Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лидийский лад от ре. Лады народной музыки - дорийский лад, фригийский лад. Окраска диатонических ладов

Дорийский лад – это натуральный лад, имеющий окраску легкого, светлого минора, который строится от второй ступени. Так, ну вот – уже чувствую, что все это требует расшифровки. Я так рискую в очередной раз скатиться в . Ладно, постараюсь, как можно короче…
Все натуральные лады имеют на грифе одинаковую аппликатурную модель, универсальную для всех натуральных ладов. Это потому, что все они строятся последовательно от ступеней одной гаммы, и по этим же ступеням.


Давайте сразу на примере.
Почему от второй ступени? Потому что первым номером в теории музыки считается натуральный мажор. Он же ионийский лад.
Сразу закрываю возможные возражения теоретиков, что это не одно и тоже, что эти лады просто полностью совпадают – энгармоничны, как они выражаются. Блин! Для меня, на грифе гитары, вообще нет разницы между ними и при обыгрывании последовательностей в натуральном мажоре и в ионийском ладу, я слышу одно и тоже. Разница в характерных мелодических оборотах того и другого лада меня не смущает. Все, вопрос закрыт.

Пример. Вот, гамма натурального Соль-мажор. А теперь сыграем как бы секвенцию, то есть начнем играть эту гамму со второй ступени, со второй ноты. Если мы при этом будем считать, что играем в Соль-мажоре, то так оно и будет. Но если мы решим, что тоника в этой гамме – не Соль, а нота, с которой мы начинали ее играть – а это Ля – то это и будет какой другой натуральный лад. А поскольку мы начинали играть со второй ноты, ступени, то это и есть Ля-дорийский. Заметьте, не Соль-дорийский, а Ля! Удобнее всего, конечно показать его аппликатуру в его же первом боксе. Напомню – первый бокс это тот, в котором тоника гаммы (лада) расположена на шестой и первой струне, ну и на четвертой – через лад и струну от тоники на шестой. И при этом указательный палец левой руки находится в позиции на ладу где у нас тоника на шестой.

Вот он, первый бокс дорийского.
В данном случае – Ля-дорийского. А чтобы получить звучание дорийского лада в другой тональности, мы можем просто смещать позицию вдоль грифа на новую тонику. Если сравнивать аппликатуру первого бокса дорийского и первого бокса минорной пентатоники, то мы увидим, как они похожи. Пентатоника просто идеально вписывается «внутрь» аппликатуры дорийского лада.

Почему этот лад и применяется при обыгрывании, допустим в блюзе. Ну не весь лад, в чистом виде, в его характерном звучании, а ступени из него. Ну, это другая тема.
Если же сравнивать дорийский с натуральным минором, к которому он наиболее близок, то мы увидим, что эти два лада отличаются только одной ступенью. В дорийском, по сравнению с натуральным минором, повышена шестая ступень. В нашем примере, в тональности Ля - это Фа# вместо «чистого» Фа.

Но это отличие диктует нам другой набор аккордов, которые строятся с применением ступеней дорийского лада. А значит, других аккордовых последовательностей, которые мы можем им обыграть. Об этом — в следующей статье.
Но вначале нужно почувствовать характерную мелодику лада. Для этого достаточно просто поиграть под аккорд тоники фразы, в которых звучала бы эта характерная, шестая повышенная ступень. Включаем аккорд Ля-минор, играм фразы в Ля-дорийском и стараемся расслышать - в чем же его звучание необычно.
Действительно, мелодика лада отличается от натурального минора. Это потому, что у нас звучала характерная шестая повышенная (здесь это нота Фа#) ступень, вместо привычной.
И вот структура этого лада – тон-полутон- тон-тон-тон-полутон-тон.
Или можно вот так:

Лит.: Ю.Холопов. Диатонические лады и терцовые хроматические системы в музыке Прокофьева (в кн. От Люлли до наших дней. М., 1967,с.270-274).

Признак диатоники – возможность расположения звукоряда на основных ступенях музыкальной системы (попросту, на белых клавишах).

По звуковому составу диатонические лады различны: от духордных (двузвучных) ладовых структур до семиступенных.

Достаточно индивидуальный колорит имеет пентатоника . Это ангемитонный (бесполутоновый) пятиступенный лад. Из 5ти вариантов интервального строения чаще используется пентатоника с мажорным трезвучием в основе и с минорным. Отсутствие м2 («чувственного» интервала) в звукоряде объясняет использование пентатоники в музыке светлого безмятежного характера, в образах откровения, мечты (Рахманинов. Сирень.(начало)) до настроений радости, праздника (Чайковский. На тройке)

Система диатонических ладов наиболее полно представлена семиступенными ладами

Эти лады называю по разному:

старинными ,

средневековыми ,

церковными : они утвердились в муз.культуре средневековья, в культовой музыке, в частности.

