Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Освобождение сербии от османского ига. Хмурый полдень XXI век. Назревание политического кризиса на Балканах

В 1453 г. турки захватили Константинополь. После этого облик западного мира существенно изменился. Наследница Римской империи - Византия исчезла из политической карты мира. Многочисленные народы, ранее входившие в ее состав, оказались под османским игом. «Сердце» православного мира - великий Константинополь наводнили захватчики-мусульмане, изменив название этого города. Отныне он стал именоваться Стамбулом. Многие архитектурные памятки были утрачены, достижения искусства и науки - забыты. Турки стремились полностью уничтожить достояния предшествовавшей им культуры, поработить население, сломить всякое намерение и даже мысль бороться за свою свободу. После завоевания Константинополя османская захватчики напали на Балканы. За несколько лет были завоеваны практически все греческие города. В 1460 г. пал Морейский деспотат и Афины.

Борьба островов с турецкими завоевателями

Но острова продолжали сопротивляться. У православных греков мусульманская культура вызывала категорическое неприятие. Почти не было островов или городов, которые сдавались бы туркам без боя. Лесбос и Эвбея сопротивлялись османским захватчикам около двадцати лет после падения Афин. Родос отражал нападения турков до 1522 г. Окончательно завоевать Крит османы смогли только в 1669 г. Покорение этого острова поставило завершающую точку в захвате Греции. Отныне эта страна полностью оказалась под османским игом, и оставалась под властью турков до 1829 г.

Переселение греков

Почти 400 лет оккупации не сломили стремление греков стать свободными. Борьба с захватчиками не прекращалась. Такого самоотверженного и яростного сопротивления, как греки, туркам не оказывал ни один народ. Действия османов на завоеванных землях заключались не только во вторжении войск и уничтожении мирных жителей. Они понимали, что закрепиться на территории можно, только когда население будет поддерживать новую власть. Добиться поддержки греков - задача не из легких. Поэтому османские власти начали массовое переселение народов. Этнические турки поселились на землях, которые спокон веков были греческими (преимущественно в Македонии, Фессалии, Фракии), а коренное население высылали в далекие провинции империи, тем самым надеясь снизить вероятность бунта. Кроме насильственного переселения, число греков в Греции уменьшилось и по причине добровольной миграции. Многие семьи, спасаясь от турецкого ига, сами переезжали жить в другие страны.

Но одной политикой переселения турки не ограничились. На завоеванных землях власти ввели регулярные поборы. Также на территории Греции был распространен «налог кровью» - так назывался насильственный набор детей в янычары, основу пехоты османского войска. До конца 17 в. боевые единицы янычар комплектовались только детьми завоеванных христианских наций. Чтобы эффективно управлять большим количеством народов, вошедших в состав Османской империи, турки делили жителей на общины, называемые миллетами. Деление осуществлялось по национальному и религиозному признакам. Были миллеты иудеев, православных христиан, мусульман, армян. Почти все греки вошли в общину православных христиан, которую возглавлял назначаемый султаном Константинопольский патриарх. Несмотря на массовое переселение, в самом Константинополе, как и раньше, оставалось много греков, или, как их еще называли, фанариотов. Некоторым из них удалось добиться высокого положения в иерархии османской власти и собрать немалое состояние. Были греки и среди состоятельных купцов и наместников провинций. В качестве примера можно привести господаря Молдавского княжества и Валахии - Александра Ипсиланти.

Борьба греков против турецкой оккупации

Поскольку многие греческие семьи добились благополучия и высокого положения, им было более выгодно поддерживать существующую османскую систему власти. Но в целом недовольство народа увеличивалось. В конце 18 в. борьба греков против турецкой оккупации постепенно наращивала свои обороты. Антиосманские силы сосредоточились преимущественно в Фессалии, Македонии и Эпире. В 1770 г. у берегов Греции в порте Витула (или Итило, область Мани) впервые появилась небольшая эскадра русских кораблей. Это стало толчком к поднятию освободительного восстания. Вскоре бунт охватил Морею и перекинулся на другие греческие провинции. Несмотря на поддержку русских, восстание вскоре было подавлено османскими властями. Вслед за этим последовала знаменитая победа русских в Чесменской морской битве. А на территории Османской империи повсеместно начали появляться очаги бунта. В Европе становились популярными новые идеи равенства и свободы. Началось освободительное движение в Сербии, произошла революция во Франции. Не менее активной была борьба и на территории Греции, где особенной мощью отличалось партизанское движение.

Роль церкви в победе над турками

При содействии православной церкви в Греции создавались «тайные школы», сыгравшие значительную роль в сохранении языка, культуры и формировании национального самосознания греков. В 1814 г. в Одессе было основано «дружеское общество». Появлению этой организации содействовало российское правительство и лично российский царь Александр I. Целью общества было освобождение народов от османского ига. Массовое вступление в организацию началось в 1818 г. За несколько лет «дружеское общество» приобрело большое влияние в странах, где проживали греки. В 1820 г. организацию возглавил Александр Ипсиланти. Освободительные настроения нарастали и в марте 1821 г. патриарх Германос поднял в Агиа Лавра (монастырь в Калаврите) революционное знамя. Это было сигналом к началу восстания, цель которого - независимость греческого народа. Практически вся Греция поднялась на борьбу с османским игом. Турецкие власти отчаянно пытались справиться с взбунтовавшейся провинцией. Мирные жители восставших регионов массово отправлялись на невольничьи рынки или истреблялись.

