Наука о земле. География:древняя и современная наука Описывает нашу планету наука
От греческих слов «астрон» – звезда, «номос» – закон). Это наука о небесных телах. Она изучает их строение, состав, движение в космическом пространстве, происхождение.
От греческого слова «физис» – природа. Изучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами при нагревании и охлаждении, электричество, звук, свет. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром, как возникает эхо, что такое радуга…
От греческого слова «химевсис» – смешивание. Наука о веществах, их свойствах и превращениях. Вы уже знаете, что тела состоят из веществ. Вода, кислород, углекислый газ, сахар, крахмал, поваренная соль – все это примеры веществ. Их сейчас известно очень много – несколько миллионов. Благодаря химии люди научились получать в лабораториях и на химических заводах те вещества, которые нужны в хозяйстве и в быту.
От греческих слов «гео» – земля, «логос» – наука, учение. Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии. Отдельные разделы геологии изучают горные породы, минералы, ископаемые остатки организмов, движения земной коры. Без геологии невозможен поиск месторождений полезных ископаемых.
От греческих слов «гео» – земля, «графо» – пишу. Это ещё одна наука о земле («землеописание»). Действительно, география описывает нашу планету: какие на ней есть океаны и материки, моря, озера и реки, низменности, возвышенности и горы, какие страны, города и села возникли на Земле, какова жизнь, хозяйство населяющих нашу планету родов…
От греческих слов «биос» – жизнь, «логос» – наука, учение. Это наука о живой природе. Разнообразные существа – бактерии, простейшие грибы, растения, животные заселили океаны и сушу, равнины и горы, почву и даже глубокие, таинственные пещеры. Биология отвечает на вопросы: какие живые существа есть на Земле и сколько их, как устроено и работает живое тело, как размножаются и развиваются живые организмы, как они связаны между собой и неживой природой.
Первые представления о земной поверхности имелись у первобытных охотников и собирателей. Передавая будущим поколениям сведения об окружающем мире, древние люди оставляли рисунки на камне и кости, на коре деревьев и шкурах животных. Так были заложены начальные основы географических знаний.
Рождение науки о Земле
География - одна из древнейших наук. Её название происходит от двух греческих слов: geo - Земля, grapho - пишу (описание). Возникнув в глубокой древности, география сначала действительно имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы брали с собой учёных, чтобы те составляли описания новых земель и народов. Греческий учёный Эратосфен более 2200 лет назад впервые собрал эти описания в научный труд о природе Земли и назвал его «География».
Около 500 лет назад - в эпоху Великих географических открытий - география в течение двух столетий была королевой наук. Монархи и богатые купцы лично обсуждали с географами планы будущих экспедиций и щедро финансировали их путешествия в надежде получить несметные сокровища. За короткий исторический период па карте мира появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель. В это время география представляла собой свод самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы «что это?» и «где это расположено?», указывая местонахождение различных объектов на поверхности Земли. Однако белыми пятками на картах даже в 18 веке оставались Арктика, Австралия, многие внутренние районы материков.
Но мере развития географии её главной задачей стало изучение законов, но которым живёт и развивается наша планета. География начала превращаться из описательной дисциплины в науку, отвечающую на вопрос «почему?». Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы.
Географические науки
Современная география - это сложная разветвлённая система, или «древо» наук. География - единственная наука, которая объединяет разнообразные (знания о природе и людях. Все географические объекты и явления, созданные природой, изучает физическая география. Население и созданные деятельностью людей объекты изучает общественная география. Одна из важнейших задач современной географической науки в целом - исследование многообразного взаимодействия природы и общества для решения стоящих перед человечеством глобальных (мировых) проблем, например, проблемы обеспечения населения продовольствием, природными богатствами, в том числе топливом и водой. Очень важны задачи исследования Мирового океана и космоса. Особое место среди географических наук занимает картография - наука о географических картах. Тесно связана с географией родственная ей наука геология.
Географы сегодня - это специалисты многих профессий. Воды суши исследует гидролог, льды - гляциолог, неровности поверхности Земли - , животный и растительный мир планеты - биотеограф. Геоэкологи предсказывают последствия воздействия человека на природу. В систему географических наук входят и дисциплины практического характера, например медицинская и военная география.
h.120-bal.ru > Астрономия > Тесты
Плешаков 4 класс
ТЕСТ №1 ВАРИАНТ 1
а) история; б) география; в) экология; г) астрономия.
