Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ламинарный доспех. Где встречается пластинчатая броня


Эта короткая заметка очень древняя, писалась она в конце 90-х для моего сайта berteland-chat.ru который мертв уже очень много лет (за прошедшие годы она расползлась по разным игровым сайтам и вот пришло время вернуть ее домой). Тут описан личный опыт изготовления простого и на то время рабочего доспеха. Пусть вас не смущает выбранный для доспеха материал, он смешон только отчасти. При легкой корректировке толщин металла будет работать и сегодня, а для сугубо ролевых мероприятий будет работать и в первоначальном виде.

Задача была такова: нужен простой в изготовлении и сносный в употреблении доспех, требующий минимальных финансовых, временных и физических затрат.

Материал: наиболее доступный и простой в обработке (и конечно самый ненавистный) материал - это оцинкованное железо начиная от самого тонкого в 0.55 мм. до 0.7 мм. Хотя понимая все ваше возмущение (как никак время оцинковки прошло..:)), добавлю - возьмите лист металла около 1 мм.

Суть доспехов такова: из длинных узких горизонтальных полос мы собираем ламинарные доспехи по силуэту похожие на угловатую кирасу (комментарий - изначально я покупал оцинкованные оконные отливы и резал их ножницами по металлу). Крепить полосы мы будем не на кожаные ремни заклепками (хотя это тоже вариант), а прочным шнуром. Длинна доспехов без юбки - до пояса (если сделать длиннее не сможете полноценно согнуться). Две половинки крепятся к друг другу на два широких кожаных плечевых ремня и по два ремня на боках.


Шаг первый. Для начала нам нужно нарезать полосы шириной в сантиметров 7 - 8 и трех разных размеров в длину. Длина первая - это половина объема вашей талии при надетой стеганке плюс еще сантиметра два для нахлеста., такие полосы будут закрывать корпус от пояса до подмышек. Длинна вторая - это ширина грудной клетки между сведенными руками, такие пластины собственно и будут закрывать грудную клетку (очень важно что бы грудные пластины не мешали свободно двигать руками и не врезались в тело.. это очень больно). Длинна третья - примерно на 5 - 7 см длиннее грудных пластин, такие пластины будут закрывать верхнюю часть спины. Количество пластин рассчитываем примерно так: 7 см ширины полосы минус 1.5 см на загибы минус 1 см на нахлест и того 4.5 см., на "пузо" скажем в сорок сантиметров таких полос нужно девять.


Шаг второй. Отступаем по пол сантиметра от "длинных" сторон полосы, загибаем и плотно "плющим" железо. С одной стороны (при сборке она станет нижней) повторяем эту процедуру. Все это делается по двум причинам: во-первых тонкий а значит и острый край железа травмоопасен, во-вторых изначально тонкое железо после подобной обработки будет на порядок надежнее. "Короткие" стороны полос тоже бы неплохо загнуть в один раз, но делать это нужно в первую очередь., или уже после сборки доспеха оббить их толстой кожей.

Шаг третий. На расстоянии в 8-10 мм от края (фактически зразу за внутренним загибом краев) вдоль полосы с двух сторон, через равные промежутки 3 - 5 см. сверлим отверстия под шнуровку. Как бы вы не развальцовывали отверстия, а шнуры все же будут перетираться. Избежать этого можно вставив и расклепав в каждое отверстие хальнитен (стоит он по копейке за штуку и купить его можно в любом магазине галантерейной метало фурнитуры).

Шаг четвертый. В киевских магазинах нынче продается "бельевая веревка" как не странно черного цвета, прочная, круглого сечения в мотках по пять метров. Именно ею мы и будем крепить между собой пластины. Для повышенной надежности шнуровать можно в два захода (только так чтобы крестики шнуровки смотрели во внутрь).

Шаг пятый. Под занавес осталось скрепить две половинки широкими ремнями в плечах. Для удобства перевозки ремень на глухо крепим только к "спине", к "животу" крепим крупную пряжку. По бокам на заклепки садим по два ремня.

Вот и все.. доспех готов. Замечу лишь вот что, если вы собираетесь делать доспех из оцинковки помните - мастера и продвинутые игроки ее жуть как не любят!! Частично решить эту проблему может покраска полос до сборки доспеха.

----------
Пи.Си. Случайно всплыло фото 2000 года (игра "Помпеевка" ПДН, г.Киев) где на мне как раз такой доспех, но более поздней модификации)

Менее известные примеры были представлены в Азии из Ирана в Монголию , в том числе Центральной Азии. Ламинарные доспехи из шкур животных также традиционно изготавливают и носят в арктических районах, что в настоящее время в Сибири, на Аляске и в Канаде.

В ламинарном веке и пластинчатая броне 16 было заменено гальванической почтой на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, оставаясь в основном в Монголии. Однако ламинарный панцирь сделал кратко в том или иной форме в Европе появляется во время 16 - го по 17 - го века с главной особенностью, которая отличает его от других форм ламинарного доспеха быть металлические полосы закреплены с помощью скользящих заклепок. Это было известно как анима и был изобретен в Италии. Известные примеры включают Граф брони Пембрук и доспехи, которые носят польскими гусарами . Метод также был использован для брони шеи, верхних конечностей, и бедра, как показано на заклепку Almain и zischagge .

