе.

Предметными результатами освоения программы является сформированность

следующих знаний и умений:

Обучающие должны знать:

Названия предметов;

Знать свойства и признаки этих предметов;

Знать и представлять внешний облик этих предметов;

Знать названия сказок, праздников;

Хорошо знать геометрические фигуры, их свойства;

Знать приемы работы с инструментами, материалами;

Обучающие должны уметь:

Воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

Угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

Воссоздать внешний облик предмета на основе какой- то части;

Находить в двух и более объектах общие и различные признаки;

Переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

Составлять сюжетный рассказ про какой – либо объект;

Уметь сравнивать предметы и отличать их друг от друга;

Уметь решать логические задачи;

Уметь работать с инструментами, материалами: бумагой, фольгой, ватными

дисками.

Формы отслеживания результатов:

Выставка детских работ.

Учебно- тематическое планирование

Разделы занятий

По четвертям

Всего за год

Развитие мышления.

Развитие памяти.

Учимся решать логические задачи

Развитие творческих способностей

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Всего

Дата

Развитие мышления

1.Игра «Назови лишнее слово» (ст.39)

2.Игра «Назови отличие» (ст.41)

3.Игра ««Группировка слов» (ст.41)

4.Загадывание загадок, рисунки к отгадкам.(ст.41)

5.Игра « Посмотри и запомни» (ст.131)

6.Рисунки по клеточкам.

7. «Воспроизведи рисунок» (ст134)

8. «Найди одинаковый предмет»

9.Работа с пазлами

« Собери картинку»

Развитие памяти

1.Игра «Найди отличия»

2.Раскрашивание рисунка по памяти.

3.Игра «Назови сказку»

4.Просмотр мультфильма и пересказ его.

5.Дополни предложения

6.Рисунки к праздникам (посмотри на картинку и назови этот праздник)

Учимся решать логические задачи

1.Задачи на сообразительность.

2.Отгадывание ребусов.

3.Задачи в стихах.

4. «Математический КВН»

5.Решение примеров

«Найди пропущенные цифры»

6.Игра «Математические фигуры»

7.Игра «Две половинки»

8.Головоломки с палочками.

9.Игры в шашки.

10.Отгадывание загадок «Кто больше»

Развитие творческих способностей.

1.Работа с бумагой

- «Рваная аппликация!

- « Аппликация -панно из салфеток»

2.Работа с фольгой. Подготовка к работе.

Работа с фольгой. .Процарапывание рисунка

3.Работа с ватными дисками. Аппликация.

4.Работа с бумагой. Изготовление вертушек.

5.Подведение итогов. Выставка детских работ.

Литература, использованная при разработке программы:

    А.Э.Симановский Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие

для родителей и педагогов.- Ярославль: « Академия развития», 1996.- 192с.,ил.

2.Е.Первин, Т.Первин Догадайся, найди и реши.

3.Н.В.Чуб Большая книга заданий и упражнений.

4.Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя:

пер. с болг.- М.: Просвещение, 1993.- 191с.: ил.

Наталия Моор
Кружок по развитию речи «Говорушки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

«Утверждаю» Согласовано

Заведующий МКДОУ – ст. воспитатель

детский сад «Золотая рыбка» Килин А. С. /___

Карпушкина Н. М. /___

Программа кружковой деятельности

по развитию речи

в средней группе № 2

«Говорушки »

Воспитатель :

Моор Наталия Сергеевна

р. п. Краснообск 2016

Кружок «Говорушки »

Люди разговорчивые

говорят разборчиво ,

Чисто, четко, внятно –

Каждому понятно.

С. Светлова

1. Пояснительная записка.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако, для детей данного возраста еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, быстрое снижение работоспособности.

Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороной речи . Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов : 1) обследование речи и произношения ребенка; 2) развитие правильной артикуляции; 3) закрепление правильного произношения в свободной речи ; 4) Развитие фонетического восприятия; 5) навыки звукового анализа предложения и слова.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения). Это в течение одного занятия трудно добиться, поэтому в ДОУ необходим кружок по развитию речи . Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Все эти занятия направлены на формирование правильной речи ребенка , что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.

1.1. Информационная карта программы.

Тип : образовательная

Уровень : развивающий

Форма проведения занятий : подгрупповая

Интеграция образовательных областей :

1. Речевое развитие

2. Социально – коммуникативное развитие

3. Познавательное развитие

4. Художественно – эстетическое развитие

5. Физическое развитие

2. Актуальность кружка .

