Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Охранять природу значит родину. Сочинение Охранять природу значит охранять родину

Мария Надина
Конспект внеурочного занятия в начальной школе «Охранять природу - значит охранять Родину»

«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ –

ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ »

Надина М. И., учитель начальных классов

МАОУ - «СОШ№17» г. Альметьевск

Цели : учить детей любить и охранять природу ; рассказать о богатствах леса и его значении в жизни человека ; расширять кругозор детей, развивать речь, память; воспитывать любовь к природе , к Родине , к животным.

Оборудование : рисунки о природе , Красная книга Татарстана, детские книги о природе , поделки из природного материала , шишки, осенние листья.

План мероприятия.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о лесе - нашем зеленом друге.

Нет на земле человека, чья жизнь не была так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь в своей комнате : мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь, скипидар и многое другое. Более 10 тысяч различных изделий производится из древесины промышленностью нашей страны. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима.

Здравствуй, лес, дремучий лес, Весь в росе, как в серебре?

Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится?

Ты о чем шумишь листвою Что за зверь? Какая птица?

Ночью темной, грозовою? Все открой, не утаи :

Что там шепчешь на заре, Ты же видишь, мы свои?

Замечательный писатель и большой любитель природы М . Пришвин писал : «Мы хозяева нашей природы , и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе­ вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы, а человеку нужна Родина . И охранять природу - значит охранять Родину ».

Унас в государстве очень много сделано по охране природы : посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных Человек многим обязан природе , лесу.

Ученик :

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать собой.

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет, как рукой.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется – природа .

Давайте же всегда ее беречь!

Учитель. А теперь отгадайте загадку. Без чего человек не может жить?

Мы не можем жить без листьев. Все мы дышим кислородом, А точнее сказать ­воздухом, в котором содержится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700 - 900 кубических метров кислорода. Но еще больше кислорода требуется легковому автомобилю. За 1000 километров пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы человеку на год.

Лес - наше богатство.

Лес - это зеленый наряд нашей земли. Там, где лес - всегда чистый воздух.

Лес - это дом для зверей и птиц.

Лес - это наш друг. Задерживая влагу, он помогает человеку выращивать урожай.

Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары : орехи, ягоды, грибы.

С ранней весны до поздней осени в лесах, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства и в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.

Сегодня мы поговорим о распространенных растениях.

Ученик. Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышал луг,

И птицы, и цветы вокруг.

Учитель. При болезнях сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которое употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится в беленькое платьице,

Пышное, воздушное.

Он заметный, золотой, постарел – и стал седой,

И, как только поседел, вместе с ветром улетел.

Учитель. Корень этого растения возбуждает аппетит. Его охотно едят и животные.

Ученик. А если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымится жар,

Придвинь себе кружку, в которой хранится,

Слегка горьковатый душистый отвар.

Знакомые с детства родные ромашки,

Как белые звезды средь розовой кашки,

В букете сияющие лепестки.

Учитель. Кроме трав есть лекарственные деревья. Например, береза. В старину о березе говорили : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : первое - больным на здоровье, второе - свет от тьмы да тепло от стужи, третье - дряхлым пеленанье, а четвертое - жаждущим родник).

Многовековый опыт народной медицины, исследования ученых подтверждают, что береза - одно из редчайших деревьев, древесина, кора, сок, и листья, которых содержат ценные лекарственные вещества.

А еще береза является символом Родины . Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Ученик. Без березы не мыслю России­

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена.

Учитель. Кроме лекарственных растений есть ядовитые растения. Некоторые ­рассмотрим. (Рассматриваются открытки с ядовитыми растениями) .

Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы ?

Представителей природы , занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно. (Рассказ о некоторых растениях и животных, занесенных в Красную книгу) .

1. Азиатский речной бобр : самый крупный грызун нашей фауны и непревзойденный лесоруб. Бобровый мех с давних пор очень дорого ценится.

2. Белый медведь : это обитатель полярных льдов и прирожденный бродяга .

3. Амурский тигр : самый северный и самый крупный тигр, превосходящий по размерам даже льва.

4. Синий кит : крупнейший среди своих собратьев и среди всех животных, когда - либо населяющих нашу землю.

