Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пасхальный крестный ход. Богословский смысл совершения крестного хода на пасху

Не нужно будет даже узнавать, Крестный ход на Пасху 2018: во сколько, если вы отправитесь на вечернюю службу. Служба начинается вечером в субботу и продолжается до полуночи, а затем после нее. Что касается Крестного хода, который является частью праздничной службы, то он проходит за некоторое время до наступления полуночи.

Об особенностях шествия

Если дать краткое описание Крестного хода на Пасху или в другой христианский праздник, то можно сказать, что это торжественное шествие. Сначала идут священнослужители с иконами и другой атрибутикой, церковным знаменами. За ними идут верующие, которые пришли на службу. В ходе Крестного хода освящается большая территория церкви.

Шествие проходит несколько раз в течение церковного года. Кроме Пасхи это также происходит на Крещение, на второй Спас для водоосвящения. Также церковные ходы часто организовываются в честь какие-то великих церковных или государственных событий. Иногда Крестный ход проводится церковью по чрезвычайным случаям, к примеру, при природных катаклизмах, бедствиях или войне.

Что еще важно знать

Пьяная процессия с хоругвями и священник с дьячком вышли из избы, где их только что на славу угостили после богослужения. Священник едва держится на ногах: чтобы спуститься с крыльца и не упасть при всем честном народе, он оперся рукой о столб. Обрюзгшее Лицо, помутневшие глаза, спутанные волосы на голове развенчивают святость духовного пастыря, «упившегося вином до положения риз».

Возле него три «падших грешника»: дьячок, растянувшийся на крыльце и беспомощно пытающийся подняться, и два мужика-мирянина: один залез под крыльцо мертвецки пьяным, а второму молодая крестьянка поливает голову холодной водой. Какая трагикомическая сцена, сколько в ней едкой сатиры.

«Богоносы» (так называли в деревне крестьян, согласившихся носить иконы и хоругви всю пасхальную неделю) тянут «кто в лес, кто по дрова» церковное песнопение («Христос воскресе из мертвых...»). Придурковатая молодая крестьянка с иконой в руках поет во все горло; видимо, она тоже приложилась к хмельному зелью.

Рядом с ней еле бредет дряхлый старик с понурой головой, в рваном армяке и лаптях. Он тоже изрядно выпил и даже не замечает, что икона перевернулась ликом к земле.

Впереди этих темных забитых людей идут три «справных», то есть зажиточных мужика в шубах и армяках. У одного в руках фонарь с зажженной свечой, у второго - развевающаяся по ветру хоругвь, у третьего - дароносица.

И так целую неделю «богоносы» ходили по деревням своего прихода, из избы в избу, разговляясь вместе с церковниками куличами и яйцами, пирогами и водкой или в крайнем случае брагой. Львиная доля пасхальных угощений с денежными приношениями отдавалась попу (его возчик принимает от хозяина избы это подаяние «в пользу господа бога»).

Погода ветреная, холодная. Все небо затянуто свинцовыми облаками. Одинокие деревья стоят голыми, только грачиные гнезда и скворечники «украшают» их. На земле лужи и грязь. Все это пасхальное шествие спускается в глубокий овраг, где виднеются почерневшие избы и церквушка.

Колористическое решение картины правдиво и выразительно. Яркие пятна то голубого цвета (на ризе и эпитрахили священника), то красного (сарафан хозяйки, изображенной на крыльце, юбка у женщины с иконой, дароносица в руках богоноса, кисти кушака и фонарь) останавливают на себе внимание. Зритель постепенно вникает в содержание картины, задумывается над ее значением.

Перов изобразил конкретный факт, но факт, типичный для тогдашней России. Смелая критика духовенства и темных сторон жизни крестьянства потрясла многих современников Перова, увидевших в картине протест художника против всего самодержавно-крепостнического строя.

«Сельский крестный ход на пасхе» был показан впервые на выставке Общества поощрения художников. Картину предложили немедленно изъять из экспозиции, но, к счастью, ее успел купить П. М. Третьяков, и «безнравственная» картина, разоблачающая ханжество и лицемерие духовенства, сохранилась.

.

Картина написана в конце ХIX века и по мнению искусствоведов относится к так называемому критическому реализму. Вроде бы она обличает пьянство на Руси и в частности в церковной среде. Но есть ли реализм в этой картине?