а) 7; б) 9; в) 11. Солнце Венера ПЛАНЕТЫ Полярная Марс ЗВЁЗДЫ Земля Нептун
б) треугольник; г) куб.
Тесты к разделу «Земля и человечество» ТЕСТ №1 ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ АСТРОНОМА» ВАРИАНТ 2
б) астрономы; в) экологи; г) историки. Венера Юпитер ЗВЁЗДЫ Полярная Солнце ПЛАНЕТЫ Земля Сатурн 4. Какова форма Солнце? Обведи нужную букву.
б) квадрат; в) звезда; г) шар.
6. Что относится к небесным телам? Вычеркни лишнее.
Тесты к разделу «Земля и человечество» ТЕСТ №2 ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА» ВАРИАНТ 1
а) астрономия; б) география; в) история; г) экология.
а) модель Солнца; б) модель Земли; в) модель шара.
а) «земное яблоко»; б) «голубой шар»; в) «земной шар». в) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте. б) имеют одну и ту же форму; в) одинаково указаны материки и океаны; г) имеют экватор, параллели и меридианы; д) одинаково указаны Северный Полюс и Южный Полюс. Тесты к разделу «Земля и человечество» ТЕСТ №2 ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ ГЕОГРАФА» ВАРИАНТ 2
а) астрономы; б) биологи; в) географы; г) экологи.
а) карта, на которой дано изображение какой – то территории; б) карта, на которой изображены две половины земного шара; в) карта, на которой изображена вся Земля. б) форму треугольника; в) форму квадрата.
5. Что показывает масштаб? Обведи нужную букву. а) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте; б) показывает количество предметов на местности; в) показывает расстояние на местности между объектами. б) имеют разные обозначения; в) имеют разный масштаб; г) имеют разную форму; д) глобус – это целый шар, а на карте две половинки. Тесты к разделу «Земля и человечество» ТЕСТ №3 ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА» ВАРИАНТ 1
б) история; в) астрономия; г) экология. б) источник, родник, в котором вода выходит на поверхность с давних времён; в) то, что может рассказать нам о прошлом людей. Вычеркни лишнее.
5. В каком городе был открыт первый музей в России – Кунсткамера? Обведи нужную букву.
б) в Москве; в) в Суздале. Тесты к разделу «Земля и человечество» ТЕСТ №3 ТЕМА: «МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА» ВАРИАНТ 2 ФАМИЛИЯ, ИМЯ
________________________________ б) географы; в) астрономы; г) историки. б) хранилище документов; в) древние записи о событиях прошлых лет.
5. Кто открыл первый музей в России – Кунсткамеру? Обведи нужную букву.
б) Иван Грозный; в) Екатерина Вторая. ТЕСТ №4 ВАРИАНТ 1
б) на островах Индийского океана; в) на остовах Северного Ледовитого океана. б) Полярная звезда; в) полярная ночь.
4. Какие животные обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов
. б) нутрии; д) тюлени. а) здесь выращивают фрукты; б) здесь перевозят грузы; в) здесь развит рыболовный промысел; г) здесь добывают полезные ископаемые; д) здесь ведут наблюдения за погодой. Тесты к разделу «Природа России» ТЕСТ №4 ТЕМА: «ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ» ВАРИАНТ 2
б) на островах Северного Ледовитого океана; в) на островах Тихого океана. б) полярная ночь; в) полярный день. Какие растения встречаются в ледяной зоне? Вычеркни лишнее.
4. Какие птицы обитают в Арктике? Обведи буквы правильных ответов.
г) гагарки; д) гаги. б) запрещено движение судов по Северному морскому пути; в) ограничена рыбная ловля; г) полярники расчищают поверхность островов от снега; д) взяты под охрану «птичьи базары». Тесты к разделу «Природа России» ТЕСТ №5 ТЕМА: «ТУНДРА» ВАРИАНТ 1
1. Где расположена зона тундры? Обведи нужную букву. а) севернее арктических пустынь: б) южнее арктических пустынь. долгая
ЛЕТО короткое суровая ЗИМА прохладное 3. Какие растения встречаются в тундре? Вычеркни лишнее.