Древний ламинарный доспех

Средневековые доспехи ламинарного

Японский ламинарного брони

Ламинарные панцири были изготовлены в Японии в начале 4 - го века. Tanko (ламинарный), носили пехотинцы и Кейко (пластинчатые), которые носили всадники были оба типа предварительно самурайские раннего японского панциря, построенного из железных пластин, соединенных кожаными ремешками.

Кирицукэ iyozane ДЕЛАТЬ (ламинарный панцирь), построенный с горизонтальными рядами (полосы) броневыми плит зашнурованных вместе таким образом, что имитирует весы (кодзанэ) пластинчатых доспехов.

Первоначально в течение многих столетий ламинарного доспеха был только менее дорогой вариант пластинчатой ​​броней. Ламинарный просто сделаны из горизонтальных полосок брони пронизан как полоски пластинчатых тарелок, но без экстра-шнуровки и выемок, имитирующих полоски пластинчатой ​​брони. И как в пластинчатой ​​броней эти кружева можно иногда сократить во время боя; Шнурки также изношены, когда броня была носиться в течение длительного времени без починили.

Позже, в начале строительства 15 -го века ламинарного доспеха значительно изменилась; вместо шнуровки используются, полоски нового ламинарного брони были прикованы к широким ремешкам (как в Лорике сегментата). В результате, ламинарный доспех стал более надежным, чем пластинчатый доспех: скрытые ремни не могут быть сокращены без брони пропитывания, что Brad ремни не требуют постоянных чинили, и ремни были более жесткими и более прочными, чем тоньше шнуровка, который был использован ранее. Ламинарный брони в конце концов стал более популярным, чем пластинчатые доспехи, и почти полностью заменил пластинчатую броню в конце 15 - го века.

Чистая пластинчатая броня стала очень редкой; однако, различные комбинации ламинарных и пластинчатой брони были очень популярны. Это произошло потому, что даже несмотря на ламинарный броня была намного более надежным, чем пластинчатые, ламинарный броня не была достаточно гибкой, в то время как пластинчатые панцири были очень гибкими. Ламинарные панцири можно носить с пластинчатыми наплечники и tassets (носить с отдельными наручи , поножи и шлем). Реже была противоположной комбинацией пластинчатого панциря носить с ламинарными наплечниками и tassets. Оба могли быть необязательно носить с пластинчатой или ламинарного трески части и набедренную-охранник , или даже с усилением зеркала пластины .

В конце 15 - го века, когда ламинарный доспех стал гораздо более популярным, чем пластинчатые те, оба типа брони начали быть заменены пластинчатыми почты . Первоначально гальваническая почта была сделана только как поножи , но вскоре к началу 16 - го века гальванической почта была использована в обеих наплечниках и поножах, так как они могли лучше обволакивать тело и полностью заменить ламинарные и пластинчатые наплечники и tassets. Таким образом, типичный ламинарный доспех этого периода был только ламинарный панцирь, который можно носить поверх бригантины с рукавами дополненных металлизированными поножи почты. (Шлем, наручи и поножи здесь не упоминаются, поскольку они были обычным для этого региона). Рукава бригантины работали наплечники, и если кольчуга была достаточно долго его колена могут работать как tassets. Другой вариант был одет ламинарный панцирь без бригантины, но с металлизированными наплечники почты и поножи. Обе разновидности ламинарного брони может быть усиленны с помощью зеркальной пластины (несмотря на то, ламинарные доспехи были бы достаточно защиты от стального оружия, металлическое зеркало было носить в качестве защиты от « дурного глаза »). Наконец, к концу ламинарного века и пластинчатой броней 16 практически исчезли в ближневосточных и Центральной Азии регионах.

Монгольское ламинарное брони

Ламинарный доспех коренных народов Берингова пролива

Доспех чукчи и Сибирский юпик имел очень схожую конструкцию, по разным данным, чукчи броня может иметь только один огромные наплечники распространяющиеся на талию, используются в качестве щита , и смотреть скорее как крыло или у обоих «крыл». Оба чукчи и Юпик брони может иметь пластинчатые или ламинарные конструкции в отличии от других областей, были пластинчатыми и ламинарные доспехи, как правило, имели различную конструкцию и были сделаны из разных материалов. Аналогичная пластинчатая броня с «крылом» наплечники использовался коряков человек.

Классические пластинчатые доспехи были сделаны из твердых материалов (первоначально из натуральных материалов, таких как кости , бивень , китовый ус и даже дерево , как наконечники стрелы , первоначально были из кости или камня) и в форме короткого панциря или даже состояли только из

  • Ламинарный доспех (от лат. laminae - слой) - общее название доспеха из подвижно соединённых друг с другом твёрдых поперечных полос.