5. Даурский журавль : в Красную книгу занесены пять видов журавлей из семи. Самое губительное для них - разрушение среды обитания.

1. Прострел : (сон трава) многолетнее растение. Сон трава потому, что когда смотришь на поникшие ветки, кажется, они спят.

2. Кувшинка белая : многолетнее травянистое растение семейства кувшинковых. Одно из самых красивых растений средней полосы. Сейчас кувшинка встречается все реже и реже. Берегите этот цветок.

3. Ландыш майский : многолетнее травянистое растение высотой 15 - 20 сантиметров. В переводе с латинского : ландыш - лилия дама, цветущая в мае.

4. Купальница европейская : она хороша в лесу, а не в увядающих букетах.

5. Подснежник белоснежный : маленькое растение. Цветок подснежника состоит из шести чисто - белых лепестков. О подснежниках есть стихотворение :

Выглянул подснежник

В полутьме неясной,

Маленький разведчик,

Посланный, весной.

Это лишь частичка тех растений и животных, которым требуется помощь, и если их не брать под охрану , они исчезнут навсегда.

Учитель. А какие загадки вы знаете о лесе и его обитателях?

Если знаешь лес, зверей

Назови их поскорей!

Что это за девица. В сосне дупло,

Не швея, не мастерица. В дупле – тепло,

Ничего сама не шьет, А кто в дупле

А сама в иголках круглый год. (Ель) Живет в тепле? (Белка)

Я из крошки - бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

А вы знаете, что дуб живет 400 - 500 лет, а иногда и до двух тысяч лет. Часто дубы растут целой рощей. Кто скажет, как называется такая роща? (Дубрава.)

Давайте заглянем под дерево, что там такое притаилось?

Кто сидит на крепкой ножке Нет грибов дружней, чем эти -

В бурых листьях у дорожки? Знают взрослые и дети.

Встала шапка из травы - На пеньках растут в лесу,

Нет под шапкой головы. (Гриб) Как веснушки на носу. (Опята)

Вы, конечно, знаете, что кроме съедобных грибов бывают еще и ядовитые грибы. Кто может назвать их? (Дети перечисляют. Рассматриваются картинки с изображением грибов.)

Хвойный домик сложен кучей

Он без окон, без дверей,

Только вы на всякий случай,

Проходите поскорей.

В этом домике из хвои

Без окон и без ворот

Все хозяева - герои,

Самый «маленький» народ.

(Муравейник.)

Далеко мой стук

Слышится вокруг. Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел.)

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся?. (Мухи)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

(Рассматриваются картинки) . Из всех явлений, происходящих в жизни птиц, самое удивительное - их перелеты, совершаемые два раза в году. Когда приближается осенняя пора, многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С наступлением весны они возвращаются на родину . И так из года в год, из поколения в поколение.

Вы хорошо знаете обитателей леса.

Ученик. Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Учитель. Так давайте сбережем

Наш земной природный дом !

Чтоб река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Учитель. Назовите правила поведения в природе .

· никогда не наноси вред природе ;

· не убивай зверей и птиц;

· не трогай домиков животных и их детенышей;

· не трогай птичьи яйца,

· не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок) ;

· оказывай помощь растениям и животным, попавшим в беду :

· подкармливай зверей и птиц зимой;

· в меру бери дары природы ;

· не шуми на проryлках, не пугай животных;

· не разжигай большие костры ПОМНИ! Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу.

Бесценна российского леса краса

Зеленое золото наши леса.

Богатство лесов охраняй , карауль,

Внимательный, зоркий, зеленый патруль.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель. - А теперь давайте поиграем.

1. Определите «Чьи шишки?»

Дети подходят к столу, где разложены шишки разных деревьев (по 5 - 6 штук каждого вида) : сосны, ели, лиственницы.

2. Какому дереву принадлежат веточки? Расскажи о нем. Рассматриваются несколько веточек разных деревьев.

3. «Узнай по описанию» .

1. Это и сорняк, и лекарственное растение. Русское название происходит от древнерусского слова «коприна» - шелк. Из стеблей получают волокно для выработки тканей. В сказке «Дикие лебеди» об этом говорится. Это растение может остановить кровотечение и насытить наш организм витаминами. (Крапива) .

2. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и черные полосы. Приносят огромную пользу человеку - вырабатывают мед, воск и т. д. Собирая с цветков нектар, опыляют растения. (Пчела) .

4. «Ответьте на вопросы» .

1. Дерево - символ нашей Родины . (Береза) .

2. Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, лиса, белка) .

3. Какая ягода бывает красной, черной, белой? (Смородина ) .

4. Какая птица подбрасывает свое яйцо в чужие гнезда? (Кукушка) .

5. Плоды какого дерева вкусны в подмороженном виде? (Рябины) .

6. Какое дерево ежегодно страдает больше всего по вине человека? (Ель. Из - за новогодней традиции) .

7. Какой зверек умеет летать? (Летучая мышь) .

5. «Да или нет» .

1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми. (Да) .

2. Ляryшка - домашнее животное. (Нет) .

3. У кукушки кукует самец. (Да) .

4. Перелетные птицы на юге тоже строят гнезда. (Нет) .

5. Почки на деревьях раскрываются сразу после листопада. (Нет) .

6. Число 28 есть только в феврале. (Нет) .

7. Береза, осина и тополь - лиственные деревья. (Да)

Деревья у нас растуг не только в лесу, они есть всюду : у школы , у вашего дома. Какие они большие и красивые! Но как больно бывает видеть, когда по их веткам лазят ребята.

Наверное, бывало так, что и вы бывали на деревьях.

А вы не задумывались, что им больно, ведь их ветки - это как ваши руки, а вам часто бывает больно. Им больно не меньше вашего, лишь закричать они не могут от боли. Так давайте не будем причинять им боль.

Играют горнисты,

Скликая ребят,

Зеленый, тенистый

Мы вырастим сад.

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

Пусть лучше и краше

Сама, как весна,

Становится наша

Я перестала читать новости. Каждый день там появляется что-то из серии "остался один белый носорог" или "запасы рыбы в океане могут истощиться через 15 лет". После таких новостей я начинаю думать, насколько же деградировало человечество, раз с таким упорством пилит тот сук, на котором сидит.

Зачем природу нужно охранять

Казалось бы, ответ очевиден, но, судя по происходящему вокруг, многим людям этот ответ всё ещё неизвестен. Природа - это наша колыбель, наша кормящая мать , которая даёт нам всё, чтобы мы были счастливы: полезные ископаемые, леса для производства воздуха, водоёмы, полныерыбы, и плодородную землю.

Однако, человеку свойственно ценить только то, что он потерял. Я всегда считала это чрезвычайно глупым. Не станет ископаемых - из чего мы будет делать неотделимые теперь от нашей жизни предметы быта? Не станет воздуха - чем мы будем дышать? Что будем есть , когда истощенная и отравленная земля не сможет взрастить в себе ни одного семечка? В конце концов, мы просто погибнем, и мне очень страшно от это мысли. Именно поэтому природу нужно охранять , причем, сделать это можно и своими силами.


Что может сделать каждый

Несмотря на кажущуюся масштабность задачи, охранять природу под силу каждому человеку в отдельности. Например, я обычно следую этим правилам:

  1. Экономить воду и не лить еёпонапрасну во время чистки зубов или мытья посуды.
  2. Не ломать деревья и не вытаптывать траву .
  3. Не убивать животных, птиц и насекомых без необходимости.
  4. Сортировать мусор и относить батарейки и лампочки в специальные приёмные пункты.
  5. Относить мусор только в специальные места для него и не швырять себе под ноги или оставлять в лесу.

Это простейшие правила, для следования которым не нужно прилагать много усилий. Но самое главное правило - это не быть равнодушным. Не закрывать глаза на браконьерство, на незаконные вырубки, на сливы в реки отходов заводов и фабрик. Только совместная охрана природы поможет спасти её (и нас) от гибели.


Вместо послесловия

У индейских народов есть пословица. "Только после того, как последнее дерево срублено, когда последняя рыба поймана, последняя река будет отравлена, только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть ". И это абсолютная правда. Я стараюсь помнить о ней. Помните и вы.

