Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мучительная казнь на деревянном кресте. Казнь на кресте: распятие в Библии и в реальной жизни

Распятие – одна из самых жестоких форм казни. Когда мы читаем древние источники, трудно отличить практику распятия от других подобных наказаний, вроде сажания на кол.
Римляне позаимствовали этот вид казни у своих соседей и наиболее часто использовали его в провинции, главным образом для устрашения своих подданных и предотвращения бунтов. Вряд ли римляне могли себе представить, что казнь скромного еврея на далёкой окраине империи сделает распятие символом стойкости.

10. Распятия в Персии

Многие древние правители использовали распятие, чтобы показать своим подданным, чего те не должны делать. Во время правления персидского царя Дария I (г. 522-486 г.г. до н.э.) город Вавилон изгнал персидских властителей и восстал против них (522-521 г.г. до н.э.). Дарий предпринял поход на Вавилон и взял город в осаду. Город оборонялся в течение 19 месяцев, пока персы не прорвали оборону и не ворвались в город. Геродот в своих «Историях» сообщает, что Дарий разрушил стены города и снёс все его ворота. Город был возвращён вавилонянам, но Дарий решил предостеречь горожан от бунтов и приказал распять 3000 человек из числа самых высокопоставленных жителей города.

9. Распятия в Греции


В 332 году до н.э. Александр Великий захватил финикийский город Тир, который персы использовали в качестве базы для своего флота. Город был взят после длительной осады, которая длилась с января по июль. После того, как армия Александра прорвала оборону, армия тирйцев была разбита и, согласно некоторым древним источникам, в тот день погибло около 6000 человек. Древние римские авторы Диодор и Квинт Курций, ссылаясь на греческие источники, сообщают, что после победы Александр приказал распять 2000 юношей из числа горожан, установив распятия вдоль всего морского побережья.

8. Распятия в Риме


В соответствии с римским правом распятие не было общепринятой формой смертной казни, оно применялось только в определённых случаях. Рабов могли распять только за грабёж или мятеж. Римские граждане изначально не приговаривались к распятию, если только они не были признаны виновными в государственной измене. Тем не менее, в более поздние имперские времена, рядовые граждане могли быть распяты за отдельные преступления. В провинциях римляне использовали распятие для наказания так называемых «непокорных» людей, которые были осуждены за разбой и другие виды преступлений (Метцгер и Куган, 1993, с. 141-142).

7. Восстание Спартака


Спартак, римский раб фракийского происхождения, сбежал из школы гладиаторов в Капуе в 73 году до н.э. и с ним бежали ещё 78 рабов. Спартак и его люди, воспользовавшись ненавистью к сверхбогатым членам римского общества и к его социальной несправедливости, привлекли в свои ряды тысячи других рабов и бедняков со всей страны. В конце концов Спартак создал армию, которая противостояла военной машине Рима в течение двух лет. Римский военачальник Красс подавил восстание, закончив войну одним из самых известных случаев массового распятия в римской истории. Спартак был убит, а его люди пали сражаясь за жизнь. Более 6000 оставшихся в живых рабов были распяты вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Рима в Капую.

6. Распятие в еврейской традиции

Хотя в еврейской Библии практика распятия и не упоминается как еврейская форма наказания, во Второзаконии (21.22-23) есть строки: «Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день». В древней раввинской литературе («Мишна», Синедрион 6.4), это было интерпретировано как выставление тела напоказ после того, как человек будет казнён. Но эта точка зрения противоречит тому, что написано в древних «Кумранских рукописях» (64,8), в которых говорится, что израильтянин, который совершает государственную измену, должен быть повешен так, чтобы он умер. В Еврейской истории есть записи о численности жертв распятия. О самом заметном из них сообщает древнееврейской писатель Иосиф Флавий («Древности», 13.14): царь Иудейский Александр Яннай (126-76 г.г. до н.э.) распял 800 евреев - своих политических противников, которые были признаны виновными в государственной измене.

5. Месторасположение гвоздей


Идея о том, что ладони жертвы прибивались к распятию гвоздями, является доминирующей на тех картинах и скульптурах, которые изображают распятие Иисуса. Но сегодня мы уже знаем, что ладони с вбитыми в них гвоздями не в состоянии выдержать вес тела и, вероятнее всего, гвозди прорвут плоть между пальцами. Поэтому вполне вероятно, что верхние конечности жертвы привязывались к перекладине верёвками, и это обеспечивало основную поддержку. Но существует и более простое решение. Гвозди могли быть вбиты между локтями и запястьями, а не в ладони. Кости и сухожилия запястья достаточно крепки, чтобы выдержать вес тела. Но есть проблема, касающаяся отверстий возле запястий: это противоречит описанию травм Иисуса в Евангелиях. Например, в Евангелии от Иоанна 24:39, говорится, что Иисус имел продырявленные ладони. Большинство учёные пытаются объяснить это противоречие с помощью скучных и предсказуемых претензий по поводу ошибок при переводе. Реальность такова, что ни один из авторов Евангелий не был непосредственным свидетелем событий. Самое раннее из Евангелий, Евангелие от Марка, относится к 60-70 г.г. н.э., когда после распятия Иисуса сменилось уже целое поколение, так что не следует ожидать высокой степень точности в таких деталях.

4. Римская методика распятия


Стандартного способа распятия не существовало. Самым распространённым способом в римском мире было сперва привязать осужденного к поперечной балке. Литературные источники указывают на то, что осужденный нёс на себе не весь крест, он должен был нести к месту распятия только поперечную балку, а вкопанные в землю столбы повторно использовались для многочисленных казней. Это было и практичным и экономически эффективным. Согласно древнееврейскому историку Иосифу, в I-м веке нашей эры в Иерусалиме и его окрестностях древесина была дефицитным товаром. Затем осужденного раздевали и прикрепляли балку к столбу с помощью гвоздей и веревок. Балку на верёвках тянули вверх до тех пор, пока ноги осужденного не отрывались от земли. Иногда после этого ноги связывали или прибивали. Если осужденный мучился слишком долго, палачи могли сломать ему ноги, чтобы ускорить смерть. В Евангелии от Иоанна (19.33-34) упоминается, что римский солдат пронзил бок Иисуса копьём, когда тот был на кресте - такая практика гарантировала смерть.

3. Причины смерти


В некоторых случаях осужденный мог умереть ещё на стадии бичевания, особенно если применялись плети с костяными или свинцовыми наконечниками. Если распятие происходило в жаркий день, потеря жидкости от потоотделения в сочетании с потерей крови от бичевания и травм могла привести к смерти от гиповолемического шока. Если казнь происходила в холодный день, осужденный может умереть от переохлаждения. Но главными причинами смерти были не травмы от гвоздей и не кровотечения. Положение тела во время распятия обеспечивало постепенный и болезненный процесс асфиксии. Межрёберные мышцы и диафрагма, участвующие в процессе дыхания, постепенно уставали и начинали слабеть. Учитывая длительность казни, через какое-то время жертва была просто не в состоянии дышать. Перелом ног был способом ускорения этого процесса.