4. Какие животные обитают в тундре? Обведи буквы правильных ответов. б) тюлень; г) лемминг; д) северный олень. … белые куропатки кречет. а) здесь заготавливают полезные для человека ягоды грибы; б) здесь развито оленеводство; в) здесь добывают каменный уголь, нефть и газ; г) здесь отличные условия для отдыха и лечения; д) здесь развит пушной промысел. Тесты к разделу «Природа России» ТЕСТ №5 |
Добавить документ в свой блог или на сайт
h.120-bal.ru
62. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Науки о Земле – комплекс наук, изучающих Землю, ее геосферы, их природные свойства, население и результаты его хозяйственной деятельности. В число наук о Земле входят естественные и общественные науки. Любая из наук о Земле делится на общую и региональную. Общая наука изучает закономерности, присущие всем объектам, изучаемым этой наукой, а региональная – особенности этих объектов на определенной территории.
Науки, изучающие нашу планету (геология, тектоника, климатология, гидрология, география и т. д.), объединяются в раздел естествознания, называемый землеведением. Приведем лишь самый скромный перечень наук, в сферу исследования которых входит изучение нашей планеты.
Геология – наука о составе, строении, истории развития недр Земли, в первую очередь земной коры, а также о размещении в земной коре полезных ископаемых. В качестве составных частей в геологию входят минералогия (наука о составе и свойствах минералов), петрография (наука о составе и строении горных пород), палеонтология (наука о вымерших растениях и животных), геохронология, тектоника (изучает формы залегания геологических тел, движения земной коры), гидрогеология (наука о подземных водах), геофизика (изучает физические свойства всех геосфер и физические процессы, происходящие в оболочках Земли) и др.
География – система естественных, физико-географических и общественных, экономико-географических наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные и производственные территориальные комплексы, их компоненты и взаимосвязи между ними.
К физико-географическим наукам относятся общее землеведение (изучение Земли как мирового тела и его географической оболочки в целом), ландшаф-товедение (изучение закономерностей территориальной дифференциации географической оболочки), науки, изучающие отдельные компоненты географической оболочки: геоморфология (изучает строение, происхождение и развитие рельефа Земли), метеорология (наука об атмосфере Земли и происходящих в ней процессах), климатология, океанология, гидрология суши, гляциология, география почв, биогеография, палеогеография (изучает историю развития географической оболочки за период, предшествующий современному).
К экономико– и социально-географическим наукам относятся география населения, демография, география промышленности, сельского хозяйства, транспорта, непроизводственной сферы, политическая география, социальная география, экономическая география, страноведение, география рекреации и туризма и другие направления.
Экология – биологическая наука о взаимосвязи организмов и их сообществ с окружающей средой. В настоящее время для экологии характерно своеобразное «распыление» исследований и предмета изучения.
Выделились такие направления, как природопользование, урбоэкология, агроэкология, промышленная экология, инженерная экология и др.
Геодезия – наука, изучающая форму и размеры Земли, методы измерения расстояний, углов и высот на земной поверхности. Раздел геодезии, включающий технологию и организацию измерений на местности для создания карт и планов, обычно называют топографией. Наука о картах, их создании и использовании называется картографией.
Конспект лекций
Классификация наук о Земле
Науки о Земле — комплекс наук, изучающих Землю, ее геосферы, их природные свойства, население и результаты его хозяйственной деятельности.
Геология – комплекс наук о составе, строении, истории развития Земли, движениях земной коры и размещении в недрах Земли полезных ископаемых. Основным объектом изучения, исходя из практических задач человека, является земная кора.
Минералогия и петрография – науки о минералах и горных породах; гидрогеология – наука о подземных водах. Геология занимается изучением законов воды, находящейся на поверхности земли; гидрометрия – наука об измерении воды.
Почвоведение – наука о почвах, их образовании (генезисе), строении, составе и свойствах; о закономерностях их географического распространения; о процессах взаимосвязи с внешней средой, определяющих формирование и развитие главнейшего свойства почв – плодородия; о путях рационального использования почв в сельском и народном хозяйстве и об изменении почвенного покрова в агрикультурных условиях.
Климатология – наука о климате, изучающая причины формирования разных типов климата, их географическое размещение и взаимосвязи климата и других природных явлений. Климатология тесно связана с метеорологией – разделом физики, изучающим краткосрочные состояния атмосферы, т.е. погоду.
Геология входит в число основных естественных наук и в самостоятельную ветвь естествознания выделилась в XVIII – начале XIX века. К числу основоположников научной геологии правомерно относят великого русского ученого М.В. Ломоносова, а из зарубежных – Д. Геттона, Ч.
Ляйеля и др.