Поддержка греческого народа известными личностями

Многие передовые люди того времени заявили о поддержке греческого народа. Так, за независимость Греции открыто выступали Пушкин, Гюго, Ламартин, Шатобриан. А британский поэт Байрон отправился на Балканы, чтобы лично принимать участие в сражениях.

Восстание 1821 года

Восстание, начатое в 1821 г., переросло в войну против османского ига, которая длилась 9 лет и стала причиной масштабного международного конфликта. Турецкий султан, будучи не в силах самостоятельно подавить бунт в Греции, попросил помощи у Египта. В 1824 г. египтяне высадились на о. Крит, в следующем году - на Пелопоннесе, где сумели подавить бунт, вырезав тысячи мирных жителей. Европа сочувствовала грекам на протяжении всей войны. Резня, устроенная египтянами, подтолкнула правительства европейских стран к активным действиям против турков. Объединенная эскадра русских, французских и английских кораблей в 1827 г. разгромила в бухте Наварин флот османов и египтян. На следующий год началась известная русско-турецкая война, победу в которой одержала Россия. Еще через год, в Адрианополе подписали мирный договор, согласно которому, Турция признала независимость Греции.

Самым знаменательным годом для греков за предшествующие 4 столетия стал 1821 г., в котором началось масштабное антитурецкое восстание. Обескровленная и разрушенная страна вступила на длительный путь борьбы за свободу, за возвращение и восстановление своих исконных территорий. В истории Греции начался новейший период.

Видите этот «ботинок», начертанный арабской вязью? Вторая половина 14-ого века. Скоро под этим ботинком окажется почти вся Европа. Это автограф человека, которого легко назвать варваром, вандалом, извергом, но назвать пройдохой или неграмотным кочевником, вряд ли. Сколь ни прискорбно народам порабощенными этим завоевателем, Орхан считается вторым из трёх основателей Османской империи, при нём небольшое тюркское племя окончательно превратилось в сильное государство с современной армией.
Если кто-то, сегодня сомневается в том, что Болгария не дала достойного отпора оккупанту, сильно ошибается. Этот деятель был весьма образованным, начитанным, умным и как подобает традиционно дальновидным, хитрым политиком восточной закалки — мудрым злодеем. Вот кто покорил Болгарию. Тогдашних болгарских правителей и народ, обвинить в халатности и слабости, при таком раскладе сил и исторических неблагоприятных обстоятельств, обвинить в легкомысленном попадании под ярмо, не представляется возможным. История не имеет сослагательного наклонения, так что, что случилось, то случилось.

Вот примерная хронология событий
Султан Орхан (1324 — 1359 г.) стал правителем всей северо-западной части Анатолии: от Эгей­ского моря и пролива Дарданеллы до Черного моря и пролива Босфор. Ему удалось закрепиться на континентальной Европе. В 1352 году турки переправились через Дарданеллы и взяли крепость Цимпе, а в 1354 году захватили весь Галлипольский полуостров. 1359 году османы предприняли неудачную попытку штурмовать Константинополь.
В 1359 году к власти в Османском государстве пришел сын Орхана - Мурада I (1359–1389 г.), который укрепив свое господство в Малой Азии, приступил в к завоеванию Европы.
В 1362 г. турки разбили византийцев на подступах к Андрианополю и овладели городом. Мурада I перенес столицу образовавшегося Османского государства в Андрианополь в 1365 году, переименовав его в Эдирне.
В 1362 г. под властью турок оказался богатый болгарский город Пловдив (Филиппополь), а через два года болгарский царь Шишман был вынужден признать себя данником султана и отдать в его гарем свою сестру. После этих побед из Азии в Европу хлынул поток тюркских переселенцев.
Византия превратилась в отрезанный от внешнего мира город-государство без каких-либо зависимых территорий, к тому же лишившийся прежних источников доходов и продовольствия. 1373 году византийский император Иоанн V признал себя вассалом Мурада I. Император вынужден был подписать с турками унизительный договор, по которому он отказывался от восполнения потерь, понесённых во Фракии, и оказания помощь сербам и болгарам в сопротивлении османскому завоеванию, также он обязан был оказывать османам поддержку в борьбе с их соперниками в Малой Азии.
Продолжая экспансию на Балканах, турки в 1382 году напали на Сербию и взяли крепость Цателицу, в 1385 году завоевали болгарский город Сердику (Софию).
В 1389 годах турецкая армия под командованием Мурада I и его сына Баязида разбила коалицию из сербских и боснийских правителей в битве на Косовом поле. Перед боем на Косовом поле Мурада I был смертельно ранен сербским князем и вскоре умер, власть в Османском государстве перешла к его сыну Баязиду I (1389-1402 г.). После победы над армией сербов многие сербские военачальники были убиты на Косовом поле на глазах у умирающего Мурада I.
В 1393 году османы захватили Македонию, затем болгарскую столицу Тырново. В 1395 году Болгария полностью была покорена османами и вошла в состав Османского государства. Болгария стала транзитным интересом османов. На очереди был Константинополь, цитадель Византийской империи. Вот и вся история, как Болгария попало под турецкое — османское иго. Иго, которое существовало до освобождения Болгарии русским царем Александром вторым.