2. Данные медицинских экспертов


Анализ костей распятой жертвы, опубликованный в израильском журнале «Exploration Journal», показал способ распятия, который редко отображается на картинах или упоминается в литературных источниках. Травмы костей показали, что при этом способе гвоздями прибивались пяточные кости. Исследователи предполагают, что вместо традиционного положения ног, которое мы видим на многих изображениях распятия, «ноги жертвы прикреплялись к вертикальному столбу креста, по одной с каждой из сторон, и гвоздём пробивались их пяточные кости». Результаты этого исследования также объясняют, почему иногда встречаются останки жертв распятия с гвоздями. По-видимому, родственники казнённого понимали, что невозможно удалить гвозди, которые обычно загибались вследствие ударов, не разрушая пяточной кости. «Это нежелание нанести дальнейший ущерб пятке привело [к его погребению с гвоздём в кости, а это, в свою очередь, привело] к возможности открытия способа распятия».

1. Упразднение распятия императором Константином


Христианство в Римской империи претерпело удивительное превращение. Оно зародилось как ответвление от еврейской религии, превратилось в противозаконный культ, добилось терпимости к себе, переросло в религию, спонсируемую государством и, наконец, стала главной религией поздней Римской империи. Римский император Константин Великий (272-337 н.э.) в 313 г. н.э. провозгласил Миланский эдикт, установивший терпимость к христианской вере и предоставивший христианам все юридические права. Этот решающий шаг помог христианству стать официальной государственной религией Римской империи. После столетий применения распятия в качестве пытки и казни в 337 году император Константин упразднил его, мотивировав это почитанием Иисуса Христа.

Смерть на кресте.

В древних литературных текстах и предметах материальной культуры того времени не просто найти какие либо свидетельства о существовании казни через распятие. Однако из косвенных упоминаний можно заключить, что такая казнь применялась.

История распятия.

Из различных ссылок в сочинениях Геродота и Фукидида, безусловно следует, что, если персы и не были изобретателями казни через распятие, они весьма широко ее применяли. Одним из наиболее убедительных свидетельств в вопросе истории распятия может служить надпись в Бехистуме, в которой Дарий говорит, что распял побежденных вождей-повставцев. Возможно, такая популярность казни через распятие объяснялась, в частности, тем, что первые персы издавна посвящали землю своему богу Ормузду. Казнь через распятие не оскверняла землю, так как тело казненного не касалось ее. Александр Великий ввел казнь через распятие в странах Средиземноморья, прежде всего, в Египте и в Карфагене. Судя по всему римляне переняли ее у карфагенян.

Жестокая казнь.

Казнь через распятие превратилась в один из самых бесчеловечных и жестоких методов пытки, известных истории. Цицерон называл ее "самой жестокой и ужасной пыткой". Уилл Дюрант говорил, что "даже римляне жалели распятых" (Will Durant). Caesar and Christ, p. 572) Иосиф Флавий, еврейский историк и советник будущего императора Тита во время осады Иерусалима, не раз бывал свидетелем казни через распятие; в "Иудейской войне" он назвал ее "самым ужасным видом смерти". Иосиф Флавий сообщает, что, когда римляне пригрозили распять одного из еврейских пленных, весь махерский гарнизон сдался, чтобы обеспечить беспрепятственный проход римской армии. Распятие было настолько жуткой и унизительной казнью, что, как правило, римские граждане были от нее избавлены: она предназначалась для рабов, в целях устрашения, чтобы предотвратить восстания, а также для бунтовщиков, выступавших против римского правления. Казни через распятие предавались главным образом политические преступники. Обвинение предъявленное Христу, содержало в себе необходимые для казни через распятие политические элементы: "И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя себя Христом Царем" (Лк. 23:2). Его обвинители прекрасно знали, что за десять лет до этого Тиберий объявил, что любой судья может немедленно приговорить к казни человека, который восстает против Рима.
В еврейском уголовном праве казнь через распятие, как правило не применялась. Евреи казнили своих преступников другими способами: их забивали камнями, сжигали, отрубали им головы или душили их. Позже была разрешена казнь через повешение. В еврейской кодексе упоминалось "повешение", но речь шла не о казни: имелось в виду позорное наказание для идолопоклонников и богохульников, которых перед тем до смерти забивали камнями. Повешение в соответствии с действовавшими законами (Втор. 21:23), означало, что обвиняемый проклят Богом. Обычно у римлян, и у евреев казнь через распятие указывала на то, в каком именно преступлении обвинялся казненный.

Бичевание преступника.

После того, как преступника приговаривали к казни через распятие, его обычно привязывали к столбу в здании суда. С него снимали одежду, а затем ликторы или бичеватели, его жестоко пороли. Плеть, так называемый "флагрум", состояла из основательной рукоятки, к которой были прикреплены кожаные ремни разной длины с вплетенными в них острыми зазубренными кусками костей и свинца. По еврейским законам наказание было ограничено сорока ударами. Фарисеи, постоянно пекшиеся о том, чтобы не нарушить закон, ограничивали число ударов тридцатью девятью: чтобы не нарушить закон, если по случайности они ошибутся в счете. У римлян таких ограничений не было, и они могли игнорировать еврейский ограничения - вероятно, именно так обстояло дело в случае с Иисусом.

Медицинский аспект.

Д-р Трумэн Дэвис, врач, тщательно исследовавший медицинские аспекты распятия, в статье "Распятие Христа" описал процесс бичевания римской плетью: "Тяжелая плеть снова и снова со свистом хлещет преступника по плечам, по спине, по ногам. Сначала тяжелые ремни прорезают верхний слой кожи, потом врезаются в подкожные ткани: вот уже из кожных капиллярных сосудов начинает идти кровь; еще несколько ударов - и кровь хлещет из мышечных артерий. Закрепленные на ремнях свинцовые шарики сначала оставляют огромные синяки на коже, а еще через несколько ударов разрывают ушибленные места. Под конец кожа на спине висит кровавыми клочьями, неразличимыми в общем кровавом месиве. Когда сотник, наблюдавший за наказанием, решает, что преступник вот-вот умрет, он прекращает бичевание" ("Аризона медисин", март 1965).
В сочинениях историка третьего века нашей эры Евсевия, мы находим подтверждение картины, описанной доктором Дэвисом: "У наказуемого плетью обнажались вены, и можно было увидеть мышцы, жилы и кишки несчастного" (Eusebius. The Epistle of the Church in Smyrna. In: Trials and Crucifixion of Christ). По словам Уилла Дюранта, после такого наказания тело превращалось в кровавое месиво". Обычно после бичевания преступника подвергали издевательским насмешкам; не избежал этой участи и Христос. Римские солдаты надели на Него багряницу - одежду, обычно связанную с царской властью, и возложили Ему на голову терновый венец.

Терновый венец.

Неизвестно, какой именно терновник был взят для венца. Возможно, это был так называемый "сирийский Христовый терновник" - кустарник высотой 25-30 см с двумя большими острыми кривыми шипами у основания листьев. Этот вид распространен в Палестине, в особенности в районе Голгофы, где был распят Христос. Другой вид терновника - "Христов терновник" - карликовое растение высотой 10-15 см. Его легче собирать, его ветви легче согнуть, чтобы сплести венок, а парные шипы разной длины - прямые и жесткие, как гвозди. Возложив терновый венец на голову Христу, они начали издеваться над Ним, говоря: "... Радуйся, Царь Иудейский!" (Мф. 27:29-30). Потом они плевали на Него и били тростью по голове, а затем повели на распятие.

Бремя креста.