Называют ладами народной музыки : их можно встретить в народной песне;

называют модальными ладами .

Модус – небольшое муз. построение (в пределах фразы) со своим устоем (ладо-тональностью) на основе диатонического звукоряда. Это типичная для средневековой музыки ладо-тональная организация материала.

Все лады условно разделяют на лады с мажорным наклонением (на схеме обозначены сверху) и с минорным - (снизу):

Каждый лад характеризует отличительный от натурального мажора или минора интервал на I ступени: фригийская секунда, лидийская кварта, дорийская секста и т.п.

Как и все лады, диатонические семиступенные отличает индивидуальный колорит звучания, свои образно-выразительные возможности. Благодаря особенностям своего строения, они воспринимаются как разновидности привычных для нас мажора или минора, как более «светлые» или более «темные» их варианты.

Красочность есть наиболее ценная сторона этой группы ладов.

Лидийский лад - мажор с IV,- лидийская 4 (ув.4). Вводный тон к V ступени (к тонической квинте) придает ему «большую резкость»; Дополнительный увеличенный интервал к интервальному составу мажора – это «интенсификация мажорности», «полюс мажорности», «сверхмажор»; «резкий, «горячий», зажигательный характер». (Шопен, мазурка № 50 (Op.68 №3), второй эпизод).

Миксолидийский, - мажор с (низкой) VII ступенью,- миксолидийская 7 (м7). «Как бы «смягченный», «охлажденный» вариант натурального мажора. Лишенный вводнотонового тяготения VII ступени к тонике, смягченный малой «минорной» септимой (на I ступени) миксолидийский лад приобрел суровый оттенок звучания. В таких красках, горделиво-суровом мужественном тоне звучит тема коды финала фортепианного концерта Э.Грига.

Дорийский, - минор с VI,-дорийская секста (б6). Просветленный минор (дорийская б6 – интервал одноименного мажора). Следствие VI – мажорная S («оттенок дорийского лада небесной красоты», - В.Медушевский), обнажающая контраст «сияния» дорийской VI-й «во мгле» натурального минора (Григ, «Сосна»: «алмазов льдистых…сверкает покров …») .

Фригийский, - минор с II, - фригийская секунда (м2, II-я низкая). Фригийский - «полюс минорности». Ему «свойственны мрачность, жесткость, холодность». В сравнении с минором, во фригийском уже все интервалы (кроме чистых) малые.

II в неаполитанской (мажорной) гармонии – это иной колорит,- суровый, мужественный (Мусоргский. «Борис Годунов», Песня Варлаама).

Локрийский - минор с II и V ступенями (со II и V низкой, с уменьшенной квинтой на I ступени). Его звучание неустойчивое, скованное; «самый мрачный и суровый (горько-печальный и т.п.)» (Ю.Холопов. Гармония. Теор. курс.,М,.2003, с.140). «Многие теоретики,- замечает Ю.Холопов,- считают этот лад вообще несуществующим в реальной музыке». Случаи его применения редки и эпизодичны. Один из примеров,- Шостакович, I-й фантастический танец (Ор.5), начало; - фантастика с подтекстом мягкой иронии и гротеска.

Мы не характеризовали ионийский и эолийский лады. Они совпадают по строению с мажором и минором . Все, что говорилось ранее о последних (см.с.6) применимо к первым, но отчасти. Это совершенно разные, отличные друг от друга лады и по принадлежности к музыкальной эпохе, к музыкальному стилю, к музыкальному складу. Главное их различие в том, что первые лады монодийные , с одним устойчивым тоном; а мажор и минор (молодые лады, утвердились к XVII в.) - лады гомофонно-гармонического многоголосия. Их устой – тоническое трезвучие.

Гармонический мажор и минор называют условно-диатоническими. Их характерное качество – гармоническая напряженность . Как уже говорилось (см. с.8-9), VII в moll-е (заимствованная из Dur-а) и VI в г.Dur-е (из moll-я) – это необходимое ладово-функциональное укрепление и объединение ладов.