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка . Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи , овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности , развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка , так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию . Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря , если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно . Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики , но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками» , пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка : «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки » .

3. Цель :

4. Задачи кружка :

Обучающие :

1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2. Обогащать, активизировать речь детей.

3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6. Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие :

1. Развивать мелкую моторику , воображение, мышление, память.

2. Развивать интерес к народному творчеству.

3. Развивать чувство ритма , образное мышление детей.

4. Развивать внимание , зрительное восприятие.

5. Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные :

1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2. Воспитывать любовь ко всему живому.

5. Методы проведения кружка :

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3. Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по средам.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый) .

6. Календарно – тематическое планирование кружка

1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора, 3 неделя месяца -знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.

Перспективное планирование занятий кружка по развитию речи «ГОВОРУШКИ » на 2016-2017 учебный год.

№ Тема занятия Дата Задачи

Сентябрь

1 Дидактич. Упражнение

«Кто что ест?» Активизировать в речи глаголы : лакать, грызть и т. п.

2 ЗКР «Скажи А» Отчетливо произносить звук «а» (на слух) .

3 Разучивание потешки

«Пальчик- мальчик» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек.

4 Театр игрушек «Бычок смоляной бочок» Напомнить содержание сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.

5 Дидактич. Упр «Скажи что слышишь?» Учить отчетливо, произносить отдельные звукосочетания. Укреплять голосовой аппарат, обогащать словарь детей.

6 Рассматривание картинок «Домашние животные» Учить детей самостоятельно называть животных, воспроизводить звукоподражание.

7 Разучивание потешки

«Киска, киска, киска брысь» Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Обратить особое внимание на произношение звука «С» .

8 Театр игрушек «Репка» говорить голосами героев .

9 ЗКР «Произношение звука М» Приучать детей правильно и отчетливо произносить звук «м (мь) ». Учить произносить звук с достаточной силой голоса. Учить произносить звук м в словах и глаголах.

10 «Волшебный кубик» Закрепить умение называть картинки на кубиках.

Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы.

11 Заучивание потешки «Тень- тень потетень» Прививать любовь к художественному слову, умение слушать и понимать. Способствовать активному проговариванию слов потешек. Разъяснить непонятные детям слова.

12 Театр игрушек

«с базара» Познакомить с новым стихотворением. Инсценировка данного произведения. Закрепить знания по разделу «овощи» .

13 ЗКР «Звук У» Отчетливо произносить звук «у» . Находить его в слогах, словах (на слух) .

14 Заучивание потешки «Лиса по лесу ходила» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку.

15 Дидакт упр. «Гости» Развивать связную речь . Напомнить вежливые слова. Учить детей рассматривать предметы, выделять детали. Закрепить умение общаться между собой.

16 Театр игрушек «Рукавичка» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев .

17 Дидакт. Игра «Назови правильно» Закрепить слова по разделу «одежда» , «мебель» . Развивать связную речь .

18 Заучивание потешки. «Как у нашего кота» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку

20 Дидактич. Игра «Будь внимательным» Учить распознавать заданные звуки в словах и слогах.

21 Заучивание потешки «Пошел котик на торжок» . Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова.

22 Театр игрушек «пошел котик на торжок» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Побуждать детей повторять слова потешек. Добиваться понимания содержания поэтического произведения.

23 Дидакт. Игра «Пчела» Развивать мелкую моторику рук . Закрепить произношение звука «Ж»

24 Заучивание считалочки «Раз, два, три…Негде зайчику скакать» Познакомить с новой считалочкой, развивать связную речь , добиваться чистого произношения звуков.

25 Рассматривание картинки «Таня и голуби» Учить составлять рассказ по картинке Развивать внимание , память

26 Театр игрушек «Дед хотел уху сварить» Познакомить с новыми стихами. Обыграть стихотворение.

27 Речевая игра

«Автомобиль» Познакомить с новой игрой. Добиться четкого произношения слов.

28 Разучивание «Колыбельной» Вырабатывать умение повышать и понижать голос.

29 Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев

30 Дидакт. Игра «Эхо» Развивать слух , внимание, речь. Повторять слова за воспитателем и сверстниками.

31 Игра «Кто что делает?» Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы. Учить внимательно рассматривать картину и называть изображенные на ней предметы и действия людей.

32 Сказочный калейдоскоп Закрепить знания о сказках, которые читали в течении всего года.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Типичные растения африканской саванны: фото, картинки растительности
Олимпиадные задания Расположение саванн
Технология выращивания овса Условия произрастания овса