Человек, приговоренный к распятию, должен был нести поперечную перекладину для собственного креста из тюрьмы к месту казни. Это наказание имеет свою предысторию. Историк Пьер Барбе пришел к выводу, что с начала для этого использовалась так называемая "фурка" - кусок дерева в форме перевернутого латинского "V", на который в конюшне устанавливали оси двухколесных экипажей. Когда раба наказывали, ему на шею надевали, как хомут, эту "фурку", руки привязывали к доскам и в таком виде вели по улице; при этом его заставляли громким голосом рассказывать о своем поступке. Д-р Барбе пишет, в частности, что "поскольку фурка не всегда оказывалась под рукой, вместо нее стали использовать длинный деревянный брус - так называемый "патибулум" (от глагола "патере", открывать), которым обычно запирали двери" (Pierre Barbet. A Doctor at Calvary, p. 44). Этот засов обычно весил около 50 кг; его привязывали к плечам наказуемого.

Распятие гвоздями.

На месте казни преступника привязывали к кресту веревками или же пробивали гвоздями. Многие исследователи подвергали сомнению достоверность сообщений о том, что руки и ноги жертвы прибивали к кресту гвоздями. Основания такого скептицизма давало почти полное отсутствие исторических свидетельств. Д-р Дж. Хьюитт в статье "Применение гвоздей при распятии" ("Харвард теолоджикал ревью", т.25, 1932) писал, что мы располагаем удивительно малым числом свидетельств о том, что ноги распятых преступников прибивались гвоздями: обычно при этом казни руки и ноги привязывали к кресту веревками. В течении многих лет слова д-ра Хьюитта цитировались как наиболее авторитетное и окончательное мнение. Таким образом, получалось, что распятие Христа данное в Новом Завете, где говориться, что Его руки и ноги были прибиты к кресту гвоздями, содержит ложные сведения и вводит читателей в заблуждение. Распятие с применением гвоздей считалось легендой. Ученые полагали, что гвозди могли лишь разорвать ткани тела, но не удержать человека на кресте.

Свидетельствуют останки.

В июне 1968 года было сделано революционное археологическое открытие. Археолог В. Цаферис, работая по поручению Израильского министерства древностей и музеев, обнаружил четыре погребальные пещеры в районе Гиват-ха-Мивтара (Рас Эль-Масареф), к северу от Иерусалима, недалеко от горы Скопус. Эти семейные гробницы вырытые в мягком известняке, относятся к периоду между концом второго века до н. э. и 70 годом н. э. В каждой из пещер был туннель, ведущий в гробницу. Всего в них было 15 известняковых склепов, в которых хранились останки 35 человек. Во многих склепах, благодаря влажному воздуху, кости хорошо сохранились. В четвертом склепе, на котором было написано имя "Йоханан Бен Хагал", были найдены кости взрослого мужчины и ребенка. Пяточная кость была пробита большим семнадцатисантиметровым гвоздем, обе ноги были сломаны. Д-р Хаас написал в своем отчете, опубликованном в "Израэл эксплорейшн джорнэл" (т. 20, 1970): "Обе голени были сломаны намеренно. Смерть наступила в результате распятия". Это открытие, относящееся как раз ко времени Христа, послужило веским доказательством того, что способ казни через распятие, описанный в Новом Завете, с прибиванием казнимого гвоздями к деревянному кресту, действительно применялся на практике. Хаас пришел к выводу, что кости обеих ног Йоханана были сломаны палачом из жалости, чтобы скорее прикончить казнимого: "Этот удар, миновав уже перебитые правые берцовые кости, целиком пришелся по левым, прижатым к деревянному кресту с острыми гранями".

Зачем нужно было ломать ноги.

Это еще одно подтверждение точности сведений из Нового Завета о том, что распинаемым на кресте ломали ноги. Чтобы понять, почему у распятых сломаны ноги, нужно подробнее разобраться в этом способе казни. Солдаты находили углубление на запястьях и пробивали руки в этом месте тяжелыми железными гвоздями. Затем распинаемому складывали ноги и прибивали их к кресту большим гвоздем. Колени при этом оставались в полусогнутом положении. К кресту прибивалось сидение - так называемая "седекула", для ягодиц казнимого. Описывая результаты обследования останков Йоханана, Хаас отмечает: "Ступни были сведены одна с другой почти параллельно и обе пробиты одним гвоздем у пяток, ноги сжаты, колени согнуты, правое лежало на левом; туловище было искривлено; верхние конечности были вытянуты и прибиты в запястье гвоздями" (см. рис 1). Под конец распятому ломали кости ног: тогда он не мог, напрягшись, подтянуться вверх, чтобы сделать вдох и избежать удушья.
Д-р Трумен Дэвис, врач, описал процессы, протекающие в теле распятого: "По мере того, как руки распятого теряют силу, по мышцам проходит волна спазмов, сопровождающихся острой болью. Из-за этих судорог он не может подтянуться вверх. Он висит на руках, грудные мышцы ни на что не способны. Он может вдохнуть, но не может выдохнуть. Иисус напрягается, стремясь приподняться, чтобы хоть раз нормально вдохнуть. Наконец, в легких и в крови скапливается определенное количество углекислого газа, и судороги частично утихают. Ему удается конвульсивно подтянуться вверх, сделать выдох и вдохнуть животворный кислород". Через некоторое время в результате недостаточного притока крови к мозгу следовал коллапс (резкое падение кровяного давления). Избежать его можно только одним способом: подтянуться вверх на ногах, чтобы отчасти восстановить кровообращение в верхней части тела. Когда власти хотели ускорить смерть казнимого или прекратить эту пытку, ему дубинкой переламывали ноги ниже колен. После этого он не мог подтянуться вверх, чтобы частично снять нагрузку с грудных мышц. В этом случае вскоре наступала смерть либо от удушья, либо от сердечной недостаточности. Солдаты перебили ноги двум ворам, которых распяли вместе с Иисусом, но Его ноги не тронули, увидев, что Он уже мертв.

Истечение крови и воды.

Один из палачей "копьём пронзил Иисусу ребра", и, как написано у Иоанна (19:34), "... тотчас истекла кровь и вода". Дэвис считает, что это было "истечение водянистой жидкости из околосердечной сумки. Таким образом, у нас имеется достаточно убедительное посмертное свидетельство, что Христос умер не обычной для распятых смертью от удушения, но от сердечного приступа, последовавшего в результате шока и давления жидкости а перикарде на сердце". Хирург д-р Стюард Бергсма писал в связи с "водой и кровью": "Обычно у здорового человека в перикарде находиться 20-30 кубических сантиметров жидкости. Вполне возможно, что в случае колющей раны, поражающей и перикард и сердце, из них может достаточное количество жидкости, которую наблюдатель может принять за воду" ("Калвин форум, март 1948). "В ряде случаев, пишет он далее, вскрытие после разрыва сердца показало, что "в перикардиальной полости скапливалось примерно 500 кубических сантиметров жидкости и свежих сгустков крови". Бергсма приводит мнение двух других известных специалистов, утверждающих, что при разрыве сердца "смерть наступает так внезапно, что человек на глазах у присутствующих просто падает замертво либо его находят уже мертвым. В огромном большинстве случаев наблюдается полный разрыв сердечной стенки, вызывающий обширное кровоизлияние".

По римским обычаям.

Прибив преступника ко кресту, над его головой вешали табличку с описанием его преступления. Над головой Христа была сделана надпись: "Иисус Назорей, Царь Иудейский". Обычно римские солдаты делили между собой одежду распятого. Однако поскольку у Христа был только один хитон, они бросили жребий, чтобы решить, кому он достанется. Пилат требовал, чтобы смерть Христа была удостоверена, прежде чем Его тело отдадут Иосифу из Аримафеи. Он разрешил снять Христа с креста только после того, как четыре палача удостоверились в его смерти.