Иное дело звукоряды (лады) с ув 2, имеющие мелодическую природу. Это самостоятельные лады типичные для мелодики ориентальной музыки и ряда национальных культур. Хроматическая вводнотоновая ув. 2 в мелодическом движении (- концентрация чувственности, экспрессии) – их типичный мелодический оборот. (Напомним, для голосоведения академической гармонии ходы на ув.2 не свойственны, они стилистически чуждые.) Не случайно дважды гармонические лады (звукоряды с двумя ув.2: минор с VII и IV, мажор с VI и II) иногда называют венгерской (цыганской) гаммой. Характерное их качество - мелодическая напряженность . (Показательный пример дважды гармонического минора - хоровая миниатюра Римского-Корсакова «Восточная песня».)

Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор — одна из популярнейших гамм, которая повсеместно используется в самых разных стилях. Однако, чаще всего, ее звучание ассоциируется с джазом и фанком. В джазе дорийский лад настолько распространен, что считается основным ладом, а натуральный минор рассматривается, как исключение.

Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы, если играть ее от II ступени. Однако поскольку я уже о недопустимости трактовать , как производное от гаммы, то прежде всего нужно запомнить его «математическое» строение. Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т. Запишем от ноты A:

Как видите по сравнению с натуральным минором в дорийском 6 ступень повышена. Эта ступень вносит мажорное, светлое звучание.

Послушайте пример звучания:

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию . К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Как уже упоминалось в джазе дорийский лад используется для обыгрывания аккордов минорного наклонения (m7,m9 и т.д.). Кроме того дорийский лад можно использовать для обыгрывания альтерированных содержащих в себе какое-либо минорное :

В приведенном выше пример аккорд E7#5b9 при энгармонической замене g# на Ab дает нам аккорд F минор, следовательно самый простой способ — это обыгрывать альтерированные септаккорды дорийским минором отстоящим от основного на полтона. Это известная формула обыгрывания аккордов.

Также дорийский лад очень часто употребляется в модальных импровизациях не зависимо от используемых аккордов. Как правило, в таком случае особое внимание уделяется именно дорийским опеваниям и

Гармонизация трезвучиями дает нам 3 новых аккорда,минор на 2 ступени,мажорную субдоминанту и уменьшенное трезвучие на 6 (или полууменьшенный септаккорд). Также в качестве тоники очень часто выступает минорный аккорд с секстой.

Как видите самым ярким здесь является аккорд мажорной субдоминанты, появление которого, как правило, вводит дорийский лад.

Как уже упоминалось, данный лад является очень популярным и может быть использован во множестве ситуаций.

Особенно хорошо звучит он в контексте смешанных образов,в которых сочетается минорная окраска с радостными чувствами.В соответствующем контексте дорийский лад можно использовать для создания ,народного звучания, которое характерно для музыки кельтских народов.

Что послушать: Miles Davis — So What, Gershwin — Summertime(дорийская гармония), SRV — I wanna testify(импровизация), Shoking Blue — Venus, Santana — Oyo Como ya

Так как уже множество людей задавало мне вопрос по поводу диатонических ладов, то решил все-таки «пролить свет» на эту тему.

Все глубоко вдохнули…… выдохнули….и вперед!

Итак, семиступенные диатонические лады. Для начала перечислю их Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский .

Заметил, что у многих начинающих музыкантов присутствует определенная сумятица в голове относительно этой темы. На самом деле все намного проще, чем может показаться на первый взгляд.

Сразу хочу вас обрадовать. Не обязательно учить отдельно аппликатуры и формулы каждого из этих семи ладов!!! Это хорошая новость.

Плохая же новость в том, чтоаппликатуры одного лада все же придется выучить. И выучить не абы как, а « так чтоб на века». Ого го!!! И будет этим ладом именно МАЖОРНАЯ ГАММА, он же ионийский лад.

Итак, в чем же подвох. Все очень просто,мажорная гамма уже включает в себе все 6 остальных ладов. Вся прелесть в том, что, выучив аппликатуры одной мажорной гаммы, вы уже автоматически выучиваете аппликатуры всех остальных шести ладов в этой тональности.

Теперь объясняю что к чему.

Название лада

Номер ступени

Аккорд соответствующий каждому ладу

До Ионийский лад. (Мажорная гамма)

Соль

Сmaj7

Ре Дорийский минор

Dm7

Ми Фригийский минор

Em7

Фа Лидийский мажор

Fmaj 7

Соль Миксолидийский мажор

Соль

G7

Ля Эолийский минор(минорная гамма)

Am7

Си Локрийский минор

Bm7b5

Теперь объясню, как расшифровать эту таблицу.

