Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

О каких видах социального расслоения говорится. Социальная структура общества. Вопросы для самопроверки

  1. В условиях современного открытого общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую.
  2. Если вы небезразличны к судьбам своей страны, если вы пытаетесь представить ее будущее развитие, важно знать, каково положение и настроение той или иной социальной группы, каково ее влияние на общественную жизнь и политику.
  1. Оценивая деятельность государства, проследите, учитывает ли оно интересы тех или иных групп в своей социально-экономической политике, например при решении таких вопросов, как установление или отмена налогов, определение социальной помощи малоимущим слоям населения и т. п.

Документ

Из книги русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».

    Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована* что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу

  1. О каких видах социального расслоения говорится в документе?
  2. Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества?
  3. Можно ли на основании документа утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?
  4. Какой вывод из прочитанного текста молено сделать для понимания социальной структуры современного общества?

Вопросы для самопроверки

  1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?
  2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?
  3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?
  4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?
  5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где существует социальная дифференциация?
  6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы ее виды?
  7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.
  8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?
  9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?
  10. В чем состоит практическое значение знаний о социальной структуре общества?

Задания

  1. Национальный Демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нем рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?
  2. Охарактеризуйте себя и членов своей семьи как представителей социальной структуры общества, выбрав несколько различных критериев социальной стратификации.
  3. Бывший рабочий открыл свое дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?
  4. С чем связаны забастовки шахтеров, учителей, других профессиональных групп? Формулируя свой ответ, опирайтесь на соответствующие понятия темы. Используйте материал из газет и других средств массовой информации.

Мысли мудрых

«Возможно, равенство - это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом».

О. де Бальзак (1799-1850), французский писатель

Подробное решение Параграф § 13 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

3. Связи – чем больше друзей, чем больше знакомых, способных действительно помочь пробиться куда - либо, тем больше шансов добиться поставленной цели, а значит обрести более высокий общественный статус.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. О каких видах социального расслоения говорит автор?

Экономической, политической, профессиональной дифференциации общества.

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчинённых, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопрос 3. Можно ли на основании источника утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

Да, можно. Так как фраза «независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам» указывает на то, что, при монархическом укладе такая ситуация тоже могла сложиться.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?

Социологи объясняют возникновение и существование социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности людей. Социологи считают, что и сегодня разделение человеческой деятельности на основные виды определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование слоёв населения, различающихся по уровню доходов, с политической - существование в обществе лидеров и масс, управляющих и управляемых.

Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Это, в частности, объясняет наличие в современном обществе этнических и религиозных групп.

Вопрос 2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?

Устройство российского общества

Класс А. Богатые. Занимаются в основном продажей сырья, накоплением личного капитала и вывозом его заграницу. 5-10% населения.

Класс B1+B2. Средний класс. 10-15% населения. Занимается обслуживанием класса А во всех областях экономической деятельности (финансовой, юридической, информационно-технической, в побочно-производственной, необходимой для выкачки сырья) .

Подкласс B1. Большинство в своём Классе. Наёмные сотрудники, офисные, на хорошей зарплате.

Подкласс B2. Меньшинство в своём Классе. Владельцы собственного среднего бизнеса и небольшого частного капитала.

Класс С. Мелкие собственники. Как таковой в России практически отсутствует.

Класс D. Остальной народ, рабочие, крестьяне, бюджетники, военные, студенты, пенсионеры, электорат, «мужики» , «россияне» , быдло, толпа. 75-80% населения.

Национальный Подкласс D1. Русские и по сути обрусевшие народы.

Национальный Подкласс D2. Толерантные национальности.

Класс Е. Человеческий ресурс стран СНГ + Китай.

Возникли в связи с формированием капитализма, с появлением в России частной собственности и с расслоением общества.

Вопрос 3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?

Наличие частной собственности делит общество на владельцев средств производства, и рабочих. Соответственно кто владеет средствами производства получает прибыль от их использования, а рабочие обычную зарплату. Отсюда социальная структура богачи и простые рабочие.

Рыночные отношения делят общество на производителя и потребителя. Также существует большая конкуренция между производителями. Что тоже разделяет общество. Существуют товары, которые способны приобрести только определенные группы общества, они не доступны для низших слоёв населения.

Вопрос 4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?

По оценке Всемирного банка, российский средний класс определяется как домохозяйства, чей уровень потребления в полтора раза превышает уровень национальной шкалы бедности (доходы ниже прожиточного минимума), но ниже минимального уровня потребления так называемого «среднего класса мирового уровня», и составлял 55,6 % в 2008 году. Однако, по расчётам того же Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса мирового уровня начинается с 3500 долларов и к данному классу можно отнести всего не более 8 % от всего населения мира.