Эффективность казни.

Эффективность казни была широко известна во времена Христа. Пол Л. Майер пишет: "В истории отмечен лишь один случай, когда распятый был снят с креста и выжил. Еврейский историк Иосиф Флавий, перешедший на сторону римлян во время восстания 66 года до н. э. узнал, что римляне распинают троих его друзей. Он попросил римского командующего Тита отсрочить казнь, и их немедленно сняли с крестов. Тем не менее, двое их них вскоре умерли, хотя, судя по всему, пробыли на кресте совсем не долго. Однако в случае Иисуса надо учитывать дополнительные осложнения, вызванные бичеванием и истощением организма, не говоря уже об ударе копьем, которое сломало Ему грудную клетку и, вероятно, пробило околосердечную сумку. Римская казнь через распятие отличалась особой эффективностью: живым с креста не ушел никто".


На представленный ниже очерк распространяется действие Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.). Удаление размещённых на этой странице знаков "копирайт" (либо замещение их иными) при копировании даных материалов и последующем их воспроизведении в электронных сетях, является грубейшим нарушением ст.9 ("Возникновение авторского права. Презумпция авторства.") упомянутого Закона. Использование материалов, размещённых в качестве содержательного контента, при изготовлении разного рода печатной продукции (антологий, альманахов, хрестоматий и пр.), без указания источника их происхождения (т.е. сайта "Загадочные преступления прошлого"(http://www..11 ("Авторское право составителей сборников и других составных произведений") всё того же Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".
Раздел V ("Защита авторских и смежных прав") упомянутого Закона, а также часть 4 ГК РФ, предоставляют создателям сайта "Загадочные преступления прошлого" широкие возможности по преследованию плагиаторов в суде и защите своих имущественных интересов (получения с ответчиков: а)компенсации, б)возмещения морального вреда и в)упущенной выгоды) на протяжении 70 лет с момента возникновения нашего авторского права (т.е. по меньше мере до 2069 г.). ©А.И.Ракитин, 2009 ©"Загадочные преступления прошлого", 2009

Всякому, хоть раз в жизни бывавшему в христианском храме, хорошо известно, что подразумевается под понятием "распятие". Между тем, классический вид христианского распятия, изображающего Спасителя на кресте, является не только весьма условным, но и прямо несоответствующим исторической правде. Разумеется, в сакральном символе бессмысленно (да и не нужно) искать точности исторического документа, но тем интереснее с точки зрения человека 21-го столетия разобраться в том, что же именно представляло собой распятие, как способ казни?
Под распятием в настоящем очерке будет пониматься укрепление приговорённого к смерти человека на вертикально стоящей поверхности с целью прерывания его жизни длительным статическим воздействием силы притяжения. Именно такое, несколько корявое на первый взгляд определение, как нельзя точнее передаёт сущность этой весьма необычной казни.
"Самая ужасная из всех казней, какие придумали люди"- так высказался о распятии Цицерон. Появилась эта чудовищная казнь в Малой Азии и во времена греко-персидских войн стала известна грекам. Мы знаем, что Александр Македонский велел распять на кресте врача, который оказался не в силах спасти жизнь его другу Гефестиону. Много позже - в 166 г. до н.э. - наместник селевкидов в г. Иерусалиме Позрет Ресит велел казнить посредством распятия грека Казолуя, еретика и чародея.
Уже от греков распятие стало известно римлянам. Чрезвычайная мучительность смерти на кресте сделала её излюбленным способом казни рабов. Известна сатира Ювенала, в которой автор издевается над римской матроной (женщиной благородного звания), решившей по собственной прихоти распять раба.
Ввиду особенностей казни (об этом будет написано ниже) римляне не распинали приговорённых к смерти в пределах городской черты. Здравый смысл и развитые представления об общественной гигиене не позволяли им оставлять большое число разлагающихся трупов в местах массового проживания людей. Поэтому место для распятий, именуемое по латыни sestertium, было вынесено далеко от стен Рима и помещалось в лесу. Известно, что особый палач, предназначенный городскими властями только для распятия людей, проживал рядом с этим местом. Он не снимал тел с крестов (у римлян вообще не было традиции снимать тела распятых), а занимался тем, что исполнял приговоры в отношении смертников и готовил места для новых распятий. В sestertium"е, видимо, одновременно находилось большое количество распятых тел; счёт их, возможно, шёл на сотни или даже тысячи. Сейчас даже трудно вообразить настоящий частокол из тел разной степени разложения на крестах всевозможных видов. Это было своеобразное кладбище, только трупы в нём не прятались в землю, а выставлялись напоказ... Огромное число птиц кормилось человеческими останками, удивительно даже, как это Голливуд до сих пор не использовал sestertium в своих поделках; подобный видеоряд, думается, потряс бы воображение современных зрителей.
Римляне широко использовали распятие как средство казни мятежников. Вот всего пара цитат: "Солдаты в своём ожесточении и ненависти пригвождали пленных для насмешки в самых различных направлениях и разнообразных позах. Число распятых до того возрастало, что нехватало места для крестов и недоставало крестов для тел. (...) После предварительного бичевания и всевозможного рода пыток они были распяты на виду (защитников - прим. murders site) стены. Тит хотя жалел этих несчастных, которых ежедневно было приводимо пятьсот человек, а иногда и больше, но с другой стороны, считал опасным отпускать на свободу людей, взятых в плен силой (...)" (Иосиф Флавий. "Иудейская война", кн. 5, гл. 11) ; "Пленные были беспощадно распинаемы, и вообще восстание было задушено с неслыханным прежде количеством казней" (Т. Моммзен. "История Рима", кн.5, гл. 1). В первом случае речь идёт о восстании в римской провинции Иудея, во втором - о восстании Спартака.
Разумеется, римляне знали, что делали. Они вполне могли отрубить пленникам головы или, скажем, повесить их. Но они предпочли распятие всем другим видам казни прежде всего из-за огромной силы его психовизуального воздействия. Раб, увидевший другого раба на кресте, уже никогда не поднимет восстания - наверное так рассуждали римские военначальники, санкционируя массовые казни пленных именно посредством распятия.
Римляне распинали смертников на перекрещивающихся деревянных брусьях, именовавшихся "крестами". Существовало три основных вида крестов: "тау"-образные (Т), "экс"-образные (Х) и, уж извините за тавтологию, "крестообразные" (+). Кресты изготавливались сравнительно небольшого размера, во всяком случае, много меньше того, какими их изображают на иконах либо в настенных росписях христианских церквей. Подавляющее большинство римских крестов имело длину около 3,3 м., лишь некоторые достигали 3,7 м. Если учесть, что часть креста уходила в землю при установке, а верхняя перекладина крепилась отнюдь не на самом верху столба (кроме Т-образных крестов), то получится, что ноги смертника находились всего на 0,5-0,8 м. от грунта. Кресты не имели подставок под ноги, которые иногда можно видеть на католических распятиях; ноги смертника выворачивались таким образом, чтобы ступни его прилегали к вертикальной поверхности. Смертник не обязательно располагался на кресте головой вверх, вообще говоря, положение его тела могло быть произвольным, вплоть до того, что его прибивали головою вниз. Римское закон никак не ограждал право приговорённого умереть согласно выработанному регламенту и никак иначе.