Накопление эмпирических знаний о почве началось с того времени, когда человек перешел от сбора дикорастущих растений к выращиванию их на полях, к возделыванию почвы. Первые попытки обобщения этих знаний относятся к античному периоду. Как научная дисциплина почвоведение зародилось в России в конце XIX столетия благодаря трудам выдающихся русских ученых В.В. Докучаева, П.А. Костычева, Н.А. Сибирцева и др., которые разработали его научные основы и главные методы исследований.
Первое научное определение почвы дал В.В. Докучаев в работе «Разбор главнейших почвенных классификаций» (1886): «Я предложил бы разуметь под почвой исключительно только те дневные или близкие к ним горизонты горных пород (все равно каких), которые более или менее естественно изменены взаимным влиянием воды, воздуха и различного рода организмов — живых и мертвых, что сказывается известным образом на составе, структуре и цвете таких продуктов выветривания».
Гидрология как самостоятельная наука возникла в XX в., а до этого времени она составляла один из разделов гидротехники
В число наук о Земле входят:
— естественные науки: геология, физическая география и др.; и
— общественные науки: география населения, экономическая география и др.
Предыдущая12345678910111213141516Следующая
ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:
Как называется наука о Земле?
Окружающий мир (4 «__» класс)
ВАРИАНТ 1 ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________
а) астрономия; б) география; в) история; г) экология. относятся к органам опоры и движения? 1) трахея, лёгкие, пищевод 2) рёбра, позвоночник, мышцы 3) печень, желудок, вены 4) сердце, артерии, головной мозг «Лето здесь очень жаркое и засушливое. Поверхность земли днём может нагреваться до 70°. Многие животные и растения приспособились к этим условиям. Например, корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти 20 м и оттуда добывают воду». Запиши в ответе название природной зоны. Ответ:______________________________________________________ 4. Установи соответствие между датами и событиями. Для каждой даты подбери историческое событие. Соедини стрелками. 5. Продолжи предложение. Причиной смены дня и ночи на нашей планете является постоянное вращение Земли ____________________________________________. __________________________________________________________________________________ «Это твёрдое горючее вещество чёрного цвета. Образовалось данное полезное ископаемое из остатков древних растений, причём сначала образовался торф, а уже затем это более плотное вещество. Добывают его в шахтах и карьерах и используют как топливо». топлива? 1) каменный уголь и природный газ 2) железную руду и медный колчедан 3) алюминиевую руду и кварцевый песок 4) известняк и чёрный гранит 8. Выбери верное утверждение об образе жизни древних славян. Обведи номер ответа. 1) Древние славяне носили одежду из белого хлопка. 2) Основным строительным материалом у древних славян было дерево. 3) Древние славяне готовили пищу в больших стальных котлах. 4) Древние славяне вели кочевой образ жизни, следуя за табунами 9. Плодородие почвы определяется содержанием в ней: 1) песка и золы 2) воздуха 4) перегноя 10. Ниже приведены названия животных и растения: пищевая цепь: которой они обитают. Для каждого животного из первого столбца выбери природную зону из второго столбца. ЖИВОТНЫЕ ПРИРОДНАЯ ЗОНА А) белая сова 1)тундра Б) суслик 2)степь Г) лемминг а) Пётр Первый; б) Иван Грозный; в) Екатерина Вторая. Дата выполнения:_____________________________ Окружающий мир (4 класс) ВАРИАНТ 2 ФАМИЛИЯ, ИМЯ _______________________________________________
а) история; б) география; в) экология; г) астрономия. 2. Какие органы выводят из организма человека ненужные и вредные вещества? 1) почки и кожа 2) лёгкие и печень 3) кости и мышцы 4) сердце и кровеносные сосуды 3. О какой природной зоне идёт речь в тексте? «Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает мало. Из-за недостатка влаги деревья здесь почти не растут. Летом бывают сильные ветры – суховеи. Почвы здесь очень плодородны, поэтому повсюду раскинулись сады и распаханы поля». 2) пустыня 3) зона лесов 4) зона степей 4. Определи, в каком порядке в течение года проходят Государственные праздники России. 1. День весны и труда 2. День Защитника Отечества 3. День Победы Запиши в ответ цифры, которыми обозначены праздники, в том порядке, в котором проходят соответствующие праздники. Ответ:________________________________ 5. Плодородие почвы определяется содержанием в ней: 4) перегноя «Апостол», первая печатная книга на Руси. В каком веке появилось на Руси книгопечатание? Обведи номер ответа. 1) в XIV веке 2) в XV веке 3) в XVI веке 4) в XVII веке 7. Выбери из списка названия двух органов чувств человека и обведи цифры, которыми они обозначены. 5) Желудок 6) Позвоночник 8. Ниже приведены названия животных и растения: Вставь названия трёх живых организмов в схему так, чтобы получилась пищевая цепь: 9. Допиши предложения.