    Наиболее известные примеры ламинарного доспеха - римская лорика сегментата и некоторые из поздних разновидностей самурайского доспеха. Помимо лорики сегментаты, в древнем Риме была также известна и полная ламинарная защита конечностей, но в армии она практически не применялась, применяясь в основном для гладиаторов, которым обычно так защищали только одну руку (в некоторых случаях ещё и одну ногу) при незащищённом корпусе.

    Ламинарный доспех был широко распространён на Востоке вплоть до XVI в., пока не был вытеснен кольчато-пластинчатой бронёй. Ламинарный доспех широко использовался монгольскими воинами в XII-XIV вв., наиболее распространённый тип монгольского доспеха - хуяг - часто имел ламинарную структуру. По покрою монгольский ламинарный панцирь ничем не отличался от ламеллярного, однако был более тяжёл и неудобен, чем ламеллярный панцирь.

Связанные понятия

Ко́льчатый доспе́х - доспех, сплетённый из железных колец, металлическая сеть для защиты от поражения холодным оружием. Носила (в зависимости от разновидности) различные названия: кольчу́га, панцирь, байдана, яцерин. Использовались разные виды кольчуг - от кольчужной рубахи, прикрывавшей только туловище и плечи до полных хауберков (hauberk), покрывавших тело полностью, с головы до ног.

Подробнее: Кольчуга

Кулах-худ или кула-худ - тип шлема. Полусферическая форма тульи делала его похожим на глубокую мисюрку или шишак, но было нескольно существенных отличий. Основное - это наличие наносника скользящего типа, с утолщениями на концах и фиксирующим винтом. Круговая кольчужная бармица спереди не доходила до глаз, но сзади и с боков была более длинной. К тулье она крепилась через ряд отверстий, расположенных по венцу. Бармица могла быть как из клёпаного, так и из сведённого кольчужного полотна. Эти шлемы...

Кавари-кабуто (яп. 変わり兜 - фигурный, необычный шлем) - японский класс шлемов, отличающихся по конструкции и форме от стандартных. Появились в XV-XVI веке и позднее получили распространение.

Панцирь («пансырь») - название разновидности кольчатого доспеха, используемое в Великом Княжестве Московском и Русском Царстве с 70-х годов XV века. Также был распространён в Польше, Литве, Казанском ханстве, Астраханском ханстве и в других регионах Восточной Европы и Средней Азии.

Горже́т - первоначально стальной воротник для защиты шеи и горла. Горжет был частью старинных доспехов и предназначался для защиты от мечей и других видов холодного оружия. Большинство средневековых горжетов были простыми щитками для защиты шеи, которые носили под нагрудником и наспинником. Эти пластины поддерживали вес носимой на них брони и зачастую были оборудованы ремнями для крепления других частей доспехов.