рис. 1 и 2: Слева: канонический вид распятия в католическом храме. Несмотря на его кажущийся натурализм, оно имеет лишь самое общее сходство с настоящим. Справа: картина Антонелло де Мессина "Распятие". Казнь Иисуса Христа и связанные с нею представления о всеобщей искупительной жертве Спасителя, на протяжении столетий являлись мощным источником вдохновения для христианских художников и скульпторов. Именно благодаря этому абсолютное большинство европейцев хорошо представляет себе эту архаичную казнь, неприменяемую уже более 1,5 тысячелетий.

Известно, что осуждённых на казнь римляне имели обыкновение подвергать порке "флаграми" (бичами в концы которых вплетались свинцовые или костяные грузила). Известны "флагры" с 1, 2 или 3 концами, большое их количество найдено при раскопках Помпей и Геркуланума. Удар подобным бичом оставлял рассечение кожи длиной до 4 см. Считается, что число ударов "флагрой" не превышало 39 ("сорок без одного"), поскольку от большего их числа приговорённый мог умереть раньше времени, но это правило, скорее всего, соблюдалось не очень строго. На Туринской плащанице, например, можно видеть большое число повреждений кожи, оставленных ударами "флагр" (предпринимались попытки сосчитать количество ударов, полученных завёрнутым в плащаницу человеком. Считается, что ему нанесли 57 ударов 3-хвостовой "флагрой", 18 - 2-хвостовой и 21 - 1-хвостовой. Можно усомниться в точности подсчёта, но в любом случае следует признать, что суммарное количество перенесённых смертником ударов значительно превышало 39). Лишь после порки смертника римляне приступали к укреплению его тела на кресте.
Как практически осуществлялось распинание? Двумя способами, выбор между которыми оставался за палачом.
Первый: смертника укладывали на собранный крест, располагавшийся горизонтально, пригвождали его руки и ноги, после чего крест устанавливали вертикально. В ходе таких манипуляций человек испытывал жесточайшие мучения из-за постоянного сотрясения креста.
Второй: собранный крест устанавливали вертикально и лишь после этого прибивали к нему смертника.
Второй способ, очевидно, можно считать более "гуманным".
В какие части тела палач забивал гвозди? Вопрос кажется странным, поскольку всем прекрасно известен вид традиционного распятия, используемого в христианской религии в качестве образа казнённого на кресте Христа. Из рассмотрения подобного распятия можно заключить, что гвозди забивались в ладони и ступни смертника. Между тем, даже простейшее размышление над физической стороной процесса наводит на мысль, что настоящее распятие никак не могло осуществляться подобным образом. Плоть человеческих ладоней тонка и мягка, она сравнительно легко протыкается и прорывается, а потому массивное тело никак не может быть удержано на весу всего двумя гвоздями, вбитыми в ладони - железо просто-напросто прорвёт плоть.
Обстоятельство это серьёзно смущало как врачей-анатомов, так и художников, ставивших перед собою задачу натуралистично изображать распятие. Первая достоверно известная попытка реконструировать подлинное распятие была осуществлена в 1801 г. в Великобритании. Тогда Королевская Академия искусств выкупила труп повешенного убийцы Джеймса Легга у госпиталя, куда тот был сдан для анатомических опытов, и в присутствии членов академии - скульпторов и художников - было осуществлено его распятие на кресте. Убедившись, что тело не может висеть будучи прибитым к кресту через ладони, англичане оказались вынуждены прибегнуть к помощи верёвок, которыми они притянули локти к поперечной перекладине.
Много позже реконструкцией казни на кресте занялся доктор Пьер Барбе, врач из госпиталя Св. Иосифа в Париже, увлечённый изучением Туринской плащаницы. В 1930-х гг. он провёл около 40 экспериментов на трупах и отдельных человеческих конечностях, в ходе которых доказал, что человеческое тело не может быть удержано вертикально на кресте в случае забивания гвоздей в ладони. По мнению Барбе, палачи должны были забивать гвозди только так, как это видно на Туринской плащанице - в место схождения лучевой и локтевой костей у запястья, именуемое анатомами "пятном Дестота". Сделанное открытие Пьер Барбе использовал как одно из доказательств подлинности христианской реликвии.
Раз уж пришлось упомянуть о Туринской плщанице, добавим, что вопрос её подлинности имеет несколько существенных аспектов. Один из таковых существенных аспектов состоит в том, что необходимо доказать её истинную подлинность в сравнении с другими "подлинными" плащаницами. Дело в том, что в Средние века католики в силу присущей их церкви меркантильности и стремлении извлекать практическую выгоду из христианской идеи, понаделали огромное количество "подлинных плащаниц" ; исторические предания сохранили упоминания о более чем сотне таких артефактов, разбросанных по соборам Западной Европы. Сами того не понимая, католики грубо девальвировали, обесценили идею почитания святых реликвий. Достаточно сказать, что даже сейчас - в 2007 г. - в Западной Европе католиками сохраняются и почитаются "подлинными" 26 плащаниц (напр., в Безансоне, Ксабрегасе, Шампье, Турине и др. местах), кроме того выставлены на обозрение сразу 2 "подлинные" чаши Иосифа Аримафейского (т.н. Грааль), а терновый венок, который якобы был помещён на голову Спасителю, в настоящее время не имеет ни одной колючки - за минувшие столетия все они были обломаны и проданы или подарены "в розницу". Кстати, попытки сосчитать число разошедшихся по миру "шипов" из этого тернового венца, даёт число более 300 (!). Такого количества колючек нет вырастает даже на целом кусте терновника. Правда, объективности ради следует признать, что в новейшую эпоху католическая Церковь перестала настаивать на том, что имеющиеся в её распоряжении плащаницы являются подлинными артефактами. Нынешняя точка зрения Ватикана на эти реликвии сводится к тому, что они считаются "иконами" на ткани, т.е. изображениями, призванными пробуждать религиозные чувства, и отнюдь не аутентичны тем пеленам, в которое было завёрнуто тело Спасителя нашего Иисуса Христа.
Пьер Барбе посчитал доказаным, что гвозди распинаемым забивали не в ладони, а в место на предплечьи сразу позади запястья. Его исследования дали и ещё один неожиданный результат: дело в том, что через "пятно Дестота" проходит крупный нерв, передающий импульсы к пальцам руки, и забиваемый гвоздь неизбежно должен был этот нерв задеть. А в этом случае большой палец руки рефлекторно заворачивался внутрь ладони, остальные же пальцы оставались прямыми. Подобное загибание большого пальца к центру ладони наблюдалось у покойников спустя даже несколько дней после смерти, а значит, тем более такое явление д.б. проявляться у живых людей.
Примечательно, что некоторые иконы, датируемые концом 12 - началом 14-го веков, изображают распятого Спасителя как раз с гвоздями в запястьях и пригнутыми к ладоням большими пальцами рук. На более поздних иконах традиция подобного изображения распятия исчезает. Объяснение этому любопытному факту может быть одно: европейские иконописцы 13-го века могли видеть распятых людей во время крестовых походов и путешествий в Палестину, захваченную крестоносцами; арабы иногда распинали пленных христиан и будущие художники анатомически точно воспроизводили то, что видели своими глазами. Позднее информация о сделанных наблюдениях забылась и распятия приобрели свой канонический, но не соответствующий действительности вид.