10. С какими иноземными захватчиками пришлось сражаться Руси в XIII (13) веке? Вычеркни неверное.
11. Чем занимались древние славяне? Подчеркни. охотой вязанием собирательством рыболовством плаваньем издательством книг бортничеством земледелием 12. Укажи, в каком порядке на флаге Российской Федерации располагаются цветные полосы. Впиши название цвета с соответствующей полосой на флаге. Красный, синий, белый. Дата выполнения:_____________________________ География (с греческого geo - Земля, grapho - пишу, описание) - одна из самых древних наук. Первоначально география имела описательный характер. Путешественники и мореплаватели, полководцы и торговцы с помощью учёных, которые сопровождали их в путешествиях, составляли описания новых земель и народов. География в то время давала ответы на вопросы «Что? » и «Где расположено? », указывая месторасположение различных объектов на поверхности Земли. Однако неоткрытыми даже в \(18\) веке оставались Австралия , Арктика , Антарктида , многие внутренние районы материков . Со временем география начала превращаться из описательной науки в дисциплину, отвечающую на вопрос «Почему? ». Её главной задачей стало изучение законов, по которым живёт и развивается планета Земля. Для этого у географов возникла необходимость понимать и объяснять причины появления и изменения объектов и явлений природы. В эпоху Великих географических открытий - в течение \(15\)–\(17\) веков - география была королевой наук . Монархи и богатые купцы щедро финансировали далёкие путешествия в надежде получить несметные сокровища. За два века на карте мира появилась большая часть океанических пространств и обитаемых земель. Эратосфен Киренский (около \(276\)–\(194\) гг. до н. э.) - древнегреческий математик, астроном, географ, филолог и поэт. Эратосфена называют «отцом географии» за его заслуги в развитии географических идей, а также за то, что ему принадлежит и сам термин «география» (землеописание). Эратосфен написал труд «География», который состоит из 3-х книг. В первой книге автор дал обзор истории географии, во второй изложены основы географической науки, в третьей представлено описание известной в то время суши. Лобжанидзе А. А. География. Планета Земля. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. - М.: Просвещение, 2013. - 159 с. |
География (от греческих слов: γέα - земля и γράφω - пишу , изображаю, - название "география" значит "описание" или "изображение Земли") - совокупность наук о планете Земля .
Весьма существенным вопросом по отношению к содержанию, задачам и пределам Г. является трудный вопрос о ее разграничении с геологией, которая, в особенности своим отделом так называемой динамической геологии (изучающей силы, действием которых вызывалось и вызывается происхождение и изменение горных пород и образование земной поверхности), вступает в область физической географии и даже становится на ее место. История науки показывает нам, что география начала заниматься раньше разработкой многих физико-географических вопросов, чем геология. Мы находим попытки изучения этих вопросов уже у Варения, Риччиоли и др. в XVII в., у Торберна Бергмана, Г. Форстера, Соссюра и т. д. в конце XVIII в., у Ал. Гумбольдта, Шмидта, Ф. Гофмана, Штудера, Бергхауза - в первой трети нынешнего столетия. Но затем географы увлекаются связью географии с историей культуры, тогда как геологи, особенно под влиянием Ляйелля, Мурчисона, Форбса и др., начинают усердно заниматься изучением ныне действующих и изменяющих земную поверхность сил с целью найти объяснение тем явлениям, которыми вызывалось постепенное образование земной коры, изменение в границах и очертаниях древней суши и моря, отложение осадков, извержение плутонических пород, изменение климата и органического мира и т. д. Геологи включают в свою науку "все качества, проявления сил и состояния земного шара, насколько они вообще могут быть предметом непосредственного или посредственного познания". Науман включил в геологию, помимо геогнозии и геогении, также геодезию , геодинамику , геофизику , гидрографию и метеорологию. Кредлер, кроме петрографии, петрогении, стратиграфии , исторической и динамической геологии, принимает еще "физиографическую геологию", объект которой составляет изучение формы, величины и вида поверхности Земли и ее физических отношений. Впрочем, эта программа в действительности никогда не была выполнена; о пределах геологии - см. Геология.