Всем очень нравится отдыхать на природе. После шумного и загрязненного города так приятно растянуться на зеленной траве, вдыхать запах полевых цветов и чистого воздуха. Вокруг шумят деревья, поют птицы и журчит ручей или шумит река. И, как хорошо, когда трава чистая, без шуршащего мусора под ногами. Воздух без химических примесей и смога. А вода свежая, родниковая, без масляных разводов и островков пластиковых бутылок.

К сожалению, такие уголки все реже попадаются на пути отдыхающего. Прежде чем расположиться для такого отдыха, приходиться походить с мусорным мешком и освободить себе пятачок чистой земли.

Люди почему-то не задумываются, как мы загрязняем планету и уничтожаем все прекрасное, что есть на ней. Нет, конечно, в глобальном смысле ее сильно загрязняют заводы, фабрики своими трубами и отходами, сливающие в реки и озера. Атмосферу планеты портят бензиновые автомобили и машины, выделяя вредные выхлопы в воздух. Корпорации, бездумно вырубающие леса – легкие нашей планеты. Государства, безудержно добывающие полезные ископаемые из недр земли, истощая ее. Мы ругаем это и переживаем за будущее поколение.

Но почему нам каждому не начать с себя? Если мы не можем повлиять на цивилизацию в целом, почему не попробовать повлиять на себя лично? Не жарить шашлыки на открытом огне в лесу, а потом забывать его затушить. Не бросать после себя мусор, а аккуратно собрать и выкинуть в специально отведенное место. Если так каждый внесет хотя бы по чуть-чуть, тогда в целом и улучшится общее отношение к охране природы и экологии.

7 класс, русский язык

Сочинение Охрана природы

Нуждается ли природа в охране? Таким вопросом навряд ли задавались люди первобытных времен, и даже представители более-менее развитых цивилизаций древности. Охрана природы стала довольно актуальной темой только относительно недавно в связи с техническим прогрессом.

Именно активное развитие различных технологий привело к потребности заботиться о природе. Люди не имеют возможность контролировать собственные способы ведения различного хозяйства. Заводы отравляют воздух, химикаты отравляют землю – таков современный мир.

Мне кажется, люди в современном мире похожи на неразумных детей, которым дали какие-то предметы, с которыми они не могут и не умеют обращаться. Ведь, если бы люди имели разум, то изначально думали бы над последствиями собственных действий. На самом деле сейчас люди обеспечивают собственные потребности сначала и только потом размышляют о том, какие последствия идут после этого.

Как ни странно, но теперь действительно природу нужно охранять от самих людей и в малом и в большом. Начинать нужно с элементарного образования детей и привития разумного отношения к природе, начиная от сбора отходов, уборки территории. Также следует вести речь и о глобальных процессах, которые затрагивают массы людей и прививают разумные привычки, нормальное отношение к природе и где-то ограничивают людей.

Совсем недавно в России в новостях говорили о полигоне отходов в Подмосковье. В связи с этим полигоном люди не могли нормально дышать, иметь нормальный воздух в собственном городе. Просто столько привезли отходов, такое огромное количество собрали грязи, которое просто не могли переработать.

Разве такая ситуация не похожа на ситуацию с ребенком, который сам не может элементарно сменить себе подгузник и страдает от этого? Мне кажется похожа и этот факт говорит об общем уровне поведения людей касательно обращения с природой. Поэтому в этом направлении нужно изначально развивать людей и предоставлять людям нормальное образование, которое станет причиной для разумного поведения.

Вариант 3

В своем жилище люди стараются поддерживать чистоту и порядок, относятся бережно к вещам и предметам быта. Но почему-то эти истины мало относятся к окружающему миру, хотя с раннего детства учат, что Земля – наш общий дом, необходимо беречь и охранять природу.

Действительно, природа – это Мать, которая взрастила человечество в своей колыбели, подарила дом, пищу, научила жить, позволила развиваться и совершать новые открытия. Так почему же люди так безответственно и беспечно относятся к своей Матери?

В двадцать первом веке промышленность развивается семимильными шагами, порою затаптывая все вокруг – вырубка лесов, выбросы токсичных отходов в водоемы, загрязнение атмосферы - все эти факторы негативно влияют на живую природу. Все больше представителей флоры и фауны люди могут увидеть только в Красной книге.