Первый столбик это семь диатонических ладов. Второй столбик это (ВНИМАНИЕ!!!), это номер ступени мажорной гаммы, от которой играя эту же мажорную гамму, вы получите соответствующий лад.

То есть, после того как мы выучили аппликатуры До мажорнуй гаммы, сыграть,к примеру, Дорийский минор не представляет труда, так как Ре дорийский это та же мажорная гамма, только начинающаяся со второй ступени мажорной гаммы, (ноты Ре). А именно, как видно на таблице дорийский лад это ноты Ре Ми Фа Соль Ля Си До.

Таким же образом можно найти и остальные лады.

Фригийский минор это мажорная гамма сыгранная от третей ступени,ноты Ми. Соответственно это ноты Ми Фа Соль Ля Си До Ре

Лидийский мажор это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени мажорной гаммы, ноты Фа. Соответственно ноты Фа лидийской гаммы это Фа Соль Ля Си До Ре Ми. И так далее…

И если вы уже знаете и играете До мажорную гамму во всех позициях, то без труда сыграете все эти семь ладов. А для того, что бы прочувствовать тот особенный индивидуальный колорит и характер каждого из этих семи ладов, я советую вам поиграть его на записанный в аккомпанементесоответствующий этому ладу аккорд. Соответствующие аккорды для каждого лада написаны в самом последнем столбце таблицы. Соответственно играйте Ионийский лад (мажорную гамму) на аккорд Cmaj7

Дорийский лад на аккорд Dm 7 . И так далее по таблице.

Немного разобравшись во всем вышесказанном, вы без труда найдете аппликатуру любого вам нужного лада. Зная от какой ступени мажорной гаммы он строится, вы легко вычислите какую мажорную гамму вам нужно играть.

Например, вам нужно сыграть Фа Дорийский . Зная то, что Дорийский лад строится от второй ступени мажорной гаммы, вы путем нехитрых «аппликатурных» вычислений на грифе (« виртуально примерив» уже выученную вами аппликатуру мажорной гаммы ) быстро определите, что нота F является второй ступенью мажорной гаммы Ми бемоль, Eb. (К счастью, на гитаре на нужно транспонировать, нужно просто сдвинуть аппликатуру До мажорной гаммы на три лада выше ).

Или, к примеру, вам нужно сыграть ЛЯ лидийский мажор. Зная, что лидийский лад это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени, вы так же, путем аналогичных вычислений определите, что нота Ля это четвертая ступень гаммы Ми мажор. И так далее…

Для более продвинутых, кто умеет строить интервалы от любой ноты на грифе, то вот формулы для определения мажорной гаммы, которую нужно играть, что бы получить нужный вам лад.

Дорийский минор

Играть мажорную гамму расположенную на большую секунду (2 полутона) ниже, или малую септиму(10 полутонов)

Фригийский минор

Играть мажорную гамму, расположенную на большую терцию (4 полутонов) ниже, или малую сексту (8 полутонов) выше.

Лидийский мажор

Играть мажорную гамму, расположенную на чистую кварту (5 полутонов) ниже, или чистую квинту (7 полутонов) выше.

Миксолидийский мажор

Играть мажорную гамму расположенную на чистую квинту (7 полутонов) ниже, или на чистую кварту (5 полутонов) выше.

Эолийский минор

Играть мажорную гамму, расположенную на большую сексту(9 полутонов) ниже, ли на малую терцию (3 полутона) выше.

Локрийский минор

Играть мажорную гамму, расположенную на большую септиму (11 полутонов) ниже, или малую секунду (1 полутон) выше.

Как я уже написал, играя лады на соответствующие им аккорды, вы услышите тот индивидуальный колорит, который присущ каждому конкретному ладу. Этот колорит создают так называемые характерные ступени лада. Знать характерные ступени каждого лада это еще один из способов построить нужный вам лад.

Например:

В Дорийском миноре (ре дорийский) всю «дорийность»производит нота Си, которая является повышенной шестой ступенью, #6. Т.е. если взять обычную минорую гамму Ля минор (A B C D E F G), и повысить в ней шестую ступень ноту F, то получится дорийский минор. A B C D E F #G

Во Фригийском миноре (Ми фригийский) это пониженная вторая ступень, нота Фа. (Т.е. если взять обычную минорую гамму Ля минор A B C D E F G, и понизить в ней вторую ступень ноту B, то получится Фригийский минор.) A B b C D E F )

В Лидийском мажоре Фа лидийский это повышенная четвертая ступень, нота Си. Чтобы из обычного мажора получить Лидийский мажор, нужно повысить в нем четвертую ступень. Например берем до мажорную гамму C D E F G A Bи повышаем на пол тона четвертую ступень, ноту F . Получается Лидийский мажор C D E F# G A B.