Такова была версия Пьера Барбе, основанная на косвенных соображениях и опытах над покойниками. Долгое время она не находила подтверждения, поскольку археология не располагала ни одним скелетом распятого человека. Но в июне 1968 г. в Иерусалиме были сделаны находки, позволившие впервые в точности реконструировать способ казни через распятие.
Тогда в пятистах метрах от Старых Дамасских ворот было обнаружено древнееврейское захоронение, сделанное не позже 70 г. н.э. Оно представляло собой 15 больших глиняных сосудов с широкими горлышками (т.н. оссуариев), в каждом из которых находились человеческие останки. Один из похороненных оказался распят, изучение его скелета позволило точно понять каким образом этот человек был умерщвлён. Исследованием этого скелета занимался доктор антропологии из Иерусалимского Еврейского университета Н. Хаас. Он установил, что погибший был прибит в кресту в положении "сидя на корточках". Видимо, это был тот случай, когда палач "для насмешки" придал смертнику необычную позу (о такой традиции упоминал Иосиф Флавий). Казнённый, по имени Иехоханан имел рост около 1,74 м. и возраст не более 30 лет; как и предполагал Пьер Барбе, его руки оказались пробиты не в ладонях, а в местах соединения лучевой и локтевой костей. Особенную ценность находка скелета Иехоханана имела ещё и потому, что внутри оссуария оказались найдены гвозди, которым палач прибивал казнимого к кресту. Никогда прежде в руки археологов не попадали подлинные гвозди с распятий; есть основания считать, что они почитались древними своеобразными амулетами, "оберегами" от подобной казни, а потому распродавались после снятия с креста. В оссуарии были найдены два гвоздя - один из них пронзал левое запястье скелета, а второй - обе пяточные кости.
Последнее обстоятельство с очевидностью доказало, что расположение гвоздя в ногах канонического христианского распятия также не совсем верно. Гвоздь забивался вовсе не в ступню (т.е. не между костями плюсны), а примерно 10 см. выше, в лодыжку. Входя в вытянутую ногу спереди, гвоздь выходил через пятку; при положении "нога на ногу" одним гвоздём пробивались сразу две пяточные кости. Примечательно, что для казни использовались сравнительно небольшие грубо кованные гвозди с сильно выраженной конусностью; длина гвоздя, пробившего ноги, составляла всего 11,5 см. Его забивали с большим усилием и шляпка, видимо, заметно вдавливалась в плоть, усиливая страдания смертника.
Отчего же умирал распятый? Ответ на этот вопрос отнюдь не столь очевиден, как может показаться на первый взгляд. Несмотря на тяжесть страданий смертника, палач не причинял ему ни одного смертельного ранения. Следует признать, что и порка "флаграми", и забивание гвоздей в конечности, и последующий подъём тела вместе с крестом - это, безусловно, тяжкие и мучительные испытания, но сами по себе они не могли привести здорового человека к смерти.
Известно, что распятые в течение долгого времени могли оставаться в сознании и тогда, для ускорения их смерти, палач ударом палки дробил им голени. После этого смерть действительно наступала в скором времени. Очевидно, этому способствовало то обстоятельство, что человек лишался возможности опираться на поломанные ноги: вес тела полностью переносился на руки, что резко ускоряло кончину жертвы.
С точки зрения современных судебно-медицинских представлений в процессе распятия человек умирал от удушия, развивавшегося в процессе сдавления лёгких напряжёнными мышцами груди. Лёгкие человека находятся в своеобразном мышечном корсете; можно сказать, что разведёные в стороны руки, принимающие на себя вес тела, медленно и неклонно стягивают его. Человек медленно задыхался под весом собственного тела и именно удушие убивало распятого, а отнюдь не кровоточившие раны или болевой шок. Умиравший мог частично облегчать страдания, привставая на прибитые к кресту ноги и тем самым разгружая руки. С большой долей вероятности можно предположить, что распятые люди отнюдь не висели статично, а постоянно шевелились, опираясь на ноги и привставая, а затем вновь повисая на руках. Выносливый, сильный мужчина мог совершать подобные движения многие часы. Понятно, что в таком случае смерть на кресте могла растягиваться на сутки и даже более. Именно для того, чтобы исключить возможность опираться на ноги и максимально ускорить смерть, палачи перебивали голени распятых. Повисший на руках человек умирал сравнительно быстро - на это требовалось менее часа.
С момента гибели Римской Империи распятие перестало быть государственным наказанием - христианская цивилизация отказалась от него, как оскверняющего память Спасителя. Те достоверные случаи распятия, что известны в новейшее время, имели место в гражданских или межрелигиозных войнах; там распятие выступало именно как элемент религиозного поругания, крайнего оскорбления христианских верующих. Известны случаи распятия православных священнослужителей большевистскими карателями в годы Гражданской войны 1918-22 гг. в России, во время геноцида христиан в суданской провинции Дарфур в конце 20-го столетия, а также в Чечне в 90-х гг. прошлого века.
В 2006 г. выпускающая телекомпания "Fireflу" подготовила для телеканала "Channel 4" документальный фильм, посвящённый истории распятия. Предполагалось, что телевизионный проект расскажет о различных аспектах этого вида казни и технических особенностях её осуществления. Гюнтер фон Хагенс, организатор скандально известной выставки "Мир тела", должен был продемонстрировать перед телекамерами процесс распятия с использованием настоящего человеческого трупа. Анонс фильма вызвал протесты в христианском мире; верующие самых разных европейских государств не без основания заподозрили попытку профанации христианского вероучения создателями телефильма и использования евангелической истории для создания низкопробного продукта, лишённого всякой информационной и научной ценности. Опасения такого рода укреплялись приглашением для съёмок Г.Хагенса; последний, как известно, не имеет судебно-медицинского образования и не является анатомом (кроме того, Хагенс никогда нигде не преподавал, его звание "профессор" является почётным). Международная христианская организация "Christian Voice" пригрозила судебным иском продюссеру телекомпании Николасу Корвину, если только созданный им фильм будет сочтён кощунственным.
К сожалению, чем закончилась эта история создателям "Загадочных преступлений прошлого" неизвестно. Будем признательны, если кто-то из наших читателей сообщит её детали.
Завершая разговор об истории распятия, нельзя не упомянуть об исторических реконструкциях этой казни, устраиваемых в Страстную пятницу на Филлипинах. Как известно, население этой страны в своём подавляющем большинстве имеет крепкие католические корни и демонстрация религиозного чувства в конце 20-го столетия приняла там довольно необычные формы. Некоторые филлипинцы, принявшие в течение года соответствующий обет, участвуют в многочасовом действе, в деталях повторяющем путь на Голгофу Иисуса Христа. Они несут на себе кресты, подвергаются бичеванию "флаграми", после чего их распинают, забивая гвозди в ладони и ступни.