5 ЯНВАРЯ — ОСВОБОЖДЕНИЕ СТОЛИЦЫ БОЛГАРИИ ОТ ТУРКОВ
Заметьте, случайно ли, на канун пасхи?
В конце ноября 1877 г. победа Русской армии в битве под Плевной положила начало освобождению Болгарии. Месяц спустя, жестокой зимой 1878 года русские войска под командованием генерала Иосифа Владимировича Гурко совершили трудный переход через покрытые снегом Балканские горы. Позднее этот поход Русской армии историки сравнивали с походами Ганнибала и Суворова, при этом некоторые добавляли, что Ганнибалу было легче, ибо он не имел артиллерии.
В ходе кровопролитных боев с турецкими частями Шукри-паши русские войска освободили Софию. 4 января кубанские казаки из сотни ясаула Тищенко сбросили с управы турецкое знамя. 5 января вся София была занята, а остававшиеся там турецкие войска поспешно отступили на юг. Как пишут историки, русские войска были встречены местным населением еще на подступах к городу с музыкой и цветами. Князь Александр Дондуков — Корсуков докладывал Императору Александру II: «Трогательны неподдельные чувства болгар к России, русским войскам».
А генерал Гурко отмечал в приказе по войскам: «Взятием Софии завершился блестящий период нынешней войны — переход через Балканы, в котором не знаешь чему больше удивляться: храбрости ли, геройству ли вашему в сражениях с неприятелем или выдержке и терпению, с которым вы переносили тяжкие невзгоды в борьбе с горами, стужей и глубоким снегом… Пройдут годы, и наши потомки, которые посетят эти суровые горы, торжественно и с гордостью скажут: здесь прошло русское войско, воскресившее славу суворовских и румянцевских чудо-богатырей».
Тогда горожане решили, что этот январский день станет ежегодным народным праздником. С годами решение забылось, однако в 2005 году софийская мэрия решила возродить былую традицию в связи со 125-летним юбилеем освобождения Болгарии от османского ига.

Османское иго
Османское иго длилось почти пятьсот лет. В результате успешных Русско-турецких войн и восстания болгарского народа это владычество было свергнуто в 1878 году. Иго игом, но все-таки страна не замерла, жила, развивалась, но не так конечно, как живет и развивается суверенное государство.
Однако было ли, собственно, иго или это было естественное движение истории? С точки зрения веры, пожалуй, было именно иго, однако и при турках в Болгарии существовали монастыри. Они, конечно, культурно не главенствовали, но и полностью запрещать христианство правители Стамбула не стали, хотя христиан всё-таки притесняли. Например, каждый пятый ребенок мужского пола в болгарской семье уходил в солдаты и становился янычаром.
Также, османское владычество положило конец развитию христианского храмового зодчества. Церквей строилось мало, а немногочисленные храмы, возведенные в стране в этот период, были маленькими и маловыразительными. Зато по всей стране сооружались роскошные мечети, в основном в традиционном османском стиле, характерной особенностью которого является большой купол над молитвенным залом и изящный островерхий минарет. Параллельно шла кампания отторжения плодородных земель в пользу турецких колонистов и исламизация населения.
С другой стороны, Болгария в качестве «тыла» Османской империи жила довольно спокойно. Несмотря на религиозный и экономический прессинг, там довольно гармонично уживались славяне, греки и армяне. С течением времени турки все меньше ассоциировали себя с турками, а все больше с османами. Как, впрочем, и национальные меньшинства. Мало мальски, какая-то сравнительная стабильность в оккупированной Болгарии воцарилась в XVII-XVIII веках.
За период османского владычества болгарские города приобрели «восточные» черты: помимо мечетей, в них появились турецкие бани, торговые ряды. Османская архитектура повлияла и на облик жилых зданий. Так, благодаря ей появились чердак открытая веранда и «миндер» деревянное возвышение -лежанка на веранде, столь характерные для болгарских жилых построек.
С древнейших времен Болгария и Россия были связаны общностью славянских истоков, единой религией и письменностью, а также и многими другими факторами. И неудивительно, что именно на братскую православную Россию были обращены взоры болгар, веками мечтавших об освобождении от турецкого господства. Тем более, что с Западом у султана установился политический баланс, а постоянные трения имелись только с Россией. К тому же Османская империя заметно слабела, и в 1810 году в Болгарии в первый раз появились русские войска. В 1828-1829 годах они прошли дальше и задержались дольше. Заканчивалась эпоха пяти векового позора рабства.
Вот три исторические личности этих событий:

Захватчик и освободитель с супругой. Мария Александровна — супруга российского императора Александра II. «Император Александр ІІ был чувствительным человеком, он знал и любил болгар, интересовался их прошлым и настоящим. Но боялся Крымского синдрома, ‒ отметил проф. Тодев. Князь Горчаков, канцлер и министр иностранных дел, имел большое влияние в определении русской политики. Он был за мирное решение, за конференции, за действия в рамках «европейского концерта». Но царица, например, была категорически «за» ведение войны»!!! Первые леди иногда бывают решительнее и дальновиднее своих супругов. Может правильнее упомянуть Царь-освободитель и Царица-освободительница? Так будет честнее!