Долг человека состоит в том, чтобы заботиться и сохранять природные богатства. Ведь как приятно прогуляться по близлежащему лесу, вдохнуть аромат разнотравья, наблюдать жизнь насекомых и птиц, выпить ключевой воды из живого источника. Становится страшно, что вся эта красота может постепенно исчезнуть с лица земли, а на ее месте останется разрушение, хаос, экологическая катастрофа. В таких условиях все живое погибнет, а вместе с ним и человечество.

Благодаря природным богатствам и ресурсам, которые в последние десятилетия истощены, обеспечивается существование людей. Надо помнить, что жизнь людей возможна лишь в гармонии с окружающим миром. Необходимо сохранить природу для своих потомков, чтобы они могли в полной мере насладиться ею и жить полноценной жизнью.

Сочинение Охранять природу значит охранять родину

План сочинения.

  1. Богатство природы - достояние Родины.
  2. Значение бережного отношения к природе.
  3. Забота о природе как показатель культуры.

Родина и природа неразрывно связаны между собой. Природа является гордостью моей страны, я пользуюсь ее ресурсами, наслаждаюсь пейзажами и могу вносить свой вклад. Ни одна страна не может похвастаться таким богатством, как природа моей Родины. Обилие полезных ископаемых, плодородная почва, огромные площади земель, леса и реки. Вода - самое дорогое сокровище, основа жизни.

Продуктивное и бережное использование даров природы может помочь нашему достоянию не исчерпать себя. Природа кормит нас. Она наша мать и наш отец. И если она не скупится и одаряет нас всеми благами, почему бы и нам не быть благодарными ей?

В первую очередь, природа требует бережного отношения к себе и уважения. Все люди являются ее неотъемлемой частью и для того, чтобы связь не разрывалась, надо действовать самим и вносить свою лепту. Если не превращать землю в мусорную свалку, мы сможем продолжать наслаждаться ее красотами. Если прекратить повальную вырубку лесов, деревья отблагодарят нас нескончаемым кислородом.

Люди выкидывают мусор из окна, забывают потушить костер, испытывают ядерное оружие, сливают химические отходы в моря. А ведь это мощнейший удар по природе.

Глядя в голубое небо, мы редко вспоминаем Чернобыль, в котором после атомного взрыва небо надолго утратило свою чистоту и цвет. Возможно, многие люди привыкли потреблять и ничего не отдавать взамен. Кто же тогда передаст все наше богатство детям? Я думаю, они хотели бы увидеть то, что сегодня видим мы: луч солнца, васильки на лугу, жужжание насекомых, радугу…

Заботясь о нашей природе, мы доказываем ей свою любовь и показываем свою культуру. Культурный человек не позволит себе кинуть бутылку на тротуар или оставить мусор у лавочки в парке. Человек, разрушающий планету, обыкновенный варвар и к культуре не имеет никакого отношения. Убрать мусор в лесу, посадить дерево, хоть как-то пытаться сохранить ее и есть, своего рода, культура природопользования. Бери, но и отдавай по мере возможностей.

Культурный уровень страны можно узнать по состоянию ее природных богатств. Земля полностью в руках человека и напрямую зависит от его отношения к ней. Пытливый ум и любознательность могут сделать из молодого человека биолого, эколога, ландшафтного дизайнера или просто путешественника. Чем больше профессий, связанных с природой, тем больше шансов на ее сохранение. Сохраняя природу, человек показывает настоящую любовь к своей Родине.

В последние годы газетные статьи, новостные ленты сайтов известных блогеров пестрят сообщениями о тяжелом состоянии окружающей среды … Но говорить об экологических проблемах сегодняшнего дня недостаточно, важно подавать населению, тем более подрастающему поколению, примеры их решения.

В этом году мы собираемся принять участие в Международном образовательном проекте «Весна идет!» в седьмой раз. Приобщиться к удивительному миру птиц нам удалось благодаря прекрасным людям, которые занимаются орнитологией профессионально и объединены для этих целей в Союз охраны птиц России. Наша дружба с этими людьми началась 9 мая 2009 года, с письма координатора международных массовых акций по изучению и охране птиц Нижегородского отделения СОПР, кандидата педагогических наук, преподавателя экологии Нижегородского государственного педагогического университета, доцента кафедры экологии и экологического образования Киселевой Надежды Юрьевны, которая в своем электронном письме приглашала скаутов отряда «Бригантина» принять участие в Международном образовательном Интернет-проекте «Весна идет!» (информация о скаутском отряде и электронный адрес имеются на сайте Всероссийского Интернет-проекта «Костры детства») http://www.springalive.net/ . И мы приняли участие в этой акции, всей школой! Всех подключили: и ребят, и учителей, и родителей! И даже малышей и их воспитателей из детского сада д. Нуркеево удалось увлечь этой интересной формой работы. И вот результат: Россия – чемпион!