В 2009 году, по оценке Всемирного банка, средний класс России мирового уровня сократился на четверть от пикового докризисного уровня в 12,6 % и составил 9,5 %.

Очень большая часть российского среднего класса (примерно 40%) – это «старый средний» класс, то есть собственники-предприниматели. Что касается интеллектуалов, то они в значительной степени вытеснены в более низкий слой.

Вопрос 5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где есть социальная дифференциация?

В современном обществе социальное равенство всё чаще понимают как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства - соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для всех людей независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учёбу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты).

В современных документах ООН ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Вопрос 6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы её виды?

Современное общество стало открытым. В нём не существует запретов на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате активизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.

Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.

Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения. Например, переход с одного государственного предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое.

Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. К восходящей вертикальной мобильности можно отнести повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, например, -процесс разорения среднего предпринимателя и превращение его в наёмного рабочего.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.

Социальной мобильности нередко способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике.

Вопрос 7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.

Меньшиков – из продавца пирожков в «полудержавного властелина» России при Петре I.

М. М. Сперанский – из крестьянина превратился в правую руку императора, затем стал губернатором.

Вопрос 8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы - условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» - используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-клановые связи.

Это каналы перехода индивида от одной социальной позиции к другой в рамках социального слоя. (брак, карьера, образование, семья и т. д.)

Выбор лифта (канала) социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала:

Религиозные организации.

Школа и научные организации.

Политический лифт, то есть правительственные группы и партии.

Искусство.

Пресса, телевидение, радио.

Экономические организации.

Семья и брак.

Вопрос 9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?

Каждой социальной группе свойственны общие для всех её участников интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными этот предмет. Прежде всего это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Социальные интересы воплощаются в деятельности - её направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян, фермеров в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи. В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы. Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.

Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.

Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей решений. Такими средствами могут быть письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступления в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей, митингов, пикетирования и других акций социального протеста. В каждой стране существуют законы, разрешающие определённые целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.

Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нередко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в её осуществлении. Свидетельством борьбы и компромисса различных социальных интересов является деятельность парламентских групп при принятии законов страны и других решений.

Вопрос 10. В чём состоит практическое значение знаний о социальной структуре общества?

Практическое значение знаний о социальной структуре общества позволяет выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Национальный демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нём рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?

Любая кампания, избирающаяся на тот, или иной пост путем голосования должна в первую очередь представлять интересы граждан. Какие именно интересы следует представлять? Что беспокоит, или наоборот, радует население сейчас, и чего они хотят в будущем? На эти вопросы помогает ответить именно изучение своей целевой аудитории. Будет проще победить на выборах, так как люди услышат то, что хотят услышать, однако будет честнее, если они еще и увидят это на практике.

Вопрос 2. Бывший рабочий открыл своё дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

Данный пример иллюстрирует такое явление, как социальная мобильность, т.е. возможность смены социального слоя, в данном случае - с низшего на более высокий.

Технологическая карта урока-исследования

Данные об учителе: Пономарева Дарья Вячеславовна

Предмет: Обществознание Класс: 10 Учебник (УМК): Обществознание 10 кл. под редакцией Л.Н.Боголюбова

Тема урока: Социальная структура общества

Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование: Карточки с высказыванием О. де Бальзака

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД:

    формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

    самостоятельно преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную (3 уровень);

    противостоять неуверенности и сложности, принимать позицию в дискуссиях (3 уровень).

    корректировать свои действия в ходе работы в связи с изменяющимися условиями урока (изменением заданий, последовательности операций, в связи с ориентацией на время - темп выполнения заданий), с опорой на деятельность учителя (3 уровень)

познавательными УУД:

    собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы самостоятельно по известному алгоритму (2 уровень);

    производить логические действия и операции с получаемой информацией самостоятельно (4 уровень);

    осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (4 уровень);

    выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и предложений учителя (3 уровень);

    выбирать основания и критерии для сравнения объектов и явлений, определение причинно-следственных связей из получаемого материала на основе заданного алгоритма действий (3 уровень);

личностные УУД:

У большинства учащихся не сформированы:

коммуникативные УУД:

    вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского / родного языка.