История доспехов Ламинарный доспех Ламинарный доспех (от лат. Laminae - слой) - это доспех, состоящий из полос защитного материала (идущих горизонтально относительно тела). Наиболее известными примерами подобных типов доспехов являются лорика сегментата, и недорогие варианты самурайских доспехов (дорогие варианты всегда являлись ламеллярами, или комбинацией ламеллярного доспеха и кирасы). Менее известные образцы ламинарных доспехов существовали в Азии от Ирана до Монголии, включая Центральную Азию, но в 16 веке ламинарные и ламеллярные доспехи были вытеснены кольчато-пластинчаными доспехами на Ближнем Востоке и Средней Азии, оставшись в основном только в Монголии. Лорнка Сегментата Досамурайские доспехи Танко Является древнейшим японским железным доспехом, по форме представлял собой ламинарный халат с плотно облегающей тело кирасой из железных полос, воспроизводящей форму более раннего доспеха из кожи, с латным ожерельем, с гибкими наплечниками длинной до локтей, и длинной колоколообразной юбкой, в отличие от юбок более поздних доспехов, годной лишь для пешего боя. С доспехом носились трубчатые наручи с ламеллярными полурукавицами, частично прикрывающими кисть, и шлем с небольшим гребнем, высту пающим вперёд, как клюв, и ламинарным назатыльником характерной японской формы полукругом. Поножи отсутствовали. Стоит отметить, что, если не считать негодности к конному бою, то доспех был весьма совершенным и, если не считать отсутствия поножей, благодаря жёсткости конструкции обеспечивал в пешей рукопашной гораздо лучшую защиту, чем более поздние кодзан-до.После появления японской конницы, изначально защищенной импортированными из Китая ламеллярными доспехами, и танко был полностью заменен японским ламеллярным доспехом, известным как кейко (позднее эволюционировав в доспех О-ёрой). Классические самурайские доспехи - кодзан-до Кейко Ламеллярный доспех в форме танко, с более короткой юбкой с разрезами, созданный после появления в Японии лошадей и конного боя с континента. Танко оказался совершенно непригодным для конного боя, а импортных ламелляров из Кореи и Китая не хватало на всех всадников. Поскольку" кейко, в отличие от точно подогнанного по фигуре танко, был безразмерным, то и наручи стали часто делать безразмерными - шинной конструкции. Гребень-клюв на шлеме исчез и уступил место козырьку. С ростом популярности конного боя ламинарные танко оказались полностью вытеснены ламеллярными кэйко, так как основные заказчики танко перешли на конный бой и теперь носили кэйко, а те, кто сражался пешком, не могли позволить себе заказать танко. О.. о -ерои И Буквально «большой доспех» - самый классический доспех, носившийся и в более позднее время как знак престижа, имевший ламмелярную конструкцию. Высшим шиком считалось носить подлинный фамильный доспех, сохранившийся с эпохи гэмпэй и участвовавший в каком-либо знаменитом сражении этой эпохи, подобные легендарные доспехи в рабочем состоянии стоили баснословно дорого. Характерной особенностью этих доспехов были огромные наплечники о-содэ, превратившиеся в более поздние эпохи в аналог генеральских погон и носившиеся с доспехами других конструкций как символ высокого стату са их носителя.Данный доспех был предназначен прежде всего для конного боя в качестве конного лучника, при стрельбе из лука наплечники съезжали назад, не мешая стрелять, а при опускании рук съезжали обратно, закрывая руки, кроме того, грудь доспеха прикрывалась лакированной кожаной пластиной, предназначенной для того, чтобы тетива лука не цеплялась за плетение Другой характерной особенностью этого ламмеляра было предельно жёсткое плетение пластин - настолько жёсткое, что если для неяпонских ламелляров была характерна гибкость, то для о-ёрой было характерно отсутствие гибкости, в связи с чем зашита корпуса чётко делилась на четыре несгибаемые части - нагрудник, наспинник и две боковые части, одна из которых (на правый бок) была отдельной. Для шлемов было характерно наличие специальных отворотов назатыльника (шедшего полукругом и закрывавшего не только затылок), предназначенных для зашиты лица от стрел сбоку. Неотъемлемым атрибутом о-ёрой была специальная накидка - хоро, крепившаяся к шлему и на пояснице, предназначенная для снижения импульса стрел, пущенных в спину. Накидка развевалась на скаку подобно парусу, и стрелы, попав в неё, долетали до основной брони ослабленными. Буквально «вокруг тела» - ламеллярный доспех, который, в отличие тКЯь. А от о-ёрои, предназначен для пешего боя и Ц|самостоятельного надевания (без помощи слуг), так как изначально носился слугами, сопровождавшими конного буси в бой пешком. Но после появления пеших буси стал носиться и ими. К отличительным особенностям до- мару, относились менее жёсткое плетение, застёгивание на правом боку (без дополнительной отдельной части на правый бок), минимальные наплечники - гёё, более простое плетение ламмеляра и удобная для бега юбка из большего количества секций. При этом буси носившие до-мару желая подчеркнуть свой статус надевали к ним большие наплечники - о-содэ (от доспеха о-ёрои), а минимальные наплечники - гёё сдвигали так, что они прикрывали подмышки спереди. Гибрид о-ёрой и до-мару, с большими наплечниками, лакированной кожаной нагрудной пластиной и прочей атрибутикой о-ёрои, но более практичный для пешего боя. Харамаки Мару-до-ёрой Буквально «обмотка вокруг живота» - усовершенствованный до-мару, предназначенный для самураев, главное конструктивное отличие которого от до-мару состояло в том, что он застёгивался на спине, а место застёгивания защищалось сверху дополнительной ламеллярной секцией, именуемой пластина труса - сэ-ита. Помимо больших наплечников - о-содэ, с харамаки носились также и усовершенствованные наплечники предназначенные для пешего боя - цубо-содэ и хиро-содэ, не такие помпезные как о-содэ, но зато более практичные и не соскальзывавшие вниз-назад, открывая плечо при поднятии руки вверх. Переходной-доспех - Могами-до Ламинарный аналог до-мару или харамаки (соответственно могами-до-мару и могами-харамаки), в ранних вариантах состоящий из обильно-перфорированных полос, через которые проходила обильная шнуровка, старательно имитирующая настоящие мелкие пластинки, для более убедительной имитации пластины имели зубцы и рельеф, имитирующие наложенные друг на друга мелкие пластинки.