Шипка
Войны в истории человечества были, есть и будут. Война как книга. Есть название, пролог, повествование и эпилог. Но в этих книгах есть страницы, без которых сущность войны, этого кровопролития, становится какой-то иррациональной, недостающей для понимания. Эти страницы о кульминации войны. Все войны имеют свои страницы о главном, решающем сражении. Такая страница есть и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Это битва на перевале Шипка.

Фракийцы населяли это место ещё в древние времена. Найдено множество археологических останков (гробницы, оружия, доспехи, монеты) того периода в окрестностях г. Шипка и Казанлык. В 1 в. до н. э. город был покорен римлянами. Когда турки захватили Болгарию в 1396 г., они создали в г. Шипке гарнизон для охраны и контроля Шипкинского перевала. В окрестностях Шипки и Шейново велись одни из самых кровопролитных боёв в русско-турецкой войне 1877-1878 г. (оборона Шипки в войне за освобождение Болгарии от османского ига). Памяти павших посвящён памятник свободы на горе Шипка (пик Столетова). Вот как местность, существуя тысячелетия, волею истории, вдруг становится не местностью, а символом отваги, духа, решимости. К сожалению, такая слава приходит к местности только после того, как она впитала в себя море крови разумного человека. Но как говорится – «на войне, как на войне».

P.S.
Болгария — маленькое живописное балканское государство с населением под восемь миллионов и трагической историей. Болгары до сих пор грезят о древнем Болгарском царстве, когда-то безраздельно владевшим Балканским полуостровом. Потом были почти два века византийского рабства и пять веков турецкого ига. Болгария как государство исчезла с карты мира аж на семьсот лет. От мусульманского рабства православных братьев спасла Россия ценой жизней почти двухсот тысяч своих солдат. Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов золотыми буквами вырезана в истории. «Есть только одно государство, которому болгары обязаны на все времена, — это Россия, — говорит знаменитый болгарский журналист и бывший посол Болгарии на Балканах Велизар Енчев. Это сейчас непопулярное мнение среди нашей политической элиты, которая не желает признать: мы до конца жизни должны благодарить Россию за то, что нас освободили от турок. Мы были последними на Балканах, кто получил свободу. Если б не русская императорская армия, мы бы сейчас были как курды и даже не имели бы права говорить на родном языке. Мы видели от вас только добро и по гроб жизни вам обязаны».
«Это была самая эмоциональная война в истории Европы, — говорит профессор истории Софийского университета Андрей Пантев. — Самая честная война, романтичная и благородная. Россия ничего хорошего не выиграла от нашего освобождения. Русские погрузились на свои корабли и уехали домой. Все балканские страны после освобождения от турецкого рабства с помощью России обратились ПРОТИВ России в сторону Запада. Похоже на притчу о прекрасной принцессе, которую спас от дракона один рыцарь, а целует ее другой. В конце XIX века в России даже бытовало мнение: какого черта мы должны ссориться с Западом из-за этих неблагодарных славян?»
Болгария всегда страдала «синдромом подсолнечника», всегда искала сильного покровителя и часто ошибалась. В двух мировых войнах Болгария выступила на стороне Германии против России. «За весь двадцатый век нас трижды объявляли агрессорами, — говорит историк Андрей Пантев. — Сначала в 1913-м (так называемая Межсоюзническая Балканская война), потом в 1919-м и в 1945-м. В первую мировую войну Болгария так или иначе воевала против трех государств, которые участвовали в освободительной войне против турок: России, Румынии и Сербии. Это большая ошибка. То, что кажется на сегодняшний политический момент прагматичным, часто оказывается на суде истории просто отвратительным».
Несмотря на прошлые разногласия, Болгария — наша ближайшая страна-родственница. Дерево нашей дружбы не раз приносило горькие плоды, но у нас общая письменность, общая религия и культура и общая славянская кровь. А кровь, как известно, не вода. В силу глубоких причин, классических воспоминаний и героических легенд болгары навсегда останутся нашими братьями — последними братьями в Восточной Европе.

3 марта Болгария отмечает очередную годовщину освобождения Болгарии от османского ига. В этот день в 1878 году был подписан Сан-Стефанский мирный договор между Россией и Османской империей, которым должна была завершиться русско-турецкая война между Российской и Османской империями.

Поводом для русско-турецкой войны 1877-1878 гг. послужили восстания против османского ига в Боснии и Герцеговине (1875-1876 гг.) и Апрельское восстание в Болгарии (1876 г.), потопленное турками в крови. К концу 1877 года, после упорных боев на Балканском фронте, русские войска освободили Болгарию, a в начале 1878 г. находились уже на подступах к Константинополю. На Кавказском фронте были взяты Баязет, Ардаган, город-крепость Карс. Османская империя признала себя побеждённой, и в городке Сан-Стефано 19 февраля (3 марта по новому стилю) 1878 года подписала мирный договор с Российской империей.