Есть вопросы, одинаково важные для физической географии и геологии (например, орография), и нельзя не признать, что работы географов и геологов могут только пополнять и освещать себя взаимно. Если для геолога существенно необходимо обстоятельное знакомство с картой страны и с ее географическими особенностями, то и для географа также неизбежно знакомство с главнейшими фактами прошлого этой страны, с распределением образующих ее поверхность горных пород и почв, с участием в образовании этой поверхности тектонических и вулканических сил Земли.
Необходимо остановиться еще несколько на термине геофизика, которым Герланд заменяет название "физической географии". Этот термин вошел в употребление сравнительно недавно, а именно в шестидесятых годах, когда им пользовался Мюри (M ü hry). Позже он был принят Цёприцом в его отчетах об успехах физической Г., помещавшихся в "Geograph. Jahrbuch". Наконец, в новейшее время им воспользовался профессор Гюнтер для названия своего обширного руководства: "Lehrbuch der Geophysik und physikalischen Geographie" (). В предисловии к нему сказано, однако, что названия "физическая география, геофизика , физика Земли" - в сущности синонимы. Тем не менее, Гюнтер допускает и некоторое различие между понятиями "геофизика" и "физическая география" - первое название подходит, по его мнению, более к тому отделу географической науки, который рассматривает Землю в ее целом, как мировое тело, особенно в его внутренних свойствах, тогда как название "физическая география" уместнее в том случае, когда дело идет об изучении земной поверхности. Сообразно с этим Гюнтер называет "геофизикой в узком смысле" тот отдел физической Г., в который входит рассмотрение внутренней теплоты Земли, догадки о составе и состоянии ядра Земли, изучение вулканических и сейсмических явлений, причем он отождествляет этот отдел с динамической геологией, которая, однако, как известно, понимается геологами гораздо в более широком смысле. Рихтхофен тоже склонен называть геофизикой тот отдел общего землеведения, присоединяя туда еще изучение плотности Земли, влияний земного и космического притяжения, магнитных сил и др. С таким выделением согласен и Г. Вагнер. Рихтхофен замечает, что геофизика разрабатывается совокупными трудами астрономов-геологов и географов. К геофизике могло бы быть отнесено вообще изучение сейсмических явлений и даже вся метеорология. Таким образом, в геофизику могли бы войти: исследования над точной формой геоида (изменением силы тяжести, уровнем океанов, приливами) и над уклонениями в его вращательном движении; учение о земном магнетизме (которое некоторые географы, например, Зупан , совершенно выделяют из физической Г. ввиду того, что магнитные явления не стоят во взаимодействии с другими и не оказывают на них заметного влияния); метеорология и сейсмология . Все эти отрасли знания, требующие тщательных наблюдений при помощи различных точных приборов и специальных обсерваторий и более или менее пригодные к математической обработке в состоянии развиваться, так сказать, помимо собственно Г.; тем не менее мы не отделяем геофизику от Г. в обширном смысле слова (см. ниже).
Вообще можно сказать, что Г. в ее современном развитии не представляет из себя строго замкнутой науки, а является комплексом из целого ряда наук, способных разрабатываться каждая сама по себе. В этом отношении, впрочем, Г. не представляет собой чего-либо исключительного; многие другие отрасли знаний также распались с течением времени на ряд отдельных наук. Г. представляет комплекс по меньшей мере из семи наук, которые могут быть перечислены в таком порядке: 1) астрономическая, или математическая, Г., тесно связанная с астрономией и геодезией и дающая основы для картографа, т. е. искусства составлять и чертить карты в различных проекциях; 2) геофизика, или физика земного шара , связанная с физикой, астрономией и отчасти геологией; 3) физическая Г., распадающаяся на а) орографию, тесно соприкасающуюся с некоторыми отделами геологии, b) oкeaнoгpaфию и с) климатологию, основанную на метеорологии, но имеющую задачей не столько анализ тепловых, световых и электрических явлений, сколько синтез данных для характеристики климатических различий на земной поверхности; 4) биологическая Г.: a) Г. растений и b) Г. животных (обе эти отрасли стоят в тесной связи с ботаникой и зоологией и разрабатываются главным образом специалистами по этим наукам); 5) антропогеография , основывающаяся, с одной стороны, на данных физической и биологической Г., с другой - на данных антропологии, этнографии, статистики и истории; все последние три отдела (3, 4, 5) составляют в совокупности так называемое "общее землеведение"; 6) частная Г., или страноведение, т. е. изучение отдельных стран в отношении к трем только что указанным отделам "общего землеведения"; 7) история Г. как в смысле пространственного расширения сведений о земной поверхности, так и развития географических понятий и воззрений. В этот перечень мы не включили наук, соприкасающихся более или менее с Г., но преследующих свои особые задачи, каковы, например: астрономия (хотя некоторые факты из нее, не имеющие прямого отношения к Земле, и продолжают еще приводиться во многих географических руководствах и учебниках) или антропология , этнография , статистика, хотя данные из этих наук нередко также вводятся в Г. и хотя географы принимают иногда деятельное участие в их обработке (укажем, например, на сочинения по этнографии Пешеля и Ратцеля, этнографические обзоры Герланда, статистические - Г. Вагнера и т. д.). В сущности, однако, науки эти, как имеющие свои цели и методы, могут быть разрабатываемы и действительно разрабатываются отдельно от Г., а потому и не должны быть с ней соединяемы и смешиваемы.