Действительно, на картине очень выразительно изображены пьяные люди. Однако, некоторые моменты заставляют задуматься: сам автор хоть немного знаком с христианской жизнью или пишет о том, о чем имеет весьма смутные представления, но при этом дерзает обличать то, в чем не разбирается.

Рассмотрим, какие же несоответствия изображены на картине.

Во-первых пасхальный крестный ход происходит в богослужебное время. Или ночью после вечерни перед литургией или утром после литургии. Перед пасхальным богослужением строгий пост! Так когда же участники крестного хода успели напиться??? Я вполне допускаю, что ПОСЛЕ крестного хода будет трапеза, где кто то напьется, но пьяные люди будут ПОСЛЕ крестного хода, а не ВО ВРЕМЯ!

Во-вторых, по мысли художника крестный ход выходит из дома, где люди праздновали Пасху и идет к церкви. Но если так, то почему священник в облачении? На нем епитрахиль и фелонь! По богослужебному уставу эти элементы облачения могут быть на священники только в богослужебное время, но ни как не на трапезе. И почему несут хоругви, фонарь и крест? Эти богослужебные предметы тоже не носят в трапезную. Бывает, что в монастырях монахи идут из храма в трапезу неким подобием крестного хода, однако у них нет упомянутых облачений и богослужебных предметов.

Сюжет картины – такая же неправда, как если бы люди шли по облакам.

Таким образом, возможны два варианта: или автор картины изобразил заведомую ложь, причем «шитую белыми нитками» или автор настолько нецерковный человек, что не знает, как проходит православное пасхальное богослужение! Мне кажется, что, скорее всего имеет место второй вариант: представители русской интеллигенции почему-то считают себя «самыми умными» и на этом основании присвоили себе право обличать и учить всех.

А теперь рассмотрим, что же видят на картине другие интеллигенты.

Наиболее выразительны лица пьяного священника, потерявшего человеческий образ, и молодой простоватой крестьянки со спущенными онучами. Явно захмелев, она истово поет молебен, полузакрыв глаза. Выразителен и мужичок, держащий перевернутую икону, надо понимать, тоже не совсем трезвый. Из крестьянского дома, в котором батюшка с причтом наотмечались Воскрешение Христово, предстоит нелегкий путь в церковь, виднеющуюся вдали. Судя по степени их опьянения, путь будет многотрудным… (Пелевин Ю.А. «Перов Василий Григорьевич, Сельский крестный ход на пасху»)

То есть критик замечает образы отдельных персонажей, но не замечает упомянутых мной фактических ошибок, которые заметил бы любой воцерковленный человек. Таким образом, критик не более воцерковлен, чем автор картины! О его невоцерковленности так же свидетельствует упоминание о женщине, «поющей молебен». Вообще то молебны не хор поют, а служат священнослужители, а во время движения крестного хода поется канон празднику.

Существенно, что критика нельзя обвинить в невнимательности:

Перову нельзя отказать в живописном таланте. Точно выверены социальные и психологические характеристики картинных персонажей. Передача фактуры материала доведена художником до иллюзии натурной достоверности. Лишь деревянная изба написана недостаточно убедительно, очевидно, она писалась по памяти, а не с натуры. (там- же)

То есть про избу критик заметил, а про несоответствие церковной жизни – нет.

А вот высказывания современников художника о картине:

Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Критика оценивала живописные особенности полотна. Нигилисты и «передовая» общественность, исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение«на ура». Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность … из живой действительности», «видя в этом одну грязь».
Неожиданной была реакция на картину Достоевского, после каторги не переносивший «отрицательного направления», в котором находил «язвительность и глумление, выплеснувшиеся наружу, когда стало разрешено». Но, Федор Михайлович, как ни странно, отозвался о «Крестном ходе» весьма положительно: «У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту». (там же)

Опять ни кто не заметил упомянутых фактических неточностей. Значит все упомянутые критики такие же нецерковные люди! Однако присвоили себе право рассуждать о церковной жизни, то есть о том, в чем не разбираются.

А теперь посмотрим на критические высказывания современных атеистов и «бог-в-душевцев» о современных церковных проблемах. Опять же довольно часто невежество как в вероучительных так и в бытовых вопросах.