Старинные фотографии сегодня рассказывают нам о том, как велась эта освободительная война.

Осетины в составе особой военной части участвовали в русско-турецкой войне 1877-78 гг.



Первый японец ступивший на болгарскую землю, Илия Марков Попгеоргиев, сражался во время войны
участник русско-турецкой войны в рядах русской армии, в составе Первого болгарского легиона
во главе взвода во время осады Плевны, генерал-майор,
барон Ямадзава Каран (1846-1897)


Руины церкви в Софии и вступающие в город русские войска


Лейб-гвардейский Финляндский полк. Фотографии на память с двумя местными детьми


Офицеры и унтер-офицеры Лейб-гвардейского Финляндского полка, участники русско-турецкой войны


Генерал Радецкий (в центре) с казачьим полком


Передвижной госпиталь при русской армии


Русский казак везёт подобранного беспризорного турчонка


Беспризорные дети во дворе русского консульства в Русе, где их содержали


Русская артиллерия на позициях при Корабии (Румыния)


Великий князь Сергей Александрович с офицерами


Император Александр ІІ с гвардейцами у Плевны


Русские войска перед Одрином, ныне турецкий Эдирне. На горизонте - не Св.София в Константинополе, как всем хочется думать, а мечеть Селимие


Турецкая тяжелая артиллерия на берегах Босфора


Турецкие военнопленные, Бухарест


Во время подписания Сан-Стефанского мирного договора. Точка почти поставлена, как казалось тогда


Граф Эдуард Иванович Тотлебен с офицерами. Сан-Стефано. 1878 год

Как сообщает камрад asteroid_belt в статье Стоян, не помнящий родства? , в память о тех событиях в Болгарии установлено множество памятников. Что не удивительно, учитывая, что Болгария обрела наконец независимость, после почти 500-летнего турецкого ига, длившегося с 1396 по 1878 год.

«Болгарин, преклони колена перед Святой могилой - здесь лежит русский Воин, отдавший жизнь за нашу свободу» , написано на одном из памятников.

По традиции, основные торжества пройдут на перевале Шипка, где в 1877 году русские войска выдержали кровопролитную многомесячную борьбу на горном перевале и одержали одну из ключевых побед.

В 2003 году в мероприятиях, проводимых на Шипке по случаю 125-й годовщины Освобождения принимал участие президент России Владимир Путин. После этого, Болгария с 29 марта 2004 года стала полноправным членом НАТО и российские высокопоставленные официальные представители перестают появляться памятных мероприятиях. В 2011 году в праздничных мероприятиях в Софии участвовал посол России в Болгарии Юрий Николаевич Исаков. Но, время идёт, и в 2015 году разгорелся скандал в болгарском обществе - представителей России на празднования вообще не пригласили.

Вместе с этим, всеобщее недоумение вызвало поздравление премьер-министра Болгарии Бойко Борисова, опубликованные им в Facebook. "Борисов в отношении турецкого ига использовал непривычное для болгар в этом контексте слово "управление" , сообщает сайт rb.ru.

А вот комментарий-реакция кого-то из болгар, приведённый в той же статье:"Рабство, Бойко! Рабство! Иго! 5 веков убийств, налог кровью, геноцид! Не иностранное управление!".

"Недавний глава организации турецкого меньшинства в Болгарии «Движение за права и свободы» Лютви Местан прямо заявил, что «болгары никогда не жили лучше, чем во времена Османской империи» , а после «непрошеного (!) вторжения России» жизнь резко изменилась к худшему" , сообщает КП.ру. Прелестная позиция, не правда ли. Оказывается всё было замечательно, пока не пришла мерзкая Россия. Жаль, болгары 19-го века, освобождавшие свою Родину вместе с русскими войсками, были не в курсе. Интересно, что думают болгары века 21-го.


А 19-го февраля 2016 года болгарские депутаты создали комиссию "по изучению информации о вмешательстве России и Турции во внутренние дела Болгарии" , сообщает сайт rus.bg.

В ответ, на брифинге представителя МИД России Марии Захаровой последовало следующее заявление (цитата):

"Нелепость этой ситуации выражается в самом абсурдном названии комиссии. История действительно знает примеры своеобразного т.н. «вмешательства» России во внутренние дела Болгарии, когда русский солдат приходил на территорию этой страны с оружием в руках, для того чтобы противостоять фашизму и освободить своих братьев от зла. Ранее - освободить славян от пятивекового ига той же Турции. Мы все прекрасно помним историю, кто не помнит, то может освежить у себя в памяти. Остается, конечно, только недоумевать, какой смысл в очередной раз искать пресловутую «руку Москвы» в государстве, поколения которых во многом обязано своим братьям своим суверенитетом, своим суверенным существованием? Вопрос не в том, что мы начинаем считаться и напоминать о том, что русские люди, граждане нашей страны сделали для Болгарии. Мы бы этого никогда не делали и не сделали бы. Но когда возникают подобные нелепые абсурдные органы, которые, не пытаясь что-то выяснить, заранее утверждают заведомо ложные вещи, то, конечно, в этой ситуации напомнить о нашей совместной общей истории всегда неплохо.