Распадение Г. на различные отделы, обрабатываемые более или менее самостоятельно, замечается не в одной Германии, где землеведение стоит теперь наиболее высоко, будучи представлено целым рядом кафедр в университетах, многими известными учеными, образцовыми учебниками, журналами, обсерваториями, картографическими институтами и т. д., - но и в других странах Европы, где, впрочем, различные отделы Г. успели размежеваться, не вступая в методологические препирательства, на которые потрачено было в последние годы немало усилий со стороны немецких географов. Так в Англии давно уже обособилась школа геофизиков, одним из видных представителей которых в настоящее время является Ж. Дарвин; с другой стороны, там же выделился ряд геологов, оказавших значительные услуги орографии, несколько специалистов-гидрографов (например, Buchanan), метеорологов и, наконец, ряд собственно географов, которые, следуя Риттеру, допускают значительное участие антропогеографического элемента (например, D. Freshfield, Keltie, Mackinder и др.). Во Франции, где уже с давних пор обособились картография, физика Земли , метеорология, история землеведения и т. д., собственно Г. всегда держится тесной связи физико-географического элемента с антропогеографическим; лучшим примером тому может служить Эл. Реклю, который, издав прекрасный для своего времени очерк физической Г. (La Terre), приступил к изложению Г. отдельных стран (G é ographie Universelle), в которой дал прекрасные образцы того, как географ должен соединять новейшие физические данные о земной поверхности с данными био- и антропогеографическими. Интересно, что лучшие представители Г. во Франции, например, Vivien de St. Martin, Levasseur и др., в своих географических трудах отдают даже преимущество историческому и статистическому элементам.
Сложность географической науки, нуждающейся в содействии различных специальностей, наглядно подтверждается географическими конгрессами, на которых рядом с собственно географами реферируют астрономы, физики, геологи, этнографы, статистики и т. д.; затем географическими ежегодниками и журналами, помещающими на своих страницах статьи и обзоры по разным отраслям знания, имеющим более или менее близкое отношение к географии; наконец, проектами об основании особых географических институтов для высшего преподавания географии во всем ее объеме - проектами, которые появлялись за последнее время и в Италии , и во Франции, и у нас в России (проект Императорского Географического общества и проект основания особого отделения при СПб. университете). Оставляя даже в стороне подобные грандиозные планы, нельзя не признать, что география в целях более рационального высшего преподавания ее должна быть представлена по меньшей мере двумя кафедрами: одной, которой можно бы было дать название геофизики, которая бы требовала специальной физической и математической подготовки и которая была бы соединена с хорошо обставленной и приспособленной геофизической обсерваторией; и другой - географии, т. е. общего землеведения и частной географии отдельных стран. Эта кафедра требует специальной естественноисторической и географической подготовки и предполагает известное знакомство с картографией, историей землеведения и науками, вспомогательными для антропогеографии, она должна быть снабжена географическим кабинетом с достаточным числом карт, книг, журналов и других пособий для кабинетного изучения и экскурсий. Одной из важнейших задач географа должна быть разработка географии отдельных стран, которая немыслима без обстоятельного знакомства с общим землеведением, в свою очередь тесно связанным с успехами частной географии. Связь общего землеведения с частным, очевидная сама по себе, подтверждается и примером западных университетов - особенно наилучше поставленных, германских - в которых "L änd erkunde" разрабатывается и читается теми же профессорами, которые преподают и "Allgemeine Erdkunde". Обособленность же геофизики выражается в том, что курсы по ее отделам (например, метеорологии, земному магнетизму и т. д.) читаются другими специалистами в большей или меньшей связи с курсами физики. Изучение и преподавание частной географии предполагает и более или менее широкое допущение человеческого элемента, как это мы и видим в лучших синтетических трудах иностранных географов и как на этом специально настаивал недавно профессор Зупан. Разработка частной Г. требует не меньшего внимания, критического такта, наблюдательности и в состоянии принести даже более непосредственной пользы при разъяснении некоторых практических жизненных вопросов.