Башкортостан в первые четыре года существования проекта оставался «белым пятном» на карте России. И вот уже шесть лет наша республика, благодаря небольшой сельской школе, в которой обучается 150 мальчишек и девчонок, занимает лидерские позиции.

Участие в акции не требует специальной подготовки, какого-либо снаряжения, определенных навыков; требуется при первой же встрече с пернатыми (ласточкой, стрижом, кукушкой или аистом), отправить сообщение на сайт. Захваченные желанием «встретить весну», которую приносят в наши края эти птицы, ребятишки обычно просят родителей свозить их в лес (кукушка не часто в деревню прилетает!). Чтобы увидеть черного стрижа, приходится выезжать в город Туймазы или поселок Субханкулово, потому что они селятся только в многоэтажных зданиях. Ребята с наступлением весны часто наведываются в гости к бабушкам и дедушкам, потому что знают, под крышей старого бабушкиного сарая есть ласточкино гнездо, а в их новостройке они еще не успели поселиться…

Человек, однажды поднявший свой взор к небу, оторваться от этой притягательной красоты не в силах. «Птичий грипп» — так в шутку называют наши «нуровцы» свое увлечение птицами, потому что уже не могут не обращать внимания на тех, кто рассекает воздух своими крылами в стремительном полете, кто завораживает всю округу веселой трелью или царственно величаво выплывает из камышовых зарослей по зеркальной глади озера Кандры-Куль.

Будучи заместителем директора по воспитательной работе, опытом участия в природоохранных акциях и проектах Союза охраны птиц России я делилась с коллегами из других школ района. 28 октября 2010 года выступала с докладом «Участие в эколого-образовательных Интернет-проектах и массовых акциях СОПР как фактор социализации личности ребенка» на Республиканском семинаре-совещании руководителей учреждений дополнительного образования детей по реализации мероприятий Республиканской целевой программы «Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан».

14 января 2011 года в Институте развития образования на республиканском семинаре «Сохраним родную Землю» рассказала о том, какие формы дополнительного образования проводятся в нашей школе и в районе в целом по формированию экологической культуры и профориентации учащихся. Учителя химии, биологии и географии (семинар проходил на кафедре методики преподавания этих предметов) живо заинтересовались возможностью разнообразить свою работу в области экологического воспитания. Впоследствии многим из них удалось организовать участие своих учеников в Международных днях наблюдений птиц и проекте «Весна идет!»

В рамках Года охраны окружающей среды в Российской Федерации и в Республике Башкортостан об опыте работы педагогического коллектива в области экологического воспитания детей и взрослого населения представилось возможным рассказать на конференции работников МАУК «Межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Туймазинский район и Управления образования «Экология без границ» , которая состоялась 26 марта 2013 года.
13 декабря 2013 года Министерство образования Республики Башкортостан и Институт развития образования РБ проводили республиканскую научно-практическую конференцию «Экологическое образование школьников в свете требований ФГОС», где темой моего выступления был вопрос об экологическом воспитании как приоритетном направлении воспитательной работы школы.

Опыт организации работы по экологическому образованию в Туймазинском районе Республики Башкортостан, работа опорно-методической площадки федерального значения «Гражданско-патриотическое воспитание в экологическом образовании», созданная кафедрой экологического образования и рационального природопользования НГПУ им. Козьмы Минина на базе МБОУ СОШ д. Нуркеево, неоднократно становились предметом обсуждения Международной научно-практической конференции «Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность» (Н-Новгород. 2009, 2011, 2013 г.г.).