Возникает опасение, что в болгарском обществе, с подачи таких парламентариев, политиков может начаться «неомаккартизм». Цинизм подобных шагов инициаторов заключается еще и в том, что пресловутая Комиссия была создана в преддверии 138-й годовщины освобождения Болгарии от османского ига."


Следует отметить, что президент Болгарии уже призывал ЕС и НАТО "усилить противодействие нарастающей агрессии со стороны России". А министр иностранных дел Даниел Митов заявлял, что "главные угрозы для внешнеполитических интересов Европейского союза исходят от России и террористической группировки «Исламское государство»" . Санкции, отказ от согласованной прокладки ветки "Южного потока", периодические осквернения памятника советским войнам-освободителям и т.д. и т.п. Как скоро из названия комиссии исчезнет "Турция" и "внезапно" выяснится, что вмешивается во внутренние дела Болгарии одна лишь зловредная Россиия? Как скоро "внезапно" выяснится, что не было никакого турецкого ига, а болгары исключительно благоденствовали в Османской империи? Как скоро выяснится, что зловредная Россия, вероломно напав на мирную Османскую империю, испортила болгарам жизнь?

Ну и наконец, как скоро скачущая толпа болгар будет орать вариант кричалки "москалей на ножи" где-нибудь в центре Софии?

Очередное обвинение России в оккупации Болгарии в 1944 году сделал 38-летний министр иностранных дел Болгарии Даниэл Митов 1 марта 2016 года в статье опубликованной в газете «24 часа».

Митов обвинил дипломатов РФ в недопустимом тоне высказываний и выразил надежду, что членство Болгарии в ЕС и НАТО «может только обогатить механизмы и условия нашего диалога с другими странами» . Кроме того, Министр заявил, что «болгарский народ отлично помнит, как русские освободительные войска 1877-1878 годов, так и советскую оккупацию , начавшуюся в 1944 году».

Поводом статьи министра Митова послужило как раз цитировавшееся заявление МИД РФ 25 февраля 2016 г, выразившее опасения по поводу создания Народным Собранием Болгарии Временной парламентской комиссии по изучению фактов и обстоятельств, связанных с утверждениями о вмешательстве РФ и Турции во внутренние дела Болгарии.


Понятно, что нынешняя Болгария не суверенна. И, возможно, большая часть населения не поддерживает русофобский курс правительства. Но, во-первых, это должно в чём-то активно выражаться - будут отмалчиваться, ничего не изменится. Во-вторых, при помощи пропаганды можно хорошенько прополоскать населению мозги в нужную сторону. Кто думал до недавнего времени, что по Киеву будут ходить фе ка льные шествия с портретами Бандеры?

Болгары уже не в первый раз наступают на русофобские грабли. Мы прекрасно помним и то, что они воевали на стороне наших врагов и в Первую и во Вторую мировые войны. И то, как они расправились с провозглашавшимися идеалами "православного славянского братства", когда воевали с Сербией в 1885 году, а затем в 1913 году опять с Сербией, а так же с Черногорией и Грецией.

Эта политика ещё ни разу не привела ни к чему хорошему ни Болгарию, ни болгарский народ. Я твёрдо надеюсь на то, что рано или поздно, историческая память у болгар окажется сильнее, чем активно прививаемая им сегодня русофобия. И эта память заставит болгар в который раз осознать, что только дружба русских и болгар всегда приносила им обоюдную пользу. И эта дружба вновь возродится и вернётся в отношения между нашими народами.

Во вторник Болгария отметила 137 годовщину Освобождения Болгарии от османского ига. 3 марта (19 февраля по старому стилю) был подписан Сан-Стефанский договор между Россией и Османской империей, в результате чего Болгария обрела независимость. Это день является национальным праздником в Болгарии, событие широко отмечается по всей стране. Представителя России на празднования не пригласили, что спровоцировало масштабную дискуссию в болгарском обществе.

РИА Новости. Литография 1877 года "Сражение под Шипкой 28 декабря 1877 года во время Русско-турецкой войны"

Празднование 137-летия подписания Сан-Стефанского договора прошло в Болгарии без российских официальных лиц. "Ни Администрация президента Болгарии, ни министерский совет, ни министерство иностранных дел страны не пригласили российских политиков на официальные мероприятия", - комментирует болгарское издание Блиц .

3 марта в Болгарии - национальный праздник, и мероприятия, посвященные Освобождению от османского ига, прошли в каждом городе страны, сообщает Vesti.bg . Болгарский патриарх Неофит отслужил панихиду и благодарственный молебен в софийском кафедральном соборе Святого Александра Невского.

РИА Новости. Храм Александра Невского в Софии, построенный в XIX веке в честь русских воинов, павших в боях за освобождение болгарского народа от турецкого ига. 1985 год

На площади Александра Невского в Софии состоялась официальная церемония поднятия болгарского флага и возложения венка к Памятнику неизвестного солдата с участием президента Росена Плевнелиева.