рис. 3: Эта фотография сделана в 2004 г. на историческом фестивале-реконструкции в городке Сан-Пауло, Филлипины, во время которого добровольцы воспроизводят обстоятельства гибели на кресте Господа Бога нашего Иисуса Христа.

Родоначальником этой в высшей степени необычной реконструкции является филлипинец Рубен Энайе, строитель по профессии, чудом избежавший смерти при падении с большой высоты в 1982 г. Находясь в больнице, он принёс обет подвергнуть себя распятию; по мнению Энайе, его твёрдость в страданиях должна была послужить во славу Христову. Почин Рубена нашёл отклик многочисленных последователей, число которых год от года растёт. В реконструкции ныне принимает участие несколько сотен человек: часть из них изображает римских легионеров, часть - иудейских обывателей и в целом это действо выглядит весьма красочно. Местом проведения необычной постановки является небольшой населённый пункт Сан-Пауло в 75 км. от столицы Филлипин г. Манила. Фестиваль этот проходит при стечении тысяч людей со всех Филлипин, из-за границы приезжают многочисленные туристы; телерепортажи о нём транслируются практически по всему миру. Число распинаемых людей год от года меняется и иногда превышает 20 человек. Все, желающие быть рапятыми, должны пройти медицинский контроль и получить соответствующий допуск. Некоторые из участников этого шоу принимают в нём участие на протяжении нескольких лет. Несмотря на присутствие медицинского персонала никаких обезболивающих средств не используется, лишь после снятия с креста осуществляется антисептическая обработка ран. На любом из этапов этой демонстрации доброволец может отказаться от дальнейшего распятия и случаи таких отказов, кстати, имеют место каждый год. Этот момент наглядно демонстрирует пугающую чудовищность этой расправы - даже физически здоровые люди, укреплённые глубоким религиозным чувством и осведомлённые о присутствии врачей, готовых немедленно оказать помощь, способны дрогнуть от осознания ужаса страдания, причиняемого распятием.
Остаётся добавить, что всех добровольцев в упомянутой исторической реконструкции распинают в том каноническом виде, что известен нам из христианских преданий (т.е. на "+"-образных крестах, путём забивания гвоздей в ладони и ступни). Для того, чтобы тела не срывались с воздвигаемых крестов под воздействием силы тяжести, локти и плечи распятых притягивают к перекладине верёвками (что ещё раз доказывает несоответствие истине канонического изображения распятия), либо лишь приподнимают кресты над землёй, не устанавливая их вертикально. Кроме того, для ослабления давления на руки, под ногами распинаемых крепятся небольшие площадки-подставки, коих на настоящих римских крестах не существовало.
Следует подчеркнуть, что римско-католическая церковь не благославляет участников данной исторической реконструкции.

Нам нередко приходилось созерцать репродукции картин мировой живописи с изображением распятия Иисуса Христа. А таких полотен, написанных старыми мастерами разных стран и художественных направлений, большое множество. Однако мало кто из нас задумывался о значении аббревиатуры на табличке над головой Спасителя и о том, почему одни художники изображали на распятии его живым и торжествующим, а иные - мертвым и застывшем в позе мученика.

Распятие на кресте - древний вид казни

Распятие на кресте - вид казни, который был весьма распространен во многих странах мира. Так казнили в Японии, Китае, Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Однако особо часто к ней прибегали в Древнем Риме. И что интересно, она была довольно распространенным наказанием в Римской империи задолго до рождества Христова.


Распятие на кресте у римлян. Автор: Василий Верещагин.

"Причина, по которой людей распинали, часто состояла в том, что, кроме умерщвления, хотелось еще и публично унизить врага на устрашение другим. Сохранились описания того, как палач оставлял распятых в таком положении на пару часов или до заката солнца, а затем убивал их мечом" ,- писал в своих трудах профессор истории Таймон Скрич.

Иисус - вселенская любовь

Однако для многих из нас распятие ассоциируется лишь с одним историческим событием – казнью Иисуса Христа, который по доброй воле взял на себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мученической смертью.


Иконография. Ведение ко Кресту.

В те далекие времена всех инакомыслящих преследовали и карали беспощадно. Но Иисус и его ученики, невзирая на смертельную опасность, несли веру в народ, завоевывали сердце за сердцем, страну за страной и вовсе не оружием - а любовью. Это спустя столетия, когда христианская религия станет иметь под собой государственную основу, начнется насильственное крещение, наступят страшные времена крестоносцев и инквизиции.


На Голгофе. (1841). Автор: Штейбен Карл Карлович.

А до того Сын Божий, любящий всех людей, весь род человеческий, взойдет на Голгофу и будет распят, во имя спасения наших душ. Поэтому в каждом из нас есть искра Божия и все мы ходим с нею в сердце, и верующие, и неверующие. И все жаждем любви и добра.

Да, мы знаем, "что Христос умер на кресте, но мы знаем и то, что потом он воскрес, и то, что страдал он добровольно, чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно".

Образ Спасителя в православии и католицизме

В католицизме и православии существуют не только различия в форме креста (первый - четырехконечный, второй - восьмиконечный), но и в самом образе Иисуса Христа на нем. Так, до 9 столетия в иконографии Спаситель изображался на распятии не только живым, но и торжествующим. А начиная с 10 века, в Западной Европе начали появляться изображения мертвого Иисуса.


Распятие Христа. Автор: Виктор Михайлович Васнецов.

На православной интерпретации распятия облик Христа так и остался торжествующим. На кресте он "не умирает, а свободно простирает руки, ладони его открыты, будто хочет обнять все человечество, даря ему свою любовь и открывая путь к вечной жизни."


Распятие.(1514 год.) Автор: Альбрехт Альтдорфер.

В католическом же распятии изображение Христа намного реалистичней. На нем изображают Иисуса мертвым, а иногда и с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах. В иконографии проявляются все страдания истязаемого человека и муки, которые пришлось испытать Сыну Божьему. На его лице следы невыносимой боли, руки провисли под тяжестью тела, которое очень правдоподобно изогнуто.


Рогир ван дер Вейден.

На католическом кресте Христос мертв, в нем нет торжества победы над смертью, того торжества, что видим в православной иконографии.


Распятие. Автор: Андреа Мантенья.

Крест сопровождает христианина всю его жизнь, он его видит и в храмах и носит на груди как защиту. Поэтому каждому интересно будет узнать о значении аббревиатуры на титле распятия.

Надпись на орудии казни Спасителя - "I.Н.Ц.I.", она же - "I.N.R.I", а в некоторых восточных церквях -"I.N.B.I." расшифровывается как "Иисус Назорянин Царь Иудейский". Первоначально эта фраза была написана на табличке на еврейском, греческом, римском языках и прикреплена к кресту, на котором принял мученическую смерть Христос. Согласно закону того времени такие надписи полагались каждому осужденному на смерть, чтобы все могли узнать о вине которую ему инкриминировали.


Титло INRI (лат. titulus) - христианская реликвия, найденная в 326 году императрицей Еленой.

Как известно со Священного писания, Понтий Пилат не нашелся, как по другому описать вину Христа, поэтому на табличке появились слова «Иисус Назорянин Царь Иудейский»

Со временем эту надпись в иконографии заменили аббревиатурой. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНВІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).


Иисус на кресте. Автор: Хусепе де Рибера.

Существует также иная православная надпись - «Царь мира», в славянских странах - «Царь славы». Кроме того, в православной Византии сохранились гвозди, которыми Сын Божий был прибит к кресту. Согласно жизнеописанию Иисуса точно известно, что их четыре, а не три как принято изображать на католическом распятии. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями - каждая по отдельности. А изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось на Западе во второй половине 13 столетия.

Распятие имеет еще несколько аббревиатур: над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» - имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» - Победитель.

Распятие в немецкой живописи

Многие живописцы, обращаясь к этой теме, привнесли в историю искусства множество различных интерпретаций этой казни. Слово "crux" в переводе с латинского "крест" изначально имело более широкий смысл, и могло обозначать любой столб, на котором вешали приговоренных к смерти. К примеру, на многих полотнах видим распятие Спасителя на Т-образном кресте.