Так стоит ли подобным интеллигентным людям обижаться, что церковь «игнорирует их»? Может быть, церковь просто следуют совету А.С. Пушкина: «не оспаривай глупца»?

Колян Платков
Ноябрь 2013г

Вы хотите подробнее узнать, про крестный ход на Пасху в 2019 году? Накануне этого праздника, который отмечается православными верующими 28 апреля 2019 года, в храмах идут церковные службы.

Особенно торжественным бывает богослужение в ночь с субботы на воскресенье. Оно идет всю ночь и называется всенощной.

Когда и как проходит крестный ход на Пасху в 2019 году? Во сколько будет крестный ход на Пасху? Расскажем об этом подробнее.

Это шествие получило такое название потому, что обычно во главе его идет священник, который несет большой крест. Другие священнослужители несут иконы и хоругви.

На Пасху впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, Евангелие, икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвечником и крестом.

В православии бывают продолжительные и короткие крестные ходы. Крестный ход на Пасху, как правило, бывает недолгим.

Где и когда проходит крестный ход на Пасху?

Церковная служба в Страстную субботу начинается вечером, в 20.00. А крестный ход проходит в ночь с субботы на воскресенье.

Во сколько будет крестный ход на Пасху? Это действие происходит ближе к полуночи. Все священнослужители становятся по чину у Престола. Священники и молящиеся в храме зажигают свечи. Торжественный звон колоколов – благовест – возвещает о наступлении великой минуты светлого праздника – воскресении Христовом.

Священнослужители и паства три раза обходят храм, каждый раз останавливаясь у его дверей. Первые два раза двери оказываются закрытыми, а на третий раз они открываются. Двери символизируют камень, который закрывал Гроб Господень и в день воскресения Иисуса Христа был отброшен.

Теперь вы знаете, когда и как проходит крестный ход на Пасху. После совершения крестного хода, с наступлением Пасхи, священники переодеваются в белые праздничные одеяния и служба продолжается.

Начинается Светлая заутреня, во время которой звучат радостные восклицания: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». После праздничной литургии, около 4 часов утра, верующие разговляются крашеными яйцами, кусочками кулича или пасхи.

Если накануне, в дни Страстной седмицы, колокола в храмах молчали, то на пасхальной неделе повсюду слышен благовест. На Пасху принято ходить в гости к друзьям и близким, угощаться самим и угощать других.

В старину в эти дни устраивали народные гулянья, водили хороводы, качались на качелях. Широко отмечают этот праздник и в наше время.

В далеком 1966 году, еще никакой не нобелевский лауреат и не общественный деятель, а просто писатель и бывший учитель физики и астрономии средней школы - Александр Солженицын написал удивительный очерк «Крестный ход на Пасху» -честный и проникновенный. Прочитаем его и сравним с нашими, с сегодняшними пасхальными крестными ходами по всей России. Как многое изменилось и, слава Богу, в лучшую сторону! Но забывать от том, что было и может быть иначе - мы не должны.

Александр Солженицын

Учат нас теперь знатоки, что маслом не надо писать все, как оно точно есть. Что на то цветная фотография. Что надо линиями искривленными и сочетаниями треугольников и квадратов передавать мысль вещи вместо самой вещи. А я недоразумеваю, какая цветная фотография отберет нам со смыслом нужные лица и вместит в один кадр пасхальный крестный ход патриаршей переделкинской церкви через полвека после революции. Один только этот пасхальный сегодняшний ход разъяснил бы многое нам, изобрази его самыми старыми ухватками, даже без треугольников.

За полчаса до благовеста выглядит приоградье патриаршей церкви Преображения Господня как топталовка при танцплощадке далекого лихого рабочего поселка. Девки в цветных платочках и спортивных брюках (ну, и в юбках есть) голосистые, ходят по трое, по пятеро, то толкнутся в церковь, но густо там в притворе, с вечера раннего старухи места занимали, девчонки с ними перетявкнутся и наружу; то кружат по церковному двору, выкрикивают развязно, кличутся издали и разглядывают зеленые, розовые и белые огоньки, зажженные у внешних настенных икон и у могил архиереев и протопресвитеров.