    адекватно воспринимать позицию и взгляды других учащихся в спорных вопросах, ум еть слушать друг друга;

    высказывать свою точку зрения по своей инициативе;

личностные УУД:

    осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

познавательные УУД:

    осуществлять преобразование знаний и приспосабливать их в конкретных ситуациях;

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УДД

Опознают понятия социальная группа, социальное неравенство, социальная стратификация, социальная мобильность, и адекватно используют их в собственной речи

1 уровень - понимание, адекватное употребление в речи

Называют сущность социальной стратификации, причины социальной дифференциации,

2 уровень - воспроизведение

Анализируя и оценивая факты, продолжить формирование умения анализировать дополнительную литературу к уроку, сделать выводы

3 уровень - реконструкция (преобразование) информации

Регулятивные УУД

Самостоятельно формулируют вопросы по теме

3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий

Планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о методах исторического исследования

Корректируют свои действия в ходе работы в связи с изменяющимися условиями урока

3 уровень – самостоятельные действия учащихся, с опорой на деятельность учителя

Познавательные УУД

Сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

2 уровень - совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Производить логические действия и операции с получаемой информацией самостоятельно;

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

4 уровень - самостоятельные действия учащихся, на основе имеющихся знаний и умений

Выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и предложений учителя (3 уровень);

Выбирать основания и критерии для сравнения объектов и явлений, определение причинно-следственных связей из получаемого материала на основе заданного алгоритма действий (3 уровень);

3 уровень – самостоятельные действия учащихся на основе заданного алгоритмы и с опорой на деятельность учителя

Коммуникатив-

Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

3 уровень - высказывать свою точку зрения по своей инициативе

Личностные УУД

Осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы

2 уровень - выполнение учебного действия с использованием опорных слов; адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимо-действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивацион-но-целевой этап

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

Вызвать познавательный интерес к проблеме;

Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Создание проблем-ной ситуации сомнения

Фронталь-ная

Индивиду-альная

Фронталь-ная

Индивиду-альная, фронталь-ная

1. Напоминает о существовании множества социальных групп. Задает вопросы «К какой социальной группе относитесь Вы? А к какой хотели бы относиться? Каким способом этого можно достичь? ».

2. На основе изученного ранее материала, просит высказать мнение о таком понятии как социальная дифференциация

3. Говорит о существовании социальной дифференциации на разных этапах развития общества, и о стремлении людей к социальному равенству. Задает вопросы: «Возможно ли достижение равенства в обществе, где существует социальная дифференциация? Или это лишь миф, утопия?».

4. Предлагает сформулировать вопросы, возникшие после обмена мнениями.

1. Каждый учащийся для себя отвечает на поставленные вопросы, опираясь на свои знания, и высказывают свои предположения и рассуждают.

2. Высказывают предположения о возможных трактовках выдвинутого термина (социальная дифференциация).

3. Высказывают свое мнение по вопросам. Мнения расходятся. Осознают неполноту своих знаний.

4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить возникшие сомнения (цель).

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной форме

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентиро-вочный этап

Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Групповая, фронталь-ная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы: «А может ли человек изменить свое социальное положение? Может ли он из одной социальной группы переместиться в другую. А вы уверены, что переместиться можно только «вверх», а не «вниз»? А каким образом?». После чего, предлагает подумать о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы.

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий:

Выяснить, что такое социальная мобильность

Какой бывает социальная мобильность

Определить источники информации о социальных группах и социальной мобильности

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследова-тельский этап

Организовать поиск решения проблемы

Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобще-ние данных, формули-рование выводов)

Фронтальная

Индивид., фронталь-ная

1. На основе данных знаний учитель предлагает с помощью учебника ответить на вопрос «Какие социальные группы существуют в современном российском обществе?».

2. Организует обмен сведениями: задает вопросы о прочитанном «С чем связано существование различных социальных групп?».

Обращает внимание на множество классификаций.

1. Обращаются к учебнику (§14). Происходит осмысленное чтение, а затем обсуждение.

2. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы товарищей. «Сегодня как и раньше разделение человеческой деятельности на основные виды (экономическую, политическую и т.д.) определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование богатых и бедных и средних слоев населения, с политической – существование в обществе лидеров и масс, управляемых и управляющих».

Познавательные УУД :

Искать и выделять необход. информацию;

Выборочно пересказывать текст;

Структурировать знания;

Строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

Формулировать вопросы;

Формулировать выводы

Практичес-кий этап

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения

Решение творчес-кой задачи

Индивидуальная, групповая

Индивидуальная

Фронтальная

1. Используя текст документа (Приложение 1) в конце параграфа (с. 160-161), предоставить возможность ответить на 1 вопрос после документа (на выбор учащихся.)

Организует самостоятельное чтение текста с целью поиска ответа.

2. Предлагает проанализировать высказывание О. де Бальзака «Возможно равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом». Раскрыть смысл и высказать свою точку зрения (согласен/не согласен). (Работа с карточками).

3. Задает вопрос: «Что же такое социальный лифт

1. Читают документ, выделяют в нем необходимую информацию, отвечают на вопрос. Обмениваются мнениями в паре.