Автор: Лукас Кранах Старший.
Альбрехт Альтдорфер. (1520).


Автор: Ганс Мемлинг. 1491 год.
Автор: Ганс Мемлинг.
Автор: Робер Кампен.
Автор: Маттиас Грюневальд.

Распятие в испанской живописи

Как видим на распятиях лучших мастеров испанской живописи нет никакого фона, никаких многофигурных композиций – только фигура самого Иисуса.


Автор: Эль Греко
Автор: Франсиско де Сурбаран.
Автор: Франциско Гойя.
Автор: Диего Веласкес.


Автор: Джованни Беллини.
Автор: Паоло Веронезе.


Распятие Иисуса. Автор: Карл Брюллов.
Автор: Василий Верещанин.
Автор: В.А. Котарбинский.
Автор: В. Л. Боровиковский.
Распятие Христа. Автор: Михаил Нестеров.
Распятие Христа. В. В. Беляев. Мозаика храма Воскресения Христова. Санкт-Петербург

Казнь и смерть Христа была сопровождена грозными явлениями природы: землетрясением, громом и молнией, померкнувшим солнцем и багровой луной, что и видим в работах некоторых живописцев.


Автор: В.А. Голынский.

Возвращаясь к истории страшной казни на кресте, хотелось бы заметить, что Римский император Константин, приняв христианство, в 4 веке нашей эры ввел указ на запрет казни через распятие. Однако спустя 1000 лет она вернулась на другом конце Земли - так казнили христиан в Японии. В 1597 году в Нагасаки были распяты 26 христиан, и далее, на протяжении следующего столетия еще сотни людей были казнены в такой ужасающий способ.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится


    0 0 0

Распятие на кресте – вид казни, практиковавшийся в древние времена. Приговорённого крепили к деревянному столбу или кресту, стоящему вертикально, и человек медленно умирал, испытывая при этом сильные мучения. Наказание по своей сути ужасное, но оно регулярно применялось в некоторых древних царствах и империях. В то же время неизвестно, где такая казнь появилась впервые.

Предполагается, что её начали практиковать в Древнем Вавилоне и Ассирии. Затем данное наказание переняли персы. Особенно оно пользовалось популярностью в период правления династии Ахеменидов. Именно у них распятие переняли древние греки и распространили его по своим многочисленным колониям.

Когда на политическую арену вышел Древний Рим, то активно задействовал этот вид казни. Римляне посчитали его чрезвычайно эффективным в плане устрашения непокорных. Когда было подавлено восстание Спартака, то всех пленённых рабов, а было их около 6 тысяч, распяли на одной из общественных дорог – Аппиевой. Её протяжённость составляла 195 км, а тянулась она от Рима до Капуи (город в Южной Италии).

На всём протяжении дороги нескончаемым частоколом стояли кресты с распятыми на них телами. Умерших с крестов не снимали, а так и оставляли висеть до полного разложения трупов. Над ними парили хищные птицы, в траве шныряли грызуны, а воздух был пропитан гнилым мертвичным запахом. Такое зрелище у любого могло вызвать чувство содрогания и ужаса.

Надо сказать, что в Древнем Риме трупы не закапывали в землю, а сжигали. Однако на распятых преступников это правило не распространялось. Их оставляли висеть на крестах до полного разложения и истления. Сама казнь всегда осуществлялось за городскими стенами. Существовали места, специально приспособленные для распятия. На латыни они назывались sestertium.

Так в Риме преступников казнили подобным образом в нескольких километрах от города. В лесу имелась обширная поляна, на которой нескончаемым частоколом стояли кресты с висящими на них трупами. Их никто не снимал и не убирал. Приводили новых осуждённых, вешали на крестах и уходили. Дальнейшая их судьба никого не волновала. Лишь стражники, нёсшие службу возле поляны, следили за тем, чтобы возле вновь распятых не появлялись подозрительные личности.

Аналогичным образом был казнён Иисус Христос. Его подвергли распятию на кресте, и последний стал главным символом христианской веры. Однако надо заметить, что кресты были разными. Отличались они по форме. Она была Т-образной, Х-образной и привычной для нас крестообразной. В длину такие приспособления достигали максимум 4 метров. Из закапывали в землю на глубину не более полутора метров. Таким образом, их высота составляла примерно 2,5 метра. Приговорённый висел не у самой вершины, а поэтому до земли от ног смертника оставалось 40-60 см.

Перед распятием преступников вначале пороли специальными кнутами, в которые были вплетены куски свинца. Процедура эта была чрезвычайно болезненной. После порки на теле оставались глубокие кровоточащие раны. Затем приговорённых укладывали на лежащие кресты, приколачивали руки и ноги, поднимали крест вертикально и крепили в грунте. Гораздо реже преступников крепили на уже вертикально стоящих крестах. Примечательно то, что к месту казни кресты несли на себе сами осуждённые.

На иконах обычно изображён распятый Христос с гвоздями, вбитыми в ладони. Но это неправильно. Гвозди вбивали в руки выше запястий, так как закреплённое на ладонях тело сползло бы вниз. Можно конечно было бы привязывать руки верёвками, но в случае массовых казней понадобилось бы очень много верёвок, а государственные органы во все времена отличались экономией и практичностью.

Что касается ног, то тут гвозди вбивали не в ступни, а в лодыжки. Ноги скрещивали в положении нога на ногу, затем под углом сверху вниз вбивали гвоздь в лодыжку одной ноги, и тот выходил через пятку второй ноги. Таким способом тело фиксировалось на кресте. Гвозди имели не большую длину, поэтому шляпка впивалась в ногу и усиливала страдания распятого.

Рассматриваемый вид казни примечателен тем, что подверженный наказанию человек очень долго оставался в сознании, испытывая при этом невыносимые муки. Иногда, чтобы прекратить страдания, обречённому перебивали голени. Несчастный при этом лишался возможности опираться на ноги, чтобы сделать вдох грудью, и очень быстро умирал. Причиной же смерти становилось удушье.

Когда Римская империя пала, то распятие на кресте тоже кануло в небытие. Византийская империя, ставшая флагманом христианства, отказалась от этого вида казни, посчитав его осквернением памяти Сына Божьего. Не взяли распятие на вооружение и варвары. Даже их чёрствые души не смогли принять столь изуверское лишение человека жизни.

В Средние века данный вид казни не практиковался. По-крайней мере такие факты не известны. В Японии в XIX веке был распят некий Сокити 25 лет за убийство сына своего хозяина во время ограбления. Его привязали верёвками к столбу с двумя поперечными траверсами. Гвозди при этом не использовались. Долгое время распятие применялось в Бирме, при этом приговорённым вначале выкалывали глаза.

В годы революции в России распятию подвергали некоторых православных священников. В Республике Иран по сей день существует наказание в виде распятия. Но на практике оно не применяется. Лишение человека жизни на кресте во все времена было чрезвычайно неполярным деянием у большинства народов. Это сложно объяснить с рациональной точки зрения, так как более изощрённые казни практиковались постоянно, и их современники не видели в этом ничего ужасного.

Станислав Кузьмин

Включайся в дискуссию
Читайте также
Слоеный салат с морковью, свеклой и сыром Салат слоеный с морковью сыром и свеклой
Говядина запеченная в духовке в рукаве куском Приготовление говядины духовке в рукаве
Рецепт курицы, запеченной в духовке