А парни — и здоровые, и плюгавые все с победным выражением (кого они победили за свои пятнадцать-двадцать лет? — разве что шайбами в ворота…), все почти в кепках, шапках, кто с головой непокрытой, так не тут снял, а так ходит, каждый четвертый выпимши, каждый десятый пьян, каждый второй курит, да противно как курит, прислюнивши папиросу к нижней губе. И еще до ладана, вместо ладана, сизые клубы табачного дыма возносятся в электрическом свете от церковного двора к пасхальному небу в бурых неподвижных тучах. Плюют на асфальт, в забаву толкают друг друга, громко свистят, есть и матюгаются, несколько с транзисторными приемниками наяривают танцевалку, кто своих марух обнимает на самом проходе, и друг от друга этих девок тянут, и петушисто посматривают, и жди как бы не выхватили ножи: сперва друг на друга ножи, а там и на православных. Потому что на православных смотрит вся эта молодость не как младшие на старших, не как гости на хозяев, а как хозяева на мух.

Все же до ножей не доходит — три-четыре милиционера для прилики прохаживаются там и здесь. И мат — не воплями через весь двор, а просто в голос, в сердечном русском разговоре. Потому и милиция нарушений не видит, дружелюбно улыбается подрастающей смене. Не будет же милиция папиросы вырывать из зубов, не будет же она шапки с голов схлобучивать: ведь это на улице, и право не верить в Бога ограждено конституцией. Милиция честно видит, что вмешиваться ей не во что, уголовного дела нет.

Растесненные к ограде кладбища и к церковным стенам, верующие не то чтоб там возражать, а озираются, как бы их еще не пырнули, как бы с рук не потребовали часы, по которым сверяются последние минуты до Воскресения Христа. Здесь, вне храма, их, православных, и меньше гораздо, чем зубоскалящей, ворошащейся вольницы. Они напуганы и утеснены хуже, чем при татарах.

Татары наверное не наседали так на Светлую Заутреню.Уголовный рубеж не перейден, а разбой бескровный, а обида душевная — в этих губах, изогнутых по-блатному, в разговорах наглых, в хохоте, ухаживаниях, выщупываниях, курении, плевоте в двух шагах от страстей Христовых. В этом победительно-презрительном виде, с которым сопляки пришли смотреть, как их деды повторяют обряды пращуров.

Между верующими мелькают одно-два мягких еврейских лица. Может крещеные, может сторонние. Осторожно посматривая, ждут крестного хода тоже.

Евреев мы все ругаем, евреи нам бесперечь мешают, а оглянуться б добро: каких мы русских тем временем вырастили? Оглянешься — остолбенеешь.

И ведь кажется не штурмовики 30-х годов, не те, что пасхи освященные вырывали из рук и улюлюкали под чертей — нет! Это как бы любознательные: хоккейный сезон по телевидению кончился, футбольный не начинался, тоска, — вот и лезут к свечному окошечку, растолкав христиан как мешки с отрубями, и, ругая «церковный бизнес», покупают зачем-то свечки.

Одно только странно: все приезжие, а все друг друга знают, и по именам. Как это у них так дружно получилось? Да не с одного ль они завода? Да не комсорг ли их тут ходит тоже? Да может эти часы им как за дружину записываются? Ударяет колокол над головой крупными ударами — но подменный: жестяные какие-то удары вместо полнозвучных глубоких. Колокол звонит, объявляя крестный ход.

И тут-то повалили! — не верующие, нет, опять эта ревущая молодость. Теперь их вдвое и втрое навалило во двор, они спешат, сами не зная, чего ищут, какую сторону захватывать, откуда будет Ход. Зажигают красные пасхальные свечечки, а от свечек — они прикуривают, вот что! Толпятся, как бы ожидая начать фокстрот. Еще не хватает здесь пивного ларька, чтоб эти чубатые вытянувшиеся ребята — порода наша не мельчает! — сдували бы белую пену на могилы.

А с паперти уже сошла голова Хода и вот заворачивает сюда под мелкий благовест. Впереди идут два деловых человека и просят товарищей молодых сколько-нибудь расступиться. Через три шага идет лысенький пожилой мужичок вроде церковного ктитора и несет на шесте тяжеловатый граненый остекленный фонарь со свечой. Он опасливо смотрит вверх на фонарь, чтоб нести его ровно, и в стороны так же опасливо. И вот отсюда начинается картина, которую так хотелось бы написать, если б я мог: ктитор не того ли боится, что строители нового общества сейчас сомнут их, бросятся бить?..