Несмотря на большую жёсткость конструкции по сравнению с ламеллярами, доспехи могами-до тем не менее рассматривались современниками лишь как дешёвая подделка. С появлением более совершенных мару-до, могами-до перестал имитировать ламелляр (скрывать свою ламинарную природу), и продолжал изготавливаться вплоть до появления окэгава-до, но уже как явный ламинарный доспех. Самурайские доспехи эпохи Сэнгоку - тосэй-гусоку Мару-до Ламинарный аналог до-мару улучшенной конструкции, с более оптимальным распределением веса доспеха, который теперь не давил тяжестью на плечи, а ложился частично на бёдра, также была улучшена защита верхней части груди и подмышек и увеличено количество рядов ламинара. Также появился бригантинный воротник, расширенные края которого служили небольшими дополнительными (внутренними) наплечниками. Как правило мару-до были обильно перфорированными и подобно могами-до имитировали ламелляр, от чего имели полное название кируцукэ-кодзане-мару-до - буквально мару-до из фальшивых маленьких пластин. Хон-кодзанэ-мару-до Буквально мару-до из настоящих мелких пластинок - ламеллярный аналог мару-до из настоящих вычурно-мелких пластинок (отличающийся от оригинального до-мару улучшенной конструкцией, как у мару-до), созданный для тех, кто презрительно относился к ламинарным доспехам как к дешёвкам, считая ниже собственного достоинства их носить. Две противоположные точки зрения на существование хон-кодзанэ-мару-до: -настоящие мелкие пластинки были лучшей зашитой, чем ламинар, так как подобная композитная конструкция из композитных пластин (металл, обклеенный кожей и покрытый лаком) расположенных с многократным перехлёстом и обильно прошитых шёлковым шнуром была очень вязкой и являлась наилучшей защитой от стрел -крайний консерватизм и вычурное эстетство служили причиной существования подобного анахронизма Нуинобэ-до (Хон-иёдзанэ-нуинобэ-до) Ламеллярный доспех улучшенной конструкции из больших пластинок с минимальным перехлёстом (называемых иёдзанэ) и редкой шнуровкой, предназначенный для тех, кто хотел настоящий ламелляр, но не мог позволить себе настоящий хон-кодзане-мару-до. Окэгава-до Буквально «кираса-бочка» - доспех с кирасой из склёпанных полос, иногда с декоративными заклёпками (которые могли иметь форму герба - мои). Полосы могли быть как горизонтальными - ёкохаги-окэгава-до, так и вертикальными - татэхаги-окэгава-до. Юкиносита-до По имени создателя - Юкиносита Дэнситиро Хисаиэ (или сэндай-до - по месту производства), фактически японский вариант зерцального доспеха, состоящий из пяти частей: предней, задней и трёх боковых (на правом боку две пластины располагались с перехлёстом). Такая конструкция из пяти частей - гомай-до, не была уникальной, но именно вариант мастера Юкиносита (со внешними шарнирами и цельными пластинами) оказался наиболее удачным и прочным. Унамэ-тодзи-до (Мунэмэнуи-до) Разновидность окэгава-до из горизонтальных полос перфорированных по краям, в целях украшения шнуром плетённым горизонтальной строчкой. Дангаэ-до Доспех в смешанном стиле, например грудь как у хиси нуи-до, а живот как у мару-до (в стиле кирицукэ-кодзанэ-мару-до, имитирующим ламелляр). Буквально «грудь Будды» - доспех с цельной на вид кирасой, кираса могла быть как действительно цельной, так и состоящей на самом деле из полос (окэгава-до), стыки которых тщательно заполированы. Утидаси-до После окончания междоусобных войн Сэнгоку, получила распространение разновидность, называющаяся утидаси-до и отличающаяся от обычных гладких хотокэ-д обильными украшениями из чеканки и гравировки (во время войн Сэнгоку подобны украшения считались слишком опасными для владельца, так как за украшения могло зацепиться остриё оружия, которое в случае гладкого доспеха просто соскользнуло бы с него). Нио-до Катахада-нуги-до Буквально «грудь Нио» - доспех с кирасой в виде обнажённого торса буддийских стражников - нио, в отличие от мускульных кирас Греции и Рима, мускулистость была необязательной: торс нередко изображался на грани истощения, а порой наоборот покрытым пластами жира. Катахада-нуги-до Буквально «кираса с обнажённым плечом» - разновидность нио-до с кирасой в виде обнажённого торса с накинутой через одно плечо рясой. Юкиносита-до (Сэндай-до) По имени создателя - Юкиносита Дэнситиро Хисаиэ (или сэндай-до - по месту производства), фактически японский вариант зерцального доспеха, состоящий из пяти частей: передней, задней и трёх боковых (на правом боку две пластины располагались с перехлёстом). Такая конструкция из пяти частей - гомай-до, не была уникальной, но именно вариант мастера Юкиносита (со внешними шарнирами и цельными пластинами) оказался наиболее удачным и прочным. Татами-до Буквально «складной доспех» - дешёвый складной доспех (порой со складным же шлемом) из японской бригантины, наподобие ближневосточного калантаря, но для бедных. Наиболее дешёвые варианты татами-до были из японской кольчуги. Ниндзя также носили кольчуги под верхней одеждой, когда им не требовалась скрытность.