В 2013 году организаторы и участники Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Охрана птиц в России: проблемы и перспективы», посвященной 20-летию Союза охраны птиц России (г. Москва) высоко оценили опыт участия нашей школы в массовых акциях СОПР. Министерством экологии и природопользования России я была награждена Почетным знаком . Годом раньше Республиканский Фонд защиты диких животных «за большой вклад в дело охраны животного мира Республики Башкортостан» присвоил мне звание .

Все свои личные достижения я связываю с сотрудничеством с Союзом охраны птиц России и участьем в «птичьих» делах: в 2011 году я стала победителем конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», награждена Почетной грамотой Министерства науки и образования Российской Федерации, Почетной грамотой Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Управления образования.

«Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли М. М. Пришвину. Коллектив нашей школы работает над тем, чтобы каждый подросток не просто знал эти слова, а проникся ими и старался им следовать.

Опыт работы школы в области формирования гражданственности и патриотизма через экологическое воспитание мной был представлен на I Всероссийскую конференцию «Духовно-нравственное воспитание Гражданина и патриота России в условиях реализации ФГОС». Экспертным Советом Всероссийского конкурса образовательных проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ РОССИИ-2015» МБОУ СОШ д. Нуркеево Туймазинского района Республики Башкортостан гражданина и патриота России», я же получила медаль «За вклад в воспитание «ГРАЖДАНИНА и ПАТРИОТА РОССИИ» и Диплом лауреата конкурса в номинации «Учитель – Воспитатель – Педагог ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА РОССИИ».

Ф.Ситдикова. Учитель.

Экологический урок

(для учащихся 5-6 классов)

Охранять природу - значит охранять Родину.

Оформление: плакат: «Охранять природу – значит охранять Родину» - М.Пришвин,

плакат: земной шар с большой ромашкой и бабочкой, выставка работ учащихся по теме «Родная природа».

«Природа – единственная книга, содержание

которой одинаково значительно на всех страницах».

«Давайте, люди любить планету,

во всей Вселенной похожей нет».

Библиотекарь: Дорогие друзья! Константин Паустовский, замечательный наш писатель сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

(Звучит музыка И.Дунаевского «Широка страна моя родная» и библиотекарь читает первый куплет песни)

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек…

1-ый чтец:

Возле речки в тумане

Чуть звенят тополя…

Может, ими и манит

Человека Земля?

2-ой чтец:

Иль берёзкой кудрявой

Нескупой на слова?

Или явором?

Явор – всем лесам голова!

3-ий чтец:

Иль плясуньей-калиной,

Что серёжкой трясёт?

Или первой травинкой,

Пробивающей лёд?

4-ый чтец:

Чем же, Земля привлекает?

Или этим, иль тем?

В суть вопроса вникая

Я так думаю – всем!

5-ый чтец:

И рябины кустами,

И лужком заливным,

И грибными дождями,

И дождём не грибным.

6-ой чтец:

Первой звонкой капелью

И росой на устах

Соловьиною трелью

В соловьиных кустах

7-ой чтец:

И родными местами

Где ты жил, где ты был,

И цветами, цветами-

Чуть о них не забыл!...

8-ой чтец:

Манят волею реки

И раздолья поля…

Не обманет вовеки

Человека Земля!

(А.Прокофьев)

Библиотекарь: Да, наша небольшая планета Земля добра к нам.Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Многие поэты и писатели посвящают свои произведения природе. Послушаем, о чём пишет поэт Сергей Викулов.

1-ый чтец:

Услышу ль сосен шум в полдневный час,

Журчанье струй средь камушков у брода,

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна, по имени Природа!

У ней для всех хватает доброты

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты –

поля, луга, леса, моря и реки.

2-ой чтец:

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три её основы.

Какая бы ни грянула беда –

Всё возродится снова.

3-ий чтец:

Но если…

Впрочем, в наш жестокий век

понятно всем, что это «если» значит?

О, Человек!

Природа-мать ни рек и ни морей

от глаз твоих не прячет.

Ни росных трав, ни голубых озёр…

Цени её доверие, Природы!

Не обмани его!

И в тёмный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.

Библиотекарь: Поэт Николай Рыленков в своём стихотворении утверждает, что всё богатство русской природы принадлежит народу, значит и вам, детям.

1-ый ведущий:

Все богатства русского пейзажа

В полное владенье нам даны:

Вьюжных зим серебряная пряжа,

Кружева зелёные весны.