2. Работают с карточками. При помощи полученных на уроке знаний анализируют высказывание. Оглашают свою точку зрения

3. Раскрывают содержание термина социальный лифт

Познавательные УУД:

Подведение под понятия, выведение следствий

Предметные УД :

Соотнести свои знания с терминами, понятиями

Коммуникативные УУД:

Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Рефлексив-но-оценочный этап

Осмысление процесса и результата деятельности

Создание письмен-ного текста

Индиви-дуальная, групповая, фронталь-ная

1.Предлагает учащимся для себя определить способы изменения своего социального положения.

2. Предлагает написать текст резюме, закончив фразу: «Оказывается, ...»

1. Определяют способы изменения социального положения.

2. Пишут тексты, зачитывают их в группе, выбирают наиболее удачные, читают классу, слушают друг друга

Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании.

Приложение 1.

Документ.

Из книги русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П.А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения , независимо от того организовано оно на коммунистических или на капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована , что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и подчиненных, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу.

    О каких видах социального расслоения говорится в документе?

    Можно ли на основании документа утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

    Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания социальной структуры современного общества?

От Гость >>

работа с документом.

Из книги русского социолога, основоположника отечественной и американской социологических школ П. А. Сорокина «Человек. Цивилизация. Общество».

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими, и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчинённых, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопросы и задания к документу

1) О каких видах социального расслоения говорится в документе?

3) Можно ли на основании документа утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

4) Какой вывод из прочитанного текста можно сделать для понимания структуры современного общества?

1. Установите соответствие между конкретными правилами и видами социальных норм: к каждому элементу, данному в первом столбце,

подберите элемент из второго столбца.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) при входе в помещение мужчина должен

снимать головной убор

1) моральные

Б) Президентом РФ может быть избран гражданин

старше 35 лет, не менее 10 лет постоянно

проживающий в России

2) правовые

В) каждый день надо делать какое-то доброе дело

3) нормы этикета

Г) младшие по возрасту должны первыми

приветствовать старших

Д) безбилетный проезд в общественном

транспорте наказывается штрафом

1) семья 2) школа 3) здравоохранение 4) церковь

характеристика какого из социальных институтов приводится ниже"Его задачей является обеспечение национальной безопасности,защита от внешних угроз"?
1) семья 2) школа 3)государство 4) церковь

Предлагаем вам фрагмент текста о ходе одного из известных экспериментов Соломона Аша, около полувека назад исследовавшего подчинение человека групповому

давлению. Аш попросил студентов в группе из восьми человек сравнить линии разной длины. <...> Эта задача была достаточно легкой. В контрольной ситуации, когда группа не подталкивала человека к неверному выбору, 95% участников правильно нашли 12 одинаковых линий, а для участников экспериментальной группы ситуация менялась: они сталкивались с результатами социального соглашения, противоречащего их собственным глазам. Прежде чем испытуемые выносили свое собственное суждение, они слышали, как пять других студентов (в действительности помощники экспериментатора) единодушно соглашались с очевидно неправильным ответом. Держались ли обманутые испытуемые за свое собственное мнение и давали правильный ответ или шли вместе с толпой? <...> Лишь 25% этих участников не замечали очевидной ошибки группы и давали только правильные ответы. Другие 75% отвечали вопреки собственным чувствам и до некоторой степени уступали мнению группы. Хотя никто из участников не соглашался со всеми ответами группы, один испытуемый уступил мнению группы в 11 из 12 случаев. <...> Участник, уступавший мнению группы в 11 из 12 раз (больше, чем какой-либо другой), позже заявил, что он заколебался из-за кажущейся уверенности других членов группы. Он сказал, что действительно поверил, что остальные правы, и думал, что он один стал жертвой какой-то «иллюзии». Исследование Аша показало, что люди, сталкиваясь с ярко выраженным мнением группы, порой соглашаются, хотя и думают, что другие могут ошибаться. Кроме того, они иногда считают, что другие правы, и сомневаются в собственных чувствах, если члены их группы кажутся достаточно уверенными. Вопросы и задания: 1) Какое социально-психологическое явление, описанное в параграфе, изучал Соломон Аш? 2) Опираясь на знание предыдущего параграфа, определите, к какому виду социальной группы можно отнести группу студентов, собранную Ашем. 3) Сколько этапов эксперимента описано в тексте? Чем они отличались друг от друга по условиям и результатам? 4) Как распределились участники эксперимента в зависимости от подверженности влиянию группы? Какие выводы позволяет сделать эксперимент? 5) Аш проводил эксперименты с незнакомыми студентами, встретившимися во время короткого эксперимента. Опираясь на собственный опыт, приведите примеры влияния на личность сплоченной группы, где высоко ценится хорошее отношение ее членов и существует групповое мнение. Ответить на вышеуказанные вопросы. Спасибо заране:)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Типичные растения африканской саванны: фото, картинки растительности
Олимпиадные задания Расположение саванн
Технология выращивания овса Условия произрастания овса