РИА Новости. Памятник Российскому царю-освободителю Александру II в центре Софии. 2012 год

Масштабное шествие с 300-метровым болгарским флагом состоялось в Старой Загоре, где в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг . велись ожесточенные бои. Торжественные мероприятия прошли у памятника Свободы на Шипке, который воздвигнут в честь павших в боях за оборону этого перевала в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В мероприятиях участвовали депутаты болгарского парламента, мэры городов, представители дипломатических миссий и неправительственных организаций, рядовые граждане, солдаты роты почетного караула и военный оркестр (всего около 150 военнослужащих). С воинскими почестями к памятнику свободы возложили венки. Подобные мероприятия проходят на Шипке ежегодно, и в 2003 году в них участвовал российский президент Владимир Путин.


Тот факт, что российских официальных лиц не пригласили на празднование освобождения Болгарии от Османского ига в результате русско-турецкой войны, вызвало возмущение болгарских пользователей соцсетей.

Они пишут гневные посты, постят фотожабы на президента Росена Плевнелиева, в которых он принимает решение о праздновании без России под давлением США, и даже пишут стихи в благодарность "русским братьям" за помощь в обретении независимости.

"Поляки не пригласили Россию на мероприятия по поводу освобождения Освенцима Красной Армией, из-за чего в Польшу не приехал и израильский премьер - в знак солидарности с российским президентом. Сегодня наши евроатлантические власти не приглашают официальных российских представителей на празднование нашего Освобождения от османского рабства посредством русско-турецкой войны", - отмечает историк, доцент Софийского университета имени святого Климента Охридского Дарина Григорова на своей странице в Facebook .

"Примечательно возросшее акцентирование внимания на роли украинских, румынских и финских воинов, сражавшихся за наше Освобождение. Их представляют едва ли не равными русским, которые составляли 90% воевавших. Более того, украинские войска неотделимы от российских, когда мы говорим о периоде, когда украинская нация не существовала. Политическая корректность пока не позволяет отрицать 3-е марта, но появились попытки манипулировать некоторыми его деталями", - пишет Добри Божилов , прославившийся на родине своими открытыми письмами властям. "Вчера, кроме Софии и Шипки, масштабные празднования были в Старой Загоре. Такие массовые мероприятия, которые в основном - выражение русофилии (3 марта не может быть не русофильским праздником), во время массовой медийной и правительственной оккупации антироссийскими и иностранными марионетками сулят общественные столкновения", - добавляет Божилов.

О том, что решение не приглашать российских официальных лиц на празднование принадлежит не самим болгарским властям, а их американским партнерам, пользователи соцсетей публикуют фотожабы.
Например:


Посол США в Болгарии , обращаясь к президенту Росену Плевнелиеву, говорит: "Росене, запрещаем вам приглашать русских на 3 марта!" "Хорошо, шеф", - отвечает Плевнелиев.

Еще одна фотожаба - на тему попыток исказить историю (найдите Владимира Путина):


"1878 год, освобождение Болгарии от турецкого присутствия войсками США, ЕС, НАТО".

Есть вот такие картинки:

"Русские агрессоры и болгарские сепаратисты в бою с законной османской властью".

В Балканский ужас

Слово "арнаут" у Даля поясняется как "изверг, зверский человек, басурман". В 1878 г. турецкие власти при подсказке английских дипломатов пришли к выводу, что именно албанцы будут наилучшим средством в борьбе против славянской и вообще христианской "угрозы". С их помощью две империи решали на Балканах каждая свою задачу при одной общей - всемерно ослабить Россию и лишить ее союзников - хотя бы и путем геноцида славян и христиан.

"Болгарские мученицы" 1877 худ. К. Маковский

После поражения европейцев в 1690 г. христианское население Османской империи подверглось мести со стороны турок и стало жертвой в сущности первой документально зафиксированной этнической чисткой в истории. Опустошительные турецкие военные походы создали условия для переселения албанского населения со своих исконных территорий на земли своих соседей - славян и греков. В XVIII веке большие массы албанских скотоводов из горных районов начинают спускаться в плодородные области края Косово и Метохии, где подавляющее большинство населения составляли православные сербы (1). Чуть более стал лет назад, в 1909 году, под псевдонимом Арчибальд Смит, австрийский книжный иллюстратор Готфрид Зибен выпустил серию "Balkangreuel" (Балканский кошмар) из двенадцати литографий, показывающих изнасилования и убийства христианских женщин на Балканах.

Самые значительные изменения в этнической структуре населения этой части Балканского полуострова произошли в период с середины XVIII века до середины XIX века. Албанская великодержавная программа появилась в конце XIX века. Все попытки балканских христиан привлечь албанцев к участию в совместной борьбе против господства Османской империи за национальное освобождение и модернизацию своего общества практически не дали результата.

В начале великого восточного кризиса (1875-1878 гг.) албанцы, находившиеся в рядах турецких регулярных и иррегулярных (башибузуки) войск отличались особой жестокостью. В результате только с территории современного Косова (тогдашнего Косовского вилайэта) в период с 1876 по 1912 год были вынуждены выселиться сотни тысяч православных сербов.