Литература: А) Астрономическая география: Шарнгорст , "Начальн. основания астрономии и математической географии" (СПб., ); G ü nther, "Handbuch der mathem. Geographie"; по картографии: Zö pprits "Leitfaden der Kartenentwurfslehre" (); Struve, "Landkarten" (). - Б) Геофизика: Gü nther, "Lehrbuch der Geophysik" (2 B-de, , с обширными литературными указаниями); по метеорологии: Bebber, "Lehrbuch der Meteorologie" (), по сейсмологии : De Rossi, "La Meteorologia endogena" (1879-82); Milne, "Earthquakes" (). - В) Общее землеведение: Hann, Hochstetter und Pokorny, "Unser Wissen von der Erde, Allgemeine Erdkunde" (изд. Kirchhoff, ); Supan, "Grundz ü ge der phys. Erdkunde" (); Клёден, "Физическая география" ( , устарело); Berghaus, "Physikalischer Atlas" (нов. изд., 1889-92). - а) Физическая география: Gü nther, "Lehrbuch der physik. Geographie" (); Peschel-Leipoldt, "Phys. Erdkunde" (1884-85); Reclus, "La terre" (устарело). - α) Орография: Sonklar, "Allgem. Orographie" ( , устарело); Мушкетов, "Физическая геология" (1888-91); v. Richthofen, "F ührer für die Forschungsreisenden"; Neumayr, "Erdgeschichte" (Bd. I, ); Süss, "Das Antlitz der Erde" ( , ff.) - β) Океанография: Krümmel, "Der Ocean" (); Thoulet, "Oceanographie" ( .); Boguslavsky und Krümmel, "Handb. d. Oceanographie". - γ) Климатология : Воейков, "Климаты земного шара" () и его же: "Die Klimate der Erde" (); его же: "Снежный покров" (); Hann, "Handb. der Klimatologie". - b) Биогеография. - α) география растений: Drude, "Handb. der Pflanzengeographie"; β) гeoгpaфия животных: Wallace, "Geographie Distribution of Animals" и др. - с) антропогеография: Ratzel, "Antropogeographie". - Г) Частная география, или страноведение : Reclus, "Nouv. Gé ographie universelle", 17 томов (в рус. переводе изд. пока 11); "Unser Wissen von der Erde", Bd. II и III. "L ä nderkunde", изд. Kirchoff (Европа); популярно: De Varigny, "Nouv. G éographie moderne" (1890-91). История землеведения: Peschel, "Geschichte der Erdkunde (2 изд. ); Oppel, "Terra incognita" (); Vivien de St. Martin, "Historie de la gé ographie" с атласом; по географии у древних: Beyer, "Gesch. d. wiss. Erdkunde der Griechen" (1887-91, 3 вып., не кончена); Bunbury, "History of anc. Geography" (); по средневековой: Kretschmer, "Die phys. Erdkunde im christl. Mittelalter" (); по средним векам и эпохе открытий: S. Ruge, "Gesch. d. Zeitalters der Entdekungen" (); по открытию Америки: Cronau, "America. Die Geschichte seiner Entdeckung" (); S. Ruge, "Ch. Columbus" (); Фиске , "Открытие Америки" (Москва , , т. I); Уинсор , "Хр. Колумб" (); XVI в.: Nordenskiöld, "Facsimile Atlas" (); Gallois, "Les Géographes allemands de la Renaissance" (). - E) Атласы: Stieler"s "Hand-Atlas" ( , 95 карт); Schrader, Pru dent et Anthome, "Atlas de géographie moderne" (1890-91); карманные атласы: немецкий Habenicht"a, английский Bartolomew (); русские атласы Ильина и Линберга; Berghaus, "Chart of the World" (обновляется). - Ж) Геогр. словари: "Nouv. Dictionnaire de géo graphie moderne et ancienne" p. Vivien de St. Martin, 5 том. (не окончен); Metzger, "Geogr.-stat. Welt-Lexicon (); Embacher, "Lexikon der Reisen und Entdeckungen (); Egli, "Nomina geographica" (