В Миксолидийском мажоре Соль миксолидийски это пониженная седьмая ступень, нота Фа. Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень. Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень. Например, в до мажорной гамме C DE F G A B понижаем ноту B. Получается Миксолидийский мажор CDEFGABb

В Локрийском миноре , это пониженная пятая ступень и пониженная вторая ступень нота. К примеру, для того чтобы из обычной ля минорной гаммы ABCDEFG получить локрийский лад, нужно понизить ноту E и ноту B. В итоге получаем ABbCDEbFG.

Тем, кто еще не выучил мажорную гамму, всем СЮДА!!!

Если же Вы хотите узнать больше о том как ПРАКТИЧЕСКИ применять разные лады в импровизации, то обязательно подпишитесь на мою рассылку! В рассылке я высылаю те уроки, которых нет и не будет на сайте в открытом доступе.

Вы уже наверное обратили внимание на то, что когда говорят о тональности песни или любого музыкального произведения, то говорят только о мажорных и минорных тональностях. Это потому, что никаких других разновидностей нет. Как уже упоминалось, полный звукоряд, используемый в современной музыке, состоит из двенадцати равных полутонов (при исполнении на инструменте он назвается хроматической гаммой). Диатоника является фундаментальным свойством именно этой двенадцати-равно-полутоновой системы. Мелодико-гармоническое устройство диатоники лежит в основе современной музыки. Принцип диатоничности лада состоит в том, что при использовании только тонов и полутонов, не допускается расположение двух полутонов подряд (без хроматизмов). Лады, которые отвечают данным условиям, являются диатоническими. Соответственно, лады, нарушающие эти условия, являются не диатоническими. Гаммы, которые являются ладовой основой музыки (мажорная и минорная), состоят из семи ступеней. Очевидно, что пять звуков нашего двенадцатиполутонового звукоряда остаются не задействованными. Оставляя внутри этой стройной системы свободу для мелодических и ладовых вариаций. Если мы выбираем мажорный тонический центр, то получаем мажорную тональность, а при выборе минорного тонического центра, получаем минорную тональность.

Формула мажорной гаммы (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). Если при исполнении мажорной гаммы мы вдруг случайно нарушаем формулу, тоесть "берём" один из пяти звуков, которые не "задействованны", то тут же "на слух" мы слышим нарушение "ладовой мелодики". Наш слух воспринимает этот звук как "чужеродный" для данной мелодии, тоесть нарушающий ощущение лада. Лад - это "звуковысотная система соподчинения тонов, основанная на их логической (субординационной) дифференциации" (Т. С. Бершадская, 1978). Устройство диатоники как раз и есть этой логической (субординационной) дифференциацией, а тональность - всего лишь высота лада. Название тональности происходит от названия первой ступени, а также самого лада. Например, если первая ступень звук С(до), а лад мажорный, то тональность до мажор; если первая ступень звук G(соль), а лад минорный, то тональность Gm (соль минор).

В общем, диатоника - это ладовая система, состоящая из семи семиступенных ладов, главными из которых являются натуральный мажор и натуральный минор. В мажорных тональностях на первой ступени располагается натуральный мажор, на второй - дорийский минор, на третьей - фригийский минор и т.д. в соответствии с устройством диатоники. В минорных тональностях всё то же самое, но на первой ступени естественно натуральный минор, на второй ступени - локрийский минор, на третьей натуральный мажор и т. д. Другими словами, в паралельных тональностях, например G || Em мы используем один и тот же звукоряд, только с разными тоническими центрами.

Для пояснения приципа диатонического строения мы берём аппликатуру двухоктавной мажорной гаммы и на её основе рассматриваем однооктавные семиступенные лады. Тоесть играем, используя только ноты гаммы соль мажор, но от первой ступени до первой ступени через октаву. Так же играем от второй ступени до второй через октаву, от третьей до третьей, от четвёртой до четвёртой, от пятой до пятой, от шестой до шестой и от седьмой до седьмой. И так мы получаем семь семиступенных гам. Семь разных формул. Теперь проанализируем результат. Для облегчения этого процесса мы рассмотрим полученные гаммы начиная от шестой струны и сравним их "формулы" с эталонными (мажорной - {тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон} и минорной {тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон}).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Что может означать увиденное во сне застолье?
Пукать сонник что значит Сонник пуканье чужое
Значение сна: снится разбить посуду Сонник треснутая посуда