Главной ролью албанцев при султане были функции карателей, обращенные как против порабощенных народов Европы, так и против порабощенных народов Азии. Наиболее темные и отсталые слои населения Албании, не имея традиций государственности, охотно шли в услужение к кому угодно. Турки создали башибузучье движение - то есть формировали отряды албанских добровольцев турецкой иррегулярной пехоты. Имя «башибузук» стало нарицательным для характеристики человека, способного на самое возмутительное по своей жестокости насилие.
Вот цитата из обычного, далекого от политики, туристического справочника: «Название Арнавуткей означает "Албанская деревня": в старину из здешних жителей набиралась султанская лейб-гвардия, после столкновений с которой в русском языке появилось слово "арнаут" (у Даля оно истолковано как "изверг, зверский человек, басурман")» (2).

Дореволюционное свидетельство из книги «Жизнь в Ильдизе (изъ Contemporary Review)»: «С тех пор как Абдулъ-Гамид на престоле…Не питая доверия к окружающим, султан неусыпно контролируетъ сам стражу… Кроме военных чиновников, во дворце всегда имеется на лицо десятка два часовых, принадлежащих к албанским тюфенкджи (стрелкам); вооруженные с головы до ног, они помещаются со своим начальником въ особой комнате, готовые явиться по первому зову».
Аналогично свидетельствует и советское справочное издание, сообщая в статье об Абдул-Гамиде, что он «топил своих противников в Босфоре, замуровывал их в каменных стенах, ссылал на гибель в африканские пустыни, окружил себя гвардией из албанских головорезов»(4).

Репортажи Макгахана в английской газете были страшны своей документальностью, излагаемыми в них фактами. «…Капитан Ахмет-ага, будучи во главе отряда башибузуков, умертвил восемь тысяч жителей города, далекого от мест антитурецких восстаний — Батака. Еще до начала уничтожения жителей... из города было выведено двести молодых девушек, их заставляли плясать, насиловали, а потом всех убили, свалив трупы гнить под солнечным зноем. Так вот… Этот именно Ахмет-ага был произведен в паши и назначен членом комиссии, учрежденной по настоянию России для разбирательства злодейств, совершенных… башибузуками!»(3).
Деяния албанских башибузуков описаны в книге "Турецкие зверства в Болгарии" 1880 г. Например, историки приводят факт, как албанскими карателями вырезались повсеместно болгарские деревни. Осуществив истребление мирного населения, дикие албанские башибузуки устраивали на пепелище свои ритуальные, отдающие инфернальным началом, танцы, веселились, радовались, как охотники после удачной охоты. То, что отказывались делать даже турки - делали албанцы.
Ф.М.Достоевский в своем журнале, ссылаясь на информацию либерального издания «Новое время», писал: «Явились даже особенные артисты своего дела — башибузуки, изощрившиеся разрывать разом христианских младенцев, схватывая их за обе ноги»(5).

А знаменитый В.А. Гиляpовский в своей бессмертной "Шипке" помещает воспоминания о пpаздновании 25-летия освобождения Болгаpии pусской аpмией от туpецкого ига. Он лично был на тоpжествах сpеди pусских гостей. Болгаpы чествовали pусских как геpоев. «..я видел всюду задушевные встpечи, и вглядывался в самые мелочи общего, захватывающего востоpга наpодного... Все они помнят туpецкое иго, звеpства башибузуков, pазоpенные села свои, похищенных жен и дочеpей, поpуганную святыню... особенно pадовались нам мужчины и женщины пожилые...»
Судя по современной истории, большинство жителей балкан или предпочли забыть о этом в угоду сиюминутным выгодам (обещаниям оных), или просто отказались от своей истории. Те же болгары в обеих мировых войнах воевали против России, продолжают её и сегодня.

Что до современной Турции, то Эрдоган ставит те же цели, что и Абдул Хамид Второй - последний самодержец Османской империи, пытавшийся на панисламизме удержать ее от распада и шедший на любые преступления ради этой цели. В итоге Турция превратилась в полуколонию европейских держав. Экономические успехи конца прошлого - начала нынешнего веков вскружили правителям Турции голову. Решив, что ухватили аллаха за бороду и могут на равных торговаться с США, руководители Турции последовательно и планомерно загоняли государство в ловушку, которая почти захлопнулась.

У Турции был потенциальный союзник - Россия. Теперь вокруг Турции ции одни противники. Учитывая открытую поддержку курдов из Вашингтона, вопрос распада государства из разряда риторических переходит в практическую плоскость. Вполне возможно, что янки нацелились на полный контроль над проливами - с их амбициями это вполне возможно. Это вопрос не года и не пяти, но... но "дали будэ".

Источники:
(1) - «Россия Федеративная: проблемы и перспективы» (Под ред. Иванова В.Н.), М., 2008 г., глава 10, Глава 10. РОССИЯ - СРЮ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(2) - Цит. по Online Voyage, 2009 г.
(3) - Цит. по Ю.Сенчурову «Балканская Освободительная… или Путь на Голгофу».
(4) - См. Малая Советская Энциклопедия, М., 1930 г.
(5) - Новое время. 1877. 14(26) авг. № 524. Отд. «Последние известия». «По рассказам болгарских беглецов из долины Казанлыка».
Картины -

Включайся в дискуссию
Читайте также
Плавучий храм
презентация к уроку (4 класс) на тему
Освобождение сербии от османского ига