Источник - Горелик М. В. Ранний монгольский доспех (IX - первая половина XIV в.) // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, 1987.

Продолжение. - на АРД.

Монгольские панцири из жестких материалов

Основными материалами для их изготовления были железо и толстая кожа, отформованная и высушенная после снятия с туши, когда она приобретает жесткость дерева. Плано Карпини так описывает процесс ее приготовления: «Они берут ремни от быка или другого животного шириною в руку, заливают их смолою по три или по четыре...»(46). Эти «доспехи... из многослойной кожи... почти непробиваемые», «прочнее, чем из железа»(47). В «Сокровенном сказании» упомянут и доспех из бронзы(48).

По структуре твердый доспех монголов, все виды которого назывались монгольским по происхождению термином «хуяг»(49), был ламеллярным или ламинарным (из сплошных широких полос материала, соединенных между собой ремешками или шнурами).

Ламеллярный железный доспех монголов Плано Карпини описывает так: «Они делают одну тонкую полосу (пластинку.- М. Г.) шириною в палец, а длиною в ладонь, и таким образом они приготовляют много полос; в каждой полосе они делают 8 маленьких отверстий и вставляют внутрь (под.- М. Г.) три ремня плотных и крепких, кладут полосы одна на другую, как бы поднимаясь по уступам (укладывают внахлест длинными сторонами.- М. Г.), и привязывают вышеназванные полосы к ремням тонкими ремешками, которые пропускают чрез отмеченные выше отверстия; в верхней части они вшивают один ремешок, который удваивается с той и другой стороны и сшивается с другим ремешком, чтобы вышеназванные полосы хорошо и крепко сходились вместе, и образуют из полос как бы один ремень (ленту из пластинок.- М. Г.), а после связывают все по кускам так, как сказано выше (т. е. как в ламинарном доспехе.- М. Г.). И они делают это как для вооружения коней, так и для людей. И они заставляют это так блестеть, что человек может видеть в них свое лицо»(50).

(Изображение воина на костяной пластине, обнаруженной под горой Тепсей. IV-VI вв., Хакасия - прорисовка Ю. Худякова; части панциря V—VI вв., найденные в окрестностях с. Филимоново, Красноярский край. НИЧ НГУ(Новосибирск). Предметная научно-историческая реконструкция «раннего» тюркского воина V—VI вв.)

Хотя Плано Карпини описывает только железные доспехи, не приходится сомневаться, что не менее были распространены и кожаные, характерные для Центральной и Восточной Азии с тыс. до н. э. вплоть до XIX в.(51). Отверстий для крепления в пластинках было от 6 до 10 (см. рис. 3, 16, 21, 22), что сближает монгольский доспех с тангутским и доспехом, бытовавшими на территории Синьцзяна (см. рис. 3, 4-7, 9-10), и отличает от чжурчженьского, с большим количеством отверстий (см. рис. 3, 11, 14, 15). Пропорции и размеры пластинок также, конечно, варьировали (см. рис. 3, 16, 21).

Интересны архаичные для XIII - первой половины XIV в. черты монгольского ламеллярного доспеха. Это двойное сплетение пластин через край у верхней кромки, как в тохарском кожаном доспехе III в. н. э.(52) (что, впрочем, имело место и в тибетском доспехе XVII-XIX вв.(53), см. рис. 1, 1), и особенно их соединение в ленту на основе из трех ремней, как в аварско-алеманнском доспехе VII в.(54) (см. рис. 1, 3) или в позднейшем, но явно архаичном" панцире нивхов(55).

Еще одна архаичная для евразийских панцирей данного периода особенность - сферические заклепки (см. рис. 3, 16, 21, 22). Подобные заклепки были характерны для доспехов VIII - XI вв., известных в Прибайкалье (см. рис. 3, 17), Средней Азии (настенные росписи городища древнего Пенджикента)56, печенежско-огузских памятниках Поволжья (Джангала - Бек-бике,19), Подонья (Донецкое городище)(57), Поднепровья (Музей истории г. Киева) и даже в столь удаленных друг от друга городах, как Двин в Армении(58) и Новгород на севере Руси(59), до которых дошла эта восточная традиция.

Вместе с тем монгольские пластины XIII - первой половины XIV в. были относительно вытянутые в отличие от прежних образцов (см. рис. 3, 1, 2, 17), хотя и к XIII в. в Центральной Азии и Приамурье подчас использовались короткие и широкие пластинки (см. рис. 3, 3, 2, 12).

Рис. 3. Панцирные пластины Центральной и Восточной Азии домонгольского периода и евразийских степей XIII - XIV вв.

1 - Оловянная III, погр. 1, Прибайкалье, середина I тыс.;

2 - Соцал, Прибайкалье, середина I тыс.;

3-5 - Сан Пао, Синьцзян, XII - XIII вв.;

6-? - Хара-Хото, XII - XIII вв.;

8-10 - Тангутское погребение № 8, XI - XII вв.;

11 - Шайгинское городище, XII в., Приамурье;

12 - Надеждинский могильник, X - XI вв., Приамурье;

13, 14 - Кулешовский могильник, раскоп V и погр. 87, IX - XI вв., Приамурье;

15- Афрасиаб, большая мечеть, XIII в.;

16 - Новотерское, Чечено-Ингушетия, первая половина XIV в.;

17 - Ломы I, погр. 1, середина второй половины I тыс., Прибайкалье;

18 - могила у с. Зугулай, Прибайкалье, XIV в.;

19 - правобережье Енисея, Хакасия, IX - X вв.;

20 - Новокумакский могильник, кург. 1, 1971 г., первая половина - середина XIV в., Оренбуржье;

21 - Олельково городище (?), XIII в., Киевский исторический музей;

22 - Чернова, кург. 12, первая половина XIII в., Минусинская котловина;

23 - Абаза, р-н Абакана, вторая половина XIII - середина XIV в.