Летний полдень в поволоке зноя,

Вечер, заглядевшийся в ручей

Узорочье луговин цветное,

Тёплый воск желтеющих полей.

Расписные крылья листопада

Над бездонной синевой озёр.

Всё это твоё, и сердце радо

Целый мир влюбить в родной простор.

Библиотекарь: Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых её обитателей.

2-ой ведущий:

Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла.

Негромкая…

Но мы её любили, дети,

Она ведь первою для нас была,

И, значит, лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь зелёная

И хвощ болотный вылез…

Как - будто люди целью задались

Убить её –

И своего добились.

(С. Викулов)

Библиотекарь: Поэту Глебу Горбовскому пришлось написать стихотворение

«Мёртвый лес».

3-ий ведущий:

Пожар отклокотал и умер

И умер лес, отзеленел…

Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел.

Медведь ушёл, удрали зайцы,

Хватили горя комары.

В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила,

Безрукий, безволосый лес.

Что ни пихта – иссякла сила,

И что ни лиственница – крест!

Я уходил из этой жути

С больной тревогой за людей…

Не люди лес сожгли, не люди!

Не человек…Злодей, злодей.

Библиотекарь: А ведь лесу человек обязан многим! Чем же именно дорог нам лес?

1-ый чтец: Лес – наше богатство!

2-ой чтец: Лес – воздух лёгких, влага и тень.

3-ий чтец: Лес – наш друг: он задерживая влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай.

4-ый чтец: Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары – орехи, ягоды и грибы.

5-ый чтец: Лес – зелёный наряд нашей планеты.

6-ой чтец: Лес – дом для зверей и птиц.

Библиотекарь: Всё в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.

Знаете ли вы, что?...

1-ый ведущий: Каждая сова уничтожает за один только год 1.000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!

2-ой ведущий: У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живёт кукушка, появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течении нескольких дней.

3-ий ведущий: Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров. Летучая мышь, весящая 7-8 граммов, за час ночной охоты поправляется на 1 грамм. За это время она может поймать и съесть 160-170 комаров.

Библиотекарь: Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».

Для рыбы нужны чистая вода – будем охранять наши водоёмы.

В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.

Родина, родная природа…Эти слова наполнены для нас глубоким смыслом.

7-ой чтец:

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

(З.Александрова)

(Песня о Родине)

8-ой чтец:

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски

Но в кругу друзей жуки

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним третий год знаком

Это счастье, если жук

И тебе не враг, а друг.

(К.Завойский)

(Песня «Добрый жук»)

1-ый ведущий:

На свете,

На свете нужны!

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых.

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд,

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки.

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны

Мы всё-таки очень друг - другу нужны.

(Б.Заходер)

(Песня «Не дразните собак»)

1-ый чтец:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

(В.Берестов)

2-ой чтец:

Хочу, чтоб в мире было много света,

Хочу, чтоб в мире было много лета,

И на траве – зелёная роса.

Хочу, чтоб в мире было меньше плача.

А больше смеха, радости, удачи.

Улыбок детских, как цветенье, зыбких,

Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.

(С.Ахматова)

3-ий чтец:

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом

Как ветер с лугом.

4-ый чтец:

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами.

5-ый чтец:

Давайте, люди

Любить планету.

Во всей Вселенной

Похожей нет.

6-ой чтец:

Во всей Вселенной

На всех одна,

Что будет делать

Без нас она?

1-ый ведущий:

Ты, дружок,

Смотри не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай!

Не обижать ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса,

Простор полей –

Всё, что зовётся
Родиной твоей.

2-ой ведущий:

Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики.

На травинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю! Берегите!

3-ий ведущий:

Берегите времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,

Древнего родства живые свойства
Дерево надежд и беспокойства,
Откровение Земли и Неба,
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите доброту и жалость,

Чтоб они за слабого сражались,
(М.Дудин)

Библиотекарь:

Нас много, ребята!
Везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём!

И всё это сделаем от чистого сердца и во имя нашей любимой Родины.

(Звучит песня сл.М.Пляцковского, муз.В.Шаинского «Улыбка»)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Крупные воздушные транспортные узлы мира
Творческий проект
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета Бухгалтерский учет в журнально ордерной