Жуть передается и зрителю.

Девки в брюках со свечками и парни с папиросами в зубах, в кепках и в расстегнутых плащах (лица неразвитые, вздорные, самоуверенные на рубль, когда не понимают на пятак; и простогубые есть, доверчивые; много этих лиц должно быть на картине) плотно обстали и смотрят зрелище, какого за деньги нигде не увидишь.

За фонарем движутся двое хоругвей, но не раздельно, а тоже как от испуга стеснясь.

А за ними в пять рядов по две идут десять поющих женщин с толстыми горящими свечами. И все они должны быть на картине! Женщины пожилые, с твердыми отрешенными лицами, готовые и на смерть, если спустят на них тигров. А две из десяти — девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки — но как очищены их лица, сколько светлости в них. Десять женщин поют и идут сплоченным строем. Они так торжественны, будто вокруг крестятся, молятся, каются, падают в поклоны. Эти женщины не дышат папиросным дымом, их уши завешаны от ругательств, их подошвы не чувствуют, что церковный двор обратился в танцплощадку.

Так начинается подлинный крестный ход! Что-то пробрало и зверят по обе стороны, притихли немного.

За женщинами следуют в светлых ризах священники и дьяконы, их человек семь. Но как непросторно они идут, как сбились, мешая друг другу, почти кадилом не размахнуться, орарий не поднять. А ведь здесь, не отговорили б его, мог бы идти и служить Патриарх всея Руси!..

Сжато и поспешно они проходят, а дальше — а дальше Хода нет. Никого больше нет! Никаких богомольцев в крестном ходе нет, потому что назад в храм им бы уже не забиться. Молящихся нет, но тут-то и поперла, тут-то и поперла наша бражка! Как в проломленные ворота склада, спеша захватить добычу, спеша разворовать пайки, обтираясь о каменные вереи, закруживаясь в вихрях потока — теснятся, толкаются, пробиваются парни и девки — а зачем? Сами не знают. Поглядеть, как будут попы чудаковать? Или просто толкаться — это и есть их задание?

Крестный ход без молящихся! Крестный ход без крестящихся! Крестный ход в шапках, с папиросами, с транзисторами на груди — первые ряды этой публики, как они втискиваются в ограду, должны еще обязательно попасть на картину!

И тогда она будет завершена!

Старуха крестится в стороне и говорит другой:

— В этом году хорошо, никакого фулиганства. Милиции сколько.

Ах, вот оно! Так это еще — лучший год?..

Что ж будет из этих роженых и выращенных главных наших миллионов? К чему просвещенные усилия и обнадежные предвидения раздумчивых голов? Чего доброго ждем мы от нашего будущего?

Воистину: обернутся когда-нибудь и растопчут нас всех!

И тех, кто натравил их сюда — тоже растопчут.

Несколько слов в заключение

Сорок девять лет назад в старинном церковном притворе патриаршего Подворья, разворачивалась брань духовная: добро и зло вновь боролись за обладание душой человеческой. И весьма значительно, что среди всей этой толпы воинствующих безбожников совершался крестный ход. Он шел «с твердыми отрешенными лицами, готовый на смерть, даже если на них спустят тигров. А две из них - девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки, но как очищены их лица, сколь светлости в них».

Один православный паломник несколько лет назад, уже в нашем 21 -ом веке, тоже принял участие в переделкинском крестном ходе. Он делится своими воспоминаниями:

«Я посетил переделкинский храм и, к счастью, не нашел там "топталовки при танцплощадке", не нашел того духовного разорения, описанного Солженицыным, а узнал Россию, возрождающуюся по молитвам тех великих людей, защитивших веру своей душой. В храме было множество народу, была и молодежь, без сигарет, без разврата, с чистым сердцем - дети тех, кто, быть может, смело и храбро шел сквозь строй безбожников в ту далекую теперь пасхальную ночь шестьдесят шестого года. Так, через поколение, пришло примирение в народе с Богом, с Церковью и с самими собой. В числе молящихся был и я, счастливый тем, что Христос победил зло атеизма своей Пасхой».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Глава балашихи подал в отставку на фоне скандала со свалкой
Значение отчества игоревна
Что означает имя федя. Что означает имя федор. Значение имени Федор для секса