Ламинарный доспех также описан Плано Карпини. Трех-четырехслойные кожаные ленты «связывают ремешками или веревочками; на верхнем ремне (ленте.- М. Г.) они помещают веревочки на конце (т. е. отверстия для шнуров расположены вдоль нижней кромки.- М. Г.), а на нижнем - в середине, и так поступают до конца; отсюда, когда нижние ремни наклоняются, верхние встают и, таким образом, удваиваются или утраиваются на теле»(60).

Такой же эффект, хотя и слабее в силу большей эластичности броневой поверхности, наблюдался и у лент ламеллярного доспеха. Неэластичность монгольского кожаного ламинарного доспеха подчеркнута Рубруком: «Я... видел двоих... вооруженными в выгнутые рубашки из твердой кожи, очень дурно сидящие и неудобные»(61).

К сожалению, остатки монгольских ламинарных доспехов пока не найдены. Но об этом доспехе можно судить по ламинарным японским панцирям («танко»), известным с середины VI до XIX в. (см. рис. 1, 2), а также чукотским из твердой моржовой кожи, бытовавшим в XVIII-XIX вв.(62) (рис. 1, 4). Поскольку ленты японских панцирей выкованы из железа, вполне "вероятно, что у части монгольских доспехов они также были железные.

Рис. 4. Иранские изображения монгольских твердых панцирей покроя «корсет-кираса» и шлемов.

1 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1306-1308 гг., б-ка Эдинбургского ун-та;

2, 3 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., Королевское Азиатское об-во, Лондон;

4 - «Шах-намэ» Фирдоуси, Шираз, 1331 г., б-ка музея Топкапу, Стамбул;

5 - «Китаб-и Самак Аййар» Садаки Ширази, Шираз, 1330 - 1340 гг., б-ка Бод-ли, Оксфорд; 6-8, 10-13, 15, 16 -«Шах-намэ» Фирдоуси, Тебриз, 1330-е гг., бывш, собр. Демотта;

14 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., б-ка музея Топкапу, Стамбул.

Обратимся к изобразительным источникам. На иранских миниатюрах первой половины XIV в. очень много изображений ламеллярных (см. рис. 4, 2, 4, 7, 8, 13, 16; рис. 5, 2, 3, 9-14) и ламинарных (рис. 4, 5, 6, 9-12, 14, 15; рис. 5, 4, 15) доспехов.

Судя по тебризским миниатюрам, не менее популярны были и панцири смешанной структуры, в которых ленты ламеллярного набора чередовались с ламинарными, цельными (рис. 4, 1, 3; рис. 5, 1, 5-8, 16).

На ширазских и багдадских миниатюрах панцири только однородной структуры. Ламеллярные панцири на этих изображениях обычно имеют цвет металла - они нарисованы желтой, реже сизой либо золотой краской. На тебризских миниатюрах ламеллярные панцири зеленые, красные, розовые, оранжевые. Скорее всего, так изображались крашеные кожаные пластинки, что соответствует традиции Центральной и Восточной Азии, где их к тому же лакировали для предохранения от сырости(63).

В иранской миниатюре «металлическая» окраска ламинарных доспехов встречается реже - обычно полосы крашены, часто покрыты орнаментом - геометрическим, изредка мусульманским псевдоэпиграфическим и особенно часто растительным, в виде вьющейся лозы с трилистником - излюбленной монголами, но распространенной исключительно широко (рис. 4, 5). Узорной ламинарной полосой часто окантованы и ламеллярные доспехи.

Изображения ламинарного доспеха, хотя и не часто, встречаются в памятниках средне- и центрально-азиатской монументальной живописи(64), причем прототипами им послужили доспехи на статуэтках из северокитайских погребений середины I тыс. н. э.(65), изображающих степных сяньбийских всадников.

В. И. Распопова предположила, что на среднеазиатских и иранских изображениях показан не ламинарный, а ламеллярный доспех, каждая полоса которого оклеена сплошной кожаной лентой(66), но она не приводит никаких доказательств. На самом деле подобное встречается только в японском доспехе примерно с X-XI вв., но здесь сказалась специфика. японского ламеллярного доспеха: в нем с указанного времени стремились сделать и показать, особенно на груди, сплошную монолитную броню.

Достигалось это чрезвычайно плотной стяжкой пластин и проклейкой шнуров, оклейкой лент набора и целых нагрудников полосами и кусками расписной кожи(67). На материке же ничего подобного достоверно не зафиксировано. Данные иранских миниатюр о структуре монгольских панцирей подтверждаются китайскими и японскими изображениями ламеллярных (рис. 6, 1, 3) и ламинарных (рис. 6, 2, 7) доспехов.

Рис. 5. Иранские изображения монгольских твердых панцирей покроя «халат» и шлемов.

1, 2, 5, 6 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., Королевское Азиатское об-во, Лондон;

3, 13, 14 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1306 - 1308 гг., б-ка Эдинбургского ун-та;

4, 10 - «Шах-намэ» Фирдоуси, Багдад (?), 1340 г., Британский музей;

7, 8, 11, 15 - «Щах-намэ» Фирдоуси, Тебриз, 1330-е гг., бывш. собр. Демотта;

9 - «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, начало XIV в., Прусское культурное наследие, Тюбинген;

12 -«Китаб-и Самак Аййар» Садаки Ширази, Шираз, 1330-1340 гг., б-ка Бодли, Оксфорд; 16 - лист из альбома, Тебриз, начало XIV в., Прусское культурное наследие, Тюбинген.

Одним из основных признаков панциря является его покрой. Плано Карпини подробно описывает покрой монгольского доспеха середины XIII в.: «Латы... имеют... четыре части; одна часть (нагрудник.- М. Г.) простирается от бедра до шеи, но она сделана согласно расположению человеческого тела, так как сжата перед грудью (более узка в верхней части груди.- М. Г.), а от рук (подмышек.- М. Г.) и ниже облегает кругло вокруг тела; сзади же к крестцу они кладут другой кусок (наспинник.- М. Г.), который простирается от шеи до того куска, который облегает вокруг тела (до боковин.- М. Г.); на плечах же эти два куска, именно передний и задний, прикрепляются пряжками к двум железным полосам, которые находятся на обоих плечах; и на обеих руках сверху (с внешней стороны руки.- М. Г.) они имеют кусок, который простирается от плеч до -кисти рук, которые также ниже (с внутренней стороны руки.- М. Г.) открыты, и на каждом колене (бедре.- М. Г.) они имеют по куску; все эти куски соединяются пряжками»(68).

Перед нами скрупулезное описание доспеха типа «корсет-кираса» - основного покроя панциря в Центральной и Восточной Азии, Северной Америке и Океании, известный со II тыс. до н. э. до XIX в.(69) Иранские миниатюры достаточно точно передают панцири этого типа (см. рис. 4), причем иногда до мелких деталей - пряжек, соединяющих нагрудную часть с наплечниками и набедренниками (см. рис. 4, 1).

Карпини описал только один вариант корсета-кирасы - кожаный ламинарный с оплечьями-поручами и набедренниками. На миниатюрах же изображены и ламеллярные (металлические и кожаные), и ламинарные (металлические), и со смешанной структурой корсеты-кирасы. Оплечья доходят до локтя или заканчиваются несколько выше, набедренники достигают середины бедренной кости, либо колена, либо середины голени. Нередки корсеты-кирасы, состоящие только из защиты торса, без оплечий и набедренников (см. рис. 4, 8, 10, 12, 13) или с набедренниками, но без оплечий (см. рис. 4, 5, 11).

Не показаны на рисунках обязательные разрезы и застежки на боках, но такая деталь почти никогда не изображалась в мировом искусстве. Нередко по оси нагрудника и наспинника показан шов, делавшийся для большей гибкости доспеха (см. рис. 4, 8, 9, 12, 14), его стыки иногда прикрыты трапециевидными пластинами (рис. 4, 15, 16). Такие пластины недавно найдены в комплексе доспеха XIV в. в Туве(70).

Примечания

47 Матузова В. И. Английские средневековые источники...- С. 150, 152,153, 175, 182.

48 Козин А. Н. Сокровенное сказание.- § 195.

49 Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение...-С. 256.

50 Путешествия в восточные страны...- С. 50-51.

51 Горелик М. В. Военное дело...; Горелик М. В. Вооружение народов...; Thordeman В. Armour...; Robinson H. R. Oriental Armour.

52 Горелик М. В. Вооружение народов...

53 Thordeman В. Armour...- Fig. 238.

54 Paulsen A. P. Alamannische Adelsgraber...- Taf. 58 u. a.

55 Медведев В. Е. О шлеме средневекового амурского воина // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии.- Новосибирск, 1981.- С. 179.

56 Беленицкий А. М. Монументальное искусство Пенджикента.- М.,1973.- Табл. 23, 25.

57 Медведев А. Ф. К истории пластинчатого доспеха на Руси // СА.-1959.- № 2.- Рис. 2, 1, 2.

58 Калантарян А. А. Материальная культура Двина IV-VIII вв.- Ереван. 1970.-Табл. XXI, 1.

59 Медведев А. Ф. К истории...- Рис. 1, 11, 12.

60 Путешествия в восточные страны...- С. 50.

61 Там же.- С. 186.

62 Stone G. С. A. Glossary of the Construction, Decoration and Use of Armsand Armour in all Countries and in all Times.- N. Y., 1961.- Fig. 71.

63 Robinson H. R. Oriental Armour.- Fig. 62, 67, 68.

64 Распопова В. И. Металлические изделия раннесредневекового Согда.-П.. 198J3.- Рис. 60; Горелик М. В. Вооружение народов...

65 Robinson H. R. Armour...- Fig. 65, В.

66 Распопова В. И. Металлические изделия...- С. 83.

67 Robinson H. R. Oriental Armour.- P. 173-178.ее Путешествия в восточные страны...- С. 50.

69 Горелик М. В. Военное дело...; Stone G. С. A. Glossary...- Fig. 70, 71,.76, 86, 87.

70 Горелик М. В. Монголо-татарское оборонительное вооружение...-Табл. IV.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гороскоп работы и финансов
Человеческие экскременты
К чему снится кольцо - толкование сна